» » Конспект НОД по математике «Занимательная страна геометрических фигур» для старшей группы. Конспект занятия по математике в старшей группе

Конспект НОД по математике «Занимательная страна геометрических фигур» для старшей группы. Конспект занятия по математике в старшей группе

Конспект занятия по математике

Конспект открытого занятия по ФЭМП с детьми
старшей группы на тему: «Мир загадок»

Никитина И.В., воспитатель II квал. категории
Д/С №54 “Искорка г. Набережные Челны

Образовательные задачи

Закрепить представления детей о геометрических фигурах. Треугольник, квадрат, круг, овал, ромб, трапеция.

Закрепить знание основных цветов синий, желтый, красный, зеленый.

Повторить прямой и обратный счет, количественный и порядковый.

Развивающие задачи

Развивать общую и мелкую моторику.

Развивать память, мышление, внимание.

Развивать представление о последовательности чисел в пределах 10.

Воспитательные задачи

Воспитывать умение слушать друг друга.

Словарная работа

Активизировать в речи детей название геометрических фигур.

1. Ход занятия.

Ребята, сегодня мы отправляемся в мир загадок, вместе с Лунтиком.

У Лунтика на столе разложено много фигур. Посмотрите, дети.

Ой, что это спросил Лунтик, и показал на фигуру, у которой три угла, три стороны, три вершины.

Дети, я знаю загадку про эту фигуру.

Узнаешь сразу ты, кто я, на меня ты посмотри, у меня всего, всего по тритри стороны и три угла, три пика острия. Мне это нравится вполне, ведь треугольник я.

Дети: Треугольник!

Правильно!

Ой, а это что за фигура? Спросил Лунтик и показал на квадрат.

Дети, и про эту фигуру я знаю загадку.

«Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой, все четыре стороны одинаковой длины, вам представиться я рад, а зовут меня квадрат!»

Дети, что вы знаете о квадрате?

А здесь еще какой-то странный квадрат - сказал Лунтик.

Дети, что это за фигура?

Прямоугольник.

Дети, у Лунтика все перепуталось в голове, и он хочет отдохнуть.

2. Физкультминутка

«Загудел паровоз

И вагончики повез

Далеко я укачу

Вагончики зеленые

Бегут, бегут, бегут

А круглые колесики

Тук - тук - тук!»

Дети, на какую геометрическую фигуру похожи колеси

На круг.

Ой, опять какой - то странный круг, произнес Лунтик.

Я знаю загадку про эту фигуру

«Мальчик круг нарисовал - убежал

Тут слоненок проходил - наступил

И из круга получился овал!»

Дети: Овал!

А это что за фигуры? Спросил Лунтик.

Трапеция, ромб.

Теперь Лунтик знает все фигуры, молодцы ребята, помогли Лунтику!

3. Ориентировка на листе бумаги.

Нарисуйте дети на своих листах эти фигуры.

В центре листа - треугольник, справа от треугольника - квадрат, слева - прямоугольник, под прямоугольником - овал, над треугольником - круг, под квадратом - трапеция, под треугольником - ромб.

Сколько фигур у вас получилось, посчитайте.

Семь фигур.

Назовите ребята соседей цифры 1, 3, 5, 7, 9, 2, 4, 6, 8, 10.

Молодцы, все справились!

4. Пальчиковая гимнастика.

«Вот пенек,

На пеньке пять опят,

Пять ребят».

Дети, раскрасьте свои фигуры цветными карандашами.

Какими цветами получились ваши фигуры?

У всех ребят красивые работы.

Наше путешествие в мир загадок подошло к концу, вернемся в детский сад.

5. Итог занятия.

Ребят а, скажите, вам понравилось наше путешествие?

Чем занимались?

Все дети старались, молодцы!

«Свойства четырёхугольников» - Четырехугольник. Диктант. Элементы параллелограмма. Проверка результатов диктанта в парах. Исторические сведения. Трапеция. Ромб. Названия четырехугольников. Определения четырехугольников. Помогите Незнайке исправить двойку. Диагонали делят углы пополам. Стороны. Свойства четырехугольников. Конструктор.

«Площадь трапеции» - Площади многоугольников. Задача № 482. Найдите меньшее основание трапеции, если её площадь равна 88 см2 . Cамостоятельная работа. Высота трапеции равна меньшему основанию и в два раза меньше большего основания. Найдите высоту трапеции, если её площадь равна 54 см2 . Задача № 482. Площадь трапеции. Высота и основания трапеции.

«Задачи «Четырехугольники»» - Четырехугольник. Трапеция. Составление ориентировок. Параллелограмм. Жеребьевка. Порядок решения задач. Противолежащие стороны. Апрель. Ряд таинственных происшествий. Работа в группах. Ромб. Следствие ведут знатоки геометрии. Банда. Виды трапеции. Математическая эстафета. Знатоки. Разыскиваемые четырехугольники.

«Четырёхугольники, их признаки и свойства» - Ромб. Прямоугольник. Диагонали. Трапеция. Виды четырёхугольников. Четырехугольник, вершины которого находятся в серединах сторон. Свойства параллелограмма. Четырехугольники. Квадрат. Признаки параллелограмма. Из каких двух равных треугольников можно сложить квадрат. Виды трапеций. Познакомить с видами четырёхугольников.

«Геометрия четырехугольник» - Зачем нужно изучать свойства четырехгольников? Сформулируйте определение четырехугольника. Согласны ли вы с великим архитектором? Приведи примеры четырехугольников в окружающей жизни. Все вокруг – геометрия». Людям каких профессий нужно знать свойства четырехугольников? Составьте задачи с практическим содержанием.

«Геометрия параллелограмм 8 класс» - Соответственные углы равны. Дано: АВСD - параллелограмм. Доказательство: рассмотрим? АВС и?ADC, Повторите доказательство теоремы самостоятельно! Назовите пары параллельных прямых. Укажите четырехугольники, у которых не более двух параллельных сторон. Продолжите предложение: При пересечении двух параллельных прямых третьей секущей…

Приглашаю детей в группу, предлагаю поздороваться с гостями.

Предлагаю детям занять свои места за столами.

Читаю детям стихотворение:

Все услышали шум и гам.

В чём дело? Что случилось?

Прямоугольник раздавили там –

Он зваться стал параллелограмм.

А потом раздавили квадрат.

И он этому очень рад.

Квадрат упал в сугроб

И превратился в ромб.

Показываю сделанный из проволоки прямоугольник и спрашиваю детей

Как мы называем эту фигуру?

Что сделали с ним в стихотворении?

Правильно, его раздавили и он превратился в параллелограмм. (надавливаю на прямоугольник и превращаю его в параллелограмм).

Давайте вместе произнесём «параллелограмм».

Прошу некоторых детей произнести это слово индивидуально.

Показываю сделанный из проволоки квадрат и спрашиваю детей

Как мы называем эту фигуру?

А с ним что произошло?

Правильно, его раздавили, он упал в сугроб и превратился в ромб. (Надавливаю на квадрат и превращаю его в ромб).

Давайте вместе произнесём «ромб». Прошу некоторых детей произнести это слово индивидуально.

Ребятки, а как мы назовём одним словом квадрат, ромб, прямоугольник и параллелограмм?

Правильно. Сейчас откройте пожалуйста свои тетрадки, возьмите красный и фиолетовый карандаши и нарисуйте фиолетовый ромб, и красный параллелограмм.

2. Показываю карточку с фигурами (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник) и прошу назвать в каком столбце и на какой строчке находится та или иная фигура.

Игра «Запомни и расположи так же»

Предлагаю детям взять разлинованные карточки и отдельно взять в тарелочках фигуры (ромб, параллелограмм, квадрат и прямоугольник)

А теперь поиграем в игру «Запомни и расположи так же». Я вам покажу карточку с фигурами, вы внимательно должны её рассмотреть и запомнить, как расположены фигуры. Затем я уберу карточку, а вы по памяти расположите фигуры на своих карточках.

Внимание, показываю.

Убираю карточку. Предлагаю расположить фигуры на своих карточках по памяти.

Физкультурная минутка.

1-2-рубим дрова,

3-4- руки шире,

5-6-вместе сесть,

7-8-сено косим,

9-10- тесто месим,

Предлагаю всем детям выйти из-за столов и сесть на коврики в центре группы.

Показываю детям рамку с треугольниками.

Прошу показать мне виды треугольников (прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник с прямым углом, равносторонний треугольник, разносторонний треугольник, равнобедренный треугольник с острым углом, равнобедренный треугольник с развёрнутым углом).

Игра «Реши задачи».

Раздаю детям подносы, на которых вразброс расположены пазлы (картинка, пример, ответ). Одной подгруппе детей даю примеры на сложение. Второй подгруппе – примеры на вычитание. Дети выполняют задание, затем подгруппы меняются местами.

Графический диктант.

Предлагаю детям сесть за свои столы, открыть тетрадочки и взять простые карандаши в руки. Напоминаю детям, что сесть надо ровно, выпрямить спинку и правильно держать карандаши.

У каждого ребёнка в тетради отмечена точка, на которую нужно поставить карандаш.

Сейчас мы с вами постараемся написать графический диктант. Для этого вспомним, где у нас правая рука? Начертите мне в воздухе линию вправо. Покажите мне левую руку. Начертите в воздухе линию влево.

Поставьте карандаш на точку в тетради. А теперь нарисуйте 2 клетки влево, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 2 клетки влево.

Показываю свой образец. Ребята, у кого получилась такая же фигура? На что она похожа?

Правильно, вы нарисовали себе цифру 5.

Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

А какие новые геометрические фигуры мы сегодня узнали?

Правильно, вы сегодня все получили большую пятёрку. Вы молодцы!

Евгения Лапшина
ООД по математике в старшей группе «Геометрические фигуры. Трапеция»

Основная образовательная область : «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Основная цель : Знакомство с новой геометрической фигурой «трапеция »

Задачи :

Обучающие :

1. Учить узнавать и называть геометрическую фигуру – трапеция ;

2. Формировать представления об отличиях плоскостных геометрических фигур

3. Учить находить геометрическую фигуру – трапецию в предметах окружающего мира

Развивающие :

1. Развивать мыслительные операции

Анализ свойств исследуемых объектов (при обследовании трапеции ) ;

Сравнение свойств предметов (сравнение плоскостных геометрических фигур ) ;

Обобщение (при введении понятия «четырехугольники» )

2. Закреплять умение определять и называть геометрические фигуры

Воспитывающие :

1. Мотивировать детей на проявление сочувствия и желания оказать помощь.

2. Способствовать формированию поведения детей в соответствии с гендерной принадлежностью.

Раздаточный материал :

1) набор геометрических фигур на подгруппу детей (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб) ;

2) счетные палочки;

3) фломастеры;

4) заготовки для рисования

Демонстрационный материал :

1) трапеции : большая и маленькая

2) «волшебная дорожка» из геометрических фигур

3) круг, треугольник и квадрат

4) картинки с изображением разных предметов окружающего мира;

Предварительная работа :

Знакомство с геометрическими фигурами согласно программе ФЭМП

1. Введение в игровую ситуацию.

Цель : создание интересной мотивации к деятельности.

Требования :

* ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

* обращение к личному опыту детей;

* создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность

Дети входят в зал, здороваются с гостями, проходят к стульчикам. Воспитатель показывает маленькую трапецию и говорит , что нашла ее сегодня, когда пришла на работу.

Ребята, вы знаете кто это? (не знаю, (фигура )

Как мы можем точно узнать кто это? (посмотреть в книге, (спросить у взрослых) .

А у нее мы можем спросить? (да)

Спрашивайте (Как тебя зовут? - не знаю. (Где ты живешь? - в стране Геометрии )

Тр. – Я пошла гулять и заблудилась. Я очень хочу домой к маме. Она наверное очень переживает.

Ребята, что же нам делать? (отвести домой, (помочь найти маму)

Вы хотите ей помочь? (хотим)

Что мы должны для этого сделать? (Позвонить маме, (Отправиться в страну Геометрию ) .

Мы можем ей помочь? (да)

Тогда в путь!

Я верю, что у нас все получится, потому что мы вместе, друзья, дружная команда.

Не забудьте, что в дороге случается всякое. Мальчики должны быть особенно внимательны и ограждать девочек от опасностей.

Чтобы попасть в страну Геометрию нужно сказать волшебные слова.

Дети проходят по дорожке из геометрических фигур , говорят волшебные слова

Ты на круг ногой ступи

Прямоугольник его брат.

Треугольник, ромб и снова

Ты ногою в круг вступи,

Куда надо попади.

А сейчас возьмемся за руки, встанем в круг и назовем то место, куда мы хотим попасть. (Ге-о-мет-ри-я)

2. Актуализация в игровой ситуации.

Цель : выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования :

* актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания.

Вот мы и в стране Геометрия .

Ребята, а вы знаете кто живет в стране Геометрии ? (геометрические фигуры , (фигуры , (не знаем)

Но где же все жители? (не знаю, (куда-то ушли, (спрятались) .

Что же будем делать? (поищем их)

Давайте поищем!

Дети находят «волшебный мешочек» с геометрическими фигурами .

Игра : «Что в мешочке»

Хотите посмотреть что там? (да, (хотим)

Каждый из вас по очереди достанет предмет из мешочка и назовет его.

Дети по очереди достают из мешочка геометрические фигуры и называют их .

Ребята. Посмотрите есть ли среди ваших фигур такие же как наша малышка? (Нет)

Посмотрите внимательно , может быть есть что-то общее с вашими фигурами ?

Воспитатель разбирает с детьми особенности четырехугольников.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Цель : организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования :

* Создание ситуации затруднения;

* Фиксация в речи причины затруднения.

Ребята, по какой же дороге идти нам? Воспитатель, с помощью наводящих вопросов, добивается, чтобы дети выбрали дорогу, где изображен квадрат, т. к. это четырехугольник, так же как маленькая трапеция .

Почему вы решили пойти по дороге, куда оказывает квадрат? (потому что у него тоже 4 угла и 4 стороны, как и нашей малышки, (потому что наша малышка и квадрат четырехугольники)

4. Открытие нового знания.

Цель : организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования :

* Организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

* Фиксация нового знания в речи и знаково;

* Создание ситуации успеха.

Смотрите, какой-то дом. Давайте узнаем кто здесь живет.

Стучимся. Появляется большая трапеция .

Давайте поздороваемся. (дети здороваются)

Что у вас случилось? Почему вы плачете?

Б. тр. - Я – Трапеция . У меня пропала дочка – маленькая Трапеция . Я очень переживаю как бы с ней не случилось беды. Вы её не видели? (Она с нами, (мы нашли ее) .

Так вот как зовут малышку, она -.

Дети договаривают предложение «трапеция » .

Большая Трапеция предлагает :

Я хочу вас отблагодарить и приглашаю вас к нам в гости. Там вы лучше познакомитесь с нашей семьей.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Цель : закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях

Требования :

* Соответствие используемых игр цели занятия;

* Индивидуальные затруднения в играх;

* Ситуация успеха в совместной деятельности.

Дети проходят за столы.

Воспитатель :

Сейчас я вам расскажу про трапецию . Трапеция – это геометрическая фигура , у которой 4 угла и четыре стороны. Но, посмотрите внимательно – нижняя и верхняя стороны параллельны и разной длины, а боковые стороны наклонные. Возьмите пожалуйста палочки и попробуйте выложить трапецию на столе .

Дети берут счетные палочки и выкладывают на столе трапецию .

Б. Тр. – Молодцы, ребята! А теперь подойдите сюда и попробуйте среди этих картинок выбрать те, на которых есть трапеция .

На столе лежат разные картинки. Дети выбирают соответствующие заданию б. Трапеции .

Воспитатель :

Ребята, оказывается у м. Трапеции сегодня День рождения. Давайте сделаем ей подарки.

Дети садятся за столы и рисуют картины в подарок м. Трапеции (на заготовках уже есть трапеция , которую нужно превратить во что-нибудь). Дарят подарки м. Трапеции .

Ребята, мы совершили сегодня с вами очень добрый поступок – нашли м. трапеции ее маму и теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Дети прощаются с трапециями , выходят на дорожку. Произносят слова :

Ты на круг ногой ступи

Прямоугольник его брат.

Треугольник, ромб и снова

Ты ногою в круг вступи

Куда надо попади.

Требования :

* Организация анализа детской цели;

* Фиксация нового знания в речи;

* Определение выполнения взрослой цели.

Ну вот мы и вернулись в детский сад. Ребята, понравилось вам наше сегодняшнее приключение? (да)

Где мы с вами побывали? (в стране Геометрия )

Зачем мы туда ходили? (чтобы найти маму)

У вас получилось найти маму? (да)

Какую новую геометрическую фигуру вы сегодня узнали ? (трапеция )

Что вам понравилось в стране Геометрии ? (ответы детей)

С какими трудностями вы столкнулись? (ответы детей)

Вы, ребята все молодцы, но скажите, легко ли вам было найти маму м. трапеции , если бы рядом не было друзей? (нет, с друзьями лучше) .

Вы меня очень порадовали, потому что любите узнавать новое, умеете дружить, приходите на помощь тому, кто этого ждет. Молодцы!

Дети прощаются с гостями, уходят.

Знакомство с Геометрическими фигурами.

ТРЕУГОЛЬНИК

Самолёт летит по небу, треугольное крыло,
На моём велосипеде, треугольное седло,
Есть такой предмет - угольник, и всё это - ТРЕУГОЛЬНИК.
Тут мама три спички на стол положила
И мне треугольник из спичек сложила.
А в это время я чертил и наблюдал за мамою,
Я три прямых соединил и сделал то же самое.

Треугольный треугольник- угловатый своевольник.
Он похож на крышу дома и на шапочку у гнома.
И на острый кончик стрелки, и на ушки рыжей белки.
Угловатый очень с виду он похож на пирамиду!

КВАДРАТ

Пришёл из школы старший брат, из спичек выложил квадрат.
Дала мне мама шоколад, я дольку отломил - квадрат.
И стол -квадрат, и стул - квадрат, и на стене плакат - квадрат,
Доска, где шахматы стоят, и клетка каждая - квадрат,
Стоят там кони и слоны, фигуры боевые.
КВАДРАТ - четыре стороны, все стороны его равны,
И все углы прямые.

Словно стол стоит квадрат.Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье положил для угощенья.
Он - квадратная корзина и квадратная картина.
Все четыре стороны у квадратика равны.

2.

РОМБ

Слон квадратик повернул,присмотрелся и вздохнул.
Сверху сел, чуть-чуть примял, и квадратик ромбом стал!

3.

ПРЯМОУГОЛЬНИК

Как окно прямоугольник, аккуратный, словно школьник.
Он похож дверь, на книжки, и на ранец у мальчишки.
На автобус, на тетрадку, на большую шоколадку.
На корыто поросенка и на фантик у ребенка.

ОКРУЖНОСТЬ и КРУГ

Мы живём с братишкой дружно, нам так весело вдвоём,
Мы на лист поставим кружку, обведём карандашом.
Получилось то, что нужно -называется ОКРУЖНОСТЬ.
Мой брат по рисованию себя считает мастером,
Всё, что внутри окружности, закрасил он фломастером.
Вот вам красный круг, кружок, по краю синий ободок.
КРУГ - тарелка, колесо, ОКРУЖНОСТЬ - обруч, поясок.
ОКРУЖНОСТЬ - очертанье КРУГА. Я смотрю на наш листок,
Стал искать у круга угол, но найти его не смог.
Брат смеётся - вот дела! Да у круга нет угла,
У тарелки и монеты не найдёшь углов, их нету.

4.

КРУГ

Круглый круг похож на мячик, он по небу солнцем скачет.
Круглый словно диск луны, как бабулины блины,
Как тарелка, как венок, как веселый колобок,
Как колеса, как колечки, как пирог из теплой печки!

6.

ПОЛУКРУГ

Если круг разломишь вдруг, то получишь полукруг.
Это месяц в облаках и пол-яблока в руках.
Это шляпка у грибочка, на болоте мокром кочка.
Разноцветным полукругом встала радуга над лугом.

ОВАЛ

А как нарисовать овал?На помощь брата я позвал.
Брат взял фломастер и искусно мне овал нарисовал:
Ты слегка окружность сплюсни, получается ОВАЛ.
Сколько раз его видал, в ванной зеркало -овал!
Овал и блюдо, и яйцо.Мама говорит:-Лицо
У тебя овальное.Пусть будет овальное, лишь бы не печальное.
Мы рассмеялись и в овале рожицу нарисовали.
Овал - окружность удлинённая и рожица в ней удивлённая.

С высоты кружок упал.Он теперь не круг – овал!
Он овальный, как жучок, он похож на кабачок,
На глаза и на картошку,а еще похож на ложку,
На орех и на яйцо, на овальное лицо!

5.

ТРАПЕЦИЯ

Трапеция, трапеция- фигура есть такая, а я её не знаю.
Ты где живёшь, трапеция, в Америке, в Китае?
Может, за трапецией поехать надо в Грецию?
Мама говорит: - Не надо, трапеция с тобою рядом.
Развею я твою тоску, ты подожди минутку.
И на гладильную доску укладывает юбку,
По ней проводит утюжком, ч тоб не топорщилась мешком:
- Вот тебе ТРАПЕЦИЯ,
Не стоит ехать в Грецию.

Если влезть с пилой повыше,
Отпилить у дома крышу,
То хозяев мы обидим,
Но трапецию увидим!
А потом мы все починим
И из шкафа юбку вынем.
Мы увидим: юбка тоже
На трапецию похожа!