» » Функции и виды работы классного руководителя. Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Функции и виды работы классного руководителя. Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

Функции и обязанности классного руководителя

Каково значение классного руководителя? Он - основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель - лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

Система работы

В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя - ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя - это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
  • педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы

Каким должен быть классный руководитель

Классный руководитель - это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.
  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы :

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы , который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня - это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на , формировать их души, вести к свету.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА Г.ВОЛГОГРАДА

Функции классного руководителя

Дубровченко Ю.А.,

социальный педагог,

педагог-организатор

Волгоград, 2015

1)Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководители! надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

    Организационно-координирующие:

    • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей

      установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

      проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся

      взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения

      организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива

      организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий

      стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей

      взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом

      ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

    Коммуникативные:

    • регулирование межличностных отношений между обучающимися

      установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися

      содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса

      оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

    Аналитико-прогностические:

    • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития

      определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

    Контрольные:

    • контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

    индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

    групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):

    коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

И нструкции любого учреждения отражают определенный набор функций, среди которых важнейшими являются: аналитико–диагностическая; планово–прогностическая; организационно–координирующая; контрольно–корректирующая.

Аналитико–диагностическая функция реализуется, прежде всего, в процессе изучения индивидуальных особенностей школьников данного класса. В процессе наблюдений, бесед, совместной деятельности с учащимися классный руководитель постепенно выявляет определенные личностные качества детей, особенности их мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики. В исследовании индивидуальных особенностей классному руководителю могут помочь беседы с родителями детей, учителями-предметниками.

Аналитико-диагностическая функция направлена так же на изучение условий и принципов семейного воспитания детей. Классному руководителю очень важно наладить тесную взаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать данную функцию. Одним из приемов регистрации полученных данных является «Карта семьи», которая представляет собой заполненную педагогом анкету. В анкете могут быть включены, помимо традиционных пунктов (ФИО ребенка, возраста, домашнего адреса, данных о родителях – возраст, образование, род занятий):
- сведения о составе семьи в целом,
- ее виде (полная/неполная, интегрированная/дезинтегрированная, многодетная/немногодетная и т.п),
- среднем доходе на участника семьи,

- жилищных условиях,

- семейном укладе (указание на возможные неблагоприятные факторы - алкоголизм, пристрастие членов семьи к наркотикам, тяжелых больных и т.д.),

- психолого-педагогической культуре родителей (наличии педагогических знаний, стремления учитывать интересы детей, умения анализировать мотивы ребенка, находить эффективные средства воспитания и т.п.),

- состоянии здоровья ребенка,

- уровне воспитанности,

- самооценке,

- увлечениях школьника,

- необходимой помощи семье и т.п.

Конкретные вопросы «карты семьи» может составить сам классный руководитель при необходимости прибегая к помощи психолога – специалиста в диагностике.

При реализации аналитико-диагностической функции важно также выявить коллектив класса, уровень его развития. От данного условия зависит характер и содержание работы классного руководителя с классом. В современных условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды на учащихся.

Без аналитико-диагностической функции успешная реализация планово-прогностической функции кажется весьма проблематичной. Как можно делать прогнозы, составлять планы работы, если не изучил хорошо детей, с которыми предстоит работать?

Планово–прогностическая функция включает определение целей деятельности классного руководителя в данном классе. Среди целей может быть развитие личности ребенка, формирование классного коллектива и т.д. Цели можно условно разделить на: образовательные (обучающие), воспитывающие и развивающие. Определив цели, классный руководитель составляет план своей работы, прогнозируя возможные результаты.

Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное - они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для использования, являться рабочими, а не формальными документами. На практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям.

Исходя из охвата содержания планы могут быть:
1)комплексными и охватывать деятельность во всех ее направлениях и видах;

2)тематическими, которые концентрируются на планировании одного направления или вида деятельности (например, план формирования детского коллектива, план работы с нравственному воспитанию);
3)предметный - планируется одно конкретное воспитательное дело (подготовка и проведение конкурса, огонька и т. д.);

По длительности планируемого периода планы могут быть следующих видов:
1) долгосрочные (перспективные) – определяют предполагаемую работу на длительный период времени (год и более);
2) этапный (периодический) план - планируется какой-то определенный этап дальнейшей перспективы (четверть, полугодие);
3) краткосрочный – определяется содержание воспитательной работы на небольшой промежуток времени (на месяц, на неделю);
4) оперативный – определяются действия на ближайшее время (план дня).

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
Хорошо, если планирование осуществляется классным руководителем совместно с родителями, детьми, что позволяет учесть интересы всех участников педагогического процесса.

Организационно–координирующая функция направлена на непосредственную организацию разнообразных форм внеурочной деятельности школьников. На данном этапе реализуется план работы классного руководителя по тем направлениям, которые были определены, что не исключает внесение определенных корректив в сам план. Среди важнейших направлений:
- организация и проведения увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка;
- созданий условий для совместной работы семьи и школы;
- обеспечение взаимодействия классного руководителя с учителями-- предметниками для решения проблем учебной деятельности школьников;
- сотрудничество с внешкольными организациями, позволяющее повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, исследовательские центры и т.п.);
- тесная связь с органами детского самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различные детские организации);
- организация питания детей, уборки школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовой практики;
- сотрудничество со специалистами – сотрудниками школы (психологами, врачами) для создания благоприятных условий воспитания и развития личности ребенка;
- ведение школьной документации (записи в журналах, дневниках, личных делах детей, составление планов работы).

Контрольно–корректирующая функция направлена на определение результатов работы своей деятельности и учеников класса. При анализе проведенной работы классный руководитель определяет не только результаты, но и условия, которые способствовали достижению таких результатов, средства, которые были использованы, мотивы, которые были актуализированы и повлияли на процесс и результат. Важно учесть проблемы, с которыми сталкивались классный руководитель и дети в процессе работы, определить их причины, учесть нереализованный потенциал и сделать выводы на будущее, скорректировав будущие цели и планы.

2)Основные направления деятельности классного руководителя с учащимися и их родителями. Воспитательная система класса

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

    изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;

    психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

    организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

    защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

2) Основные компоненты педагогического мастерства Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог как мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте. Чтобы овладеть мастерством, необходимо знать законы и принципы воспитания, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать процесс заданного уровня и качества.

Педагогическое мастерство включает следующие компоненты:

    Морально-духовные качества : гуманистическая направленность, национальное достоинство, интеллигентность, жизненные идеалы, совестливость, честность, правдивость, объективность, толерантность.

    Профессиональные знания учебного предмета, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, методики обучения.

    Социально-педагогические качества : организаторские способности, выдержка, принципиальность и требовательность, оптимизм, чуткость, творческое мышление, внимание, тактичность.

    Психолого-педагогические умения : конструктивные, коммуникативные, дидактические, перцептивные, суггестивные, познавательные, прикладные, владение основами психотехники.

    Педагогическая техника : внешность, владение мимикой, жестами, телом, культура речи; сохранение темпа, ритма, стиля речи; культура общения; дидактические умения; умение владеть своими чувствами.

В качестве основных критериев педагогического мастерства выделяются следующие:

    гуманистическая направленность всей деятельности преподавателя, то есть уважение личности студента, утверждение моральных ценностей и норм поведения, позитивное влияние на молодежь;

    педагогические способности , а именно:

    дидактические (в доступной форме излагать материал, ясно преподносить проблему, вызывать познавательный интерес к предмету);

    академические (знание своего предмета и способности к научному поиску);

    перцептивные (психологическая наблюдательность, понимание внутреннего мира студента);

    организаторские (умение сплотить коллектив, воодушевить его на решение социально значимых задач);

    коммуникативные (умение установить целесообразные отношения со студентами, педагогический такт);

    речевые способности (умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики);

    педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий, воспитательное проектирование личности студентов);

    способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

    профессиональная компетентность , которая охватывает профессиональные знания (предметные, социальные, педагогические, психологические) и профессиональные умения и навыки (умения преподавать и воспитывать, мотивировать и оценивать поведение студентов);

    педагогическая техника (культура и техника речи, умение одеваться, способность к самоконтролю, самостимуляции и т. п.);

    коммуникативность, то есть профессиональная способность к продуктивному и комфортному общению со студентами.

Важное значение в повышении продуктивности педагогического труда имеет способность педагога выстроить свои отношения с учениками в рамках партнерской педагогики, создавать комфортную для всех участников образовательного процесса образовательную среду.

Развитию познавательной активности и вместе с тем комфортному эмоциональному состоянию обучающихся способствуют следующие характеристики процесса взаимодействия преподавателя и ученика:

    партнерские отношения преподавателей и учеников, стремление к общению на равных и реальное его осуществление;

    проблемность и дискуссионность обсуждения учебного материала;

    эмоциональная и содержательная поддержка учебной работы ученика и положительное оценивание любого продвижения в усвоении, при этом важно ориентирование на самооценку;

    адекватное содержательное отношение к ошибке , использование ее не в целях порицания, а для создания развивающей ситуации;

    направленность педагога в отношениях с учеником на его развитие и личностный рост;

    побуждения к работе , опирающиеся на доброжелательные, шутливые замечания; эмоциональность и неформальность разговора с обучающимися.

Современная школа нуждается в преподавателе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и умственными способностями, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Следовательно, помимо профессионально педагогических качеств преподаватель должен обладать еще другими качествами, способствующими его деятельности.


Основные функции и содержание деятельности классного руководителя в современной школе.

Сочетание слов "классный руководитель" понятно и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя, который является ближайшим и непосредственным воспитателем и наставником учащихся, организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет усилия учителей, родителей и общества. В его деятельности органично сочетаются идейно-воспитательная, организационная и административные функции. Классный руководитель заботится о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка в классе.

Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе . Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями.

Сейчас имеется несколько типов классного руководства :
учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель, его еще называют классный воспитатель).

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы его работы. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными . Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Вариативна позиция классного руководителя в детском коллективе. Она определяется, прежде всего, видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель, как учитель, является организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной работе педагогу важно занять позицию старшего товарища, рядового участника.
Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Функции классного руководителя.

В качестве важнейших функций классного руководителя выступают следующие: когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно- сплачивающая, координирующая и личностноразвивающая.

1. Когнитивно-диагностическая функция связана с необходимостью всестороннего изучения особенностей развития и поведения учащихся и определения уровня их воспитанности в целях учета этих особенностей в процессе внеклассной работы и осуществления индивидуального подхода к их обучению и воспитанию. Классному руководителю необходимо знать состояние здоровья учащихся и физического развития, условия домашнего воспитания, характер их обучаемости и воспитуемости, межличностные контакты и участие в организуемой деятельности, проявляемые склонности, способности и интересы, отношение к учебной работе и динамику успеваемости. Указанные данные нужно доводить до сведения работающих в классе учителей с тем, чтобы они соответствующим образом учитывали их в процессе учебно-воспитательной деятельности.
2. Организаторско-стимулирующая функция обусловливается тем, что участие школьников во внеклассной работе в известной мере является добровольным делом. Оно несовместимо ни с принуждением, ни с жестким регламентированием деятельности учащихся, лавное здесь – умение классного руководителя организовать внеклассную работу таким образом, чтобы она увлекала учащихся высокой содержательностью, разнообразием и свежестью форм, постоянным поиском новых подходов к ее проведению. Даже самые традиционные виды работы (например, встреча Нового года, праздник именинников, классные часы и т.д.) каждый раз необходимо проводить по-новому, придавать им яркие, красочные формы.
3. Объединительно-сплачивающая функция вытекает из того, что действенным фактором воспитания является сплочение учащихся, здоровый психологический микроклимат в классе, товарищеское общение, забота друг о друге, влияние ученического коллектива. В то же время необходимо предотвращать появление в классе группировок с негативной направленностью, создавая условия для увлекательной совместной деятельности учащихся.
4. Координирующая функция классного руководителя обусловлена тем, что, поскольку в классе работает несколько учителей-предметников, возникает необходимость в согласовании их педагогических усилий по обучению и воспитанию учащихся, координация их деятельности и осуществления единого подхода к детям. Подобную работу необходимо проводить также с родителями учащихся и привлекать их к совместной со школой воспитательной работе. В качестве проблем для такой работы могут выступать и недочеты в домашнем учении учащихся, и различные отклонения в поведении, и активизация внеклассного чтения и т.д.
5. Личностно-развивающая функция . Ее осуществление требует придания проводимой воспитательной работе действенного педагогического влияния на развитие личностных качеств учащихся: стимулирование их потребностно-мотивационной сферы, учебно-познавательной активности, нравственное и эстетическое формирование, развитие творческих способностей и задатков и т.д.

Рассмотренные функций определяют содержание деятельности классного руководителя .

Направления работы классного руководителя.

Основная задача классного руководителя создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями . Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности классный руководитель может использовать четыре направления в работе с учащимися и их родителями .

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся , так как именно от здоровья зависят успехи в учебе и общего развития. Для обеспечения нормального физического здоровья учащихся классный руководитель работает по следующим пунктам: просвещение детей по программе “Здоровье”, привлечение к этому виду деятельности учителей физической культуры, родителей, проведение классных мероприятий, направленных на осознание учениками самооценки здоровья, привлечение специалистов-медиков к просветительской работе с родителями и самими учениками.

Второе направление общение . Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка (этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей)

Третье направление это познавательная сфера жизни ребенка . Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Четвертое направление это семья , в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Главное в работе классного руководителя с родителями состоит в том, чтобы обеспечить единство требований к воспитанию учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи. Классный руководитель должен помнить, что воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Следовательно, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

Воспитательная работа классного руководителя ведётся по плану. План работы классного руководителя - конкретное отображение предстоящего хода воспитательной работы в ее общих стратегических направлениях и мельчайших деталях. Отсюда - целесообразность органичного сочетания перспективного плана воспитательной работы и планов конкретных воспитательных мероприятий. Лучше, когда классный руководитель имеет перспективный план работы на весь учебный год, а затем последовательно разрабатывает детальные планы на учебные четверти.

Права и обязанности классного руководителя.

Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:
получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
контролировать успеваемость каждого ученика;
контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
получать помощь от педагогического коллектива школы;
определять индивидуальный режим работы с детьми (свободно, т.е. исходя из конкретной ситуации);
отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.
Классный руководитель имеет право вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:

организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);
установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога;

    всестороннее изучение учащихся;

    разъяснение и внедрение правил поведения учащихся;

    повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой, а также регулирование объема домашних заданий;

    периодическое проведение ученических собраний в классе;

    вовлечение учащихся в кружковую работу;

    организация общественно полезного труда;

    оказание помощи в работе добровольных детских и юношеских организаций и объединений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

МБОУ «Большеигнатовская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила:учительница 1-б класса Черноусова В. А.

Функции классного руководителя заключаются в создании условий для комфортной и успешной жизнедеятельности учащихся, в содействии их развитию, в становлении их духовности и помощи в постижении жизненного смысла. Основываясь на этом, классный руководитель выполняет ряд функций, в частности: аналитическую, организационно-координирующую, прогностическую и коммуникативную.

Деятельность классного руководителя

Деятельность классного руководителя – это основной механизм реализации индивидуального подхода к учащимся. Данная деятельность обусловлена современными задачами, которые педагог ставит перед собой. Классный руководитель осуществляет деятельность следующего содержания: общественное развитие ребенка, сохранение его индивидуальности и раскрытие его потенциальных способностей.

Классному руководителю необходимо осуществлять изучение личности воспитанника, его личных склонностей и интересов. Педагог в этой роли призван создавать благоприятную атмосферу и морально-психологический климат для каждого отдельно взятого ребенка в группе. Классный руководитель должен направлять и провоцировать самовоспитание и саморазвитие личности учащегося. В обязанности классного руководителя входит координация деятельности учителей-предметников с целью интеллектуального, нравственного развития своих воспитанников и осуществления помощи в учебе.

Педагог, занимающийся классным руководством, должен содействовать получению дополнительного образования учениками через кружки, клубы, секции, которые организовываются непосредственно в школе или в учреждениях дополнительного образования.

В обязанности классного руководителя входит организация воспитательной деятельности в классе, соответствующей возрастным интересам, национальным традициям и требованиям реальной жизни. Построение содержания жизнедеятельности классного коллектива зависит именно от классного руководителя.

Забота о здоровье и безопасности вверенных педагогу детей, участие в диспансеризации учащихся, пропаганда здорового образа жизни являются неотъемлемой частью работы классного педагога.

Классный руководитель работает в очень тесном контакте с родителями учащихся, ведет индивидуальную работу с родителями по коррекции ошибок семейного воспитания, организует совместную деятельность детей и родителей, занимается повышением педагогической культуры родителей.

Основные функции

Сформулируем основные функции, которые определяют вышеперечисленное содержание деятельности классного руководителя:

  • аналитико-прогностическая,
  • организационно – координирующая,
  • коммуникативная,
  • предупредительно – профилактическая,
  • охранно-защитная,
  • коррекционная.

Рассмотрим некоторые функции подробнее. Аналитическая функция включает в себя:

  • получение и обработку индивидуальной информации об учениках, уровне их психофизического развития, социальном окружении и семейной ситуации, в которой они находятся;
  • изучение и анализ развития личности отдельного ребенка и коллектива в целом;
  • анализ и объективная оценка уровня воспитанности учащихся;
  • изучение и анализ воспитательного потенциала педагогов, работающих с классом;
  • изучение и анализ влияния окружающей среды на уровень воспитанности учащихся.

Прогностическая функция, частично строится на результатах функции аналитической и включает:

  • предвидение результатов воспитательного воздействия на учащихся;
  • прогнозирование индивидуального уровня развития школьников;
  • прогнозирование процесса формирования коллектива и его деятельности;
  • построение модели воспитательной деятельности в классе;
  • составление планов воспитательной работы в классном коллективе.

Организационно-координирующая функция заключается в непосредственной или опосредованной помощи воспитанникам и заключается в следующем:

  • помощь в организации разнообразной общественной деятельности воспитанников;
  • помощь учащимся в организации учебной работы;
  • организация работы органов детского самоуправления с целью привития основных навыков самоорганизации, ответственности и умения принимать решения;
  • содействие в получении учащимися дополнительного, в том числе внешкольного образования;
  • создание благоприятных условий для самовоспитания, саморазвития личности ребенка;
  • психологическое просвещение воспитанников совместно со школьным психологом;
  • организация тесного взаимодействия с семьями учеников;
  • защита законных прав и свобод своих учеников;
  • организация взаимодействия с учителями-предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, сотрудниками библиотеки, медицинскими работниками школы (рис.2).
  • стимулирование и поддержка совместной творческой и инновационной деятельности воспитанников, родителей и педагогов.
  • работа в составе педагогического совета и в совещаниях;
  • помощь в профессиональном самоопределении выпускников;
  • организация различных внеурочных мероприятий;
  • ведение классной документации, в том числе классного журнала, учет посещаемости, личных дел, плана своей работы;
  • участие в оптимизации материально-бытовых условий для развития учеников и их творческой активности.

Коммуникативная функция, является одной из самых важных в деятельности классного руководителя и зависит от личных коммуникативных навыков педагога. Данная функция включает:

  • помощь в формировании и регулировании межличностных отношений в среде воспитанников;
  • содействие в построении благоприятных взаимоотношений между учителем и учеником, между учителем и родителями, между родителями и учениками;
  • помощь воспитанникам в установлении отношений с социумом;
  • коррекция поведения учащихся;
  • установление и поддержание положительного психологического климата в коллективе.

Классный руководитель – педагог, призванный координировать учебную и воспитательную деятельность одного класса, формировать ученический коллектив и организовывать разного вида деятельность этого коллектива. Учитель начальных классов одновременно является и классным руководителем. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены его основные функции : когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Когнитивно-диагностическая функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете морального и физического состояния учеников класса. Классный руководитель должен следить за уровнем воспитанности учеников и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья детей в данный период времени. В отличие от учителей-предметников, у классного руководителя есть возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ученика вверенного ему класса. Анализируя и перерабатывая эту информацию, классный руководитель должен доводить ее до сведения других учителей, работающих в классе, для достижения наилучшего эффекта обучения и возможности реализации индивидуального подхода.

Организаторско-стимулирующая функция заключается в том, чтобы привлечь учеников к внеклассной деятельности. Участие в таких видах деятельности не является обязательным, однако оно играет значительную роль в формировании личности, расширяет кругозор, помогает приобрести новые умения и навыки, раскрыть в себе новые интересы и способности и т. д. В связи с этим, необходимо организовывать внеклассную работу таким образом, чтобы ученики стремились принять в ней участие, проявили активность в ее организации и подготовке. Для этого каждому нужно отвести определенное место в осуществлении такого вида деятельности, каждый ученик должен чувствовать себя причастным к общему деру, четко понимать свою роль и обязанности, тогда у него возникнет ощущение полезности и необходимости. Важно подбирать обязанности таким образом, чтобы они были посильны и интересны ученику, совпадали с направлением его склонностей и способностей. Кроме того, нужно стремиться к эстетичному оформлению различных праздников, совместно с ребятами разрабатывать интересные сценарии, учитывая потребности и интересы учеников, соответствующие их возрасту. Каждый раз нужно придумывать что-то новое, развивая и сохраняя при этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся традиции класса.

Объединительно-сплачивающая функция . Эта функция заключается в формировании здорового, закономерно функционирующего ученического коллектива. Классный руководитель должен стремиться развить между ребятами дружественные, сотруднические отношения, побуждать их к единству основных целей и стремлений, заботиться друг о друге, принимать ответственность за состояние коллектива класса, реагировать на отдельные проявления его членов. В то же время, классный руководитель обязан следить за всеми внутренними отношениями, возникающими в коллективе с целью предотвращения образования групп негативной направленности, подавления одними учениками других. Во избежание отрицательных проявлений в коллективе необходимо чаще проводить различные совместные мероприятия, развивая тем самым интересы учеников в положительном направлении.


Координирующая функция. Классный руководитель должен координировать усилия педагогов и родителей класса, для достижения единого подхода к воспитанию и обучению учеников, исключая возможные противоречия и создавая как можно больше возможностей для осуществления индивидуального подхода. Для этого устраиваются родительские собрания, педагогические советы и проводятся индивидуальные беседы с родителями и педагогами. По возможности стоит привлекать родителей к различным видам внеклассной деятельности. Недочеты домашнего и самостоятельного обучения компенсируются за счет организации домашнего чтения, различных заданий и поручений ученикам.

Личностно-развивающая функция. Педагогическое воздействие на учеников должно способствовать развитию их личностных качеств. Выполнение этой задачи входит в функции классного руководителя. Для этого необходимо тщательное изучение личности каждого ученика и создание условий для его полноценного развития, оказание помощи и поддержки со стороны педагогов, родителей и ученического коллектива. В обязанности классного руководителя по этому вопросу входят следующие:

1) изучение личностей учащихся;

2) контроль успеваемости учащихся, регулирование объемов домашних заданий;

3) разъяснение и контроль соблюдения правил поведения;

4) проведение классных собраний;

5) вовлечение учеников во все виды внеклассной деятельности (кружки по интересам, трудовая деятельность, благотворительная помощь);

6) активное участие в управлении учебно-воспитательной деятельностью в школе, внесение предложений о методиках воспитания, принятых в школе;

7) работа, направленная на установление единого подхода к воспитанию и обучению учащихся;

8) налаживание и поддержание контактов с родителями и семьями учеников;

9) ведение личных дел учащихся.

Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого ученика класса и ученического коллектива в целом.

2.21. Разнообразие современных технологий воспитательной работы с младшими школьниками и их характеристика.

Технология воспитания (воспитательные технологии) – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « Как?» – коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:

Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта.

Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции.

Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональ-ная, контрольная, итоговая).

Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия).

Эффективность воспитательных технологий должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на
«Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.

В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации воспитательных технологий: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко.

Воспитательные технологии классифицируют:

По философской основе: материалистические; прагматические; гуманистические, антропософские.

По научной концепции: поведенческие; деятельностные; интериоризаторские, нейролингвистического программирования.

Признаки воспитательных технологий:

Технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;

Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;

Элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

Органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры.

Примером воспитательной технологии является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):

Культивирования настроения доброжелательности;

Снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;

Авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;

Усиление мотивов деятельности;

Педагогическое внушение;

Педагогическая оценка.

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия:

Определение цели;

Построение содержания;

Подготовка мероприятия;

Проведение мероприятия;

Анализ итогов мероприятия.