» » Нормы техники чтения в начальной школе днр. Тест на скорость чтения

Нормы техники чтения в начальной школе днр. Тест на скорость чтения
Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами снова я, Юрий Окунев.

Сегодня мы разберем подробно, как считать слова при проверке техники чтения. Это важно для тех, кто хочет проверить технику чтения ребенка или развить собственную способность к чтению. Зная скорость чтения, мы можем судить о степени эффективности тренировок.

При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.

Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.

Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.

Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:

  • В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
  • Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
  • Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
  • Отсутствие диалогов;
  • Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
  • Без рисунков;
  • Содержание должно быть понятно ребенку.

Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой , которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.

Подготовьте секундомер или песочные часы.

Сеанс проверки техники чтения

Ну, вот. Школьника мы усадили, текст в руки дали. Кратко поясняем, что читать нужно быстро.

Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.

Считаем слова

Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:

  • Предлоги и союзы также подсчитываем;
  • Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
  • Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.

Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.

Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.

Нормы техники чтения в начальных классах

В первую очередь, родителей интересует, а соответствует ли техника чтения их малыша общепринятым стандартам. Для ответа на вопрос привожу таблицу.

Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.

Пожалуй, это все. В заключение добавлю, что обучать ребенка грамоте лучше с помощью Букваря Надежды Жуковой , а также методики Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать» . Ребенок будет изучать все с удовольствием, а вы сэкономите время.

Ставьте лайки, приглашайте друзей, подписывайтесь на новости блога.

А я прощаюсь. До скорого. Ваш Юрий Окунев.

Залогом успешного обучения ребенка является умение читать, которое формируется фактически всю начальную школу, а у многих этот навык развивается и далее. Некоторые продолжают его тренировать и в зрелом возрасте, что позволяет им быстрее прочитать материал одинаковой сложности и объема на разных этапах собственной жизни.

Не синонимична скорости восприятия текста, так как выражается еще и в степени его осмысления. Особо важна она для развития такой характеристики, как техника чтения, 1 класс. Нормативы устанавливаются достаточно щадящие, так как любые сложные навыки развиваются в течение долгого времени.

Что такое техника чтения

1 класс (нормативы будут приведены в таблице) является очень ответственным периодом в жизни ребенка. Ведь если не научиться в этом возрасте читать, далее это сделать будет значительно труднее. Многие дети уже идут в школу, умея читать, что позволяет им с отличием проходить все проверки. Те же, кто не умеет читать до первого класса, как правило, получают оценку ниже, так что настоятельно рекомендуется обучать ребенка восприятию несложных текстов с самого раннего возраста.

Техника чтения (1 класс): нормативы, которые были установлены государством, не включают в себя только Важно понимать, что хоть в таблице приводится только этот показатель, надо учитывать и другие критерии.

Осознанность чтения

Данный параметр определяет, как ребенок воспринимает и запоминает прочитанное. Осознаность чтения зависит не только от способностей ребенка, но и содержания отрывка. Желательно для проверки этой составляющей техники чтения использовать несложные тексты, в которых мало длинных предложений. А оценка пусть выставляется на фоне остальных.

Скорость чтения

Это важный параметр, поэтому он и обозначен в качестве основного. Чем быстрее человек прочитывает материал, тем больше у него будет свободного времени после учебы и выполнения необходимого домашнего задания в дальнейшем. Следовательно, ему будет легче заставить себя работать, так как ему не составит особого труда выучить параграф. Фактически одно свойство дополняет другое, поэтому для эффективного запоминания материала нужно как уметь быстро воспринимать текст, так и понимать его смысл.

Способ чтения

Для взрослых людей данный показатель не входит в технику чтения, но вот для детей он очень важен. То, читает ребенок по слогам материал или способен видеть целое слово или часть фразы, показывает степень усвоения навыка. Конечно, взрослые люди воспринимают несколько слов одновременно с помощью периферического зрения, но данное умение уже непосредственно влияет на предыдущий показатель. Следовательно, он характеризует не умение читать, а только количество затрачиваемого на это времени.

Выразительность чтения

Техника чтения 1 класс (нормативы по ФГОС) предусматривают и следующий критерий техники чтения. Выражается он в таких показателях:

  • Использование пауз, которые помогают переварить слушающему человеку и самому читающему все то, что было сказано ранее. Когда ребенок учится читать про себя, паузы никуда не деваются, интонационно выделяя значимые фрагменты текста, что настраивает мозг на их улучшенное восприятие.
  • Нахождение нужной интонации. Эта задача непроста по той причине, что ребенку нужно одновременно охватить куски текста глазами, проанализировать их эмоциональную насыщенность и подумать, какая интонация лучше всего подходит для них.
  • Верная постановка ударения. Очень часто из-за отсутствия этого умения слушать текст становится невозможно, или же он начинает неправильно восприниматься. То же самое, между прочим, касается и пауз. Та известная фраза "казнить нельзя помиловать" меняет свой смысл не только от местонахождения запятой, но и от правильной паузы.

Как видим, существует очень много факторов, влияющих на такой параметр, как техника чтения.

1 класс: нормативы по Занкову

В начале первого класса оценки за учебу не выставляются. Следовательно, если есть проверка техники чтения учащегося, она производится только для анализа прогресса. Во второй половине учебного года ребенок должен мастерски читать по слогам небольшие предложения, а также уметь слушать. Еще он должен демонстрировать осмысление текста: отвечать на вопросы, заданные преподавателями, и вкратце пересказывать прочитанное.

Но последнее действие не всегда характеризует технику чтения ребенка, так как способность к ораторскому мастерству может быть хорошей, а мысли маленькие дети не умеют формулировать так, как это делает даже плохо говорящий взрослый. Поэтому умение пересказать текст должно быть только дополнительной характеристикой, связанной с таким понятием, как техника чтения (1 класс, нормативы).

2014 год (программа) и новые редакции нормативов: таблица

Рассмотрим, какие нормы скорости чтения должны соблюдаться для выставления определенной оценки.

Как улучшить технику чтения у ребенка

Техника чтения, 1 класс - нормативы и правила - это хорошо, но как же достичь высоких результатов? Для ребенка, который только научился читать, стать отличником в этом аспекте достаточно затруднительно. Для развития техники нужно ребенку выполнять такие упражнения:

  • Ежедневное чтение вслух дома текстов разной сложности. Это могут быть и знакомые стихи, и интересные новые книги. Школьных уроков чтения для повышения скорости явно недостаточно.
  • Чтение наоборот. Это очень полезное упражнение, которое учит ребенка объединять буквы в слова и читать даже такие термины, о которых он никогда не слышал и понятия не имеет, как должны они выглядеть в тексте.

Также для повышения эффективности чтения можно пробовать воспринимать материал, перевернув книгу вверх ногами.

Нормативы проверки техники чтения в начальных классах

по ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) в части оценки достижения планируемых результатов особое внимание уделяет сформированности у учащихся хорошей техники чтения: выпускники начальной школы должны уметь читать быстро и осознанно.

Это требование стандарта никем не оспаривается, и поэтому учителя часто задают вопрос: «Как правильно проверить технику чтения у младшего школьника?». Проблема в том, что чаще всего в этот вопрос вкладывается один смысл: «Какие тексты лучше использовать, чтобы проверить с какой скоростью читают ученики?» Очень редко «техника чтения» связывается учителями с чем-то еще, кроме скорости чтения.

Давайте разберемся, что же такое «техника чтения» . Это очень объемное умение ученика, которое формируется всю жизнь и состоит из следующих навыков:

    темп (скорость) чтения;

    способ чтения;

    осознанность чтения;

    правильность чтения;

    выразительность чтения.

Рассмотрим каждый навык отдельно.

Темп (скорость) чтения.

ФГОС НОО не дает четких нормативов для первоклассников. В разных школах, в разных классах (и даже в одном классе!) – разные дети. Они пришли в первый класс с разной подготовкой, они живут в разном социальном окружении, они отличаются эмоционально, отличаются по степени восприятия и понимания школьных требований. Как правило, каждое образовательное учреждение своим собственным нормативным локальным актом устанавливает требования к скорости чтения учащихся первого класса (а так же и второго, и третьего классов). Ориентировочный темп (скорость) чтения дан только для выпускников 4 класса: «Выпускник начальной школы на базовом уровне должен читать 100-120 слов в минуту» (Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 3 / М.: Просвещение, 2012).

Как из этих цифр получить норматив для первого класса? Очень просто. Делим цифры на 4 и умножаем на 1. Получаем, что выпускник первого класса, на базовом уровне должен читать со скоростью 25-30 слов в минуту. Это ориентировочный темп (скорость) чтения для первоклассника.

Ориентировочные нормы техники чтения в начальной школе по ФГОС

Учебные четверти

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Первый класс

больше 20 слов

больше 35 слов

больше 40 слов

16–20 слов

26–35 слов

31–40 слов

10–15 слов

20–25 слов

25–30 слов

меньше 10 слов

меньше 20 слов

меньше 25 слов

Второй класс

больше 45 слов

больше 55 слов

больше 65 слов

больше 70 слов

35–45 слов

40–55 слов

50–65 слов

55–70 слов

25–34 слова

25–39 слов

35–49 слов

40–54 слова

меньше 25 слов

меньше 25 слов

меньше 35 слов

меньше 40 слов

Третий класс

больше 70 слов

больше 75 слов

больше 85 слов

больше 90 слов

55–70 слов

60–75 слов

70–85 слов

75–90 слов

40–54 слова

45–59 слов

55–69 слов

60–74 слова

меньше 40 слов

меньше 45 слов

меньше 55 слов

меньше 60 слов

Четвертый класс

больше 90 слов

больше 100 слов

больше 110 слов

больше 120 слов

75–90 слов

85–100 слов

95–110 слов

105–120 слов

65–74 слова

70–84 слова

80–94 слова

90–104 слова

меньше 65 слов

меньше 70 слов

меньше 80 слов

меньше 90 слов

Для того, чтобы правильно организовать проверку темпа (скорости) чтения, необходимо помнить несколько моментов:

    Читает ребенок 2 минуты, а потом результат делится пополам. Почему? Все дети разные и с разной скоростью включаются в работу. Результат, полученный описанным способом, опять же будет более точным;

    Отметка (не оценка, отметка!) в первом классе не ставится;

    Для проверки скорости чтения учитель подбирает текст (художественный или научно-популярный):

    • имеющий воспитательную / образовательную ценность;

      учитывающий интересы и возрастные особенности младших школьников;

      имеющий объём 60-80 слов;

      не знакомый детям (то есть ранее не использовавшийся в обучении).

Таким образом, делаем вывод: в первом классе скорость чтения можем начинать проверять с конца второй четверти; отметок не ставим; тексты подбираем очень тщательно, на каждую проверку скорости чтения другой текст.

Еще раз напомним, что количество прочитанных слов – не единственный показатель техники чтения. При оценке учитываются следующие параметры:

1 класс

Показатель

Полугодие

Плавное слоговое

Целыми словами, по слогам только сложные слова

Осознанность

Осознанное

Правильность

Без ошибок

Выразительность

Четкое проговаривание слогов и слов

Четкое проговаривание слов

2 класс

Показатель

Полугодие

Осознанность

Осознанное

Правильность

Без ошибок

Выразительность

С соблюдением логического ударения

С соблюдением интонаций и пауз. Расстановка логических ударени

3 класс

Показатель

Полугодие

Осознанность

Осознанное

Правильность

Без ошибок

Выразительность

С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста

4 класс

Показатель

Полугодие

Осознанность

Осознанное

Правильность

Без ошибок

Выразительность

С помощью соблюдения пауз и интонаций выражается понимание смысла текста и отношение к прочитанному

Способ чтения.

Это то, как читает ребенок: вслух или про себя, по слогам или целыми словами.

Обучение чтению в первом классе начинается с достаточно длительного периода – букварного (который в свою очередь во всех УМК подразделяется на добукварный, букварный и послебукварный). В это время дети знакомятся с буквами и звуками, учатся составлять слоги и произносить их, учатся составлять слова и читать их. Естественно на этом этапе о проверке способа чтения речь не идет, так как проверять пока что нечего: идет процесс научения. Завершается он примерно в середине (может даже ближе к концу) третьей четверти. В это время все дети должны (по программе, на базовом уровне!) освоить слоговое чтение (вслух и про себя), и перейти к чтению целыми словами.

Таким образом, делаем вывод: в конце третьей четверти первого класса, ученик достиг базового уровня в освоении способа чтения, если он читает простые слова целыми словами, сложные, длинные слова (больше трех слогов) по слогам, но достаточно уверенно.

Осознанность(понимание)чтения.

Как ученик понял (и понял ли вообще) текст, который он прочитал.

Понимание прочитанного не менее важно, чем скорость чтения. И подобрать текст и задания к нему, чтобы проверить осознанность чтения, достаточно сложно. Почему? Если у ребенка небольшой словарный запас, не очень широкий кругозор (а в первом классе так чаще всего и бывает), для проверки осознанности чтения у первоклассника подойдет не каждый текст.

Какую ошибку чаще всего допускают педагоги при проверке этого навыка? Происходит все примерно так: проверяют скорость чтения, затем по тому тексту, что ученик успел прочитать, учитель задает вопросы. Получается, что из 25-30 прочитанных слов (в лучшем случае) ученик объясняет, что он понял.

Пример текста для проверки осознанности чтения в 1 классе.

Друг или враг.

Зимой холодно. Надеваем тёплую рубашку, свитер, шубу. Мороз за нос щиплет и пальцы леденит.

Значит, мороз – враг? Зимой и машину трудно завести, и пароходы вмёрзли в лёд.

А если бы не было мороза? Не кататься тогда на санках, и в снежки не играть, и на лыжах не бегать! Без холода и мороженого не попробовать. Значит, мороз – друг?

Люди научились дружить с холодом и заставили его работать на себя. Вот и не скажешь сразу: друг или враг холод.

Ученик прочитал за две минуты 30 слов (есть такие дети, читают очень медленно). Учитель отмечает: скорость чтения низкая. И тут же начинает проверять осознанность: задает вопросы по тексту. А что можно спросить, если ребенок прочитал только два предложения? Самое простое: о чем ты прочитал (или: что ты узнал (понял)) из прочитанного? Что ответит первоклассник? Прочитал о том, что зимой холодно, что мороз враг. Какой надо сделать вывод из ответа ученика? Навык осознанного чтения сформирован? Или не очень сформирован?

Как же правильно организовать проверку осознанности чтения?

Лучше всего конечно, «развести» проверки темпа и осознанности. Но, даже если эти два навыка Вы решили проверить одновременно, после того как ученик поставил через две минуты палочку или галочку, показывающие, что две минуты прошли, дайте ему время дочитать текст до конца. И будьте готовы к тому, что разным детям в классе понадобится разное время, для того чтобы прочитать текст до конца.

Пример текста для проверки скорости и осознанности чтения в 1 классе.

Чудесная ёлка.

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

Г. Скребицкий, В. Чаплина

Определи и отметь галочкой предмет , который не упоминается в рассказе.

Или вот такое задание на проверку осознанности:

Ответь на вопрос: Для кого дети нарядили ёлку?

Ребята нарядили ёлку для _____________________________________

Можно предложить ученикам такие виды заданий (для других текстов):

    составить картинный план для пересказа текста;

    озаглавить текст;

    подчеркнуть предложение, выражающее основную мысль текста.

Для сильных учеников можно предложить даже такое задание:

Прочитай текст. В тексте тебе встретятся слова, помещенные в квадратные скобки. Из слов в скобках только одно верное. По ходу чтения подчёркивай то слово, которое считаешь верным.

Орешник

Средь резной листвы лещины много орехов. В каждом орехе тугое ядро, вкусное и питательное. Спелые [ягоды, фрукты, орехи] – несравненное лакомство, срывай – и в кузов! Только помни: орехами лещины [дерутся, кормятся, кидаются] многие обитатели природы. Их прячут про запас сойки, поползни и [волки, лисы, белки]. На них пасутся барсуки и кабаны. [Летом, Зимой, Осенью] орехи спасут от бескормицы немало наших пушистых и пернатых друзей. Вот почему надо оберегать орешник, ведь они пополняют сокровенные кладовые леса.

В. Максимов

Пожалуйста, избегайте общих вопросов, к примеру:

О чем этот текст? Какие животные упоминаются в тексте и т.д. Ответы на такие вопросы не дадут Вам информации, понял ребенок что прочитал или не понял.

О чем этот текст? Об орешнике. Какие животные упоминаются в тексте? Барсуки и кабаны. А если ученик не назвал соек, поползней и белок, значит, не понял ничего из текста?

При подготовке текста для проверки осознанности чтения, необходимо помнить о следующем:

    текст может быть художественным или научно-популярным;

    текст должен иметь объём 60-80 слов;

    текст должен быть не знаком детям (то есть ранее не использоваться в обучении).

Таким образом, делаем вывод:

    осознанность чтения можно проверять одновременно со скоростью чтения, но лучше эти две проверки разделить;

    тексты подбираем очень тщательно и разные; стараемся максимально разнообразить задания, постепенно усложняя их.

Выразительность чтения.

Выразительность чтения. Насколько хорошо ученик при чтении умеет передавать интонацией настроение текста, соблюдать знаки препинания, соблюдать логические ударения, правильно ставить ударение в словах при произношении.

Пожалуйста, никогда не говорите ребенку: «Прочитай с выражением». С выражениями ругаются некоторые люди. А тексты читают выразительно.

При подготовке текста для проверки выразительности чтения, необходимо помнить о следующем:

    текст должен быть художественным (поэтическим или прозаическим);

    текст должен иметь воспитательную / образовательную ценность;

    текст должен учитывать интересы и возрастные особенности младших школьников;

    текст может иметь объём до 100 слов;

    текст должен иметь ярко выраженный сюжет;

    текст должен быть знаком детям;

    проверка выразительности чтения проводится после предварительной подготовки учащихся.

Таким образом, делаем вывод: в первом классе (и во втором, и в третьем, и в четвертом) при проверке выразительности чтения детям обязательно дается знакомый художественный текст и время на подготовку; тексты обязательно должны быть понятны для детей данного возраста (нельзя при проверке выразительности чтения в 1 классе, брать тексты из учебника для 4 класса); используем различные поэтические и прозаические тексты; не забываем про выразительное чтение текста с диалогом по ролям.

Уважаемые коллеги! Как мы научим детей читать в начальной школе, так они и будут потом учиться в средней и старшей школе. Использование в речи большого словарного запаса, умение использовать правильные логические интонации и ставить правильные ударения в словах, уверенные навыки смыслового чтения, сформированное умение отделять главную информацию от второстепенной, все это кроется в трех словах – ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

Родители первоклассников часто сталкиваются с проблемой техники чтения у ребенка. Сегодня я попробую подробно объяснить, что такое эта техника чтения. Зачем она нужна ребенку и учителю, что собой представляет.

Многие родители думают, что техника чтения - это просто скорость, с которой ребенок читает, однако, это не так.

Что такое техника чтения. Критерии оценок

При проверке «техники чтения» учитель оценивает несколько показателей:

  • навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя) - ребенок должен не просто читать, но и понимать прочитанное;
  • способ чтения - слоговое чтение слов или чтение слова целиком, плавно,
  • выразительность чтения - правильная постановка ударений, соблюдение при чтении пауз и интонаций;
  • скорость чтения - количество знаков, прочитанных за определенный промежуток времени (рассчитывается в знаках в минуту);
  • ошибки чтения - ошибки чтения слов и запинки.

Как видите, скорость чтения - это всего лишь один из показателей техники чтения. Поэтому родителям первоклассников и тем, кто готовит ребенка к школе не стоит сосредотачивать свое внимание только на скорости чтения текстов. К тому же, тексты для проверок техники чтения учителя подбирают согласно рекомендациям методистов. Например, ребенок будет быстро и с выражением читать простой текст сказки , но очень медленно и по слогам прочитает про строительство ракет или технический текст к ремонту автомобиля.

Еще один совет родителям - не стоит гнаться только за скоростью чтения. Не заставляйте ребенка читать быстрее, пусть лучше малыш читает больше. Это расширит его кругозор и лексикон. Так ребенок узнает и запомнит много новых слов.

Нормативы скорости чтения

Родителям всегда интересны нормативы скорости (темпов) чтения. Да, такие нормативы есть. Но они могут слегка отличаться для разных школ. Зависят нормативы скорости от программ обучения. Так в школе гимназии нормативы будут существенно выше, чем для коррекционных классов.

Нормативы скорости чтения в 1-4 классе

Класс

конец I полугодия

скорость слов в минуту

конец II полугодия

скорость слов в минуту

1 кл.

менее 10-15 (20-25)

оценка «2» - менее 15 (25)
оценка «3» - 15-19 (25-34)
оценка «4» - 20-24 (35-40)
оценка «5» - от 25 (41)

2 кл.

оценка «2» - менее 25 (40)
оценка «3» - 25-29 (40-48)
оценка «4» - 30-34 (49-54)

оценка «5» - от 35 (55)

оценка «2» - менее 40 (50)
оценка «3» - 40-44 (50-58)
оценка «4» - 45-49 (59-64)
оценка «5» - от 50 (65)

3 кл.

оценка «2» - менее 40 (55)
оценка «3» - 40-49 (55-64)
оценка «4» - 50-59 (65-69)
оценка «5» - от 60 (70)

оценка «2» - менее 65 (70)
оценка «3» - 65-69 (70-79)
оценка «4» - 70-74 (80-84)
оценка «5» - от 75 (85)

4 кл.

оценка «2» - менее 65 (85)
оценка «3» - 65-74 (85-99)
оценка «4» - 75-84 (100-114)
оценка «5» - от 85 (115)

оценка «2» - менее 70 (100)
оценка «3» - 70-88 (100-115)
оценка «4» - 89-94 (116-124)
оценка «5» - от 95 (125)

В скобочках указаны повышенные нормы.

Оценивание темпов чтения

ОЦЕНКА ТЕМПОВ ЧТЕНИЯ

Четверть

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

I четверть

II четверть

III четверть

Тексты для проверки скорости чтения во 2 классе

Как проверить технику чтения дома

Родители могут сами проверить технику чтения ребенка дома. Для этого нужно взять часы с секундной стрелкой (у многих в телефонах есть секундомер) или песочные часы на 1-2 минуты.

К слову, я не поклонник работы с песочными часами. Ребенок, который не видел таких часов будет отвлекаться на новый предмет, переживать и подглядывать как быстро сыпется в них песок.

Нужно взять незнакомый ребенку текст, только не техническое руководство к вашей мультиварке или автомобилю. Текст должен быть понятен для ребенка. Обратите внимание на размер шрифта и структуру предложений. Для первоклассников это должны быть короткие, простые предложение, без большого количества запятых, двоеточий тире и др. усложняющих текст знаков.

Лучше, если текст будет без иллюстраций и диалогов. Глаза ребенка должны спокойно двигаться вдоль строчки, не перескакивая, поэтому текст должен быть на 1 листке.

Перед тем как вы начнете, сориентируйте ребенка чтобы он читал спокойно, не переживал. Не стоит в процессе чтения повторять слова или исправлять ошибки ребенка. Просто вам нужно будет пометить слова, на которых малыш запнулся или ошибся.

Чтобы понять было ли чтение осмысленным, вам придется задать ребенку несколько вопросов к тексту.

Не стоит переживать, если ваш ребенок показывает разные результаты. Вроде бы вчера читал быстро, а сегодня мямлит и ошибается. Можно проверить технику чтения несколько раз. Например, проверьте как читает малыш утром, а потом возьмите другой текст и читайте его после обеда. На скорость чтения могут влиять много факторов: усталость ребенка, его желание читать, настроение и состояние здоровья.

Если вы видите, что ребенок волнуется, у него срывается голос и он запинается, то лучше перенесите проверку на другое время или проведите ее в форме игры.

Учителя могут скачать у меня на сайте карты для проверки скорости чтения. Такие карты удобно хранить в портфолио ученика.

Мы определяем скорость чтения как количество знаков, прочитанных в единицу времени с учетом качества усвоения прочитанного. Ее можно подсчитать по формуле

где V — скорость чтения, зн./мин.;

Q — число знаков в тексте (объем );

Т — время, затраченное на чтение текста, в мин.;

К — коэффициент понимания.

Под знаком понимается каждая буква и цифра текста (кроме знаков препинания). В некоторых пособиях скорость чтения измеряется в словах. От одной единицы измерения объема текста можно легко перейти к другой, только зная соотношение между ними.

Известно, что в русском языке слова имеют в среднем по шесть букв. Если, например, скорость чтения в знаках равна 600/мин., то скорость чтения в словах будет 100/мин. (600 :6). Абсолютно точно время чтения замеряют секундомером, в крайнем случае часами с секундной стрелкой.

А что такое коэффициент понимания? Нам уже известно, что быстрое чтение — это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного. В процессе обучения нужно постоянно измерять не только скорость чтения, но и качество усвоения. Как следует из приведенной формулы, скорость чтения неразрывно связана с пониманием прочитанного. Коэффициент понимания определяется анализом ответов на 10 вопросов по содержанию прочитанного. При правильном ответе на все 10 вопросов К=1, на 8 вопросов — К=0,8 и т. д.


Считаем целесообразным ограничиться одним показателем, характеризующим скорость чтения в соответствии с приведенной выше формулой. В самом деле, понятие «чтение » предполагает выполнение процесса, связанного не только с восприятием информации, но и непременно его смысловой обработкой. В связи с этим термин «скорость чтения», определяемый как «объем прочитанного текста за единицу времени», теряет всякий смысл. Отпадает необходимость также в других терминах — «гибкость », «продуктивность чтения» и т. п., которые только вводят в заблуждение неискушенных читателей. Следует постоянно помнить, что любое чтение всегда предполагает осмысление прочитанного, а раз так, то и измерение скорости чтения всегда должно быть связано с проверкой качества его усвоения.

Каковы же нормативы скорости чтения? Что следует считать медленным и быстрым чтением? В табл. 1 показаны нормативы скорости чтения зарубежных источников для читающих тексты на своем родном языке. В США и некоторых других странах существует государственный стандарт скорости чтения. Прием на работу в некоторые конторы и фирмы непременно включает тестирование, предусматривающее измерение скорости чтения.

Таблица 1

Скорость чтения

Скорость чтения

Английский

язык

Немецкий

язык

Очень низкая

170 — 200

100 — 140

Низкая

200 — 230

140 — 180

Средняя

230 — 250

180 — 220

Быстрая

350 — 450

400 — 500

Сверхбыстрая

550 — 650

600 — 800

В нашей стране установлен государственный норматив скорости чтения для школьников начальных классов ( табл. 2).

Таблица 2

Классы

Скорость чтения,

сл. / мин.

Первый

30 — 60

Второй

90 — 110

Третий

110 —140

Школьная реформа включает как обязательный компонент совершенствование техники чтения школьников. Основные этапы формирования навыка чтения показаны в табл. 3 . Предполагается, что выпускник средней школы должен в полной мере владеть навыком быстрого чтения. Однако, как показывает опыт, этому надо учить специально, хотя бы в порядке факультатива. В новом школьном курсе «Основы информатики и вычислительной техники» методика обучения быстрому чтению должна найти свое отражение.

Таблица 3

Уровень навыка

Классы

Скорость чтения,

сл. /мин.

Начальный

1 — 3

80 — 130

Развивающий

4 — 6

130 — 250

Совершенствующий

7 — 10

250 — 330

Многолетние наблюдения и опыт обучения позволяют установить нормативы чтения взрослых читателей ( табл. 4).

Таблица 4

Вид чтения

Скорость чтения

сл./мин.

зн. /мин.

Очень медленное

Медленное

1500

Быстрое

3000

Сверхбыстрое

500 — 1000

3000 — 6000

Панорамное быстрое

1000 — 1500

8000 — 10 000

Предлагаемая методика обучения позволяет в среднем увеличить скорость чтения в 3 раза по сравнению с первоначальной. Как правило, учащиеся достигают скорости в 3 тыс. знаков и более. При таком темпе за час можно прочитать около 100 страниц книги среднего формата.

Какова максимально возможная скорость чтения? Исследования показали, что максимальная скорость, при которой возможно полноценное усвоение прочитанного, не может превышать 1500 сл./мин (10 тыс. зн./мин). Примеры более высоких скоростей, которые приводятся иногда в зарубежной печати, или носят рекламный характер, или имеют в виду чтение типа скольжения-сканирования на повышенных скоростях.

Скорость чтения у каждого человека индивидуальна и зависит от множества факторов: активности и уровня нервно-психических процессов, темперамента, особенностей мышления и т. п. Поэтому правильнее повышать существующую скорость чтения. Наблюдения свидетельствуют, что практически любой здоровый человек сможет, овладев методом быстрого чтения по предлагаемой методике, увеличить скорость в 3 раза.