» » Cочинение «Правда Сатина в пьесе «На дне. Лука и Сатин: кто из них прав? Чем занимается сатин в ночлежке

Cочинение «Правда Сатина в пьесе «На дне. Лука и Сатин: кто из них прав? Чем занимается сатин в ночлежке

"На дне"

"философию утешительства" Луки. Однако Лука не только утешал, но и внушал надежду, а порой и призывал ночлежников менять свою жизнь, и в философии Луки и Сатина много общего.

"Ложь - религия рабов и хозяев. Правда- бог свободного человека". Константин Сатин-один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменился. Сатин - карточный шулер и пьяница, в речи которого иногда проявляются остатки прежней "интеллигентности", хотя и в гротескной форме. Актеру Сатин говорит, что Лука "наврал" насчет бесплатной лечебницы. Клещу, мужу Анны, который продал все инструменты, чтобы похоронить жену, Сатин советует "ничего не делать" и "просто обременять землю": "Подумай-ты не станешь работать, я - не стану... еще сотни... тысячи... все! - понимаешь? Все бросают работать!" Сатин в шутку советует Пеплу убить Костылева и жениться на Василисе. Когда убийство действительно совершается, Сатин успокаивает Пепла, вызываясь быть свидетелем защиты. Несмотря на ироническое отношение к Луке, после его исчезновения Сатин говорит, что тот не был шарлатаном: "Человек- вот правда! Он это понимал Он врал... но-это из жалости к вам". Хотя Сатин заявляет, что "ложь - религия рабов и хозяев", но, по его словам, Лука подействовал на него, "как кислота на старую и грязную монету". Сатин произносит абстрактно-"революционный" монолог о человеке как высшей ценности: "Все - в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью... Человек - выше сытости!" Сатину принадлежит последняя реплика в пьесе; на слова Бубнова о том, что Актер повесился, он отвечает: "Испортил песню... дурак!"

"Старик? Он - умница! Он подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету... Выпьем за его здоровье!" Он не позволяет сказать о Луке ни единого дурного слова: "Молчать! Вы все - скоты! Дубье... молчать о старике!.. Старик - не шарлатан... Я понимаю старика... да! Он врал... но - это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... " Однако он не только восхищается Лукой, но фактически одновременно спорит с ним. Все же удивительно, что именно Сатин, пьяница и карто чный шулер, произносит в этой пьесе знаменитые слова: "Человек - это звучит гордо... " В первых постановках роль Сатина играл замечательный русский артист и театральный деятель Константин Сергееви ч Станиславский. В своих воспоминаниях он рассказал о том, как Горький работал над этим образом, как создавался образ Сатина: "Он говорил о своей скитальческой жизни, своих встречах, о прообразах действующих лиц и о моей роли Сатина - в частности. Оказывается, что босяк, с которого он писал эту роль, пострадал из-за самоотверженной любви к сестре. Она была замужем за почтовым чиновником. Последний растратил казенные деньги. Ему грозила Сибирь. Сатин достал деньги и тем спас мужа сестры, а тот нагло предал его, уверив, что Сатин не чист на руку. Случайно подслушав клевету, в порыве бешенства Сатин ударил предателя бутылкой по голове, убил его и был присужден к ссылке. Сестра умерла. Потом каторжанин вернулся из ссылки и занимался тем, что ходил по городу с протянутой рукой и на французском языке просил милостыню у дам, которые ему охотно подавали за его живописный романтический вид".

"искусственностью", "выдумкой". Об этом же говорил ему и Лев Толстой: "Вы - романтик, сочинитель... Вы прикрашиваете все: и людей, и природу, особенно людей!" Но к пьесе "На дне" это вряд ли относится. Ведь монолог Сатина - это слова пьяненького, опустившегося человека, в котором лишь на миг пробуждается осознание собственной человеческой гордости. Поэтому конец пьесы, реалистической и правдивой, - отчаяние бывшего человека, ставшего жертвой своей судьбы. В этом сказалось горьковское чувство времени, писательское представление о трагической эпохе, в которую он жил.

"Современника" ключевая для пьесы фигура Сатина была обрисована заново. Театр и здесь пытался возвратить "философию" на реальную почву конкретной человеческой жизни. Евгений Евстигнеев играл Сатина с редким изяществом, не боясь резких "снижающих" красок и вместе с тем чувствуя какую-то душевную чистоту спившегося телеграфиста. Слова о "гордом человеке" рождались в ночлежке, и это была совсем не прокламация, которую Горький предлагал бросить в накаленный зрительный зал в начале века. Современный актер как бы следовал совету Станиславского, первого исполнителя роли, упорно искавшего равновесия между реальной фигурой ночлежника и философской публицистикой, которую он должен был бросить в публику. Евстигнеев говорил "пьяно и постепенно вдохновляясь ", в его голосе звучали "еще не порванные совсем, но долго молчавшие струны, лучшие в его душе". После фразы "человек-это звучит гордо" актер держал паузу, в которую по законам театрального восприятия зритель вкладывал огромный обобщающий смысл. Зал видел загубленную жизнь этого рыдающего Сократа-Сатина, сидящего на нарах, судьбу ушедшего Луки (именно о нем неотступно думал Сатин), успевали увидеть в течение этой долгой паузы массу других загубленных жизней, которые хотели и должны были "звучать гордо". Монолог Сатина буквально засветился участием к реальному, живому человеку.

"Творчество Горького входит в общий процесс демократизации жизни. Если мы представим себе то огромное расстояние, какое должно было пройти, например, драматическое искусство, для того чтобы от своих прежних, когда-то единственно законных и возможных героев, от царей и властелинов, спуститься на дно житейского моря и взять объектом своего изображения рабски униженных людей, стоящих на самой границе животного прозябания и, словно колосья в поле, измятых и побитых внешними ударами судьбы; если мы вообразим себе те преграды, какие должна была упорно разбивать возраставшая жизнь, для того чтобы драматургия получила возможность отвлечь свое внимание от сильных к слабым, от пресыщенных к голодным и обнять любовной картиной задворки общества, пустырь, огороженный от неба и воздуха, бесстыдные отрепья, едва прикрывающие замученное человеческое тело,-то мы должны будем признать в этом расширении сферы художественного воспроизведения глубоко знаменательный социальный факт, великое завоевание справедливости".

Сатин — один из центральных образов пьесы М. Горького «На дне», антипод страннику Луке. До ночлежки Сатин работал телеграфистом, выступал на сцене, потом отсидел 4 года в тюрьме за то, что заступился за сестру: «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы — нет ходу».

Теперь он — карточный шулер. По репликам героя и замечаниям других персонажей понятно, что Сатин образованнее прочих, умнее, многое читал и знает.

Он жесток в оценках «соседей», разоблачает «вымыслы» Луки: Клещу, продавшему все инструменты (а с ними — надежду на нормальную жизнь) советует успокоиться и просто «обременять землю», Актёру говорит, что бесплатных лечебниц для алкоголиков не бывает. Однако Сатин горячо заступается за Луку, когда ночлежники обвиняют старца во лжи. Герой признаётся, что странник подействовал на него, как кислота на старую заржавленную монету.

Характеристика героя

(К.С. Станиславский в роли Сатина, сцена из спектакля МХТ по пьесе М.Горького "На дне", 1902 )

В отличие от других Сатин уже не мечтает что-то изменить, понимает всю глубину и безнадёжность падения. Потому он весел, не скулит и не жалуется, к людям равнодушен: «Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется…» — значит, и нечего стыдиться их: живи как хочется.

Кажется, Сатин мало видит различий между ночлежкой и прочим — благополучным — миром. В ночлежке люди страдают от безделья, бесприютности, сознания своей никчёмности. В «благополучном» мире люди — рабы, рабы условностей, порядков, работы: «Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!»

Сатину надоело всё мироустройство — слишком однообразное, несправедливое, предсказуемое. Это проявляется символически в его игре словами: он любит произносить малоупотребительные слова, изменять их: «Надоели мне, брат, все человеческие слова… Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… Люблю непонятные, редкие слова…»

(Старая открытка с диалогами из пьесы "На дне" Горького )

Сатин — герой-резонёр, перекочевавший из пьес классицизма в реализм. Горький, в ту пору — романтик, вкладывает в уста героя много высоких фраз, апофеоз которых: «Человек — это звучит гордо».

О каком человеке говорит Сатин? О Бубнове? О Насте? О Клеще? Вокруг него нет «предметов» для гордости и не о жителях ночлежки речь. Сатин говорит о другом — свободном и гордом человеке, который «за всё платит сам», «кто сам себе хозяин».

Высокие и — чего уж тут стесняться — пустые пока слова обращены в какое-то далёкое будущее. В Сатине — зачатки революционных настроений, ведь существующий мир и «человеки» для героя безнадёжны.

Образ героя в произведении

Сатин — единственный герой, который способен оттолкнуться от «дна», чтобы выбраться на поверхность. В нём есть силы, просто он пока — в отличие от прочих — не хочет «подниматься».

Он единственный, кто не обманывается насчёт своего положения, не мечтает впустую и не презирает других из-за своих бед — он к ночлежникам просто равнодушен. К добровольной «миссии» Луки Сатин относится скептически: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви... мертвецы не слышат!» Но Лука его заинтересовал: старец, подбадривая других, косвенно пробуждает в Сатине уже забытое чувство собственной значимости и силы.

Тогда и возникают эти монологи о свободе, гордости человека, о его безграничных возможностях, о желании творческого, а не рабского труда. Сатин говорит за Горького, выражает его романтические, пока воздушные и безосновательные, но побуждающие к жизни мысли.

Что-то в жизни должно измениться, чтобы такие, как Сатин, «оторвались» от дна, стали работать, созидать, а не просто обворовывать и обманывать людей.

Что?.. Устройство общества. Сатин завуалированно декламирует революционные лозунги. И его легко представить в рядах матросов, солдат, рабочих, которые разрушат привычный мир с его привычными словами.

Меню статьи:

Пьеса Горького «На дне» стала прорывом в мире литературы того времени. Обличенное «дно» общества потрясло многих, даже тех, кто осознавал, что не все так хорошо в социуме и люди, которые полностью деградировали, есть. Однако впервые в литературе Горький показал этих людей не как безликий сброд, а как личностей, которые стали такими под влиянием определенных событий в их жизни, они не смогли противостоять жизненным неурядицам и оказались за бортом жизни. Все их попытки изменить свою жизнь к лучшему были обречены на провал еще с самого начала. Для них благополучная жизнь стала утопией. Один из таких персонажей «дна» является Сатин.

Жизненный путь Сатина

Сатин не всегда принадлежал к отбросам общества.
Когда-то в свое время (по молодости), от был «приличным человеком и работал телеграфистом:
Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе.

В молодости Сатин был веселым и компанейским человеком, он люби петь и плясать и делал это мастерски:
Я, брат, молодой - занятен был! Вспомнить хорошо!.. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно!
Сатин не был одинок в этом мире – у него была родная сестра. Именно события, связанные с ее личностью, стали роковыми в жизни молодого человека.
Однажды он заступился за честь своей сестры. В стычке он случайно убил своего противника.

Предлагаем ознакомиться с который написал советский писатель Максим Горький.

За этот поступок Сатин был осужден и посажен в тюрьму на четыре года. После выхода из тюрьмы молодой человек уже не смог реализовать себя в жизни и начал спускаться на дно:
Из-за родной сестры… И… все это было давно… Сестра - умерла… уже девять лет… прошло… Славная, брат, была человечинка сестра у меня!..

За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении
Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы - нет ходу.
В тюрьме Сатин научился играть в карты и жульничать:
В тюрьме я и в карты играть научился …

Характеристика личности Сатина

Сатин определенно выделяется среди «дна» общества. У него есть своя философия. Во многих моментах, связанных с видением жизни и ее обустройства, у Сатина происходят стычки с другим персонажем «дна» – Актером. Именно в таких небольших дискуссиях и проясняется его жизненная позиция и философия.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с которая рассказывает о тяжелой судьбе детей, живших в дореволюционное время.

Сатину нравится выговаривать разные слова иностранного происхождения. Он даже не старается запомнить их значение. При этом он не выдает их как умные изречения, а скорее как пародию по отношению к человеку их оглашающему, при этом Сатин намеренно коверкает их произношение:
Организм… органон…
Сикамбр…
Макробиотика… ха!
Сатин. А то еще есть - транс-сцедентальный…
Бубнов. Это что?
Сатин. Не знаю… забыл…
Так… Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…
Люблю непонятные, редкие слова…
В свое время Сатин был образованным человеком, ему нравилось читать книги:
я много читал книг…
Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком…

Сатин считает, что работа для человека не должна быть в тягость. Она должна приносить человеку не только деньги, но и моральное удовольствие:
Многим деньги легко достаются, да немногие легко с ними расстаются… Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна - я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!
Сатин часто играет в карты и постоянно жульничает во время игры – этому он научился в тюрьме:

Что мы - жулики, тебе известно.
Татарин. Надо играть честно!
Сатин. Это зачем же?
Татарин. Как зачем?
Сатин. А так… Зачем?
Татарин. Ты не знаешь?
Сатин. Не знаю. А ты - знаешь?

Часто карточные игры Сатина заканчиваются дракой:
Сатин. Кто это бил меня вчера?
Бубнов. А тебе не все равно?..
Сатин. Положим - так… А за что били?
Бубнов. В карты играл?
Сатин. Играл…
Бубнов. За это и били…

Пребывание в тюрьме сделало Сатина грубым, он понял, что порой отстаивание личных интересов и справедливости наказуемо:
Не обижай человека - вот закон!
Сатин. Это называется «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных»…
Ну да… пришло время и дало «Уложение о наказаниях»… Крепкий закон… не скоро износишь!

Сатин не любит рассказывать о своей жизни:
Я не люблю, когда меня расспрашивают

Сатин не признает самоубийства, он думает, что лучше плыть по течению жизни, чем умереть:
Я тебе дам совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!

Со временем Сатин перестал стыдиться своего низкого положения в обществе, он подметил, что многие люди так живут, и их совсем не смущает их нищета:
Брось! Люди не стыдятся того, что тебе хуже собаки живется… Подумай - ты не станешь работать, я - не стану… еще сотни… тысячи, все! - понимаешь? все бросают работать! Никто ничего не хочет делать - что тогда будет?


Сатин никогда не жалеет людей, не потому, что ему никого не жалко, а потому, что не видит смысла в жалости:
Какая польза тебе, если я тебя пожалею? Сатин считает, что многое в жизни зависит от самого человека.
Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!

Сатин не боится говорить об окружающих правду, даже если она самая неприглядная:
Вы - все - скоты!
Вы - тупы, как кирпичи
Ты, Барон, - всех хуже!.. Ты - ничего не понимаешь… и - врешь!
Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю…
Сатин умеет красиво изъясняться:
Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но - еще кое-что знаю!

Алкоголь помогает Сатину забыть о неприглядной действительности:
Когда я пьян… мне все нравится
Сатин считает, что еда – не самая главная цель в жизни человека:
Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми.

Окружающие осуждают Сатина и считают его разбойником, общество даже не пытается разобраться в причинах его деградации и дать ему шанс на полноценную жизнь:
Я - арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне - «Мерзавец! Шарлатан!


Сатин высокого мнения о старике, который жил вместе с ними. Он всегда скептически воспринимал позицию старика и его поощрение в активным действиям по изменению жизни представителей «дна», но после его смерти, смог осознать всю значимость его персоны:
Старик? Он - умница!.. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету

Сатин высоко ценит свободу. Он раньше был свободным человеком и осознает все прелести такой жизни:
Хорошо это… чувствовать себя человеком!

Сатин считает, что человек должен за все платить в этой жизни. Ничто не дается человеку бесплатно именно это, по мнению Сатина и делает человека свободным:
он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!

Сатин считает, что в мире существует много разновидностей лжи, и каждая из них имеет право на существование и нужна для людей слабых духом. Только сильный духом человек, хозяин своей жизни не нуждается во лжи:
Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я - знаю! я - читал! Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я - знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто - сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь?

Образ Сатина необычен и уникален

Подведем итог: образ Сатина необычен и уникален. Он ярко выделяется из всеобщей толпы «дна». Сатин не всегда был на обочине дороги. В молодости он был вполне успешным и перспективным человеком, но по случайному стечению обстоятельств его жизнь пошла под откос.

Сатин умеет анализировать и делать выводы их ситуации, но уже не верит в то, что его жизнь изменится к лучшему, так как общество не дает ему ни малейшего шанса обрести былую свободу и считает его мерзавцем.

В 1902 году в свет вышла знаменитая пьеса М. Горького « ». Сколько же в ней реальной жизненной правды! Горький одним из первых смог так ярко и без прикрытия описать всю грязь и всю серость тогдашней жизни, жизни тех людей, которые жили в бедноте и в нищете.

В своей пьесе Горький показывает нам, читателям, истинную сущность человека того времени, без всяких масок, украшений, без культурных и моральных оболочек.

Одним из самых ярких образов данной пьесы был Сатин – достаточно образованный человек, который в своей «прошлой» жизни работал и зарабатывал честным трудом. Теперь же, он обитает в грязной ночлежке, с остальными персонажами пьесы.

Все жители ночлежки имеют свои пороки, свои слабости. Без них не остался и Сатин. Его образ отличается от других героев. Он превозносит себя над остальными, утверждает, что ему надоели обычные человеческие слова и фразы, он слышал их уже тысячи раз.

Что же привело такого хваленого Сатина в самую пропасть, на дно жизни? Он совершил убийство, отсидел в тюрьме и после этого не смог выбраться наверх, вернуться к нормальной жизни. Он стал существовать, бездушно и безнравственно. Он абсолютно равнодушен к людям, он зарабатывает на жизнь карточным шулерством, обманывая и обирая людей. И ему это удобно. Ему не хочется напрягаться, заниматься чем-то достойным и серьезным. И совесть его не беспокоит. Он наплевал на свою честь. В своих словах он говорит о том, что честь и сила нужна тем, кто владеет властью. А таким низменным людям она не к чему. Но, в то же время, он проповедует теорию свободного человека. Он обобщает всех людей и восторгается человеческими возможностями. Он призирает всякую жалость по отношению к людям, он отрицает ее. Его уста говорят: «Надо уважать человека!». И в словах этого персонажа мы видим мысли самого автора.

Я считаю, что такие идеи в данной пьесе сможет донести только Сатин. Нет больше таких персонажей, кому под силу были бы такие жизненные наставления. Горький, используя такой образ, пытается высказать свое понимание жизни, важность свободы человека.

Сатин схож со многими героями других произведений М. Горького. Он ставит свободу превыше всего, превыше морали и культурности, вследствие чего и скатывается на самое дно жизни, в грязь, серость и убогость. И что самое интересное, он пытается удержать и других жителей ночлежки на дне, он мешает им вырваться наверх.

Образ Сатина очень интересный. В его фразах и словах огромная доля истины и правды, но эта правда противоречит образу жизни самого героя.

На чем стоит этот мир? Почему в самые горькие, казалось бы, беспросветные моменты нашей жизни вдруг появляется человек, который воскрешает нас, даруя новую надежду и любовь? Но бывают такие случаи, когда чужая жалость, чужое сострадание унижают гордых, независимых людей эти вопросы освещает М. Горький в своей пьесе «На дне». Он, словно древнегреческий философ, считает, что истина рождается в споре, в сравнении двух противоположных точек зрения, поэтому особенно важны и интересны позиции Луки и Сатина как носителей основных идей. Позиция Луки - это идея сострадания к людям, к их несчастьям, идея деятельного добра, которое утешает человека, возбуждая в нем веру, способную повести его дальше, идея «возвышающего обмана», который позволит человеку выдержать бремя правды жизни.

На пороге ночлежки Лука появляется с клюкой и котомкой. О нем мы знаем очень немного. Только то, что он странник лет шестидесяти. Лука не скрывает своего отношения к ночлежникам. К «господам», хозяевам положения - Костылеву, Василисе, отчасти Медведеву, - он относится явно отрицательно. Василису называет «зверем злым» и «гадюкой ядовитой», Медведева иронически величает «...видимость самая геройская», Костылеву он заявляет: «Ежели тебе сам господь бог скажет: «Михаиле! Будь человеком!..» Все равно - никакого толку не будет...»

Анну же, Настю, Наташу, Актера и Пепла Лука окружает заботой, любовью и лаской. Он проявляет отношение, которое, независимо от результатов, свидетельствует о его искреннем желании делать добро. Он считает, что может дать опору человеку в жизни, «навеяв золотой сон» мечты. Правда же выдергивает из-под человека эту опору, которой может быть всякая идея, если она способна утешить человека, защитить его, дать ему отраду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: «И... чего тебе правда больно нужна... подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь». Слабые люди бессознательно тянутся к «правде» Луки. Так, он внушает умирающей Анне веру в лучшую жизнь после смерти, помогает ей уйти в мир иной без тяжелых мыслей. Актеру и Пеплу он дарит надежду «начать жизнь сначала».

Сатин и Лука сходятся на том, что «все в человеке, все для человека», и расходятся в понимании того, какие пути ведут к торжеству этой истины.

О самом Сатине мы узнаем, что он карточный шулер, бывший телеграфист, по-своему образованный человек. Он во многом необычен на фоне других обитателей ночлежки. На это указывают его первые реплики, в которых он использует редкие и интересные слова: «сикамбр», «макроби-отика», «трансцендентальный» и многие другие. Потом мы узнаем, как он опустился на «дно жизни». Вот что он говорит Луке: «Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел... убил подлеца в запальчивости и раздражении... из-за родной сестры... В тюрьме я и в карты играть научился...» Понимая, что выбраться из этого омута ему не удастся, он и в этом положении видит преимущество - это свобода. Сатин против лжи. Объявляя, что «ложь - религия рабов и хозяев» и что «правда - бог свободного человека», он не ищет утешительного обмана: «Человек- вот правда».
Любовь Луки к человеку питается жалостью к нему, а жалость есть не что иное, как признание слабости человека в борьбе с неблагоприятными обстоятельствами. Сатин же считает, что человек не нуждается в утешении ложью, порождаемой жалостью. Жалеть человека - значит унижать его недоверием к его способностям.

Правда, по мнению Сатина, открывает перед человеком огромные возможности реально оценить свои силы и попытаться найти выход. Проповедь же Луки может завести в тупик. Ярким примером может послужить судьба Актера. Лука не говорил неправды, не лгал о существовании лечебницы для алкоголиков. Но сам Актер не нашел бы в себе силы, чтобы искать эту лечебницу. Когда пришло время проснуться от «сна», навеянного Лукой, Актер разбился о суровую действительность, упав с высоты своей мечты.

Первый акт пьесы показывает мир «униженных и оскорбленных», но не потерявших веру в лучшую жизнь людей. В конце пьесы мы видим тех же людей, но уже утративших хоть какую-нибудь надежду на спасение. Тут видна «правда» Сатина. Иллюзии лишь на время успокоили и усыпили людей. Вот логика самой пьесы, доказывающая несостоятельность взглядов Луки.

Успех пьесы «На дне» заключается в ее актуальности. Она и в наше время заставляет читателя или зрителя остановиться и задуматься. И каждый человек делает для себя определенные выводы. Меня, как и многих других, это произведение не оставило равнодушной. Соглашаясь во многом с позицией Сатина, я считаю, что нельзя отказываться и от сострадания, и от сочувствия. Необходимо помогать людям поверить в себя и свои силы.

Макар Чудра - скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность. Даже не является абсолютной ценностью для Чудры, если по- теряна воля. Радда и Лойко Зобар - герои легенды, рассказанной Чудрой, тоже ставят свободу выше жизни и любви. Жертвуя жизнью и счастьем, герои не знают, зачем им нужна свобода. Воля как данность, а как ею распорядиться, герои не задумываются. Ларра из рассказа «Старуха Изергиль» в конечном итоге тяготится бесценным даром - свободой и бессмертием. Автор утверждает, что индивидуализм и одиночество не могут принести счастья. Ларра воспринимает свою свободу от людских законов как наказание, так как ему не с кем разделить безграничную волю. Постепенно автор подводит читателей к мысли, что одиночество тяготит человека, становится его крестом, от которого нет спасения. Горький развенчивает романтического индивидуалиста.

И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет - это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них. Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Кто слаб душой... и кто живет чу-ясими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, дру-гйе __ прикрываются ею... А кто - сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!»

Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему. В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало. Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.