» » Классный час «Вежливость. Классный час - "вежливость на каждый день" Беседа вежливость на каждый день

Классный час «Вежливость. Классный час - "вежливость на каждый день" Беседа вежливость на каждый день

:
- закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, учить детей употреблять различные словесные формы вежливости;
- прививать детям этические нормы поведения.

1. Вступление «Что значит вежливый человек?» (слайд 1,2) Приложение

Вежливость – это умение деликатно, предупредительно относится к окружающим нас людям. Умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки.

С первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различию меж тем, «что такое хорошо, и что такое плохо».

2. Представление жюри.

3. Представление команд (3 команды по 6-7 человек)

4. Урок 1. «Зачем быть вежливым?» (слайд 3)

Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся чаще всего по-доброму.
Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
А, впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать. Вежливый человек всегда помогает маме и бабушке приготовить завтрак и накрыть на стол, убрать в квартире, полить цветы, накормить кошку и рыб.
Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно. Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу.

5. Игра-разминка «Кто знает больше вежливых слов?» (по 1 баллу за каждое слово ; команды по очереди называют слова) (слайд 4, 5)


6. Домашнее задание (макс-5 баллов ; команды заранее получают стихотворения, которые они должны обыграть)

1) Шёл трамвай 10-й номер

По бульварному кольцу,

В нём сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд,

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте –

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой,

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд,

Николай сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

Вот вагон остановился

Возле самого катка,

И из этого вагона

Вылезает пионер.

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть.

Оглянуться не успела –

Место занято другим.

Пионеру Валентину

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперёд,

Валентин сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку

Можно дольше продолжать,

Но давайте скажем дружно

Старость надо уважать!

Вопросы 1 команде:

Правильно ли мальчики ведут себя в трамвае? (1балл)

Почему фуражка блином?

И расстёгнут воротник?

Кто он, этот ученик?

Вопросы 2 команде:

Как можно назвать такого мальчика?

Каким должен быть внешний вид ученика?

3) Перемена, перемена,

Заливается звонок.

Первый Вова непременно

Выбегает за порог.

Неужели это Вова

Полчаса назад ни слова

У доски сказать не смог.

Не угонишься за Вовой,

Он, гляди, какой бедовый,

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Лёньке и Серёжке),

Проносился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи,

Словом, сделал всё, что мог,

Ну а тут…опять звонок?

Вова в класс плетётся снова,

Бедный, нет лица на нём.

«Ничего, – вздыхает Вова.

– На уроке отдохнём!»

Вопросы 3 команде:

Правильно ли Вова ведёт себя на перемене? (1балл)

Как нужно вести себя на перемене? (1 балл)

7. Игра-ситуация (задание 1-ой команде) «Вы в театре» (1 мальчик, 1 девочка)

DIV_ADBLOCK122">

вести себя в обществе.

7. Михалкова для детей «Что такое хорошо,

и что такое…»

8. Так мы благодарим человека за оказанную услугу.

9. Так нужно говорить, когда перед кем-то

извиняешься.

10. Так называют мужчину (или мальчика), который

очень внимательно относится к женщинам.

10. 1-я команда показывает игру-ситуацию «Вы в театре»

Разбор ошибок.

«Узелки на память» (слайд 6, 7, 8)

1. Пожалуйста, не забывайте здороваться со знакомыми людьми. При этом мужчина (или тот, кто младше) должен первым произнести приветственные слова. А женщина (или тот, кто старше) должна первой протянуть руку. Мужчина, приветствуя человека издали, может чуть приподнять шляпу.

2. Некрасиво, здороваясь, протягивать руку в перчатке.

3. Войдя в дом, или в кабинет к кому-нибудь, нужно поздороваться с хозяином. Войдя в помещение, мужчины (и дети) должны снимать шапки (исключение только магазины). А в кино и в театре головные уборы должны снимать и женщины.

4. В кино или в театре, когда нам требуется пройти на своё место мимо уже сидящих в нашем ряду зрителей, необходимо извиниться перед ними. И (обязательно) проходить лицом, а не спиной к ним.

5. В транспорте вежливый мужчина (если только он не инвалид или не слишком стар) обязательно уступит место женщине. Тем более пожилой.

6. В гостях, на собрании или в любом другом помещении мужчине принято садиться в том случае, когда уже сидит женщина. Чрезвычайно невежливо, когда мужчина, сидя, разговаривает со стоящей перед ним женщиной.

11. Подведение итогов конкурса рисунков.

12. Урок 2. «Как вести себя с папой, мамой, бабушкой и дедушкой» (слайд 9)

Человек недобрый не может пользоваться уважением в семье, в обществе. Человеческая доброта является первоосновой взаимоотношений между людьми, главной составляющей этикета воспитанного человека.

Говорят, если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то и сам должен относиться к людям так, как желаешь, чтобы относились к тебе. Несложная мысль сама по себе, но очень точная. Требовать от другого можно только то, что ты способен ему дать и даешь сам. Забывать эту немудреную истину не следует нигде и никогда. К сожалению, ее забывают. Особенно дома, в отношениях с близкими родственниками, семейных отношениях.

В отношениях с родителями важно помнить: как вы сейчас относитесь к ним, так, спустя годы, к вам будут относиться ваши дети, ведь они все видят, запоминают. Хотя, конечно, предпочтение родителям во всех ситуациях отдается вне зависимости от того, есть у вас дети или нет. На торжестве за праздничным столом им уступают самое почетное место, в автомобиле отец и мать садятся сзади.

13. Игра-ситуация (задание 2-ой команде) «Пришли гости» (2 мальчика, 1 девочка)

14. Мини-конкурсы

а) вычистить ботинки (по 1 мальчику)

б) сложить вежливое слово (по 1 девочке)

15. 2-я команда показывает игру-ситуацию «Пришли гости»

Разбор ошибок.

«Азбука вежливости» (слайд 10)

1. Будь дисциплинированным и аккуратным. Не трать попусту на капризы и другие глупые дела своё время.

2. По утрам обязательно делай зарядку, чтобы стать сильным и ловким. Вдруг тебе когда-нибудь придётся защищать девочку или слабого малыша от задиры-хулигана? Для этого ты должен быть сильным.

3. Веди себя деликатно, по-доброму со всеми знакомыми и незнакомыми людьми.

4. Всегда уступай своё место в автобусе, трамвае и прочем транспорте людям, которые старше тебя, или которые, ты видишь, устали или больны.

5. Никогда не обманывай своих товарищей и взрослых. Лгут и притворяются чаще всего трусливые люди.

16. Урок 3. «Дом, в котором ты живёшь» (слайд 11)

Мы с вами живем в большой и прекрасной стране России. Мы россияне. И Россия - наша Родина, наш большой общий дом. Но у каждого человека есть свой дом, дом, где живут близ­кие родственники, семья. Надо знать, любить и беречь и общий дом Россию, и свой родной дом.

17. Игра-ситуация (задание 3-ой команде) «Сервировка стола» (2 человека)

18. Мини-конкурсы

а) чистить картошку (по 1 мальчику)

б) пришить пуговицу (по 1 девочке)

19. «Из истории…» (Откуда взялись ложка, вилка…)

Наши предки разламывали пищу и подносили ко рту руками. Но горячую, а тем более жидкую пищу руками не возьмёшь. Значит, нужна ложка. Первые похожие на ложку предметы, найденные археологами, относятся к каменному веку.

Древние египтяне пользовались ложками из камня, дерева, слоновой кости. У древних греков и римлян были бронзовые и серебряные ложки. В средние века серебряными ложками пользовались только богатые люди, а у тех, кто беднее, они были костяными, деревянными, оловянными, жестяными. Может быть, из тех времён, дошёл до нас обычай дарить ребёнку «на зубок» серебряную ложечку.

Нож очень долго был исключительно оружием. Как столовый прибор он вошёл в обиход в XVII веке, но многие и сейчас обходятся за столом без него.

Почему столовый нож имеет закруглённый конец? Ведь резать, особенно мясо, удобнее ножом с острым концом.

Столовые ножи имели острый конец до XVII века, а закруглил их знаменитый кардинал Ришелье – глава католической церкви во Франции. Однажды за столом он заметил, что один из гостей ковыряет в зубах кончиком ножа. На другой же день кардинал приказал своему мажордому отпилить острые концы у всех столовых ножей и закруглить их. Затем новую моду приняла вся Франция, а за ней и весь мир.

Первый человек, который использовал грубое подобие вилки во время еды, жил, наверное, ты­сячи лет назад. Однако вилка, которой мы поль­зуемся за обедом, изобретена совсем недавно.

В качестве вилки, чтобы есть мясо, первобытный человек использовал маленькую раздвоенную ветку. Некоторые авторитетные ученые полагают, что вилка появилась одновременно со стре­лой, и вначале ее использовали как зубочистку.
Привычные нам вилки первоначально исполь­зовались только во время приготовления пищи: ими придерживали мясо, когда его резали. Пер­вые вилки были длинными, с двумя зубцами, их делали из железа, кости, твердого дерева.
Прошло довольно много времени, прежде чем вилки стали использоваться за столом для еды. Еще 300 лет назад вилки были большой редко­стью в Европе. Мы все слыша­ли о великолепном дворе Людовика XIV и о пи­рах в его дворце. А знаете ли вы, что никто из этих элегантных придворных не пользовался вил­ками?

Когда некоторые люди начали есть вилками, остальные подшучивали над их излишней утон­ченностью. Когда одна богатая дама из Венеции в XI веке сделала себе на заказ маленькую золотую вилку, то про нее писали: «Вместо того чтобы есть, как остальные люди, ей приходится резать еду на маленькие кусочки и есть их при помощи двузубой вилки».

Прошло 500 лет, но и в XVI веке в Венеции людей, которые пользовались вилками, все еще высмеивали как чудаков: «В Венеции каждому че­ловеку подают, кроме ножа и ложки, еще и вил­ку, чтобы придерживать мясо, когда режешь его, так как они считают дурным тоном «дотрагиваться до мяса руками».

С XVII века правила поведения за столом стали соответствовать современным. Серебряные вилки распространились по всей Италии. А к концу XVIII века вилка стала просто необходимой в домах культурных людей.

20. 3-я команда показывает игру-ситуацию «Сервировка стола»

Разбор ошибок.

«Правила вежливого поведения» (слайд 12, 13, 14)

1. Ни в коем случае нельзя садиться за стол в шапке.

(Это правило относится и к прекрасному полу)

2. Не следует разговаривать с набитым ртом.

3. Для того чтобы ребёнок привык к порядку и красоте за столом, посуда должна быть всегда чистой и желательно красивой.

4. Всё, что положено на тарелку, нужно съесть. (Поэтому не следует накладывать много еды)

5. Суп едят ложкой. Правой рукой (при этом левая рука лежит на столе, а не на колене). Доедая суп, наклоняют тарелку от себя.

6. Вилкой, без ножа, держа её в правой руке, едят рубленое мясо, овощи, картошку, макаронные изделия.

7. Вилкой, держа её в левой руке, и ножом едят мясо, отрезая от него маленькие кусочки.

8. Бумажные салфетки вставляют в специальную подставку. Матерчатые салфетки кладут возле тарелок.

9. Нарезанный хлеб подаётся на стол в тарелке или хлебнице. Не принято откусывать от целого куска. Удобнее взять кусок хлеба, отломить от него столько, сколько вам требуется.

10. После еды требуется положить вилку и нож рядом в тарелку. (Оставлять недоеденную еду в тарелке неприлично)

11. Торт, пирожное и другие сладости с кремом не нужно брать руками. Их едят маленькой ложечкой.

21. «Экзамен» (слайд 15)

1. Как нужно вести себя за столом? Как пользоваться вилкой, ложкой и ножом?

2. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-то дом или квартиру?

3. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при прощании?

4. Кто кому должен уступать (в транспорте) место?

5. Нужно ли снимать шапку, когда пришёл в гости, театр или в детскую библиотеку?

6. Можно ли и когда можно разговаривать в кино, театре и других общественных местах?

22. Подведение итогов. Награждение победителей.

Конспект классного часа «Правила вежливости» во 2 классе.

Черных Елена Валерьевна
Должность: учитель начальных классов
Описание: Классный час «Правила вежливости» будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста, учителям начальных классов. В занимательной форме учащиеся повторяют правила вежливости. У младших школьников происходит развитие познавательных интересов, творческих способностей, развитие коммуникативных, речевых качеств.
Цели: углубить и обобщить знания детей о правилах вежливости.
Задачи: формировать чувство прекрасного; умения анализировать свои поступки, обобщать, делать выводы. Способствовать развитию у учащихся речи, эстетических чувств.

Учитель: Послушайте стихотворение И. Токмаковой:
Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.
Подумайте, какое слово потеряла Маша?
Ученики: Маша потеряла слово «Спасибо».
Учитель: Приходилось ли вам терять такие слова?
– Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны быть разумными, ясными, такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. Старайтесь быть полезными людьми.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.
А теперь давайте решим все вместе такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.
Ученики: Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?
“Не часов”, а который “час”?
И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”
Учитель: А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.
Ученики: Извините, пожалуйста.
Учитель: Часто ребята всячески показывают, что они вежливы. А так ли это на самом деле, определите.
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ.
Вежлив Витя или нет?
Как нужно правильно входить в класс, если опоздал на урок?
Учитель: Игра «Ребята – вежливые ребята». По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:
«Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь …
Ученики: пожалуйста.
Учитель: Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову …
Ученики: спасибо.
Учитель: Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал …
Ученики: извините, пожалуйста.
Учитель: В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, зачитайте их.
Ученики:
Здравствуйте – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).
Пожалуйста – выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.
Извините – попросить прощение.
Спасибо – Выражение благодарности.
До свидания – приветствие при прощании.
Учитель: Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять чаще.
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”- говорим.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов”.
Учитель: Ребята, какое слово вы говорите, как только просыпаетесь?
Ученик: Доброе утро!
Учитель: Если даже плохая погода, метель, дождь, сыро, грязно, стоит сказать “ДОБРОЕ УТРО!”, и сразу станет теплее, радостнее.
Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.
Ребята, ласковое слово и камень растопит.
Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Ученики:
1. Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
2. Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
3. Не следует говорить слишком долго.
Учитель: Сформируйте группы по желанию и покажите мини-сценку следующих ситуаций:
1. Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.
2. Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.
3. Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.
Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки.
Учитель: Молодцы! А теперь Игра “Словарь вежливых слов”. Отгадайте загадки.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого …
Ученики: спасибо.
Учитель: Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь: …
Ученики: добрый день.
Учитель: Если больше есть не в силах;
Скажем маме мы: …
Ученики: спасибо.
Учитель: Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь,…
Ученики: здравствуйте.
Учитель: Когда нас бранят за шалости,
Говорим, …
Ученики: простите, пожалуйста.
Учитель: И во Франции, и в Дании
На прощание говорим …
Ученики: до свидания.
Рефлексия.
Учитель: Какого человека называют вежливым?
Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.
Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!

Разделы: Внеклассная работа , Классное руководство

Цель: привитие детям потребности культурного поведения.

Задачи :

  1. Дать понятие об этикете.
  2. Раскрыть историю понятия этикет.
  3. Отработать навыки культурного поведения.

Оформление:

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”. (М.Сервантес)

“Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям”. (Ж.Руссо)

“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. (Ф.Бэкон)

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, что включает в себя понятие “этикет”, как развивалось оно со временем; о правилах поведения в современном обществе.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого поведения и общения. Об этом можно прочесть в античных стихотворениях, в “Одиссее” Гомера, в памятниках древнерусской литературы, например, в “Поучении” Владимира Мономаха, написанном еще в Х веке.

“Куда ни поедете, где ни остановитесь в пути, везде напоите и накормите всякого просящего; больше всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел… Больного посещайте... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово…

В XVII веке на одном из пышных приемов французского короля Людовика XIV гостям вручили карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – “этикеток” – и произошло слово “этикет”. Этикет – это свод правил поведения в обществе. При Петре I трижды издавали книгу для молодых людей “Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению”. В ней, помимо, азбуки и арифметики, излагались и правила поведения в общественных местах.

“Никто не имеет права повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать.

Над ествою не чавкай и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять непригоже”.

Этикет сегодняшнего дня далек от этикета Людовика XIV или Петра I. Но часть правил пришла к нам из истории. Прошедшие века стали фильтром. Который отсеял незначительные и бесполезные правила и оставил нам только наиболее рациональные из них.

Сейчас я приглашаю вас на несовсем обычное соревнование – турнир вежливости .

Он посвящен правилам этикета в современном обществе.

(Воспитанные, любезные, культурные, великодушные.

Доспехи ваши – вежливость и любезность, внимание и доброжелательность.)

За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик. Победителем окажется тот, кто к концу нашего мероприятия наберет наибольшее количество жетончиков. Итак, внимание! Начинаем!

Для разминки проведем конкурс – поэтическую игру “Словарь вежливых слов”.

  1. Растет даже ледяная глыба От слова теплого....(“С пасибо. ”)
  2. Зазеленеет старый пень, Когда услышит.... (“Добрый день. ”)
  3. Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь...(“Здравствуйте. ”)
  4. Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... (“Спасибо. ”)
  5. Когда нас бранят за шалости, Говорим... (П рости, пожалуйста. )
  6. И во Франции, и в Дании На прощанье скажут...(“До свидания. ”)

Одной из важнейших составляющих культуры поведения является речевой этикет .

Поговорка “Ничто не обходится столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость” хоть и не нова, но, как и прежде, очень актуальна.

Помните в сказке “О мертвой царевне и о семи богатырях” , когда царевна в простом платье предстала перед богатырями, Пушкин говорит: “Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали”. Мы еще не знакомы с человеком, но стоит ему заговорить, и с первых его фраз мы можем многое о нем узнать. Если постараться, то можно определить и его образование, и социальный статус, и возраст.

Своеобразие речи каждого человека составляют и его индивидуальный словарный запас, и набор грамматических структур, и интонация.

Чем больше слов в багаже, тем четче и яснее человек может выражать свою мысль, тем убедительнее будут его доводы, тем легче ему будет общаться.

Ученый установили, что словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас скромнее – около 4 тысяч слов.

Задание:

Давайте попробуем одно и тоже коротенькое слово “да” произнести по-разному: громко и тихо; неуверенно и решительно; восторженно и задумчиво; нежно и иронично; торжествующе разочарованно; с энтузиазмом и скучающе.

  1. Скажите, к кому вы обычно обращаетесь на “ты”? (К близким людям, друзьям, членам семьи, взрослые к детям.)
  2. К кому вы обычно обращаетесь на “вы”? (К малознакомым и незнакомым взрослым, к тем людям, кто значительно старше; так можно обратиться и к хорошо знакомому человеку, и даже к родственнику в строгой, официальной обстановке.)
  3. Вы входите в помещение, где уже кто-то есть. Кто должен здороваться первым – вошедший или те, кто находится в помещении? (Вошедший.)
  4. Вы знакомитесь с человеком. Что вы сообщите друг другу в качестве самых важных сведений о себе? (Свои имена.)
  5. Должен ли мужчина встать, когда его представляют? (Да.)
  6. В каких случаях женщина должна встать при знакомстве? (Когда ее представляют старшему по возрасту или положению.)

“Мы идем в гости!”

Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Тарам-парам, парам-тарам, на то оно и утро!

Умение встречать гостей – большое искусство и одновременно один из секретов человеческого счастья.

  1. Когда нужно приглашать на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (Это необходимо сделать заранее, за несколько дней. Ведь у ваших друзей могут быть другие планы, к тому же гостям нужно успеть купить или подготовить подарок.)
  2. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (Поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
  3. Обязательно ли договариваться о времени, приглашая друг друга в гости? (Обязательно. Дежурная фраза “Заходи как-нибудь в гости” – это, по сути дела, плохо завуалированное оскорбление.)
  4. Можно ли приглашать в гости по телефону? (Можно, но только очень близкого друга.)
  5. Как нужно вести себя в гостях? (Быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания.)
  6. Должны ли хозяева знакомить незнакомых друг с другом гостей? (Должны; более того, это их обязанность.)
  7. Представьте, что у вас дома собрались гости, все уже приготовлено, стол накрыт, но один из приглашенных опаздывает. Сколько времени вы будете его ждать? (Не более 15 минут.)
  8. Нужно ли, отправляясь в гости, брать с собой торт, напитки, сладости? (Главное – взять то, что будет уместным, и столько. Сколько действительно нужно.)
  9. Прилично ли опаздывать в гости? (Неприлично, нельзя заставлять себя ждать.)
  10. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (Извиниться и обязательно назвать причину отказа.)

“Что подарить...”?

Чего не дарят людям в день рождения! Фантазии гостей предела нет.
Одни приходят с книжками для чтения, другие с целым ворохом конфет.

Приглашение получено, нужно подобрать подарок. Выбрать его – задача не из легких. Главное здесь – чтобы подарок принес радость тому, для кого он предназначен. Итак, поговорим о том, что и когда можно дарить и как правильно принимать подарки!

(На столике лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, духи, часы, мягкая игрушка, шоколад, ручка, блокнот и т.д.)

Вы видите на столе много-много подарков. Подойдите к столу и выберете тот подарок , который бы подарили своему другу, маме, учительнице, подруге. Если ничего не нравится, предложите свой вариант подарка.

  1. Какие подарки уместны в любом случае, по поводу любого праздника? (Открытка, цветы, книги, коробка конфет.)
  2. Как следует принимать подарок? (Развернуть, посмотреть, поставить на видное место и поблагодарить за него.)
  3. Вы дарите букет цветов. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное число, если их меньше 10, а если больше – произвольное число.)
  4. Вы дарите букет. В какой руке вы его держите – в правой или в левой? (В левой, чтобы букет не мешал здороваться.)
  5. Допустим, молодой человек придя в гости к девушке приносит цветы ей и ее матери. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? Кому вручают цветы в первую очередь? (Букеты должны быть разными, сначала цветы вручаются матери, затем девушке.
  6. Можно ли дарить цветы в горшке? (Можно. Но только близкому другу.)

“Пословица за пословицей”.

Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

  1. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  2. Даренному коню в зубы не смотрят.
  3. Семеро одного не ждут.
  4. Худой мир лучше доброй ссоры
  5. Не бросай камня в чужой огород.
  6. Яйца курицу не учат.
  7. Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.
  8. Всяк сверчок знай свой шесток.
  9. Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
  10. Про доброе дело говори смело.
  11. Жизнь дана на добрые дела.
  12. Как проживешь, так и прослывешь.
  13. Худо жить без ласкового слова.
  14. Не мудрен привет, а сердце покоряет.
  15. Ласковое слово лучше мягкого пирога.
  16. Спасибо – великое дело.
  17. Встречают по одежке, провожают по уму.
  • Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую? (В гостях хорошо, а дома лучше.)
  • Когда друзья возвращались с рыбалки, уже стемнело. Известный трусишка Мишка вдруг схватил Колю за руку: “Смотри, вон там кто-то стоит!” оказалось, это был обыкновенный столб. Какую пословицу, смеясь, напомнил Мише товарищ? (У страха глаза велики.)
  • Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счет? (По секрету всему свету.)

“Прошу за стол!”

Вот это стул – на нем сидят.
Вот это стол – за ним едят. С. Маршак.

  1. Когда можно сесть за праздничный стол?
    – как только вошли в комнату;
    – только после того, как сядут хозяева;
    – после приглашения хозяйки.
  2. Вы садитесь за праздничный стол, берете салфетку и…
    – заправляете за воротник;
    – кладете на колени;
    – кладете рядом с тарелкой.
  3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?
    – гневно отказаться;
    – отказаться, назвав причину отказа;
    – взять немного, поблагодарив.
  4. Как правильно есть котлету?
    – ножом и вилкой;
    – одной вилкой;
    – одним ножом.
  5. Для чего к рыбе подается нож?
    – чтобы разрезать большой кусок на маленькие;
    – чтобы отделят мясо от костей;
    – чтобы придержать кусок, когда пользуешься вилкой.
  6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?
    – самые большие;
    – самые маленькие;
    – те, что лежат ближе к вам.

Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: "Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне". Королева ответила: "Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов". И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет.

Разумеется, не каждый день приходится обедать с королевой Великобритании, однако научиться пользоваться столовыми приборами все-таки желательно, ведь вам может попасться куда менее деликатный сосед по столу.

"От теории к практике."

Задание 1: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Съесть банан (очистить руками и откусывать по кусочку).

Задание 2: Приглашается по одному участнику от каждой команды. Для них выносят чашки с компотом. Им предлагается выпить компот, не нарушив правил хорошего тона. (Для этого сначала нужно выпить компот, потом с помощью ложечки достать плоды, косточку выплюнуть сначала на ложечку, потом положить на блюдце.)

Задание 3: Сервировка стола. Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Они должны установит на столе столовый прибор (тарелка, слева от нее вилка, справа – нож и ложка (причем нож и вилка вогнутой стороной вниз).

“Модный этикет.”

Эта игра для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадываете, что я на самом деле имею в виду.

  1. Сапоги-теплицы. (Унты или валенки.)
  2. Дубленка для сторожа. (Тулуп.)
  3. Головной убор для дурака. (Колпак.)
  4. Безрукавка с подолом. (Сарафан.)
  5. Бабочка на косе. (Бант.)
  6. Зонтик для носа. (Козырек.)
  7. Стрелочники. (Брюки.)
  8. Защитная одежда стряпухи. (Фартук.)
  9. Два сквозняка – пара. (Сандалии.)
  10. Дамская треуголка. (Косынка.)
  11. Сверхобувь. (Галоши.)
  12. Кистяное изделие. (Шаль.)

Культурный человек, прежде всего, аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях.

Какую одежду надо носить в школе и на занятиях физкультуры?

“Танцевальный этикет.”

  1. Можно ли танцевать девушке с девушкой, а юноше с юношей? (Можно, если тебе не хватает пары.)
  2. Должна ли девушка объяснять партнеру свой отказ потанцевать с ним? (Обязательно – чтобы не огорчить его.)
  3. Может ли девушка после отказа танцевать этот же танец с другим? (Нет, этого не следует делать.)
  4. Как вести с партнером, если он плохо танцует или вообще не умеет танцевать? (Ни в коем случае не отказывать, а поучить его.)
  5. Можно ли прерывать танец на середине? (Нет, такого права не имеет ни кавалер, ни девушка.)
  6. Что нужно сделать юноше после окончания танца? (Проводить девушку до места и поблагодарить.)
  7. Когда девушкам можно приглашать юношей? (Когда объявлен “белый танец”.)
  8. Можно ли танцевать на вечере “до упаду”? (Нежелательно, так как вы будете выглядеть “взмыленным”. Лучше пропустить 1–2 танца и вовремя передохнуть.)

Конкурс стихов.

М.Карапузов "Очень вежливый индюк"

Объявился в доме вдруг, Очень вежливый индюк. Раз по 30 в день, не реже, Он кричал "Эй, вы, невежи! Заходите, что ли в гости – Поучится вежливости. Я и сам, – кричал Индюк, – Доктор вежливых наук. И жена моя – пример Замечательных манер. Даже когда спит она, Видно, что воспитана. Не стесняйся, ты, Осел! Заходи, садись за стол! Что же ты молчишь, как рыба? Говори: "Приду, спасибо." Ты не будь свиньей, Свинья, Ждет тебя моя семья. Только раньше бы умыла Ты свое свиное рыло." Как ни бился он, однако К Индюку никто не шел – Ни Корова, ни Собака, Ни Хавронья, ни Осел. Посинел Индюк от злости: Не идут, нахалы в гости! Зря пропали все труды! Все они балды-балды!" И добавил с высоты Своего величия: "Не усвоили, скоты, Правила приличия!"

И. Кибаленко "Простите"

Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся, взглянул им в глаза. И робко и тихо: "Простите" сказал. И мама молчит, улыбается даже. – “Мы купим другую. Есть лучше в продаже”.

Ребята, в нашей школьной жизни еще много недостатков. Есть ученики, которые постоянно нарушают дисциплину: невнимательны, разговаривают на уроках, выкрикивают с места, бегают, дерутся на переменах.
Вот что советовал писатель Н. А. Островский: “Для самовоспитания надо, прежде всего, призвать самого себя на собственный суровый, беспрестанный суд. Следует ясно и точно, не щадя своего самолюбия… выяснить свои недостатки, пороки… и решить раз и навсегда, буду я ними мириться или нет. Необходимо ли носить эту обузу за своими плечами или я должен выбросить ее за борт”.
Замечательные поэты С. Маршак, А. Барто и Б. Заходер в своих стихах критиковали многие недостатки школьников и рекомендовали избавляться от них. Прислушайтесь к их советам, постарайтесь стать дисциплинированными и серьезными учениками, настоящими товарищами, добрыми друзьями.

– Чему учит нас стихотворение С. Маршака “Угомон”.

Что случилось нынче в школе, нет учительницы, что ли?
Расшумелся первый класс и бушует целый час.
Поднял шум дежурный Миша. Он сказал: “Ребята, тише!”
“Тише!” – крикнули в ответ Юра, Шура и Ахмет.
“Тише! Тише!” – закричали Коля, Оля, Галя, Валя.
“Тише! Тише! Тишина!” – крикнул Игорь у окна.
“Замолчите! – “на весь класс басом выкрикнул Тарас.
Тут учительница пенья просто вышла из терпенья, убежать хотела вон.

– Что же нужно сделать, чтобы в классе была тишина?
– Как поступит каждый из Вас?

Вдруг явился Угомон, оглядел он всех сурово и сказал ученикам: “Не учи молчать другого, а молчи побольше сам!”

“Рыцари и джентльмены.”

Кого в прошлом называли рыцарями?

Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи. Чтоб стать рыцарем, необходимо было пройти целую науку, школу воинов, которой учились от 7 до 21 года. В возрасте 7 лет мальчик, который готовился стать рыцарем, отправлялся в знатную семью в качестве пажа. Там он обучался хорошим манерам, помогал своему господину ездить верхом и сражаться на мечах. В 14 лет паж становился оруженосцем. Он должен был готовить господина к бою, следить за лошадью и доспехами. К 21 году большинство оруженосцев становились рыцарями. Рыцарство не сводилось к умению драться – это был особый образ жизни. Рыцарь должен быть щедрым, держать слово, говорить правду, защищать слабых. И еще благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кого сегодня можно назвать рыцарем?

Рыцари сегодняшних дней должны отличаться от средневековых только формой одежды. Во всем остальном это тот же набор благородных правил обхождения.

“Кто такие джентльмены?”

Джентльмен (англ. gentleman.)

1) (устаревшее) человек "благородного" происхождения, дворянин.
2) В Великобритании и англоязычных странах – человек, строго придерживающийся установленных в буржуазном обществе "светских" правил поведения и так называемого хорошего тона.

  1. В Англии – вежливое обращение к мужчине.
  2. Человек, отличающийся благородством, порядочностью и великодушием.

“Современный этикет”

Задачи не на сложение – задачи на уважение!

  1. Мальчик на бегу крикнул прохожему “Сколько время?” Обращаясь, таким образом, мальчик допустил три ошибки. Какие? (Он должен был спокойно спросить “Извините, пожалуйста, не смогли бы вы, сказать, который час?”)
  2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет? (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
  3. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой невежливый – зовет меня Танька”. – “А ты как его зовешь?” – спросила мама. “Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: “Эй, ты!” – ответила Таня. Права ли Таня? (Нет.)
  4. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. “У вас упала книга”, – закричал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета”, – объяснил мальчик. “Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, – сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. – Но, однако, есть правила, которые ты еще не усвоил”. Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)

Этикет – не этикетка
И не новенький костюм,
Это – жизненная сметка,
И воспитанность, и ум.
Во дворе и в школьном классе,
Дома и когда в гостях
Прост и вежлив оставайся –
Это вовсе не пустяк.
Вместо окрика злого
Лучше доброе слово
И улыбку не надо стеречь.

Тема вежливости должна регулярно подниматься в современных школах, начиная с младших классов, заканчивая старшими, поскольку вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Задача педагога - создать такие школьные условия, при которых ученики проникнутся правилами хорошего тона, узнают этические и нравственные нормы.

Какие цели и задачи поставить для классного часа о вежливости?

Главной целью такого мероприятия будет привитие этических норм поведения. Эта цель глобальна, поэтому ее сопровождают более точные задачи. Например:

  • закрепление и углубление знаний учеников о вежливости;
  • раскрытие понятий «вежливость», «воспитанность»;
  • развитие речи школьников, обогащение их словарного запаса;
  • формирование духовно-нравственной личности;
  • развитие правильного поведения детей в соответствии с этикетом, этическими нормами;
  • ознакомление учеников с вежливыми речевыми оборотами и словами;
  • воспитание умения оценивать поступки других людей и свои собственные.

Какой должна быть информационная составляющая классного часа про вежливость?

Каждое внеклассное мероприятие должно содержать небольшой теоретический блок. В данном случае это могут быть истории происхождения вежливых слов. Стоит выбрать несколько учеников и предоставить им возможность провести маленькое исследование, обнаружить, где взяли свое начало вежливые слова. Можно предоставить уже готовый материал, чтобы школьники рассказали его остальным ребятам.

  • Понятие «вежливость» произошло от древнерусского слова «вежа», известного с XVI века. Так называли человека, который знал, как правильно вести себя в обществе.
  • Слово «спасибо» известно со времен Древней Руси, когда за оказанную услугу или помощь говорили «Спаси Вас Бог!». Впоследствии эта фраза сократилась до «спасибо».
  • Слово «пожалуйста» произошло от слов «жаловать», «пожаловать». Их произносили в знак внимания или отклика на услугу, поддержку.
  • При встрече в давние времена было принято желать друг другу доброго здравия, здоровья. Отсюда и происходит приветственное слово «здравствуйте».
  • Формы слова «прощай» известны еще из летописи XV века. Уходя или расставаясь, люди говорили друг другу «прости мне грехи», «прости», «прощай».

Книги о вежливости

Для детей младшего школьного возраста стоит сделать экспозицию «Что такое вежливость?» из книг и пособий. Например:

  • Л. Васильева-Гангус «Азбука вежливости»;
  • сборник стихов и рассказов «О правильном и неправильном поведении»;
  • Р. Муха «Вежливый слон»;
  • Брайан Кертис «Этикет для юного джентльмена»;
  • Кей Вест «Этикет для юной леди».

Можно сделать наглядный материал в виде плакатов или просто красиво оформленных распечатанных листков с текстовым материалом.

Стихи о вежливости

Для учеников начальной школы это могут быть стихи:

  • Б.Заходер «Никто»;
  • В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»;
  • А. Барто «Спасибо»;
  • С. Маршак «Ежели вы вежливы».

А также загадки по теме (До чего ж оно красиво / Слово доброе СПАСИБО, И во Франции и в Дании / На прощанье говорят ДО СВИДАНИЯ и т.д.).

Афоризмы

Для среднего и старшего звена можно подобрать цитаты и выдержки на тему вежливость из различных произведений.

  • Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес).
  • Человек есть не что иное, как ряд его поступков (Г. Гегель).
  • Воспитание есть усвоение хороших привычек (Платон).
  • Все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе слово (Д. Лоуэлл).
  • Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик (И. Гете).

Любую из вышеперечисленных цитат можно использовать в эпиграфе к классному часу о вежливости.

Если есть возможность использовать мультимедийные ресурсы, то можно показать ученикам короткий мультфильм «Добро пожаловать!» (1986 год) об очень дружелюбном лосе. Просмотр равно подойдет как для классного часа в 1 классе, так и в 11 классе. После окончания мультфильма обязательно обсудить с детьми поведение лесных зверей, правоту их действий и характерные черты самого лося.

Будет здорово, если получится сделать презентацию или раздаточный материал. Тогда вся необходимая информация окажется перед глазами учащихся.

Темы классного часа о вежливости

Какие темы выбрать, и какой формы должен быть классный час о вежливости?

Выбор тем огромен. Педагогу просто надо включить свою фантазию или воспользоваться шаблонами.

  • «Что такое вежливость?»
  • «Будьте вежливы»
  • «Азбука вежливости»
  • «Поговорим о вежливости»
  • «Да здравствует вежливость!»
  • «От улыбки хмурый день светлей…»
  • «Путешествие в страну вежливых людей»

Для выбора формы классного часа педагогу нужно ориентироваться на возраст учащихся.

Для младшего школьного звена лучше выбирать творческую или игровую форму. Сценарии мероприятия могут быть какими угодно. Например, класс - это экипаж шхуны, который стремится попасть домой в Спасибоград. Но для этого им нужно преодолеть много препятствий в виде островов с заданиями. Или ученики могут стать пассажирами космического корабля, летящего в неизведанное, а посадку совершать на планетах «Воспитанность», «Доброта», «Невежливость», «Хамство».

Разумеется, задачей педагога будет разработка определенных заданий, соответствующих сценарию.

Для средних и старших классов лучше выбирать интеллектуальные или состязательные формы проведения классных часов.

В конце классного часа обязательно подведение итогов и закрепление результата.