» » Особенности общественного и индивидуального сознания. Индивидуальное и коллективное сознание

Особенности общественного и индивидуального сознания. Индивидуальное и коллективное сознание

Окружающий мир воспринимается человеком через его психику, которая образует индивидуальное сознание. Оно включает в себя совокупность всех знаний индивидуума об окружающей его действительности. Формируется оно благодаря процессу познавания мира через его восприятие с помощью 5 органов чувств.

Получая информацию извне, человеческий мозг ее запоминает и впоследствии использует для воссоздания картины мира. Происходит это, когда индивидуум, опираясь на полученную информацию, использует мышление, память или воображение.

Понятие сознания

С помощью не только противопоставляет свое «я» тому, что его окружает, но и способен с помощью памяти восстанавливать картины прошлого, а воображение помогает ему создавать то, чего еще нет в его жизни. Мышление при этом способствует решать задачи, которые ставит перед индивидуумом реальность на основе знаний, полученных при ее восприятии. Если любой из этих элементов сознания будет нарушен, психика получит серьезную травму.

Таким образом, индивидуальное сознание является высшей степенью психического восприятия человеком окружающей его действительности, при котором формируется его субъективная картинка мира.

Всегда противопоставляется материи. В древности так называли субстанцию, способную творить реальность. Впервые это понятие в таком понимании ввел в своих трактатах Платон, а затем оно легло в основу христианской религии и философии средневековья.

Сознание и материя

Материалисты сузили до свойства сущности, которая не может существовать вне человеческого тела, тем самым выдвинув на первое место материю. Их теория о том, что индивидуальное сознание - это материя, порожденная исключительно человеческим мозгом, не имеет под собой оснований. Видно это в противоположности их качеств. Сознание не обладает ни вкусом, ни цветом, ни запахом, его нельзя осязать или придать какую-либо форму.

Но и принимать теорию идеалистов о том, что сознание - это самостоятельная субстанция, по отношению к человеку нельзя. Это опровергают химические и физические процессы, которые возникают в мозге при восприятии индивидуумом окружающей действительности.

Таким образом, ученые пришли к выводу, что сознание - это высшая форма психики, отображающая бытие, которая имеет возможность воздействовать и преобразовывать реальность.

Составляющие сознания

Описывая его структуру, следует учитывать, что оно двумерно:

  1. С одной стороны, оно заключает все всю собранную информацию о внешней реальности и объектах, ее наполняющих.
  2. С другой - оно содержит так же информацию о самом индивидууме, являющемся носителем сознания, которое при развитии переходит в категорию самосознания.

Индивидуальное сознание формирует картину мира, в которую включает не только внешние объекты, но и самого человека с его мыслями, чувствами, потребностями и действиями по их реализации.

Без процесса самопознания не было бы развития человека в социальной, профессиональной, моральной и физической сфере, что не привело бы к осознанию смысла собственной жизни.

Сознание состоит из нескольких блоков, основными из которых считаются:

  1. Процессы познания мира через органы чувств, а так же его восприятие через ощущения, мышление, речь, язык и память.
  2. Эмоции, которые передают позитивное, нейтральное или негативное отношение субъекта к действительности.
  3. Процессы, связанные с принятием и исполнением решений, волевыми усилиями.

Все блоки вместе обеспечивают, как формирование у человека определенных знаний о реальности, так и удовлетворяют все его насущные потребности.

Общественное сознание

В философии и психологии существует такое понятие, как взаимосвязь общественного и индивидуального сознания. При этом следует учитывать, что общественное является продуктом индивидуальных или коллективных понятий, которые были сформированы в течение длительного времени наблюдения за действительностью, ее объектами и происходящими явлениями.

Самыми первыми в человеческом обществе сформировались такие как религия, мораль, искусство, философия, науки и другие. Например, наблюдая за природными стихиями, люди приписывали их проявления воле богов, создавая через индивидуальные выводы и страхи общественное знание об этих явлениях. Собранные вместе, они передавались следующим поколениям как единственная, присущая данному обществу, истина об окружающем мире. Так зарождалась религия. Люди, принадлежащие другим народам с противоположным общественным сознанием, считались иноверцами.

Таким образом, формировались общества, большинство членов которого придерживались общепринятых принципов. Людей в подобной организации объединяют единые традиции, язык, вероисповедание, правовые и этические нормы и многое другое.

Чтобы понять, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, следует знать, что именно второе является первичным. Сознание одного члена общества может влиять на формирование или изменение общественного, например, как это было с идеями Галилея, Джордано Бруно и Коперника.

Индивидуальное сознание

Особенности индивидуального сознания в том, что они могут быть присущи одним личностям, но совершенно не совпадать с восприятием действительности другими. Оценка окружающего мира каждым индивидуумом уникальна и составляет его конкретную картину реальности. Люди, имеющие одинаковое мнение по каким-либо явлениям, образуют организации единомышленников. Так формируются научные, политические, религиозные и другие кружки и партии.

Индивидуальное сознание - понятие относительное, так как на него воздействуют общественные, семейные, религиозные и другие традиции. Например, ребенок, рожденный в семье католиков, с детства получает информацию о догматах, присущих именно этой религии, которые становятся для него естественными и нерушимыми по мере его взросления.

С другой стороны, каждый человек проявляет свой интеллект, проходя стадии развития сознания, как в творчестве, так и в познавании окружающей действительности. Внутренний мир каждого индивидуума уникален и не похож на другие. Ученые до сих пор не знают, откуда берет свое начало индивидуальное сознание, так как в «чистом виде» его вне конкретного носителя в природе не существует.

Связь индивидуального сознания с общественным

Каждый человек по мере взросления и развития сталкивается с влиянием общественного сознания. Происходит это через взаимоотношения с другими людьми - в детстве с родными и учителями, затем с представителями различных организаций. Осуществляется это через язык и традиции, присущие данному обществу. По тому, как взаимосвязаны общественное и индивидуальное сознание, определяется, насколько преданным и важным его членом будет каждый отдельный индивидуум.

В истории много примеров, когда люди, попав из привычной для них среды, в общество с другими религиозными ценностями и традициями, становились его частью, переняв образ жизни его членов.

По тому, как связаны общественное и индивидуальное сознание видно, что они взаимно влияют друг на друга на протяжении всей жизни человека. За этот период у него могут меняться религиозные, культурные, научные, философские и другие понятия, ранее навязываемые обществом. Так же, как, например научное открытие одного ученого, может изменить представление всего человечества о привычных для него вещах.

Структура индивидуального сознания

Сущность индивидуального сознания заключается в способе и реальности:

Высшей формой сознания является самосознание, без которого человек не был бы личностью.

Самосознание

Осознание собственного «я» на физическом и духовном уровне делает человека индивидуальностью. Все внутренние ценности, представления о действительности, осмысление происходящего с ним и вокруг него, все это формирует самосознание человека.

Именно его развитие помогает людям понять причину их поступков, их ценность в обществе и дает осознане того, кто они на самом деле.

Сознательное и бессознательное

Как утверждал Юнг, индивидуальное сознание может существовать только совместно с Это духовный опыт тысяч поколений людей, которое наследует на бессознательном уровне каждый индивидуум.

К ним относятся:

  • ощущения мышц, равновесия и другие физические проявления, которые не осознаются сознанием;
  • образы, возникающие при восприятии действительности и определяемые как знакомые;
  • память, которая управляет прошлым и создает будущее с помощью воображения;
  • внутренняя речь и многое другое.

Кроме развития сознания, человеку свойственно самосовершенствование, во время которого он меняет свои отрицательные качества на положительные.

Вплоть до второй половины XIX века в философии господствовало убеждение, что человек в своих действиях руководствуется сознанием, определяющим элементом которого является разум. В наиболее полной форме эта идея выражена в .

В конце XIX века появляется новое направление в философии, основывающееся на открытиях 3. Фрейда. Фрейд доказал, что во внутреннем мире человека существуют сферы, содержание которых человек не может или не хочет осознавать. Следует различать два вида неосознаваемых действий. К первому виду относятся действия, ранее осознававшиеся, находившиеся под контролем сознания, а затем ставшие автоматическими. Например, когда человек учится ходить или писать, его сознание направлено на каждое усилие в этом направлении, а когда эти операции освоены, человек совершает их бессознательно. Второй вид неосознанных действий никогда не проходил через сферу сознания. Именно этот вид называется в психологии бессознательным. Бессознательное играет важную роль в жизни человека и общества, так как во многом определяет поведение человека.

Фрейд предлагает следующую классификацию структуры человеческой психики:

  • сверхсознание — восприятие индивидуумом требований общества: правил поведения, родительских запретов, моральной цензуры и т.п.;
  • бессознательное — нереализованные влечения индивида, которые ввиду конфликта с социальными нормами вытесняются из сознания и дают о себе знать в форме страхов, комплексов, неврозов, инстинктов, прежде всего сексуального, и обнаруживаются в сновидениях, оговорках и др.;
  • сознание — промежуточная часть психики. Снизу ее подпирают страхи и инстинкты, сверху — требования общества. Поддаваться инстинктам нельзя — это приведет к конфликтам в обществе, подавить их тоже нельзя — это приведет к комплексам, неврозам, психическим заболеваниям. Человек в течение жизни должен лавировать между этими крайностями.

Фрейд попытался объяснить с точки зрения психоанализа всю человеческую историю. Общество создает запреты на проявления человеческой сексуальности. Энергия, которая при этом остается невостребованной, вынуждена направляться в другое русло, сублимироваться, т.е. преобразовываться. Это приводит к тому, что человек обращается к социально приемлемым формам деятельности: производственной, религиозной, политической, художественной и др. Например, в искусстве энергия сексуального желания преобразуется в энергию художественной деятельности, запретные действия художник заменяет легальными образами. Яркой формой сублимации является религия. В образе Бога люди находят отца, которого любят и боятся.

Последователи Фрейда развили учение о бессознательном, продолжили работу по поиску методов преодоления его разрушительного действия. Так, Юнг открыл новый уровень бессознательного, который назвал коллективным бессознательным . Этот уровень никогда не может быть осознан, но он проявляется в виде мифологических образов, свойственных всем культурам мира. Юнг назвал их архетипами, которые получают различную трактовку в мифах, сказках, поэзии, проявляются в снах и особенностях человеческого поведения. Архетипы — это некие идеи, закодированные в структуре головного мозга, они не имеют однозначно негативного содержания, а являются как бы фундаментом сознательного, однако они нерациональны и не могут быть поняты человеком. Более того, попытка непосредственного постижения архетипов может привести к трагедии. Психическая энергия, содержащаяся в архетипах, может разрушить человеческую психику. Чтобы этого не произошло, между сознанием и бессознательным стоят религиозные символы, которые как бы трансформируют энергию бессознательного в человеческие смыслы. «Расколдование» религиозной символики в наше время, по мнению Юнга, может привести к трагическим последствиям, к гибели культуры.

Сознание

— один из самых сложных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения то, что сознание существует и можно говорить, что оно обладает особым, психическим или духовным бытием. Понятие сознания объединяет разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека; это высшая из способностей личности. На настоящий момент сущность этих форм трактуется с двух позиций — материалистической и идеалистической.

В материалистической трактовке сознание объявляется вторичным по отношению к материальному миру и понимается как особое свойство материи — «инструмент» мозга, его функция. В этом отношении сознание есть свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир.

В идеалистической трактовке сознание понимается как единственно достоверная реальность. Понятие материи ставится под сомнение, а воспринимаемые нами вещи объявляются существующими только в нашем сознании (поскольку они могут быть лишь иллюзией, сном и доказать их реальность и объективность не представляется возможным).

Выделяют три основных свойства сознания:

  • идеальность (сознание невозможно измерить, исследовать при помощи приборов);
  • направленность (сознание всегда направлено на предмет или на самого себя);
  • активность (сознание не только отображает мир, но и вырабатывает различные идеи).

Сознание делят на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное (духовный мир общества — наука, религия, мораль, политика, право и т.д.), а также на обыденное (опирающееся на здравый смысл и житейский опыт) и научное (системное, теоретическое сознание, основанное на объективных данных).

Можно представить структуру сознания состоящей из четырех секторов (рис. 2.4)

  • сектор I — ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств;
  • сектор II — мышление, логические операции;
  • сектор III — эмоции, чувства, переживания;
  • сектор IV — высшие мотивы — ценности, воображение, творчество.

Рис. 2.4 Структура сознания

Внешнепознавательная активность (секторы I и II) и эмоционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент (секторы II и IV) отвечает за сверхсознательное (правила поведения, общественные нормы), нижний (секторы I и III) — за бессознательное (психические процессы, не представленные в сознании субъекта).

Бессознательное

Понятие бессознательное ввел в науку австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В наиболее общем виде, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:

  • сверхсознательное - запреты, нормы, традиции, мораль, законы, общественное мнение;
  • сознание — ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.;
  • бессознательное — тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы, автоматизмы.

По мнению Фрейда, каждый испытывает антиобщественные желания. В детстве человек учится их подавлять из страха перед наказанием (воплощенном в сверхсознательном). Однако даже подавленные и забытые, желания не исчезают, а концентрируются в бессознательном, где ожидают своего часа. Вытесненные переживания могут соединяться в устойчивые группы — комплексы. Например, комплекс неполноценности — это совокупность переживаний по поводу своих недостатков и желание компенсировать их. Бессознательные желания и комплексы, по Фрейду, имеют, как правило, сексуальный или агрессивный характер. Хотя человек не осознает их, они часто заявляют о себе в сновидениях, юморе, оговорках.

Сознание для Фрейда является полем борьбы между бессознательным и запретами сверхсознательного. Антиобщественные желания и комплексы периодически «всплывают» в сознание, запреты и нормы подавляют их, вытесняя обратно в бессознательное. Однако постоянное подавление желаний может привести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предохранительный клапан) — неврозам, истерии и т.д. Поэтому все желания должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в действиях), или сублимированы, т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество.

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное, содержащее общие для всех людей бессознательные образы — архетипы. Они проявляются в «грезах» всего человечества — мифах, легендах, сказках, притчах, где задаются основные образцы поведения в разных ситуациях. Эти образцы усваиваются с детства, а затем автоматически, бессознательно воспроизводятся в социальной деятельности.

Помимо желаний, комплексов и архетипов к бессознательному относят и простые автоматические действия, при исполнении которых сознание не задействуется (например, основные навыки вождения автомобиля).

Сознание и коллективное бессознательное

Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.

В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.

Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые , но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Различие между бессознательным и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное — это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения - это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Бессознательное и предсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.

Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами , под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие иол влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.

Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечалось выше, австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом.

Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.

Коллективное бессознательное , в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.

ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ

Изменённые состояния сознания (ИСС) - качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями (классическое определение А. Людвига).Кратковременные переживания ИСС являются характерным свойством сознания и психики здоровых людей.Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии.

Изучение изменённых состояний сознания является важным направлением междисциплинарной области исследований сознания. В частности, исследованиями ИСС занимаются представители общей и социальной психологии, психологии личности, нейропсихологии; также эта проблематика разрабатывается в психиатрии, антропологии, клинической и трансперсональной психологии.

Сознание и бессознательное

Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.Бессознательное и подсознательное - это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Различие между бессознательным и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное - это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное - те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.



Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.Безнательные ощущения - это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.Бессознательное и предсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.

Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами, под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие иол влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечалось выше, австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом.Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу, - предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».Коллективное бессознательное выражается в архетипах - древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное - более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого

Пояснение 3

Индивидуальное и групповое поведение

Групповая и индивидуальная психология

Индивидуальное и коллективное сознание

Продолжаем тему идеологий. Если в основе идеологии «классовой борьбы» Марка негласно лежала национальная идея, спрашивается: за счет чего она произвела такой мощный, кровавый, но к счастью, кратковременный эффект во всем мире. Чтобы понять это следует прежде определиться, что вообще понимают под идеологией. Предельно коротко: идеология есть упорядоченная система взглядов, выражающая интересы различных групп людей, объединенных общностью цели. Термин «идеология» был введен в оборот в конце XVIII века, но как явление возникло гораздо раньше, фактически, вместе с рождением цивилизации и ее главными атрибутами – государством и религией. Но и сегодня политические и религиозные идеологии играют решающую роль в жизни общества, либо оправдывая и контролируя существующий порядок вещей, либо доказывая необходимость его изменения.

В традиционных цивилизациях Востока идея монархии никем и никогда не ставилась под сомнение. Для них она во многом сегодня актуальной (но уже в виде тирании диктаторов). Что же касается религиозных представлений, то их рождалось великое множество, притом самых разных в зависимости от национального колорита, культурных традиций, окружающих условий. В моей книге «Идеологические системы мира» проводится различие между мировоззренческими представлениями, возникавшими стихийно как безымянное «народное творчество», и системами, рождавшимися в головах людей, ставивших перед собой четко озвученные цели. Так как авторство последних известно, они определены как «системные идеологии». Наибольшее влияние на судьбы своих народов и даже целых регионов оказали 7 из них: зороастризм, иудаизм, буддизм, конфуцианство, синтоизм, христианство и ислам.

Термин «тоталитарная идеология» был предложен К. Поппером («Открытое общество и его враги»), подразумевая под ней платонизм как мечту, и марксизм с фашизмом как опытную данность. Под тоталитарностью он понимал столь полное подавление идеологией общественного сознания, что само общество превращалось в слепой автомат, призванный реализовать программу, заложенную в него данной идеологией. Но он обошел вниманием вторую особенность этих «учений»: их геополитические претензии на то, чтобы стать не столько доминирующей, сколько единственной идеологической системой мира. Поэтому мы включили в список Поппера еще две религиозные тоталитарные идеологии: христианство и ислам, точно также нацеленные на геополитическую экспансию независимо от того, в состоянии ли они в данный исторический момент реализовать свои надежды и подспудные мечты или нет.

В связи с чем, возникают два вопроса. Первый: что именно способствовало рождению идеологий и почему они оказались столь востребованы, что даже сегодня под их властью пребывает более 7 миллиардов людей – 99 % человеческого рода? Второй: почему они оказались столь редки, что за все время мировой цивилизации возникло всего 5 системных и 4 тоталитарных идеологий? Более или менее определенный ответ на второй вопрос дает этнография. Точнее говоря, то ее направление, которое называется диффузионистским. Его зачинателями были Ф. Ратцель, Л. Фробениус и Ф. Гребнер. При всех второстепенных различиях во взглядах между ними, их подход объединяла теория «культурных кругов». Она строилась на 3-х тезисах, утверждавших, что:

1) человеческая способность к изобретениям очень ограничена, 2) большинство значимых идей рождается спонтанно, крайне редко и «точечно» - в ограниченном месте-времени, 3) полезные идеи перенимает сначала ближнее окружение, а затем они расходятся, диффундируют, так что, в конце концов, становятся достоянием многих других народов. Примеры, которые можно привести в подтверждение этой теории: 1) колесо не было известно развитым цивилизациям Доколумбовой Америки; 2) число «ноль» не было известно грекам и римлянам; 3) алфавитное письмо было изобретено в Финикии и усовершенствовано греками, а японцы заимствовали иероглифы у Китая; 4) бумеранг использовался в качестве оружия только в Австралии. Список можно продолжать до бесконечности.

А вот ответ на вопрос, почему талант изобретательства так редок, смыкается с ответом на первый поставленный выше вопрос о том, что именно способствовало рождению идеологий? Ответ един: в том «повинна», если можно так выразиться, психология . Поскольку очевидно, что идеологии – суть закономерные явления культуры в широком смысле. Ибо, как говорил Демокрит: «Ничто не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Эта необходимость зовется эволюцией. Человечество развивается с ошеломляющей, по геологическим меркам, скоростью. Но что служит столь успешным орудием или инструментом эволюции? Поведение. А что определяет поведение? Психика и сознание – два презента эволюции, которыми природа наградила Homo sapiens.

Сегодня насчитывается несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые делают акценты на тех или иных различиях между психическими свойствами людей. Но все они, так или иначе, подразделяют эти свойства на несколько наиболее распространенных психотипов, числом от 4 до 16 (К. Юнг, Э. Шпренгер, Э. Кречмер). Среди них выделяются два психотипа: редкий (инициативный, способный к новаторству и к лидерству) и частый (нечестолюбивый и безликий). Это разделение унаследовано нами от нашего далекого пращура - общественного животного. Поскольку всем видам общественных млекопитающих присуще иерархическое деление их популяций на доминантных альфа-самцов (реже самок) и подчиненных омега-ординаров . Этот эволюционный механизм вносит порядок в отношения между индивидами сообществ, повышая их общую конкурентоспособность (О. Мэнинг, Э. Пианка). Важно при этом, чтобы численность омега-ординаров заметно уступала численности альфа-самцов. (Восточные славяне, среди которых последние появлялись слишком редко, даже были вынуждены пригласить на княжение скандинава Рюрика). Так что исторически первое разделение человечества по психотипу произошло, прежде всего, в форме выделения из него альфа-самцов с сильно развитыми качествами лидера - опытного и успешного воина-охотника. В кровнородственных общинах первобытной коммуны весьма ценился также другой альфа-самец: колдун-шаман, способный, как казалось, договариваться с духами и влиять на них с помощью чар и заклинаний (эпоха магии в истории коллективного сознания - по Дж. Фрэзеру).

С переходом от охоты-собирательства к земледелию-скотоводству племена укрупнялись, конкуренция за землю и стада накалялась, а зависимость урожая и состояния скота от погодных условий возрастала. В этих условиях вожди племен становились правителями-царями. А колдуны-шаманы сумели внушить новоявленным аграриям, что погодой и вообще всеми явлениями а подлунном мире командуют высшие духи – боги. Посему они присвоили себе статус жрецов и в таком качестве взялись быть посредниками между людьми и богами (так по Дж. Фрэзеру родились религии стихий). Вместе с тем, разделение труда, сопровождавшее возникновение земледелия, способствовало выделению из альфа-самцов еще одного психотипа: креативных, честолюбивых инициаторов (и-индивидов). Но, заключив договор о взаимной поддержке своих претензий на абсолютную власть над соплеменниками, цари и жрецы решили, что и-индивиды будут «третьими лишними» в той иерархической пирамиде, которая складывалась ради сохранения порядка среди численно разросшихся сообществ и их защиты от внешних угроз. Однако никакая власть не может держаться на вершине иерархической пирамиды сколько-нибудь долго, если ей постоянно сопротивляются и стараются разрушить возведенную ею пирамиду. Тот факт, что цивилизациям Востока удавалось целых 4 ÷ 5 тысячелетий поддерживать status quo, свидетельствует о том, что альфа-самцам удавалось подавлять инициативы и-индивидов благодаря добровольному союзу с омега-ординарами, оппортунистами от безысходности, покорно подчиняющимися обстоятельствам.

Тут я должен сделать небольшое отступление. Рассуждая о психологических типах, я сознательно не упомянул о том, что решающее большинство психологических школ, ориентированы на изучение психических качеств индивида, личности. И лишь самое незначительное меньшинство исследователей (Г. Лебон, В. Вундт, М. Кордуэлл) интересовали проблемы групповой психологии. Между тем, групповая и индивидуальная психологии разнятся между собой радикально . Несмотря на то, что обе генетически заданы, так как их порождают alma mater любого типа человеческого поведения – инстинкты. Различие между ними лишь в пропорциях. У альфа и и-индивидов доминирует индивидуальный инстинкт. У ординаров, напротив, коллективный подавляет индивидуальный. Но воспитание, среда и обстановка также вносят свои коррективы и влияют на проявление того или иного инстинкта.

Беспрекословное подчинение традициям и власти в лице светских и духовных правителей (какими жестокими тиранами они бы ни были) – таков был неукоснительно соблюдавшийся закон для восточного человека, гарантировавший ему безопасность и сносное существование. Вместе с тем, из 3-х базовых психологических архетипов элита восточных цивилизаций исключила наиболее динамичный, творческий психотип: и-индивидов. Тем самым они обрекли себя на полный технологический, интеллектуальный и социальный застой. За 4 ÷ 5 тысячелетий ни одна сфера общественной жизни в Египте, Китае и Индии не претерпела революционных новаций, какого-либо прогресса. Ибо никто из заинтересованных в каком-либо изменении, не имел возможности действовать, ведь любая подобная инициатива воспринималась, как угроза традиционному порядку. (Креативность и динамизм есть не сословный, а генетический признак, поэтому элитные сословия даже сегодня препятствуют потенциально опасным для них новациям). Коротко говоря, вопреки Марксу государство изначально было призвано: а) сохранять порядок и мир между собственными «домоправителями», богами и народами; б) ограждать их от внешнего насилия . Поэтому оно всюду и везде возникало как общественный договор между «верхами» и «низами», который Т. Гоббс, Д. Локк и Ж.-Ж. Руссо интерпретировали каждый на свой лад. Гоббс защищал авторитарную монархию, Локк - монархию либеральную, а Руссо - либеральный республиканизм. Но никто из них, в отличие от К. Маркса, не узрел в этом акте строительства государства намека на «классовую борьбу» или «классовое насилие».

Почему же, в таком случае, и как возникли идеи единобожия, заметно изменившие ход истории? Дело в том, что на психологию индивидов и масс огромное влияние оказывают не только инстинкты, унаследованные нами из животного мира напрямую, но и сознание . Оно, являющееся лишь нашим, человеческим достоянием, в свою очередь, тоже (согласно Э. Дюркгейму) разделяется на две «половины» - на индивидуальное и коллективное. Первое – суть рациональный разум, который управляет повседневной жизнью каждого отдельного индивида, а всему человечеству помог стать самым успешным охотником в истории жизни на земле. Его, как принято считать, контролирует левая половина мозга. В терминах современных представлений, его можно толковать как здравый смысл (практическое мышление). И, что особенно подчеркивал К. Леви-Стросс, он, по-видимому, мало изменился за последние тысячелетия. Функции второго рода сознания иные. Он отвечает за коллективное существование индивидов и их сообществ, иначе говоря, призван укреплять общественные связи и поддерживать культурную преемственность в данной группе – семейной или соседской общине, племенном объединении, государстве и т.д. Поскольку коллективное сознание преследует не сиюминутные (тактические) цели жизнеобеспечения индивидов, а стратегию их долгосрочного коллективного существования, оно может опираться не на «грузную» логику, а на «легкое» воображение, то есть на правое полушарие мозга. Иначе говоря, сознание тоже подчиняется инстинктам, но опосредованно, в отличие от психики. И его разделение на индивидуальное и коллективное преследует те же цели, что и разделение психики на две составляющие. Так что, по сути дела, коллективное сознание - это отражение группового инстинкта, «склеивающего» индивидов в единую, не только кровнородственную, но и культурно-родственную семью. В дефинициях современной действительности его можно интерпретировать как мифотворчество , или теоретическое мышление.

Оно, в отличие от практического мышления, за последние тысячелетия претерпело огромные изменения, доказывал Л. Леви-Брюль. Во времена наших далеких пращуров мифы носили характер сказок, преданий, легенд и представляли собой первые, крайне наивные попытки постижения окружающего мира. У людей стала просыпаться любознательность. Дети, в особенности, (как и сегодня, если верить Ж. Пиаже) стали забрасывать взрослых бесчисленными вопросами: как, что и почему? И взрослым, чтобы поддерживать свой авторитет, приходилось отвечать хотя бы на некоторые из них. Стало быть, изначальная и главная цель сочинения самых первых мифов состояла в том, чтобы давать объяснение видимым явлениям окружающего мира. Но о чем могли ведать сами взрослые, крайне невежественные, если на свете еще не существовало учителей по физике, астрономии, биологии, так как и самим этим предметам - физике, астрономии и биологии еще только предстояло родиться? Поэтому взрослые были вынуждены придумывать ответы, похожие на правду. Для этого они обращались к своему жизненному опыту (по аналогии ) и к своему воображению.

С опытом у них были проблемы. Так, например, охотник-собиратель каменного века был столь наивен, что даже не подозревал о роли мужчины в процессе продления своего рода и думал, что дети рождаются от духов рек или деревьев. Зато воображение его фонтанировало неудержимо, с легкостью перенося на окружающий мир все известные ему отношения между его сородичами или недругами. Мышление по аналогии и сегодня чрезвычайно продуктивно. А тем более тысячи лет назад. Поэтому древний охотник придумал духов по аналогии с собственными состояниями бодрствования, сна и смерти. Первый же земледелец, также по аналогии с собственной деятельностью по упорядочиванию хаоса на своем маленьком участке, изобрел богов, наводящих порядок во всей природе. Библия заблуждается: не бог создал человека по своему образу и подобию, а, напротив, человек создал Яхве, Зевса, Аллаха и др. по своему образу и подобию.

А затем произошло вот что. Если сначала первобытные родители пытались придумывать более-менее правдоподобные ответы, то позже, когда эти первобытные дети вырастали, а их собственные дети задавали им те же примерно вопросы, что задавали они, будучи маленькими, у них уже были готовы ответы. Они слышали от своих родителей. Так что теперь им оставалось напрягать лишь память, а не логику или воображение. Запомнив сказанное им в детстве, они передавали услышанное как эстафету, от поколения к поколению. Именно так рождались традиции. Поэтому можно предположить, чтосамые первые мифы сочинялисьдля того, чтобы объяснять, не заботясь о доказательствах . Будучи крайне доверчивыми, они не требовали доказательств. Из-за своего легковерия и умственной лени, они не утруждали себя размышлениями – верить или не верить , коль скоро объяснение было дано их предками. Авторитет времени освобождает мозги от необходимости трудиться. Так что мы, вероятно, не ошибемся, если скажем, что вообще все культурные обычаи (традиции) создавались для того, чтобы им следовать, не вдаваясь в рассуждения . С тех пор и до нашего времени мельница мифотворчества мелет, не уставая и с все нарастающей продуктивностью. Появились на свет философские («Атлантида» Платона, «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанелла), исторические мифы («Классовая борьба» К. Маркса, Король Артур и рыцари круглого стола), и мифы естествознания (теория теплорода, и «золото» алхимиков). Стали популярны мифы спиритизма и паранормальных явлений, уфологов и астрологов, а теперь уже верующих в торсионные поля и инфляционную фазу раздувания Вселенной. И, разумеется, религиозные мифы, среди которых Библия и Евангелия не знают себе равных по обилию «лапши», которой они уснащают сознание верующих.

Историки утверждают, что концепция единобожия возникла в голове фараона Эхнатона, недовольного острой конкуренцией со стороны почти всесильного египетского жречества. Его бунт против традиционных богов Египта, однако, потерпел поражение. Поэтому, по мнению З. Фрейда, эстафету его идеи подхватил Моисей, впечатленный замыслом Эхнатона. Согласно гипотезе отечественного атеиста А. Белякова Иисус был «казачком»-провокатором, засланным римлянами в стан еврейских патриотов-фарисеев. Однако, увлекшись ролью пророка, «заигрался», за что и был осужден не столько Пилатом, сколько своими соотечественниками, пришедшими в ярость от его утверждений, что он - сын плотника на самом деле бог-сын своего бога-отца Яхве. Впрочем, этой ереси грозила участь раствориться среди сотен подобных ей, если бы не подвижничество ренегата из фарисеев Савла, нареченного также Павлом. Благодаря ему христианство обуяла такая гордыня, что оно стало претендовать на статус единой, общемировой религии. Схожая история повторилась с марксизмом. Маркс тоже заигрался с «классовой борьбой», но его, можно сказать, за уши вытащил Ленин – второй по времени, но главный по значимости апостол при светском боге Марксе.

Возникновение любой идеологии, так или иначе, было обязано инициативе и настойчивости честолюбивых одиночек. Но заметный общественный резонанс они возбуждали редко и только, когда по самым разным причинам находили отклик в коллективной психологии о-ординаров. Возвращаясь к тоталитарным идеологиям, заметим, что все их творцы видели себя мессиями – спасителями своих народов, как Иисус с Мухаммедом, так и Маркс с Гитлером. Но орудием достижения своих целей, даже прикрываясь фиговым листком всеобщей любви, порядка или справедливости, они избирали физический и моральный террор. Направленный либо на язычников, еретиков и неверных, либо на «негодные» классы и сословия, либо на «неполноценные» расы и народы.

Принципиальное отличие Афинской цивилизации от ее оппонентов состояло в том, что афинским гражданам-ординарам было свойственно чувство собственного достоинства. Они не желали быть безмолвным стадом, во всем покорным своему пастуху, отстаивая свободу мышления от всех и всяческих догм. Именно эта особенность их психики и сознания высвободила творческий энтузиазм и-индивидов и предопределила тот колоссальный культурный взрыв, который посеял семена, ныне прорастающие на Западе. Вот это и есть гуманизм в своем практическом воплощении . Поэтому сегодня серьезно заблуждаются те, кто причисляет гуманизм к одной из идеологических систем. Это относится к гуманизму вообще и к теоретическому, в особенности. Гуманисты эпохи просвещения – Вольтер и Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье и К. Гельвеций решительно настаивали на принципиальном отличии их мировоззрения от любой идеологии, и прежде всего от христианства. И тем совершили, казалось, невозможное, положив начало освобождению коллективного сознания европейцев от пут христианской догматики.

В то время, как тоталитарные идеологии пытались и пытаются добиться гегемонии для своих паств ценой завуалированного или открытого террора против тех, кого они причисляют к оппонентам, гуманизм спасает все человечество от саморазрушения и взаимного истребления, ибо его враги – невежество, спесь и ксенофобия. Для него высшая ценность – человек, независимо от цвета кожи и языка, вероисповедания и сословия. А его оружие – просвещение и примирение. Чувство собственного достоинства - главное достояние, которое передал античный гуманизм Новому времени. Им руководствовались гуманисты эпохи Просвещения, и это сегодня надлежит возрождать нам. Ибо оно востребовано до крайности, в особенности, современной Россией.

Общественное сознание – это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия.

Индивидуальное сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, посколькуявляется синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем.

Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества.

Таким образом,

общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания .

Но, с другой стороны, любой индивид является носителем, как современных, так берущих свое начало из глубины веков, общественных идей, общественных взглядов и общественных традиций. Таким образом, элементы общественного сознания всегда проникают в индивидуальное сознание отдельных людей, трансформируясь там в элементы индивидуального сознания и, следовательно, общественное сознание не только формируется индивидуальным сознанием, но и само формирует индивидуальное сознание. Таким образом,

индивидуальное сознание есть всегда во многом продукт общественного сознания .

Таким образом, диалектикавзаимосвязи индивидуального и общественного сознания характеризуется тем, что оба этих вида сознания неразрывно связаны, но остаются обособленными явлениями бытия, взаимно влияющими друг на друга.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой, в которой выделяются уровни и формы.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности : политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т.д.Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания:

1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, так как в нем отражаются экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Политическое сознание оказывает значительное влияние на группировку политических сил общества в борьбе за власть и, соответственно, на все остальные сферы социальной жизни.

2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы классов, социальных слоев и групп. Правосознание оказывает значительное влияние на экономику, на политику и на все стороны социальной жизни, поскольку выполняет в обществе организационно-регулятивную функцию.

3. Нравственное сознание . Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т.д. Нравственное сознание, таким образом, является серьезным регулятором всей организации общества на всех его уровнях.

4. Эстетическое сознание . Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Особенностью эстетического сознания является то, что в нем формируются идеалы, вкусы и потребности общества, связанные с явлениями творчества и искусства.

5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. Религиозное сознание находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, и, прежде всего, с такой, как нравственное. Религиозное сознание имеет мировоззренческий характер и, соответственно, оказывает значительное воздействие на все формы общественного сознания через мировоззренческие принципы его носителей.

6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. Как мировоззренческое сознание оно также оказывает значительное влияние на все формы общественного сознания через жизненные позиции его носителей.

7. Естественнонаучное сознание . Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. Данное сознание являетсяодним из наиболее определяющих для характеристик той или иной цивилизации, поскольку затрагивает и определяет большинство социальных процессов общества.

8. Экономическое сознание . Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно существующей экономической реальности и определяется объективной необходимостью её осмысления.

9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических организаций, социальных институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д.

Формы общественного сознания многообразны так же, как многообразны социальные процессы, которые осмысливает человек.

Общественное сознание формируется В ДВУХ УРОВНЯХ :

1. Обыденное, или эмпирическое сознание . Данное сознание проистекает из непосредственного опыта повседневной жизни, и является, с одной стороны, непрерывной социализацией человека, то есть его приспособлением к общественному бытию, а, с другой стороны, осмыслением общественного бытия и попытками его оптимизации на повседневном уровне.

Обыденное сознание – это низший уровень общественного сознания, который позволяет устанавливать отдельные причинно-следственные связи между явлениями, строить простые умозаключения, открывать простые истины, но не позволяет глубоко проникать в сущность вещей и явлений, или подниматься до глубоких теоретических обобщений.

2. Научно-теоретическое сознание . Это более сложная форма общественного сознания, не подчиненная повседневным задачам и стоящая выше их.

Включает в себя результаты интеллектуального и духовного творчества высокого порядка – мировоззрение, естественнонаучные концепции, идеи, устои, глобальные воззрения на природу мира, сущность бытия и т.д.

Возникая на основе обыденного сознания, научно-теоретическое сознание делает жизнь людей более осознанной и способствует более глубокому развитию общественного сознания, поскольку раскрывает сущность и закономерности материальных и духовных процессов.