» » Формирование наций в европе. Формирование европейских наций

Формирование наций в европе. Формирование европейских наций

Таким образом, в рамках государства ускоряются консолидационные процессы, нередко ведущие к объединению и слиянию близких по историческим судьбам народностей. Как и народности, нации скреплены связями территориального, а не брачно-родственного характера. Государство и здесь играет роль важного цементирующего фактора. Однако для обеспечения сплочения нации еще большее значение, чем политические, имеют связи экономические. Присущие народностям признаки получают новое качество: нации отличаются устойчивой общностью территории, экономики и культуры, общим языком. Внутренние культурно-информационные связи в нации, как правило, намного интенсивнее, чем в предшествующей народности. Наконец, на почве всего этого у наций формируются общие черты национального характера, более четкое, чем у народност ей, этническое самосознание.
Процесс формирования наций в Европе в основном завершен.
Так, английская нация сложилась в XVI в., русская - в XVII - XVIII вв., немецкая и итальянская - к XIX в. Десятки наций сформировались в XX в. Однако, в некоторых частях света процесс становления наций продолжается, разворачиваясь в иных экономических и, прежде всего, политических условиях, нежели формирование европейских и особенно западноевропейских наций

Исторический процесс формирования нации связывают с формированием капиталистических отношений, ликвидацией феодализма и формированием централизованного управления, укреплением хозяйственных отношений. В тоже время, не следует игнорировать тот факт, что все предшественники капитализма экономическое, политическое и духовное развитие общества подготовили материальные и духовные предпосылки для образования наций. Но в условиях докапиталистического общества формирование нации было не возможно. Такие предпосылки объединения народностей в нации, как общие территории, язык, определенные критерии культурного единства, зародыши хозяйственной целостности, возникают еще при феодализме. А формирование экономической общности связывают уже с генезисом и утверждением капитализма, разрушившего разные феод альные перегородки и определившего прочные экономические связи среди различных регионов того или иного государства.
Желание буржуазии создать предпосылки для своего независимого роста, с одной стороны, позволило объединить разрозненные и изолированные феодальные хозяйства. Буржуазия настаивала на государственном единстве территорий, которые бы занимали народы, говорящие на одном языке. Помимо этого, в ходе развития капитализма устранялись все препятствия развития языка и закрепления последнего в литературе. В этой связи, формирование нации - это процесс экономического, территориального и языкового союзы людей, который обеспечивает свободное развитие производительных сил. Экономические отношения и интересы приобретают значение главной движущей силы национального формирования. На формирование нации оказывали воздействие и другие факторы, способствовавшие ускорению или затруднению процесса ее формирования. Среди таких факторов выделяют: тип власти, расовые и культурно-психологические факторы, религию и географическое положение.
Необходимо выделить, что формирование национальных отношений, национальных уз и самой нации не стало обычным продолжением исторических племенных, родственных и этнических связей. В результате перехода от феодализма к капитализму произошло резкое ускорение этнических процессов, которые во многом стали следствием и формой социально-экономических процессов. В этой связи, социальные явления, язык, специфика культуры, нравы, привычки и обычаи, самосознание, т. е. по сути своей этническая специфика и признаки человеческих групп, оказывают значительное влияние на сплочение и развитие национальных связей.
Цель данной работы рассмотреть формирование европейских наций

ВВЕДЕНИЕ 3

1.Формрование европейских наций 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

1. Волобуев О.В. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX века. - М.: Дрофа, 2012. - 254 с.
2. Журавлева И.А. Всемирная история. История средних веков.-М.: 2007.-214с
3. Ревякин А.В. Всеобщая история.-М.: 2013.-254с
4. Уколова В.И. Всеобщая история с древнейших времён до конца XIX в. - М.: Просвещение, 2012. - 380 с.

Введение…………………………………………………………………………………………3

    Понятие о «нации»……………………………………………………………………...3

    1. Нация и национальность……………………………………………………………3

      Нация и язык………………………………………………………………………....4

      Формирование наций……………………………………………………………….4

      История………………………………………………………………………………5

      Национальная культура……………………………………………………………..5

      Психологический аспект…………………………………………………………....6

    Основные подходы к трактовке термина «нация»…………………………………….6

    1. История и развитие подходов к трактовке «нации»………………………………8

    Национализм……………………………………………………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………………………...12

Список использованной литературы………………………………………………………….14

Введение

Исторически термин “нация” (от лат. nascor - рождаться) использовался еще в Древнем Риме для обозначения небольших народов. При этом он применялся наряду с термином греческого происхождения “этнос”, обозначавшим племя (общность людей), объединенных родством, сходством языка и территорией. Впоследствии “нация” в основном стала употребляться для характеристики результатов слияния нескольких этносов, произошедшего в результате миграции, захвата территории или объединения земель, ассимиляции. В разных ситуациях термин “нация” может означать и этническую общность, и все население государства, а в английском языке он может еще и служить синонимом понятия государства. Такое положение привело к тому, что в трудах некоторых современных научных школ и даже в международных документах понятия “нация” и “этнос” могут использоваться как взаимозаменяемые.

    Понятие о «нации»

Нация (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность людей индустриальной эпохиhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F - cite_note-0 , сложившаяся в результате становления государства; фаза развития этноса (по ступеням: род - племя - народность - народ - нация), в которой данный конкретный этнос обретает суверенитет и создает собственную полноценную государственность. Может рассматриваться как форма этнической жизни индустриальной эпохи.

Имеется иная точка зрения, утверждающая, что нация создаёт государство для своих нужд, при этом сама нация понимается как «суперэтнос», т. е. множество взаимосвязанных народов и народностей, относящихся друг к другу с положительной комплементарностью.

В международном праве является синонимом государства.

      Нация и национальность

Следует различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и «национальность». Понятие «национальность», выражая этническую общность, представляет собой лишь один из факторов нации и народности. Поэтому оно является более узким, чем понятие «нация». Источник этнической связи людей - общность генетических характеристик и природных условий бытия, приводящих к дифференциации данной первичной группы от другой. Нация - более сложное и позднее образование. Если этносы существовали на протяжении всей мировой истории, то многие нации формируются уже в период Нового и даже Новейшего времени.

Нация может быть 2 видов: полиэтничной (многонародной) или моноэтничной.

Нация - историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки.

В некоторых случаях синонимом нации является понятие «народ»; в конституционном праве англо- и романоязычных стран - термин, обычно имеющий значения «государство», «общество», «совокупность всех граждан».

      Нация и язык

Язык тоже не является универсальным дифференцирующим признаком нации: уникальность нации не обязательно сопровождается уникальностью языка. Есть нации, которые делят друг с другом один и тот же язык (таковы немецкий, английский, арабский, сербохорватский, азербайджанский), а есть нации, говорящие на чужом для всех или почти всех этнических групп языке - индийцы, ханьские китайцы (два основных разговорных языка Китая, пекинский и кантонский, хоть и именуются диалектами, но лингвистически отстоят друг от друга дальше, чем английский от немецкого).

В Швейцарии единая нация пользуется четырьмя языками: немецким (65 % населения), французским (18,4 %), итальянским (9,8 %), и ретороманским (0,8 %). В Германии существует множество местных диалектов, сильно отличающихся от нормативного немецкого.

      Формирование наций

Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки нации формировались в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на исторически сложившейся в результате колониальных разделов территории из различных по языку, культуре, экономическим связям племён и народностей и становились формой территориально-экономического сплочения, политического и культурного развития этих стран. Следует учитывать также, что образование наций не является универсальной стадией развития всех народов мира. Многие малочисленные народы (племена, языково-территориальные группы) нередко сливаются с крупными нациями.

Эрнест Геллнер считал индустриальное общество условием возникновения национализма, а Бенедикт Андерсон считал национализм условием перехода к индустриальному обществу.

В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации - проекты представителей романтизма). На формирование шотландской нации оказали большое влияние Роберт Бёрнс и Вальтер Скотт, датской - Ганс Христиан Андерсен и Бертель Торвальдсен, польской - Фредерик Шопен, Адам Мицкевич и Генрик Сенкевич, итальянской - Джузеппе Мадзини, финской - Элиас Лёнрот, еврейской - Бен-Йехуда, а немецкой - Шиллер, Гёте и Гердер.

      История

Первыми современными нациями, по утверждению классика исследования национализма Бенедикта Андерсона, были латиноамериканские, сформировавшиеся в ходе борьбы против испанской короны, за которыми с небольшим отрывом последовали США и затем Франция. Впервые понятие нация в его политическом значении появилось именно в ходе Великой Французской революции, когда возникла необходимость сформировать некую общность взамен утраченного «подданства французской короны».

Ранее 1750 года обнаружить зачатки национализма уже очень сложно, национализм - феномен Нового времени.

В 1800-е годы возник немецкий национализм, затем последовали национализмы Греции и скандинавских стран (1810-20 годы), итальянский национализм (1830-е годы), в 1850-1900 годах национализм распространился на страны Восточной Европы и в Индию, а в начале XX века - в страны Азии и Африки. Самыми исторически молодыми нациями стали нации вьетнамцев и камбоджийцев - их рождение пришлось на 1930-50 годы.

Таким образом, идеология национализма в одном из своих аспектов заключается в обособлении и вычленении отдельной нации из общего числа народностей, проживавших до возникновения нации на определённой территории. После обособления нации парадигма национализма начинает работать на становление, защиту и укрепление своей нации.

      Национальная культура

Нация - феномен в первую очередь культурный, и только потом этнический и социальный.

Национальная культура в общем не может ограничиваться узкими рамками гомогенной этнической общности. Напротив, полноценное развитие нации требует гораздо более высокого уровня дифференциации духовных ориентаций и образа жизни, чем этническая. Она включает в себя различные варианты субкультур, обусловленные этническими, географическими, социальными, хозяйственными и классовыми факторами. Часто отмечается, что нация складывается не через утверждение единообразия. Она представляет собой чрезвычайно неоднородное образование, состоящее из компонентов различного рода, хотя каждый из них в отдельности содержит общие культурные признаки, отличающие данную нацию. Характерной особенностью национальных культур является их широкая дифференциация по профессиональному и социальному признакам.

      Психологический аспект

В традиционной экономике человек рождается, живёт и умирает в одном и том же кругу, находится в окружении одних и тех же людей, не испытывая нужды в другом сообществе. Индустриальное общество ломает эту картину: люди становятся всё более и более мобильными, соседские и семейные связи расторгаются. Нация восстанавливает психические и социальные связи человека на новом уровне, соответствующем глобальному размаху повседневной жизни. Бенедикт Андерсон назвал нацию «воображаемым сообществом» - сообществом, которое создаётся и удерживается не личным знакомством членов, а силой их воображения, их братских чувств.

    Основные подходы к трактовке термина “нация”.

Современное специализированное понимание понятия нации, непосредственно связываемое с государственностью и гражданской идентичностью, родилось во времена Французской революции XVIII века и отражало начавшийся процесс формирования национального самосознания. Наряду с развитием теоретических представлений, признающих нацию в качестве специфического и весьма значимого политического актора, существуют и точки зрения, согласно которым нация является выдумкой, фикцией. К. Поппер и его последователи, в России группа современных ученых (В. Тишков, Г. Здравомыслов) рассматривают нацию в качестве метафорического отображения этно - культурной реальности.

Несмотря на обилие теоретических трактовок нации в социально-политической мысли, в настоящее время можно говорить о преобладании двух основных теоретических подходов к ее пониманию – конструктивистском и примордиалистском . Приверженцы первого рассматривают нацию в качестве результата сознательной деятельности того или иного субъекта – интеллектуальной элиты, культивируемой государством солидарности и т.д. Э. Гельнер, Э. Хобсбаум считают, что нации своим происхождением обязаны деятельности государства. Такое понимание нации утверждало формулу “один народ – одна территория – одно государство”, которая послужила ориентиром формирования национальных государств в Европе XIX века. Другой образец идеи и практики формирования нации исходил из ее признания в качестве органической общности, спаянной общей для людей культурой. Здесь на первый план выдвигались язык, традиции и обычаи, акцентирующие внимание на общности происхождения, факторах кровного родства. Сложившийся на этой основе примордиалистский подход трактует нацию как объективно сложившуюся общность людей, которая обладает вполне определенными интересами и существование которой не зависит от чьих-либо сознательных действий. Наиболее показательной в этом отношении является позиция известного немецкого ученого второй половины XIX в. Отто Бауэра. С его точки зрения, нация является группой лиц, для которых характерна “общность территории, происхождения, языка, нравов и обычаев, переживаний и исторического прошлого, законов и религии… Нация – это вся совокупность людей, связанных в общность характера на почве общности судьбы”.

По другой типологии одну из этих концепций условно можно было назвать этнической , а другую - государственной , или гражданской . Согласно первой - нация есть этнос, согласно второй - нация есть совокупность всех граждан государства, это все его население без различия этнической принадлежности.

Как видно из всего сказанного выше, в каждой из них присутствует доля истины, но отнюдь не вся истина. И та и другая упускает из вида то главное, что делает ту или иную совокупность индивидов нацией, - наличие у составляющих ее людей одного общего отечества. Сторонники первой точки зрения не понимают, что люди, составляющие этнос, могут образовывать нацию, а могут и не образовывать ее. А сторонники второй концепции не принимают во внимание, что понятия страны, государства могут совпадать с понятием отечества, а могут и не совпадать. Они не хотят считаться с тем фактом, что для людей, живущих в том или ином государстве, оно может быть их отечеством, а может и не быть им.

В рамках примордиалистского подхода создал свою оригинальную теорию этногенеза Л.Н. Гумилев. Он предложил рассматривать этнические общности с точки зрения наличия в них двух форм движения – биологической, включавшей в себя воздействие географического ландшафта, культурных факторов, взаимоотношений с соседями, и социальной, предполагающей наличие особого источника развития. Под ним подразумевалась так называемая пассионарность, проявляющаяся в концентрации человеческой энергии и в поведении конкретных людей, задающих тон и направление развития данной общности.

Особая позиция сложилась в марксизме , интерпретировавшем нацию как специфическую общность, обладавшую вторичным по отношению к классам значением, а национальный вопрос представлявшем в качестве составной части классовой борьбы в период капитализма. Место той или иной нации в жизни общества определялось в зависимости от степени ее политического самоопределения. Соответственно национальные общности подразделялись на те, которые способны к государственной организации (собственно нации) и те, которые еще не готовы к такого рода организации собственной жизни (народности).

Прямо противоположные идеи были предложены авторами культурологического подхода, в частности М. Вебером, рассматривавшим нацию как анонимное сообщество людей, принадлежащих к одной культуре. При таком понимании консолидация нации происходила по мере овладения и осознания людьми групповых ценностей в качестве ведущих ориентиров, систематизирующих их видение мира. Предполагалось, что даже представители различных этносов, освоивших и руководствующихся одной и той же системой ценностей, могут рассматриваться как представители одной нации.

Практическое политическое значение конструктивистского и примордиалистского трактовок нации выражается, прежде всего, в том, что предложенные ими идеи создают различные концептуальные рамки для формулировки требований к государственной власти от имени национальных групп. Наиболее полно политическое значение разного рода теоретических и идеологических подходов выражается в многообразных формах и типах национализма.

      История и развитие подходов к трактовке «нации»

Систематизированные представления о нации стали складываться три века назад. В начале ХVIII в. Д. Вико выдвинул концепцию развития наций, которая предвосхищала евроцентризм Просвещения. В книге «Основания новой науки об общей природе наций» он утверждал, что существуют объективные законы развития, обязательные для всех народов. Эти идеи были развиты затем в программе Просвещения Вольтером, Кондорсе, Гердером. Считалось, что незападные «отсталые» народы являются живыми представителями схожего этапа, который когда-то пережили народы Западной Европы. Иные концепции, исходящие из идеи многообразия путей развития культур и цивилизаций, развивали Н.Я. Данилевский и О. Шпенглер, А. Тойнби и П. Сорокин.

Ранние представления о нации были, как мы сказали бы сегодня, проникнуты примордиализмом. К. Вердери пишет в популярном тексте: «Еще в трудах немецкого философа и теолога Иоганна Готфрида фон Гердера нации - как и индивиды - воспринимались в качестве действующих лиц истории, обладающих собственным характером или душой, миссией, волей, духом; у них есть исток/место рождения - в национальных мифах это, как правило, колыбели - и родословная (обычно по отцовской линии), а также жизненные циклы, включающие рождение, периоды расцвета и увядания и боязнь смерти; в качестве своего материального референта они имеют территории, ограниченные, подобно человеческому телу. Нациям, по аналогии с индивидами, приписывают некую идентичность, часто основываемую на так называемом национальном характере. Таким образом, национальная идентичность существует на двух уровнях: на уровне индивидуального чувства национальной принадлежности и на уровне идентичности коллективного целого по отношению к подобным ему другим».

Гердер видел в нациях природное явление, чей рост объясняется действием естественных законов а государства объявлял искусственными образованиями. «Природа воспитывает людей семьями, - писал он, - и самое естественное государство - такое, в котором живет один народ, с одним присущим ему национальным характером... Ничто так не противно самим целям правления, как неестественный рост государства, хаотическое смешение разных человеческих пород и племен под одним скипетром». Таким образом, Гердер заложил основы не только культурного, но и политического национализма, предвосхитив тезис «одна нация - одно государство».

Сегодня представление о нациях менее романтическое. Вот краткая формулировка в стиле конструктивизма: «Пользующиеся терминами «нация» и «национализм» обнаруживают склонность считать их значения само собой разумеющимися, исконными, освященными практикой и неоспоримыми. Сложившееся положение говорит очень многое об их легитимизирующей силе и ведущей роли в современном мире. Однако практически все из наиболее проницательных специалистов-теоретиков в данной области сходятся во мнении, что эти термины принадлежат к тому слою современных понятий, которые служат делу идеологического оправдания и политической легитимизации определенных представлений о территориальном, политическом и культурном единстве.

Будучи необходимыми для процессов внутренней интеграции новых европейских государств, подобного рода понятия были порождены эпохой Возрождения, временами колониальной экспансии, религиозных войн и либерального буржуазного капитализма. Другими словами, именно потребность современного государства в интегрированности населения положила начало идеологии национализма, которая в свою очередь создала нацию. Как отмечал Эрик Хобсбаум, не нация создала государство, а государство породило нацию».

Гражданское и этническое, конструктивистское и примордиалистское представления о нациях вырабатывались параллельно, в двух, можно сказать, ведущих диалог парадигмах. О.Ю. Малинова пишет: «Одни [философы], в частности Милль и Ренан, представляли нацию результатом свободного выбора людей, выражающих волю жить вместе и под «своим» правлением... Другие, например Мадзини, В. Соловьев, Масарик, видели в ней воплощение воли Провидения, предначертавшего каждой части человечества собственную миссию; естественную форму сообщества, обеспечивающую прогресс единого человечества… И хотя интерпретации нации, предложенные Миллем и Ренаном, допускали развитие в духе конструктивизма, эссенциалистское представление о нациях и национализме как о «том, что с нами случается», а не о «том, в создании чего мы принимаем участие» в ХIХ в. безусловно превалировало».

В западной культуре принадлежность к какой-то нации стало считаться чем-то естественным и необходимым. Видный исследователь проблемы нации и национализма Э. Геллнер пишет: «Человек без нации бросает вызов общепринятым нормам и потому вызывает отвращение. У человека должна быть национальность, как у него должны быть нос и два уха; в любом из этих случаев их отсутствие не исключено, и иногда такое встречается, но это всегда результат несчастного случая и само по себе уже несчастье. Все это кажется самоочевидным, хотя, увы, это не так. Но то, что это поневоле внедрилось в сознание как самоочевидная истина, представляет собой важнейший аспект или даже суть проблемы национализма. Национальная принадлежность - не врожденное человеческое свойство, но теперь оно воспринимается именно таковым…

    Национализм

Национализм (фр. nationalisme) - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму.

В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме.

Российские СМИ «национализмом» часто называют этнонационализм, в особенности его крайние формы (шовинизм, ксенофобия и др.), которые делают акцент на превосходстве одной национальности над остальными. Многие проявления крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.

Национализм подчёркивает различия, колорит и индивидуальность наций. Эти отличительные черты носят культурно-этнический характер. Национальное самосознание способствует идентификации существующих иностранных вкраплений в культуру и рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации.

Кроме того, национализм рассматривает нацию как эквивалент индивидуума, как социологический организм. Равенство людей перед законом независимо от их социального статуса или происхождения аналогично равенству наций независимо от их размера или мощи с точки зрения международного права. В представлении националистов, нации могут обладать талантами или чувствовать себя жертвами. Нация также объединяет настоящее поколение с прошлыми и будущими, что мотивирует людей к высокой самоотдаче, вплоть до того, что они готовы ради её спасения пожертвовать своей жизнью.

Связанными с этой концепцией являются такие понятия, как «национальные ценности», «национальные интересы», «национальная безопасность», «национальная независимость», «национальное самосознание» и др.

Хотя сказанное выше относится к национализму в целом, его разновидности могут выдвигать также и другие идеологические требования: формирование нации вокруг определённого этноса (национальности), всеобщий равный правовой статус и др.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе обе компоненты.

Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность государства определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора и отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, равный правовой статус перед законом, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Он не признаёт независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагает, что подобная автономия нарушает единство нации.

Либеральный национализм делает акцент на либеральных ценностях и утверждает, что существуют общечеловеческие ценности, такие как права человека, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.

Этнический национализм (другие названия: этнонационализм, культурно-этнический, органический, романтический, восточный национализм) полагает, что нация является фазой развития этноса и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют как правило те движения, которые делают акцент на этнонационализме. С его точки зрения, членов нации объединяет общее наследие, язык, религия, традиции, история, кровная связь на основе общности происхождения, эмоциональная привязанность к земле, так что все вместе они образуют один народ. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

Иногда при классификации выделяют культурный национализм , так что этнический национализм становится более узким понятием. Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций и культуры. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства, а также поощрение ассимиляции этнических меньшинств для сохранения единообразия нации.

Примордиальный этнический национализм полагает, что нация основана на общем реальном или предполагаемом происхождении. Принадлежность нации определяется объективными генетическими факторами, «кровью». Сторонники данной формы утверждают, что национальная самоидентификация имеет древние этнические корни и потому носит естественный характер. Они высказываются за самоизоляцию культуры этнического большинства от других групп и не одобряют ассимиляцию.

Крайний национализм нередко ассоциируется с экстремизмом и ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство приводит к сепаратизму. Радикальный государственный национализм является ключевой составляющей фашизма и нацизма.

Характерная для национализма размытость идеологии и эклектичная структура политических движений часто открывает возможности для политики «двойных стандартов». Например, стремящиеся к сохранению своей культуры «нации-гегемоны» обвиняют в великодержавном шовинизме, борьбу малых народов за национальную независимость называют сепаратизмом, - и наоборот.

В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» отличается от описываемой в данной статье идеологии и по смыслу приближается к шовинизму, этнократии и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Следует отметить, что негативное употребление понятия «националист» бытует не только в России.

Заключение

Обсуждение двух очень приблизительных, временных определений поможет добраться до сути этого расплывчатого понятия.

    Два человека принадлежат к одной нации, если, и только если, их объединяет одна культура, которая, в свою очередь, понимается как система идей, условных обозначений, связей, способов поведения и общения.

    Два человека принадлежат к одной нации, если, и только если, они признают принадлежность друг друга к этой нации.

Иными словами, нации создает человек; нации - это продукт человеческих убеждений, пристрастий и наклонностей. Обычная группа людей (скажем, жителей определенной территории, носителей определенного языка) становится нацией, если и когда члены этой группы твердо признают определенные общие права и обязанности по отношению друг к другу в силу объединяющего их членства. Именно взаимное признание такого товарищества и превращает их в нацию, а не другие общие качества, какими бы они ни были, которые отделяют эту группу от всех стоящих вне ее».

Когда этнос совпадает с населением государства, являющего одновременно социором (речь, разумеется, идет о современных государствах и социорах), то эта совокупностью людей почти обязательно является и нацией. Если такого совпадения нет, все обстоит гораздо сложнее.

Когда в пределах государства существует несколько этносов, то люди, входящие в состав каждого из них, могут образовывать только этнос, но не особую нацию, а могут быть и самостоятельной нацией. Все зависит от того, что они считают своим отечеством: всю страну в целом или же только ту ее часть, которую компактно населяют.

Таким образом, население страны, разделенное на несколько этносов, может быть единой нацией, а может не быть ею. Все дело в том, принимают ли все граждане государства его за свое единое отечество или не принимают. Если принимают, то все они образуют одну нацию, если же члены каждого из этносов относятся как к своему отечеству только к той части территории страны, которую населяют, то в стране существует столько наций, сколько в ней этносов.

При таком понимании нация выступает как явление чисто субъективное: обусловленное мнением людей, их взглядами, воззрениями. И некоторые исследователи, абсолютизируя эти моменты, приходят к выводу, что нации, как и этноса, вообще в социальной реальности не существует. Эти явления существуют лишь в сознании людей. Крайний взгляд - этносы и нации существуют лишь в головах исследователей, представляют собой лишь их мыслительные конструкции.

Дело, однако же, в том, что национальное самосознание формируется под влиянием определенных объективных факторов, которые уже были выше рассмотрены и среди которых главную роль играют объективные, материальные интересы. Нужно также учитывать, что сознание национальной принадлежности не является чисто умственным продуктом. Оно всегда включает в себя чувство национальной принадлежности, чувство патриотизма - одно из сильнейших общественных чувств.

Конечно, формирование сознания и чувства национальной принадлежности происходит под влиянием национальной идеологии, а тем самым и людей, создающих такую идеологию. Отсюда некоторые исследователи делают вывод, что нация, как и этнос, есть свободное творение группы интеллигентов, по той или иной причине заинтересованных в создании такой общности. Вряд ли можно отрицать огромную роль интеллигенции в формировании национального сознания и чувств, а тем самым и нации. И тем не менее ни нация, ни этнос не могут быть созданы по произволу интеллектуальной или политической элиты.

Список использованной литературы:

    Кара-Мурза С.Г. Что такое нация. 2006г.

    Ленин В. И. О праве наций на самоопределение // Полн. собр. соч. Т. 25

    Терешкович П. В. Нация // Философский справочник.

    Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: Канон-Пресс-Ц, 2001. - 320 с. - ISBN 5-93354-017-3

    Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. и др. Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002. - 416 с. - ISBN 5-901574-07-9

    Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. - М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. - 272 с. - ISBN 5-8163-0058-X

    Гавров С.Н. Национальная культура и модернизация общества. - М.: МГУКИ, 2003. - 86 с.

    Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 1991.

    Паин Э. Между империей и нацией. - М.: Новое издательство, 2004. - 248 с. - 1500 экз. - ISBN 5-98379-012-9

    Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 г.. - СПб.: Алетейя, 1998.

    нацию» . А.Г. Здравомыслов и А.А. Цуциев так пишут о нациях : «В примордиалистской трактовке ... существуют две основные модели нации : французская «гражданская», представляющая нацию как «сообщество...

  1. Основн і макроекономічні показники (2)

    Реферат >> Астрономия

    "Основн і макроекономічні показники" 1. Валовий нац іональний продукт Економічна наука... ітності. З правової точки зору така трактовка включає як дозволені, так і заборонен... види діяльності. Тіньова економіка в основному виступає у вигляді таких трьох блок...

  2. Основные западно-либеральные концепции регулирования экономики

    Реферат >> Философия

    Антикризисной политики государства. Современная трактовка кейнсианства не отрицает, ... г. Организация Объединенных Наций начала готовить Конференцию по... функциональных экономических систем Основными условиями успешного функционирования рыночной экономики...

  3. Основные идеи русской религиозной философии

    Доклад >> Философия

    Об исторической судьбе России. В своей трактовке русской истории из православия как... том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление. В основе истории... сложнейшие философские проблемы. Среди основных проблем русской религиозной философии конца...

Несмотря на то, что Европа не относится к регионам, где происходило зарождение человечества, человек тем не менее появился здесь очень давно: еще в нижнем палеолите (древнем каменном веке), - по-видимому, не позже 1 млн. лет назад. Первоначально были заселены южная и центральная части Европы. Особенно много находок каменных орудий древнейшего периода сделано в пещерах на юго-западе Франции. В период верхнего палеолита (40-13 тыс. лет до п. з.) на территории Европы уже жили люди, принадлежавшие к современному виду человека - Homo sapiens. В эту эпоху люди заселили почти всю Европу,

кроме ее самой северной части. Наконец, в период мезолита (13 - 5 тыс. лет до н. э.) была освоена и Северная Европа. Тогда же появились различия в хозяйственных занятиях людей, населявших разные районы Европы: жители берегов Балтийского и Средиземного морей, стали заниматься рыболовством, на побережье Северного моря - морским собирательством, во внутренних районах - охотой и собирательством. Довольно рано население отдельных областей Европы стало переходить к производящему хозяйству, тогда некоторым группам рыболовов удалось одомашнить собак и свиней. На территории Северной Греции земледельческо-скотоводческие поселения возникли раньше, чем в других областях - уже около 9 тыс. лет тому назад. В VI или V тыс. до н. э. население Европы уже умело выплавлять металлы, а в I тыс. до н. э. на территории Европы начался так называемый железный век.

Языковая характеристика древнего населения Европы. На каких языках говорили древнейшие жители Европы, неизвестно. Их племена впоследствии растворились в массе народов-носителей индоевропейских языков, пришедших в эти области в III - II тыс. до н. э. От древних неиндоевропейских языков в Западной Европе сохранился лишь язык басков. Из индоевропейцев в Европу раньше всего проникли племена пелас-гов, эллинов (иначе греков), затем италийские и кельтские племена. В III - II тыс. до н. э. под влиянием древневосточных культурных центров на юге Европы сложилась выдающаяся Крито-Микенская цивилизация. Культуру крито-микенских времен унаследовала цивилизация эллинов (греков), возникшая в I тыс. до н. э., а ее преемником, в свою очередь, стал Древний Рим.

В Римской империи (конец I в. до н. э. - 2-я половина V в. н. э.), в ее западной части, происходила массовая романизация (от названия Roma - Рим) европейского населения. Завоеванные римлянами народы перенимали культуру и язык завоевателей - латынь, однако, латынь смешивалась у них с местными языками (в основном кельтскими), отчасти искажаясь, отчасти приобретая новые формы. Так возникла вульгарная

(народная) латынь, которая дала начало современным романским языкам.

Великое переселение народов. В III-IX вв. В III – IXвв. уже нашей эры в Европе происходили массовые миграции германских, славянских, тюркских, иранских и других племен и племенных объединений, позднее получившие название Великого переселения народов. Мощный импульс этому переселенческому потоку придали тюркоязычные племена гуннов. Они пришли в Европу в IV в. из далеких азиатских степей. В то время произошло первое столкновение жителей Европы с монголоидами. Гунны разгромили германоязычные племена остготов (восточных готов) и стали теснить родственных им вестготов (западных готов), живших на землях к северу от нижнего течения Дуная. Вестготы с согласия римского императора переселились на Балканский полуостров, входивший в ту пору в состав Римской империи. В 378г. они восстали и в союзе с гуннами и пришедшими с востока ираноязычными аланами разгромили римские войска. В 410г. вестготы захватили Рим. После этого поражения император Западной Римской империи (раздел Римской империи на Западную и Восточную произошел в 395 г.) уступил вестготам Аквитанию (юго-западная часть территории современной Франции), где в 419 г. возникло первое германское государство на территории Западной Европы - Тулузское королевство. Позже к вестготам отошел и северо-восток Пиренейского полуострова. А в северо-западной его части закрепилось другое германское племя- свевы. В середине V в. другие германские племена- бургунды и франки - создали свои королевства (Бургундское и Франкское) в Галлии. Примерно в это же время германские племена англов, саксов и ютов начали завоевывать покинутые римлянами Британские острова, населенные в то время кельтами.

В середине V в. гунны вместе с остготами вторглись в Галлию, но были разбиты объединенными силами римлян и обосновавшихся там германцев и ушли па Дунайскую равнину. С VI по VIII в. на этой равнине господствующие позиции заняли авары. Впоследствии

гунны и авары полностью растворились в местном населении.

В 476г. под ударами германцев прекратила свое существование Западная Римская империя, а в 493г. принявшие участие в ее разгроме остготы создали свое государство, охватившее обширную территорию от Центральной Италии до Дуная. На севере Италии в VI в. обосновалось германоязычное племя лангобардов.

Таким образом, германские племена широко расселились в Западной Европе и создали здесь свои государства. При этом в сильно романизированных частях Европы (на территории Галлии, Иберии, Италии) сохранились разные диалекты вульгарной латыни, а германцы со временем подверглись ассимиляции местным населением. В тех же районах, где культурное влияние римлян было слабым (например, в Британии), возобладали германские языки.

На территории Восточной Римской империи (Византии) главной движущей силой массовых переселений были славяне. В V-VII вв. они расселились на обширной территории от Черного и Эгейского морей до Адриатики.

В VIII в. на юго-запад Европы вторглись арабы. Они завоевали некоторые территории в северном Средиземноморье (например, Пиренейский полуостров). Арабская культура, начиная с материальной - элементов одежды и домашнего быта - и заканчивая высокими образцами арабской поэзии, науки, архитектуры, наложила сильнейший отпечаток на культуру народов Пиренейского полуострова.

В IX в. в Центральную Европу, в бассейн Дуная, проникли мадьяры (венгры). Бывшие прежде скотоводческими, кочевыми племенами, на новом месте они перешли к земледелию, восприняли многое из местной культуры, но сохранили и передали потомству свой язык (финно-угорский), на котором и сейчас говорят венгры.

IX и X в. были отмечены перемещением с севера на юг скандинавских племен (норманнов). Они покорили одну из северных областей Франции (позднее" получившую название Нормандии) и постепенно ро-

манизировались, то есть перешли на французский язык (сложившийся ранее на базе местного варианта вульгарной латыни), а также испытали культурное воздействие со стороны французов. В XI в. уже романизированные норманны завоевали Англию. Благодаря норманнам Англия испытала сильное французское влияние, именно норманнское завоевание привело к тому, что в английском языке появился большой пласт романской лексики. Кроме Северной Франции и Англии, норманнам на некоторое время удалось закрепиться на юге Апеннинского полуострова и на острове Сицилия.

В XIV-XV вв. в Европу проникали турки-османы. Им удалось разгромить Византию и на несколько веков подчинить себе Балканы. В период феодализма (VIII-XVI вв.) в разных городах Европы сформировались еврейские общины. В XV-XVI вв. в Европе появились цыгане и постепенно" небольшими группами расселились во многих странах.

ЖИТЕЛИ С8ВРЕМЕЙВ0Й ЕВРОПЫ

Этнический и языковой состав . В современной Европе насчитывается несколько десятков разных народов, однако этнический состав ее населения менее сложен, чем в других крупных регионах мира, поскольку почти все европейские народы относятся к одной - индоевропейской - языковой семье. Самые крупные ветви этой семьи в Европе - романская, германская и славянская (о славянах см. в главе 14). Этносы, чьи языки относятся к романской группе, живут в основном на юго-западе Европы и в бассейне нижнего Дуная.

К романской группе относятся испанцы, португальцы, галисийцы (расселены на северо-западе Испании), каталонцы (обитают на северо-востоке Испании), андоррцы (эти народы образуют иберо-романскую подгруппу); французы, валлоны (живут на юге Бельгии), франкошвейцарцы (сосредоточены на западе Швейцарии), монегаски (коренные жители Монако) (эти этносы составляют галло-романскую подгруппу); итальян-

цы включая сардинцев, италошвейцарцы (обитают на юге Швейцарии), корсиканцы (жители принадлежащего Франции острова Корсика), санмаринцы (коренные обитатели Сан-Марино, эти народы образуют итало-романскую подгруппу); романши (живут на востоке Швейцарии), ладины (расселены на востоке Швейцарии и севере Италии), фриулы (ареал их распространения - северо-восток Италии) (эти три народа принято объединять в рето-романскую подгруппу); румыны и аромуны (последние расселены на севере Греции, а также в Сербии) (эти два народа относятся к балкано-романской подгруппе).

Некоторые из языков романской группы являются родными для нескольких народов: например, французский для французов, валлонов и франкошвейцарцев, итальянский - для итальянцев и италошвейцарцев. Для самого крупного по числу носителей языка романской группы - итальянского - характерно множество диалектов, причем некоторые диалекты настолько отличаются друг от друга, что часть лингвистов считают их отдельными языками. Диалектологическую дробность итальянского языка иллюстрирует такой факт: в 1875 г. по случаю пятисотлетия со дня смерти Джован-ни Боккаччо (выдающегося итальянского поэта и писателя эпохи Возрождения) был издан том его произведений, в котором одна новелла воспроизводилась на 623 итальянских диалектах. Современный итальянский литературный язык сформировался на базе тосканского диалекта.

Народы германской языковой группы живут на севере, северо-западе и в центре Европы. В настоящее время германская группа подразделяется над две подгруппы - западную и северную. В прошлом была еще и восточная подгруппа, но ни один из языков этой подгруппы не сохранился. К восточногерманской подгруппе, в частности, относился язык остготов. На языках западногерманской подгруппы говорят немцы, австрийцы, лихтенштейнцы, германо-швейцарцы (живут на севере и в центре Швейцарии), эльзасцы (обитатели Эльзаса - области на востоке Франции), люк-

сембуржцы, голландцы (основной народ Нидерландов), фламандцы (расселены на севере Бельгии и юге Нидерландов), фризы (рассредоточены на севере Нидерландов и Германии, в прибрежных районах), англичане, шотландцы, шотландо- и англоирландцы (живут в Северной Ирландии). К этой же подгруппе обычно условно относят живущих в Европе евреев, поскольку раньше большая их часть говорила на языке идиш, близком к немецкому. Сейчас они говорят в основном на государственных языках тех стран, в которых они проживают. В северо-германскую, или скандинавскую, подгруппу входят шведы (кроме Швеции они живут в прибрежных районах Финляндии и на принадлежащих Финляндии Аландских островах), норвежцы, исландцы, фарерцы (обитают на принадлежащих Дании Фарерских Островах)и датчане.

Целый ряд народов германской группы говорит на немецком или на английском языках. Так, на немецком языке, помимо немцев, говорят австрийцы, германо-швейцарцы, эльзасцы (последние - двуязычны и обычно знают французский язык), лихтенштейнцы, люксембуржцы (они трехязычны и говорят на собственно немецком языке, своем лецебургском варианте немецкого, а также на французском). Интересна языковая ситуация и в самой Германии. Хотя литературный язык у немцев один, разговорных языков в стране два. Они родственны, но не взаимопонимаемы. Это верхненемецкий (на основе которого был создан немецкий литературный язык) и нижненемецкий, распространенный на севере Германии и очень близкий к голландскому языку. На английском языке, кроме англичан, говорят шотландцы, большинство ирландцев и некоторые другие народы. Языковая ситуация в Норвегии прямо противоположна германской. Здесь при одном разговорном языке сложились два литературных. Попытки «объединить» их не увенчались успехом, а привели к созданию третьего литературного языка, который, правда, не получил сколько-нибудь широкого распространения.

Потомки древнего коренного населения Европы - кельты - на протяжении многих веков ассимилирова-

лись романоязычными и германоязычными народами, а численность кельтоязычного населения неуклонно сокращалась. И все же кельтская языковая группа по-прежнему представлена в Европе. Она подразделяется на две подгруппы: гойдельскую (или гаэльскую) и брит-тскую. К гойдельской подгруппе относятся ирландцы и гэлы. На ирландском языке (называемом также ирс-ким или гаэльским) говорят на крайнем западе Ирландии в районе Гаэлтахт. Остальные ирландцы также знают свой язык (его обязательно преподают в школе), но в быту используют в основном английский. Многие ирландцы двуязычны. Гэлы (или хайлэндеры) говорят на своем гэльском языке. Живут они в горных районах на севере Шотландии. В бриттскую подгруппу входят бретонцы (жители французской провинции Бретань, они двуязычны и говорят как по-французски, так и по-бретонски) и уэльсцы, или валлийцы - обитатели Уэльса (они довольно хорошо сохраняют свой язык, хотя некоторые перешли на английский). В последнее время в эту же подгруппу стали включать еще и корнийцев. Это жители Корнуолла (Корнуэлла) на юго-западе Англии. Корнийский язык еще уже долгое время считался мертвым языком, но сейчас он активно возрождается. На нем уже говорят 150 человек и несколько тысяч его изучают.

В Европе представлены также две самостоятельные ветви индоевропейской языковой семьи, к которым относятся языки греков и албанцев. Представители индоиранской ветви - цыгане.

Три этноса Европы - венгры (13 млн.), финны (5 млн.) и небольшой народ саамы (лопари) - принадлежат к финно-угорской ветви уральской языковой семьи. Саамы расселены на крайнем севере Европы: в арктических районах Норвегии, Швеции и Финляндии.

Мальтийцы (население островного государства Мальта) относятся к афразийской (семито-хамитской) языковой семье. Мальтийский язык фактически является одним из диалектов арабского, хотя в нем принята латинская письменность. Правда, в настоящее время большинство мальтийцев наряду с мальтийским знает английский и итальянский языки.

Один коренной народ Европы - баски - в языковом отношении занимает изолированное положение. Язык басков не удалось отнести ни к одной языковой семье. Баски живут на севере Испании и в Западных Пиренеях - по обе стороны испано-французской границы.

Кроме того, в Европе в настоящее время представлены довольно многочисленные группы иммигрантов (арабы, берберы, турки, курды, индийцы, пакистанцы и др.). Арабы и берберы чаще расселяются в крупных городах Франции, подавляющее большинство турок и курдов оседает в Германии, выходцы из Индии и Пакистана направляются прежде всего в Великобританию. В больших городах Великобритании появились также переселенцы из бывших английских колоний в Вест-Индии и Черной Африке.

Кроме переселений из других частей света для Европы очень характерны внутрирегиональные межгосударственные миграции, что также делает этнический состав населения стран более пестрым. Основные потоки мигрантов идут во Францию, Великобританию, Германию, Швейцарию, Бельгию, Швецию. Во Францию направляются итальянцы, португальцы, выходцы из Испании, поляки, в Великобританию - прежде всего жители соседней Ирландии, в Германию - итальянцы, греки, португальцы, сербы, хорваты и другие.

Антропологическая характеристика населения. В расовом отношении современное население Европы (не считая постепенно возрастающей группы иммигрантов из неевропейских стран) более или менее однородно: за исключением саамов, которые по своему физическому облику занимают промежуточное положение между европеоидами и монголоидами, основное население Европы относится к европеоидной расе. Тем не менее среди европеоидов можно выделить три группы антропологических типов: северную, южную и переходную. Для северной группы характерны светлые полосы, светлая кожа и голубые, серые или синие глаз.a К ней относятся шведы, норвежцы, датчане, финны, часть англичан (преимущественно жители восточ-

ных районов Англии), голландцы, северные немцы и ряд других народов севера Европы. У представителей южной группы антропологических типов темные волосы, сравнительно смуглая кожа и черные глаза. Так выглядят представители народов, населяющих юг Европы: большинство испанцев, португальцев, итальянцы (кроме северных), румыны, албанцы, греки и др. Большая же часть народов Европы принадлежит к переходным расовым типам, представители которых по своим расовым признакам занимают промежуточное положение между северной и южной группами. Они шатены, кожа у них несколько темнее, чем у представителей северной группы, но не такая смуглая, как у народов, живущих на юге. Цвет глаз у представителей переходной группы сильно варьирует: у них встречаются голубые, серые, синие, зеленые, карие глаза. К переходной группе относится большинство французов и немцев, северные итальянцы, население Бельгии и Швейцарии, австрийцы, венгры.

Религии. Преобладающей религией народов Европы является христианство, представленное здесь всеми тремя своими основными направлениями: католицизмом, протестантизмом разных течений и православием. Католицизма придерживается большинство населения во многих странах Южной и Западной Европы: Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Венгрии, Ирландии и некоторых других. Католики образуют самые многочисленные группы, хотя и не составляют абсолютного большинства, также в Швейцарии и Нидерландах. Значительные их группы расселены в Великобритании и Северной Ирландии. Немало последователей Римско-католической церкви живет и в Албании.

Крупнейшие течения протестантизма в Европе - это лютеранство, англиканство и кальвинизм. Лютеранство исповедует большинство жителей Германии и подавляющее большинство населения Скандинавских стран и Финляндии. Англикане составляют свыше половины населения Великобритании (в Англии англикане составляют подавляющее большинство, и Анг-

ликанская церковь имеет там статус государственной религии, на остальные же части Соединенного Королевства этот статус не распространяется). Кальвинизм исповедует значительная часть населения Швейцарии, Нидерландов и Шотландии. Распространение в государствах Центральной и Северной Европы протестантизма, для которого характерно проведение богослужений на национальных языках, немало способствовало развитию литературных языков и этнического самосознания в этих странах.

Православия (из числа рассматриваемых в данной главе народов Европы) придерживаются греки, румыны и часть албанцев.

В Европе имеется также одна страна - Албания, где самой крупной религиозной группой являются мусульмане. В связи с неевропейской иммиграцией значительные группы мусульман появились во многих европейских странах.

В крупных европейских городах имеются также иудейские общины.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра истории Отечества

Реферат по дисциплине:
«История»
на тему:
Формирование европейских наций

Выполнил студент
1 курса группы «Зарубежное регионоведение»
Баранов Евгений

Проверил:
Старостенков Н.В

________(Дата сдачи работы)_________(Оценка)

Москва-2016
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 История и определение термина «нация»..........................................................4
2 Формирование европейских наций ………………..…………….………...…..5
2.1 Формирование русской нации и некоторых соседних с ней наций………………………………………………………………………...……..5
2.2 Общее представление о формировании европейских нации по ХосеОртега-и Гассету…………………………………………………………………….………9
Заключение……………………………………………………………………….11
Список литературы………………………………………………………………1

Введение.
Такая проблема как формирование европейских наций является основополагающей в истории Европы, а ее значимость в истории всей планеты имеет немалый вес. Все националистические движения в Европе рано или поздно становились предметом дляизучения у историков и аналитиков, работая над такими вопросами, неизбежно возвращаться к истокам этих проблем, а формирование нации - один из первичных вопросов, который способен заложить прекрасный фундамент для исследования и обогатить исследователя незаменимыми для него фактами и информацией. Данная проблема позволяет узнать нам мотивы к движениям наций, историю их развития, характер нации,развившийся в результате формирования и т.д.

Целью исследования данной работы является изучение процесса формирования европейских наций.

Задачи исследования:

1. Представить четкий обзор версий по проблеме исследования.
2. Сформировать общее представление по данной теме на фоне приведенных научных версий.

1. История и определение термина «нация».

Термин «нация» имелобыкновение пользоваться еще в Древнем Риме, чтобы обозначить народы небольшой численности. Синонимом этого термина был - «этнос», значение которого обозначало общность людей, имеющих общий язык, территорию и объединение родством. Впоследствии значение слова «нация» варьировалось. Этим словом назывались несколько этносов, которые слились в одно целое в результате миграции, присвоения территорииили объединения земель. Иногда нацией могут называть население государства, а англичане используют его как синоним понятия государства. Из-за подобных тонкостей во многих трудах понятия «этнос» и «нация» используются как взаимозаменяемые.
Нация - явление довольно сложное и многообразное. Поэтому невозможно обусловить этот термин простым формальным определением, не искажая его сущности.В ходе истории несколько раз менялось значение термина «нация». В настоящее время определение этого термина неоднозначно и имеет несколько трактовок.
Первыми, кто использовал термин «нация» были римляне и обозначали им различные племена того времени. Позже широкое распространение этого термина приходится на время Средневековья и расцвета феодализма. Но значение этого термина еще недостигало его современного значения (более поздней нации). Тогда нацией обуславливались группы знатного сообщества или купеческого, церковные соборы и т.п. Впоследствии нацией уже называли народ, народность определенной территории или даже определенного государства.
Современное же представление термин «нация» получает в период Французской революции, в которой политические идеи увязали понятие«нация». Со временем термин «нация» приобретал новое содержание, в этом содержании уже отображался язык и этнические особенности народа, а несколько позднее и государственно-политический смысл.

Энтони Смит - теоретик нации и национализма, чьи идеи и положения были приняты западными авторами, пишет в своей историко-этноцентрической теории нации о том, что национальная идея...

  • Феодальная раздробленность: её причины, особенности, последствия, основные центры русских земель.
  • Образование монгольской державы. Борьба русского народа с иноземными захватчиками в 18в. Иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства.
  • Политическая деятельности Ивана 3 и Василия 3. Политический строй Российского государства в конце 15-нач 16вв.
  • 16-17Вв. В мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе.
  • Внутренняя и внешняя политика Ивана 4. Политические и экономические последствия опричнины.
  • «Смутное время» в истории России. Изгнание польских интервентов в 1612г.
  • Политическое и социально-экономическое развитие России в 17в. После Смуты. Церковный раскол.
  • 18В. В европейской и мировой истории. Экономическая и культурная отсталость России от Европейских государств. Реформы Петра 1 и их итоги. Внешняя политика.
  • Россия в эпоху дворцовых переворотов.
  • 16. Европейское Просвещение и рационализм. «Просвещённый абсолютизм» и социально-экономическая политика Екатерины 2.
  • Внешняя политика Екатерины 2.
  • Русская культура 18в.
  • Государственные и социально-экономические преобразования Александра 1 и Николая 1.
  • Внешняя политика России в первой половине 19в. (включая Крымскую войну). Наполеоновские войны и священный союз как система общеевропейского порядка.
  • Французская революция и её влияние на политическое социокультурное развитие стран Европы.
  • Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное. Социально-экономическое развитие России в середине 19в. Основные черты реформы 1861г. И её историческое значение.
  • Преобразование государственно-политического устройства России в 60-70-е гг. 19в. И их влияние на характер монархии.
  • Развитие общественной мысли России во второй половине 19в. И основные её направления. Народничество и марксизм.
  • Формирование европейских наций. Воссоединение Германии и Италии. Война за независимость североамериканских колоний.
  • Внешняя политика России во второй половине 19в.
  • Русская культура в 19в.
  • 28.Развитие сельского хозяйства и промышленности в конце 19 начало 20 века. Модернизация России.Реформы Столыпина и Витте.
  • Буржуазно - демократическая революция 1905-1907гг.: причины, этапы развития и их особенности, итоги и последствия. Первый опыт парламентаризма.
  • Формирование политических партий в России в начале 20в. : характер, цели, программы, роль в революционном движении.
  • Первая мировая война и её влияние на политическую ситуацию в России.
  • Февральская буржуазно-демократическая революция 1917г. : причины и последствия.
  • 33.Альтернативы развития России после февраля 1917. Октябрьская революция, её причины и последствия для судеб страны. Первые месяцы правления большевиков.
  • 34.Гражданская война и иностранная интервенция: причины, основные этапы, результаты и последствия. Экономическая политика.
  • 35. Социально-экономическое развитие страны в начале 1920-х гг. Уроки нэпа.
  • 36. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Индустриализация и коллективизация с/х в ссср – теория и практика.
  • 37. Внутрипартийная борьба в вкп(б). Становление командно-административной системы. Культ личности Сталина.
  • 38. Особенности международных отношений в межвоенный период. Внешняя политика ссср в 1920-30-е гг. Начало Второй мировой войны.
  • 39. Великая Отечественная Война. Решающий вклад ссср в победу над фашизмом.
  • 40. Социально-экономическая и общественно-политическая жизнь страны в послевоенные годы (1945-1953гг.)
  • 41. Изменения в мировой политике после Второй мировой войны. «Холодная война» и её негативные последствия для страны и мира.
  • 42. Развитие миров экономики в 1945-1991гг. Интеграционные процессы в послевоенной Европе.
  • 43.Попытки реформирования в стране в 1950-60-е гг. Хрущёвская «оттепель».
  • 44. Застой 1970-80-х гг.: причины и последствия.
  • 45. Внешняя политика ссср в 1953-1985гг.
  • 46. Развитие стран Востока во второй половине 20в.
  • 1 Октября 1949 года была провозглашена Китайская Народная Республика.
  • 47. Экономическое и социально-политическое положение в стране в середине 1980-х гг. Перестройка и её результаты.
  • 48. Внешняя политика ссср в 1980-е гг. Изменения в мировой системе в связи с окончанием «холодной войны».
  • 49. Социально-экономические реформы 1990-х гг.: достижения и пересчёты в развитии России. Становление российской государственности.
  • 50. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Россия в начале 21в. Современные проблемы человечества и роль России в их решении.
  • 2. Глобализация в экономике
    1. Формирование европейских наций. Воссоединение Германии и Италии. Война за независимость североамериканских колоний.

    На́ция (от лат. natio - племя, народ) - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи . Существует два основных подхода к пониманию нации: как политической общности граждан определенного государства и как этнической общности с единым языком и самосознанием.

    Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д. Так, первые европейские нации вырастали на базе уже сложившихся крупных народностей, имевших общность языка, территории и других этнических признаков, выступавших как условия формирования этих наций. В других случаях нации складывались и тогда, когда не было ещё полной готовности всех условий их образования. В формировании нации большую роль играют поэты, художники, журналисты, историки и лингвисты (иногда говорят, что почти все европейские нации - проекты представителей романтизма).

    Войн а за незав и симость в С е верной Ам е рике 1775-83, революционная, освободительная война 13 английских колоний в Северной Америке против английского колониального господства, в ходе которой было создано независимое государство - Соединённые Штаты Америки. Война за независимость была подготовлена всей предшествующей социально-экономической историей колоний. Развитие капитализма в колониях и складывание североамериканской нации вступали в противоречие с политикой метрополии, рассматривавшей колонии как источник сырья и рынок сбыта. После Семилетней войны 1756-63 английское правительство усилило нажим на колонии, всячески препятствуя дальнейшему развитию в них промышленности и торговли. Была запрещена колонизация земель к западу от Аллеганских гор (1763), введены новые налоги и пошлины, что ущемляло интересы всех колонистов. Начало разрозненных восстаний и волнений, которые переросли в войну, относится к 1767. Среди участников освободительного движения не было единства, фермеры, ремесленники, рабочие и мелкая городская буржуазия, которые составили демократическое крыло освободительного движения, связывали с борьбой против колониального гнёта надежды на свободный доступ к земле и политическую демократизацию. Однако руководящее положение в лагере сторонников независимости (вигов) принадлежало представителям правого крыла, выражавшим интересы верхушки буржуазии и плантаторов, искавших компромисса с метрополией. Противниками освободительного движения в колониях и открытыми приверженцами метрополии были тори, или лоялисты, к которым относились крупные земельные собственники, а также лица, связанные с английским капиталом и администрацией.

    В 1774 в Филадельфии собрался 1-й Континентальный конгресс представителей колоний, который призвал к бойкоту английских товаров и в то же время попытался добиться компромисса с метрополией. Зимой 1774-75 стихийно возникли первые вооружённые отряды колонистов. В первых боях у Конкорда и Лексингтона 19 апреля 1775 английские войска понесли большие потери. Вскоре 20 тыс. повстанцев образовали у Бостона так называемый лагерь свободы. В сражении у Банкер-Хилла 17 июня 1775 англичане вновь понесли серьёзный урон.

    10 мая 1775 открылся 2-й Континентальный конгресс, в котором преобладающее влияние получило радикальное крыло буржуазии. Конгресс предложил всем колониям создать новые правительства взамен колониальных властей. Были организованы регулярные вооружённые силы. Главнокомандующим стал Дж. Вашингтон (15 июня 1775). 4 июля 1776 Континентальный конгресс принял носившую революционный характер Декларацию независимости, автором которой был Т. Джефферсон. Декларация объявляла об отделении 13 колоний от метрополии и образовании независимого государства - Соединённых Штатов Америки (США). Она была первым в истории государственно-правовым документом, формально провозгласившим суверенитет народа и основы буржуазно-демократических свобод. Важнейшими мероприятиями явились постановления о конфискации собственности лоялистов (1777), а также земель короны и государственной англиканской церкви.

    Военные действия в 1775-78 развернулись главным образом на С. страны. Английское командование стремилось подавить сопротивление в Новой Англии, являвшейся центром революционного движения. Экспедиция американцев с целью захвата Канады не достигла намеченной цели. Американцы осадили Бостон и заняли его 17 марта 1776. Однако в августе 1776 английский командующий У. Хоу нанёс тяжёлое поражение войскам Вашингтона при Бруклине и 15 сентября занял Нью-Йорк. В декабре английские войска нанесли новое серьёзное поражение американцам под Трентоном. Правда, Вашингтону вскоре удалось взять Трентон и разбить английский отряд у Принстона 3 января 1777, но положение американской армии всё ещё оставалось тяжёлым.

    Немалую роль в затяжке войны играла слабость централизации власти в республике. Первая конституция США "Статьи конфедерации" (принята конгрессом в 1777, ратифицирована штатами в 1781) сохраняла суверенитет штатов в важнейших вопросах. Война за независимость была в то же время классовой борьбой в самих колониях. Десятки тысяч лоялистов сражались в английской армии. Буржуазия и плантаторы, возглавившие борьбу за независимость, противились осуществлению демократических требований солдат, фермеров, рабочих. Победа революции оказалась возможной только благодаря участию в ней широких народных масс. В среде бедноты Новой Англии зрели уравнительские требования: ограничение собственности, введение максимальных цен на продовольствие. Активное участие в революции принял негритянский народ. Были созданы негритянские полки.

    Английский план военных действий в 1777 заключался в том, чтобы отрезать Новую Англию от других штатов. 26 сентября 1777 Хоу занял столицу США Филадельфию, однако английская армия под командованием Дж. Бургойна, шедшая из Канады на соединение с Хоу, попала в окружение и капитулировала 17 октября 1777 у Саратоги. Победа под Саратогой, одержанная американскими войсками под командованием генерала Г. Гейтса, улучшила международное положение молодой республики. США удалось использовать противоречия между Великобританией и другими европейскими державами. Направленный в Париж в качестве представителя США Б. Франклин заключил военный союз с колониальной соперницей Великобритании - Францией (1778). В 1779 в войну с Великобританией вступила Испания. Россия заняла в отношении США благожелательную позицию, возглавив в 1780 так называемую Лигу нейтральных, объединившую ряд европейских стран, выступивших против стремления Великобритании помешать торговле нейтральных стран с её противниками.

    В июне 1778 сменивший Хоу генерал Г. Клинтон оставил Филадельфию. В 1779-1781 англичане перенесли военные действия в южные штаты, рассчитывая на поддержку плантаторской аристократии. В декабре 1778 они заняли Саванну, в мае 1780 - Чарлстон. Во главе южно-американской армии был поставлен талантливый генерал, в прошлом кузнец, Н. Грин, успешно сочетавший в борьбе с английскими войсками действия повстанческих войск и партизан. Англичане вынуждены были отвести свои войска в портовые города. После морского сражения 5-13 сентября 1781 французский флот отрезал с моря главные силы англичан у Йорктауна; Вашингтон окружил их с суши и 19 октября 1781 принудил к капитуляции. По Версальскому мирному договору 1783 Великобритания признала независимость США.

    Война за независимость была буржуазной революцией, которая привела к свержению колониального ига и образованию независимого американского национального государства. Отпали прежние запреты английского парламента и королевской власти, стеснявшие развитие промышленности и торговли. Были уничтожены земельные латифундии английской аристократии, феодальные пережитки (фиксированная рента, неотчуждаемость наделов, майорат). В северных штатах было ограничено и постепенно уничтожено рабство негров. Превращение западных земель, экспроприированных у индейцев, в общегосударственную собственность (ордонанс 1787) и последующая распродажа их создали базу для приложения капитала. Таким образом, были созданы существенные предпосылки для развития капитализма в Северной Америке.

    "