» » Жизненные принципы Чацкого и Молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. )

Жизненные принципы Чацкого и Молчалина по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. )

Полканова Мария

Комедия Грибоедова "Горе от ума" была написана в 1824 году. Суть пьесы в противостоянии между "умными" человеком и "глупцами".

Сам автор писал: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека..." Главный герой - Александр Чацкий, ему Грибоедов отвел роль "умного", а "глупцами" оказались помещики и чиновники, жители Москвы, господа Фамусов и его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб и другие.

На протяжении 4-х действий комедии мы видим, как Чацкий "борется" с "устаревшими" принципами своих оппонентов. Незаурядный, остроумный, способный произносить блестящие монологи, как "А судьи кто?..", он человек, бесспорно, возвышающийся над всем "фамусовским обществом". Но, несмотря на все это, наш герой - утопист. Он верит, что все человеческие пороки могут мгновенно исчезнуть. По словам А.И.Солженицына, Чацкий избрал себе роль пламенного пророка, который еще не знает кого и куда вести. Программа нашего героя такова: он призывает к национальной самобытности, к свободе выбора и к смягчению злоупотреблений крепостными крестьянами. Чацкий проповедует свои идеи всем и каждому, его не волнует, интересно ли это людям или нет. Часто грибоедовский герой не замечает, что рассказывает что-то самому себе. Чацкий говорит монологами, а если вдруг слышит ответную реплику, то парирует резко и грубо. Александр нетерпелив, вспыльчив, необдуманно-несправедлив. В своей статье "Протеревши глаза" Солженицын пишет, что Чацкий "... сечет всех подряд, не разбирая, и сам уже изнемогает от этого".

В противовес многословному Чацкому ставится тихий Молчалин. Этих героев свел вместе любовный конфликт. Чацкий симпатизирует Софии, дочери Фамусова, а она влюблена в Молчалина, секретаря ее отца. Но главный герой не может понять, почему София предпочла Молчалина ему. Чацкий характеризует своего соперника как "жалчайшее создание". (Впрочем, главный герой не считает иными остальных персонажей комедии.) М.М.Бахтин назвал грибоедовского героя верхоглядом, потому что он не может и не хочет вникнуть в психологию других людей. То же самое и в ситуации с Молчалиным. У него действительно нет живого, бойкого, алчущего познаний ума, как у Чацкого, но есть ум практический, житейский. Молчалин - провинциал, приехавший покорять столицу. Для него было большим счастьем попасть в секретари к богатому Фамусову. И, естественно, Молчалину пришлось всячески угождать своему начальнику и его друзьям. Чацкий же высмеивает "угодничество высшим". Но ему-то легко говорить, он сам богатый дворянин и, естественно, может позволить себе удовлетворить любую свою прихоть. А Молчалину все время приходится собирать волю в кулак, чтобы не сорваться со своего зыбкого положения, заработанного столь тяжким трудом.

Чацкий, который оковал себя броней непогрешимости, по словам Солженицына, никак не может понять, почему его разлюбила София (девушка, которую он так легко оставил и забыл). Главный герой винит во всем Молчалина. В комедии присутствуют многочисленные свидетельства о бесчувственности и расчетливости фамусовского секретаря. Но если повнимательнее вглядеться в текст, то картина вырисовывается такая: Молчалин не любит Софию, в его душе происходит борьба (с одной стороны, надо быть полюбезнее с дочерью начальника, а с другой - сердце ему этого не позволяет, так как он любит другую, служанку Лизу). Поэтому Молчалин всячески оттягивает развязку. Но обстоятельства складываются не в его пользу: София слышит признание Молчалина Лизе.

Пускай секретарь все-таки погубил свою карьеру, но не позволил себе опорочить девушку из-за корыстного интереса. Это характеризует Молчалина с лучшей стороны. Подводя итог, можно сказать, что Молчалин показал над Чацким явное преимущество дела над словами. Наши герои - это два разных типа человека, характерных для эпохи начала XIX века.

Среди героев «Горя от ума» (см. краткое содержание , анализ и полный текст) Фамусов стоит на верхних ступенях служебной и общественной лестницы. Молчалин, находясь на нижних ступенях той же лестницы, старается взобраться по ней, следуя принципам и жизненным правилам своего начальника. Распространённые в фамусовском обществе низкопоклонство, угодливость были ему привиты с детства:

«Мне завещал отец,

говорит Молчалин,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платье,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собачке дворника, чтоб ласковей была».

Можно сказать, что Молчалин действительно исполняет завещания отца! Мы видим, как он старается угождать знатной старухе Хлестовой, как хвалит и ласкает ее собачку; и хотя Хлестова относится к нему очень свысока («Молчалин, вот чуланчик твой!»), однако же, она позволяет ему вести себя под руку, играет с ним в карты, зовет «мой дружок», «родной», и наверное не откажет ему в покровительстве, когда это ему понадобится. Молчалин уверен, что идет правильным путем и советует и Чацкому съездить «к Татьяне Юрьевне», так как по его словам «частенько там мы покровительство находим, где не метим».

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Сам Молчалин признает в себе два «таланта»: «умеренность» и «аккуратность», и нет сомненья, что с такими свойствами «он дойдет до степеней известных», как замечает Чацкий, прибавляя: «ведь нынче любят бессловесных». Молчалин действительно – бессловесный, так как не только не высказывает, но даже и не имеет собственного мнения, – недаром Грибоедов назвал его «Молчалиным»:

«В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь», –

говорит он. Зачем рисковать «иметь свое сужденье», когда настолько проще и безопаснее думать, говорить и поступать так, как это делают старшие, как делает княгиня Марья Алексеевна, как «все»? Да и может ли Молчалин иметь свое мнение? Он несомненно глуп, ограничен, хотя и хитер. Это – мелкая душа. Мы видим низость и подлость его поведения с Софьей . Он притворяется, что любит ее, потому что думает, что это может ему быть выгодным, и в то же время заигрывает с Лизой; он подло ползает на коленях перед Софьей, вымаливая ее прощенья, и сразу после этого спешит спрятаться от гнева Фамусова, как настоящий трус. Жалкий тип Молчалина изображен Грибоедовым с беспощадным реализмом.


Благородный муж думает о должном.

Низкий человек думает о том, что выгодно.

Конфуций

Комедия "Горе от ума" была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии - в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века.

Кроме того, эти же самые проблемы актуальны и по сей день. "Комедия полна характеров, обрисованных смело и резко", - писал А. Бестужев.

Одним из основных вопросов, поднятых автором, является противостояние между умным человеком и глупцами - единицей общества и толпой. В произведении этой единицей, безусловно, является Чацкий, глупцами - фамусовское общество. На протяжении всей комедии наблюдаются четкие границы между данными двумя сторонами. У них заметно отличается поведение, мировоззрение, отношение к любви, деньгам, долгу и чести, образованию и жизни в целом.

Чацкий появляется и проходит через всю комедию "громом среди ясного неба". Он возникает шумно и внезапно (по описаниям в произведении, так же внезапно он и исчез за три года до этого). Далее эта самая "выскочка" восхваляет Европу, ее ритмичное движение, наполненное жизнью, образуя еще один пункт в социальном конфликте между ним и московским обществом с давно устоявшимися и неизменными нравами и характерами. Однако не стоит считать, что Грибоедов призывает подстраиваться под Европу - он выступает за собственное начало движения жизни в России.

В основе жизненных принципов Александра Андреевича Чацкого лежат разум и образование, негативно встреченные в месте его появления. Чацкий не гонится за чином и богатством, отвечая на вопросы о них совершенно равнодушно (диалог с Молчалиным в третьем явлении третьего действия). Для него дела есть дела, веселье есть веселье, любовь есть любовь, деньги есть деньги. В отличие от противопоставляемого ему общества, Чацкий четко разграничивает эти понятия, не ищет выгоду для одного из них в другом. Служба, в первую очередь, является служением делу в благих намерениях, а не прислуживанием какому-либо человеку ради получения денег.

От лица всего фамусовского общества в противопоставление Чацкому выдвигается Молчалин. Вначале их сталкивает между собой любовный конфликт. Являясь "жалким созданием", по словам Александра Андреевича, Алексей Степаныч все равно лидирует в борьбе за сердце девушки, что приводит Чацкого в недоумение: "Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей! А чем не муж? Ума в нем только мало; но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?"

Софья является частью фамусовского общества, соответственно, она ищет более близкого к ней человека. До Чацкого она разумом не дотягивает, а из Молчалина воображает себе идеальный образ. Собственно, даже Молчалин сумел ее обмануть, из так называемой "любви" к девушке пытаясь извлечь денежную выгоду.

Своего развития мыслей Алексею Молчалину не хватает для обладания личным мнением. Он объясняет это "небольшим чином" и тем, что "ведь надобно же зависеть от других", в то время как Чацкий не понимает, "зачем же мнения чужие только святы".

Несмотря на превосходство над Алексеем Степанычем, Александр Андреевич терпит поражение, а вскоре его и вовсе считают сумасшедшим. Это связано, главным образом, с тем, что Молчалин - представитель фамусовского общества, а Чацкий выступает против него, значит и против них всех, а как давно известно: "один в поле не воин".

Человек с мнением, отличающимся от общепринятого, с иным мышлением всегда считается "другим", "не своим", а иногда и вовсе сумасшедшим, как в данном случае. Эта проблема в наше время особо актуальна, так как со временем она только усиливается и распространяется на всё большее и большее количество людей. Все чаще люди боятся своего собственного мнения лишь потому, что его могут воспринять с осуждением, причем боятся не только оглашать эти мнения, но и даже в принципе иметь их.

Через десять лет будет два столетия, как на сценах театров с неизменным успехом идет комедия «Горе от ума». Среди блестящих персонажей, которых изобразил в своем произведении Грибоедов - Чацкий и Молчалин. Именно им посвящается наша статья.

Классик русской литературы начала XIX века был личностью неординарной: блестящим дипломатом «стоящим 20-тысячной армии», одним из самых образованных людей своего времени. Зрителя завораживает созданная драматургом модель аристократического московского общества средней руки. Персонажи грибоедовской комедии - ярки и актуальны.

В частности, концептуальными являются жизненные принципы Чацкого и Молчалина, двух молодых людей 23-х и 24-летнего возраста, начинающих свою социальную жизнь в русском обществе. Принципы первого сводятся к разрушению основ крепостничества. Второй же зациклен на эффективной карьере внутри стабильного государства.

Сравнение Чацкого и Молчалина

Характер социальной активности людей в известной мере определяется их социальным положением. Происхождение Александра Андреевича Чацкого и Алексея Степановича Молчалина - разное. Чацкий - аристократ, он, не находясь на службе, имеет устойчивый источник доходов. Причем не только обеспечивающий «хлебом насущным», но и позволяющий съездить «поучиться уму» в Европу. Жизненные принципы Чацкого и Молчалина являются принципами различных социальных групп: аристократов, презирающих труд и увлеченных французской революцией, и разночинцев, своим трудом добивающихся признания.

Чацкий иронично назван «пламенным пророком»

Приехав на родину, аристократ Чацкий, воодушевленный увиденным европейским прогрессом, по словам Александра Исаевича Солженицына, позиционирует себя со статусом «пламенного пророка», который даже не представляет, как могут быть реализованы в России сформулированные им декларативные принципы.

Фразы Чацкого хлестки и правильны. Александр - утопист и эгоист. Его общение с другими людьми сводится к пламенным монологам и резким парированиям противоположных мнений. Александр Исаевич заметил коммуникативную некомпетентность этого героя Грибоедова, его готовность словами "сечь сплеча" своих оппонентов, причем излишне увлекаясь процессом.

Пушкин, говоря о Чацком, был еще более ироничным - «забавный малый».

Чацкий и Молчалин различное отношение к обществу

В отличие от своего более состоятельного сверстника, Алексей тонко чувствует общество, в котором пребывает. Его такт и услужливость приносят ему социальные бонусы. является больше чем секретарем, фактически - правой рукой Фамусова. Он угождает гостящим в фамусовском доме друзьям своего патрона.

Прав ли Чацкий, клеймящий «двуличного», «пресмыкающегося», «подлого» секретаря? Ведь он даже не пытается понять, что за человек Алексей. Чацкого и Молчалина изобличает две совершенно разные личности, обладающие разным типом ума. Один - ярким, образным, идейным, второй - практическим, хозяйственным. Ведь на самом деле Алексей Степанович Молчалин действует в рамках приличий и толерантности.

В конце концов, им может двигать и благодарность Фамусову - своему благодетелю, человеку, дающему работу и кров. Молчалин не задумывается о вещах (по словам булгаковского профессора Преображенского) «космического масштаба и космической глупости». Он делает больше, чем говорит. Более того, и Чацкого показывает, что первый не только лоялен к обществу, но и является его полезным винтиком. Второго же следует отнести к когорте лишних людей в своем Отечестве, вслед за Евгением Онегиным и Печориным. Он, следуя логике автора произведения, позиционирует себя единственным «умным человеком» среди «дураков».

Жизненные принципы Чацкого и Молчалина - несопоставимы. Идеи первого оторваны от русского бытия, они являются всего лишь общими лозунгами. До их претворения в жизнь - бездна.

Так ли «коварен» Молчалин?

Алексей Молчалин, в отличие от своего оппонента, реально зарабатывает на жизнь службой. Его жизненные правила проверены на практике. Он, работая секретарем, живет в доме своего патрона Павла Афанасьевича Фамусова, фактически осуществляя за него все делопроизводство управляющего казенного места. Другими словами, Молчалин - клерк и бухгалтер. Он дорожит своим местом работы. Так стоит ли его винить за «умеренность и аккуратность»?

Кроме того, молодых людей объединяет любовный конфликт. Чацкому нравится дочь Фамусова, Софья; а она, в свою очередь, симпатизирует Алексею Хлестакову. Жизненные принципы Чацкого и Молчалина различны, в том числе и в отношениях с противоположным полом. Так, Чацкий, мнящий себя идеальным, понятия не имеет относительно причин, остудивших чувство девушки к нему.

Молчалин - «живой», ошибающийся персонаж

Молчалин не находит в себе смелости, чтобы сразу признаться Софье в том, что он ее не любит. В то же время он деликатен в общении с ней и не компрометирует девушку. Грибоедов в образе Молчалина показывает карьериста, не имеющего дворянского звания, однако, прагматичного. Ступенька за ступенькой следует он к достижению выгодного положения в обществе. Молчалины не увлекаются идеями, критикой. Их стихия - ежедневный кропотливый труд.

Грибоедов сводит двух этих персонажей в мировоззренческий конфликт: Чацкий и Молчалин. Ведь они, молодые люди, по мнению автора, будут определять лицо «грядущего века». Впрочем, читатель понимает: секретарь Фамусова вовсе не такой расчетливый монстр, как это высказывает Чацкий. Более того, Алексей действительно растерян - с одной стороны, желая отношений с Лизой, которую любит, а с другой - стараясь быть любезным с дочерью хозяина. Случайно Софья слышит его признание служанке. Чацкому это на руку.

Карьеру Молчалина губит «барская любовь»

Ситуация складывается не в пользу Молчалина. Скорее всего, он потеряет работу секретаря казенного учреждения. Однако ничего предосудительного, по крупному счету, он не сделал. Реакцию же Софьи на услышанное признание можно назвать "бурей в стакане воды". Ей понравился Алексей, и она нафантазировала себе, что он ее любит. Несоответствие же воображения реальности дочь Фамусова представила как низость Молчалина. Чацкий же откровенно злорадствует.

Однако он прекрасно понимает, что его положение в доме Фамусовых достаточно зыбко. Поэтому мудрая фраза, сказанная Лизой, о губительных последствиях для человека простого сословия как «барского гнева», так и «барской любви» - непосредственно касается его. Именно «барская любовь» становится причиной будущего краха его карьеры служащего. Сравнительная и Молчалина, таким образом, показывает, что именно второму присуща коммуникабельность, скромность, самодисциплина, воля.

Очевидно, эти черты и вызвали симпатию Софьи.

Вместо заключения

Чацкий и Молчалин обладают различным типом мышления. Александр Андреевич очень темпераментно высказывает свою мысль, он достаточно ярко обосновывает выбранную позицию, тут же критикует оппонентов и ничего не делает, а потом удаляется с обиженным видом. Стоит вспомнить, что бурный и бесплодный поток мыслей любители русской литературы уже встречали у одного персонажа. Это всем нам знакомый Илья Ильич Обломов.

Конечно, Чацкий - персонаж более динамичный. Однако первый шаг по пути Ильи Ильича он уже сделал - пренебрег работой. Не зря Алексей Молчалин подначивает его на этот счет.

Вместе с тем характеристика Молчалина и Чацкого, данная автором в произведении, дает основание отойти от классической характеристики. И это правильно. Ведь Чацкий - не такой уж и положительный, а Молчалин на поверку - вовсе не потенциальный злодей.

Если Фамусов и Чацкий — люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий — ровесники. Тем резче контраст между ними.

Молчалин — счастливый соперник Чацкого в любви. Но если бы Молча-лин был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горь-ко от сознания, что ему предпочли низкого, подлого человека. «Вот он, на цыпочках и не богат словами» — говорит Чацкий о секретаре Фамусова.

Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степеней известных». И он их, по мнению Чацкого, достигнет: «Ведь нын-че любят бессловесных». Молчалин знает, как ему надо себя вести, и опре-деляет свою тактику:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была.

Тактика Молчалина уже принесла свои плоды: он получил три награж-дения по службе. Сам Молчалин говорит, что у него два таланта — умерен-ность и аккуратность, на что Чацкий иронически замечает: «Чудеснейшие два! и стоят наших всех».

В своем лицемерии и низкопоклонстве Молчалин действует не так грубо и примитивно, как подхалим старого времени Максим Петрович. Он неза-метно льстит при каждом удобном случае, льстит всем, кто может когда-нибудь быть полезным. Он прикидывается влюбленным в Софью: она дочь его начальника, и ее расположение может очень пригодиться. Он заиски-вает перед Хлестовой, составляя ей партию для игры в карты и восторгаясь ее собачкой. Он советует Чацкому съездить к богатой и имеющей широкие связи Татьяне Юрьевне. На недоуменный вопрос Чацкого, зачем ему ехать к женщине, о которой он «слыхал, что вздорна», Молчалин без стеснения (с Чацким он держится самоуверенно и нагловато, считая его человеком непрактичным) объясняет: «...частенько / Там мы покровительство нахо-дим, где не метим», — и удивляется возмущению Чацкого. Он восторгается «самим» Фомой Фомичом, удержавшимся на должности начальника при трех министрах. Чацкий же говорит об этом чиновнике: «Пустейший человек, из самых бестолковых». Молчалин считает, что в его лета «не дол-жно сметь / Свое суждение иметь », что надобно « зависеть от других », и на вопрос Чацкого: «Зачем же надобно?» — поясняет: «В чинах мы не-больших ». Такая тактика нужна Молчалину, только пока он в небольших чинах. Она не понадобится, когда он достигнет «степеней известных», ста-нет важным чиновником, и когда уже от него будут зависеть другие люди. Материал с сайта

Рабская мораль низкопоклонника, не смеющего «свое суждение иметь» неприемлема для Чацкого. «Зачем же мнения чужие только святы?» — с иронией спрашивает он Молчалина. Сам он высказывается свободно и пря-мо. Чацкий убежден в том, что нужно судить о людях не по их положению в свете и богатству, а по деловым и нравственным качествам, и смело пори-цает признанные московские авторитеты — Фому Фомича, Татьяну Юрьевну.

Нравственное лицо Молчалина весьма неприглядно. Когда лицемерие его по отношению к Софье открылось, он попросту струсил. Он ползает на коленях перед ней не потому, что чувствует свою вину, а потому, что может пострадать его карьера. Когда появляется Чацкий, Молчалин спасается бегством.

«Молчалины блаженствуют на свете!» — с горечью восклицает Чацкий. Его возмущают жизненный практицизм и приспособленчество, которые возведены Молчалиным в принцип его жизни в дворянском обществе.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • о фоме фомиче в горе от ума
  • цитаты молчалина о службе
  • слова которые говорит чацкий о богатстве
  • чацкий и молчалин сочинение с цитатами
  • сочинение "жизненые принцепы чацкого и молчалина