А. И

>Характеристики героев Поединок

Характеристика героя Шурочка

Александра Петровна Николаева (Шурочка) - персонаж повести А. И. Куприна «Поединок», жена Владимира Ефимыча Николаева , подруга Ромашова . В повести много женских образов, связанных с офицерской жизнью. Это и пошловатая Раиса Александровна - жена офицера Петерсона, и Софья Павловна - жена капитана Тальмана, и прочие персонажи. Образ Шурочки отчетливо выделяется на фоне этих пошлых и ничтожных обольстительниц. Она наделена умом, обаянием, остроумием. Она не участвует в полковых сплетнях и интригах. Ее образ, в глазах Ромашова, словно луч света в этом темном царстве.

Шурочка - это незаурядная женщина. Она энергична, талантлива, умеет к себе расположить. Природный вкус ее сильно отличает от местных дам. Она мечтает вырваться из этой серой провинциальной глуши. Все ее мысли занимает столичная жизнь. Для того чтобы ее личное, эгоистичное счастье стало возможным, ее муж должен поступить в академию и отучиться в ней. Но он уже в который раз проваливает экзамен. Шурочка и сама давно усвоила программу экзамена, а у Володи никак не получалось. К Ромашову, которого она называла Ромочкой, он относилась с теплотой, хоть и считала слабовольным.

Как оказалось, в конце повести, Шурочка гораздо была коварнее и опаснее всех остальных жительниц гарнизона. Если от Петерсон можно было ожидать открытых угроз и истерик, то Шурочка, ради достижения своих целей, могла пойти на хитрые, двуличные уловки. Узнав, что ее муж будет стреляться с Ромашовым, она пришла просить не отменять участия в поединке, но и не убивать Николаева. Взамен она обещала уговорить мужа тоже не убивать Ромашова. Так, эта холодная и расчетливая женщина погубила хорошего друга, ради своих меркантильных целей.

План Шурочки в повести «Поединок»

Прочитав повесть Александра Ивановича Куприна «Поединок» и проанализировав, её я пришел к выводу, что главным героем тут является вовсе не Юрий Алексеевич Ромашов, а Александра Петровна Николаева. Именно она является стержнем всего сюжета.

Обратим внимание на ее описание в повести. Вот как она отзывается о себе:

«я знаю, что я молода, умна, образованна. Не красива. Но я сумею быть интереснее многих красавиц…».

Вот как о ней отзывался Назанский:

«пожалуй, она никогда и никого не любила, кроме себя. В ней пропасть властолюбия, какая-то злая и гордая сила. И в то же время она - такая добрая, женственная, бесконечно милая. Точно в ней два человека: один - с сухим, эгоистичным умом, другой - с нежным и страстным сердцем».

Из ее письма Назанскому можно сказать, что она ненавидит чувство жалости. Она сама признавалась, что расчетливая и гадкая. Она также ненавидит трусость и пьянство. По стечению судьбы ей пришлось жить в убогом провинциальном городке,

«которого нет ни на одной географической карте».

Ей противны местные пьянки, сплетни, интриги, игры в карты, нищета. Её цель – это

«общество, большое, настоящее общество, свет, музыка, поклонение, тонкая лесть, умные собеседники».

Она всегда хочет быть прекрасно одетой, красивой, изящной. Она хочет поклонения и власти.

Самый очевидный способ вырваться из

«этой трущобы»

это добиться, чтобы её муж Владимир Николаев поступил в академию генерального штаба. Она не просто мечтает, а активно добивается своей цели. Ищет все возможные пути. Прежде всего, она выходит замуж за Владимира Ефимовича Николаева. Почему она выбрала именно его? Понятно, что не из любви. Ей нужен был материал, над которым можно работать. Своего рода конь. Из имеющегося небольшого выбора она выбрала Николаева потому что

«Володя пороху не выдумает, но он честный, смелый, трудолюбивый человек».

Она не раз признавалась, что не любит своего мужа

«Я своего мужа не люблю. <…> Он груб, он нечуток, неделикатен».

Однако Шурочка не сразу встретила Николаева. До Владимира Ефимовича у Шурочки была связь с Василием Нилычем Назанским. Ее привлек его незаурядный ум и прекрасная душа. Но вскоре она ушла от него к Николаеву от того, что Назанский любил выпить и не поддавался ее управлению. Николаев же вообще не пил. Итак, в качестве своего объекта управления она выбрала Владимира Ефимовича Николаева.

«Наша система - это мое изобретение, моя гордость. Ежедневно мы проходим кусок из математики, кусок из военных наук - вот артиллерия мне, правда, не дается: все какие-то противные формулы, особенно в баллистике, - потом кусочек из уставов. Затем через день оба языка и через день география с историей». Что касается мужа, то он «весь год упорно, без отдыха готовился»

к экзамену. От занятий у него затекали ноги, и болела спина. Он работал на износ. Но результата все не было. Экзамен выдержать не получалось:

«два раза с позором возвращались в полк».

Чего-то не хватало.

Александра Петровна почувствовала, что почва уходит из-под ее ног. Ей надоели эти провалы на экзаменах. Многие билеты она знала лучше Николаева. Она признавалась, что сама могла бы сдать этот пресловутый экзамен. Тогда она стала размышлять о том, что бы было бонусом при поступлении в академию для ее мужа. Женщина она была умная и быстро поняла, что весомым аргументом было бы героическое прошлое Николаева. Но где взять героическое прошлое в мирное время? Правильно поставленный вопрос – ключ к ответу. Поединок. Она догадывалась, что

«Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелом, многое, очень многое прощают».

Она надеялась, что дуэль облегчит поступление в академию. Она поняла, что нужно, просто обязательно необходимо организовать своему мужу дуэль. Но как? Как сделать это натурально? Каким может быть повод? Все это дело техники. В погоне за материальными благами Шурочка не чуралась испачкать руки в крови.

Началась организация поединка. Шурочкой была выбрана самая банальная схема поединка – оскорбление чести. Причем на любовной почве. Осталось выбрать жертву. Был выбран первый попавшийся подпоручик Ромашов.

Прежде всего, она решила вскружить голову этому молодому, глупенькому, наивному выпускнику. Она сознательно влюбила в себя Ромашова. Врала, что сама любит его. Она постоянно называла его

«Ромочка», «милый», «любовь моя», «радость моя».

Особенно явно она соблазняла Юрия на их общих именинах. Говорила, что он ей снился. Как они вместе танцуют вальс. Тогда она едва не дала ему. Потом она отдалилась от него

«вы не должны у нас больше бывать»,

сделалась запретным яблочком, чтобы он еще больше возжелал ее. Она сыграла так искусно, что Ромашов даже разлюбил Раису Александровну, с которой встречался ранее.

Во-вторых, она попыталась убедить Ромашова, что дуэли это нормально. Она была инициатором непринужденного разговора о поединках у себя дома:

«Я понимаю: поединки между офицерами - необходимая и разумная вещь <…> сейчас же сентиментальные противники офицерских дуэлей, - о, я знаю этих презренных либеральных трусов! - сейчас же они загалдят: «Ах, варварство! Ах, пережиток диких времен! Ах, братоубийство!».

Она добавляет:

«Для чего офицеры? Для войны. Что для войны раньше всего требуется? Смелость, гордость, уменье не сморгнуть перед смертью. Где эти качества всего ярче проявляются в мирное время? В дуэлях.<…> И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия - рисковать жизнью».

Далее Шурочке нужно было подстроить ссору Ромашова и Николаева. Предлогом для Николаева фактически были анонимные клеветнические письма. Я думаю, что эти письма писала сама Шурочка. Это была ее провокация. Я в этом уверен, потому что Николаев призывал не говорить о письмах в суде. Иначе было бы следствие. Искали бы источник писем и неизбежно наткнулись бы на Александру Петровну. Тем более Николаев первый начал нападать на Ромашова тогда на поминках.

Можно было бы спасти Ромашова? Конечно. Было много точек бифуркации, где можно было бы выбрать путь спасения. Во-первых, ему не следовало вообще общаться с замужними женщинами. Тогда им бы не воспользовались как пешкой. Во-вторых, ему не следовало ссориться с Николаевым. И в-четвертых он мог попросить прощения на дуэли, и, тем самым, выжить. Вдобавок, ему следовало бы отыскать источник анонимных писем. В конце концов, ему следовало послушаться разумных советов своего гуру – Назанского. Он говорил, что

«будет смелее взять и отказаться»

от дуэли. Ромашов даже согласился и дал слово Назанскому, что откажется, но эта расчетливая стерва (Шурочка) пришла к Ромашову в тот же вечер, и, призывая к чувствам, уговорила его на дуэль. Убеждала что

«один из вас не будет ранен».

Мне кажется, что смыл ее появления у Ромашова был в том, что она пришла уговорить Ромашова не стрелять первым. Хотя я не удивлюсь, если она сказала своему мужу, что он обязательно должен убить Ромашова. Ромашов поверил чувствам вместо разума и погиб.

Как сложиться судьба Александры Петровны, можно только догадываться. Весьма вероятно, что ее муж, наконец, поступит в академию, и вскоре она будет флиртовать с актрисами как генеральская жена. Будет ли она жалеть о Ромашове? Вряд ли. Такие, как она не способны чувствовать. Она руководствуется только разумом и расчетом. Я думаю, что она не любила Ромашова. Она использовала его любовь. Вероятно, спустя много лет, сидя у камина генеральского дворца, она не удержится и расскажет своему мужу, что это она тогда организовала этот поединок. Они оба вспомнят былое, всплакнут о бедном мальчишке. Николаев скажет, что был несправедлив по отношению к нему. Потом они оба придут к его могиле и попросят прощения у гранитной плиты.

«ПОЕДИНОК»

Георгий Ромашов, “Ромочка”, из “Поединка” - молодой офицер. Его характер совершенно не соответствует избранному поприщу. Он стеснителен, краснеет как барышня, в любом человеке готов уважать достоинство, но результаты - плачевны. Его солдаты хуже всех маршируют. Сам он постоянно совершает оплошности. Его идеалистические представления все время приходят в противоречие с действительностью и жизнь его мучительна. Единственной отрадой становится для него любовь к Шурочке. Она олицетворяет для него красоту, изящество, образованность, вообще культуру в атмосфере провинциального гарнизона. В ее доме он чувствует себя человеком. Шурочка тоже ценит в Ромашове его отличность, непохожесть на других. Она горда и честолюбива, ее мечта - вырваться отсюда. Для этого она заставляет мужа готовиться в академию. Она сама учит воинские дисциплины, чтобы не погрязнуть в безделье, не отупеть в окружающей бездуховности. Ромашов и Шурочка нашли друг друга, противоположности встретились. Но если у Ромашова любовь поглотила всю душу, стала смыслом и оправданием жизни, то Шурочке она мешает. Достижение намеченной цели для нее невозможно с безвольным, нежным “Ромочкой”. Поэтому она лишь на миг позволяет себе эту слабость, а потом предпочитает, остаться с нелюбимым, бездарным, но настойчивым и упорным мужем. Когда-то Шурочка уже отказалась от любви Назанского (и теперь это спившийся, отчаявшийся человек). В понимании Шурочки любящий должен приносить жертвы. Ведь она сама, не долго думая, жертвует любовью и своей, и чужой ради благополучия,общественного положения. Назанский не смог приспособиться к ее требованиям - и его отстранили. От Ромашова Шура потребует еще большего - ради ее репутации, в угоду сплетникам и болтуньям, он должен пожертвовать жизнью. Для самого Георгия это, может быть, даже спасение. Ведь если бы он не погиб, его, в лучшем случае, постигла бы участь Назанского. Среда поглотила бы его и погубила.

Повесть А. И. Куприна "Поединок" - вершина творчества, итоговое его произведение, в котором он обращается к проблеме личности и общества, их трагической дисгармонии.

"Поединок" - произведение политически злободневное: в самой повести ничего не говорится о русско-японской войне, однако современники восприняли ее в контексте тех событий. Куприн раскрыл сущность того состояния общества, которое вело к взрыву, по сути указал на причины, вызвавшие поражение русской армии в войне с Японией.

Документализм в "Поединке" очевиден (созвучие имен офицеров - героев повести тем, с кем служил поручик Куприн в 46-м пехотном Днепровском полку, детали биографии Ромашова и самого автора). Куприн так и говорил: "Главное действующее лицо - это я", "Ромашов - мой двойник". При всем при этом произведение заключало в себе широкий обобщающий смысл. Внимание автора обращено к теме жизни России в первое десятилетие XX века. Изображение военной среды ни в коем случае не было самоцелью. Идя от локальной "армейской" темы, Куприн поднимал проблемы, волновавшие все общество, они и определили нравственный пафос повести: судьба народа, самоценность человеческой личности, пробуждение ее активности.

Название повести символично, повесть стала поединком самого Куприна с царской армией, самодержавными порядками, губящими людей. Это поединок с ложью, безнравственностью, несправедливостью. Упадок морали, апология войны, разбоя, насилия особенно ненавистны писателю-гуманисту.

Куприн показывает, какой путь в поисках правды проделывает главный герой повести Ромашов. Когда герой прозревает, приходит к выводу о самоценности "я", право на уважение человеческого достоинства он признает не только по отношению к себе, но и распространяет его на солдат. На наших глазах Ромашов нравственно мужает: "Бить солдата - бесчестно. Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову. Это стыдно!" Ромашов, утверждающий: "Хлебниковы - мои братья", осознающий духовное родство с народом, совершает громадный шаг вперед в своем развитии. Это уже совершенно другой человек: не тот юноша-мечтатель, с которым мы знакомимся в начале повести. Однако Ромашов гибнет. Автор довел своего героя до такого рубежа, что, останься он в живых, необходимо было бы открыть сколько-нибудь отчетливую перспективу его будущего. А это самому Куприну не представлялось ясным.

Любя своего героя, Куприн скорбит о его гибели и ясно указывает на тех, кто повинен в этом, говорит честно и прямо, потому что и сам он не раз жестоко страдал от людского равнодушия.

Повинна ли Шурочка Николаева в гибели Ромашова? В большей степени - да. В ее характере сочетаются контрастные качества. Она - хищная и умная, красивая и ловкая. Высокое и низкое и грубо прагматичное переплелось в ней. Вся беда в том, что эти негативные качества Шурочки до поры до времени скрыты от Ромашова. Прагматичная дама, неразборчивая в средствах достижения целей, циничная Шурочка убирает Ромашова как помеху на своем пути. Она делает ставку на мужа - пусть и нелюбимого, но она сделает так, что он поможет ей достичь желаемого.

Позицию автора помогает понять образ Назанского. Этот герой не менее сложен и противоречив, чем Шурочка. Глубокое осмысление действительности, неординарность мышления - и рефлексия, инертность, безмолвие. Однако при всей противоречивости суждений Назанского, в его знаменитых монологах, определяющих нравственный пафос повести, открыто публицистически выражены наиболее важные для Куприна идеи. В монологах Назанского намечены две линии: резкая критика самодержавия и мечты о прекрасной жизни.

Офицерская масса, показанная Куприным в повести, - это люди разные по своим человеческим качествам. Почти каждый из них обладает минимумом "добрых" чувств, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием. "Добрые" чувства эти до неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками. Пусть командир полка Шульгович под своим громоподобным бурбонством скрывает заботу об офицерах, или подполковник Рафальский любит животных и все свободное и несвободное время отдает собиранию редкостного домашнего зверинца, - никакого реального облегчения, при всем желании, принести они не могут. Офицерство - всего лишь послушное орудие бесчеловечных уставных условностей.

Саша приходится супругой поручику Николаеву. Офицер Ромашов служит с поручиком в одной воинской части и является преданным другом его жене.

Описание внешности Шурочки.

Николаева Александра Петровна является молодой особой женского пола. У неё милое, бледное лицо с алыми губами. На мочке левого уха есть маленькая родинка. Глаза синего цвета. На вид маленькая, лёгкая, гибкая, сильная женщина. Её движения порывисты и внезапны. Она очень стильная, хотя волосы не темные, но в некоторой степени проявляется образ «Кармен» или цыганки.

Характеристика Александры.

Шурочка полагает что она не красивая, но интересная женщина. Шурочка интеллигентная женщина. Знает несколько иностранных языков и умеет компетентно и искусно вести диалог с людьми. Она бывает своенравна и иронична. Любит заниматься рукоделием. Цель её жизни вырваться из провинциального городка мужа. Шурочка говорит о том, что она презирает своего мужа. Отказывается заводить детей пока он не станет много зарабатывать. А живёт с ним только потому, что вложилась в его карьеру. Мечтает о том, что её мужа зачислят в Академию и он увезет её из провинции. Она изо всех сил помогает мужу подготавливаться к экзаменам. Она ободряла его в часы подавленности и верила в него. Ромашов влюблён в неё и Саше он симпатичен, но она уверенна в его слабом характере и не видит совместного будущего с ним. Для Александры главное в мужчине – это его репутация в обществе и сила. Она считает себя хладнокровной и отвратительной женщиной.

Исходя из выше сказанного у Сашеньки очень богатый опыт за плечами, она умеет выживать в критичных ситуациях, у неё есть укорененные жизненные принципы. Её приоритеты уже давно расставлены и то что умер Ромашов на поединке, не было ее холодным расчетом, в жизни к сожалению бывают потери и мы ничего не можем с этим поделать.

Александра по моему мнению получилась положительным героем произведения. Все мы ошибались в своей жизни не раз, потому и получали огромный опыт. Ведь если ты сам не примешь решение, то это решение примут за тебя. Легко перекладывать ответственность на другие плечи, ведь тогда будет кого обвинять в случае неудач.

Несколько интересных сочинений

  • Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость? Итоговое сочинение

    Такая фраза может нести в себе положительный посыл, так как побуждает людей к активности к каким-то действиям. Соответственно, они становятся более заинтересованными в остальном мире, других людях

  • Шишкин И.И.

    Родился двадцать пятого января 1832 года. С самого детства проводил свое свободное время за рисованием. Учился в училище живописи. Здесь он учится под началом великих наставников.

  • Анализ поэмы Ворон Эдгара По

    Поэма для автора является одной из самых ярких произведений его творчества. Поскольку за основу взята жизненная ситуация самого автора. А именно трагическая судьба его жены Виргинии. И он посвящает ей несколько своих произведений.

  • Образ и характеристика Федора Подтелкова в романе Тихий Дон Шолохова

    Одним из самых ярких и центральных персонажей в произведении «Тихий Дон» считается казак красной гвардии Федор Подтелков. Федор был выносливым и уверенным, также храбрым большевиком

  • Сочинение про Прокла и его образ с характеристикой в рассказе Мороз, красный нос Некрасова

    Этот человек являлся честным, верным, ответственным крестьянином. Он всегда своевременно платил оброк и подать, с ним никогда не возникало проблем и недосказанностей.

А.И. Куприн вошел в русскую литературу как певец светлых и здоровых человеческих чувств, как преемник демократических и гуманистических идей великой русской литературы XIX века. Критический реализм, славные традиции которого воспринял Куприн, был явлением прогрессивным в начале XX века. Яркий природный талант, огромный запас жизненных наблюдений и резко критическое изображение действительности - вот что определило большой общественный резонанс его произведений в период подготовки и проведения первой русской революции. В это время Куприн работает над повестью «Поединок», которую он начал писать в 1902 году. Опубликованная в шестом сборнике журнала «Знание» в 1905 году, повесть «Поединок» вызвала широкий отклик. Пафос разоблачения буржуазного общества, высокие художественные достоинства поставили «Поединок» в один ряд с крупнейшими произведениями русской литературы на рубеже двух веков.

Действие повести происходит в 90-е годы XIX века. В «Поединке» автор объясняет причины поражения царской армии в бесславной войне с Японией. Эта «агония старой России» является основной темой повести. Однако в этом произведении следует различать несколько тематических линий, которые, переплетаясь, создают целостную картину офицерской среды, казарменной жизни солдат, личных отношений Ромашова и Назанского, Ромашова и Шурочки Николаевой и, наконец, взаимоотношений героя с солдатами.

Главное действующее лицо повести - подпоручик Ромашов. В этом образе с наибольшей полнотой воплотились черты купринского героя - правдоискателя, гуманиста, одинокого мечтателя. Среди офицеров Ромашов чувствует себя одиноким, так как не разделяет взглядов окружающих его офицеров. Ромашов протестует всей душой против кошмара, именуемого «военной службой», так как приходит к мысли, что «вся военная служба, с ее призрачной доблестью, создана жестоким, позорным, всечеловеческим недоразумением». «Каким образом может существовать сословие, - спрашивал себя Ромашов, - которое в мирное время, не принося ни крошечки пользы, поедает чужой хлеб и чужое мясо, одевается в чужие одежды, живет в чужих домах, а в военное время - идет бессмысленно убивать и калечить таких же людей, как они сами?»

Человек с тонкой душевной организацией, обладающий чувством собственного достоинства и справедливости, он легко раним, порой почти беззащитен перед злом жизни. Уже в начале повести мы замечаем «неприспособленность» Ромашова к армейской жизни, его непонимание «войсковой дисциплины». Тягостная пустота армейской жизни толкает его к случайной связи с полковой «обольстительницей» Раисой Петерсон, которая вскоре становится невыносимой для него. Гарнизонная жизнь с пьянством, провинциальным убожеством все больше отталкивает Ромашова. Мечта о прекрасной и сказочной любви заставляет Ромашова идеализировать образ молодой, привлекательной женщины Шурочки Николаевой. Для героя повести она «луч света в темном царстве». С ней связаны его мечты и надежды. Ослепленный любовью, Ромашов не видел, что красота Шурочки, ее обаяние, сила воли, талант - все это предназначено для борьбы за свое личное, маленькое, эгоистическое счастье: любым путем вырваться из мещанской армейской среды и обрести высшее счастье в «блестящей» жизни столичного общества.

Любовная трагедия в «Поединке» вырастает из трагедии социальной. В отношениях Ромашова и Шурочки сталкиваются два характера, два мироощущения, возникшие в рамках буржуазного общества и свидетельствующие о происходящем в нем распаде. Почему невозможно счастье Шурочки и Ромашова? Да только потому, что Шурочка всеми силами стремится упрочить свое положение, а Ромашов постепенно теряет почву под ногами, ибо ему невыносимы духовные и моральные ценности этого общества.

Финалом любовной трагедии Ромашова является ночной приход к нему Шурочки. Она пришла, чтобы обмануть - обмануть подло и бесстыдно, предложить условия дуэли с ее мужем и ценой жизни Ромашова купить свое будущее благополучие и счастье. Ромашов догадывается о цели ее прихода и соглашается на все условия рокового для него поединка с мужем Шурочки. Он говорит об этом спокойно и холодно: «Хорошо, пусть будет так. Я согласен». В этих простых словах заключена целая история - история трагической любви неприкаянного мечтателя к женщине, в душе которой мораль «жизни для себя» вытравила человеческие чувства. Ромашов все понял, в его твердо произнесенных словах - холодное сознание того, что жизнь потеряла для него свою ценность. И здесь становится очевидным духовное превосходство Ромашова над Шурочкой Николаевой, а также и над другими обитателями окружающего его мещанского мира.

Ромашов погибает, так как Шурочка делает неравными условия поединка (она обещает Ромашову, что муж, зная условия дуэли, выстрелит в сторону). Неизбежность трагической развязки вытекает здесь из глубоких социальных причин. Герой повести не способен существовать в омуте буржуазного общества, построенного на лицемерии и обмане, но он и не в состоянии найти себе место в народе, почерпнуть в его гуще силы для новой жизни. Именно это и делает образ Ромашова трагическим. Писатель, не уяснив истинных причин изображаемого им зла, не смог найти пути его преодоления. Не признавая военной службы, отрицая мораль «аристократической» прослойки армейского офицерства, Ромашов чувствовал свое бессилие перед жизнью, так как не мог уйти с военной службы. Честность и тонкость духовной организации заставляют его особенно болезненно ощущать свое бессилие. Иллюзорное утешение находит он в мире безудержных, наивных мечтаний. В этом мире Ромашов уже не бедный подпоручик, а герой, дерзающий, бесстрашный, прекрасный. Но мечта служит не источником творческого вдохновения, а преимущественно средством ухода, бегства от действительности.

Судьба Ромашова долго еще продолжала волновать Куприна. Уже после опубликования повести автор продолжал мучиться судьбой главного героя и не мог с ним расстаться. Куприн намеревался написать заново сцену дуэли, сохранить жизнь Ромашову и показать своего героя в гуще народной жизни. Из воспоминаний жены Куприна, М.К. Куприной-Иорданской, можно было узнать о дальнейшей судьбе Ромашова: «И вот он в Киеве. Начинаются дни безработицы, скитаний, свирепой нужды, смены профессий, временами прямо нищенства...» Однако замысел писателя - создать новое произведение «Нищие», являющееся продолжением «Поединка», с Ромашовым в качестве главного героя - остался неосуществленным. История замысла свидетельствовала о том, что Куприн собирался показать в современной ему действительности только мрачное, трагическое. В своих поисках героя создатель «Поединка» пришел к такому рубежу, который ему трудно было перешагнуть. В жизни уже сформировался тип правдоискателя-бойца, а писатель никак не мог расстаться с типом правдоискателя-страдальца. Это и было отмечено А.М. Горьким, который однажды сказал Куприну: «Да что это такое! Что вы все оплакиваете своего Ромашова! Умно он сделал, что догадался наконец умереть и развязать вам руки. Скажите, что бы он делал в вашем романе, зачем бы там существовал этот ни к чему не способный, кроме нытья, интеллигент...» На что Куприн с присущей ему откровенностью отвечал: «Он надеялся сделать из меня глашатая революции, которая целиком владела им. Но я не был проникнут боевым настроением, и по какому руслу пойдет моя дальнейшая работа, заранее предвидеть не мог».