» » Предмет медицинской психологии. Контрольная работа: Медицинская психология - предмет, задачи, методы

Предмет медицинской психологии. Контрольная работа: Медицинская психология - предмет, задачи, методы

Задания в тестовой форме.

Методом медико-психологического исследования является

а) осмотр;

б) беседа;

в) пальпация;

г) перкуссия.

Родоначальником медицинской психологии является

а) З.Фрейд;

б) Э.Кречмер;

в) С.С.Корсаков;

г) Р.А.Лурия.

Первая экспериментально - психологическая лаборатория была создана

а) И.П.Павловым;

б) В.Вундтом;

в) И.М.Сеченовым;

г) Д.Локком.

Предмет медицинской психологии изучает

а) психологические воздействия, оказывающие травмирующее и

исцеляющее влияние на человека;

б) психологический аспект различных форм общественной жизни;

в) правосознание руководителей и рядовых граждан;

г) психологические основы деятельности человека.

Медицинская психология изучает

а) личность больного, медработника, их взаимоотношения;

б) психологию онкологического больного;

в) познавательную и практическую деятельность;

г) психологическую саморегуляцию.

Разделы медицинской психологии включают

а) психопрофилактику и психогигиену;

б) возрастную психологию;

в) сравнительную психологию;

г) психологию аномального развития (специальную психологию).

7. Медицинская психология изучает

а) психологические аспекты целебных воздействий;

б) психические факторы происхождения и течения болезней;

в) психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики,

лечения, экспертизы и реабилитации больных;

г) закономерности психических процессов, раскрытие

психических свойств личности, психических состояний человека

8. Социопсихосоматика изучает

а) ухудшение демографического показателя здоровья населения;

б) возникновение соматических заболеваний в обществе;

в) влияние психологических факторов на возникновение ряда

соматических заболеваний в обществе;

г) патологические процессы в организме.

9. Составляющая здоровья:

а) телесная;

б) саногенная;

в) патогенная;

г) физическая.

10. К психосоматическим болезням относится:

а) перитонит

б) плеврит

в) бронхиальная астма

г) глаукома

11. Психические нарушения, вызванные соматическими заболеваниями, – это:

а) психогении;

б) инсульт;

в) нарушение сердечного ритма;

г) соматогении.

12. При хронических соматических заболеваниях изменение характера

а) происходит;

б) возможно;

в) невозможно;

г) не претерпевает резких изменений.

13. Больной отличается от здорового человека тем, что:

а) у него плохое настроение;

б) у него неадекватная реакция на происходящее;

в) у него наряду с изменениями функционирования

внутренних органов качественно меняется психическое

состояние;

г) изменяется внешний вид.

14. Заболевание, которое ассоциируется у пожилых людей со смертельным исходом, - это:

а) инфаркт;

в) аллергия;

г) невроз.

15. Психологические заболевания формируются, как правило, вследствие:

а) острых психических травм;

б) хронических психических травм;

в) внутриличностного конфликта;

г) межличностного конфликта.

16. Соматонозогнозия – это:

а) невротическая реакция на болезнь;

б) осознание собственной болезни;

в) неосознание наличие болезни;

г) невроз у соматического больного.

17. Профессиональная деформация медицинской сестры проявляется в виде:

а) равнодушия;

б) любезности;

в) доброты;

г) аккуратности.

18. Сестра – рутинер - это:

а) автоматическое, скрупулезное выполнение своих обязанностей;

б) забота о пациенте – жизненное ее призвание;

в) ипохондричное, эмоциональное, неустойчивое, вспыльчивое

проявление характера;

г) фанатичность и преданность своей узкой деятельности.

19. Функциональные обязанности медсестры проявляются в виде:

а) обучения пациентов и сестринского персонала;

б) осуществления сестринского ухода;

в) деятельности, направленной на практически полезный

результат;

г) развития исследовательской деятельности.

20. Черты личности медицинской сестры - это

а) смелость;

б) отвага;

в) героизм;

г) сострадательность

21. Действия, противоречащие этике медицинских работников:

а) вежливость;

б) характер;

в) интриги;

г) общение.

22. На качество работы медицинского работника благоприятно влияет:

а) психологический климат;

б) социальный климат;

в) политический климат;

г) моральный климат.

23. Общение сестра – больной - это:

а) бригада;

в) давление;

г) монолог.

24. Бригадный метод общения:

а) сестра – больной;

б) сестра – больной – родственники больного;

в) врач - сестра – больной;

г) врач – сестра.

25. Этап взаимоотношений сестра – больной называется:

а) начальным;

б) премедицинским;

в) стационарным;

г) диспансерным.

26. Тип среднего медицинского персонала по Харди:

а) сестра – хозяйка;

б) старшая сестра;

в) сестра – рутинер;

г) главная сестра.

27. Действие медицинской сестры, если больные в палате курят, употребляют спиртные напитки:

а) пресечь нарушение дисциплины;

б) сделать инъекцию;

в) взять кровь на биологическое исследование;

г) не обращать внимание.

28. Может ли медицинская сестра вносить изменения в назначения врача?

в) только с разрешения врача;

г) по желанию больного.

29. Медицинская сестра с плохо слышащим больным должна воспользоваться:

а) письменной речью;

б) специальными терминами;

в) устной речью;

г) мимикой;

30. Действие медицинской сестры при пассивном отношении

больных к лечению:

а) поговорить с больным;

б) сделать ему инъекцию;

в) вызвать врача;

г) не обращать внимания.

31. Качества медицинской сестры, способствующие созданию нормальной рабочей атмосферы в лечебном учреждении:

а) строгость;

б) грубость;

в) приветливость, выдержанность;

г) доверчивость.

32. Внутренняя картина болезни - это:

а) совокупность клинических данных, полученных при

обследовании пациента;

б) показатели осмотра, лабораторных исследований;

в) определенная динамика развития болезни;

г) осознание, целостное представление пациента о своем

заболевании.

33. Сенситивный уровень ВКБ включает:

а) комплекс субъективных ощущений пациента, вызванных

болезнью;

б) переживания пациентом своего заболевания;

в) представления пациента о своей болезни;

г) неадекватное отношение пациента к своей болезни;

34. При утилитарном отношении к болезни пациент

а) проявляет чрезмерное внимание к своему заболеванию;

б) фиксирован на болезненных ощущениях;

в) стремится извлечь какие-то материальные или моральные

г) не верит в благоприятный исход заболевания

35. Пациент прислушивается к любому отклонению от привычного состояния при:

а) пренебрежительном отношении к своей болезни;

б) отрицательном отношении к своей болезни;

в) ипохондрическом отношении к своей болезни;

г) утилитарном отношении к своей болезни.

36. Истерическая реакция на болезнь – это:

а) резкая смена настроения, демонстративность, утрированность

б) при малейшем недомогании, больные думают об опасности для

здоровья;

в) отрицание болезни;

г) тоска, грусть, суицидальные настроения.

37. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в болезнь» относится к:

а) ипохондрическому типу;

б) эргопатическому типу;

в) эгоцентрическому типу;

г) истерическому типу.

38. При каком типе психического реагирования на заболевание особое значение придается реакции на социальную значимость диагнозу?

а) тревожном;

б) апатическом;

в) эгоцентрическом;

г) сенситивном.

39. Какой тип психического реагирования, как правило, возникает у пациента в ответ на диагностику злокачественного новообразования:

а) ипохондрический;

б) анозогнозический;

в) неврастенический;

г) апатический.

40. Тип психического реагирования на болезнь, при котором происходит «бегство в работу» относится к:

а) эргопатическому типу;

б) истерическому типу.

в) истероидному типу;

г) ипохондрическому типу.

41. Психологически немотивированная злоба, раздражительность, гневливость входят в структуру:

а) предменструальной психопатии;

б) предменструальной дисфории;

в) предменструальной астении;

г) предменструальной депрессии.

42. Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимости проведения хирургической операции является:

а) предоперационная тревога;

б) предоперационный стресс;

в) предоперационная истерия;

г) предоперационная депрессия.

43. Отношение больного к болезни:

а) диссимуляция;

б) неприязнь;

в) неврастении;

г) рефлекс.

44. Преувеличение признаков заболевания и субъективных жалоб называется:

а) диссимуляцией;

б) аггравацией;

в) гипохондрией;

д) гиперстезией.

45. Притворство в болезни - это:

а) аггравация;

б) симуляция;

в) диссимуляция;

г) стимуляция.

46. Скрывание болезни и ее признаков:

а) аггравация;

б) симуляция;

в) диссимуляция;

г) рефлексия.

47. Типы реакция на болезнь:

а) астенический;

б) генетический;

в) наблюдательный;

г) инструментальный.

48. Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов:

а) соматогении;

б) психогении;

в) неврастении;

г) неврозы.

49. Эмпатия – это:

а) обязательная активная помощь;

б) идентификация себя с другими;

в) переживание по поводу чувств другого человека;

г) способность чувствовать эмоциональное состояние другого

человека.

50. Патопсихология изучает:

а) распад психической деятельности и свойств личности при

болезнях;

б) соотношение психических явлений с физиологическими

мозговыми структурами;

в) средства психического воздействия на лечение больных;

г) систему мероприятий для обеспечения психического здоровья

51. Реакция меланхолика на болезнь проявляется:

а) несогласием с той или иной процедурой;

б) бессонницей, подавленностью и отрешенностью;

в) нежеланием обсуждать вопросы своей болезни;

г) медлительностью во всем.

52. Неврозы - это:

а) собственно психические заболевания;

б) «пограничные» состояния;

в) болезненные изменения характера;

г) глубокое расстройство психики.

53. Причиной заболевания нервной системы, непсихогенной природы является:

а) срыв внешней нервной системы;

б) интоксикация;

в) травма;

г) нарушение обмена веществ.

54. Для неврастении (астенического невроза) характерно:

а) игра в переживания;

б) повышенная внушаемость;

в) сомнения и фобии;

г) утомляемость и слабость.

55. Психастения – это:

а) невроз навязчивых состояний;

б) истерия;

в) ипохондрия;

г) диссоциация.

56. Нарушение контакта с действительностью - это:

а) деперсонализация;

б) диссоциация;

в) аутизм;

г) шизотимия.

57. Расстройство настроения - это:

а) дисфория;

б) депрессия;

в) деменция.

г) делирий.

58. Синдром, возникающий после отмены сильнодействующих препаратов, называется:

а) делирием;

б) абстиненцией;

в) дисфорией;

г) деменцией.

59. Однообразные, повторяющиеся действия и слова, наблюдаемые у больных, – это:

а) апраксия;

б) эколапсия;

в) стереотипизация;

г) типизация.

60. Приспособление функций организма, органов и клеток к условиям среды называется:

а) адаптацией;

б) устойчивостью;

в) лабильностью;

г) инертностью.

61. Стресс, вызывающий горе и страдание, - это:

а) стрессор;

б) дистресс;

в) дисфория;

г) аффект.

62. Психическое состояние, сопровождающееся дискомфортом, иногда и страхом, - это:

а) безусловное торможение;

б) состояние аффекта;

в) психическая напряженность;

г) сублимация.

63. Наиболее распространенные проявления всех психических болезней, - это:

а) депрессивные состояния;

б) делирий;

в) алкогольное опьянение;

г) шизофрения.

64. Кататоническое и гебефреническое возбуждение бывает у людей больных:

а) идиотией;

б) шизофренией;

в) эпилепсией;

г) инфарктом.

65. Психопатическое возбуждение развивается после:

а) конфликтных ситуаций;

в) депрессии;

г) нарушение сна.

66. Эгогения – это:

а) взаимное влияние пациентов друг на друга;

б) самовнушение пациента;

в) влияние медперсонала на пациента;

г) непонимание в семье.

67. Соррогении являются следствием:

а) дефектов общения пациентов друг с другом;

б) неосторожных слов и действий медицинской сестры;

в) неправильного поведения родственников;

г) чтения специальной медицинской литературы.

68. Ятропатия – это:

а) ошибочный диагноз;

б) лечение, основанное на неправильном диагнозе;

в) формы отрицательного воспитательного влияния;

г) страх перед предстоящим лечением.

69. Паралингвистика изучает:

б) расположение собеседника в пространстве;

в) телесный контакт;

г) мимику, моторику тела.

70. Психопрофилактика – это:

а) система специальных мероприятий, направленных на

сохранение и укрепление психического здоровья человека;

б) психическое воздействие на расстройства организма;

в) комплексное лечебное воздействие на организм;

г) мероприятия, направленные на предупреждение психических

заболеваний.

71. профилактика – это:

а) генетическая профилактика;

б) ранняя диагностика;

в) применение методов коррекции;

г) предупреждение возникновения инвалидности.

72. Психическая декомпенсация – это:

а) чувство обманутых надежд;

б) определенное представление о заболевании;

в) адаптация;

г) капитуляция

73. Состояние, имевшее место до начала болезни называется:

а) преморбидным состоянием;

б) анозогнозией;

в) эгоцентризмом;

г) эргопатией.

74. Наука, направленная на предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний называется:

а) психотерапией;

б) психопрофилактикой;

в) психогигиеной;

г) психологией.

75. Приспособление больного к условиям среды - это:

а) реабилитация;

б) реадаптация;

в) собственно ресоциализация;

г) компенсация.

76. Обмен действиями во время общения – это:

а) коммуникация;

б) перцепция;

в) интеракция;

г) деградация.

77. Диагностические и лечебные методы, основанные на использовании медицинских инструментов – это:

а) суггестивные методы;

б) психоаналитические методы;

в) поведенческие методы;

г) инвазивные методы.

78. Процесс лечебного воздействия врача на психику больного - это:

а) психогигиена;

б) психотерапия;

в) психопрофилактика;

г) депрессия.

79. Методы психотерапии - это:

а) внушение;

б) аутогенная тренировка;

в) все выше перечисленное;

г) самовнушение.

80. Психологическое воздействие одного человека на другого - это:

а) самовнушение;

б) внушение;

в) аутогенная тренировка;

г) беседа.

81. Состояние покоя и расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снижения напряжения, называется:

а) релаксацией;

б) гипнозом;

в) ремиссией;

г) стимуляцией.

82. Метод психотерапии, при котором пациенты выступают попеременно в качестве партнеров или актеров, называется:

а) Т-группой;

б) психодрамой;

в) психосинтезем;

г) трансактным анализом.

83. Техника психотерапии, при которой формируется приемлемое для личности объяснение его поведения, называется:

а) рациональной терапией;

б) логотерапией;

в) психоанализом;

г) гипнозом.

84. Степень восприимчивости и готовности подчиниться воздействию – это:

а) внушаемость;

б) сознание;

в) безволие;

г) аутентичность.

85. Способность некритически воспринимать получаемую информацию является

а) гипнабельностью;

б) внушаемостью;

в) отрешенностью;

г) катарсисом.

86. При летаргической стадии гипноза возникает

а) восковая гибкость;

б) ступор;

в) сонливость;

г) снохождения.

87. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны

существования человека и приводящие к глубоким

психологическим переживаниям, называется:

а) стрессом;

б) психотравмой;

в) дистрессом;

г) эустрессом.

88. Во время стадий «депрессий» человек испытывает:

а) слабость;

б) утомление;

в) беспомощность;

89. Кто сообщает диагноз пациенту?

а) медицинская сестра;

б) родственник;

г) зав. отделением.

90. При сообщении больному его диагноза, у него может возникнуть такое эмоциональное состояние, как:

б) отчаяние;

г) все выше перечисленное.

91. Эмоциональные стадии, через которые проходит умирающий больной - это:

а) отрицание;

б) депрессия;

г) все выше перечисленное.

92. На восприятие диагноза и прогноза влияет:

а) возраст;

б) религиозность человека;

в) воспитание;

г) все выше перечисленное.

93. Для того, чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо:

а) молчать;

б) уметь общаться;

в) не отвечать на его вопросы;

г) внушать надежды.

94. Страх смерти является проблемой?

а) психологической;

б) социальной;

в) духовной;

г) физической.

95. Путь осуществления медицинского ухода называется:

а) профессиональным;

б) медицинским;

в) государственным;

г) индивидуально-страховым.

96. Для клинической смерти характерно:

а) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

редкое, аритмичное;

б) отсутствие сознания, пульс и АД не определяются, дыхание

отсутствует, зрачок широкий;

в) сознание ясное, пульс нитевидный, АД снижается, пульс

нитевидный;

г) сознание отсутствует, пульс нитевидный, АД снижается,

дыхание четкое.

97. После подтверждения врачом биологической смерти пациента, медицинская сестра должна заполнить:

а) лист врачебных назначений;

б) титульный лист истории болезни;

в) температурный лист;

г) сопроводительный лист.

98. Необратимым этапом умирания организма является:

а) биологическая смерть;

б) клиническая смерть;

в) агония;

г) преагония.

99. Как называется учреждение, обеспечивающее уход за умирающим?

а) больница;

б) профилакторий;

в) хоспис;

г) санаторий.

100. Добровольное безболезненное лишение жизни пациента,

страдающего неизлечимым недугом, называется:

а) эвтаназией;

б) эмпатией;

в) эйдетизмом;

г) евгеникой.

101. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства:

а) высшей нервной деятельности;

б) темперамента;

в) характера;

г) личности.

102. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения, за исключением:

а) криминального;

б) делинквидного;

в) аддиктивного;

г) психопатологического.

103. Психологическая совместимость супругов - это:

а) соответствие характеров, личностных особенностей;

б) согласованность ролевых представлений о функциях супругов в

в) понимание различий мужской и женской сексуальности;

г) совпадение средств и способов достижения жизненной цели.

104. Принципы семейной психотерапии включают:

а) семейную динамику;

б) самовнушение;

в) развод;

г) перспективы роста.

105. Конфликты в семье – это результат:

б) ревности;

в) головной боли;

г) зависти.

106. Важная составляющая «семейной тревоги» – это:

а) чувство беспомощности;

б) кроткий нрав;

в) эгоизм;

г) перспектива роста.

107. Семейно-обусловленные психотравмирующие переживания способствуют:

а) крепкой семье;

б) нарушению жизнедеятельности семьи;

в) пониманию различий мужской и женской сексуальности;


Похожая информация.


Психическое здоровье выступает одной из необходимых составляющих социального благополучия личности, уровня его физического комфорта и трудоспособности. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые к развитию и совершенствованию системы здравоохранения, за последнее столетий в мировых странах многократно выросла распространенность психических расстройств.

Подходы к дефиниции медицинской психологии

В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает развитие медицинской (клинической) психологии - научной области, призванной решить наиболее сложные проблемы современности. Специфика статуса научного направления заключается в его междисциплинарном характере, позиции на стыке медицинских и психологических знаний и практик. Выступая самостоятельной научной областью, медицинская психология не утрачивает связей ни с медициной, ни с психологией.

Определение 1

На современном этапе своего развития медицинская психология представляет собой самостоятельный раздел медицинских знаний, который включает психологические проблемы, возникающие у людей на различных этапах развития заболеваний в различных условиях обращения за медицинской помощью.

В центре внимания науки – психология больного, психологическое состояние личности, которое имеет решающее значение в возникновении заболевания, обуславливает особенности его течения, определяет развитие и успех лечения.

Задачи медицинской психологии

В процессе оказания медицинской и психологической помощи медицинская психология направлена на решение ряда актуальных задач, включая психологический анализ природы заболеваний, в частности нервно-психических, исследование психических болезней; изучение всего диапазона пагубных и благотворных влияний на личность.

Определение 2

Предметом научной области выступает исследование многообразных проявлений психики больного, их влияние на болезнь и здоровье, обеспечение оптимальных условий, психологически целебных влияний.

Медицинская психология призвана оптимизировать контакты между пациентом и врачом, способствовать быстрейшему и полному выздоровлению, предупреждению возникновению заболеваний.

Общая и частная медицинская психология

Медицинская психология может быть условно разграничена на общую и частную.

Определение 3

В центре внимания общей – основные закономерности психических состояний больного (выработка критериев болезненной, частично измененной и нормальной психики), психология медицинского работника, психология повседневного взаимодействия пациента и врача, психология атмосферы лечебных организаций.

Определение 4

Частная клиническая психология исследует ведущие аспекты профессиональной деятельности медицинского работника в процессе его взаимодействия с конкретным пациентом при определенных заболеваниях.

Болезнь как базовая категория медицинской психологии

Любое заболевание выступает патологическим состоянием не отдельных органов, но всего организма в целом, соответственно, и лечение должно носить комплексный характер.

В современной медицине патологические состояния условно подразделяются на:

  • внутренние (соматические), при которых патологические трансформации осуществляются в системах и органах человеческого тела;
  • нервные заболевания. Патологические состояния данного типа чаще всего носят системный характер;
  • психические болезни, сущность которых заключается в расстройстве специфически субъективных, идеальных, рассудочных форм человеческой деятельности. Патологии данного вида находят свое отражение в изменениях продуктивности, результативности целенаправленной деятельности, изменениях последовательности, полноты и адекватности психомоторики, пантомимической выразительности, неадекватности оценок окружающих и пр.

Вне зависимости от характера заболевания, патологическое состояние приводит к изменениям психики личности. Снижение негативных переживаний, стрессовых состояний вследствие психических изменений выступает одной из наиболее актуальных задач медицинской психологии.

Таким образом, клиническая психология выступает одним из перспективных научных направлений, позволяющих оптимизировать психологическое состояние больного человека, способствующих быстрейшему и полному выздоровлению личности.

Медицинская психология

(от лат. medicus - врачебный, лечебный) - отрасль психологии , изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека , обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является , включающая патопсихологию , нейропсихологию и соматопсихологию . Интенсивно развиваются отрасли М. п., связанные с психокоррекционной работой: , , , .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Медицинская психология Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Посвящена изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

Виды.

Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. medical psychology ) - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. ).

Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А . Р .) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б . В .). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем - мозговой организации высших психических функций , соотношения развития и распада психической деятельности и др. - позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. - важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. . (Ю. Ф. Поляков.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "медицинская психология" в других словарях:

    Медицинская Психология - раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения… … Психологический словарь

    Медицинская психология - Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология обширный раздел прикладной психологии (на стыке с… … Википедия

    Медицинская психология - раздел психологии, изучающий роль психики в возникновении, проявлениях и течении болезней человека и восстановлении его здоровья. Первая попытка обоснования М. п. принадлежит немецкому психологу и философу 19 века Р. Г. Лотце. Наиболее… … Большая советская энциклопедия

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях … Словарь терминов по психологическому консультированию

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

    ПСИХОЛОГИЯ - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

    Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

медицинский психология наука

Медицинская психология, включает в себя следующие разделы:

1.) Патопсихология, отрасль психологии, изучающая закономерности нарушений психической деятельности и свойств личности на основе сопоставления с закономерностями их формирования и протекания в норме.

Становление патопсихологии тесно переплетается с развитием психиатрии. Первые экспериментально-психологические лаборатории в психоневрологических учреждениях были созданы в конце 19 в. немецким психологом В. Вундтом, русскими психоневрологами В.М. Бехтеревым и С.С. Корсаковым .

В начале 20 в. стали публиковаться первые пособия по применению экспериментально-психологических методов исследования психически больных. В развитии патопсихологии в России большую роль сыграли идеи Л.С. Выготского .

Патопсихологические исследования имеют большое значение для ряда общеметодологических проблем психологии, например для решения вопроса о соотношении биологического и социального в развитии психики . Данные этих исследований показывают, что нарушение личности не означает «высвобождения» её биологических инстинктов и потребностей, а характеризуется, прежде всего изменением самих человеческих мотивов и потребностей. Устанавливается также, что закономерности распада психики не повторяют в обратном порядке этапы её развития.

Данные патопсихологических исследований используются в психиатрии: в качестве диагностических критериев; при установлении степени интеллектуального снижения; при проведении экспертизы (судебной, трудовой, военной); при учёте эффективности лечения, особенно при использовании психофармакологических средств; при анализе нарушений психической деятельности в случае вредных условий труда; при решении вопроса о восстановлении утраченной работоспособности.

Патопсихология использует экспериментальные методы исследования, основным принципом которых является качественный анализ нарушений психики как опосредованной и мотивированной деятельности. Патопсихологический эксперимент предоставляет возможность актуализации не только умственных операций, но и мотивов больного человека. Особое развитие получила патопсихология детского возраста, в которой на основе положения Выготского о «зоне ближайшего развития» разработаны особые методы, в частности метод обучающего эксперимента.

Методы медицинской психологии, не отличаясь в принципе от методов общей психологии, конкретизируются в зависимости от характера болезни. Особое внимание медицинской психологии уделяет анамнезу - анализу прошлых переживаний пациента от младенчества до момента заболевания.

2). Анамнез (греч. anamnesis -- воспоминание), сведения об условиях жизни больного, предшествовавших данному заболеванию, а также вся история развития болезни.

Анамнез -- неотъемлемая часть каждого врачебного исследования, зачастую дающая необходимые указания для диагноза болезни. Различают общий анамнез и анамнез данного заболевания. В общий анамнез входят ответы на следующие группы вопросов: заболевания родителей и ближайших родственников (наследственные заболевания, злокачественные опухоли, психические заболевания, туберкулёз, сифилис и др.); предшествующие данному заболевания и операции, образ жизни (семейное положение, условия питания), привычки (употребление алкоголя, курение), половая жизнь, условия труда, все бытовые условия.

Анамнез данного заболевания касается начала болезни, течения и лечения её до дня исследования. Анамнез собирают из рассказа самого больного или окружающих его лиц.

В ветеринарной практике анамнез собирают, опрашивая ухаживающих за животными, изучая документальные данные (истории болезни и т. п.). Устанавливают происхождение животного и состояние здоровья его родителей, наличие заболеваний в хозяйстве, которому принадлежит животное, условия ухода и содержания (характеристика кормления, водопоя, помещения для животного, условия эксплуатации). Выясняют предшествующие заболевания, время возникновения данной болезни, её признаки, случаи подобной болезни в хозяйстве, сведения о примененном лечении.

3). Болезненный характер переживания, неразрешимость патогенной обстановки, длительность психотравмирующего стресса - все эти факторы могут быть поняты и объяснены только с учётом индивидуальных особенностей личности и характера больного.

Стресс (от англ. stress -- давление, нажим, напряжение),

  • 1) в технике -- внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию.
  • 2) в психологии, физиологии и медицине -- состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома .

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации, что ставит задачу изучения адаптации человека к сложным (т. н. экстремальным) условиям, а также прогнозирования его поведения, особенно в подобных условиях..

Дальнейшее развитие медицинской психологии приводит к выделению в ней таких её ответвлений, как клиническая психофизиология (клиническая психосоматология) и клиническая нейропсихология , психологические проблемы дефектологии и патопедагогики. Медицинская психология является основой психотерапии и психогигиены .

4) Нейропсихология, отрасль психологии, изучающая мозговую основу психических процессов и их связь с отдельными системами головного мозга ; развивалась как раздел неврологии .

В течение столетий идеалистическая психология исходила из представления о параллельности мозговых (физиологических) и сознательных (психических) процессов или из представления о взаимодействии между этими двумя областями, считавшимися самостоятельными.

Лишь во 2-й половине 19 в. в связи с успехами изучения мозга и развитием клинической неврологии был поставлен вопрос о роли отдельных частей коры больших полушарий головного мозга в психической деятельности. Указывая на то, что при поражении определённых зон коры левого (ведущего) полушария у человека нарушаются отдельные психические процессы (зрение, слух, речь, письмо, чтение, счёт), неврологи предположили, что эти зоны коры больших полушарий -- центры соответствующих психических процессов и что «психические функции» локализованы в определённых ограниченных участках мозга. Так создавалось учение о локализации психических функций в коре. Однако это учение, носившее «психоморфологический» характер, было упрощённым.

Современная нейропсихология исходит из положения, что сложные формы психической деятельности, сформировавшиеся в процессе общественного развития и представляющие высшие формы сознательного отражения действительности, не локализованы в узко ограниченных участках («центрах») коры, а представляют сложные функциональные системы, в существовании которых принимает участие комплекс совместно работающих зон мозга. Каждый участок мозга вносит специфический вклад в построение этой функциональной системы. Так, стволовые отделы мозга и ретикулярная формация обеспечивают энергетический тонус коры и участвуют в сохранении бодрствования. Височная, теменная и затылочная области коры больших полушарий -- аппарат, обеспечивающий получение, переработку и хранение модально-специфической (слуховой, тактильной, зрительной) информации, которая поступает в первичные отделы каждой зоны коры, перерабатывается в более сложных «вторичных» отделах этих зон и объединяется, синтезируется в «третичных» зонах (или «зонах перекрытия»), особенно развитых у человека. Лобная, премоторная и двигательная области коры -- аппарат, обеспечивающий формирование сложных намерений, планов и программ деятельности, реализующий их в системе соответствующих движений и дающий возможность осуществлять постоянный контроль над их протеканием.

Таким образом, в выполнении сложных форм психической деятельности участвует весь мозг.

Нейропсихология имеет важное значение для понимания механизмов психических процессов. Одновременно, анализируя нарушения психической деятельности, возникающие при локальных поражениях мозга, нейропсихология помогает уточнить диагностику локальных поражений мозга (опухолей, кровоизлияний, травм), а также служит основой для психологической квалификации возникающего при этом дефекта и для восстановительного обучения, что используется в невропатологии и нейрохирургии .

В России проблемами нейропсихологии занимаются на кафедре нейропсихологии факультета психологии МГУ, в ряде лабораторий и неврологических клиник. Большой вклад в разработку нейропсихологии внесли учёные др. стран: Х.Л. Тойбер и К. Прибрам (США), Б. Милнер (Канада), О. Зангвилл (Великобритания), А. Экаэн (Франция), Э. Вейгль (ГДР). Проблемам нейропсихологии посвящены специальные журналы «Neuropsychologia» (Oxf., с 1963). «Cortex» (Mil., с 1964) и др. Имеется международное общество нейропсихологии.

5) Психотерапия (от психо... и греч. therapйia -- лечение), система психических воздействий, направленных на лечение больного. Цель психотерапии -- устранить болезненные отклонения, изменить отношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможность оказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формирование научной началось в 40-х гг. 19 в. (работы английского врача Дж. Брэда, который объяснил действенность психического влияния функциональными особенностями нервной системы человека). Теоретическое обоснование и практическая разработка специальных методов психотерапии связаны с деятельностью Ж.М. Шарко , В.М. Бехтерева и многие др. Определенное влияние на развитие психотерапии оказал метод психоанализа , усиливший внимание к миру внутренних человеческих переживаний, к той роли, которую они играют в происхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее -- в 1-й половине19 в. -- школе «психиков» рассматривавшей психические болезни как результат «гнета греха») присущ иррациональный подход к пониманию природы психических заболеваний. Психотерапия в СССР основывается на данных медицинской психологии и физиологии высшей нервной деятельности , клинико-экспериментальном методе исследования.

Различают общую и частную, или специальную, психотерапию. Под общей психотерапией понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного в борьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальный психологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенные заболевания , предупреждение и своевременное устранение вторичных невротических наслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая психотерапия -- необходимый компонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная психотерапия -- метод лечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психических расстройств (неврозы , психопатии и др.), использующий специальные способы психотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) психотерапию, внушение в состоянии бодрствования и в гипнозе , отвлекающую психотерапию, аутогенную тренировку , коллективную психотерапию и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения). Психотерапия неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным.

6) Психогигиена, раздел гигиены, изучающий меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний. Теоретическая основа Психогигиена -- социальная и общая психология, психотерапия , социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности . Первый специальный труд «Гигиена страстей, или Нравственная гигиена» принадлежит Галену . Исходная для Психогигиены идея зависимости психического здоровья людей от условий их общественной жизни была выдвинута Ж.Ж. Кабанисом . Основоположник Психогигиена в России И. П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности. Для Психогигиены в России характерно преимущественное внимание к таким социальным мерам, как улучшение условий труда и быта, последовательное формирование у подростков активных социально-ценных установок, профессиональная ориентация, способствующая реализации этих установок, а также к психогигиеническому просвещению и обучению специальным методам управления собственным психическим состоянием и самочувствием. Важный метод Психогигиены-- диспансеризация лиц с нервно-психическими нарушениями. К актуальным задачам П. относятся предупреждение психических травм у детей и разработка способов рационализации процесса обучения в средней и высшей школе (с целью предотвращения нервно-психических перегрузок). В связи с последствиями научно-технической революции возрастает значение управления психологическим климатом в больших и малых социальных группах, а также методов повышения психической стойкости работников профессий повышенной сложности. Разделы Психогигиены: производственная (Психогигиена труда), умственного труда, половой жизни и семейных отношений, детей и подростков, людей пожилого возраста.

Предмет и задачи медицинской психологии Медицинская психология - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также на решение вопросов, связанных с психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, решение различных экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных людей.

В медицинскую психологию, как одну из отраслей психологии, включаются или связаны с ней следующие разделы: психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, патопсихология, психология индивидуальных различий, возрастная клиническая психология, семейная клиническая психология, психология девиантного поведения, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

Медицинская психология тесно связана с родственными дисциплинами, в первую очередь, с психиатрией и патопсихологией. Сферой общего научного и практического интереса медицинской психологии и психиатрии является диагностический процесс. Распознавание психопатологических симптомов и синдромов невозможно без знания их психологических антонимов - феноменов обыденной жизни, отражающих индивидуально-психологические особенности человека и располагающихся в пределах нормальных вариаций психического реагирования.

В медицинской психологии тесно переплетаются вопросы психологии и основные задачи медицины. Подобно психологии и основным клиническим дисциплинам, медицинскую психологию делят на общую медицинскую психологию и частную.

Общая медицинская психология занимается изучением личности больного, врача, среднего и младшего медицинского работника и их взаимоотношений.

Частная медицинская психология изучает эти же вопросы применительно к каждой конкретной медицинской дисциплине: хирургии, терапии, педиатрии, санитарии, геронтологии, невропатологии, психиатрии и т.д.

Предмет и задачи медицинской психологии.
Медицинская психология изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней и на процесс выздоровления людей.

Современная медицинская психология делится на две основные области. Первая связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменении структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией или детерминированных врожденными аномалиями. Другая область медицинской психологии связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - это влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы.

Наибольшее развитие получила первая область медицинской психологии, это проявилось в возникновении таких научных дисциплин, как нейропсихология (А.Р. Лурия) и экспериментальной патопсихологии (Б.В. Зейгарник).

Предметом изучения медицинской психологии является: личность больного человека, личность медицинского работника (в том числе и будущего), а также взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях - при посещении больного на дому, в амбулатории и клинике.

В этот круг вопросов входит также психология взаимоотношений медицинских работников каждого звена и всех звеньев между собой в процессе профессиональной деятельности и в быту, при специализации и усовершенствовании, в общественной жизни и т.д.

Медицинская психология изучает: 1) роль психики в укреплении здоровья и предупреждении заболеваний; 2) место и роль психических процессов в возникновении и течении различных болезней; 3) состояние психики в процессе лечения заболевания и, в частности, реакции на различные медикаменты; 4) психические нарушения, возникающие при различных заболеваниях, и методы их купирования.

Важными вопросами медицинской психологии являются психопрофилактика, психотерапия и психогигиена.

Методы медицинской психологии.
Основные методы медико-психологического исследования - беседа, наблюдение и эксперимент.

Методы исследований психических особенностей соматических больных медицинская психология заимствует у психодиагностики и общей психологии, а оценку адекватности или девиантности поведения человека у психиатрии, психологии развития и возрастной психологии. Психосоматический раздел клинической психологии зиждется на научных представлениях из таких областей, как психотерапия, вегетология, валеология.

Помимо основных методов, беседы с больным и наблюдения за его поведением, в медицинской психологии используется тестирование.

Для психодиагностических целей широко применяются тесты, позволяющие выделить две главные группы свойств психики: свойства интеллекта и свойства характера личности.

Например. Система Вине - Симона. Тесты соответствуют возрасту. Умственное развитие, или умственный возраст определяется по числу решенных задач в процентах к паспортному возрасту. Баллы от решения каждой задачи складываются, и выводится средний возрастной показатель в процентах. Показатель ниже 70% означает наличие олигофрении.

Система тестов Векслера для детей и взрослых. По данным исследователей, этот метод дает представление об интеллекте и личностных качествах испытуемого. В систему входит 6 тестов словесных и 5 - практического действия. Первые 6 заключаются в исследовании: 1) осведомленности, 2) общей сообразительности, 3) способности воспроизведения чисел, 4) решения арифметических задач, 5) установления сходства, б) определения 42 слов. Пять тестов действия представляют задачи на: 1) узнавание объектов с недостающими частями; 2) установление последовательности картин; 3) складывание рисунков из частей; 4) составление геометрических фигур из частей (от 9 до 16) по образцу; 5) шифровку чисел, согласно коду, в течение 90 с.

Метод Роршаха. Суть метода состоит в нахождении смысла в своеобразно расположенных на карточке чернильных цветных и черных пятнах. Тестирование по методу Роршаха применяется с целью проверки уровня психического развития обследуемого.

Миннесотский многофакторный личностный опросник (ММР1) широко используется у нас в стране в модификации отечественных авторов.

Психологические методы (тесты) не являются основными при оценке индивидуальных психологических особенностей испытуемого, а лишь дополняют данные клинического обследования пациента, такие как тщательный сбор анамнеза, беседа, наблюдение, данные клинико-лабораторных исследований.