» » Домашние птицы занятие для детей шести лет. Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы

Домашние птицы занятие для детей шести лет. Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы

Юлия Канищева
Открытое занятие по развитию речи в средней группе «Домашние птицы»

Цели :

Образовательные :

Закрепление знаний детей о характерных признаках домашних птиц . Расширение представлений детей о домашних птицах , их внешнем виде, образе жизни.

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи , слоговой структуры слов, связной речи .

Развивающие :

Развитие речевой активности , диалогической речи , речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

Материалы :

Мультимедийные технологии : экран, проектор, компьютер; видеозапись птичьего двора, веселая музыка, магнитофон, предметные картинки домашних птиц , аудиозапись «Голоса птиц » .

Ход занятия.

1. Приветствие.

Сегодня к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как вы выросли, повзрослели, чему научились. Но сначала нужно поприветствовать гостей. (Дети хором приветствуют гостей)

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Здравствуйте милые дети, вы лучше всех на свете. Вот таких хороших я приглашаю в путешествие. Хотите? (Да) . Подумайте и скажите, на чем можно путешествовать? (Выслушиваем ответы детей) .

Сегодня я вас приглашаю отправиться на птичий двор на велосипеде. (Дети садятся на стульчик, держась за спинку стула, и изображают, как едут на велосипеде. Смотрят налево, направо. Включается веселая музыка.)

2. Речевая зарядка.

Вот мы и приехали на птичий двор. (Воспитатель включает звуки домашних птиц на магнитофоне .) Кого вы услышали? (Отвечают дети.) Я предлагаю вам поиграть.

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ле-ле-ле- много птиц у нас в селе .

Ал-ал-ал- наш цыпленок очень мал.

Ол-ол-ол- индюшонок сел на пол.

Лу-лу-лу- гусенок спрятался в углу.

Ре-ре-ре- много уток во дворе.

Лю-лю-лю- я домашних птиц люблю .

3. Развитие фонематического слуха.

К нам пришел волшебник злой,

Он ужасный и большой.

Он руками замахал,

Птичек всех заколдовал.

Но пришли друзья – детишки,

Озорные шалунишки

Стали думать и гадать,

Как друзей расколдовать!

Я сейчас буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите правильное название птицы .

Бетух, петюх, пытух, петух.

Усыня, гузыня, гусиня, гусыня.

Интюк, индук, интук, индюк.

Удочка, утотька, уточка.

4. Закрепление название частей тела птицы .

Ребята, как одним словом назвать петуха, индюка, утку, гуся? Почему их так называют? Какую пользу приносят домашние птицы человеку ?

Превращу – ка я вас в петушков. Голова есть?. есть. туловище? …есть. Вместо рук?. крылья, вместо ног? …лапы. Вместо ногтей? …когти. Вместо рта?. клюв. отрастет сзади - …хвост, на голове – гребешок, под клювом…бородка.

5. Развитие координации речи с движением .

Давайте «петушки» встанем в круг и произнесем слова :

Ах ты, Петя – Петушок,

На макушке гребешок,

А под клювом – то бородка,

Очень гордая походка.

Рано- рано по утру

Он кричит : «Ку-ка-ре-ку!» .

(Дети повторяют слова и соответствующие движения) .

6. Закрепление понятий «тихо- громко» . Учить произносить звукоподражание в соответствии с жестом взрослого.

А сейчас поиграем в игру «Кто как кричит?» . Я буду называть и показывать домашних птиц , а вы мне ответите, кто как голос подает. Для этого разделимся на две команды : девочки будут мамами, а мальчики – птенцами. Мамы будут звать своих деток громко, а детки громко кричать не умеют, они будут отвечать тихо. (Воспитатель жестом показывает на мальчиков или девочек) .

Наши уточки с утра – кря-кря-кря. А утята отвечают тихо : кря-кря-кря.

Наши гуси у пруда –га-га-га. А гусята тихо повторяют.

Наши курочки в окно –ко-ко-ко. А цыплята тихо повторяют.

А индюк среди двора – бл-бл-бл . А индюшать тихо повторяют.

А как Петя – Петушок нам поет (все вместе) КУ-КА-РЕ-КУ!

7. Развитие тонкой моторики . Речь с движением.

В петушков я вас превращала, а теперь : два раза покружись и в гуся превратись.

Есть у нас драчливый гусь (поочередно прикоснуться большим пальцем к остальным)

Очень я его боюсь (руки в кулачки и прижать к телу)

Выгнет шею и гогочет (правая рука вверх, пальцы в щепотку

Ущипнуть меня он хочет (ритмичные «щипки» ).

8. Физкультминутка.

Вы, ребята, устали, давайте мы с вами отдохнем.

Вышли уточки на луг, кря-кря-кря! (шагают)

Пролетел веселый жук, ж-ж-ж! (машем руками – крыльями)

Гуси шеи выгибают, га-га-га! (круговые вращения шеей)

Клювом перья расправляют! (повороты туловища влево – вправо)

Ветер ветки раскачал (какчае поднятыми руками вверх)

Шарик тоже зарычал, р-р-р! (руки на поясе, наклонившись вперед смотрим перед собой)

Зашептал в воде камыш, ш-ш-ш! (подняли вверх руки, потянулись) .

И опять настала тишь, ш-ш-ш! (присели) .

9. Закрепить в речи названия птичьей семьи. Работа над звуко – слоговой структурой слова. Развивать умение верно отстукивать ритм слова и называть количество слогов.

Присаживайтесь за столы и возьмите любую картинку с изображением домашних птиц . (По одной карточке на ребенка. Воспитатель задает каждому ребенку разные вопросы : назови птицу , раздели слово на части хлопками, как называется семья, назови ласково, кто детеныш, что умеют делать)

10. Организация окончания занятия .

Ребята, давайте еще раз посмотрим на птичий двор.

Смотрим видеоклип «Птичий двор» .

Кого вы увидели в маленьком видеофильме? Где мы с вами побывали? О ком и о чем говорили? Что вам понравилось? Что показалось трудным?

Вы сегодня очень постарались, давайте похвалим за это себя. Психогимнастика и самоанализ.

Нас ждут велосипеды, пора возвращаться в детский сад. На прощание я подарю вам медальки с цыпленком.

Оксана Доблер
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Домашние птицы»

Цель : Развивать активный словарь и грамматический строй речи по теме «Домашние птицы »

Задачи :

Образовательные :

Обогащать словарь по теме : “Домашние птицы” .

Формировать желание высказать свое мнение при обсуждении.

Упражнять в использовании в самостоятельной речи предлогов;

Упражнять в словообразовании (существительных за счет стечения основ, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательных прилагательных)

Упражнять в словоизменении (называние сущ-х в творительном падеже множественном) .

Уточнять представления детей о многозначности слов;

Развивать внимание, зрительныйгнозис и мнезис;

Автоматизировать в самостоятельной речи поставленные звуки;

Развивающие :

Развивать память, воображение мышление, творческое воображение, интерес к проведению опытов ;

Развивать у детей коммуникативные качества и воображение.

Развивать произвольное внимание.

Развитие дружеских взаимоотношений через игру, развитие эмпатии.

Работа по развитию самоконтроля.

Воспитывающие :

Воспитывать умение выслушивать ответ собеседника, не перебивать, не выкрикивать свой ответ;

Воспитывать бережное и ответственное отношение к домашним птицам .

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в коллективе.

Педагогический замысел

В области «Познавательное развитие» :

Упражнять в понимании многозначности слов,

Учить делать выводы по результатам проведенного опыта,

Развитие мышления в д/и «Четвертый лишний» .

В области «Речевое развитие» :

Упражнять в словообразовании (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; за счет слияния основ;) и образовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык подачи ответа полным предложением.

В области «Социализации – коммуникативное развитие» :

Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия , отвечать, прислушиваться к мнению других, обосновывать свой ответ.

В области «Художественно-эстетическое развитие»

Упражнять детей в перенесении графического образа на песок, используя различный природный или бросовый материал

В области «Физическое развитие» :

Развитие кинезиологических умений и мелкой моторики

Форма организации : подгрупповое занятие

стертая дизартрия, ЭВН, Дефицит внимания)

Формы работы :игровая, беседы, слушание, обсуждение,

Оборудование :

Аудио-записи (песенка «Мои цыплятки» , «детский плач» , «голоса домашних птиц » , «Песенка цыплят» , «Воспи-пи-пи-питание» ,

Слайд-шоу «Птичьи семейки» ,

Презентации(«4 лишний» ,«Многозначное слово» )

Демонстрационные иллюстрации с домашними птицами ,

Психотерапевтическая юнгианская песочница,

Фигурки домашних птиц и животных , домик из конструктора «Курятник»

Кукла-перчатка «Девочка Катюша» ,

Маленькие песочницы с кинетическим песком,

Материал для работы в песочнице (декоративные камушки, фасоль, природный и бросовый материал,

Контурное точечное изображение цыпленка,

Оборудование к эксперименту (бумажные перья, растительное масло, жесткие кисти,досочки (клееночки) для работы с масломемкости с водой – по количеству детей,

Цветные фрагменты заборчика (по Люшеру,

Парные карточки,

Иллюстрации домашние птицы .

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети играют в группе . Звучит фонограмма «Детский плач»

На столе психотерапевтическая юнгианская песочница. В ней 1 домик (птиц , ширма, кукла-перчатка (девочка, игрушечные фигурки домашних птиц и животных .

Психолог и дети становятся вокруг песочницы :

Ребята, как вы думаете, кто это плачет? (девочка)

Посмотрите на животных и на птиц и попробуйте догадаться, из-за чего она расстроена?

Логопед. Фонограмма – шум птичьего двора

Дети : ….потому что, птицы и животные перепутались.

Психолог

Безопасно или маленьким домашним птицам гулять среди больших домашних животных ? (опасно)

Как вы думаете, что надо сделать? (отогнать)

Психолог

Так от чего Катюша ты птиц не отгоняешь ?

Психолог наклоняется к кукле, как будто куколка шепчет.

Ребята, оказывается Катюша, не знает названия домашних птиц . Поможем Катюше?

Ребята, в какое безопасное место на птичьем дворе мы можем спрятать домашних птиц (в домик, курятник)

А чтобы птички не боялись, позовем их в домик ласково?

1.«Назови ласково» (словообразование)

Дети выполняют задание, называя птицу ласково , ставят ее в домик.

Логопед :

Молодцы, вы справились с этим заданием. Отправили всех птичек в дом, а там ждали их семейки.

А теперь давайте их назовем.

На магнитную доску с проговариванием помещаются иллюстрации птиц .

1. Словообразование (называние птенцов и притяжательных прилагательных)

Утка и селезень с … утятами

У утки семья чья? (утиная)

Гусь и гусыня, с ….гусятами

У гуся семья чья? (гусиная)

Индюк и индюшка с …. индюшатами

У индюка семья чья? (индюшиная)

Курица и петух с …. цыплятами

У петуха семья? (петушиная)

Психолог :

Какие вы молодцы, знаете названия птиц . Катюша вас слушает и все запоминает. Вот вам следующее задание : Стоя на одном месте найдите, где спрятался петушок. (петушок стоит на интерактивном столе ) .

2. «4-й лишний»

Посмотрите внимательно, какая картинка не подходит.

Молодцы, давайте отдохнем, возьмем подушечки и поиграем с язычком

3. Артикуляционная гимнастика

Тянем клювики вперед

Пусть никто не отстает. (улыбка - трубочка)

За забором мы сидим (показывают зубы)

Во все стороны глядим. (Часики)

Наш индюк громко балбочет

Напугать, наверно, хочет. (похлопывание верхней губы языком)

Индюшатам толстеньким

Живется очень простенько. («Толстушки» )

А утятки-малыши

Пьют водичку от души («Худышки» втягивают щеки)

Психолог :

Давайте поиграем с пальчиками и еще раз вспомним название домашних птиц (дети продолжают сидеть на подушечках) .

4. Пальчиковая гимнастика

Большой палец касается по очереди остальных.

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки - индюшонок,

А у утки есть утенок.

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Сжимают и разжимают кулачки.

Психолог :

5. Игра с кинетическим песком, фасолью, декоративными камушками «Кто играет в песке»

Птенчики очень любят играть в песке. А вы? Кто внимательный, кто заметил, где находятся наши песочницы?

Работать в песочницах мы сегодня будем парами. Возьмите картинки и найдите себе пару и крепко возьмитесь за руки. (Дети ищут друг друга по парным карточкам)

Давайте подойдем к Маленьким песочницам. Работать мы будем,не разрывая рук. Посмотрите, рядом с песочницами находятся очень необычные картинки. Как вы думаете, кто на них изображен?

(на столе небольшие песочницы, рассчитанные на совместную работу двух детей, а т. ж. контурное точечное изображение цыплят, декоративный и бросовый материал для выкладывания контурных изображений в песке).

Возьмите ту картинку и тот материал, который вам больше нравится.

Дети с помощью фасоли, декоративных камушков выкладывают картинку по образцу. Логопед включает музыку (Детские песни о цыплятках)

Логопед :

Вот какие чудесные цыплятки у вас получились! А теперь давайте придумаем красивые слова, чтобы описать какие они.

6. Словообразование за счет сложения основ

У цыпленка острый клюв, значит он … (остроклювый)

У цыпленка короткий хвост …

У цыпленка короткая шея ….

У цыпленка короткие лапы ….

У цыпленка и яркий и желтый пух….

Пока дети доделывают работу, логопед включает презентацию «Многозначное слово»

7. Работа с многозначными словами

Какие же все птенчики красивые и разные. Давайте вспомним названия частей тела у птиц… (последними называют крылья)

Давайте вспомним, а только ли у птиц бывают крылья ? (самолет, крыло велосипеда, крылья носа)

Хотите увидеть, что еще модно назвать словом «крыло» или «крылья» . (да)

Тогда подойдите туда, где увидите огромное крыло (на проекторе)

Презентация

Ребята, как называются слова, у которых много значений? (Многозначные)

8. Эксперимент с перьями

Психолог :

Ой мне кажется Катюша опять захныкала. («шепчет» психологу на ушко)

Катюша у нас спрашивает, что означает поговорка «Как с гуся вода» и предлагает нам посмотреть, как гуси плавают

Логопед включает видео ролик

Психолог

Мокрым ли гусь выходит из воды? (сухим)

Смачивает водой перо, выясняют, что вода на перьях вода не задерживается.

Что происходит с водой? (скатывается)

А почему вода скатывается

Чтобы понять эту пословицу, давайте проведем эксперимент. А вы хотите в нем поучаствовать?

Дети подходят к столу и рассматривают перья (гусиные, куриные)

У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вот поэтому и говорят «Как с гуся вода»

Как вы думаете, что нужно сделать с бумажными перьями, чтобы они стали жирными? (надо смочить растительным маслом)

Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой) (рассуждения детей)

Вывод :

Психолог

Ребята, а вы запомнили, почему говорят «Как с гуся вода» ?

Вот и Катюша говорит вам Спасибо, за то, что помогли понять поговорку. И многому научили. Теперь Катюша плакать не будет.

Логопед :

Чему мы научили Катюшу говорить? (называть ласково, называть птенцов и т. д)

Психолог :

А как же сделать так, чтоб домашние птицы у Катюши больше не убегали к домашним животным ? (нужно построить забор)

Психолог :

Правильно. Нужно построить забор. Возьмите тот фрагмент заборчика, цвет, которого вам нравится больше всего.

9. Забор по Люшеру.

Посмотрите, какой яркий заборчик у вас получился? Это значит, что с этого занятия вы уходите в хорошем настроении…

Учитель-логопед:

Алекса Вера Николаевна

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи с детьми подготовительной к школе группы с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.

Лексическая тема: «Домашние птицы»

Цель: совершенствование грамматического строя речи

Задачи:

  1. Систематизация представлений детей о домашних птицах: местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека ();
  2. Уточнение и активизация словаря по теме, закрепление обобщающего понятия «Домашние птицы» (беседа по вопросам, д/игра «Кто как разговаривает?, «У кого кто в семье?» );
  3. Совершенствование умения детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (д/игра «Один-много»);
  4. Совершенствование умения образовывать притяжательные прилагательные (д/игра «Чья, чей, чье?»);
  5. Закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (д/игра «Назови ласково» );
  6. Совершенствование умения образовывать существительные с увеличительным суффиксом –ище- (д/игра «Хвастуны» );
  7. Совершенствование умения образовывать существительные в Р.п (д/и «Кого не стало?» ).
  8. Развитие логического мышления (отгадывание загадок );
  9. Развитие зрительного внимания и памяти (д/игра «Кого не стало?» );
  10. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика «Утята», игра «Собери картинку» )
  11. Развитие общей моторики (игра с мячом «Один-много» )
  12. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  13. Воспитание любви и бережного отношения к домашним птицам;
  14. Контроль над правильным звукопроизношением.

Оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц (утка, гусь, петух, курица, индюк), предметные картинки по теме с изображением семьи каждой домашней птицы (гусь, гусыня, гусята; утка, селезень, утята; индюк, индюшка, индюшонок; петух, курица, цыплята); предметные картинки с изображением головы курицы, пера гуся, хвоста петуха, следа утки; резиновый мяч,; разрезные картинки с изображением домашних птиц

Лексика:

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, кормит, закроет, откроет, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий .

Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме.

План:

  1. Организационный момент (отгадывание загадок, введение в тему)
  2. Беседа по вопросам на изученную тему.
  3. Д/игра «Кто как разговаривает?»
  4. Д/игра «У кого кто в семье?»
  5. Пальчиковая гимнастика «Утята»
  6. Д/игра «Чья, чей, чье?»
  7. Д/игра «Один-много» (игра с мячом)
  8. Д/игра «Хвастуны»
  9. Д/игра «Кого не стало?»
  10. Д/игра «Назови ласково»
  11. Д/игра «Собери пазлы» *
  12. Подведение итогов занятия (оценка детей, анализ их работы)

Ход занятия:

1. Организационный момент (приветствие детей, отгадывание загадок, введение в тему, объявление темы занятия). – Здравствуйте, ребята! Сейчас первым сядет тот, чье имя начинается со звука С, вторым сядет тот, чье имя начинается со звука К, остальные, сядут те, чье имя начинается со звука Д. Теперь внимательно слушайте меня. Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны будете, сказать о ком я говорю. Отвечайте полным предложением и следите за правильным звукопроизношением. (логопед читает загадки и выставляет картинки с изображением домашних птиц )

Съем червя, попью водицы.

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко –

Ребятишек покормлю … (Курица)

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Спать пора!» - поет... (Петух)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки.

Дарит мягкие перинки … (Гусь)

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-спотыкалочку (Утка)

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

Разгоню я всех вокруг.

А зовут меня … (Индюк)

Правильно, ребята! Вы все верно отгадали! А как вы думаете, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах ). Верно! Тема нашего занятия сегодня - домашние птицы.

2. Беседа по вопросам на изученную тему. - А сейчас давайте вместе с вами отправимся на птичий двор. Скажите еще раз, кто здесь живет? Отвечайте полным предложением и четко проговаривайте все звуки. (На птичьем дворе живут домашние птицы ).

– А как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник ). Правильно!

А как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком )

Молодцы! А как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище)

- А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками )

Хорошо! А кто мне из вас скажет, какую пользу приносят птицы человеку? Что они нам дают? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья )

Скажите, как выглядят птицы? Что у них есть? Чем покрыто их тело? (У домашних птиц есть, туловище, голова, лапы, крылья, хвост. Их тело покрыто перьями ). Молодцы! Вы все верно ответили!

3. Дидактическая игра «Кто как разговаривает?» - Ребята, а ведь птицы тоже умеют разговаривать друг с другом. Давайте скажем, кто как из них подает голос. Образец: петух - кукарекает.

курица – кудахчет

утка – крякает

гусь – шипит, гогочет

индюк – болбочет

цыпленок – пищит

Молодцы! Вы и с этим заданием справились очень хорошо!

4. Дидактическая игра «У кого кто в семье?»

Образец:

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок

5. – А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику )

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

6. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?". – Ой, ребята, а чей это хвост у меня? Отвечайте полным предложением и следите за правильным произношением слов. – Это петушиный хвост.

Чье перо? – Это гусиное перо.
Чей след? – Это утиный след

Чья голова? – Это куриная голова.

Молодцы! Вы все правильно сказали.

7. Игра с мячом «Один-много», - А теперь давайте выйдем с вами на полянку и поиграем с мячиком. Я вам сейчас буду бросать мяч и называть одну домашнюю птицу, а вы поймаете его и назовет когда птиц много. Например, утка – утки (логопед дальше бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет разных птиц, ребенок возвращает мяч, отвечая )

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
гусь – гуси,

утка – утки,

индюк – индюки,
гусенок – гусята,
утенок – утята,
индюшонок – индюшата,

цыпленок – цыплята

Молодцы! А теперь садитесь обратно на стульчики!

8. Дидактическая игра "Хвастуны". – Ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. Давайте посмотрим? Образец: Петух говорит у меня не голос, а голосище,

Индюк – у меня не хвост, а хвостище,
Утка – у меня не лапы, а лапищи,
Гусь – у меня не шея, а шеища,
Курица – у меня не крыло, а крылище,
Селезень – у меня не клюв, а клювище,

Гусыня – у меня не перо, а перище.

9. Дидактическая игра «Кого не стало?» - А теперь домашние птицы будут играть с вами в прятки. Они сейчас будут прятаться от вас, а вы должны будете сказать, кого не стало. Отвечайте со слов «Не стало …» (не стало утки, не стало петуха, не стало курицы и т.д.)

10 . Дидактическая игра с мячом "Назови ласково". – Ребята, давайте покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково. Например, Как вы обратитесь к птенцу? Что вы ему скажете? – Вы скажете ему птенчик (далее логопед задает про каждую домашнюю птицу отдельно )

петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

11. Дидактическая игра «Собери пазлы»* - Ребята, посмотрите, кто-то порвал картинки их нужно собрать. Вы поможете мне? (логопед раздает разрезные картинки с изображением домашних птиц, дети собирают ). Скажите, кого вы собрали? (дети по очереди отвечают «Я собрал ….» ).

12. Окончание занятия. – Вот наша экскурсия подошла к концу. И нам надо расставаться с обитателями птичьего двора. Давайте попрощаемся с ними. Скажите, о ком мы сегодня с вами говорили? (Мы говорили о домашних птицах ). А что вы о них узнали? Чему вы научились? (дети отвечают на вопросы логопеда ). Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали. Я очень рада, что вы многому научились. А теперь давайте оставим что-нибудь на память о нашей экскурсии. Сейчас вы с Верой Ивановной попробуйте сделать маленьких цыплят.

Домашнее задание на 1 и 2 недели декабря.

Для детей 4-5 лет

Тема «Домашние птицы»

  • Петух-курица-цыпленок
  • Гусь-гусыня-гусенок
  • Селезень-утка-утенок
  • Индюк-индюшка-индюшонок.
  1. Объяснить малышу, что этих птиц называют домашними, почему они так называются. Помочь запомнить информацию.
  2. Рассмотреть строение тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок,бородка. Обратить внимание, чем покрыто тело птиц.
  3. Рассказать, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
  • Утка - «кря-кря» - крякает
  • Гусь – «га-га» - гогочет и т. д.
  • У утки - утенок (утята)
  • Петух- петушок,
  • Утка- уточка и т. д.
  • Одна утка - много уток
  • 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
  • 1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
  • Утка (что делает?) - плавает, ходит, летает
  • Индюшка (что делает?)-…
  • Курица (что делает?)-…
  • Петух (что делает?)-…
  1. Развитие логического мышления. Упражнение «Исправь ошибку»
  • У утки - гусята
  • У индюшки - утята
  • У курицы - цыплята
  • У гусыни – индюшата.
  1. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков
    Первый, второй – шли утята
    Третий, четвертый – за водой.
    А за ними плелся пятый,
    Позади бежал шестой.
    А седьмой от них отстал,
    А восьмой уже устал.
    А девятый всех догнал,
    А десятый испугался,
    Громко - громко запищал:
    «Пи-пи-пи!»-
    «Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
    (поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)
  2. Развитие слухового внимания, памяти.
    Выучить стихотворение:
    Курицы на улице
    А.Прокофьев
    Ку–ка–ре-ку! Курицы,
    Хорошо ль на улице?
    Ку–ка-ре-ку! Десятый раз-
    Беспокоюсь я за Вас.
    Беспокоюсь, хлопочу, громко крыльями стучу.
    Я горланю во весь дух,
    Потому что я петух.
    Брось горланить! Ко – ко - ко….
    Все мы здесь…Недалеко…
  3. Ознакомление с художественной литературой. Прочитать малышу сказки:
  • «Гуси – лебеди»

Для детей 5-7 лет

Тема «Домашние птицы»

  1. Рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей:
  • Петух-курица-цыпленок
  • Гусь-гусыня-гусенок
  • Селезень-утка-утенок
  • Индюк-индюшка-индюшонок.
  1. Уточнить у малыша, как этих птиц называют домашними, почему они так называются.
  2. Расспросить ребенка о строении тела птиц: голова, хвост, туловище, лапы, клюв, шпоры, гребешок, бородка. Уточнить, чем покрыто тело птиц.
  3. Уточнить, где живут домашние птицы, чем питаются, как человек за ними ухаживает и какую пользу они приносят человеку.
  4. Рассказать о профессии птичницы.
  5. Закрепить в словаре ребенка названия птиц и слова, обозначающие и определяющие их внешний вид, повадки.
  6. Упражнение на словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов). «Кто как разговаривает?»
  • Утка - «кря-кря»- крякает
  • Гусь – «га-га»- гогочет и т. д.
  1. Упражнение на образование супплетивной формы сущ. в ед. и мн. числе. «Кто у кого?»
  • У утки - утенок (утята)
  • У гусыни - гусенок (гусята) и т. д.
  1. Упражнение на образование сущ. с помощью суффиксов. «Назови ласково»
  • Петух - петушок,
  • Утка - уточка и т. д.
  1. Упражнение на употребление сущ. род. пад. во мн. числе «Один - много»
  • Одна утка - много уток
  • Один селезень - много селезней
  • Один утенок - много утят и т.д.
  1. Упражнение на согласование числительных с существ. «Посчитай»
  • 1 утка, 2 утки, 3…, 4…, 5…
  • 1 утенок, 2…, 3…, 4…, 5…
  • 1 селезень, 2…, 3…, 4…, 5… и т.д.
  1. Упражнять в подборе глаголов к сущ. «кто как передвигается?»
  • Утка (что делает?)- плавает, ходит, летает
  • Индюшка (что делает?)-…
  • Курица (что делает?)-…
  • Петух (что делает?)-…
  1. Упражнять в образовании притяжательных прилагательных «Чей клюв, чьи лапы?»
  • Клюв утки - утиный клюв
  • Лапы утки - утиные лапы и т. д.
  1. Упражнять в подборе антонимов «Скажи наоборот»
  • Утка большая, а утенок- маленький
  • Цыпленок молодой, а петух-…
  • У гуся шея длинная, а у курицы-…
  • У курицы лапы баз перепонок, а у утки-…
  1. Продолжать знакомить ребенка с крылатыми выражениями. (Начало см. в теме «Домашние животные»)
    Познакомить ребенка с крылатыми фразами, помочь их запомнить и активизировать в словаре.
  • Как с гуся вода (Все ему нипочем)
  • Курам на смех (Ничего не может быть смешнее)
  1. Развитие логического мышления. Упражнение «Отгадай загадку»
    Пестрая крякушка
    Ловит лягушек.
    Ходит вразвалочку, спотыкалочку
    (
    Утка )
    По лужку он важно бродит,
    Из воды сухим выходит,
    Носит красные ботинки,
    Дарит мягкие перинки
    (
    Гусь )
    Он в мундире ярком,
    Шпоры для красы.
    Днем он - забияка,
    Поутру - часы
    (
    Петух )
  2. Развитие слухового внимания.
    Прочту рассказ только один раз, а затем нужно будет ответить на вопросы. Будь внимателен.
    «Тебе нужно войти во двор дома №16, обойти дом слева, зайти в сарай, отсчитать 4-ю клетку справа. В ней будет сидеть черный петух по кличке «Роджер». Ты должен передать ему привет от его троюродного брата белого петуха Рекса.»
    Вопросы:
  • Назови номер дома
  • С какой стороны нужно обойти дом?
  • С левой или с правой стороны ты будешь отсчитывать клетки?
  • Третья или пятая клетка тебе нужна?
  • Какого цвета Роджер?
  • Как зовут троюродного брата Роджера?
  1. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков.
    Шла уточка бережочком,
    Шла серая по крутому.
    («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь )
    Вела детей за собой
    И малого и большого
    (
    Загибают безымянный палец, большой палец )
    И среднего, и меньшего
    (Загибают средний палец, мизинец)
    И самого любимого
    (Загибают указательный палец)
  2. Ознакомление с художественной литературой.
    Прочитать малышу сказки:
  • «Гуси – лебеди»
  • «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсена
  • «Серая шейка» Соколов- Микитов

Если Ваш ребенок знаком с этими произведениями, предложите ему маленькую викторину.
«Я читаю тебе отрывок, а ты отгадай из какого произведения»

  • -До сих пор не могу поверить своему счастью: я превратился в прекрасного лебедя…
    (Лебедь из сказки Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок»)
  • -Отправила нас Баба - Яга в погоню за девочкой и ее братцем. Покружились мы над речкой, яблонькой, да печкой, но никого не нашли.
    (Гуси – лебеди из одноименной сказки)

Обобщающее занятие в подготовительной логопедической группе по развитию речи на тему "Домашние птицы"

1. Продолжать развивать подвижность щек, губ, языка.
2. Закрепить работу по развитию речевого дыхания.
3. Продолжать работу над формированием правильной голосоподачи и плавности речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику.
5. Закрепить словарь по теме.
6. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.
7. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.
8. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.
9. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги.
10. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.
11. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
12. Продолжать отрабатывать с детьми способы словообразования глаголов.
13. Продолжать работу над образованием и употреблением в речи глаголов с различными приставками.
14. Продолжать совершенствовать умение детей образовывать существительные с размерно-оценочными суффиксами.
15. Повторить счет до 10.
16. Развивать память, внимание, мышление, речь.
17. Воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Оборудование.

1. Маленькие зеркала на подставке для каждого ребенка.
2. Фланелеграф.
3. Кукла в платочке и с ведерком.
4. Мячик.
5. Птичий двор из игрушек.
6. Картинки и иллюстрации по теме.
7. Цифры на карточках.
8. Указка.

Словарь.

Существительные: гусь, гуси, гусик, гусыня, гусыни, гусенок, гусята, утка, утки, уточка, селезень, селезни, утенок, утята, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, куры, хохлатка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюки, индюшка, индюшки, индюшечка, индюшонок, индюшата, индюшоночек, голубь, голуби, голубочек, голубка, голубки, голубок, голубята, курятник, насест, гнездо, гребешок, шпоры, голубятня, яйцо, птенец, птенчик, поилка, кормушка, корм, пшено, зерно, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы, птичий двор, птицеферма, птичница, птичник, голосище, лапищи, шеища, крылище, глазищи, клювище, перище;

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, крякает, шипит, болбочет, воркует, кормит, покормит, накормит, перекормит, закроет, откроет, прикроет, накроет, строит, откладывает, высиживает, выводит, выкармливает;

Прилагательные: длинношеий, красноклювая, краснобородый, маленький, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сизый, утиный, голубиный, индюшачья, петушиный, гусиный, цыплячий.

I. Организационный момент.

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор и еще раз встретим петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, заглянем в голубятню к голубку, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, какой у кого голос, и чем домашние птицы помогают нам.

– А теперь – в гости на птичий двор!

II. Артикуляционная гимнастика для выработки правильного звука [ р ].

– Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?

– Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? ": рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение вместе с логопедом каждый перед своим зеркалом).

– А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.

III. Работа над речевым дыханием.

– А я про Варю знаю стишок:

"Тары-бары, растабары,
У Варвары куры стары".

– Давайте и вы его расскажите (дети рассказывают хором) . Этот стишок можно рассказывать очень тихо (дети рассказывают хором тихо) ; можно рассказывать грустно (дети рассказывают грустно фронтально) .

IV. Закрепление пройденного.

1. Беседа по вопросам на изученную тему.

– Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)

– А что еще называют их домом? (Птицеферму)

– Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница)

– Еще кто-то может? (Птичник)

– А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

– Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

– Из чего пьют? (Из поилки)

– Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

2. Дидактическая игра "Посмотри и назови".

– Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Логопед показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)

– Давайте вспомним, что есть у петуха. (Логопед показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка)

3. Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".

– Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

Образец:

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.

4. Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

– А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

Образец:

петух – курица – цыпленок. Где они живут? (В курятнике)
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок. Где они живут?
(В голубятне)

Пальчиковая гимнастика "Утята". (Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый испугался.
Громко-громко запищал:
– Пи-пи-пи!
– Не пищи, поищи!

5. Дидактическая игра "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

– На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

Образец:

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.

6. Дидактическая игра "Что сначала, что потом?".

– Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур . (Логопед предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест – гнездо – яйцо – птенец.

– Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

– А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

– А затем? (Выкармливает птенцов)

7. Дидактическая игра с мячом "Подбери признак".

– Посмотрите, какие красивые домашние птицы вырастают из птенцов.

Образец:

петух (какой? ) – краснобородый, крикливый,
гусь – длинношеий,
птенец – беспомощный,
индюк – недовольный,
утка (
какая? ) – красноклювая,
голубка – маленькая, быстрая,
утята
(какие?) – шустрые,
голуби – сизые.

8. Дидактическая игра "У кого что?".

– А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

Образец:

у петуха (что есть? ) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

9. Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

– Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

Образец:

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

10. Дидактическая игра "Считайка":

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

– Давайте посчитаем птиц по порядку.

Образец: первый гусь – второй гусь – третий гусь – четвертый гусь – пятый гусь,

первый птенец –
первая индюшка –
первое яйцо –

V. Физминутка.

КУРОЧКА-ХОХЛАТКА

Вышла курочка-хохлатка,
(дети по кругу идут за логопедом)
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: "Ко-ко!
Не ходите далеко!
На скамейке у дорожки
(дети садятся на корточки,
руки прикладывают к щеке,
глаза закрыты)

Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает
(затем глаза открывают,
встают, пальцы рук сцепляя в замок)

И цыпляток догоняет."

VII. Закрепление пройденного (продолжение).

11. Дидактическая игра "Чья, чей, чье?".

– Ой, ребята, чей это хвост? – петушиный. (Логопед показывает картинку)

чье перо? – куриное,
чей след? – утиный,
чей пух? – гусиный,
чье воркование? – голубиное,
чей писк? – цыплячий,
чья кормушка? – индюшачья.

12. Дидактическая игра"Помощники":

– Ребята, а как мы можем помочь птичнице Варе кормить птиц? Давайте вспомним все действия со словом "кормить":

Образец: покормить, накормить, перекормить.

– А со словом "закроет"?

Образец: откроет, прикроет, накроет.

13. Дидактическая игра "Потерялись слова".

– А теперь вам, ребята, надо помочь птичнице Варе найти нужные предлоги, чтобы рассказать нам стишки про домашних птиц. (Логопед указкой на картинках или на игрушечном птичьем дворе подсказывает детям отгадку)

Куры желтой детворе
Ищут зерна … (НА земле )
Показал индюк индюшке
Много зернышек …
(В кормушке)
– Завтра солнце выйдет снова! –
Прокричал петух …
(С забора)
Утятам будет спать тепло,
Когда их спрячет утка …
(ПОД крыло)
Голубочек сизый мой
Пролетел …
(НАД головой)
Птенчикам шалить нельзя –
Можно выпасть …
(ИЗ гнезда)
Красивое перо индюшки
Достала птичница …
(ИЗ-ПОД подушки)
Когда гулять решил ты босиком,
Стоять не надо …
(ПЕРЕД индюком)
Идут утята весело гуськом
На дальний пруд …
(ЗА червяком)
Цыпляток маленький отряд
Букашек ищет …
(МЕЖДУ гряд)
Как только положат в кормушку зерна,
Выйдет петух …
(ИЗ-ЗА угла)

14. Дидактическая игра "Хвастуны".

– Ой, ребята, посмотрите, как заважничали домашние птицы. Они чем-то хвастаются. (Логопед указкой на картинке или на игрушке показывает называемую им часть тела птицы)

Образец: у петуха (что? ) – не голос, а голосище,

у индюка – не хвост, а хвостище,
у утки – не лапы, а лапищи,
у гуся – не шея, а шеища,
у курицы – не крыло, а крылище,
у голубя – не глаза, а глазищи,
у селезня – не клюв, а клювище,
у гусыни – не перо, а перище.

VIII. Итог.

– Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, логопед убирает картинки с фланелеграфа, убирает игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем?
(Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.


Исхакова Светлана Миннулловна, воспитатель
МАДОУ №106 "ЗАБАВА" г. Набережные Челны

Тема: Домашние птицы.

Программное содержание:

- развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам .

Предварительная работа. Разучивание песни «Вышла курочка гулять», рассматривание иллюстраций в книгах домашних птиц, чтение сказки «Курочка – Ряба», рассматривание картины «Курица с цыплятами», миска с пшеном, травка.

Материалы и оборудование. Набор настольных игрушек – домашняя птица;, изображения семейства: гуси, утки, куры, бумажный заборчик на доску и картинка «птичий двор» для сюрпризного момента, мешочек; бумажные фигурки цыплят на магнитах, 2 мольберта, интерактивная доска, (если ее нет то можно использовать плакат с изображением деревни) .

Индивидуальная работа: Матвей, Амилия называние и звукоподрожание птицам.

Словарная работа: Селезень, Гусыня, птичий двор

Интеграция: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

1. Организационный момент.

Ребята куда это мы свами сегодня попали (в деревню) . (Слайд и звуки деревни.) Слышите звуки деревни? Давайте присядем на стульчики. (На магнитной доске Забор) Что это на картинке? (Это забор) , а за забором (птичий двор) . Давайте посмотрим кто живет за заборчиком. Здесь живут (домашние птицы) . А почему они так называются? (называются они так потому что живут рядом с человеком, и человек заботится о них, кормит) .

2. Основная часть.

Ребята, кто это? (петух) . Правильно. А какие у петуха перья, хвост, гребешок?Давайте прочтем петушку стихотворение (дети самостоятельно) :

Петушок, петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?

Ребята, а как петух поет? (ку-ка-ре-ку!) Ой, а кто это услышал петуха? (ставится картинка Курица) Скажите какие перья у курицы? (пестрые) А хвост?

Загадка

Белый камешек разбился

Богатырь на свет явился

Богатырь на курьих ножках

В красных кожаных сапожках. (яйцо, цыпленок) .

Курица несет (яица) , а из этих яиц вылупляются...(цыплята) Правильно! (Раздаю детям бумажных цыплят) .

Желтые цыплятки, славные ребятки.

Спят у мамы под крылом,

Так уютно в доме том.

Ребята, какого цвета цыплята? (Желтые) . А цыплята как пищат? (Пи-пи-пи) Цыплята любят клевать зернышки.

Выполняем музыкально-ритмические движения под песенку «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Давайте соберем цыплят возле нашей курицы. (Прикрепляем Цыплят на доску) Один малыш потерялся. (утенок) . Это его мама? Нет. Конечно, это не цыпленок. Это утенок. А маму у утенка как зовут? (утка) , папу утенка зовут - Селезень

Пушистый матросик, лопаточкой носик. - На ножках коротеньких красные боты.

Расскажите про утку. Как утка крякает? (Кря-кря) Какой у утки нос? (большой, лопаточкой) . Какие у нее лапки? (короткие) . А какого цвета? (Красного) На лапках имеются перепонки. Утки любят плавать в пруду или в реке, любят щипать траву.

Также плавать любят гуси. Деток у гусей зовут? (Гусятами) маму-гусыня, а папу-гусь. А как гуси кричат? «Га-га-га»

3. Игра «Чудесный мешочек» По считалке выбираем участника достаем игрушки из мешочка изображаем звуки и называем. «Ко-ко-ко, квохчет... «Ку-ка-ре-ку!» - кричит... «Га-га-га, го-го-го», - гогочет... «Кря-кря-кря», - крякает...

Физкультминутка

4. Пальчиковая гимнастика.

Наши уточки с утра «Кря-кря-кря» (всепальчики округляем в щепоть)

Наши гуси у пруда «Га-га-га» (пальчики собранные вщепоть вытягиваем вперед)

Наши курочки в окно «Ко-ко-ко». (Делаем пальчиками куриный гребешок)

А как Петя-петушок рано по утру. (Большим и указательным делаем. Нам споет «Ку-ка-реку» клюв, а остальные выпрямляем)

5. Подведение итога: Про кого мы говорили сегодня? Поиграли, потанцевали. Нужно домашних птиц беречь и за ними ухаживать.

Домашние птицы приносят человеку пользу. Кто знает, какую?

Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки-пуховички тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

И закончим мы наше занятие веселым танцем «Танец утят» .

ТЕМА « ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»

Цель: уточнять и расширять представления детей о домашних птицах

Задачи:

  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом
  • развивать общую и мелкую моторику рук, артикуляционную моторику, дыхание, глазодвигательную функцию и пространственное восприятие
  • уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Домашние птицы»
  • совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами –онок-; образование притяжательных прилагательных)
  • закреплять навык деления слов на слоги
  • развивать логическое внимание, память, мышление
  • формировать навык сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
  • воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам

оборудование:

сюжетная картинка «Птичий двор и птичница»»; предметные картинки домашних птиц, птенцов; перышки, 3 кораблика, веревка, маска кошки, карточки с изображением домашних птиц и их птенцов, простые карандаши.

раздаточный материал:

  • карточки с изображением домашних птиц и их птенцов
  • простые карандаши
  • перышки

предварительная работа

беседа, рассматривание картин по теме: «Домашние птицы». Чтение художественной литературы К. Ушинский «Петушок с семьёй», «Гуси», «Уточки», «Курица и утята», Б. Житков « Храбрый утенок», В Сутеев «Цыпленок и утенок», В Осеева «Добрая хозяюшка», Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок». Загадки, стихи, потешки, разучивание считалочки. Ри

Ход занятия

I Организационный момент

Дети заходят в группу, приветствуют гостей, становятся полукругом.

Логопед : Собрались все дети в круг

Я -твой друг, и ты мой –друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

II. Введение в новую тему

Воспитатель . Ребята, сегодня у нас необычное занятие мы отправимся в гости, а вот куда вы узнаете, отгадав загадки:

Всех я вовремя бужу, Красные лапки, щиплет за пятки,

Хоть часов не завожу Беги без оглядки

(петух ) (гусь )

Съем червя, попью водички, Распускает хвост павлином,

Хлебных крошек поищу, Ходит важным господином

А потом снесу яичко, По земле ногами -стук

Ребятишек угощу Как зовут его…

(курица ) (индюк )

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведёт.

(утка с утятами )

На доске вывешиваются картинка с «Птичий двор и птичница»

Воспитатель :

Ребята, вы догадались, куда мы с вами отправимся? (о.д.)

Правильно! Мы отправимся на птичий двор к домашним птицам.

Кто живет на птичьем дворе? (о.д.)

Почему их называют домашние птицы? (о.д.)

Как человек заботится о домашних птицах? (о.д.)

Чем кормят домашних птиц? (о.д.)

Какую пользу приносят домашние птицы? (о.д.)

Какие части тела есть у всех птиц? (о.д.)

Чем покрыто тело птиц? (о.д.)

Какие домашние птицы умеют плавать? (о.д.)

Как называется домик у птиц на птицефабрике? (о.д.)

Кто ухаживает за птицами на ферме? (птичница)

Ребята, птица была приручена человеком много лет назад, было это очень давно. Из большого разнообразия птиц одомашнить или приручить удалось только несколько видов это куры, утки, гуси, индюки, именно о них мы сегодня и поговорим.

Логопед:

Ребята, птицы как и люди живут семьями.

Давайте с вами назовем семью птиц (по картинкам)

Петух, курица, цыпленок – это куриная семья;

Селезень, утка, утенок – это утиная семья;

Гусь, гусыня, гусенок – это гусиная семья;

Индюк, индюшка, индюшонок – это индюшачья семья

ИГРА «Кто о ком заботится?»

Курица и петух заботятся о цыпленке (о цыплятах)

Селезень и утка заботятся о утенке (о утятах)

Гусыня и гусь заботятся о гусенке (гусятах)

Индюшка и индюк заботятся об индюшонке (индюшатах)

III.Артикуляционная гимнастика (проводится стоя)

Логопед :

Ребята, я хочу рассказать вам историю про домашних птиц, а вы слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.

Произошла эта история на птичьем дворе. Птичий двор был обнесен забором (упр. «Заборчик»). Каждое утро домашние птицы выходили во двор гулять. Первым выходил петух, он просыпался очень рано и всех будил (упр. «Дудочка»). Затем выходили утки, они шли к пруду неторопливым шагом (упр. «Качели»). После выходили гуси, они тоже направлялись к водоему гордо вытянув шею вперед (упр. «Иголочка»). В пруду утки, и гуси плавали от берега к берегу (упр. «Часики»). Позже всех выходил индюк

Он считал себя самым важным, любил поспорить и иногда ругался (упр. «Индюк»).

Птенцы очень любили гулять во дворе, любимыми их играми были футбол (упр. «Футбол»), катание с горки (упр. «Катушка»), царь горы (упр. «Грибок»), иногда они ссорились и дрались (упр. «Накажем язычок»), но потом обязательно мирились (упр. «Улыбка»).

Логопед:

Однажды птенцы играли в прятки и так заигрались, что забыли про своих родителей, про то, что им не разрешали далеко уходить со двора. Когда вечером родители вышли во -двор, то там никого не было, они очень забеспокоились и начали искать своих птенцов.

ИГРА «Кто как кричит?»

Как петух, кричит? Значит, что он делает? (кукарекает).

Как индюк кричит? Значит, что он делает? (болбочет)

Как гусь кричит? Значит, что он делает? (гогочет)

Как кричит цыпленок? Значит, что он делает? (пищит)

IV. Развитие мелкой моторики рук . (сидя за столами)

Воспитатель:

Ребята, а давайте поможем найти птице своего птенца, у вас на столе лежат листочки, соедините курицу с цыпленком, утку с утенком, гусыню с гусенком, индюшку с индюшонком.

Пальчиковая гимнастика «Чехарда»

У кошки было пять котят

показать пять пальцев на правой руке

А у гусыни пять гусят

показать пять пальцев на левой руке

Дети резвые в саду

Сыграть решили в чехарду

кистями рук перепрыгивать одна через другую несколько раз (на столе)

У гусят-то- крылышки,

кисти рук скрестить

У котяток - лапки

показать царапки

На крылышках-то перышки,

пошевелить пальцами обеих рук

На лапочках - царапки

пошевелить царапками

Пёрышки-то мягкие,

Легкие пушинки.

огладить каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой

Коготки-то острые

Больно ранят спинки

оскрести по столу

V. Образование притяжательных прилагательных

Логопед :

Ребята, когда птенцы во дворе играли, они что-то потеряли.

Посмотрите, что это? (о.д.)

Правильно, это птичье перо.

ИГРА «Кому принадлежит перо?»

Чье же оно?

Если это перо потерял петух, то перо? (петушиное)

Если это перо потеряла курица, ? (куриное)

Если это перо потерял гусь? (гусиное)

Если это перо потеряла утка? (утиное)

Если это перо потеряла индюшка? (индюшачье)

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

Логопед раздает всем детям по одному перу

Логопед :

Ребята, давайте подуем на перышко, что бы оно полетело как можно дальше.

Мы подуем на перышки правильно, вдохнем воздух через нос, не поднимая плеч и не надувая щек, а выдохнем через ротик, выдыхаемая воздушная струя плавная, спокойная.

(После упражнения перышки убираются)

VI. ИГРА «Цыплята и кошка»

Выкладывается из веревки круг. Один из детей – кошка, она находится в центре круга. Остальные – цыплята. Цыплята прыгают в круг и из круга, а кошка неожиданно подкрадывается к ним и старается поймать (запятнать) тех, кто не успел выпрыгнуть за его пределы. Пойманных кошка уводит на середину круга. Когда кошка поймает 2-3 цыплят, игра останавливается и выбирается другой водящий, а пойманные вновь вступают в игру.

Воспитатель :

Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Цыплята и кошка»

Кто напомнит мне правило игры?

Выберем ведущего, кто знает считалочку?

После игры дети садятся полукругом.

Логопед :

Ребята, наши домашние птицы собрались в плавание на корабле. Они не могут занять правильно свои места, поможем им?

Надо посадить на корабль с одной трубой тех птиц, в названии которых один слог; на корабль с двумя трубами - в названии которых два слога; на корабль с тремя трубами – в названии которых три слога.

На какой корабль мы посадим петуха? (о.д.)

Почему мы посадим петуха на корабль с двумя трубами? (о.д.) и т.д.

Гимнастика для глаз

Воспитатель :

Поплавали птицы и вернулись на свой птичий двор, а тут уже и вечер наступил, пора спать.

Солнышко с тучками в прятки играло

закрыть, открыть глаза

Солнышко тучки -летучки считало:

Серые тучки, черные тучки

глазки вправо, глазки влево

Легких -две штучки

глаза вверх

Тяжелых – три штучки

глаза вниз

Тучки попрощались, тучек не стало

закрыть глаза ладонями

ИГРА «Четвертый лишний»

Воспитатель :

Но вечером на птичьем дворе оказались не только домашние птицы, отгадайте кто лишний?

Курица, утка, гусыня, ворона

Грач , индюк, селезень, петух

Индюшонок, крольчоно к, цыпленок, утенок

Петух, синица , утка, индюк

VII. Итог .

Логопед:

О ком мы сегодня говорили?

Почему этих птиц называют домашними?

Как человек заботится о домашних птицах?

Что интересного мы сегодня делали, и что вам больше всего запомнилось, и понравилось?

Приложение

Литература

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет; Москва, «ТЦ Сфера», 2004.

Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР; Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.

Н. В. Нищева Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. СПб: «Детство-Пресс»,2008.

Л. И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет». Москва «Владос» 2002.

Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы». Москва «Айрис -Дидактика» 2008.