» » Человек который смешит людей в средневековой европе. Средневековые головные уборы на Руси и на Западе: смирение и безумие

Человек который смешит людей в средневековой европе. Средневековые головные уборы на Руси и на Западе: смирение и безумие

Возможно, вы знаете, что некоторые средневековые правители были убиты в бою или умерли от ножа убийцы. Но, знаете ли, вы о короле, который умер от неконтролируемого смеха или императоре, которого олень протянул через лес 25 км.

Ниже представлен список топ-10 самых странных смертей правителей средневековья.

Мартин I Гуманный (король Арагона и Сицилии)

Мартин I умер, из-за расстройства желудка и неконтролируемого смеха. По легенде, когда его шут вошёл в спальню. Мартин спросил, где тот был, шут ответил: «Был на винограднике, там с дерева олень за хвост свисает, как будто его наказали за то, что он воровал инжир». Царь начал неудержимо смеяться, пока не умер. Правда, перед появлением шута король в одиночку съел жареного гуся, что могло послужить истинной причиной смерти.

Джордж Плантагенет (1-й герцог Кларенс)

Джордж Плантагенет - вспыльчивый брат королей Эдуарда IV и Ричарда III был признан виновным в государственной измене и казнён. По некоторым данным, он попросил, чтобы его утопили в большой бочке сладкого вина - Мальвазии.

Василий I Македонянин (император Византии)

Охотясь, 75-летний император случайно зацепился поясом за рога оленя, который якобы протащил его через лесные чащи 25 км. Услышав вопли, один из слуг догнал оленя и разрезал пояс, но вместо благодарностей слуга был заподозрен в попытке убить своего императора. Он был приговорён к смерти и казнён незадолго до того, как правитель умер от полученных на охоте травм.

Генрих I Боклерк (король Англии)

Седьмое место в списке самых странных смертей правителей расположился Генрих I Боклерк. После удачной охоты, английский король решил, вопреки рекомендации своего врача, съесть тарелку миног. В тот вечер он отравился и вскоре умер.

Генрих II (граф Шампани, король Иерусалима и Кипра)

Генрих II, как и все правители из этого списка умер нелепо, выпав из окна своего дворца в Акко. Большинство летописцев предполагают, что граф Шампани опирался на перила окна. Перила не выдержали, и он упал на землю. Слуга, якобы карлик, пытался спасти своего господина, но выпал вместе с ним приземлившись сверху. Существует мнение, что если бы карлик не упал на него, возможно, Генрих II, остался бы, жив.

Адриан IV (папа римский)

Согласно одному из преданий, Адриан IV сделал глоток вина и начал задыхаться, причиной послужила, муха, плавающая в его бокале. Другими словами, он попросту поперхнулся мухой. Также единственный англичанин на папском престоле страдал от хронического тонзиллита (воспаление нёбных миндалин), что поспособствовало кончине.

Согласно другому источнику Адриан IV умер от приступа «грудной жабы» (Стенокардия).

Лливелин ап Грифид (правитель Поуиса)

На четвёртом месте в рейтинге самых странных смертей правителей находится Лливелин ап Грифид, который умер при попытке убежать из башни Тауэр. Говорят, что он использовал самодельную верёвку, сделанную из одежды, однако вёревка оборвалась, и Грифид упал на землю с высоты 27 метров.

Сигурд Эйстейнссон (граф Оркни)

После убийства Мормэра Морея, граф Сигурд привязал его отрубленную голову к своему седлу, и отправился домой. Когда он ехал, зубы «трофея» нарезали ногу графа, тем самым занеся в кровь инфекцию, ставшую причиной его смерти.

Филипп II Молодой (король Франции)

Сын французского короля Людовика VI ехал с друзьями по одной из улиц Парижа, конь молодого короля споткнулся о неожиданно выскочившую чёрную свинью и упал. Филипп II вылетел вперёд и ужасно раздробил конечности. Он умер, не приходя в сознание спустя сутки.

Флавий Зенон (византийский император)

Согласно одной из версий, император Флавий Зенон потерял сознание, пребывая в состоянии сильного алкогольного опьянения. Его жена императрица Ариадна перепутала и заявила, что Зенон умер. Но, уже находясь в гробу, Зенон очнулся и начал кричать. Стража немедля доложила о криках, исходивших из гроба Ариадне, но та с открытием саркофага намеренно не спешила. Гроб открыли лишь тогда, когда император задохнулся.

Черты, свойственные средневековому королю, важны не только для понимания той эпохи, но и потому, что правители государств с республиканским устройством или демократической формой правления зачастую будут выполнять те же функции или воплощать тот же образ. Король при феодальном строе - это образ Божий, Rex imago Dei. Этот аспект, естественно, притупляется начиная с XIX века, но и современные европейские лидеры часто сохраняют за собой такие привилегии, как право помилования или персональную юридическую неприкосновенность, которые суть следствия данного представления о правителе как о священной особе. Заметим, что средневековые короли отправляли три функции власти, то есть в них соединялись все три функции индоевропейской идеологии, которая определяет функционирование общества через разделение его членов на три категории. Король воплощает в себе первую функцию, религиозную, потому что хоть сам он и не священник, но имеет дело с самой сутью этой функции - вершит правосудие. Он также является верховным правителем и в смысле второй функции - военной, поскольку он благородного происхождения и сам воин (президент Французской республики по сей день является верховным главнокомандующим, хотя это скорее политическая функция, чем военная). Наконец, король воплощает в себе и третью функцию, определить которую несколько труднее. Эта функция, которую средневековая формулировка связывает с трудом, по сути дела, подразумевает заботу о преуспеянии и украшении государства. То есть король отвечает за экономику и процветание своего королевства, и для него персонально эта функция означает обязательное проявление милосердия, в частности щедрую раздачу милостыни. Можно предположить (хотя эта сторона дела и не так очевидна), что третья функция обязывала короля также быть в определенном смысле меценатом: например, из нее вытекала задача строительства новых церквей.

Кроме того, средневековый король должен был обладать авторитетом в области знания и культуры. Иоанн Солсберийский, епископ Шартрский, давая определение монархии в своем известном трактате 1159 года «Поликратикус», подхватывает мысль, высказанную в 1125 году Вильгельмом Малмсберийским: «Rex illiteratus quasi asinus coronatus» («Неграмотный король - не что иное, как коронованный осел»).

В феодальную эпоху роль короля подвергалась и другим важным изменениям. От римского права и римской истории ему досталось в наследство разделение власти на две категории: auctoritas (авторитет) и potestas (власть), определяющие, соответственно, природу королевской власти и средства, позволяющие королю выполнять свою роль. Христианство добавило еще одну составляющую, а именно dignitas, характеризующую определенные права в церковной сфере и королевское достоинство. В феодальный период, возможно, как реакция, происходит возрождение римского права и обновление применительно к новым королям римского понятия majestas. Оно позволяет определить два королевских права того времени: о первом из них, праве помилования, мы уже упоминали, а второе, еще более важное, - право на защиту от crimen majestatis, от оскорбления величества. Тем не менее средневековый король не являлся абсолютным монархом. Историки задаются вопросом, был ли он монархом конституционным. Этого тоже нельзя утверждать, поскольку не существовало никакого текста, который можно было бы рассматривать в качестве конституции; ближе всего к ней - при этом будучи весьма своеобразным документом - стояла, вероятно, Великая хартия вольностей (Magna Carta), документ, который дворянство и церковная верхушка навязали английскому королю Иоанну Безземельному (1215). Этот текст остается важной вехой на пути к установлению в Европе конституционных режимов. Точнее всего сформулировать важнейшую черту средневековой королевской власти можно таким образом: быть королем означало принять на себя некие договорные обязательства. Во время ритуала помазания и коронации король приносил клятвы Богу, Церкви и народу. Два первых «договора» по ходу исторического процесса утратили свое значение, а вот третья, новаторская формулировка тоже станет своего рода этапом на пути к подотчетности власти народу или институту, который его представляет. И наконец, в феодальную эпоху на короля и в теории, и на практике возлагалась двойная миссия, связанная с понятиями правосудия и мира. «Мир» в этом смысле можно перевести как «порядок», понимаемый, однако, не только как спокойная земная жизнь, но одновременно как движение по пути спасения. Так или иначе, с феодальными монархиями христианский мир встает на путь к тому, что мы сегодня называем правовым государством. Еще один факт, менее значительный в смысле долговременного развития Европы: феодальная монархия являлась монархией аристократической, и, поскольку король был первым по благородству происхождения, происходило узаконивание благородства крови. Сегодня к происхождению не относятся с такой серьезностью, но в Средневековье этот фактор гарантировал стабильность и непрерывность королевской власти, подкрепляя законной основой существование королевских династий. Кроме того, во Французском королевстве с конца X и до начала XIV века у французских королей рождались сыновья. Лишь в 1316 году, когда возникнет проблема престолонаследия, недопущение женщин на престол сделают формальным правилом и назовут его, вспомнив о старинном обычае салических франков, «салическим законом».

Итак, именно тот факт, что королевская власть связывалась с некоторыми обязательствами, определил дальнейший путь развития феодальных монархий в долговременной европейской перспективе. XII век был великим веком правосудия . В первую очередь, и об этом уже много говорилось, идет процесс возрождения римского права, но кроме того, происходит активная выработка канонического права, которая начинается с «Декрета» (ок. 1130–1140), составленного монахом Грацианом из Болоньи. Каноническое право зафиксировало не только влияние христианства на дух и аппарат юриспруденции, но и роль Церкви в обществе, а кроме того, новшества, возникавшие в правосудии по ходу развития общества и появления новых проблем, - например, изменения в экономике и новые формы брака.

В наши дни короли и королевы Европы – это особые анахронизмы, о которых вспоминают на торжественных случаях, и которые в значительной степени игнорируются в остальное время года. Но в течение 1000 лет королевские семьи Европы постоянно враждовали друг с другом и безжалостно убивали в поисках абсолютной власти. Убийства среди монархов были широко распространены, а многие средневековые тираны закончили свои дни, не сумев спастись от внезапного удара ножом.

Эрик V, король Дании

В 1286 году таинственная группа монахов-францисканцев въехала в село Финдерап. Они направлялись к сараю, где датский король Эрик V и сопровождающие его лица спали после охоты. В то время, как охотники дремали, кровавые монахи молча вошли в сарай и убили короля.

В ходе последовавших беспорядков, ассасины избавились от своих монашеских ряс. Король Эрик был непопулярным тираном, который имел много врагов, и было неясно, кто заказал убийство. В атмосфере паранойи, датчане быстро осудили дворянина Стига Андерсена по кличке Хвиде, ненавидевшего Эрика, который соблазнил его жену.

Никаких доказательств, подтверждающих причастность Хвиде не было, и он отказался подчиниться такому постановлению. Вместо этого он бежал на остров Хьельм и стал пиратом, грабя побережья Дании, в течение 7 лет, вплоть до своей смерти. Стиг Андересен стал героем датских легенд.

Альбоин был королем лангобардов и одной из самых могущественных и выдающихся личностей VI века в Европе. При нем лангобарды за короткое время завоевали значительную часть Италии, опустошая сопротивляющиеся города, и основали первое лангобардское княжество - Фриульское герцогство.

Никто не мог выстоять против Альбоина на поле боя. Но его дикость, в конечном счете, обернулось против него. В начале своего правления он убил короля гепидов Кунимунда и превратил его череп в кубок. Затем он вынудил выйти за себя замуж Розамунду, дочь Кунимунда.

Во время одного из пиршеств, в июне 572 года, он заставил Розамунду выпить из того самого кубка из черепа ее отца, сказав при этом: «Выпей вместе со своим отцом». Возмущенная этим поступком, Розамунда решила отомстить, сговорившись с королевским дружинником Хельмигисом. Когда он, побоявшись действовать в одиночку, предложил взять в помощники щитоносца и сильного воина Передео, Розамунда переоделась в служанку и соблазнила щитоносца Альбоина, Передео, который не узнал ее. Из-за боязни быть казненным за такой поступок, Передео был вынужден участвовать в сговоре и все-таки убил короля в его опочивальне.

Андрей Венгерский

Картина Карла Брюллова

Когда король Неаполя Роберт умер в 1343 году, трон перешел к его пятнадцатилетней внучке Джованне. Она была замужем за своим двоюродным братом, принцем Андреем Венгерским, и ожидалось, что он будет править Неаполем от ее имени. Но Джованна была непреклонной молодой женщиной и решительно настроенной быть правящей королевой, а Андрея считала просто мужем.

Вскоре между парой вспыхнула настоящая политическая борьба. Часть знати выступала за коронацию Джованны, другая – за совместное правление супругов. Однако в августе 1344 года, с согласия папы Климента VI, коронована была только Джованна, а Андрей, опасаясь за свою жизнь и свободу, отправил письмо своей матери, венгерской королеве Елизавете.

Приехав на помощь сыну, Елизавета смогла организовать ему значительную поддержку и увеличить число его сторонников, с помощью подкупов. Климент VI изменил свое решение и признал за принцем королевский титул.

Ситуация вызвала дальнейшую эскалацию событий, в результате чего сторонники Джованны ворвались в комнату к Андрею, который готовился лечь спать, и, после долгой борьбы, задушили его с помощью шелковой веревки и подвесили с балкона.

Джованна заявила о своей невиновности, утверждая, что она все это время спала в соседней комнате. И это несмотря на то, что Андрей и сиделка его детей звали на помощь. Через год Джованна вышла замуж за своего кузена, которого все считали одним из убийц.

Джованна I, королева Неаполя

Убийство мужа имели неприятные последствия для Джованны – произошло восстание, а дворец королевы был окружен разъяренной толпой горожан. Но королева смогла их успокоить, обещав найти убийц.

Как оказалось, венгры просто выжидали в течение долгого времени. В 1380 году они с энтузиазмом поддержали ее дальнего родственника, Карла Дураццо, который претендовал на престол одного из двух враждующих пап Церкви. Карл успешно вторгся в Неаполь и захватил Джованну.

Но Джованна, перед тем как она была захвачена, вышла замуж за авантюриста Отто Брауншвейгского, усыновила Людовика I Анжуйского и объявила его наследником. Обрадованный Людовик поднял огромную французскую армию, чтобы освободить свою новую мать, но этому не дано было случиться. В 1382 году другой Карл Дураццо (которого называли Карл Малый) штурмовал Неаполь, арестовал Джованну, которая была в него влюблена. По его приказу Джованну была задушена в темнице. Так же, как был задушен ее муж Андрей.

Карл III Малый

После убийства Джованны, Карл Дураццо стал королем Неаполя (чему помогла и смерть Людовика Анжуйского от болезни). Дела шли хорошо и Карл решил расширить свою власть за счет Венгрии, имея поддержку могущественных венгерских и хорватских дворян. С этой целью он вторгся в Венгрию и сместил с трона королеву Марию.

Но Карл недооценил грозную Елизавету Боснийскую, вдову умершего короля Венгрии Людовика Великого, и мать Марии. Она уже твердо закрепила за своей другой дочерью, Ядвигой, трон в Польше, и намерена была сделать тоже самое в Венгрии. Притворившись, что смирилась с коронацией Карла, она присутствовала на ней. Через несколько месяцев по ее приказу Карл был убит ударом топора. Мария вернула себе трон.

Убийство Карла вызвало беспорядки в Хорватии и Венгрии, а Елизавета и Мария были взяты в плен восставшими. Вдова Карла отомстила Елизавете – мать Марии была задушена в темнице, на глазах у своей дочери.

Картина Михаила Нестерова

Ивану Грозному не везло с сыновьями. Первый утонул в реке еще младенцем. Второго Иван лично убил в порыве гнева. Результатом стало то, что трон отошел к его третьему ребенку, умственно отсталому Федору, что позволило Борису Годунову захватить власть и править.

Самый младший сын, Дмитрий, был угрозой власти Годунова. Никого не был удивило, когда восьмилетнего мальчика нашли мертвым с ножом в шее 1591 году. Что удивительно, Годунов пытался всех убедить в том, что ребенок сам себя убил, ударив себя ножом во время игры, в эпилептическом припадке. С точки зрения современной медицины, версия Годунова кажется маловероятной. Кроме того, важный свидетель по этому делу исчез как раз на пути к сдаче показаний. Другие обвиняли семью Битяговских, которые были убиты в результате последовавшего бунта.

После гибели Дмитрия, династия Рюриковичей прервалась и в России начался период, известный как Смутное время. В этот период родились слухи о том, что Дмитрий все еще жив. Один из за другим появилось трое разных самозванцев, прозванные Лжедмитриями.

Король Аэд Уа Конхобайр

Не все королевские убийства были по политическим мотивам. Возьмем случай Аэда Уа Конхобайра, который правил к западу от Ирландии, как король Коннахта в начале XIII века.

Согласно летописи Коннахта, Аэд был убит в гостях у Джоффри де Марейса, английского юстициария в Ирландии, в 1228 году.

По велению Джоффри служанка, жена плотника, купала Аэда. Аэда был красивейшим мужчиной, пользовавшийся популярностью у дам. Зная это, ворвавшись туда в порыве ярости плотник зарубил Аэда топором прямо в ванне. На следующий день плотник был повешен по приказу Джоффри.

Карл I Добрый

Картина Edmond de Busscher

Карл I стал графом Фландрии при драматических обстоятельствах. Его двоюродный брат, бездетный граф Бодуэн, был смертельно ранен в бою и завещал свой титул Карлу. Новый граф вскоре расположил к себе своих подданных из-за его добродетельного отношения к беднякам и благотворительности, за что его и стали называть “Добрый”.

К сожалению, Карл также нажил себе врагов в лице богатого рода Эрембальд, поднявшихся к власти при еще более драматических обстоятельствах. Основателем этого клана был крепостной Эрембальд, который служил шателену в замке Брюге, и имел тайную любовную связь с его женой. Однажды шателен мочился через борт лодки, когда Эрембальд толкнул его в воду, где тот и утонул. Эрембальд затем женился на его вдове и стал новым шателеном.

Когда потомки Эрембальда выросли, в 1127 году, Карл решил вернуть им статус крепостных. Это не понравилось Эрембальдам, которые послал своих рыцарей в церковь Сен-Донатьен в Брюгге, где убили короля во время молитвы перед алтарем Девы Марии.

Кнуд IV Святой

Картина: Christian Albrecht von Benzon

Карл Фландрский должен был быть более осторожным, учитывая судьбу его отца – короля Дании Кнуда IV, который также был убит в церкви его врагами. Но в то время как Карл пал от с семьи богатых магнатов, убийцы Кнуда были смиренные крестьяне.

Кнуд был благочестивым человеком, который подавил язычество и значительно повысил мощь датской церкви, за что он был со временем канонизирован. К сожалению, для подготовки к походу он обложил население церковной десятиной, тяжелым для народа налогом. И народ этому оказался не рад. Ситуацию ухудшило наличие внутренних распрей из-за несостоявшегося похода на Англию, который был отменен Карлом из-за конфликта со Священной Римской империей.

К 1086 году на севере Ютландии вспыхнуло восстание против его правления. Кнуд забаррикадировался в церкви Св. Албана в Оденсе со своими сторонниками. Молящийся король был ранен копьем, брошенным через окно. Повстанцы затем взломали дверь и добили его градом стрел. Также были убиты его брат и 17 сторонников.

Галесвинта, Сигиберт и Хильперик

Фредегонда пытается убить свою дочь Ригонту

Самая знаменитая и безжалостная женщина VI века начала свою жизнь как рабыня во дворце франкского короля Хильперик. Ее звали Фредегонда, и вскоре она привлекла внимание короля. Но Фредегонда не желала оставаться простой любовницей: королева Галесвинта, к которой король потерял интерес, вскоре была задушена. Фредегонда же стала женой короля. Но, к ее несчастью, сестра Гелесвинты, Брунгильда была женой брата Хильперика – Сигиберта, который в поисках возмездия решил напасть. Он одержал победу, но был убит по заказу Фредегонды в момент празднования победы. Она также предприняла множество тщетных попыток, чтобы убить Брунгильду.

В течение следующих десятилетий Фредегонда заказала столько убийств, что их невозможно сосчитать. Так, по ее приказу была убитая большая часть сыновей Хильперика от предыдущих браков, многочисленные епископы и вельможи и даже сам Хильперик, который был таинственным образом убит в 584 году. Она также заказала неудавшееся покушение на Королья Бургундии Гантэма и заставила совершить самоубийство второго мужа Брунгильды.

Но она была не просто убийцей. Фредегонда лично участвовала в битвах, и несмотря на большое количество злодеяний, смогла вызвать симпатии народа, вынудив мужа снизить налоги. И окончательно закрепила свою власть, сделав так, что после смерти мужа, престол перешел к ее сыну.

Введение: Мифы о Средних веках

О Средневековье существует множество исторических мифов. Причина этого кроется отчасти в развитии гуманизма в самом начале Нового времени, а также становлении Возрождения в искусстве и архитектуре. Развивался интерес к миру классической античности, а последовавшая за ним эпоха считалась варварской и упаднической. Поэтому средневековая готическая архитектура, которая сегодня признана необычайно красивой и технически революционной, была недооценена и оставлена в стороне ради стилей, которые копировали греческую и римскую архитектуру. Сам термин «готический» изначально применялся к готике в уничижительном свете, служив отсылкой к племенам готов, разграбившим Рим; значение слова — «варварский, примитивный».

Еще одной причиной многих мифов, связанных со Средневековьем, является его связь с Католической церковью (далее — «Церковь» — прим. Newoчём) . В англоязычном мире эти мифы берут свое начало в спорах католиков и протестантов. В других европейских культурах, например, в Германии и Франции, подобные мифы формировались в рамках антиклерикальной позиции влиятельных мыслителей эпохи Просвещения. Далее представлено краткое изложение некоторых мифов и ложных представлений об эпохе Средневековья, которые возникли как результат различных предрассудков.

1. Люди считали, что Земля плоская, и Церковь преподносила эту мысль в качестве доктрины

На самом деле Церковь никогда не учила тому, что Земля плоская, ни в одном периоде Средневековья. Ученые того времени имели хорошее представление о научных аргументах греков, которые доказали, что Земля круглая, и умели пользоваться научными приборами, такими как астролябия, чтобы достаточно точно определять длину окружности. Факт сферической формы Земли был настолько хорошо известен, общепризнан и не примечателен, что, когда Фома Аквинский начинал работу над своим трактатом «Сумма теологии» и хотел выбрать объективную неоспоримую истину, он в качестве примера привел этот самый факт.

Контекст

Захоронены как вампиры

ABC.es 08.01.2017

Новый-старый герой Киргизии

EurasiaNet 19.10.2016

Русский вопрос или сила разрушения

Радио Свобода 28.03.2016

Средневековый мрак как основа «русской идеи»

Зеркало Недели 08.02.2016

И о форме Земли были осведомлены не только грамотные люди — большинство источников свидетельствуют, что все это понимали. Символом земной власти королей, который использовался в церемониях коронаций, была держава: золотая сфера в левой руке короля, которая олицетворяла Землю. Этот символизм не имел бы смысла, если бы не было понятно, что Земля имеет сферическую форму. В собрании проповедей немецких приходских священников XIII века также мельком упоминается, что Земля «круглая, как яблоко» с расчетом на то, что крестьяне, слушающие проповедь, понимают, о чем речь. А популярная в XIV веке английская книга «Приключения Сэра Джона Мандевиля», рассказывает о человеке, который отправился так далеко на восток, что вернулся на родину с ее западной стороны; и книга не объясняет читателю, как это работает.

Распространенное заблуждение в том, что Христофор Колумб открыл истинную форму Земли, и что Церковь выступала против его путешествия, есть не что иное, как современный миф, созданный в 1828 году. Писателю Вашингтону Ирвингу было поручено написать биографию Колумба с указанием, чтобы он представил путешественника как радикального мыслителя, восставшего против предубеждений Старого Света. К сожалению, Ирвинг обнаружил, что Колумб на самом деле глубоко ошибался в размерах Земли и открыл Америку по чистой случайности. Героическая история не складывалась, и поэтому он выдумал идею о том, что Церковь в Средневековье мыслила Землю плоской, и создал этот живучий миф, а его книга стала бестселлером.

Среди собрания крылатых выражений, встречающихся в Интернете, можно часто увидеть предположительное высказывание Фернана Магеллана: «Церковь заявляет, что Земля плоская, но я знаю, что она круглая. Потому что я видел тень Земли на Луне, и я доверяю Тени больше, чем Церкви». Так вот, Магеллан никогда такого не говорил, в частности потому, что Церковь никогда не утверждала, что Земля плоская. Первое использование этой «цитаты» встречается не ранее чем в 1873 году, когда оно было использовано в эссе американского волтерианца (волтерианец — свободомыслящий философ — прим. Newoчём) и агностика Роберта Грина Ингерсолла. Он не указал никакого источника и весьма вероятно, что он просто сам выдумал это высказывание. Несмотря на это, «слова» Магеллана все еще можно встретить в различных сборниках, на футболках и постерах организаций атеистов.

2. Церковь подавляла науку и прогрессивное мышление, сжигала ученых на кострах, и таким образом отбросила нас на сотни лет назад

Миф о том, что Церковь подавляла науку, сжигала или пресекала деятельность ученых, является центральной частью того, что историки, пишущие о науке, называют «столкновением способов мышления». Эта стойкая концепция зародилась еще в эпоху Просвещения, но утвердилась в сознании общественности с помощью двух известных работ XIX века. Сочинения Джона Уильяма Дрейпера «История отношений между католицизмом и наукой» (1874) и Эндрю Диксона Уайта «Борьба религии с наукой» (1896) были весьма популярными и авторитетными книгами, распространившими веру в то, что средневековая Церковь активно подавляла науку. В XX веке историографы науки активно критиковали «положение Уайта-Дрейпера» и отмечали — бóльшая часть приведенных доказательств была крайне неверно истолкована, а в некоторых случаях вообще выдумана.

В эпоху поздней Античности раннее христианство действительно не приветствовало то, что некоторые священнослужители называли «языческим знанием», то есть научные работы греков и их римских преемников. Некоторые проповедовали, что христианину должно сторониться таких работ, ибо они содержат небиблейское знание. В своей знаменитой фразе один из Отцов Церкви, Тертуллиан, саркастически восклицает: «Какое отношение Афины имеют к Иерусалиму?». Но подобные мысли отвергалась другими выдающимися богословами. К примеру, Климент Александрийский утверждал, что если Бог дал евреям особое понимание духовности, он мог дать грекам особое понимание научных вещей. Он предположил, что если евреи взяли и использовали золото египтян в своих целях, то христиане могут и должны использовать мудрость языческих греков как дар Божий. Позже рассуждения Климента встретили поддержку Аврелия Августина, и более поздние христианские мыслители приняли эту идеологию, отмечая, что если космос является творением мыслящего Бога, то он может и должен постигаться в рациональном ключе.

Таким образом натурфилософия, которая в значительной степени основана на работах таких греческих и римских мыслителей, как Аристотель, Гален, Птолемей и Архимед, стала основной частью программы средневековых университетов. На Западе, после распада Римской Империи, многие античные труды были утеряны, но арабским ученым удалось их сохранить. Впоследствии средневековые мыслители не просто изучали дополнения, сделанные арабами, но и пользовались ими, совершая открытия. Средневековые ученые были очарованы оптической наукой, а изобретение очков лишь отчасти является результатом собственных исследований с использованием линз для определения природы света и физиологии зрения. В XIV веке философ Томас Брадвардин и группа мыслителей называвших себя «Оксфордскими калькуляторами» не только впервые сформулировали и доказали теорему о средней скорости, но и первыми начали использовать количественные понятия в физике, закладывая, таким образом, основу для всего, что было достигнуто этой наукой с тех пор.

Мультимедиа

Memento mori

Medievalists.net 31.10.2014

Все ученые Средневековья не только не преследовались Церковью, но и сами принадлежали к ней. Жан Буридан, Николай Орем, Альбрехт III (Альбрехт Смелый), Альберт Великий, Роберт Гроссетест, Теодорих Фрайбургский, Роджер Бэкон, Тьерри из Шартра, Сильвестр II (Ге́рберт Орилья́кский), Гильом Конхезий, Иоанн Филопон, Джон Пэкхэм, Иоанн Дунс Скот, Вальтер Бурлей, Уильям Хейтсберри, Ричард Суайнсхед, Джон Дамблтон, Николай Кузанский — их не преследовали, не сдерживали и не сжигали на кострах, но знали и почитали за их мудрость и ученость.

Вопреки мифам и распространенным предубеждением, нет ни одного примера, когда в Средние века кто-нибудь был сожжен за что-либо, связанное с наукой, как и нет доказательств преследования какого-либо научного течения средневековой Церковью. Судебный процесс над Галилеем случился намного позже (ученый был современником Декарта) и был намного сильнее связан с политикой Контрреформации и вовлеченными в нее людьми, чем с отношением Церкви к науке.

3. В Средневековье инквизиция сожгла миллионы женщин, посчитав их ведьмами, а само сжигание «ведьм» было в Средние века обычным делом

Строго говоря, «охота на ведьм» вообще не была средневековым явлением. Своего апогея преследования достигли в XVI —XVII веках и практически полностью относились к раннему периоду Нового времени. Что касается большей части Средневековья (т. е. V-XV вв.), то Церковь не только не интересовала охота на так называемых «ведьм», но она еще и учила тому, что ведьм не существует в принципе.

Где-то до XIV века Церковь бранила верящих в ведьм людей и вообще называла подобное глупым крестьянским суеверием. Ряд средневековых кодексов, канонических и мирских, запрещали не столько колдовство, сколько веру в его существование. Однажды священнослужитель вступил в спор с жителями одной деревни, которые искренне верили в слова женщины, утверждавшей, что она ведьма и среди прочего может обратиться в клубы дыма и покинуть закрытую комнату через замочную скважину. Чтобы доказать глупость этого верования, священник закрыл себя в комнате с этой женщиной и ударами палкой вынуждал ее покинуть комнату через замочную скважину. «Ведьма» не сбежала, и жители деревни усвоили урок.

Отношение к ведьмам начало меняться в XIV веке, особенно в разгар эпидемии чумы 1347 — 1350 годов, после которой европейцы стали все больше и больше бояться заговора вредоносных демонических сил, в большинстве своем мнимых. Помимо преследования евреев и запугивания групп еретиков, Церковь стала более серьезно относиться к ковенам ведьм. Кризис наступил в 1484 году, когда Папа Римский Иннокентий VIII опубликовал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души» — прим. Newочём) , которая запустила охоту на ведьм, бушевавшую по всей Европе следующие 200 лет.

В начавшиеся преследования ведьм были вовлечены в равной степени католические и протестантские страны. Что интересно, охота на ведьм, кажется, следует географическим линиям Реформации: в католических странах, которым не особо угрожало протестантство, как, например, Италии и Испании, количество «ведьм» было невелико, а вот страны на линии фронта религиозной борьбы того времени, вроде Германии и Франции, испытали на себе всю тяжесть этого явления. То есть, что две страны, где инквизиция была наиболее активна, оказались местами, где связанная с ведьмами истерия была наименьшей. Вопреки мифам, инквизиторы были намного больше обеспокоены еретиками и вновь обратившимися в иудаизм обращенными христианами-евреями, чем какими-то «ведьмами».

В протестантских странах охота на ведьм становилась неистовой вспышкой, когда статус-кво был под угрозой (как, например, охота на ведьм в Салеме, штат Массачусетс), или во время социальной или религиозной нестабильности (как в якобинской Англии или при пуританском режиме Оливера Кромвеля). Несмотря на сильно преувеличенные утверждения о «миллионах женщин», казненных по обвинению в колдовстве, современные историки оценивают реальное количество жертв приблизительно в 60-100 тысяч человек за несколько столетий, и 20% жертв были мужчинами.

Голливуд увековечил миф о «средневековой» охоте на ведьм, и лишь немногие голливудские фильмы, повествующие об этом периоде, способны не поддаться соблазну и не упомянуть ведьм или кого-либо, преследуемого жутким священником за колдовство. И это несмотря на тот факт, что практически весь период этой истерии последовал за Средневековьем, а вера в ведьм считалась суеверной чепухой.

4. Средневековье было периодом грязи и нищеты, люди редко мылись, омерзительно пахли, и у них были гнилые зубы

В действительности средневековые люди всех сословий мылись ежедневно, принимали ванны и ценили чистоту и гигиену. Как и любое поколение до современной системы с горячей проточной водой, они были не так чисты, как мы с вами, но, как наши дедушки и бабушки и их родители, они были в состоянии мыться ежедневно, держать себя в чистоте, ценили ее и не любили людей, которые не мылись или плохо пахли.


© CC0 / Public Domain, Jaimrsilva/wikipedia

Общественные бани существовали в большинстве городов, а в мегаполисах они процветали сотнями. Южный берег Темзы был местом сотен «тушенок» (от англ. «stew» — «тушенка», отсюда и название одноименного блюда в английском языке — прим. Newoчём) , в которых средневековые лондонцы могли париться в горячей воде, беседовать, играть в шахматы и приставать к проституткам. В Париже таких ванн было даже больше, а в Италии их было столько, что некоторые из них рекламировали себя как обслуживающих исключительно женщин или аристократов, чтобы дворяне случайно не оказались в одной ванне с рабочими или крестьянами.

Мысль о том, что люди Средневековья не мылись, основана на ряде мифов и ложных представлений. Во-первых, XVI век и затем XVIII век (то есть после эпохи Средневековья) стали периодами, когда врачи утверждали, что принимать ванны вредно, и люди старались делать это не слишком часто. Обыватели, для которых «Средние века» начинаются «от XIX века и ранее», сделали допущение, что нерегулярное принятие ванн было распространено и ранее. Во-вторых, христианские моралисты и священники Средневековья действительно предупреждали о вреде чрезмерно частого принятия ванн. Это связано с тем, что эти моралисты предостерегали от чрезмерности во всем — еде, сексе, охоте, танцах и даже в покаянии и религиозной приверженности. Делать из этого вывод, что никто не мылся, совершенно бессмысленно.

И, наконец, общественные бани были тесно связаны с проституцией. Нет сомнения, что многие проститутки предлагали свои услуги в средневековых общественных купальнях, а «тушенки» Лондона и других городов находились недалеко от наиболее известных своими борделями и шлюхами районов. Поэтому моралисты и ругались на общественные купальни, считая их вертепами. Делать вывод, что по этой причине люди не пользовались общественными банями так же глупо, как и заключить, что они не посещали находившиеся поблизости бордели.

Те факты, что средневековая литература воспевает прелести купания, что средневековая церемония посвящения в рыцари включает в себя ароматическую ванну для посвящаемого оруженосца, что аскетичные отшельники гордились отказом от купания в той же степени, как и отказом от других общественных удовольствий, а мылоделы и владельцы купален устраивали шумные торговые представления, свидетельствует о том, что людям нравилось держать себя в чистоте. Археологические раскопки подтверждают абсурдность представления о том, что у них были гнилые зубы. Сахар был дорогой роскошью, а рацион среднестатистического человека был богат овощами, кальцием и сезонными фруктами, поэтому на самом деле средневековые зубы были в отличном состоянии. Более дешевый сахар заполонил рынки Европы только в XVI-XVII веках, что и вызвало эпидемию кариеса и плохого запаха изо рта.

Средневековое французское высказывание демонстрирует, насколько фундаментальным было купание для удовольствий хорошей жизни:

Venari, ludere, lavari, bibere! Hoc est vivere!
(Охотиться, играть, купаться, выпивать! Вот так жизнь надо проживать!)

5. Средневековье — мрачный период относительно технологического прогресса, в котором практически ничего не было создано вплоть до эпохи Возрождения

На самом деле в Средние века было совершено множество открытий, свидетельствующих о технологическом процессе, некоторые из которых стоят в одном ряду с самыми значительными за всю историю человечества. Падение Западной Римской империи в V веке разрушительно сказалось на всей материальной и технологической культуре Европы. Без поддержки империи многие грандиозные инженерные и инфраструктурные проекты, а также многие навыки и приемы, задействованные в монументальных постройках, были потеряны и забыты. Разрыв торговых связей означал, что люди становились более экономически независимыми и производили все необходимое сами. Но это скорее стимулировало внедрение и развитие технологий, чем наоборот.

Технический прогресс помог автономным сельским общинам повысить популярность таких союзов по всей Европе, что привело к разработке хомута, позволяющего осуществлять более эффективные перевозки и пахоту; также появилась подкова, отвальный плуг, благодаря которому стала возможной культивация более тяжелой северо-европейской почвы; водяные и приливно-отливные мельницы стали использоваться повсеместно. В результате этих нововведений многие земли по всей Европе, ни разу не возделанные во время римских завоеваний, стали обрабатываться, благодаря чему Европа стала богаче и плодороднее, чем когда бы то ни было.


© flickr.com, Jumilla

Водяные мельницы внедрялись повсеместно в масштабах, несравнимых с Римской эпохой. Это привело не только к широкому использованию гидроэнергии, но и к всплеску активной механизации. Ветряная мельница — это новшество средневековой Европы, используемое наряду с водяной не только для помола муки, но и для производства сукна, изготовления кожаных изделий, приведения в движение кузнечных мехов и механического молота. Последние два нововведения послужили причиной производства стали в полупромышленных масштабах и наряду со средневековым изобретением доменной печи и чугуна передовая средневековая технология производства металла далеко ушла от эпохи римских завоеваний.

Ко второй половине Средневековья (1000 — 1500 гг) ветер и гидроэнергия произвели аграрную революцию и превратили христианскую Европу в богатую, густо населенную и постоянно расширяющуюся местность. Средневековые люди начали экспериментировать с различными способами механизации. Когда они заметили, что теплый воздух заставляет печь работать (еще одно изобретение Средних веков), на больших средневековых кухнях на печах устанавливали веер, чтобы он автоматически поворачивал вертел системы передач. Монахи того времени отметили, что использование системы передач, приводимой в движение снижающимся весом, может служить для механического измерения часа времени.

В XIII веке по всей Европе стали появляться механические часы — революционное средневековое изобретение, позволяющее людям следить за временем. Нововведение распространилось стремительно, а миниатюрные настольные часы начали появляться всего через пару десятилетий после изобретения инструмента. Средневековые часы могли бы объединиться с вычислительными устройствами. Чрезвычайно сложный механизм астрономических часов, спроектированных Ричардом из Уоллингфорда, настоятелем монастыря Сент-Олбанс, был настолько запутанным, что потребовалось восемь лет, чтобы изучить полный цикл его вычислений, и это было самое замысловатое устройство такого рода.

Рост количества университетов в Средние века также стимулировал появление некоторых технических новшеств. Ученики, изучающие оптические исследования греческих и арабских ученых, ставили эксперименты над природой света в линзах, и в процессе изобрели очки. Университеты также снабдили рынок книгами и способствовали развитию более дешевых методов книгопечатания. Эксперименты с ксилографией в конце концов привели к изобретению наборного шрифта и еще одному замечательному средневековому новшеству — печатному станку.

Само существование средневековых судоходных технологий означает, что у европейцев впервые появилась возможность доплыть до Америки. Длительные торговые плавания привели к увеличению размера кораблей, хотя старые формы судовых рулей — они были огромные, в форме весла, устанавливались на боковой части корабля — ограничивали максимальный размер судна. В конце XII века корабельные плотники изобрели руль, устанавливаемый на корме с помощью петельного механизма, который позволял строить гораздо более крупные корабли и управлять ими более эффективно.

Выходит, что Средневековье не только не было темным периодом в истории развития технологий, но и сумело дать жизнь многим технологическим изобретениям, таким как очки, механические часы и печатный станок — одним из самых важных открытий всех времен.

6. Средневековая армия представляла собой неорганизованную группу рыцарей в массивных доспехах и толпу крестьян, вооруженную вилами, ведомую на бой, больше напоминающий уличные разборки. Вот почему европейцы во время крестовых походов часто гибли от рук тактически превосходящих их мусульман

Голливуд создал образ средневековой битвы как беспорядочного хаоса, в котором жадные до славы невежественные рыцари управляют полками крестьян. Это представление распространилось благодаря книге сэра Чарльза Омана «Искусство ведения боя в Средние века» (1885). Будучи студентом в Оксфорде, Оман написал эссе, впоследствии выросшее в полноценное произведение и ставшее первой опубликованной книгой автора. Позднее она стала самой читаемой англоязычной книгой, посвященной теме средневековых войн, во многом потому, что была единственной в своем роде вплоть до первой половины 20 века, когда начали проводиться более систематические исследования вопроса.

Исследования Омана очень теряли в весе из-за неблагоприятных факторов времени, в котором работал автор: общее предубеждение, что Средневековье — период темный и малоразвитый по сравнению с античностью, недостаток источников, многим из которых только предстояло быть опубликованными, и тенденция не проверять полученную информацию. В результате Оман изобразил средневековую войну как невежественный бой, без тактики или стратегии, который ведется ради завоевания славы среди рыцарей и благородных мужей. Однако к 1960 годам более современные методы и широкий выбор источников и толкований смогли пролить свет на Средневековье, первоначально благодаря европейским историкам в лице Филиппа Контамина и Дж. Ф. Фербрюггена. Новые исследования буквально произвели революцию в понимании устройства средневековой войны и наглядно продемонстрировали, что пока в большинстве источников внимание акцентировалось на личных действиях рыцарей и дворянства, использование других источников рисовало совершенно иную картину.


© РИА Новости Показательный бой

На самом деле подъем рыцарской элиты в X веке означал, что у средневековой Европы появился особый класс профессионально обученных воинов, готовых посвятить жизнь искусству ведения боя. Пока одни завоевывали славу, другие тренировались с самого детства и точно знали, что битву выигрывают организация и тактика. Рыцарей готовили к выступлению в пеших войсках, а дворянство к управлению этими войсками (часто именуемых «лэнсы») на поле боя. Управление осуществлялось при помощи сигналов трубы, флага, а также набора визуальных и вербальных команд.

Разгадка тактики средневекового боя кроется в том, чтобы в сердце армии противника — пехоте — образовалось достаточно брешей и тяжелая пехота могла нанести по ней решающий удар. Этот шаг нужно было тщательно выверить и осуществить, обеспечивая защиту собственной армии, чтобы не дать противнику возможности проделать тот же трюк. В отличие от популярного мнения, средневековая армия состояла в основном из пехоты и конницы, включая элитную тяжелую кавалерию, составляющую меньшинство.

Голливудское представление о средневековой пехоте как о толпе крестьян, вооруженных сельскохозяйственным инвентарем, также ни что иное, как миф. Пехота набиралась из рекрутов в сельской местности, но призванные на службу мужчины или не были обучены, или были плохо экипированы. На землях, где была заявлена всеобщая воинская повинность, всегда были мужчины, готовые в короткий срок подготовиться к войне. Английские лучники, выигравшие битвы при Креси, Пуатье и Азенкуре, были крестьянскими рекрутами, но они были хорошо обучены и очень эффективны в форс-мажорных обстоятельствах.

Власти итальянских городов оставляли один день в неделю на подготовку горожан к выступлению в составе пехоты. В конце концов, многие выбирали военное искусство в качестве профессии, и дворянство часто взимало средства со своих вассалов в счет налогов на военные нужды и использовало эти деньги, чтобы пополнить ряды армии наемными солдатами и людьми, владеющими конкретными видами оружия (например, арбалетчиками или мастерами по осадному оружию).

Решительные битвы часто являли собой огромный риск и могли не увенчаться успехом, даже если ваша армия численно превосходила армию противника. Как результат, практика открытого боя была редкой для Средневековья, и большинство войн представляли собой стратегически выверенные маневры и чаще всего длительные осады. Средневековые зодчие подняли искусство построения крепости на новый уровень: великие замки эпохи крестовых походов, как Керак и Крак де Шевалье, или цепочка массивных построек Эдварда Первого в Уэльсе являют собой шедевры оборонительного проектирования.


© РИА Новости, Константин Чалабов

Наряду с мифами о средневековой армии, когда чернь, управляемая бездарными идиотами, идет на войну, существовала идея, что крестоносцы проигрывали в схватках с тактически более подготовленными противниками с Ближнего Востока. Анализ битв, проведенных крестоносцами, показывает, что они выиграли чуть больше сражений, чем проиграли, пользуясь тактиками и оружием друг друга, и это была совершенно равная борьба. В реальности же причиной падения государств крестоносцев Утремера послужила нехватка людских ресурсов, а не примитивные навыки ведения боя.

В конце концов, есть мифы о средневековом вооружении. Общее заблуждение заключается в том, что средневековое оружие было таким непомерно тяжелым, что рыцарей приходилось усаживать в седло неким подъемным механизмом, и что рыцарь, сброшенный с коня, не мог самостоятельно встать. Безусловно, только идиот отправился бы на битву и рисковал своей жизнью в броне настолько затрудняющей движение. На поверку средневековые доспехи весили в общей сложности около 20 кг, что составляет почти половину того веса, с которым на фронт отправляется современная пехота. Реконструкторы битв в наши дни любят выполнять акробатические трюки, демонстрируя, каким маневренным и быстрым может быть полностью экипированный воин. Раньше кольчуга весила гораздо больше, но даже в ней тренированный человек был вполне мобильным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Для современного человека его меню все так же зависит от толщины его кошелька. И, тем более, так было в средневековье. Уже по одежде хозяина дома можно было с уверенностью сказать, что будут подавать у него за обедом.

Петер Брейгель, Крестьянская свадьба.

Многие бедняки ни разу в жизни не пробовали блюд, которые едва ли не ежедневно поглощали аристократы.


Основным и жизненно важным продуктом было, конечно, зерно, из которого пекли хлеб и варили каши. Среди многих видов зерновых была популярна и гречка, сейчас почти забытая в Германии. Хлеб ели в огромных количествах - до килограмма в день на человека. Чем меньше было денег, тем больше хлеба в рационе.

Хлеб при этом тоже был разным. Белый и ячменный хлеб был предназначен для богачей, ремесленники ели овсяный хлеб, крестьяне довольствовались ржаным. Монахам пшеничный хлеб из соображений аскезы есть не разрешалось, в исключительных случаях содержание пшеницы в муке не должно было превышать трети. В тяжелые времена для выпечки использовали коренья: редьку, лук, хрен и петрушку.

Овощей в средние века ели сравнительно немного: только весной и летом. В основном, это были капуста, горох, чеснок, лук, сельдерей, свекла и даже одуванчики. Особенно любили лук, который считался полезным для потенции. Его обязательно подавали на любом празднике. Салаты начали делать в Германии только в 15 веке; растительные масла, уксус и пряности привозили из Италии в качестве деликатесов.

Культивировать овощи тоже начали сравнительно поздно, долгое время этим занимались только монахи. Яблоки, груши, сливы, орехи, виноград, клубника начали входить в меню лишь в позднем средневековье. Однако есть сырые овощи и фрукты считалось вредным для здоровья. Чтобы избежать болей в животе, их сначала долго варили, тушили и обильно сдабривали уксусом и пряностями, сырой же сок вызывал, по мнению средневекового человека, болезнь селезенки.

Что касается мяса, его ели довольно часто, но дичь (и право на охоту) было привилегией знати. Впрочем, дичью считались и вороны, и орлы, и бобры, и суслики. Крестьяне и ремесленники ели говядину, свинину, баранину, курятину и конину. Мясные блюда подавали с соусами, рецептов которых существовало огромное количество. Особенно популярным был "зеленый соус" из растений, пряностей и уксуса. Только в Пепельную среду и Страстную пятницу следовало отказываться от мяса. Качество мяса, которое ввозили в город, строго контролировалось.

Самым важным ингридиентом средневековой кухни были пряности. Их добавляли не только в еду, но даже в пиво и в вино. Люди победнее использовали местные специи: укроп, петрушку, зеленый лук, фенхель, розмарин, мяту. Богачи позволяли себе товары с востока: перец, мускат, кардамон, шафран. Цены на такие пряности были очень высокими. Например, один мускатный орех порой стоил столько же, сколько семь жирных быков. Пряностям приписывали и целительные качества.

С 14 века с востока начали везти изюм и финики, рис и фиги. Ни одна торговля не была такой выгодной, как торговля товарами из далеких стран. Разумеется, беднякам эти экзотические продукты были не по карману. К счастью, излюбленной приправы средневековья - горчицы - хватало и дома. К тому же, купцы частенько мошенничали: например, смешивали черный перец с мышиными эскрементами, дикими ягодами и зерном. Известен случай, когда нюрнбегскому торговцу выкололи глаза за подделку шафрана. Но богатые люди вынуждены были покупать специи для поддержания статуса. Недаром поговорка того времени гласила: чем острее еда, тем богаче хозяин.

Женщина несет воду из колодца. Tacuinum sanitatis, 15 век.

Но вот выбор сладостей был совсем невелик. Прямо говоря, единственной сладостью был мед, и стоил он дорого. Приходилось довольствоваться сушеными фруктами. Сахар появился в Германии только в позднем средневековье, хотя в Азии его давно уже употребляли в пищу. Деликатесом считались марципаны, они продавались в аптеках.

Острая еда, вяленое мясо, засоленная рыба - все это вызывало сильную жажду. И хотя молоко утоляло ее, люди предпочитали пиво и вино. Вода из рек и колодцев в сыром виде была непригодна для питья, ее варили с медом или кипятили с вином.

Продажа сахара. Tacuinum sanitatis, 15 век.

Пиво - один из самых древних напитков. В 8 веке право варить пиво получили только монастыри и церкви. Самым популярным было пшеничное и овсяное пиво. В некоторые сорта добавляли пряности, травы и даже еловые шишки. В особенно любимом на севере Германии пиве Gagelbier неотъемлимым ингридиентом было растение восковница, употребление которого могло привести к слепоте и даже к смерти, но запретили это пиво только в 18 веке.

В 1516 году с разнообразием сортов было покончено. В Германии повсеместно ввели закон о чистоте пива, который действует по сей день (кстати, в Нюрнберге такой закон был принят на целых 200 лет раньше).