» » Структура научно исследовательской работы. Структура научно-исследовательской ученической работы

Структура научно исследовательской работы. Структура научно-исследовательской ученической работы

Традиционно сложилась определенная композиционная структура НИР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Титульный лист является первой страницей НИР и заполняется по строго определенным правилам. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки НИР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Введение. Здесь обычно обосновывается научная новизна и актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете. Чтобы читателю НИР сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме НИР, должны быть названы и критически оценены. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой НИР, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав НИР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав «рождаются» именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему НИР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В главах основной части НИР подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме НИР и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. НИР заканчивается заключительной частью, которая так и называется "заключение". Как и всякое заключение, эта часть НИР выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей НИР и отражает самостоятельную творческую работу. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться ее основным текстом Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение I", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Для лучшего отражения логики научного исследования в научных работах используется рубрикация текста , т.е. подразделение рукописи на отдельные логически соподчиненные части. Самой простой рубрикой является абзац (отступ вправо в начале первой строки каждой части текста).

Абзацы предназначены для того, чтобы подчеркнуть мысли автора, а также чтобы их изложение носило более завершенный характер. Грамотная разбивка текста на абзацы помогает в процессе чтения и осмысления прочитанного.

Очень часто главы Основной части разбиваются на несколько параграфов. Такое деление следует производить с учетом логических правил деления понятия. Эти правила заключаются в следующем:

1. Перечислить все виды делимого понятия, т.е. глава по своему смысловому содержанию должна точно соответствовать суммарному смысловому содержанию всех относящихся к ней параграфов.

2. Избранный признак деления должен оставаться неизменным на протяжении всего деления, т.е. является недопустимой подмена одного признака деления другим, что может привести к неполному делению или/и к частичному совпадению содержания различных параграфов в одной главе.

3. Члены деления должны по смыслу исключать друг друга, а не соотноситься между собой как часть и целое.

4. Непрерывность процесса деления, т.е. при делении следует переходить к ближайшим видам, не перескакивая через них.

Например:

Какие еще требования предъявляются к заголовкам глав и параграфов? Они должны кратко и точно отражать содержание относящегося к ним текста, не сокращая, но и не расширяя объем смысловой информации, которая в них заключена. Не стоит использовать в заголовках узкоспециальные или местные термины, недопустимо включение в заголовок сокращений, аббревиатур, а также различных формул.

Возможны следующие системы нумерации рубрик:

Использование знаков разных типов – римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, сочетающихся с абзацными отступами;

Использование только арабских цифр, расположенных в определенных сочетаниях.

В современных научной и технических текстах используется, в основном, чисто цифровая система нумерации, при которой номера самых крупных частей научного произведения (первая ступень деления) состоит из одной цифры, номера составных частей (вторая ступень деления) – из двух цифр, третья ступень деления – из трех цифр и т.д.

Существует три основных приема изложения научных материалов: строго последовательный, целостный (с последующей обработкой каждой главы) и выборочный (когда главы пишутся отдельно в любой последовательности).

При строго последовательном изложении материала исследования автор не переходит к новому разделу, пока полностью не закончил предыдущий. Это приводит к тому, что работа может потребовать очень много времени, так как пока будет обрабатываться один раздел, остальной материал, пусть даже почти не нуждающийся в обработке, будет лежать без движения.

При использовании целостного приема затраты времени сокращаются примерно вдвое за счет того, что сначала пишется вся работа в черновом варианте, а затем осуществляется ее обработка в частях и деталях, с внесением дополнений и исправлений.

Окончательный выбор того или иного приема является сугубо индивидуальным и зависит только от Вас.

Язык и стиль письменной научной работы имеет свои характерные особенности, основывающиеся на выработанных годами традициях общения ученых.

В основном, научное изложение состоит из рассуждений, целью которых служит доказательство истин, выявленных в результате исследования фактов действительности.

Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Средством выражения логических связей являются специальные функционально-синтаксические средства связи, которые указывают на:

Последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др.),

Противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),

Причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же),

Переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим, остановимся на…, рассмотрев, перейдет к…, необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть),

Итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать…).

В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные и др.).

В научный текст включаются только точные, полученные в результате длительных наблюдений и научных экспериментов сведения и факты, поэтому для их точного словесного выражения используется специальная терминология. Это дает возможность в краткой и экономной форме давать развернутые определения и характеристики научных фактов, понятий, процессов, явлений.

Очень важно не смешивать различную терминологию в одном тексте, так как каждая наука имеют свою терминологическую систему. Также нельзя использовать вместо принятых в данной науке терминов профессиональные слова и выражения, распространенные в среде узких специалистов.

В силу специфики научного познания, которое стремится установить научную истину, основной стилевой чертой научной речи является объективность изложения. Поэтому в тексте научных работ часто используются вводные слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности сообщения. Например, с помощью таких вводных слов факт можно представить:

Как вполне достоверный (конечно, разумеется, действительно);

Как предполагаемый (видимо, надо полагать);

Как возможный (возможно, вероятно).

Для соблюдения объективности изложения материала обязательно следует указывать источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. С этой целью в тексте используются специальные вводные слова и словосочетания (по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным, по нашему мнению и др.).

Как правило, в научной работе изложение ведется от третьего лица («он», «она», «оно», «они»), так как внимание сосредоточено на содержании и логической последовательности сообщения, а не на субъекте. Не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа («ты»). Относительно редко используются местоимения первого лица, причем, обычно автор выступает во множественном числе и употребляет «мы» вместо «я», что позволяет отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

В то же время чрезмерное увлечение использованием в тексте местоимения «мы» также производит плохое впечатление, поэтому авторы научных работ стараются использовать конструкции, исключающие употребление этого местоимения. К таким конструкциям относятся:

Неопределенно-личные предложения (например, «В начале формулируют цели экспертизы, а затем производят отбор и формирование группы экспертов»);

Изложение от третьего лица (например, «автор полагает…»);

Предложения с глаголами в страдательном залоге (например, «Разработана экономико-математическая модель…»).

Одним из важнейших условий, обеспечивающих научную и практическую ценность информации, заключенной в письменной научной работе, является смысловая точность. Неправильно выбранное слово может существенно исказить смысл написанного, дав возможность двоякого толкования и придав всему тексту нежелательную тональность.

Не следует злоупотреблять псевдонаучной терминологией и иностранными словами, особенно если Вы сами не знаете точного значения данных слов и выражений.

Необходимым качеством научной речи является ее ясность , т.е. умение писать доступно и доходчиво.

Следует избегать ненужного многословия. Необходимым и обязательным качеством грамотной научной речи, определяющим ее культуру, является краткость. Важно уметь избегать ненужных повторов, излишней детализации и словесного мусора. Цель в данном случае можно сформулировать так: «как можно не только точнее, но и короче донести суть дела.

Цитаты могут использоваться в тексте научной работы для подтверждения собственных доводов с помощью ссылки на авторитетный источник или для иллюстрации своей критики в адрес тех или иных положений, высказанных цитируемым автором.

Текст цитаты может быть двух видов: прямым, когда текст цитаты заключается в кавычки и приводится с сохранением авторского написания, или непрямым, когда за счет пересказа мыслей других авторов своими словами удается добиться значительной экономии текста.

В любом случае, необходимо в точности воспроизводить цитируемый текст, так как любое сокращение может исказить смысл, который был вложен автором приводимой выдержки, а также не забывайте указывать источник цитаты.

Для того чтобы сделать цифровой материал, а также доказательства и обоснование выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций более наглядными следует использовать особые формы подачи информации, такие как схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.

В зависимости от содержания таблицы бывают двух видов:

1. Аналитические, которые являются результатом обработки и анализа показателей. Обычно после них делается обобщение в качестве нового знания (вывода).

2. Неаналитические, в которые обычно помещают необработанные данные, служащие только для информации или констатации.

Если в тексте содержится более одной таблицы, то все они должны быть пронумерованы арабскими цифрами (над верхним левым углом пишется «Таблица …» с указанием порядкового номера таблицы).

Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать над таблицей.

При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы.

Следует также помнить о необходимости указывать источники всех приводимых в таблицах данных.

Очень часто для представления статистических данных, иллюстрирующих тот или иной вывод или закономерность, лучше использовать графики или диаграммы. К оформлению иллюстраций в научной работе предъявляются следующие требования:

1. Иллюстрация должна быть встроена в текст и связана с ним, т.е. она должна органично дополнять сказанное.

2. Все иллюстрации должны иметь сквозную нумерацию (за исключением того случая, когда во всем тексте имеется единственная иллюстрация).

3. Ссылки на иллюстрации помещаются в тексте в том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией. Ссылку можно оформить или в виде выражения, заключенного в круглые скобки, или с помощью специального оборота, например: «(рис.2)», или «Как видно из рис.2…», или «…как это видно на рис.2». Не следует оформлять ссылку как самостоятельную фразу.

4. Каждая иллюстрация должна быть снабжена подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и содержанию иллюстрации.

К оформлению рукописи научной работы предъявляются следующие основные требования:

1. Все тексты печатаются на стандартной бумаге формата А4 (210х297 мм).

2. Число знаков в строке – 60-65 (включая пробелы), число строк на полной странице – 28-30.

3. Размеры полей: верхних – 20 мм, нижних – 20 мм, правых – 10мм, левых – 20-30 мм. Размер абзацного отступа 5 знаков (10 мм).


Тема 9. Оформление отчета по НИР .

Традиционно сложилась определенная композиционная структура НИР, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие: 1. Титульный лист 2. Оглавление 3. Введение 4. Главы основной части 5. Заключение 6. Библиографический список 7. Приложения Титульный лист является первой страницей НИР и заполняется по строго определенным правилам. После титульного листа помещается оглавление , в котором приводятся все заголовки НИР и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Введение. Здесь обычно обосновывается научная новизна и актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод (или методы) исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов. Научная новизна НИР дает автору право на использование понятия «Впервые» при характеристике полученных результатов, это означает отсутствие подобных результатов до их публикации. Научная новизна проявляется в наличии теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованны, методические рекомендации, которых внедрены в практику и оказывают существенное влияние на развитие науки в целом и ее от дельных направлений. Актуальность темы оценивается с точки зрения современности и социальной значимости, создается проблемная ситуация, выход из которой вы и предлагаете. Чтобы читателю НИР сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте и потому нуждается в дальнейшей разработке). Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство со специальной литературой, умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме НИР, должны быть названы и критически оценены. От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой НИР, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав НИР. Это важно также и потому, что заголовки таких глав «рождаются» именно из формулировок задач предпринимаемого исследования. Обязательным элементом введения, является формулировка объекта и предмета исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет - это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему НИР, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в такой работе цели. Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена сама работа. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования. В главах основной части НИР подробно рассматривается методика и техника исследования и обобщаются результаты. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме НИР и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение сжато, логично и аргументировано излагать материал. НИР заканчивается заключительной частью, которая так и называется "заключение". Как и всякое заключение, эта часть НИР выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится так называемое "выводное" знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Это выводное знание не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав, представляющих краткое резюме, а должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые часто оформляются в виде некоторого количества пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения исследования. При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только его научная новизна и теоретическая значимость, но и практическая ценность. После заключения принято помещать библиографический список использованной литературы. Этот список составляет одну из существенных частей НИР и отражает самостоятельную творческую работу. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в тексте. Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не следует включать в библиографический список те работы, на которые нет ссылок в тексте, и которые фактически не были использованы. Не рекомендуется включать в этот список энциклопедии, справочники научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках. Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части, помещают в приложении. По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения нельзя включать библиографический список использованной литературы, вспомогательные указатели всех видов, справочные комментарии и примечания, которые являются не приложениями к основному тексту, а элементами справочно-сопроводительного аппарата, помогающими пользоваться ее основным текстом Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение I", "Приложение 2" и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри"; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 5).

Структура научно-исследовательской работы

Структура научно-исследовательской работы, представленной к публичной защите, единообразна для различных уровней таких работ – от курсовых и выпускных квалификационных до работ на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Конечно, определенные различия имеются, но общая структура, логика ее организации − неизменны.

В учебно-исследовательских работах стандарт представления научных работ прослеживается в полной мере. Обязательными их элементами являются следующие:

· Титульный лист

· Введение

· Основная часть
- Глава 1. Обзор научных источников
- Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования
- Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

· Заключение

· Библиографический список

· Приложения (при необходимости)

В зависимости от курса обучения структура работы несколько меняется (см. пункт 1.3. Краткие требования к содержанию и структуре курсовых и выпускных работ). Так, в курсовой работе бакалавра 2-го курса основная часть обычно представляет обзор научных источников (в нескольких главах) по заявленной проблеме. Обычно в ней отсутствует описание организации и результатов самостоятельного эмпирического исследования.

Начиная с третьего курса обучения исследовательская работа студента приобретает более полную структуру. Кроме того, в зависимости от ориентации студента на научно-исследовательскую или практическую деятельность в сфере, предусмотренной ФГОС ВО соответствующего направления подготовки (см. прил. 2–3), исследовательская работа студента может иметь «научную» или «прикладную» доминанту. В психологических исследованиях «прикладная» доминанта предполагает для 3–4-х курсов обучения бакалавров использование и проверку эффективности известных программ и разработок коррекционного, развивающего и иного воздействия. Для прикладной магистратуры, например, по направлению подготовки 050400.68 (2010 г.) или 44.04.02 (2014 г.) «Психолого-педагогическое образование» в ходе исследовательской работы возможны разработки новых программ психологического воздействия или оригинального диагностического инструментария.

Титульный лист

Первым листомработы является титульный лист. Титульный лист оформляется в соответствии с примерами, приведенными в прил. 5.

На титульном листе должны быть указаны:



Название учредителя, вуза, факультета, кафедры, где выполнялась работа (вверху, в центре);

Название темы (посередине, в центре);

Фамилия, имя, отчество, личная подпись обучающегося (полностью, ниже названия, справа), направление подготовки (с указанием кода), а для магистров – название магистерской программы;

Фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность и личная подпись научного руководителя;

Информация о допуске работы к защите с подписью заведующего
кафедрой;

Город, год написания работы (внизу, в центре).

Номер страницы на титульном листе не указывается.

На втором листе помещается оглавление, где указываются основные разделы работы и соответствующие им страницы. Оглавление включает введение, наименование всех глав, разделов и подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений, с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы. В ГОСТе 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам» указано, что наименования, которые включены в содержание, прописываются строчными буквами, начинаясь с прописной. Однако, ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе» не затрагивает этот вопрос, а по причине обладания им предпочтением над ГОСТ 2.105-95, автор решает сам, как прописывать наименования. Желательно (но не обязательно), чтобы оглавление помещалось на одной странице. Текст должен соответствовать оглавлению, как по содержанию, так и по форме.

При условии создания в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) электронной структуры документа оглавление автоматически генерируется в нужном месте с указанием страниц каждого структурного компонента. Это очень удобно, так как после коррекции текста изменить оглавление с указанием новых номеров страниц и новых пунктов можно автоматически. Обучающие уроки по созданию автоматического оглавления в текстовом редакторе Word (корпорации Microsoft) легко найти в Интернете.



Пример оформления оглавления приведен в прил.6.

Введение

Раздел «Введение» располагается непосредственно после оглавления (содержания) и должен включать следующие подразделы:

Краткое обоснование выбора темы;

Проблема исследования и его актуальность;

Теоретическая и/или практическая значимость работы, возможности и формы использования полученных результатов;

Методологические основания исследования (перечисление теорий, концепций, подходов, которые лежат в его основе, с указанием авторов);

Эмпирические основания работы (результаты эмпирических исследований, лежащие в основе работы);

Цель, объект, предмет и задачи исследования;

Гипотеза(ы) исследования;

Методы исследования и анализа данных;

Апробация (этот пункт может быть опущен).

Задача введения – сориентиро­вать читателя в том, для чего проводилась работа и на чем она основывалась. В этой части желательно кратко раскрыть содержательную структуру выпускной работы, т.е. прокомментировать обозначенные в оглавлении ее разделы. Объем этого раздела – 2–4 страницы.

Научно-исследовательская работа содержит три взаимосвязанные части 1) описательную (обзорную, в которой представлен категориальный аппарат: актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методологическая основа исследования, методы исследования, база исследования, этапы исследования, практическая значимость, структура работы); 2) основную (содержательную: теоретическая и практическая части); 3) заключительную – это анализ результатов исследования в виде выводов, заключений, методических рекомендаций и т. д.

Актуальность исследования определяется несколькими факторами: - необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; - потребностью в новых данных; - потребностью в новых методах; - потребностью практики. В работе необходимо обосновать актуальность – т. е. объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучить

Анализ актуальности исследования Параметры Сущность параметров Социальная аргументация проблемы Какие новые социальные условия, предпосылки обуславливают актуальность изучаемого явления сейчас. Освещение данной проблемы в официальных документах. Какие социальные запросы общества могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Научная аргументация проблемы Освещение вопроса в современной теории, степень разработки проблемы. С решением, каких научных проблем связана проблема исследования. Какие потребности педагогики и психологии могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Обоснование проблемы с позиций развития (достижения) других наук

Параметры Сущность параметров Историко-аналитическое обоснование проблемы с позиции развития педагогической мысли в прошлом и настоящем. Когда и как данная проблема трактовалась раньше. Почему в настоящее время проблема вновь актуальна. В чём новизна проблемы. Обоснование проблемы с точки зрения практики современной образовательной деятельности Почему данная проблема привлекает внимание практических работников. Какие потребности практики могут быть удовлетворены решением данной проблемы. Какие имеются достижения, что надо обобщить, что нужно проанализировать.

Цель исследования – это его желаемы конечный результат. Наиболее типичны следующие цели, начинающиеся со слов: - определить характеристику; - выявить взаимосвязь явлений; - изучить динамику педагогического явления; - описать новый эффект явления; - обобщить общие закономерности; - создать классификацию, типологию; - создать (разработать) методику; - адаптировать ранее разработанную методику.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию (широкая область исследования). Предмет исследования – это то, что находится в границах объекта. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (узкая область исследования).

Гипотеза – предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Гипотезы разделяются на виды: а) линейная – гипотеза, заключённая в одно распространённое предложение; б) разветвлённая – гипотеза, представленная рядом условий, необходимых для решения проблемы исследования.

Задачи исследования – это выбор средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. В работе может быть несколько задач (не более 4 -х): Провести теоретико-методологический анализ состояния исследуемой проблемы в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе; Уточнить основополагающие понятия, особенности, характеристики исследуемой проблемы; Разработать содержательно-технологическое обеспечение решения исследуемой проблемы; Экспериментальным путём проверить эффективность представленной исследователем системы, модели, методики и т. п.

Методологическая основа исследования – это ранее известные в науке методологические подходы, концепции, теории, которые были использованы на практике в решении конкретной проблемы и дали положительные результаты. Например: теории соотношения культуры и образования (В. Л. Бенин, Н. Б. Крылова, В. В. Сафонова, В. Д. Семёнов и др.); теории моделирования образовательного пространства как особой социальной практики (В. Д. Могилевский, Л. Л. Супрунова, Е. В. Ткаченко и др.); теории развития речи (М. Т. Баранов, Г. А. Богданова, А. Д. Деткина, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Н. А. Плёнкин, Л. А. Шкатова и др.); теории единства сознания, деятельности и общения (Н. Ф. Алиева, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, Н. Д. Никандров и др.)

Методы исследования – основные способы, с помощью которых проводится исследование. Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкета, собеседование, изучение продуктов деятельности обучающихся, изучение и обобщение передового опыта, опытная проверка, педагогический эксперимент. Теоретические методы исследования: анализ и синтез, индукция и дедукция, логические методы (сходства и расхождения, метод сопутствующих изменений).

База исследования – любое образовательное учреждение, в котором проводиться практическая часть (опытно-поисковая работа) исследования. Местонахождение, наименование и номер образовательного учреждения пишется во введении работы полностью. Этапы исследования – основные периоды работы исследования (первый, второй, третий этапы и т. д.).

Опытно-поисковая работа. Характерным для исследования является систематическое изменение условий наблюдения за явлением и связи его с другими явлениями с целью выявить его природу, происхождение и способы сознательного овладения данным процессом. Педагогический эксперимент – это основной метод исследования

Сущность педагогического эксперимента характеризуется: - преднамеренным внесением в образовательный процесс принципиально важных изменений в соответствии с задачей исследования и гипотезой; - организацией образовательного процесса, позволяющей видеть связи между изучаемыми явлениями без нарушения; - глубоким качественным анализом и наиболее точным количественным измерением как введенных в образовательный процесс видоизмененных компонентов, так и результатов всего процесса.

1. Зачем проводится эксперимент, какова его цель? 2. Что проверяется, отрабатывается или предполагается найти в данном эксперименте? 3. Как организуется, в каких условиях проводится эксперимент, какова его методика?

Практическая значимость – определяется влиянием полученных в ходе исследования данных на эффективность образовательного процесса в целом или педагогического явления в отдельности.

Структура работы – это описание составляющих компонентов. Например: Содержание работы (уточняется какой именно) изложено на … страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержит 15 таблиц, 23 рисунка. Библиографический список включает…наименований.

Важным для исследования является определение количества и качества объекта, которые необходимо изучить. Статистические методы позволяют сделать это на научной основе и оценить уровень достоверности полученных результатов. Материалы анкетного опроса группируются по определенным признакам и обрабатываются статистически (таблицы).

Табличная модель описания эксперимента Группа Ее характерист ика до эксперимент а Ее Произошедшие характеристика изменения после эксперимента Экспериментальная Х 1 Х 2 -х1 Контрольная Y 2 -y 1 Y 1

Анализ результатов исследования. Описание итогов научно-исследовательской работы, как правило, вызывает затруднение у студентов. Нами определены три параметра, по которым целесообразно планировать описание аналитического материала. Содержательная характеристика каждого параметра составлена таким образом, что может служить порядком описания эксперимента (таблица)

Порядок анализа результатов исследования Параметр анализа Содержательная характеристика исследования Вид результата Установлены и описаны новые педагогические факты. Раскрыто содержание новых понятий, отражающих ранее не изученные явления. Выявлены новые существенные признаки известных научных понятий. Установлены новые закономерности, причинно-следственные связи. Выявлены (разработаны, обоснованы) новые способы деятельности (педагогической, управленческой и т. п.). Теоретичес Изложены идеи, аргументы, доказательства, опровержение их кая подтверждающие или отрицающие. значимость Описаны все элементы изложения теории: аксиомы, гипотезы, научные факты, выводы, тенденции, факторы и условия. Раскрыты существенные проявления теории: противоречия, несоответствия, возможности, трудности, опасности, вычленены новые

Порядок анализа результатов исследования Параметр анализа Содержательная характеристика исследования Научная новизна Уточнение (принципов, закономерностей и т. д.) Спорное, но интересное суждение по какой-либо теме, проблеме. Опровержение устаревших идей и позиций. Рекомендации по применению в практике научных идей и подходов.

Схема построения содержания исследовательских работ № Копмозиционное построение Содержание 1 Вводная часть – это категориальный аппарат, который пишется во введении Обоснование актуальности исследования (актуальности проблемы); характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий, историография вопроса; выделение конкретного вопроса (предмета исследования); выдвижение гипотезы; обоснование использования избранной теории (метода); предварительное формулирование выводов. 2 Основная часть (состоит из Освещение методики и техники исследования, двух составляющих: теории и излагается история вопроса (если нужно) и практики) ожидаемый результат

Схема построения содержания исследовательских работ № Копмозиционное построение Содержание 3 Краткое изложение научного исследования; окончательная формулировка выводов; список авторских работ. Заключительная часть – это анализ результатов исследования

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Теоретические аспекты исследуемой проблемы 1. Теоретико – педагогические предпосылки изучаемой проблемы 2. Содержательно-технологическое обеспечение решения исследуемой проблемы или Теоретико-методическая основа изучения исследуемой проблемы 3. Педагогические условия, необходимые для решения данной проблемы Выводы по первой главе ГЛАВА II. Опытно – поисковая работа по теме исследования 2. 1. Логика и этапы осуществления опытно-поисковой работы по теме исследования 2. 2. Организационно-методические аспекты изучаемой темы 2. 3. Результаты осуществления опытно – поисковой работы по теме исследования Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Дополнительные требования к НИР 1) Орфографическая и пунктуационная грамотность. 2) Язык и стиль (краткость, доказательность, научность). 3) Чёткость и структурность опытно-поисковой работы. 4) Краткость, но ёмкость теоретической части работы. 5) Логика и целостность восприятия темы. 6) Практическая направленность работы. 7) Опора на нормативно-правовую базу: законы, положения, программы и т. д. 8) Оформление библиографического списка по новым требованиям. 9) Лозунги и призывы исключить, использовать конкретные предложения и методические рекомендации. 10) Количество библиографических источников = страницам работы.

Контрольная

Архивоведение и делопроизводство

Структура научно-исследовательской работы. Приложение задачи Введение Данная контрольная работа посвящена теме Структура научно-исследовательской работы. Целью написания данной работы является изучение структурных элементов научно-исследовательской работы.

PAGE 2

Тема: «Структура научно-исследовательской работы. Требования к введению, реферату, основной части и заключению».

Введение…………………………………………………………………. 3

  1. Структура научно-исследовательской работы………………….. 4
  2. Требования к титульному листу и оглавлению………………….. 5
  3. Требования к реферату…………………………………………….. 6
  4. Требования к введению……………………………………………. 7
  5. Требования к основой части……………………………………….. 7
  6. Требования к заключению и приложениям …………………….. 8

Заключение……………………………………………………………….. 10

Список используемой литературы………………………………………. 11

Приложение (задачи)……………………………………………………… 12

Введение

Данная контрольная работа посвязщена теме «Структура научно-исследовательской работы. Требования к введению, реферату, основной части и заключению».

Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что никакая научная работа не обходиться без разделения на соответствующие части.

В современном мире разработаны четкие требования к научно-исследовательским работам.

Целью написания данной работы является изучение структурных эле5ментов научно-исследовательской работы.

Для достижения поставленной цели в работе решаются такие задачи:

Рассмотрена с труктура научно-исследовательской работы;

Рассмотрены требования к титульному листу и оглавлению;

Рассмотрены требования к реферату;

Рассмотрены требования к введению;

Рассмотрены требования к основой части;

Рассмотрены требования к заключению и приложениям;

Сформулированы основные положения по работе.

При написании работы были изучены различные учебные материалы: методические рекомендации, учебные пособия и нормативно-правовые акты.

Список используемой литературы приведен в конце работы.


  1. Структура научно-исследовательской работы

Любое произведение научного характера условно можно разделить на три части: вводную, основную и заключительную.

Все материалы, полученные в процессе исследования, разрабатывают, систематизируют и оформляют в виде научной работы. Это документ, который содержит исчерпывающие систематизированные сведения о выполненной работе.

Общие требования к научно-исследовательской работе:

Четкость и логическая последовательность изложения материала;

Убедительность аргументации;

Краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

Конкретность изложения результатов работы;

Структура научно-исследовательской работы :

титульный лист;

список исполнителей;

реферат;

перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов;

введение;

основная часть;

заключение;.

— список использованных и c точников;

— приложения.


  1. Требования к титульному листу и оглавлению

Титульный лист – это страница рукописи, на которой указаны надзаглавочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаглавочные данные, сведения о научном руководителе, место, год выполнения работы .

К надзаглавочным данным относятся: полное наименование учебного заведения, факультета, кафедры, по которой выполнена работа. Далее указывается полностью фамилия, имя и отчество автора.

В средней части титульного листа пишется заглавие работы.

В подзаглавочных данных указывается вид работы (курсовая или дипломная, магистерская диссертация).

Затем ближе к правому краю титульного листа, пишутся ученная степень, ученное звание, полностью фамилия, имя и отчество научного руководителя.

В нижней части титульного листа указывается место и год написания работы.

Название глав и параграфов должны точно повторять соответствующие заголовки в тексте.


  1. Требования к реферату

Реферат должен содержать :

сведения об объеме;

количестве иллюстраций;

количестве таблиц;

Количестве книг работы;

использованных источниках;

перечень ключевых слов;

текст реферата.

Перечень ключевых слов должен характеризовать содержание реферируемого исследования. Перечень должен включать от 5 до 15 ключевых слов в именительном падеже, напечатанных в строку, через запятые.

Текст реферата должен отражать :

Объект исследования,

Цель работы,

Метод исследования и аппаратуру,

Полученные результаты и их новизну,

Степень внедрения,

Эффективность, область применения,

Основные конструктивные характеристики,

Технико-эксплуатационные характеристики.

Оптимальный объем текста реферата 1200 знаков, но не более 2000 знаков.


  1. Требования к введению

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблемных вопросов. В нем определяются :

Актуальность;

Новизна;

Научная и практическая значимость темы,

Степень разработанности;

Цели и задачи исследования;

Объект и предмет исследования

Методы исследования;

Практическая база исследования.

В диссертационных работах, кроме того указывают положения, выносимые на защиту и практическую ценность полученных результатов, сведения об их апробации.

Введение работы должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-исследовательской проблемы, основание и исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости выполнения работы.

Обычно объем введения не превышает 5-7% объема основного текста.

  1. Требования к основой части

Основная часть должна включать :

Выбор направления исследований;

Теоретические и (или) экспериментальные исследования;

Обобщение и оценку результатов исследований.

В научно-исследовательской работе должны быть отражены:

— обоснование выбора принятого направления исследования, методы решения задачи к их сравнительные оценки, разработка общей методики проведения исследования, анализ и обобщение существующих результатов;

характер и содержание выполненных теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, для экспериментальных работ — обоснование необходимости проведения экспериментальных исследований, принцип действия разработанной аппаратуры, характеристики этой аппаратуры, оценка погрешностей измерений, полученные экспериментальные данные;

Оценка полноты решения поставленной задачи, соответствие выполненных исследований программе, оценка достоверности полученных результатов (характеристик, параметров), их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

  1. Требования к заключению и приложениям

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам выполненной научно-исследовательской работе или отдельных ее этапов, предложения по их использованию, включая внедрение, оценку технико-экономической эффективности внедрения. В заключении к работе, для которой определение технико-экономического эффекта невозможно, необходимо указывать народнохозяйственную, научную, социальную ценность результатов работы.

Обычно объем заключения не должен превышать 5-7% объема основного текста.

В список литературы включаются только те литературные источники, которые были использованы при написании работы и упомянутые в тексте или в сносках. Список литературы оформляется по разделам, в соответствии с требованиями государственного стандарта.

В приложения следует включать отчет о патентных исследованиях, если они проводились при выполнении НИР, авторских свидетельств, патентов, если они были опубликованы или получены в результате выполнения НИР.

При необходимости в приложения следует включать вспомогательный материал в целях полноты отчета :

Промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

таблицы вспомогательных цифровых данных;

протоколы и акты испытаний;

описания аппаратуры и приборов, примененных при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

инструкции и методики, описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ, разработанных в процессе выполнения НИР;

иллюстрации вспомогательного характера;

копию решения ученого (научно-технического) совета;

акты о внедрении результатов исследований.

При подсчете общего количества страниц исследования приложения не учитываются.


Заключение

Таким образом, можно сформулировать осиновые выводы по работе.

Любая научно-исследовательская работа имеет четкую структуру. Научно-исследовательская работа имеет следующую структуру: титульный лист; список исполнителей; реферат; содержание; перечень условных обозначений, символов, единиц и терминов; введение; основная часть; заключение;. список использованных и c точников; приложения.

Титульный лист – это страница рукописи, на которой указаны надзаглавочные данные, сведения об авторе, заглавие, подзаглавочные данные, сведения о научном руководителе, место, год выполнения работы

Реферат должен содержать сведения об объеме; количестве иллюстраций; количестве таблиц; количестве книг работы; использованных источниках; перечень ключевых слов; текст реферата

Введение призвано ввести читателя в круг затрагиваемых в работе проблемных вопросов. В нем определяются: актуальность; новизна; научная и практическая значимость темы, степень разработанности; цели и задачи исследования; объект и предмет исследования методы исследования; практическая база исследования.

Основная часть должна включать: выбор направления исследований; теоретические и (или) экспериментальные исследования; обобщение и оценку результатов исследований.

В заключении в логической последовательности излагают полученные результаты исследования, указывают на возможность их внедрения в практику, определяют дальнейшие перспективы работы над темой.

Список литературы

  1. Білуха М.Т. Основи наукових досліджень. – К.: Вища шк.., 1997. – 271с.
  2. Капица П.Л. Эксперемент, теория, практика. – М., Наука, 1977. – 420 с.
  3. Рачков П.А. Науковедение. – М. Изд-во Московского ун-та., 1974. – 242с.
  4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования : учебное пособие для вузов. М., Инфра-М, 1999. – 245 с.
  5. Сабитов Р.А. "Основы научных исследований": Учеб. пособие /К., Вища школа, 2001 – 118 с.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39933. ПСИХОЛОГІЧНІ ОСОБЛИВОСТІ ДІЯЛЬНОСТІ ЗАСОБІВ МАСОВОЇ ІНФОРМАЦІЇ 55.5 KB
Суспільство здебільшого набирає рис постіндустріального інформаційного а оскільки історія людства крім всього іншого є історією боротьби за владу панування то в контексті нинішньої ситуації влада опиняється в руках тих хто має доступ до інформації ідентифікації внутрішнього світу людини й змістових картин. Під засобами масової інформації далі ЗМІ розуміють газети журнали теле і радіопрограми кінодокументалістику інформаційні агенції інші періодичні форми публічного розповсюдження масової інформації. Зрозуміло що діяльність ЗМІ...
39934. Історія розвитку комунікаційних технологій та їх вплив на Інтернет 49.5 KB
Наголос робиться не техногогії як такій що не раз радикально змінювалась а розглядається неспадаючий ріст кількості комунікацій еволюція типу інформації що пересилається відношення людей до кумунікаційних технологій та еволюція ціноутворення. В той же час спрощується схема ціноутворення. Схеми ціноутворення що спрямовані на предоставлення диференційованих рівнів послуг навряд чи матимуть місце в майбутньому. Уподобання користувачів полягають в готовності платити більше за простими схемами ціноутворення.
39935. Рода связи, виды связи. Условные знаки 60.71 KB
2: радиосвязь радиорелейная связь тропосферная связь спутниковая связь проводная связь волоконнооптическая связь сигнальная связь. Радиосвязь это род связи который реализуется с использованием радиосредств земных и ионосферных радиоволн. Радиосвязь является важнейшей а во многих случаях единственной связью способной обеспечивать управления частями и подразделениями в самой сложной обстановке и при нахождении командиров в движении. Радиорелейная связь это род связи который реализуется с использованием радиорелейных средств связи...
39936. Радиосвязь и ее место в системе управления войсками 61.93 KB
Однако при организации и обеспечении радиосвязи необходимо учитывать: Возможность перехвата переговоров и передач; Возможность определения противником мест нахождения работающих радиостанций и создания им преднамеренных помех; Зависимость состояния связи от условий прохождения радиоволн и возможных помех в пункте приема; Условия ЭМС РЭС; Сильное влияние на связь высотных ядерных взрывов; Уменьшение деятельности действий радиостанций при работе в движении. Средства используемые для обеспечения радиосвязи в ВС РФ подразделяются на подвижные и...
39937. Общая характеристика и боевое применение проводной связи 40.18 KB
При организации проводной связи необходимо учитывать: возможность обеспечения связи только между неподвижными пунктами; большую уязвимость кабельных линий от ядерных взрывов ударов авиации огня артиллерии противника от танков бронетранспортеров и автомашин; сложность прокладки и снятия на зараженной и труднопроходимой местности громоздкость материальной части и сравнительно малую скорость работ по прокладке и снятию линий связи; потребность в большом количестве сил и средств для перевозки прокладки эксплуатационного...
39938. Общая характеристика, способы организации ФПС 44.27 KB
Подвижные средства применяются для обеспечения фельдъегерскопочтовой связи с вышестоящим штабом между пунктами управления подчиненных частей подразделений во всех видах боевых действий при передвижении и расположении войск на месте. При организации фельдъегерскопочтовой связи следует учитывать: характер местности; состояние и загруженность маршрутов скорость и проходимость подвижных средств; местонахождения пунктов управления и посадочных площадок; необходимость охраны фельдъегерей доставляющих секретные документы и воинских...
39939. Общая характеристика и боевое применение радиорелейной связи 52.82 KB
В тоже время при организации радиорелейной связи необходимо учитывать зависимость ее от рельефа местности что вызывает необходимость тщательного выбора трассы линии связи невозможность работы или значительное уменьшение дальности действия радиорелейных станций в движении возможность перехвата передач и создания радиопомех противником. Способы организации радиорелейной связи Радиорелейная связь может быть организована по направлению по сети и по оси. Применение того или иного способа в каждом отдельном случае зависит от конкретных условий...
39940. Тропосферная связь 15.2 KB
Тропосферные станции предназначаются для строительства прямых многоканальных линий связи большой протяженности. Дальность связи на одном интервале тропосферной линии может составлять 120250 километров.
39941. Понятие о системе связи 23.76 KB
В связи с этим можно дать следующее определение. Система военной связи подсистема системы управления войсками силами и оружием обеспечивающая обмен информацией и автоматизацию управления. Оно отражает функциональное предназначение системы военной связи обеспечение обмена информацией и автоматизацию управления.