» » Современные проблемы науки и образования. Правописание уменьшительно-ласкательных суффиксов Суффиксы субъективной оценки примеры

Современные проблемы науки и образования. Правописание уменьшительно-ласкательных суффиксов Суффиксы субъективной оценки примеры
1

В статье рассматриваются суффиксы субъективной оценки как источник речевой экспрессии в русском словообразовании, проводится анализ мемуаров и писем русских императоров XIX–XX вв., устанавливается, насколько суффиксы субъективной оценки влияют на создание образа языковой личности. В первой части статьи рассматриваются теоретические аспекты, связанные с суффиксами субъективной оценки, разные точки зрения лингвистов на их роль в языке. Практическая часть работы заключается в анализе суффиксов субъективной оценки мемуаров и писем русских императоров. Сделан вывод о том, что суффиксы субъективной оценки помогают представить языковой портрет каждого из русских императоров. Во всех официальных документах и письмах слова с оценочными аффиксами отсутствуют, а эпистолярный жанр дает право автору раскрывать свои эмоции более полно, чему способствуют и слова с суффиксами субъективной оценки.

эпистолярный жанр

языковой портрет личности

суффиксы субъективной оценки

1. Аксаков К. С. Опыт русской грамматики. Полн. собр. соч. - М., 1880. – С. 63–64.

2. Воспоминания о младенческих годах императора Николая Павловича, записанные им собственноручно. Пер. с франц. В.В. Щеглов. - СПб., 1906.

3. Два письма императора Александра Павловича // Русский архив. – 1877. - №2. – С. 145.

4. Дневники Николая II (1894–1916 гг.) [Электронный ресурс] // Русское небо: сайт. URL: http://www.rus-sky.com/history/library/diaris/1894.htm#1894 (дата обращения: 18.11.2014).

5. Изъ писемъ императора Николая Павловича къ князю И. Ф. Паскевичу // Русский архив. – 1897. - № 1. - С. 13, 18.

6. Изъ писемъ императора Николая Павловича къ князю И. Ф. Паскевичу // Русский архив. – 1910. - № 3. - С. 322, 333, 337, 339.

7. Изъ писемъ императора Николая Павловича къ князю И. Ф. Паскевичу // Русский архив. – 1910. - № 4. - С. 508.

8. Изъ писемъ императора Николая Павловича къ князю И. Ф. Паскевичу // Русский архив. – 1910. - № 6. - С. 177.

9. Медведева К. М. Семантика эмоционально-экспрессивных суффиксов квалитативных форм русских антропонимов // Молодой ученый. - 2013. - № 7. - С. 487–490.

10. Письмо императора Николая Павловича къ сыну его великому князю Николаю Николаевичу // Русский архив. – 1896. - № 3. - С. 401.

11. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Т. 3. – М.: Просвещение, 1968.

12. Цесаревичъ Александръ Николаевичъ въ письмахъ къ его воспитателю К. К. Мердеру // Русская старина. – 1886. – Т. 50–51, № 5. - С. 359–370.

13. Чернышевский Н. Г. О словопроизводстве в русском языке: т. II. - 1854. - С. 815–816.

Словообразование в русском языке является ярким источником речевой экспрессии благодаря богатству и разнообразию оценочных аффиксов. Особую группу образуют суффиксы субъективной оценки, которые, не нарушая лексического значения исходных форм, отражают или реальное уменьшение или увеличение предмета, или субъективно-экспрессивное отношение к нему. Чаще же всего эти два значения трудно разграничить, так как они сливаются в одном слове. Даже чисто уменьшительное значение в контексте может облечься разными экспрессивными оттенками. Недаром в современных толковых словарях наблюдается значительный разнобой в определении того или иного конкретного суффикса в том или ином конкретном слове.

При помощи суффиксов субъективной оценки мы имеем возможность выразить не только противоположные чувства, но и различные их оттенки: растроганность и нежность, ласковость и слащавость, пренебрежение и даже иронию и насмешку - пеструю гамму эмоций и оценок. Поэтому по интенсивности использования и значению в контексте суффиксов можно сделать вывод о личностном начале человека, о его характере, манерах, состоянии, реакции на разные жизненные ситуации.

В русском литературном языке уменьшительно-ласкательные суффиксы обычно характерны для разговорно-бытовой речи и используются в разговорах с детьми, при просьбах и при желании придать разговору душевный оттенок. Формы слов с эмоционально-оценочными суффиксами особенно продуктивны в фольклоре и в разговорной речи. Но иногда эти суффиксы приобретают иной характер и, присоединяясь не только к конкретной, но и к абстрактной лексике, придают ей ироническую и даже отрицательную окраску. «...Малому свойственно быть милым, - писал К.С. Аксаков. - Самая ласка предполагает уменьшительность предмета, и вот почему для выражения милого, для ласки употребляется уменьшительное... Оттенки отношения к предмету уменьшенному многочисленны. Кроме милого, предмет принимает характер жалкого, бедного, робкого, возбуждающего о себе это сознание в говорящем... кроме чувства, что этот предмет мне дорог, в говорящем высказывается часто и чувство собственного смирения, для чего и предмет представляет он в смиренном виде» .

Следует отметить, что еще Н.Г. Чернышевский, высоко оценивая в русском языке богатство образований с суффиксами эмоционально-оценочного характера, указывает на превосходство этих форм в русском языке в сравнении с иностранными языками . В своем учебнике З.А. Потиха выделяет уменьшительно-ласкательные суффиксы, а также суффиксы с множеством оттенков - ласковости, пренебрежительности-презрительности, снисходительной иронии, уничижительные и увеличительно-уменьшительные. Особенностью суффиксов субъективной оценки является то, что они сообщают экспрессивную или эмоциональную окраску не только одному слову с этим суффиксом, но и всему высказыванию в целом. А. А. Потебня писал: «Отличая объективную уменьшительность или увеличительность от ласкательности и пр., в коей выражается личное отношение говорящего к вещи, можно думать, что в последнем случае настроение, выразившееся в ласкательной форме имени вещи (относительного субъекта), распространяется в той или другой мере на ее качества, качества ее действий и другие вещи, находящиеся с нею в связи. Это и есть согласование в представлении» .

В русском языке у разных частей речи оценочность, создаваемая суффиксацией, проявляется по-разному: сильнее всего у существительных и прилагательных, реже - у глаголов и других частей речи.

Суффиксы субъективной оценки - самое явное словообразовательное средство для выражения самооценки и оценки других людей или объектов, поэтому ни одно художественное произведение не обходится без их использования. Обращение писателей к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и условности литературных стилей и методов. Если в XVIII в. оценочные суффиксы считались частью «низкого штиля», то уже в XIX в. происходит переоценка уменьшительно-ласкательных слов, многократно повторявшихся в «новом слоге». Стилистическое применение экспрессивного словообразования в творчестве крупнейших русских писателей обусловлено особенностями их слога и конкретными художественными задачами, которые решались при отборе выразительных средств языка для того или иного произведения.

Материалом нашего исследования являются мемуары и письма русских императоров XIX-XX вв. Император - главный человек в стране, каждое слово которого находится под особым пристальным контролем и современников, и потомков, поэтому использование слов с разными экспрессивно-оценочными суффиксами, частота их употребления являются важным средством самопрезентации языковой личности императора.

Александр I Романов мемуаров не оставил, письма строго выдержаны в эпистолярном стиле того времени, никаких резких «перепадов» в языке не наблюдается. Из всех рассмотренных писем только в письме к А.Н. Нарышкиной встречается: «любезнейшей моей Государыни-бабк и » , но из контекста становится понятным, что в данном случае суффикс -к- оценки не выражает.

По количеству и разнообразию оставленного материала Николай I сильно отличается от предшественника - это и воспоминания, и письма к государственным деятелям, писателям, чиновникам, и рескрипты. Один достаточно объемный пласт писем содержит слова, в которых оценка выражается с помощью лексического значения самого слова без использования оценочных суффиксов («любезный», «искреннейшую признательность», «душевно благодарю») - это письма к князю Меньшикову, графу Толстому, графу Дибичу, князю Горчакову, графу Клейнмихелю и другим. Ко всем им он обращается, используя слова, имеющие значение ласковости.

Но наличие яркой экспрессии, подчеркиваемое наличием оценочных суффиксов, проявляется в письмах к князю Паскевичу, светлейшему князю Варшавскому и наместнику Польского Царства, которого он называл не иначе как «отец-командир». В журналах «Русский архив» и «Русская старина» представлен большой фонд - более 80 писем Николая I к князю. Особую близость к Паскевичу и его семье демонстрирует неоднократное окончание писем - «целую ручк и княгине» , которое превратилось в штамп. Император делится с Паскевичем и личными делами и проблемами, переживает за него, заботится о его здоровье, но основой их диалога является, конечно, обсуждение разных событий, происходящих в России и в мире, в том числе политических. Чувство патриотизма и любви выражается в неоднократном использовании суффикса -ушк-, который добавляет оттенок ласковости в отношении разных наименований России (нередко использует перифраз): «нашей матушк и России» , «поглядеть на старушк у белокаменную» . Оценка встречается как положительная: «было хорошеньк ое дело с береговым отрядом» , «бомбардирование городк а должно довершить праздник» с помощью суффиксов -еньк-, -к- с уменьшительно-ласкательным значением с оттенком иронии, так и отрицательная: «надо это гнездилищ е в зародыше уничтожить» суффикс -лищ- со значением увеличительности (в данном контексте еще и с оттенком уничижительности).

Также позволяет себе использовать слова с оценочными суффиксами император в письмах к своим детям. Например, дает поручение сыну «поцеловать братц ев » . Обычно с помощью суффикса -ец- образуются существительные мужского рода с ласкательно-уничижительным значением, но в контексте письма уничижительное значение утрачивается и остается только уменьшительно-ласкательное. В письме к дочери встречается регулярный суффикс -к-, но с интересным оттенком ласкательного значения, будто Николай I с надеждой ожидает оценки своего подарка: «кажется, статуйк а молящагося ребенка мила».

Но больше всего слов с оценочными аффиксами император использует в своих мемуарах - воспоминаниях о младенческих годах. Здесь и ласковое обращение к нему отца с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -аш-: «Поздравляю, Николаш а , с новым полком», и ответные чувства юного Николая I: «в... комнате моей матушк и » - подчеркивает суффикс -ушк- с тем же значением. Основная часть воспоминаний - это описание, поэтому больше всего оценочных суффиксов встречается в существительных: «близ малого садик а », «держащие с помощью цепочек », «я носил курточк у », «крестик Св. Иоанна», «лента под курточк ой », «вороных лошадок », полукруглый столик », «маленькую каморк у », «деревянных лошадок » . Это суффикс -ик- со значением уменьшительности и уменьшительно-ласкательные суффиксы -к- и -очк-. Кроме существительных, есть примеры употребления суффикса -еньк-, который также придает высказыванию ласкательное значение: «следовала другая, узеньк ая » . Все суффиксы имеют схожее значение, нет ни одного с отрицательной оценкой, в связи с этим создается атмосфера душевности, рисуется явный образ счастливого ребенка, чего, наверное, и хотел автор.

Александр II суффиксы субъективной оценки позволял себе использовать только в письмах к своему воспитателю К. К. Мердеру. Часто встречается выражение «сестриц ы и братц ы вам кланяются» , содержащий суффикс -иц- со значением уменьшительности и -ец- с ласкательно-уничижительным значением. Также присутствует упоминание «Машеньк и » и «Сашеньк и » - используется суффикс -еньк- со значением ласковости. Кроме обращений и имен, суффиксы встречаются и в других словах: «на нашей маленькой дорожк е » , «в тележк е » . Конечно, нужно учесть, что писал эти письма Александр еще будучи цесаревичем в 15 лет, в дальнейшем в его письмах такого обилия суффиксов не встречается.

Последний русский император оставил самое большое мемуарное наследие - в течение всей жизни вел дневники, которые отражали все события каждого дня, поэтому они очень объемны. Найденные в архиве письма лаконичны, четки и не содержат ничего лишнего, кроме указаний каких-либо действий, что не скажешь о дневниках. Сразу становится понятно, как много значила для Николая II семья. Это выражается в обилии слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в отношении всех членов семьи. Когда у него рождается дочь, он упоминает о ней почти в каждой записи (только с рождения - ноября 1895 г. - и до конца года - 21 раз), называет «дочк а». За 1894, 1895 гг. в дневниках было использовано 74 существительных с суффиксами субъективной оценки, 31 прилагательное и 1 наречие. Все прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом -еньк-, наречие имеет суффикс -оньк- с таким же значением: «потихоньк у доехал». Самым продуктивным суффиксом существительных является суффикс -к- (также уменьшительно-ласкательный) - встречается 48 раз. Суффикс -ик- - 10 раз. Все остальные (-ушк-, -ок-, -ек-, -чик-, -инк-, -онк-, -аш-, юш-, -еньк-) используются реже, но значение всегда уменьшительно-ласкательное: «сидел на камешк ах », «разными тропинк ами », «с милой женушк ой », «заснул на часок », «смотрели на резвого медвежонк а », «посетили сельский домик », «завтракали с Наденьк ой » и т.д. .

Подводя итог, можно сказать, что суффиксы субъективной оценки помогают нарисовать языковой портрет каждого из русских императоров. Во всех официальных документах и письмах слова с оценочными аффиксами отсутствуют, что понятно и диктуется официально-деловым стилем. Личные же письма написаны более «свободным» языком. Эпистолярный жанр предполагает наличие адресата, который незримо существует как один из участников диалога, что дает право автору раскрывать свои эмоции более полно, приближая данную форму к реальной беседе, чему способствуют и слова с суффиксами субъективной оценки. Александр I и Александр II придерживаются нейтрального стиля написания писем. Интерес вызывают письма Александра Николаевича еще в раннем возрасте, которые изобилуют суффиксами. В сравнении с более поздней перепиской они очень эмоциональны, насыщенны коннотативными единицами со значением ласковости. Николай I всем пишет подробные письма с разъяснениями или описанием какого-то события, но только в письмах к самым близким людям - детям, «отцу-командиру» князю Паскевичу - он свободно проявляет эмоции. Также слова с суффиксами со значением ласковости, уменьшительности в большом количестве встречаются в воспоминаниях Николая I о своих «младенческих годах», позволяют нарисовать картину счастливого детства. Николай II письма пишет четко и кратко, но зато ведет подробный личный дневник, который и позволяет в полной мере оценить его личностные качества. Он как никто ценил семью и тихие житейские радости. В дневниках перед нами не грозный император, а прежде всего человек, который очень заботится о близких, любит гулять, ценит природу и каждую мелочь жизни. Эту сторону жизни помогает понять язык дневников, где интенсивно употребляются оценочные суффиксы.

Рецензенты:

Глухих Н.В., д.филос.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Казачук И.Г., д.филос.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Щербахо Н.В. СУФФИКСЫ СУБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ В МЕМУАРАХ И ПИСЬМАХ РУССКИХ ИМПЕРАТОРОВ XIX-XX ВЕКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17653 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Министерство образования и науки Челябинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа д. Сарафаново

8 районная конференция исследовательских работ школьников

«Твои первые открытия»

Направление «Лингвистическое»

Исследовательская работа

«Слова с суффиксами субъективной оценки в рассказах Леонида Андреева

«Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногой», «Валя».

Выполнила: Китаева Анастасия,

обучающаяся 9 класса

Руководитель: Китаева Ольга Петровна,

учитель русского языка и литературы

Чебаркульский муниципальный район д. Сарафаново

2014 г

Оглавление

Глава 1. Слова с суффиксами субъективной оценки: характеристика и виды

Экспрессивное словообразование в художественной речи.

Глава 2. Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах

Л.Н.Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська»,

«Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя».

2.1 Слова с суффиксами субъективной оценки, обозначающие природу.

2.2 Слова с суффиксами субъективной оценки, рисующие портрет человека,

изображающие животное.

2.3 Слова с суффиксами субъективной оценки, отражающие речь героев рассказов.

2.4 Слова с суффиксами субъективной оценки, помогающие передать то или иное

действие.

2.5 Названия одежды, предметов домашнего обихода, рабочих инструментов.

2.6 Имена, образованные с помощью суффиксов субъективной оценки.

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Человек – единственное на Земле разумное существо, способное выражать и переживать различные эмоции. Мне могут возразить, что животные тоже выражают эмоции, но это выражение чаще только двух эмоций: привязанность и ненависть, а человек переживает и выражает столько эмоций, что все их перечислить невозможно.

Что такое эмоция? Словарь Ожегова дает такое определение: «Это душевное переживание, чувства». Именно чувство является предметом изучения философии, психологии, филологии.

Мы знаем, что литература – это отражение жизни общества на различных этапах его развития, именно литература помогает окунуться в «море эмоций» через художественную речь.

В науке много работ о художественных текстах, но язык многих авторов недостаточно исследован. Восполнение этого пробела – необходимый этап в изучении не только творчества писателя, но и многочисленных дисциплин. Это поможет лучше понять эмоциональное воздействие на читателя, лучше разобраться в чувствах героев и автора.

На данный момент мало проведено исследований творчества русского писателя Л. Андреева, очень интересного писателя конца 19 - начала 20 веков.

Именно этим объясняется актуальность темы данной исследовательской работы : «Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах Л.Н. Андреева»: « Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили – были», «Цветок под ногою», «Валя».

Рассмотрим использование Л. Андреевым слов с суффиксами субъективной оценки, которые дают возможность автору передать эмоции героев рассказов более образно, выразительно.

Возьмем за основу положение: средством выражения эмоций являются слова с суффиксами субъективной оценки. Это имена существительные и прилагательные, использованные Леонидом Николаевичем Андреевым в своих рассказах: « Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили – были», «Цветок под ногою», «Валя».

Главная цель данной работы состоит в том, чтобы в тексте выше перечисленных рассказов выделить слова с суффиксом субъективной оценки, рассмотреть их функциональность как языковых средств, охарактеризовать особенности художественной манеры Л. Андреева.

Достижение поставленной цели требует решения нескольких задач:

1 Рассмотреть тексты произведений Л. Андреева, исследовать слова с суффиксами субъективной оценки.

2. . Произвести классификацию обнаруженных слов с суффиксами субъективной оценки, установить их функцию в тексте.

1) На первом этапе выделялись отрывки художественного текста, включающие слова с суффиксами субъективной оценки, и у выделенных имен существительных и прилагательных определялся собственно суффикс субъективной оценки.

2) На втором этапе определялась функция слов с суффиксами субъективной оценки, которая необходима автору для передачи смысла текста читателю.

Новизна исследовательской работы состоит в том, что художественные тексты произведений Л.Н.Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя» не подвергались именно словообразовательному анализу, хотя такой анализ способствует оценке как мастерства самого автора, так и более глубокому пониманию его художественного стиля.

Практическая значимость работы заключается в том, что план анализа художественного текста произведений Л. Андреева может быть использована для анализа текстов других авторов.

Структура исследовательской работы выглядит следующим образом:

    В первой главе рассматриваются теоретическая точка зрения автора, связанная с именами существительными и прилагательными с суффиксами субъективной оценки, экспрессивное словообразование в художественной речи;

2) Во второй главе представлен непосредственный разбор текста рассказов Л. Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя» на предмет выявления слов с суффиксами субъективной оценки, определяются их функции в тексте;

3) В заключении формулируются выводы по проделанной работе; в конце работы дается список используемой литературы.

Глава 1. Слова с суффиксами субъективной оценки: характеристика и виды.

Русский язык отличается исключительным богатством словообразования, обладающего яркой стилистической окраской. Это объясняется развитой системой русского словообразования, многообразием оценочных суффиксов, придающих словам разнообразные эмоциональные оттенки. Наиболее сильным выражением эмоций обладают суффиксы субъективной оценки существительных.

От существительных путем аффиксации можно образовать такие, которые имеют яркое оценочное значение: дом - домик, домишко; брат - братец, браток, братишка; рука - ручка, рученька. Подобные существительные получают уменьшительно-ласкательное значение, обычно с оттенком положительной оценки.

В составе размерно-оценочных суффиксов выделяются и увеличительные: дом - домина, домище; детина, ножища. Они, как правило, включают и оттенок отрицательной оценки.

Выделяются суффиксальные образования с устойчивой шутливой окраской: бумаженция, книженция, старушенция; собирательные существительные с характерными суффиксами, выражающими пренебрежение: солдатня, матросня, пацаньё. Разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки выражают суффиксы, указывающие на категорию лица: воображала, подпевала, гуляка, кривляка, слабак, чужак, вертун, ловкач, рвач, разгильдяй, холуй.

В русском языке исключительным богатством экспрессивных оттенков отличаются суффиксальные образования существительных, обозначающих лицо: девочка - девчурка - девчушка - девчонка - девчоночка - девонька - девулька - девка - деваха; старик - старичок - старикан - старикашка - старичишка. 1

Для словообразования прилагательных также в высшей степени характерно выражение различных оценочных значений с помощью аффиксации. Разнообразны суффиксы субъективной оценки, имеющие положительную эмоциональную окраску: маленький, малюсенький, а также отрицательную: вертлявый, холоднючий.

Могут быть выделены следующие суффиксы:

1) -еньк- , -оньк- : синенький, маленький, мягонький , сухонький и др.; слова с этими суффиксами приобретают уменьшительно-ласкательный оттенок и употребляются преимущественно в разговорной речи;

2) -оватеньк-ий , -еватеньк-ий : беловатенький, красноватенький, синеватенький ; слова с этими суффиксами имеют оттенок ласкательности;

____________________________________________________________________________

1. Виноградова В.Н. Стилистические средства словообразования, -М., 1972.-с. 44

3) -ёхоньк-ий, -охоньк-ий, -ёшеньк-ий, -ошеньк-ий: скорехонький, легохонький, светлешенький, легошенький ; подобные слова характерны для былинно-песенного употребления; оттенок усилительно-ласкательный в них особенно ярко выражен;

4) -оват- , -еват- : грубоватый, рыжеватый ; слова с этими суффиксами выражают неполноту качества и др. 2

Экспрессивное словообразование в художественной речи

В художественной речи сложилась давняя традиция стилистического использования слов с аффиксами субъективной оценки. Обращение писателей к экспрессивному словообразованию в разные эпохи отражало не только лингвистический вкус времени, но и условности литературных стилей и методов. На заре российской словесности, в XVIII в., слова «умилительные» и «увеличительные» считались принадлежностью низкого стиля, и употребление их было возможно лишь в «подлых» жанрах (баснях, сатирах, комедиях). Причем обращение к оценочной лексике не отражало эмоционального отношения автора к предмету описания: «Под землю ты заключен, жить бы нам в домишке; да и ползаешь всегда только по землишке» (Тредиаковский)

Новым шагом в освоении стилистических ресурсов русского словообразования был отбор «нежных», «чувствительных» слов писателями-сентименталистами, создавшими вокруг оценочной лексики особый ореол «приятности»: «Восходящее светило дня пробудило все творение: рощи, кусточки оживились, птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки…» (Карамзин) Лингвистическая полемика начала XIX в. привела к переоценке уменьшительно-ласкательных слов, многократно повторявшихся в «новом слоге». Это дало повод к ироническому их переосмыслению. А.С. Пушкин в лицейский период пародировал поэтическую речь, «украшенную» уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Ах, сударь, мне сказали - Вы пишете стишки,

Увидеть их нельзя ль? Вы в них изображали,

Конечно, ручейки, Конечно, василечек

Иль тихий ветерочек, И рощи, и цветки.

В то же время писатели начала XIX в. отразили и стилистическое использование слов с суффиксами субъективной оценки, свойственное живой разговорной речи. Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Фамусов употребляет эти слова, стараясь показать расположение к собеседнику: «Прозябли вы, согреем вас; отдушничек отвернем поскорее»; они придают его речи ироническую окраску: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых - тот и жених»; создают фамильярно-непринужденный тон его высказываний: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!»

_____________________________________________________________________________

2. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. Морфология, -М., 1999. –с.57

В поэзии Пушкина эта оценочная лексика отразила все богатство красок словообразования разговорной речи, став источником юмора, шутки. Особенно щедр поэт на уменьшительно-ласкательные слова в произведениях, близких к устному народному творчеству: « В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла, потихоньку прокусила и кусочек проглотила».

Стилистическое применение экспрессивного словообразования в творчестве крупнейших русских писателей обусловлено особенностями их слога и конкретными художественными задачами, которые решались при отборе выразительных средств языка для того или иного произведения. Некоторые авторы активно использовали этот источник экспрессии (И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.А. Некрасов).

У Щедрина экспрессивное словообразование выполняет чаще всего сатирическую функцию. Так, в создании психологического портрета Иудушки-кровопивушки «ласковые» слова с суффиксами субъективной оценки играют важную стилистическую роль: они придают речи Головлева слащавость, елейность, подчеркивают его лицемерие, ханжество: «А знаете ли вы, маменька, отчего мы в дворянском званье родились?… Сидели бы теперь в избушечке, да горела бы у нас не свечечка, а лучинушка, а уж насчет чайку да кофейку - об этом думать бы не смели!»

В современной литературе экспрессивное словообразование выступает прежде всего как средство создания иронической, сатирической окраски речи. Такие стилистические возможности аффиксации оценил еще В. Маяковский: в его политической сатире формы субъективной оценки придают речи резкое памфлетное звучание: «Болтают язычишки газетных строк… Слушай! Министерская компанийка!» 3

Уменьшительные и увеличительные суффиксы в контексте могут выражать различные оценочные значения. Так, уменьшительные формы от нейтральных слов передают и неодобрение: «Порядочки у них тут!», и восхищение: «У-ух, старик, и матерьяльчик для повести я отхватил!»; увеличительные - и значение большого размера: «Вон какая квартирища!» (Роз.), и положительную оценку: «Важнецкий диванище «(Ф.К.), и отрицательную: «От вашего табачища и здорового вытошнить может» (Гайд.).

Многие слова не только называют понятия, но и отражают отношение к ним говорящего. Например, восхищаясь красотой белого цветка, можно назвать его белоснежным, белехоньким, лилейным. Эти прилагательные эмоционально окрашены: заключенная в них положительная оценка отличает их от стилистически нейтрального слова белый. Эмоциональная окраска слова может выразить и отрицательную оценку называемого понятия (белобрысый). Использование выразительных возможностей русского словообразования в творчестве наших лучших писателей обусловлено и особенностями их стиля, и конкретными художественными задачами. 4

3. Горшков А.И. Вопросы лингвостилистического анализа текста// Русская речь, 1976, с.67-89

5

Глава 2. Функционирование слов с суффиксами субъективной оценки в рассказах Л.Н.Андреева «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Баргамот и Гараська», «Жили-были», «Цветок под ногою», «Валя»

Представляем разбор текста рассказов Леонида Андреева на предмет выявления слов с суффиксами субъективной оценки.

2.1 Слова с суффиксами субъективной оценки, обозначающие природу:

Кажется травкой Трава + к (ой)→ травкой

Беленькие облачка

Белый + еньк (ие) → беленькие облако + к (а) →облачка

Светлые полянки Поляна +к (и) → полянки

Как капельки Капля + к (и) → капельки

Частички воздуха Частица +к (и) → частички

Острых песчинок Песок + инок () → песчинок

Голубой кусочек неба Кусок + ек () → кусочек

Маленькие снежинки

Малый + еньк (ие) → маленькие снег + инк (и) → снежинки

Тропинку в поле Тропа +инк (у) → тропинка

Жалко солнышка Солнце + ышк (а) → солнышка

Л.Андреев использует слова с суффиксами субъективной оценки, чтобы изобразить мир природы и выразить восхищение её красотой.

2.2 Слова с суффиксами субъективной оценки, рисующие портрет человека:

Маленькую ручонку Рука + онк (у) → ручонку

Совсем молоденький Молодой +еньк (ий) → молоденький

Худенького веснушчатого мальчика Худой +еньк (ого) → худенького

Тоненькие морщинки Морщины + инк (и) → морщинки

Маленькие слезинки Слеза +инк (и) → слезинки

Хорошенький носик Нос +ик () → носик

_______________________________________________________________________

4. Новиков Л.А., Лингвистическое толкование художественного текста, М., 1984. –с.45, 57.

Кругленьких носиков Круглый + еньк (их) → кругленьких

Был низенький Низ + еньк (ий) → низенький

На затылке волосики Волосы + ик (и) → волосики

Молоденькое личико Лицо + ик (о) → личико

Тоненькие штанишки Штаны + ишк (и) → штанишки

Глазами и губками Губы + к (ами) → губками

Светлые головки Голова +к (и) → головки

На затылке лысинка Лысина + к (а) → лысинка

Светлую бородку Борода + к (у) → бородку

Женщина в черном платочке Платок + к (е) → платочке

Маленькая косичка Коса +ичк (а) → косичка

Голубой ленточкой Лента +очк (ой) → ленточкой

Одета в черную кофточку Кофта +очк (у) → кофточку

Слабосильное тельце Тело + ц (е) → тельце

Седенькую бороденку Борода + енк (у) → бороденку

В сапогах на острых каблучках Каблук + к (ах) → каблучках

При описании человека автор использует слова с суффиксом субъективной оценки, отражающие уменьшительно-ласкательные значения. Рядом с такими существительными часто используется оценочные прилагательные: одно слово как бы «заражает» другое. Использование слов с суффиксами субъективной оценки для описания человека передает постоянную картину того или иного объекта.

Слова с суффиксами субъективной оценки, изображающие животное:

Маленького котенка Кот + енк (а)

Маленькие обезьянки Обезьяна + к (и)

Малорослых лошаденок Лошадь + енок ()

При описании животных Леонид Андреев также пользуется разнообразными словами с суффиксами субъективной оценки. Мы зрительно представляем картину именно этого

животного, а не другого. Так хочется погладить это милое существо, прижать к себе и приласкать.

2.4 Слова с суффиксами субъективной оценки, отражающие речь героев рассказов:

Такой тихонький Тихий + оньк (ий) → тихонький

Была хорошенькая Хорошая + еньк (ая) → хорошенькая

Голубчики, миленькие Милый + еньк (ие) → миленькие

Сестрица-то ваша Сестра + иц (а) → сестрица

Дай ангелочка Ангел + очк (а) → ангелочка

Мамочка! Мама + очк (а) → мамочка

Заходите через недельку Неделя + к (у) → недельку

Бедная Кусачка! Кусака +к (а) → Кусачка

Использование в речи героев слов с суффиксами субъективной оценки придает словам интонацию уменьшительно-ласкательную.

Эти существительные и прилагательные со словами с суффиксами субъективной оценки

дают такую эмоциональную окраску, что сразу видно положительное отношение автора к герою.

2.4 Слова с суффиксами субъективной оценки, помогающие передать то или иное действие героев рассказов:

Идет маленькими шажками Шаг + к (амии) → шажками

Стоять на коленках Колени + к (ах) → коленках

Рисовал в тетрадке Тетрадь +к (е) → тетрадке

Ударилась об железку Железо + к (у) → железку

Спросил няньку Няня + к (у) → няньку

Мести дорожки Дорога + к (и) → дорожки

Развешивать фонарики Фонарь + ик (и) → фонарики

Вытаращив глазенки Глаза + енк (и) → глазенки

Нес узелок с пасхой Узел + ок () → узелок

Утираясь кончиками платка Конец +ик (ами) → кончиками

Жил под кусточками Куст +очк (ами) → кусточками

Дали несколько стаканчиков Стакан + чик (ов) → стаканчиков

Приносит книжку Книга +к (у) → книжку

Дверь заперта на крючок Крюк + ок () → крючок

Потрогал мелок и щетку Мел +ок () → мелок

Блестит искорка Искра + к (а) → искорка

Слышалась нотка страха Нота + к (а) → нотка

Постукивал молоточком Молоток + к (ом) → молоточком

Пощипывать бородку Борода + к (у) → бородку

Колыхалась паутинка Паутина + к (а) → паутинка

Потявкал, да в сторонку Сторона + к (у) → сторонку

С помощью существительных и прилагательных с суффиксами субъективной оценки Леонид Андреев выражает свое сочувствие к человеку, производящему действие.

2.5 Названия одежды, предметов домашнего обихода, рабочих инструментов:

Бумажного воротничка Воротник + к (а) → воротничка

Старенький сюртучок Сюртук + ок () → сюртучок

С новенькими погонами Новый + еньк (ими) → новенькими

С темно-серой ленточкой Лента + очк (ой) → ленточкой

Меховое пальтецо Пальто + ец (о) → пальтецо

Сломает ножичек Нож + ик →ножик + ек () → ножичек

Тоненькие пластинки Пластина + к (и) → пластинки

Небольшой столик Стол + ик () → столик

Несколько стаканчиков Стакан + чик (ов) → стаканчиков

Грязную простынку Простыня + к (у) → простынку

Тоненькие струйки воды Струя + к (и) → струйки

По стеклянным колбочкам Колба + очк (ами) → колбочками

Металлический язычок Язык + ок () → язычок

Металлическая дощечка Доска + ечк (а) → дощечка

Разноцветные фонарики Фонарь + ик (и) → фонарик

Горела лампадка Лампада + к (а) → лампадка

Стена увешана картинками Картина + к (ами) → картинками

Маленькая кроватка Кровать + к (а) → кроватка

В двери прорезаны дырочки Дыра + очк (и) → дырочки

В маленькой комнатке Комната + к (е) → комнатке

В своем кабинетике Кабинет + ик (е) → кабинетике

В уголке гостиной Угол + к (е) →

С помощью слов с суффиксами субъективной оценки окружающий мир предстает состоящим из предметов и явлений. Мы зримо их представляем. Если мы говорим «кабинет», то это нейтральное слово, а в «кабинетике» - в уютном небольшом помещении – хочется сидеть и заниматься.

2.6 Имена, образованные с помощью суффиксов субъективной оценки:

Здравствуй, Сереженька! Сережа + еньк (а) → Сереженька

Валечка, милый. Валя + ечк (а) → Валечка

Звали Митенькой Митя + еньк (ой) → Митенькой

Звали Ниночкой Нина + очк (ой) → Ниночкой

Гараська Герасим + к (а) → Гараська

Принесут Ванюшку Ваня + юшк (у) → Ванюшку

В рассказах Леонида Андреева встречаются интимно-ласковые имена: Юрочка, Митенька, Ниночка, Валечка, Русалочка. Для автора это близкие и дорогие люди, поэтому и для читателя они становятся такими же. Положительный герой заставляет читателя продолжить чтение книги до конца.

Заключение

Исследовав рассказы Л.Н.Андреева с точки зрения использования им слов с суффиксами субъективной оценки, мы смогли убедиться в том, что эти слова играют одну из главных ролей в создании эмоционального настроя произведения. Они помогают читателю представить образ героя, правильно реагировать на его действия и понять отношение автора к описываемым предметам, героям, их поступкам.

Мы увидели способность Л.Андреева с помощью незначительного изменения слова показать интонацию, вызывающую чувство сострадания, сочувствия героям, отразить разнообразные эмоции.

Возможно, это одно из характерных средств выразительности в художественных текстах писателей конца 19 – начала 20 века.

Андреев стремится вовлечь своего читателя в круг общих раздумий о жизни; рассказывая о детях, наделяет их чувством справедливости, чутьем к добру, тяготением к красоте и другими прекрасными качествами. Большую помощь в этом оказывают слова с суффиксами субъективной оценки.

Андреев великолепно владел искусством реалистической выразительности – мастерством словесного портрета, индивидуализации речи персонажей, описания внешней обстановки и прежде всего мастерством психологической детали. 6

6. Андреев Л.Н., Жили-были. Рассказы, -М., 1986, с.9,

Список используемой литературы:

    Андреев Л.Н., Жили-были. Рассказы, - М., 1986.

    Ахманова О.С., Словарь лингвистических терминов, - М., 1969.

    Виноградова В.Н., Стилистические средства словообразования, - М., 1972.

    Гвоздев А.Н., Очерки по стилистике русского языка. Морфология, - М., 1999.

    Голуб И.Б., Источники выразительности художественной речи. Русская речь, 1986, №2, стр.54-59

    Горшков А.И., Вопросы лингвостилистического анализа текста//Русская речь, 1976,2

    Лотман Ю.М., Структура художественного текста, - М., 1970.

    Новиков Л.А., Лингвостилистическое толкование художественного текста, - М., 1984.

    Шанский Н.М., Лингвистический анализ художественного текста, - М., 1984.

Дидактические материалы к урокам русского языка

Суффиксы, служащие для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Суффиксы субъективной оценки придают словам различные оттенки (ласкательное, сочувствия, пренебрежения, презрения, уничижения, иронии, также реального уменьшения или увеличения).

Суффиксы имен существительных: -ец (братец, морозец), -ик (билетик, букетик), -чик (кар-” манчик, моторчик), -ок (дружок, петушок), -иц-а (водица, лужица), -к-а (головка, ночка), -инк-а (пылинка, росинка), -очк-а (звездочка, мордочка), -ушм-а (-юшк-а), -утк-о (-юшк-о) (дедушка, головушка, дядюшка, волюшка, полюшко), -ышк-о (гнездышко, стеклышко), -ишк-а, -ишк-о (шалунишка, землишка, городишко, житьишко), -онък-а (-еньк-а) (березонъка, дороженька), -онк-а (енк-а) (книжонка, лошаденка), -г^-е, -ц-о, -иц-е, ец-о (зеркальце, винцо, платьице, письмецо), -ц-а (грязца, ленца),-ашк-а (старикашка, мордашка), -ин-а (домина, уродина), -игц-е, -ищ-а (голосище, бородища), -очен, -ечк-о, -ушек, -ымек (листочек, словечко, воробушек, колышек) и др.

Суффиксы имен прилагательных: -енъи-ий (-оньк-ий) (добренький, сладенький, легонький, плохонький), -ёхоньк-ий (-охоньк-ий, -ёшеньм-ий (-ошеныг-ий) (смирнехонький, горъкохонъкий, скорёшенькай, легошенький).

В наречиях, соотносительных с именами существительными и именами прилагательными, встречаются образования с соответствующими суффиксами. Босичком, рядышком, пешочком, шепотком, утречком, украдочкой, вдогоночку, вприпрыжечку; раненько, помаленьку, близехонъко и т. д.

  • - 1...
  • - 1...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Справочник по правописанию и стилистике

  • - 1. Суффикс -ив- имеет на себе ударение, например: красúвый, правдúвый...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • Справочник по правописанию и стилистике

  • - 1. Суффикс -ик при склонении сохраняет гласный звук, суффикс -ек имеет беглый гласный. Например: а) столик – столика, пальчик – пальчика; б) краешек – краешка, листочек – листочка. 2...

    Справочник по правописанию и стилистике

  • - Семантико-грамматиче-ская категория, выражающая субъективную оценку говорящим предмета, признака предмета или признака действия и вносящая в основное предметное значение слова добавочные...
  • - см. категория субъективной оценки...

    Словарь лингвистических терминов

  • - Суффиксы, выполняющие словообразовательную функцию, изменяющие лексическое значение, имеющие по сравнению с корнем дополнительное, более отвлеченное значение: гитара - гитар-ист. Существительное гитарист имеет...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Суффиксы, которые служат для образования несинтаксических форм слова; встречаются обычно в формах глагола и степеней сравнения имен прилагательных...
  • - Суффиксы, выполняющие словообразовательную функцию, изменяющие лексическое значение, имеющие по сравнению с корнем дополнительное, более отвлеченное значение: гитара – гитар-ист. Существительное гитарист имеет...

    Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

  • Морфемика. Словообразование: Словарь-справочник

  • - создается за счет суф. –оват-, -еват- , -оньк-, -еньк- , -к- , приставки пре- и редупликации: сладко-пресладко...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - По традиции к ним относят аффиксы инфинитива -ть, -ти на том основании, что: 1) они встречаются в неизменяемых словоформах: играть, думать; 2) не выражают синтаксических отношений между словами в предложении...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - сыровато, темновато...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"суффиксы субъективной оценки" в книгах

3.3. Применение типовых моделей оценки на основе оценки процессов и уровней зрелости процессов для оценки информационной безопасности

автора Андрианов В. В.

3.3. Применение типовых моделей оценки на основе оценки процессов и уровней зрелости процессов для оценки информационной

3.3.1. Модель оценки информационной безопасности на основе оценки процессов

Из книги Обеспечение информационной безопасности бизнеса автора Андрианов В. В.

3.3.1. Модель оценки информационной безопасности на основе оценки процессов При описании процесса оценки ИБ организации в разделе 3.2 не рассматривалось содержание модели оценки ИБ и критериев оценки ИБ. Эти компоненты процесса оценки ИБ связаны с целью оценки таким

История с маслом. Суффиксы и шомполики

Из книги Как мы спасали челюскинцев автора Молоков Василий

История с маслом. Суффиксы и шомполики Встаем мы раз утром и узнаем, что ночью пришли красные. Пошли на митинг. Ораторы произносили пламенные речи о мире, свободе и хлебе, о новых людях, новой жизни. Это меня сильно захватило. Через некоторое время слышим, что у Краснодара

§ 38. Суффиксы имен существительных

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 38. Суффиксы имен существительных 1. Суффикс -ик (-ник, -чик) при склонении сохраняет гласный звук, суффикс -ек имеет беглый гласный. Например: а) столик – столика, пальчик – пальчика; б) краешек – краешка, листочек – листочка. 2. В существительных мужского рода пишется -ец (с

§ 40. Суффиксы имен прилагательных

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 40. Суффиксы имен прилагательных 1. Суффикс -ив- имеет на себе ударение, например: крас?вый, правд?вый (исключения: м?лостивый и юр?дивый); в безударном положении пишется -ев-, например: боев?й, сир?невый. В суффиксах -лив- и -чив-, производных от -ив-, пишется и, например:

§ 50. Суффиксы глаголов

Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 50. Суффиксы глаголов 1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва-, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается

§ 37. Суффиксы имен существительных

автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 37. Суффиксы имен существительных 1. Суффикс - ик (-ник, - чик) при склонении сохраняет гласный звук, суффикс - ек имеет беглый гласный. Например:а) столик - столика, пальчик - пальчика, школьник - школьника;б) краешек - краешка, листочек - листочка, василёк - василька,

§ 39. Суффиксы имен прилагательных

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 39. Суффиксы имен прилагательных 1. Суффикс - ив- имеет на себе ударение, например: краси?вый, правди?вый (исключения: ми?лостивый и юро?дивый); в безударном положении пишется - ев-, например: боево?й, сире?невый.В суффиксах - лив- и - чив-, производных от - ив-, пишется и,

§ 50. Суффиксы глаголов

Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

§ 50. Суффиксы глаголов 1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы - ова-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на - ую, - юю, и суффиксы - ыва, - ива-, если в указанных формах глагол

6.31.2. Суффиксы имен прилагательных

Из книги Современный русский язык. Практическое пособие автора Гусева Тамара Ивановна

6.31.2. Суффиксы имен прилагательных Суффиксы в образовании новых прилагательных выполняют различные функции. Для образования имен прилагательных от разных частей речи наиболее часто употребляются суффиксы -н-, -онн– , -енн-, -ин-, -к-, -ск-, -ов-: квасной, телевизионный,

Псевдонимы-суффиксы

Из книги Linux Mint и его Cinnamon. Очерки применителя автора Федорчук Алексей Викторович

27. Суффиксы прилагательных

Из книги Латинский язык для медиков автора Штунь А И

27. Суффиксы прилагательных I. Прилагательные с общим словообразовательным значением «характеризуемый или богатый признаком, указанным производящей основой». II. Прилагательные с общим словообразовательным значением «принадлежащий или относящийся к тому, что названо

2. Частотные латинские и греческие суффиксы

Из книги Латинский язык для медиков: конспект лекций автора Штунь А И

2. Частотные латинские и греческие суффиксы Суффиксы существительныхI. Деминутивы – существительные с общим словообразовательным значением «уменьшительность». NB!Мотивированное уменьшительное существительное (деминутив) сохраняет род мотивирующего слова, от которого

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Шкала субъективной оценки удовлетворенности жизнью

Из книги Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации автора Либина Алена Владимировна

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Шкала субъективной оценки удовлетворенности

Суффиксы: хвост, который виляет собакой

Из книги Тренировка памяти. Экспресс-курс автора Фрай Рон

Суффиксы: хвост, который виляет собакой И последний (по очередности, но не по важности) компонент словообразования – суффикс, который довольно часто указывает на то, как применяется данное слово. Суффиксы могут использоваться для превращения прилагательных в наречия

Суффиксы субъективной оценки

Сердцевину стилистических ресурсов в словообразовании составляют суффиксы и префиксы субъективной оценки. Их иначе называют экспрессивными или эмоционально-экспрессивными. Они служат для образования форм имен существительных, качественных прилагательных и наречий с особой, эмоционально-экспрессивной окраской и выражением отношения говорящего к предмету, качеству, признаку. Оттенок уменьшительности обычно сопровождается экспрессией ласкательности, реже - шутливости, ироничности; оттенок увеличительности - экспрессией грубости, пренебрежения, неодобрения, иронии, а также восхищения. Имя с суффиксом субъективной оценки не всегда бывает эмоционально окрашенным, иногда оно нейтрально окрашено. Взято с сайта http://syrrik.narod.ru/kozhina.htm

Суффиксы субъективной оценки более свойственны устно-разговорной речи, чем книжно-письменной. Однако в художественной речи сложилась традиция стилистического использования суффиксов субъективной оценки. Это также характерно для публицистического стиля Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М., 2002. - 448с..

В народной латыни большое распространение получили образования с уменьшительными суффиксами как более экспрессивные, что нашло соответствующее отражение в лексике современных романских языков (нар. лат. soliculum "солнышко", фр. soleil "солнце", нар. лат. taurellus "бычок", фр. taureau "бык", нар. лат. apicula "пчелка", фр. abeille "пчела", нар. лат. avicellus "птичка", ит. uccello, фр. oiseau "птица", нар. лат. auricula "ушко", исп. oreja, порт. orelha, пров. aurelba, фр. oreille "ухо" и т. д). В современных романских языках эти слова уже не имеют уменьшительного значения Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка под ред. Серебренникова Б. А. - М., 1970. - 600 с..

Передают эмоциональное отношение к предмету речи;

Показывают эмоциональное отношение к предмету речи;

Передают чувствительность героев;

Раскрывают переживания героев;

Для создания произведения, близкого по духу к устному народному творчеству;

Привносят ироничный оттенок;

Выполняют сатирическую функцию;

Прикрывают истинные намерения говорящего;

Помогают высказать расположение к собеседнику, создать непринужденную обстановку;

Придают речи ироничный оттенок;

Воспроизводят бытовую речь людей;

Воспроизводят горькие переживания;

Передают речь простых людей, придают ей национальный колорит;

Служат средством характеристики героя;

Классификация суффиксов субъективной оценки в итальянском языке

В итальянском языке представлено богатое разнообразие суффиксов субъективной оценки. Их принято подразделять на 4 категории в зависимости от той коннотации, которую слово преобретает в результате процесса суффиксации:

Однако, в русском языке с помощью средств словообразования можно создать гораздо больше оценочных значений. Приведем ниже несколько примеров:

1. размерно-оценочные суффиксы (дом - домик, домишко, домина);

2. суффиксальные образования с шутливой окраской (книженция);

3. собирательные существительные с суффиксами, выражающими пренебрежение (солдатня, матросня);

4. отвлеченные существительные, которые благодаря суффиксам, получают отрицательное оценочное значение (кислятина);

5. удвоение/утроение суффиксов субъективной оценки (дочурочка);

В русском языке, особенно в разговорной речи, даже междометия и частицы довольно часто подвергаются суффиксации: баюшки, нетушки и т.д.

Богатейшая система суффиксов в русском идеально приспособлена для выражения огромного спектра разнообразных эмоциональных отношений, причем не только нежных, ласкательных, но и множества других, для которых бывает порой даже трудно подобрать определение. Переводчик сталкивается с проблемой непереводимости значения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Как передать разницу между словами «домик» и «домишко», «ружьишко» и «ружьецо», «тихонько» и «тихонечко», «заинька» и «заюшка» и т.д.? Сложность передачи суффиксов субъективной оценки заключается в том, что их семантика богата и не поддается каким-либо шаблонам. В каждом новом предложении суффикс приобретает иное значение в зависимости от контекста. Более того, как правило, один суффикс передает как минимум два смысла (размер и отношение). При переводе нужно учитывать менталитет народа и не допускать избыточности или существенных потерь. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - 4-е изд. - М., 2002. - 448 с.

Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далеко не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та или иная морфема. Именно поэтому представленную статью мы решили посвятить данной теме.

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Следует отметить, что сделать это несложно, но только в том случае, если вам известно основное правило русского языка, которое объясняет правописание буквы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некоторая часть людей постоянно совершает одни и те же ошибки, и вместо «ключик» пишут «ключек», вместо «кустик» — «кустек», «мячик» — «мячек» и проч. Именно поэтому в школьной программе данной теме уделяется особое внимание.

Когда следует ставить букву «и»?

А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- знаете вы? К ним относятся следующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, кустик, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчик, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусочек, личико, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождик, орешек, садик, котёночек и пр.

Как вы могли заметить, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает большие сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а следовательно невозможно определить, какую гласную необходимо ставить в конце — «и» или «е» (а, может быть, и «о»?). Именно поэтому рекомендуем ознакомиться с соответствующими правилами русского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом -ик- следует писать только в том случае, если при его склонении гласная буква «и» сохраняется. Для наглядности приведем конкретные примеры:

  • карандашик - карандашИка;
  • диванчик - диванчИка;
  • огурчик - огурчИка;
  • калачик - калачИка;
  • кустик - кустИка;
  • носик - носИка;

  • стульчик - стульчИка;
  • пальчик - пальчИка;
  • личико - личИка;
  • мальчик - мальчИка;
  • ключик - ключИка;
  • мячик - мячИка;
  • самолётик - самолётИка;
  • листик - листИка;
  • винтик - винтИка;
  • бантик - бантИка;
  • мостик - мостИка;
  • кирпичик - кирпичИка;
  • дождик - дождИка;
  • садик - садИка и пр.

Когда следует ставить букву «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы рассказали чуть выше. Однако следует отметить, что в русском языке нередко встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтобы удостовериться, что в этих словах действительно пишется буква «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (то есть выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.

Приведем наглядные примеры:

  • звоночек - звоноЧКа;
  • внучек - внуЧКа;
  • огонёчек - огонёЧКа;
  • горошек - гороШКа;
  • ножичек - ножиЧКа;
  • комочек - комоЧКа;
  • свисточек - свистоЧКа;
  • молоточек - молотоЧКа;
  • листочек - листоЧКа;
  • орешек - ореШКа;
  • сыночек - сыноЧКа;
  • стебелёчек - стебелёЧКа;
  • кусочек - кусоЧКа;
  • мешочек - мешоЧКа;
  • цветочек - цветоЧКа;
  • платочек - платоЧКа;
  • пирожочек - пирожоЧКа;
  • котёночек - котеноЧКа и проч.

Как видите, довольно легко определить, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в русском языке называют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание зависит от тех или иных ситуаций (в данном случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом -ок-

Выше мы рассмотрели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Однако во время словообразования такой суффикс не вызывает никаких сомнений. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема практически всегда занимает ударное положение. В результате, буква «о» в суффиксе -ок- слышится максимально отчетливо. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петушОк;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- существуют, вы знаете. Однако здесь возникает новый вопрос: «В каких случаях в двух последних морфемах после шипящих следует ставить букву «е», а в каких - «о»?» Ведь довольно сложно определить, как будет правильно: петушОк или петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буква «е», и буква «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем наглядный пример:

  • бережОк;
  • петушОк;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса -ек-, то он ставится лишь в тех словах, в которых на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную букву во время склонения.

  • нОжичек
  • орЕшек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусОчек;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Примеры слов с суффиксом к, ок, ек, ик?

    Слова с суффиксом -к- :

    лапка, утка, примерка, обновка, заварка, рюмочка, марочка, шапочка, курточка.

    Слова с суффиксом -ок- : кружок, листок, ноготок, глазок, волосок, блинок, севок, носок (обуви), пирожок, сапожок, бугорок,

    Слова с суффиксом -ик- : домик, шалашик, носик, жик, огородик, рублик, нолик, ларчик, скверик, карандашик, велосипедик, прутик, коврик, холмик;

    Слова с суффиксом -ек- : веночек, ботиночек, лепесточек, краешек, мешочек, ветерочек, сврточек, флигелчек, ягненочек.

    суффикс -к- елка, грушка, дочка, рыбка, книжка, ручка, венка, пенка, шубка

    суффикс -ок- дымок, бочонок, бочок, бачок, рачок

    сффикс -ик- ломтик, жилетик, пистолетик, нытик, ротик, столик, хвостик, глазик, тортик

    суффикс -ек- барашек, кармашек

    Суффикс -к- — книжка, студентка, пенсионерка, мышка, морковка, рожки

    Суффикс -ок- — лесок, проводок, ободок, теремок, дружок, сынок, щенок

    Суффикс ек- — ножичек, котеночек, горошек, коробочек, денечек, человечек, пряничек

    Суффикс -ик- — козлик, зубик, кораблик, самолетик, мячик, дождик, ослик, гвоздик, кротик


    фонарик,жик,комок,теремок,словарик,колесико

    Примеры с суффиксом к — берзКа, ягодКа, морковКа, осинКа, дорожКа,

    Примеры с суффиксом ок — городОК, дубОК, ветерОК, сахарОК, грибОК,

    Примеры с суффиксом ек — замочЕК, орешЕК, кусочЕК, дружочЕК, платочЕК,

    Примеры с суффиксом ик — домИК, садИК, жИК, котИК, салатИК.

    погребок, ветерок, грибок, дубок, проводок,

    машинка, шторка, мышка, ручка, малинка,пчелка, рамка,

    мешочек, колобочек, цветочек, рисуночек,

    кирпичик, домик, гвоздик, кубик, мячик, листик, ротик, блокнотик, тазик, карандашик.

    ВнучЕК, горошЕК, звоночЕК, комочЕК.- суффикс -ек-

    ДиванчИК, калачИК, карандашИК, кирпичИК.- суффикс- ик-

    НорКа, шпульКа, ведерКо,пульКа- суффикс- к-

    ПодростОК, набросОК, обрубОК- суффикс-ок-

    Примеры слов с суффиксом —к : метка, меткий, ветка, сетка, ножки, ушко.

    Примеры слов с суффиксом —ок : чуток, мелок, белок, желток, морячок, коготок, пруток.

    Примеры слов с суффиксом —ик : братик, пуфик, бортик, котик, носик, кирпичик, зонтик, ножик, кустик.

    Примеры слов с суффиксом —ек : горошек, листочек, цветочек, внучек, комочек.


    Слова с суффиксом -ок-: уголок, теремок, голосок, окорочок, сынок, пригорок, голубок, снежок, ноготок.

    С суффиксом -к-: картонка, бутылка, корка, Светка, ножка, книжка, мягкий, дерзкий, скользкий, овечка.

    С суффиксом -ек-: кусочек, сыночек, платочек, огонечек, дочек, орешек, листочек, коробочек, ноготочек.

    С суффиксом -ик-: мостик, хвостик, дождик, столик, листик, бантик, крестик, кубик, манежик, кончик, пальчик.

    Суффикс -к-. Повозка, березка, калитка, коровка, стрелка, занавеска.

    Суффикс -ок. Дружок, поселок, пригорок, закоулок, переулок, перелесок, лесок, бугорок.

    Суффикс -ек. Перешеек, зверек, платочек, веночек, клубочек.

    Суффикс -ик. Лучик, кролик, дворик, садик, столик, валик.

    Слова, где встречается суффикс к.

    РезКий, весКий, редКий.

    Слова, где встречается суффикс ок.

    КазачОК, морячОК, близОК.

    Слова, где встречается суффикс ек.

    БарашЕК, орешЕК, цветочЕК.

    Слова, где встречается суффикс ик.

    КарандашИК, носИК, кустИК.

    к — книжка,

    к — студентка,

    к — пенсионерка,

    к — мышка,

    к — морковка,


    к — рожки.

    ок — лесок,

    ок — проводок,

    ок — ободок,

    ок — теремок,

    ок — дружок,

    ок — сынок,

    ок — щенок

    ек — ножичек,

    ек — котеночек,

    ек — горошек,

    ек — коробочек,

    ек — денечек,

    ек — человечек,

    ек — пряничек

    ик — козлик,

    ик — зубик,

    ик — кораблик,

    ик — самолетик,

    ик — мячик,

    ик — дождик,

    ик — ослик,

    ик — гвоздик,

    ик — кротик

Общие сведения

Назовите 2 слова с суффиксом –ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» - «кустек», «мячик» - «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.

Когда следует ставить буковку «и»?

А какие слова с суффиксами –ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.


Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом –ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце - «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.

Основное правило

Слово с суффиксом –ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:

  • карандашик – карандашИка;
  • диванчик – дивана;
  • огурчик – огурчИка;
  • калачик – калачИка;
  • куст – куста;
  • носик – носИка;
  • стульчик – стульчИка;
  • пальчик – пальчИка;
  • лицо – лица;
  • мальчишка – мальчугана;
  • ключик – ключИка;
  • мячик – мячИка;
  • самолётик – самолётИка;
  • листик – листИка;
  • винтик – винтИка;
  • бантик – бантИка;
  • мостик – мостИка;
  • кирпичик – кирпичИка;
  • дождь – дождя;
  • садик – садИка и пр.

Когда следует ставить буковку «е»?

О том, как можно проверить слово с суффиксом –ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему –ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс –ек-.

Приведем приятные примеры:

  • звоночек – звоноЧКа;
  • внучек – внуЧКа;
  • огонёчек – огонёЧКа;
  • горошек – гороШКа;
  • ножичек – ножиЧКа;
  • комочек – комоЧКа;
  • свисточек – свистоЧКа;
  • молоточек – молотоЧКа;
  • листочек – листоЧКа;
  • орех – ореха;
  • сыночек – сыноЧКа;
  • стебелёчек – стебелёЧКа;
  • кусок – куска;
  • мешочек – мешоЧКа;
  • цветочек – цветоЧКа;
  • платочек – платоЧКа;
  • пирожочек – пирожоЧКа;
  • котёночек – котеноЧКа и проч.

Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом –ик-, а какое – с суффиксом –ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).

Имена существительные с суффиксом –ок-

Выше мы разглядели слова с суффиксом –ик-. –Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе –ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:

  • кулачОк;
  • волчОк;
  • сынОк;
  • молотОк;
  • стрелОк;
  • петух;
  • дурачОк;
  • бережОк;
  • мелОк;
  • знатОк;
  • снежОк;
  • крючОк;
  • теремОк и пр.

Суффиксы –ек- и –ок- после щипящих согласных

О том, какие слова с суффиксом –ик-, -ек- и –ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: «В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких – «о»?» Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].

Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих

Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему –ок-. Приведем приятный пример:

  • бережОк;
  • петух;
  • кулачОк;
  • волчОк;
  • мужичОк;
  • волчОк;
  • старичОк;
  • червячОк;
  • сапожОк;
  • дурачОк;
  • прыжОк;
  • косячОк;
  • сынОк;
  • снежОк;
  • крючОк и другие.

Что касается суффикса –ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.

Для наглядности приведем пример:

  • нОжичек
  • внУчек;
  • горОшек;
  • звонОчек;
  • комОчек;
  • молотОчек;
  • листОчек;
  • огонЁчек;
  • свистОчек;
  • сынОчек;
  • цветОчек;
  • стебелЁчек;
  • кусок;
  • мешОчек;
  • оврАжек;
  • платОчек;
  • пирожОчек;
  • котЁночек и другие.

Методы образования слов с помощью суффикса –ок-

Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом –ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса –ок-, то он присваивает несколько другие значения:

  • Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
  • Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
  • Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
  • Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
  • Место деяния (като?к).
  • Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
  • Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
  • Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
  • Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
  • Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
  • Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
  • Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).