» » Анализ боя мцыри с барсом. Анализ поэмы «Мцыри» (М

Анализ боя мцыри с барсом. Анализ поэмы «Мцыри» (М

П оэма «Мцыри» — одна из вершин поэтического наследия поэта М. Ю. Лермонтова. Поистине высокохудожественное, написанное в духе современного ему культурного направления «романтизм», оно явилось образцом самого читаемого поэтического текста, в котором через систему конкретных образов автор смог раскрыть не только свои личные переживания, но и идею всего произведения.

Сцена боя Мцыри с барсом – самая ключевая.

Даже по форме поэмы видно, что эта её часть особенная, что-то будет происходить, что повлияет на скорую развязку и неожиданный финал поэмы. Действительно, сцена представляет собой отдельную главу. Все действия Мцыри можно разделить на три основных этапа: подготовка к битве (как он ждал появления снежного барса), затем сама битва и её исход, закончившийся полной победой человека над животным.

Основной принцип подачи двух противоборствующих образов по Лермонтову – это принцип контракта. Однако, в чём-то барс и Мцыри похожи: оба беспринципны, сильны и готовы на всё в этой смертельной схватке.

Итак, сначала Мцыри терпеливо ждёт соперника. Барс – это хищный зверь, он таится и готовится напасть из засады. Но и Мцыри как будто бы примеряет на себя шкуру барса и на какое-то время превращается в животное, он пытается уловить те же инстинкты. Иными словами, чтобы выжить, ему нужно понять, как действует зверь, побывать в его шкуре.

Законы природы таковы, что идёт естественный отбор, выживает сильнейший, но чтобы такой исход состоялся, непременно должна состояться схватка. А перед ней необходимо бросить друг другу вызов. После такого ритуала Мцыри и барс сцепляются в схватке.

Далее поэт образно описывает саму сцену поединка, в котором отдаёт дань храбрости каждого из дерущихся. Но сила Мцыри – не в звериной ненависти и инстинкте получения добычи, а в смелости и упорстве. Именно поэтому он способен победить.

Метафора описанного поединка заключается в том, что Мцыри боролся не с диким животным, а с самим собой, скорее со своим внутренним миром. Истинный романтический герой Мцыри показа, на что он способен, в его образе отразились все типичные черты романтического персонажа – жизнелюбие и упорство, неукротимость и жажда победы. Превосходство над диким зверем – это превосходство над самим собой. Теперь его душа свободна в выборе своих желаний, в проявлении эмоций в адекватности восприятия жизни и других жизненных ценностей, которые молодой герой только начинает постигать на своём веку.

На этой странице: анализ отрывка «Бой с барсом» из поэмы «Мцыри».

Эпизод битвы Мцыри с барсом является в поэме ключевым, а также наиболее известным и изученным. Он неоднократно иллюстрировался художниками (вспомним рисунки О. Пастернака, Дубовского или же гравюры, выполненные Константиновым к поэме - у каждого из них этот эпизод находит свое отображение). Дли критиков и литературоведов, изучавших поэму, анализ эпизода боя Мцыри с барсом также имеет первостепенное значение. В нем сосредоточены и раскрываются все черты характера главного героя, поэтому бой с барсом Мцыри служит ключом к пониманию произведения.

В небольшой по размеру поэме «Мцыри» эпизоду с барсом уделено целых четыре строфы (16-19). Отводя для него столько места и размещая сцену боя в середине поэмы, Лермонтов уже композиционно подчеркивает значимость эпизода. Вначале подробно описывается барс. Важно заметить, что характеристика дикого зверя в устах Мцыри дается без малейшего страха или неприязни, напротив, юноша заворожен красотой и силой хищника. Шерсть на нем «отливалась серебром», глаза светятся, как огни. В ночном лесу, под изменчивым лунным светом, он похож на ожившую сказку, на одно из тех невероятно старинных преданий, которые могли бы рассказывать Мцыри-ребенку его мать и сестры. Хищник, так же как и Мцыри, наслаждается ночью, он играет, «весело визжит».

«Весело», «ласково», «играя» - все эти определения напоминают больше не о звере, а о ребенке, каковым (дитя природы), барс и является.

Барс в поэме Мцыри символизирует мощь дикой природы, для которой и он, и Мцыри - равнозначно важные части. Зверь и человек здесь одинаково прекрасны, одинаково достойны жизни и, самое главное, одинаково свободны. Для Мцыри битва с барсом служит проверкой его сил, возможностью показать свою силу, не находившую должного применения в монастыре. «Рука судьбы» вела героя совсем иным путем, и он привык считать себя слабым, пригодным только к молитвам и постам. Однако одержав верх над хищником, он может с гордостью воскликнуть, что «быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». Благодаря обилию глаголов, обозначающих быструю смену действия: «рванулся», «дернулся», «успел воткнуть», которые использует Лермонтов, можно в полной мере представить себе завораживающий эпизод схватки с барсом Мцыри: динамичный, насыщенный событиями. На протяжении всей сцены у читателя не угасает тревога за героя. Но Мцыри побеждает, и побеждает не столько барса, сколько олицетворенные в нем силы природы и судьбы, враждебные герою. Как бы ни был силен соперник, Мцыри все же сумел взять вверх, и, как бы ни был темен лес, Мцыри не отступится от своего желания вернуться на родину. Израненный после битвы, с глубокими следами когтей на груди, он все же продолжает путь!

Сцена битвы с барсом имеет несколько истоков. Прежде всего в ее основу лег творчески обработанный Лермонтовым грузинский эпос, повествующий о битве юноши и зверя. Неизвестно, был ли автор знаком с поэмой Шота Руставели, вобравшей в себя все основные мотивы этого эпоса, но он однозначно слышал различные грузинские песни и предания. Их сбору он посвятил несколько лет своей жизни (сначала в детстве, а затем во время путешествия по Военно-Грузинской дороге). Виден в эпизоде и отголосок поэмы великого духовного учителя Лермонтова - Пушкина. В его поэме «Тазит» встречаются такие строки: «Ты в горло сталь ему воткнул, / И трижды тихо повернул». Аналогичным образом Мцыри расправляется с барсом: «Но в горло я успел воткнуть / И там два раза повернуть / Мое оружье…». Поэма «Тазит» также посвящена горцам, однако там они изображены примитивными и дикими, нуждающимися в просвещении. Лермонтов, вкладывая слова пушкинского героя в уста положительного героя Мцыри, полемизирует с Пушкиным. Монастырь, несущий «просвещение», оказался для Мцыри тюрьмой. А вот дикий зверь, давший ему познать радость честной схватки, стал другом: «И мы, сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей»… Природа, а не цивилизация - вот что является для него истинной ценностью, и в эпизоде с барсом поэт изображает ее наиболее любовно и тщательно.

Поэма Мцыри написана Лермонтовым со слов молодого монаха. Путешествуя по Кавказу, он слышит рассказ, заинтересовавший его с первых минут. Это романтическая история о юном горце, воспитанном в монастыре. Смыслом его жизни стало желание вернуться домой, но совершить побег из стен ненавистного монастыря было непросто. Лишь огромное желание обрести свободу помогло ему осуществить задуманное, но за это пришлось заплатить слишком дорогую цену, свою жизнь. Анализ боя Мцыри с барсом раскрывает характер главного героя с другой стороны. Вместо хилого, беспомощного юноши перед нами встает настоящий герой, способный защитить себя в минуту смертельной опасности.

Бой Мцыри с барсом (отрывок из текста)

Какой-то зверь одним прыжком

Из чащи выскочил и лег,

Играя навзничь на песок.

То был пустыни вечный гость – Могучий барс.

Сырую кость

Он грыз и весело визжал;

То взор кровавый устремлял,

Мотая ласково хвостом,

На полный месяц, - и на нем

Шерсть отливалась серебром.

Я ждал, схватив рогатый сук,

Минуту битвы; сердце вдруг

Зажглося жаждою борьбы

И крови…да, рука судьбы

Меня вела иным путем…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Я ждал. И вот в тени ночной

Врага почуял он, и вой

Протяжный, жалобный, как стон

Раздался вдруг…и начал он

Сердито лапой рыть песок,

Встал на дыбы, потом прилег,

И первый бешеный скачок

Мне страшной смертью грозил…

Но я его предупредил.

Удар мой верен был и скор.

Надежный сук мой, как топор,

Широкий лоб его рассек…

Он застонал, как человек,

И опрокинулся. Но вновь,

Хотя лила из раны кровь

Густой, широкою волной,

Бой закипел, смертельный бой!



Ко мне он кинулся на грудь:

Но в горло я успел воткнуть

И там два раза повернуть

Мое ружье…Он завыл,

Рванулся из последних сил,

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.

И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков

Под свежим пологом лесов.

Казалось, что слова людей

Забыл я – и в груди моей

Родился тот ужасный крик,

Как будто с детства мой язык

К иному звуку не привык…

Но враг мой стал изнемогать,

Метаться, медленней дышать,

Сдавил меня в последний раз…

Зрачки его недвижных глаз

Блеснули грозно – и потом

Закрылись тихо вечным сном;

Но с торжествующим врагом

Он встретил смерть лицом к лицу,

Как в битве следует бойцу!

Анализ боя

В данном отрывке очень четко передана динамичность боя Мцыри с барсом. Указанный отрывок имеет огромное значение для максимального раскрытия характера главного героя. При первой встрече с хищником Мцыри не испугался, как на его месте сделал бы другой человек. Он словно завороженный смотрел на дикого зверя, любуясь и восхищаясь его красотой. У него не было страха перед ним. Юноша видел в нем достойного соперника. Воина, такого же, как он сам.

Барс совсем молодой. Его поведение сродни ребенку. Он играет с костью, визжит от радости, в полной мере наслаждаясь процессом. Учуяв человека, добродушный зверь преобразился на глазах. Кость его больше не интересовала. Барс готов к нападению и цель у него одна победить.

Они бились за жизнь с полной самоотдачей, до последней капли крови. Мцыри сам от себя не ожидал, что ему удастся одержать верх над барсом, выйдя из смертельной схватки победителем. Он привык, что его все считают слабым, способным лишь молиться да поститься. Это было настоящее испытание для него, проверка сил, открытие новых возможностей. В момент победы произошло полное перерождение главного героя. Он был уже не беспомощный юноша, которого все оберегали. Он стал настоящим мужчиной, способным на поступки.

Мцыри наконец-то понял, что такое настоящая жизнь, наполненная эмоциями, чувствами, ранее ему незнакомыми. Монастырь не мог ему подарить подобных ощущений. Свобода далась ему дорогой ценой. Но эти дни, проведенные на воле, стали самыми счастливыми в его жизни, несмотря на трагичный финал. Пройдя через все трудности, достойно преодолев их, Мцыри наконец-то обрел свободу в душе и гармонию в сердце.

Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум- это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл-свобода ценнее жизни в неволе.

Легенда о бое горца с грозным и мощным животным давно живет на Кавказе и могла быть услышана впечатлительным поэтом в детстве. Повзрослевший Лермонтов, годами вынашивая идею написания «Мцыри», взял этот эпизод за основу. Он не случайно поместил его в центр композиции и уделил ключевое внимание. По замыслу автора духовное перерождение главного героя происходит именно в момент победы над достойным соперником. Юный послушник понимает, что настоящая жизнь-это события от которых закипает кровь, а не многочасовые молитвы и ежедневное соблюдение строгого поста.

Оба соперника выступают равными друг другу. Это видно в словах юного монаха, описывающего хищного зверя. Мцыри с восхищением отзывается о барсе, в его словах не видно страха, призрения или ужаса. Юноша понимает, что соперник, встретившийся ему на пути-такой же воин, как и он сам. Они оба, животное и мальчик, борются за жизнь с полной самоотдачей и проявление их инстинктов естественно и не наигранно.

Пьянящее ощущение свободы дается Мцыри очень дорогой ценой. Израненный, голодный и крайне истощенный, он был найден служителями монастыря в степи. Тем не менее, юный горец не готов променять эти три коротких дня даже на две длинных размеренных монашеских жизни. Он с горечью и тоской сожалеет лишь о том, что так и не смог найти дорогу домой, в родной аул, воспоминания о котором живо вспыхнули в его душе во время побега.

Поэма до сих пор производит сильное впечатление на думающего читателя потому, что только через трудности и их достойное преодоление человек обретает истинную свободу в душе и гармонию сердце. А Лермонтов, как гениальный автор смог донести это посредством красоты и силы русского слова.

Несколько интересных сочинений

  • Смысл названия рассказа Матрёнин двор Солженицына

    Одной из важнейшей составляющих произведений является его название. И это не случайно, так как заголовок позволяет правильно осмыслить тему, идею автора, раскрыть образы героев.

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Пушкина

    Я долго не мог решить, что из лирики Пушкина я могу назвать любимым произведением. Александр Сергеевич известен любовной лирикой, его «Евгений Онегин» очень популярен, у него очень много стихотворений

  • Сочинение Характеристика Толстого и тонкого в рассказе Чехова Толстый и тонкий

    Антон Павлович Чехов – мастер юмористического рассказа. Через детали, разнообразные символы и образы он создает шедевры, которые будут актуальны еще у многих поколений.

  • Сочинение Слуга Петр в романе Отцы и дети Тургенева

    Роман «Отцы и дети» является актуальным и по сей день благодаря своей проблематике, которая, собственно, раскрывается в названии романа. Тургенев показывает нам противостояние поколений

  • Невозможно прожить жизнь и не ошибаться. Ошибка совершает каждый человек и каждое поколение, которое живет на земле. Не совершая ошибок невозможно получить опыт.

Урок. Тема: Сочинение. Анализ эпизода в поэме «Мцыри» в 8 классе.

Цели:

    учить выполнять анализ эпизода по определенному плану;

    развивать устную и письменную речь учащихся;

    закреплять представления учащихся о романтической поэме романтическом герое;

    развивать логическое мышление учащихся;

    воспитывать любовь к слову.

Оборудование: иллюстрация «Бой с барсом» М.Н. Орловой-Мочаловой, словарь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Объявление темы урока.

Наша задача на урок - подготовится и написать сочинение по поэме «Мцыри» (анализ эпизода).

///. Анализ темы и идеи сочинения.

    Что значит выполнить анализ эпизода и для чего нам это надо?
    (Выполнить анализ эпизода - значит рассмотреть его на разных
    уровнях - лексическом, синтаксическом и других. Выполняем мы
    это для того, чтобы лучше понять героя или героев эпизода и выяснить роль этого эпизода во всем произведении).

    Какой эпизод из поэмы «Мцыри» вам понравился больше всего?

    Какой эпизод мы назвали кульминацией поэмы? (Главы 16-18).

    Анализировать будем эти главы. Прежде чем их перечитать, ознакомимся с планом, по которому будем работать.

План.

1. Тема эпизода (ключевые слова).

    Идея эпизода.

    Заглавие эпизода и на что оно указывает (на тему или идею).

    Доказать, что этот эпизод является текстом.

    Стиль текста.

    Средства художественной изобразительности эпизода.

    Синтаксис эпизода.

    Пунктуация эпизода.

    Интонация.

10.Художественная роль эпизода в произведении.

Все пункты плана вам понятны?
IV. Анализ эпизода (работа по плану).

    Я вам читаю эпизод из поэмы, а вы думаете над его темой и идеей.

    Как вы определили тему этого эпизода? (Рассказ об одном издней, проведенным Мцыри на воле, а точнее - бой с барсом).

    Какие ключевые слова позволяют нам определить тему эпизода
    именно так? (Бой закипел, смертельный бой; бой продолжался;
    как в битве следует бойцу...).

    Тема эпизода - бой с барсом. А кого называют барсом? (работа со словарем).

Барс - крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью.

    Мы помним, что действие поэмы «Мцыри» разворачивается на Кавказе, среди снежных гор. Обитателем таких мест является снежны барс.

    Что вам известно о снежном барсе? (Редкое животное, обитающее
    в горах).

    Вообще, барс - это животное - одиночка. Мцыри тоже одинок. В этом эпизоде говорится о битве двух одиночек.

    Какова идея этого эпизода? (Романтический герой показан в напряженный момент. В этом эпизоде Мцыри еще раз доказывает
    свою силу и показывает насколько сильно его желание жить на родине).

    Как можно озаглавить этот эпизод? («Бой с барсом», «Битва за
    жизнь»...).

    Что отражает - тему или идею - заглавие?

    Переходник четвертому пункту нашего плана. Какие есть основания для того, чтобы назвать этот эпизод текстом? (предложения
    связаны в единое целое общей темой и основной мыслью; эпизод
    имеет четкие границы, можно выделить начало и конец; в отрывке заключается определенное содержание, которое легко воспроизводимо).

    В каком стиле написан этот текст? Почему вы так решили?
    (Стиль- художественный, потому что этот текст используется в
    литературе, он адресован читателю. Текст отличается образностью и богатством изобразительных средств).

    Почему М.Ю. Лермонтов использует в своей поэме так много
    изобразительных средств? (Потому что его поэма - романтическая. А язык романтических поэм всегда отличается образностью,
    яркостью, метафоричностью).

    Попробуем найти некоторые тропы в этой поэме, (работа по
    группам).

1-ая группа находит эпитеты.

2-ая - метафоры.

3-ая- сравнения.

4-ая- олицетворения.

Проверка.

Какой троп автор использует в этом эпизоде чаще других? Почему? (сравнение - сук, как топор; застонал, как человек; сплетясь, как пара змей. В этом эпизоде барс и Мцыри выступают как одно целое. Мцыри сливается с природой. Между ними нет границы: «человек - животное». Это два живых существа каждое из которых борется за свою жизнь).

    Рассмотрим некоторые стилистические фигуры. Можете ли вы сразу сказать, какая фигура встречается довольно часто? (Умолчание).

    Работа по группам.

1 -ая группа находит умолчание.

2-ая инверсию.

3-ая риторические вопросы.

Проверка.

    Умолчание встречается в этом эпизоде 10 раз. Это позволяет прервать речь Мцыри и дает возможность поразмышлять читателю;
    почти все предложения построены на инверсии, что способствует усилению выразительности речи; в этом эпизоде один риторический вопрос, который звучит вначале. Мцыри, задавая этот вопрос, привлекает наше внимание к своему рассказу.

    Работаем над синтаксисом эпизода. Какие предложения по конструкции использует автор?

1 -ая группа работает с 16 главой

2-ая с 17 главой

3-ая с 18 главой

В основном это сложные предложения (ССП) и простые с однородными сказуемыми. Обилие глаголов позволяет автору передать быстроту, стремительность, многообразие действий героев.

Как оформлены длинные по своей конструкции предложения?
(Короткие строки поэмы, предложения переносятся с одной строки на другую. Это передает напряженность монолога. Речь Мцыри звучит упруг0,передавая энергетику героя).

    Какие знаки препинания использует автор, и как они влияют на
    интонацию? (Знаков препинания много. Это и запятые, точка с
    запятой, двоеточие, тире. В конце предложений автор часто ста
    вит восклицательный знак. Это влияет на интонацию. Знаки позволяют выделить голосом важные слова, сделать, где необходимо, паузы, и, таким образом, исполнитель сможет более точно, эмоциональнее передать монолог умирающего Мцыри).

    Какую роль играет этот эпизод в поэме? (Эпизод позволяет лучше
    понять характер и душу Мцыри. Перед нами необыкновенный человек, который ради своей заветной мечты побеждает в рукопашной схватке дикого зверя. Поэт подчеркивает, что его герой чужой среди тех людей, с кем он вынужден жить. В мире дикой природы он чувствует себя своим).

    Ребята, осталось для вас что-нибудь непонятное?

V. Работа в черновиках.

    Чтение частей сочинений. Редактирование работ.

    Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

Дописать сочинение.