» » Игра придумай рифму для детей. Картотека игр «Игры с рифмами

Игра придумай рифму для детей. Картотека игр «Игры с рифмами

Игра «Рифмы» Добавлялки.

Мы в рифмы играли - слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

Картинку покажем и слово подскажем-

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне…(картошка),

Держу я рубашку, ты видишь…(букашку),

Взяла я корзину, купил ты…(картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -…(барабан),

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним летит…(воробей).

Концерты на « Бис» даёт нам скрипач,

Детей веселит в цирке …(Циркач),

Весной прилетают с юга грачи,

Детишек всех лечат наши…(врачи).

Игра « Добрый слон».

Жил на свете добрый слон,

Сочинял рассказы он.

Книжки добрые писал,

И друзьям их раздавал.

В рифмы он любил играть,

Чтоб с друзьями не скучать.

Вот картина, вот…(корзина, машина и т.д.),

Вот ромашка, вот …(букашка, бумажка),

Вот мой домик, вот твой …(томик, сомик),

Вот и пушка, вот и …(мушка, сушка, кружка),

Вот вам пышка, а вот …(книжка, мышка, крышка),

Вот сосед, а вот …(обед, кларнет, винегрет).

Чтоб и нам не скучать,

Будем рифмы подбирать.

(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)

Игра « Подарки».

У Мартышки День рождения,

Все приносят поздравления:

Петушок принёс ей пушку,

А лошадка – …(хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).

Белый мишка – шоколад,

А Ежонок -…(мармелад, лимонад и т.д.)

Игра « Мы играем – рифмы подбираем».

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, го ршок, ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют слово в стихотворение.

  1. “Лишнее слово” . Вы произносите слова и предлагаете ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные: мак, бак, так, банан; сом, ком, индюк, дом; лимон, вагон, кот, бутон; мак, бак, веник, рак; совок, гном, венок, каток; пятка, ватка, лимон, кадка; ветка, диван, клетка, сетка; каток, моток, дом, поток и т. д.
  2. “Придумай слово” . Ребенку называется какое-либо слово и дается инструкция придумать слова, которые звучат похоже (мышка-миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза-коса, оса, лиса и т. д.).

Игра. В конверте 6 картинок. Нужно разложить их попарно, чтобы получились рифмы. Дети называют. Затем ребёнок отворачивается и вспоминает, повторяет свои рифмы.

Игра. Логопед предъявляет картинки детям, они в свою очередь объясняют, что означает каждая картинка (питон, батон, бутон, бетон, пион, бидон). Затем логопед объясняет каждое слово, а дети называют. Затем дети выбирают картинку и выкладывают схему слова. Найдите такую же схему. Для слова пион нет пары.

Игра. Подбери рифму по пантомиме. Логопед называет слово, например, « любить», а ребёнок изображает похожее слово «сорить». Остальные дети отгадывают по показу похожее слово.

Игра. Подбор слов по описанию. Прекрасный – заразный.

Мастер-класс по теме «Рифмы».

(Для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

    Инсценировка отрывка из произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Незнайка решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.

Однажды Незнайка пришёл к Цветику и сказал:

    Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.

    А у тебя способности есть? - спросил Цветик.

    Конечно, есть. Я очень способный,-ответил Незнайка.

    Это надо проверить,-сказал Цветик.-Ты знаешь, что такое рифма?

    Рифма? Нет, не знаю.

    Рифма -это когда два слова оканчиваются одинаково,-объяснил Цветик.-Например: утка -шутка, коржик- моржик. Понял?

    Понял.

    Ну, скажи рифму на слово «палка».

    Селёдка,-ответил Незнайка.

    Какая же это рифма: палка - селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.

    Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.

    Этого мало,- сказал Цветик.- Надо, чтобы слова были похожи, так чтобы получалось складно. Вот послушай: палка - галка, печка - свечка, книжка - шишка.

    Понял, понял! - закричал Незнайка.-Палка -галка, печка - свечка, книжка - шишка! Вот здорово! Ха-ха-ха!

- Ну, придумай рифму на слово «пакля»,-сказал Цветик.

    Шмакля,- ответил Незнайка.

    Какая шмакля? - удивился Цветик.-Разве есть такое слово?

А разве нету?

Конечно, нет.

Ну, тогда рвакля.

Что это за рвакля такая? – снова удивился Цветик.

    Ну, это когда рвут что-нибудь, вот и получается рвакля,-объяснил Незнайка.

    Врёшь ты всё,-сказал Цветик,-такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.

    А если я не могу подобрать другого слова?

    Значит, у тебя нет способностей к поэзии.

    Ну, тогда придумай, сам какая тут рифма,-ответил Незнайка.

Сейчас,-согласился Цветик.

Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол. Проделав всё это, он стал бродить по комнате и потихоньку бормотал про себя:

    Пакля, бакля, вакля, гакля, дакля, макля...- Он долго так бормотал, потом сказал: - Тьфу! Что это за слово? Это какое-то слово, на которое нет рифмы.

    Ну вот! - обрадовался Незнайка.-Сам задаёт такие слова, на которые нет рифмы, и ещё говорит, что я неспособный.

    Ну, способный, способный, только отстань! - сказал Цветик.-У меня голова разболелась. Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи.

    Неужели это так просто? - удивился Незнайка.

    Конечно, просто. Главное -это способности иметь.

Незнайка пришёл домой и сразу принялся сочинять стихи. Целый день он ходил по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался руками за подбородок и что-то бормотал про себя.

Наконец стихи были готовы, и он сказал:

    Послушайте, братцы, какие я стихи сочинил.

    Ну-ка, ну-ка, про что же это стихи? - заинтересовались все.

    Это я про вас сочинил,-признался Незнайка.-Вот, сначала стихи про Знайку:

Знайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

    Что? - закричал Знайка.-Когда это я прыгал через овечку?

Ну, это только в стихах так говорится, для рифмы,- объяснил Незнайк

Так ты из-за рифмы будешь на меня всякую неправду сочинять? - вскипел Знайка.

    Конечно,-ответил Незнайка.-Зачем же мне сочинять правду? Правду и сочинять нечего, она и так есть.

    Вот попробуй ещё, так узнаешь! - пригрозил Знайка.- Ну-ка, читай, что ты там про других сочинил?

    Вот послушайте про Торопыжку,-сказал Незнайка.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

Братцы! - закричал Торопыжка.- Что он про меня сочиняет? Никакого холодного утюга я не глотал.

    Да ты не кричи,-ответил Незнайка.-Это я просто для рифмы сказал, что утюг был холодный.

    Так я же ведь никакого утюга не глотал в жизни, ни холодного, ни горячего! - кричал Торопыжка.

    А я и не говорю, что ты проглотил горячий, так что можешь успокоиться,-ответил Незнайка.-Вот послушайте стихи про Авоську:

У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

Авоська подошёл к своей кровати, заглянул под подушку и сказал:

    Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.

    Ты ничего не понимаешь в поэзии,- ответил Незнайка.- Это только для рифмы так говорится, .что лежит, а на самом деле не лежит. Вот я ещё про Пилюлькина сочинил.

    Братцы! - закричал доктор Пилюлькин.-Надо прекратить это издевательство! Неужели мы будем спокойно слушать, что Незнайка тут врёт про всех нас?

    Довольно! - закричали все.-Мы не хотим больше слушать! Это не стихи, а какие-то дразнилки.

    Ну ладно, братцы, не буду,-согласился Незнайка.-Только вы уж не сердитесь на меня.

С тех пор Незнайка решил больше не сочинять стихов.

    Мастер-класс « Подбираем и сочиняем рифмы».

1). « Подбираем рифмы».

Цветик: А вы, ребята поняли, что такое рифма? Рифма – это не просто

слова, оканчивающиеся одинаково. Этого мало. Еще важно,

чтобы эти рифмованные слова связывались с другими словами

в стихотворении по смыслу.

Незнайка: А вы, ребята, умеете сочинять рифмы? Давайте попробуем это

сделать. Мы с Цветиком будем зачитывать четверостишия, а

ваша задача - закончить их, подбирая нужные по смыслу

рифмы.

Зачитываются четверостишия, а ребята должны закончить его, употебив правильно рифму.

2). «Сочиняем рифмы»

    Подберите как можно больше рифмованных слов к данному слову.

Снежок -

    Подберите к данным словам рифмы.

Урок -

мел -

Книжка -

День -

Ветка -

Учитель -

    Напишите стихотворные строчки по заданным рифмам.

………………………звонок

…………………… урок

………………………футбол

………………………гол

………………………роза

………………………мимоза

…………………………солнце

…………………… оконце

………………………цветок

………………………лепесток

    Попробуйте сами сочинить стихи, помня, что в них должны быть рифма, ритм и смысл.

3. Игра «Сказочные гонки»

Ведущий говорит о том, что сейчас все ребята будут принимать участие в гонках - будут двигаться друг за другом примерно на расстоянии вытянутой руки.

Но гонки эти будут не простые, а литературные. Во время игры все ребята поочередно будут превращаться в героев разных сказок - людей, зверей, волшебных персонажей.

Для того, чтобы обозначить, как пройдет маршрут гонок, надо поставить на расстоянии примерно 4-7 метров друг от друга два стула. Таким образом, ведущий, который встанет во главе вереницы детей, пойдет от одного стула к другому, обойдет его и направится к первому стулу. Но в этом случае надо будет идти не прямо, а наискосок, то есть маршрут гонок пройдет в виде «восьмерки», опоясывая оба стула.

Сначала, объясняет ведущий, все участники игры идут обычным шагом. Но надо быть внимательным и вслушиваться в команду ведущего. Потому что по его команде игроки должны вообразить себя тем героем, имя которого он назвал, и идти дальше «в образе» - так, как мог бы ходить этот сказочный персонаж.

Вот какие команды может подавать ведущий, и как они могут «материализоваться» в книжных гонках:

Команды ведущего

Двигательное воплощения

Иван-царевич скачет на Сивке-Бурке

Летит Жар-птица

Идет на цыпочках Василиса Прекрасная

Шагает Арлекин из кукольного театра Карабаса-Барабаса

Идет по лесу Мишка косолапый

Летят гуси-лебеди

Шагают великаны

Идут мелкими шажками гномы

Скачет лягушка-квакушка

Шагает оловянный солдатик

Руки вытянуты вперед, словно держат уздечку коня, подскакивая в полуприсяде

Руки вытянуты вверх, делают плавные взмахи

Корпус максимально вытянут, голова приподнята, глаза опущены, руки на поясе

Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены

Голова опущена, руки округлены, ступни ног повернуты вовнутрь, ходьба вразвалочку

Легкий бег на полупальцах,

руки вытянуты в стороны, делают плавные взмахи, шея вперед

Ходьба на цыпочках большими шагами с большим размахом рук

Руки прижаты к корпусу, мелкий шаг

Пальцы рук растопырены,

глаза округлены, прыжки вперед или ходьба с поворотом корпуса вправо и влево. Можно сопровождать кваканьем

Четкий военный шаг

    Подведение итогов – награждение победителей.

Анализ проведенного мероприятия.

Мастер-класс «Играем с Незнайкой в рифмы» был проведен 13 февраля 2009 года в средней и старшей группах Сынтульского детского сада и в младших классах Сынтульской СОШ.

Целью данного мероприятия было: р азвивать творческие способности воспитанников детского сада и учащихся младших классов, дать понятия стихотворной рифмы и ритма; развивать образное мышление; помочь самореализоваться учащимся в различных творческих заданиях.

На подготовительном этапе был подобран материал для выступления: отрывок из произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе», четверостишия, интересная игра, придуманы творческие задания.

Инсценировка была очень интересной как для ребят дошкольного, так и школьного возраста. Они с увлечением ее посмотрели, затем им было предложено поиграть в рифмы, подобрать рифмованные слова к другим словам, написать стихотворные строчки к готовым рифмам, попробовать написать свои небольшие стишки, что они с удовольствием и сделали. После мастер-класса ребята играли в игру «Сказочные герои», которая стала своеобразной разминкой.

В конце мероприятия были подведены итоги, вручены грамоты. Ребята должны были нарисовать в книге отзывов, на листах которой нарисованы домики Солнечного города, либо цветок, если понравилось мероприятие, либо кактус, если мероприятие не понравилось.

Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

Подбери рифму

Подбери рифму

Попросите ребенка помочь сочинить коротенькие стишки. Произносите слова двустишия, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифма подбирается вместе с малышом (ему нужно предложить на выбор 2 слова).

Ты куда спешишь, Марина?

В лес, где спелая…

К стишку предлагаются на выбор названия ягод: «малина» и «черника». Если ребенок затрудняются сделать выбор, то взрослый произносит двустишие сначала с нерифмующимся словом, а потом – с рифмующимся, предлагая малышу выбрать тот, который лучше звучит. Когда слово-рифма будет подобрано, ребенок повторяет стишок самостоятельно: «Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая малина».

Примеры двустиший:

Мы купили кошке

К празднику… (Бантик, сапожки)

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему… (Курточку, штанишки)

Постираем мы сейчас,

Нужно мыло, нужен… (Порошок, таз)

У моей сестрички

Длинные… (Косички, хвостики)

На болотной кочке

Выросли… (Ягодки, грибочки)

Побывали мы в лесу,

Увидали там… (Медведя, лису)

Села у окошечка

Серенькая… (Кошечка, собачка)

У меня тяжелый груз,

Я несу домой… (Яблоки, арбуз)

Баю, баиньки, не плачь,

Я куплю тебе… (Пирожок, калач)

Подарили мишке

К Дню рожденья… (Машинку, книжки)

Слезы льются у Оксанки:

У нее сломались… (Лыжи, санки)

Пес козе принес букет -

Сытный будет ей… (Ужин, обед)

Укусила кису муха,

И болит у кисы … (Лапа, ухо)

Игра активизирует внимание, развивает речевой слух, учит ребенка подбирать рифмы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Подбери крышечку Медленно отвинтите крышки и пробки с бутылок и банок разных размеров. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки. Затем перемешайте крышки и расставьте бутылки и банки на столе. Предложите малышу самостоятельно найти крышки для каждой

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Подбери по форме Приготовьте три шарика, три кубика, три кирпичика, три призмы одного цвета. Разложите на столе все эти предметы вразнобой. Покажите ребенку, как выбрать среди предметов только кубики. При этом говорите: «Это кубик. А вот еще кубик. И еще такой же кубик».

Из книги автора

Подбери крышку Приготовьте три-четыре небольших коробочки разной формы и размера со снимающимися крышками, например, квадратную, круглую, прямоугольную, треугольную, овальную, в форме сердечка…Поставьте на стол коробки и снимите с них крышки. Предложите ребенку вновь

Цель: сформировать представление о рифме

Задачи:

Уточнить понятие скороговорка.

Развивать у детей дикцию.

Познакомить с понятием «рифма».

Научить придумывать простейшие рифмы к словам.

Учить работать вместе, сообща, дружно.

Материалы и оборудование : мяч, карточки из книги «Игротека речевых игр. Выпуск 11. Играем в рифмы. Игры на развитие фонематического восприятия»

1. Речевая разминка

Дикционное упражнение: произнести интонационно, выделяя поочередно выделенное слово:

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Мы в слова играем - вместе сочиняем ,

Наши встречи хороши, веселимся от души!

Мы в слова играем - вместе сочиняем,

Наши встречи хороши , веселимся от души!

Дети с педагогам вспоминают, что такое скороговорка и для чего она нужна. Затем они, по желанию, произносят любые скороговорки.

И разучивают новые:

Покупая попугая,

Покупайте, не пугая:

Попугаи с перепугу

Перебудят всю округу. (Генрих Варденга)

На балу случилась драма:

Благородный кавалер

Из-под носа знатной дамы

Утащил один эклер.

И еще один эклер,

И еще один эклер,

И еще один эклер -

Вот тебе и кавалер. (Петр Синявский)

2. Речевая ситуация

Беседа

Воспитатель: А вы никогда не пробовали стать эхом? Как отвечает эхо на вопросы? Я спрошу: «Сколько времени сейчас?» А оно мне?

Дети: Час! Час!

Воспитатель: Верно, «Час!» Вот так и вы: коль стали эхом - так отвечайте на вопросы, как оно. А чтобы было веселей, хлопайте в ладоши, отвечая. К ответу - два хлопка одновременно.

Воспитатель (дети)

Собирайся, детвора! (ра-ра)

Начинается игра! (ра-ра)

Да ладоши не жалей (лей-лей)

Бей в ладоши веселей (лей-лей)

Сколько времени сейчас (час-час)

Сколько будет через час (час-час)

И неправда, будет два (два-два)

Думай, думай, голова (ва-ва)

Как поет в селе петух (ух-ух)

Да не филин, а петух (ух-ух)

Вы уверены, что так (так-так)

А на самом деле как? (как-как)

Сколько будет дважды два? (два-два)

Ходит кругом голова! (ва-ва)

Это ухо или нос? (нос-нос)

(ведущий держится за ухо)

Или может сена воз? (воз-воз)

Это локоть или глаз? (глаз-глаз)

(ведущий показывает на локоть)

А вот это что у нас? (нас-нас)

(ведущий показывает на нос)

Вы хорошие всегда (да-да)

Или только иногда (да-да)

Не устали отвечать (чать-чать) при ответе «нет» штраф

Попрошу вас помолчать (-)

Игра окончена. А те, кто «проштрафился» и отдал свой фант ведущему, ждет выполнения веселого задания.

Воспитатель: С древних времен люди, сочиняя пословицы, загадки, скороговорки, пытались украсить эти произведения устного народного творчества, рифмуя концы строк.

Благодаря рифме, стихи получаются складными. Рифма - когда слова заканчиваются одинаково. Например, кошка - ложка, шишка-мышка, ель-мель, роза-мимоза, буфет-табурет, сова-голова, речка-печка и т.д. У этих слов похоже звучат последние слоги. Такие концы слов называются рифмами.

Рифма - созвучие концов стихотворных строк.

После этого дети находят рифму встихотворениях «Ели» и «Ванечка - пастух»

Ели

Ели на опушке-

До небес макушки -

Слушаю, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата - елочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод. (Ирина Токмакова)

Ванечка - пастух

На лугу стоят овечки

Шерсть закручена в колечки,

И играет для овечек

На свирели человечек.

Это Ванечка, пастух!

У него хороший слух.

Он и волка ненавидит,

И ягненка не обидит,

Не обдит нипочем.

Быть Ванюше скрипачом! (Юнна Мориц)

Игра «Придумай рифму»

Воспитатель: Ребята, у меня в руках рифмованный мяч. Давайте поиграем в рифмованные слова.

Я задаю слово, кидаю мяч, а кто поймает подбирает рифму.

Друг (лук), ворона (корона), дело (смело), сарай (каравай), дом (гном), сон (звон), подушка (лягушка, плюшка, ватрушка, игрушка, подружка), дорожка (лукошко, картошка, обложка, окрошка), карандаш (ералаш, шалаш, гуашь, мираж, экипаж)…

Игра «Найди пару»

Воспитатель: А теперь посмотрите внимательно на картинки перед вами и найдите слова, которые рифмуются между собой.

Воспитатель: Есть ещё игра для вас.

Я начну стихи сейчас

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно отвечайте.

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

Где обедал воробей?

В зоопарке у … (зверей).

А петух с колючим ёжиком

Режут сало острым… (ножиком).

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешен… (иней).

Зимой, на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг – вспорхнуло яблоки.

Ведь это… (снегири).

Игра «Подскажи слово» по стихотворению Джона Чиарди.

Об удивительных птицах

На улице

Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нёс,

На ящике

Написано: “Игра”.

Я два квартала

Шёл за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец

Спросил его:

А как играть

В игру?

Он улыбнулся

Вежливо,

Потом мне отвечал:

Уверен,

Что такой игры

Ещё ты не встречал.

Две птицы

Удивительных

Есть в ящике моём.

И если хочешь,

То с тобой

Сыграем мы вдвоём.

А чтобы мы

Могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих

Этих птиц

ПОХОЖИЕ ХВОСТЫ.

Поймать

Таких смешных пичуг -

Весьма нелёгкий труд.

Недаром люди

Умные

Их РИФМАМИ

Зовут.

И вправду,

Птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали

Вытаскивать

Наверх

За словом слово.

Одна достала

Слово ГВОЗДЬ,

Другая сразу -

ГОСТЬ и ТРОСТЬ.

Одна достала

Слово ГРУСТЬ,

Другая фразу:

НУ И ПУСТЬ!

Одна достала

Слово СЛОН,

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР


Цель: формирование представлений детей о рифме, развитие речи детей посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.
Задачи: развивать умения подбирать к заготовленному четверостишию походящую по смыслу рифму, способность детей придумывать короткие четверостишия, создавать радостное настроение, положительные эмоции, воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству.
Краткое описание: данный материал предназначен для проведения НОД со старшими дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР. Методические рекомендации

При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.
Предлагаю вашему вниманию материал, который я использую в своей работе.

Темы: «Звук [р]»; «Родственные слова».

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как … (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка).
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища).
«Эх. Сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов), -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой … (рыбак).
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день … (рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка).

Логопед читает стихотворение, дети добавляют звукосочетание ТРЫ:

У нашей сес…тры котята шус…тры, их лапки быс…тры,
Их когти ос…тры, их шубки пес…тры, а глазки хи…тры!

«Горшок каши» (автоматизация звука [л])

Дети произносят слог ЛА в незаконченных словах.

В горшке каша закипе..,
Зашипе..,запыхте..,
Крышечку приподня..,
И наружу пополз…
Со сто.., потом со сту..,
Потихоньку соскользну..,
Дотянулась до уг..,
Всю квартиру заня..,
Осторожно дверь откры..,
По ступенькам покати..,
По дороге поплы..,
Машу каша обожг..,
Даше каша в рот вполз…
И в карманы затек..,
В рукава к нам забежа…
И стекать по пальцам ста…
Весь наш город зали…
Чудеса! Ну и де...!

«Рифмобол»

Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло … (складно).

Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным: печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко, колечко;
птичка – синичка, спичка, табличка, косичка…

«Помощница и обманщица»

Рифма может быть помощницей. По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.

Вместо шерсти иглы сплошь,
Враг мышей – колючий …
На носу зверь носит рог
И зовется …
Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным …
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …
Может плавать целый день
В ледяной воде …
В овечках знает толк
Свирепый серый …
На себе везет непрытко
Домик собственный …

А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит,
Он спокойно повторит.
Ай да голос, ай да слух!
Что за умница …
Мед с малиной – это блюдо
Объеденье для...
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Не найдешь мои глаза…,
А зовут меня …
Под землей, прорыв нору,
Спит усталый …
Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
На суше и в воде –
Везде она своя,
Хоть триста лет прожить
Может…
На двух ногах от всех погонь
Умчится быстроногий …
Вот, ребята, чудеса –
В улей мед несет …

«Рифмы»
К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся словом.