» » Составить анализ стихотворения - Капитаны - Н. С

Составить анализ стихотворения - Капитаны - Н. С

Н. Гумилев с детства грезил о дальних краях. Повзрослев, он осуществил свою мечту, мотивы же путешествий появились в его творчестве задолго до того, как поэт побывал в экзотических странах. Стихотворению о мореплавателях посвящена эта статья. Изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Капитаны» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1909 г. когда поэт гостил у Максимилиана Волошина в Коктебеле.

Тема стихотворения – жизнь и приключения мореплавателей.

Композиция – «Капитаны» - цикл, состоящий из четырех стихотворений, каждое из которых посвящено определенному аспекту жизни моряков. Соответственно, по смыслу стихотворение делится на четыре части.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – первое стихотворение написано трехстопным анапестом, второе - четырехстопным амфибрахием, третье - трехстопным хореем, четвертое - пятистопным ямбом; рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «солью моря пропитана грудь», «безумствует море», «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина».

Эпитеты «полярные моря», «дерзостный путь», «трепещущий мостик», «острый, уверенный взгляд», «многозвездная» .

Сравнения «как смерть, бледны его товарищи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к раннему периоду творчества Н. Гумилева. Его поэт создал, когда гостил у своего друга Максимиана Волошинав 1909 г. Очевидцы вспоминали, что цикл был написан за несколько вечеров. Видимо, так сильно вдохновила Николая Степановича морская природа Коктебеля.

Существует мнение, что «Капитаны» - коллективное творение нескольких поэтов, гостивших у Волошина. Эта версия была опровергнута А. Толстым. Он вспоминал, как несколько вечеров подряд Гумилев работал над стихами. Он даже запирался в комнате, чтобы ему не мешали. После напряженного творческого процесса Николай Степанович прочитал стихотворения друзьям.

Тема

В стихотворении автор раскрыл тему морских путешествий, характерную для литературы эпохи романтизма. В центре произведения образ моряка. Он сборный и многоликий, в каждом произведении цикла открывается его определенная грань.

В первой части создается обобщенный образ капитана. Это смелый, сильный человек, который всегда готов бросить вызов морской стихии и отметить на карте «дерзостный путь» .

Лирический герой восхищается опытным мореплавателем, который не боится мели и ураганов. Капитан - настоящий лидер, который быстро справляется с бунтом на борту. Стоит ему вытащить пистолет, как его команда прекращает бунтовать и начинает слаженно работать, штурмуя безумствующее море.

Вторую часть Н. Гумилев посвятил всем путешественникам и первооткрывателям. В ней он перечисляет имена наиболее известных мореплавателей. Он не забывает ни об одном поколении смельчаков, упоминая даже о людях «на первом плоту» . Поэт уверен, что этим людям опостыли родные края, поэтому они и отправились на поиски приключений.

О пребывании моряков на суше автор рассказывает в третьем произведении цикла. Создано оно в духе пиратских романов. Причалив к берегу, моряки спешат в таверны, где за бутылкой сидра рассказывают о том, что видели в далеких краях. Гулянья продолжаются «от заката до утра» . Моряки, привыкшие к свободе, не прочь порезвиться и за пределами таверн. Они затевают драки, продают знатным иностранкам обезьянок и играть в карты. Веселье прекращается, как только покорители морей слышат рупор капитана.

Четвертая часть основана на легенде о Корабле Летучего Голландца. Согласно преданью, он сотни лет бороздит морские просторы. За штурвалом корабля-призрака капитан с окровавленной рукой, а члены его команды бледны, «как смерть» . Автор уверен, что таинственный указывает путь, ведущий к краю моря.

Композиция

«Капитаны» - цикл, состоящий из четырех стихотворений, каждое из которых посвящено определенному аспекту жизни моряков. По смыслу цикл делится на четыре части. Каждая часть состоит из катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - элегия, ведь лирический герой утопает в грезах о капитанах. Произведения цикла отличаются с точки зрения стихотворного размера: первое написано трехстопным анапестом, второе - четырехстопным амфибрахием, третье - трехстопным хореем, четвертое - пятистопным ямбом. В тексте используется перекрестная рифмовка АВАВ.

Средства выразительности

Чтобы оригинально интерпретировать тему путешествий и приключений мореплавателей, Н. Гумилев использовал средства выразительности. Они же помогли создать сборный образ отважного моряка. В тексте есть метафоры - «солью моря пропитана грудь», «безумствует море», «какие наркозы когда-то рождала для вас глубина» ; эпитеты - «полярные моря», «дерзостный путь», «трепещущий мостик», «острый, уверенный взгляд», «многозвездная» и сравнение - «как смерть, бледны его товарищи».

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 7.

Я иду на урок: 7-й класс

Татьяна ПОЛОМОШНОВА

Татьяна Алексеевна ПОЛОМОШНОВА - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 11, г. Кемерово.

Прекрасный и загадочный поэт

Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7-м классе

Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду.
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.

Н.Гумилёв

В учебнике-хрестоматии для 7-го класса под редакцией А.Г. Кутузова для знакомства с творчеством Н.С. Гумилёва предлагается стихотворение «Капитаны», написанное в июне 1909 года в Коктебеле в доме Волошина. Оно входит в цикл стихотворений под таким же названием. Этот цикл рассказывает читателю об отважных капитанах, о путешественниках-мореходах, флибустьерах, о весёлых матросах и конквистадорах - участниках испанских завоевательных походов в Южную и Центральную Америку в конце XV–XVI веке, о Летучем Голландце, таинственном корабле-призраке.

Стихотворение «Капитаны» вошло в сборник «Жемчуга» (стихи 1907–1910 годов). Лирический герой этого сборника мечтает о путешествиях на Восток и в Африку. Этот герой - романтик и оригинал, но его мечта вполне осуществима. Африка была мечтой достижимой, и Гумилёв за ней отправился. Даже не поставив в известность родителей, в двадцать три года поэт отбыл из Парижа, где он тогда учился, в Египет и Судан. Затем, в 1909–1910 годах, он уже из России вновь уехал в Африку, в Абиссинию в составе русской экспедиции. Поэтический мир молодого поэта неслучайно населён таинственными девами, пиратами, корсарами, слонами, носорогами, жирафами, обезьянами и мудрыми попугаями с Антильских островов.

По контрасту на втором уроке мы читаем стихотворение Гумилёва «Дождь» (1915).

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «Капитан». Посетив сайт интернет магазина «Капитан», который располагается по адресу kapitan.ua , Вы найдете все для рыбалки и отдыха на воде. В богатый ассортимент интернет магазина входят лодки и лодочные моторы, удилища, лески, фонари, садки, эхолоты, метеостанции и многое другое. Удобный рубрикатор поможет быстро найти нужные товары, а возможность безналичного расчета платежа и доставка покупки по Киеву и всей Украине позволят совершить заказ, не покидая кресла за своим компьютером.

Урок 1. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны»

Урок оформлен портретом поэта (Н.С. Гумилёв. Фото М.С. Наппельбаума. 1921 г.) и рисунками детей, иллюстрациями к стихотворению «Капитаны» и повести А.Грина «Алые паруса».

Урок начинается с рассказа, подготовленного одним из учащихся. Это краткая биографическая справка о поэте и история создания стихотворения «Капитаны».

Выразительное чтение стихотворения тоже надо заранее подготовить. Первое прочтение может выполнить учитель.

Следующий этап урока - беседа по тексту стихотворения.

Кто является главным героем этого стихотворения?

Почему главный герой не один капитан, а капитаны?

В стихотворении Н.Гумилёва герой многолик, он “собран” из разных лиц и людей... Такой образ называют собирательным или обобщённым.

- Как выглядит герой произведения?

В тетрадь ребята записывают детали портрета, создающие образ: высокие ботфорты, за поясом пистолет, манжеты из брабантских кружев. На другой странице записываем также лексическое значение непонятных слов: брабантские, ботфорты, фелуки и другие слова, которые нам встретятся в процессе работы над текстом; значение некоторых находим в сносках учебника, другие - в словаре.

- Какими качествами характера наделил Н.Гумилёв своего героя-капитана?

Записываем: капитаны - “открыватели новых земель”, они не боятся ураганов, изведали “мальстрёмы и мель”, они любят “дерзостные”, то есть опасные, пути, они “не трепещут перед грозой”, то есть не трусят, у них острый, уверенный взгляд.

- Давайте вспомним, где мы видели подобный портрет. (Распечатки отрывка из повести-феерии «Алые паруса» на столах, каждый участник беседы может вспомнить этот текст.)

В 6-м классе мы прочитали повесть-феерию А.Грина «Алые паруса». Маленький Грей был поражён портретом, который вдруг открылся ему на стене библиотеки.

“Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображён в последнем моменте взлёта. Корабль шёл прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух... Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю... Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего, собственно, не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряжённость внимания, обращённого к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завёрнутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и чёрная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нём капитана, танцующее положение тела - взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощён опасным моментом и кричал - но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину”.

- Чем соотносятся эти портреты? Какая идея объединяет замыслы Грина и Гумилёва?

Эти образы навеяны книжной романтикой, произведениями Стивенсона и Киплинга. Они пронизаны энергией, движением, “заражают” читателя романтикой дальних странствий.

- Определите художественное пространство стихотворения.

Полярные и южные моря, изгибы зелёных зыбей, базальтовые и жемчужные скалы, новые земли, разорванная карта, дерзостный путь быстрокрылых кораблей, трепещущий мостик, покинутый порт, гребни волн до небес - пространство, ничем не ограниченное, наполненное романтикой. При создании образа пространства автор использовал большое количество эпитетов, гипербол.

- Найдите в стихотворении “цветовые” слова. Почему их там много?

Зелёные зыби морей, белая соль моря, белые клочья пены, розоватые с золотом кружева манжет, чернота и блеск “многозвёздной” ночи, жёлтый свет маяка - эти цветовые образы помогают представить нам яркий, романтический мир, в котором живут капитаны.

- Как построено стихотворение Гумилёва? Что мы замечаем, если разобьём его на маленькие картинки?

1-я картинка: по зелёным волнам плывут парусные фрегаты; даже слышно, как шелестят под ветром их паруса.

2-я картинка: капитаны, стоящие у штурвалов кораблей; они смотрят вдаль или отмечают путь “иглой на разорванной карте”.

3-я картина: капитан стоит на трепещущем мостике, отряхивает с ботфорт клочья пены, он грустен, так как вспомнил покинутый порт.

4-я картинка: бунт на корабле, капитан усмиряет бунтовщиков.

5-я картинка: гроза, море безумствует и плещет, но фрегаты бесстрашно идут вперёд.

6-я картинка: морской бой с контрабандистами, капитан уверенно командует фрегатом.

7-я картинка: ночь, капитан смотрит в темноту и видит вдали свет маяка.

Автор рассказывает обо всех приключениях героев, он словно выбирает самые яркие из них, обращает внимание читателя на самые интересные сцены. Получается своеобразная “мозаика”, композиционный коллаж, объединённый чувствами лирического героя (капитана). Это желание открывать новые земли, смелое стремление вперёд, мужество в бою, радость победы над стихией.

Следующий этап работы - определение размера и ритма текста. При помощи учителя ребята приходят к выводу, что трёхстопный анапест, которым написано стихотворение «Капитаны», так же, как и перекрёстная рифма, создаёт ощущение быстрого движения вперёд, передаёт динамику и яркость событий, переживаемых капитаном. В трёх последних четверостишиях эта динамика подчёркнута глаголом в повелительном наклонении (пусть безумствует ) и глаголами с отрицанием (не трепещет, не свернёт ). При помощи риторического вопроса (две последние строфы) усиливается мотив отваги и дерзости романтика-капитана.

В рабочих тетрадях учеников остались записи: работа с лексикой стихотворения, работа с терминами, характеристика лирического героя, запись построения текста (картинки, при помощи которых развивается лирический сюжет). Таким образом произошло знакомство с художественным миром стихотворения Н.Гумилёва «Капитаны» и с особенностями стиля автора.

Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения «Дождь»; подумать, почему один и тот же автор создал такие разные стихотворения. Есть ли всё же какое-то сходство между этими текстами?

Урок 2. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Дождь»

Урок оформлен фотопортретом поэта (Н.С. Гумилёв. Париж. 1908 г. Фото М.А. Волошина), иллюстрациями учащихся к стихотворению «Дождь».

Стихотворение «Дождь» (июль 1915 г.) вошло в сборник «Колчан» (1916), вышедший в самый разгар Первой мировой войны. Гумилёв уже в августе 1914 года записывается добровольцем и служит прапорщиком в гусарском полку. За смелость в боях он был награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Но отклики на войну занимают в этой книге очень мало места. В «Колчане» мы словно читаем дневник, в котором искренне и драматично раскрывается душа поэта, который, несмотря на весь трагизм реальной жизни, по-прежнему верит в её внутреннюю гармонию.

Стихотворение необычно уже тем, что на фоне стихотворений «Венеция», «Пиза», «Генуя», «Неаполь» и др., написанных по воспоминаниям и вошедших в этот сборник, оно выглядит самым русским, скорее “петербургским” стихотворением, каких у Н.С. Гумилёва немного.

Стихотворение «Дождь» относится к пейзажной лирике, с которой учащиеся знакомились в 5-м и 6-м классах (стихотворения А.Фета, К.Бальмонта, А.Бунина, С.Есенина), поэтому некоторые навыки работы над текстом такого плана уже сформированы.

Стихотворение читаем выразительно дважды, можно сопоставить чтение двух учеников, кто прочитал более эмоционально, какой вариант чтения больше пришёлся по душе слушателям, почему.

На втором этапе урока совмещаем работу с текстом по вопросам, словарную работу и записи в тетрадь.

Вопросы для анализа

- Каким предстаёт мир с точки зрения лирического героя стихотворения?

Мир кажется рябым, но всё равно ярким, хоть и идёт дождь (“ничто в нём не поблёкло”). Этот мир открыт герою, это родной мир, который его радует: “ничто... не сделалось чужим”. Лирический герой смотрит на мир сквозь забрызганное дождём окно. Это важная художественная деталь текста, так как окно - это граница между человеком и миром, в какой-то степени искажающая реальную картину.

- Как забрызганное окно изменяет картину мира?

Зелень выглядит “чуть зловещей ”. Необычный эпитет, который можно отнести скорее к живому существу, чем к природному миру. Во втором катрене есть цветовая оппозиция: зловещая зелень - кровавые розы. Оппозиция подчёркивает яркость и неоднозначность мира за окном.

- Каково значение образа капель в третьей строфе?

Капли, как живые, “плещутся и бормочут”. Кроме олицетворения, в третьей строфе есть ещё и необычное сравнение: капли сравниваются с монашенками, которые в часы вечерни поют псалом “торопливым голоском”. Это звуковой образ, он построен на сходстве: плеск капель напоминает песню монашенок. Аллитерации подчёркивают это сходство. Образ капель-монашенок, сменивший зловещую, как купорос, зелень и кровавые розы, ещё раз подчёркивает многоликость и неоднозначность мира за окном.

- Что странного можно увидеть в четвёртой строфе?

Строфа начинается странно: “Слава, слава небу в тучах чёрных!” Более логично, с точки зрения обычного читателя, прославить солнце и безоблачное небо. Для лирического героя дождь - это начало новой жизни: он дождливое небо сравнивает с весенней рекой, несущей воду, новую жизнь природе. Так как он смотрит в небо, то вместо рыб видит среди воды стволы деревьев, растущих на горе. Сквозь пелену дождя кажется, что деревья движутся, “мечутся” в мутной воде, словно рыбы. Необычная, наполненная призрачным движением, размытая, словно акварель, метафора удивительно красива. Это образ достоверный, но в то же время и сказочный, чудесный, как и весь поэтический мир Н.Гумилёва.

- Какие “волшебные” образы появляются в последней строфе? Как они связаны с дождём?

Образ воды, реки порождает другой, связанный с ним призрачный образ - гиблого омута и волшебной мельницы. Эти образы, равно как и “ржанье бешеных коней”, приходят к лирическому герою словно бы из детских книг, из прошлого. И в этих чудесах “повинен” дождь.

- Как образ души (два заключительных стиха) связан с предыдущим текстом и какова его роль?

Душа героя названа “несчастнейшей из пленниц”. Пленница - женщина, находящаяся в плену, лишённая свободы. Слово пленница этимологически родственно слову пелена - покров, то, что закрывает, заволакивает.

Реальная картина мира для героя закрыта пеленой дождя. Душа каждого человека всегда пленница чувств, предрассудков, морали. Душа всегда страдает по идеалу, поэтому она всегда несчастна. Но легче и вольней той душе, которая верит в сказку, которая за пеленой дождя видит чудесное: яркую зелень, кровавые розы, бегущие деревья, волшебные мельницы и бешеных коней.

Стихотворения «Капитаны» и «Дождь» написаны Н.С. Гумилёвым в разное время. Когда поэт работал над сборником «Жемчуга», он был молод, очарован романтикой дальних странствий. Время создания сборника «Колчан» - это смутное и суровое время для Гумилёва: война, личная драма (разрыв с женой А.А. Ахматовой). Теперь он учится ценить жизнь в самых разных её проявлениях, открывает смысл уединения, поэтому теперь его стихи наполнены внутренней душевной сосредоточенностью.

Хотя два стихотворения Н.С. Гумилёва очень несхожи, в том и в другом главный мотив - это отношение к жизни как к священному дару, вера в то, что жизнь человека на земле не бессмысленна.

Приложение

Сквозь дождём забрызганные стёкла
Мир мне кажется рябым;
Я гляжу: ничто в нём не поблёкло
И не сделалось чужим.

Только зелень стала чуть зловещей,
Словно пролит купорос,
Но зато рисуется в ней резче
Круглый куст кровавых роз.

Капли в лужах плещутся размерней
И бормочут свой псалом,
Как монашенки в часы вечерни
Торопливым голоском.

Слава, слава небу в тучах чёрных!
То - река весною, где
Вместо рыб стволы деревьев горных
В мутной мечутся воде.

В гиблых омутах волшебных мельниц
Ржанье бешеных коней,
И душе, несчастнейшей из пленниц,
Так и легче и вольней.

Июль 1915

Это стихотворение относится к одному из первых сборников Гумилева, когда "муза странствий еще не покинула его". В этом стихотворении он прославляет мужество силу и доблесть "открывателей новых земель", образ этот у него сочетает в себе капитана военно-морского флота и испанского пирата. Его капитаны - это люди, жившие во времена, когда открывали Америку, поэтому образ капитана напоминает героев тогдашних романов. Очень ярко здесь проявляются многие особенности его раннего творчества: экзотичность, буйство красок: "золото с кружев", "…розоватых … манжет"; Набор чувств, любовь к пышному внутреннему и внешнему убранству, строгость формы. Подчеркивается мужество лирического героя, который пытается найти свое счастье за чертой бытия. Гумилев в этом стихотворении выступает как романтический поэт, многое здесь идеализированно и преувеличенно. Это стихотворение очень понравилось нам своей экзотичностью и особенно полюбился лирический герой, напоминающий искателя приключений. 4

«Капитаны» построены как поэтическое описание живописного полотна (какой вам представляется эта картина?). Морской фон прописан при помощи стандартных приемов художественной маринистики («скалы», «ураганы», «клочья пены», «гребни волн»). В центре живописной композиции – вознесенный над стихией и толпой статистов-матросов сильный человек, будто сошедший со страниц прозы Р. Киплинга (Гумилев увлекался творчеством этого английского писателя).

Одним из принципиальных тезисов акмеистических манифестов стал тезис о доверии к трехмерному миру, о художественном освоении многообразного и яркого земного мира. Действительно, на фоне символистской образности ранние стихотворения Гумилева выглядят более конкретными и сочными. Они выстроены по законам риторической ясности и композиционного равновесия (ясность и равновесие – еще два важных стилевых принципа акмеизма). Однако большая степень предметности, которая заметна в «Капитанах», сама по себе не гарантировала приближения поэта к социально-исторической реальности и тем более – содержательного углубления лирики.

Менялся лишь тип лиризма – на смену интимно-исповедальной приходила манера опосредованного выражения, когда поэт избегал открытой рефлексии, как бы «переводя» свое настроение на язык зримых, графически четких образов. Сами же эти образы чаще ассоциировались с «мирами искусств» (театром, живописью, наследием прежних литературных эпох), чем с конкретной исторической реальностью предреволюционного десятилетия в России.

Самый экспрессивный образ «теневой» жизни создается неожиданной «материализацией» категории времени во второй строфе.

Как видим, если прежде стилю Гумилева была свойственна эстетизированная, декоративная предметность, то в стихах последнего сборника материальность, фактурность тех или иных деталей служит совсем не орнаментальным целям. Вместо праздничной украшенности лирическому герою открывается теперь ограниченность земной жизни. Земное существование утратило для него самоценность.

Среди других поэтов серебряного века Н. Гумилев выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции. Не случайно и многие мемуаристы, оставившие воспоминания о нем, и большинство критиков и исследователей поэзии Гумилева писали прежде всего о заметном качественном росте его творчества, о тематической и стилевой трансформации поэзии. Параллельно с расширением тематического содержания лирика Гумилева последовательно углублялась, а рост формального мастерства поэта был лишь внешним выражением духовного роста его лирического героя. Между стихотворениями первых трех сборников Гумилева и шедеврами его последней поэтической книги – не только преемственность (она, конечно, ощутима), но и контраст. Порой этот контраст даже интерпретируется как разрыв или неожиданная метаморфоза.

«Капитаны»
Николай Гумилев

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.

Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь

И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,

Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.

Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.

Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,

Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?

Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де-Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!

Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!

А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!

И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!

Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!

И кажется - в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.

С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»

И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица…
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!

Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.

Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.

Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости
Амулет зажать в полу,
Вы проигрывая в кости
На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.

Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.

Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною,
В штурвал вцепляется - другою.

Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.

И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.

Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря -

О том, что где-то есть окраина -
Туда, за тропик Козерога! -
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.
Анализ стихотворения Гумилева «Капитаны»

Николай Гумилев в душе был романтиком и мечтал о дальних странах. Ему удалось осуществить задуманное и побывать в нескольких научных экспедициях. Но за несколько лет до путешествий он создал небольшой цикл стихов под названием «Капитаны», в котором явно прослеживаются нотки ностальгии. Начитавшись книг о жизни моряков, молодой поэт готов был сбежать от серой реальности на край света ради того, чтобы только почувствовать на губах привкус соли и испытать ни с чем не сравнимое чувство свободы.

Цикл «Капитаны» был создан летом 1909 года, когда Николай Гумилев гостил в Коктебеле у Максимилиана Волошина. Существует версия, что он был написан совместно с группой поэтов, которые обсуждали каждую строчку. Однако, по воспоминаниям Алексея Толстого, поэт несколько дней подряд запирался в своей комнате, работая над «Капитанами», а уж после представил стихи на суд своих друзей.

Цикл состоит из четырех произведений, которые объединены общей идеей романтики и путешествий. В первом из стихотворений Гумилев восхищается тем, как «меж базальтовых скал и жемчужных шелестят паруса кораблей». Образ «открывателей новых земель» настолько мил поэту, что он мысленно путешествует с ними и в собственных фантазиях переживает все те испытания, которые проходят его герои. Прокладывание пути на карте, подавление корабельного бунта, встречи с пиратами и школа выживания во время шторма – все эти составляющие морской жизни вдохновляют автора и заставляют его мечтать о подвигах. Мужество людей, которые каждый день ведут борьбу с морской стихией, не может оставить Гумилева равнодушным. «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?», - вопрошает поэт.

Второе стихотворение цикла – гимн первооткрывателям и пиратам, которые не представляют себе спокойную жизнь на суше. Их влечет опасность и необходимость постоянно рисковать ради достижения собственных целей. «Как странно, как сладко входить в ваши грёзы, заветные ваши шептать имена», - отмечает автор. Ему кажется, что «в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога». И именно себя Гумилев видит в качестве того человека, который когда-нибудь совершит новое открытие и побывает там, где «розы краснее, чем пурпур царей».

Однако как бы не манили моряков новые страны, они рано или поздно возвращаются в родной порт, переполненные новыми впечатлениями. И именно встрече с родиной посвящено третье стихотворение цикла «Капитаны». Суша дарит им то, чего они были лишены в своих странствиях. Женщины, пивные, игра в карты и кости, попытки узнать свою судьбу у гадалки… Но когда «смолкает зов дурмана», каждый моряк вспоминает о своем истинном предназначении. И тогда для него нет ничего важнее, чем «рупор капитана», который вновь зовет к отплытию.

Финальное стихотворение цикла посвящено морским легендам и загадкам, одной из которых является история о Летучем Голландце – корабле-призраке. Он является символом смерти и предвещает ее каждому, кто столкнется с этим призраком в море. У автора нет ответа на вопрос, откуда взялся этот корабль и какие цели он преследует. Но очевидно одно – легенда о Летучем Голландце является самой жуткой, и от этого еще более привлекательной в глазах каждого истинного моряка. Правда, Гумилев все же дает свою трактовку подобному мифу, отмечая, что корабль-призрак указывает каждому дорогу к краю мира. Туда, «где капитана с ликом Каина легла ужасная дорога». Она ведет лишь в одну сторону, но тот, кто рискнет пойти по ней до конца, сможет узнать тайны мироздания, хотя и заплатит за это собственной жизнью. И поэт убежден, что у каждого капитана в жизни наступает такой момент, когда он мечтает встретить на бескрайних просторах Летучего Голландца.