» » Жан Лерон Д’Аламбер. Жан Лерон Д’Аламбер: биография Политико правовые воззрения жан лерон д аламбер

Жан Лерон Д’Аламбер. Жан Лерон Д’Аламбер: биография Политико правовые воззрения жан лерон д аламбер

Жан Леро́н Д’Аламбе́р - французский учёный-энциклопедист. Широко известен как философ, математик и механик. Член Парижской академии наук, Французской Академии, Петербургской и других академий.

Жан Лерон Д"Аламбер (1717-1783) — французский математик, механик и философ-просветитель, иностранный почетный член Петербургской АН (1764). В 1751-57 вместе с Дени Дидро редактор «Энциклопедии». Сформулировал правила составления дифференциальных уравнений движения материальных систем (см. ниже Д"Аламбера принцип). Обосновал теорию возмущения планет. Труды по математическому анализу, теории дифференциальных уравнений, теории рядов, алгебре.

Д"Аламбера принцип: если к фактически действующим на точки механической системы силам и реакциям наложенных на нее связей механических присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил. Д"Аламбера принцип позволяет применить к решению задач динамики более простые методы статики. (1743).

Происхождение. Образование

Д"Аламбер был незаконнорожденным отпрыском знатных родителей. Его мать, маркиза де Тансен, отказалась от него уже через несколько часов после того, как произвела его на свет. Он был найден в деревянном коробе на ступенях парижской церкви Сен-Жан-ле-Рон и поэтому при крещении получил имя Жан Ле Рон (Лерон). Его отец, шевалье Луи-Камю Детуш-Канон, генерал-лейтенант французской артиллерии, передал малыша на воспитание жене стекольщика. Он заплатил за его обучение в небольшом частном пансионе Берэ, а затем — в янсенистском коллеже Катр Насьон, в который юноша поступил в 1730.

Блестящие успехи в учебе привлекли к нему внимание наставников, рассчитывавших, что столь возвышенный ум изберет церковную карьеру. Однако Жан Лерон Д"Аламбер не оправдал их ожиданий. Получив в 1735 степень магистра искусств, он занялся правом. В 1738 он закончил в Париже юридический факультет, затем в течение нескольких месяцев посещал занятия на медицинском факультете, но разочаровался в медицине, как прежде в теологии и юриспруденции. Наконец, в 1739 он нашел свое призвание — математику.

Математик и физик

В 1741 Жан Лерон Д"Аламбер представил парижской Королевской Академии наук свои первые сочинения и был принят в качестве ассистента. Его знаменитый «Трактат о динамике» (1743) впервые сформулировал законы движения и способствовал систематизации классической механики. На следующий год он опубликовал «Трактат о равновесии и движении жидкостей» (1744). Эти работы принесли ему успех, и уже в 1746 он стал членом-корреспондентом Академии наук.

Примерно в тоже самое время Д"Аламбер начал посещать парижские салоны. Остроумие, умение поддерживать живую и занимательную беседу делали Д"Аламбера повсюду желанным гостем, несмотря на его тонкий голос, малый рост, заурядную внешность и «незаконное» происхождение.

Следующие десять лет были самыми плодотворными в его жизни. Жан Лерон Д"Аламбер опубликовал «Размышления об общей причине ветров» (1747), которые произвели революцию в применении дифференциальных уравнений; «Исследования о предварении равноденствий» (1749), которые способствовали разрешению сложной математической задачи, поставившей в тупик Исаака Ньютона; «Опыт новой теории сопротивления жидкостей» (1752), ставшей этапом в развитии гидродинамики. Затем последовали фундаментальные исследования, обосновавшие теорию возмущения небесных тел (1754-1756). Благодаря этим работам Д"Аламбер приобрел славу одного из выдающихся физиков и математиков своего времени.

Д"Аламбер и «Энциклопедия»

C 1745 Жан Лерон Д"Аламбер принял активное участие в создании «Энциклопедии». Вероятно, он был привлечен к этой работе одним из ее издателей, М. А. Давидом, публиковавшим прежде некоторые его научные труды, а также аббатом Ж. П. Гуа де Мальвом, первым главным редактором «Энциклопедии», увлекавшимся математикой.

Поначалу Д"Аламбер помогал аббату де Гуа, однако уже через два месяца после отстранения последнего (в октябре 1747) он вместе с Дени Дидро возглавил издание. В «Предварительном рассуждении», открывавшем первый том, Д"Аламбер обосновал методологическую плодотворность эмпиризма и сенсуализма для прогресса наук и ремесел. Отвечая за разделы по математике, физике, астрономии и музыке (только из под его пера вышло около 1600 статей), Жан Лерон Д"Аламбер написал и такие статьи, как «Коллеж» и «Женева», укрепивших репутацию «Энциклопедии» как грозного оружия борьбы со старым порядком.

Работая над «Энциклопедией», Д"Аламбер опубликовал «Элементы музыкальной теории и практики, вытекающие из принципов г-н Рамо» (1753), популяризировавшие и развивавшие теорию музыкальной гармонии Ж. Ф. Рамо. Затем вышли его многотомные «Размышления о литературе. истории и философии» (1753). Таким образом, Д"Аламбер составил себе имя и в литературе, и в теории музыки, а известность его вышла далеко за рамки научных кругов. В 1754 при поддержке влиятельной маркизы Дю Деффан Жан Лерон Д"Аламбер был избран членом Французской Академии.

Однако некоторые произведения Жана Лерона Д"Аламбер доставили ему не только почести, но и немало хлопот. Несмотря на то, что Д"Аламбер в своих энциклопедических статьях и других работах в целом высоко оценивал творчество Рамо, этот композитор в 1755 опубликовал критические замечания на статьи «Энциклопедии», посвященные музыке. Д"Аламбера часто обвиняли и в том, что его статьи подрывают основы религии. Он собирался покинуть издание еще в 1752, но решился на это лишь в 1758-59: после публикации в 7 томе (1757) статьи «Женева», написанной по совету Вольтера, на него обрушился шквал критики — как со стороны кальвинистов, так и католиков. Уход из «Энциклопедии» ухудшил и без того непростые отношения Д"Аламбера с Дидро. Впрочем, в 1759 он вернулся в «Энциклопедию», но лишь как автор естественнонаучных статей; главной причиной его возвращения была постоянная нужда в средствах.

Д"Аламбер и просвещенные монархи Европы

Финансовое положение Жана Лерона Д"Аламбер стало улучшаться в середине 1760-х годов. С 1765 он стал регулярно получать стипендию Академии наук. Его доходы пополнялись авторскими гонорарами, пенсионами от Людовика XV и Фридриха II, а также унаследованной от отца пожизненной рентой и ежегодной рентой, выплачиваемой ему хозяйкой известного парижского салона мадам Жоффрен.

Примерно в это же время Д"Аламбер, заботясь о своей независимости, отклонил два чрезвычайно заманчивых предложения. Первое исходило от Фридриха II. Жан Лерон Д"Аламбер познакомился с ним в 1755, хотя его научные труды получили признание в Пруссии еще раньше: в 1746 «Размышления об общей причине ветров» были удостоены премии Берлинской Академии наук и изящной словесности. С 1752 Фридрих II неоднократно пытался пригласить Д"Аламбера в Пруссию в качестве президента этой Академии, но тот регулярно отказывался. В результате с 1760 между ними завязалась знаменитая переписка, продолжавшаяся до смерти ученого. Д"Аламбер был весьма высокого мнения о прусском монархе, восхвалял его в своих сочинениях, а в 1763 гостил у него при дворе в течении трех месяцев.

Едва взойдя на престол в 1762, Екатерина II попросила Д"Аламбера заняться воспитанием ее сына и наследника Павла, предложив ему громадный годовой оклад в 100 тыс. ливров (от французского и прусского королей он получал ежегодно по 1200 ливров). Д"Аламбер ответил отказом, объяснив, что предпочитает скромно жить у себя на родине, чем наслаждаться роскошью на чужбине. Отказав Фридриху и Екатерине, Д"Аламбер, тем не менее, возлагал все надежды на обновление Европы именно на просвещенных монархов, поддерживаемых интеллектуальной элитой. Вместе с тем он с равным недоверием относился к аристократии, духовенству и народным массам.

Личная жизнь

Жан Лерон Д"Аламбер отказывался покинуть Париж из-за своей связи с Жюли де Леспинас, компаньонкой маркизы Дю Деффан. Их отношениям не помешала ни разница в возрасте (Д"Аламбер был на 15 лет старше), ни ревность мадам Дю Деффан. Однако Жюли не всегда была верна Д"Аламберу. В 1764 мадемуазель де Леспинас основала свой собственный салон.

Последние годы. Смерть Жана Лерона Д"Аламбера

Обремененный тяжкими недугами, переживая измены, а затем и смерть своей возлюбленной (1776), Жан Лерон Д"Аламбер на протяжении 1770-х годов постоянно находился в болезненно возбужденном состоянии. Последние годы жизни Д"Аламбера были связаны с Французской Академией. В 1772, несмотря на сопротивление Людовика ХV, он был избран ее непременным секретарем. Произнесенные им в стенах Академии речи показывают, что он считал это учреждение важным оплотом борьбы с невежеством.

Скептически относясь к религии на протяжении всей жизни, Жан Лерон Д"Аламбер встретил смерть 29 октября 1783, в Париже, не изменив себе, и отказался от последнего причастия. Парижский архиепископ запретил служить по нем заупокойную службу.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Сонник Увидеть во сне умершую мать беременной приснилось, к чему снится во сне Увидеть во сне умершую мать беременной? Для выбора толкования сна введите ключевое слово из вашего сновидения в поисковую форму или нажмите на начальную букву характеризующего сон образа (если вы хотите получить онлайн толкование снов на букву бесплатно по алфавиту).

Сейчас вы можете узнать, что означает видеть во сне Увидеть во сне умершую мать беременной, прочитав ниже бесплатно толкования снов из лучших онлайн сонников Дома Солнца!

Приход их в сон человеку после своей физической смерти имеет несколько аспектов толкования. Среди них: попытка психологической защиты нейтрализовать сильные чувства потери, горя, утраты в связи с произошедшим; что, как следствие, приводит к гармонизации психической деятельности спящего. Одновременно умершие родители (родственники) выступают связующим элементом человеческого сознания с миром запредельным, потусторонним.

И в этом случае значение их образа во сне значительно усиливается. Наши умершие родители приходят «оттуда» в ответственные периоды жизни спящего и служат знаком указания, совета, предупреждения, благословления. Иногда они становятся вестниками о смерти самого сновидца и даже забирают и сопровождают человека в мир иной (это вещие сны о собственной смерти!).

Увидеть во сне козье стадо - тоже счастливый знак, предвещающий получение наследства, удачу и благополучие. Приснившаяся коза предвещает нежное, но краткое чувство.

Верны все аспекты, указанные для умерших родителей (родственников), но незавершенность отношений при этом бывают нередко ещё более глубже, в особенности, если пара прожила вместе очень долго. Умерли в сюжете сна, но наяву живы, счастливое время согласия и покоя для обоих супругов; развод. Ещё реже увиденная смерть имеет буквальный предсказательный смысл.

Плохой сон; предвещает смерть

Увидеть во сне беременную мать - к болезни или смерти матери.

1 Основные сведения о снах об усопшей матери

Многие люди пугаются, видя во сне умершего человека. Они начинают задумываться о том, что вскоре смерть придет и за ними. Однако сон с участием покойного человека сигнализирует лишь о том, что его душа беспокоиться о живых, оставшихся в этом мире.

Жан Лерон Даламбер (1717-1783) был крупным французским математиком, механиком и философом периода подготовки Великой французской революции. Незаконно­рожденный сын аристократки, он был найден на паперти церкви св. Иоанна Круглого - Jean le Rond , откуда и его имя ,- и воспитан бедным стекольщиком Аламбером - откуда его фамилия d’Alembert .

Выдвинувшись благодаря своим исключительным спо­собностям , он уже в 1741 г. за работы по математике и механике был избран членом Парижской академии наук ; с 1772 г. Даламбер занимал пост непременного секретаря Академии. Он был членом многих иностранных академий, в том числе с 1764 г. почетным членом Пе­тербургской академии наук.

По своим философским воззрениям Даламбер был сторонником механистического материа­лизма, и в 1751 г. он вместе с Д. Дидро (1713-1784) основал знаменитую «Энциклопедию наук, искусств и ремесел» .

Даламберу принадлежит вступительная статья к «Энциклопедии», озаглавленная «Очерк проис­хождения и развития наук» , где приведена классифи­кация наук. В первых томах «Энциклопедии» он опубли­ковал важные статьи по математике и механике - «Пре­дел», «Дифференциалы», «Уравнения», «Динамика», «Геометрия».

Труды Даламбера в математической области часто были связаны с его исследования­ми по механике . Так, например, изучение теории функ­ций комплексного переменного понадобилось Даламберу для его исследований по гидромеханике . Рассмотренные им дифференциальные уравнения также большей частью связаны с механикой — таково, например, «уравнение стру­ны» .

К середине XVIII в. работы Даламбера вместе с исследования­ми и совершенно преобразовали механик у. По содержанию она стала нау­кой, охватывающей все виды движения материальных то­чек и их систем , а по форме превратилась в аналитическую дисциплину, в которой применялись все достиже­ния математического анализа.

Даламберу принадлежат работы как по общим пробле­мам механики , так и по гидродинамике, теории колеба­ний и волн, теории движения твердого тела, небесной механике и др.

Пер­вая часть «Трактата» посвящена построению аналитической статики . Здесь Даламбер формулирует «основные принципы механики» , которыми он считает «принцип инерции» , «принцип сложения движений» и «принцип равновесия» .

«Принцип инерции» сформулирован отдель­но для случая покоя и для случая равномерного пря­молинейного движения .

«Принцип сложения движений» представляет собой закон сложения скоростей по правилу параллелограмма .

«Принцип равновесия» сформулирован в виде следующей теоремы: «Если два тела, обладаю­щие скоростями, обратно пропорциональными их массам, имеют противоположные направления, так что одно тело не может двигаться, не сдвигая с места другое тело, то между этими телами будет иметь место равновесие».

Во второй части трактата, называемой «Общий принцип для нахождения движения многих тел, произвольным обра­зом действующих друг на друга, а также некоторые применения этого принципа», Даламбер предложил общий метод составления дифференциальных уравнений движе­ния любых материальных систем , основанный на сведе­нии задачи динамики к статике . Здесь для любой си­стемы материальных точек формулируется правило , наз­ванное впоследствии «принципом Даламбера» , согласно которому приложенные к точкам системы силы можно разложить на «действующие», т. е. вызывающие уско­рение системы, и «потерянные», необходимые для равно­весия системы.

Даламбер считает, что силы, соответствующие «потерян­ным» ускорениям, образуют такую совокупность, которая никак не влияет на фактическое поведение системы. Иными словами, если к системе приложить только совокуп­ность «потерянных» сил, то система останется в покое .

Далее в «Трактате» рассматриваются задачи, для реше­ния которых, по мнению Даламбера , необходим этот принцип. К таким задачам он причисляет движение тел, соударяющихся произвольным образом, движение систе­мы тел, связанных стержнями и нитями , и др.

В «Трак­тате о динамике» Даламбер не вводит понятия связей, хотя и отличает, например, тяготеющие тела от «тел, которые тянут друг друга при помощи нитей или жест­ких стержней». Отметим, что сам Даламбер при изло­жении своего принципа не пользовался ни понятием си­лы (считая, что оно не обладает достаточной ясностью, чтобы входить в круг основных понятий механики), ни тем более понятием силы инерции .

Изложение принципа Даламбера с применением термина «сила» принадлежит Лагранжу, который в своей «Аналитической механике» дал его аналитическое выражение в форме принципа воз­можных перемещений .

В дальнейшем (с начала XIX в.) вектор m i v i стали называть силой инерции материаль­ной точки , а уравнение, выражающее принцип Даламбе­ра , трактовать как утверждение о равновесии между при­ложенными к системе силами и силами инерции.

Значение принципа Даламбер видел в общности под­хода к задачам механики. Высокую оценку труду Далам­бера дал Лагранж , по мнению которого, хотя «...этот принцип не дает непосредственно уравнений, необходи­мых для решения проблем динамики, но он показыва­ет, каким образом они могут быть выведены из усло­вий равновесия».

Существенные результаты получил Даламбер в динами­ке твердого тела и небесной механике . В 1749 г. был опубликован его мемуар «Исследования о предварении равноденствий и нутаций оси Земли» , в котором рас­сматривается задача о вращении Земли около ее центра масс под воздействием сил притяжения к Солнцу и Лу­не . Оперируя понятиями моментов инерции и вводя глав­ные оси инерции вращающегося тела, Даламбер рассмот­рел малые колебания Земли (нутационные движения) около движущейся по конусу прецессии оси вращения и привел полное динамическое объяснение .

В 1751 г. в ра­боте «О движении тела произвольной формы под дейст­вием любых сил» Даламбер дал более систематическое изложение вопроса о малых колебательных движениях твердого тела относительно центра инерции .

А. Клеро в работе «Теории фигуры Земли» дал формулы для притя­жения эллипсоида, близкого к сфере . Даламбер в третьей части «Исследований по различным важным вопросам, относящимся к системе мира» (1756), получил более об­щие формулы такого рода для тел, близких к сфере, но не обязательно имеющих форму эллипсоида .

Жан Лерон Д"Аламбер

Д"Аламбер Жан Лерон (1717-1783) - французский математик, механик и философ-просветитель. Наряду с Д. Дидро (1713-1784) был редактором «Энциклопедии», для которой написал ряд статей, а также знаменитое Предисловие, ставшее своего рода манифестом философии Просвещения.

Использованы сведения примечаний к кн.: Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012.

Д"Аламбер Жан Лерон (1717-1783) - один из представителей французского Просвещения 18 века, философ и математик. Ему принадлежит попытка описать историю возникновения и развития человеческого познания, а также изложить классификацию наук, исходя в основном из принципов Ф. Бэкона . В философии Д"Аламбер был сторонником сенсуализма и противником декартовской теории врожденных идей. Однако сенсуализм его не был последовательно материалистическим. По Д"Аламберу, мышление не является свойством материи, а душа имеет независимое от материи существование. Таким образом, Д"Аламбер стоял на дуалистических позициях. В противоположность другим французским просветителям он утверждал, что нравственность не обусловлена общественной средой. Д"Аламбер признавал бога как образующую субстанцию. Критика непоследовательного сенсуализма Д"Аламбера была дана в работах Дидро . Основное сочинение - «Элементы философии» (1759).

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 103-104.

Д"Аламбер (D"Alembert), Жан Лерон (16.XI.1717 - 29.Х.1783) - представитель французского Просвещения, математик и философ. В 1733 году окончил коллеж Мазарини, где проявил замечательные способности к математике; затем изучал право и медицину. В 1754 году был избран членом Французской академии. В 1751 году Д. Дидро пригласил Д"Аламбера участвовать в создании "Энциклопедии". Д"Аламбер написал вступительную статью к этому изданию - "Очерк происхождения и развития наук", в которой, исходя из системы Ф. Бэкона, классифицировал науки. Д"Аламбер первым объединил логику, историю, юридическую, экономическую и политическую науки, литературу и искусство в науку о человеке, положив начало современному понятию "гуманитарные науки". Не будучи материалистом и атеистом, как Дидро, Д"Аламбер в статьях для "Энциклопедии" и других своих работах выступал против церкви и духовенства, был противником вмешательства церкви в политической жизнь, отстаивал независимость науки от богословия. По своим политическим взглядам Д"Аламбер ближе всего стоял к Ш. Л. Монтескьё . Д"Аламбер защищал буржуазную собственность, исходя из антифеодального принципа "естественного права". С другой стороны, он утверждал, что человек не может считать себя вправе пользоваться богатством, если другие люди лишены необходимого. В 1757 году, не выдержав преследований реакции, Д"Аламбер покинул редакцию "Энциклопедии". В дальнейшем его деятельность сосредоточилась главным образом во Французской академии, где он занимался в основном математикой и астрономией. Имя Д"Аламбера было широко известно за пределами Франции. В середине 60-х годов 18 века он был приглашен Екатериной II в качестве воспитателя наследника престола, но отказался принять ее приглашение.

Ю. И. Хаинсон. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 5. ДВИНСК - ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Сочинения: Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-1822; Oeuvres de d"Alembert. Sa vie - ses oeuvres - sa philosophie, par Condorcet. P., 1853; в рус. пер. - Очерк происхождения и развития наук, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 1, СПБ, 1910; Подробное рассмотрение существа законов, сочиненное г. Д"Аламбером, в кн.: О существе законов, творение г. Монтескье, ч. 1, М., 1809.

Литература: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955. с. 61-64, 70; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.., т. 14, с. 24-26; Литвинова Е. P., Даламбер. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1891; Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d"Alembert, P., 1926.

Д"Аламбер (D"Alembert) Жан-Лерон (16 ноября 1717, Париж - 29 октября 1783, Париж) - французский философ-просветитель и математик. Вместе с Дидро был главным редактором (1751-58) «Энциклопедии», где вел также физический и математический отделы. Уход с поста главного редактора в 1758 стал следствием общественного скандала после публикации в 7-м томе ст. Д"Апамбера «Женева», где он противопоставил нравственную чистоту и религиозность женевских граждан и пасторов жестокости и фанатизму иезуитов. Высказанная в статье мысль о том, что театры способствуют формированию нравственности, вызвала резкий простеет Руссо («Письмо к Д"Аламберу о зрелищах»), отрицательно относившегося к достижениям цивилизации, в т. ч. к наукам и искусствам. Продолжая после 1758 руководить физико-математическим отделом «Энциклопедии», Д"Аламбер написап для нее ряд статей по математике.

Философские взгляды Д"Аламбера изложены в работах «Элементы философии» (L"Essai sur les elements de philosophic... 1759) и «Очерк о происхождении и развитии наук» (вступительная статья к «Энциклопедии», 1751, рус. пер. 1910). Вслед за Ф. Бэконом Д"Аламбер хотел представить наиболее полную классификацию наук, основывающуюся на отличии воображения от памяти и рассудка. Наряду с качественно однородной материей Д"Аламбер признавал нематериальную активную субстанцию, проявляющуюся в духовной деятельности человека; ощущения зависят от воздействия этого духовного начала, составляющего суть человеческого Я. Отрицая возможность проникновения мыслью в сущность вещей, свое сомнение он распространял и на существование Бога. Философские взгляды Д"Аламбера были подвергнуты критике Дидро в его знаменитой трилогии («Разговор Д"Аламбера с Дидро», «Сон Д"Аламбера», «Продолжение разговора»). Политические убеждения Д"Аламбера были умеренными: он выступал против феодально-сословной иерархии и в защиту «справедливой» собственности представителей третьего сословия. Он ориентировался на просвещенную монархию, состоял в переписке с Екатериной II и даже был приглашен ею на роль воспитателя наследника Павла. Д"Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра, по теории музыки и др. В механике стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический привкус». Математические работы Д"Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела. Д"Аламбер был почетным секретарем Французской академии, Академии наук и большинства научных академий Европы.

Т. Б. Длугач

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 579.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Traite de l"equilibre et du mouvement des fluides. P., 1944;

Динамика. М,- Л., 1950.

Oeuvres, t. 1-5, P., 1821-1822;

Oeuvres de d"Alembert. Sa vie - ses oeuvres - sa philosophie, par Condorcet. P., 1853; в рус. пер. - Очерк происхождения и развития наук, в кн.: Родоначальники позитивизма, в. 1, СПБ, 1910; Подробное рассмотрение существа законов, сочиненное г. Д"Аламбером, в кн.: О существе законов, творение г. Монтескье, ч. 1, М., 1809.

Литература:

Литвинова Е. Ф. Д"Аламбер. Его жизнь и научная деятельность. СПб., 1891;

Вилейтнер Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1966;

Добровольский В. А. Д"Аламбер. М., 1968;

Briggs J. М. D"Alembert: Mechanics, Matter and Morals. N.Y., 1962.

Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955. с. 61-64, 70;

Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд.., т. 14, с. 24-26;

Литвинова Е. P., Даламбер. Его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1891;

Muller M., Essai sur la philosophie de Jean d"Alembert, P., 1926.

> Жан Лерон Д"Аламбер

Биография Жана Лерон Д"Аламбера (1717-1783 гг.)

Краткая биография:

Имя : Жан Лерон Д"Аламбер

Образование : Парижский университет

Место рождения : Париж

Место смерти : Париж

Жан Лерон Д"Аламбер – французский ученый, математик, астроном: биография с фото, основные идеи, теория возмущений, создание Энциклопедии, гидродинамика.

Жан Лерон Д"Аламбер - математик, философ-просветитель, механик. А также является почетным участников Петербургской Академии Наук (1764 год). Изучал дифференциальные уравнения и сформулировал правила составления диф. уравнений движения материальных систем (иначе называют принцип Д"Аламбера). Доказал теорию возмущения планет. Есть множество его работ, связанных с математическим анализом, дифференциальными уравнениями, рядами и алгеброй.

Формулировка принципа Д"Аламбера: если к практически действующим силам (на различные точки механической системы) и реакциям приложить силы инерции, то тело будет находиться в системе равновесия. Данный принцип достаточно помогает в решении задач динамики, если быть точнее, то к задачам динамики можно применить методы статики.

Жан Лерон появился на свет 16 ноября в 1717 году, умер 29 октября 1783. Как родился, так и умер в Париже.

Мать, Маркиза де Тансен, и отец, Луи-Камю Детуш-Канон, - знатные персоны, однако, Жан Лерон был незаконорожденным. В связи с этим, мать отказалась от ребенка буквально сразу после родов, точнее - спустя несколько часов. Нашли его в деревянной коробке, у входа в церковь Сен-Жан-ле-Рон (Париж). При крещении получил имя, связанное с церковью - Жан Лерон.

В итоге, ребенка усыновила семья стекольщика, где он и воспитывался все остальное время. Его родному отцу была не безразлична судьба его сына, он помогал приемной семье с финансовой стороны, а также оплатил обучение Жана Лерона сначала в частном пансиончике, именуемом Берэ, а уже позже в Янсенистском колледже Катр Насьон. Несмотря на отца, родная мать не интересовалась судьбой своего сына.

Во время обучения, Д’Аламбер показывал остроту своих знаний. Это не осталось незамеченным, ведь успехи в обучении привлекли к нему внимание различных наставников, которые надеялись, что такой развитый человек предпочтет карьеру в церкви. Но тем не менее, Жан Лерон решил пойти по иному пути. Когда он получил в 1735 году степень магистра искусств, "окунулся" в сферу права. Уже в 1738 году заканчивает юридический факультет и решает посещать курсы на медицинском факультете. Однако, медицина его не заинтересовала, и посещение длилось в течение нескольких месяцев, не более. И вот тогда, в 1739 году, Жан Лерон Д’Аламбер находит то, что смогло его заинтересовать - математику.

Заинтересовавшись математикой, Жан Лерон делал различные успехи. В 1741 году он выступил со своими первыми сочинениями на собрании в Королевской Академии Наук в Париже. Тогда он был принят, как ассистент. Тогда началась публикация различных его трактатов. Известный "Трактат о динамике", 1743 год, впервые за всю историю формулирует законы движения, а также группирует и систематизирует классическую механику. Уже в следующем году публикуется "Трактат о равновесии и движении жидкости". Благодаря своим успехам в этой сфере, он в 1746 году становится членом-корреспондентом Академии Наук. Буквально в тот же самый момент, Д"Аламбер посещает разные парижские салоны. В силу своего характера, он был везде желанным посетителем, ведь он умел вести живую, свободную беседу. И все это несмотря на его внешность, голос и прочие показатели.

Последующие 10 лет являлись самыми значимыми. Опубликованы важные работы:

- "Размышления об общей причине ветров" в 1747 году, это привело к перевороту относительно применения дифференциальных уравнений.

- "Исследования о предварении равноденствий" в 1749 году, это помогло решить, буквально, неразрешимую математическую задачу, которая когда-то ввела в тупик И. Ньютона.

- "Опыт новой теории сопротивления жидкостей" в 1752 году, работа стала фрагментом развития гидродинамики.

После, Жан Лерон проводил различного рода исследования, которые послужили обоснованием теории возмущения небесных тел - 1754-1756 года.

Все его работы и исследования привели его к славе, и он стал одним из лучших физиков и математиков тех времен.

Еще в 1745 году, Д"Аламбер был одним из создателей "Энциклопедии". Есть предположения, что в эту "деятельность" его привлек один из издателей - М. А. Давид, и первый редактор "Энциклопедии" - Гуа де Мальвом. Давид прежде публиковал научные работы Жан Лерона, а Гуа де Мальвом был увлечен математикой, а такой энтузиазм пропустить математик не всегда может.

Сначала, главным редактором был де Гуа, и Жан Лерон помогал аббату на этом посту, но в октябре 1747 года издание возглавили Жан Лерон и Дени Дидро. В "Энциклопедии" Д"Аламбер был ответственен за разделы, отвечающие за математику, физику, музыку, астрономию. Его статьи "Коллеж", "Женева" поддерживали положение издания, как орудие для сражения со старыми порядками.

Думая о развитии издания, Д"Аламбер публиковал разные работы, к примеру - "Элементы музыкальной теории и практики, вытекающие из принципов г-н Рамо", опубликованные в 1753 году, развивали теорию гармонии музыки Рамо. Далее вышло множество томов, именуемые "Размышления о литературе, истории и философии". Такими темпами, Жан Лерон стал известным в разных областях, в литературе, музыке, известность росла. При помощи маркизы Дю Деффан уже в 1754 он стал членом Академии Франции.

Работы многих ученых иногда критиковали, и Д"Аламбер не исключение. Частенько его обвиняли в подрыве статьями основ религии. Также, несмотря на множество хороших статей о творчестве Рамо, композитор опубликовал отрицательные, критические замечания к статьям о музыке (в 1755 году), которые были опубликованы в "Энциклопедии".

Не раз он хотел покинуть "Энциклопедию", но все не решался, и смог лишь в 1758-1759 годах. Причина - публикация статьи "Женева", тогда на него был огромный поток критики кальвинистами и католиками. Однако, он вернулся в издание, но как писатель естественнонаучных статей, но это связано лишь с нехваткой средств.

Уже в 60-х годах, его финансовое состояние пошло вверх. Благодаря стипендии Академии, деньгами за авторские статьи, пенсионам Людовика XV и Фридриха II и пожизненной и ежегодной ренте, доставшейся по наследству от отца, средств было вполне достаточно.

Будучи образованным и известным ученым, Д"Аламбер не раз получал вполне выгодные заманчивые предложения, но он отказывался, оставаясь независимым.

  1. Предложение от Фридриха II. Знакомство их состоялось в 1755 году,хоть известность он получил ранее. Начиная с 1752 года, Фридрих II предлагал Д"Аламберу стать Президентом Берлинской Академии Наук, но ученый все время давал отрицательный ответ. Некая "дружба" не закончилась на отрицательном ответе, и они переписывались друг с другом.
  2. Второе - от Екатерины II. Предложение состояло в том, чтобы Д"Аламбер стал наставником и воспитателем ее сына, Павла. Данное предложение сопровождалось весьма хорошим окладом, однако, ученый и тут оставил отрицательный ответ. В качестве причины он сказал, что желает скромненько и спокойно жить на родине.

Несмотря на отказ, Жан Лерон надеялся, что Европа будет обновляться при помощи просвещенных монархов. Монархи поддерживались интеллектуальной элитой. Тем не менее, Д"Аламбер не доверял аристократии, духовенству, народным массам.

Получая разного рода предложения, причина отказа крылась не только в родине, но и в любви. Покидать Париж он не хотел, так как состоял в некой связи с Жюли де Леспинас. Несмотря на то, что ученый был на 15 лет старше Жюли, отношения складывались весьма хорошо. Но все же, не каждый сможет оставаться верным, Жюли не смогла.

Бременем были не только недуги, но и измена любимой, а также ее смерть (в 1776 году). В болезненном состоянии ученый находился в течении 70-х годов. Последние годы напрямую связаны с Французской Академией, в 1772 году он стал секретарем, несмотря на то, что Людовик XV был против. В своих словах Д"Аламбер всегда показывал, что Академия, как твердыня, которая борется с невежеством и всем подобным.