» » План урока включает в себя. Образец плана урока - это план вашего урока

План урока включает в себя. Образец плана урока - это план вашего урока

Занятия в школе обязательно должны отличаться эффективностью, по возможности реализовывать индивидуальный подход. Время очень важно использовать рационально, не заставлять учеников слишком спешить на уроке, но и не оставлять незанятых пауз, когда есть несколько минут, а основная работа уже завершена. Педагогу необходимо составить план урока, пластичный, разумный и максимально объективный, хорошо адаптированный к конкретным условиям. Он будет зависеть от уровня подготовки детей, сложности темы, планируемой работы. Каждый урок также понадобится вписать в общий план занятий, соотнести его с предыдущими и последующими уроками. Только так учитель сумеет донести до учеников полезную информацию, привить им навыки и умения, выстроить процесс обучения точно и грамотно. Продуманность действий, их строгий распорядок создадут отличную рабочую атмосферу, дадут самому педагогу ощущение уверенности, ему не придётся торопить учеников, заставляя их нервничать, перенапрягаться. Урок станет эффективным и действительно полезным.

Составляем план урока. Универсальные рекомендации и особенности работы
Правильно составленный план урока – лучший помощник каждого учителя. Писать планы необходимо, как начинающим педагогам, так и опытным, проработавшим в школе много лет. Образовательный процесс имеет множество нюансов. Даже высококвалифицированный специалист, имеющий огромный опыт, может не сориентироваться прямо на месте, допустить ошибки при распределении времени и нагрузок. План урока решает практически все затруднения.
  1. Составляйте планы уроков всегда, независимо от времени, которое есть в вашем распоряжении, нагрузок и наработок. Каждый урок должен быть индивидуальным, особенным, отличаться от остальных. Простой пример: учитель проводит занятие по одной теме в двух классах. Казалось бы, в данном случае для обоих занятий вполне подойдёт один план. Но это совершенно не так. В плане важно учесть уровень подготовки учеников, выстроить занятие в соответствии с необходимыми временными затратами на повторение, анализ домашнего задания, индивидуальную работу с конкретными ребятами, когда класс выполняет другую самостоятельно. Поэтому для каждого класса план урока будет особенным, поскольку именно так можно не только эффективно давать знания, прививать умения и заниматься практической работой, но и реализовывать индивидуальный подход.
  2. Чтобы правильно составить план урока, его нужно грамотно встроить в общую систему занятий. Обратите внимание на темы занятий, которые были до этого, обязательно учитывайте предстоящие уроки, их структуру и степень нагрузки на ребят. Например, если у вас был урок, посвящённый объяснению новой темы, на следующем занятии вам понадобится сделать закрепление, дать ученикам тренировочные задания. Когда на одном уроке вы увидели, что ученики плохо что-то запомнили, не ориентируются в теме и практике, остались какие-то пробелы, нужно не только сразу, на месте, повторить и ещё раз быстро закрепить то, что вызвало затруднения, но и посвятить этому хотя бы несколько минут на следующем занятии. Тогда ребята наверняка запомнят важный момент, разберутся во всех тонкостях, а в дальнейшем проблем не возникнет.
  3. Старайтесь хорошо распределять нагрузки. Если одно занятие у вас прошло очень продуктивно, дети много и напряжённо работали, не планируйте серьёзных нагрузок на следующий урок. Желательно чередовать уроки по уровню сложности. Несмотря на трудную программу, небольшое количество часов, которое принято сейчас называть недостаточным, вам необходимо не только дать детям знания, но и сохранить их здоровье. Когда уроки проходят в позитивной атмосфере, ученики знают, что учитель не будет оказывать на них излишнее давление, они будут и заниматься лучше, и положительно настраиваться на работу. В итоге результаты тоже порадуют. Постоянное увеличение нагрузок может превратить учёбу в гонку за оценками, когда более подготовленные дети будут вполне довольны, а менее способным останется надеяться на помощь репетиторов или получать неудовлетворительные оценки.
  4. Учитывайте в плане урока все этапы, пусть они и совсем маленькие по времени. Делайте план максимально подробным, чтобы вам было им удобно пользоваться. Когда план состоит из двух-трёх основных позиций, не отражая других этапов занятия, он не станет настоящей поддержкой и руководством для учителя. Например, педагог проводит закрепляющий урок в классе, где дети имеют разный уровень подготовки. Ему понадобится составить план урока, указав в нём целый ряд основных моментов, разных по величине этапов:
    • организационный момент (учитель говорит детям, каковы цели и задачи урока, чем предстоит заниматься);
    • вопросы по домашнему заданию, уточнения, возможный разбор нескольких примеров;
    • закрепляющий опрос учеников;
    • разъяснение непонятных моментов;
    • самостоятельная работа учеников (задания разного уровня сложности, индивидуальные карточки, консультации);
    • проверка выполненной работы;
    • заключительный краткий опрос (что именно непонятно, какие моменты полностью стали доступны для всех);
    • запись на доске домашнего задания, необходимые уточнения и разъяснения по нему.
    Так может выглядеть примерная основа плана урока, но настоящий полный план более подробен, включает конкретные детали и задачи, зависящие от темы, состава класса.
  5. Реализуйте в вашем плане индивидуальный подход. Сейчас очень много сказано о его огромной роли, необходимости в процессе обучения, особенно, когда учителя нередко отмечают недостаток часов в сравнении с нагрузками и уровнем сложности программ. Со всеми этими сложностями вам поможет справиться план урока, в который вы заложите индивидуальный подход, учитывая при составлении особенности каждого ученика. Подробно расписывайте все нюансы предстоящего занятия. Например, отметьте:
    • каких учеников обязательно нужно опросить;
    • кому вы дадите индивидуальные задания;
    • кого вызовете к доске;
    • кому надо уделить внимание, повторяя материал;
    • каким ученикам может понадобиться ваша помощь, направляющие вопросы, советы при выполнении самостоятельной работы.
    Учитывайте уровень подготовки класса, количество слабо подготовленных учеников, когда распределяете время, описываете различные этапы урока.
  6. Делайте план урока более гибким, всегда оставляйте небольшой запас времени (хотя бы 5-7 минут), который вам понадобится в случае непредвиденных обстоятельств, когда, например, ученикам придётся объяснять материал дольше, давать дополнительные закрепляющие задания. При этом всегда имейте под рукой материалы и задания на тот случай, если у вас останется время, чтобы не терять ни минуты.
Общие правила составления плана урока
Составить план урока вам помогут и общие правила работы.
  1. Сначала запишите тему занятия.
  2. Укажите тип урока:
    • комбинированный;
    • закрепляющий;
    • контрольный;
    • обобщающий;
    • ознакомительный.
  3. Отметьте цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
  4. Обозначьте задачи урока.
  5. Запишите, какими наглядными средствами, оборудованием собираетесь пользоваться.
  6. Кратко укажите приёмы и методы работы, общие требования к ученикам.
  7. Подробно и по пунктам опишите ход урока. Обязательно указывайте планируемое время, которое вы отводите на каждый этап.
  8. Обозначьте индивидуальный план, согласно которому вы будете формировать умения и навыки, учитывая особенности, уровень подготовки учеников.
  9. Запишите обобщающие выводы по вашей работе.
  10. Укажите домашнее задание.
Относитесь к составлению плана внимательно, тщательно работайте над ним. Тогда вы сумеете рационально распределить время, а уроки всегда будут проходить эффективно.

«Только тот учитель может стать подлинным мастером своего дела, который хорошо изучит, что должны знать ученики и каким путем добиться этих знаний».

В.А.Сухомлинский

Памятка по составлению рабочего плана урока

Общей функцией урока является целостное формирование и развитие личности школьника на основе развивающего и воспитывающего обучения.

Ежедневное планирование занятий крайне необходимо для эффективного воплощения в жизнь ваших замыслов. Составляя план урока, в первую очередь обращайте внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь. В произвольной форме составьте список целей, решению которых будет посвящено занятие, и, основываясь на этих целях, продумайте, какой материал и каким образом преподнести учащимся на уроке.

Цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в данной ситуации учебно-воспитательного процесса, а с другой, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попа не туда.» Марк Твен.

Конспекты уроков по данному разделу составляются с указанием:

    № урока;

    его целей (образовательной, развивающей и воспитательной);

    типа урока (урок по ознакомлению с новым материалом; урок по закреплению изученного; урок проверки знаний, умений и навыков; урок по систематизации и обобщению изученного материала);

    распределения основных этапов урока по времени;

    этапов формирования базовых понятий (введение понятия; приведение примеров, к которым применимо данное понятие; выделение существенных и несущественных признаков понятия; определение понятия, основанного на существенных признаках);

    методов обучения: устный (индивидуальный, фронтальный) или письменный (самостоятельная, контрольная работа, диктант) опрос; лекция, объяснение, проблемное объяснение, рассказ, беседа, рассказ с элементами беседы, самостоятельная работа с источником информации, упражнение, ролевая игра, выполнение упражнений и заданий в обычной или игровой форме и т.д.;

    приемов работы: составление схемы, работа с таблицами, работа с текстом учебника, составление описания и т.д.

К разработанным урокам необходимо подготовить (или подобрать) демонстрационные и дидактические, возможно электронные, материалы.

Приступая к созданию плана-конспекта урока, следует помнить, что планируемые задачи отдельных уроков должны выступать как составная часть общей задачи изучаемой темы. Компоненты знаний, раскрываемые на уроке, должны обеспечивать часть решения той или иной целостной задачи. Конкретные задачи отдельных уроков должны рассматриваться во взаимосвязи с другими.

Поурочное планирование занятий необходимо составлять таким образом, чтобы оно не только позволяло сообщать учащимся определенные знания, формировать умения, но и обеспечивало их прочность, давало возможность некоторые умения «сделать» навыками.

При составлении планов-конспектов отдельных уроков необходимо учитывать, что активность мыслительной деятельности по ходу ознакомления с материалом возрастает, если одновременно учащийся выполняет конкретное задание, помогающее глубже понять данный материал, и при этом соблюдаются следующие условия:

1) поставленное задание направляет усилия учащегося на использование определенного мыслительного приема;

2) учащийся обладает знаниями, необходимыми для выполнения этого задания, и навыками применения данного приема;

3) этот прием соответствует содержанию материала, и чем в большей мере соответствует, тем сильнее активизирует деятельность.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся на занятии можно, и при использовании дидактического правила, гласящего, что сначала учитель ставит конкретное задание, которое должны будут выполнять учащиеся в процессе ознакомления с материалом, и лишь затем предлагает им читать учебник, слушать объяснение учителя, вызванного ученика.

Подбирая задания к занятию, важно учитывать, что они должны быть посильными для всех учащихся, иначе у них теряется уверенность и ослабляется внимание. Все учащиеся должны обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения задания, в противном случае часть класса не принимает участия в работе. Все учащиеся должны быть уверены в том, что справятся с заданием.

Если понимать методы обучения как упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средство образования и воспитания, то описание каждого метода обучения должно включать описание:

1) обучающей деятельности учителя;

2) учебной (познавательной) деятельности ученика;

3) связи между ними или способы, какими обучающая деятельность учителя управляет познавательной деятельностью учащихся.

Такой подход должен найти свое отражение в планировании отдельных уроков, ставящих в центр внимания личность ученика.

Для планирования отдельных уроков можно использовать следующие структурные единицы урока:

    Организация начала урока.

    Выявление имеющихся знаний, умений и навыков.

    Работа над изучаемым материалом.

Знакомство с новым материалом.

Обеспечение планируемого уровня знаний (повторение, совершенствование и применение знаний и умений).

    Систематизация и обобщение знаний.

    Организация работы дома.

Дидактическая цель этапа урока «Выявление имеющихся знаний, умений и навыков» – анализ знаний, умений и навыков учащихся.

«Работа над изучаемым материалом» является ознакомление учащихся с новым материалом. Задачи этапа – сообщение новых, расширение и углубление имеющихся знаний. Для решения этих задач необходимо выделять предпочтительные методы обучения, продумывать соответствие методов и средств познания конкретным условиям работы, определять пути активизации деятельности учащихся.

Дидактической целью этапа урока «Обеспечение планируемого уровня знаний» является усвоение знаний и умение пользоваться знаниями, осознание практической значимости изучаемого материала в науке и жизни.

Дидактической целью этапа «Систематизации и обобщение знаний» является выделение главного и установление связей в изучаемом и изученном ранее материале. Основные функции – ценностно-ориентационная, обучающая, контрольно-проверочная. На данном этапе урока подводится итог работы учащихся, выделяется главное в изучаемом материале, подчеркиваются связи между отдельными вопросами изучаемого материала; раскрывается значимость изучаемого ранее в системе усвоенных знаний, данного предмета и других дисциплин; практическое применение знаний в науке, технике, общественной жизни.

Создавая планы уроков, необходимо добиваться того, чтобы планируемые результаты обучения оказывали существенное влияние на повышение качества обучения и более эффективно реализовывали все возможности программы курса. Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям: быть конкретными, реалистичными и открытыми, т.е. ученик должен понимать, что от него требуют и как это выполнить.

План-конспект каждого урока должен тщательно разрабатываться, а также должен готовиться дидактический материал, продумываться меры-задания. В конспекте каждого урока необходимо указать формы и методы обучения, формы организации учебной деятельности, формы и средства контроля, деятельность учителя и учащихся.

Деятельность учителя заключается в постановке цели перед учащимся, обеспечении ее достижения в ходе обучения, опираясь на методическую поддержку: требования к содержанию обучения и выделенные типы учебных задач, комплект заданий, тематическое и поурочное планирование, план действий учителя.

Способы взаимодействия педагога и ученика:

а) общедидактические методы обучения – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, лекция;

б) организационные формы обучения – урок, практические занятия, организация работы дома, зачет, консультации;

в) общие формы организации обучения – фронтальная, индивидуальная, групповая, дифференцированная.

Контроль знаний и педагогическая диагностика – завершающий элемент структуры процесса обучения. Они позволяют вносить коррективы в учебный процесс, изменять формы обучения, вводить новые методы, подтягивать отстающих. Как средства проверки могут применяться следующие проверочные задания: фронтальные опросы, тесты-задания с выбором ответов, практические работы, самостоятельные работы и др. Особое внимание следует уделять содержанию заданий, формулировке вопросов в них, форме предъявления заданий. Учащимся должны даваться четкие, краткие и нацеливающие на главное формулировки заданий и устных вопросов.

Из психолого-педагогической литературы известно, что:

1) забывание более интенсивно протекает сразу после изучения материала (в первый день, в первые часы и даже минуты), затем оно замедляется;

2) повторение путем разнообразной деятельности, сводящейся хотя бы к некоторой реконструкции материала, эффективнее, чем его повторение в неизменном виде;

3) рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное.

С помощью проверки перед изучением нового материала выявляются знания и умения, которые должны были стать опорными для его полного понимания и усвоения. При объяснении нового материала проверка является «обратной связью» между учениками и учителем, играет важную обучающую роль. Для концентрации внимания учеников на основных вопросах, выделения ими главного в изучаемом материале им задаются нацеливающие вопросы.

При повторении и закреплении знаний, умений и навыков проверка играет не только выявляющую, контролирующую роль, но и служит для уточнения и расширения знаний. Практические и самостоятельные работы, зачеты должны стать видом отчетности школьников о своих учебных успехах. Основные виды деятельности учащихся при текущем опросе следующие: составление алгоритмов и программ, выполнение упражнений и практических работ.

Не забывайте о темпе занятия. Лучшие результаты достигаются в том случае, если виды деятельности чередуются.

Образец плана:

ТЕМА: название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

УРОК № ../..: порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

ТИП УРОКА: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

ЗАДАЧИ УРОКА: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная:

    знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т.п., более мелкие по планам изложения)

    умения:

    • специальные (решение задач, проведение, измерений и т.п.)

      общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т.п.

    навык - это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная:

    нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.

    потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение .(строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т.п.)

3. Развивающая:

    развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально- волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля)и потребностей- мотивационной области.

    Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ: здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т.д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

ПЛАН УРОКА: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть - 2-3 мин.
2. Сообщение новых знаний - 8-10 мин.
3. Практическая работа учащихся - 20-26 мин.
4. Сообщение задания на дом - 3-5 мин.
5. Завершение урока - 1-2 мин.
Указывается домашнее задание , которые учащиеся получат на следующий урок.

ХОД УРОКА - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

Анализируйте рабочие планы прошлых лет, сопоставляйте их с нынешними. Это дает возможность совершенствовать этапы урока.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку – это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Есть учителя, хорошо работающие, но не умеющие оценить свой труд и недооценивающие его.

Есть учителя (и таких, к сожалению, большинство), переоценивающие свою работу и не умеющие замечать собственные недостатки.

Анализ собственной работы должен превратиться в органическую часть системы работы учителя, тогда новый учебный год будет приносить ему новые успехи.


Очень часто молодому учителю бывает трудно спланировать урок так, чтобы успеть обсудить с учениками всё, что требует программа. В сегодняшней статье мы расскажем, как правильно составлять план урока, благодаря которому педагог сможет достичь поставленных целей и провести занятие максимально продуктивно.

Тема урока

Тема урока всегда обозначается в поурочном годовом плане педагога. Однако есть и случаи, требующие уточнения. Например, такая тема, как «Биография А. С. Пушкина», в 5 классе будет отличаться по объёму от идентичной темы в 9 классе. Поэтому перед формулировкой темы в обязательном порядке разберитесь с объёмом материала.

Основные цели урока

Основная цель групповой работы – обучение работе в команде

Современные методики не предполагают разделение целей на развивающие, обучающие и воспитывающие. Но, как показывает практика, многие молодые учителя предпочитают всё же использовать старый и проверенный способ чёткого разграничения целей по трём основным позициям:

  1. Обучающие цели. Здесь ставятся следующие задачи: ознакомить учащихся с…, систематизировать знания о…, выработать определённые навыки (например, анализа стихотворения).
  2. Воспитательные цели. Основные задачи: воспитать у школьников чувства трудолюбия, гуманизма, патриотизма, развить эстетический вкус, ознакомить с этическими нормами и рассказать о важности дисциплинированности.
  3. Развивающие. Здесь указываются цели, благодаря которым у школьника развивается мышление, аналитические способности, память, фантазия, самостоятельность и т. д. Если урок предполагает групповую работу, то следует указать, что основной развивающей целью будет обучение работе в команде (а также развитие умения работать в команде) и навыкам коммуникации.

Оборудование на занятии

Довольно часто на уроках химии школьникам приходится работать с пробирками

Здесь необходимо перечислить все предметы, которыми учитель будет пользоваться в ходе урока. Это могут быть как мультимедийные презентации, аудио- и видеоматериалы, так и различные пробирки и реагенты.

Ход урока

Организационный момент является обязательным этапом любого занятия. Он помогает дать представление ученикам о теме, которая будет обсуждаться, сконцентрировать их внимание и проверить готовность школьников к уроку.

Проверка домашнего задания позволяет выявить полученные знания школьников по предыдущей теме

Проверка домашнего задания . Все педагоги со стажем советуют ежеурочно проверять заданный на дом материал. И не зря, ведь это позволяет проверить знания учеников по предыдущей теме и напомнить классу главные тезисы прошлого урока.

Тема и цель урока . В обязанности учителя входит обозначение темы и целей урока. Советуем подвести к этому учеников в ходе небольшого теста или викторины.

Основная часть урока. Данная часть урока может различаться в зависимости от формы и вида занятия. Если речь идёт об обычном уроке, то принцип построения здесь достаточно прост: двигаемся от простого к сложному и от общего к частному.

Завершение урока. Согласитесь, в некотором смысле трактовать урок можно как разговор или беседу. Поэтому, если вы закончите его без подведения итогов, то может показаться, что он завис в воздухе. Не забывайте – в конце каждого занятия учителю желательно «пройтись» по основным тезисам урока и рассказать ученикам о том, что же они сегодня изучили.

Возможно, потребуется задать несколько вопросов по изученному материалу. При этом постарайтесь не вводить новую информацию, чтобы лишний раз не запутывать школьников.

Современное образование предполагает практику системы самооценок

Выставление оценок . Этот этап вряд ли требует каких-либо объяснений. Скажем лишь то, что в последнее время молодые педагоги практикуют систему самооценки, когда ученик сам оценивает свои знания. Если учитель согласен, он ставит заслуженную отметку. В противном случае педагог обязательно должен объяснить школьнику, почему он не согласен с его оценкой .

Домашнее задание. Практически все учителя оставляют данный этап на конец урока. Но можно дать задания и в начале, и даже в середине занятия. Это полезно тем, что учитель сможет заранее сориентировать внимание учеников на то, что рассматриваемые на уроке тезисы будут главным помощником ребят при выполнении домашнего задания.

Современные методические пособия помимо обязательного задания дополнительно предлагают и более творческие варианты. Например, не просто выучить отрывок из произведения, но и сделать небольшую презентацию или подготовить доклад по теме.

Главное, не забывайте, что абсолютно каждый урок должен иметь некую «изюминку», которая обязательно заинтересует учеников и позволит сосредоточить их внимание исключительно на вашем материале. Желаем удачи в подготовке плана!

Образец плана урока - это план вашего урока.

(выступление на курсах по методике ИКАО)

План представляет собой письменный конспект, составленный с учётом логической последовательности. Какого-либо одного метода не существует, есть много хороших методов, которым можно следовать.

Планирование урока необходимо потому, что оно позволяет вам:

    Мысленно представить себе или тщательно обдумать урок до начала его преподавания, т. е. осмыслить возможности мотивации, повышения активности курсантов, определить, на какие части урока обратить особое внимание, когда задавать вопросы, как эффективно пользоваться наглядными пособиями, как распределить время, а также установить, удалось ли осветить всю важную информацию

    Предвидеть трудности

    Организовать вспомогательные средства

    Выработать уверенность в своих силах

Для успешного планирования вы должны:

    Знать преподаваемый вами предмет

    Знать цели учебного процесса

    Правильно выбирать методы преподавания и материал для каждой части урока

    Быть в состоянии применять различные методы, поощряя слушателей к изучению материала

    Уметь принимать решения относительно порядка представления материала урока

    Знать курсантов

План урока обычно включает:

    Заголовок

    Способы проверки

    средства преподавания

    Литературу и справочный материал

    Вводную часть

    Основную часть

    Заключительную часть

    Временные графики

Помните: «Думайте, что учитесь, а не преподаёте»

Последовательность при составлении плана урока.

1. Подготовьте такой план урока, чтобы быть уверенным в том, что ваши уроки
правильны и имеют завершенный вид

    До начала урока необходимо повторить предыдущий урок

    Дайте новому уроку название

    Кратко осветить его цели с тем, чтобы курсанты имели полное представление о том, чему посвящен урок Полезно использовать при этом классную доску или презентацию урока

    Мотивация. Объясните, почему каждый урок необходим, когда, где и каким образом он повлияет на их работу. Будьте немного коммерсантом, это окупится большей заинтересованностью, вниманием и отношением к учёбе

    Варьируйте методы проведения урока. Сочетайте демонстрацию, постановку вопросов, дискуссии и лекционные методы и т. д. Пользуйтесь классной доской, картами, фильмами и т. д.

    Избегайте пользоваться только лекционным методом. Это наихудший метод преподавания

    Записывайте на доске новые термины и разъясняйте их. Курсанты не смогут следовать вашей мысли, если термины будут им не понятны

    Ведите диалог со слушателями, а не с доской, не с оборудованием или окном

    Подкрепляйте знания, полученные на уроке в классе, практическими навыками на месте работы

    Чаще задавайте вопросы как в ходе так и после его проведения. Вы не сможете убедиться в том, следуют ли слушатели вашей мысли, если не будете проверять этого. Это 1 очень важно. Включайте вопросы в ваш план урока с тем, чтобы в нужное время ставить их перед слушателями. Хорошие вопросы - это хорошая помощь хорошему преподаванию.

    Добивайтесь участия слушателя. Любой процесс обучения требует активности. Поощряйте слушателей задавать вопросы, стимулируйте дискуссию, заставляйте вести конспекты и решать задачи, пользуйтесь методом состязательности. Пассивные слушатели не примут участия.

    Строго придерживайтесь темы занятия

    Любое обсуждение заканчивайте чёткими выводами. Вопрос, повисший в воздухе, вводит слушателей в заблуждение.

    Не забывайте о резюме нескольких вопросов. Можно пользоваться и промежуточными резюме.

    Ключевые вопросы служат хорошей проверкой степени усвоения материала, а также резюме урока.

изучаемым темам.

План урока должен включать:

    Разбивку на основные разделы или этапы

    Разбивку основных разделов или этапов на подразделы, вопросы и пункты

    Организацию их в логической последовательности

Проверочный лист преподавателя для планирования урока

    Отвечает ли вводная часть урока целям курса?

    Какая часть времени урока используется на вводную часть?

    Обеспечивает ли вводная часть мотивацию курсантов?

    Достаточно ли эффективно спланирована работа класса?

    В правильной ли последовательности расположены составные части плана урока?

    Оставляет ли преподавание ощущение целостности?

    Соответствует ли преподавание уровню знаний слушателей?

    Устраивает ли слушателей темп преподавания?

    Предусмотрено ли в плане урока повторение и достаточно ли времени отведено для этого? ,

    Сформулированы ли вопросы таким образом, чтобы заставить курсантов задуматься?

    Помогает ли резюме вопроса на классной доске обучению слушателей?

    Достаточно ли просты и понятны визуальные средства представления информации?

    Реален ли хронометраж плана урока?

    Позволяет ли время, отведённое для закрепления материала, ответить на возникающие у слушателей вопросы?

Педагогика и дидактика

Подготовка урока это разработка комплекса мер выбор такой организации учебно-воспитательного процесса которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. Главное на что должен обратить внимание учитель это соотношение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы определение...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Старооскольский филиал

(СОФ НИУ «БелГУ»)

Кафедра филологии

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«ПОДГОТОВКА К УРОКУ. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА. ВИДЫ ПЛАНОВ»

Выполнил: студент

группы № 92061103(340)

Давидянц Светлана Алексеевна


Старый Оскол, 2015

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В традиционной дидактике принято выделять два этапа в подготовке учителя к уроку: предварительный и непосредственный.

Предварительный этап. Результатом этого этапа является тематический план.

Тематический план – научно-обоснованное распределение во времени содержания учебного материала по предмету. Когда в тематическом плане проставляются конкретные даты проведения уроков, он становится календарно-тематическим.

I этап подготовки к календарно-тематическому планированию – изучение программы.

Эта часть работы исполняется перед началом учебного года и каждой четверти. Главное, на что должен обратить внимание учитель – это соотношение целей и задач учебного предмета в целом с целями и задачами каждой учебной темы, определение места каждого урока в системе уроков по теме, разделу.

II этап подготовки к календарно-тематическому планированию – изучение методической литературы, базового учебника и учебных пособий.

Учитель просматривает соответствующие разделы учебника, методических рекомендаций и статьи в педагогических журналах и других источниках.

В календарно-тематическом плане указываются:

  1. темы и разделы курса в хронологической последовательности; количество учебных часов па каждой теме;
  2. календарные сроки начала и окончания работы по каждому разделу;
  3. формы организации учебной работы;
  4. предусматривается необходимое оснащение;
  5. характер творческих заданий.

Непосредственный этап . Выделяются три этапы подготовки:

  1. диагностики;
  2. прогнозирования;
  3. проектирования (планирования).

Диагностика заключается в "прояснении" всех обстоятельств проведения урока:

  1. возможности детей;
  2. мотивы их деятельности и поведения;
  3. запросы и наклонности;
  4. интересы и способности;
  5. требуемый уровень обученности;
  6. характер учебного материала;
  7. особенности и практическая значимость материала.

Прогнозирование – это мнение о том, как будут развиваться события на уроке, как он будет проходить – оценка разных вариантов проведения будущего урока и выбор наилучшего из них.

Планирование – это завершающая стадия подготовки урока. Ее результатом является поурочный план.

Непосредственная подготовка к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывание и разработка планов отдельных уроков.

Непосредственная подготовка учителя к уроку включает:

  1. выбор рациональной структуры урока и определение его композиционного строения;
  2. четкое планирование материала урока: отбор материала на одно занятие, определение в нем главного;
  3. распределение материала от более легкого и простого к более сложному и трудному;
  4. определение места и характера демонстраций на занятии;
  5. распределение задач и упражнений в порядке нарастания их трудности для учеников;
  6. планирование работы учеников на уроке: выбор наиболее рациональных видов учебной работы класса и отдельных учеников на этапе усвоения нового материала;
  7. определение характера деятельности разных групп учеников во время опроса; установление возможных трудностей учеников в тех или других видах деятельности (устный ответ, решение задач, домашнее задание, наблюдение и т. д.);
  8. увеличение степени самостоятельности учеников в учебной работе от одного урока к другому;
  9. рациональное распределение во времени отдельных этапов урока.

Этап планирования включает в себя три взаимосвязанные стадии:

  1. определение целей урока;
  2. конкретную разработку дидактического аппарата (содержание методов и средств);
  3. определение структуры урока с проработкой учебных ситуаций.

При определении целей урока необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирования отношений личности. Цели должны определяться конкретно в соответствии с темой и в зависимости от типа урока с учетом воспитательной цели, которая пронизывает систему уроков. После определения общих целей урока они подразделяются на частные, это значит на цели отдельных учебных ситуаций.

На второй стадии планирования урока в соответствии с общими и частными целями отбирается содержание, выбираются формы и методы работы, продумывается использование необходимых средств, определяются упражнения творческого характера.

На третьей стадии окончательно определяется структура урока, и разрабатываются учебные ситуации:

  1. продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи информации, направленных на активизацию внимания учеников;
  2. создание психологического настроения учеников и передачу им своего положительного отношения к материалу;
  3. стимулирование активного самостоятельного мышления; разъяснение ученикам трудного и непонятного;
  4. логично правильное, короткое и ясное изложение материала; использование на уроке учебных и наглядных пособий.

Результатом подготовительной работы к уроку является его план. В отличие от тематического (календарно-тематического) его называют рабочим или поурочным. Его форма и объём жестко не регламентируются, но в зависимости от опыта педагога и специфики темы короткий план может перерастать в план-конспект с подробным указанием каждого педагогического действия учителя и ученика. Начинающим педагогам нужно писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики: никому еще не удавалось стать мастером, не продумав в деталях организацию будущего урока. Только тогда, когда большинство действий становятся привычными, можно сокращать план. Подробный план говорит о том, что будущий урок детально продуман.

План начинающего педагога:

  1. дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
  2. название темы урока и класса, в котором он проводится;
  3. цели и задачи обучения, воспитания, развития школьников;
  4. структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
  5. содержание учебного материала; методы и приемы обучения в каждой части урока;
  6. учебное оснащение,
  7. необходимое для проведения урока;
  8. задание на дом.

Письменное оформление урока не должно быть громоздким. Однако начинающему учителю целесообразно писать подробный план, а по сложным и трудным темам – короткие конспекты уроков. Основные пункты работы на уроке должны быть отдельно выделены. Педагогическим мастерством учитель владеет тогда, когда урок им логично продуман, грамотно построен, план его составлен в соответствии с дидактическими принципами и правилами, а потом проведен так, как он задуман и поставленные цели достигнуты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе/ И.Л.Бим. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя [Текст] / Н.Д. Гальскова – М.: Москва АРКТИ, 2004.

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59315. Дозвольте колядувати – дім звеселяти 56 KB
Хід заняття: діти заходять до залу Вихователь: Діти нещодавно ми святкували Різдвяні свята. Діти а що це за свято Різдво Що це за день Діти Це день коли народився Ісус Христос. діти беруться за руки попарно Всі Мирмиром пироги з сиром варенички в маслі Ми дружечки красні.
59316. Веселі старти 26.5 KB
Естафета 1: Передай швидше мячâ Естафета заключається в тому яка команда швидше передасть мяч. Виграла та команда в якої командир найшвидше від всіх інших стане на своє попереднє місце. по команді маршâ вся команда взявшись за руки біжить поміж прапорцями так щоб вони не впали. Команда біжить в кінець залу і вертається так само.
59317. Бал ввічливості. Свято ввічливості 38.5 KB
Ведучий: Кожний бал діти розпочинається бальним танцем. Ведучий: Шановні мушкетери Просимо вас прочитати лекцію будьласка мушкетери. Пан Коцький: вітає Привіт А я запізнився Про що ви тут розмовляєте Ведучий: Так ти запізнився А ми про ввічливість говоримо.
59319. Сценарій свята осені 55.5 KB
Баба й дід розповідали: Перси гарбузом назвали Не мене а жовту диню Мою славну господиню. Мене завезли сюди триста літ тому. Ну коли ти капусто така справедлива то скажи щось і про мене. Мене їсть худоба сирою а люди варять мене або квасять.
59321. Танцювальний марафон 86 KB
Танець знаний як повільний англійський вальс чи вальсбастон його друга назва родина якого Англія і який там популярний серед всіх своїх середовищ. Цей американський танець здобув популярність ще в Англії де дуже оберігався від впливу джазових та пластики.
59322. Сценарний план конкурсу акторських здібностей 45 KB
В результаті чого король щоб виконати бажання принцеси видає указ про створення театру і слуга оголошує конкурс акторських здібностей. для того щоб визначити переможця Конкурсу акторських здібностей ми запропонуємо нашим учасникам ряд конкурсів які і будуть орієнтиром у визначенні...
59323. Населення України 57 KB
Формування особистісно значущої для учнів мети відбувається методом проблематизації: Чому зменшується кількість населення України Шляхи вирішення цієї проблеми. Ми сьогодні підібє підсумок з теми Населення України. На уроці пропоную обговорити проблему...