» » Основные отрасли психологической науки. Отрасли психологии (Обзор основных отраслей психологии)

Основные отрасли психологической науки. Отрасли психологии (Обзор основных отраслей психологии)

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предмет психологии, ее задачи, содержание.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche - «душа», logos - «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII–XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях. Психология это наука о душе.

Предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах. В свою очередь, задачей психологии является исследование психических явлений. Характеризуя задачу психологии, С. Л. Рубинштейн пишет: «Психологическое познание - это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей».

Задачи:

Качественное изучение психической реальности;

Анализ формирования и развития психических явлений;

Изучение физиологических механизмов психических явлений;

Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизнедеятельности людей.

Психология как наука

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. В чем состоит это отличие (рис. 1.7)?

Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.


Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

Структура психологической науки, основные отрасли психологии.

развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4-5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.

Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные - выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология (рис. 2) исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это - эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Специальные отрасли психологии (рис. 3), тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые


Рис. 2. Структура общей психологии


Рис. 3. Отрасли психологической науки, имеющие отношение к обучению и воспитанию

являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

Три следующие отрасли психологии - медицинская и патопсихология, а также психотерапия - имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки - объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.

Либо классификация как в лекции:

1) По характеру деятельности: педагогическая, юридическая, экономическая.

2) По учету критерия развития: возрастная, специальная (клиническая), сравнительная(дифференциальная)

3) По отношению личности и социума: социальная психология, личностного развития.

4) . Общая характеристика методов исследования в психологии. Планирование и построение исследования.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии.

Любая самостоятельная наука имеет только ей присущие методы. Такие методы есть и у психологии. Все они могут быть разделены на две основные группы: субъективные и объективные.

Валидность и надежность психодиагностического теста

Для характеристики способности теста измерять действительный уровень психического свойства или качества используется понятие «валидность». Валидность теста показывает, в какой мере он измеряет то качество (свойство, способность, характеристику и т. п.), для оценки которого он предназначен. Инвалидные, т. е. не обладающие валидность тесты не пригодны для практического использования.

Субъективные методы основываются на самооценках или самоотчетах испытуемых, а также на мнении исследователей о том или ином наблюдаемом явлении или полученной информации. С выделением психологии в самостоятельную науку субъективные методы получили первоочередное развитие и продолжают совершенствоваться в настоящее время. Самыми первыми методами изучения психологических явлений были наблюдение, самонаблюдение и опрос.
Еще одну группу методов психологической науки образуют методы моделирования. Их следует отнести к самостоятельному классу методов. Они применяются, когда использование других методов затруднено. Их особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации. Поэтому бывает очень сложно отнести разнообразные методики моделирования к разряду объективных или субъективных методов.

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т. д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.

Развитие компьютеров и программного обеспечения для них дало толчок к моделированию психических явлений на основе законов работы ЭВМ, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их рассуждений при решении задач близки к операциям и логике, па основе которых работаю" компьютерные программы. Это привело к попыткам представить и описать поведение человека по аналогии с работой компьютера. В связи с этими исследованиями стали широко известны имена американских ученых Д. Миллера, Ю. Галантера, К. Прибрама, а также российского психолога Л. М. Веккера.

Помимо указанных методов существуют и другие методики изучения психических явлений. Например, беседа - вариант опроса. От опроса метод беседы отличается большей свободой проведения процедуры. Как правило, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого. Другим методом являете;

Метод изучения документов, или анализ деятельности человека. Следует иметь в виду, что наиболее эффективное изучение психических явлений осуществляется при комплексном применении различных методов.

Планирование и построение исследования

Психологическое исследование имеет несколько общих этапов и начинается с осознания общественной необходимости решить определенную проблему . Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих теоретических и практических задач, стоящих перед психологией как наукой. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния определенных видов деятельности индивида на развитие отдельных сторон его психики.

Далее определяется цель исследования как желаемый конечный результат исследования. Цели исследования могут быть теоретическими, практическими и прикладными. В зависимости от поставленных целей выделяют следующие виды научных исследований:

· Теоретическое – разрабатывается концептуальная модель изучаемых явлений, после чего созданная теория соотносится с результатами других исследований.

· Эмпирическое – направлено на получение и описание полученных фактов в рамках какой-либо одной теории.

· Прикладное – направлено на решение какой-либо прикладной проблемы и внедрения научных результатов.

На схеме 4. представлены цели и причины исследований.

Основные виды исследования, их цели и причины

1. Определение характеристик явления (из литературы, жизни) Цель – неполнота имеющегося описания психического явления, противоречия между эмпирическими данными разных авторов.
2. Выявление взаимосвязи психических явлений Цель – определение характеристик взаимосвязей (тесноты, направленности, устойчивости).
3. Изучение возрастной динамики явления Исследование процессов роста, созревания и развития, возрастной изменчивости
4. Описание нового феномена, эффекта Выявление факторов, определяющих наличие или отсутствие эффекта, силы его проявления, условий существования феномена.
5. Открытие новой природы явления Изучение противоречивости, недостаточности объяснений сущности явления. Введение новых терминов. Создание теоретических построений, более простых, чем имеющиеся.
6. Обобщение имеющихся данных Выведение более общих закономерностей, чем описанные в литературе. Введение новых понятий, конкретизация понятий расширение значения основных терминов, области определения понятий.
7. Создание типологий, классификаций Разработка классификации. Новое понимание класса явлений. Соотнесение классификации с имеющимися теориями, концепциями. Определение видов, типов, групп и описание их отличительных признаков. Создание эффективных диагностических процедур на основе классификаций.
8. Создание методики Повышение точности, надежности измерения; более полная характеристика явления; сокращение времени обследования через расширение контингента испытуемых; упрощение обработки результатов и др.
9. Адаптация психодиагностической методики Модификация методики к новой культуре, этносу, языковой среде

На основе имеющихся проблем, определенной цели и теоретического анализа опубликованной литературы в соответствующей области психологии определяются задачи конкретного исследования, его объект и предмет. Объект исследования – это тот контингент испытуемых, который будет изучаться. В качестве объекта исследования могут выступать индивид, группа людей, общность людей и др. Следовательно, для характеристики объекта исследования необходимо ответить на вопрос: кого изучают? При описании объекта определяется возраст испытуемых, их пол, уровень образования, состояние психического здоровья и т.д.

Объект исследования конкретизируется в предмете. Предмет исследования (познания) – это свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемых в определенных исторических условиях. Если предмет не выделен, трудно оценить адекватность выбранного методологического подхода. Для характеристики предмета исследования нужно установить, что именно изучается в объекте. Так, при изучении выбора профессии старшими школьниками в качестве предмета исследования могут выступать мотивы выбора.

После того, как определены объект и предмет исследования, поставлены его задачи и цели, исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, т.е. выдвигает гипотезу. Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое не подтверждено и не опровергнуто. Это предполагаемый ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Чаще всего гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования.

Процесс выдвижения и опровержения гипотез – один из основных этапов деятельности исследователя. Количество и качество гипотез определяется творческими способностями исследователя. В ходе проверки гипотез их количество ограничивается двумя: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре исследования. Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать результаты ранее проведенных исследований, общие психологические законы развития психики и, в определенной мере, педагогический опыт. Все это обеспечивает правдоподобность гипотезы. Другое важное качество правильной гипотезы - доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность. Этапы психологического исследования отражены на схеме.

Основные отрасли психологической науки

Задачи, которые решает психология как наука, обусловили возник-новение и развитие ее конкретных отраслей.

Общая психология изучает содержание, особенности и общие за-кономерности функционирования психики и человеческого сознания, психические процессы, свойства, состояния и образования личности.

Социальная психология исследует психологические явления и про-цессы, обусловленные принадлежностью человека к конкретным общ-ностям.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает осо-бенности и закономерности психики животных на разных этапах раз-вития животного мира.

Педагогическая психология занимается исследованием психологи-ческих особенностей и закономерностей процессов обучения и воспи-тания подрастающего поколения. В задачи педагогической психоло-гии входят исследование процессов усвоения знаний и формирование навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, пси-хическое обоснование методов, приемов и способов обучения и вос-питания, вопросы восприятия личности учащихся в школьном кол-лективе, психологические проблемы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и др.

Возрастная психология изучает своеобразие психики людей раз-ного возраста, процесс формирования их личности и умственного раз-вития, возрастных особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. п.

Инженерная психология ставит своей целью разрешение проблем соотношения технических требований современных машин и психи-ческих возможностей человека - быстроты и точности процессов вос-приятия, объема и распределения внимания и др.

Психология искусства изучает психологическую специфику твор-ческой деятельности в различных видах искусств (в литературе, музы-ке, живописи, скульптуре и т. п.), особенности восприятия человеком произведений искусства, дает психологический анализ их влияния на развитие личности человека.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме че-ловека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необ-ходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т. д.

Юридическая психология исследует психологию правонарушите-лей и преступников, а также вопросы, находящие свое отражение в су-дебной практике.

Военная психология изучает психологию личности воина, психо-логию воинского коллектива и психологические особенности их про-фессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Медицинская психология занимается исследованием нарушений и расстройств психической деятельности при различных заболевани-ях, содействуя разработке рациональных методов их лечения.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нару-шений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социаль-но-психологические явления.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационали-зации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологи-ческих закономерностей (полученных в результате исследований, на-пример, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы пси-хологии и раскрыты общие и частные психологические закономерно-сти. Вот поэтому в каждой из указанных отраслей психологии боль-шое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических за-дач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в свя-зи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследо-ваний для совершенствования этих видов деятельности.

Психология это наука, которая постоянно развивается. Еще недавно психологию, считали одним из разделов философии. Однако сейчас психология — это самостоятельная наука, с множеством подразделов.

Практически каждый год появляются новые отрасли современной психологии. В основном это связано с увеличивающимся интересом к психологии, вернее сказать к ее результатам, которые она позволяет достичь.

В настоящий момент известно более 100 самостоятельных разделов психологии. Большинство из них появились на волне повышенного интереса и не имеют научной ценности. Про остальные отрасли психологии, такого не скажешь, поскольку их появление, являлось практической важностью.

Главным разделом психологии является «Общая психология» или по другому его называют «Основы психологии». Этот раздел является базисным, для тех кто изучает психологию, на его основе и происходит появление новых отраслей психологии.

Основные отрасли психологии

Общая психология — это раздел познакомит с основными теоретическими принципами и методами используемыми в психологии, а так же с психическими особенностями, процессами, состояниями свойственными личности.

Социальная психология — занимается изучением поведения отдельного человека, так и группы в целом, с целью выявления психологических закономерностей и явлений в процессе общения и взаимодействий друг с другом. В своих исследованиях использует научные методы психологии и социологии.

Возрастная психология — этот раздел психологии, который занимается изучением этапов психологического развития личности, на протяжении всего онтогенеза. При изучении возрастных периодов, во внимание принимаются социальные, биологические и психологические факторы.

Педагогическая психология — психологическая отрасль, которая занимается изучением психологических закономерностей, свойственных при обучении либо воспитании личности. На этой основе ведется разработка методов обучения и воспитания, способствующих эффективному развитию личности.

Психология труда — раздел психологии, который ставит перед собой задачу изучить психологические особенности организации трудовой деятельности и ее совершенствования с целью получения эффективных результатов.

Клиническая психология — отрасль психологии, которая иногда именуется как медицинская психология. Имеет близкие отношения с психиатрией. Этот раздел занимается изучением психических явлений, которые так или иначе имеют связь с заболеваниями. Клиническая психология, это один из разделов, который реально помогает нуждающимся в психологической помощи людям. Поскольку в рамках ее предмета, разрабатываются методики по диагностике психического здоровья, а так же способы коррекции в случае выявленных отклонений.

Дифференциальная психология — отрасль психологии, которая изучает психологические различия свойственные различным представителям социальных, классовых, этническим и другим группам. В результате выявленные особенности, систематизируются и количественно оцениваются для каждой группы отдельно.

Психофизиология — отрасль психологии, которая занимается исследованием нейрофизиологических механизмов психических процессов. Проще говоря, психофизиология ищет физиологические причины, в психической деятельности человека.

Когнитивная психология — раздел психологии, который занимается изучением интеллектуальных особенностей присущих каждому человеку. На его основе, разрабатываются методики по тренировке памяти, логического мышления, воображения, творческой деятельности, различных способностей и навыков.

Биопсихология — психологическая наука, которая занимается изучением биологических процессов, которые происходят в организме, а так же их влиянием на психику человека. Основываясь на знаниях этой науки, появляются различные стимулирующие психотропные средства.

Сравнительная психология — отрасль психологии, которая занимается изучением поведения животных. Таким образом происходит сравнение психологии животных и человека, что помогает лучше понять мотивы и причины поступков человека.

Кросс-культурная психология — отрасль психологии, которая направлена на изучение культурных особенностей присущих каждому народу. Основная цель данного раздела выделение особенностей развития личности в зависимости от принадлежности к той или иной культуре.

Экспериментальная психология — отрасль психологии, которая является основой для всех видов научно психических исследований. С ее помощью проводятся психологические исследования во всех отраслях психологии.

Судебная психология — раздел психологии в задачи которого входит изучение психологических проблем связанных с судопроизводством. Основываясь на знаниях этого раздела, судебные психологи определяют степень аффекта, вменяемость, жесткость обращения, моральные принципы и другое, что позволяет судье объективно оценить психологическую ситуации и вынести соответствующий приговор.

Психология здоровья — занимается изучением биологических, социальных, психологических факторов с целью определения их влияния на здоровье человека. С ее помощью разрабатываются методики способные влиять на здоровье положительным образом.

Психология личности — раздел психологии, который изучает личность в целом и ее совокупности. Главной целью является создание подробной картины личности, а так же ее взаимосвязей с миром, жизнью, обществом в процессе ее развития.

Психология отношений — раздел психологии, главная цель которого изучение отношений возникающих между различными социальными группами. Большинство тем этой отрасли посвящено отношениям возникающим между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, руководителями и подчиненными.

Современная психологическая наука представляет собой многоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относительно самостоятельных отраслей. Их возникновение обусловлено:

Во-первых, широким внедрением психологии во все сферы научной и практической деятельности,

Во-вторых, появлением новых психологических знаний.

Одни отрасли психологии отличаются от других, прежде всего, комплексом проблем и задач, которые решает то или иное научное направление. Вместе с тем все отрасли психологии условно можно разделить на фундаментальные (общие, или базовые) и прикладные (специальные).

1) Фундаментальные отрасли психологической науки имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений. Это тот базис, который не только объединяет все отрасли психологической науки, но и служит основой для их развития. Фундаментальные отрасли, как правило, объединяют термином «общая психология».

Общая психология - отрасль психологической науки, включающая в себя теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории.

Общая психология - изучает закономерности развития психики в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого (среднего возраста) нормального (не больного) человека (не важно мужчины или женщины), в постоянных условиях жизни и деятельности.

Основными понятиями общей психологии являются:

Психические процессы;

Психические свойства;

Психические состояния.

Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С.Л. Рубинштейна, подготовившего и опубликовавшего в 1942 г. капитальный обобщающий труд «Основы общей психологии», в который вошли передовые достижения как отечественной, так и мировой науки.

2) Прикладными называют отрасли психологии, достижения которых используют в практической деятельности. В большинстве случаев с помощью прикладных отраслей психологической науки решают конкретные задачи в рамках определенного направления.

Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, педагогическую, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую психологию и психофизиологию, дифференциальную психологию.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Возрастная психология изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.

Психология труда рассматривает психику в условиях трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В рамки клинической психологии , изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как более частное входит патопсихология, которая изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности, а дифференциальная психология - индивидуальные различия в психике людей.

Юридическая психология изучает психологические особенности юридической деятельности (например, особенности поведения участников уголовного процесса, психические проблемы формирования личности преступника, особенности его поведения и так далее).

Дифференциальная психология изучает различия между индивидами, между группами индивидов, а также причины и следствия этих различий.

Политическая психология изучает психологические компоненты политической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и т.п.

Психология искусства изучает свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность как отдельной личности, так и общества в целом.

Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе: военная психология, психология рекламы, экологическая психология, зоопсихология, спортивная психология, космическая психология и др.

Военная психология изучает психологию личности воина, психологию воинского коллектива и психологические особенности их профессиональной деятельности в ее разных формах и видах.

Патопсихология уделяет основное внимание особенностям нарушений психики в связи с теми или другими недостатками в строении и функциях организма, в частности у детей.

Парапсихология исследует аномальные индивидуально- и социально-психологические явления.

Психология религии изучает психологические факторы религиозного сознания.

Экологическая психология изучает психологические аспекты взаимодействия человека и окружающей среды.

Зоопсихология (или сравнительная психология) раскрывает особенности и закономерности психики животных на разных этапах раз­вития животного мира.

Психодиагностика нацелена на разработку методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психология спорта занимается исследованием психологических особенностей спортивной деятельности.

Космическая психология включает в круг своих проблем изучение особенностей психических процессов, происходящих в организме человека в условиях космических полетов, в том числе влияния на его психику больших физических перегрузок, необычных условий среды, состояния невесомости. Кроме того, эта отрасль психологии выясняет особенности работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени и т.д.

В последние годы ускоряющий импульс получает виртуальная психология , изучающая психологические виртуальные реальности и строящаяся на специфическом философском базисе.

Каждое из этих направлений использует теоретико-методическое наследие общей психологии, но богато собственными методами, подходами и приемами.

Отметим, что прикладные отрасли не являются изолированными друг от друга. Чаще всего в одной отрасли психологии используются знания или методы других ее отраслей. Например, космическая психология, занимающаяся проблемами психологического обеспечения деятельности человека в космосе, тесно связана с инженерной психологией, медицинской и др.

Все отрасли психологической науки возникли и развивались как результат расширения сфер человеческой деятельности, ее рационализации и усовершенствования. Однако нельзя рассматривать различные отрасли психологии как простое практическое применение психологических закономерностей (полученных в результате исследований, например, по общей психологии или социальной психологии) к тем или другим случаям жизни. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, практикой людей, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты общие и частные психологические закономерности.

Поэтому в каждой из указанных отраслей психологии большое место отводится теоретическим исследованиям.

Научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а с учетом практических задач. Изучая закономерности психики человека, психология делает это не в отрыве от тех или иных видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать результаты исследований для совершенствования этих видов деятельности.

В Приложении представлены некоторые отрасли современной психологии, в настоящее время их насчитывается свыше 40.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Сложную психическую реальность, выступающую предметом психологии, наука стремится отразить в ее существенных свойствах и в обобщенной форме, т.е. в понятиях. Понятия в конечном итоге составляют каркас любой науки. В своей совокупности они образуют категориальный строй.

Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их новым содержанием. В этом смысле изменение психологии как науки тесно связано с двумя направлениями, характеризующими, в конечном счете, ее структуру:

Дифференциацией отраслей психологии;

Оформлением и развитием научных направлений и школ.

Первое направление тесно связано с онтологическими характеристиками объекта психологического исследования, второе – с гносеологическими предпосылками формирования самого психологического знания. В первом случае речь идет о различных сферах человеческой деятельности, во втором – о возможных методологических подходах к изучению психического.

При этом дифференциация отраслей психологии и теоретических направлений имеет принципиально иные механизмы. Так, специфика функционирования психики людей в различных сферах человеческой деятельности, особенности возникающих при этом проблем, требующих привлечения для их решения научного знания, служат объективным основанием для выделения различных отраслей психологии. Эти отрасли можно классифицировать по различным основаниям.

Современная психология является чрезвычайно дифференцированной наукой. Различные авторы насчитывают от 50 до 100 относительно самостоятельных ее отраслей, претендующих на статус “полноценных” научных дисциплин.

Отрасли психологии выделяются по множеству оснований:

а) по цели деятельности (получение или применение нового знания):

а1) фундаментальные (общая психология, методологические основы психологии) и

а2) при­кладные науки;

б) по предмету исследования: психология развития и возрастная психология, творчества, личности и т. д.;

в) по виду связей психологии с дру­гими науками: психо­физиология, нейропсихология, математи­ческая психология;

г) по связям с различными сферами практики: органи­зационная психология, психология труда и инженерная психология, пси­хология спорта, педагогическая психоло­гия, политическая психология, юридическая психология, социальная психология, военная психология и ряд других.

д) по объекту и специфике развития – психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая психология), в том числе возрастная психология, патопсихология.

Таким образом, дифференциация психологии на отдельные отрасли отвечает практическим задачам, стоящим перед наукой и имеющим свою специфику.

Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией - дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности.

К основным вопросам, которые рассматриваются в ее рамках, относятся:

Ø Что такое психика?

Ø Каковы ее структура и функции?

Ø По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе?

Ø Каковы уровни ее развития и по каким критериям их можно выделить?

Ø Как соотносятся психика и мозг?

Ø Какую роль в психическом развитии играют врожденное и приобретенное, биологическое и социальное?

Ø Каковы критерии различения нормального и аномального развития
психики?

Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные проблемы, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. Общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экспериментально.

Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в центре более частных отраслей психологической науки, являющихся относительно самостоятельными областями знания. Например, общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психологическом обосновании условий эффективности образовательного процесса.

Военная психология исследует особенности функционирования психики человека в условиях воинской деятельности, выявляет стресс-факторы боя, их влияние на человека и т.п.

Инженерная психология рассматривает процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной.

Возрастная психология, изучающая закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом, психологические особенности людей различного возраста, нацелена на создание теории психического развития человека в онтогенезе.

Проблемы развития психики в филогенезе специально рассматриваются всравнительной психологии и зоопсихологии (сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология - наука о психике животных; иногда их объединяют под названием «эволюционная биопсихология»).

Соотношение мозга и психикиявляется одной из ключевых проблем психофизиологии и нейропсихологии . Проблемы аномального развития психики изучаются специальной психологией , закономерности трудовой деятельности - психологией труда . Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Так, в возрастной психологии выделяются: детская психология (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого возраста и старости (геронтопсихология).

Специальная психология включает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых: тифлопсихологию (психология слепых), сурдопсихологию (психология глухих).

Закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп исследует социальная психология , которая в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, социальную психологию личности.

Чрезвычайно разветвленной является психология труда , дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся: инженерная психология, изучающая деятельность человека в системе «человек - машина», авиационная психология, психология управления и др.

Вопрос № 2. Душа как предмет психологии.

И в наше время, и много лет назад было принято для объяснения поведения других людей ссылаться на проявления их “души”. Тем самым в первую очередь признается наличие некоторых факторов, значимых для понимания ситуаций взаимодействия и общения, но недоступных для непосредственного восприятия. Это само по себе уже положительно, поскольку вносит в анализ той или иной ситуации признание некоторых факторов, не поддающихся точному учету. Однако только признания недостаточно. От научного критерия требуется и определенная прогностическая функция - как поведет себя эта “душа” в ходе изменения ситуации. Тогда и возникают определенные трудности, связанные с уровнем научной разработанности самой этой научной категории.


Ситуация взаимодействия

“Внешнее”

Душа

Рис. 4. Представления о психическом как проявлении “души”.

А. Большой вклад в развитие представлений о душе внесли древние греки.

В Древней Греции можно встретить следующие взгляды на душу:

Душа – искорка, часть вечно живого огня, которая течет и изменяется как ручей (Гераклит);

Душа, как соединение атомов (Демокрит);

Душа, как результат смешения трех жидкостей – крови, желчи и слизи (Гиппократ). Впоследствии это дало начало учению о темпераментах (латинский термин);

Душа, как целостное образование, возникшее благодаря «НУСу» – разуму (Анаксагор);

Душа, как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом (Сократ, Платон);

Душа, как форма живого тела и цель его существования (Аристотель);

Душа, как модификация перво огня – пневмы (стоики во главе с Зеноном);

Душа, как соединение движущихся атомов (Эпикур, Лукреций и др.).

Таким образом, уже в Древней Греции наметились подходы:

Идеалистический и материалистический к пониманию сущности души;

Целостный и атомистический к пониманию структуры психики;

Статический и динамический к пониманию формы существования души.

Б. Период средних веков характеризуется влиянием на представления о душе религиозных учений – христианства и ислама. Вместе с тем, арабо-язычная наука, например, вобрала в себя достижения и древних греков, а также ученых Индии и других стран.

На заре средних веков (VI – XVI в.в.) творил христианский мыслитель Августин (IV - V в.в.). С его точки зрения душа – это орудие, которое правит телом, а ее основу составляет воля, как отражение божественной воли («Исповедь»: одиннадцать томов данного труда хранятся в Киеве).

Наиболее яркие представления арабо-язычной науки IX – XIII вв. о психике связаны с именами:

Авиценны (Абу Ибн-Сина, 985 – 1037),

Альгазена (965 – 1084),

Аверроэса (Ибн-Рушд, 1126 – 1198).

Они отстаивали точку зрения об обусловленности психических явлений телесным субстратом. По мнению Аверроэса (великий комментатор Аристотеля), душа смертна, как и тело. Бессмертен лишь разум, который имеет божественное происхождение.

Идеи Аверроэса и Аристотеля нашли отражение в учении Фомы Аквинского (1225 – 1274), католического мыслителя (томизм). Однако Фома отстаивал одну истину – божественную, а не две по Аверроэсу – божественную и земную. Поэтому душа – бессмертна и является чистой формой, которая в человеке соединяется с телом. Душа есть принцип и источник существования тела.

Принципиальный недостаток представлений о душе заключается в том, что душа признается первопричиной всех движений (см. рис. 4). А это значит, что все воздействия на тело являются для души лишь поводами, на которые она может отвечать "как хочу". А почему душа хочет так или иначе, это зависит только от нее самой, от ее природы и далее не подлежит объяснению. Таким образом, в качестве первопричины (даже материально представляемая) душа радикально и систематически нарушает причинные связи не только внутри тела, но и в окружающем мире. И когда в конце ХVII века в естествознании окрепло строго причинное мировоззрение, спекуляции о «природе души» утратили свою значимость, а душа как объяснительная сила, скрытая за наблюдаемыми психическими явлениями, была исключена из науки.

Вопрос № 3. Сознание и опыт его изучения в психологии.

Следующим в общей хронологии предметов научного изучения психологии было понятие сознание . Явления индивидуального сознания в XVIII веке пришли на смену представлениям о душе и были призваны построить психологическое знание на основе собственных переживаний ученого. То есть имеются в виду мысли, желания, чувства, воспоминания, которые каждый знает по личному опыту, и которые как факты этого опыта кажутся чем-то несомненным и реальным. Это явления, которые человек фактически наблюдает, находит в "себе", оборачиваясь на свою "внутреннюю душевную деятельность". Отсюда и единственно возможным методом исследования была признана интроспекция - самонаблюдение человека за явлениями своего индивидуального сознания.

Предполагалось, что человек, исследуя мир своих (и только своих) психических образов, на основе выявленных у себя свойств и процессов может судить о свойствах психики всех других людей. Тем самым процесс объективного познания психики других людей подменяется процессом приписывания другим свойств собственного сознания.

Основоположником интроспективного изучения сознания можно считать Джона Локка , который считал, что (в отличие от души) явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

Дальнейшее развитие взглядов на природу сознания и его изучение связывается с психологией ассоционизма . В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоционистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж.Ст.Милля, А.Бэна, Г.Спенсера.

Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Д.Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, "психическую последовательность" (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма "конструктивной ассоциации" на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип "проб и ошибок", утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – "заглядывающее внутрь себя сознание". Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты , гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И.П.Павлова, И.М.Сеченова, Э.Торндайка, У.Джеймса.