» » V. операции мыслительной деятельности

V. операции мыслительной деятельности

Мышление – это процесс отражения существенных связей и отношений, предметов и явлений. Мыслительные операции: анализ (разложение) – синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение (объединение по признаку).

Формы мышления:

Понятие -это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение – это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.

Умозаключение- это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Виды мышления:

Наглядно - деятельностное - мышление, непосредственно включенное в деятельность, непосредственное восприятие и практическое осуществление причинно-следственных связей.

Образное- осуществляется на основе образов предметов и явлений принадлежащих опыту человека.

Отвлеченное совершается на основе отвлеченных понятий, которые не могут быть представлены образно.

Способы мышления :

Индукция - от единичных фактов к общему выводу

Дедукция – от общего суждения к частному.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. Мышление - это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Всякий мыслительный процесс является по своему внутреннему строению действием или актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности индивида. Мыслительный акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, т.е. ситуация, для которой нет готовых средств решения. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия.

Основные характеристики.

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий, и такими - которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления.

Мышление - это познавательный психический процесс, представляющий собой опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер . То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.

Вторая особенность мышления - его обобщённость . Обобщение возможно потому, что все свойства объектов действительности связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Философские понятия материи, движения, закона, явления, качества, и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям).

Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации перерабатывается им. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в обособлении предмета или его конкретного признака, и установлении существенного, общего для многих предметов.

Объективной материальной формой мышления является язык . Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение.

Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему.

Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь . Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. Последние связаны с возбуждениями в речедвигательной зоне коры головного мозга. Особенностью внутренней речи является ее сокращенность, конспективность, свернутость. Но при возникновении мыслительных затруднений внутренняя речь принимает развернутую форму и нередко переходит в шепотную или громкую речь. Это позволяет лучше анализировать и закреплять абстрактный речевой материал: формулировки, условия задач и т.п.

Язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям. Только благодаря языку общественно-исторический опыт всего человечества становится достоянием отдельного индивидуума. Орудием мышления является значение слова .

Мышление социально обусловлено , оно возникает лишь в общественных условиях существования человека, оно основано на знаниях, т.е. на общественно-историческом опыте человечества.

Виды мышления и критерии их классификации.

Важно понимать, что мышление - качественно разнородный процесс, соотношения между разными видами мышления являются очень сложными.

В психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям как.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части. Он позволяет понять составные части объекта, которые имеют большое значение для его осмысления.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому. Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении как состоящем из закономерно связанных частей.

Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаем их и глубже проникаем в их своеобразие.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного. Абстракция позволяет проникнуть "в глубь" предмета, выявить его сущность.

Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. Оно позволяет нам отразить в своем сознании всю сущность явления.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному. Благодаря конкретизации наше мышление становится жизненным, за ним всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность.

Во-вторых, содержание мышления проявляется через его формы : понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение - основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Оно позволяет в словесной форме отнести предметы или явления к определенному классу.

Умозаключение - это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. В ряде случаев умозаключение определяет истинность или ложность суждений.

В-третьих, содержание мышления проявляется в функционировании его видов : наглядно-действенного, образного, отвлеченного.

Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

И наконец, мышление проявляется через его способы : индукцию и дедукцию.

Индукция - это способ мышления, при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу. Например, наблюдая в одном-двух случаях особенности того или иного предмета, мы распространяем это положение на все случаи использования всех его видов, хотя они и не наблюдались нами.

Обобщение - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основ­ного, главного.

Абстракция - это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных при­знаков. Суть абстракции как мыслительной операции состоит в том, что, воспри­нимая какой-либо предмет и выделяя в нем определенную часть, мы должны рас­сматривать выделенную часть или свойство независимо от других частей и свойств данного предмета. Таким образом, с помощью абстракции мы можем выделить часть предмета или его свойства из всего потока воспринимаемой нами информа­ции, т.е. отвлечься, или абстрагироваться, от других признаков получаемой нами информации.

Абстракция широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Например, сказав «стол», мы представляем некий об­раз целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием.

К абстрактным понятиям относятся, например, такие, как «твердость», «яркость», «горечь», «мудрость» и т. п. При образовании подобных понятий особенно важно отвлечься от других свойств, поэтому образование абст­рактных понятий представляет собой более трудный процесс, чем усвоение кон­кретных понятий.

Конкретизация является процессом, противоположным абстракции. Конкре­тизация - это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. В конкретных представлениях мы не стремимся отвлечься от различных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы во всем многообразии свойств и признаков, в тесном сочетании одних признаков с другими. По суще­ству, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего. Конкретизируя общее понятие, мы лучше его понимаем. Например, кон­кретизацией понятия «стол» являются понятия «письменный стол», «обеденный стол», «разделочный стол», «рабочий стол» и т. д.

Выделяют определенные виды мышления.

1. По форме:

Наглядно-действенное - мышление, непосредственно включенное в де­ятельность. Генетически наиболее ранний уровень. Отношения вскрываются путем непосредственного манипулирования конкретными предметами. Этот вид мышления свойственен детям раннего возраста и высшим животным.

Напр., складывание из кубиков, пирамидка и т.п.

Этот вид присутствует и у взрослых людей (приготовление пищи, вязание и т.п.). Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

Наглядно-образное - мышление, осуществляющееся на основе образов, представ­лений того, что человек воспринимал раньше. Человек вскрывает связи и отношения, не физически перемещая предметы, а соотнося друг с другом образы одного и того же предмета или образы различных предметов.

Словесно-логическое, понятийное, отвлеченное - мышление, совершающееся на основе отвлеченных по­нятий, которые образно не представляются. В качестве элементов, над которыми производятся перечисленные или иные операции, служат понятия, представленные словом.

2. По характеру решаемых задач:

Теоретическое - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений

Практическое - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач

3. По степени развернутости:

Дискурсивное - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия;

Интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира;

4. По степени новизны и оригинальности:

Репродуктивное(воспроизводящее) - мышление на основе об­разов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных ис­точников;

Продуктивное(творческое) - мышление на основе творческого воображения.

Я верю в интуицию и вдохновение. Воображение важнее знания, ибо знание ограничено, воображение же охваты­вает все на свете, стимулирует прогресс и является источником эволюции. А. Эйнштейн

Фазы мыслительного процесса

1. Постановка вопроса.

2. Перебор возможных, вероятных вариантов решения задачи.

3. Выбор наилучшего варианта (исходя из необходимых критериев).

Исследования мышления

Активные исследования мышления проводятся с XVII в. Для начального пе­риода исследований мышления было характерно то, что мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление. Сама же спо­собность к мышлению считалась врожденной и поэтому, как правило, рассматри­валась вне проблемы развития психики человека. К числу интеллектуальных спо­собностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления счи­тались обобщение, синтез, сравнение и классификация.

Позднее, с появление ассоциативной психологии мышление сводилось во всех его проявлениях к ассоциациям. В качестве механизмов мышления рассматрива­лась связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опы­те. Способность к мышлению рассматривалась как врожденная. Однако предста­вителям данного направления не удалось объяснить происхождение творческого мышления с позиций учения об ассоциациях. Поэтому способность к творчеству рассматривалась как не зависящая от ассоциаций врожденная способность разума.

Мышление широко исследовалось и в рамках бихевиоризма. При этом мышле­ние представлялось как процесс формирования сложных связей между стимула­ми и реакциями. Бесспорной заслугой бихевиоризма явилось рассмотрение в рам­ках изучаемой проблемы формирования умений и навыков в процессе решения задач. Благодаря данному направлению психологии в сферу изучения мышления вошла проблема практического мышления.

Определенный вклад в развитие психологии мышления внес и психоанализ, в котором большое внимание уделялось проблеме бессознательных форм мышле­ния, а также изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей челове­ка. Именно благодаря поиску бессознательных форм мышления в психоанализе было сформировано понятие «защитных психологических механизмов».

В отечественной психологии проблема мышления развивалась в рамках пси­хологической теории деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. С позиций психологической теории дея­тельности мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действитель­ности.

А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно кото­рой между структурами внешней (составляющей поведение) и внутренней (со­ставляющей мышление) деятельности существуют аналогии. Внутренняя мысли­тельная деятельность является не только производной от внешней, практической, но и имеет принципиально то же самое строение. В ней, как и в практической дея­тельности, могут быть выделены отдельные действия и операции. При этом внут­ренние и внешние элементы деятельности являются взаимозаменяемыми. В со­став мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практи­ческие действия, и, наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Следовательно, мыш­ление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности.

Следует отметить, что деятельностная теория мышления способствовала ре­шению многих практических задач, связанных с обучением и умственным разви­тием детей. На ее основе были построены известные теории обучения и развития, среди которых теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Однако в последнее время, с развитием математики и кибернетики, появилась возмож­ность создать новую информационно-кибернетичскую теорию мышления. Оказа­лось, что многие специальные операции, применяемые в программах машинной обработки информации, очень похожи на операции мышления, которыми пользу­ется человек. Поэтому появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта. В на­стоящее время даже сформулирована целая научная проблема, получившая на­звание проблемы «искусственного интеллекта».

Параллельно с теоретическими поисками постоянно ведутся эксперименталь­ные исследования процесса мышления. Так, в начале XX в. французские психоло­ги А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Их работы положили начало широкому внедре­нию тестов в проблему исследования мышления.

Бине Альфред (1857-1911) - французский психолог, один из основателей французской экспериментальной пси­хологии, создатель тестологии. Получил образование по юриспруденции, медицине, биологии. В 1889 г. основал в Сор­бонне первую во Франции лабораторию экспериментальной психологии. С 1894 г. - директор этой лаборатории. В нача­ле XX в. совместно с Т. Симоном приступил к созданию тес­тов уровня умственного развития детей, где обобщались раз­работки по изучению памяти, внимания, мышления. Ввел по­нятие умственного возраста как уровня интеллектуального развития. Занимался разработкой таких проблем, как пато­логия сознания и личности, умственное утомление, понятийное мышление, индивидуальные различия процессов памяти. Одним из первых начал изучение высших психических про­цессов в естественных условиях.

В настоящее время имеется ог­ромное количество всевозможных тестов, предназначенных для людей разного возраста от 2 до 65 лет. Причем все тесты, предназначенные для исследования мышления, можно разделить на несколько групп. Прежде всего, это тесты дости­жения, свидетельствующие о наличии у человека определенного объема знаний в той или иной научно-практической области. Другую группу составляют интел­лектуальные тесты, предназначенные в основном для оценки соответствия интел­лектуального развития обследуемого биологическому возрасту. Еще одна груп­па - это критериально-ориентировочные тесты, предназначенные для оценки спо­собности человека решать определенные интеллектуальные задачи.

Следует отметить, что, несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и природе мыш­ления нет. Бесспорным в настоящее время является то, что мышление - это один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления мож­но выделить определенные умственные операции.

Интеллект

Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Следует отметить, что единого понимания данного термина до сих пор не существует. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным сти­лем и т.д. Другой весьма распространенной точкой зрения стало мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект - это то, что обеспечивает адаптацию человека.

Сегодня существуют два основных толкования ин­теллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект - это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризую­щая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способно­стей человека.

Под интеллектом мы будем понимать совокупность самых раз­нообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной дея­тельности человека.

Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы. К пер­вой группе следует отнести теории, провозглашающие наличие у человека при­родных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, ин­теллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий.

Одной из наиболее известных теорий, входящих в первую группу, является теория мышления, разрабатываемая в рамках гештальтпсихологии. С позиции данного научного направления интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания. При этом считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рож­дения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления человека и при возникновении потребности в них. При этом способность преобра­зовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

Другая группа теорий рассматривает умственные способности как развиваю­щиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействий среды, либо из идеи внутреннего развития субъек­та, или же исходя из того и другого.

1. Задача о хозяине и работнике

Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти.

При расчете он получил от хозяина кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?

Ответ на задачу о хозяине и работнике

Работник не доработал у хозяина 5 месяцев и недополучил 7 рублей. Значит, месячная его плата в деньгах составляет 7/5 рубля, или 1 рубль 40 копеек. Плата за 7 месяцев составит 7 х 7/5 = 9 и 4/5 рубля, или 9 рублей 80 копеек. Но работник за это время получил 5 рублей и кафтан. Значит, кафтан стоит 4 рубля 80 копеек.

2. Задача о покупке коня

Некто продавал коня и просил за него 1000 рублей. Купец сказал, что за коня запрошена слишком большая цена. «Хорошо, - ответил продавец, - если ты говоришь, что конь дорого стоит, то возьми его себе даром, а заплати только за одни гвозди в его подковах.

А гвоздей во всякой подкове по 6 штук. И будешь ты мне платить таким образом: за первый гвоздь – ¼ копейки, за второй гвоздь – ½ копейки, за третий – копейку, и так далее за все гвозди: за каждый в 2 раза больше, чем за предыдущий».

Купец же, думая, что заплатит намного меньше, чем 1000 рублей, согласился.

ПРОТОРГОВАЛСЯ ЛИ КУПЕЦ, И ЕСЛИ ДА, ТО НА СКОЛЬКО?

Ответ на задачу о покупке коня

Всего гвоздей 24, и заплатить за них купец должен 41 943 рубля и 4 копейки. Значит, купец переплатил 40 943 рубля и 4 копейки, пожалев купить лошадь за 1 000 рублей.

I. ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИИ

Мышление - высший психический познавательный процесс.

Это - обобщенное, опосредованное, целенаправленное отражение мира, осуществляемое с помощью речи. Мышление оперирует понятиями.

Обобщенное - переработанный опыт предыдущих поколений. “Всякое слово уже обобщает”.

Опосредованное - через что-либо, если нет возможности непосредственно ознакомиться. Опора на знания, которые представлены нам опосредовано – через различные источники.

Целенаправленное - ТОЛЬКО ПРОИЗВОЛЬНЫЙ процесс. (Непроизвольный - воображение). Непроизвольный поток сознания - ассоциативное мышление - речь шизофреника.

Мышление всегда направлено на решение задач с помощью анализа и синтеза. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.

“От живого созерцания… к абстрактному мышлению... Вершина познания“.

Мышление - социально-обусловленный процесс.

“Мышление - не существует вне общества, вне языка, вне накопленных знаний и выработанных им способов мыслительной деятельности. Отдельный человек становится Sb мышления лишь овладев языком, понятиями, логикой...” А.Н. .Леонтьев.

Уровень развития общества напрямую связан с уровнем мышления.

Пример. Мышление т.н. “культурно отсталых” народов. Мышление наглядно-ситуационное, наглядно-действенное, наглядно-образное, непосредственно включенное в практическую деятельность, подчиненное ей. Простейшие суждения. Счет - считать что-то конкретное – коров, овощи, домашнюю утварь и др. Такое мышление не выделилось в самостоятельную теоретическую деятельность.

II. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ. ЕДИНСТВО МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Физиологическая основа представляет 3 составные части:

· рефлекторная дуга

· под влиянием II сигнальной системы,

· но на основе I СС (ощущение, восприятие, представления).

Слово - материальная оболочка мысли - есть обобщенное при помощи слова отражение действительности.

III. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

Рассмотрим основные виды мышления. Их три: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование действительности в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении действительность преобразуется лишь в плане образа (без реального взаимодействия с предметом).

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Основная задача практического мышления - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми, имеет дело мышление, в одном случае это научные понятия, а в другом - житейские, ситуационные обобщения.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака : временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин «эгоцентрическое мышление», оно характеризуется прежде всего невозможностью принять точку зрения другого человека.

Важным является различение продуктивного и репродуктивного мышления, основанного на «степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта».

IV. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя ЦЕЛЬ и УСЛОВИЯ. Мышление начинается с проблемной ситуации , потребности понять. При этом решение мыслительной задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышлении, часто это требует большой мыслительной работы.

Первый признак мыслящего человека - умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопроса (что характерно у детей) есть признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем больше круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. Решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи (задачи наглядно-действенного и сенсомоторного интеллекта), для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщенных знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

определить, какое именно правило привлечь для решения;

применение общего правила к частным условиям задачи.

Автоматизированные схемы действия можно считатьнавыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется очень обобщенная система знаний, например при решении математических задач.

При разрешении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке. Критичность - признак зрелого ума. Некритический ум легко принимает любое совпадение за объяснение, первое подвернувшееся решение за окончательное.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс - это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и который завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения, и т.п.).

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

подготовка;

созревание решения;

вдохновение;

проверка найденного решения.

СТРУКТУРА МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие недостающие или избыточные данные, и т.д.).

3. Поиск решения:

3.1. Поиск решения на основе одного известного алго­ритма (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.).

3.4.2. На основе использования аналогий.

3.4.3. На основе использования эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение на другую деятельность: «период инкубационного отдыха» - «созревание идей», озарение, вдохновение, инсайд, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие «озарению»:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность решения проблемы;

в) высокая информированность в проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная деятельность мозга (во сне;! при высокой температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

PS: Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В результате успешного (целенаправленного) действия достигается результат, соответствующий предварительно поставленной цели, а результат, который не был предусмотрен в сознательной цели, является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукту действия также отражается субъектом. Это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влияние тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

V. ОПЕРАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Герцен писал: «Надо иметь много ума, чтобы что-то не понять, чтобы задуматься». Детские «почему» - тому пример.

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение, понимание.

Сравнение - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации. Жане говорил, если понаблюдать за тем, как мы здороваемся, мы людей фактически классифицируем”.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементом. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

Синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анaлиз и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность - у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых - в широте синтеза.

Абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение (или генерализация) - отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношенний, связей и закономерностей. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Понимание - включение данного факта в более широкую связь с изучаемым явлением. Как бы законченная форма понимания - это логическое определение. В результате возникает понятие. В этом случае можно говорить обистинном, логическом понимании.

Но существует и иллюзорное понимание: авторитарное - строгий вопрос преподавателя “Понятно?” провоцирует ответ – «Да» (боятся переспросить); субъективное (понятно на житейском уровне); по привычке – не особо вникают на лекции, думая, что разберутся самостоятельно дома.

VI. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ

Познание совершается в следующих формах: понятиях, суждениях и умозаключениях .

Понятия - отражение ОБЩИХ и СУЩЕСТВЕННЫХ свойств ряда однородных предметов и явлений. Понятия - высшая степень отражения мира и познания.

Понятия результат взаимодействия обеих сигнальных систем (1 и 2 СС).

I СС - чувственный опыт

II СС - обозначение словом или словосочетанием. Слово - чувственная, материальная оболочка мысли. Мыслить понятиями, значить мыслить словами. (Мышление - оперирование понятиями, выраженными в словах). Например, Владеть понятием «Лимон» - на уровне 1 СС – ощущение вкуса, запаха, цвета, формы... На уровне 2 СС - определение лимона – это цитрусовое дерево, а также сочный кислый плод его с твёрдой ароматной кожурой.

Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает. РАССУЖДЕНИЕ - это работа мысли над суждением.

Дедуктивное рассуждение называется обоснованием.

Индуктивное – умозаключением .

ТАКИМ ОБРАЗОМ, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение, понимание.

Мышление осуществляется в понятиях и представлениях , и основной формой протекания мышления является рассуждение , как работа над суждением .

Мышление может происходить на разных уровнях , таких как наглядное мышление и мышление отвлеченное, теоретическое. Как уже отмечалось, человек не может мыслить только в понятиях без представлений, в отрыве от наглядности, но также не может мыслить лишь чувственными образами без понятий. Поэтому эти два уровня мышления взаимосвязаны.

Но возможен случай, в котором отвлеченное теоретическое мышление почти не требуется. Это, в частности, элементарные практические задачи. Некоторые люди прекрасно справляются со сложными теоретическими задачами, обнаруживая при этом высокий уровень мышления, но оказываются порой беспомощными, когда нужно найти выход из затруднительной практической ситуации. И наоборот: люди, прекрасно ориентирующиеся в очень сложных практических ситуациях, могут оказаться неспособными решить элементарную теоретическую проблему. Для объяснения этого нужно подчеркнуть различия между последовательностью мыслительных операций в одном и другом случае. В непосредственно-действенной ситуации можно сначала уяснить лишь начальный этап решения, обозначить первоначальные необходимые действия и реализовать их. При этом происходит немедленное изменение ситуации и выявляются попутные изменения, которые до совершения действия были не предусмотрены. Таким образом, действие, выполняемое на первых этапах мыслительного процесса, освобождает от необходимости предусмотреть, представить и учесть все многообразие изменения ситуаций, которое оно вносит и которое нужно было бы заранее учесть при решении задачи, протекающей не непосредственно в самом ходе действия.

Страница 3

Виды мышления.

Простейший вид – наглядно-действенное мышление , непосредственно включенное в практическое действие. Этот вид мышления определяется опорой на уже имеющийся опыт, отсутствием анализа ситуации и абстракции, и в этих случаях называется практическим мышлением.

Образное мышление характеризуется тем, что при решении определенных задач человек оперирует, в основном, содержащимися в памяти образами предметов и явлений, включенными в прошлом в его деятельность.

Абстрактно-логическое мышление отражает такие факторы, закономерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному познанию. Оно дает возможность познать (отразить) отдельные свойства и качества предметов и явлений вне их связи с другими особенностями тех же предметов и явлений. Очень сложное по своей психологической структуре мышление вероятностями, опирающееся не на непосредственно воспринимаемые предметы и явления, а на учет степеней вероятности (возможности) ожидаемых событий.

Несколько особая форма мышления – понимание , при котором все необходимые связи, отношения и обобщения не открываются человеком вновь самостоятельно, а уже даны в определенной ситуации понятий и суждений, отражающих эти связи.

Понимание рассмотренного позволяет глубже разобраться в свойствах мышления человека. Но, кроме этого, есть еще и ряд его свойств, более обобщенно определяющих мышление и называемых качествами ума. К ним относятся: критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, творческий ум.

Все виды мыслительных действий, формы мышления, свойства и качества ума человека в той или иной мере проявляются в процессе производственного обучения. Чем чаще и полнее они проявляются, тем успешнее развиваются умственные способности человека, становясь чертами его личности. А высокое развитие и сочетание стойких положительных свойств мышления определяют общую способность добиваться объективной правильности решения – продуктивности ума.

ПАМЯТЬ

Память – способность к запечатлеванию, сохранению и последующему воспроизведению того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Развитие генетики и молекулярной биологии, раскрытие механизмов хранения генетической информации, побудили ученых к объяснению механизмов памяти. В частности, предполагают, что механизмы одного из видов памяти имеют молекулярную основу.

Психологи, которые первыми стали экспериментально изучать память, выделяют четыре ее вида:

1) двигательную , связанную с запоминанием и воспроизведением движений;

2) словесно-логическую , связанную с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т. д.; этот вид памяти непосредственно связан с обучением;

3) эмоциональную память, ответственную за запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами;

4) образную , сферой которой является запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию). Образную память делят на зрительную, слуховую, осязательную и т. д.

Основным процессом памяти следует считать запоминание , так как именно оно обеспечивает полноту и точность последующего воспроизведения, а также длительность и прочность хранения информации. Этот процесс может иметь произвольный или непроизвольный характер.

Произвольное запоминание связано с предварительной установкой на запоминание чего-то определенного и, как правило, с применением специальных приемов и методов, облегчающих достижение цели. Этот вид запоминания в целом продуктивнее непроизвольного, но требует более благоприятных условий.

Несмотря на то, что память человека в достаточной мере индивидуальна, в зависимости от прочности запоминания, точности и полноты воспроизведения и характера запоминаемого материала, можно выделить словесно-образный (художественный), словесно-логический (абстрактный)и промежуточные виды памяти.

В пределах индивидуальной памяти выделяют еще две формы: кратковременную (оперативную) и долговременную . Оперативная память удерживает сведения о раздражителе около получаса, после чего информация переходит в долговременную память либо забывается. Есть основания полагать, что в основе оперативной памяти лежит циркуляция возбуждения от одной нервной клетки к другой. Уже доказано, что этот тип памяти связан с деятельностью специальной структуры головного мозга – гиппокампа. При удалении гиппокампа память перестает функционировать и больной становится неспособным запоминать что-либо новое. Вопрос о том, как оперативная память переходит в долговременную, пока не решен. На модели условных рефлексов показано, что в процессе запоминания изменяются внешний вид и функция синапсов, передающих возбуждение от нейрона к нейрону. Сильно изменяется и химический состав нервных клеток. Опыты показали, что в процессе запоминания очень важная роль принадлежит РНК. Известно, что РНК переносит наследственную генетическую информацию от ядра клетки в цитоплазму, где происходит синтез того или иного белка. Нервные импульсы, поступающие к нервным клеткам, стимулируют выработку РНК, что, в свою очередь, предопределяет синтез нового белка, высокочувствительного к обусловившим его формирование знакомым импульсам. Поэтому знакомые импульсы легче возбуждают клетку, и, таким образом, событие фиксируется в мозге. С течением времени, если такие импульсы не поступают, белок постепенно распадается и следы запоминаемой информации стираются. На индивидуальную память влияет множество факторов, и способность к запоминанию (и забыванию) зависит от наследственности, степени тренированности, уровня влияния эмоционального состояния, режима питания, труда и отдыха.

Выделяют также видовую или генетическую память, обусловливающую передачу наследуемых признаков из поколения в поколение. Этот вид памяти определяет так называемую норму реакции живого организма или, другими словами, верхние и нижние пределы возможностей организма данного вида.

ЭМОЦИИ

От каждого воспринятого раздражения в кору больших полушарий приходит два потока импульсов. Один идет прямо в корковую часть соответствующего анализатора, где выясняется, что мы ощущаем и воспринимаем; второй, проходящий через ретикулярную формацию, выясняет значение данного раздражения для организма. Эта оценка лежит в основе различных эмоциональных переживаний. Также, как все уровни психической деятельности, эмоции по механизмам возникновения рефлекторны. Еще И. М. Сеченов, анализируя рефлексы головного мозга, характеризовал мышление, волю и эмоции, как рефлексы особой сложности. Мышление и воля, согласно его взгляду, суть рефлексы с задержанным в последней трети концом, эмоции – рефлексы с концом, усиленным в последней трети.

Эмоции в зависимости от характера либо вызывают бурные движения, либо, напротив, угнетают их. В том и другом случае они усиливают завершающую треть рефлекса.

Анализ мимических и пантомимических реакций, которые сопровождают разные эмоции, показал, что каждой эмоции свойственны специфические движения лицевой мускулатуры, особое выражение глаз, определенная поза и характерные движения конечностей.

К эмоциональным переживаниям более или менее длительного характера относят эмоциональные состояния. К эмоциональным состояниям относят настроение, фрустрации и стрессы. Если конфликтные ситуации происходят часто и человек в чем-то чувствует себя постоянно ущемленным, возникает состояние фрустрации. Оно может проявиться либо в постоянной агрессивности – желании причинить боль, либо в депрессии – полной отрешенности от всего.

Основная причина фрустраций – плохая выносливость в борьбе с жизненными трудностями.

Со времен глубокой древности ум человека занимали вопросы: что такое сон, чем он вызван и почему все люди и животные испытывают в нем непреодолимую потребность?

Наиболее полное и правильное объяснение сна дает теория академика И. П. Павлова. Она основана на учении об условных и безусловных рефлексах.