» » Кто был первым лауреатом Нобелевской премии мира? Анри Дюнан — основатель Красного Креста, первый лауреат Нобелевской премии мира: история возвращения блудного сына Красный крест анри дюнан.

Кто был первым лауреатом Нобелевской премии мира? Анри Дюнан — основатель Красного Креста, первый лауреат Нобелевской премии мира: история возвращения блудного сына Красный крест анри дюнан.

8 мая отмечается Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца. Это день рождения основателя Международного общества Красного Креста, швейцарского гуманиста, общественного деятеля, лауреата Нобелевской премии Анри Дюнана.

Швейцарский предприниматель и общественный деятель, Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в состоятельной семье.

В 18 лет Дюнан присоединился к популярной в то время в Женеве евангелистской организации «Пробуждение». Позже он принимал активное участие в работе Христианской ассоциации молодежи (ИМКА).

Понимая, что средства к существованию невозможно получить одной лишь благотворительностью, Дюнан начал работать в представительстве одного из крупнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии. Продолжая и свою благотворительную деятельность, он основал отделение ИМКА в Алжире.

В 1859 году Дюнан решил начать собственное дело, обзавелся обширным участком земли в Алжире, где рассчитывал разводить скот и заниматься земледелием.

Во время австро‑итало‑французской войны в 1859 году Дюнан, оказавшись свидетелем сражения при Сольферино (24 июля), помогал спасать раненых. Свои впечатления он описал в книге «Воспоминания о Сольферино» (Un Souvenir de Solfrino, 1862), в которой выдвинул проект организации международного комитета помощи раненым.

Книга оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану стали приходить письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве был организован небольшой комитет по созданию добровольных обществ помощи раненым, в котором Дюнан занимал должность секретаря. Он рассылал письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречался со многими из них. Благодаря его усилиям 26 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве.

Они подписали договор, известный как Женевская конвенция, в который вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи).

В 1963 году вышла книга Анри Дюнана под названием «Рабство у мусульман и в Соединенных Штатах Америки».

В 1864 году Анри Дюнан, выступавший в поддержку европейских евреев, которые стремились вернуться в Палестину, основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине.

В поисках средств для этого предприятия Дюнан учредил в 1876 году Общество сирийской и палестинской колонизации.

Поглощенный своей гуманитарной деятельностью, он забросил свой алжирский бизнес и в 1867 году обанкротился.

В 1871 году, во время франко‑прусской войны, Дюнан основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США.

В 1874 году Анри Дюнан стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе было запрещено законом, в 1875 году британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества, Дюнан организовал акции протеста, и новые инструкции были отменены.

Обанкротившийся Дюнан жил в уединении, появляясь в свете нечасто. Для сбора средств в пользу Всемирного альянса он некоторое время читал лекции в Англии. Забытый друзьями, он поселился в Южной Англии, хотя некоторое время прожил в Париже, где состоял секретарем Французского общества друзей мира Фредерика Пасси. Затем вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне в поисках пропитания. В 1892 году он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

После долгих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер; его интервью с Дюнаном было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначила ему небольшую пенсию, ему было предложено сотрудничество с пацифистским журналом.


Жан Анри Дюнан, швейцарский гуманист и основатель Международного комитета Красного Креста (МККК), родился в благочестивой состоятельной женевской семье. Его отец, Жан Жак Дюнан, заседал в правящем совете Женевы, в круг его обязанностей входил надзор за приютами для сирот. Дед Д. был директором женевской больницы и мэром соседнего города. Мать Д., Анна Антуанетта Колладон, приходилась сестрой известному физику Даниэлю Колладону.

В юные годы среди интересов Д. господствовали экономика, религия и общественная деятельность. Изучая экономику в дневное время, он посещал бедняков по вечерам. По воскресным дням, побывав в кальвинистской церкви, Д. отправлялся в местную тюрьму, где произносил узникам слова утешения. В 18 летнем возрасте Д. присоединился к евангелистской организации «Пробуждение», в то время популярной в Женеве. В 1853 г., после знакомства с американской писательницей Гарриет Бичер Стоу, Д. решительно выступил против рабства, борьбу с которым он вел в течение нескольких десятилетий. Д. принял активное участие в работе незадолго до этого созданной Христианской ассоциации молодежи (ИМКА), ее парижское отделение, первое в Европе, открылось в 1855 г.

Отдавая себе отчет в том, что не сможет получить средства к существованию одной благотворительностью, Д. в возрасте 26 лет начал работать в представительстве одного из крупнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии. Он продолжал и свою благотворительную деятельность и основал отделение ИМКА в Алжире. Тогда же им были опубликованы путевые заметки об Алжире. Одна из глав этого труда позже вышла отдельной книгой под названием «Рабство у мусульман и в Соединенных Штатах Америки» ("L"Esclavage chez les Musulmans et aux Etats-Unis d"Amerique", 1863).

В 1859 г. Д. решил начать собственное дело, присмотрев обширный участок земли в Алжире, где рассчитывал разводить скот и заниматься земледелием. Финансировать предприятие Д. пригласил друзей и родственников, в результате чего набралась сумма в 100 млн. швейцарских франков. Однако для осуществления его планов необходимо было построить водопровод: после бесплодных переговоров с алжирскими чиновниками Д. решил обратиться к императору Наполеону III, который находился в Сольферино (Италия), где французская армия совместно с итальянскими союзниками готовилась отразить вторжение австрийцев. 24 июня 1859 г. Д. прибыл в Кастильоне, где стал свидетелем одного из самых кровопролитных сражений XIX в. – битвы при Сольферино, жертвами которой стали 40 тыс. убитых и раненых. «Это была рукопашная, невыразимо ужасная, – позже вспоминал Д. – Австрийские и союзные войска топтали друг друга, резались на неостывших трупах, противника валили прикладами, разнося ему череп и потроша саблями и штыками. Бой перешел в бойню, схватку диких зверей, обезумевших от ярости и опьяневших от крови».

После битвы 6 тыс. человек двинулись в Сольферино, чтобы перенести раненых в Кастильоне. Имея французский пропуск, Д. не остался в стороне. Импровизированные госпитали были развернуты в домах, казармах, церквах и монастыре. Однажды Д. увидел, как итальянские солдаты угрожают сбросить раненых австрийцев со ступеней церкви Кьеза Маджоре в Кастильоне. «Остановитесь, – крикнул он, – не делайте этого! Они ваши братья!» Солдаты послушались его, а слова "Sono fratelli" («Они – братья») стали девизом системы помощи.

Только два врача обслуживали пострадавших. Д. руководил работой в Кьеза Маджоре, собирая пищу и организуя первую помощь силами путешественников, священников и журналистов. Добровольцы оборудовали перевязочную, а среди военнопленных удалось найти еще четырех врачей. Во французском штабе Д. добился освобождения всех австрийцев, прошедших медицинскую подготовку. Он обратился за помощью к благотворительным организациям Женевы. Позже Д. провел такую же работу на полях сражений в Брешии и Милане.

Память о Сольферино преследовала Д. всю жизнь. Потоки крови, стоны и крики раненых вновь и вновь заставляли его ощущать свою беспомощность перед лицом страдания. В книге «Воспоминание о Сольферино» ("Un souvenir de Solferino", 1862) Д. описал «хаотический беспорядок, невыразимое отчаяние и всевозможные несчастья», вызванные битвой, рассказал об оказании помощи в Кастильоне и в заключение предложил создать международную организацию помощи жертвам войны. Книга сделала Д. знаменитым. Правящие круги Европы и журналисты проявили к его плану огромный интерес.

В феврале следующего года Женевское общество благоденствия – гуманитарная организация, состоящая из наиболее видных граждан, – стало претворять план Д. в жизнь. Общество создало комитет из пяти человек, в него вошел и Д., который призвал начать кампанию поддержки. «Мы должны развернуть агитацию, – заявил он швейцарским коллегам на первом заседании. – Наша позиция должна завоевать признание по всему миру – среди сильных и малых мира сего, среди монархов и народов». Д. обратился с воззванием к правительствам и сотрудничал с такими общественными деятелями, как Виктор Гюго, Чарлз Диккенс и Флоренс Найтингейл, в организации международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

26 октября 1863 г. 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве. Они выработали проект договора о гарантиях нейтралитета тех, кто оказывает помощь, и приняли эмблему – красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг). Комитету пяти предлагалось начать координацию работы национальных организаций, что фактически создало МККК. Договор, широко известный под названием Женевской конвенции, был подписан в Париже представителями 12 стран в следующем году.

Поглощенный гуманитарной деятельностью, Д. забросил свой алжирский бизнес и в 1867 г. обанкротился. Не считаясь с обстоятельствами и добрыми намерениями Д., несколько вкладчиков обвинили его в мошенничестве. Отвергнутый женевским обществом, которое чествовало его в свое время, Д. оказался в бедности. Тем не менее он присутствовал на общем собрании Красного Креста, состоявшемся в Париже во время всемирной выставки. Тогда же он выступил с предложением гарантировать военнопленным неприкосновенность как больным и раненым.

В 1871 г., во время франко-прусской войны, Д. основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США. В 1872 г. общество получило название Всемирного союза порядка и цивилизации; французское и британское отделения союза присоединились к призыву Д. о распространении нейтралитета на заключенных. Русский царь Александр II способствовал подготовке конференции в Брюсселе, где была разработана конвенция о ведении войны и обращении с пленными. Хотя совещание не принесло немедленных результатов, оно подтолкнуло к заключению соглашений о правах военнопленных. США, строго придерживаясь доктрины Монро, на первых порах не признали Красного Креста. Однако американская медсестра Клара Бартон, работавшая от имени Красного Креста во время франкопрусской войны в 1881 г., основала первое отделение общества в США. В 1882 г. сенат США принял условия Женевской конвенции по обращению с пленными.

С 1871 по 1874 г. Д. большую часть времени посвящал Всемирному альянсу. В 1874 г. он стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе запрещалось законом, в 1875 г. британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества, Д. организовал энергичные акции протеста, и новые инструкции были отменены.

Д. выступил в поддержку стремления европейских евреев вернуться на родину предков в Палестину. В 1864 г. он основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине. В поисках средств для этого предприятия Д. учредил в 1876 г. Общество сирийской и палестинской колонизации. Члены общества рассчитывали на выделение земельного участка турецким султаном Абдул-Хамидом, однако русско-турецкая война 1876 г. нарушила эти планы.

Впоследствии Д. жил в уединении, появляясь в свете нечасто. Для сбора средств в пользу Всемирного альянса Д. короткое время читал лекции в Англии. Презираемый семьей и забытый друзьями, он поселился в Южной Англии, хотя некоторое время прожил в Париже, где состоял секретарем Французского общества друзей мира Фредерика Пасси.

Вскоре Д. вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне, часто не имея и куска хлеба. Несмотря на нищету, он тщательно следил за своей внешностью, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. В 1892 г. он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни.

После многих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер, чье интервью с Д. было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о бедственном положении Д., вдовствующая русская императрица назначила ему небольшую пенсию. Берта фон Зутнер посетила Д. и предложила помочь восстановить его репутацию. Зутнер часто писала о нем, и сам Д. стал сотрудничать с пацифистским журналом, который она издавала.

В 1901 г. Д. стал первым лауреатом Нобелевской премии мира, которую он разделил с Фредериком Пасси. Болезнь помешала Д. выехать из Хайдена для участия в церемонии награждения. Выбор Нобелевского комитета вызвал противоречивые суждения, некоторые считали, что попытки Д. смягчить последствия войны ведут к ее узаконению. Однако премией отмечался прежде всего вклад Д. в мирное сотрудничество народов.

Семьи Д. не создал. Все средства, полученные от Нобелевского комитета, он завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции. Д. учредил также бесплатную койку для бедных в Хайденском приюте, в котором он провел последние 18 лет своей жизни. Камень над его могилой украшен изображением коленопреклоненного человека, который подает воду раненому солдату.

АСШ № 5

Политинформация

«Анри Дюнан – основатель Красного Креста»

1. Как возник замысел создания организации Красного Креста?

2. Осуществление замысла. Женевские конвенции.

3. Чем занимается сейчас Красный Крест. Эмблема Красного Креста.

4. Судьба Анри Дюнана, признание его заслуги.

Цель – познакомить учащихся с историей создания Анри Дюнаном организации Красный Крест, деятельностью этой организации, развивать у учащихся чувство сострадания, чувство доброты, интернационализма.

Литература

«Вокруг тебя - мир», МККК.

Российское общество Красного Креста. Москва, «Наука», 1996 г.

1. Как возник замысел создания организации Красного Креста.

Анри Дюнан (1был обыкновенным молодым коммерсантом из Женевы. Он мирно работал и ничего не знал о страданиях, которые несет с собой война, так как жил в Швейцарии – стране, которая с 1815 года, по общему согласию европейских держав, проводила политику нейтралитета, и воздерживалась от участия в войнах между государств ами. В 1859 году Анри Дюнан отправился по делам в Италию, где в ту пору велась война: итальянцы и французы воевали против австрийцев. Дюнан случайно оказался среди раненных солдат, участвовавших в битвах при Сальферино, он был потрясен увиденным.

«Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно-бледны и совсем обессилены; у некоторых, особенно у тяжело раненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, бессмысленно смотрят, но это кажущееся притупление не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий: они умоляют прикончить их и, с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах».


Особенно возмутил молодого человека такой эпизод: услышав о прорыве австрийских войск, местные жители поддались панике и стали спасаться бегством. Совершенно забыв о раненных солдатах. Дюнан взялся помогать пострадавшим. Но одному было трудно. Он попытался привлечь к их спасению добровольцев из числа жителей Сальферино, которые неохотно откликнулись на его обращение.

Тогда Анри Дюнан крикнул: «Все мы – братья!» - и благодаря этому ему удалось достучаться до их сердец.

Вернувшись в Женеву, Дюнан написал книгу, в которой не только рассказал об ужасном положении солдат после битвы при Сальферино, но и выдвинул идею подписания всеми государствами конвенции о защите жертв войны.

2. Осуществление замысла.

В 1863 году Дюнан решил создать вместе со своими друзьями организацию по оказанию помощи раненным во всем мире. В своей книге «Воспоминания о Сальферино» Анри Дюнан выдвигвет два предложения:

Создать в каждой стране группы добровольцев для оказания во время войны помощи пострадавшим;

Убедить все правительства заключить соглашение, которое бы обеспечило защиту этим добровольцам.

В 1963 году с четырьмя гражданами Женевы он создает Международный комитет Красного Креста (МККК). Создаются первые национальные сообщества. Разрабатываются нормы международного гуманитарного права. В связи с этим в 1864 году Международная конференция принимает первую Женевскую конвенцию, призванную облегчить участь раненных на войне.

Четыре Женевских конвенций защищают: раненных и больных в действующих армиях, раненных, больных и потерпевших кораблекрушение на море, военнопленных, гражданских лиц во время вооруженных конфликтов.

3. Эмблема Красного Креста. Чем сейчас занимается эта организация?

Эмблемой этой организации выбрали красный крест на белом фоне. Эта эмблема красного креста, размещенная на санитарных повозках и на одежде санитаров, должна была показывать, что члены Красного Креста не являются военнослужащими. Кроме того, они имют право находиться на поле боя, чтобы оказывать помощь раненным обеих сторон.

В 1869 году Красный Крест распространил свою деятельность также на жертв наводнений, землетрясений, эпидемий и голода во всех странах мира.

В 1919 году все национальные сообщества объединились в Международную Федерацию обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Федерация оказывает помощь при стихийных бедствиях. Кроме того, она координирует деятельность национальных обществ на международном уровне.

Сейчас действует почти 150 национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Продолжая оказывать помощь жертвам вооруженных конфликтов, они и в мирное время осуществляют деятельность в различных областях: оказание гуманитарной и медицинской помощи, пересылка семейных писем и воссоединение семей; посещение военнопленных и заключенных; распространение знаний о Женевских конвенциях и принципах Красного Креста и Красного Полумесяца.

4. Судьба Анри Дюнана, признание его заслуг.

Так случилось, что после 1869 года Анри Дюнан, отдавший созданной им организации все свои силы и средства, был забыт и жил в глубокой нищете. Однако в 1901 году о нем вспомнили и по заслугам оценили: за гуманитарную деятельность ему была присуждена первая Нобелевская премия мира, некоторые страны, в том числе и Россия, стали выплачивать ему пожизненную пенсию.

Помнят о замечательном швейцарце и сейчас: недалеко от женевского парка Бастион ему установлен памятник. Однако лучшим памятником ему служит действующее и ныне Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Вопросы для обсуждения

1) Что было, по вашему мнению, самым главным в жизни Анри Дюнана?

3) Знаешь ли ты других людей, в жизни которых было главное дело, повлиявшее положительно на жизнь человечества?

4) Как ты думаешь, почему в качестве эмблемы организации, основанной Анри Дюнаном, был избран красный крест на белом фоне и почему в качестве эмблемы позднее стали использовать и красный полумесяц?

5) Чему учит жизнь Анри Дюнана и его подвижников?

6) Что ты знаешь о деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца у нас в стране?

7) Какой вклад в Международное движение Красного Креста ты бы хотел внести?

Жан Анри Дюнан

Биография Жана Анри Дюнана - это, без сомнения, одна из самых необычных историй, какие только можно найти. Это биография человека, который был самым большим неудачником и в то же время пользовался самым широким признанием в новейшей истории. Это биография человека, которому доводилось и обедать за королевскими столами, и питаться объедками с бродягами, кто был одним из самых упрямых и своекорыстных людей в мире, но в то же время больше, чем любой другой влиятельный человек, проявил жалости и сострадания к своим современникам.

Жизнь этого человека, полная неожиданных перемен и, на первый взгляд, противоречивая, охватывает период Европейской истории с 1828 по 1910 год, наполненной романтикой и кровопролитием. Дюнан провел свое детство в роскошной и богатой среде в Женеве, Швейцария. Его семья имела достаток и общественное положение, отец был городским советником по вопросам земельной собственности. Кроме того, родители Дюнана ревностно посещали церковь, и Дюнан, широкоплечий, рыжеволосый семнадцатилетний юноша, вскоре стал искать для себя ответы на духовные вопросы. Что значит быть христианином? Как может человек познать Бога? В чем смысл жизни?

В 1816 году на должность пастора в Женеве был назначен молодой энергичный евангельский проповедник, который сумел завоевать сердца горожан. Это был пастор Луи Госсен. Он проповедовал в большой церкви, которая была до отказа наполнена людьми. Здесь, теснясь среди прихожан, юный Анри Дюнан регулярно слушал проповеди, указывающие на необходимость личного обращения ко Христу, и эти проповеди произвели на него глубокое воздействие. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он стал благочестивым христианином и посвятил Христу свою жизнь и будущее.

Дюнан не терял времени в поисках возможностей для распространения своей новообретенной веры среди других. Каждое воскресенье в два часа дня он входил в мрачные железные ворота городской тюрьмы и посещал заключенных в камерах, рассказывая им о том, как он нашел Спасителя. Для друзей-студентов он организовал еженедельные прогулки по горам, где главной темой разговора была необходимость в искании Господа. В скором времени на эти прогулки стало собираться больше сотни молодых людей. Каждая прогулка заканчивалась собранием, которое Дюнан проводил у себя в доме, где в окружении белых колонн и отделанных темным деревом стен большого приемного зала его отца многие из его друзей нашли путь к Богу.

Эти собрания затем были преобразованы в первый Швейцарский Христианский союз молодежи (ИМКА), и впоследствии родители многих молодых людей, ездившие на работу или учебу в другие части Европы, стали проводить там для молодежи такие же собрания. Дюнан, работавший в то время разъездным банковским администратором, смог наладить контакты и установить взаимосвязь со всеми этими ответвлениями ИМКА. Организовывая эти многочисленные молодежные собрания, он был столь полон энергии, что один из его сотрудников писал: "Моя задача была не из легких. Я должен был сдерживать Дюнана - у него было удивительное усердие и энергия. Он знал, как связать разорванные нити, как вернуть ушедших, как вдохновить ослабевших и ободрить малодушных." Будучи еще молодым христианином, Дюнан, в сущности, стал основателем и главным руководителем Европейского ИМКА.

Организаторские и дипломатические способности Дюнана были замечены также и в банке, где он работал, и его повысили в должности, назначив своим представителем в Северной Африке. Здесь, став главой регионального филиала одного из крупнейших международных банков, Дюнан оказался в новой стране с богатыми перспективами, которая раньше управлялась фанатичными племенными вождями, но теперь находилась под властью Франции. Он поставил своей главной задачей построить и развивать шахты, заводы, домовладения и фермерские хозяйства на участке земли площадью в 20 000 гектар.

Хотя Дюнан жил в зажиточной женевской семье, богатство не избаловало своих владельцев. Личные растраты были всегда ограниченными, а потакание своим желаниям и расточительность принципиально не одобрялись. Однако в покоренном Францией Алжире богатство означало роскошь, положение, власть и обладание огромной собственностью. В сердце Дюнана разразилась борьба, поскольку он мечтал о богатстве, но в то же время пытался чтить своего Господа и жить для Него. Он продолжал посещать в Европе собрания в своем ИМКА и жить более или менее соответственно стандартам верующего в Библию христианина, но стал допускать мысль, что не потерпит большого вреда, если чуть-чуть удовлетворит свои амбициозные желания добиться большего богатства.

Вразрез со своим служебным положением, Дюнан решил заняться собственным бизнесом, и с риском для себя стал покупать землю и продавать ее с наценкой. Затем он пошел дальше и получил от правительства право на аренду более 400 га земли с перспективой постройки плантаций, шахт и заводов. Такой "маленький шаг" стоил ему потери должности главного управляющего Женевской банковской компании, и он с головой окунулся в поиски счастья, как частный делец в Алжире. Постепенно им полностью завладело амбициозное желанием успеха и богатства, и его сердце охладело по отношению к Богу. Воспоминания юности ушли на задний план, и он посвятил все силы ума на созидание своего дела.

Еще работая в банке, Дюнан вращался в очень высоких кругах общества. Он был знаком со многими богатыми и влиятельными людьми, в том числе с таким могущественным человеком, как генерал Д е Бофорт, начальник штаба Наполеона III. Благодаря этим многочисленным связям, он смог получить многие тысячи франков инвестиций для своих Алжирских поместий, за которые он должен был выплачивать 10% годового дохода. Он в спешном порядке построил новейшие мельницы, дома, насадил плантации, надеясь, что скоро получит также и столь необходимое разрешение на постройку водопровода. Однако ни дипломатические способности, ни сильные связи не смогли поторопить французские власти в Алжире дать ему право на пользование водой, в которой он столь отчаянно нуждался. Без воды он никак не мог пустить в дело свои поселения, а проценты инвесторам все равно надо было платить.

Прошел год разочарования и проволочек, и Дюнан был доведен до отчаянья. Он испытал практически все средства, чтобы обеспечить водоснабжение, и теперь ему оставался единственный путь: подать прошение императору Франции Наполеону III. На то время Наполеон решил оказать помощь Италии в возвращении территории, занятой Австрией. Франция в союзе с Италией впервые начали войну в "современном" виде, с использованием железной дороги и телеграфа Морзе. Кроме того, впервые корреспонденты наблюдали за ходом конфликта, и передавали редакциям своих газет драматические репортажи.

Военные действия начались на итальянской земле, где французы одержали быструю победу над австрийской армией. Дюнан решил добиться приема у Наполеона III в то время, когда он командовал своими войсками в Италии. Ожидать, пока император возвратиться домой, означало бы для него банкротство. Дюнан рассчитывал сначала завоевать благорасположение императора преподнесением подарка - написанной им самим книги об императоре, изобилующей лестью в адрес Наполеона по поводу его заслуг и планов в международном масштабе. Ну, а уже затем он воспользовался бы случаем объяснить, как его алжирские поселения пришли в упадок из-за проволочек местных властей, не торопящихся дать ему разрешение на постройку водопровода.

Дюнан пошел на передовую в поисках своего друга, генерала Д е Бофорта, который показал ему, как найти штаб Наполеона. А в это время войска готовились к большой битве, которая намечалась возле Сольферино, в окрестностях Брескии, где Наполеон приготовил к бою 150000 солдат и 400 пушек. Войска австрийского императора Франца Йозефа, в составе 170000 солдат и 500 пушек, располагались в горах. Они занимали горные укрепления Сольферино. В общей сложности, более 300000 человек были выставлены друг против друга на протяжении десятикилометровой линии фронта.

Дюнан прибыл на передний край поля битвы на рассвете 24 июня 1859 года. В 6.00 австрийская пехота начала наступление на передовую линию французов. Полчища солдат в белых мундирах двинулись вперед, неся огромные знамена с имперским орлом. Засигналили трубы, забили барабаны, и громоздкая линия французов также двинулась вперед, встречая рассвет солнца драгунскими и уланскими доспехами.

Для Дюнана все это казалось похожим на игру: белые дымки выстрелов, трескотня мушкетов, и тысячи разноцветных мундиров. Но неожиданно эта игра превратилась в жесточайшее кровопролитие. Солдаты кинулись врукопашную, со штыками наперевес, и начали колоть, кричать, резать и убивать друг друга. Люди падали сотнями, как в рукопашном бою, так и от шквального огня мушкетов и пушек, обрушившегося с горных укреплений. Когда пехота выдохлась, в бой выступила кавалерия, проносясь над распластанными, корчащимися телами, а за кавалерией последовала артиллерия на конных упряжках, которая давила и добивала бесчисленное множество раненных. Французы наступали атака за атакой, тщетно пытаясь взять штурмом горные укрепления, занятые австрийцами, но вдруг неожиданно разразилась страшная гроза, и только теперь, под прикрытием ливневого дождя, они прорвались через пушечный заслон и ворвались в Сольферино.

Таким образом, линия обороны австрийцев была прорвана, и они начали отступать. Даже Наполеон был ошеломлен и испуган ценой своей победы, восседая на своем белом жеребце после окончания битвы. Наблюдая за всем происходившим, Дюнан пережил сильнейший шок. Он писал:

"Когда двадцать четвертого числа поднялось солнце, оно осветило самые жуткие картины, какие только можно себе представить. Тела людей и лошадей покрывали поле битвы; трупы валялись на дорогах, в окопах, в оврагах, зарослях и на открытых местах. Подступы к Сольферино были буквально устланы мертвецами. Понадобилось три дня и три ночи, чтобы похоронить трупы, валявшиеся на поле битвы... Тела складывали сотнями в огромные братские могилы."

Раненные в бою, которых было, по меньшей мере, сорок тысяч, - в основном молодые люди, - лежали в грязных кровавых лужах, а вместе с ними лежали их разбитые мечты о славе и победе. Дюнан отправился в близлежащий Кастильон в поисках штаб-квартиры Наполеона. Но вместо этого он нашел сотни тяжело раненных солдат обеих армий, в огромном количестве лежавших в церквях и на тротуарах. Наполеон, между тем, уже ушел дальше. В оставленном им городе было достаточно пищи, воды и корпии 002 , чтобы ухаживать за раненными, но крестьяне были в панике, и не было врачей, которые могли бы оказать им помощь.

В течение трех дней и ночей Дюнан жил среди этого кошмара, запомнившегося ему на всю жизнь, занимаясь организацией и руководством медицинской помощью среди мертвых и умирающих людей, пострадавших в битве при Сольферино. Он стал известен под именем "человек в белом", которого чтили чуть ли не как ангела. Имея помощниками всего несколько крестьян, он кормил людей и перевязывал их раны, пока, наконец, не прибыли несколько врачей для организации полевого госпиталя.

На четвертый день Дюнан нашел телегу и отправился искать императора. Он все еще желал спасти свой бизнес в Алжире, и для этого ему надо было встретиться с Наполеоном. Наполеона, однако, невозможно было нигде найти, да и его помощь оказалась впоследствии пустым звуком. И вдруг Дюнана охватила сильная тревога. Пережитое в Сольферино и три дня, проведенные с раненными , так сильно разволновали его, что он поневоле остановился, словно в оцепенении. Ничто - даже страх о судьбе бизнеса - не могло вытеснить из его мыслей Сольферино.

Наконец, он сел, взялся за перо и начал изливать свои воспоминания на бумагу. Из них получилась книга, которая потрясла мир и заставила задуматься даже глав государств. В этой книге под названием "Воспоминание о Сольферино", он подробно описал ужасы битвы вместе с ее последствиями, и обратился с призывом к благотворительным организациям, которые могли бы содействовать в оказании помощи раненным, оставаясь при этом нейтральными по отношению к конфликтующим сторонам. Немедленная практическая поддержка этой идее Дюнана пришла от группы влиятельных людей из его родного города Женевы. Примкнувшие к нему отставной генерал, выдающийся юрист и два врача образовали "Комитет пяти" для воплощения идеи в жизнь.

Они предложили главам правительств пр ислать представителей на конференцию. Дюнан между тем поехал на конференцию в Берлин, чтобы получить поддержку своим планам. В Берлине идея гарантии нейтралитета тем, кто оказывает помощь, была дополнена предложением признать нейтральными лицами также и раненных . Дюнан получил приглашение на аудиенцию с королем Саксонским, и завоевал почти всеобщую поддержку. Он посетил нескольких глав европейских государств, а затем председательствовал на первой международной конференции в Женеве по организации Красного Креста, где была составлена Женевская конвенция. Убежденность и дипломатические способности Дюнана привлекли внимание шестнадцати правительств, четырнадцать из которых прислали делегатов на конференцию.

Но в то время, как Дюнан путешествовал по Европе, содействуя распространению Красного Креста, его проблемы в Алжире стали принимать все более угрожающий характер. Дюнан решил еще раз всецело положиться на своего героя - Наполеона III. Он был уверен, что если удастся попасть к нему на аудиенцию, все трудности будут разрешены. Наполеон как раз собирался нанести официальный визит в Алжир, и Дюнан позаботился о том, чтобы добиться приема. Наконец, наступил день, когда Дюнан, имевший столь легкий доступ к правителям Европы, предстал перед уклончивым императором Франции. Он рассказал ему о Красном Кресте, а затем - о своих трудностях с бизнесом из-за отсутствия в его поселениях воды. К неописуемой радости и удовольствию Дюнана, император пообещал ему помочь, и Дюнан вышел от императора, словно паря на крыльях. Полный оптимизма, он стал вкладывать новые инвестиции и развивать дело дальше. Однако Наполеон не сделал абсолютно ничего, чтобы помочь ему.

Но вот в Алжире началась чума, разразилась война, за ними последовали холера, саранча, землетрясения, засуха и самая суровая зима из известных в тех краях. Поселения Дюнана оказались на грани разрушения. Империя бизнеса, ради которой он оставил своего Бога, должна была скоро развалиться. Однако он закрыл на это глаза, утешаясь слепой надеждой, и решил с новыми силами заняться Красным Крестом, которому предстояло вскоре выдержать первое серьезное испытание на прочность, как организации.

В Пруссии печально известный Бисмарк бросил свою зловещую тень на международную арену. Преодолев возражения короля, он развязал жестокую и ненужную войну против Австрии, в которой столкнулись две армии численностью в четверть миллиона человек каждая. Прусские войска были вооружены винтовками нового образца с затворной частью, что позволило им быстро разгромить австрийскую армию, уничтожив 25 000 человек. Во время этого кровопролития, воюющие армии впервые выполнили условия Женевской конвенции. Прусские бригады Красного Креста смогли безопасно унести всех своих раненых с поля битвы. У австрийцев не было отделения Красного Креста, и в результате их раненые лежали на открытом поле двое суток под проливным дождем, пока их не подобрали прусские спасатели. Это было торжеством Красного Креста, а заодно - и обвинением тем правительствам, которые не захотели организовать оказание помощи для своих раненых.

В то время, когда Дюнана чествовали на банкете, устроенном в Берлине королевскими особами, никто не знал, что его ожидал финансовый крах. Случилось то, что и должно было неизбежно случиться: банк потребовал от него погашения самого крупного превышенного кредита, в результате чего и остальные инвесторы стали требовать возвращения своих денег. Дюнан потерял все свое имущество, плантации, мельницы, дубовые рощи, свинцовые и золотые рудники, а также состояние своей семьи. В Женеве банкротство рассматривалось, как самый наибольший позор, и поэтому Дюнану пришлось жить в Париже, не смея возвращаться домой. Для своих сотрудников в руководстве Международного Красного Креста он стал столь одиозной фигурой, что они были вынуждены лишить его занимаемого поста.

До сих пор жизнь Дюнана была наполнена гениальными взлетами благодаря блестящим идеям, которые, в сочетании с исключительными организаторскими и дипломатическими способностями, обеспечивали ему признание в международном масштабе. Созданный им Красный Крест оставил в мировой истории неизгладимый след. Однако среди всех своих успехов и побед, он всегда балансировал на краю рокового обрыва, ведущего к разорению. Даже в моменты наивысших достижений и признания, его пронизывал страх от нависающей тени краха в сфере бизнеса. А после банкротства у него осталось совсем немного возможностей проявить блеск. Правда, он имел небольшой доход, позволявший ему оставаться респектабельным человеком, а когда время от времени происходили военные конфликты, требовалась его помощь в организации действий Красного Креста, что спасало его от забвения, но клеймо неудачника ограничивало даже и эти скромные возможности быть полезным для общества.

Во время крупной войны между Францией и Пруссией, когда Бисмарк обрек позорному преследованию Наполеона III, Дюнан предпринял рискованный тайный побег из осажденного Парижа, с целью начать дипломатические переговоры с немцами. Если не принимать в расчет подобные короткие моменты известности, Дюнан был отжившим свое человеком. Как-то однажды он приехал в Англию в поисках новой карьеры, но все двери оказались для него закрытыми, и он был рад предложению работать по продаже новоизобретенных органов, приводимых в действие газом.

Вернувшись в Париж, в возрасте всего лишь пятидесяти трех лет, он был вынужден пополнить ряды нищих. У него не было ни денег, ни друзей, и часто он был не в состоянии платить даже за самый простой ночлег. Он проводил долгие, тоскливые дни, бродя по холодным Парижским улицам, преследуемый воспоминаниями прошлого и своим бедственным финансовым положением. В конце концов, Жан Анри Дюнан опустился на самое дно человеческого общества. Он оставил Бога своей юности, и возложил свои надежды на богов этого мира. Он стал преданным и усердным слугой главных движущих сил материализма - богатства и положения. Он поверил в свою собственную гениальность и способности, и положился во всех своих мирских делах на императора. Но когда пришло время получить от этого суетного мира то, что он ему сулил, мир изменил ему и предал его забвению.

И тогда, отвергнутый миром и забытый друзьями, Дюнан, наконец, снова обратил свои надежды к тому Другу, Который однажды сказал: Не оставлю тебя, и не покину тебя. Уйдя от суеты земных успехов и неудач, он возвратился к своему Господу и Спасителю с мольбой о прощении и обновлении чувства духовной жизни и мира. Он возложил грехи своей своекорыстной жизни на крест Голгофы, и всем сердцем поверил, что Спаситель понес на Себе его вину и наказание.

Дюнан молился словами царя Давида, записанными в Псалме 24: Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай; по милости Т воей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи! И когда он заново отдал свою жизнь Христу, к нему вернулась радость хождения и общения с Ним. Блудный сын вернулся домой.

Дюнан был уже в преклонном возрасте, когда мир снова вспомнил о нем. Школьный директор из маленького городка в Швейцарских Альпах вдруг узнал, что этот милый почтенный старец с длинной белой бородой, проживающий в местном приюте - никто иной, как давно забытый основатель Красного Креста. Один из швейцарских журналистов заинтересовался этим делом, и вскоре история о Дюнане стала новостью номер один во всем мире. Новость была подхвачена с шумным восторгом, и вскоре дело закончилось тем, что Дюнан стал первым лауреатом Нобелевской премии мира. Несомненно, возвращение из забвения и Нобелевская премия значили для Дюнана многое, но все это было ничто в сравнении с тем, что он снова обрел Христа, и как награду - общение с Ним.

Анри Дюнан, основатель Движения Красного Креста

Жан Анри Дюнан основал крупнейшую мировую организацию помощи раненым, стал первым лауреатом Нобелевской премии мира и умер в нищете, отдав все деньги на благотворительные цели. Его имя мало кому известно, но его творение знают все.

Жан Анри Дюнан родился 8 мая 1828 года в Женеве в семье негоцианта Жана Жака Дюнана, входившего в правящий совет города. Родители, искренне верующие люди, с детства старались научить сына не только предпринимательской сметке, но и человеколюбию, состраданию, стремлению делать добро. Дюнан увлекается экономикой, религией, общественной деятельностью.

С 18 лет днем он учится экономике, а по вечерам посещает бедняков и больных.С 20 лет по воскресеньям он приходит к узникам городской тюрьмы, общается с ними, стараясь поддержать их, сохранить в них веру в людей и в Бога. После окончания колледжа он поступает стажером в банк.

В 26 лет Дюнан приезжает в Алжир и работает в представительстве женевского банка, не оставляя и своей благотворительной деятельности, принимая активное участие в борьбе против рабства. В 1859 году он решает открыть собственное предприятие и создает акционерное общество мельниц Мон-Джемиля, для финансирования которого приглашает друзей и родственников. И вот собран достаточно большой капитал, выбрано хорошее место, мельница оснащена современным оборудованием. Для окончательного осуществления планов остается получить землю. Но здесь Дюнан сталкивается с непреодолимым бюрократическим противодействием. Не добившись успеха в переговорах с алжирскими чиновниками, он отправляется в Париж, обивает пороги различных ведомств. Безрезультатно. Дюнан не опускает руки и с присущим ему упорством и целеустремленностью решает обратиться к последней инстанции - императору. Наполеон III находится в это время в Сольферино во главе французской армии, которая вместе с итальянскими союзниками готовится отразить вторжение австрийских войск. И Дюнан отправляется в Италию.

Как приходят в жизнь человека события, которые полностью меняют ее? Стечение обстоятельств? Судьба? А может быть, в каком-то смысле человек сам создает свою судьбу, призывая те ситуации, к которым он готов и через которые должен пройти?

В Италии Дюнан становится свидетелем одной из самых жестоких и кровопролитных битв XIX века - битвы при Сольферино (24 июня 1859 г.). Итогом этого сражения стало 40 тысяч убитых и раненых.Тела погибших погребают в течение трех дней.

«25 июня солнце осветило самое ужасное зрелище, какое только может представить себе человеческое воображение, - рассказывает Дюнан. - Все поле битвы усеяно трупами людей и лошадей; дороги, канавы, овраги полны мертвыми телами, а в окрестностях Сольферино земля буквально сплошь покрыта ими… Несчастные раненые, которых поднимают в течение дня, мертвенно бледны и совершенно обессилены; у некоторых, особенно у тяжелораненных, взгляд отупелый, они точно ничего не понимают, но это… не мешает им ощущать страдания; иные возбуждены и содрогаются от нервной дрожи; другие, с воспаленными, зияющими ранами, точно обезумели от жестоких страданий; они умоляют их прикончить и с искаженными лицами бьются в предсмертных судорогах… Всевозможные осколки, обломки костей, клочки одежды, земля, куски свинца раздражают раны и усиливают мучения раненых».

Ближайший город Кастильон весь заполнен ранеными. 9000 человек лежат на улицах, в церквях, на площадях. Не в силах остаться в стороне, Дюнан активно включается в оказание помощи раненым, организует добровольцев. У него нет никаких медицинских знаний, но он как умеет накладывает повязки, приносит еду, воду, табак. Даже просто разговаривает с ранеными, многие из которых находятся в очень подавленном состоянии, так как им не оказывается никакая помощь. Дюнан помогает всем - и своим, и солдатам противника - и убеждает в таком подходе остальных добровольцев. Его призыв «Tutti Fratelli» («Все мы братья») стал в дальнейшем девизом системы помощи.

Он оказался в это время в этом месте по чистой случайности. Он мог бы просто пройти мимо - как это и сделали многие другие. Но не смог. Может быть, именно это и отличает настоящего Человека?

Медицинская служба армии в те времена была очень немногочисленна и не могла справиться с таким количеством раненых. В городе всего шесть французских врачей. «В течение первой недели после сражения раненых, про которых доктора говорили „тут ничего нельзя сделать», оставляли без всякого ухода, и они умирали совершенно заброшенными. И это было вполне естественно, ввиду ограниченного количества фельдшеров и огромной массы раненых. Это жестоко и ужасно, но неизбежно; нельзя терять драгоценное время на безнадежных, когда оно нужно тем, кого еще можно спасти». «Сколько молодых венгерцев, чехов, румын, только что поступивших на военную службу, пали от усталости после сражения или от потери крови, и даже легкораненные - погибли от голода и истощения!»

В эти страшные дни у Дюнана рождается идея создания системы добровольных медицинских обществ, которые могли бы оказывать помощь раненым во время войны.

«Как нужны были бы в этих городах Ломбардии сотня-другая добровольных фельдшеров и фельдшериц, но опытных, знающих свое дело!.. Действительно, что могла сделать в громадном и спешном деле горсть единичных личностей, как бы ни были они воодушевлены добрыми намерениями».

«…Если б было достаточно лазаретной прислуги, чтоб поднимать раненых на равнинах Медоля, в оврагах Сан-Мартино и на холмах Сольферино 24 июня, несчастные не оставались бы по несколько часов без помощи, в страшной тоске и страхе быть забытыми и не делали бы неимоверных усилий, только ухудшающих их положение, чтоб подняться, невзирая на жестокие мучения, в надежде, что их увидят и принесут носилки. И, наконец, на другой день, не грозила бы еще худшая опасность живому быть похороненным с мертвыми!»

Является ли слабостью способность чувствовать чужую боль как свою собственную, если не острее? Или, наоборот, такое сострадание становится движущей силой, позволяющей человеку совершать казалось бы невозможное?

Несколько дней перевернули жизнь Анри Дюнана. Так и не встретившись с императором, он возвращается в Женеву и пишет книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой натуралистично описывает всю ту ужасную оборотную сторону войны, о которой в те времена было не принято говорить. В ней он высказывает и свои идеи организации добровольных обществ помощи раненым.

Книга оказалась своевременной и оказала сильнейшее воздействие на многих людей. Со всех концов Европы к Дюнану приходят письма. Его идеи начинают воплощаться в жизнь. В феврале 1863 года в Женеве организуется небольшой комитет, ставящий своей целью создание таких добровольных обществ. Дюнан - секретарь комитета. Ведутся переговоры с правительствами разных стран, идет подготовка к международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи.

Дюнан рассылает письма правительствам разных стран, излагая свои идеи, лично встречается со многими из них. И вот, благодаря его усилиям и неимоверной энергии, 29 октября 1863 года 39 делегатов из 16 стран встречаются в Женеве. Подписывается договор, известный как Женевская конвенция. В него вошли такие важнейшие положения, как гарантия неприкосновенности для тех, кто оказывает помощь, введение для этих людей опознавательного знака - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг - как знак признательности стране, представитель которой выдвинул эти идеи). 29 октября 1863 года считается днем рождения Красного Креста. Менее чем через два месяца открывается первое Общество помощи в Вюртенберге. В течение следующего года открываются еще 10 обществ Красного Креста: в герцогстве Ольденбургском, в Бельгии, Пруссии, Дании, Франции, Италии, Макленбурге, Испании и Германии.

8 августа 1864 года на Конференции Международного комитета по оказанию помощи раненым эмблема Красного Креста обретает особый статус: теперь она обеспечивает защиту людям, которые ее носят, средствам передвижения, зданиям. Это было узаконено межправительственным соглашением - «Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных воинов во время сухопутной войны», подписанной 22 сентября 1864 года.

Из-за разногласий, возникших с членами Комитета, Дюнан, хотя и остается его секретарем до 1867 года, дальше продолжает действовать практически в одиночку. Он выступает также за предоставление защиты военнопленным, раненым и потерпевшим кораблекрушение на флоте. Между тем, алжирское предприятие Дюнана, которому он уже давно не уделял внимания, развалилось.

В 1867 году Дюнан объявляется банкротом и подвергается резкому осуждению со стороны женевской общественности. Несмотря на это, в том же году он объявляется почетным членом Комитетов Красного Креста Австрии, Голландии, Швеции, Пруссии и Испании.

И все же, так как одним из условий членства в МККК был определенный материальный достаток, желая избежать кривотолков, Дюнан вынужден подать в отставку с поста секретаря Международного Комитета. Отставка принимается.Задумаемся на минуту. За два года пройден путь от создания комитета из пяти человек до подписания международного соглашения правительствами 16 стран (причем Женевские конвенции до сих пор считаются одними из наиболее стойких соглашений международного права). И все это было сделано в основном благодаря усилиям и борьбе одного человека!

Есть расхожее выражение: «человек не от мира сего». Таких людей не волнует материальное благосостояние, положение в обществе - они живут ради одной идеи, в которой видят свое предназначение, и посвящают ей все свои силы, весь свой талант. Не правда ли, странно звучит применительно к деловому человеку? Однако Анри Дюнан полностью соответствует этому образу.

1870 год. В Европе новая война (между Пруссией и Францией). Несмотря на катастрофическое финансовое положение, Дюнан снова помогает раненым. Он активно участвует в снаряжении медицинских лазаретов, которые французское Общество помощи раненым отправляет на фронт. Посещает раненых в больницах Парижа. Именно по предложению Дюнана вводятся в обращение солдатские медальоны, позволяющие опознавать погибших и тяжелораненых.

Многие идеи Дюнана опередили его время. Например, понимая необходимость просвещения людей, он берется за осуществление проекта международной библиотеки. Первые книги начали выходить в 1869 году, но война помешала реализации этого проекта. В 1874 году Дюнан снова заявляет о себе, выступая инициатором компании против работорговли. 1 февраля 1875 года в Лондоне состоялось последнее общественное выступление Дюнана. Его материальное состояние на нуле.

Забытый почти всеми, Дюнан десять лет пребывает в безысходной нищете. Он странствует пешком по Эльзасу, Германии, Италии, Швейцарии, часто не имея денег на еду, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. Благодаря небольшим денежным средствам, которые стали высылать ему родственники, он поселяется в Хайденском приюте, где живет до конца дней.

Страдал ли он, лишившись всего - состояния, элементарных жизненных условий, общественного признания? Трудно сказать. Но рискну предположить, что эти лишения не были для него ужасными. Ведь то, что он утратил, не играло существенной роли в его жизни. А то, что было в ней главным, отнять у него не мог никто - милосердие, сострадание, готовность откликнуться на чужое горе, способность жить ради других.

К 1895 году Красный Крест существует уже в 37 странах мира, Женевская конвенция об обращении с ранеными подписана 42 государствами. В том же году мир снова вспоминает о Дюнане благодаря журналисту Вильгельму Зондреггеру, которому удается его отыскать. Интервью с Дюнаном становится сенсацией, его перепечатывают ведущие газеты мира. Узнав о бедственном положении Дюнана, русская императрица назначает ему денежную пенсию. Дюнан не притрагивается к этим деньгам, как и к другим денежным субсидиям, и переводит практически все деньги в Красный Крест, оставляя себе лишь минимальные средства на жизнь.

В 1901 году Анри Дюнан становится первым лауреатом Нобелевской премии мира, разделив ее с Фредериком Пасси. Полученную крупную денежную сумму он передает на благотворительную деятельность в Швейцарии и Норвегии.

Дюнан умирает 30 октября 1910 года. Надгробный камень на его могиле изображает опустившегося на колени человека, подающего воду раненому солдату.