» » Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич). Патриарх Смуты (Фёдор Никитич Романов) Раскол на Киевскую Церковь УПЦ и Русскую Православную Церковь

Филарет, Патриарх Московский и всея Руси (Романов-Юрьев Феодор Никитич). Патриарх Смуты (Фёдор Никитич Романов) Раскол на Киевскую Церковь УПЦ и Русскую Православную Церковь

Патриарх Филарет - не самая известная историческая личность. Но его влияние на ход истории Российского государства и мира сложно недооценить.

Он, один из тех, благодаря кому закончилось Смутное время , а на русском престоле воцарился Михаил Романов.

Годы жизни Филарета

Годы жизни патриарха Филарета 1553-1632


Годы патриаршества Филарета

Филарет был патриархом с 1619по 1632 год


Филарет биография кратко

В миру патриарх Филарет носил имя Федор Никитич Романов. Родился он в 1553 году, и приходился двоюродным братом царю Федору Иоанновичу, который был сыном великого Ивана Грозного.

Федор Никитич был представителем, как бы сказали сейчас - золотой молодежи. Знатный человек, с интересной родословной. Он был сыном Никиты Захарьина-Юрьева, авторитетного боярина, приходился племянником царице Анастасии. Царица Анастасия же была женой Ивана Грозного.

В сознательном возрасте, молодой человек посветил себя государевой службе. Был воеводой в нескольких полках, наместником государя во Пскове, участвовал в дипломатической деятельности. Принимал деятельное участие в переговорах с послами Германии.

Шли годы, в русском государстве начиналась Смутное время. Сын Ивана Грозного , Федор Иоанович умер. Предстояла борьба за престол. Федор, был одним из фаворитов, но битву выиграл Борис Годунов .

Новый царь, рассматривал претендентов на престол, как личных врагов. Федор вместе с семейством попал в опалу, был сослан. В ссылке, его и жену Ксению, насильно постригли в монахи. Теперь Федор стал Филаретом, а Ксения -Марфой.

Смута была в разгаре. В российской истории, во всей красе появляется Лжедмитрий I. Самозванцу нужно себя как то сделать легитимней. Он захватывает Антониево-Сийский монастырь, и освобождает Филарета и Марфу. При Лжедмитрий I, Филарет становится митрополитом Ростовским.

При правлении Василия Шуйского сан удается сохранить. Смутное время выходит на финишную прямую, и на сцене появляется Лжедмитрий II . Новый самозванец обосновался в Тушинском лагере. Без родственника, объяснить свое появление ему было трудно. Филарет захвачен в плен, и прибывает в лагерь самозванца. Здесь его нарекают патриархов. В его власти все территории, которые контролируют войска самозванца.

В 1610 году патриотические силы отбили Филарета из рук самозванца. Сам патриарх не настаивал на своем сане, а освободившим его воинам заявил, что был наречен патриархом, против своей воли.

Через год отправил в составе посольства к Сигизмунду III. Посольство вело переговоры с королем Речи Посполитой, о будущем русского государства. Филарет был среди тех, кто был не против, что бы на московский престол взошел сын Сигизмунда - королевич Владислав. Но выдвигал условие, королевич должен был принять православие. Поляки же партнерами были ненадежными. Ко встрече подготовили свой вариант договора. И когда Филарет отказался ставить свою подпись на документе, его арестовали.



Патриарх Филарет документальный фильм



Филарет после Смутного времени

Смутное время в русской истории закончилось в 1613 году, когда был созван Земский Собор. Итогом Земского собора стало начало правящей династии Романовых. Новым царем русского государства стал Михаил Федорович Романов . Михаил был сыном Филарета. Очень тепло и трепетно относился к отцу, он был для монарха самым большим авторитетом.

Вызволить отца из плена долгие годы не представлялось возможным. Поляки специально тянули переговоры, понимая, что без отца Михаилу будет очень тяжело справится, с внутренними и внешними врагами государства.

В Россию Филарет вернулся только в 1619 году. Русские и поляки обменялись пленными. Среди возвращенцев на Родину был и Филарет. Для русских людей, Филарет, стал примером мужественности, стойкости. Ведь он с честью перенес ужасы польского плена, не сломался и остался верен своим нравственным, моральным и этическим идеалам, не придал православной веры и Отечества.

После возвращения в Россию митрополиты Филарету, нарекли в Патриархи.


Патриарх Филарет и его политика

Будучи патриархом, Филарет имел огромное влияние на сына, царя Михаила Романова, на всю внешнюю и внутреннюю политику государства. По его инициативе была проведена перепись, которая позволила увеличить сбор подати, и наполняемость казны. Были восстановлены контакты Византийской церковью.

По настоянию патриарха в государстве создавались первые школы и училища. Он выступал за грамотность населения. Активно занимался чистотой православия, устранял вольнодумности, и искажения церковных писаний.

Много времени и сил Патриарх тратил на книгопечатание. Просвещение он считал своей большой задачей. Под его началом возобновила работу Московская типография. Патриарх, сам лично следил за правильностью текстов, исправлял ошибки, пресекал искажения и вольнодумства. Книги распространялись по цене себестоимости, для того, что бы быть более доступным для населения.

В годы патриаршества Филарета были канонизированные:

  • Макарий Унженский
  • Авраамий епископ Галицкий

Церковные реформы Патриарха Филарета

Во время патриаршества Филарета был сформирован новый класс людей - патриарших дворян и детей. Люди получали за службу пометные оклады. Кроме того, патриарху было дано право заниматься, судом духовенства и крестьянского населения, кроме случаев воровства и разбоя. При Филарете сложилась патриаршая область, которая пресдтавляла из себя государство в государстве.

Была проведена полная опись церковного имущества, произошел пересмотр жалованных грамот.


Интересные факты

  • В 1625 году Персидский царь, подарил русскому патриарху часть Господней ризы
  • Православная святыня долгое время хранилась в Успенском соборе. В настоящее время находится в Храме Христа Спасителя.
  • У Патриарха было шесть детей. Пять сыновей и дочь
  • Незадолго до смерти назначил приемника архиепископа Псковского Иоасафа
  • Филарет погребен в Успенском Соборе, в Москве
  • Был инициатором созывов Земских соборов


Итоги

Патриарх Филарет оставил огромный след в истории русского государства, в его восстановлении после разорительного Смутного времени. Именно Филарет, вместе с сыном Михаилом, заложили фундамент, той русской державы, которая вскоре стала Империей, с которой считались все европейские страны.

Федор Романов родился примерно в 1554 году в городе Москва. О монашестве и духовной карьере не помышлял, тому было много причин, так как являлся одним из первых завидных женихов Москвы, племянником царицы Анастасии, считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Федора Иоанновича в 1598 году.

В 1590-е годы Федор Романов занимал ряд государственных и военных постов: служил псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, являлся воеводой в ряде полков. В 1600 году, вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, сослан. Сам Федор и его жена Ксения Ивановна Шестова насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол.

Единственный выживший их ребенок, Михаил Федорович, после окончания Смутного времени, избран царем. В 1605 году Филарет, освобожденный как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I, занял важный церковный пост митрополита Ростовского. Через пять лет принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины.

Интронизацию Филарета 4 июля 1619 года в звание Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III. Будучи родителем государя Михаил Фёдорович, до конца жизни официально являлся соправителем и фактически руководил московской политикой. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич».

Годы Патриаршества Филарета ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ. Многое сделал для восстановления в стране государственности после Смуты: добился проведения поземельной переписи, что обеспечило справедливое распределение подати и увеличило доходы казны, с помощью церковного суда укрепил дисциплину в государстве, начал реформирование армии и развитие хозяйства, заботился об открытии новых школ.

Также Филарет навел порядок в области церковного управления. Учредил особые Патриаршие приказы, которые упорядочивали церковные дела. В 1620 году по его благословению создана новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибирской части России.

Большое внимание Патриарх уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. В то же время предпринимал много усилий для ограждения России от западных религиозных влияний. Умер Патриарх Филарет 11 октября 1633 года. Похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.

Для боярина наипервейшее — знатность происхождения. Род Федора Никитича, будущего патриарха Филарета, восходил к Андрею Ивановичу Кобыле, московскому боярину, жившему в первой половине XIV при великих князьях Иване Даниловиче Калите и Симеоне Ивановиче Гордом. Многочисленные потомки его женились с большим разбором, и дочерей своих пристраивали с немалой выгодой. Наибольшая честь выпала деду Федора Никитича, Роману Захарьину-Юрьеву, чья дочь Анастасия стала первой женой Ивана Грозного и московской царицей. В честь своего деда Федор Никитич первым в роду начал носить фамилию «Романов».

На втором месте для боярина — почет. О нем позаботился отец Федора Никитича, Никита Романович, который был боярин свойственный , то есть состоявший в родстве (свойстве) с царем и царицей. Даже после внезапной смерти Анастасии он не потерял расположения государя и в 1584 году, согласно последней воле Ивана Грозного, возглавил опекунский совет из пяти персон, назначенный для присмотра над слабоумным наследником царевичем Федором. Царев шурин Борис Годунов в этом совете скромно сидел на четвертом месте, но опытный Никита Романович, прозревая будущее, перед своей кончиной именно ему поручил заботу о своих детях.

Борис Годунов, став всемогущим распорядителем при царе Федоре Ивановиче, поначалу держал слово. Всем семи братьям Романовым были оказаны милости, особенно старшему Федору Никитичу, заступившему опустевшее место главы рода. Несмотря на свою молодость (на момент смерти отца, в 1586 году, ему было около 32 лет), он стремительно продвигался по чиновной лестнице: разрядные книги отмечают его в 1589 году на десятом месте среди виднейших бояр, в следующем, 1590 году, — на шестом, а к концу царствования последнего Рюриковича Федор Никитич Романов уже имел чин главного дворового воеводы (главнокомандующего), исправлял, не выезжая из Москвы, должность наместника псковского и считался одним из трех руководителей государевой Ближней Думы. Впрочем, ни особых воинских подвигов, ни великих государственных дел за ним не числилось.

В эти годы Федору Никитичу вполне открылась и третья статья счастливой боярской жизни — изобильное благополучие. У него было все, что только могло поразить воображение тогдашнего москвича: богатый дом, всегда открытый для гостей, пышный выезд, толпа верных холопов, всюду его сопровождавших, лучшие охотничьи собаки и ловчие птицы. Статный красавец, он умел так ловко носить московские и польские кафтаны последнего покроя, что между портными вошло в обычай говорить заказчику, примеривая на нем платье: «Ты теперь вылитый Федор Никитич!» В 1593 году его «золотный» наряд (роскошное одеяние из золотой парчи) произвел неизгладимое впечатление на посла императора Рудольфа.

Словом, на Москве Федор Никитич слыл добрым, ласковым и щедрым боярином.

Женился он на Ксении Ивановне Шестовой — девице из небогатого, но древнего рода, с которой жил душа в душу, произведя на свет пятерых сыновей и дочь; из них отца пережил лишь один Михаил Федорович.

И все было бы славно и хорошо, если бы за масленицей не следовал с неизбежностью Великий пост.

***
В 1598 году умер бездетный царь Федор Иванович. В своем духовном завещании он отказал державу трем лицам — «святейшему Иову патриарху… да брату своему Федору Никитичу Романову, да шурину своему… Борису Федоровичу Годунову» .

Федор Никитич, не имевший опыта политических интриг, не посмел коснуться шапки Мономаха, и Годунов поспешно возложил ее на свою голову. Сразу же после воцарения его отношение к Романовым резко изменилось. От царского престола на Федора Никитича пахнуло холодным ветром. При новой разрядной росписи он не только не удостоился первого воеводства ни в одном полку, но был помещен последним в списке бояр.

Со стороны могло показаться, что старший Романов перенес оскорбление смиренно. Он послушно занял отведенное ему место при новом дворе. Но то была всего лишь видимость кротости. Беспечный щеголь умер, родился политик.

Вокруг Романовых постепенно сплотились боярские роды, недовольные «безродным татарином» на троне. В этом кружке и была высижена мысль о самозванце как эффективном орудии борьбы против Годунова.

На эту роль был выбрана забубенная голова — Юшка (Григорий) Богданов сын Отрепьев, в прошлом холоп на дворе у Михаила Романова, брата Федора Никитича. Замешанный в каком-то тяжелом преступлении, за которое ему грозило суровое наказание, он бежал из Москвы и постригся в монахи в глухом монастыре в Ярославской области. И вдруг невидимая рука извлекла его из ярославских лесов и вновь привела в столицу — и не куда-нибудь, а на патриарший двор, где его назначили переписчиком. Зачем это было сделано, догадаться нетрудно. По долгу службы Отрепьев получил доступ к важным бумагам. Для той роли, которая ему предназначалась, он должен был ознакомиться в архивах с материалами угличского следственного дела 1591 года о смерти царевича Дмитрия, и должность патриаршего секретаря обеспечивала доступ к этим документам. Одновременно заговорщики начали распространять слухи о том, что царь Борис виновен во множестве злодеяний, — в частности, он якобы подослал убийц к царевичу Дмитрию и приказал задушить царя Федора.

Механизм Смуты был запущен. Но Романовы и их сообщники не успели использовать свое тайное орудие, Борис опередил их.

За неимением прямых улик весной 1601 года на Романовых было состряпано дело о том, что они хотят «достать царство», отравив Бориса. Сейчас же на дворе у Александра Никитича Романова, по навету его казначея, были обнаружены мешки с «отравным зельем», которого хватило бы на то, чтобы отравить пол-Москвы. Романовых немедленно взяли под стражу. Арестованных, а также их дворню пытали, но добиться признания ни от кого не смогли. Поэтому обошлось без казней. Федора Никитича постригли в монахи под именем Филарета в далеком Антониево-Сийском монастыре; его жену вместе с детьми, среди которых находился малолетний Михаил — будущий основатель династии, сослали в Пермскую волость. Прочих братьев рассеяли по отдаленным городам.

Из шести арестованных братьев Романовых выжили только двое: Филарет и Иван; остальные умерли в ссылке.
Казалось, жизнь — привычная жизнь — кончилась навсегда. В смертельной тоске новоиспеченный монах горевал о своей семье, с которой уже не чаял увидеться: «Беда моя — жена да дети: как их вспомнишь, так точно рогатиной в сердце колет».

И вдруг весной 1605 года его настроение резко переменилось, он словно ожил. Монахи Сийского монастыря, Иринарх и Леонид, приставленные следить за Филаретом, донесли Годунову о странном поведении узника, который живет-де не по монастырскому чину, даже в Великий пост не исповедовался, в храме не бывал, а всегда смеется неведомо чему, и говорит про мирское житье, про ловчих птиц и собак, да как он в миру жил, на старцев же лает и бить их посохом хочет, и говорит им: «Увидите, каков я впредь буду!»

Беспричинное с виду веселье Филарета на самом деле имело вескую причину: это было время, когда названый Дмитрий уже шел на Москву, одерживая победу за победой над царскими войсками. Дело шло к свержению Годунова. И вот, слыша о появлении победоносного царевича, что должен был подумать Филарет? Он решил, что мина, заложенная им пять лет назад под Борисов трон, взорвалась!

Велико же было его изумление, когда, приехав в Москву из своей северной ссылки, он увидел, что вместо Григория Отрепьева на царский престол сел кто-то другой. Сам он называл себя сыном Грозного и утверждал, что в Угличе зарезали подставного младенца, а его — истинного царевича — скрыли от подосланных Годуновым убийц и спасли* . Растерянный Филарет вновь ушел в тень. Его страстное желание сбросить насильно навязанный монашеский клобук и вернуться в мир не исполнилось. По некоторым сведениям, в начале 1606 года он был соборным старцем в Троице-Сергиевом монастыре.

*О личности названого Дмитрия см .: и

***
Недолгое правление названого Дмитрия закончилось в мае 1606 года. Новый царь Василий Шуйский, не пользовавшийся доверием народа, попытался опереться на авторитет Церкви. При нем самые видные церковные посты заняли люди, не запятнавшие себя сделками с прежней властью. Ставленник названого Дмитрия патриарх Игнатий был низложен, и на его место избран Казанский митрополит Гермоген — ярый противник «латинства». Филарет был поставлен в Ростовские митрополиты, несмотря на то, что он «божественное писание разумел отчасти». Это было высокое назначение. В росписи церковных владык Ростовский архиерей занимал третью степень после митрополитов Новгородского и Казанского.

Этот новый излом его судьбы показал, что Филарет окончательно отказался от мысли вернуться к мирской жизни. Оставаясь по сути светским политиком, он связал свой удел с могучей силой, которой предстояло стать последней опорой разваливавшейся русской государственности — Православной Церковью. Отныне он держит себя с достоинством государственного мужа.

Между тем испытания его отнюдь не закончились. 11 октября 1608 года поляки Сапеги и казаки врываются в Ростов, грабят город, а захваченного в плен митрополита «с бесчестием» везут в Тушинский лагерь под Москвой. Здесь, однако, Филарета ждут неожиданные почести. Тушинский вор, разыгрывающий роль царевича Дмитрия, — родственника Романовых, — объявляет ростовского митрополита патриархом Московским и всея Руси.

Филарет подчинился обстоятельствам, но вел себя осторожно, «не склоняясь ни направо, ни налево», по словам келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына. Он не столько служил Вору, сколько духовно окормлял православную паству Тушинского лагеря. При случае всегда подчеркивал условность своей патриаршей власти. Единственная его грамота, сохранившаяся от того времени, начиналась словами: «Благословение великого господина преосвященного Филарета, митрополита ростовского и ярославского, нареченного патриарха Московского и всея Руси» .

Не случайно законный патриарх Гермоген, непреклонный по отношению к изменникам, никогда не ругал тушинского «антипатриарха». Так, в феврале 1609 года он пишет обличительную грамоту тушинцам, где между прочим говорится: «а которые взяты в плен, как Филарет митрополит и прочие, не своею волею, а силою, и на христианский закон не посягают, крови православных братий своих не проливают; таких мы не порицаем, но молим о них Бога» .

После свержения Шуйского оба патриарха оказались рядом, в одном стане с теми, кто готов был пролить свою кровь для прекращения Смуты. Лояльность Филарета была вознаграждена. Во время споров в Боярской думе о кандидатуре нового государя из уст патриарха Гермогена впервые прозвучало имя Михаила Федоровича Романова.

С этого дня Филарет превратился в «крепкий адамант» (алмаз), по выражению летописи, призывая русских людей всем вместе «стати против... злодеев». Впереди его ждали еще твердое «стояние в правде» на переговорах с Сигизмундом III под Смоленском, восьмилетний польский плен и триумфальное возвращение в Москву для того, чтобы занять пустовавший патриарший престол с титулом «Великого государя» и стать фактическим правителем государства (1619). Судьба, так долго водившая Филарета возле московского трона, наконец, позволила ему присесть на его краешек. Теперь ему предстояло избывать последствия Смуты, которую когда-то он сам и накликал на Русскую землю.

Юрий Магаршак
Филарет
Статья из журнала "Знание- сила" за сентябрь 2006

Поразительно, как стремительно меняется энергетический градус России! От полного покоя - к безудержному бунту и опять к покою, иногда на целое поколение или даже на целый век. После якобы тихого царствования Федора Иоанновича - вдруг буря и натиск времени поиска, которое совершенно неправомерно названо Смутным. Но во времени этом выделяется человек, почти неизвестный русскому обществу. Между тем именно он во многом определил судьбы России. Звали этого человека Федор Никитич Романов, и был он отцом первого государя династии Романовых, правившей страной триста лет. Почему именно Федор Никитич, а, скажем, не Борис Годунов или Василий Шуйский, намного более известные по курсам истории и к тому же имевшие царский титул?

Но вначале небольшая генеалогическая справка.
Мать царя Федора Иоанновича Анастасия Романовна Захарьина-Юрьева, первая жена Ивана Грозного, была сестрой Никиты Романовича Захарьина (от которого род начал называться Романовыми, по отцу, согласно русской традиции - Никита Романов сын). Таким образом, Федор Никитич Романов, сын Никиты Романовича, приходился государю Федору Иоанновичу двоюродным братом. Родство достаточно близкое, хотя сами Романовы по крови, разумеется, не были Рюриковичами. Федор Никитич Романов (1554-1633)-боярине 1586 года. Русский патриарх.

Это как? Отец избранного в результате свободного волеизъявления народа России Михаила Романова, за которого на Земском соборе было подано 277 подписей (57 духовенства, 136 бояр и высших служивых чинов, 84 городских служивых людей), что доказывает свободное и соборное избрание нового государя, - патриарх, то есть высший чин русской православной церкви? И избрание Государя, и патриаршество его батюшки - случайные, не связанные друг с другом события? Что-то тут не стыкуется, или мы совсем не знаем России и мира. Итак, углубимся в историю, в данном случае одного человека.

При Грозном Федор Никитич особо заметен не был. Что, впрочем, и неудивительно: в конце концов, всего лишь родственник первой из шести жен. А вот при его сыне Федоре, которому Федор Никитич приходился кузеном, новоиспеченный боярин играл видную роль, был дворовым воеводой и псковским наместником. Никто в Москве лучше Федора Никитича не умел ездить верхом; не было в Москве красивее и щеголеватее мужчины. Удалец, да и только! Современник иноземного (голландского) происхождения говорит, что если портной, сделавши кому-нибудь платье и примерив, хотел похвалить, то говорил своему заказчику: теперь ты ну просто совершенный Фёдор Никитич. Ну и по части женского пола не слаб был боярин
По смерти царя Федора Иоанновича ходили слухи, что тот назначил Федора Никитича своим преемником. Не назначил. Зато до коронации Бориса Годунова Романовы во главе с самым ярким из них, Федором Никитичем, затеяли небольшую интригу. Сделали попытку поставить на трон российский не Годунова, а Симеона Бекбулатовича. Того самого, которого Иван Грозный будто бы ради потешища и утехи сделал великим князем.
Опять что-то тут не стыкуется. Этот Симеон Бекбулатович был совершенно потешным великим князем, можно сказать, скоморохом на троне. А тут - всерьез? На престол сверхдержавы? Это как же понимать?
Особенно если учесть, что после возвращения Иваном всей полноты власти себе Бекбулатович не был ни сослан, ни осмеян, ни превращен в скомороха, а был послан княжить в Тверь (в современной терминологии, назначен полпредом), город, который, как мы помним, был старшим, выше Москвы и Киева, при передвижении Рюриковичей по княжескому столу. В самом деле: противопоставление в качестве кандидата в самодержцы Российской империи татарину Годунову другого татарина, бывшего при этом, в отличие от Бориса, предком Чингисхана и имевшего царский титул в провинции и великокняжеский в Москве, не так уж и странно.
Впрочем, в течение двух лет правления Годунова Романовы не испытывали притеснения.
1598-1600 годы. В Москве слухи, что царевич Дмитрий жив. При этом первое упоминание о существовании человека, впоследствии ставшего Лжедмитрием Первым, обнаруживается в имении боярина Федора Никитича.

1601 год. Этот человек объявляется в Речи Посполитой под именем Дмитрия, сына царя Ивана. Кто именно приписал ему вошедшее в историю имя Григория Отрепьева, остаётся невыясненным. Почти сразу псоле своего явления в Польше к этому Дмитрию, или Лжедмитрию, приходит атаман донских казаков Заруцкий, который признает в нем государя и гарантирует поддержку казаков. В том же 1601 году Борис Годунов обвиняет Романовых в измене, арестовывает и ссылает. Федор Романов пострижен в монахи, Черкасские, Репнины и другие боярские роды подвергнуты жестокой опале.

А вот это уже серьезно. Почему Борис, вообще говоря, человек милостивый, решил уничтожить ни с того ни с сего весь род Романовых, обвинив его ни много ни мало - в измене? И не сразу после восшествия на престол, а именно тогда, когда (лже?)Дмитрий заявил о себе в Польше? Связана ли была опала на всех Романовых с их поддержкой едва появившегося самозванца? Но не странно ли? Вдруг ни с того ни с сего к какому-то самозванному на помощь приходит армия казаков. И не только донских казаков – пришли все разом: и донские, и запорожские, и волжские, и яицкие. С чего это вдруг? И почему именно к этому царевичу Дмитрию, а не к какому-то их трёх десятков других, которые в это время были?
Несомненно было произведено следствие, в результате которого связь Самозванца с Романовыми и внезапной поддержкой армией казаков его притязаний на российский престол стала как минимум озадачивающей. Всех сыновей Никиты Романова царь Годунов разослал в тяжёлое заключение. При этом Фёдора Никитича и его жену (Ксению Ивановну Шестову) насильно постригли в монахи – новым монашеским именем Федора стало Филарет. Александр, Василий и Михаил Никитичи не пережили царской опалы. А Федор пережил.

И все же остановим величавую поступь истории еще на мгновение. Ведь этими своими шагами Борис Годунов навсегда определил маршрут русской истории. Если бы он казнил всех членов опального рода по примеру Ивана Грозного, не было бы династии Романовых в России, и история пошла бы по другому пути. Годунов же постриг – всего лишь постриг – Фёдора Никитича, устраняя его в качестве претендента на русский престол навсегда. Теперь для Федора Никитича Романова, человека незаурядного ума и непреклонной воли, в честолюбивых мечтах оставалось одно: править страной за спиной кого-то безвольного. Чего он несколько раз пытался добиться разными путями. И, в конце
концов, добился.
Поначалу жизнь Федора Никитича в монастыре была очень суровой, мало отличаясь от заключения. Приближение Лжедмитрия к России - даже всего лишь приближение! - изменило его положение кардинально. В 1605 году, когда борьба Бориса с Самозванцем была в разгаре, Филарет вдруг изменился и «смело отгонял от себя палкою монахов, которые приходили следить за ним».
В чём причина столь дерзкого поведения?
Между тем Самозванца по мере его приближения к Москве один за другим начали признавать государем русские города - ситуация стремительно приобретала признаки общенародного восстания против владычества Москвы и ее государя. А одним из первых деяний (лже)Дмитрия после коронации в Москве (в войске которого преобладали казаки: донские, волжские, запорожские, яицкие, а вовсе не поляки) было возвращение всех оставшихся в живых Романовых из
ссылки «как родственников». Чьих? Царевича Дмитрия или реального Самозванца? Этой деталью история не интересовалась. Иван Романов получил сан боярина, а чернец Филарет был возведен в сан ростовского митрополита (1605 г.)
Вот уж воистину из грязи да в князи! Из простых монахов, минуя все промежуточные церковные должности, сразу в митрополиты! То, что это неспроста, понятно. И то, что это неопровержимо доказывает тесную связь (лже)Дмитрия I с Романовыми - тоже. Но из этого следует еще одно: самое непосредственное влияние ошельмованного историей Самозванца на появление в России царствующего дома Романовых. Ведь если Романовы не были бы возвращены Самозванцем из ссылки и если бы Федор Никитич не был сразу возведен в митрополиты, история была бы другая.

Между тем Самозванец (или не самозванец?) воцарился в Москве и был коронован. И тут обнаружилось, что он вполне самостоятельный человек. За десять месяцев царствования (с июня 1605-го по май 1606-го) успел сделать немало полезного, например, открывал школы. Однако дальние планы, о которых царь Дмитрий говорил открыто, такие, как реформирование землевладения и права собственности над крепостными людьми, не могли не вызвать настороженность у власть придержавших. Живой, динамичный стиль правления повелителя, столь не похожий на всех без исключения государей московских до него, мог насторожить даже его сторонников. Царь определённо отбивался от рук.
Конец Государя Всея Руси Димитрия Ивановича наступил через несколько дней после коронования Марины Мнишек в качестве российской императрицы. Являлся ли приход в Москву сотен поляков из ее свиты фитилем, поджегшим пламя народного гнева, или же он был всего лишь поводом для начала восстания, организатором которого считают Шуйских (хотя участие других кланов, включая Романовых, историки также не исключают), - вопрос неясный.

Свержение Самозванца и воцарение Василия Шуйского не поколебало положения митрополита ростовского, удалившегося в свою епархию. Между тем к границам Московского княжества стали приближаться войска (лже)Дмитрия Второго, ставшие лагерем в 12 верстах от стольного града, в Тушине. Армия Самозванца, в русской истории называемая польской, в действительности состояла из русских, донских, запорожских и волжских казаков, шляхтичей и татар - тушинский лагерь многонационален. С другой стороны, и противостоявший тушинцам царь Василий Шуйский пытался найти помощь отнюдь не в России, а в мусульманском Крыму. По его призыву на Русь прибыл Кантемир-мурза с 10 000 всадников. Крымцы прошли мимо Тулы и устремились к Оке. Навстречу союзникам царь выслал гонца с богатыми дарами. По русским источникам, татары (!) атаковали тушинцев, и те едва «усидели в своих таборах на реке Пара». Таким образом, разделение на сторонников Шуйского и сторонников (лже)Дмитрия проходило отнюдь не по национальному признаку, как нас учат.
При взятии Ростова Филарет то ли арестован тушинскими отрядами, то ли просто примкнул к ним. Впоследствии Филарет Никитич удерживал свою епархию в повиновении Шуйскому, но напавшие на Ростов переяславцы сорвали с него, молившегося, святительские одежды, надели на страдальца сермягу, покрыли ему голову татарской шапкой и повезли в Тушино, в насмешку посадив с ним на воз какую-то девку. В Тушино же (лже)Дмитрий II, признанный к этому времени самодержцем российским многими русскими городами, встретил захваченного в плен (привезенного в таком непотребном и унизительном виде) Филарета с почестями и объявил патриархом.
Всё это как-то не стыкуется между собой, и каноническая история с сермягой и татарской шапкой вызывает сомнения, поскольку патриаршество Филарета у Самозванца сомнений не вызывает.
Находясь в Тушино и исполняя обязанности второго российского патриарха при втором российском царе, Филарет сумел одновременно и пользоваться доверием Самозванца, и сохранять репутацию польского пленника в Москве (польского, а не казацкого!) В 1610 году он (по официальной версии) был отбит («отполонен») у тушинцев, принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником Семибоярщины.

Присвоение (лже)Дмитрием II Филарету Никитичу сана патриарха Всея Руси вряд ли напоминало опалу. Юрисдикция нового патриарха распространялась на обширные территории, контролируемые тушинцами. Таким образом, на Руси оказалось не только две власти и два признанных государя, но и два патриарха. Однако - внимание! - перед врагами Самозванца патриарх представлял себя как его «пленник» и не настаивал на своем патриаршем сане. При этом - что поразительно - тушинского патриарха Филарета считали «своим» и находившийся в Кремле патриарх Гермоген, непримиримый враг (лже)Дмитрия, и сам Лжедмитрий. Что говорит о совсем незаурядных его дипломатических качествах. Запомним эту двойственность в восприятии Федора Никитича Филарета владыкой и мучеником, повелителем и узником, ибо с ней русская история повстречается еще раз, причем в этом втором случае вынести решение, был ли он узником или активно действующим политиком, будет еще сложнее.

В июле 1610 года Филарет вместе с войсками (лже)Дмитрия II участвует в свержении, по другим версиям - переговорах с позиции силы о добровольном отречении от власти Василия Шуйского и находится в самых дружественных отношениях с Семибоярщиной. И вдруг неожиданный поворот! Вместо ставки на Самозванца «семибоярщина» решает призвать на российский престол польского королевича Владислава. Тотчас как по команде, разумеется, по команде. Владиславу присягнула на верность Москва, а следом за ней и другие русские города. После чего именно Филарет Никитич (как он подписывал официальные документы) возглавил «великое посольство» (состоявшее из 1200 человек!) в осажденный поляками Смоленск, целью которого было заключение соглашения о призвании на русский престол Владислава в качестве конституционного, то есть ограниченного кондициями, государя. Одним из главных условий при этом было принятие юношей православия.
Надо сказать, что крайне отрицательное отношение русской идеологии, начиная с XVIII века и по сей день, к Семибоярщине и так называемому «Смутному времени» не находит рационального объяснения. Прежде всего обратим внимание на тот факт, что Смутное время, как его обычно датируют (с воцарения Годунова до воцарения Михаила) с точностью до года, месяца, дня и часа совпадает с единственным в истории российской монархии периодом, когда цари выбирались. Выборность государей - и даже упоминание о выборности государей! - могла вызывать резкое неприятие самодержавных Романовых. Но нам-то с чего испытывать к выборности высших должностных лиц Российской империи неприязнь? Что же касается идеи приглашения на российский престол юного польского принца (которому в этот момент было пятнадцать лет) при условии принятия им православия, то объективно лучшего способа объединения славян и придумать нельзя. Рассудите сами: почему на русском престоле может быть татарин (Годунов) и чуть ли не династия немцев (Екатерины Первая и Вторая - чистые немки, у Николая Второго 127/128 немецкой крови), а славянину это заказано? И почему население Руси того времени, огромного многонационального государства, могло исповедовать буквально любую религию (ислам, буддизм, поклонение небу, шаманство), только не католицизм? С чего это такой страх? Тем более что когда спустя полтора века Польша была поделена, присутствие католического населения на святой русской земле возражения не вызывало.
Представим на минуту, что Владислав стал русским царем, а затем по праву наследования - и королем Речи Посполитой. Многовековая мечта об объединении славян, о которой по сей день мечтают славянофилы всех стран, сбылась бы еще в XVII веке. Возникшая при этом империя простиралась бы не только от моря (Черного) до моря (Балтийского), чем особо гордилась Речь Посполитая, а от Карпат и Вислы до Тихого океана! Объединенное не только между собой, но и с народами великой степи славянство стало бы колоссальной силой, связанной и с Западом, и с Востоком многовековыми торговыми и культурными связями. Смешанные браки, равно как и приглашения на престол (вспомним не только полулегендарного Рюрика, но и многовековые традиции Новгорода, и княжеский стол как таковой), и до, и после этого времени были нормой: не случайно большая часть русской аристократии имеет либо литовское, либо польское, либо татарское происхождение. А если учесть, что условием приглашения на престол Владислава было принятие православия, то вообще непонятно, из-за чего, собственно, разгорелся сыр-бор. И почему рассмотрение Ивана Грозного кандидатом на польский престол рассматривается как позитивное историческое явление, а приглашение польского принца на престол русский - как чуть ли не худшее из всех возможных предательств? Но вернемся к Филарету.

Согласно канонической интерпретации, прибыв к полякам, Филарет отказался подписать договор, невыгодный для России, за что и был арестован и девять лет провел в плену, живя в доме Сапеги, где и узнал об избрании на русский престол своего сына Михаила. Тут возникают вопросы. Во-первых, Лев Сапега был не начальником тюрьмы и не пыточных дел мастером, как можно подумать, читая тексты учебников, а государственным канцлером, и дом его был роскошным дворцом.
Но еще более серьезно - неучастие патриарха Филарета, находившегося в польском плену, в избрании сына на царский престол, считающееся незыблемо каноническим в русской истории фактом, кажется более чем сомнительным. В действительности Филарет вел переписку с боярином Шереметьевым, возглавившим партию сторонников сына Филарета, ситуацию в Кремле, для чего совсем не обязательно было находиться в Москве.

Представим себе, что Филарет, хитроумнейший дипломат и феноменально сильная личность, уехал из Польши на Родину до избрания Михаила или вскоре после него. В этом случае ситуация легко могла выйти из-под контроля. Объективно пребывание Филарета в стане поляков было исключительно полезно России - лучшего посла в критический для русских момент и придумать было нельзя. Кроме того, не следует забывать, что далеко не все деятели церкви согласны с тем, что русский патриарх находился в плену у поляков. «Филарет руководил «великим посольством» и вел дипломатические переговоры, какой еще плен»? - воскликнул один из весьма образованных деятелей православной церкви, когда я напрямую спросил его, что он думает о пленении Филарета Никитича. Так или иначе, цель жизни Федора Никитича Романова была достигнута. Его послушный, никогда не перечащий воле батюшки сын взошел на престол.

После воцарения Михаила в России воцарилась разруха. Через пять лет разорено приблизительно две трети крестьян. Недовольство в русских городах и собственные амбиции подвигают Владислава, которому во время Семибоярщины успели присягнуть на верность многие русские города, в 1617-м пойти на Москву, чтобы отвоевать трон у Михаила, который, как он считал, ему принадлежит по праву принесенной ему всенародной присяги. В ноябре 1618-го он уже у Арбатских ворот Москвы. Идут тяжелые уличные бои (в которых полякам противостоял князь Пожарский) с большими потерями с обеих сторон. Владиславу не удается взять Кремль, и он начинает переговоры. В декабре того же 1618 года в Деулино, близ Троице-Сергиева монастыря, было заключено перемирие с Речью Посполитой. К Речи отошли Смоленская, Черниговская и Новгород-Северская земля с 29 городами. Несмотря на перемирие, Речь Посполитая не признала царем Михаила и не отказалась от своих притязаний. В следующем году совершился размен пленных; 65-летний Филарет вернулся в Москву и с первого же дня своего возвращения фактически правил Россией вплоть до своей смерти (1633) под именем «великого государя».
Все распоряжения верховной власти выходят отныне от имени двух царей - отца и сына, обоим делались доклады, обоим представлялись иностранные послы. Сын-самодержец, по существу, ничего не решал. Обращение «святой отец» (обычное в церкви по отношению к пастырям) в доме Романовых первого поколения (при обращении младшего государя к старшему) приобрело удвоенный смысл. Двор Филарета Никитича, патриарха и государя всероссийского, отца и светского и духовного, был устроен по образу двора государей Московского царства при Рюриковичах. Все грамоты выходили за двумя подписями. При патриархии возникли даже патриаршие приказы (министерства, в современной терминологии). В правление Филарета еще более выросли и без того громадные церковные вотчины, а влияние духовенства на жизнь мирскую стало колоссальным. Филарет Никитич был строг к кулачным и другим играм. Забавы, которыми сам он в молодости пробавлялся, были строжайше запрещены. При нем Русь стала самодостаточной и более закрытой от западных веяний - дурных ли, хороших ли. Но что, пожалуй, наиболее важно: при Филарете Никитиче Романове святость Русской земли - всюду, куда ступил русский сапог или русский лапоть, святость, нашедшая отражение в первой строке национального гимна державы спустя три с половиной века, впервые стала официальной государственной доктриной, остающейся незыблемой до сих пор.

Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов)

Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов; ок. 1554 — 1 (11) октября 1633) — церковный и политический деятель Смутного времени и последующей эпохи; третий Патриарх Московский и всея Руси (1619—1633). Первый из рода Романовых, носивший именно эту фамилию; двоюродный брат царя Фёдора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного); отец первого царя из рода Романовых — Михаила Фёдоровича (избранного на трон в 1613 году).

Филарет (Романов-Юрьев Феодор Никитич) (1619 - 1633). Шилов Виктор Викторович

В ранние годы Фёдор Романов не помышлял о монашестве и духовной стезе. Боярин (c 1586 года), один из первых щёголей в Москве, сын влиятельного Никиты Захарьина-Юрьева, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана IV Грозного, он считался возможным соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году.

Царь Федор Иванович. Парсуна. Неизвестный художник. (копия с парсуны XVII в в.) ФГУК "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Борис Фёдорович Годунов

В 1590-е годы занимал ряд государственных и военных постов: был псковским наместником, участвовал в переговорах с послом императора Рудольфа II, служил воеводой в ряде полков.

«Рудольф II, император Священной Римской империи.»

Вместе с другими Романовыми, подвергшимися опале при Борисе Годунове, который рассматривал их как своих соперников в притязаниях на московский престол, в 1600 году был сослан. Он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет » и «Марфа» , что должно было лишить их прав на престол. Единственный выживший их сын — Михаил Фёдорович — впоследствии в 1613 году был избран русским царём.

Филарет (Эрмитаж)

«Неизвестный художник. Портрет инокини Марфы (Ксения Ивановна Шестова).»

Один из моментов избрания Михаила Романова на царство. Сцена на Красной площади. Правая верхняя часть иллюстрации срезана в подлиннике

Венчание на царство Царя Михаила Федоровича в Успенском соборе

До того Филарет успел пережить новые взлёты и падения: освобождённый как «родственник» из Антониево-Сийского монастыря Лжедмитрием I в 1605 году и занявший важный церковный пост (митрополит Ростовский), Филарет остался в оппозиции свергнувшему Лжедмитрия Василию Шуйскому и с 1608 года играл роль «нареченного патриарха» в Тушинском лагере нового самозванца, Лжедмитрия II; его юрисдикция распространялась на территории, контролируемые "тушинцами" , при этом он представлял себя перед врагами самозванца как его «пленник» и не настаивал на своём патриаршем сане

С. В. Иванов. «В Смутное время»

В 1610 году он был отбит («отполонён») у тушинцев, вскоре принял участие в свержении Василия Шуйского и стал активным сторонником семибоярщины.

Насильственное пострижение Василия Шуйского (1610 г.).

В отличие от патриарха Гермогена, он в принципе не возражал против избрания царём Владислава Сигизмундовича, но требовал, чтобы тот принял православие. Участвуя в переговорах с отцом Владислава, польским королём Сигизмундом III под Смоленском и отказавшись подписать подготовленный польской стороной окончательный вариант договора, он был арестован поляками (1611).

Павел Чистяков — «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», 1860

Владислав IV Ваза

Сигизмунд III Ваза

1 июня 1619 года был освобождён (в порядке обмена пленными) в соответствии с условиями Деулинского перемирия 1618 года, и был торжественно встречен сыном.

Прибыл в Москву 14 июня 1619 года; 24 июня его интронизацию по чину поставления первого Московского Патриарха совершил бывший в Москве Иерусалимский Патриарх Феофан III.

Феофан III (патриарх Иерусалимский)

Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич» ; фактически руководил московской политикой.

По воспитанию и характеру был человек светский; в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо и по спорным вопросам (как-то, скандальное разбирательство из-за слов «и огнем» в молитве на освящение воды в Потребнике) сносился с Вселенским Патриархом и испрашивал определения о том Собора Восточных Патриархов.

Книгопечатание

Филарет уделял большое внимание печатанию книг и исправлению ошибок в текстах древних рукописей. В 1620 году возобновил работу Московской типографии на Никольской улице, основанную еще Иваном Грозным в 1553 году. Учредил «правильню» — особое помещение для справщиков (редакторы древних рукописей). Филарет особо следил за «чистотой» древних текстов, для чего привлекались самые образованные справщики, которые обязаны были сверять тексты с древними славянскими рукописями, а иногда прибегали к греческим источникам. Исправленные книги распространялись по монастырям, церквям и торговым лавкам по себестоимости, без наценки. В Сибирь книги рассылались бесплатно. Всего Московская типография при Филарете выпустила множество изданий месячных миней и ряд богослужебных книг.

Титулярник (17 век, ГИМ) Выставка "Романовы. Начало династии", приуроченная к 400-летию избрания на царство Михаила Федоровича Государственный Исторический музей, весна 2013 года.

Реформы церковного управления

Управление патриаршим двором Филарет стремился устроить по образцу государева двора. Был создан новый класс патриарших дворян и боярских детей, получавших за службу поместные оклады.

20 мая 1625 года Филарет на правах государя издал царский указ, по которому патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьянское население патриаршей области во всяких делах, кроме татьбы (воровства) и разбоя. Таким образом, при Филарете патриаршая область окончательно сложилась как государство в государстве. Её управление упорядочилось, но и значительно усложнилось.

Согласно светским государственным учреждениям, возникают патриаршие приказы:

Судный, или разрядный — ведал судебными делами;

Церковный — ведал делами церковного благочиния;

Казенный — ведал сборами с духовенства;

Дворцовый — вел хозяйство патриарших вотчин;

В каждом приказе сидел патриарший боярин с дьяками и подьячими. Патриарх лично принимал и подписывал доклады. Также Филарет провел полную опись церковного и монастырского имущества и пересмотр жалованных грамот, выданных монастырям с переданными в их пользование землями.