» » Конспект урока по легкой атлетике и как провести соревнования в школе. Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике План конспект по легкой атлетике 2 курс

Конспект урока по легкой атлетике и как провести соревнования в школе. Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике План конспект по легкой атлетике 2 курс
Подготовительная часть Построение, рапорт, и сообщение задач урока 1.Строевые упражнения: 1-2-Шаг вперед,3-4-поворот налево,5-6-приставной шаг, хлопок над головой,7-8-поворот направо 2.Ходьба и её раз-ти: И.п.-руки на пояс, на носках –Марш! -Обычным марш! И.п.-руки за голову –ставь! На пятках- марш! -Обычным марш! И.п.-руки в стороны ставь в полуприсяде -марш! -Обычным марш! И.п.-руки на пояс ставь, перекаты с пятки на носок –Марш! -Обычным марш! 3.Разминочный бег. -Бегом марш! -Шагом марш! Перестроение в колону по 4. 3.ОРУ на месте. И.п.- узкая стойка ноги врозь, руки на пояс 1-4-круговые вращ-ия головой в правую сторону, 5-8-тоже в левую сторону. И.п.- узкая стойка ноги врозь,руки вверху 1-4-круговые вращения руками вперёд 5-8- круговые вращения руками назад. И.п.- узкая стойка ноги врозь руки перед грудью 1-2-рывки руками перед грудью 3-4-руки в стороны с поворотом влево, тоже вправо. И.п.- стойка ноги врозь, руки на пояс 1-2-наклон влево, правая рука вверх 3-4-наклон вправо, левая рука вверх. И.п.- узкая стойка ноги,руки в стороны 1-2-поворот туловища влево 3-4-повороты туловища вправо И.п.- стойка на правой ноге, левая назад в сторону на носок. 1-4-круговые вращение стопой влево 5-8-тоже вправо Тоже с левой ноги. И.п.- широкая стойка ноги врозь, руки на пояс 1-наклон к левой ноге, 2-наклон вперёд коснуться руками пола 3-наклон к правой ноге 4-и.п. И.п.- упор сидя сзади, ноги согнуты в коленях 1-2-левым коленом коснуться пола 3-4-тоже правым. И.п.-«барьерный сед»левая нога впереди, правая нога согнута под углом 90˚,руки согнуты в локтях 1-7-наклон к левой ноге, правой рукой коснуться стопы 8-и.п смена ног, тоже с правой ноги. И.п.- выпад левой вперёд, руки на колене 1-3-пружинистые покачивания вверх-вниз 4-смена ног прыжком 5-8-тоже на правую ногу И.п.- стойка ноги врозь, руки вперёд в стороны 1-2-мах левой, коснуться стопой правой кисти руки 3-4-мах правой,коснуться стопой левой кисти руки. 4. СБУ 1.Семенящий бег. 2.Бег с высоким подниманием бедра 3.Бег сгибая ноги назад 4.Бег приставным шагом правым,левым боком. 5.»Колесо» 6.Бег на прямых ногах 7.Прыжки с ноги на ногу 8.Ускорение. Основная часть-50мин. И.п.- о.с. попеременное перемещение тяжести тела с ноги на ногу. -то же при продвижении вперёд небольшими шагами. И.п.- ноги в широком шаге сзади стоящая на всей ступне, впереди стоящая на пятке. 1-перейти на носок сзади стоящей ноги и на всю ступню впереди стоящей 2-и.п. -Ходьба с наклонном туловища вперёд на каждый шаг. -То же с наклонами туловища вперёд на каждый шаг. -Равномерная ходьба в одиночку и по парам с интервалом 4-5м. -Ходьба медленная и ускоренная на отр.50-100м. -то же но с поворотом таза вокруг вертикальной оси -Ходьба в среднем темпе руки заложены за спину -то же руки за голову -ходьба палка на плечах -ходьба в среднем темпе, руки опущены. -движения руками как при ходьбе, стоя на месте. -ходьба в среднем темпе с активной работой плечево го пояса и согнутых рук. -Спортивная ходьба с различной скоростью на отрезках от 50-200м. -упр.для пресса, спины, стопы. Заключительная часть 10-12мин. Заминочный бег Восстановительная ходьба, упр-ия на восстановления дыхания Построение в одну шеренгу. Оценка успеваемости.

Разработал для преподавателей ВУЗов ,

старший преподаватель кафедры теории и практики физической культуры и спорта Костанайского государственного педагогического института.

Введение……………………………………………………………………………………………1

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 1 курс………………………………………..3

Поурочные рабочие планы по лёгкой атлетике – 2 курс……………………………………....22

Приложение 1. Ошибки при выполнении легкоатлетических

Приложение 2. Упражнения для развития физических качеств………………………………41

Приложение 3. Подвижные игры по лёгкой атлетике…………………………………………42

Список использованной литературы……………………………………………………………44

Введение.

Основными принципами занятия являются:

Постоянная реализация основного педагогического закона - единство обучения и воспитания;

Продуманный и рациональный подбор учебного материала;

Знание техники и методики обучения различных видов легкой атлетики, умение самому продемонстрировать легкоатлетические упражнения;

Учет возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся;

Развивать и совершенствовать физические качества;

Постоянно способствовать развитию функционального состояния учащихся;

Использовать индивидуальные и групповые формы занятия;

Планировать ситуации, которые помогли бы учащимся использовать навыки легкоатлети-ческих упражнений в повседневной жизни.

Для повышения производительности занятия необходимо использовать упражнения, которые пробуждали бы интерес к двигательной деятельности, повышали бы эмоциональное состояние учащихся.

Опыт преподавателей ВУЗов показывает, что монотонные упражнения резко снижают интерес к занятиям. К таким видам относится обычная длительная и спортивная ходьба, бег, кроссы. Применение подобных упражнений с различными изменяющимися заданиями (бег с ускорением, в парах, тройной, через препятствия и т. д.) значительно повышает эмоциональность выполнения упражнений. В подготовительной части занятия целесообразно использовать выполнение ритмических упражнений под музыку (аэробика , спортивные танцы).

Все занятия необходимо проводить с высокой плотностью и обеспечивать постоянную занятость и активность каждого учащегося.

Необходимо предусмотреть рациональное соотношение физических нагрузок и отдыха. После интенсивных беговых упражнений необходимо проводить упражнения на гибкость и на осанку.

Необходимо использовать мотивированные оценки за выполнение техники легкоат-летических упражнений и уровень развития физических качеств. Низкий уровень развития качеств или плохое владение техникой упражнений вызывает негативное отношение к таким учащимся. Поэтому на всех занятиях необходимо целенаправленно включать упражнения на развитие физических качеств. Рекомендуется использовать такие варианты: развивать скоростные качества (время реакции, способность к ускорению, время одиночного движения, целостное выполнение упражнения до 6сек.; скоростно-силовые качества или ловкость), скоростно-силовые качества и ловкость; быстроту и гибкость; силу и гибкость; выносливость и гибкость.

Современное занятие должно предусматривать формирование необходимости приобретения теоретических знаний о технике выполнения упражнения, основам физических качеств, влияния занятий легкоатлетическими упражнениями на организм человека.

Специфические особенности различных вариантов бега, прыжков и метаний создают благоприятные возможности для воспитания морально-волевых качеств и трудолюбия.

По мере возможности занятия по легкой атлетике необходимо проводить на спортивной площадке, стадионе.

Обязательным компонентом занятия должны быть домашние задания. Они предусматрива-ют выполнение отдельных элементов техники упражнений, развитие физических качеств, приобретение теоретических знаний. Домашние задания разрабатываются преподавателем строго дифференцировано и должны содержать обязательный практический материал.

Каждое занятие по легкой атлетике требует высокого уровня организации. Это связано со сложностью выполнения легкоатлетических упражнений и обеспечение безопасности занятий. Должны быть исключены любые метания, стоя лицом друг к другу, встречные скоростные упражнения, эстафеты, прыжки на необорудованных местах, выполнение упражнений на скользком и мокром грунте.

Учитывая вышеприведенные общие методические рекомендации при составлении конспектов занятий руководствоваться следующими методическими установками.

В эту часть занятия необходимо включать различные построения, перестроения, уделять особое внимание осанке, а также четкому выполнению всех команд.

Целесообразно использовать различные комплексы упражнений на месте, в движении, в парах, в группах, со скакалкой и другими предметами. Включать упражнения, которые имеют эмоциональную окраску, использовать музыкальное сопровождение. Характерно, что в подготовительную часть занятия надо включать упражнения, которые не вызывают затруднения в их выполнении.

Необходимо в большом объеме включать упражнения для развития выносливости, силы, гибкости, скоростных качеств. На эту часть урока отводится 8-12 минут от общего времени. Необходимо и соблюдать следующее условие - упражнения подготовительной части не должны вызывать утомления.

Основная часть занятия. В этой части занятия предусматривается высокий уровень физических нагрузок и максимально использовать все имеющиеся условия для повышения эффективности обучения и воспитания. Необходимо четко соблюдать методическую последовательность в освоении видов легкой атлетики. Например, упражнения, связанные с точностью движений, сложной координацией, проявлением скоростно-силовых качеств и ловкости, целесообразно осваивать в начале основной части занятия, а упражнения на развитие силы и выносливости - в конце.

Подбор и использование упражнений для обучения и закрепления техники видов необходимо осуществлять по трем группам: а) общеподготовительные; б) подводящие, состоящие из имитационных и специальных; в) основные (целостное выполнение упражнений).

Упражнения целесообразно чередовать между собой, решая одновременно задачу сопряженного обучения технике с развитием необходимых двигательных качеств.

При разучивании и закреплении техники упражнений необходимо использовать групповой или поточный метод обучения. Это требует четкой организации группы и подготовки мест занятий и инвентаря. На основную часть занятия отводится 75 минут от общего времени.

Заключительная часть занятия. Проведение этой части занятия зависит от последующих занятий учащегося. Если есть последующие занятия, то в заключительной части занятия необходимо предусмотреть комплексы спокойных размеренных упражнений, направленных на расслабление, на внимание, на развитие гибкости, а также самомассаж. Задача состоит в том, чтобы в течение 3-5 минут снять эмоциональное и нервно-мышечное возбуждение.

В другом случае, если занятие проводится последним в расписании, то необходимо применять интенсивную нагрузку и в этой части занятия. Однако интенсивность не должна превышать уровня основной части. Можно проводить небольшие соревнования, игры с мячом, разнообразные эстафеты с полосой препятствий, комплексы упражнений на развитие скоростно-силовой выносливости и ловкости, силы и гибкости.

При построении плана проведения занятия необходимо соблюдать главное условие - подготовка и укрепление опорно-двигательного аппарата. Особенно необходимо предусматривать развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы. Все виды легкой атлетики выполняются через взаимодействие с опорой, когда тело находится в вертикальном положении. Поэтому на опорно-двигательный аппарат и, особенно, стопу воздействуют значительные по величине нагрузки. Это требует систематического развития силы мышц туловища, конечностей. Если же постоянная нагрузка не чередуется с другими группами мышц, чему способствует чередование позы тела и исходных положений, то это может привести к развитию плоскостопия.

В занятиях по легкой атлетике необходимо применять следующие группы средств для укрепления стопы: а) силовые упражнения на развитие и укрепление мышц, опоясывающих стопу, которые связаны с удержанием ее нормального свода; б) скоростные и силовые упражнения для развития силы икроножной, сгибателей и разгибателей пальцев стопы; в)прыжковые упражнения, направленные на упругость продольного свода стопы (упражнения типа: быстрый перекат с пятки на носок, подъем на пальцах на возвышенность пятки ниже опоры, различные прыжковые упражнения с одной ноги на другую, прыжки в "глубину" с отскоком при высоте опоры 20-40 см. Для укрепления стопы необходимо выполнять упражнения при различной по твердости опоры (опилки, деревянное покрытие, резина, травяной грунт, песок). Развитие силы мышц сгибателей и разгибателей стопы, связочного аппарата должно находиться в поле внимания преподавателя.

Очень важно правильно разместить учебный материал по составным частям занятия. Предла-гается один из вариантов размещения учебных заданий в занятии:

Подготовительная часть занятия. Строевые упражнения, упражнения на осанку, бег с преодолением препятствий, с изменением темпа, направления, в ритме танца. Общеподготовитель-ные и специальные упражнения, направленные на подготовку к основной части занятия и видов легкой атлетики командные эстафеты, бег с форой, с переноской набивного мяча. Возможна и кроссовая подготовка, но она должна быть четко спланирована.

Основная часть занятия. Вначале выполняется комплекс подводящих упражнений, а затем облегченный вариант целостного упражнения или связки основных фаз. В заключение обязательно планируются скоростные и скоростно-силовые игры, эстафеты с набивными мячами. Все это должно способствовать развитию качеств.

Легкая атлетика – наиболее распространенный вид спорта в летний период. При хорошей организации он может задействовать большое число любителей спорта.

Организация здорового образа жизни и приобщение школьников к спорту, вот главная задача, которую должны решать летние виды спорта в школах.

Соревнования по ней, могут включать следующие виды спорта: бег на 100 и 500 метров, кросс на 1 километр, прыжки в длину и высоту, эстафета 4 по 200 метров. В состав соревнований могут включаться и любые другие виды спорта, по решению спортивного комитета района или города.

Спортивный комитет, к установленным срокам собирает заявки школ на участие в соревнованиях. Он же создает состав судей для проведения соревнований по летним видам спорта, включенным в состав соревнований.

В назначенный день все команды школ, подавшие заявки на участие в соревнованиях, собираются в установленном месте. Как правило, спортивные игры проводятся на спортивном городке одной из школ, который позволяет организовать и провести соревнования по установленным видам спорта, включенным в состав соревнований.

Для общего руководства соревнованиями создается общий организационный комитет, которому определяется место на спортивном городке. Вместе с ним находится и группа медицинского обеспечения соревнований.

По команде главного судьи, все команды расходятся по местам проведения состязаний. Бегуны – на беговые дорожки, прыгуны – на место проведения прыжков. Команды расходятся по своим местам под руководством помощников главного судьи, которые будут проводить соревнования по точкам и вести учет их результатов.

Все соревнования на всех точках проводятся с активным участием представителей школ, от которых выступают спортивные команды. Они также ведут учет результатов соревнований.

По окончанию соревнований, помощники главного судьи, отчитываются перед главным судьей о проведении соревнований и сдают ему результаты соревнований.

На общем судейском собрании, с участием всех руководителей школьных команд, подводятся итоги соревнований. Эти итого доводятся до всех команд, на общем их построении в конце соревнований.

Здесь же объявляются команды, занявшие первые 3 места, и им вручаются заслуженные призы. При подведении итогов определяются и лучшие спортсмены, показавшие в ходе соревнований лучшие результаты в личном первенстве.

Конспект урока

Конспект урока по легкой атлетике необходим для проведения занятия без задержек и по определенному плану.

Дети смогут выполнить следующие упражнения:

  • Бег с ускорением;
  • Метание мяча (на дальность и в цель);
  • Прыжки в длину с места.

Наши юные физкультурники смогут развить навыки:

  • Быстроту реакции;
  • Прыгучесть и ловкость;
  • Внимание.

Это занятие позволит воспитать командный дух, результативность и спортивные навыки.

Занятие лучше всего проводить на школьной спортивной площадке.

Для проведения занятия понадобятся:

  • Флажки;
  • Кубики;
  • Мячи;
  • Кегли.

Требуется уточнить, что данный конспект урока по легкой атлетике содержит разбивку занятий на несколько этапов:

  1. Подготовительная часть;
  2. Строевые упражнения;
  3. Легкоатлетические упражнения;
  4. Заминка.

Часть 1

Первая часть – подготовительная проводиться в течении 10-12 минут. За это ребята должны подготовиться путем разминки, лучше всего легкий бег по периметру площадки.

Сразу после разминки необходимо выполнить:

  • Построение по боковой линии спортивной площадки;
  • Приветствие;
  • Сообщение задач занятия.

Таймлайн – 1 минута

Строевым упражнениям в конспект урока по легкой атлетике будет отведено немного времени, порядка 30 секунд.

За это время нужно выполнить:

  • Повороты «Направо»
  • Повороты «Налево»
  • Повороты «Кругом».

Тренер должен четко давать команды и сопровождать повороты подсчетом.

Для того, чтобы урок больше походил на легкоатлетическую подготовку, упражнения можно заменить на упражнения, которые направлены на растяжку, таким образом девушки и юноши лучше подготовятся к следующим упражнениям.

Какие упражнения подойдут:

  • Наклоны;
  • Приседания на месте;
  • Повороты туловища.

Затем чаще всего по конспектам уроков по легкой атлетике рекомендуется ходьба по диагонали, змейкой, на носках, на пятках, на внутренних и внешних сводах стопы, руки на поясе, с перекатом с пятки на носок, но если будет замена упражнения на короткий бег, лучше с ускорением, то разогрев тела будет выше. При этом время будет потрачено столько же, около 2 минут.

Тренеру останется следить только за следующими аспектами при выполнении упражнений:

  • Правильная осанка;
  • Голова держится прямо;
  • Плечи развернуты;
  • Спина прямая.

Часть 2

Затем выполняются технические упражнения по бегу, с высоким подниманием бедра. Так же выполняются упражнения по бегу с прыжками через кубы. Затем бег по кругу с приставными шагами с переходом на медленный бег и затем ходьбу.

На это вам потребуется уделить 3 минуты.

После такого разогрева можно выполнить бег в колонне с минимальной дистанцией 2 метра между юными физкультурниками.

Нужно обращать внимание:

  • на работу рук;
  • на постановку стоп;
  • на дыхание*.

*дыхание не задерживать

Перестроение в 2 шеренги является типовым в конспекте урока по легкой атлетике, которое займет еще 30 секунд. При перестроении ученики должны взять по два флажка. Сразу после разбора флажков выполните ОРУ на месте. Легкая атлетика это техничный спорт, и такого рода упражнения позволять понять учащимся, насколько сложно выполнять работу с малым объектом, например эстафетной палочкой. На ОРУ с флажками следует потратить не более 5 минут.

Часть 3

Теперь начинается непосредственно план урока по легкой атлетике, на эту часть нужно будет потратить 28-30 минут.

Ребята должны построиться по боковой линии площадки в две шеренги и выполнить беговые ускорения из различных положений:

  • Высокий старт;
  • Бег преследование или салки (надеемся, что всем известны правила салок, кто осален выбывает).

Можно разбивать ребят на команды.

Основы легкой атлетики по метанию следующие, перед тем как приступать к метательным упражнениям разомните кисти рук, логтевые суставы и заднюю часть спины.

Только замет приступайте к метанию.

Можно выполнять метание:

  • На дальность;
  • На меткость.

Выполнять данное задание нужно разбить группу на команду. При этом сначала одни метают, вторые собирают и наоборот. Нельзя стоять подбирающим в секторе метания. Они должны размещаться за спиной метающих мячи. Выявить команду победителя просто, у кого будет большее число дальних попыток, тот и победил. Не старайтесь замерять рулеткой, проще фиксировать примерный результат, больше 20 метров, больше 30, 40, 50, 60. Если выявите метателей, которые показывают результаты более 80 метров, то сразу давайте рекомендацию посетить спортивную секцию по метанию. Возможно это будущий спортивный резерв нашей страны. Мячи можно использовать либо тряпочные, либо теннисные.

Если у вас есть спортивные кегли, то можно выполнить метание на точность и здесь команда победитель, те, кто выполнит большее количество точных попаданий.

Для выполнения прыжок в длину с места есть методические рекомендации по легкой атлетике. В первую очередь нужно сделать разминку ног, только потом совершать упражнения и задания. Проще всего выполнить задания на то, чей прыжок длиннее, или кузнечики. По времени это займет не более 3-4 минут.

Нужно построить учеников в шеренги и попросить их поочередно совершить прыжок в длину с места. Можно фиксировать как командные результаты, так и индивидуальные. Победит тот, чей результат прыжка лучше.

Учащиеся, стоя в шеренгах, поочередно выполняют прыжок в длину с места. Самый длинный прыжок команды фиксируется. Выигрывает команда или ученик, чей результат лучше.

Заминка

Заминка после этих упражнений займет не более 5 минут. В устаревших методичках лекций по легкой атлетике чаще всего рекомендуется игра «Сфетофор», где учащиеся на карточки различных цветов делают определенные занятия:

  • Красная карточка – стойте на месте;
  • Желтый – ходьба на месте;
  • Зеленый – ходьба по площадке.

Достаточно примитивное занятие, которым ученики предпочитают подвижные игры.

В конце занятия в течении 2 минут нужно подвести итоги занятия, отметить наиболее отличившихся. После этого можно попросить учеников организованно покинуть урок.

Итоги

Лекции по легкой атлетике содержат достаточно много уроков и примеров, на основе которых можно составить на год план, конспект урока легкая атлетика можно анализировать и модифицировать.

Для формирования планов занятий можно основываться переработав список литературы. Легкая атлетика спорт подвижный и создающий хороший и позитивный настрой учащихся. Если занятия составлены активно и интересно, то уроки посещаются и занятия проходит легко и в хорошей атмосфере.

Этот пример урока вы можете использовать как конспект урока физкультуры. Легкая атлетика пополняется рядами спортсменов, которым познакомиться с её основами посчастливилось в школе.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

для учащихся 11 класса

Учитель: Скориков Иван Андреевич

ТЕМА УРОКА: Легкая атлетика. Совершение техники спринтерского бега по дистанции. Техника бега на финише.

Задачи:

1. Совершенствование техники спринтерского бега.

2. Обучение техники бега на финише.

3. Развитие скоростных способностей, игрового мышления посредством подвижных игр.

4. Формирование интереса к занятиям физической культурой, воспитание чувства взаимовыручки, товарищества.

Место проведения: спортивная площадка;

Инвентарь: свисток, секундомер, конусы.

1). Построение.

Приветствие. Сообщение задач урока.

Строевые приемы

1 мин.

1 мин

1 мин

Проверить готовность учащихся к уроку (наличие спортивной формы и обуви; выявление больных и отсутствующих).

Построение в 1 шеренгу в верхнем правом углу зала. Учитель подает команды: «Становись!» - учащиеся становятся в указанный учителем (в 1ширенгу) строй и принимают строевую (основную) стойку. Основная стойка - учащийся стоит прямо; пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, ноги выпрямлены; плечи развернуты, живот подтянут; руки опущены; кисти со сжатыми и согнутыми пальцами прижаты к средней линии бедра; голову держит прямо; смотрит вперед.

«Равняйсь!» - учащиеся выравниваются по носкам, принимают строевую стойку, поворачивают голову направо » и видят грудь четвертого человека, считая себя первым.

«Смирно!» учащиеся быстро принимают строевую стойку.

Производит расчет группы, принимает рапорт дежурного или физорга класса.

«Вольно!» - встать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, не сходить с места, не ослаблять внимания и не разговаривать.

Учитель говорит: «Здравствуйте», учащиеся отвечают: «Здравст.». Формулировка задач конкретна, лаконична, учитывает состав уч-ся, физическое развитие; обеспечивает преемственность предыдущих занятий с последующими.

Исходя из задач урока можно провести повороты на месте, перестроения и т.п. Для начала движения подаются команды: «Напра-во!», «Налево в обход шагом- марш!»(урок в зале).

2). Медленный бег.

5 кругов (1000м)

Подается команда: «Бегом –марш!». Равномерный темп.

3). Упражнение на восстановление дыхания в ходьбе.

0,5 круга

1-4:руки через стороны вверх -вдох(через нос); 5-8: руки через стороны вниз- выдох(через рот).

4). ОРУ в движении:

1 раз

Задание выполнять в колонне (дист.1-1,5м) на отрезке 15-20 м в равномерном темпе, после выполнения задания уч-ся возвращаются шагом(отдыхают) на место.

Ходьба на передней части стопы, руки за голову;

1 раз

Спина прямая.

Ходьба на пятках, руки за спиной;

1 раз

Голову не наклонять.

Ходьба на внутренней стороне стопы, руки на поясе;

1 раз

Спина прямая, смотреть вперед.

Ходьба на внешней стороне стопы, руки в стороны;

1 раз

Пальцы сжаты в кистях в кулак.

А). И.П.- правая рука вверх, левая вниз; смена положения рук дугами вперед на каждый шаг.

16 раз.

Шаг не широкий, максимальное отведение рук назад.

Б). И.П.- кисти к плечам; вращение рук в плечевом суставе: 4 круга вперед, 4-назад.

8 раз

Круговое вращение на каждый шаг. Задание выполнять в равномерном темпе.

В). И.П.- руки за головой; повороты туловища: 1- шаг левой ногой, поворот влево; 2-шаг правой ногой, поворот вправо; 3-4 то же.

12 раз

Локти держать на уровне плеч, шаг широкий.

Г). И.П.- руки вперед; махи ногами: 1-мах правой ногой к левой руке; 2-и.п.; 3- мах левой ногой в правой ноге; 4- и.п.

12 раз

Стараться коснуться стопой кисть руки.

Д). И.П.- руки на поясе; наклоны туловища на каждый шаг: 1-наклон вперед к ноге, 2-и.п., 3- наклон вперед к другой ноге, 4-и.п.

12 раз

При наклоне туловища колени не сгибать

Е). Подскоки с взмахами руками вперед-вверх-назад.

12-16 раз

На подскоке выпрыгивать вверх

Перейти на шаг, восстановить дыхание.

1 мин.

Выполнить самостоятельно.

5. Специальные беговые упражнения (СБУ):

Упражнения выполняются в колонне, дистанция 1-1,5 м, на отрезке по прямой 15-20м(при необходимости уч-ся перестраиваются в колонну по два или в зависимости от ширины беговой дорожки по 3-4 чел.); после выполнения задания учащиеся шагом возвращаются на место начала выполнения упр-й.

Бег с высоким подниманием бедра;

1 раз

При отталкивании бедро выше, сочетать с оптимальным наклоном туловища, правильной работой рук и дыхания.

Бег с захлестом (захлестыванием) голени;

1 раз

Сочетать с расслаблением неработающих мышц.

Бег с прямыми ногами вперед;

1 раз

Работать на передней части стопы.

- малый многоскок;

1 раз

Работа рук как в беге, приземление на две стопы.

- прыжок в шаге;

1 раз

Прыжок на каждой ноге через 2 шага.

Бег с высоким подниманием бедра спиной вперед;

1 раз

Туловище прямо (не отклонять), выше поднимать бедро, выше держать на стопе, тверже ставить стопу.

- скрестный шаг;

1 раз

Руки в стороны, корпус поворачивается вокруг своей оси.

- семенящий бег.

1 раз

Нога ставится с носка и разгибается полностью в коленном суставе, плечевой пояс расслаблен.

Основная часть - 60 мин.

1). Техника спринтерского бега по дистанции

5 мин.

Скорость бега по дистанции во многом зависит от рациональной формы движений, умения бежать без излишнего напряжения. Важным элементом бега является отталкивание. Мощным движением толчковая нога выпрямляется в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Бедро маховой ноги энергично выносится вперед-вверх, способствует эффективному отталкиванию. В фазе полета, следующей за толчком, маховая нога активно опускается вниз и выпрямляется в коленном суставе, встречая дорожку передней частью стопы, а толчковая нога сгибается и активно подтягивается к маховой. Приземление - в момент касания земли нога с целью амортизации слегка сгибается в колене.

Подводящие упражнения для совершенствования техники спринтерского бега:

23 мин

Выполнять в группе по 2 человека с определением победителя забега.

1.Бег с низкого старта и удержание максимальной скорости на отрезке от 50 до 70м.

2 раза

Следить за свободой движения, техникой бега и увеличением скорости на последних метрах.

2. Повторный бег на отрезках 100-120 м для воспитания скоростной выносливости.

2 раза

3. Бег на время на отрезках 50-80м с финишированием.

2 раза

Обратить внимание на увеличение скорости на финише и бросок грудью или плечом на финишную ленту (линию). Забеги по 2 человека.

4. Бег на дистанцию 100 м на время в полную силу (прикидка).

1 раз

Формировать забеги по 2 человека с равными возможностями.

2 ). Техника бега на финише

22 мин

Финиширование - это усилие бегуна на последних метрах дистанции. Бег считается законченным, когда бегун коснется воображаемой плоскости финиша какой- либо частью туловища. Финишную линию пробегают с полной скоростью, выполняя на последнем шаге «бросок» на ленточку грудью.

Подводящие упражнения для освоения техники финиширования:

Перестроить в шеренгу по одному на бровке беговой дорожки, интервал -1,5м. Команда: « В одну шеренгу- становись! ».

1.-И.п.- стоя в шаге, левая нога впереди, правая сзади, руки опущены вниз. Выполнить быстрый наклон туловища вперед с отведением рук назад и выставлением правой ноги вперед;

- (то же) с натягиванием финишной ленты.

3-4 раза

2.-То же, но стоя в шаге: правая нога впереди, левая сзади.

5-6- раз

3.- Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

2-3 раза

Резкий наклон туловища вперед. Сохранять осанку и частоту шагов, свобода движений в беге.

3. Подвижная игра на закрепление техники спринтерского бега «День и ночь».

Группа делится на две команды и строится в шеренгу на середине площадки спиной друг к другу на расстоянии 1-2 м. Одна команда – «День», другая – «Ночь». У каждой команды на своей стороне площадки «дом» в 10-20 м от середины площадки. Учитель, стоя сбоку, называет одну из команд - ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию «дома», игроки другой команды их догоняют и салят. Затем все становятся на свои прежние места, игра повторяется.

10 мин

Сколько игроков они сумеют осалить (коснуться ладонью плеча соперника) до черты «дома», столько и получают очков. Можно изменять и.п. в игре (упор присев, прыжки со сменой ног и т.д.). Запрещено: хватать игроков за одежду.

Заключительная часть 5 мин

Медленный бег

1 круг

Восстановление пульса.

Построение, подведение итогов, выставление оценок.

Учитель интересуется, понравилась ли игра, что вызвало наибольшие трудности при совершенствовании техники спринтерского бега, финиширования; как сами учащиеся оценивают свое физическое состояние и способности.

- Домашнее задание

Подготовить сообщение о классификации гладкого бега

- Организованный уход в раздевалку

Тренировка 1.
Задачи: 1.Ознакомить с правилами техники безопасности по легкой Атлетике.
2.Учить основам техники правильного бега в медленном и быстром темпе.
3.Развитие специальных физических качеств.
Вводная часть - 20минут.
1.Инструктаж по технике безопасности (инструктаж №05-01)-3 минуты.
2.Разминочный бег 3круга (1круг в лесу) - медленный темп - 5минут. ЧСС не более 120 ударов в минуту - измерить сразу же после бега. (с первых тренировок приучать, чтобы ЧСС не превышала этот уровень).
3.Разминка- 12минут.
1.И.П. - узкая стойка ноги врозь, руки на пояс. Круговые движения головой вправо и влево.
2.И.П. - узкая стойка ноги врозь. Круговые движения руками вперед и назад.
3.И.п. - узкая стойка ноги врозь, левая рука вверху, правая внизу. Разнонаправленные круговые движения руками вперед и назад.
4.И.П. - основная стойка. Пружинистые наклоны вперед, ладонями коснуться земли, ноги не сгибать.
5.И.П. - узкая стойка ноги врозь. Наклоны назад, касаясь руками пяток.
6.И.п. - выпад вперед правой. «Пружинка». Ноги менять выносом ноги
вперед, назад.
7.В парах. Махи ногами. Махом вперед максимально поднимать бедро
вверх, сгибая ногу в колене. Махом назад осуществлять захлестывание
голени.
8.В парах. Стоя на одной ноге, другая согнута в коленном суставе.
Стопа удерживается одноименной рукой. Отведение согнутой ноги
назад - вверх с выпрямлением её в колене.
Основная часть - 1час 20минут.
1 .Обучение технике правильного бега - 30минут.
1)И.п. - стойка на носках. Ходьба на месте с постановкой ног на переднюю часть стопы (пятки не касаются опоры).
2)Бег на месте на передней части стопы 5с с последующим переходом на бег с продвижением вперёд (старт по флажку) до середины в медленном темпе, до ворот - в быстром темпе.
3)Бег по коридоре ширенной 50 см с целью обучения прямолинейному бегу -200м (1круг). На дорожке бегут по 3-е (стараться бежать по своей линии).
4)Бег по разметкам: 60,70,80 см (поставить флажки) с целью обучить бежать с различной длиной шага.
5)Бег на месте с различной частотой движений в единицу времени (например, за 10сек выполнить 10 и 15 шагов, 8 и 10 шагов).
6)Бег с продвижением вперёд с разной частотой шага в единице времени (например, за 10сек выполнить 10 и 15 шагов, 8 и 10 шагов).

7)Бег с высоким подниманием бедра на отрезке 20-30 м. с постепенным увеличением скорости. Акцент на более быстрое и энергичное опускание бедра маховой ноги вниз, как бы под себя.
8)Пробегание отрезка 20-3 Ом. по прямой с постановкой стоп с передней части, «под себя». Два раза в среднем темпе и два раза в быстром.
9)Бег с ускорением 30м. первые 10-15м. - быстрый набор скорости до предельной, затем постепенное снижение скорости бега. Обратить внимание учащихся, чтобы при плавном замедлении скорости бега они не выставляли ногу вперед для торможения.
10)И.п. - узкая стойка ноги врозь, туловище слегка наклонено вперед,
руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом, выполнить
движения руками как при беге. Движения руками выполнять в среднем
и быстром темпе (3-4 серии по 10-15 сек.), особое внимание обращать
на широкую амплитуду и свободное движение рук в плечевых суставах.
2.Отдых - 10 минут.
3.Упражнения на развитие скорости бега - 20 минут.

6-8 ускорений по 15-20м.

3)Бег на коротких отрезках (20-30м.) с максимальной скоростью, 3-4
раза с интервалом отдыха 1,5-2 минуты.
4.Игра в футбол - 20 минут.

Подвижные игры на развитие скорости бега.
1 .«Кто быстрее возьмёт мяч из круга» с предварительным обеганием
флажков по диагонали. Мяч лежит в центре диагонали (игрок должен
взять его на обратном пути).
2. «День и ночь» Две команды стоят спиной друг к другу на расстоянии
1-2м. Одна команда «день», другая «ночь». У каждой команды на своей
стороне площадки есть «дом». По сигналу учителя, игроки названной
команды пытаются скрыться в своем «доме», а игроки другой команды
осалить их во время движения до «дома». Сколько человек осалили,
столько заработали очков.
З.Игра по желанию.

Тренировка 2.
Задачи: 1.Совершенствование основ техники правильного бега.
2.Учить технике низкого старта и стартового разгона.
3.Развитие скоростных способностей.
Вводная часть - 20 минут.
1.Разминочный бег - 10 минут. ЧСС не более 120уд.в мин.
2.Разминка со скакалкой- 10 минут.
1)И.п. - узкая стойка ноги врозь, сложенная вчетверо скакалка на шее,
руки согнуты.
1 -2 разгибать руки вверх и, натягивая скакалку, руки вверх, туловище повернуть вправо, потянуться;
3-4 - то же в левую сторону. 2)И.п. - основная стойка, сложенная вчетверо скакалка сзади.
1 - наклон вперед, опуская скакалку до середины голеней;

4 - и.п. 3)И.п. - сложенная вчетверо скакалка внизу.


4 - встать в и.п.

4)И.п. - стоя на коленях, сложенная вдвое скакалка внизу. 1 - натягивая скакалку, руки вверх - в стороны, правую ногу в сторону;

4 и.п. 5-8 - То же, но в другую сторону.


2 активным усилием рук наклонить туловище к коленям;
3-4 - и.п.


3-4 - и.п.




1 .Совершенствование основ техники правильного бега - 40 минут.

1)В положении стоя на месте беговые движения руками с предельной частотой: а) с лёгким отягощением (гантели весом 1кг.); б) без отягощения, 3-4 серии по 10-15 сек.
2)Бег на месте с активной работой руками 3-4 раза по 10-15 сек.
3)Бег на месте с акцентом на работу рук, по сигналу - ускорение 20м. 2-3 раза.
4)И.п. - узкая стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях под прямым углом.
1 - подняться на носки;
2 - и.п.
Руки работают как при беге. Постепенно увеличивать темп выполнения упражнения. 2-3 серии по 20-25 сек.
5)Бег в среднем темпе с гимнастической палкой за спиной в течение 2-3 мин.
6)Бег в среднем темпе в течение 2-3 мин. С акцентом на правильное положение туловища и головы.
7)Комбинированное упражнение: бег с захлестыванием голени назад (15м.), с высоким подниманием бедра (15м.), бег прыжками (15м.) и с ускорением (15-20). 2-3 раза.
8)Бег 15-20м. с хода с максимальной скоростью, 3-4 раза.
9)Имитация быстрого бега в упоре на брусьях. 3-4 раза по 15-20сек., чередуя с отдыхом 1,5-2 мин.
10)Бег прыжками через 6-8 препятствий (высотой 30см.), 3-4 раза по 10-15м.
11)И.п. - стоя в упоре, загребать стопой «песок», стремясь с силой отбросить его назад. По 15-20 движений обеими ногами.
12)Бег 15м. на прямых ногах за счет сгибания и разгибания в голеностопных суставах, 3-4 раза.
13)Бег с прыжками с ноги на ногу с высоким подниманием колена маховой ноги и полным выпрямлением толчковой(15-20 м). 3-4 раза.
14)Бег 25-ЗОм с высоким подниманием бедра и последующим загребающим движением голени вниз назад («колесо»). 3-4 раза.
15)Бег 20 м с захлестыванием голени назад. 2-3 раза.
16)Семенящий бег в течение 3-4 мин.
2.0тдых - 10 минут. Игра в вышибалы.
3.Обучение технике низкого старта - 30 минут.
1)Старты из различных исходных положений (стоя в наклоне, из упора лёжа, из упора на коленях, из упора присев).
2)Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.
3)Выполнение команд «На старт!» (низкий старт) и «Внимание!» без стартовых колодок.
4)Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу учителя).

5)Установка стартовых колодок. Передняя колодка для сильнейшей (толчковой) ноги устанавливается на расстоянии 1,5 стопы от линии старта, а задняя -1,5-2 стопы от передней (или на расстоянии длины голени от передней колодки). Опорная площадка передней колодки наклонена под углом 45-50*, задняя - 60-80*. По ширине расстояние между колодками обычно равно 10-12 см.
6)Выполнение команд «На старт!», «Внимание!». По команде «На старт!» надо встать впереди стартовых колодок, присесть и, опираясь ладонями о дорожку, поставить более сильную ногу на переднюю колодку, а другую на заднюю. Затем, опираясь на колено сзади стоящей ноги, установить прямые руки вплотную к стартовой линии. Они должны быть расставлены на ширине плеч, а пальцы образовывать высокий свод. По команде «Внимание!» следует плавно приподнять таз немного выше уровня плеч, а плечи слегка вывести вперед за линию опоры рук. Ноги упираются в стартовые колодки. Это положение учащийся должен сохранять неподвижно 2-3 сек.
7)Выталкивание от стартовых колодок без шага. Приземляться на руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.
8)Бег с низкого старта с колодок (без сигнала и по сигналу учителя).
Движение при выходе со старта выполняется максимально быстро.
Двигательная (предстартовая) установка для учащихся должна быть
направлена не на сильное отталкивание от колодок, а на быстрое
выполнение первого шага.
Заключительная часть - 20 минут.
1 .Упражнения на развитие скорости бега - 10 минут.
1)Резкий переход к ускорению по сигналу во время медленного бега.
6-8 ускорений по 15-20м.
2)Челночный бег на отрезке 10м. 2-3 серии по 4-5 раз в серии.
3)Бег на коротких отрезках (20-ЗОм.) с максимальной скоростью, 3-4 раза с интервалом отдыха 1,5-2 минуты.
2.Игры по желанию - 10 минут.

Тренировка 3.
Задачи: 1.Совершенствовать технику низкого старта.
2.Учить технике бега на короткие дистанции (30м.).
3.Развивать скоростно-силовые качества.
Вводная часть - 20 минут.
1 .Разминочный бег - 8 минут.
2.Разминка со скакалкой - 6 минут.
1)И.п. - узкая стойка ноги врозь, сложенная вчетверо скакалка на шее, руки согнуты.
1-2 - разгибать руки вверх и, натягивая скакалку, руки вверх, туловище повернуть вправо, потянуться;
3-4 - то же в левую сторону.
2)И.п. - основная стойка, сложенная вчетверо скакалка сзади. 1 - наклон вперед, опуская скакалку до середины голеней;
2-3 - два пружинистых наклона, притягивая себя к ногам за скакалку;
4 - и.п.
3)И.п. - сложенная вчетверо скакалка внизу.
1 - отставляя левую ногу назад (подальше) и сгибая правую, принять положение выпада правой ногой;
2-3 - два пружинистых покачивания с опорой скакалкой о колено;
4 - встать в и.п.
5-8 - То же, но отставляя правую ногу.
4)И.п. стоя на коленях, сложенная вдвое скакалка внизу.
1 - натягивая скакалку, руки вверх - в стороны, правую ногу в сторону;
2-3 - два пружинистых наклона вправо;
4 - и.п.
5-8 - То же, но в другую сторону.
5)И.п. - основная стойка, сложенная вчетверо скакалка внизу.
1 - присесть и обхватить скакалкой голени;
2 - активным усилием рук наклонить туловище к коленям;
3-4 - и.п.
6)И.п. - натянутая скакалка сзади под пяткой левой ноги, руки в стороны.
1-2 - поднимая ногу со скакалкой назад и наклоняясь вперед, держать равновесие («ласточка»);
3-4 - и.п.
После 3-4 повторений - то же, но другой ногой. Спину держать прогнутой.
7)И.п. - держать скакалку за концы (опустив её сзади). Бег, высоко поднимая колени на месте и с продвижением, вращая скакалку вперед.
8)Различные прыжки через скакалку (на одной, двух ногах).
3.Специальные беговые упражнения - 6 минут.
1)Бег с высоким поднимаем бедра на месте и в движении.

2)Бег прыжками вперед (энергично отталкиваясь стопой) с постепенным увеличением темпа.
3)Семенящий бег. Упражнение следует выполнять мелкими, но быстрыми и свободными шагами.
4)Бег с захлестыванием голени назад на месте и в движении.
5)Выпрыгивания вверх с продвижением вперед.
6)Тройной прыжок.
7)Прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
Основная часть - 1 час 20 минут.
1 .Совершенствование техники низкого старта - 30 минут.
1)Из положения руки в упоре (туловище вертикально или в небольшом наклоне) оттолкнуться руками от опоры, выполняя ими беговые движения.
2)Стоя на одной ноге в упоре у стенки. Толчковая нога поднята, согнутая в колене. По команде резкая смена ног (внимание акцентируется на быстром подъёме маховой ноги).
3)Стоя в упоре у стенки на согнутой толчковой ноге, разгибание и сгибание опорной ноги в сочетании с движением маховой. Носок маховой брать «на себя», сочетать окончание маха с окончанием выпрямления опорной ноги во всех суставах.
4)Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога слегка согнута, руки опущены. По сигналу учителя резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кратчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает учащегося вперед, он принимает положение как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок и переходит на бег.
5)Выпады в ходьбе. Туловище наклонено, голова слегка опущена. По сигналу учителя быстро перейти на бег.
6)И.п. стоя, ноги полусогнуты. Руки оттянуты назад партнером. Туловище подается вперед. При опускании рук быстрый выход в стартовое положение с переходом на бег.
7)Быстрая смена ног в различных положениях: а) в упоре лёжа руки на гимнастической скамейке; б) одна нога ставится на скамейку; в) в глубоком выпаде; г) держа гимнастическую палку на плечах.
8)Прыжки в длину с места из положения низкого старта: а) без колодок; б) с опорой о стартовые колодки.
9)Старты из положения «стоя на коленях» (старт с двух колен): а) без опоры на руки; б) с опорой на руки.
10)Старт из положения стоя на одном колене (маховая нога), туловище
прямо, руки за спиной, на поясе или опущены вниз.
11)Бег в упоре лёжа 5-7сек. С переходом на бег по дистанции.
12)Непрерывный переход из положения «упор присев» в «упор лёжа»
(«смешанные упоры») 5-7сек. С последующим переходом на бег по
дисташути: а) из положения «упор присев»; б) из положения «упор
лёжа».

13)Бег с низкого старта с опорой руками на высоте 30-40см. от беговой дорожки. В виде опоры можно использовать параллельно поставленные гимнастические скамейки, тумбы и пр. на расстоянии, позволяющем после старта пробежать между ними.
14)Старты из различных исходных положений: а) сидя на полу лицом (и спиной) вперед; б) лёжа на животе; в) лёжа на спине головой (и ногами) к линии старта.
15)Прыжок в длину с места с последующим мгновенным стартом и бегом по дистанции.
16)И.п. - полуприсед или присед. Бросок мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.
17)Максимальное давление на стартовые колодки при различных углах
в коленном суставе.
2.0тдых 10 минут.
Игра в футбол, волейбол.
З.Обучение технике бега на короткие дистанции 30 минут.
1)Бег прыжками с ноги на ногу - 100м., остальные полкруга - шагом.
2)Бег с высоким поднимаем бедра 10-15м. с переходом на бег по дистанции.
3)То же, но выполняя упражнение по прямой линии шириной 5см. (начертить).
4)Бег прыжками 10-15м. с переходом на бег по дистанции.
5)Бег в ровном, спокойном темпе, с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя.
6)Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости) - 100м. Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.
7)Бег в медленном темпе: по сигналу - прыжок «в шаге» (отталкиваясь то левой, то правой ногой).
8)Бег с быстрым наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции.
9)Бег на время с хода (30м.) - 5 серий.
10)Бег на время с хода (60м.) - 3 серии.
4.0тдых - 10 минут.
Игра в футбол, волейбол.
Заключительная часть 20 минут.
1 .Развитие скоростно-силовых качеств - 10 минут.
1)Бег с высоким подниманием бедра, на месте и с незначительным продвижением вперед в различном темпе.
2)Прыжки на обеих ногах с небольшим продвижением вперед и подтягиванием согнутых ног (бедер) к груди. 2-3 серии но 10-20раз девочки и по 15-30раз мальчики.
3)И.п. - упор присев. Выпрыгивание вверх в положение прогнувшись. 8-10раз.
4)прыжки с места в длину. 8-10раз с фиксацией или без фиксации дальности прыжка.
5)Тройной прыжок с места. 4-6раз с регистрацией или без регистрации результата.
6)Прыжки на одной ноге потом на другой с продвижением вперед. По 5-6 раз.
7)В парах. «Пистолетик». По 4-6 раз на каждой ноге - девочки, по 6-8раз - мальчики.
8)Многоскоки на обеих ногах- 4-6 раз на отрезках 10-15м.
2.Игра «Кто быстрее возьмет теннисный мяч» - 10 минут. Игроки противоположных команд стоят в шеренгах спиной друг к другу на расстоянии 2м. между командами, по середине лежат теннисные мячи по количеству игроков в команде. Игроки начинают выполнять различные упражнения, по команде «хоп», игроки противоположных команд пытаются первыми взять мяч.