» » Как расширить свой активный лексикон. Активная и пассивная лексика русского литературного языка Что такое пассивная лексика примеры

Как расширить свой активный лексикон. Активная и пассивная лексика русского литературного языка Что такое пассивная лексика примеры

В прошлой теме мы рассмотрели общепринятую (стандартную) лексику как широко объемлющий класс, который включает в себя нейтральную, общую формальную и общую неформальную лексику.

Standard lexis= neutral lexis+ common literary lexis+ common colloquial lexis

Однако изучение английской лексики ведется еще по всевозможным различным критериям, с которыми познакомимся сегодня.

  • По частоте использования: активная и пассивная лексики

HFL (High frequency lexis) — Активная лексика (лексика частого использования)

Это лексика регулярного использования и широкого распространения, она известна всем англоговорящим представителям населения земли. Этот тип лексики играет наиважнейшую роль в межличностной коммуникации, тем не менее он достаточно изменчив и варьирует в зависимости от территории и времени ее использования. Это значит, что активный словарь времен Чарльза Диккенса явно отличается от современного, так же и часто используемая речь Южной Австралии отличается от активной речи северной Англии. Разница может быть невелика, но она все же существует. К активной лексике относятся общая формальная и неформальная лексика, хотя есть категории англоговорящих людей, для которых активный словарь включает профессиональный сленг (программисты), обычный разговорный сленг (современная молодежь), или любой диалект или регионализм для жителей отдельно взятой территории.

LFL (Low frequency lexis) — пассивная лексика (лексика редкого использования)



Она состоит из лексемов ограниченного употребления. Явления и предметы, которые они именуют, известны лишь определенной категории или части населения (профессионализмы), конкретному временному периоду (историзмы), или конкретной сфере деятельности (высокопарная или научная терминология). Среднестатистический человек узнает эти слова на слух и при чтении, но не использует их ни в своей речи, ни в письме. Изучение этого типа лексики особо важно для научных изысканий, литературных сочинений и т. д. То есть данный словарный запас так или иначе связан с прогрессом и эволюцией во всех сферах человеческой жизни.

И активный, и пассивный словари — это открытые системы, которые не являются четко разграниченными, поскольку термины из активного словаря могут легко переходить в пассивный и наоборот. Так, например, следующие слова перешли из пассивного (научно-неологического) словаря в активный:

  • Internet — интернет
  • automobile- автомобиль
  • computer — компьютер
  • zipper — застежка молния

Это произошло, потому что эти изобретения обрели популярность и стали широко использоваться. В списке архаизмов и историзмов находится множество слов, которые когда-то были частью пассивной лексики.

    • По способу выражения: Formulaic lexis — шаблонная лексика

Основана на частично фиксированных (устоявшихся) выражениях и максимально вероятных словосочетаниях

английское словосочетание русский перевод
back away (back down) пятится, отступать
ball park игровая площадка, стадион
be in effect быть на высоте, (в силе)
be off отсутствовать, уезжать
by hand руками, вручную
camp out ночевка на природе, в кемпинге
call off переносить, отменять
carry on вести, продолжать
cast out выгонять, отбрасывать
сhance on находить, обнаруживать
cheer up поддерживать, приободрять
come up подойти
dead lift чрезмерное усилие
dead line крайний срок
do away завершать, доделывать
dress up наряжаться, одеваться
down payment аванс, задаток
enter up вводить до (мерки)
even so даже если так…
early days в ранние времена
fade away угасать, исчезать
fall off ослабевать, отпадать
fifty-fifty пятьдесят на пятьдесят, напополам
get at понять, выяснить
give up сдаваться,
grow up расти, взрослеть
hold back сдерживать, скрывать
how come? как так вышло? почему?
in error по ошибке
in short в кратце
it pays оно стОит, имеет смысл
jazz up подбадривать, оживлять
just so именно так, совершенно верно
    • Idiomatic lexis — фразовая лексика

Есть еще одна интересная и удивительная классификация:

Классификация лексики по стилю и значению

  • Neutral lexis (нейтральная лексика)

Это категория слов, которая не имеет конкретной принадлежности к какому- либо лексическому стилю и которые лишены эмоциональной окраски. Нейтральная лексика используется для безоценочной констатации и определения предметов и понятий (природные явления, меры длины и веса, временных отрезков и т. д.) Она также составляет базу количественного роста литературной (формальной) лексики. Но кроме численного преобладания нужно отметить и семантическую особенность нейтральной лексики: слова ее составляющие имеют весьма емкие значения и множество возможностей сочетания (т.е. с их помощью могут составляться различные словосочетания с широким спектром значений. Они также входят в состав устоявшихся идиом и фразеологизмов)

time — время :

  • about time — давно пора
  • ahead of time — преждевременно, раньше времени
  • time frame — временные рамки, временной отрезок
  • it will last smn’s time — этого хватит на чей-то век, этого хватит на всю жизнь

Примеры к нейтральному лексему head — голова :

  • to bare one’s head — снимать головной убор
  • bad head for heights — боязнь высоты
  • use head — думать головой, соображать
  • level (cool) head — спокойствие, уравновешенность
  • acid head — наркозависимый

Примеры к нейтральному лексему fire-огонь :

  • poke (stir) the fire — мешать (ворошить) огонь
  • to lay (make up) a fire — раскладывать бревна для костра
  • catch fire — загореться
  • draw fire — вызвать огонь (на себя)

Мы можем заметить, что несмотря на то, что мы использовали нейтральные слова, некоторые выражения имеют эмоционально-экспрессивное значение.

К нейтральной категорий лексемов относится множество слов, у которых существуют свои эмоционально- экспрессивные синонимы в других категориях: формальной (книжной) и неформальной (разговорной). Синонимы из книжной лексики как правило имеют высокую коннотативную оценку, те же, что принадлежат неформальной лексике, могут быть положительными или отрицательными.

Emotionally -expressive lexis (эмоционально-экспрессивная лексика)

  • фамильярность, одобрение, неодобрение, шутку, ласку, иронию, сарказм и т. д.

Как мы уже отмечали, эмоционально-экспрессивная лексика может иметь положительное или отрицательное значение либо оценку. Важно не отождествлять эти два понятия (значение/ оценка), хоть они и связаны, поскольку экспрессивное значение — это смысл, передаваемый самим словом, а экспрессивная оценка — субъективная характеристика, передаваемая через слово. Первое относится сугубо к эмоционально — экспрессивной лексике: это в основном слова однозначные. Второе может содержать:
1.Слова из нейтральной лексики, указывающие на качества и эмоции:

  • good — хороший, bad — плохой, love — любовь, hate — ненависть, suffer- страдать

2.Многозначные термины, которые могут быть использованы в прямом смысле (нейтральный словарь) и в переносном (экспрессивный словарь):

English polysemic word (Английское многозначное слово) direct meaning (прямой смысл)-нейтральный словарь figurative meaning (переносный смысл)-экспрессивный словарь
honey мед дорогая
bag сумка грубо: чувиха, кошёлка
squab молодой голубь, птенец тюфяк, толстяк
shaver бритва малец, юнец
monkey обезьяна корчить рожи
snort фыркать нюхать наркотики
snipe стрелять из укрытия идиот, ничтожество
left-handed левша криворукий, неуклюжий
can консерва тюряга
fence забор, ограждение скупщик краденного
trash мусор музыкальный рок стиль
fire огонь, выстрел вдохновение, пыл
fit подгонять, прилаживать приступ, припадок, порыв, вспышка
piano фортепиано, пианино тише, спокойнее
wax воск, вощить приступ гнева
bean фасоль, боб башка

В экспрессивной английской лексике используются также слова, сформированные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, которые, однако, не всегда имеют положительный оттенок:
-ette :

  • balconette- балкончик
  • kitchenette- кухонька
  • lambkin- ягненочек
  • boykin- мальчонка
  • catling- котеночек
  • firstling- первенец
  • weakling- (насмешливо)слабак
  • islet- островок
  • kinglet- (насмешливо) царек
  • princelet- (насмешливо) князек
  • bullock- буйволенок
  • hillock- холмик

-y /-ie /-ee :

  • cutie- красотка
  • smarty- умничка
  • doggie- собачка
  • kitty- котеночек
  • girlie- девчушка
  • bootee- ботиночек, пинетка

Эмоционально- экспрессивная лексика также изобилует междометиями, метафорическими и образными конструкциями. Она чаще используется в разговорной фамильярной,

High (elevated) lexis (возвышенная лексика)

Это литературная категория речи, запас слов, окрашенных особым, торжественным и поэтическим смыслом . Эта лексикологическая категория уместна для использования в художественной и публицистической литературе, в телевизионных программах и определенных кинематографических произведениях, а также в некоторых ритуалах и церемониях. Здесь мы найдем множество устаревших редко используемых слов, но у которых есть широко распространенные синонимы в нейтральной лексике.

Ниже мы рассмотрим некоторые примеры слов, принадлежащих к возвышенной и экспрессивной лексикам:

нейтральная эмоционально-экспрессивная возвышенная
head (голова) bean, mug, noggin (башка, чурбан) apex (глава, вершина)
car (автомобиль) wheels (колеса, тачка) vehicle (автомобиль)
nose (нос) conk (носище) proboscis (нос, хоботок)
market (рынок) bazaar, mart (базар, рынок) emporium (торговая площадь)
happy (счастливый) on cloud nine (на девятом небе) elated (ликующий)
love (любить) hold dear (дорожить) adore, worship (обожать, боготворить)
shine (блестеть) irk, blind (раздражать, ослеплять) scintillate, radiate (сверкать, излучать)
child (ребенок) kid, sprog (мальчонка, отпрыск) infant, lad (инфант, юноша)
kid (шутить) scam, con (жульничать, надувать) gull (обманывать)
fortress (крепость) strong point (прочность) сitadel (цитадель)
hand (рука) mitt, bunch of five (пятерня) limb (конечность)
abandoned (заброшенный) down in the dumps (запущенный) desolate (запустелый)
poetry (поэзия) ditty (эпиграмма, частушка) ode (ода)
fade (угасать, увядать) lose heart or hope (терять надежду) wilt (угасать)
declare (обьявлять) give out (испускать, выдавать) proclaim, enunciate (провозглашать)
grave (могила) vault (tech) (хранилище) sepulcher (гробница)

Исследовав представленные примеры, мы можем лучше понять, чем отличаются разновидности лингвистических стилей по эмоциональному окрасу, а также правильно выбрать нужное слово для определенного контекста.

По степени употребительности выделяется лексика активного и пассивного запаса. Слова активного запаса — общеупотребительные, характерные для любого стиля в любой обстановке общения: день, ночь, конец, начало, вчера и др. Они не имеют оттенка устарелости или новизны. На фоне активной лексики выделяются слова пассивного запаса. Это слова, редко употребляемые в повседневном общении и не всегда понятные носителям языка. Это либо потерявшие активность слова, устаревшие — архаизмы и историзмы: государыня, денщик, городовой; либо недавно появившиеся слова, непривычные, не вошедшие в общее употребление: презентация, медиахолдинг, клонирование.

Лексика активного запаса формирует нейтральные (межстилевые) слова. Лексика пассивного запаса связана с книжными словами. Они характерны для письменной речи, употребляются в торжественных ситуациях, при официальном общении. Особую роль играют поэтизмы — слова с высокой экспрессией, эмоционально окрашенные, оценочные; они встречаются в устном народном творчестве: лазоревый, яхонтовый; в поэзии: лилейный, флер, мирт, денница, божественный и др.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Словарный состав современного русского языка охватывает миллионы слов, если учитывать все слова, употребляемые и употреблявшиеся его носителями — городским и сельским населением, образованной его частью и недостаточно образованной, лицами разных специальностей и разного рода занятий — на протяжении хотя бы последних двух столетий — от Пушкина до наших дней. Общее количество слов, имеющихся в русском языке, не подсчитано, да и вряд ли практически может быть подсчитано в силу даже технических трудностей фиксации всех наименований, используемых на территории такой огромной страны, как Россия.

Например, кто из носителей русского языка знает, что в одном из микрорайонов Крайнего Севера употребляется слово южак для называния чисто местного явления — ураганного ветра, связанного сезонно с географическими особенностями территории. Скорее всего, только те, кто живет в этой местности или побывал там, да еще те, кто читал роман О. Куваева "Территория", в котором автор пишет:

Каждый журналист, каждый заезжий литератор и вообще любой, побывавший в Поселке и взявшийся за перо, обязательно писал и будет писать о "южаке". Это все равно, что побывать в Техасе и не написать слова "ковбой" или, будучи в Сахаре, не упомянуть верблюда. "Южак" был чисто поселковым явлением, сходным со знаменитой новороссийской "борой". В теплые дни за склоном хребта скапливался воздух и затем с ураганной силой сваливался в котловину Поселка. Во время "южака" всегда бывало тепло и небо безоблачно, но этот теплый, даже ласковый ветер сшибал человека с ног... В "южак" лучше всего годились ботинки на триконях и защитные очки горнолыжника. В "южак" не работали магазины, были закрыты учреждения, в "южак" сдвигались крыши.

Никто не просто не знает, сколько слов в русском языке, но и никто не употребляет даже все знакомые слова. Подсчитано, например, что во всех текстах (и литературных, и эпистолярных), написанных рукой А. С. Пушкина — создателя современного русского литературного языка, хорошо знавшего и народный язык, всего примерно 20 тыс. слов и выражений. Конечно, Пушкину было известно гораздо большее количество лексических единиц (и из языка крестьян хотя бы села Михайловского и близлежащих деревень, и из знакомства с историческими хрониками времен Бориса Годунова и Емельяна Пугачева), но употреблял он только часть знакомого лексического запаса. К тому же и из употребленных слов одни встречаются десятки раз, а то и сотни, другие — в единичных случаях. Следовательно, весь лексический запас можно разделить на активную часть и пассивную.

Естественно, что активный и пассивный запас лексики у разных людей различен и зависит от их возраста и образовательного уровня, а также от ряда других обстоятельств. Но все же можно говорить о некоем среднем уровне лексического запаса у носителей языка в тот или иной период истории и делении его на две части — активную и пассивную. К активной лексике относятся слова, более или менее часто употребляемые людьми в быту, в сфере обычной трудовой деятельности и в некоторых других речевых ситуациях.

Активная часть лексики выделяется и исследуется специально — и в теоретических, и в практических целях. Например, было предпринято большое исследование частотной лексики русского языка на основе машинных выборок миллиона словоупотреблений. Результатом стал составленный под руководством Л. Н. Засориной "Частотный словарь русского языка" (1977), включающий 40 тыс. слов, расположенных по мере убывания употребительности. Выявлено, что самыми употребительными в русском языке, составившими первые шесть десятков слов, являются в основном служебные слова (союзы , частицы , предлоги ) и местоимения: в (во ), и , не , на , я , быть , что , он , с (со ), а , как , это , вы , ты , к (ко ), мы , этот , она , они , но , по , весь , за , все , у , из (изо ), свой , так , о (об , обо ), же , который , бы , от (ото ), мочь , один , для , сказать , такой , тот , вот , только , ещё , говорить , наш , да , себя , знать , год , его , нет , большой , до , когда , уже , если , дело , другой , чтобы , или , сам , время , какой , идти , ну.

Теоретическое осмысление специфики языка писателя может опираться, например, на материалы "Словаря языка Пушкина", иллюстрирующего, в частности, движение лексики из активного запаса в пассивный и наоборот в период создания современного русского литературного языка.

К пассивной лексике принадлежат:

  • 1) слова, знакомые носителям языка, но крайне редко употребляемые ими;
  • 2) слова, узнаваемые в той или иной степени при употреблении их другими носителями языка — при чтении художественной и специальной литературы, при прослушивании радио- и телепередач;
  • 3) слова, которые имеются в языке, даже зафиксированы словарями, но незнакомы большинству говорящих на нем.

Возьмем в качестве примера слова на букву Л из "Словаря новых иностранных слов" Н. Г. Комлева: лазерофон , ламентация , латенция , лаудация , лебенсраум , левитация , легинсы , легитимация , лезмажесте , лейбл , либерализация , ливайз , лизинг , лимерик , лимитед компани , лингва франка , липоаспирация , листинг , литуанистика , лицензиар , лицензирование , лобби , лобэктомия , логотерапия , логотип , лолипоп , лот , ЛСД-25 , лукративный , луна-парк , ли донна е мобиле , ляпсус лингве. Из перечисленных слов едва ли наберется десяток, которые более или менее активно употребляются людьми хотя бы со средним образованием. Больше слов, которые могут быть знакомы, узнаваемы, но активно не употребляемы: левитация , легитимация , либерализация , лицензирование , логотерапия , луна-парк. Остальные слова из приведенного списка либо знакомы понаслышке, без понимания их значения (лизинг , листинг , лот ), либо вообще большинству незнакомы (лазерофон , ламентация , латенция , лаудация , лебенсраум , лез-мажесте , ливайз , лимерик , лимитед компани , лингва франка , липоаспирация , литуанистика , лицензиар , лобэктомия , лолипоп , ЛСД-25 , лукративный , ли донна е мобиле , ляпсус лингве ).

Сданной позиции сравним два популярных в настоящее время толковых словаря русского языка: Словарь Ожегова, включающий примерно 70 тыс. слов и "Русский толковый словарь" Лопатиных, включающий в два раза меньше слов — 35 тыс. При отборе слов в Словарь Ожегова ставилась цель "включить необходимую, употребительную в литературном языке лексику" и не включать:

  • 1) "специальные слова и значения, которые являются узкопрофессиональными терминами отдельной отрасли науки и техники";
  • 2) "диалектные слова и значения, если они не используются достаточно широко в составе литературного языка как выразительные средства"; 3) "просторечные слова и значения с ярко выраженной грубой окраской"; 4) "старые или устаревшие слова и значения, выпавшие из языка".

В отличие от Словаря Ожегова "Русский толковый словарь" — это "словарь активной наиболее употребительной лексики русского языка"; в нем "отсутствуют областные и в минимальном количестве представлены устарелые слова и значения, а из разговорных, просторечных, книжных, специальных слов и значений слов приводятся лишь наиболее употребительные... Нет в нем также слов и значений слов, отошедших в пассивный словарный запас". Сравнение конкретных словников, например на букву Л, показывает, что в Словаре Ожегова заголовочных слов примерно 950, а в "Русском толковом словаре" 500, причем не включены: лабазник , лабильный , лава — подземная горная выработка, лаванда , лаваш , лавра , лавровишня , лаг , лагерник , лагуна , лад — строй музыкального инструмента, лада , ладан , ладанка , ладейный , ладушки , лады , лаз , лазерщик , лазурит , лайчонок , лакействовать , лакмус , лакрица , лактация , лакуна , лама , ламаизм , ламаист , лампада , лампас , лампион , лангет , ландтаг , ланита , ланолин , ланцет , лапидарный , лапта , лапчатый , ларёчник , ларингит , ларинголог , ларингология , лассо , лафитник и т.д. и т.п. Перечисленные, как и остальные 400 названий на букву Л, не попали из Словаря Ожегова в "Русский толковый словарь" по причине их редкой употребительности. Приведенные примеры дают представление о пассивной лексике, включающей, по существу, все стилистические группы слов: разговорные (ларёчник , лафитник ), просторечные (лагерник , лады ), устарелые (лабазник , ланита ), книжные (лабильный — подвижный, ламаизм , лапидарный — краткий), узкоспециальные (лаг — прибор для определения скорости судна, лактация ), экзотические (лаваш , лама , ландтаг ), народно-поэтические (лада ), нейтральные (лаванда , лавровишня , лагуна , лангет ). Видимо, "Русский толковый словарь" можно отнести теоретически к словарям активной русской лексики, отражающим активный лексический запас среднего носителя русского языка конца XX в.

С помощью отбора активной лексики решаются практические задачи в следующих случаях:

■ При составлении различного рода словарей для учащихся. Так, при создании "Школьного толкового словаря русского языка" под ред. Ф. П. Филина (1999) отбиралась лексика: а) получившая отражение в стабильных учебниках по русскому языку и литературе и б) широко используемая в повседневной жизни, в трудовой, общественной и культурной областях человеческой деятельности.

Еще больше усилий требует отбор активной лексики для учебников, предназначенных иностранцам. Создаются лексические минимумы, адресованные обучающимся разных уровней, много раз издавался "Краткий толковый словарь русского языка для иностранцев" под ред. В. В. Розановой.

■ При составлении лексикографических справочников для всех носителей русского языка. Так, с расчетом на употребление именно в продуктивной речи отбирались лексические единицы для "Словаря сочетаемости слов русского языка" под ред. П. Н. Денисова и В. В. Морковкина. В него включено примерно 2500 "наиболее употребительных русских слов" с полным описанием их сочетательных свойств. Приведем для иллюстрации и сравнения перечень таких слов, помещенных на букву Л: лаборатория , лагерь , ладонь , лампа , ласковый , лев , левый , лёгкий , лёд , ледяной , лежать , лезть , лекарство , лекция , ленивый , лес , лесной , лестница , летать , лететь , летний , лето , лётчик , лечить , лечиться , ликвидировать , лиса , лист , литература , литературный , лить , лицо , личность , личный , лишить , лишиться , лишний , лоб , ловить , ловкий , лодка , ложиться , ложка , ложный , ложь , лозунг , локоть , ломать , ломаться , лопата , лошадь , лук , луна , лыжи , любимый , любить , любоваться , любовь , любознательность , любознательный , любопытный , любопытство. Как видим, это слова повседневного общения людей независимо от их возраста, образования и профессии.

Конечно, граница между активными и пассивными словами весьма подвижна и изменчива. Например, название приватизационного чека ваучер неожиданно ворвалось в жизнь россиян в середине 1990-х гг., можно сказать, было у всех на устах несколько лет и так же быстро исчезло из употребления, оставив после себя только неприятные воспоминания.

  • 11.2. Основные этапы развития русского письма.
  • 12. Графическая система языка: русский и латинский алфавиты.
  • 13. Орфография и её принципы: фонематический, фонетический, традиционный, символический.
  • 14. Основные общественные функции языка.
  • 15. Морфологическая классификация языков: языки изолирующие и аффиксирующие, агглютинативные и флективные, полисинтетические языки.
  • 16. Генеалогическая классификация языков.
  • 17. Индоевропейская семья языков.
  • 18. Славянские языки, их возникновение и место в совеременном мире.
  • 19. Внешние закономерности развития языка. Внутренние законы развития языка.
  • 20. Родство языков и языковые союзы.
  • 21. Искусственные международные языки: история создания, распространения, современное состояние.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 22. Язык как историческая категория. История развития языка и история развития общества.
  • 1) Период первобытнообщинного, или родоплеменного, строя с племенными (родоплеменными) языками и диалектами;
  • 2) Период феодального строя с языками народностей;
  • 3) Период капитализма с языками наций, или национальными языками.
  • 2. На смену бесклассовой первобытнообщинной формации пришла классовая организация общества, что совпало с образованием государств.
  • 23. Проблема эволюции языка. Синхронический и диахронический подход к изучению языка.
  • 24. Социальные общности и типы языков. Языки живые и мёртвые.
  • 25. Германские языки, их возникновение, место в современном мире.
  • 26. Система гласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 27. Артикуляционная характеристика звуков речи. Понятие дополнительной артикуляции.
  • 28. Система согласных звуков и её своеобразие в разных языках.
  • 29. Основные фонетические процессы.
  • 30. Транскрипция и транслитерация как способы искусственной передачи звуков.
  • 31. Понятие о фонеме. Основные функции фонем.
  • 32. Фонетические и исторические чередования.
  • Исторические чередования
  • Фонетические (позиционные) чередования
  • 33. Слово как основная единица языка, его функции и свойства. Соотношение слова и предмета, слова и понятия.
  • 34. Лексическое значение слова, его компоненты и аспекты.
  • 35. Явление синонимии и антонимии в лексике.
  • 36. Явление полисемии и омонимии в лексике.
  • 37. Активная и пассивная лексика.
  • 38. Понятие о морфологической системе языка.
  • 39. Морфема как мельчайшая значимая единица языка и часть слова.
  • 40. Морфемная структура слова и её своеобразие в разных языках.
  • 41. Грамматические категории, грамматическое значение и грамматическая форма.
  • 42. Способы выражения грамматических значений.
  • 43. Части речи как лексико-грамматические разряды. Семантические, морфологические и другие признаки частей речи.
  • 44. Части речи и члены предложения.
  • 45. Словосочетания и его типы.
  • 46. Предложение как основная коммуникативная и структурная единица синтаксиса: коммуникативность, предикативность и модальность предложения.
  • 47. Сложное предложение.
  • 48. Литературный язык и язык художественной литературы.
  • 49. Территориальная и социальная дифференциация языка: диалекты, профессиональные языки и жаргоны.
  • 50. Лексикография как наука о словарях и практике их составления. Основные типы лингвистических словарей.
  • 37. Активная и пассивная лексика.

    Через словарный состав язык непосредственно связан с действительностью и ее осознанием в обществе. Язык связан с производственной деятельностью человека непосредственно, и не только с производственной деятельностью, но и со всякой иной деятельностью человека во всех сферах его работы.

    Прежде чем разъяснить пути изменения словарного состава, следует остановиться на некоторых явлениях, позволяющих более внимательно рассмотреть сам словарный состав в целом и в отдельных его частях.

    Прежде всего, это вопрос об активном и пассивном словаре.

    Активный словарь– это те слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и сам употребляет. Слова основного словарного фонда, безусловно, составляют основу активного словаря, но не исчерпывают его, так как у каждой группы людей, говорящих на данном языке, есть и такие специфические слова и выражения, которые для данной группы входят в их активный словарь, ежедневно ими употребляются, но не обязательны как факты активного словаря для других групп людей, имеющих в свою очередь иные слова и выражения. Таким образом, слова основного словарного фонда – общие для активного словаря любых групп населения, слова же специфические будут разным и для активного словаря различных групп людей.

    Пассивный словарь– это те слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет (таковы, например, многие специальные технические или дипломатические термины, а также и различные экспрессивные выражения).

    Понятия активного и пассивного словаря очень важны при изучении чужого (иностранного) языка, однако не следует думать, что между фактами активного и пассивного словаря существует непроходимая стена; наоборот, то, что имеется в пассиве, может при надобности легко перейти в актив (преамбула, вето, бьеф, офицер, генерал и тому подобные слова); а наличное в активе – уйти в пассив (нэпман, декрет, нарком и т. п.).

    Активный и пассивный запас лексики выделя­ются в связи с разной употребительностью слов.

    Активный словарный запас (активный словарь) составляют слова, которые говорящий на данном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует. В зависимости от уровня языкового развития говорящих их активный словарь в среднем составляет от 300-400 слов до 1500-2000 слов. В активный состав лексики входят слова наиболее частотные, повседневно употребляющиеся в общении, значения которых известны всем го­ворящим: земля, белый, идти, много, пять, на. К активному слова­рю относятся также общественно-политическая лексика (социальный, прогресс, соревнование, экономика и др.), а также слова, принадле­жащие к специальной лексике, терминологии, но обозна­чающие актуальные понятия и потому известные и многим неспециалистам: атом, ген, геноцид, про­филактика, рентабельный, виртуальный, атом, наркоз, глагол, экология.

    В пассивный словарный запас(пассивный словарь) входят слова, редко употребляемые говорящим в обычном речевом общении. Значения не всегда ясны говорящим. Слова пассивного за­паса образуют три группы:

    1) архаизмы;

    2) историзмы;

    3) неологизмы.

    1. Архаизмы (от греч. archaios ‘древний’) – устарелые слова или выражения, вытесненные из активного употребления синонимичными единицами: выя – шея, десница – правая рука, вотще – напрасно, тщетно, издревле – исстари, лицедей – актер, сей – этот, сиречь – то есть.

    Выделяются следующие разновидности архаизмов:

    1) собственно лексические – это слова, которые устарели целиком, как целостный звуковой комплекс: личба ‘счет’, отроковица ‘девочка-подросток’, инфлуэнца ‘грипп’;

    2) семантические – это слова с устаревшим значением: живот (в значении ‘жизнь’), позор (в значении ‘зрелище’), сущий (в значении ‘существующий’), возмутительный (в значении ‘призывающий к возмущению, к восстанию’);

    3) фонетические – слово, сохранившие прежнее значение, но имевшее в прошлом другое звуковое оформление: гистория (история), глад (голод), врата (ворота), зерцало (зеркало), пиит (поэт), осьмой (восьмой), огнь ‘огонь’;

    4) акцентные – слова, в прошлом имеющие ударение, отличное от современного: симвОл, музЫка, призрАк, вздрогнУл, протИв;

    5) морфоло­гические – слова с устаревшей морфемной структурой: свирепство – свирепость, нервический – нервный, рухнуться – рухнуть, бедство – бедствие, ответствовать – отвечать.

    В речи архаизмы используются: а) для воссоздания исторического колорита эпохи (обычно в исторических романах, повестях); б) для придания речи оттенка торжественности, патетической взволнованности (в стихах, в ораторском выступлении, в публицистической речи); в) для создания комического эффекта, иронии, сатиры, пародии (обычно в фельетонах, памфлетах); г) для речевой характеристики персонажа (например, лица духовного звания).

    2. Историзмами называют устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением тех реалий, которые они обозначали: боярин, дьяк, опричник, баскак, урядник, арбалет, шишак, кафтан, околоточный, стряпчий. Историзмами стали и слова, обозначающие реалии советского времени: комбе­ды, нэпман, ревком, соцсоревнование, комсомол, пятилетка, райком.

    У многозначных слов историзмом может стать одно из значений. Например, у общеупотребительного слова люди устарело значение ‘прислуга, работники в барском доме’. Можно считать устаревшим и слово ПИОНЕР в значении ‘член детской организации в СССР’.

    Историзмы используются как номинативное средство в научно-исторической литературе, где они служат названиями реалий прошлых эпох, и как изобразительное средство в произведениях художественной литературы, где они способствуют воссозданию той или иной исторической эпохи.

    Иногда слова, ставшие историзмами, возвращаются в ак­тивное обиход. Происходит это по причине возвращения (реактуализации) самого явления, обозначаемого этим словом. Таковы, например, слова гимназия, лицей, гувернёр, Дума и др.

    3. Неологизмами (от греч. neos ‘новый’ + logos ‘слово‘) называют слова, недавно появившиеся в языке и пока неизвестные широкому кругу носителей языка: ипотека, мундиаль, гламур, инаугурация, креатив, экстрим и др. После того как слово входит в широкое употребление, оно перестает быть неологизмом. Появление новых слов – это естественный процесс, отражающий развитие науки, техники, культуры, социальных отношений.

    Различаются неологизмы лексические и семантические. Лексические неологизмы – это новые слова, появление которых связано с формированием новых понятий в жизни общества. К их числу можно отнести такие слова, как автобан ‘тип автомобиль­ной дороги’, джакузи ‘большая ванна с подогревом и гид­ромассажем’, лейбл ‘товарная этикетка’, римейк ‘передел­ка ранее снятого фильма’, блютуз ‘разновидность беспроводной связи для передачи данных’, а также спонсор, хит, шоу и др.

    Семантические нео­логизмы – это слова, принадлежащие активному словарю, но приобретшие новые, ранее неизвестные значения. Например, слово якорь в 70-е гг. получило новое значение ‘специальная площадка для фиксации космонавта, расположенная на ор­битальной станции рядом с люком’; слово ЧЕЛНОК в 80-е гг. приобрело значение "мелкий тор­говец, ввозящий товар из-за границы (или вывозящий его за границу) с последующей реализацией его на местных рынках".

    Особую разновидность слов подобного рода составляют индивидуально-авторские неологизмы, которые создаются поэтами, писателями, публицистами с особыми стилистическими целями. От­личительной особенностью их является то, что они, как правило, так не переходят в активный словарь, оставаясь окказионализмами – единично или редко употребляемыми новообразованиями: кюхельбекерно (А. Пушкин), зелёнокудрые (Н. Гоголь), москводушие (В. Белинский), пассажирство, омужчиниться (А. Чехов), машинерия (В. Яхонтов), перехмур (Е. Исаев), шестиэтажье (Н. Тихонов), вермуторно (В. Высоцкий). надвьюжный (А. Блок), многопудье, мандолинить, молоткастый (В. Маяковский). Лишь отдельные авторские образования с течением вре­мени становятся словами активного словаря: промышленность (Н. Карамзин), головотяп (М.Салтыков-Щедрин), прозаседавшиеся (В.Ма­яковский), бездарь (И. Северянин) и др.

    Создание новых слов – это творческий процесс, отражающий стремление человека к новизне и полноте в восприятии действительности. Носители языка творят новые слова, отражающие нюансы бытия и его оценки: напр., психотека, душеверть, душепляс, радомыслие, особейщина, своеправие и др. (из собрания неологизмов М. Эпштейна).

    Однако не всегда результаты поисков слова следует признать удачными. Так, например, вряд ли обогатят общенародный лексикон новообразования, встретившиеся в следующих высказываниях.

    Вопрос выформировался и загарантирован.

    Магазину срочно требуется овощиха для торговли овощами.

    Существуют и настоящие шедевры игрушкостроения.

    Материальные ценности были похищены, хотя склад был особачен.

    По частоте употребления лексика делится на 2 группы: активную и пассивную.

    Активную лексику составляют слова, понятные говорящим и находящиеся в постоянном употреблении.

    2 типа активной лексики:

    а) слова общенародные(общеупотребительные, разговорные, просторечные, книжные, высокие, официально-деловые).

    б) слова, ограниченные в своём употреблении определённой диалектной или социальной средой (диалектные, профессиональные, терминологические, жаргонные).

    Все слова лишены оттенка новизны и устарелости. Они определяют лексическую систему СРЯ.

    Активный словарный запас - часть словарного состава современного языка, которая свободно употребляется в живом повседневном общении во всех сферах жизни человеческого общества.

    Пассивный словарный запас относится прежде всего к книжному языку. Пассивную лексику составляют слова понятные, но не употребляемые в повседневном речевом общении. Эти слова имеют оттенок новизны или оттенок устарелости и потому не входят в лексическую систему с.р.я. К пассивной лексике относятся историзмы, архаизмы, неологизмы, окказионализмы.

    Устаревшая и новая лексика. Историзмы и архаизмы. Типы архаизмов.

    Типы архаизмов: лексические и семантические.

    Архаизация слов, их уход из словарного состава представляет собой процесс постепенный и длительный. Лексика, переживающая процесс архаизации относится к переферийным отделам словарного состава языка. Главным фактором, определяющим такое положение является малая употребительность, стремящаяся к нулю.

    Историзмами называются слова, вышедшие из живого употребления вследствие того, что обозначаемые ими предметы и понятия ушли из современной жизни.

    Примерами историзмов могут служить слова, называющие:

    • старые общественно-политические отношения (вече, подразверстка);
    • предметы ушедшего быта (фура, дврорницкая);
    • чины, должности, статус (боярин, помещик);
    • старинную одежду (армяк, кафтан);
    • - какие либо орудия (арбалет, шишак);

    Такие слова не имеют синонимов, являются единственными наименованиями исчезнувших предметов и понятий. И. употр-ся в исторической и художественной литературе для воссоздания колорита эпохи.

    Архаизмы (греч. arhaios -древний) - устаревшие и вышедшие из общего употребления слова. В отличии от историзмов, они имеют синонимы, находящиеся в активном словарном запасе. Напр: вояж - путешествие.

    Различаются архаизмы:

    а. лексические

    б. семантические

    Среди лексичсеких архаизмов выделяются:

    • собственно лексические - слова, устаревшие в целом и вытесненные в пассивный словарь словами с другим корнем. Напр: батюшка (отец).
    • лексико-словообразовательные - слова с устаревшими суффиксами или приставками. Напр: воитель (воин).
    • лексико-фонетические архаизмы - представл. собой слова, имеющие устаревший звуковой облик. Напр: врата (ворота).

    Семантическими архаизмами называются слова с устаревшими значениями. Напр в слове безумие устар. значение "сумасшествие". В указ. знач. приведенные слова явл-ся архаизмами, в других же знач. они входят в активный словарь с.р.я.

    Архаизмы использ-зя писателями и публицистами для придания речи возвышенной стилистич.окраски. Вне стилистических целей архаизмы не употр-ся.

    Устаревшие слова различны по степени устарелости. Одни из них в наст вр. совсем неизвестны носителям русского языка.

    Одни исчезли бесследно. Напр: капь - четыре пуда.

    Другие сохранили свои следы в производных словах и фразеологизмах. Напр словах хижина, неряха.

    Другие устар.слова знакомы носителям языка, не находятся в пассивном словарном запасе. Напр: верста, млад.

    В разряд устар.лексики переходят как исконно руские, так и заимствованные слова. Напр. архаизмы ворог, очи, оный - исконно р.сл.

    Устар. слова могут возраждаться, т.е возвр-ся в активный словарь.

    Неологизмы и окказионализмы.

    Новые слова или обороты речи, возникшие для обозначения новых предметов и понятий или замены старых названий уже существующих явлений, наз-зя неологизмами (греч. neos - новый + logos - слово, понятие) . Напр. слово: луноход, прилуниться появились вместе с новыми предметами, признаками и процессами. Слова самолёт, автостоянка заменили старые: аэроплан, стоянка для автомобилей. К н. относятся не только совершенно новые, но и ранее известные слова, которые приобрели новые значения. Напр: сценарий - в знач. "план, схема проведения какого-либо мероприятия, выставки".

    Различают лексические и семантические неологизмы.

    Лексические - Слова ранее не существовавшие в р.я. Создаются на базе существующих слов или заимствуются из других языков. Напр: целиноградец.

    Семантические - неологизмы представл. собой уже существующие в языке слова, получившие новое значение.Напр: сигнал - предупреждение.

    Неологизмы бывают номинативные (общеязыковые) и индивидуально-стилистические (окказионализмы).

    Номинативные представл. собой прямые наименования предметов и понятий. Напр слова: монорельс, океанавт.

    Стилистические неологизмы не только обозначают явления и придают словам экспрессивно-эмоциональные оттенки. Напр: стиляга, показуха, головотяп.

    Вновь вошедшие слова в лекс.систему восприним-ся как неологизмы до тех пор, пока ощущается из свежесть и новизна. Как только новое явление становится обычным фактом жизни, его назв-е перестаёт быть неологизмом. Со временем и индивидуальные (авторские) неологизмы могут вливаться в актив. словар.запапс. Так в актив.л перешли неологизмы Ломоносова - созвездие, Достоевского - стушеваться.

    Окказионализмы (от лат. occasionalis - случайный) - индивидуально-стилистические речевые явления, возникающие под влиянием контекста, ситуации речевого общения для обозначения нового предмета или выр-я нового понятия. О. создаются специально, нарочито. Этим они отл-ся от спонтанно совершаемых нарушений нормы - речевых ошибок. Они всегда "привязаны" к определенному контексту, ситуации, понятны на фоне данного контекста, ситуации и той модели или единичного образца, которые послужили базой для их создания, напр газетный заголовок. Убизнес возник в связи с серией заказных убийств с серией заказных убийств бизнесменов на базе сущ-го бизнес основы глагола убить.
    Окказиональные образования в принципе возможны при использовании единиц каждого яз.ур-ня, встр-ся в текстах:

    А. Пушкина (рифмодей)

    Н.Гоголь (зеленокудрые)

    Ф. Тютчев (громокипящий кубок)

    Особенно много о. создается детьми: Я намакаронился итд.

    Более всего о. в сфере лексики и словообразования, что обусловлено ролью номинации в структуре речевой коммуникации. Здесь выдел-ся особый пласт слов - окказиональные слова. Их наз-ют химерическими образованиями и "словами-однодневками", т.к они обслуживают сиюминутные надобности коммуникации: оратель - тот, кто орёт.

    Несколько способов:

    1. по аналогии с конкретным словом: первоопечатник (Ильф и Петров) по аналогии с "первопечатник".

    2. на основе конкретного сочетания слов: снимать пенки - пенкосниматель (Салтыков-Щедрин).

    О. могут быть заимствованы из других языков, становясь международными, напр "лилипут" (Свифт).

    2 разряда окказионализмов:

    - Потенциальные слова создаются по действующим словообразовательным моделям, не только модифицированным. В рез-те расширяются возможности реализации таких моделей, их испльз-е в речи, напр. дженльменствовать.

    - Собственно окказиональные слова образуются под влиянием контекста по аналогии или образцу конкретного слова. Напр: кюхельбекерно (Пушкин) - от фамилии декабриста В. К. Кюхельбекера + модель наречия типа печально, меланхолично.

    О. слова всегда производны и, как правило, не обладают всей парадигмой форм.