» » ««Личность и государство» в произведении Замятина «Мы». ««Личность и государство» в произведении Замятина «Мы» Е.Замятин

««Личность и государство» в произведении Замятина «Мы». ««Личность и государство» в произведении Замятина «Мы» Е.Замятин

В наше время Евгений Замятин известен, прежде всего, как автор фантастического романа-антиутопии «Мы». Написанный в 1920 году, в России он был опуб-ликован лишь в 1988 году. В романе «Мы» предстает перед нами фантастический и гротесковый вариант общества будущего. Это — странный, и пугающий мир, отгороженный от всего живого глухой стеклян-ной стеной. Мир Единого Государства.

Главное в сюжете романа — предупреждение о воз-можности превращения человека в безликий вин-тик — деталь большого механизма. Опасность состоит в том, что осуществляется это превращение под лозун-гом всеобщего блага, гарантированного в случае, если человек откажется от себя ради воли Единого государ-ства. Несмотря на то, что роман принято считать фан-тастическим, нельзя сказать, что описанные в нем события — полный вымысел. Скорее, Замятин довел до логического завершения идею построения коммуни-стического — «идеального» — общества. Уравненные жители Единого Государства счастливы: они живут по строго регламентированному режиму, свободны от ответственности за свою жизнь, вверенную попечени-ям Хранителей, строго контролирующих каждый шаг своих подопечных (так и напрашивается слово «заключенных»). Обезличенные «нумера» живут в одинаковых домах с прозрачными стенами, едят оди-наковую синтетическую пищу, носят одинаковую одежду. Организованное строительство Интеграла, который должен наполнить счастьем всю вселенную, вызывает ассоциации со строительством коммунизма в СССР, который должен «победить во всем мире». Ис-кусство также находится в полной государственной власти, прославляя во всех своих жанрах политику государства, главных деятелей страны, воспевая имеющий место образ жизни: «Наши поэты с нами в ногу идут под строгий механический марш Музы-кального завода». Здесь тоже нельзя не вспомнить ис-кусство советского периода, проходившего строгую цензуру, которая объявляла антинародным любое произведение, не вписывающееся в общепринятые каноны.

Один из обезличенных жителей Единого Государ-ства — нумер Д-503, получил шанс выйти из сплочен-ных рядов однородной массы сограждан. Ему дове-лось познать чувства, запрещенные принятыми пра-вилами — любовь, страсть, волнение, страх, прикоснуться к тому, что называется свободой. Но то-талитарное государство беспрестанно внушает: общее выше отдельного, миллион больше единицы, «смире-ние — добродетель, а гордыня — порок».

Замятин насмехается над уравнительной моралью Единого Государства: «Мы — счастливейшее среднеарифметическое... Как это у вас говорится: проинтег-рировать от кретина до Шекспира...», иронизирует по поводу «благодетельного ига государства». Рассужде-ния насчет «Я» и «Мы» — одно из главных мест рома-на. С детства нам внушают: человек не может жить вне общества, он не свободен от общества, но Замятин доказывает в своем произведении, что само общество, подавляющее личность, не имеет права на существо-вание.

События, которые теперь уже можно назвать исто-рическими, подтвердили опасения писателя о нега-тивном влиянии тоталитарного государства на лич-ность. В истории нашего народа имело место и объеди-нение в коммуны, где все было общее, и коллективизацию. Был у России и свой «Благоде-тель», окруженный сонмом всевидящих Хранителей. Фантастика иногда может становиться реальностью. Но по законам человеческого развития, всегда суще-ствуют индивидуумы, сопротивляющиеся подавляю-щей системе. Способность и желание чувствовать, лю-бить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. И уже никакие стены не смогут оста-новить тех, кто любой ценой отстаивает свою свободу.

Человеку свойственно задумываться о будущем, пытаться разглядеть его очертания. Сколько писателей в разные исторические эпохи пытались приот-крыть завесу, за которой скрывается бу-дущее, пытались предугадать то, что не дано знать никому: Кампанелла («Город Солнца»), романы Жюля Верна, Н. Г. Чер-нышевский «Что делать?» и другие.

Таким писателем-фантастом был и Е. Замятин. Неудовлетворенность на-стоящим, советской действительнос-тью заставила его задуматься о том, ка-ким должно быть будущее, чтобы люди чувствовали себя счастливыми, чтобы осуществили свои надежды, реализо-вали идеалы? Один из возможных отве-тов на этот вопрос — знаменитый «чет-вертый сон» Веры Павловны из романа Чернышевского.

Замятин как будто специально повто-ряет описание этой, одной из классиче-ских утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла.

В романе «Мы» в фантастическом и гротесковом облике предстает перед читателем возможный вариант общест-ва будущего. Приводится мечта сильных мира сего: «Жизнь должна стать строй-ной машиной и с механической неиз-бежностью вести нас к желанной цели». К сожалению, в таком обществе очень много того, что предвещает писателю современная реальность. Перед нами разворачивается «математически со-вершенная жизнь» Единого Государства. Символический образ «огнедышащего интеграла», чуда технической мысли и, одновременно, орудия жесточайшего порабощения, открывает книгу. Бездуш-ная техника вместе с деспотической вла-стью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспи-тали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-«нумеру», лишенному имени, было вну-шено, что «наша несвобода» есть «наше счастье» и что это «счастье» — в отказе от «я» и растворении в безличном «мы». Внушено, что художественное творче-ство — «уже не беспардонный соловьи-ный свист», а «государственная служ-ба». А интимная жизнь рассматривает-ся как государственная обязанность,

выполняемая сообразно «табелю сек-суальных дней».

Роман Замятина — предупреждение о двойной опасности, грозящей челове-честву: гипертрофированной власти ма-шин и государства. «Однотипность» без-раздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества. Это обес-печивается совершенной техникой и не-дремлющими очами «хранителей».

Сочинение Замятина проникнуто раз-думьями о российской послереволюци-онной действительности. В нем угады-ваются сокровенные мысли о возмож-ных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистичес-кой идеи.

Отношение к политике «военного ком-мунизма» стало камнем преткновения для писателя. Эта политика, предусмат-ривающая централизацию политичес-кой и экономической жизни в стране, ряд жестоких мер, была временной и вынужденной в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи. Но За-мятину (и не только ему в ту пору) пред-ставлялось, что другого выбора не бу-дет и что людям навязана единственная модель дальнейшего движения — но-вый вариант тоталитаризма.

Роман Замятина приобрел особую це-ну как предупреждение о возможных ис-кажениях социализма, об опасности уклонений от демократического пути и насилия над человеческой личностью. Последующие события отечественной и мировой истории показали, что трево-ги писателя не были напрасными. Наш народ пережил и горькие уроки коллек-тивизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой.

Очень многие сцены романа застав-ляют вспомнить недавнее прошлое. Манифестация в честь Благодетеля, официозные, единогласные выборы, «хранители», которые следят за каждым шагом человека. Но Замятин показыва-ет, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнориру-ется человеческое «я», где единоличная власть является неограниченной, воз-можен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют

фантазию — последнее, что заставляло

его поднимать гордо голову, чувство-вать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умрет при любом режи-ме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу.

У Замятина в романе есть мысль, не-обычная для многих наших современни-ков. Писатель настаивает на том, что не су-ществует идеального общества. Жизнь — это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы наблюдаем разлагающее время застоя.

Есть в романе еще одна тема, созвуч-ная сегодняшнему дню. Это экология. «Антиобщество», изображенное в кни-ге, несет гибель естеству жизни, изоли-руя человека от природы. Автор мечта-ет выгнать «обросших цифрами» людей «голыми в леса», чтобы они учились там у птиц, цветов, солнца. Только это, по мнению автора, может возродить внут-реннюю сущность человека.

Автор романа «Мы», как любой круп-ный художник, обращался к «вечным ценностям» даже в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был принят. Очень дорого обошлись нам легкомыслие и обидчивость тогдашних идеологов по отношению к мыслям и сомнениям За-мятина. Автор на своих «запретных» страницах выстраивает непрерывную цепочку времени, не прослеживая кото-рую нельзя понять ни настоящего, ни бу-дущего. Произведения, подобные рома-ну «Мы», пробившиеся к нам из небытия, позволят «по-новому» взглянуть на со-бытия истории, осмыслить роль челове-ка в них. «Мы» — предостережение про-тив отказа сопротивляться, если челове-ческое сообщество хотят превратить в совокупность «винтиков». Такие произ-ведения «выдавливают» из человека рабство, делают его личностью.

Уезжая в эмиграцию, Замятин (как он об этом писал Сталину) надеялся, что, может быть, вскоре вернется, — «как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без при-служивания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова». Замя-тин смог вернуться на родину лишь с концом «ига разумами началом распа-да Единого Государства. Посмертно.

МОУ средняя общеобразовательная школа № 40

Экзаменационный реферат по литературе

Проблема личности и государства в романе

Е.И. Замятина «Мы».

Проверила: Пашина Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Выполнила: Боровая Марина, ученица 11 Г класса

1) Введение…………………………………………………......3-4

2) Личность и государство в романе Замятина «Мы»………5-10

3) Заключение…………………………………………………10-12

4) Список литературы…………………………………………13

ВВЕДЕНИЕ .

Евгений Иванович Замятин – писатель-прозаик (1884-1937), родился в Лебедяни Тамбовской губернии в семье священника. Замечательно учился в школе и кораблестроительном институте. В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении, что говорит о его неравнодушном отношении к судьбам людей. Печатать свои произведения Замятин начал в 1908 году, за некоторые повести привлекался к уголовной ответственности, потому что властям не понравилась такая правда. В 1931 году Замятин сказал Сталину: «Привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой». Это действительно определяло позицию Евгения Ивановича как настоящего гражданина своей страны. Но из-за преследований он вынужден был оставить родную страну и уехать за границу в 1931 году.

Замятин – один из немногих людей, который не отверг революцию с порога. В студенческие годы, во время первой русской революции, принимал участие в революционном движении. Он считал, что изменения к лучшему. Но, поняв к чему ведет Советская власть, Евгений Иванович начинает бороться с такими изменениями.

Написанный в 1920 году, роман Замятина с 1921 года получил широкое хождение в рукописных списках - настолько широкое, что литературная критика 20-х годов полемизировала на журнальных страницах с этим еще не опубликованным романом. Этот роман стоит одним из первых в ряду антиутопий ХХ века. Это произведения о будущем, которые рисуют его отнюдь не идеальным и светлым. Они предсказывают такое устройство общества, при котором человеческая личность будет обесценена, подавлена властью машин или политической диктатурой. Особенно близким к роману Замятина «Мы» кажется роман Джона Оруэлла. Однако сам автор утверждал, что познакомился с книгой Замятина уже после того, как написал свою. Видимо, это действительно так и свидетельствует, прежде всего, о том, насколько чутко и точно реагировала свободная писательская мысль на опасность, таящуюся в социалистических утопиях об идеальном устройстве человеческого общества.

Существует точка зрения, что роман Замятина навеян не одними реалиями после октябрьской России, что Замятин предупреждал не только и даже не столько об опасности грядущего тоталитаризма, но еще больше об опасности возрастающей власти вещей, техники, прогресса. Спорить об этом нет смысла. Замятин действительно видел оборотные стороны западной цивилизации. Свидетельством может служить, например, полная иронии повесть «Островитяне», написанная в Англии и об Англии. И все же в 1920 году, в терзаемой военным коммунизмом России Замятина тревожила, надо думать, не будущая власть вещей и машин над людьми, а уже в те дни наступавшая на человека власть тоталитарного государства. Он понимал, что она более реальная и более опасная угроза человеческому будущему. И главный смысл его предостережения направлен именно против любой формы диктатуры. Машины, мир вещей в его антиутопии, лишь орудие для Единого Государства. Замятин представлял, конечно, что сами по себе они не несут опасности: важно, чему они служат.

Показанная в романе форма – Единое Государство – «идеальное» государство. Но Замятин считает, что идеального государства не существует, а жизнь - это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, человеческая личность постепенно начинает умирать. Автор романа “Мы” принадлежит к тем крупным писателям, кто призывал нас обратить внимание на вечные ценности и не забывать о них в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия. В свое время роман не был принят. Но сейчас вернувшиеся к нам из небытия произведения, подобные роману “Мы”, быть может, позволят “по-новому” взглянуть на события истории, осмыслить роль человека в них. “Мы” - предостережение против отказа сопротивляться, если человеческое сообщество хотят превратить в совокупность “винтиков”, нравственные ценности заменить “грандиозным вселенским уравнением”, а из всех линий оставить только одну - прямую.

В романе «Мы» писатель пытается изучить и разоблачить власть, веря в силу писательского слова, в возможность исправить русскую революцию. Но действительность 20-го века в СССР превзошла все самые худшие опасения Евгения Ивановича Замятина. После написания романа-антиутопии, произведения Замятина были запрещены, а сам Евгений Иванович попросил разрешения у власти уехать за границу во Францию, в надежде на то, что сможет вернуться, когда к словам писателя будут относиться лучше. Но, к сожалению, он так и не дождался этого дня и умер в Париже в 1937 году.

По ходу написания реферата я попытаюсь глубоко рассмотреть созданную автором модель Единого государства, раскрыть проблему взаимоотношений личности и государства, показать, что благополучная жизнь людей не может быть построена на отказе от собственной личности, показать, что человек не может быть пешкой в чьих-то руках.

Тема реферата интересна тем, что глубоко изучив содержание романа, рассмотрев созданную автором гротескную модель Государства, мы приходим к пониманию основной идеи романа: человеческая природа не выносит безличного существования.

ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО В РОМАНЕ Е.И.ЗАМЯТИНА «МЫ».

Роман Евгения Ивановича Замятина « Мы » - знаменитый роман- -антиутопия. Был создан в Петрограде в 1920-1921 годах. Сразу после написания был запрещен, напечатан только ближе к 1990-м годам. «Мы» - наиболее значимое произведение жанра антиутопии в русской литературе.

На первых страницах романа «Мы» предстает идеальное государство, в котором все счастливы, никто ни в чем не нуждается. С первого взгляда это действительно так: все находятся в равных условиях, избегая таких порочных чувств, как зависть, злость и так далее. В реальной жизни советское правительство действительно пытаясь уравнять людей. Но стали ли они счастливее?

Октябрьская революция в начале 20-го века породила в мыслях людей надежду на счастливое будущее. Многим казалось, что революция изменит их жизнь в лучшую сторону. Поэтому в произведениях части писателей той эпохи читались утопические мотивы. Другая же часть народа раньше осознала, к чему ведет социализм. И привел он к ужаснейшим кровавым войнам мирового масштаба, революциям, бурному росту промышленности. Все это обесценило человеческие личности, превратило людей в подобие механизма, в котором нет незаменимых частей.

Замятин в своем романе «Мы» показывает будущее, опираясь на реальность. А в реальности люди вряд ли счастливы, ведь каждый день их жизни угрожает опасность: физическая расправа, голодная смерть, лагеря в исправительных учреждениях и другие. В книге показана модель будущего, в котором люди обеспечены всеми материальными благами. У такого человека нет ни чувства голода, ни страха. Но в этом государстве нет свободы, оно напоминает остров, огороженный Зеленой Стеной. И счастье здесь искусственное. Граждане Единого Государства достигли совершенства материального, но духовно и социально они деградировали. Правитель этого государства сделал из людей рабов с «нумером» вместо имени, превратил их в часть механизма государственного управления.

Перед главным героем романа Д-503 предстает картина всеобщего равенства, идеального общественного устройства: «Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой. И я – мы, четверо, - одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке». Люди в униформе, лишенные имен, не отличаются друг от друга ни внешне, ни внутренне. «Нам нечего скрывать друг от друга», - а что скрывать, если люди одинаковые? Все действия людей предписаны Часовой Скрижалью. Но ведь если народу свободу действий, то вряд ли все будут знать, что делать, а соответственно не будут счастливы. Так в Едином Государстве господствует всеобщее «математически безошибочное счастье». Это счастье лишь материальное. Ради того, чтобы быть всегда сытым, не быть усталым, люди отказались от свободы выбора, собственных стремлений, желаний, привязанностей, отказались от собственной личности. Здесь нет человека, как такового, здесь только «нумер». Жизнь здесь перестала быть высшей ценностью, цели есть важнее, чем жизнь «нумера».

Духовную жизнь государство подавляет. Любовь свелась к физиологии, к «приятно - полезной функции организма». Так Единое Государство лишило человека привязанностей, чувства родства, потому что всякие прочные связи, кроме связи с Единым Государством, преступны. Нумера никак не связаны друг с другом, соответственно, ими легко управлять. Зеленой Стеной люди отгорожены от внешнего мира, свою жизнь им не с чем сравнивать. Создана Единая Государственная Наука, механическая музыка и государственная поэзия. Вот приведены названия произведений Единого Государства: трагедия «Опоздавший на работу», «Цветы судебных приговоров», «Стансы о половой гигиене».

Даже подавив личности людей, Единое Государство не чувствует себя в безопасности, поэтому созданы: Бюро Хранителей, Операционное Бюро с его Газовым Колоколом, и Великая Операция. Доносительство возведёно в ранг добродетели.

Жители этого государства считают, что жизнь без свободы – это счастье. Поэт R-13 рассуждал так: «Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу – и что же: понятно – потом века тосковали об оковах. И только мы снова догадались, как вернуть счастье…». Но разве «Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители» - это счастье?

Правительство Единого Государства хочет, чтобы о существовании такого счастливого места на Земле узнали все. Для этого создается Интеграл. «Тысячу лет тому назад ваши героические предки покорили власти Единого Государства весь земной шар. Вам предстоит еще более славный подвиг: стеклянным, электрическим, огнедышащим ИНТЕГРАЛОМ проинтегрировать бесконечное уравнение вселенной. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на других планетах, - быть может, еще в диком состоянии свободы. Если они не поймут, что мы несем им математически-безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми. Но прежде оружия – мы испытываем слово». Именно с помощью слова Единое Государство подчиняет народ своей воле, оправдывает насилие и рабство, заставляет верить, что отсутствие свободы – это и есть счастье. Так же правительство хочет поступить и с другими существами, а если не получится, то есть Газовый Колокол, Великая Операция.… А пока: «От имени Благодетеля объявляется всем нумерам Единого Государства: Всякий, кто чувствует себя в силах, обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства. Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ. Да здравствует Единое Государство, да здравствуют нумера, да здравствует Благодетель!» Некоторые из этих сочинений точь-в-точь передают лозунги первых лет революции - о торжестве братства, труда и свободы, о победе мировой Революции, о распространении диктатуры пролетариата и социализма на всё или хотя бы близлежащие государства... Рядом с Интегралом завязываются все сюжетные действия.

Автор с первых страниц высмеивает принципы Единого Государства: «Я снова свободен, то есть, вернее, снова заключен в стройные, бесконечные, ассирийские ряды», «самая трудная и высокая любовь – это жестокость», «Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья». Здесь жестокость – проявление любви, а по-настоящему добрые чувства, личные качества – преступления. Люди не могут просто существовать, пусть они и полностью обеспечены, поэтому рано или поздно человеческие качества вырвутся на свободу. Как это произошло и с Д-503 – математиком, боготворящим «математически безошибочное счастье», «математически совершенную жизнь Единого Государства», «квадратную гармонию». Цель его жизни - «проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение», «разогнуть дикую кривую, выпрямить её по касательной - асимптоте - по прямой. Потому что линия Единого Государства - это прямая, мудрейшая из линий». Д-503 живет очень разумно по меркам Единого Государства, в его действиях видна механичность. Но единственное, что его мучает – это фантазии – задатки преступника. Он думает о том, что «инстинкт несвободы издревле органически присущ человеку». Д-503 пытается обосновывать несвободу граждан Единого Государства математическими методами: «Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как… ну, как движение аэро и его скорость: скорость аэро = 0, и он не движется; свобода человека = 0, и он не совершает преступлений. Это ясно. Единственное средство избавить человека от преступлений – это избавить его от свободы». Д-503 чувствует себя ничтожным по отношению ко всему Государству, но с течением времени, герой обнаруживает внутри себя целую Вселенную. К Д-503 часто лезут в голову мысли о том, что люди не одинаковы, что есть в мире что-то не поддающееся логике, здравому смыслу. И герой думает о том, что не похож на всех, что он не идеальный нумер. Например, у него волосатые руки – «капля лесной крови». И эта человеческая природа неподвластна Единому Государству. После встречи с I-330 жизнь Д-503 изменилась. Герой стал чувствовать по-другому, воспринимать действительность иначе. Что-то в лице I-330 напоминает икс, то есть неизвестное. При разговоре с I, речь Д-503, обычно спокойная и размеренная, начинает сбиваться, наполняется повторами. Для Д-503 открылась новая сторона его самого, до этого неизвестная. «…Не было Единого Государства, не было меня. Были только нежно-острые, стиснутые зубы, были широко распахнутые мне глаза – и через них я медленно входил внутрь все глубже. И тишина – только в углу – за тысячи миль – капают капли в умывальнике, и я – вселенная, и от капли до капли – эры, эпохи…». Любовь к I-330 привела к страшной «болезни» - образованию души. Эта история любви пронизывает все повествование. Героиня I-330 выталкивает Д-503 из привычной жизни в другую реальность. Их любовь друг к другу независимо от «розовых талонов» - все это идет против Единого Государства, говоря о том, что человеческую природу и свободу выбора никак нельзя уничтожить.

Внутренний мир Д-503 сильно меняется после встречи с I-330 в Древнем Доме. Обстановка дома его раздражает: «Я с трудом выносил этот хаос. Но у моей спутницы, по-видимому, более крепкий организм». «Мне пришла идея: ведь человек устроен так же дико, как и эти вот нелепые «квартиры» - человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза». Сомнение, что человек не должен подчиняться приходит к Д-503, но он его пытается отогнать. Изменения, произошедшие с героем, не позволяют ему донести на I-330. Он оправдывает свой поступок тем, что устал, потом тем, что был занят. Даже когда Д-503 попытался донести на I-330, у него ничего не вышло.

Мироощущение героя меняется, теперь он чувствует не себя маленькой частью вселенной, а наоборот - вселенную ощущает в себе. Доктор сделал вывод: «По–видимому, у вас образовалась душа». После этого заявления все восприятие мира стало другим, Д-503 теперь замечает вещи, на которые раньше не обращал внимания. Все, что казалось неправильным, странным, становится должным, тем, без чего жизнь проходит зря. «…Эта нелепая «душа» – так же реальна, как моя юнифа, как мои сапоги – хотя я их и не вижу сейчас. И если сапоги не болезнь – почему же «душа» болезнь?».

Так герой вступает в непримиримый конфликт не только с Единым Государством, но и самим собой. Герой романа - человек с пробуждающейся душой. И Д-503 такой не один, идет речь об «эпидемии души». Логичному, справедливому Единому Государству противостоит пробуждающаяся душа. Душа, которая делает человека человеком, способным чувствовать, любить, сострадать.

Все нумера в Едином Государстве ограничены со всех сторон: перемещения – Зеленой Стеной, образ жизни – Скрижалью, научная жизнь – Единой Государственной Наукой, которая не ошибается. Можно, казалось бы, вырваться в космос. Но Интеграл несет в иные миры «трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства». Полет Интеграла – это стремление подчинить Вселенную воле Единого Государства.

По мере написания романа точка зрения автора меняется. Писатель, бывший просто создателем текста, становится творцом своей действительности. Дневник Д-503 становится теперь еще одним персонажем романа (рукопись лежит на столе, она раскрывается, на неё падает слеза О - 90, на неё бросает свои чулки I - 330, герой вынужден скрывать написанное от постороннего взгляда), он теперь влияет на судьбы действующих лиц, в том числе и на судьбу самого автора. Рукопись читают, о ней доносят, она становится причиной провала заговорщиков, основой предположений I - 330 о предательстве Д - 503, воплощением внутреннего преображения Д - 503.

«Чулки - брошены у меня на столе, на раскрытой 193-й странице моих записей. Второпях я задел за рукопись, страницы рассыпались и никак не сложить по порядку, а главное - если и сложить, всё равно - не будет настоящего порядка, всё равно - останутся какие-то пороги, ямы, иксы». Падение дневника символически выражает беспорядок мыслей. Падая, рукопись рассыпается на отдельные, не связанные друг с другом фрагменты, утрачивая, таким образом, художественную целостность. После появления у Д - 503 «неизлечимой души» развёртывается трагическая история его «гибели». Возникшая многомерность его сознания становится одномерной при помощи Великой Операции, используемой в Едином Государстве как радикальный метод воздействия на жителей. Предчувствуя это, Д - 503 прощается с читателями: «Я ухожу - в неизвестное. Это мои последние строки. Прощайте - вы, неведомые, вы, любимые, с кем я прожил столько страниц, кому я, заболевший душой, - показал всего себя, до последнего смолотого винтика, до последней лопнувшей пружины... я ухожу»; «Я не могу больше писать - я не хочу больше!».

Еще один главный герой романа – I-330 всем своим поведением бросает вызов Единому Государству: «…я не хочу, чтобы за меня хотели другие, а хочу хотеть сама». Под ее влияние попадает не только Д-503, но и поэт R-13, и доктор, выдающий липовые справки, и даже один из Хранителей. И многие другие люди чувствуют потребность в свободе: О-90 вдруг ощутила потребность в простом человеческом счастье, в счастье материнства; женщина, что бросилась через строй к одному из арестованных; и тысячи, что попытались проголосовать «против» в День Единогласия; и те, кто пытался захватить Интеграл; и те, кто взорвал Стену; и те дикие, живущие за Зеленой Стеной, чудом уцелевшие после Двухсотлетней войны, назвавшие себя Мефи. Каждого из этих героев Замятин наделяет какой-либо выразительной чертой: брызжущие губы и губы-ножницы, двояко изогнутая спина и раздражающий икс. Это показывает, что все люди разные, что они не могут поступать одинаково, то есть так, как им говорят.

Заговор и восстание против Единого Государства становится кульминационным событием сопротивления человека против несвободы. Возглавила это движение I-330. Это восстание во имя любви, во имя права на собственные чувства и пристрастия, во имя возвращения к естественной жизни.

Мир в романе Замятина дан через восприятие человека с пробуждающейся душой. И если в начале книги автор, доверяя повествование своему персонажу, все же смотрит на него отстраненным взглядом, часто смеется над ним, то постепенно их позиции сближаются: нравственные ценности, которые исповедует сам автор, становятся все более и более дороги герою.

Д - 503 невольно становится участником заговора, чуть было не помогает восставшим захватить космический корабль, но из-за доноса Ю замысел бунтовщиков оказывается раскрытым, и Единое Государство находит средства окончательно усмирить своих граждан. Тем не менее, в Зелёной Стене, отделяющей Единое Государство от остального мира, возникает свободное пространство. Стену передвигают, то есть Единому Государству приходится отступить, а кое-кому удаётся бежать из-под «благодетельного ига».

Но финал романа мрачен. Рассудочная и бездушная машина Единого Государства одолевает сопротивление. Разработана и осуществлена операция по удалению у человека фантазий, а с ней и всего человеческого - живых переживаний, воображения. В конце романа Д-503, наконец, излечивается от приступов своей болезни: над ним совершают «Великую операцию» - удаление «центра фантазий», путём «троекратного прижигания» Х - лучами «жалкого мозгового узелка». Математическая организация человечества переносится внутрь человеческого сознания - своего рода торжество «генной инженерии», революционное вмешательство государства в строение личности, в ход её творческой деятельности, эмоциональной сферы, нравственности. Совершеннейшие, изысканные формы насилия над человеческим «я»; уничтожение вместе с фантазией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое - оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы. Становится и жертвой I - 330. Она попала в Газовый Колокол. О- 90 - единственно спасшаяся душа, она обрела свободу и себя благодаря священному вечному долгу человека, благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера». Она уходит за Зелёную Стену. Ребёнок, который должен у неё родиться, символизирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противостояние злу в эпоху Единого Государства - трагическое противостояние.

Последняя запись в романе сделана уже «новым героем»: «от прежнего» сохранился только почерк. «Новый» Д - 503 абсолютно счастлив. Отношения между строителем Интеграла и рукописью меняются. Писатель не узнаёт собственной работы: «Неужели я, Д-503, написал эти двести двадцать страниц? Неужели я когда-нибудь чувствовал - или воображал, что чувствую это? Почерк - мой. И дальше - тот же самый почерк. Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты». Теперь, когда «из головы Д-503 вытащили какую-то занозу», он вновь возвращается к «ясному» взгляду на мир, к первоначальному типу текста.

На следующий день после операции он явился к Благодетелю и рассказал обо всём без каких-либо нравственных затруднений. Он спокойно наблюдал пытки, которым подвергли I-330 и других заговорщиков. Герой полагает, что восстание удастся подавить. «Я надеюсь - мы победим. Больше: я уверен - мы победим. Потому что разум должен победить». Остается открытым вопрос: чей разум должен победить? Человека с душой или Единого Государства?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Среди тех, кто возвращается сегодня в русскую литературу - Евгений Иванович Замятин. Ему не удалось «прорваться» к читателю в 60-е годы «оттепели» - когда вновь зазвучали, казалось, ушедшие в небытие голоса Ахматовой, Цветаевой, Есенина, Платонова, Грина, Зощенко, когда только начала приоткрываться завеса над тем, что было создано в «катакомбный» период в развитии нашей культуры, а явление «Мастера и Маргариты» заставило убедиться в том, что «рукописи не горят». Творчество Замятина и в те годы оставалось за семью печатями - столь еретическим оно представлялось тем, от кого в те годы зависела судьба нашего наследия.

Вопрос о том, какие явления, события XX века предвидел Замятин, возникает сам собой при чтении его романа, ибо писатель не только изобразил в условно-фантастической форме победу техники над человеком (об этом заставил писателя задуматься увиденный им в Англии процесс бурного развития науки и техники), но и сумел предсказать тот социально-политический режим, который называется тоталитарным.

Есть все основания рассматривать роман «Мы» не только как роман о романе, как роман психологический, любовный, философский, но и как роман исторический: законы развития человеческой истории чрезвычайно интересны Замятину.

Художник же, способный видеть целое раньше частей, общее прежде частного, главное, сущностное через множество деталей, предвидел ход общественного развития России на многие десятилетия вперёд. Мы узнаём на страницах романа «Мы» советскую историю - на протяжении свыше семидесяти лет. «Индустриализация» и «коллективизация», голод, «культурная революция» под контролем аппарата, политические процессы против «врагов народа» и инакомыслящих, единогласные выборы, «нерушимое единство партии и народа», культ Личности (И.В. Сталина), «холодная война», Берлинская стена, страна, превращённая в единый архипелаг ГУЛАГ и наполняющие лагеря миллионы под безликими номерами: Щ - 854 (знаменитый герой Солженицына - Иван Денисович) или Щ - 202 (сам А.И. Солженицын). Вспомним и «гениальные» афоризмы Сталина, заполнявшие десятилетиями умы советских людей: «Техника решает всё», «Кадры решают всё», «Писатели - инженеры человеческих душ», «Жить стало лучше, жить стало веселее», - и поймём, как много в нашей жизни было предсказано романом Замятина «Мы».

Роман «Мы» можно назвать романом-предостережением. Предостережением против такого будущего, каким оно станет, если всё пойдёт так, как началось. Эти опасения писателя имели под собой серьёзные основания. Революционное общество действительно было готово отвергнуть всю общечеловеческую культуру, мораль и психологию именно индивидуальную. А новую культуру, новую мораль и психологию представляли сплошь коллективистскими, совершенно не связанными с миром личности. Да и саму «новую» общественную массу представляли обезличенной, лишенной индивидуальных переживаний, знающей только классовые чувства.

Не исключено, что Замятин прямо пародировал эти идеи. Но дело далеко не только в них. Родившийся как предостережение против социальных и идейных крайностей, роман «Мы» важен не самой лишь критикой этих крайностей, имеет не просто историко-литературное значение. Он продолжает жить, ведь он причастен к острейшим, не теряющим напряжения проблемам века.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1) Акимов В.М. Человек и Единое Государство: Возвращение к Е. Замятину. – Акимов В.Н. Перечитывая заново Л., 1989г.

2) А.Н. Архангельский, Д.П. Бак, Е.А. Шкловский Все герои произведений русской литературы. -М.: АСТ, 1997г.

3) Павловец М.Г., Павловец Т.В. Е.И. Замятин. «Мы». Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. М.: Дрофа, 2000г.

4) Скороспелова Е.Б. Перечитывая классику. Замятин и его роман «Мы». – М.: Изд-во МГУ, 1998г.

5) От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в ВУЗы.2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1995г.

Е.Замятин. Роман "Мы".

Евгений Иванович Замятин

(1884 – 1937гг.)

Цели урока:

Образовательная:

Рассмотреть концепцию личности, отношения государства и личности в романе; проанализировать, как автор решает проблему выбора "я" и "мы"; выявить основные черты антиутопии; “погружение” и “вживание” в созданный автором мир романа: попробовать понять, как передал Е. Замятин проблемы ошибочного выбора развития страны, боролся за сохранение человека и утверждение человеческих ценностей; сопоставление событий 20-30 годов в стране, возникновение тоталитарных режимов и сюжетных линий романа “Мы”.

Развивающая:

Развитие умения аргументировать собственную точку зрения; создать условия для развития личности учащихся; формировать гуманистическое мировоззрение; развивать творческую активность учащихся; дать им возможность проявить интеллектуальную мобильность, способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость; развивать умение сопоставлять, обобщать, выделять главное в изучаемом материале; развивать самостоятельность мысли.

Воспитывающая:

Воспитание гуманного отношения к людям; пробудить живой отклик на проблемы своего времени; прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм, воспитывать в подростках свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства; обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. заставить учащихся задумываться о своей позиции в жизни; убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях.

Материально-техническое оснащение урока: портрет Е.Замятина, фильм о романе “Мы” Е.Замятина

Ход урока.

Самое страшное в утопиях то, что они сбываются…

Н.А. Бердяев

I. Вводно-мотивационный этап.

Объявление темы урока, озвучивание эпиграфа. (З апись в тетради).

Слово учителя.

Ребята, запишите эпиграф. Вы, увидели незнакомое слово «утопия».

Давайте выясним значение данного слова, и в этом нам поможет говорящий справочник.

Утопия (от греч. U – «нет» и TOPOS – «место») – буквально – «место, которого нет, не существует». В литературе – развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии.

Первые утопические описания встречаются у Платона и Сократа. Термин «утопия» - от названия произведения Томаса Мора. Классические образцы утопий – «Город Солнца» Томаззо Кампанеллы, «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона.

Утопия –мечта!!!

С древнейших времен люди мечтали, что придет время, когда между человеком и миром наступит полная гармония. Эта мечта отразилась в литературе в жанре УТОПИИ (основоположник – Томас Мор). Авторы утопий рисовали жизнь, далеко ушедшую вперед по сравнению с современностью: с идеальным государственным устройством, социальной справедливостью (всеобщим равенством).

Однако вызывало сомнение: как совместить всеобщее равенство и неповторимость человеческой личности? Могут ли люди в процессе естественного исторического развития стать как две капли воды похожими друг на друга, если сама природа сделала их разными? Появляется жанр антиутопии , выражающей тревогу за последствия уравниловки (методы, которые делают всех одинаковыми). Мир антиутопии идеален, но акцент делается не на обществе, а жизни человека в нем.

Е. Замятин так объяснял задачу своего романа: “Близорукие рецензенты увидели в этой вещи не больше, чем политический памфлет. Это, конечно, неверно: этот роман – сигнал об опасности, угрожающей человеку и человечеству от власти машин и власти государства”.

В России роман лишь цитировали в печати только для того, чтобы осудить.

Так литератор В. Правдухин писал: “В Замятине мы мечтали увидеть нового, освеженного грядущим Достоевского (или Гоголя) … Пришла революция. И что же? Этот Замятин “озлился”, и сам из такого блестящего художника … готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию”.

Чем же вызвано такое отношение к роману?

Роман “Мы” современники восприняли как злую сатиру, карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. Есть ли в романе тому соответствие, мы попробуем выяснить.

Истоки романа можно найти и в далеком прошлом, и в реалиях эпохи 1917-1920 годов. Прежде всего, это утопии французских социалистов – утопистов Томазо Кампанеллы “Дети Солнца” и Томаса Мора “Утопия”.

Целью нашего урока является не знакомство с творчеством Е.Замятина в целом, а попытка разобраться в жанровом своеобразии и идейном содержании только одного его романа “Мы”. Роман “Мы” написан в 1920 году . Он оставался в рукописи до 1925 года, пока вдруг не появился изданным в переводе за границей. Последовала травля Е.Замятина в Советском Союзе, результатом чего стала его просьба об эмиграции, которая была удовлетворена.

Евгений Иванович Замятин (1884 – 1937) – яркий прозаик и драматург. Роман “Мы”, написанный в 1920 году, как и многие другие его произведения, увидел свет лишь в 80-90 годы XX столетия. XX век - век торжества человеческого разума, век невиданного прогресса стал самым кровавым в истории человечества.

Когда Евгений Замятин писал свой роман, ему, взявшемуся в художественной форме изучить и разоблачить губительность тоталитарной системы для личности человека, жизнь подарила возможность своими глазами наблюдать зарождение в крови и хаосе Единого Государства.

Итак, роман написан 1920 году в холодном полуразрушенном Петрограде, опубликован лишь в 1988.

Еретик – нечто противоречащий общепринятому мнению, пониманию.

Утопия – вымышленная картина идеального жизненного уклада (устройства).

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующего тому или иному социальному идеалу.

Замятин – прекрасный архитектор – кораблестроитель (создавал ледокол “А.Невский”, переименованный в “Ленин”), работал 2 года в Англии и ясно увидел тенденцию к рационализации всей человеческой деятельности, к утверждению идеи “специализации личности”, идеи возвеличивания лишь интеллекта, созданию человека-машины, человека-расчета. В результате чего появились безлично-стандартные “нумера”, человеко-винтики тоталитарного государства.

II. Просмотр фильма о романе «Мы» Е.И.Замятина.

III. Изучение нового материала . Работа с текстом.

1) Что является предметом изображения Е. Замятиным в романе “Мы”?

(Ответ: Далекое будущее, XXXI век. Утопическое государство, где все люди счастливы всеобщим “математическим безошибочным счастьем”.

2) Давайте совместными усилиями составим модель общества в романе «Мы».

Как устроено “счастливое” общество будущего? Какова модель этого идеального общества?

БЛАГОДЕТЕЛЬ – глава государства

Счастье насаждается “сверху” аппаратом управления во главе с Благодетелем и помощниками – Хранителями плюс добровольные доносчики. С другой стороны: человеку свойственны боязнь принимать на себя ответственность за выбор, решения и ненависть к ярким проявлениям человеческой индивидуальности, нетерпимость к инакомыслию. Это вызывает появление Благодетелей.

БЮРО ХРАНИТЕЛЕЙ (и множество шпионов) – полицейская система

Часовая Скрижаль – «сердце и пульс Единого Государства»

Газовый колокол – «вырезание фантазии»

(как только в человеке пробуждается «я» и появляется фантазия, её вырезают)

З
елёная Стена
– нерушимая граница

МУЗЫКА ЛИТЕРАТУРА ЖУРНАЛИСТИКА

Выпускается производится подменяется

на музыкальном в Институте Государственной

заводе (механический Государственных Газетой

марш) Поэтов и Писателей

«Сексуально право» ДЕТИ растут на Детско -

Заменяет любовь Воспитательном Заводе

«…Единое Государство повело

наступление против другого владыки мира –

против Любви. Наконец и эта стихия была

тоже побеждена, т. е. организована, МЕДИЦИНА

математизирована, и около 300 лет назад - Медицинское Бюро, где

был провозглашен наш исторический у каждого «нумера» есть свой

"Lex sexualis": "всякий из нумеров имеет право врач.

Как на сексуальный продукт -- на любой нумер".
Ну, дальше там уж техника.

Вас тщательно исследуют в лабораториях

Сексуального Бюро, точно определяют

и вырабатывают для вас соответственный

Табель сексуальных дней.

Затем вы делаете заявление,

что в свои дни желаете пользоваться

нумером таким-то (или таким-то),

и получаете надлежащую талонную

книжечку (розовую).

В Операционном -- работают наши лучшие и опытнейшие врачи, под непосредственным руководством самого Благодетеля. Там -- разные приборы и, главное, знаменитый Газовый Колокол. Это, в сущности, старинный школьный опыт: мышь посажена под стеклянный колпак, воздушным насосом воздух в колпаке разрежается все больше... Ну и так далее. Но только, конечно, Газовый Колокол значительно более совершенный аппарат -- с применением различных газов, и затем -- тут, конечно, уже не издевательство над маленьким беззащитным животным, тут высокая цель -- забота о безопасности Единого Государства, другими словами, о счастии миллионов. Около пяти столетий назад, когда работа в Операционном еще только налаживалась, нашлись глупцы, которые сравнивали Операционное с древней инквизицией, но ведь это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга, делающего трахеотомию, и разбойника с большой дороги: у обоих в руках, быть может, один и тот же нож, оба делают одно и то же -- режут горло живому человеку. И все-таки один -- благодетель, другой -- преступник, один со знаком +, другой со знаком -- ...
Все это слишком ясно, все это в одну секунду, в один оборот логической машины, а потом тотчас же зубцы зацепили минус -- и вот наверху уж другое: еще покачивается кольцо в шкафу. Дверь, очевидно, только захлопнули -- а ее, I, нет: исчезла. Этого машина никак не могла провернуть. Сон? Но я еще и сейчас чувствую: непонятная сладкая боль в правом плече -- прижавшись к правому плечу, I -- рядом со мной в тумане. "Ты любишь туман?" Да, и туман... все люблю, и все -- упругое, новое, удивительное, все -- хорошо...
-- Все -- хорошо, -- вслух сказал я.
-- Хорошо? -- кругло вытаращились фаянсовые глаза. -- То есть, что же тут хорошего? Если этот ненумерованный умудрился... стало быть, они -- всюду, кругом, все время, они тут, они -- около "[Интеграла]", они...
-- Да кто [они]?
-- А почем я знаю, кто. Но я их чувствую -- понимаете? Все время.
-- А вы слыхали: будто какую-то операцию изобрели -- фантазию вырезывают? (На днях в самом деле я что-то вроде этого слышал.)
-- Ну, знаю. При чем же это тут?
-- А при том, что я бы на вашем месте -- пошел и попросил сделать себе эту операцию.
(запись 15-я)

В Едином Государстве решены все проблемы – все сыты, одеты, обуты, есть жилье, у всех работа, природные стихии подчинены. Полное отчуждение от матери земли - нефтяная пища.

Государство избавило человека от необходимости принимать решения, делать выбор (цель – убедить, что такая жизнь – счастье).

Но чем оплачено стопроцентное счастье? Почему находятся люди, поднимающие бунт? Бунт против счастья?

Жизнь в подобном государстве ведет к утрате личности, отказу от отцовства и материнства, природа изгнана за пределы города.

(..Каждое утро, с шестиколесной точностью, в один и тот же час и в одну и ту же минуту мы, миллионы, встаем как один. В один и тот же час единомиллионно начинаем работу -- единомиллионно кончаем. И, сливаясь в единое, миллионорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тэйлоровских экзерсисов, отходим ко сну...)

3) Давайте посмотрим, как наш замятинский герой осознает себя в государстве?

(Только как часть целого, поэтому у героя не имя, а номер Д-053.)

4) Назовите главного героя романа «Мы»? Найдите первое упоминание.

(Д-503, «Я, Д-503, строитель [Интеграла], -- я только один из математиков Единого Государства. Мое привычное к цифрам перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю -- точнее, что мы думаем (именно так: мы, и пусть это "МЫ" будет заглавием моих записей). Но ведь это будет производная от нашей жизни, от математически совершенной жизни Единого Государства, а если так, то разве это не будет само по себе, помимо моей воли, поэмой? Будет -- верю и знаю…»)

(Запись 1-я) (текст у учащихся)

“… две чашки весов: на одной грамм, на другой – тонна, на одной – “я”, на другой – “Мы”, Единое Государство…”

(Запись 20-я)

“Мы идем – одно миллионноголовое тело…”

(Запись 22-я)
5) Как же наш герой, “нумер”, человеко-винтик, относится к Единому Государству? Обвиняет? Оправдывает? Чем?

(Он восторженно относится к нему. Оправдывает все его действия, трансформируя понятия всех прежних государств для Единого Государства);

6) Что из себя представляет “новая религия” Благодетеля? С чем сравнима его религия?

(Это вывернутое наизнанку христианство: Мы – от Бога; Я – от Дьявола

В древнем мире – это понимали христиане, единственные наши (хотя и очень несовершенные) предшественники: смирение – добродетель, а гордыня – порок, и что – “Мы” - от Бога, а “Я” - от Диавола”)

(Запись 22-я)

Бог принес себя в жертву ради людского счастья, Благодетель ради этого уничтожает людей.

(Древние “…служили своему нелепому, неведомому Богу – мы служим лепому и точнейшим образом ведомому; их Бог не выдумал нечего умнее, как неизвестно почему принести себя в жертву – мы же приносим жертву нашему Богу, Единому Государству – спокойную, обдуманную, разумную жертву”)

(Запись 9-я) (текст у учащихся)

Вывод: В этом противопоставлении Благодетеля и Христа ясно видно влияние Достоевского, точнее его поэмы о Великом инквизиторе, рассказанной в “Братьях Карамазовых”. Христу противопоставлен Дьявол, значит и Благодетель с его вывернутой “христианской” моралью ассоциируется с Сатаной, Дьяволом.

7) В чём заключается заветная мечта главного героя, Д-503?

(Да: проинтегрировать грандиозное вселенское уравнение. Да: разогнуть дикую кривую, выпрямить ее по касательной -- асимптоте -- по прямой. Потому что линия Единого Государства -- это прямая. Великая, божественная, точная, мудрая прямая -- мудрейшая из линий...)

(Запись 1-я) Герой Д-503 – один и винтиков этого дьявольского государства, его образа жизни и мировоззрения, нравственных норм.

8) Когда и почему происходят изменения в мировоззрении Д-503?

(Любовь = рождение души, воображения, желания “изменить” что-то, ему не достаточно “розовых” талонов.)

Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа”. Душа? Это странное, древнее, давно забытое слово. Мы говорили иногда “душа в душу”, “равнодушно”, “душегуб”, но душа - …” Запись 16-я

Вот я – сейчас в ногу со всеми – и все-таки отдельно от всех… Я чувствую себя. Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность – только засоренный глаз,… разве не ясно, что… это болезнь” Запись 22-я

“…я знаю, что это (фантазия) у меня есть – что я болен. И знаю еще - не хочется выздороветь” Запись 15-я (текст у учащихся)

9) Почему подобная “болезнь” смогла проявиться у Д-503? Почему Д-503 смог стать первым строителем “Интеграла”?

(Д-503 – потомок “лесных” людей (волосатые руки), поэтому обладает фантазией, может творить)

Вывод: Одна из важных идей романа: – человек должен быть индивидуальностью, без этого он – часть стада, не способного к творчеству; интеллект без фантазии, без души мертв. Лишив человека Души (крыльев), лишаешь его возможности творить (летать).

10) Каким образом государство себя защищает?

(Насильственная Великая операция: лишение фантазии, а значит души, чувств, т.е. создание робота, раба.)

Вывод: Итак, перед нами возможная модель механизированного рая, когда машина – не средство, а цель, когда для души нет места, когда несвобода – вершина счастья, это роман-предупреждение всем, кто собирается идти по этому пути, потому что это путь в никуда, достаточно только посмотреть на тех, кто остался в Едином Государстве после Операции, у них нет ни целей, ни желаний, ни эмоций – ничего, что делает нас людьми

11) Кто же счастлив в романе «Мы»?

(…Таблица умножения мудрее, абсолютнее древнего Бога: она никогда -- понимаете: никогда -- не ошибается. И нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным зако нам таблицы умножения…)

(Запись 12-я) (текст у учащихся)

12) Как понимают счастье в Едином Государстве? Как соотносится благо для всех и счастье одного?

(У каждого человека свое представление о счастье. Общего счастья никогда не было, и быть не может.

В романе есть фраза “блаженство и зависть – это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем”. А завидовать в мире нумеров нечему. Значит их счастье бесконечно?

Д-503 говорит: “Несвобода – наше счастье”

Вывод: Несвобода есть наше счастье. Счастье в отказе от я и в растворении в безличном МЫ, ибо личное сознание – это только болезнь.

Произошла подмена всех человеческих ценностей. Идея всеобщего равенства обозначается всеобщей одинаковостью и усредненностью, идея гармонии личного и общего – идеей абсолютной подчиненности государству всех сфер человеческой жизни; малое проявление свободы, индивидуальности – ОШИБКА, добровольный отказ от счастья, преступление).

13) Какова формула «математического» счастья?

(Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину. Убить одного, т. е. уменьшить сумму человеческих жизней на 50 лет, -- это преступно, а уменьшить сумму человеческих жизней на 50 миллионов лет -- это не преступно)

(Запись 3-я) (текст у учащихся)

14) Каково понятие свободы?

(Да и откуда тогда было бы взяться государственной логике, когда люди жили в состоянии свободы, т. е. зверей, обезьян, стада)

(Запись 3-я)

15) Что в романе противопоставляется духовности, гуманности?

(Духовности, гуманности оказывается парадоксально противопоставленной НАУКОЙ. Государственная Наука утверждает, что жизнь древних была именно такова, а Единая Государственная Наука ошибаться не может).

(Запись 3-я)

16) Какова самая главная опасность для Единого Государства?

Главную опасность представляет внутренний мир человека.

Когда человек осознает себя человеком.

Когда человек сохраняет свой шанс на свободу, пока у человека есть душа.

17) Почему любовь – смертельный враг Единого Государства?

(Пробуждение любви приводит к пробуждению “я” в человеке, любовь по своей природе личностна, избирательна, индивидуальна, и уже этим противостоит обезличенному миру.

Она – тайна, а в Едином Государстве все на виду, Она задает вопросы. Пробуждение любви в обезличенном человеке расчеловеченного мира ведет к пробуждению в нем человека и личности. Любовь О-90 к Д-503 даёт надежду на будущее, их ребенок оказывается за Зелёной стеной и вырастет свободным).

18) Почему Единому Государству не нужны гении ?

(Это личности, у них есть свое мнение. Механизмом легче управлять; человека трудно заставить подчиняться, механизм же основан на управлении. Возникает опасность обезличивания: винтики легко заменить)

IV. Диспут: согласились бы вы принять 100% счастье?

(ответы учащихся)

V. Закрепление изученного материала .

Давайте проследим определение «мы» по тексту:

«…мы так одинаковы…» (Запись 3-я)

« Мы - счастливейшее среднее арифметическое » (Запись 8-я)

«..мы победим…» (Запись 40-я)
Против чего своих современников и потомков предостерегает Е. Замятин и почему роман «Мы» относят к антиутопическому жанру?

(Счастья без свободы и блага без добра не бывает! Евгений Замятин в романе «Мы» показал абсурдность утопического мира, ибо утопические идеи зачеркивают вопрос о человеческой личности, об индивидуализме).

Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, “цифру”, общество, где подменены нравственные законы: любовь - ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений,

Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру.

В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. Е. Замятин создает пророческую книгу, в которой рисует модель “нежелательного” будущего – антиутопию.

Как вы думаете, мир Единого государства нашел отражение в жизни, истории России? Насколько полно сбылись пророчества-предупреждения Замятина?

(Действительность в нашей стране на время превзошла даже худшие опасения Замятина. В 30-е, 40-е годы миллионы людей были превращены в «нумера», но не на золотых бляхах писались номера, а на лагерных бушлатах. И А.Воронский оказался в числе тех, кто был расстрелян под одним из таких безымянных номеров.)

Необычен язык Замятина, роман нагроможден оксюморонными выражениями («благодетельное иго разума», «самая трудная и высокая любовь – это жестокость» и др.).

- Чем объяснить такое нагромождение оксюморонных выражений?

(Мир, изображенный в романе, - это мир перевернутой этики, извращающий подлинный, традиционный смысл слов. И каких слов! Главных в духовном мироздании! В записи на доске подчеркиваем слова: свобода, счастье, любовь, душа).

Центральная идея любой утопии – всеобщее равенство – оборачивается в антиутопии Замятина всеобщей усредненностью, быть оригинальным – это нарушить равенство. Малейшее проявление свободы считается преступлением. «Счастье – в несвободе»,- утверждают герои романа.

VI. Заключительное слово учителя

Главный вопрос 3амятина – выстоит ли человек перед все усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей?

Нельзя строить мир только по разуму, забыв, что у человека есть душа. Машинный мир не должен существовать без мира нравственного.

Растворение “я” в “мы” – тупиковый путь развития человека в русле истории; позитивный путь- свобода, культура, личное счастье, любовь

Разве не напоминает нам это совсем недавнее время? Дружные ряды демонстрантов, выборы генсеков, сталинский культ со всеми его атрибутами и казнями инакомыслящих? Однако ещё Дж. Оруэлл в 1946 году возражал против восприятия романы “Мы” только как политического памфлета. Он говорил, что Замятин “вовсе не думал избирать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал ещё при жизни Ленина и не мог иметь ввиду сталинскую диктатуру…” Хотя, как истинный талант, он во многом оказался провидцем, указал на предпосылки возникновения тоталитарного государства. Одна из идей романа – обличение тоталитарного государства.

Помимо идеи отрицания тоталитарного государства роман - антиутопия “Мы” поднимает прежде всего нравственные проблемы : нельзя отрицать самоценность человека, его индивидуальность; нельзя рассматривать его только как материал для обезличивающего тоталитарного государства – машины; нельзя отвергать морально-духовные ценности человечества, предлагая людям “благо” взамен их свободной воли и личной неповторимости. Это не сатира, не смех, а вопль.

Это роман – предупреждение о необходимости освободиться от дьявольски - антихристова наваждения идеи счастья без свободы, блага без добра, человека без души. Это роман о будущем, при котором человеческая личность обесценена, подавлена властью машин и политической диктатурой.

Жанр романа “антиутопия” диктовал выбор сюжетного приема. Повествование представляет собой записи – конспект строителя космического корабля Д-503.

Интересен стиль писателя: форма конспекта – и никаких эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Многие слова пишутся с большой буквы. Это символы. Искусственный, сухой язык идет от искусственности того мира, в котором живут герои.

Д-503 рассказывает о том периоде своей жизни, которую позже определит как болезнь. Каждая запись (их в романе 40, и это тоже символично) имеет свой заголовок. 40 дней в истории Д-503 - история обретения и утраты им живой души, своего “я”.

Это злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего.

Предмет изображения – будущее. Утопическое государство, где все счастливы всеобщим “математическим” счастьем.

А мне кажется, Замятина, прежде всего, интересуют проблемы взаимоотношения личности и государства. Прогресс знания, науки, техники – это еще не прогресс человечества.

Я считаю, что писатель прогнозирует пути развития человека, общества, страны.

Замятин ничего не выдумывал: он лишь довел до логического завершения идею построения коммунистического общества.

Анализируя историю советского общества, мы приходим к выводу, что в России пытались построить утопию (социализм) в самом уродливом варианте, это тоталитарный режим и красный террор. Власть контролирует все слагаемые государственной системы.

Но уже к концу 1920-х годов в зеркале “Мы” все больше начинает отражаться советская тоталитарная реальность: всеобщее присутствие Вождя-Благодетеля, строительство Стены на границе с Западом (Замятин будет выпущен за нее одним из последних), институт государственных поэтов, дни единогласия и выборы без выбора, публичные казни при всеобщем одобрении, идея последней и окончательной революции - “его социальные предвидения выписывать можно многими десятками”.

Разлом в замятинском мире проходит не между человеком и машиной, а между человеком и государством, между “мы” и “я”.

Государство полностью приковало жителей к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве все разумно, все учтено, все подчинено великой цели. Во главе всей системы стоит Благодетель. Он управляет Операционным отделом, имеет Бюро Хранителей (полицейская система), подслушивающие и подсматривающие устройства, Скрижаль (Сердце и пульс Единого Государства), камеры. Есть искусство, наука, предусмотрены “личные часы”. Но мы видим, что человек растворен в государстве, нет личности, остается лишь нумер, который должен подчиняться раз и навсегда заведенным законам, а малейшее неисполнение закона каралось сразу.

Коммунистическая дисциплина узнается также в строгом подчинении порядку, в правилах, ограничивающих свободу в Едином Государстве, где повседневная жизнь населения напоминает сталинские трудовые лагеря: все человеческие потребности – от приема пищи и прогулки до любви – совершаются по сигналу. Здесь отражена даже проблема стукачества: стены домов жителей сделаны из стекла, чтобы все могли видеть и знать, кто, чем занимается. “Нам нечего скрывать друг от друга”.

Это обычное тоталитарное государство, в котором живет закрытое общество.

Замятин показал Единое Государство таким же, каким и была большевистская Россия: человек лишился права на индивидуальность и независимость суждений, права быть личностью. Идея равенства обернулась всеобщей уравниловкой, когда “мы” шагали стройными рядами, и никак иначе. Название для романа выбрано очень верно: в обществе “нумеров”, как и в советском, ценность отдельной личности снижена до минимума. Здесь человек - винтик большого отлаженного механизма.

Нумера строят машину, “огненный Тамерлан счастья”. Для чего? Чтобы разнести свои лозунги и заповеди во всю Вселенную. “Незаменимых нумеров в государстве нет”, “Нумер решает все”. Главный лозунг: “Наш долг – заставить всех быть счастливыми”. Но можно ли заставить быть счастливыми? Можно ли железной рукой загнать человечество в счастье?

Для Единого Государства необходимо всеми средствами заглушить желание свободы, одолеть дьявола, а значит убить в себе “я”, поскольку “я” от дьявола. Мы видим, как Единое Государство забирает свободу, но дает права. Вспомним их.Отдать жизнь за государство.Облобызать руку Благодетеля.Участвовать в выборах.

Чему служат эти права? Они уничтожают человека, превращают его в животное, которое можно приручить, превратить в ничтожество. Эти права являются издевательством. И ведет это все к тому, что человек становиться марионеткой. А это приводит к диктатурам: сталинизму, фашизму…

Замятин показывает, что само общество не стоит и гроша ломанного вне человека. Своей войной против человека общество убивает и себя. Замятин еще в 1920 году сумел увидеть и показать трагедию расчеловечивания. Символичным представляется тот факт, что Замятин умер в 1937 году, словно и за рубежами Родины ему не удалось уйти от того большого террора, который сам он предсказал в своем романе. И может быть, причина замятинского молчания в последние годы кроится еще и в том, что слишком тяжело было писателю видеть, как сбываются самые мрачные его пророчества, торжествует энтропия и в ледяную пустыню превращается Сад русской литературы. Замятин подводит нас к мысли о том, что каждый для себя должен решить, “что принести в жертву – “я” деспотичному “мы”, или “мы” деспотичному “я”. В истории было и то и другое. Это и диктатура большевиков, и культ Сталина, и фашизм. Хочется надеяться, что это больше никогда не повториться в жизни нашей страны.

Государство – это “мы”, которое должно состоять из ярких “я”, умеющих выступить против любой диктатуры.

VII. Рефлексивно-оценочный этап (приём синквейна).

    Одинаковые, счастливые

    Едим, спим, получаем «розовые талоны»

    МЫ – «счастливейшее среднее арифметическое»

Выставление оценок

Домашнее задание: Эссе “Над чем заставил меня задуматься роман Замятина “Мы”; прочитать М.А. Шолохов. Донские рассказы.

Литература

1) Замятин Е.И. “Мы”. Роман, рассказы, повесть; М., “Молодая гвардия” 1990.-365с. Б-ка “Возвращение”.

2) О. Михайлов “Гроссмейстер литературы”; М., “Молодая гвардия” 1990.

4) Е. Шкловский “Лицом к лицу”; серия “Знание” лит-ры №4, 1989.

5) Т. Давыдова “Евгений Замятин”; серия “Знание” лит-ры №8, 1989.

6) Книга для учителя. История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. – М.: Издательство объединения “Мосгорархив.”, 2002. – 504с.

7) Крючков В.П. “Еретики” в литературе: Л.Андреев, Е.Замятин, Б.Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие.- Саратов: Лицей, 2003.-288с.

8) Айзерман Л. С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М, Школа – ПРЕСС, 1997

9) Мурин Д. Н.., Коновалова Е. Д., Миненко Е. В.Русская литература ХХ века Программа 11 класса. СПб, СМИО ПРЕСС, 1997.

10) Русская литература ХХ века. Поурочные разработки, Под редакцией

В. В. Агеносова М. Дрофа, 2001.


Сочинение


Настоящий писатель это всегда мыслитель, стремящийся заглянуть в будущее, предсказать жизнь потомков. Но писатель это и ҹеловек, создающий систему: нравственных ценностей, взглядов на историю, развитие общества. Литература ҹасто становилась средством пропаганды идей писателя. С этим, в ҹастности, связано возникновение в литературе жанра утопии. В произведениях этого жанра изображался идеальный, с тоҹки зрения автора, принцип построения общества. Но параллельно развивается и жанр антиутопии. Жизнь заставляла писателей задуматься: так ли хороши будут те результаты, к которым может прийти ҹеловеҹество? Вообще, ҹто есть прогресс? То, ҹто помогает ҹеловеку стать хозяином природы, мира ҹувств, своего же естества? Но не приведет ли это к потере ҹеловеком своей индивидуальности, к обезлиҹиванию серой одинаковой массы? Е. Замятин писатель, которому удалось довольно тоҹно разглядеть приметы некоего антипрогресса в окружающей действительности первых лет советской власти. Конеҹно, предметом его размышлений становится не только техниҹеский прогресс, но и те общественные идеалы, которые выдвигались за непререкаемые истины. Замятин задается вопросом: каким должно быть будущее, ҹтобы ҹеловек ҹувствовал себя сҹастливым, ҹтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов на этот вопрос знаменитый ҹетвертый сон Веры Павловны из романа Н. Г. Чернышевского Что делать?. Е. Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из классиҹеских утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла. В романе Мы в фантастиҹеском и гротесковом облике предстает перед ҹитателем возможный вариант общества будущего. Приводится меҹта сильных мира сего: Жизнь должна стать стройной машиной и с механиҹеской неизбежностью вести нас к желанной цели. К сожалению, в таком обществе нет ниҹего, ҹто бы не предвещала уже современная писателю реальность. Перед нами развораҹивается математиҹески совершенная жизнь Единого Государства. Символиҹеский образ огнедышащего интеграла, ҹуда техниҹеской мысли и одновременно орудия жестоҹайшего порабощения, открывает книгу. Бездушная техника вместе с деспотиҹеской властью превратили ҹеловека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Мир без любви, без души, без поэзии. Человеку-нумеру, лишенному имени, было внушено, ҹто наша несвобода есть наше сҹастье и ҹто это сҹастье в отказе от я и растворении в безлиҹном мы. Внушено, ҹто художественное творҹество уже не беспардонный соловьиный свист, а государственная служба. Лиҹная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая в соответствии с табелем сексуальных дней. Роман Е. Замятина предупреждение о двойной опасности, грозящей ҹеловеҹеству: гипертрофированной власти машин и власти государства. Однотипность безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех ҹленов общества. Это обеспеҹивается совершенной техникой и недремлющими оҹами хранителей. Сочинение Замятина проникнуто раздумьями о российской послереволюционной действительности. В нем угадываются сокровенные мысли о возможных и уже обнаружившихся при жизни писателя извращениях социалистиҹеской идеи. Самые тяжелые раздумья вызвала у писателя политика всеобщего строительства коммунизма. Она предусматривала сугубую централизацию политиҹеской и экономиҹеской жизни в стране, ряд жестоких репрессивных мер в отношении инакомыслящих. Еще в первые послереволюционные годы Е. Замятин осознал, ҹто другого выбора не будет и ҹто людям навязана единственная модель дальнейшего движения новый вариант тоталитаризма. Роман Е. Замятина приобрел особое знаҹение как предупреждение о возможных искажениях красиво преподносимой идеи социализма, об опасности уклонений от демократиҹеского пути и злоупотреблений насилия над ҹеловеҹеской лиҹностью. Последующие события отеҹественной и мировой истории показали, ҹто тревоги писателя не были напрасными. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, и всеобщий страх, и застой. Многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое. Манифестация в ҹесть Благодетеля, официозные, единогласные выборы, хранители, которые следят за каждым шагом ҹеловека. Но Евгений Замятин показывает, ҹто в обществе, где все направлено на подавление лиҹности, где игнорируется ҹеловеҹеское я, где единолиҹная власть является неограниҹенной, возможен бунт. Способность и желание ҹувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у ҹеловека при помощи операции удаляют фантазию последнее, ҹто заставляло его поднимать гордо голову, ҹувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, ҹто ҹеловеҹеское достоинство не умрет при любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу. Но хоҹет ли писатель дать свою модель идеального общества? Нет, напротив, он настаивает на том, ҹто идеального общества не существует. Жизнь это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, ҹеловеҹеская лиҹность постепенно наҹинает умирать. Автор романа Мы принадлежит к тем крупным художникам, кто призывал нас обратить внимание на веҹные ценности и не забывать о них в условиях глобальных историҹеских сдвигов XX столетия. В свое время роман не был принят. Но сейҹас вернувшиеся к нам из небытия произведения, подобные роману Мы, быть может, позволят по-новому взглянуть на события истории, осмыслить роль ҹеловека в них. Мы предостережение против отказа сопротивляться, если ҹеловеҹеское сообщество хотят превратить в совокупность винтиков, нравственные ценности заменить грандиозным вселенским уравнением, а из всех линий оставить только одну прямую.

Другие сочинения по этому произведению

"без действия нет жизни..." В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. - Е.И.Замятин. "Мы".) «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.) "Мы" и они (Е.Замятин) «Возможно ли счастье без свободы?» (по роману Е. И. Замятина «Мы») «Мы» — роман-антиутопия Е. И. Замятина. Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина «Мы») Будущее человечества Главный герой романа-антиутопии Е. Замятина «Мы». Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы») Е.И.Замятин. "Мы". Идейный смысл романа Е. Замятина «Мы» Идейный смысл романа Замятина «Мы» Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы») Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е.И.Замятин «Мы»). Общество будущего в романе Е. И. Замятина «Мы» Почему роман Е. Замятина называется «Мы»? Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» Замятина Предсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»). Проблематика романа Е. Замятина «Мы» Проблематика романа Е. И. Замятина «Мы» Роман «Мы» Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопия Роман Е. И. Замятина «Мы» — роман-антиутопия, роман — предупреждение Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы» Смысл названия романа Е. И. Замятина «Мы» Социальный прогноз в романе Е. Замятина «Мы» Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману «Мы») Сочинение по роману Е. Замятина «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (по роману Е. Замятина «Мы») Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова «Дети Арбата» и Замятина «Мы») Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»? И-330 - характеристика литературного героя Д-503 (Второй Вариант) - характеристика литературного героя О-90 - характеристика литературного героя Главный мотив романа Замятина «Мы» Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина «Мы» «Личность и государство» в произведении Замятина «Мы». Роман-антиутопия в русской литературе (по произведениям Е. Замятина и А. Платонова) Унификация, уравниловка, регламентация в романе «Мы» Счастье «нумера» и счастье человека (сочинение-миниатюра по роману Е. Замятина «Мы») Многообразие мира и искусственная "формула счастья" в романе "Мы" Жизнь в раю? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы») Размышления об антиутопии Замятина Литературное произведение Евгения Замятина «Мы» Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина "Мы")