» » Вепсы быт и повседневная жизнь. Вепсы — малочисленный народ Карелии

Вепсы быт и повседневная жизнь. Вепсы — малочисленный народ Карелии

В повседневной жизни и на школьных уроках мы знакомимся с историей своей родины, изучаем народы России. Вепсы же по какой-то причине остаются забытыми. На самом деле мы говорим о многонациональной России, не задумываясь о ее корнях. На вопрос: «Что вы знаете о вепсах?» - практически каждый ответит, что это почти вымершая народность. Досадно то, что люди перестали интересоваться особенностями культуры, традиционной деятельностью и обычаями и верованиями давней народности. Несмотря на это, многие осознают, что в них, возможно, течет вепсская кровь, а это говорит о том, что народ вепсы является частью истории многих семей, поэтому его ни в коем случае нельзя забывать, ведь так вы собственноручно уничтожаете свое прошлое. Задумывался ли кто-нибудь, что именно древним народам России мы обязаны процветанием нашего края, поэтому забыть вепсов - все равно что вырезать частичку истории страны.

Кто же такие вепсы?

Это сравнительно небольшая народность, которая проживает в пределах Республики Карелии. Чаще всего народ вепсы, подражая некоторым группам южных карел, называет себя словом "лядиникад". Только единицы используют этнонимы "бепся" или "вепсь", поскольку они издавна известны родственным народам. Официально вепсов называли чудью, а вот в быту использовали названия с пренебрежительно-уничижительным оттенком: чухари или кайваны.

История появления карельской народности

Народ вепсы официально называли чудью до 1917 года. Более древнее название вепся в 20 столетии почти нигде не было зафиксировано. В сочинении историка Иордана, датируемом 6 веком нашей эры, можно встретить упоминания о предках вепсов, также о них говорится и в арабских источниках, в "Повести временных лет" и в работах западноевропейских авторов. К археологическим памятникам древней народности относят множество курганных могильников и отдельных поселений, появившихся в 10 - начале 12 века на территории Приладожья, Прионежья и Белозерья. Вепсы принимали участие в формировании русских коми. В 18 столетии карельский народ приписали к Олонецким оружейным заводам. В 30-е годы в начальной школе пытались внедрить уроки вепсского языка. В конце 1980-х в некоторых учебных заведениях возобновилось преподавание языка, даже появился специальный букварь, однако большая часть народа общается и думает по-русски. В это же время возникает движение, основной целью которого было возрождение вепсской культуры.

Традиционно вепсы занимались пашенным земледелием, а вот животноводству и охоте отводилась подсобная роль. Огромное значение для внутрисемейного потребления играли рыбная ловля и собирательство. Развитие отходничества и бурлачества на реках началось во второй половине 18 столетия. Гончарный промысел развивался на реке Ояти. Во времена Советского Союза северные вепсы начали заниматься промышленной разработкой декоративного камня, в животноводстве появилось мясо-молочное направление. В городах проживает 49,3 % населения, многие трудятся в лесозаготовительной промышленности.

Корнями вепсский народ уходит в глубокую древность. Наиболее важные события связаны с одним из самых крупных форпостов государственного значения - Ладогой, позже историческое прошлое переплеталось с Новгородским государством.

Место проживания

Согласно современным источникам, карельский народ заселял юго-запад Прионежья в юго-северном направлении, начиная от села Гимрека (северные вепсы). Наиболее крупными пунктами нахождения считаются Рыбрека, Шелтозеро и село, расположенное в 60 километрах от Петрозаводска, - Шокша.

Многие деревни находятся в течении реки Ояти, причем границы совпадают с Винницким районом Ленинградской области. Наиболее значимыми пунктами являются Озера, Ярославичи, Ладва и Надпорожье.

На северном и восточном склонах Вепсской возвышенности разместилось одно из самых крупных поселений - Шимозеро, однако многие люди переселились южнее: в Мегру, Ошту и Вознесенье.

В притоке Мегры локализовалось скопление деревень, получивших название Белозерский. Находится оно в 70 километрах от Белого озера. Самым крупным поселением считается Подала.

В притоке Чагодиши находится населенный пункт Сидорово, где проживают ефимовские вепсы. Шугозерская группа расположилась недалеко от истоков и Капши.

Пища и утварь

В рационе вепсов сочетаются новые и традиционные блюда. Хлеб у них довольно необычный, с кислинкой. В последнее время его все чаще стали покупать в магазинах. Помимо основной выпечки вепсы готовят рыбные пироги (курники), калитады - открытые пирожки с пшенной кашей или картофельным пюре, всевозможные колобки, ватрушки и блины. Что касается похлебок, то наибольшее распространение получили щи, различные супы и уха. В повседневный рацион вепсов входят каши, для приготовления которых используется ржаная крупа (пудр). Нравится карельскому народу и овсяный кисель. Из сладких блюд распространены брусничный сок и солодовое тесто. Как и во всей России, вепсы любят хлебный квас и ячменное пиво. Пивоварение проводится дважды в год, к приближающимся праздникам. А вот в обычные будни вепсы наслаждаются крепким чаем.

Не отстало от цивилизации и практически забытое всеми население. В настоящее время они могут свободно приобрести в торговой сети товары, о которых приходилось раньше только мечтать (конфеты, колбаса, сахар, печенье), а о существовании некоторых продуктов вепсы даже не догадывались (макароны, консервы и фрукты). Наибольшее количество продуктов приобретают в магазинах люди, проживающие в лесных поселках. На сегодняшний день народ вепсы знаком и с новыми блюдами (борщ, гуляш, пельмени, винегрет).

Занятия и быт

Как говорилось ранее, земледелие было основой хозяйства, хотя и скотоводство занимало весомое место. В середине 19 столетия началось масштабное развитие лесозаготовительного промысла. Сельхозпроизводство ориентировалось преимущественно на мясомолочное направление в животноводстве.

На территории, где проживали вепсы, не было промышленных производств, что стало причиной оттока большого количества трудоспособного населения в районы с ярко выраженной индустриально-производственной специализацией. Для поселений характерно свободное планирование. Расположение жилища определялось сложной рельефной местностью и контурами береговой линии.

Традиционное жилище

Изба обычно возводилась на высоком подклепе, где находился погреб согласно традиции народа. Вепсы для стен своих жилищ использовали бревна лиственничных пород. Главная особенность традиционной вепсской избы - Т-образная планировка. Под одной крышей размещались жилая часть и двухэтажный двор. Более обеспеченные вепсы (народ, интересные факты из жизни которого мало кому известны) строили дома с широкими, обрамленными ступенчатыми наличниками окнами, слегка вдавленными вглубь стены. Фасад здания непременно смотрел на дорогу, причем все соседние избы стояли ровно в ряд. Каждый самостоятельно придумывал украшение для своего жилища: у некоторых под коньком крыши располагался резной балкончик.

Внутреннее помещение двухсторонним шкафом-буфетом с чайной посудой и другими делилось на 2 части. На одной линии с так называемой перегородкой находилась русская печь - центр избы. Этот неотъемлемый атрибут карельского народа использовался не только для обогрева, но и для отдыха и сушки одежды. Вепсы свято верили, что под печью живет домовой (пертьижанд).

В каждой избе был святой угол, в верхней части которого ставились иконы, а в нижней хранились иголки с нитками и узелки с солью. Другие мелкие предметы, включая деревянную и глиняную посуду, помещали в шкаф-посудник. Согласно финской планировке стол занимал место у стены фасада. Освещалась традиционная изба вепсов керосиновой лампой. Обязательным атрибутом дома была деревянная детская люлька. Как правило, в женской половине недалеко от кровати размещались диван и сундук, в некоторых избах у окна устанавливался

Одежда

Традиционная вепсская домотканая одежда не изготавливается с начала 30-х годов. Распространенным стал общегородской костюм. В былые времена вепсы ходили на работу в штанах и коротком кафтане, надетых сверху белья. Женская одежда была по крою идентична с мужской, только под низ обязательно надевались рубаха (ряццин) и юбка.

Вепсы, народ (фото представлены в данном материале), проживающий в Карелии, на праздники одевались нарядно. Женщин можно было увидеть в ярких кофтах-казачках и юбках с фартуками. В качестве головного убора служил платок, а замужние представительницы слабой половины человечества обязательно должны были носить еще и повойник. Обувь преобладала кожаная, берестяные лапти, или вирзут, использовались только для работы.

Покрой и материал, используемый для пошива одежды, очень близки к северновеликорусским, но со многими довольно самобытными чертами. Так, в сарафанах можно было увидеть только вепсов, проживающих на юге Карелии, а вот женщин Прионежья - в продольно-полосатых юбках. Мужчины зимой носили шапки из меха зайцев и шейный платок (каглан пайк).

Сегодня народную одежду не носит народ вепсы, сохранился только у пожилых людей. Из традиционного по-прежнему используются головные платки, полусуконные кафтаны, шерстяные юбки и вязаные изделия.

Вепсы (народ): внешность и раса

Древняя карельская народность - часть с уральской примесью. Вепсы небольшого роста, со средним размером головы, лицо у них немного уплощенное, лоб низкий, нижняя челюсть слегка расширена, скулы выступают, кончик носа приподнят, также характерен небольшой рост волосяного покрова на нижней части лица. Волосы жителей республики Карелии прямые, преимущественно светлые.

Верования

Не утратил своих национальных особенностей удивительно добрый народ вепсы. Кратко о традициях и обычаях вы узнаете немного позже, а сейчас хотелось бы поговорить о поверьях. Вепсы преклонялись перед елью, можжевельником, рябиной, ольхой, они верили в существование домового, водяного, дворового и других хозяев. В 11-12 веках среди вепсов распространилось православие, но дохристианские верования долго сохранялись.

Культура

Из фольклорного жанра популярностью пользовались пословицы, частушки, былички и различные предания о завоевателях. В начале 20 столетия на смену кантеле пришла гармонь с минорным ладом. Вепсы занимались резьбой по дереву, плели из бересты, лепили из глины, вышивали и ткали.

Средства передвижения

В соседние районы вепсский народ добирался преимущественно на автомобильном транспорте, а вот поселения и Ленинград связывало авиационное сообщение. Южные вепсы до станции Заборье могли воспользоваться железной дорогой лесокомбината. В некоторых районах перемещение было возможным только на тракторе с прицепом. Долблеными осиновыми лодками пользовались проживающие на небольших речках вепсы. Народ (фото и интересные факты из жизни приводятся в данном материале) передвигался и на челноках (хон-гой), на бортах которых были прикреплены бревна-поплавки.

Традиции и обычаи вепсов

Обычаи народов (вепсы не исключение) могут рассказать о них много полезной информации. Играли свадьбу жители республики Карелии зимой, но только перед этим совершалось сватовство. В случае отказа девушка должна была в угол своего жилища бросить 3 полена. Если же сватовство закончилось согласием, родители невесты отправлялись в гости к жениху для осмотра дома и хозяйства. Перед свадьбой молодых обязательно должны были благословить родители.

Похороны у вепсов заключались в двух типах: первый предусматривал оплакивание покойного, а второй - "развеселение" умершего.

Вепсы

ВЕ́ПСЫ -ов; мн. Народ, близкий к карелам, живущий небольшими группами в Ленинградской и Вологодской областях России и в Карелии; представители этого народа.

Вепс, -а; м. Ве́псский, -ая, -ое. В. язык.

ве́псы

(самоназвание - тягалажет), народ в Ленинградской и Вологодской областях и Карелии. Общая численность 13 тыс. человек (1995). Язык вепсский. Верующие - православные.

ВЕПСЫ

ВЕ́ПСЫ (самоназвание - бепся), народ в Российской Федерации, близкий карелам; живет небольшими группами среди русского населения в Карелии (5 тыс человек) и Ленинградской области (2 тыс человек). Общая численность в Российской федерации 8 тыс человек (2002). Вепсы - потомки древнего финского племени весь, до 1920-х гг. официально назывались чудью. Верующие вепсы - православные.
Основная территория их расселения: Прионежский район Карелии, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области. Около половины всех вепсов живет в городских поселениях. Антропологически вепсы относятся к восточно-балтийскому типу беломоро-балтийской малой расы. Вепсский язык принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Выделяют три диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Вепсский язык используется в основном в быту. С конца 1980-х годов его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов. Вепсы двуязычны, говорят также на русском языке. В 1932 была создана и использовалась до 1937 письменность на основе латинской графики. С конца 1980-х годов началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ.
Древнейшие предки вепсов жили в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале первого тысячелетия началось их движение на восток. С 11 по 14 века часть древних вепсов проникла на Олонецкий перешеек, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами корелы. Одновременно предки вепсов стали осваивать территории к северо-востоку от Заволочья, достигнув бассейна реки Северной Двины.
Основой хозяйства вепсов было земледелие (трeхпольная система сочеталась с подсечной), значительное место занимало скотоводство, подсобную роль имели охота и рыболовство. С середины 19 века значительные масштабы приобрeл лесозаготовительный промысел. Сельскохозяйственное производство с середины 19 века стало ориентироваться на мясомолочное животноводство.
На территории расселения вепсов никогда не существовало каких-либо промышленных производств, что обусловило отток значительной части трудоспособного населения в индустриальные районы. Для вепсских поселений характерна свободная планировка. Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоeмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов.
Жилища южных вепсов в большей степени сохранили традиционный интерьер северорусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приeмы строительства. Традиционный костюм сходен с одеждой северорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты. Традиционная мужская одежда вепсов состояла из рубахи, штанов с узким шагом. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи и украшалась вышивкой по вороту, на рукавах и на подоле. В конце 19 - начале 20 века бытовало два типа традиционной женской одежды: сарафанный и юбочный. Головным убором замужним женщинам служили повойник и сборник.
Основу пищевого рациона вепсов в конце 19 - начале 20 века составляли мучные продукты, основным из которых являлся хлеб. Его обычно выпекали из ржаной муки, иногда с добавлением ячменной или овсяной. Одним из любимых видов открытых пирогов были калитки. Обязательным атрибутом любого праздника у южных и средних вепсов являлось пиво.
В прошлом у вепсов существовали территориальные объединения. Им на смену пришла сельская община, функции которой не отличались от русской. К началу 20 века у вепсов господствовала малая семья, хотя в некоторых регионах продолжали существовать и большие патриархальные семьи. Свадебная обрядность, бытовавшая до 1930-х годов, во многом напоминала северорусскую. Большая часть фольклорных текстов исполнялась на русском языке.
У вепсов сохраняются почитание ели, можжевельника, рябины, ольхи; древние мифологические представления о медведе, волке, ласточке, бекасе, ястребе, щуке, змейке счастья. Существуют поверья в домового, дворового, хлевяного, лесного, водяного, земляного, банного, гуменного хозяев, которые представляются как главы семей, имеющие супруга и детей. Из фольклорных жанров популярны пословицы, былички, частушки, колыбельные песни, предания о завоевателях (литве, турках, панах), о кладах, о происхождении названий географических объектов. Бытуют причитания (в настоящее время похоронные), сказки, лирические песни. Из музыкальных инструментов до начала 20 века сохранялось кантеле, вытесненное гармонью, чаще всего с минорным ладом. Народное искусство представлено резьбой по дереву, плетением из бересты, глиняной скульптурой малых форм (у оятских средних вепсов), вышивкой, ткачеством.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "вепсы" в других словарях:

    Вепсы … Википедия

    - (вепсь вепся, самоназвание бепся), народ в Санкт Петербургской и Вологодской обл. и Карелии. 13 тыс. человек (1992). Язык вепсский. Верующие вепсы православные … Большой Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    ВЕПСЫ, ов, ед. вепс, а, муж. Народ, живущий группами на юге Карелии, на востоке Ленинградской и западе Вологодской областей. | жен. вепска, ы. | прил. вепсский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (самоназвания вепсь, веп ся, бепся), народ в Российской Федерации (12 тыс. человек). Живут в Ленинградской и Вологодской областях и Карелии. Язык вепсский прибалтийско финской подгруппы финно угорской группы уральской семьи. Предками В. учёные… … Русская история

    Вепсы - (самоназвание бепся, вепсь, вепся, люднникад, тягала жет, чудь) народность общей численностью 13 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация 12, в т.ч. Карелия 6 тыс. чел. Язык вепсский. Религиозная принадлежность верующих:… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (самоназвание вепса, бепса, лудинкау) народ, близкий к карелам (См. Карелы). Живут небольшими группами среди русского населения в ряде районов Ленинградской и Вологодской областей РСФСР и Карельской АССР. Численность 16 тыс. чел. (1959,… … Большая советская энциклопедия

    вепсы - ВЕПСЫ, ов, мн (ед вепс, а, м). Народ, живущий небольшими группами среди русского населения в ряде восточных районов Ленинградской области, на юге Карелии и на западе Вологодской области; люди, принадлежащие к этому народу (прежнее название чудь); … Толковый словарь русских существительных

    - (самоназв. вепса, бепса, лудинкау) народность, близкая карелам. Живут небольшими группами среди рус. населения в ряде р нов Ленинградской и Вологодской областей РСФСР и Карел. АССР. Числ. 16 т. ч. (1959). Язык вепский прибалтийско финской группы… … Советская историческая энциклопедия

    Мн. 1. Народ прибалтийско финской подгруппы финно угорской этноязыковой группы, коренное население отдельных районов Ленинградской, Вологодской областей и Карелии. 2. Представители этого народа. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Демографические процессы, динамика трудовых ресурсов и риски здоровью населения Европейской части Арктической зоны России , Ревич Б.А.. В книге анализируются различные аспекты человеческого капитала в Мурманской и Архангельской областях, республиках Карелия и Коми, Ненецком автономном округе. Рассмотрены миграционные…

Вепсы (вепсск. вепся, бепся ; устаревшее - чудь ) - малый финно-угорский народ России. В настоящее время вепсы проживают в трёх регионах – Республике Карелия, Ленинградской и Вологодской областях. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. общее количество вепсов России составляло 5 936 человек. В Карелии 3 423 (57,6%), в Ленинградской области – 1 380 (23,2%), г. Санкт – Петербурге – (271) 4,6%, в Вологодской −412 (6,9%).
С 2000 г. вепсы имеют статус коренного малочисленного народа Российской Федерации, с 2006 г.- статус коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Самоназвания - вепся , бепся , вепсляйжед , бепслаажед , людиникад .

История

Основными источниками по ранней истории вепсов являются сведения древнерусских летописей о племенах чуди и веси, которых наука считает их предками. В Повести временных лет летописец Нестор сообщает о расселении чуди и веси, указывая, что «чудь сидят близ моря Варяжского» (так славяне именовали Балтийское море). Варяги также сидят по Варяжскому морю, но здесь они находники… а на Белоозере сидит весь, которые здесь первонасельники…» Сказание о призвании варягов в «Повести временных лет» начинается с краткого сообщения летописи: «В год 6367 (859) варяги из заморья взимали дань с чуди, словен, мери, веси и с кривичей».

Древние вепсы сыграли важную роль в исторических событиях образования Древнерусского государства, создав по данным летописи в 862 г. вместе со славянскими племенами: словенами и кривичами - военно-политический союз, ставший основой для его формирования. Их участие в таком союзе было обусловлено расселением древних вепсов на важнейшем для мировой торговли северном отрезке Великого волжского торгового водного пути – от Ладожского до Онежского озера. («Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова)

До 1917 года вепсы официально именовались чудью . Древнейшее самоназвание «вепся» в XX веке почти не фиксируется. Этноним «вепсы» распространяется уже в современное время. В бытовой русской речи употреблялись названия «чухари», «кайваны» (которые часто имели пренебрежительно-уничижительный оттенок).

Выделяются три этнографические группы вепсов:

  • северные (прионежские) вепсы - на юго-западном побережье Онежского озера (на юге Карелии (бывшая Вепсская национальная волость со столицей в селе Шёлтозеро) на границе с Ленинградской областью);
  • средние (оятские) вепсы - в верхнем и среднем течении р. Оять, в районе истоков рек Капша и Паша (северо-восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области)
  • южные вепсы - на южных склонах Вепсовской возвышенности (восток Ленинградской области и северо-запад Вологодской области).

Вепсская община сохраняла традиционную систему родственных и свойственных связей. Ее границы совпадали с границами погостов. Во владении общины находились коллективные пастбища, сенокосные и рыболовные угодья, леса. Как хранитель обычного права, община занималась распределением общинных земель, выполнением совместных строительных, ремонтных и сельскохозяйственных работ, наймом на работу, и т.п. Община избирала на сходе старост, сборщиков казенных налогов, мирских дьячков и приходских священников. Она же разрешала споры между крестьянами, оказывала помощь малоимущим и вдовам, собирала мирские деньги на нужды общины. Община-погост была и единицей религиозной структуры, имея свой церковный или часовенный приход, свой праздник и свое кладбище. Община определяла и повседневное обрядово-ритуальное поведение своих членов, религиозно-нравственные установки и общественное мнение.

фото: Шелтозерский вепсский этнографический музей им. Р.П. Лонина

У вепсов была большая семья, состоящая из 3-4 поколений, просуществовала до коллективизации. Главой большой семьи был старейший мужчина, дед или отец – “хозяин” – ižand. Статус хозяина был очень высок – он руководил всей хозяйственной и обычной жизнью семьи. Хозяйка – emäg, отвечала за домашние работы: уход за скотом (кроме лошадей), домом, приготовление пищи, шитье одежды. Положение женщин и мужчин было достаточно равноправным. При вступлении в брак девушка получала от своей семьи приданое (одежда, ткани, утварь, скот), бывшее ее собственностью. Вдова имела право на возврат приданого, а бездетная вдова могла расчитывать на пожилое – заработок за прожитые годы в семье мужа. Существовало примачество, обычно в зажиточных семьях, где положение примака – kodivävu было довольно зависимым. Наряду с договорным браком, аналогичным русскому браку по сватовству, еще в начале XX века существовали архаичные формы браков – «самоходкой».

Религия, веровани,обычаи, традиции, обряды

Вепсы официально являются православными по вероисповеданию. Христианизация вепсов началась очень рано - на рубеже X-XI вв. Однако внедрение новой религии в народную жизнь оказалось длительным и незавершенным процессом. Вепсы верили, что их повсюду окружает «живая сознательная сила», с которой надо было жить в мире, и потому была выработана система отношений к этой «силе» в виде различных обрядов примет, заговоров, заклинаний, оберегов и т.п. Некоторые из них существуют и в сегодняшнем быту вепсов. Всю эту «силу» условно можно разделить на 3 группы: I) духи природы; 2) духи предков; 3) чужие злые духи. Хотя христианизация Веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранилось двоеверие. Православная идеология в вепсском быту вынуждена была сожительствовать с мощным пластом прежних языческих верований, обрядов и культов; c одной стороны, ведя с ними открытую борьбу, с другой - приспосабливаясь к ним. Результатом этого противоречивого процесса явилось сложение своеобразного православно-языческого комплекса, который пронизывал всю народную культуру вепсов.

Божествам и духам вепсы посвящали различные ритуалы, в совокупности составляющие культы. Культ духов был в основном умилостивительным, то есть в форме жертвоприношений. Так, начало и окончание охоты на любого зверя, сбора ягод или грибов, рыбной ловли сопровождались жертвоприношением соответствующему духу-хозяину. Например, часть собранных ягод или грибов всегда оставалась на пне, перекрестке дорог или у придорожного креста как жертва хозяину леса. Перед рыбной ловлей мережами необходимо было опустить яйцо в воду для хозяина озера. Ригачной старушке (rihacakaine) перед началом молотьбы оставляли по углам риги гостинцы: кусок хлеба, горсть сахара и чая.

Общение с духами чаще всего осуществлялось через колдунов (noid). Колдуны были рядовыми общинниками, которым народ приписывал сверхъестественные способности (как вредоносные, так и позитивные) в управлении силами природы и людьми. Наряду с нойдами, еще в XY-XVI вв. среди вепсского крестьянства выделялся слой жрецов - арбуев, занимавшихся профессиональной культовой деятельностью. Арбуи предсказывали будущее, давали имена новорожденным, заключали браки, руководили похоронами. С распространением православия место арбуев постепенно заняли священники. Вера в нойдов до сих пор не утрачена в вепсских деревнях. Теперешние нойды - это преимущественно женщины.

В основе календарной обрядности вепсов лежит православный церковный календарь. Важными являлись Святки, Пасха, Троица, Егорьев день, Иванов день. Но имеются локальные различия в значимости тех или иных праздников у разных групп. Так, у южных вепсов особую значимость приобрели Маковей (1/14 августа) и Sirґ ****, приуроченный к празднику иконы Казанской Божьей матери (8/21 июля), и Ильинская Пятница.

Ремесла и промыслы

Основным занятием вепсов было земледелие с весьма архаичным способом землепользования – подсекой. Выращивали ячмень, овес, рожь, пшеницу, из овощей в основном репу. Из технических культур – лен, коноплю, хмель. Но низкое плодородие каменистых и заболоченных почв, неблагоприятные погодные условия не обеспечивали существования вепсов только за его счет. Скотоводство играло второстепенную роль (ценилось как источник органических удобрений), хотя в некоторых местностях в конце XIX века разведение племенного скота для продажи в Петербурге давало населению значительные доходы. Охота и рыболовство также имели вспомогательный характер, но и они приносили доход. Дичь и ценные сорта рыбы издавна вывозились на петербургские рынки. Вепсы были известны в северном краю и как искусные ремесленники. До XVIII века на местных рынках продержались изделия вепсских мастеров, металлургов, кузнецов. В некоторых вепсских деревнях имелись квалифицированные ремесленники, занимавшиеся изготовлением огнестрельного оружия, так называемых «пищалей», «пищалей винтовальных», винтовок, а также различных изделий из серебра. Большую известность в XIX веке имела оятская керамика, центр которой находился в селе Надпорожье. Она распространялась в Олонецкой и Новгородской губерниях, Петербурге, и даже вывозилась в Финляндию. Гончарный промысел сохранился до 30-х годов XX века.

Важную роль со второй половины XIX века стали играть заготовка и сплав леса. Сплавщики, как правило, объединялись в артели, а лесорубы работали семьями. В советское время у северных вепсов получила развитие промышленная разработка декоративного строительного камня, животноводство приобрело мясо-молочное направление.

Среди всех групп вепсов распространена художественная резьба по дереву, которой украшены различные предметы обихода, а также жилища (причелины, наличники, крыльца и проч.).

Фото: Вепсский центр фольклора, Винницы

Средние и южные вепсы предпочитают простые геометрические мотивы резьбы, у северных распространены более сложные фигуры (включая антропоморфные). Одежда и другие изделия из тканей украшены вышивкой (геометрические, растительные, зоо- и антропоморфные мотивы), выполненной двусторонним, стебельчатым или тамбурным швом красными или чёрными нитками. Интересна бытовая и особенно художественная керамика (декоративные фигурки животных, птиц, статуэтки).

Традиционное жилище

Вепсские деревни, как и почти везде на Севере, обычно располагались на сухих высоких местах, вблизи рек и озер. Жилые постройки вепсов сходны с постройками карел и северных русских. Более значительное влияние традиции русского зодчества оказали на архитектуру прионежских вепсов. В отличие от жилищ средних и южных вепсов, они более монументальны, многокамерны и сложны по плану. Самобытные особенности вепсского жилища сохранились в домостроительстве средних и южных вепсов. Только у этих групп вепсов встречаются постройки, имеющие оригинальную конструкцию, когда к традиционному жилищу, состоящему из избы и сеней под прямым углом к основной постройке примыкает дополнительная боковая изба. Из этнографической литературы подобный тип соединения жилых построек в единый комплекс известен, как древний тип финского жилья. В качестве кровельного материала использовали солому, позже тес, дранку. Широко распространены были в прошлом потолки из круглых бревен, на смену которым пришли широкие тесанные доски.

В избе слева или справа от входа ставили печь, над шестком которой подвешивался котел. Рядом с печью устраивался вход в подпол, имевший форму рундука. Интерьер избы включал встроенные широкие лавки, полати над входом. Стол ставился у фасадной стены, там где размещался «божий» или «красный» угол с иконами. Деревянная лохань с рукомойником ставилась у печи. В средней части избы подвешивалась на деревянном оцепе лубяная или плетеная из щепы люлька. Деревянные кровати, лубяные короба, сундуки, шкафы-посудники дополняли обстановку.

Специфически вепсским элементом декора резных наличников у северных вепсов являются женские антропоморфные фигуры, трактуемые как изображения покровительниц дома. У средних вепсов подобный изображения известны на часовнях и церквях. В оформлении конструктивных элементов – «куриц», «конька-охлупня», наличников, а также намогильных крестах встречаются изображения птиц и коней. Среди других архаических элементов геометрические рисунки: резные солнышки, треугольники, квадраты, прямоугольники, елочки.

Традиционная одежда

Традиционная одежда вепсов на рубеже XIX-XX веков имела много общего с карельской и северно-русской. Она шилась в основном из льняной, полушерстяной и шерстяной домотканины, позже – из хлопчатобумажных, шелковых и шерстяных фабричных тканей.

Древнейший тип девичьей и женской одежды – юбочный комплекс, преобладавший в Прионежье и на Ояти, состоял из рубахи и юбки. Нижнюю часть рубахи – станушку – шили из грубого льняного полотна, а верхнюю в конце XIX века уже из фабричной ткани. Подолы станушек украшались красной вышивкой. Верхние полушерстяные или шерстяные юбки имели продольный или поперечно-полосатый рисунок с цветной широкой каймой. У вепсов подол праздничной верхней юбки иногда затыкали за пояс, выставляя напоказ вышитую часть станушки. Поверх юбки подвязывали пояса и передники.

Более поздний – сарафанный комплекс женской одежды, включал синий, кубовый сарафан – krasik, sarafon, который в начале XX века носили только пожилые женщины.

В начале XX века на смену юбочному и сарафанному комплексу пришла так называемая парочка, состоявшая из верхней кофты-казачка и юбки из фабричных тканей. В качестве украшений носили стеклянные бусы, металлические кольца и серьги. Головные уборы замужних женщин – сороки, сборники, повойники шились из ярких парчовых тканей с очельем и затылочной частью, украшенных вышивкой из золотых нитей, бисером и блестками.

Мужской костюм состоял из рубахи и штанов. Рубахи-косоворотки (kosarind) шились из льна, кумача, пестряди, штаны из светлой и полосатой ткани. Мужской костюм дополнялся шейными платками. На свадьбу жених надевал белую льняную рубашку и белые порты с бахромой, украшенные по низу штанин красной вышивкой.

Непременными деталями мужского и женского костюмов были длинные плетеные или тканые пояса с кистями на концах. В холодное время года носили тулупы, зипуны из шерстяных и полушерстяных тканей, балахоны, кафтаны, кофты. Женщины надевали поверх головного убора теплые платки. Основной обувью юыли сапоги, в летнее время для работы использовали берестяные лапти – virzud и stupnäd. Специфический способ вязки рукавиц и носок одной иглой сохранился вепсов до сих пор.

Многие предметы традиционного костюма обладали сакральной функцией. Оберегами были пояса, их носили постоянно. Новобрачные, боясь порчи, повязывали под одеждой пояса из рыболовных сетей с оберегом из высушенной щучьей головы. Сложный символический характер имел обычай вытирать новобрачную подолом рубахи свекрови (привить послушание), заворачивать новорожденного в рубаху отца или матери (для усиления родительской любви), гадания с обувью. Из древности сохранился обычай шить похоронную одежду из светлой (белой) ткани.

Народная кухня

Ржаной хлеб являлся одним из основных продуктов на вепсском столе. Детей с малолетства кормили ржаным хлебом, накрошенным в молоко. Ржаная мука использовалась для самой излюбленной выпечки – калиток (кalitkad), сканцев (korostad), рыбников (kalakurnik). Другой известный вид вепсской выпечки – пироги для затя. Cканец для них раскатывали из пшеничного теста, а начиняли толокном, рассыпчатой пшенной кашей, сахарным песком. Затем их жарили в сливочном масле. Пироги для зятя готовили сразу при входе в дом сватов; а сладкими пирогами теща угощала молодого зятя при его первом посещении дома своей жены после свадьбы.

Рыба у вепсов, проживающих на побережьях озер и рек, занимала важную роль. Из неё круглый год готовят уху, вялят, сушат в печах. Самой популярной едой из рыбы являлись пироги-рыбники.

Мясо появлялось на столах вепсов довольно редко. Скот забивали поздней осенью, мясо засаливали в бочках. Одним из старинных способов его заготовки впрок являлось вяление. Солёное мясо, завёрнутое в старые сети, вывешивали в начале весны на специальной перекладине на фронтоне избы. Летом его перевешивали на чердак, где оно хранилось до двух лет

Духовная культура

Многие исследователи вепсского народа отмечают, что у вепсов отмечается сочетание христианского и языческого мировоззрений. Самым известным среди духов-хозяев у вепсов был хозяин леса – meсižand. Его также называют – meсanuk, meсanmez’, meсhiine, korbhiine. Он живет с женой – meсanak, meсanemäg, а иногда и с детьми. Чаще всего хозяина леса описывают как высокого мужчину, одетого в балахон, с запахом налево, подпоясанного красным кушаком. Первым делом, как только войдешь лес, следует принести жертву meсhiine, пишет В. Н. Майнов, «а то не только он удачи не пошлет, а еще заведет в такую чащобу, откуда не выберешься». Охотникам полагалось в первый куст по левой руке бросать несколько зерен овса, мелких монет, но не медных, перья, «что должно было изображать, что жертва приносится ему от того, кто на земле, под землей и в воздухе. В лесу, чтобы не рассердить «хозяина», нельзя было ругаться, разорять птичьи гнёзда, муравейники, без надобности рубить деревья и кустарники.

На провинившихся он напускал болезнь, по его воле человек мог «попасть на дурной след» и заблудиться. Представление о лесе как некоем одушевлённом мире отражает и пословица «Kut meсha, muga i meсaspää» (Как к лесу, так и от леса).

Известность вепсского края в конце XV – первой трети XVI в. связана с деятельностью одного из самых почитаемых святых Русской православной церкви преподобного Александра Свирского, которого народная молва считает чудянином по происхождению. Вепсское происхождение Александра Свирского признается в энциклопедических изданиях, публикуемых Русской православной церковью в просветительских целях. В житии Александра Свирского сообщается о том, что его родители Стефан и Васса жили в пределах Великого Новгорода, что ныне Олонецкая сторона «в Обонежской пятине, на реке Ояти, селении Мандера, близ Островского Введения Пречистыя Богородица монастыря».

Житие Александра Свирского в отличие от житий других святых Православной церкви содержит сюжет о видении им самого Бога, явившегося к нему в образе Святой Троицы – трёх мужей в светлом одеянии. Александр Свирский получил от них повеление построить на месте видения «церковь во имя Отца и Сына и Святого Духа, единосущной Троицы» и устроить обитель. В том же 1508 г. на месте видения Святой Троицы был основан Свято-Троицкий Преображенский мужской монастырь и сооружена деревянная, а в 1526 г. каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. («Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова)

Фольклор

Фольклор существует на родном и русском языках. Известны сказки-анекдоты, волшебные, о животных, с легендарным сюжетом, пословицы, загадки. Распространены также предания о заселении и освоении края, об основании новых деревень в результате переселения рода, о выборе места для строительства церкви. Известны предания о чуди, как предках вепсов. Очень популярны былички о взаимоотношениях людей и “хозяев” дома, леса, бани, озера, их жен и детей, о проклятых людях, особенно детях. Считалось, что вернуть проклятого человека можно только с помощью колдуна, заговоров, принесения жертвы – подарка “хозяину” стихии. Подобные истории рассказывали детям в назидание, но они были популярны и среди взрослых. Рассказы о чертях примыкают к сказкам-анекдотам, это исключительно мужской жанр. Известны лечебные, магические, промысловые, оградительные заговоры. Их исполнение всегда сопровождается магическими действиями, в которых используется вода, соль, вино, табак, сахар, носовые платки и полотенца, веники, а также амулеты (коготь рыси, медведя, кусочек смолы). В вепсских деревнях существовали знахари – noidad, которые специализировались в узких областях магии – лечебной, любовной, промысловой.

В традиционной музыкально-поэтической культуре вепсов прослеживаются параллели с архаичными пластами культуры прибалтийско-финских (эстонцы, водь, ижора, карелы) и других финно-угорских (коми-зыряне, северные удмурты, мордва, мокша, марийцы), а также балтийских (литовцы) народов. Наряду с причитаниями, свадебными, лирическими, протяжными, плясовыми, игровыми, колыбельными песнями бытуют так называемые календарные и лесные выкрики, призывы животных, песни, сказки, дразнилки, потешки, так называемые короткие песенки, песни-романсы, заговоры.

Специфически вепсским жанром являются короткие песенки с четырехстрочным стихом и протяжным медленным напевом. Обычно их пели девушки и женщины, как на русском, так и на вепсском языках, в лесу во время сбора малины, на сенокосе.

Хранителями и исполнителями вепсской музыкально-поэтической традиции сейчас в основном являются пожилые женщины, объединяющиеся для пения в ансамбли до десяти человек.

Язык и письменность

Вепсский язык (вепсск. Vepsän kel’ ) - язык вепсов, входит в северную подветвь прибалтийско-финских языков.

Некоторые исследователи, впрочем, выделяют его в особую - восточную подветвь прибалтийско-финских языков.

Включен в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как находящийся под угрозой исчезновения.

Вепсский язык имеет три живых диалекта:

Северный (Республика Карелия, прибрежная полоса Онежского озера к северу от Вознесенья);

Средний (Подпорожский, Тихвинский, Лодейнопольский районы Ленинградской области, Вытегорский и Бабаевский районы Вологодской области);

Южный (Бокситогорский район Ленинградской области).

Средний диалект выделяется более географически, так как в нём имеется ряд значительно отличающихся говоров и их групп (например, белозерские говоры, имеющие между собой значительные фонетические и морфологические различия, шимозерский говор, группы оятских говоров, юго-западные или капшинские говоры и др.). Среди не так давно вымерших диалектов выделяется исаевский - на юго-запад от Каргополя (вымер на рубеже XIX-XX веков; основной исследователь - Ялмар Басильер, основная работа - «Vepsäläiset Isajevan Voolostissa», 1890).

В 1930-е действовала письменность на латинской основе, использующая следующий алфавит:

A a Ä ä B b C c Ç ç D d E e F f
G g H h I i J j K k L l M m N n
O o Ö ö P p R r S s Ş ş T t U u
V v Y y Z z Ƶ ƶ ı

В 1937 году была попытка перевести вепсскую письменность на кириллицу, но ни одной книги на кириллице в те годы не вышло.

В конце 1980-х - начале 1990-х годов вепсская письменность была возрождена. В 1989 году были утверждены два варианта вепсского алфавита – на латинице и кириллице. Их применение, однако, было различным. За следующие 18 лет был издан лишь один букварь на основе кириллицы, а вся учебная и художественная литература издавалась и продолжает издаваться на латинской графике. Практика показала, что алфавит вепсского языка на основе кириллицы остался не востребован.

В 2007 году был утверждён и используется алфавит на основе латиницы с добавлением дополнительной диакритики:

A a B b C c Č č D d E e F f G g
H h I i J j K k L l M m N n O o
P p R r S s Š š Z z Ž ž T t U u
V v Ü ü Ä ä Ö ö

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность лиц, владеющих вепсским языком, составляла в России 3,6 тыс. человек.

Краткий разговорник:

Tervhen! – Здравствуйте!

Nägäemoi! – До свидания!

Kaiked hüväd! – Всё хорошо!

Prošti! Proštkat! – Извините!

Hüvä!- Спасибо!

Pagiredik lüšdiks? – Говорите по-вепсски?

Uden vodenke! – С Новым годом!

Современное положение

В конце 1980-х годов началось возрождение вепсского народа. Деятельность вепсской общественности в самом начале перестройки носила просветительский характер и способствовала обретению вепсами представлений об истории своего народа, укреплению этнического самосознания, становясь заметным фактором этнической мобилизации.

Символом культурного возрождения в Ленинградской области стал праздник «ДРЕВО ЖИЗНИ» – «ELON PU». Он ежегодно проводится в июне чаще всего в с. Винница Подпорожского района Ленинградской области. Он имеет статус областного вепсского праздника и является одним из самых посещаемых этнических сельских праздников на всем Северо-Западе России.

В постановке и решении всех вопросов этнического развития вепсов активное участие принимают представители Общества вепсской культуры (далее – Общество). Общество изначально четко определило приоритеты своей деятельности: воссоздание вепсской письменности, возрождение вепсского языка и культуры, главным звеном которого должна стать школа; содействие социально-экономическому развитию мест проживания вепсов, определение на законодательном уровне правого статуса вепсов как коренного малочисленного народа Севера.

Вепсская письменность была создана в 1931 г, но в 1937 г. была ликвидирована. В 1989 г. вепсская письменность была восстановлена, началось изучение вепсского языка как предмета в школах в вепсских селах, подготовка специалистов и учителей вепсского языка в вузах Карелии. В Карелии на вепсском языке издаются СМИ, художественная и учебная литература. В 1994 г. в Петрозаводске открыта финно-угорская школа им. Э. Лённрота с преподаванием с преподаванием карельского, вепсского и финского языков.

Важную роль в объединении вепсов играет газета «Kоdima». Её первый выпуск состоялся в 1991 г., а с 1993 г. она стала периодическим республиканским изданием. С 2011 г. в Карелии ежегодно выходит литературно-художественный альманах на вепсском языке «Verez tullei» (Свежий ветер) и детский журнал «Kipinä» (Искорка). Kipinä предоставляется как учебный материал всем школьникам, изучающим вепсский язык.

В настоящее время признанным центром вепсских исследователей является Институт языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН. Работы его сотрудников стали основой для восстановления вепсской письменности, развития языка и культуры народа.

Общественно-политические события ХХ в. оказали решающее влияние на современное этническое развитие вепсов. Первый период этнокультурного возрождения вепсов в 1930-х гг. через несколько лет был прерван и сменился полувековым запретом на использование вепсской письменности, репрессиями против молодой национальной интеллигенции. Это фактически означало запрет на развитие профессиональной национальной культуры. Последствия данного периода осложняют процесс современного этнического возрождения вепсов. Вместе с тем появившаяся возможность вновь начать строить свое будущее как народа дала вепсам еще один шанс для существования вепсов не только как объекта научных исследований, но и как активного участника и создателя своей истории и культуры.

Материал подготовлен на основе книги «Вепсы. Очерки Истории и культуры», З. И. Строгальщикова

Вепсы принадлежат к малочисленным России. В 500 году до н.э. относились к финнам, жили в Межозерье – территория между большими озерами: Ладожским, Онежским, Белым. Сегодня они проживают разобщено в Республике Карелия Прионежского района, нескольких районах Вологодской, Ленинградской областей.
Вепсы этнические жители северо-запада России. По географическому признаку делятся на – южных, средних, северных. Обособленно стали обитать к концу первого тысячелетия. До середины XVIII местом проживания была Карелии, берег Онежского озера, село Шокша.

Народ Вепсы

Численность

Вепсов еще называли – бепся, дюдиникад, вепспайне, вепсь. До революции 1917 этот этнос назывался — чудь.
Общее число жителей регрессивно изменялось:
Годы Численность (человек)
1896 — 25 285
1927 — 32 775
1939 — 32 054
1959 — 18 400
1970 — 8 281
1979 — 8 094
1989 — 12 501
2002 — 8240
Перепись 2010 — число вепсов России составило – 5936 человек. С увеличением миграции увеличилось их число в столице Карелии:

Миграция вепсов в Петрозаводск

Год Средний процент вепсов
1927 — 1,2%
1938 — 25,2%
1971 — 44,1%
1988 — 51,7%
2002 — 55,7%
1994 — Вепсская волость создана в Прионежского районе. Но муниципальная реформа 2006 года упразднила её, сейчас на территории Карелии находятся три сельских поселения вепсов — Шокшинское, Шелтозерское, Рыборецкое.

Основные занятия

Земледелие – основное занятием, возводили зерновые. Выращивали огородные культуры – морковь, картофель, свеклу, репу, капусту. Охота, животноводство, рыбная ловля, сбор даров леса был большой помощью семьей. С XVIII века получили развитие лесозаготовка, бурлачество, сплав на реках, гончарное ремесло, разработка декоративного камня.

Духовность

Православные христиане, почитают обряды, основанный на церковном календаре. Почитаемые праздники — Пасха, Рождество, Троица, Иванов, Егоров день. Но у вепсов многое сохранилось от язычества, они почитают медведя, волка, ястреба, щуку, хозяина леса. Существует поверья о водяном, домовом.
Большая часть обрядов свадебных, родильных, поминальных исполняется родным и русским языком. Фольклор богат во всех его проявлениях. Устное народное творчество представлено частушками, колыбельными песнями, пословицами, сказками, лирическими песнями. История жизни героя по имени Вир лежит в основе вепсского эпоса.
Кантеле – музыкальный инструмент, похож на гармонь, но с минорным музыкальным ладом, собирал в праздники молодежь, детей. Декоративно – прикладное искусство богато, разнообразно: плетением бересты, вышивка, гончарное творчество, резьба по дереву, глиняные скульптурами малых форм.
1980 — стал началом возрождения вепсской культуры, языка, образования, литературы. 1992 год в Петрозаводске организуют общество вепсской культуры, издается газета, проходят традиционные вепсские праздники, фестивали творчества.

Поселения и жилища

Расположение жилищ, усадеб определялось линиями озер, рек. Жилища сохраняют традиционный интерьер русской избы с разницей, что печь является центром строения.

Язык

Вепсский язык классифицируют к языковой ветви прибалтийско – финской. Четко выражены три языковых диалекта по местам проживания. До 1930 письменность была на основе латиницы, а спустя семь лет была неудачная попытка перевести на кириллицу, но ни одной книги в такой редакции не вышло. Алфавит с кириллицей сейчас не востребован, хотя официально существуют 2 вида алфавита. За всю историю вепсского языка вышло 70 книг, учебники и пособия. Сейчас он преподается в Финско – угорской школе в столице, а также в нескольких ВУЗах Карелии.

Пища

Любимым блюда — рыбные, её жарили, вылили, сушили, варили. Уха — летом из свежей рыбы, а зимой — из сушеной. Первые блюд готовили мясные, грибные супы, похлебки, щи со щавелем. Хлеб пекли из зерновых культур, выращенных семьей. Открытые пироги ягодные, грибные, рыбные были любимыми лакомствами. Пища богата мясом животных, выращенных дома и дичью. Мясо вялили по специальным рецептам, хранилось оно около двух лет. Варили пиво к особым праздничным событиям.
В качестве послесловия
На Земле живет порядка 7 миллиардов человек, около 2 тысяч народностей. У каждого, даже самого маленького этноса такого, как вепсы — своя история, традиции, ценности, язык, образ жизни, которые чтят и берегут свою самобытность.

Основные сведения

Этноним основной - вепсы, чудь (до 1920-х гг.).

Автоэтноним (самоназвание) - вепся/бепся/вепсь, а также вепсляйжет/вепслаажед/бепслаажед; и ряд других.

Другие этнонимы - кайваны (у русских).

Территория расселения - основная: Прионежский район Республики Карелия, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы Ленинградской области, Бабаевский район Вологодской области.

Другие места расселения: Санкт-Петербург, города и посёлки Ленинградской области, Петрозаводск, Вытегорский район Вологодской области, Новокузнецкий район Кемеровской области.

В 1992 - 1994 гг. образованы Куйский и Пондальский национальные сельсоветы в Бабаевском районе Вологодской области и Шелтозёрская национальная волость в Прионежском районе Республики Карелия.

Численность:

1719 г. - 8,6 тыс. чел.
1744 г. - 10,2 тыс. чел.
1848 г. - 15,6 тыс. чел.
1897 г. - 25,6 тыс. чел.
1926 г. - 32 773 чел.
1937 г. - 29 842 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 29 585 чел.
1939 г. - 31 449 чел. в Российской Федерации
1959 г. - 16 374 чел.
1970 г. - 8 281 чел.
1979 г. - 8 094 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 7 550 чел.
1989 г. - 1 2501 чел., в т.ч. в Российской Федерации - 1 2142 чел.,
из них 5954 чел. (49,0 %) в Республике Карелия,
4273 чел. (35,2 %) в Ленинградской области.
В городских поселениях проживает 49,3 % всех вепсов.

Этнические и этнографические группы

Северная - Прионежский район Карелии.

Средняя - восток Ленинградской (кроме Бокситогорского района), северо-запад Вологодской обл. В составе средней группы - восточная подгруппа - Куйский и Пондальский сельсоветы Бабаевского района Вологодской обл.

Южная - северо-восток Бокситогорского района Ленинградской области.

Внешность вепсов.

Расовая принадлежность, антропологический тип: восточно-балтийский тип беломоро-балтийской малой расы.

Язык: вепсский язык относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской ветви уральских языков. Выделяют 3 диалекта, соответственно этнографическим группам: северный, средний и южный. Имеются и переходные говоры.

Вепсский язык используется в основном в быту. С конца 1980-х гг. его изучают факультативно в младших классах школ на территории проживания вепсов. Изданы учебники для 1-4 классов и учебный вепсско-русский словарь. С 1993 г. ежемесячно в городе Петрозаводске издаётся газета "Kodima" ("Родная земля"). Изданы несколько книг вепсских писателей на родном языке, сделаны переводы христианской литературы, богослужение осуществляется на русском языке.

Вепсы двуязычны. В России 48,3% их считает родным языком русский, а 49,5% свободно владеют им. В Карелии вепсский язык считают родным 37,5% вепсов, в Ленинградской обл. - 69,6 %.

Письменность: в 1932 г. была создана и использовалась до 1937 г. письменность на основе латинской графики. С конца 1980-х гг. началось возрождение письменности с использованием как кириллической, так и латинской графических основ. В настоящее время принята письменность на латинской основе.

Религия: православные христиане.

Этногенез и этническая история.

Наиболее вероятно, что древнейшие предки вепсов проживали в Юго-Восточной Прибалтике, откуда в начале I тыс. н.э. началось их движение на восток. Как полагают, первое упоминание о племени весь (Vas, Vasina) - предках вепсов относится к VI в. В это время они и появились на территории между Ладожским, Онежским и Белым озёрами (так называемое Межозерье).

С конца I тыс. н.э. в этот район продвигаются славяне и начинается этнокультурное взаимодействие предков вепсов и русских, которое определило окончательную интеграцию весской общности в структуру древнерусского государства.

С XI по XIV вв. происходит движение части древних вепсов на Олонецкий перешеек, к северу от р. Свирь, где они вступают во взаимодействие с отдельными группами корелы. В результате этих контактов складываются южнокарельские этнографические группы ливвиков и людиков. Последняя волна древних вепсов обосновалась на юго-западном побережье Онежского озера, положив начало северной группе вепсского этноса.

Одновременно предки вепсов стали осваивать территории к Северо-Востоку от Межозерья (так называаемое Заволочье), достигнув бассейна р. Северной Двины. В этом регионе древние вепсы были ассимилированы западными группами коми, а на остальном пространстве Заволочья - славянами. К XVIII в. этническая территория вепсов стала ограничиваться Межозерьем, при этом продолжала сокращаться в результате непрерывной ассимиляции вепсского населения русскими на окраинах этнического ареала.

С конца XVIII по начало XX вв. вепсская территория оказались разделённой между Олонецкой и Новгородской губерниями. Вепсы Олонецкой губернии оказались активнее вовлечены во все сферы общественной жизни чем их соплеменники в Новгородской губернии. У последних сохранялись дольше архаические элементы культуры.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. были образованы национальные вепсские районы и сельсоветы. В 1937 г. они ликвидируются.

В 1950-е - 1980-е гг. происходит массовая ликвидация деревень и сельсоветов, населённых вепсами, что привело к сокращению их численности в связи с оттоком вепсского населения со своей этнической территории. С конца 1980-х гг. предпринимаются попытки остановить этот процесс: воссоздаются национально-территориальные образования, письменность, вводится изучение вепсского языка в ряде школ региона, издаётся литература.

Хозяйство

Основой жизнеобеспечения вепсов до середины ХХ в. являлось земледелие. Трёхполье сочеталось с подсекой. Значительное место занимало скотоводство. Подсобную роль имели охота и рыболовство. Охотой занимались больше других вепсы Шимозерской волости Лодейнопольского уезда Олонецкой губернии. Рыболовство наибольшее распространение имело на Онежском озере, где оно приобрело в XIX в. характер промысла.

С середины XIX в. значительные масштабы приобрёл лесозаготовительный промысел.

Вепсы Прионежья работали на камнеломно-камнетёсном промысле по всему Северо-Западному региону. До 1930-х гг. сохранялся гончарный промысел в Приоятье. Кроме того, у средних и северных вепсов были развиты катовальный, скорняжный, сапожный, бондарный промыслы.

Сельскохозяйственное производство с середины ХХ в. стало ориентироваться на мясо-молочное животноводство.

На территории расселения вепсов никогда не существовало каких-либо промышленных производств, что способствовало оттоку значительной части трудоспособного населения с начала XX в. в индустриальные районы.

Вепсская деревня.

Традиционные поселения и жилища

Для вепсских поселений характерна свободная планировка. Расположение усадеб определялось как сложным рельефом, так и очертаниями береговой линии водоёмов, возле которых традиционно располагались поселения вепсов. В Прионежье с XIX в. происходит переход к упорядоченной уличной планировке.

Жилища южных вепсов наиболее устойчиво сохранили традиционный интерьер северно-среднерусской избы со средним или низким подклетом, архаичные приёмы строительной техники. Здесь, наряду с однорядной, бытуют Т-образная и псевдо-Т-образная связь дома с двором.

Традиционное жилище.

Жилище средних вепсов имеет большее сходство с южновепсским, хотя менее архаично и более монументально.

Эволюция жилища интенсивнее проходила у северных вепсов. К началу ХХ в. здесь вошли в традицию пятистенки с продольным перерубом, двухэтажные дома, возникли нетипичные варианты планировки избы. Для жилого комплекса характерна однорядная связь дома и двора.

Традиционный костюм.

Традиционная одежда

Традиционный костюм был сходен с одеждой севернорусского населения, но имелись и некоторые своеобразные черты.