» » К провалам рынка относят такие процессы как. Провалы рынка

К провалам рынка относят такие процессы как. Провалы рынка

Также провалы рынка включают в себя инфляцию, появление безработицы. В этих случаях действия продавцов и покупателей становятся некоординируемыми. Надо отметить, что к провалам рынка не относят равномерное распределение доходов, регулирование ценообразования, принятие антимонопольного законодательства. Государство может урегулировать ситуацию рыночных фиаско. Для этого принимаются законы, которые предписывают использование оборудования, контролирующего уровень загрязнения окружающей среды. Могут также вводиться налоги, которые отражают ущерб от пагубных внешних эффектов производства. Права собственности владельцев уточняются с целью уберечь природу от загрязнения. Безусловно, провалы рынка являются очень важной экономической проблемой, требующей поиска новых путей разрешения.

Оптима́льность по Паре́то - такое состояние некоторой системы, при котором значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Таким образом, по словам самого Парето: «Всякое изменение, которое никому не приносит убытков, а некоторым людям приносит пользу (по их собственной оценке), является улучшением» [ источник? ] . Значит, признаётся право на все изменения, которые не приносят никому дополнительного вреда.

Множество состояний системы, оптимальных по Парето, называют «множеством Парето», «множеством альтернатив, оптимальных в смысле Парето», либо «множеством Парето-оптимальных альтернатив». Используются также термины «компромиссные», «неулучшаемые» альтернативы.

В экономике ситуация, когда достигнута эффективность по Парето - это ситуация, когда все выгоды от обмена сторон исчерпаны.

Эффективность по Парето является одним из центральных понятий для современной экономической науки. На основе этого понятия строятся Первая и Вторая теоремы благосостояния.

Одним из приложений парето-оптимальности является т. н. парето-распределение ресурсов (трудовых ресурсов и капитала) при международной экономической интеграции, то есть экономическом объединении двух и более государств. Интересно, что парето-распределение до и после международной экономической интеграции было адекватно математически описано.

Экономический анализ показывает, что добавленная стоимость секторов экономики и доходы трудовых масс находятся в противоречии, что в физике аналогично хорошо известным уравнением теплопроводности, движением частиц газа или жидкости в пространстве. Эта аналогия даёт возможность применить физические методы анализа в отношении экономических задач по дрейфу экономических параметров.

Оптимум по Парето подразумевает, что суммарное благосостояние общества достигает максимума, а распределение благ и ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы.

Парето-оптимальное состояние рынка - ситуация, когда нельзя улучшить положение любого участника экономического процесса, одновременно не снижая благосостояния как минимум одного из остальных.

Согласно критерию Парето (критерию роста общественного благосостояния), движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.

Провал (несовершенство, изъян) рынка - эта такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение субъектов рынка, реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает Парето-эффективного распределения ресурсов (см. гл. 2). Главными причинами провалов рынка являются:

монополия (а также монопсония);

асимметрия и недостаток информации;

внешние эффекты.

1. В условиях монополии цена превосходит цену совершенной конкуренции, а объем продаж монополии не достигает уровня, который имел бы место при наличии совершенной конкуренции. В результате общество в целом несет потери. Различают ситуативную, естественную и легальную (правовую) монополии. Все они предполагают ограничение на вхождение на рынок. В первом случае ограничение заключается в недостаточности для конкурентов отдельных условий производства в силу концентрации собственности, во втором - в потенциальной неэффективности действий конкурентов при формально свободном входе на рынок, а в третьем - в запретах, устанавливаемых государством. Ситуативная монополия предполагает рыночную власть, основанную на обладании всем объемом некоторого ресурса, необходимого для производства блага, рынок которого монополизируется. Такими ресурсами могут быть, например, месторождения полезных ископаемых, расположенные в уникальных местах гостиницы, санатории и т.д. Государство, если это возможно, борется с ситуационной монополией, используя право принуждения. Так, корпорация, монополизировавшая рынок какого-либо товара, может быть разделена в соответствии с антимонопольным законодательством (например, корпорация «Майкрософт»). Естественная монополия возникает, когда в силу особенностей производственного процесса имеется существенная экономия на масштабе, в результате чего оптимальный объем производства одной фирмы-монополиста может превышать объем рынка при совершенной конкуренции. В этом случае демонополизация обычно затруднена технически. Например, водопровод в городе должна эксплуатировать какая-либо одна компания. Технический прогресс иногда создает предпосылки преодоления естественной монополии, как это имело место, например, при появлении сотовой связи. Легальная монополия имеет место, когда государство целенаправленно наделяет отдельных лиц или организации исключительными правами в сфере производства определенных продуктов. Примером служит монополия, возникающая в результате патентования изобретений. Тех, кто не обладает законным правом, государство не допускает к производству запатентованного продукта. Объектами легальной монополии могут быть экспорт, импорт, торговля какими-либо товарами на внутреннем рынке, например винная монополия и др. Поскольку никакая монополия небезвредна, государство обычно ликвидирует исключительные права патентовладельцев по прошествии некоторого времени.

2. Асимметрия информации - другая причина провалов рынка. Примеры асимметрии информации дают сферы здравоохранения и образования. Здесь покупатель услуги не имеет возможности контролировать производителя, поскольку он вынужден выбирать производителя, прежде чем реальная услуга будет оказана, а оценка качества будущей услуги строится на основе предположений, базирующихся на прежнем опыте. Проблема асимметрии информации часто решается на основе учета репутации. Однако в некоторых случаях полезным оказывается вмешательство государства в форме лицензирования, прямого производства определенных товаров и услуг, а также государственного контроля за их производством и сбытом. Недостаток информации, как и ее асимметрия, также порождает неэффективность рынка. В частности, эффективное функционирование рынков капитала возможно при известных параметрах рынков будущих благ. На практике функционируют фьючерсные рынки (от англ. future- будущее). Но на них обращаются лишь отдельные товары и ценные бумаги, причем сроки, на которые заключаются сделки, невелики. Государство не может преодолеть общий недостаток информации, но оно способно распределить риск между гражданами, чего не могут делать частные инвесторы. Поэтому государство финансирует и осуществляет долгосрочные проекты, страхует банковские вклады и предпринимает другие действия, которые улучшают общий инвестиционный климат в стране.

3. Причиной провалов рынка также являются внешние эффекты.

Внешние эффекты (экстерналии) Положительный внешний эффект имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких-либо других потребителей или увеличению прибыли каких-либо других фирм.

внешних эффектах можно представить следующую их классификацию.

По субъекту, создающему внешний эффект: внешние эффекты производства и внешние эффекты потребления

По результату воздействия на внешний субъект: отрицатель­ные и положительные. Отрицательными называются внешние эффекты, снижающие производительность или полезность для внешнего субъекта, а положительными - увеличивающие ее. Как видим, при отрицательных внешних эффектах индивид и общество несут внешние потери (загрязнение воздуха и воды), при положительных они полу­чают внешнюю экономию (обеспечение всеобщего среднего образования, всеобщая вакцинация населения).

По характеру воздействия на внешний субъект: технологические и денежные эффекты (или, в другой интерпретации, прямые и косвенные). Технологическими называются все эффекты, возникающие в результате непосредственной нерыночной взаимосвязи субъектов, которая не реализуется посредством торговли. Классическими примером технологических эффектов являются: загрязняющий окружающую среду завод и живущие по соседству с ним жители; наносящая сельскохозяйственным угодьям железная дорога; уничтоженные посевы одного фермерского хозяйства стадами соседствующего с ним другого фермерского хозяйства и т.д.

В отличие от технологических денежные эффекты (косвенные эффекты) не приводят к осязаемой индивидами и обществом материальной потере или экономии. Они являются результатом изменения цен на факторы производства и приводят к внешней денежной экономии, когда независимо от воспринимающего эффект субъекта, например, снижаются цены у его поставщиков, растут цены спроса потребителей его продукции. Кроме того, они могут приводить к денежным потерям, когда происходят обратные изменения. Таким образом, денежные внешние эффекты являются результатом взаимозависимости производителей, при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других экономических субъектов. То же можно сказать и в отношении потребителей, доходы и расходы которых также взаимозависимы.

Особенностью данных эффектов является то, что они не приво­дят к неэффективному размещению ресурсов и не искажают функ­цию предложения, когда фирмы производят больше или меньше оптимальных объемов производства. Поэтому считается, что денежные эффекты носят косвенный, опо­средованный характер и не имеют таких серьезных последствий для экономики, как технологические эффекты (некоторые ученые даже отказываются считать их внешними эффектами).

По способам интернализации внешних эффектов: внешние эффекты, которые могут интернализоваться только под воздей­ствием государства, и эффекты, которые могут интернализо­ваться путем переговоров между производителем и получателем внешнего эффекта. Под интернализацией понимается учет внеш­них, как правило, отрицательных эффектов, когда объем производ­ства экономического субъекта, создающего внешний эффект, при помощи различных способов снижается до оптимальных размеров, т.е. до такого уровня, пока издержки снижения отрицательного внешнего эффекта на каждую дополнительную единицу продукции не превысят получаемые от этого выгоды.

По направлениям действия внешние эффекты могут быть разделены на четыре группы: «производство-производство», «производство- потребление», «потребление-производство», «потребление – потребление».

Неравенство доходов предопределяется неравномерным распределением материальных благ. В условиях рыночной экономики распределение доходов происходит на рынках разнообразных производственных факторов: капитала, природных ресурсов, труда. В зависимости от степени обладания этими видами ресурсов и происходит перераспределение благ, вследствие чего возникает неравенство доходов. Среди основных причин этого явления выделяют следующие: Различное распределение собственности. Это наиболее фундаментальная причина указанного неравенства. Она является следствием того, что для создания материальных благ любого рода (а следовательно и доходов) необходимы средства производства: в крупных масштабах таковыми могут быть фабрики и заводы, в мелких – вплоть до рабочих инструментов. Так или иначе, изначальная частная собственность на средства производства и их неравномерное распределение среди населения являются причиной, порождающей неравенство доходов. Банальнейшим примером могут быть начальные отличия стартовых возможностей отпрысков олигархов, получающих крупные средства воспроизводства капитала в наследство, и наследников среднестатистических граждан. И если это является негативной особенностью самой капиталистической системы, то большинство следующих причин вытекают из индивидуальных качеств. Различные способности. Не является секретом, что люди имеют отличные интеллектуальные и физические способности. Кто-то, обладая исключительными физическими данными, реализует их в спортивной отрасли, кто-то хорош в финансовой сфере и так далее. Эти особенности приводят людей в разные сферы общественной деятельности, в каждой из которых свой средний уровень и потолок заработка. Различный уровень образования. Помимо индивидуальных способностей, люди имеют различия и в образовании. Кардинальное отличие этой причины от предыдущей в том, что образовательный уровень зачастую является результатом сознательного выбора каждого человека (не всегда, но обычно это так). Разумеется, имеющий больший запас профессиональных и общих знаний, имеет и больше шансов выгоднее реализовать собственный труд, за чем последует неравенство доходов. Различный профессиональный опыт. В условиях современного отечественного рынка труда весьма высоко ценится профессиональный опыт. Как правило, на практике это означает более низкую оплату труда среди молодых работников и ее увеличение с профессиональным ростом и накоплением опыта. Неравенство доходов могут порождать и некоторые дополнительные факторы. Такие как удача или неудача, доступ к ценным ресурсам и так далее. Неравенство доходов. Кривая Лоренца Для графического изображения степени неравенства в обществе экономисты применяют кривую Отто Лоренца. Она является изображением функции распределения доходов, в котором аккумулируются все численные доли и доходы населения. То есть она отображает доходы конкретной категории населения относительно ее численности. Неравенство доходов и его последствия Среди последствий этого явления различают экономические и социальные. К первым, например, относится нарастающее расслоение категорий населения: то есть небольшое количество населения сосредотачивает в своих руках все большее количество ресурсов, отбирая их у бедных. Следствием этого является недовольство в обществе, социальное напряжение, беспорядки и так далее.

Когда происходят провалы рынка, это означает, что для системы не характерна эффективность по Парето (англ. Pareto Efficient). В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в которой любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в другой области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С другой стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. То есть, когда система достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном уровне, сохраняя баланс всех ее элементов.

Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.

Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто используются в качестве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные государственные службы, финансируемые из государственного бюджета.

Государство может оказывать различные вмешательства, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения законодательства, денежно-кредитной политики, минимальной заработной платы и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешательством правительства, заключается в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распределить ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешательство, является трудным решением, которое может быть осложнено политическими проблемами и социальными вопросами, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.


7. «Провалы (фиаско) государства».

Провалы государства - это неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и доходов в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о справедливости.



Концепция провалов государства менее развита, чем теория провалов рынка. Однако специалисты выделяют четыре группы факторов, негативно сказывающихся на подготовке, принятии и реализации решений, основанных на общественном выборе.

К первой группе факторов относится ограниченность доступной информации. Данная проблема аналогична проблеме асимметрии информации, возникающей в условиях рынка. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы.

Ко второй группе факторов можно отнести неспособность государства полностью контролировать деятельность контрагентов, поскольку общественный сектор - это только один из экономических субъектов рынка.

Действия государства входят в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики, поэтому конечные результаты действий, которые предпринимает государство, зависят от многих факторов.

Действие третьей группы факторов обусловлено несовершен-9твами политического процесса, к числу которых можно отнести: рациональное поведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Вследствие этого политика государства не всегда способна обеспечить меру эффективности и справедливости, которая могла бы быть достигнута при принятии решений, соответствующих их основе - доступной информации и фактическому влиянию на рыночные процессы.

Четвертая группа факторов обусловлена ограниченностью контроля над государственным аппаратом. Это оказывает существенное влияние на эффективность функционирования общественного сектора и при определенных обстоятельствах ведет к неэффективному использованию ресурсов.



Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается лишь за счет усиления влияния других факторов. Принимая политическое решение, следует сопоставлять различные варианты экономических последствий. Это позволит определить оптимальную форму и меру общественного (государственного) вмешательства. Так, повышение эффективного общественного сектора, по мнению специалистов, может быть достигнуто за счет применения контрактно-договорных отношений и развития квазирынков.

Поэтому в последние десятилетия в мировой практике предоставления государством социальных услуг населению находят широкое распространение контрактно-договорные отношения между государством и негосударственными некоммерческими организациями. Это объясняется тем, что виды благ, которые традиционно было принято определять как общественные, обладают свойствами и чертами частных благ и, следовательно, могут предоставляться целиком или частично (сверх определенного обществом минимального социального стандарта) на платной основе. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, предполагающая возможность отделения функций их производства и потребления от функций их оплаты. В случае когда происходит выбор между бюджетными организациями, ситуацию можно охарактеризовать как внутреннюю конкуренцию и квазирыночные отношения, а если организация не бюджетная, то это уже будут нормальные рыночные отношения в рамках взаимодействия между общественным и частным секторами. Применение на практике различных институтов, которые обеспечивают взаимодействие между общественным и частным секторами в решении соответствующих задач, будет эффективным только в том случае, если оно не сопровождается ростом трансакционных издержек.

  • Тесты - USMLE world step 1 medical Qbook (Questionnary book - банк тестов) (Шпаргалка)
  • Государственные тесты по русскому языку в Турции, весна 2006 (Документ)
  • Смит Хейди. Числовые тесты для проверки ваших способностей (Документ)
  • Тесты по экологии (Документ)
  • Тесты по микробиологии (Шпаргалка)
  • Тесты по физике (Документ)
  • Ответы на тесты МЭСИ (Шпаргалка)
  • Тесты по экономертике (Шпаргалка)
  • Тесты - Эконометрика (Шпаргалка)
  • Тесты по физике Ответы по физике (Документ)
  • n1.rtf

    Общественный сектор экономики
    Тест
    1. Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении:

    А) Коммерческих предприятий;

    Б) Государства;

    В) Некоммерческих предприятий;

    Г) Населения.
    2. Парето-улучшение – это такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает:

    А) Уровень благосостояния;

    Б) Уровень экономической надежности;

    В) Экономическую зависимость общества;

    Г) Количество надежных партнеров государства.
    3. В федеративных государствах выделяются элементы (пред­приятия и организации, налоги и программы расходов), находя­щиеся в распоряжении:

    А) Федеральных властей;

    Б) Федеральных властей и республик;

    В) Федеральных властей, республик и краев;

    Г) Федеральных властей, республик, краев и областей.
    4. Вследствие какого фактора возникают изъяны рынка?

    А) Ограниченной конку­ренции;

    Б) Внешних эффектов;

    В) Неполноты информации;

    Г) Все ответы правильные.
    5. К провалам рынка можно отнести:

    А) Наличие монополий;

    Б) Внешние эффекты;

    В) Общественные блага;

    Г) Все ответы правильные.
    6.Что лежит в основе естественной монополии?

    А) Значительные затраты, обусловленные небольшим масштабом производства;

    Б) Увеличенный объем издержек;

    В) Экономия, обусловленная масштабом производства;

    Г) Небольшая концентрация производства.
    7. Какой подход, отвечающий международным стандартам, использует государство для преодоления естественной монополии?

    А) Меры регулирования для устранения монополий;

    Б) Заполнение зоны монополии предприятиями и организациями;

    В) Выкуп монополии государством;

    Г) Разделения монополии на несколько предприятий.
    8. Что означает юридическое закрепление частной собственности?

    А) Стагнация рынка;

    Б) Приватизация;

    В) Закрепление рыночных отношений;

    Г) Кооперация собственности.
    9. Что менее всего характерно на начальном этапе перехода от плановой экономике к рыночной?

    А) Рост производства;

    Б) Спад производства;

    В) Необходимость макроэкономической стабилизации;

    Г) Потребность в активной политике.
    10. При переходе к рыночной экономике наименьший интерес государство проявляло к:

    А) Бюджетное совершенствование;

    Б) Развитие общества;

    В) Стратегия налогообложения;

    Г) Социально-экономические задачи;

    11. К свойствам общественных благ не относится:

    А) Нераздельность в производстве;

    Б) Неисключаемость из потребления;

    В) Неконкурентоспособность на рынке;

    Г) Покупаемость отдельным потребителем.
    12.Все нижеследующее может быть отнесено к общественным благам, кроме:

    А) Национальной армии;

    Б) Системы здравоохранения;

    В) Жилищно-коммунального хозяйства городов;

    Г) Транспортной системы.
    13. Как происходит перемещение части доходов от обеспеченных слоев населения к нуждающимся?

    А) Выплата неучтенной зарплаты;

    Б) Через трансферты;

    В) Через субсидии;

    Г) Через монетизацию льгот.

    14. К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят:

    А) Целевое финансирование, система государственных закупок;

    Б) Бюджетно-налоговая политика;

    В) Денежно-кредитная политика;

    Г) Введение подакцизных товаров.
    15. Какая из групп государственных предприятий является лишней?

    А) Несамостоятельные публично-правовые предприятия;

    Б) Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права;

    В) Юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

    Г) Все ответы правильные.
    16. Какие цели преследовала Россия в меньшей степени при приватизации?

    А) Сокращение задолженности государственного сектора;

    Б) Формирование слоя частных предпринимателей;

    В) Повышение эффективности деятельности предприятий;

    Г) Создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики.

    17. Организация, созданная общественным сектором государства или отдельными гражданами для выполнения социальных функций, называется:

    А) Закрытая;

    Б) Частная;

    В) Некоммерческая;

    Г) Коммерческая.
    18. Чем характеризуется переход от административно-командной системы к рыночной?

    А) Снижение ВВП;

    Б) Снижение поступлений в бюджет;

    В) Увеличение безработицы;

    Г) Все вышеперечисленное.
    19. Отличие социального блага от рыночного заключается в том, что:

    А) Плата за потребление социальных благ собирается государством в виде налогов и сборов;

    Б) Возможность исключить индивидуумов из потребления;

    В) Возможность ограничить потребление социальных благ;

    Г) С увеличением потребителей социальных благ полезность уменьшается.
    20. Для каких видов социальных благ полезность, для определенного потребителя, зависит от количества потребителей, что следует из теории клубов?

    А) Общественные;

    Б) Смешанные;

    В) Частные;

    Г) Все ответы верны.
    21. Теория клубов состоит в том, что число потребителей смешанных социальных благ можно увеличивать до тех пор, пока это не вызовет:

    А) Уменьшение полезности для других его членов;

    Б) Увеличение полезности для других его членов;

    В) Спад численности пользователей;

    Г) Переполнение клуба пользователями.
    22. Состояние соответствия цены и … для каждого потребителя того или иного социального блага, называется равновесием Линдаля.

    А) Суммы издержек;

    Б) Количества издержек;

    В) Полезности;

    Г) Количества доходов.
    23. Если цена, оплаченная каждым потребителем того или иного социального блага одинакова, а полезность от использования такого блага различна, то:

    А) Происходит Парето-улучшение;

    Б) Происходит перераспределение;

    В) Формируется агрегированный спрос;

    Г) Все ответы верны.
    24. Какой полезностью для человека обладает воинская повинность?

    А) Положительной;

    Б) Отрицательной;

    В) Нулевой;

    Г) Полезностью не обладает.
    25. Почему часть граждан уклоняются от участия в финансировании социальных благ?

    А) Нет гарантии, что средства будут использованы на создание такого социального блага, в котором они нуждаются;

    В) Невозможность предусмотреть количество всех пользователей определенного блага;

    Г) Нет возможности заинтересовать всех людей в использовании данного блага.
    26. Заинтересованность в социальных благах совместимо с уклонением от коллективного участия по созданию данного социального блага, называется:

    А) Разгосударствлением;

    Б) Дефицитными благами;

    В) «Национальная» проблема;

    Г) Проблемой «безбилетника».
    27. Группы граждан, стремящаяся получить частные блага, обосновывая свои требования общественной значимостью, путем воздействия на государственные органы коллективными действиями, называются:

    А) Группами специального интереса;

    Б) Оптимизационные группы;

    В) Прямые группы;

    Г) Провокационные группы.
    28. Трансферт – это передача части доходов или имущества в распоряжение других лиц на:

    А) Безвозмездной основе;

    Б) Возвратной основе;

    В) Возмездной основе;

    Г) Условиях софинансирования.
    29. В результате создания социального блага произошло перераспределение.

    Какие меры необходимо принять государству по отношению к стороне, для которой полезность данного перераспределения являлась отрицательной?

    А) Взыскательные меры;

    Б) Компенсационные меры;

    В) Лоббирование;

    Г) Легитимные меры.
    30. Как называют социальное благо, в случае, когда суммарная полезность этого блага меньше, чем затраты на его создание.

    А) Общеполезное социальное благо;

    Б) Компенсационное благо;

    В) Мнимое социальное благо;

    Г) Бесполезное социальное благо.
    31. Что позволяет выявить улучшение положения в обществе таким образом, что те его граждане, чье благосостояние повысилось, могут компенсировать потери других граждан, сохранив исходный уровень благосостояния.

    А) Принцип Парето-оптимизации;

    Б ) Критерий Калдора-Хикса;

    В) Анализ политических решений;

    Г) Теория справедливости.
    32. Как называются основные три позиции перераспределения политики, с помощью которых можно моделировать социально-экономическую политику?

    А) Ролзианский, уталитарный, межгруппавой;

    Б) Региональная, местная, общая;

    В ) Утилитаризм, либертализм, эгалитаризм;

    Г) Равенство, братство, коллективизм.
    33. Особенности рыночных процессов выявления и согласования предложений граждан с помощью политического механизма, как правило, называют:

    А) Изъянами государства;

    Б) Пределом государства;

    В) Институтом государства;

    Г) Открытостью государства.
    34. Чем объясняется проблема выбора социальных благ в общественном секторе?

    А) Типичными иррациональными реакциями;

    Б) Типичными рациональными реакциями;

    В) Отношением к оптимальным реакциям;

    Г) Отношением к рациональным реакциям.
    35. В общественном секторе на многообразие разнонаправленных интересов различных граждан влияют:

    А) Госслужащие и граждане РФ;

    Б) Производитель и продавец;

    В) Посредник и производитель;

    Г) Продавец и покупатель.

    36. С помощью какой процедуры возможно выявить имеющиеся предпочтения и согласовать их?

    А) Метод экспертных оценок;

    Б) Перепись населения;

    Г) Метод мозгового штурма.
    37. Что оказывает влияние на итоги голосования при утилитаристской, либерталистской и эгалитарной позициях вместе взятых:

    А) Разброс мнений среди участников;

    В) Способ подведения итогов;

    Г) Все вышеперечисленное.
    38. Что включает в себя доходы общественного сектора:

    А) Налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления;

    Б) Доходы целевых фондов;

    В) Доходы бюджетных фондов;

    Г) Все вышеперечисленное.
    39. Какая категория в наименьшей степени определяет эффективность работы общественного сектора:

    А) Производительность;

    Б) Прибыльность;

    В) Результативность;

    Г) Экономичность.

    40. Денежные экстерналии – это такие внешние эффекты, которые связанные с перераспределением, но:

    А) Не оказывающие влияние на эффективность использования ресурсов;

    Б) Оказывающие влияние на эффективность использования ресурсов;

    В) Оказывающие влияние на производительность;

    Г) Не использующие теневые ресурсы.
    41. Какой показатель обозначает совокупность аналитических приемов, позволяющих определить расходы на достижение специфических целей и выбрать оптимальное решение?

    А) Анализ производительности;

    Б) Анализ издержек и результативности;

    В) Показатель Калдора-Хикса;

    Г) Анализ осязаемых рыночных процессов.
    42. Какие цены устанавливают на благи, которые не поступают на рынок, при этом применяют расчетную цену, которая отражает предпочтения общества и альтернативную стоимость затраченных ресурсов?

    А) Теневые;

    Б) Общественные;

    В) Справедливые;

    Г) Демпинговые.
    43. Бюджетный федерализм эффективен в том случае, если решения, относящиеся к социальным благам, выгоды от которых локализуются на данной территории, принимаются:

    А) Федерацией;

    Б) Главой Государства;

    В) Децентрализовано;

    Г) Централизовано.
    44. Какую функцию расходов территориальных бюджетов государство на практике реализовать не может?

    А) Аллокационную;

    Б) Перераспределительную;

    В) Стабилизационную;

    Г) Другое.
    45. Трансферты в бюджеты нижестоящего уровня из вышестоящего осуществляется из:

    А) Бюджетных грантов;

    Б) Фонда компенсации;

    В) Налоговых платежей;

    Г) Нет правильного ответа.
    46. Какие налоги увязываются непосредственно с той деятельностью налогоплательщика, которой он занимается: ресурсы, виды деятельности, товары и услуги?

    А) Прямые налоги;

    Б) Недифференцированные налоги;

    В) Косвенные налоги;

    Г) Простейшие налоги.
    47. Какой на­лог имеет целевой характер и соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме той, ради которой он введен, например на конкретный вид общественных благ, со­здаваемых за его счет?

    А) Маркированный налог;

    Б) Прогрессивный налог;

    В) Пропорциональный налог;

    Г) Перераспределительный налог.
    48. Деньги, поступающие в территориальный бюджет в виде грантов, избыточно поступают к общественному сектору, в силу чего пропорция между личными расходами граждан и расходами бюджета отклоняется от оптимума. Какое это явление?

    А) Принцип достижения Парето-оптимума;

    Б) Эффект «липучки»;

    В) Эффект агрегирования прибыли;

    Г) Принцип субсидиарности.
    49. Какие издержки несет государство при децентрализации?

    А) На национальную оборону;

    Б) Административного характера;

    В) Информационного характера;

    Г) Мероприятия по пополнению государственных запасов и резервов.
    50. Что такое субнациональная надбавка к налогам?

    А) Органы власти федерального бюджета имеют право устанавливать свою надбавку;

    Б) Органы власти бюджета субъекта федерации имеют право устанавливать свою надбавку;

    В) Органы власти местного бюджета имеют право устанавливать свою надбавку;

    Г) Каждый уровень власти имеет право устанавливать свои надбавки;

    1. Что из перечисленного ниже, скорее всего, станет причиной роста инфляции
    рост цен на энергоносители
    начало разработки обширного угольного бассейна
    повышение Центральным банком учетной ставки (ставки рефинансирования)
    отмена льгот по подоходному налогу с физических лиц

    2. При снижении темпа инфляции выиграют
    кредиторы и работники с фиксированной заработной платой
    должники и работники с фиксированной заработной платой
    кредиторы и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату
    должники и работодатели, выплачивающие своим работникам фиксированную заработную плату

    3. Допустим, что ссуда в размере 100 предоставлена банком на один год при условии, что уровень инфляции составляет 12 % в год, а сумма долга, подлежащая возврату в реальном выражении, равна 105. Какова в данном случае номинальная ставка процента по кредиту
    12%
    5%
    18%
    17,6%
    13,3%

    4. Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада — это
    рост процентных ставок по ссудам банка
    сокращение государственных расходов для снижения безработицы
    сдерживание дополнительного кредитования
    снижение налоговых ставок

    5. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение
    потребителей общественными товарами и услугами
    условий конкуренции
    полной занятости
    экономической свободы

    6. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего

    отсутствием необходимой базы для их реализации

    диспропорциональностью в народном хозяйстве

    7. Выделите пункт, где административные методы государственного регулирования не являются основными
    фискальная политика
    разработка национальной системы стандартизации и сертификации
    антимонопольное регулирование
    создание государственных заказников

    8. К «провалам рынка» относят такие процессы как
    производство общественных благ
    побочные эффекты от перелива ресурсов
    эффективность использования ресурсов

    9. Производство общественных благ убыточно, так как
    цена предложения больше цены спроса
    цена спроса больше цены предложения
    цена спроса = 0
    цена предложения = 0

    10. Общественный сектор – это часть экономического пространства, где
    рынок не срабатывает
    осуществляется производство общественных благ
    действуют некоммерческие организации
    все перечисленное

    11. Внешние эффекты – это
    побочное воздействие производства или потребления какого-либо блага на производство или потребление другого блага
    увеличение полезности потребителя в результате воздействия производства какого-либо блага
    воздействие производства одного блага на рыночное равновесие в целом

    12. «Провалами рынка» называются
    ситуации в экономике, где рынок не срабатывает или срабатывает частично
    когда рынок не справляется со своими функциями и не может обеспечить эффективное производство благ
    верно все перечисленное
    наличие «внешних эффектов»

    13. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего
    чрезмерной развитостью рыночного механизма
    отсутствием необходимой базы для их реализации
    недоразвитостью личного потребления населения
    диспропорциональностью в народном хозяйстве

    14. Проявление несостоятельности рынка – это
    повышение темпа инфляции
    уменьшение маржинальной отдачи
    внешние (побочные) эффекты

    15. Антициклическое регулирование экономики направлено
    на сокращение кризисного падения производства
    на ускорение экономического роста
    на стабилизацию экономического развития

    Рынок - это комплекс экономических взаимоотношений между производителями и потребителями товаров и услуг, который носит зачастую твердо сформировавшийся массовый характер.

    Рынок образуется там, где продавец и покупатель находят друг друга и выражают свои обоюдные желания. Кому-то нужен товар, кому-то - деньги. Таким образом, рынок может возникнуть там, где встречаются спрос и предложение. Производитель хочет продать товар настолько дорого, как это только возможно, а покупатель - купить как можно дешевле. Эти разнонаправленные интересы, формирующиеся на рынке, уравновешиваются ценой. Цены являются источником информации об интересах и потребностях потребителей и стимулируют производителей снижать издержки производства и наиболее эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в ограниченном количестве.

    Если в экономической системе, взаимодействуя с натуральным хозяйством и государством рынок имеет наибольший вес по отношению к этим двум подсистемам, значит, такая система является рыночной.

    Поскольку рынок интегрирует сферы производства и потребления, стимулирует наиболее эффективное производство, информирует своих участников о взаимоположении спроса и предложения на рынке товаров и услуг он является саморегулирующейся системой, наиболее эффективной и гибкой в решении основных экономических вопросов. Поэтому экономика современных развитых стран носит именно рыночный характер. Вероятно, он же и будет определять будущий характер экономик во всех странах мира.

    Итак, к достоинствам рынка относят:

    1) эффективность системы в распределении и использовании ограниченных ресурсов в обществе.

    Излишки благ и их дефициты имеют тенденцию к самоликвидации. Например, если имеется излишек какого-либо товара, он не найдет спроса, на него будет снижена цена. Производство станет менее выгодным и сократится, а лишние товары постепенно распродадутся. А отсутсвтие излишков и дефицитов свидетельствует об эффективности системы: все имеющиеся ресурсы расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

    • 2) гибкость, способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства
    • 3) стимуляция к быстрому внедрению достижений науки и техники в производство
    • 4) экономическая свобода потребителей и предпринимателей в принятии решений. Она способствует формированию инициативы, развитию. Но предполагает и большую ответственность. Россияне сталкивались с этим ни один раз. Каждый волен вкладывать деньги в любые коммерческие организации. Одним из ярких примеров стала организация "МММ", которая принесла одним богатство, а другие вкладчики напротив потеряли свои вклады после прекращения её существования и не получили никакой компенсации.
    • 5) быстрая саморегуляция равновесия.
    • 6) целостность системы

    Реагируя на внешние изменения, она в тоже время остается самой собой, что способствует стабильному общественному развитию. Не случайно страны, в которых развита рыночная экономика обычно обладают и политической стабильностью.

    Однако у рыночной экономики имеются и недостатки, которые зачастую являются продолжениями его достоинств. Случаи, в которых рынок не способен обеспечить эффективного функционирования, использования ресурсов, называются "провалами" (фиаско) рынка.

    Обычно выделяют четыре вида так называемых "провалов" рынка:

    1) Монополия. В условиях рыночной экономики продавцы или покупатели зачастую вступают в сговор между собой или объединяются, чтобы таким образом манипулировать результатами якобы конкурентной борьбы. Рынок при этом больше не может выполнять свою регулирующую функцию.

    Монополии возникают за счет развития рынка и конкуренции. Монополия не позволяет новым фирмам входить в отрасль, контролирует определенный вид ресурса, имеет исключительные права к примеру на патент или лицензию, всеми силами стремится поддерживать свое монопольное положение (нечестная конкуренция).

    Фирма-монополист производит меньше продукции, но продает её по более высокой цене, рынок перестает распределять ресурсы и продукцию так, как это действительно необходимо обществу. Кроме того, при отсутствии конкурирующего товара монополист не стремится улучшать свою продукцию, поэтому отсутствие выбора так же не в интересах покупателя.

    2) Несовершенная (асимметричная) информация. Ассиметричная информация вызывает возникновение так называемых издержек поиска информации, которые входят в число трансакционных издержек (издержек в сфере обмена). Это означает, что неполнота и неравномерность распределения информации, предоставляемой участникам рынка, вынуждает потребителей и производителей тратить время и деньги на поиск потенциальных продавцов и покупателей. Потребители часто вынуждены покупать товары по цене, не соответствующей равновесной, покупать товары-субституты, а производители производят товары в слишком большом или наоборот недостаточном количестве.

    Из-за неравномерности в распределении информации некачественные товары могут вытеснять с рынка качественную продукцию.

    3) Внешние эффекты. К числу проблем, которые не решает рыночный механизм относятся так называемые внешние эффекты - экстерналии, термин, введенный в 1920 г. Артуром Пигу в книге "Теория благосостояния". При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется "мертвый груз", нарушается эффективность по Парето. Внешние эффекты включают в себя издержки (выгоды) от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

    Внешние эффекты бывают положительными и отрицательными. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Положительный внешний эффект характеризует ситуацию, когда деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

    При его наличии экономическое благо продается и покупается в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

    Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные - с выгодами для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками и частными издержками.

    Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев.

    Наиболее известные отрицательные внешние издержки производства - это загрязнение среды обитания, расточительное отношение к невоспроизводимым природным ресурсам.

    Внешние издержки потребления иллюстрируют вредные привычки человека (потребление табака и алкоголя).

    Участники рыночных сделок при определении объемов производства, потребления, продаж или покупок не принимают во внимание внешние эффекты. В результате этого выпускается слишком мало товаров, производство или потребление которых сопровождается внешними эффектами.

    Рис.1.

    4) общественные блага. Общественное благо - это такое благо, которое потребляется коллективно, всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Но на рынке отсутствуют стимулы для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения. Такими товарами услугами являются: оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система, общественный транспорт, предоставление коммунальных услуг и т.д.

    Они обладают рядом свойств:

    • - их невозможно исключить из потребления без высоких издержек (например, отсутствие адекватной системы обороны приводит к угрозе поражения в ходе военных действий или террористических актов);
    • - отсутствует конкуренция в их потреблении (например, надежная оборона или хорошая экология);
    • - участие государства в производстве этих благ.

    Чистые общественные блага можно рассматривать как блага, производство которых связано с появлением широкого круга положительных внешних эффектов.

    Когда такое благо производится для одного человека, для всех остальных также возникают внешние выгоды или внешняя полезность.

    Эффективный выпуск чистого общественного блага соответствует объему, при котором предельная общественная полезность равна предельным общественным издержкам.

    Последние представляют собой стоимость ресурсов, необходимых для получения дополнительной единицы блага.

    Условия эффективности для чистого общественного блага таковы:

    Где MSC -предельные общественные издержки производства единицы блага, MSB - предельная общественная полезность единицы блага, MB - сумма предельных полезностей, получаемых каждым из потребителей этой дополнительной единицы.

    Невозможность распределения общественных благ через рынки связана с тем, что при отсутствии принудительной оплаты за эти блага производители не могут получить оплату от потребителей своих продуктов.

    Все эти случаи свидетельствуют о необходимости вмешательства в экономику государства.