» » А г спиркин сознание и самосознание. Сознание, самосознание и рефлексия

А г спиркин сознание и самосознание. Сознание, самосознание и рефлексия

САМОСОЗНАНИЕ - категория философии, социологии и психологии. Самосознание - особая, высшая форма и уровень развития сознания, связанная с осознанием человеком его собственной сущности, личности, собственного «Я». Оно связано с оценкой собственного нравственного облика, интересов, идеалов, мотивов деятельности. Самосознание - это осознание человеком самого себя как чувствующего, мыслящего и деятельного существа. Самосознание человека - сложная система, становление каждого элемента которой в процессе социализации личности проходит ряд последовательных ступеней - от самоощущения до самосознания.

На начальных этапах становления актов сознания чел. ощущает себя как воспринимающий субъект, не отделяющий свои переживания от воздействующих на него внешних предметов. После этого происходит выделение чел. из окружающего мира и проекция образа на внешние предметы и ориентация во времени и пространстве. И только на более высокой ступени развития сознания появляется осознание своей собственной личности, возникает самосознание. В нем доминируют психические процессы, составляющие ядро чел. личности. Сюда относятся прежде всего представления о нравственных, религиозных, правовых и прочих нормах. С этой формой сознания чел. связана и его воля как характернейшая черта самосознания и активности личности.

Благодаря самосознанию человек может по собственному желанию вводить в фокус сознания те или другие элементы своего психического опыта.

Каждый из уровней развития самосознания не только содержит собственные характеристики, но в «снятом виде» включает и особенности более низших ступеней развития, более примитивных, архаических структур. При определенных состояниях массового сознания в самосознание социальных групп и их членов могут доминировать более примитивные уровни сознания, чем можно объяснить такие явления, как некритическое, фанатическое подражание вожаку, легко управляемое поведение толпы, «психическое заражение», групповое внушение в состоянии бодрствования и др.

Различные социальные общности на определенном этапе своего развития могут осознавать себя субъектами социальных, политических и других действий и вырабатывать соответствующие формы общественного самосознания - от низших стихийных до высших форм полит, идеологии и далее - социального творчества.

Г.Х. Шингаров

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 403.

Литература:

Спиркин А.Г. Сознание и само-сознание. М., 1972; Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977; Бердяев И.А. Самосознание. М., 1989; Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

А. Г. Спиркин

Сознание

самосознание

ИЗДАТЕЛЬСТВО

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Москва 1972

Сппркин А. Г. Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972, 303 с.

Книга известного советского философа и психолога, автора ряда монографий А. Г. Спиркина посвящена анализу философско-психологических аспектов проблемы сознания и самосознания человека. Хотя эта проблема давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом, до сих пор не смолкают споры о сущности и структуре сознания, о его активности, о природе идеального, о соотношении сознательного и бессознательного в процессе познания и деятельности, о возможности создания искусственного сознания и его границах. Автор полемизирует с некоторыми существующими взглядами на эти вопросы и предлагает свое решение.

Книга рассчитана на преподавателей, лекторов, студентов, и всех интересующихся проблемами философии и психологии.

Введение

Эта книга написана о нас с вами, читатель. Она посвящена раскрытию прежде всего личностного аспекта многогранной темы сознания и самосознания: рассказывает о том, что находится в глубинах человеческого существа, составляя его внутренний субъективный мир.

Поразительный феномен жизни, самое удивительное сокровище в мире - мыслящий разум! Он принадлежит своему носителю - человеку, составляя неотъемлемое свойство его мозга. Вместе с тем с помощью разума человек «выходит» за пределы самого себя, за пределы своего внутреннего мира, проникает в прошлое и грядущее - в то, чего уже или еще нет, вторгается в дали космоса и глубины микромира, куда не может проникнуть физически. Лезвие разума мысленно рассекает все и вся на составные части, обнаруживая перед нами внутреннее содержание вещей. Управляя руками людей, разум творит то, чего нет в природе,- мир культуры, мир очеловеченных вещей и процессов, в которых воплощена, опредмечена сила мысли.

Отразившись в «кристалле» человеческого «Я», объективный мир преобразуется в субъективную реальность и как бы светится в нем своими бесчисленными идеальными «красками». Как своего рода прожектор, сознание освещает нам вещи, их свойства и отношения.

Сознание возникает как отраженное и осмысленное бытие, воспроизведение определенного образа жизни человека и общества. В силу этого ни одного явления сознания невозможно объяснить вне учета реального контекста жизни человека, который всегда включен в

определенную систему социально-исторических отношений, все индивидуальные, социальные, классовые и общечеловеческие проблемы, которые ставит перед человеком жизнь, своим теоретическим основанием имеют понимание природы сознания личности как духовного явления, детерминированного общественно-историческими факторами.

Сознание и самосознание - одна из центральных проблем марксистской философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач формирования коммунистического мировоззрения, воспитания нового человека, всесторонне и гармонически развитой личности.

Воспитание человека, обладающего богатым духовным миром, так же важно, как и создание материально-технической базы коммунистического общества. Это вытекает из гуманистической сущности социализма, высоко поднявшего ценность и значение человеческой личности, созидающей новые формы жизни, борющейся за социальный прогресс, против всего отсталого, реакционного, против насилия и войн, за творческий труд, за красоту и чистоту человеческих отношений. Великий гуманист М. Горький устами своего героя Андрея Находки так говорил об этом: «Я знаю - будет время, когда люди станут любоваться друг другом, когда каждый будет как звезда пред другим! Будут ходить по земле люди вольные, великие свободой своей... Тогда не жизнь будет, а - служение человеку, образ его вознесется высоко; для свободных - все высоты достигаемы!.. Велики будут люди этой жизни...» 1

Обострение интереса к человеку и его сознанию определяется глубокими революционными преобразова-тгиями в современном динамическом мире, с неумолимостью объективных законов истории идущего по пути к коммунизму, основной гуманистический смысл созидания которого заключается в том, чтобы сделать всестороннее развитие человека, в том числе и развитие его разума, самоцелью, основным богатством обществе

1 М. Горький. Собр. соч. в тридцати томах, т. 7. М., 1950, стр. 309.

«Чем иным является богатство, как не полным развитием, господства человека над силами природы, т. е. как над силами так называемой «природы», так и над силами его собственной природы? Чем иным является богатство, как не абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития, делающего самоцелью эту целостность развития, т. е. развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу» 1.

Целям практического преобразования мира на коммунистических началах отвечает лишь глубоко осознанная картина социальной реальности и способность заранее предусматривать ее возможные и желательные изменения, предполагаемые в обозримом будущем.

Проблема сознания разрабатывается в контексте различных наук, что естественно порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на различные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной философской, психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной как в нашей стране, так и за рубежом. Проблема сознания неоднократно обсуждалась на ряде международных и союзных симпозиумов. Проанализированы - во многом весьма обстоятельно - разные ее стороны. Тем не менее проблема сознания и особенно

1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 476.

самосознания все еще остается недостаточно разработанной.

В данной книге предпринята попытка объединить философский и психологический подходы к рассматриваемым вопросам, обобщить многочисленные эмпирические и специальные теоретические исследования и высказать свои соображения по вопросам сознания и самосознания, прежде всего в философско-психологическом аспекте их анализа.

Краткая характеристика становления понятия сознания в истории философии и психологии, с которой начинается книга, не претендует на роль самостоятельного исследования истории теорий сознания, а имеет весьма ограниченную задачу общего введения к позитивному рассмотрению проблем сознания и самосознания.

Это последнее охватывает в книге большой круг вопросов, начиная с анализа естественнонаучных предпосылок сознания (рассмотрение нейрофизиологической основы психического, мозга человека как социально сформированного органа психики, проблемы создания так называемого искусственного «разума» и его отличия от человеческого сознания).

Сознание не обладает вещной реальностью. Одной из сложнейших философских проблем является проблема идеального, которое рассматривается в работе как одно из свойств психического отражения реального. Сознание как интегральный момент психического представляет собой целостную систему, ни один из составляющих элементов которой не имеет независимого существования и самостоятельного развития. Оно обладает большой силой творческой активности, которая дана человеку не только актуально, но и потенциально: заключена в его памяти. В книге анализируется чрезвычайно важная, на наш взгляд, проблема соотношения сознательного и бессознательного в процессе творчества, структуры бессознательного; выясняется, почему именно на уровне подсознания часто рождаются новые идеи, возникают оригинальные ассоциации образов.

В философско-психологическом аспекте рассматриваемой темы наименее разработанным остается вопрос о самосознании и самопознании, а также социально-психологическая проблема общения и его символики.

Сознание - это словесно оформленный феномен психики. Оно слагается и осуществляется в знаковом материале, созданном в процессе социального общения организованного коллектива. Речь - не только орудие понятийного мышления, а также средство социального контроля и организации волевого самоконтроля личности, которая выступает субъектом сознания и самосознания. Поскольку невозможно отрывать сознание от его непосредственного носителя, в заключительной главе книги, подытоживая все рассмотренные проблемы, автор показывает, как они конкретно преломляются в жизнедеятельности личности.

Отражая мир, сознание объективируется в действии посредством усилий воли, которая обладает относительной свободой и является необходимой предпосылкой ответственности. Мерой ответственности личности перед обществом является мера свободы, и наоборот.

Образующие эту книгу разделы, хотя и освещают разные стороны рассматриваемой проблемы, подчинены единому замыслу, объединены общим подходом, ориентированным на раскрытие различных граней, элементов сознания как целостной системы. Книга не претендует на исчерпывающий философско-психологический анализ темы. Высказанные в ней положения выражают лишь одну из попыток подойти к решению чрезвычайно сложной и многогранной проблемы сознания и самосознания.

ИСТОРИЯ ТЕОРИЙ СОЗНАНИЯ

О ПОЗНАВАЕМОСТИ СОЗНАНИЯ

История философской и психологической мысли в значительной мере связана с тем или иным решением проблемы сознания. Поэтому, приступив к разработке современной теории сознания, имеет смысл прежде всего проследить ее историю. «...Чтобы понять современное состояние мысли, вернейший путь - вспомнить, как человечество дошло до него...» 1

Трудность опытного познания явлений сознания, ненаблюдаемость его механизмов служили предпосылкой для различных мистификаций его природы. Проблема сознания первоначально практически встала перед человечеством уже в глубокой древности прежде всего в виде загадок сновидения, пугающих людей явлений обморока, чувства ужаса перед неумолимой смертью. Вокруг сущности сознания и возможности его познания и поныне не смолкают споры. Одни исходят из признания познаваемости сознания и даже утверждают, что знание о фактах сознания - это самое достоверное из всех видов человеческого знания. Другие, напротив, категорически отрицают возможность познания сознания по примеру Дюбуа-Раймона, утверждавшего, что понять сознание - столь же тщетная попытка, как увидеть из окна самого себя идущим по улице. Хотя наш субъективный мир есть первая реальность, с которой мы встречаемся, и миллионы страниц посвящены его рассмотрению, сознание, по мнению этого ученого, навсегда обре-

А. И. Герцен. Избр. филос. произв., т. I. M., 1948, стр. 130.

чено быть подавленным загадочностью его собственной сущности. Согласно таким взглядам, свои мысли и чувства мы никогда не можем постигнуть, так как это и есть мы сами, состояние нашего «Я». Духовный мир представляет собой особый тип бытия, мир другого измерения по сравнению с материальным, трехмерным миром.

Возможность познания сущности сознания категорически отрицают и те современные буржуазные философы, которые исходят из того, что сознание, как абсолютное условие любого познания, само не может служить объектом познания. Они считают, что каждый акт сознания, осмысливая свое содержание, освещая свой объект, на который оно направлено, сам остается в тени, в сфере неосознаваемого. Для того чтобы оказаться в поле сознания, этот акт сознания нуждается в другом, как бы накладывающемся на него акте сознания, а тот в свою очередь в ином акте, и таким образом процесс должен уйти в бесконечность.

Некоторые полагают, что невозможно постигнуть все, что думают и делают люди, так как конкретные, единичные мысли, побуждения неисчислимы в своем индивидуальном многообразии. Но такая постановка вопроса, правомерная применительно к индивидуальному многообразию сознания, не дает оснований для отрицания познаваемости сознания, ибо наука исследует не индивидуальное, а общее, закономерное в работе сознания. Агностические позиции по отношению к сознанию основываются на предпосылках идеализма, исходящего из того, что сознание развивается имманентно, вырастая и двигаясь вперед собственными силами. Поэтому идеалистически ориентированные философы пытаются осмыслить природу сознания, исходя из него самого.

Марксисты, напротив, исходят из того, что исследовать сознание изолированно от других проявлений общественной жизни невозможно и лишено смысла. Невозможно непосредственно проникнуть в секретную лабораторию человеческой мысли. Однако сознание не есть какая-то замкнутая в себе тайна: сущность является, внутреннее обнаруживается во внешнем. Формируясь в практической деятельности, оно в ней же и выявляет себя. Объективированными формами бытия сознания являются не только практические действия, но

и речь, реальность искусства и вообще вся система символики. Этим открывается принципиальная возможность объективного познания сущности и структуры сознания: оно может быть познано через формы своего внешнего воплощения. Вход в здание разума открывают два ключа: дело и слово.

Александр Георгиевич Спиркин (24 декабря 1918, с.Чигонак, ныне Саратовская область - 28 июня 2004) - советский и российский философ. Специализация: диалектический материализм, философские проблемы психологии и кибернетики. Доктор философских наук (1959), профессор (1970), член-корреспондент АН СССР по Отделению философии и права (философия) с 26 ноября 1974.

Окончил (1941) Московский институт дефектологии (ныне - факультет Московского государственного педагогического университета). По сфабрикованному делу был арестован и в 1941-1945 находился в заключении. В 1945-1946 гг. работал научным сотрудником в Институте неврологии Академии медицинских наук СССР. В 1946-1952 гг. - научный сотрудник Института философии Академии наук СССР. В 1952-1953 гг. был деканом дефектологического факультета Московского заочного педагогического института. С 1954 г. работал в издательстве «Советская энциклопедия», где в 1960-1970 г. заведовал редакцией философии. В 1962-1978 гг. был старшим научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где в 1978-1982 гг. заведовал сектором диалектического материализма, а с 1982 г. работал главным научным сотрудником (ныне - Институт философии РАН).

В 1979-1984 гг. заведовал лабораторией биоинформации при Обществе радиотехники, электроники и связи имени А. С. Попова. С 1946 г. преподавал философские и психологические дисциплины в высших учебных заведениях г. Москвы. С 60-х гг. публиковал популярные учебники по философии. Рукопись учебника А. Спиркина «Основы философии» была удостоена премии на Всесоюзном конкурсе учебников для студентов высших учебных заведений. В 1990 г. этот учебник вышел на английском языке в издательстве «Прогресс», а после распада СССР был переиздан на русском языке в существенно переработанном виде.

Книги (1)

Сознание и самосознание

Книга известного советского философа и психолога, автора ряда монографий А.Г. Спиркина посвящена анализу философско-психологических аспектов проблемы сознания и самосознания человека.

Хотя эта проблема давно и интенсивно разрабатывается как в нашей стране, так и за рубежом, до сих нор не смолкают споры о сущности и структуре сознания, о его активности, о природе идеального, о соотношении сознательного и бессознательного в процессе познания и деятельности, о возможности создания искусственного сознания и его границах.

Комментарии читателей

gor dintsov / 18.12.2016 Николаев И В (специлист по системной логике, СПб профессор) и Зырянов Н.А опубликовали книгу "АНТИ-СПИРКИН"(учебное пособие философии,логике и политологии),М.СПб 2003 -дают анализ, "как повлияли идеи С-на на разрушение сознания россиян и на разрушение всей страны".
Обязательно прочтите, полезная вещь
Игорь Одинцов
историк

Виталий / 11.02.2014 Я вольный читатель, но прочитавши буквально пол учебника этого выдающегося автора- поумнел в общем

/ 27.08.2013 ИЗ БИОГРАФИИ ИЗЪЯТЫ СВЕДЕНИЯ ТОМ, ЧТО ГОСПОДИН СПИРКИН РУКОВОДИЛ ВЫСШЕЙ ПАРТИЙНОЙ ШКОЛОЙ ПРИ ЦК КПСС

Гость / 17.01.2012 Талантливый автор,учебное пособие одно из лучших,необходимое

Сергей / 13.01.2011 С.Н. Мареев пишет следующее. В свое время был широко известен учебник А.Г. Спиркина «Курс марксистской философии», первое издание которого состоялось в 1963 году. При Советской власти в нем в идеологическом плане все было обставлено в соответствии с обстоятельствами места и времени. Но произошла «перестройка», и тот же учебник Спиркина объявился вновь, но уже под названием «Основы философии» .
то, что сейчас выходит в России в качестве учебников «философии», тоже по существу является «диаматом», хотя называется по-разному: «теоретическая философия», «онтология» и т.д.

Человек может стать самим собой исключительно во взаимодействии с дру­гими людьми, с миром через ϲʙᴏю практическую деятельность, об­щение. Общественная обусловленность формирования самосозна­ния заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании тре­бований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осозна­нии самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не толь­ко посредством других людей, но и через созданную ими матери­альную и духовную культуру. Продукты труда будут как бы зер­калами, из кᴏᴛᴏᴩых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в кᴏᴛᴏᴩом он получает возмож­ность созерцать ϲʙᴏе собственное творение.

Познавая себя, человек, по мысли Т. Манна, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования челове­ка. Стоит заметить, что оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, кᴏᴛᴏᴩые с самого начала требовали от каждого человека умения оце­нивать ϲʙᴏи поступки, слова и мысли. Жизнь ϲʙᴏими строгими уро­ками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулиро­вание. Регулируя ϲʙᴏи действия и предусматривая результаты данных действий, самосознающий человек берет на себя полную ответст­венность за них.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы рас­ширяя его смысловое поле. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины ϲʙᴏей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может полностью осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку че­ловек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадле­жит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: она не может зародиться в недрах обособленной лич­ности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивили­зации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом ϲʙᴏего бытия, его нравственным содержанием.
Стоит отметить, что осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает нега­тивные стороны ϲʙᴏего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким был прежде.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть вы­ражение замысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Материал опубликован на http://сайт
Масштабы осозна­ния субъектом ϲʙᴏей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, кᴏᴛᴏᴩая базируется на сознании и оценке себя, ϲʙᴏих возможностей, намерений и целей.


Спиркин Александр Георгиевич

Философия

Спиркин Александр Георгиевич

Философия

Рецензенты:

д-р философских наук, проф. П.В. Алексеев

д-р философских наук, проф. Л.Е. Серебряков

Автор учебника А.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

Вводное слово

1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

2. Философия и мировоззрение

Раздел первый

История философии

Глава 1. Античная философия

1. От мифа к Логосу

2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен

3. О семи мудрецах

4. Пифагор и его школа

5. Гераклит Эфесский

6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон

7. Эмпедокл

8. Анаксагор

9. Атомизм Левкиппа-Демокрита

10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

11. Сократ

12. Платон

13. Аристотель

Философия раннего эллинизма

14. Киники и скептики

15. Эпикур и эпикурейцы

16. Стоицизм

17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники

Глава 2. Философия средневековья

1" Блаженный Августин

2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия

3. П. Абеляр

4. Фома Аквинский

5. Р. Бэкон

7. У. Оккам

8. Об универсалиях

Глава 3. Философия эпохи Возрождения

1. М. Монтень

2. Пико делла Мирандола

3. Николай Кузанский

5. Дж. Бруно

Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий

1. Ф. Бэкон

2. Т. Гоббс

4. Б. Паскаль

5. Б. Спиноза

6. Дж. Локк

7. Г. Лейбниц

8. Дж. Беркли

Глава 5. Философия французского Просвещения

1. Вольтер

2. Ж.Ж. Руссо

3. Д. Дидро

4. П. Гольбах

Глава 6. Немецкая классическая философия

2. И.Г. Фихте

3. Ф. Шеллинг

4. Г. Гегель

5. Л. Фейербах

Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков

1. А. Шопенгауэр

2. С. Кьеркегор

3. Ф. Ницше

4. А. Бергсон

6. У. Джемс

7. Дж. Дьюи

8. Э. Гуссерль

9. Представители герменевтики

10. М. Шелер

11. П. Тейяр де Шарден

12. М. Хайдеггер

13. К. Ясперс

14. Ж.П. Сартр

15. Позитивизм О. Конта

16. Неопозитивисты

17. Б. Рассел

18. Л. Витгенштейн

19. К. Леви-Строс

20. К. Поппер

Глава 8. Русская философия

1. М.В. Ломоносов

2. А.Н. Радищев

3. П.Я. Чаадаев

4. Славянофилы

5. Западники

6. Л.Н. Толстой

7. Ф.М. Достоевский

8. Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов

9. B.C. Соловьев

10. О философии XX века

Раздел второй

Основы общей философии

Глава 9. Учение о бытии

1. Бытие как всеохватывающая реальность

2. Историческое осознание категории бытия

3. Объективное бытие и Я-бытие

4. О метафизике

5. Иерархия типов реальности

6. Бытие как проблема

7. Материя

8. Движение

9. Пространство и время

Глава 10. Человек и его бытие в мире

1. Общее понятие о человеке

2.О многомерности человека

3. Человек и человечество

4. Личность и Я

5. Идея личностной уникальности

Глава 11. Душа, сознание и разум

1. Общее представление о душе

2. Душа и тело

3. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального

4. Что такое сознание

5. Сознание, самосознание и рефлексия

6. Сознание и сфера бессознательного

7. О психике животных

8. О рассудке и разуме, уме и мудрости

9. Сознание, язык, общение

Глава 12. Теория познания

1. Сущность и смысл познания

2. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм

3. Виды познания

4. Соотношение знания и веры

5. Субъект и объект познания

6. Познание, практика, опыт

7. Идеальные побудительные силы познания

8. Что есть истина

9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание

10. Мышление: его сущность и основные формы

11. Методы и приемы исследования

12. Об открытии и изобретении

13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества

14. Доказательство и опровержение

Раздел третий

Основы социальной философии и философии истории

Глава 13. История социальной философии и историософии

1. Зарождение социально-исторического сознания

2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения

3. Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени

Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории

1. Идея общественно-исторической закономерности

2. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе

3. Стихийное и сознательное в истории

Глава 15. Общество и человечество, нация и семья

1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа

2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система

3. Сущность нации

4. Любовь, брак, семья

5. Вопросы демографии

Глава 16. Экономическая философия

1. Философско-экономический образ мышления

2. Философия и психология труда

3. Философия техники

4. Человек, общество и природа: проблемы экологии

5. Собственность и самоутверждение личности

6. Сущность и составляющие социально-экономического управления

7. "Невидимая рука и зоркий глаз" государства

8. Нравственно-психологические устои экономики

Глава 17. Политическая философия

1. Идея права: право власти и власть права

2. Социальная справедливость как правовая ценность

3. Сущность государства

4. Политическая власть

5. Политика и нравственность

6. Идея разделения властей и институты власти

7. Политический строй либерально-демократического общества

8. Либеральная демократия, права человека и достоинство личности