Л. Н

«Детство» Л.Н. Толстого – отличная иллюстрация нравов того времени. Главный герой и его переживания кажутся порой наивными и немного смешными. Но если подумать, то и сейчас дети и подростки переживают из-за тех же проблем, радуются тем же мелочам. Детство, особенно счастливое, – это то, что почти не меняется. Чтобы освежить свою память перед уроком, прочитайте краткое содержание книги Толстого по главам.

Просыпается именинник-Николенька утром от того, что его учитель, Карл Иванович (почтенный добродушный немец), убивает над кроватью мальчика муху. Из-за этого ученик не очень доволен и злится, думая, что учителю нужно только и делать неприятное ему, Николеньке.

Но спустя минуту он уже думает, что Карл Иванович – замечательный человек. Нужно спускаться к матушке, поэтому Николеньке и его брату Володе приносят одежду.

Пока мальчика одевают, он вспоминает – как выглядит классная комната – с полкой книг, с линейками, ландакратами и углом для наказаний.

Глава 2. Maman

Николенька спускается в гостиную – там сидят матушка и сестра Люба. Люба играет на рояле, а рядом с ней сидит гувернёрка Марья Ивановна. Это обычное утро в семье – Карл Иванович привычно приветствует Наталью Николаевну (мама), она у него спрашивает – как спали дети.

После обмена утренними приветствиями матушка отправляет детей поприветствовать отца до того, как он уйдёт на гумно. В этот раз все традиционные действия вновь повторились.

Глава 3. Папа

Отец в своём кабинете вместе с приказчиком Яковом Михайловым, разбирают – куда и сколько денег нужно отправить, вложить и т.д.

Пётр Александрович (отец) ведёт с Яковом долгие разговоры о том – стоит ли платить в Совет к сроку, что с прибылью с мельниц, отправлять ли средства на Хабаровское (село матери) и т.д.

Когда Яков уходит, отец обращает своё внимание на сыновей. И сообщает им, что нынче ночью едет в Москву и их берёт с собой – хватит им сидеть в деревне, пора отправляться учиться.

Николеньке становится жаль матушку и Карла Ивановича – ведь его теперь рассчитают, а маме будет одиноко.

Глава 4. Классы

В расстройстве Николенька не может сосредоточиться на уроках, и Карл Иванович его наказывает. Сам К.И. уходит к дядьке Николаю, жалуясь на то, что дети уезжают, а он столько лет их учил, был привязан и верен семье, а в ответ никакой благодарности.

После разговора с дядькой, К.И. возвращается в класс и продолжает урок. Он тянется долго, учитель не отпускает мальчиков, а тем временем уже вот-вот обед. Николенька слышит шаги, но это не дворецкий Фока, который всегда звал их обедать. Дверь открывается, а за ней…

Глава 5. Юродивый

В комнату входит человек лет 50, с лицом в оспинах, редкими волосами, кривой на один глаз. Его одежда рваная, в руке посох. Он странно двигается, его речь бессвязна. Это странник и юродивый Гриша. Он бродит по свету летом и зимой босой, посещает монастыри, дарит образочки полюбившимся ему людям и бормочет что-то, что другие считают предсказаниями.

Наконец, появляется дворецкий Фока и зовёт обедать. Мальчики спускаются, Гриша отправляется за ними.

Внизу уже сидят Люба и Марья Ивановна, прогуливаются по гостиной родители. К Николеньке подходит дочь М.И. и подруга Любы – Катя, и просит, чтобы он уговорил взрослых взять девочек на охоту.

Обедают. Родители спорят по поводу Гриши и вообще таких странников-юродивых. Отец считает, что нельзя допускать, чтобы эти люди бродили по свету и расстраивали нервы добропорядочных граждан своим видом и предсказаниями. Матушка с ним не согласна, но не начинает спора.

В конце обеда мальчики решаются попросить взрослых взять девочек на охоту. Им дают добро, и даже матушка решает отправиться с ними.

Глава 6. Приготовления к охоте

Во время чая зовут приказчика Якова и отдают распоряжения по поводу предстоящей охоты. Лошадь Володи захромала, и ему будут седлать охотничью. Матушка переживает, что резвая кобыла непременно понесёт, Володя упадёт и расшибётся.

После обеда взрослые ушли в кабинет, а дети пошли играть в сад. Там они видят, как приводят уже готовых к охоте лошадей и повозку. Они бегут одеваться.

Наконец, все готовы, повозка-линейка для дам подана, как и лошади для мужчин. В ожидании отца мальчики на своих конях ездят по двору. Отец выходит, они отправляются.

Глава 7. Охота

За воротами все, кроме отца, отправляются по дороге, а он едет к ржаному полю – уборка урожая в самом разгаре, и нужно проверить – как идут дела.

На ниве множество людей – и женщин, и мужчин. Кто-то жнёт, кто-то собирает в телеги и увозит.

Когда мальчики подъезжают к Калиновому лесу, они видят, что линейка уже приехала. А кроме линейки, там телега с поваром. Значит – будет чай на свежем воздухе и мороженое. Пока семья устраивается на чай, охотники с собаками отправляются дальше.

Отец отправляет Николеньку с псом Жираном дальше, за зайцем. Они добегают до полянки под дубом и садятся там – ждут, пока другие гончие загонят зайца.

Николенька лежит, рассматривая муравьёв и бабочек. На другом конце поляны появляется заяц, мальчик кричит, пёс бросается, но заяц благополучно сбегает. Это видят охотники и смеются над ним. Они уходят, загоняют зайца дальше, а герой в расстройстве так и сидит на поляне.

Глава 8. Игры

Семья сидит и пьёт чай на свежем воздухе. Дети с мороженым и фруктами сидят отдельно и думают – во что бы сыграть.

Потом они играют в Робинзона, но без особого удовольствия – игра уже прискучила, а новой так и не придумали.

Глава 9. Что-то вроде первой любви

Николенька наблюдает, как Катя рвёт с деревьев листья, поводит плечами. В какой-то момент он целует её в плечо. Героиня не понимает — что это за нежности. Он думает, что так привык к Катеньке, что не обращал на неё много внимания, а сейчас обратил и полюбил ещё сильнее.

На обратной дороге он специально отстаёт от линейки и догоняет, равняясь с Катей. Но лошадь его встаёт на дыбы, и мальчик чуть не падает с неё.

Глава 10. Что за человек был мой отец?

Большого роста, сильного сложения, лысая голова, орлиный нос, маленькие глаза и спокойные, самоуверенные движения. Он был чувствителен и даже слезлив. Одевался хорошо и так, что это всё шло к его фигуре. Человек со связями. Любил музыку.

Его образ венчает властный характер твердого в своих убеждениях человека. Он чувствует себя хозяином дома и главой семейства.

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Вернулись с охоты домой. Матушка села за рояль, дети взялись рисовать. Николеньке досталась синяя краска, рисунок охоты не очень удался, и по итогу он выбросил синий лист и ушёл дремать в кресло.

Он видит, как в кабинет заходят приказчик Яков и какие-то люди, приходит учитель Карл Иванович. Из кабинета слышатся разговоры и запах сигар.

Николенька засыпает. Просыпается он от того, что вышедший отец говорит матери, что Карл Иванович поедет в Москву вместе с детьми.

Дети решают зайти в комнату к юродивому Грише (его оставили заночевать), и посмотреть его вериги.

Глава 12. Гриша

Дети сидят, спрятавшись в чулане в комнате Гриши. Он заходит, раздевается, молится и ложится в постель. Лёжа, он продолжает молиться. А дети, вместо веселья, ощущают страх.

Николенька хватает за руку сидящую рядом Катеньку, и, поняв, что это она, целует ей руку. Героиня отталкивает мальчика, становится шумно. Гриша крестит углы комнаты, а дети убегают из чулана.

Глава 13. Наталья Савишна

В этой главе рассказывается история горничной, которая служила в семье николенькиной матери. Сперва это была просто горничная Наташка, после рождения Натальи Николаевны (матушки), стала няней. Захотела выйти замуж за дворецкого Фоку (тогда он был ещё официантом), но хозяева усмотрели в этом неблагодарность и прогнали Наташку. Правда, спустя полгода поняли, что без неё – как без рук, вернули, сделали личной горничной Натальи Николаевны. Наташка надела чепец и стала Натальей Савишной.

Когда к Н.Н. уже приставили гувернантку, Наталья Савишна получила ключи от кладовой, и стала кем-то вроде домоуправительницы-ключницы.

Когда Н.Н. выходила замуж, она дала своей гувернантке вольную, которая та отказалась принимать. Так, Наталья Савишна осталась в семье своей воспитанницы. Теперь она ухаживала за детьми Натальи Николаевны и очень их любила.

В момент повествования Н.С. появляется, когда Николенька уронил графин с квасом и запачкал скатерть. Пришла Н.С., отчитала мальчика и он, в своих лучших традициях, на неё обиделся. Пока Николенька думал, как отомстить вредной Наталье, она пришла, подарила ему корнет (свёрнутый уголком лист бумаги) с карамельками. И Николенька её простил.

Глава 14. Разлука

Во дворе стоит бричка, в которую дядька Николай укладывает вещи мальчиков. Дворовые наблюдают, а ямщики готовят бричку в поездку.

Семья сидит в гостиной последние минуты вместе. Атмосфера печали и предстоящей разлуки. Николенька и опечален, видя слёзы матери, расстройство Фоки и Натальи Савишны, и, в то же время, хочет уже поскорее отправиться. Прощаются, последние поцелуи, слёзы… Отправляются.

Глава 15. Детство

Николенька вспоминает дни, проведенные дома. Его игры, поцелуи матери, уютное кресло в гостиной…

Ностальгия охватывает мальчика и убаюкивает его.

Глава 16. Стихи

Прошёл уже месяц с того момента, как Николенька с братом переехали в Москву. Мальчики готовятся к именинам бабушки. Володя для неё нарисовал турка («головку», как говорит учитель рисования), а младший брат решил подарить стихи. Написал сгоряча два стиха, а дальше в голову ничего не шло. Нашёл стихотворение Карла Ивановича, решил взять за образец. Написал, долго переписывал красиво. Но в последний момент не понравились ему финальные строки – «…и любим как родную мать». Переделывать что-то было поздно, и уже принесли парадную одежду.

Спустились втроём – Карл Иванович, Володя и Николенька – во фраках, напомаженные и все со своими подарками. Бабушка благосклонно приняла и коробочку от Карла Ивановича, и турка от Володи. Настала очередь Николеньки. Он уже окончательно оробел, и боялся отдавать свой свёрток со стихами. Пожилая женщина развернула, начала читать вслух, потом, не дочитывая, попросила отца мальчиков прочитать заново и полностью – ей не позволяло слабое зрение. Николенька был готов провалиться сквозь землю, но бабушка сказала, что всё это прелестно и положила свёрток к остальным подаркам. Явилась княгиня Варвара Ильинична.

Глава 17. Княгиня Корнакова

Княгиня кажется Николеньке не очень приятной на вид женщиной – маленькая, желчная, тщедушная, с неприятными серо-зелёными глазками. Очень много говорит, даже несмотря на явное недовольство бабушки. Княгиня хвастается своим сыном Этьеном – молодым повесой, не даёт и слова вставить хозяйке. Они обсуждают методы воспитания детей.

Потом Корнакова решает познакомиться с мальчиками. Отец представляет Володю как светского юношу, а Николеньку – как поэта – маленького и с вихрами. Герой начинает размышлять о том, что он дурен собою, как ему давно уже сказала матушка. А раз лицо его не слишком красиво, ему нужно стать умным и добрым человеком. Но в такие моменты, как этот, Николеньке кажется, что не будет для него, некрасивого, счастья на земле.

Глава 18. Князь Иван Иваныч

Корнакова выслушала стихи Николеньки, ещё поговорила с бабушкой и удалилась.

Пришёл ещё один друг – пожилой мужчина в мундире, с лицом замечательной красоты – князь Иван Иванович.

С ним бабушка вновь обсуждает внуков. Она считает, что мальчиков следовало прислать в город на воспитание гораздо раньше, ведь сейчас они совсем дикие – даже в комнату войти не умеют. Также обсуждают доходы родителей, их отношения.

Николенька, невольно подслушавший этот разговор, на цыпочках уходит из комнаты.

Глава 19. Ивины

Знакомство с семейством Ивиных. В семье у них три мальчика, и второй из них – Серёжа – предмет обожания Николеньки. Мальчик пытается подражать своему приятелю, считает его красивейшим человеком, но Серёжа не обращает на героя почти никакого внимания. С Ивиными прибыл и их гувернёр – Герр Фрост – тот тип молодого русского немца, который хочет быть молодцом и волокитой.

В палисаднике дети играют в разбойников. Серёжа – один из разбойников, а Николенька – жандарм. Но в один момент Ивин падает, расшибает коленку, а герой, вместо того, чтобы по игре арестовывать его, начинает справляться о здоровье. Серёжу это злит, он говорит, что это можно узнать и после игры. Николенька же восхищён стойкостью и мужеством своего героя.

К компании присоединяется Иленька Грап – сын бедного иностранца, который был чем-то обязан деду мальчиков.

После игры в разбойников дети отправляются в дом. Там они возятся и щеголяют друг перед другом разными гимнастическими штуками. А потом мальчики решают заставить и Иленьку делать гимнастические фокусы. Насильно ставят его на голову, а когда он со страху ногой попадает в глаз Серёже, начинают обзывать. Иленька плачет, а Ивин говорит, что нечего с ним и водиться, пусть сидит один. В Николеньке, восхищенном Серёжей, не просыпается ни капли его обычной жалости.

Глава 20. Собираются гости

Николенька в нетерпении – он ждёт, когда приедут Ивины. Подъезжает коляска, но из неё выходят незнакомцы. Мальчик ждёт в прихожей. Одной из незнакомых фигур оказывается прелестная девочка николенькиных лет. В кисейном платьице, кудрявая, большеглазая. Это Сонечка Валахина, вместе со своей матерью.

Бабушка знакомит Валахиных с внуком и отправляет детей танцевать и веселиться. В прихожей, тем временем, уже появились дети княгини Корнаковой – все одинаково неприятные и некрасивые, особенно Этьен.

Он сразу начинает хвастаться тем, что ездит не в коляске, а на козлах. Появляется лакей, который спрашивает – куда же Этьен дел кнут. Тот говорит, что не помнит, а может и потерял – потом заплатит. Лакей напоминает, что он уже нескольким слугам должен денег, но Этьен его грубо обрывает и уходит. Когда он приходит на приём к бабушке, та относится к нему с некоторым презрением, но юный князь этого не замечает.

Николенька же всё рисуется перед Сонечкой, и впервые досадует, что приехали Ивины – сейчас Серёжа увидит Сонечку и сам ей покажется.

Глава 21. До мазурки

Будут танцы, а у Николеньки и Володи нет лайковых перчаток для них. Герой находит только одну – старую и порванную, и подходит с вопросом о перчатках к бабушке, а та смеётся и говорит Валахиным, что вот как её внук готов расфрантиться для танца с Сонечкой. Девочка смеётся, но этот эпизод помог побороть Николеньке свою застенчивость, и они вскоре отправляются танцевать.

Вместе они смеются над той рваной перчаткой и танцуют. Николенька рассказывает о Карле Ивановиче, о себе. После кадрили Сонечка уходит, а на следующий танец он приглашает взрослую девушку, уведя её из под носа у другого кавалера.

Глава 22. Мазурка

Николенька сидит и рассматривает танцующих в зале людей. Мальчик замечает, что все танцуют не так, как учили его. Ему на мазурку не досталось пары, но он весел после танцев с Сонечкой. Однако девица, которую он увёл для прошлого танца, решает его развлечь и отправляет танцевать с ним одну из княжон.

Растерявшись, Николенька начинает танцевать не так, как принято тут, а так, как его учили. Княжна в недоумении, а отец говорит, что раз не умеешь – то и не берись. Он уводит княжну, а сын остаётся в полном расстройстве – даже отцу стыдно за него, и Сонечка тоже смеялась. Ему хочется снова оказаться дома, где все так понятно, дружелюбно и тепло.

Глава 23. После мазурки

Молодой человек, у которого Николенька увёл даму на танец, решает ободрить и развеселить мальчика – он шутит, подливает ему, пока взрослые не видят, вина. В конце концов, герой пьянеет и веселеет. Сонечка уговаривает свою мать остаться ещё на полчасика и ведёт Николеньку танцевать.

После весёлых плясок, мальчик вновь впадает в уныние – он всё же недостаточно хорош для такой девочки, как Сонечка. Перед отъездом героини, они уговариваются, что девочка уговорит свою матушку приехать во вторник снова. Все мальчики очарованы Сонечкой, но Николенька уверен – он ей понравился больше всех.

Глава 24. В постели

Володя и Николенька в своей комнате. Они обсуждают – какая же прелесть эта Сонечка, и что каждый бы из них сделал для неё – Николенька готов хоть из окна выпрыгнуть, а Володя – всю её расцеловать.

Их обсуждения наивны и чисты, но все же оба смущаются.

Глава 25. Письмо

Прошло уже полгода с отъезда из деревни. Отец получает письмо и говорит, что им всем нужно отправиться в Петровское – домой. Матушка пишет о своих делах дома, об успехах сестры мальчиков Любочки и признаёт, что она очень больна.

В письмо вложена записка от гувернантки Марьи Ивановны, и она просит поторопиться с приездом, пока матушка ещё жива.

Глава 26. Что ожидало нас в деревне

Мальчики вместе со своим отцом приехали в Петровское. Там они узнают, что матушка уже шесть дней как не встаёт с постели. В комнате её они встречают доктора, Наталью Савишну и девушку-горничную.

Только приехав, они застали последние минуты жизни их дорогой матушки, которая была так добра и ласкова со всеми домочадцами.

Глава 27. Горе

На другой день, поздним вечером Николенька пробирается в залу, где стоит гроб с матушкой. Он не может смириться с её смертью и, глядя на тело в гробу, представляет её живой.

На следующее утро проходит панихида. Во время её Николенька прилично плачет, крестится. Но в мыслях он переживает, что фрачок ему жмёт, и как бы не запачкать панталоны на коленях. Вся семья и прислуга в полнейшем отчаянии и печали. Последней проститься с покойной подходит какая-то крестьянка с ребёнком на руках. Девочка пугается лица умершей и кричит. Это расстраивает Николеньку ещё больше.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

Николенька на протяжении нескольких дней регулярно приходит к Наталье Савишне – она рассказывает ему истории об его матушке, её детстве и том, как покойная любила свою горничную. Спустя три дня после похорон наполовину осиротевшие мальчики вместе с отцом уезжают обратно в Москву.

Бабушка о смерти Натальи Николаевны узнаёт уже от них, и на неделю впадает в беспамятство. Она то бегает по комнатам, то воображает, что Наталья Николаевна к ней приехала, то кричит. Спустя неделю горе пожилой женщины проливается слезами.

Николенька понимает, что пора детства закончилась. В конце он упоминает, что Наталью Савишну он не видел больше – вскоре после своей хозяйки умерла и она сама, ещё за месяц распорядившись обо всём по поводу своих похорон. Умерла она после тяжёлой болезни, но с улыбкой на лице и спокойствием в душе – она была верна своим хозяевам всю жизнь, не взяла ничего чужого, а перед смертью отдала 10 рублей батюшке, чтобы он отдал их бедным в его приходе.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Маменька - мама главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство». О матери Николенька Иртеньев вспоминает с бесконечной любовью и благодарностью. Она для него была источником всего прекрасного. Каждое утро Николенька спускался в гостиную поздороваться с маменькой, и ему казалось, что нет в мире человека красивее и добрее этой женщины. К отцу он также хорошо относился и он был для мальчика непререкаемым авторитетом. Однако чувства к матери переполняли его, оттого он видел в ней только добрую улыбку и заботливые глаза. К Николеньке она всегда обращалась подчеркнуто ласково, употребляя такие выражения, как «моя душечка», «мой ангел».

Как и любая мать, она хотела, чтобы дети запомнили ее любовь. Когда Николенька с братом уехали в Москву, через некоторое время их маменька сильно простудилась и заболела. Отец срочно привез мальчиков обратно в деревню, чтобы они повидали мать. Там они узнали горькую правду о состоянии матери. Она уже шесть дней не могла вставать, а глаза ее больше не видели. Это стало сильнейшим потрясением для Николеньки. После смерти матери он словно вырос за один день. Детство мальчика в одночасье закончилось. Маменька была похоронена в деревне, недалеко от своей доброй и преданной няни

Дата: 21.04.2015

Класс: 4

Тема: Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - « MAMAN »

Тип урока: изучение нового

Цели:

- образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с отрывком из произведения «Детство», совершенствовать навыки чтения, учить находить главную мысль ;

- развивающие: развивать умение оценивать свою работу на уроке, умение находить нужный отрывок в тексте, умение анализировать, развивать технику чтения, память, мышление ;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, понимания глубины к предмету, воспитывать бережное отношение к родному человеку .

Оборудование:

    для учителя – презентация, наглядный материал: кроссворд, портрет, учебник.

    для учащихся – учебник, раздаточный материал.

Литература:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение 4 класс, Часть 2, Издательство «Просвещение» 2012г.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Мария Валерьевна, и сегодня я у вас проведу урок чтения.

Приветствуют учителя.

2. Речевая разминка.

Прочитайте самостоятельно стихотворение, которое я вам раздала.

Хлынул дождь – и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
– Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:
«Мама, – это дерево родное!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать – весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги…
Грохот грома – голос твой, природа,
Просит каждый час любого года:
«Душу мира, маму, береги!»

Прочитайте медленно (начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; с интонацией восхищения, удивления; выразительно).

Как вы поняли смысл фразы «…не видать ни зги…»?

Как вы поняли смысл этого стихотворения?

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Читают, меняя темп.

3.Самоопределение к деятельности

Посмотрите на доску. Чей портрет перед вами? (Л. Н. Толстой)

Верно! Это Лев Николаевич Толстой – один из величайших писателей мира.

Вы уже знакомы с произведениями этого писателя?

Какими?

Родился Л.Н. Толстой в Тульской губернии, в наследственном имении матери - . Как вы, наверное, уже заметили, это не так далеко от нас. Именно там он провел свое детство, играл со своими братьями в различные игры. Я вам сейчас прочитаю воспоминание из детства писателя, небольшую историю про «муравейное братство».

А теперь чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо отгадать кроссворд (на доске).

Отвечают на вопросы учителя.

4. Постановка темы и целей урока.

    Мы в беде друг другу помогаем,
    Вместе делаем уроки и играем,
    Вместе ходим на прогулку, в магазин.
    Когда нет тебя, то я один.
    Приходи скорее, я скучаю,
    В игры без тебя я не играю.
    Мне общение с тобою очень нужно,
    Так как крепкая у нас с тобою…(дружба)

    Из компании один

Очень славно пошутил,

Все схватились за живот,
Этим залился народ (смех)

    Мы когда все вырастаем

Вспоминаем лишь одно

Как нам мама дорогая

Отдавала все…(тепло)

    Детская игра, в которой игроки пытаются осалить друг друга рукой. (Салочки)

    Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)

    В это верят дети, а иногда и взрослые (волшебство)

    Мама в детстве заставляла

Весь сначала скушать суп

Ну а их мне не давала

Чтоб не заболел мой зуб (сладости)

Посмотрите, какое слово у нас получилось по-вертикали? (Детство)

Как думаете, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? («Детство»)

Верно! Посмотрите на доску, прочитайте название темы урока. (Л. Н. Толстой «Детство»)

Как вы думаете, какие цели мы на уроке поставим?

Мы с вами сегодня на уроке прочитаем одну из глав автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Ребята, а что такое автобиографическая трилогия?

Автобиографическая, значит написанная с событий, происходивших с автором на самом деле, с описанием переживаний, которые возможно автор переживал сам.

Трилогия – это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.

Решают кроссворд, отвечают на вепросы.

Ставят цели и тему урока.

Слушают, отвечают на вопросы.

5. Первичный синтез.

Сейчас открываем учебник на стр. …

Каковы ваши впечатления?

Назовите главного героя в произведении? (Николенька)

А как вы думаете, если эта повесть автобиографическая, то на кого похож Николенька? (на самого автора)

Верно! Описывая свою жизнь, Л. Н. Толстой сделал главным героем Николеньку, назвал им себя.

Давайте проведем словарную работу. Посмотрите на экран. Здесь ряд слов из произведения. Как вы их объясните?

1) Maman

2) холстинковое платьице

3) панталончики

4) кацавейка

Слушают произведение.

6. Чтение и анализ.

Беседа.

Выборочное чтение.

Сейчас прочитаем отрывок из повести еще раз.

(читают дети по цепочке)

Когда происходят события в произведении?

Мы с вами уже выяснили, что главный герой - это Николенька. Предположите, сколько ему лет?

Ребята, Л. Н. Толстой потерял маму, когда ему еще не было и 2-ух лет. У него была замечательная память, и он очень хорошо помнил, какая была у него мама и именно свои воспоминания он описывает в произведении. Посмотрите на годы жизни автора. В каком году умерла его мама, если автору было почти 2 года?

В произведении Николенька вспоминает о маме, значит ему уже не 2 года, а чуть больше. Предположите, сколько? (3-4 года)

Значит, какой это год? (1831-1832)

А значит, когда е происходят события, в каком веке? (начало IX века).

Верно, поэтому многие слова, которые вы видите в тексте, уже не употребляются в наше время.

Обратите внимание на название произведения. Почему название, да и многие фразы героев произведения звучат на французском языке, как вы думаете? (многие разговаривали на французском языке)

Какой представляется мама в воображении ее сына? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте.

Кого еще вспоминает Николенька? Смотрим по ходу текста (Сестру)

Какая она? Какой он ее вспоминает? (из текста)

Хорошо, кто сидит рядом с его сестрицей? (Марья Ивановна)

Кем она является? (учитель музыка)

Найдите в тексте, как Толстой передал ее характер?

Кто такой Карл Иваныч?

Он гувернер ребята. Посмотрите на доске, прочитайте определение, кто такой гувернер.

Как думаете, почему он разговаривал на немецком языке?

Ребята, в то время большинство гувернеров были иностранцами. Карл Иваныч был немцем, он обучал Николеньку немецкому языку.

Хорошо! Объясните, как вы понимаете фразу «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Согласны ли вы с этим высказыванием?

Что значит выражение «воскресить в воображении черты любимого существа»

Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Найдите в тексте отрывок об этом и прочитайте.

Отвечают на вопросы учителя.

Разбирают слова.

Читают.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

7. Вторичный синтез.

Итак, какой же осталась в памяти Николеньки его мама?

У вас на партах лежит план, по нему вы сейчас составите несколько предложений о самом дорогом для вас человеке. Давайте прочитаем его:

1. Черты внешности

2. Выражение лица

3. Отношение ко мне

Вам дается немного времени.

Кто хочет рассказать?

- Мама в жизни каждого человека – это самый дорогой и любимый человек. Это первый человек, которого мы видим, который заботиться о нас всю свою жизнь. Сколько бы ни было нам лет, мама всегда будет считать нас детьми и относиться с трепетом и любовью.

Отвечают на вопросы и выполняют задание.

8. Подведение итогов урока.

Закройте учебники и отложите их на край парты.

О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?

Какое произведение Л. Н. Толстого мы проходили?

Чем является повесть «Детство», частью чего? (частью трилогии)

Что такое трилогия?

Хорошо! Сейчас возьмите листы с красным квадратиком. Вам предлагается выбрать одну из предложенных фраз и продолжить ее, исходя из ваших сложившихся впечатлений об уроке.

    Сегодня я на уроке узнал…

    На этом уроке я похвалил бы себя за…

    После урока мне захотелось…

    Сегодня я сумел…

Отвечают на вопросы.

Подводят итоги.

Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание: Написать небольшое сочинение о маме. В нем можете отразить отношение к маме, описать ее черты, взаимоотношения с мамой и прочее.

Спасибо больше за урок. До свидания!

Записывают домашнее задание.

Прощаются.

Матушка сидела в гостиной и разливала чай; одной рукой она придерживала чайник, другою – кран самовара, из которого вода текла через верх чайника на поднос. Но хотя она смотрела пристально, она не замечала этого, не замечала и того, что мы вошли.

Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый и белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня.

Налево от дивана стоял старый английский рояль; перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротеньком холстинковом платьице, в беленьких, обшитых кружевом, панталончиках и октавы могла брать только arpeggio . Подле нее, вполуоборот, сидела Марья Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло еще более строгое выражение, как только вошел Карл Иваныч. Она грозно посмотрела на него и, не отвечая на его поклон, продолжала, топая ногой, считать: «Un, deux, trois, un, deux, trois» , – еще громче и повелительнее, чем прежде.

Карл Иваныч, не обращая на это ровно никакого внимания, по своему обыкновению, с немецким приветствием подошел прямо к ручке матушки. Она опомнилась, тряхнула головкой, как будто желая этим движением отогнать грустные мысли, подала руку Карлу Иванычу и поцеловала его в морщинистый висок, в то время как он целовал ее руку.

– Ich danke, lieber Карл Иваныч, – и, продолжая говорить по?немецки, она спросила: – Хорошо ли спали дети?

Карл Иваныч был глух на одно ухо, а теперь от шума за роялем вовсе ничего не слыхал. Он нагнулся ближе к дивану, оперся одной рукой о стол, стоя на одной ноге, и с улыбкой, которая тогда мне казалась верхом утонченности, приподнял шапочку над головой и сказал:

– Вы меня извините, Наталья Николаевна? Карл Иваныч, чтобы не простудить своей голой головы, никогда не снимал красной шапочки, но всякий раз, входя в гостиную, спрашивал на это позволения.

– Наденьте, Карл Иваныч… Я вас спрашиваю, хорошо ли спали дети? – сказала maman, подвинувшись к нему и довольно громко.

Но он опять ничего не слыхал, прикрыл лысину красной шапочкой и еще милее улыбался.

– Постойте на минутку, Мими, – сказала maman Марье Ивановне с улыбкой, – ничего не слышно.

Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе. Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Поздоровавшись со мною, maman взяла обеими руками мою голову и откинула ее назад, потом посмотрела пристально на меня и сказала:

– Ты плакал сегодня?

Я не отвечал. Она поцеловала меня в глаза и по?немецки спросила:

– О чем ты плакал?

Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на атом языке, который знала в совершенстве.

– Это я во сне плакал, maman, – сказал я, припоминая со всеми подробностями выдуманный сон и невольно содрогаясь при этой мысли.

Карл Иваныч подтвердил мои слова, но умолчал о сне. Поговорив еще о погоде, – разговор, в котором приняла участие и Мими, – maman положила на поднос шесть кусочков сахару для некоторых почетных слуг, стала и подошла к пяльцам, которые стояли у окна.

– Ну, ступайте теперь к папа, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашел, прежде чем пойдет на гумно.

Музыка, считанье и грозные взгляды опять начались, а мы пошли к папа. Пройдя комнату, удержавшую еще от времен дедушки название официантской , мы вошли в кабинет.

Арпеджо – звуки аккорда, следующие один за другим

Раз, два, три, раз, два, три

Благодарю, милый

Л. Н. Толстой. Отрывок из повести «Детство» - «MAMAN»

Тип урока : изучение нового

Цели:

- образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, познакомить с отрывком из произведения «Детство», совершенствовать навыки чтения, учить находить главную мысль;

- развивающие: развивать умение оценивать свою работу на уроке, умение находить нужный отрывок в тексте, умение анализировать, развивать технику чтения, память, мышление;

- воспитательные: воспитывать самостоятельность, интерес к предмету, понимания глубины к предмету, воспитывать бережное отношение к родному человеку.

Оборудование:

  1. для учителя - презентация, наглядный материал: кроссворд, портрет, учебник.
  2. для учащихся - учебник, раздаточный материал.

Литература:

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение 4 класс, Часть 2, Издательство «Просвещение» 2012г.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения, на котором присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

2. Речевая разминка.

Слайд 1.

Хлынул дождь - и все в горах намокло,
Разбежались по воде круги…
Слышу: через крышу, через стекла
Молят капли:
- Маму береги!

Слышу: листья шепчут за стеною:
«Мама, - это дерево родное!»
Голосом отца твердит земля:
«Мать - весь мир, и рощи, и поля».

Яростно бушует непогода,
В черном небе не видать ни зги…
Грохот грома - голос твой, природа,
Просит каждый час любого года:
«Душу мира, маму, береги!»

Прочитайте медленно. Быстро. С интонацией удивления. Прочитаем выразительно.

Как вы поняли смысл фразы «…не видать ни зги…»? (сплошной мрак)

3.Самоопределение к деятельности

Слайд 2.

Чей портрет перед вами? (Л. Н. Толстой)

Это Лев Николаевич Толстой - один из величайших писателей мира.

Какие произведения Л.Н. Толстого вы знаете? («Косточка», «Филиппок», «Лев и собачка», «Азбука» и др.)

Слайд 3 (видео)

  1. Постановка темы и целей урока.

А теперь чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам необходимо отгадать кроссворд (на доске).

Слайд 4(кроссворд)

  1. Мы в беде друг другу помогаем,
    Вместе делаем уроки и играем,
    Вместе ходим на прогулку, в магазин.
    Когда нет тебя, то я один.
    Приходи скорее, я скучаю,
    В игры без тебя я не играю.
    Мне общение с тобою очень нужно,
    Так как крепкая у нас с тобою…(дружба)
  1. Из компании один

Очень славно пошутил,

Все схватились за живот,
Этим залился народ (смех)

  1. Мы когда все вырастаем

Вспоминаем лишь одно

Как нам мама дорогая

Отдавала все…(тепло)

  1. Детская игра, в которой игроки пытаются осалить друг друга рукой. (Салочки)
  2. Детская игра, в которой водящий ищет всех игроков, которые в свою очередь очень хорошо спрятались. (прятки)
  3. В это верят дети, а иногда и взрослые (волшебство)
  4. Мама в детстве заставляла

Весь сначала скушать суп

Ну а их мне не давала

Чтоб не заболел мой зуб (сладости)

Посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали? (Детство)

Как думаете, какое произведение мы сегодня с вами будем изучать? («Детство»)

Слайд 4.

Прочитайте название темы урока. (Л. Н. Толстой «Детство»)

Как вы думаете, какие цели мы на уроке поставим?

Мы с вами сегодня на уроке прочитаем одну из глав автобиографической трилогии Льва Николаевича Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

Ребята, а что такое автобиографическая трилогия? (ответы детей)

Автобиографическая, события происходившие с автором на самом деле.

Трилогия - это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.

5. Первичный синтез.

Послушаем аудиозапись (отрывок)

Слайд 5 (Аудиозапись)

Назовите главного героя в произведении? (Николенька)

А как вы думаете, если эта повесть автобиографическая, то на кого похож Николенька? (на самого автора)

Верно! Описывая свою жизнь, Л. Н. Толстой сделал главным героем Николеньку, назвал им себя.

Давайте проведем словарную работу. Посмотрите на экран. Здесь ряд слов из произведения. Как вы их объясните?

Слайд 6

1) холстинковое платьице

2) панталончики

3) кацавейка

4) Maman

6. Чтение и анализ.

Сейчас прочитаем отрывок из повести.

(читают дети по цепочке)

Когда происходят события в произведении, в каком веке?

Поэтому многие слова, которые вы видите в тексте, уже не употребляются в наше время.

Обратите внимание на название произведения. Почему название, да и многие фразы героев произведения звучат на французском языке, как вы думаете? ((многие разговаривали на французском языке)

Какой представляется мама в воображении сына? Найдите этот отрывок в тексте и прочитайте. (с.113 Когда я стараюсь вспомнить матушку …)

Кого еще вспоминает Николенька? Смотрим по ходу текста (Сестру)

Какая она? Какой он ее вспоминает? (из текста) (с.113 Ей было 11лет …)

Хорошо, кто сидит рядом с его сестрицей? (Марья Ивановна)

Кем она является? (учитель музыка)

Найдите в тексте, как Толстой передал ее характер? (с. 113 Подле неё, вполуоборота …)

Кто такой Карл Иваныч?

Он гувернер ребята. Кто такой гувернер? (ответы)

(Воспитатель детей в состоятельных семьях в дореволюционное время, обычно иностранец.)

Как думаете, почему он разговаривал на немецком языке? (ответы)

Ребята, в то время большинство гувернеров были иностранцами. Карл Иваныч был немцем, он обучал Николеньку немецкому языку.

Объясните, как вы понимаете фразу «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». (Легче на душе)

Согласны ли вы с этим высказыванием?

Что значит выражение «воскресить в воображении черты любимого существа»

Справедливо ли утверждение о том, что воспоминание о маме, ее улыбке может скрасить жизнь человека? Найдите в тексте отрывок об этом и прочитайте. (с. 114 Когда матушка улыбалась…)

7. Вторичный синтез.

Итак, какой же осталась в памяти Николеньки его мама? (Глаза, выражающие доброту и любовь; нежная рука, которая часто ласкала его)

Слайд7 (план)

По плану составьте несколько предложений о самом дорогом для вас человеке. Давайте прочитаем его:

1. Черты внешности

2. Выражение лица

3. Отношение ко мне

Вам дается немного времени.

Слайд 8 (Чайковский «Времена года»)

Кто хочет рассказать?

Мама в жизни каждого человека - это самый дорогой и любимый человек. Это первый человек, которого мы видим, который заботиться о нас всю свою жизнь. Сколько бы ни было нам лет, мама всегда будет считать нас детьми и относиться с трепетом и любовью.

8. Подведение итогов урока.

О каком писателе мы с вами сегодня говорили на уроке?

Какое произведение Л. Н. Толстого мы изучили?

Чем является повесть «Детство», частью чего? (частью трилогии)

Что такое трилогия? (Трилогия - это три произведения одного автора, где второе и третье являются продолжением первого.)

Слайд 8