» » Тест особенности взаимодействия природы и человека. Контрольная работа по обществознанию на тему: " Человек и природа" Тесты влияние военной деятельности на природу

Тест особенности взаимодействия природы и человека. Контрольная работа по обществознанию на тему: " Человек и природа" Тесты влияние военной деятельности на природу
  • Какими были основные занятия первобытного человека?
  • Что такое производящее хозяйство?
  • Что изменилось в жизни людей в связи с его появлением?

Писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. «Удивительно, - говорит он, - но на всех языках мира оно звучит одинаково.

И выражает одно и то же - понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести...» Как ты понимаешь слова писателя? О какой вселенской беде он говорит? Расскажи, что ты знаешь об экологическом кризисе на планете.

«Вторая природа»

Как свидетельствуют учёные, человек разумный появился на Земле намного позже других живых существ - рыб, насекомых, птиц, млекопитающих. Он стал влиять на жизнь многих животных, растений. И это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Вряд ли охота, собирательство - основные занятия первобытного человека - были экологически вредными. К тому же в древности людей на Земле было совсем немного. Однако со временем отношения человека с природой стали меняться.

Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства, о переходе к оседлому образу жизни и т. д. - короче говоря, о развитии производящего хозяйства. Человек способен к творчеству, благодаря которому он создаёт что-то новое, «вторую природу»: машины, города, заводы, электростанции, а также научные труды, произведения искусства. Но, пожалуй, самое главное в истории хозяйственной деятельности человека заключается в том, что он начал активно вторгаться в жизнь природы, не задумываясь о последствиях своего вмешательства.

    Как ты понимаешь выражение «вторая природа»?

Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая?

Экология - это наука о взаимодействии человека с природой. Её название происходит от греческого слова «ойкос», которое означает «дом», «жилище», «место пребывания». Природа ведь и есть дом, в котором мы живём, то место, где все мы, люди, пребываем. Поэтому мы должны беречь своё природное жильё, уважать всех, кто в нём живёт.

Человек, увлечённый бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он решил, что победил природу, стал её царём и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: принялся вырубать леса, добывать из недр земли полезные ископаемые, расходовать пресную воду и т. д.

К тому же рост промышленности сопровождается регулярными техногенными (порожденными техникой) авариями - взрывами атомных объектов, прорывами трубопроводов, выбросом радиоактивных материалов, газа, нефти, ядовитых веществ и т. д. Весь мир был потрясён трагедиями Чернобыльской АЭС (1986), японской АЭС «Фукусима-1» (2011), страшной нефтяной катастрофой в Мексиканском заливе (2010) и др.

А что сотворил человек с животным миром! Вот, например, видел ли ты когда-нибудь морскую корову? Не видел. И не увидишь никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Оно имело длину 10 м и вес 4 тонны, отличалось безобидным и доверчивым характером. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же печальная судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен других видов животных и птиц. Так появилась «чёрная книга» - в ней перечислены животные, которых мы никогда больше не увидим.

    Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать.

Чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства (ресурсы) делятся на две группы - исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые. К ис-черпаемым относят богатства недр - уголь, металлические руды, нефть, газ, а также почву, растительный и животный мир. К неисчерпаемым богатствам относят воду (особенно воду Мирового океана), климатические ресурсы (воздух и энергия ветра), космические ресурсы (солнечная радиация, энергия морских приливов и отливов).

Загрязнение атмосферы

Мы говорим: грязные руки, грязный двор, грязный город. А можно ли сказать: грязный воздух, грязная вода, грязный лес, грязная земля? К сожалению, можно. Точнее, так: загрязнённый воздух, загрязнённый лес, загрязнённая вода и почва. В наше время загрязнение биосферы стало страшной экологической бедой.

Начнём с воздуха. Учёные указывают на две причины загрязнения атмосферы. Существует естественное, природное загрязнение, например извержение вулканов, которые выбрасывают на поверхность Земли тысячи тонн различных веществ. Однако самое страшное загрязнение создаёт деятельность человека, связанная прежде всего с сжиганием топлива.

Человек готовит пищу, обогревает жилище, поэтому он вынужден сжигать топливо. И делает он это тысячи лет. Сначала горели обычные костры, а потом появились необычные, образно говоря, «научно-технические» - топки паровозов, пароходов, металлургических заводов, электростанций. А ещё прибавь к этому миллионы двигателей внутреннего сгорания, реактивные двигатели и, наконец, атомные реакторы. Чем же все они опасны?

Во-первых, любой костёр нужно «кормить» - подбрасывать топливо. Значит, нужно добывать его в огромных количествах. К тому же, чтобы костёр горел, требуется кислород, который необходим всем живым организмам, а «научно-технические костры» сжигают всё больше атмосферного кислорода.

Тебе, наверное, нравится ездить на автомобиле. А знаешь ли ты, что этот уютный домик на колёсах - один из самых страшных пожирателей кислорода? За одну только поездку, например из Москвы в Петербург и обратно, легковой автомобиль способен поглотить его столько, сколько тебе необходимо на целые сутки. Но ведь по Земле ездят миллионы автомобилей. Вот и подсчитай, какое количество кислорода они отнимают у живых существ. При этом учти, что количество кислорода, поступающего в атмосферу, постоянно сокращается из-за вырубки лесов, загрязнения рек, морей, озёр и океанов - основных производителей кислорода. По подсчётам учёных, в ближайшее столетие количество кислорода в атмосфере сократится на одну треть. Чем тогда дышать?

Во-вторых, любой костёр дымит. Присмотрись к современному пейзажу: трубы, трубы, трубы. Отопительные системы, заводы, электростанции, все виды транспорта выбрасывают в атмосферу отравляющие вещества, газы, пыль, сажу, золу. Например, выхлопные газы автомобиля содержат мельчайшие частички свинца. Если бы ты изобрёл устройство, которое смогло бы улавливать эти частички, то за год набрал бы килограмм редкого и дорогого металла! Подумай, сколько же свинца выбрасывают в атмосферу все автомобили. А ведь свинец, когда он при дыхании вместе с воздухом проникает в организм, становится опаснейшим ядом, вызывающим тяжёлые болезни.

В результате промышленного загрязнения воздуха над большими городами мира нередко нависает ядовитый туман - смог. Он очень опасен. Были случаи, когда из-за длительного смога резко возрастала смертность людей.

    Чем опасно загрязнение атмосферы? Каковы основные причины загрязнения атмосферы?

Загрязнение воды и почвы

Есть такая поговорка «Беда не приходит одна». Страдает воздух, значит, страдает и вода, и земля - вся биосфера. Поднятые в атмосферу частицы отравляющих веществ оседают на землю и воду. А ещё бывают кислотные дожди. Представь себе: в воздухе висит смог, а сверху на него полил дождь. Капли дождя соединяются с частицами отравляющих веществ, висящих в атмосфере, образуется кислота (серная, азотная). Как думаешь, приятно, когда тебе на голову льётся такой «освежающий» душ? А что получается, когда всё это обрушивается на почву, деревья, воду? Они загрязняются, болеют, разрушаются, гибнут.

Но на землю и воду обрушивается не только атмосферное загрязнение. Есть ещё огромное количество отходов промышленности, особенно химической. Их сваливают в огромные кучи, зарывают в землю, сбрасывают в водоёмы, реки, моря, океаны. А ведь это страшная отрава.

А ещё есть бытовые отходы городов и населённых пунктов - горы мусора, канализационные стоки. Куда всё это уходит? И как при этом чувствует себя природа?

Печальные ответы на эти вопросы даёт наука. Она говорит: воды на Земле очень много, а чистой пресной воды почти уже нет. Загрязнение вызвало всемирное ухудшение качества воды. Некоторые государства уже привозят воду из других стран или перегоняют её по трубам, как нефть. Вот и решай, исчерпаемы ли неисчерпаемые ресурсы.

А как чувствует себя почва - одно из великих чудес Земли? Учёные предполагают, что такого плодородного слоя больше нет нигде во всей Вселенной. Даже на Земле не везде есть почва (она отсутствует в пустынях, в горах). От этого тончайшего слоя (толщиной в среднем около 20 см) зависит вся наша жизнь, потому что почва даёт нам пищу. Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А разрушить её можно очень быстро. Под воздействием человеческой деятельности почва загрязняется, задыхается от мусора, отравляется ядохимикатами. Её площадь на Земле постоянно сокращается, за последние 100 лет на Земле уничтожена почти четвёртая часть всех плодородных почв. Брошенная бумага перегнивает только через 2 года, а консервная банка или полиэтиленовый пакет - через 50-60 лет.

Как видишь, современный человек активно воздействует на всю биосферу. И что из этого получается, ты тоже видишь. Значит, теперь ты понимаешь, почему так тревожно звучат слова писателя В. Распутина, и знаешь, откуда пришла беда и почему она стала вселенской.

Проверим себя

  1. Чему учит нас великое экологическое правило? Почему его нельзя нарушать?
  2. Каковы основные причины загрязнения воды и почвы? В чём опасность такого загрязнения?
  3. Можно ли утверждать, что богатства природы неисчерпаемы? Как наука отвечает на этот вопрос?
  4. Объясни, как относятся люди к исчерпаемым ресурсам.
  5. Что происходит с неисчерпаемыми богатствами Земли?

В классе и дома

  1. Подготовь короткое сообщение об экологическом состоянии вашего дома, двора, улицы. Определи основные источники их загрязнения.
  2. Посети краеведческий музей. Найди материалы и подготовь сообщение о некоторых исчезнувших видах животных и птиц. Сделай рисунки двух-трёх видов исчезнувших животных и птиц.
  3. Подготовь сообщение о тех видах животных и птиц твоего края, которым грозит исчезновение. Расскажи, как их можно сохранить.
  4. Научись убирать за собой, никогда и нигде не мусорить. Привыкни к этому сам и объясни другим, почему нельзя загрязнять окружающую среду.
  5. В одной шутливой песенке поётся: «Потому что без воды и ни туды и ни сюды». В каждой шутке есть доля истины. Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?

1 - вариант.

Часть I .

А1. Как называется земная оболочка, охваченная жизнью:

1) литосферы 2) ноосфера

3) биосфера 4) атмосфера

А2. Что из перечисленного способно улучшить экологическую обстановку:

1) строительство новых городов 2) создание заповедников

3) строительство ГЭС 4) освоение Крайнего Севера

А3. Что относится к естественному природному загрязнению:

1) сжигание топлива 2) вырубка лесов

3) извержение вулканов 4) канализационные стоки

А4. В каком году был принят закон РФ «Об охране окружающей среды»:

1) 1993 год 2) 1999 год 3) 2001 год 4) 2009 год

А5. Верны ли следующие суждения об экологической проблеме?

А. Экологическая проблема – это проблема отдельно взятого государства.

Б. Экологическая проблема – это глобальная проблема, её решение возможно только совместными силами всех стран мира.

А6. Наука о взаимодействии человека с природой:

1) ботаника 2) биология 3) зоология 4) экология

А7. Человек, который охотится, ловит рыбу там, где запрещено.

1) браконьер 2) охотник 3) рыболов 4) крестьянин

А8.

А. Переход от присваивающего хозяйства к производящему усилил влияние человека на природу.

Б. Человек начал активно вторгаться в жизнь природы, не всегда задумываясь о последствиях своего вмешательства

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

А9. Великий русский учёный, академик, основоположник многих наук о Земле:

А10. Территория, на которой охраняются уникальные объекты природы:

1) национальный парк 2) заповедник

3) биосферный заповедник 4) парк культуры и отдыха

Часть II .

В1. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в результате деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:

Часть III .

Прочтите текст писателя М. Пришвина и выполните задания С1 – С4.

Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть,

чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту. Увидеть и не испытать соблазна сорвать красивый лесной цветок могут два совершенно

непохожих друг на друга человека: равнодушный к красоте, эстетически неразвитый человек и, наоборот, тонкая натура, открытая всякой красоте в природе. Первый не притронется,

потому что не заметит, не оценит, второй потому что слишком заметит, слишком оценит и пощадит. Сорвать цветок (а заодно и все другие на опушке) может как раз тот, кто по - своему

духовному развитию находится как бы посередине между этими двумя типами людей. Этот «промежуточный» субъект уже не настолько неразвит, чтобы слепо пройти мимо красоты, но и не настолько воспитан, чтобы оставить красоту нетронутой ради нее самой и всех других

путников.
Потребители красоты из общения с природой выносят не впечатления, мысли,
чувства, открытия, а вещественные доказательства своего пребывания на лоне природы.

Подлинная культура предполагает другой способ обладания красотой: она хранится в душе, становится духовной ценностью человеческой личности, а не срывается, не уносится с собой, не

укладывается в рюкзак, в багажник, в горсть или в охапку.
Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее,
носить в сердце – это и есть высшее проявление культуры человека.
Однако эстетическое отношение к природе не должно быть пассивным. Отправляясь на

природу, надо быть не только потребителями ее красоты и даров, но и активными

помощниками в сохранении и умножении этой красоты. Увидели родничок, укрепите начавшийся размыв, заметили рану на березе – залечите её. Развесьте зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных.

С1.

С2 . Какие типы людей описываются в тексте?

С4. Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, приведите примеры потребительского и культурного отношения к природе.

Контрольная работа по теме: «Человек и природа».

2 - вариант.

Часть I .

При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ.

А1. Как называется твёрдая оболочка Земли:

1) литосферы 2) ноосфера

3) биосфера 4) атмосфера

А2. Городской воздух, загрязнённый промышленными отходами – это:

1) дым 2) смог 3) туман 4) ресурс

А3. Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле регулируются:

1) законом РФ «Об охране окружающей среды»

2) документами фонда Дикой природы

4) постановлениями прокуратуры

А4. К исчерпаемым природным ресурсам относят:

1) воду 2) воздух 3) газ 4) солнечную радиацию

А5. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы?

А. Влияние человека на природу может быть только положительным.

Б. Важнейшая обязанность гражданина – сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

А6. Природные запасы, которые используются человеком:

1) хозяйство 2) природа 3) ресурсы 4) продукты

А7 . Определённая деятельность людей, нацеленная на сохранение, разумное использование, воспроизводство природных ресурсов.

1) скотоводство 2) земледелие

3) собирательство 4) охрана природы

А8. Верны ли следующие суждения о взаимодействии человека и природы?

А. Охота и собирательство – первые занятия древнего человека – были экологически вредными.

Б. Учёные выделяют две причины загрязнения атмосферы: естественное природное загрязнение и загрязнение созданное деятельностью самого человека.

1) верно только А 2) верно только Б

3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

А9. Профессор Петербургского университета, естествоиспытатель, занимался проблемой ухудшения российских чернозёмов:

1) Н.А. Некрасов 2) А. Швейцер 3) В.И. Докучаев 4) В.И. Вернадский

А10. Заповедники, в которых ведутся научные исследования по единой международной программе:

1) территориальный заповедник 2) национальный заповедник

3) биосферный заповедник 4) естественный заповедник

Часть II .

При выполнении заданий с кратким ответом В1-запишите ответ так, как указано в тексте задания.

В1. В перечне загрязнений выберите те, которые появились в результате природных явлений и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) облако вулканического пепла

2) свалка промышленных отходов

3) смог в центре населённого пункта

4) упавший на землю фрагмент метеорита

5) нефтяное пятно в Средиземном море

Часть III .

Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему.

Познакомьтесь с фрагментом статьи российского учёного Д.С. Лихачёва

и выполните задания С1 – С4.

Природа обычно рассматривается как объект хозяйственной деятельности человека, но в действительности она в значительной степени формирует и духовную сферу человека. Человек, как биологический объект, не может существовать вне природы.

Отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях.

Обе культуры – плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее много-миллионнолетним существованием – сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все, же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше «природы», а чем дальше на юг и ближе к степи, тем больше «человека».

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2 . Найдите в тексте и выпишите черты сходства мира природы и мира человека.

С3. Приведите три примера влияния природы на образ жизни и культуру человека.

С4. Объясните, почему человеческая природа не может существовать в отрыве от природы.

Контрольная работа

Тесты и задания к уроку: «Воздействие человека на природу»

Тест 1.

А1. Экология -это

I) с нерациональным использованием природных ресурсов

3) с экологическим кризисом

4) открытие новых залов пейзажной живописи в Национальном музее

А4. Примером непосредственного влияния природы на общество может служить

1) вырубка леса под строительство жилых домов

2) восстановление почвы после ликвидации свалки отходов

3) разрушение прибрежной зоны отдыха мощным тайфуном

А5. К экологическим проблемам относится

1) предотвращение распространения СПИДа

2) возрождение культурных ценностей

3) тенденция глобального потепления

4) стабилизация демографической ситуации

А6. Осушение людьми заболоченных земель служит примером взаимодействия

1) общества и личности

2) гражданина и государства

3) общества и природы

4) производства и потребления

А7. Верны ли следующие суждения об обществе и о природе?

А) По мере совершенствования техники и технологий хозяйственное воздействие общества на природу усиливается

Б) Взаимосвязь природы и общества составляет основу единства материального мира

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А8. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах ?

А. Загрязнение природы продуктами деятельности человечества относится

к экологическим проблемам

Б. Глобальные проблемы связаны с преобразовательной деятельностью человека

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А9. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы ?

А. Природа является неиссякаемым источником всех видов ресурсов для человечества

Б. Хозяйственная деятельность общества может оказывать негативное влияние на окружающую природную среду

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о взаимовлиянии общества и природы?

А. Наличие разнообразных природных ресурсов может ускорить развитие общества

Б. Природные катаклизмы могут создать угрозу существованию общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Определите, что из перечисленного относится к причинам , а что к последствиям экологического кризиса

а) ухудшение среды обитания человека

б) грубые механические приемы земледелия

в) нерациональное использование ресурсов

г) исчезновение многих видов животных и растений

д) потребительское отношение к природе

е) увеличение промышленных отходов

ж) рост наследственных заболеваний

А. Причины экологического кризиса: __________________________________

Б. Последствия экологического кризиса: ________________________________

Тест 2.

А1. Примером негативного влияния общества на природную среду является

1) организация заповедника

3) загрязнение почвы промышленными отходами

4) посадка деревьев и кустарников

А2. Загрязнение воздуха, связанное с ростом числа автомобилей, служит примером взаимосвязи

1) общества и природы

2) техники и технологии

3) цивилизации и культуры

4) экологии и морали

А3. К глобальным проблемам относится

1) Кризис финансовой системы

2) Истощение запасов пресной воды

3) Спад производства

4) Увеличение задолженности развивающихся стран развитым

А4. Примером влияния общества на природу является

1) изобретение громоотвода

2) строительство пирамид в Древнем Египте

3) загрязнение вод Мирового океана

4) открытие закона всемирного тяготения

А5. К экологическим проблемам относится

1) распространение наркомании

2) постепенное истощение природных ресурсов

3) предотвращение угрозы новой мировой войны

4) утрата нравственных ценностей

А6. Какой пример иллюстрирует влияние природных факторов на жизнь общества?

1) принятие законодательства об охране природы

2) очистка территории парка от бытового мусора

3) загрязнение реки промышленными отходами

4) разрушение дороги селевыми потоками с гор

А7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах?

А. Природа оказывает влияние на быт и хозяйственную деятельность людей

Б. Природные условия не влияют на развитие духовной культуры общества

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А10. Верны ли следующие суждения о влиянии природы на развитие общества?

А. Природа является источником ресурсов, используемых для удовлетворения потребностей человека, общества в целом

Б. Природные условия влияют на культурное творчество, традиции и обычаи людей

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В1. Ученые различают понятия «экологический кризис» и «экологическая катастрофа».

А. Экологический кризис: __________________________________________

Б. Экологическая катастрофа: _______________________________________

Тест «Общество» В 2

А1. Обществом в широком смысле слова называют:

1) объединение людей по интересам

2) жителей той или иной страны

3) сообщество людей, существующее на определенном историческом этапе

4) совокупность форм объединения людей

А2 . Человек воздействует на природу:

  1. Благоприятно 2) его влияние не имеет последствий

3)и благоприятно, и неблагоприятно 4) неблагоприятно

А3. К общественным отношениям не относятся:

1) отношения в семье 2) отношения между работником и работодателем

3)отношения между природой и обществом 4)связи между социальными группами и внутри них

А4 . Социальная сфера общества самым непосредственным образом зависит от уровня:

1)экономического развития страны 2)политического развития страны

3)духовности общества 4)развития межнациональных отношений

А5 . Верны ли следующие суждения?

А. «Исторически общество первично, а государство - вторично».

Б. «Государство порождает общество».

А6 . Организация, регулирование, управление жизнью общества осуществляется в:

1)экономической сфере 2)духовной сфере 3)политической сфере 4)социальной сфере

А7 . Характерной чертой западной цивилизации является:

  1. низкая социальная мобильность
  2. длительное сохранение традиционных правовых норм
  3. активное внедрение новых технологий
  4. слабость и неразвитость демократических ценностей

А8 . Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

  1. революционный характер перемен
  2. скачкообразность
  3. насильственные методы
  4. постепенность

А9 . К числу глобальных проблем не относится:

  1. угроза ядерной войны
  2. распространение наркомании
  3. дефицит природных ресурсов
  4. атеизм как противопоставление религиозной идеологии

А10. Демографические проблемы порождены:

  1. гонкой вооружения
  2. соперничеством СССР и США
  3. быстрым и неконтролируемым ростом населения на планете
  4. загрязнением окружающей среды

А11 . Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество, как и природа, является динамической системой, отдельные элементы которой взаимодействуют друг с другом.

Б. Общество вместе с природой образуют окружающий человека материальный мир.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А12 . Единый, или обобщающий, критерий исторического прогресса состоит в:

  1. эволюции человека как гармонично развитой личности
  2. улучшении нравов
  3. развитии науки и разума
  4. росте идеалов истины и справедливости

А13 . Какое из ниже перечисленных определений истории как реальности является самым глубоким и точным?

  1. любая последовательность событий
  2. живая память общества, народа, социальной группы
  3. прошлое, давно минувшее
  4. сущностная динамика общественного развития

А14 . Какие из следующих суждений об отношении «цивилизация - культура» верны?

А. Цивилизация - приспособление к условиям природной среды; культура - творческое отношение человека к миру и к самому себе.

Б. Цивилизация - сущее; культура в большей мере - должное (долг быть человеком).

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А15. Верны ли следующие суждения?

Унификация (приведение к единообразию) цивилизации недопустима, так как (укажите самое глубокое обоснование):

А. Этому мешают существующие социально-политические барьеры, государственные суверенитеты.

Б. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для стабильности и развития человеческого общества, сколь генетическое разнообразие - для природы.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А16 . Вопросы власти, государства решаются в:

1)экономической сфере 2) духовной сфере 3) социальной сфере 4) политической сфере

А17. Понятие «развитие», «взаимодействие элементов» характеризует общество как:

1) динамичную систему

2) часть природы

3) весь окружающий материальный мир

4) взаимодействие людей в социальных группах

А18 . Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

  1. возникновение первых очагов цивилизации в речных долинах
  2. строительство египетских пирамид
  3. распад империи Карла Великого
  4. объединение земель вокруг Москвы

А19. Природные условия России:

  1. были благоприятны для занятия земледелием
  2. позволяли тщательно обрабатывать землю
  3. требовали крайнего напряжения сил
  4. слабо влияли на жизнь людей

А20. Верны ли суждения?

Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А21. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы 2) экономики и политики

3)экономики и социальных отношений 4)экономики и культуры

А22. Какой из названных признаков характеризует традиционное общество?

1)стремление к прогрессу 2)«непрерывность», плавность исторического процесса

3)высокая социальная мобильность 4)стремление максимально использовать природу в своих целях

А23. При переходе от традиционного общества к индустриальному:

1)личность подчинилась обществу 2)возросла роль обычаев в регулировании общественных отношений

3)усилилось внеэкономическое принуждение 4)возросла социальная мобильность

А24. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общества?

А. Спад производства вызывает снижение уровня жизни большинства населения.

Б. Политическая власть может способствовать успешному экономическому развитию страны.

1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

А 25 . Возникновение транснациональных корпораций в современном обществе, развитие международной торговли служит проявлением тенденции

  1. модернизации 2) глобализации 3) демократизации 4) информатизации

Часть В.

В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«... среда - это природа, которая окружает человека и от которой во многом зависит его существование».

Ответ: _____________________________________________

В2 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного связаны с понятием «традиционное общество». Найдите и укажите термин не связанный с понятием « традиционное общество».

Ручной труд; сословия; индивидуальный труд; автоматизация; монархия.

Ответ___________

В 3 . Установите соответствие между типами общества и их основными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Ответ___________

В 4 . Найдите в приведенном списке характерные черты традиционного общества

  1. Преимущественное развитие тяжелой промышленности
  2. Медленные темпы социального развития
  3. Жесткая, иерархическая структура общества
  4. Развития система общественного разделения труда
  5. Высокая социальная мобильность населения
  6. Преобладание в экономике аграрного сектора

Ответ____________

В5 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер ; 2) характер оценочных суждений

(А) Глобализация, по мнению ряда авторов, для осуществления своих целей должна разрушить традиционные устои, традиционную социальность, традиционную культуру. (Б) Считаем, что это своего рода постсоциальное объединение людей и в этом смысле трудно говорить о каких либо связях глобализации с культурой как таковой. (В) Глобализация заменяет собственно культуру цивилизационным её симулятором - индустриально производимой массовой культурой. (Г) Представляется, что глобализация не предполагает какого-либо интереса к проблемам культуры и духовности человека.

Ответ__________

В 6 . Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.

«Характеристика общества как ______ (1) предусматривает изучение его внутренней структуры. Её основными элементами являются _______ (2) общественной жизни и социальные институты. Выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую ______ (3) общества. _______ (4) в каждой из сфер решают важные социальные задачи. Они обеспечивают производство и распределение различных видов ________ (5), а также управление совместной ________ (6) людей.»

Ответ________________

В 7 .Найдите в приведенном списке черты западной цивилизации . Номера запишите в порядке возрастания.

  1. Потребительское отношение к природе
  2. Уважение к традициям и законам
  3. Опора на жизненный опыт, на данные наблюдений и интуицию
  4. Разнообразие норм социального поведения
  5. Разработка фундаментальных научных теорий
  6. Консерватизм

Ответ___________________

Вариант № 615373

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Человек влияет на природу

1) положительно

2) не влияет на природу

3) и положительно, и отрицательно

4) отрицательно

Ответ:

Что является отличительным признаком морали?

1) отражает представления о добре и зле

2) эмоционально воздействует на человека

3) объясняет природные и общественные явления

4) обращается к сверхъестественным силам

Ответ:

Анна Петровна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует её как

1) личность

2) администратора

3) интеллигентного человека

4) профессионала

Ответ:

Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Одно из проявлений свободы человека - возможность поступать по своему усмотрению.

Б. Свобода - это абсолютное отсутствие ограничений деятельности человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей - критики, искусствоведы - высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1) элитарной

2) народной

3) поп-культуре

4) массовой культуре

Ответ:

Верны ли следующие суждения о патриотизме?

А. Патриотизм не исключает уважения к другим народам.

Б. Патриотизм проявляется в готовности служить процветанию своего Отечества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

Какой при­знак ха­рак­те­ри­зу­ет ко­манд­ную эко­но­ми­че­скую систему?

1) сво­бод­ное ценообразование

2) мно­го­об­ра­зие форм собственности

3) сво­бо­да хо­зяй­ствен­ной деятельности

4) цен­тра­ли­зо­ван­ное планирование

Ответ:

И в рыночной, и в командной экономике

1) существует товарный дефицит

2) устанавливаются хозяйственные пропорции

3) ведущие позиции занимает государственная собственность

4) труд является товаром

Ответ:

В стране С. свободно продаются и приобретаются ресурсы производства. Наряду с государственной собственностью существуют частная и прочие формы собственности. К какому типу принадлежит экономика государства С.?

1) рыночной

2) административной

3) традиционной

4) командной

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения?

А. В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки не­воз­мож­но су­ще­ство­ва­ние го­су­дар­ствен­ной собственности.

Б. Го­су­дар­ствен­ная соб­ствен­ность яв­ля­ет­ся ос­но­вой ко­манд­ной экономики.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Дмитрию 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется

2) этническая принадлежность человека

3) престиж семьи

4) социальный статус личности

Ответ:

В начале прошлого века 75% трудоспособного населения России были крестьянами, 10% трудились рабочими в обрабатывающей промышленности, менее 1% были заняты на государственной службе. Эти данные характеризуют

1) социально-классовую структуру

2) государственное устройство

3) сословный строй

4) социально-территориальную структуру

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об от­кло­ня­ю­щем­ся поведении?

А. Уме­ние сгла­жи­вать кон­флик­ты - при­мер от­кло­ня­ю­ще­го­ся поведения.

Б. Пре­ступ­ле­ние - при­мер от­кло­ня­ю­ще­го­ся поведения.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Тоталитарный режим отличает

1) всесторонний контроль государства над жизнью общества

2) гарантия прав и свобод граждан

3) деятельность свободной прессы

4) наличие государственного аппарата

Ответ:

Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет де­я­тель­ность граж­дан­ско­го общества?

1) Пар­ла­мент при­нял по­прав­ку в На­ло­го­вый кодекс.

2) Пре­зи­дент стра­ны одоб­рил ини­ци­а­ти­ву депутатов.

3) Де­пу­та­ты пар­ла­мен­та про­ве­ли уроки в школах.

4) Жи­те­ли мик­ро­рай­о­на про­ве­ли ми­тинг про­тив стро­и­тель­ства торгово-развлекательного цен­тра на месте сквера.

Ответ:

Верны ли сле­ду­ю­щие суждения о мест­ном самоуправлении в РФ?

А. Мест­ное самоуправление осу­ществ­ля­ет­ся гражданами путём референдума, выборов, дру­гих форм пря­мо­го волеизъявления.

Б. Струк­ту­ра органов мест­но­го самоуправления в РФ опре­де­ля­ет­ся Правительством РФ.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Ответ:

Право, как со­во­куп­ность норм, в от­ли­чие от морали

1) обес­пе­чи­ва­ет­ся при­ну­ди­тель­ной силой государства

2) яв­ля­ет­ся об­ще­ствен­ным институтом

3) ре­гу­ли­ру­ет об­ще­ствен­ные отношения

4) уста­нав­ли­ва­ет нормы по­ве­де­ния в обществе

Ответ:

Родители восьмилетнего Алёши часто кричат на него, ругают грубыми словами. В этой ситуации нарушается право ребёнка

1) жить и воспитываться в семье

2) на выражение собственного мнения

3) на уважение человеческого достоинства

4) на общение с родственниками

Ответ:

15-летний Ки­рилл решил по­ра­бо­тать в лет­ние каникулы. На какую ва­кан­сию его, со­глас­но закону, ра­бо­то­да­тель вправе принять?

1) курьер в книж­ном магазине

2) продавец в та­бач­ном киоске

3) грузчик в супермаркете

4) водитель трамвая

Ответ:

Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?

А. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

Б. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

В приведённом спис­ке указаны черты сход­ства и черты раз­ли­чия между нор­ма­ми права и морали. Вы­бе­ри­те и за­пи­ши­те в первую колонку таб­ли­цы порядковые но­ме­ра черт сходства, а во вто­рую колонку - порядковые но­ме­ра черт отличия.

1) ре­гу­ли­ру­ют жизнь общества

2) при­ни­ма­ют­ся государством

3) фор­маль­но закреплены

4) уста­нав­ли­ва­ют правила поведения

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми формы государства: к каж­до­му элементу, дан­но­му в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Прочитайте приведенный текст, каждое положение которого обозначено соответствующей буквой.

(А) В период финансово-экономического кризиса безработица в ряде стран возросла. (Б) По данным статистики, среди тех, кто не имеет работы, много молодых. (В) Это отрицательно влияет на темпы экономического развития.

Определите, какие положения текста:

1) отражают факты

2) выражают мнения

Запишите в таб­ли­цу цифры, обо­зна­ча­ю­щие ха­рак­тер со­от­вет­ству­ю­щих положений.

А Б В

Ответ:

В стра­не Z в 2010 г. было про­ве­де­но со­цио­ло­ги­че­ское исследование. Со­вер­шен­но­лет­ним граж­да­нам за­да­ва­ли вопрос: «Бывает ли так, что в об­суж­де­нии со сво­и­ми род­ны­ми и зна­ко­мы­ми каких-либо про­блем вы ссы­ла­е­тесь на мне­ния ученых, на­уч­ные факты?» Ре­зуль­та­ты опро­са (в про­цен­тах от числа отвечавших) пред­став­ле­ны в гра­фи­че­ской форме.

Найдите в при­ве­ден­ном спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Никогда не об­ра­ща­ют­ся к на­уч­ным фак­там при об­суж­де­нии раз­лич­ных про­блем около по­ло­ви­ны опрошенных.

2) Редко об­ра­ща­ют­ся в об­суж­де­нии про­блем к на­уч­ным фак­там мень­ше опрошенных, чем те, ко­то­рые де­ла­ют это часто.

3) Затруднился в от­ве­те на во­прос каж­дый де­ся­тый опрошенный.

4) Редко ис­поль­зу­ют на­уч­ные факты при об­суж­де­нии про­блем менее трети опро­шен­ных граждан.

5) Часто ссы­ла­ют­ся на мне­ния уче­ных мень­ше опрошенных, чем те, ко­то­рые не де­ла­ют этого никогда.

Ответ:

Учащиеся 9 «А» и 9 «Б» клас­сов ре­ша­ли об­ще­ство­вед­че­скую задачу: «15-летний Иван учит­ся в 9 классе. Он хочет по­ра­бо­тать в сво­бод­ное от учёбы время. Впра­ве ли он за­клю­чить тру­до­вой договор?» Ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­чи (в % от числа ре­шав­ших задачу) при­ве­де­ны в таблице.

Результаты вы­пол­не­ния задачи, пред­став­лен­ные в таблице, были про­ана­ли­зи­ро­ва­ны ад­ми­ни­стра­ци­ей школы. Какие из приведённых ниже вы­во­дов вы­те­ка­ют не­по­сред­ствен­но из информации, по­лу­чен­ной по ре­зуль­та­там вы­пол­не­ния работы? Запишите цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Обу­ча­ю­щи­е­ся не по­ня­ли смыс­ла задания.

2) Де­вя­ти­класс­ни­кам не нра­вят­ся уроки обществознания.

3) В обоих клас­сах не­об­хо­ди­мо вы­де­лить до­пол­ни­тель­ное время для изу­че­ния со­от­вет­ству­ю­щих ста­тей Тру­до­во­го кодекса.

4) Боль­шин­ство обу­ча­ю­щих­ся обоих клас­сов го­то­вы сов­ме­щать учёбу с работой.

5) Зна­чи­тель­ные доли обу­ча­ю­щих­ся обоих клас­сов не знают пра­вил за­клю­че­ния тру­до­во­го до­го­во­ра с не­со­вер­шен­но­лет­ни­ми работниками.

Ответ:

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.


Народ - источник власти

Народ - источник власти

Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих - «народ» и «власть» - представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.

Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Народ - источник власти

Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих - «народ» и «власть» - представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.

Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

А. Н. Радищев в работе «Опыт о законодательстве» пишет, что соборная народная власть есть власть первоначальная, а потому высшая, единая, что употребитель народной власти издает законы, однако никакой закон не может назначить ни пути, ни предела соборному деянию народа. Можно ли сказать, что в подобном государстве существует народовластие? Приведите положения источника, которые помогают ответить на этот вопрос.


Народ - источник власти

Если обратиться к понятию «народовластие», то каждая из двух его составляющих - «народ» и «власть» - представляет собой сложное явление. С юридической точки зрения понятие «народ» отождествляется с понятием «граждане» и определяется как принадлежность к данной группе людей в рамках единого государства. Власть - явление социальное. Она появляется вместе с возникновением общества и существует во всяком социуме, поскольку всякое общество требует управления, обеспечивающегося разумными средствами, включая и принуждение.

Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)

Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)

Конституция Российской Федерации, принятая в ходе референдума 12 декабря 1993 г., закрепляет в статье 3 положение о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, т.е. демократическим государством...

Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета, который должен означать, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было иных социальных сил или корпораций, использует ее исключительно в своих собственных интересах.

(Горбунов В. П. Конституционные основы активного избирательного права в России: генезис, тенденции Социально-гуманитарные знания. М., 1999. №2. С. 249−250)