» » Великие русские путешественники, имена которых увековечены на географической карте. Первое кругосветное путешествие

Великие русские путешественники, имена которых увековечены на географической карте. Первое кругосветное путешествие

Афанасий Никитин (XV век)

Афанасий Никитин - русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию. Путевые записки Никитина «Хождение за три моря» - ценный литературно-исторический памятник. Отмечен многосторонностью наблюдений, а также необычной для средних веков веротерпимостью в сочетании с преданностью христианской вере и родной земле.


Семен Дежнёв (1605 -1673)

Выдающийся русский мореход, землепроходец, путешественник, исследователь Северной и Восточной Сибири. В 1648 году Дежнев первым среди известных европейских мореплавателей (на 80 лет раньше, чем Витус Беринг) удалось пройти Берингов пролив, отделяющий Аляску от Чукотки. Казачий атаман и торговец пушниной, Дежнев активно участвовал в освоении Сибири (сам Дежнев женился на якутке Абакаяде Сючю).


Григорий Шелихов (1747 - 1795)

Русский промышленник, проводивший географические исследования северных островов Тихого океана и Аляски. Основал первые поселения в Русской Америке. Его именем названы пролив между о. Кадьяк и североамериканским материком, залив в Охотском море, город в Иркутской области и вулкан на Курилах. Замечательный русский купец, географ и путешественник, прозванный с

легкой руки Г. Р. Державина «Русским Колумбом», родился в 1747 года в г. Рыльске Курской губернии в мещанской семье. Преодоление пространства от Иркутска до Ламского (Охотского) моря и стало его первым путешествием. В 1781 году Шелихов создал «Северо-Восточную компанию», которая в 1799 году была преобразована в Русско-Американскую торговую компанию.


Дмитрий Овцын (1704 - 1757)

Русский гидрограф и путешественник, руководил вторым из отрядов Великой Северной экспедиции. Произвел первую гидрографическую опись побережья Сибири между устьями Оби и Енисея. Открыл Гыданский залив и Гыданский полуостров. Участвовал в последнем плавании Витуса Беринга к берегам Северной Америки. Его имя носят мыс и остров в Енисейском заливе. В

русском флоте Дмитрий Леонтьевич Овцын находился с 1726 года, принимал участие в первом плавании Витуса Беринга к берегам Камчатки, а к моменту организации экспедиции дослужился до чина лейтенанта. Значение экспедиции Овцына, как и остальных отрядов Великой Северной экспедиции, чрезвычайно велико. На основании составленных Овцыным описей карты исследованных им мест готовились вплоть до начала ХХ столетия.


Иван Крузенштерн (1770 - 1846)

Русский мореплаватель, адмирал, руководил первой русской кругосветной экспедицией. Впервые нанес на карту большую часть побережья о. Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Его имя носят пролив в северной части Курильских островов, проход между о. Цусима и

островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле. 26 июня 1803 года корабли «Нева» и «Надежда» вышли из Кронштадта и направились к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. 19 августа 1806 года во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы. Первое русское кругосветное плавание имело большое научное и практическое значение и привлекло к себе внимание всего мира. Русские мореплаватели исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся тогда самыми точными.


Фаддей Беллинсгаузен (1778 - 1852)

Фаддей Беллинсгаузен - русский мореплаватель, участник первого русского кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна. Руководитель первой русской антарктической экспедиции, открывшей Антарктиду. Адмирал. Его имя носят море у берегов Антарктиды, подводная котловина между материковыми склонами Антарктиды и Южной Америки, острова в Тихом, Атлантическом океанах и Аральском море, первая советская полярная станция на о. Кинг-Джордж в архипелаге Южные Шетландские острова. Будущий открыватель южного полярного материка родился 20 сентября 1778 года на острове Эзель близ г. Аренсбург в Лифляндии (Эстонии).


Федор Литке (1797-1882)

Федор Литке - русский мореплаватель и географ, граф и адмирал. Руководитель кругосветной экспедиции и исследований на Новой Земле и Баренцевом море. Открыл две группы островов Каролинской цепи. Один из основателей и руководителей Русского географического общества. Имя Литке носят 15 пунктов на карте. Литке возглавил девятнадцатую русскую

кругосветную экспедицию для гидрографических исследований малоизвестных районов Тихого океана. Путешествие Литке было одним из самых успешных в истории русских кругосветных плаваний и имело большое научное значение. Были определены точные координаты главных пунктов Камчатки, описаны острова - Каролинские, Карагинские и др., чукотский берег от мыса Дежнёва до устья р. Анадырь. Открытия были настолько важными, что Германия и Франция, споря за Каролинские острова, обращались к Литке за консультацией по поводу их расположения.

Всякий образованный человек без труда вспомнит имя того, кто совершил первое кругосветное путешествие и пересек Тихий океан. Это сделал португалец Фернан Магеллан около 500 лет тому назад.

Но нельзя не отметить, что такая формулировка не полностью верна. Магеллан продумал и спланировал маршрут плавания, организовал его и руководил им, но ему суждено было погибнуть за много месяцев до того, как оно было завершено. Так что продолжил и завершил первое кругосветное путешествие Хуан Себастьян дель Кано (Элькано), испанский мореплаватель, отношения с которым у Магеллана были, мягко говоря, не дружеские. Именно дель Кано в конечном итоге стал капитаном «Виктории» (единственного корабля, вернувшегося в родную гавань) и получил славу и богатство. Однако же Магеллан совершил во время драматического плавания великие открытия, о которых речь пойдет ниже, и потому его считают первым кругосветным путешественником.

Первое кругосветное путешествие: предпосылки

В 16 веке португальские и испанские мореплаватели и купцы соперничали друг с другом за контроль над Ост-Индией, богатой пряностями. Последние делали возможным консервирование продуктов, и обойтись без них было сложно. Уже существовал проверенный путь к Молуккским островам, где находились самые большие рынки с самыми дешевыми товарами, но путь этот был неблизким и небезопасным. Из-за ограниченности знаний о мире открытая не так давно Америка представлялась мореходам препятствием на пути в богатую Азию. Никто не знал, есть ли пролив между Южной Америкой и гипотетической Неведомой Южной Землей, но европейцам хотелось, чтобы он был. Они еще не ведали, что Америку и Восточную Азию разделяет огромный океан, и думали, что открытие пролива обеспечит быстрый доступ к азиатским рынкам. Поэтому первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, наверняка был бы удостоен королевских почестей.

Карьера Фернана Магеллана

Обедневший португальский дворянин Магеллан (Магальянш) к своим 39 годам успел неоднократно побывать в Азии и Африке, был ранен в битвах с туземцами и собрал немало информации о путешествиях к берегам Америки.

Со своей идеей попасть на Молукки западным путем и вернуться обычным (то есть осуществить первое кругосветное путешествие) он обратился к португальскому королю Мануэлю. Тот совершенно не заинтересовался предложением Магеллана, которого к тому же недолюбливал за недостаточную лояльность. Зато он позволил Фернану сменить гражданство, чем тот немедленно воспользовался. Мореплаватель поселился в Испании (то есть во враждебной португальцам стране!), обзавелся семьей и соратниками. В 1518 году он добился аудиенции у молодого короля Карла I. Король и его советники заинтересовались поисками короткого пути за специями и «дали добро» на организацию экспедиции.

Вдоль побережья. Бунт

Первое кругосветное путешествие Магеллана, для большинства членов команды так и не завершившееся, началось в 1519 году. Из испанской гавани Сан-Лукар вышло пять кораблей, на которых находилось 265 человек из разных стран Европы. Несмотря на шторма, флотилия относительно благополучно добралась до берега Бразилии и стала «спускаться» вдоль него на юг. Фернан надеялся отыскать пролив в Южное море, который должен был находиться, согласно его сведениям, в районе 40 градуса южной широты. Но в указанном месте оказался не пролив, а устье реки Ла-Плата. Магеллан велел продолжать движение на юг, а когда погода совсем испортилась, корабли встали на якорь в бухте Св. Юлиана (Сан-Хулиан), чтобы перезимовать там. Капитаны трех судов (испанцы по национальности) подняли мятеж, захватили корабли и приняли решение не продолжать первое кругосветное путешествие, а взять курс на мыс Доброй Надежды и от него - на родину. Людям, верным адмиралу, удалось сделать невозможное - отвоевать корабли и отрезать мятежникам путь к бегству.

Пролив Всех Святых

Один капитан был убит, другой - казнен, третий - высажен на берег. Рядовых бунтовщиков Магеллан помиловал, чем еще раз доказал свою дальновидность. Только на исходе лета 1520 года корабли вышли из бухты и продолжили поиски пролива. Во время шторма судно «Сантьяго» затонуло. И вот 21 октября моряки наконец-то обнаружили пролив, более напоминающий узкую расщелину между скал. По нему корабли Магеллана плыли 38 дней.

Берег, оставшийся по левую руку, адмирал назвал Огненной Землей, так как на нем круглые сутки горели костры индейцев. Именно благодаря открытию пролива Всех Святых Фернан Магеллан стал считаться тем, кто совершил первое кругосветное путешествие. Впоследствии пролив был переименован в Магелланов.

Тихий океан

Из пролива в так называемое «Южное море» вышли только три корабля: «Сан-Антонио» исчез (попросту дезертировал). Новые воды мореходам понравились, особенно после неспокойной Атлантики. Океан был назван Тихим.

Экспедиция направилась на северо-запад, потом на запад. Несколько месяцев мореходы плыли, не видя никаких признаков земли. Голод и цинга стали причиной смерти почти половины команды. Только в начале марта 1521 года суда подошли к двум еще не открытым обитаемым островам из группы Марианских. Отсюда уже было недалеко до Филиппин.

Филиппины. Смерть Магеллана

Обнаружение островов Самар, Сиаргао и Хомонхон очень порадовало европейцев. Здесь они восстанавливали силы и общались с местными жителями, которые охотно делились пищей и сведениями.

Слуга Магеллана, малаец, свободно изъяснялся с аборигенами на одном языке, и адмирал понял, что Молукки совсем близко. Кстати, этот слуга, Энрике, в конечном итоге стал одним из тех, кто совершил первое кругосветное путешествие, в отличие от своего хозяина, которому не суждено было высадиться на Молукках. Магеллан и его люди вмешались в междоусобную войну двух местных князьков, и мореплаватель был убит (не то отравленной стрелой, не то абордажной саблей). Более того, через некоторое время в результате вероломного нападения дикарей погибли его ближайшие соратники - опытные испанские моряки. Команда так поредела, что один из кораблей, «Консепсьон», было решено уничтожить.

Молукки. Возвращение в Испанию

Кто руководил первым кругосветным путешествием после смерти Магеллана? Хуан Себастьян дель Кано, мореход из народа басков. Он был в числе заговорщиков, которые предъявили Магеллану ультиматум в бухте Сан-Хулиан, но адмирал простил его. Дель Кано командовал одним из двух оставшихся судов, «Викторией».

Он позаботился о том, чтобы корабль вернулся в Испанию, загруженный пряностями. Сделать это было нелегко: у берегов Африки испанцев поджидали португальцы, которые с самого начала экспедиции делали все, чтобы расстроить планы своих конкурентов. Второй корабль, флагман «Тринидад», был взят ими на абордаж; моряки попали в рабство. Таким образом, в 1522 году в Сан-Лукар вернулись 18 участников экспедиции. Доставленный ими груз окупил все расходы на дорогостоящую экспедицию. Дель Кано был удостоен личного герба. Если бы в те времена кто-нибудь сказал, что первое кругосветное путешествие совершил Магеллан, его осмеяли бы. На долю португальца приходились только обвинения в нарушении королевских указаний.

Итоги путешествия Магеллана

Магеллан исследовал восточный берег Южной Америки и открыл пролив из Атлантики в Тихий океан. Благодаря его экспедиции люди получили весомое доказательство того, что Земля действительно круглая, уверились в том, что Тихий океан гораздо обширнее, чем предполагалось, и что плавать по нему на Молукки невыгодно. Также европейцы поняли, что Мировой океан един и омывает все материки. Испания удовлетворила свои амбиции, объявив об открытии Марианских и Филиппинских островов, и предъявила претензии на острова Молуккские.

Все великие открытия, сделанные во время этого плавания, принадлежат Фернану Магеллану. Так что ответ на вопрос о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, не так уж очевиден. Фактически этим человеком был дель Кано, но все-таки главным достижением испанца стало то, что мир вообще узнал об истории и итогах этого плавания.

Первое кругосветное путешествие русских мореплавателей

В 1803-1806 российскими мореходами Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским было совершено масштабное путешествие через Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Их целями были: исследование дальневосточных окраин Российской Империи, нахождение удобного торгового пути в Китай и Японию по морю, обеспечение русского населения Аляски всем необходимым. Мореплаватели (отправившиеся на двух судах) исследовали и описали остров Пасхи, Маркизские острова, побережье Японии и Кореи, Курильские острова, Сахалин и остров Иессо, посетили Ситку и Кадьяк, где жили русские поселенцы, а кроме того, доставили в Японию посла от императора. Во время этого плавания отечественные суда впервые посетили высокие широты. Первое кругосветное путешествие русских исследователей имело огромный общественный резонанс и способствовало повышению престижа страны. Его научное значение не менее велико.

Великие русские путешественники, список которых довольно большой, подтолкнули развитие морской торговли, а также подняли престиж своей страны. Научное сообщество узнавало всё больше сведений не только о географии, но также и о животном и растительном мире, а самое главное - о людях, живших в других уголках мира, и их обычаях. Проследим по следам великих русских путешественников их географические открытия.

Фёдор Филиппович Конюхов

Великий русский путешественник Федор Конюхов является не только известным любителем приключений, но и художником, заслуженным мастером спорта. Родился он в 1951 году. С детских лет он мог сделать то, что далось бы довольно трудно его сверстникам - купание в холодной воде. Он легко мог спать на сеновале. Фёдор был в хорошей физической форме и мог бегать на длительные дистанции - несколько десятков километров. В 15 лет ему удалось переплыть Азовское море, воспользовавшись весельной рыбацкой лодкой. Значительно повлиял на Фёдора и его дед, который хотел, чтобы молодой человек стал путешественником, но и сам мальчик стремился к этому. Великие русские путешественники нередко начинали готовиться заранее к своим походам и морским странствиям.

Открытия Конюхова

Федор Филиппович Конюхов участвовал в 40-ка путешествиях, повторил на яхте маршрут Беринга, а также плавал от Владивостока до Командорских островов, заходил на Сахалин и Камчатку. В 58 лет он покорил Эверест, а также 7 самых высоких вершин в команде с другими альпинистами. Он побывал как на Северном, так и на Южном полюсах, на его счету 4 кругосветных морских путешествий, Атлантика пересекалась им 15 раз. Свои впечатления Фёдор Филиппович отображал при помощи рисования. Таким образом он написал 3 тысячи картин. Великие географические открытия русских путешественников часто были отражены в их собственно литературе, так и Фёдор Конюхов оставил после себя 9 книг.

Афанасий Никитин

Великий русский путешественник Афанасий Никитин (Никитин - отчество купца, т. к. отца его звали Никита) жил в 15-м веке, и год его рождения неизвестен. Он доказал, что даже человек из небогатой семьи может путешествовать так далеко, главное - поставить перед собой цель. Он был опытным купцом, который до Индии побывал в Крыму, Константинополе, Литве и Молдавском княжестве и привозил на родину заморские товары.

Сам он был родом из Твери. Русские купцы отправились в Азию, чтобы наладить связи с местными торговцами. Сами они везли туда, в основном, пушнину. Волей судьбы Афанасий оказался в Индии, где прожил три года. По возвращении на родину его ограбили и убили под Смоленском. Великие русские путешественники и их открытия навсегда остаются в истории, ведь ради прогресса смелые и отважные любители странствий нередко погибали в опасных и длительных экспедициях.

Открытия Афанасия Никитина

Афанасий Никитин стал первым русским путешественником, посетившим Индию и Персию, на обратном пути он побывал в Турции и Сомали. Во время своих странствий он делала заметки «Хождение за три моря», которые впоследствии стали пособием для изучения культуры и обычаев других стран. В особенности хорошо обрисована в его записях средневековая Индия. Он переплывал Волгу, Аравийское и Каспийское моря, Черноморье. Когда возле Астрахани купцы были ограблены татарами, он не захотел со всеми возвращаться домой и попасть в долговую яму, а продолжил своё путешествие, направляясь в Дербент, затем в Баку.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай

Миклухо-Маклай родом из дворянской семьи, однако после смерти отца ему пришлось узнать, что такое жить в бедности. У него была натура мятежника - в 15 лет он был арестован за то, что участвовал в манифестации студентов. Из-за этого он не только оказался под арестом в Петропавловской крепости, где пробыл трое суток, но и был изгнан из гимназии с дальнейшим запретом поступления - так для него была потеряна возможность получить высшее образование в России, что он впоследствии сделал только в Германии.

Немало известный естествоиспытатель, обратил внимание на любознательного 19-летнего юношу и пригласил Миклухо-Маклая в экспедицию, целью которой являлось изучение морской фауны. Николай Николаевич умер в возрасте 42-х лет, при этом диагноз его гласил «сильная изношенность организма». Он, как и многие другие великие русские путешественники, пожертвовал значительной частью своей жизни во имя новых открытий.

Открытия Миклухо-Маклая

В 1869 году Миклухо-Маклай при поддержке Русского Географического общества уезжает в Новую Гвинею. Берег, где он высадился, теперь называется «Берег Маклая». Проведя в экспедиции больше года, он открыл новые земли. Туземцы узнали от русского путешественника, как выращивается тыква, кукуруза, бобы, как ухаживать за плодовыми деревьями. 3 года провёл он в Австралии, побывал в Индонезии, на Филиппинах, островах Меланезии и Микронезии. Также он убедил местных жителей не препятствовать антропологическим исследованиям. 17 лет жизни он изучал коренное население островов Тихого океана, Юго-Восточной части Азии. Благодаря Миклухо-Маклаю было опровергнуто предположение, что папуасы являются другим видом человека. Как видно, великие русские путешественники и их открытия позволяли остальному миру не только больше узнать о географических исследованиях, но и о других людях, проживавших на новых территориях.

Николай Михайлович Пржевальский

Пржевальскому благоволила семья императора, по окончании первого путешествия ему выпала честь познакомиться с Александром II, который передал его коллекции в Российскую Академию наук. Его сыну Николаю очень нравились труды Николая Михайловича, и он хотел быть его учеником, также он посодействовал изданию рассказов о 4-й экспедиции, пожаловав 25 тыс. рублей. Цесаревич всегда с нетерпением ждал писем от путешественника и был рад даже короткой новости об экспедиции.

Как видно, ещё во время жизни Пржевальский стал довольно известной личностью, а его труды и деяния получили большую огласку. Однако, как иногда случается, когда великие русские путешественники и их открытия становятся знаменитыми, много деталей из жизни, а также обстоятельства его смерти до сих пор покрыты тайной. Потомков у Николая Михайловича не было, т. к. заранее поняв, какая судьба его ждёт, он не позволил бы себе обречь любимого человека на постоянные ожидания и одиночество.

Открытия Пржевальского

Благодаря экспедициям Пржевальского, российский научный престиж получил новый толчок. Во время 4-х экспедиций путешественник прошёл около 30 тыс. километров, он побывал в Центральной и Западной Азии, на территории Тибетского нагорья и южной части пустыни Такла-Макан. Он открыл многие хребты (Московский, Загадочный и т. д.), описал крупнейшие реки Азии.

Многие слышали о (подвид но мало кто знает о богатейшей зоологической коллекции из млекопитающих, птиц, земноводных и рыб, большого количества записей о растениях и коллекции гербария. Помимо животного и растительного мира, а также новых географических открытий, великий русский путешественник Пржевальский интересовался неизвестными для европейцев народами - дунганами, северными тибетцами, тангутами, магинцами, лобнорцами. Он создал работу «Как путешествовать по Центральной Азии», которая могла служить превосходным руководством для исследователей и военных. Великие русские путешественники, делая открытия, всегда давали знания для развития наук и успешной организации новых экспедиций.

Иван Фёдорович Крузенштерн

Русский мореплаватель родился в 1770 году. Ему довелось стать начальником первой кругосветной экспедиции от России, также он является одним из родоначальников отечественной океанологии, адмиралом, членом-корреспондентом и почётным членом Академии наук в Петербурге. Великий русский путешественник Крузенштерн также принимал активное участие, когда создавалось Русское географическое общество. В 1811 году ему довелось преподавать в Морском кадетском корпусе. Впоследствии, став директором, он организовал высший офицерский класс. Данная академия затем стала военно-морской.

В 1812 году он выделил 1/3 своего состояния для народного ополчения (начиналась Отечественная война). До этого времени состоялись публикации трёх томов книг «Путешествия вокруг света», которые были переведены на семь европейских языков. В 1813 Ивана Фёдоровича включают в состав английских, датских, немецких и французских научных сообществ и академий. Однако через 2 года он отправляется в бессрочный отпуск из-за развивающейся болезни глаз, осложнили ситуацию и непростые отношения с морским министром. Много известных мореплавателей и путешественников обращались к Ивану Фёдоровичу за советом и поддержкой.

Открытия Крузенштерна

3 года он являлся начальником русской экспедиции вокруг света на кораблях «Нева» и «Надежда». Во время плавания должны были быть исследованы устья реки Амур. Впервые в истории русский флот пересёк экватор. Благодаря этому путешествию и Ивану Фёдоровичу, впервые на карте появились восточный, северный и северо-западный берега сахалинского острова. Также в силу его трудов увиде свет «Атлас Южного моря», дополненный гидрографическими примечаниями. Благодаря экспедиции с карт были стёрты несуществующие острова, было определено точное положение других георгафических точек. Русская наука узнала о Межпассатных противотечениях в Тихом и Атлантическом океанах, была измерена температуры воды (глубины до 400 м), определён её удельный вес, цвет и прозрачность. Наконец стала понятна причина, по которой светилось море. Также появились данные об атмосферном давлении, отливах и приливах во многих районах Мирового океана, которые использовали другие великие русские путешественники в своих экспедициях.

Семён Иванович Дежнёв

Великий путешественник родился в 1605 году. Мореход, землепроходец и торговец, он также был и казачьим атаманом. Он был родом из Великого Устюга, а затем переехал в Сибирь. Семён Иванович был известен своим дипломатическим талантом, смелостью и умение организовывать и руководить людьми. Его имя носят географические точки (мыс, бухта, остров, село, полуостров), премия, ледокол, проезд, улицы и др.

Открытия Дежнёва

Семён Иванович за 80 лет до Беринга прошёл пролив (названный Беринговым) между Аляской и Чукоткой (полностью, в то время как Беринг прошел только часть). Он и его команда открыли морской путь вокруг северо-восточной части Азии, достигли Камчатки. Никто до этого и не знал о той части мира, где Америка почти сходилась с Азией. Дежнёв прошёл Ледовитый океан, обходя северный берег Азии. Он нанёс на карту пролив между американским и азиатским берегами, а также После того как в судно потерпело кораблекрушение, его отряд, имея только лыжи и нарты, добирался 10 недель до (при этом потеряв 13 человек из 25-ти). Есть предположение, что первыми поселенцами на Аляске стала часть команды Дежнёва, отделившаяся от экспедиции.

Таким образом, следуя по следам великих русских путешественников, можно увидеть, как развивалось и поднималось научное сообщество России, обогащались знания о внешнем мире, которые дали огромный толчок к развитию других отраслей.

Русский мореплаватель Ефим Васильевич Путятин родился 8 ноября 1803 года в семье отставного офицера моряка. Его ближайшие родственники также служили на военном флоте.

Детство мальчика прошло в родовой усадьбе Пшеничище Чудовской волости Новгородского уезда. Именно с этих лет Ефим Путятин стал мечтать о дальних и об открытиях новых земель. В тринадцать лет Ефим Путятин был принят в прославленный своими выпускниками Морской кадетский корпус. Юноша проявил большой интерес к морским наукам, а также был старателен и трудолюбив. На выпускных экзаменах Ефим Путятин оказался в списке лучших.

1 марта 1822 года Ефим Путятин получил чин мичмана и вскоре был назначен на фрегат под названием «Крейсер », который под командованием капитана 2 ранга М. П. Лазарева, отправился в кругосветное плавание.

фрегат «Крейсер»

Фрегат, спущенный на воду 18 мая 1821 года в Архангельске, имел водоизмещение 650 тонн, и длину 36 метров. Лазарев тщательно подбирал членов команды, оценивая не внешний лоск, а добросовестное исполнение своих обязанностей. Соратниками Путятина оказались мичман Нахимов впоследствии великий адмирал и , лейтенант Анненков - участник плавания на шлюпе «Мирный » в Антарктику, лейтенант Купреянов - впоследствии вице-адмирал и руководитель Российско-Американской компании. Все эти выдающиеся моряки считали себя учениками Лазарева, гордились этим и старались своими действиями во всем походить на своего командира.

Позднее Путятин и другие офицеры, ходившие под началом М. П. Лазарева, составили небольшую группу людей, которых называли «Лазаревская школа», что выделяло из общего числа гардемаринов, и отличало хорошими знаниями морского дела и решительностью в действиях.

В сентябре 1825 года за добросовестное выполнение служебных обязанностей во время кругосветного плавания мичман Путятин был награжден орденом и прибавкой к жалованию.

Весной 1826 года со стапелей Архангельской верфи на воду был спущен лучший на то время . Командиром корабля был назначен капитана 1 ранга М. П. Лазарева. Верный своему правилу великий мореплаватель, лично подбирал команду корабля. Среди членов экипажа снова оказались лейтенант Нахимов и мичман Путятин , а также будущие герои - мичман Корнилов и Истомин. На линкоре «Азов» Путятин совершил переход в Кронштадт, а в августе 1827 года он уже был на Средиземном море.

линкор «Азов»

В 1834 году уже капитан-лейтенант Путятин был назначен командиром корвета «Ифигения », который выполнял крейсерские рейды в греческих водах и по Черному морю.

После выполнения успешных походов в 1839 году, Путятин был назначен командиром фрегата «Агатополь ». Позже уже в звании капитана 2 ранга он принимал участие в боевых действиях на Кавказском побережье, командуя сначала пароходом «Северная Звезда », а затем кораблем «Силистрия ».

5 мая 1839 года при высадке десанта у населенного пункта Субаши Путятин героически сражался, возглавив батальон моряков, и был ранен в ногу. За мужество в сражении Путятин был произведен в капитаны 1 ранга досрочно.

После длительного лечения серьезной раны на Кавказе Путятин продолжил лечение за границей - в Англии. Одновременно по поручению правительства он произвел заказ нескольких пароходов для Черноморского флота. В середине октября 1840 года Путятин возвратился в Россию и получил назначение «Офицер по особым поручениям при начальнике Главного морского штаба ». В середине апреля Путятин предложил оказать помощь Царскому двору, представив военные материалы и нескольких офицеров, хорошо знающих морское дело.

Благодаря дипломатическим знаниям Путятина Российское правительство заключило с Китаем довольно выгодный Тяньцзиньский торговый договор. С того времени китайские порты стали открыты для осуществления морской торговли с Россией. После этого Путятин на фрегате «Аскольд » был отправлен в Японию, в Канагаву, где 7 августа 1858 года был подписан новый договор о торговле и мореплавании с Российской империей, действовавший до 1895 года. Японские уполномоченные отметили миролюбивое и тактичное поведение русского мореплавателя. После аудиенции Путятин 8 августа покинул Идо. 20 августа 1859 года договор был ратифицирован царем. По возвращению в Петербург 24 ноября 1859 года Путятин был произведен в адмиралы. Русское географическое общество за организацию различного рода географических исследований избрало мореплавателя своим почетным членом. Находясь в зените славы, Ефим Васильевич Путятин недолго оставался в столице. Вскоре последовало назначение военно-морским атташе во Франции.

В июне 1861 года Путятину был предложен пост министра народного просвещения. Однако деятельность адмирала Путятина на этом посту оказалась непродолжительной. Талантливый и опытный дипломат, прекрасный мореплаватель и исследователь Дальнего Востока не сумел справиться с народным образованием. Камнем преткновения для нового министра стали студенческие волнения. Получив от попечителей известия о забастовках во многих русских университетах. Ефим Васильевич Путятин просил ректоров и деканов позаботиться о восстановлении порядка и дисциплины. Кроме того адмирал запретил любые сходки и даже предложил собрать всех профессоров для выработки мер реорганизации университетов. Но ничто не помогало. Забастовки продолжались. Архиреакционные идеи адмирала Путятина в период временной либерализации общественной жизни Российской империи привели к тому, что 25 декабря 1861 года Путятин был вынужден подать царю прошение об отставке, которая была принята.

6 марта 2017 года исполняется 180 лет со дня смерти известного российского офицера, мореплавателя и путешественника Юрия Федоровича Лисянского. Он навсегда вписал свое имя в , совершив в качестве командира шлюпа «Нева» первое российское кругосветное плавание (1803-1806 годы) в рамках экспедиции организованной Иваном Фёдоровичем Крузенштерном.

Юрий Лисянский родился 2 апреля 1773 года в городе Нежине (сегодня территория Черниговской области Украины) в семье протоирея. Его отец был протоиреем нежинской церкви Святого Иоанна Богослова. Про детство будущего мореплавателя известно крайне мало. Абсолютно точно можно сказать, что уже в детские годы у него была тяга к морю. В 1783 году он был передан на воспитание в Морской кадетский корпус в Петербурге, где подружился с будущим адмиралом Иваном Крузенштерном. На 13-м году жизни 20 марта 1786 года Лисянский был произведен в гардемарины.


В возрасте 13 лет, досрочно окончив кадетский корпус вторым по списку успеваемости, Юрий Лисянский был отправлен гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав», который входил в состав Балтийской эскадры адмирала Грейга. На борту этого корабля он принял боевое крещение во время очередной войны со Швецией 1788-1790 годов. Лисянский участвовал в Гогландском сражении, а также сражениях при Элланде и Ревеле. В 1789 году он был произведен в мичманы. До 1793 года Юрий Лисянский служил на Балтийском флоте, стал лейтенантом. В 1793 году по велению императрицы Екатерины II в числе 16-ти лучших морских офицеров он был отправлен в Англию для прохождения службы-стажировки в британском флоте.

За границей он провел несколько лет, которые вместили в себя огромное количество событий. Он не только непрерывно совершенствовался в мореходной практике, но и принимал участие в походах и сражениях. Так он участвовал в боях Королевского флота против республиканской Франции и даже отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был при этом контужен. Лисянский сражался с пиратами в водах возле Северной Америки. Он бороздил моря и океаны практически по всему земному шару. Совершил путешествие по США, а в Филадельфии даже состоялась его встреча с первым президентом США Джорджем Вашингтоном. На американском корабле он побывал в Вест-Индии, где чуть не погиб в начале 1795 года от желтой лихорадки, сопровождал английские караваны у берегов Индии и Южной Африки. Также Юрий Лисянский обследовал, а затем описал остров Святой Елены, изучил колониальные поселения Южной Африки и иные географические объекты.

27 марта 1798 года по возвращении в Россию Юрий Лисянский получил звание капитан-лейтенанта. Он вернулся назад обогащенный большим количеством знаний и опытом в области метеорологии, навигации, морской астрономии, морской тактики. Существенно расширились и его звания в области естественных наук. Вернувшись назад в Россию, он сразу же получил назначение капитаном на фрегат «Автроил» на Балтийском флоте. В ноябре 1802 года его как участника 16 морских кампаний и двух крупных морских сражений наградили орденом Святого Георгия 4-й степени. Вернувшись из-за границы, Лисянский привез с собой не только огромный накопленный опыт в области морских сражений и мореплавания, но и богатые теоретические знания. В 1803 году в Петербурге была издана книга Клерка «Движение флотов», которая обосновывала тактику и принципы морского боя. Над переводом этой книги на русский язык работал лично Юрий Лисянский.

Одним из самых главных событий в его жизни стало кругосветное морское путешествие, в которое он отправился в 1803 году. Предпосылкой к организации данного путешествия стало то, что Российско-Американская компания (торговое объединение, которое было создано в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки и Курильских островов) высказалась за проведение специальной экспедиции для защиты и снабжения русских поселений, расположенных на Аляске. Именно с этого и начинается подготовка первой русской кругосветной экспедиции. Первоначально проект экспедиции был представлен министру военно-морских сил графу Кушелеву, однако не нашел у него поддержки. Граф не верил в то, что столь сложное предприятие окажется под силу российским морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта экспедиции в качестве эксперта адмирал Ханыков. Адмирал настоятельно рекомендовал нанять для проведения первой кругосветки под российским флагом моряков из Англии.

Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский


К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил России стал адмирал Н. С. Мордвинов, который не только поддержал идею Крузенштерна, но и посоветовал ему приобрести для плавания два корабля, для того чтобы они в случае надобности могли помочь друг другу в опасном и долгом плавании. Одним из руководителей экспедиции был назначен капитан-лейтенант Лисянский, который осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым отправился в Англию, чтобы купить два шлюпа для экспедиции и часть снаряжения. В Англии он приобрел 16-пушечный шлюп «Леандр» водоизмещением 450 тонн и 14-пушечный шлюп «Темза» водоизмещением 370 тонн. Первый шлюп после покупки получил название «Надежда», а второй - «Нева».

К лету 1803 года оба корабля были готовы к кругосветному плаванию. Путь их начался с Кронштадтского рейда. 26 ноября того же года оба шлюпа - «Надежда» под командованием Крузенштерна и «Нева» под командованием Лисянского первый раз в истории российского флота пересекли экватор. В настоящее время имя Лисянского несправедливо находится в тени всемирно известного путешественника адмирала Крузенштерна, как инициатора и руководителя экспедиции, и второго не менее известного участника данной экспедиции камергера Н. П. Резанова, который покорил сердце испанской красотки Кончиты, и стараниями драматургов и поэтов обрел бессмертие в виде драматической истории «Юнона» и «Авось», известной во всем мире.

Между тем Юрий Фёдорович Лисянский, наряду с Крузенштерном и Резановым, являлся одним из руководителей знаменитой сегодня экспедиции. При этом шлюп «Нева», которым он управлял, большую часть путешествия проделал самостоятельно. Это следовало как из планов самой экспедиции (у кораблей были свои отдельные задания), так и из погодных условий. Очень часто из-за штормов и тумана российские суда теряли друг друга из виду. Помимо этого, выполнив все возложенные на экспедицию задачи, обогнув Землю и совершив беспрецедентный одиночный переход от берегов Китая в Великобританию (без заходов в порты), шлюп «Нева» вернулся назад в Кронштадт раньше «Надежды». Следуя самостоятельно, Лисянский первым в мировой истории мореплавания сумел провести корабль без заходов в порты и стоянок от берегов Китая до английского Портсмута.


Стоит отметить, что Лисянскому первое успешное российское кругосветное плавание было обязано многим. Именно на плечи этого офицера легли заботы по поиску и приобретению судов и снаряжения для экспедиции, подготовка моряков и решение большого количества «технических» вопросов и проблем.

Именно Лисянский и экипаж его корабля стали первыми отечественными кругосветными мореплавателями. «Надежда» прибыла в Кронштадт лишь через две недели. В то же время вся слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, который первым опубликовал подробное описание путешествия, это произошло на 3 года раньше, чем публикация воспоминаний Лисянского, который считал задания по долгу службы более важными, чем оформление публикаций для Географического общества. Но и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге в первую очередь человека послушного, беспристрастного, усердного к общей пользе и очень скромного. При этом заслуги Юрия Фёдоровича были оценены государством. Он получил чин капитана 2-го ранга, был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени, а также получил денежную премию в размере 10 тысяч рублей от Российско-Американской компании и пожизненную пенсию в размере 3 тысячи рублей. Но самым главным подарком стала памятная золотая шпага с надписью «Благодарность команды корабля «Нева», которую подарили ему офицеры и матросы шлюпа, перенесшие вместе с ним тяготы кругосветного путешествия.

Скрупулезность, с которой Лисянский делал астрономические наблюдения во время кругосветного путешествия, определял широту и долготу, устанавливал координаты островов и гаваней, где останавливалась «Нева», приближала его измерения 200-летней давности к современным данным. Во время экспедиции он перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и иных островов, которые прилегали к северо-западному побережью Аляски. Кроме того он открыл небольшой необитаемый остров, входящий в состав Гавайского архипелага, сегодня этот остров носит имя Лисянского. Также в ходе экспедиции Юрий Лисянский собрал богатую личную коллекцию различных предметов, в нее вошли одежда, утварь разных народов, а также кораллы, раковины, куски лавы, обломки горных пород из Бразилии, Северной Америки, с островов Тихого океана. Собранная им коллекция стала достоянием Русского Географического общества.

В 1807-1808 годах Юрий Лисянский командовал военными кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен», а также отрядом из 9 боевых судов. Он принимал участие в боевых действиях против флотов Великобритании и Швеции. В 1809 году он вышел в отставку в звании капитана I ранга. Выйдя в отставку, он занялся приведением в порядок собственных путевых записей, которые он вел в форме дневника. Эти записи были опубликованы только в 1812 году, после чего он также перевел свои труды на английский и издал их в 1814 году в Лондоне.

Умер знаменитый российский мореплаватель и путешественник 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1837 года в Петербурге. Лисянского похоронили на Тихвинском кладбище (Некрополь мастеров искусств) в Александро-Невской лавре. На могиле офицера был установлен памятник, который представляет собой гранитный саркофаг с бронзовым якорем и медальоном с изображением жетона участника кругосветного плавания на шлюпе «Нева». Впоследствии его именем были названы не только географические объекты, среди которых остров в Гавайском архипелаге, гора на Сахалине и полуостров на побережье Охотского моря, но и советский дизель-электрический ледокол, выпущенный в 1965 году.

По материалам из открытых источников