» » Красная дорога и черная дорога. Тюремная почта, или что такое "дорога" Приметы в дорогу

Красная дорога и черная дорога. Тюремная почта, или что такое "дорога" Приметы в дорогу

Дор’ога , — и, женский род.
1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая, просёлочная дорога Большая дорога (грунтовая дорога между крупными или отдалёнными друг от друга населёнными пунктами; устарелое ). Обочина дороги. При дороге (около дороги).
2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Не знать дороги. Спросить о дороге. Сбиться с дороги (также переносное значение. : то же, что сбиться с пути). Дать дорогу кому-нибудь (дать пройти, проехать; также переносное значение. : дать возможность расти, развиваться кому-нибудь). Открыть дорогу кому-нибудь куда-нибудь (переносное значение. : дать возможность действовать, продвигаться в какой-нибудь области). Стоять на чьей-нибудь дороге или стать поперёк дороги кому-нибудь (также переносное значение. : мешать, препятствовать кому-нибудь в чём-нибудь). Перебежать (перейти) дорогу кому-нибудь (также переносное значение. : помешать кому-нибудь, опередить в каком-нибудь деле; разговорн. ).
3. Путешествие; пребывание в пути. Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал (во время всего пути).
4. переносное значение. Образ действий, направление деятельности. Труд дорога к успеху. Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой (по избранному пути).
Дороги чьи (кого) разошлись о тех, кто пошёл по разным жизненным путям.
Дорога жизни (высокое ) путь через Ладожское озеро, по которому во время блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. осуществлялась связь с городом.
По дороге
1) во время пути. По дороге увидел много интересного;
2) с кем, по одному направлению, по тому же самому пути, по пути (в 1 значен. ). Пойдём вместе, нам по дороге;
3) с кем (чем), о совпадении целей, задач какой-нибудь деятельности, по пути (во 2 значен. ). С халтурщиком мне не по дороге.
Туда и дорога кому (разговорн. неодобрител. ) пусть уходит, не жалко.
уменьшительное существительное дорожка, — и, женский род. и дороженька, — и, женский род. (к 1 значен. ).
прилагательное дорожный, — ая, — ое (к 1 и 3 значен. ). Дорожное строительство. Дорога костюм.

Примеры использования слова дорога в контексте

    . Широкая песчаная дорога со старыми тенистыми липами приводит к холму, на котором стоит сельская церковь.
    . Пролетариям дорога в партию практически закрыта.
    . Мне эта подковочка дорога как память.
    . А дальше дорога такая широкая, что три телеги разъедутся, тут не ошибетесь. - Шумилов П. Р. Слово о драконе
    . Убежище было хорошее, но дорога туда - очень опасна.
значения слова дорога в толковых словарях русского языка:

Толковый словарь Ожегова.

дорога

- образ действий, направление деятельности
Пример: Труд - д. к успеху. Быть на хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой (по избранному пути).
***
2. - путешествие; пребывание в пути
Пример: Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В дороге было много интересного. Всю дорогу проспал (во время всего пути).
***
3. - место, по которому надо пойти или проехать , путь следования
Пример: По дороге к дому. Сбиться с дороги (также перен. : == сбиться с пути). Дать дорогу кому-н. (дать пройти, проехать; также перен. : дать возможность расти, развиваться кому-н.). Открыть дорогу кому-н. куда-н. (перен. : дать возможность действовать, передвигаться в какой-н. области). Стоять на чьей-н. дороге или стать поперек дороги кому-н. (также перен. : мешать, препятствовать кому-н. в чем-н.). Перебежать (перейти) дорогу кому-н. (также перен. : помешать кому-н., опередить в каком-н. деле; разг.).
***
4. - полоса земли предназначенная для передвижения, путь сообщения
Пример: Асфальтированная, шоссейная, грунтовая д. Большая д. (грунтовая дорога между крупными или отдаленными друг от друга населенными пунктами; устар.). Обочина

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

дорога

ж.
1) а) Полоса земли, предназначенная для передвижения; путь сообщения.
б) Местность по обеим сторонам такой полосы.
2) а) Место, пространство для прохода, проезда.
б) перен. разг. Доступ к чему-л., возможность проникнуть куда-л.
3) а) перен. Передвижение, путешествие , поездка .
б) Время такой поездки, такого путешествия.
в) Отрезок пути следования кого-л. в такой поездке, таком путешествии.
4) а) Путь следования.
б) След в виде полосы, оставляемый чем-л. при движении.
в) перен. Направление или путь развития.
5) перен. разг. Средство для достижения чего-л.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

дорога

, -и, ж.
1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь
сообщения. Асфальтированная , шоссейная , грунтовая, проселочная д. Большая д.
(грунтовая дорога между крупными или отдаленными друг от друга населенными
пунктами; устар.). Обочина дороги. При дороге (около дороги).
2. Место, по
к-рому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Не знать
дороги. Спросить о дороге. Сбиться с дороги (также перен.: то же, что
сбиться с пути). Дать дорогу кому-н. (дать пройти, проехать; также перен.:
дать возможность расти, развиваться кому-н.). Открыть дорогу кому-н. куда-н.
(перен.: дать возможность действовать, продвигаться в какой-н. области).
Стоять на чьей-н. дороге или стать поперек дороги кому-н. (также перен.:
мешать, препятствовать кому-н. в чем-н.). Перебежать (перейти) дорогу
ко-му-н. (также перен.: помешать кому-н., опередить в каком-н. деле; разг.).
3. Путешествие; пребывание в пути. Устал с дороги. Взять еды на дорогу. В
дороге было много интересного. Всю дорогу проспал (во время всего пути).
4. перен. Образ действии, направление деятельности. Труд - д. к успеху. Быть на
хорошей (верной, плохой) дороге. Идти своей дорогой (по избранному пути). *
Дороги чьи (кого) разошлись - о тех, кто пошел по разным жизненным путям.
Дорога жизни (высок.) - путь через Ладожское озеро, по к-рому во время
блокады Ленинграда в 1941-1943 гг. осуществлялась связь с городом. По дороге
- 1) во время пути. По дороге увидел много 1 интересного; 2) с кем, по
одному направлению, по тому же самому пути, по пути (в 1 знач.). Пойдем
вместе, нам по дороге; 3) с кем-чем, о совпадении целей, задач какой-н.
деятельности, по пути (во 2 знач.). С

Дорога, которая раньше была почти непроходимой, теперь кажется легкой: все препятствия, однажды преодоленные, нам уже не страшны.

«Бернар Вербер»

Дорога к успеху переполнена женщинами, которые толкают перед собой мужей.

«Томас Дьюар»

Все дороги ведут домой. Возможно, не туда, где человек родился, но туда, где его дом.

Грусть перед дальней дорогой вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье.

Нужно идти туда, куда хочется, а не туда, куда якобы «надо». Идти себе, идти и ничего не бояться. У тебя все получится, правда.

Дорога была живописна, но к передвижению совершенно непригодна.

«Терри Пратчетт»

А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.

Нельзя прийти старыми дорогами к новым горизонтам.

Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.

«Жан де Лабрюйер»

Дорогу осилит идущий.

Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно…

Кому открыты все дороги, тот у многих стоит на пути.

Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.

«Виссарион Григорьевич Белинский»


Кто-то считал дни до конца пути. Кто-то знал, что жизнь в дороге - лучшая из возможных жизней.

«Мария Фариса»

Порой люди прибывают на занимаемое ими место самыми странными дорогами.

Когда ты в пути, ты должен пройти его до конца.

Как показывает практика,на дороге возглавляет колонну самый медленный.

Рано или поздно всё равно придётся сделать выбор, на каком ты пути. И наречь его хорошим.

«Ольга Громыко»

Дорога убаюкивает, располагая к раздумьям и светлым идеям.

Русские объезжают, когда старый тракт не пропустит через себя лишь трактор. Иначе старая, но короткая дорога не была бы пустынной.

Каждый должен понять все сам, должен пройти свою дорогу самостоятельно, подняться выше или упасть на самое дно.

«Иар Эльтеррус»

Странно, как много думает человек, когда он в пути. И как мало, когда возвратился.

Безнадёжные дураки и дороги дают фору всем надёжным.

Когда находишься в дороге, невольно начинаешь перебирать всю свою жизнь в мыслях.

Дорога тянет неумолимо. Впереди – свобода, необъятный горизонт. Позади – горечь поражения и прошлое.

Дорога к счастью не всегда асфальтовая.

«Трумен Капоте»

Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.

«Фрэнсис Бэкон»

Ты никогда не должен расстраиваться, если пошел по неверной дороге. Даже если ты пришел не туда, найди другую дорогу и продолжай путь. Рано или поздно, ты придешь в нужное место.

Есть дороги, которые лучше переходить на красный свет.

Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге

«Томас Карлейль»

Знай, что пока тебя хвалят, ты еще не на своей дороге, а на дороге, угодной другим.

«Фридрих Ницше»

У ума, как у проселочной дороги, есть своя проторенная колея.

«Оноре де Бальзак»

Дорога к славе прокладывается трудом.

«Публилий Сир»

Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.

Хорошо быть в дороге, которую ты сам себе выбираешь.

«Якуб Колас»

Если бы ты шел по ровной дороге, шел по доброй воле и все же отступал назад, тогда бы дело было пропащее; но поскольку ты взбираешься по отвесному склону, такому отвесному, что снизу ты сам кажешься повисшим на нем, то шаги вспять могут быть вызваны только особенностями почвы, и отчаиваться тебе не следует.

«Франц Кафка»

К сожалению, дороги, которые мы выбираем, никто не удосужился посыпать лепестками роз.

К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.

Поддержание связи между камерами в тюрьме -- святое дело. У заключенных считается нормальным рисковать ради чужих контактов. Могут передаваться устные сообщения, записки и мелкие вещи.
Одним из самых простых являются "ноги" - баландер или даже иногда контроллер. Во время раздачи пищи, пока этот процесс идет, с таким арестантом можно поговорить, передать какую-то информацию на словах или даже передать маляву или "груз". Как не трудно догадаться, этот способ не является самым оптимальным - скорее всего, все, что услышит баландер, будет известно и куму (оперу). Поэтому в такой способ передается, как правило, только нейтральная информация - просьба помочь куревом или чаем, поиск определенных людей. Возле баландера в момент раздачи пищи всегда находится контроллер и весь этот процесс происходит с его молчаливого согласия, на что ему соответственно дал разрешение кум. Сигареты, да и прочие мелочи часто можно передать самим контроллером. Как уметь договориться и какая "постанова" на тюрьме. Способы связи зависят от устройства самой тюрьмы - или это один корпус, или несколько, куда выходят окна. При размещении в одном корпусе, да и еще колодцем, с окнами, обращенными внутрь, все несколько проще. При размещении в нескольких корпусах, да еще значительно друг от друга удаленными, сложнее. В таком случае без помощи хозобслуги не обойтись.


Информация также может передаваться еще несколькими каналами. Во-первых, людей из разных корпусов при вывозе на суды, следственные действия собирают на сборке, где и происходит обмен. Даже если нужные люди не попадают в один бокс, как правило, можно что-то прокричать через дверь. Могут наказать, но обычно проходит. Здесь же в боксах можно оставлять какие-то записи карандашом на стенах - обычно так сообщают о своем местонахождении (напр.: Вася Херсонский, х.140, 20.05.2001), приговорах, об уходе на этап на зону, ищут знакомых. Исписаны также и стены боксов в судах, где содержат подсудимых во время перерывов и даже стены автозаков.

Каждый порядочный арестант обязан интересоваться такими образцами настенной графики, особенно свежими, и при возвращении в хату сообщать все, что он смог запомнить. Такой своеобразной "доской объявлений" служат обычно и стены бани и прогулочных двориков. Периодически их закрашивают, но за каждым ведь не уследишь. Часто стены в таких местах стараются сделать непригодными для письма с помощью так называемой "шубы" - грубой рельефной штукатурки. Но все равно пишут - только приходится это делать очень мелко. Такие записи - это пассивный способ передачи данных, более или менее рассчитанный на авось. Второй способ передачи информации, уже активный - это общение, которое происходит как голосом, так и письмом. Письма в арестантской лексике именуются "малявами", "мальками" (вероятно из-за своих минимальных размеров).

Все общение можно также разделить на монологи и диалоги. Бывают и целые "чаты" - когда вопрос выносится на всю тюрьму или корпус или коридор - в зависимости от возможности, предоставляемой их устройством. Явление редкое и проводится только по особо важным вопросам, когда зачастую игнорируется вопрос опасности последующих репрессий - это обычно вопросы бунта, иных форм протеста (голодовка, массовые жалобы).

Монологи - "объявы", т.е. объявления о каких-то событиях. О назначении или избрании смотрящего и его местонахождении, о поиске, о признании (объяве) кого-то сукой, крысой, курицей, петухом, балаболом. Это часто делается, когда кого-то за тяжелый косяк "ломят" с хаты. После такой объявы на всю тюрьму его уже вряд ли примут в какую-либо хату, кроме "обиженки" или "ментовской". Такие объявы могут делаться и в виде "прогонов" - письменных сообщений, которые путешествуют из хаты в хату и зачитываются в голос. Таким же образом движутся воровские прогоны - своеобразные предписания и наставления по понятиям и их трактовке, воровской жизни. Такие прогоны пишутся коронованными законниками, подписываются ими и путешествуют между зонами и тюрьмами. Подписываются и те, кто переписал - кто, когда, где. Правда, установить, кто их в действительности написал, и кто корректировал, простым смертным не представляется возможным - может и опер на досуге пографоманил...

Крики, разговоры между хатами - дело достаточно индивидуальное в зависимости от конструкции и порядков ("постановы") на тюрьме. Где-то за один звук могут сразу на карцер отправить, а где-то это дело вполне привычное. Разговаривать можно через решку или через тормоза (дверь).

Разговаривать можно и с помощью некоторых нехитрых приспособлений, которые уменьшают риск быть услышанным на коридоре. Это в первую очередь "тромбон", т.е. обычная металлическая кружка. Вы можете испытать ее действие даже дома (помнится, в детстве мы с братом так иногда слушали "концерты", которые происходили за стеной у наших соседей - не знал я тогда, что придется и во взрослой жизни "поиграться"). Кружку или чашку (последнее хуже) приставляют открытой стороной к стене, а ухо прикладывают к дну. Если повернуть инструмент наоборот и плотно приложить к губам, то можно "прокричать" даже метровую стену. Особенно легко таким образом говорить по трубам отопления - тогда можно общаться не только с соседней камерой. Тромбон прикладывают к батарее и вперед - слышимость вполне терпимая. Для выхода на связь существуют условные сигналы - несколько ударов в стену или по трубе. Общение происходит по правилам одноканальной связи - по порядку, только при передачи "трубки" говорят обычно не "Прием", а "Говори" или что-то еще.

Еще один способ - разговор через "кабуры" - отверстия в стенах или перекрытиях. Их проковыривают подручными средствами - ручками от ложек или супинаторами из подошв, металлическими полосами от шконарей. Предварительно договариваются с соседями о координатах точки (например, десять (спичечных) коробков от окна, семнадцать от пола) и движутся одновременно с двух сторон. При очередном большом шмоне их заделывают, и все начинается с начала. Благо времени хватает. Через кабуры происходит и движение грузов. Иногда кабуры бывают достаточно большими, достаточными даже чтобы пожать друг другу руки.

Также для коммуникации используются канализационные трубы. Стояк проходит сверху вниз через все этажи и к нему с двух сторон - двух соседних камер, сходятся сливы от унитазов и умывальников. Чтобы поговорить по такому "телефону" (именно так этот способ связи называется), надо удалить водную пробку из очка или унитаза. Для этого используют тряпку, которой воду вымачивают и затем выкручивают тряпку в какую-либо емкость или умывальник. Этот вид деятельности, кстати, не считается "в западло", несмотря на прямой контакт с табуированным предметом. Если в хате есть обиженный, то это поручается ему, если же нет - то не воспрещается и нормальным пацанам. Дело ведь общее. Когда воды нет, то, наклонившись почти вплотную к очку, можно спокойно вести диалог даже через несколько этажей. "Труба" также интенсивно используется для передачи грузов. Для этого надо сначала "словиться", т.е. установить дорогу - протянуть шнур через трубу из камеры в камеру. В начале делают "ежик", представляющий собой несколько связанных обломков ручек зубных щеток или пластмассовых корпусов авторучек, которые над огнем изгибают самым причудливым образом, образуя крючки и спирали. Если надо словиться с соседней камерой, то такие ежики с привязанными к ним шнурами достаточной длины с обеих сторон бросают в очко и затем по условному сигналу - удар в стену - одновременно сливают большим количеством заранее заготовленной воды. Ежики уходят в общую трубу и под действием потока воды зацепляются и закручиваются друг за друга. Остается только аккуратно вытащить их в одну из камер и дорога готова. Если словиться надо на разных этажах, то верхние вначале опускают "ежика" на нужную высоту, а нижние сливают воду. Затем к дороге (шнуру) привязывают плотно упакованный и запаянный в целлофан груз и переправляют по назначению. После использования оставляют контрольку - тоненький шнур, который закрепляют и оставляю до следующего раза. При необходимости к контрольке привязывают уже рабочий прочный "канатик" и гонят груз или малявы. Таким образом чаще всего связывались с карцером и смертниками - других дорог, из-за повышенного контроля, туда не было. В Калининграде основным врагом такого способа передачи была не администрация (которая никак не могла ему противостоять), а... крысы. Они наложили свою лапу на транзит и снимали дань, нападая на грузы, моментально перегрызая канатики. Для них путешествия канализационными трубами не представляли труда и иногда они среди ночи "выныривали" в очке унитаза и могли потянуть беспечно оставленную пищу.

Самым распространенным способом связи являются внешние дороги по наружным стенам тюрьмы и между корпусами с помощью т.н. коней - самодельных канатов и канатиков, технология изготовления которых представляет собой целое искусство. Самое сложное в этом деле - это словиться и установить дорогу. Проще всего это делать расположенным друг над другом камерам. Верхние опускают коня, нижние с помощью крючка (загнутой пластмассовой ручки на длинной палке скрученной из газеты и проклеенной хлебным клейстером, которую называют удочкой) затягивают внутрь. Чтобы словиться с соседней хатой на одном этаже, надо уже больше изобретательности. Если сквозь решетку можно просунуть руку, то тогда на конец веревки привязывают грузик и, раскручивая его, забрасывают на выставленную из соседнего окна удочку. Можно также, подвесив на удочке груз на канатике достаточной длины, начать постепенно раскачивать, пока его не поймают удочкой с окна камеры, расположенной внизу по диагонали. Затем только остается поднять коня на этаж вверх и боковая дорога установлена. Если хотя бы кто-то по вертикали установил такую боковую дорогу, то, передавая друг другу коней по вертикали, такие дороги может установить каждый этаж. Днем оставляют контрольки - тоненькие шнуры, которые можно легко при угрозе шмона убрать. Контрольки все равно периодически отшманываются, но в тот же день изготовляются новые. Вообще слежение за дорогами, это святая обязанность правильных пацанов - братвы. Никого не интересует как - дороги должны быть установлены или быть готовыми в любой момент. Иначе камера "морозится" и исключается из "карты дорог", которую держат в голове "дорожники", а ее население попадает под подозрение. При попадании с замороженной хаты в нормальную, любому, претендующему на звание "нормального" пацана придется держать ответ, почему у них не было связи и что они сделали для ее установления. То, что транспортируется по таким дорогам, зависит от пропускной способности решеток - размеров отверстий в них. Чтобы противостоять такому движению администрация использует несколько способов. Один из них - установка снаружи на окна металлических жалюзи ("ресничек", "баяна"), с просветом не более 2 см. Такие реснички закрывают также и обзор, придавая и без того угрюмым камерам мрачный вид.

Второй вариант - щиты (они же намордники). Они представляют собой цельнометаллические щиты, иногда с небольшим количеством маленьких, около 1 см, отверстий, превышающие по размерам окно и крепящиеся напротив окна на расстоянии 10-15 см, пропуская, таким образом, немного воздуха.

Еще одним средством борьбы с такой тюремной системой связи являются жестяные козырьки над окнами, препятствующие установке дорог по вертикали. Края козырьков делаются зазубренными, таким образом, чтобы грузы застревали и канатики перетирались.

Также для этого применяются решетки с очень мелкими ячейками ("фарш") или сетка-рабица - это, как правило, дополнительное средство к ресничкам.

Арестантский народ со своей стороны, конечно, изобрел множество противоядий этим мерам. На козырьки бросают тряпки. Реснички разгибают полосами или трубами, отломанными от шконарей, отдолбливают края стен и подоконников, чтобы расширить проход, вплоть до того, что распиливают фарш или реснички.

Между арестантами и администрацией существовала некая договоренность - если отверстие не превышает диаметра пластиковой полуторалитровой бутылки, то его вроде бы и не замечают. Меня поразил эпизод, когда на зиму вставляли оконные рамы. Сержант зашел, посмотрел - "так, где вы тут коней гоняете?" и показал плотнику-зеку - "форточку ставь с той стороны". Так он и сделал - форточка оказалась там, где была пропилена дыра в сетке-фарше и разогнуты реснички. Учитывая ужасную переполненность камер, администрация была вынуждена идти на уступки, лишь бы арестанты не жаловались и не бунтовали. Арестанты также дорожили достигнутым компромиссом и старались больше не наглеть.

Перепиливание и разгибание проходило по принципу "не пойман - не вор", т.е. если умудрились проделать дорогу, - молодцы, пользуйтесь, если попались - карцер. Периодически администрация пыталась эти ходы заваривать, но зеки с упорством муравья грызли решетки снова и снова, отстаивая свой кусочек свободы. Кусок ножовочного полотна ("акулу") можно было получить по тем же дорогам от коллег-арестантов.

Есть и другие способы - с помощью соли. Кстати соль в больших количествах в тюрьме по этой причине до сих пор считается предметом запрещенным и дается в камеру только с разрешения оперчасти. Один из способов помогает сжать достаточно толстые полосы металла ресничек, образовав в одном месте больший проход. Для этого делается очень насыщенный раствор соли и в нем мочится полотенце. Затем плотно обвязывают им реснички. По мере высыхания полотенце стягивается и этой силы бывает достаточно, чтобы прогнуть полосы металла. При необходимости процедуру повторяют.

Еще один способ использования соли - в насыщенном растворе вымачивается тоненький прочный канатик. После высыхания кристаллы соли превращают этот канатик в неплохое гибкое ножовочное полотно - "струну", наподобие того, которым пользуются сантехники и спецназовцы. В медицине оно носит название пилы Джильи. Основа такого полотна в арестантском варианте конечно менее прочная и их надо постоянно менять, для чего их изготавливают в избытке. Оно вполне пригодно для перепиливания нетолстых прутов решетки - фарша и тем более сетки-рабицы. Если же возле места перепиливания установить свечку так, чтобы она постоянно грела металл, то такой пилой вполне можно перепилить и более толстые пруты. Для этого конечно надо немало времени, но это как раз то, что есть у арестанта в избытке. Чтобы не допустить такого, в тюрьмах каждый день или раз в несколько дней проводят "простукивание" - контроллер с деревянным молотком на длинной ручке стучит по решеткам и шконарям, по звуку определяя возможные непрочности в конструкциях.

Канатные дороги бывают короткими (с соседними камерами вдоль стен) и длинные - с соседними корпусами. Что бы установить дальнюю дорогу (обычно это делается естественно ночью), тоненькую легкую контрольку, изготовленную обычно из нитки полусинтетических носков или женских колгот (последнее - большой дефицит в тюрьме). Если используют носки, то, распуская их, аккуратно отделяют синтетическую нить (лайкра, полиэстер) от хлопчатобумажной, и сплетают по спецтехнологии шнур почти неограниченной длины.

Затем делают "ружье" - с газет сворачивается длинная трубка, которая проклеивается клейстером. Делается "пуля" - бумажная воронка по диаметру соответствующая диаметру "ружья", на конец которой крепится небольшой грузик из хлебного мякиша и конец контрольки. Затем "пуля" по принципу духового ружья силой выдоха выстреливается в нужном направлении. При небольшом расстоянии и гарантированной точности так даже иногда "застреливают" и сами малявы.

При попадании в реснички существует вероятность, что "пуля" там застрянет, но при больших расстояниях с противоположной стороны устраивают "карниз" - с двух соседних окон высовывают "удочки" и протягивают между ними канатик. Теперь достаточно попасть в промежуток между окнами выше "карниза", и "пуля" падает на него и остается ее втащить внутрь. При мне опытные арестанты "застреливали" с первого раза на расстояние до 70 метров, которое было между корпусами. Такие "ружья" делали также и с изгибом в 90 градусов - тогда ими легко можно установить связь с боковыми камерами.Вообще ружья должны быть достаточно длинными, и чтобы их удобно было прятать, их делали разборными - несколько коротких трубок - колен, которые при необходимости соединяются в длинное - прямое или изогнутое "ружье".
Для длинных дорог используются достаточно прочные канаты, которые изготавливаются в основном из свитеров. Для движения между корпусами на расстоянии 70 метров нужен соответственно канат двойной длины - 140 метров. Его прочность такова, что может спокойно выдержать вес человека. Рассказывали о случае, когда зеки, спасая дорогу, вытащили по стене на третий этаж вертухая, который попытался с земли оборвать ее, схватив и обмотав вокруг руки. А совсем незадолго до моего пребывания в Калининградской тюрьме с ее крыши с пятого этажа сбросили одного из охранников, попытавшегося зацепить дорогу кошкой. Тот разбился насмерть. Позже уже для обрывания дорог использовались кошки с заточенными внутренними краями крюков, чтобы канаты об них перерезались, и при выходе на крышу охрана теперь уже крепила себя страховочными тросами.

Обычно в тюрьме для связи используются все описанные мною способы исходя из конкретных условий. Где-то груз идет через "кабуры", где-то по "трубам", где-то по воздуху, где-то "ногами". Такая система позволяла доставить в том же Калининграде любую почту (я даже достаточно толстые книги переправлял, только твердый переплет снимал, пересылали обувь, одежду) в любую камеру тюрьмы (кроме карцера и смертников - там дороги делались по определенным дням) на протяжении самое большее 20-25 минут. Такой отлаженной системы видеть больше не довелось.

Вечер - часов после 20, начиналась самая активная деятельность. "Один четыре ноль! Один четыре ноль! Строимся!" (номера хат произносятся именно так, а не "Сто сорок" - такой способ более надежный, при плохой слышимости легче различать). Дорожники начинали движуху - строились или восстанавливались по контролькам боковые дороги, по ним с корпуса на корпус передавались концы длинных, где было надо - дороги "застреливались". Имелось несколько ключевых длинных дорог, к которым стекалась почта корпуса и затем уходила пачками на другой. Нередко длинные дороги в процессе стройки накладывались друг на друга - тогда надо было перебрасывать их - менять местами. Конец дороги по коротким боковым дорогам пускался вокруг - например, наверх-две хаты, вправо-две хаты, вниз-три хаты, влево-две, вверх. Весь этот процесс координировался опытными дорожниками, часто с противоположного корпуса, которым было виднее, где происходит перехлест и как его обойти. В общем в течении часа все дороги, как правило, были в полной боевой готовности и работали до утра - часов 7. Ночью, в свете прожекторов, картина была весьма интересная - паутина из полутора десятков дорог между четырьмя корпусами, по которым постоянно что-то движется. Иногда ночью охрана устраивала облавы - внезапно выбегала с кошками на крышу или во двор. Первый заметивший их кричал "Мусора!", затем этот крик подхватывали остальные и в течении меньше минуты все дороги, в первую очередь длинные, сворачивались. В одну из ключевых хат мог одновременно вломиться с шашками наголо, прорубая себе дорогу в массе тел к решкам, резерв. За секунды, что нужны для открытия двери и пробиться к окну, дорожники обычно успевали скинуть дорогу, малявы, которые остались неотправленными, уничтожить. Работа дорожника связана была, таким образом, с самопожертвованием - легко было попасть под дубинал или угодить в карцер. За такую работу они получали сигареты и чай с общака, да и арестанты обычно уделяли им что-то с передач.

В любом случае рассчитывать на надежность системы не приходится и писать следует с осторожностью. Время от времени почта таки перехватывается, менты организовывают свои хаты на дороге, читая и ксерокопируя нужные малявы (отправляя затем дальше, чтобы не возникло подозрения), вербуют дорожников, которые читают малявы необходимых адресатов. Когда кому-то необходимо было писать о чем-либо серьезном (договориться с подельником, например), то устанавливали прямую дорогу, если это было технически возможно, и общались без посредников.

Интересна система условных сигналов. Три удара в стену означало "прими коня" или "подай коня", т.е. либо прими груз, либо отпусти дорогу, чтобы мы могли отправить тебе груз. Два удара - "коня принял" (использовалось не всегда). Один удар - "забирай коня" - груз отцеплен или прикреплен, можешь тянуть. Несколько беспорядочных ударов в ответ на три удара - "расход", т.е. означает, что сейчас принять не могу - "запал" или занят. Четыре удара - "выйди на решку" - поговорить с соседями. Пять ударов - выйди на "телефон". Удары делаются размеренно, с оттяжкой. Несколько быстрых и часто больше пяти ударов - сродни крепкому мату, когда дорожники начинали пороть косяки. Чем ударов больше и их частота выше, тем возмущение сильнее. Благодарность соседям за помощь ("грев") выражалась аналогично, только удары более равномерные. С небольшими вариациями и перестановками подобная система существует во всех тюрьмах. Удары могут делаться и по трубам, только это не совсем удобно, так как звук распространяется по ним на несколько камер, и не всегда понятно, кому именно адресовано послание.

Приметы в дорогу: когда лучше отправляться в путь

В пятницу в дальний путь лучше не отправляться: дороги не будет. - В пятницу не рекомендовалось не только в дорогу отправляться, но также и выполнять некоторые работы, особенно женщинам.

Это связано с культом Параскевы Пятницы, которая нередко ассоциируется с Судьбой. А Судьбу лишний раз испытывать не надо. Возможна и трактовка, связанная с постным пятничным днём (не случайно в сходной ситуации упоминается и среда-еще один постный день).

Приметы в дорогу

От слова «куда?» дорога будет несчастливой. Тем, кто по неразумию и недалекости спрашивает: «Куда идешь?», надо отвечать: «За Кудыкины горы». - Всегда считалось, что если другому известны твои планы, то это-лишняя помеха. Так, беременная женщина долго скрывает от посторонних сам факт беременности.

Домашние предпочитают до рождения ребенка никому не сообщать, когда именно ожидаются роды.

Сказать, куда ты направляешься, - подвергнуть опасности сглаза цель путешествия. Поэтому и возникло слово «горы»: мол, так далеко, что тебе и не увидеть. Одновременно спрашивающему возвращается его слово, которое благодаря этому уже не имеет силы.

Отправляться в дальнюю дорогу в дождь, который пошел неожиданно, - к удачному пути. - Считалось, что дождь (небесная вода) смывает все болезни и печали.

С языческих времен сохранилось и восприятие дождя, как небесного молока, кормящего землю и все на ней растущее. В древности Земля отождествлялась с женским началом, Небо - с мужским, оплодотворяющим. Все это вместе взятое и осталось в поверье.

Подошвы чешутся - к дороге, ноги горят - к пути. - Скорее это не поверье, не примета, а шутка. Хотя человек, уже знающий, что ему предстоит долгий путь, вполне может испытывать подобные ощущения.

С левой ноги встанешь - пути не будет. - Это суеверие, как и многие подобные, идет от уверенности, что за левым плечом стоит у человека искуситель, черт, а за правым - ангел-хранитель.

Именно поэтому столь близки слова «правый» и «правда». Еще более древние корни приводят к следующему пояснению: с утра молясь солнцу, то есть обратясь лицом на восток, человек слева ощущал холод севера (злые силы), справа-тепло юга (силы добрые).

В сущности, на этом и основаны все приметы, поверья и суеверия, связанные с левой стороной: левую руку не подают при приветствии; елевой ноги нельзя начинать день; через левое плечо сплевывают, чтобы не произошло беды.

Если кто отправляется в путь и вдруг пойдёт дождь - к благополучному пути. Если кого-то называют именем уехавшего человека, то человек этот, когда приедет, будет сердит. Не подметают пол, когда уехал дорогой вам человек, чтобы не замести ему дороги к вашему дому.

Чего нельзя делать перед дорогой

Перед дальней дорогой надо подержаться за угол стола - это к удаче. - До нас дошел лишь отголосок славянского поверья, гласившего: отправляясь в дорогу, надо поцеловать стол. Такое отношение связано с почитанием, которое бытовало на протяжении веков и нашло свое отражение в фольклоре («Сколько за столом-столько и в Царстве Небесном» и т. п.).

Стол считался настолько важным символом дома, что в старину, продавая дом, оставляли в нем стол (ибо дом и стол нераздельны). А отправляясь в путь и прикасаясь к углу стола, получали благословение дома на удачную дорогу и благополучное возвращение.

Перед дальней дорогой надо присесть и помолчать. Это - к удачному пути. - Вполне логично, потому что именно в эти минуты человек еще раз обдумывает, все ли он взял с собой? А молчание помогает сосредоточиться.

Перед дальней дорогой не мой волосы - беду накличешь. - Безусловно, здесь ярко выражено отношение к волосам, ибо в них, по верованиям древних, заключается жизненная сила.

Мотив волос находит свое отражение во всех важнейших событиях жизни человека: прядку волос малыша закатывают в воск; ребенка нельзя стричь до года; в определенные дни беременной женщине не позволяется не только стричь волосы, но и мыть их, и т. д.

Считалось, что по брошенным волосам можно навести порчу, лишить здоровья, -поэтому предостерегали от выбрасывания волос где попало. После мытья головы часть волос остается в воде, часть-на гребешке, что не приветствуется перед дорогой: все волосы должны быть с тобой.

Перед дорогой что-нибудь зашивать - удачи не видать. - По мнению предков, этим «зашивается удача».

Приметы на защиту в дороге

Защита в дороге: Полынь

Бери с собой полынь - путь благополучным будет. - В данном случае полынь рекомендована как одно из действенных средств, предохраняющих от сглаза. Положительное, очищающее действие оказывает сам запах полыни. В некоторых местах из полыни делают веники и выметают ими в доме, «чтобы ведьма не могла войти и чтобы колдун испугался». С такою же целью, как полынь, используются почти все растения, имеющие резкий запах: укроп, чеснок, лук, душица, кориандр, фиалка, тмин, чабрец, мандрагора, мята и др.

Защита в дороге: Чертополох

Если взять с собой чертополох в дорогу, он убережет от искушений. Отваром стеблей чертополоха хорошо растирать бока и спину при простуде.

Чертополох защищает дом от ведьм, а людей - от порчи. - Чертополох, известный также под названиями: мурат, осот, волчец, репец (виды cirsium и carduus)- колючая сорная трава. Отпугивающие свойства приписываются ей из-за колючек.

Считается, что все колющее (иголки, булавки), направленное острием на злого человека, лишает его способности наводить порчу, поскольку взгляд натыкается на острое. Название свое трава получила из-за уверенности людей в том, что именно ею лучше всего чертей гонять. Почтительное отношение к чертополоху как к оберегу зафиксировано не только у славян, но и у других европейских народов.

Защита в дороге: Бузина

Если с бузинным посохом в путь отправиться, то не страшны будут ни злые люди, ни дикие звери. -Такое отношение к бузине зафиксировано исследователями не только в России, но и в Англии, Германии, Шотландии и других странах.

Это основано на ее целебных свойствах и благотворном запахе. Настоем из цветков бузины излечивают лихорадку. Ветку бузины с собою носят от сглаза. Естественно, что эти особенности перенесены и на посох, который может к тому же физически защитить путника.

Приметы о встречах в дороге

Перебежит собака дорогу - худа в том нет, но и особого добра не жди. - Какова примета, таково и пояснение: с одной стороны, собака похожа на волка, с другой - она друг дома.

Если перебежала дорогу черная кошка - не видать удачи в этот день. Чтобы от этого избавиться, нужно: повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново; разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу; скрестить пальцы; взяться за пуговицу.

Встретится лысая лошадь или свинья - удачи в пути не жди. - «Лысая лошадь» - это лошадь с длинным белым пятном на лбу. Поверье основано на отрицательных последствиях любой встречи с «мечеными» (в том числе и с людьми).

О свинье исследователь фольклора СВ. Максимов пишет, что это суеверие в народе уже совершенно исчезло и «встречи со свиньей опасаются только продавцы раков, убежденные опытом в том, что свиной запах их убивает, то есть они засыпают».

Встретить монаха - к несчастью. Встретив монаха, тут же сделай в кармане кукиш, не то ждет неприятность. - Кукиш (жестовый мат) выполняет роль оберега.

С.В. Максимов в своих «Крылатых словах» поясняет это следующим образом: «Почиталась недоброю встреча со священником, и дьяконом, и нищими еще гораздо ранее, чем появились поучения, и осталась таковою до наших живых времен.

Встреча с духовными лицами почиталась несчастною с тех времен, когда языческая Русь, не всегда увещанием, а чаще насилием, обращалась в христианство и крестилась в воде и сгонялась в церкви... Время изменило это суеверие: встреча с монахом полагается теперь в числе счастливых».

Встретишь утром первым мужчину - к удаче, женщину - к неудаче. - Одна из причин кроется в том, что считалось: женщина (особенно старая) гораздо чаще может сглазить, чем мужчина.

Еще одна причина кроется в говорливости женщин, которые затем станут рассказывать о том, кого они встретили, как он был одет, куда направлялся

Встретишь утром первым мужчину - к удаче и т. д. А это непременно скажется на задуманном (в худшем же случае - раскроет таимый секрет).

Если кто-то идет навстречу с полным ведром, уступи ему дорогу.

Мистический смысл этого: нельзя переходить дорогу собственной удаче, о которой таким образом сообщается свыше. При этом не имеет значения, что в ведре: вода или молоко, ягоды или песок, - главное, что оно не пустое.

Идет кто-то навстречу с пустыми ведрами - к пустому дню, пустым хлопотам. Поп, да девка, да порожние ведра навстречу - к плохим вестям.

Это поверье, как и многие другие, связанные с понятием «встреча» («Возьми в кумовья первого встречного» и пр.), основано на том, что встреча дается человеку свыше и определяет его судьбу.

Значит, всякая встреча - знак Судьбы, которой не избежать. Во втором поверье к уже упоминавшимся ранее попу и пустым ведрам добавляется «девка» (девица).

Именно встреча с девушкой, девицей, незамужней женщиной считалась неблагоприятной, а исключительно благоприятной - встреча с беременной женщиной и теми, кто несет что-либо наполненное.

Соответственно пустые ведра в руках у любого встречного воспринимаются как предупреждение свыше о грядущей неудаче, несчастье.

Когда выходишь из дому, всякая встреча на крыльце - не к добру. - Считается, что встречный определенным образом переходит дорогу намеченному делу, подрезает путь.

Примета, очень мешающая мнительным натурам: исходя из уверенности, что любая встреча предназначена Судьбой, человек затем помимо воли тратит немало энергии на разгадывание смысла этой первой встречи, что и в самом деле сказывается на деле.

Встреча при выходе из дому-это и возможный запретный вопрос «Куда идешь?», обрекающий на неудачу задуманное, и простая незапланированная задержка, ведущая к опозданию.

Случайно встретить на дороге похоронную процессию-к удаче.- Это странное поверье укоренилось на том основании, что раньше принято было вручать первому встречному от имени семьи умершего так называемую «подорожну»: кусок холста, хлеб, свечу и монету.

Считалось, что принявший все это символически отпускает грехи умершему. В благодарность же умерший на том свете первым встретит этого человека и будет его опекуном, защитником и наставником.

Отсюда и пошло поверье, что тот, кто первым идет навстречу похоронной процессии, -счастливый: он уже обеспечил хорошее отношение к себе на том свете. Впрочем, в некоторых местностях существует и диаметрально противоположное поверье.

Если в день экзамена встретишь на улице старика с палочкой - к большим неприятностям.

Если кто-то чужой по твоим следам идет, то он забирает у тебя, впереди идущего, силу. - След, оставляемый человеком и животным, всегда наделялся мистической силой. Считалось, что по оставленному следу можно не только многое узнать о шедшем, но и, идя след в след за ним, навести на него порчу, отнять силы.

Физически это связано с тем, что идущий по проторенному пути тратит собственных сил намного меньше, чем тот, кто путь прокладывает.

Мистическое же объяснение заключается в том, что, затаптывая умышленно следы, человека лишают собственного следа, делают незащищенным (аналог - человек без тени). В некоторых местностях, особенно на Украине, есть еще более мрачное поверье: если идти по чьим-то следам, то в семье этого человека вскоре кто-то умрет.

Сон про дорогу

Если больному в бреду мерещится дорога - значит, он скоро умрет. - Безусловно, суть приметы основана на простой ассоциации дороги и «последнего пути», о котором думает или который предчувствует больной.

Приметы в дорогу: если пришлось вернуться

Если вернулся зачем-то с полпути - перед новым выходом посмотри на себя в зеркало и покажи себе язык. Можно заглянуть под коврик, половик - тоже помогает. - Мистически примета основана на том, что вернувшийся непременно должен обмануть или испугать нечистую силу (а она гнездится как раз под половиком или же заглядывает из-за левого плеча в зеркало).

Заодно и дать понять, что ее не боятся. Некоторые символически меняют что-то в одежде или во внешности: надевают другой галстук, заново причесываются. Таким образом получается, что это уже другой человек.

Приметы в дорогу. Возвращение

Кто, домой возвращаясь, споткнется - с домашними поссорится. - Споткнуться - вообще не самая хорошая примета, ибо она толкуется как стороннее вмешательство.

Приметы в дорогу. Предметы на дороге

Найти на дороге гвоздь или еще что-то острое - к неприятностям. - Первоначальный смысл-в отношении к оберегам и к порче. Если человек сам хочет уберечься от порчи, от несчастья, он все острое направляет против предполагаемого недруга (например, иголки, воткнутые в дверь; нож у порога острием наружу).

Если же что-то острое направлено в сторону путника - значит, он мистическим образом «пронзен», лишен сил. Правда, почти все фольклористы слышали уточнение: неприятности ждут путника лишь в том случае, если предмет направлен острием на человека, а если наоборот, от него, то это - к воспоминанию близких о нем.

Приметы в дорогу. Незванный гость

Незваный гость на двор - и беда на двор. Незваного гостя берегись.- Поверье, которое поначалу трудно понять, ведь в русском народе отношение к гостям всегда было доброжелательным. Корни поверья-еще в том времени, когда Русь находилась под игом монголо-татар.

Поработители («незваные гости») вели себя как хозяева, входили в любой дом и забирали все, что нравится, чаще всего - девушек. Естественно, что это осталось в исторической памяти народа и перешло в устойчивое поверье.

Что касается «незваного гостя» в отрыве от этих тяжких страниц истории, то отношение к нему остается все-таки непростым, с уклоном в отрицательное, поскольку он нарушает планы хозяев, ставит их в неловкое положение.

Приметы в дорогу. Чтобы вернуться

Хочешь вернуться в понравившуюся местность - брось в ближайший водоем монетку. - Воде в славянских преданиях присуща мистическая символика, прежде всего очистительная и животворящая («мертвая вода» - очищение, «живая вода» - сотворение заново, оживление).

Вода - граница между тем и этим светом, вся она в конечном счете - с небес. Бросить в воду монетку - значит задобрить ее, умиротворить, выказать свое уважение, чтобы она не препятствовала возвращению. А в то же время - словно бы и оставить на этом месте часть себя (вспомним поверье о забытой в чужом доме вещи: обязательно туда вернешься).