» » Презентация иллюстрации к рассказу бежин луг тургенева. Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские

Презентация иллюстрации к рассказу бежин луг тургенева. Охотник залюбовался мальчиками Герои «Бежина луга» - крестьянские












«Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать… Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал- то в поле не по нужде, а так, для забавы» «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать… Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал- то в поле не по нужде, а так, для забавы»


«Малый был неказистый – что и говорить! – а все- таки он мне понравился: глядел он умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила» «Малый был неказистый – что и говорить! – а все- таки он мне понравился: глядел он умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила»










Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как метафора, эмоциональные эпитеты, сравнение: «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча», «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»… Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как метафора, эмоциональные эпитеты, сравнение: «Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча», «громадными клубами вздымался угрюмый мрак»…




Истории, рассказанные мальчиками Что случилось?Кто рассказал?С кем случилось? Когда? 1. Рассказ о домовом ИлюшаС ним и его товарищами на рольне 2. Рассказ о русалке КостяСо слободским плотником Гаврилой 3. Рассказ про оборотня (барашек) ИлюшаС псарем Ермилой«Намеднись» на Варнавицах 4. Рассказ о покойном барине Иване Ивановиче ИлюшаС дедушкой Трофимовичем 5. Рассказ о гаданье в родительскую субботу ИлюшаС бабкой УльянойВ прошлом году в родительскую субботу 6. Рассказ о небесном предвиденье ПавлушаС крестьянами деревни Шаламово


8. Рассказ о Тришке ПавлушаС бочаром Василой и крестьянами Шаламова 9. Рассказ о голосе из бучила КостяС ним самимВчера вечером 10. Рассказ о мужике и лешем ИлюшаС мужиком из его деревни «На днях» 11. Рассказ о водяном ИлюшаС дурочкой Акулиной 12. Рассказ о мальчике Васе КостяС мальчиком из его деревни 13. Рассказ о голосе Васи из речки Снежедь ПавлушаС ним самимТолько что 7. Рассказ о Тришке (антихристе) ИлюшаНе быличка!


Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.


Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного. Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.


«С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг» крестьянских детей, их богатый духовный мир, их умение тонко чувствовать красоту природы. Писатель не только стремился пробудить в читателе чувство любви и уважения к деревенским ребятишкам, но и заставлял задуматься над их дальнейшей судьбой». (Н.И. Якушин)




Замысел рассказа (август – сентябрь 1850 г.): Замысел рассказа (август – сентябрь 1850 г.): «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни». Первая публикация Первая публикация февраль 1851 г. журнал «Современник» февраль 1851 г. журнал «Современник»

из цикла «Записки охотника»

Места, упомянутые в рассказе, реально существуют: Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова - родового поместья Тургенева; Там же находятся деревня Варнавицы, село Шаламово, Парахинские кусты.

Герои рассказа: Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские....

Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив-шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас-сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо-даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа - природа и герой в их гармоничном единстве.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Урок по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг"»

Урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»

«Записки охотника»

Урок литературы в 7 классе.

Подготовлен учителем русского языка и литературы Ушаковской средней школы

Шамровой Н.В.


Тургенев Иван Сергеевич. (28.X.1818- 22.VIII.1883)

«Вы воздвигли себе прочный памятник…– «ЗАПИСКИ ОХОТНИКА».


«Записки охотника» - это книга о народной жизни в эпоху господства крепостного права. «Записки охотника» явились знаменательным событием в творческом развитии Тургенева. «Я рад, что эта книга вышла, - говорил писатель, - мне кажется, что она останется моей лептой, внесённой в сокровищницу русской литературы...»

Иллюстрация к рассказу «Бурмистр». Художник П.П.Соколов.

Иллюстрация к рассказу «Бежин луг».

Художник А.И.Лебедев



Пространство в рассказе «Бежин луг»

Места, упомянутые в рассказе, реально существуют:

Бежин луг находится в

13 км от Спасского-Лутовинова – родового поместья Тургенева;

Там же находятся деревня Варнавицы, село Шаламово, Парахинские кусты.



Художественное время в рассказе

К вечеру эти облака исчезают…

Был прекрасный июльский день…

вечерняя заря погасала…



Система образов - персонажей

Федя

Павел

Ваня

охотник

Илюша

Костя


Герои рассказа

Всех мальчиков был пять…


Федя

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.


Павлуша

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.


Ильюша

Лицо третьего, Ильюши, было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость; сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились - он словно все щурился от огня. Его желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку.…


Костя

Четвертый, Костя, мальчик лет десяти, возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить; но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза: они, казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, - на его языке по крайней мере, - не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.


Ваня

Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под нее свою русую кудрявую голову. Этому мальчику было всего лет семь.


Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа – природа и герой в их гармоничном единстве .

«Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир» в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» Учитель литературы: Свитнева Е.Н. МОУ ООШ №6 г. Аткарск Цели. 1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста. 2. Деятельностная. Составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы. «Ночное» Обсудите в группах вопрос: - Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? - Как мы об этом узнаём? Тема урока: « Образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир » ОБРАЗ, -а, мн. -ы, -ов, муж. 1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. 2. Вид, облик. Создать что-н. по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять о. человеческий (то же, что потерять облик человеческий ). В образе кого-н. (в виде кого-н.). 3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери. 4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами. 5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин о. скупца. Артист вошёл в о. (вжился в роль). Бежин луг и река Снежеди Тульская область Составляем план описания внешности человека 1.Возраст мальчика. 2. Внешний вид. 3. Выражение лица 4. Одежда. Узнай своего героя. Найди соответствия. Работа по тексту по группам. Федя из богатой семьи. Стр. 171-172 учебник. Павлуша: одежда состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов, что говорило о его семье, как о бедной. Стр. 172 учебник. Таким же бедным показан мальчик Костя. СТР. 173 учебник. Что общего у этих детей? (Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ). Что использует автор для изображения героев? Вывод: для раскрытия образа героев автор использует портретную характеристику героев Составление кластеров: «Черты характера»

  • Павлуша- смелый, уверенный, умный.
  • Костя-задумчивый, печальный, любопытный.
  • Федя – гордый, любопытный.
  • Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.
  • Ваня – тихий.
  • Россказни – измышления, выдумки. Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях, о событиях прошлых лет.
  • Поверье – суеверное предание, убеждение).
  • Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.
  • Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.
Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь, рассказы мальчиков. Рефлексия Вопросы: Итак, какую задачу мы с вами ставили? Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно? Каким способом?
  • Как вы оцениваете результат работы класса? Свою работу?
  • Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?
Домашнее задание
  • 1) Сравните рассказ Кости о русалке с балладой М. Ю. Лермонтова «Морская царевна». Что делает рассказ мальчика похожим на балладу?
  • 2) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
  • 3) Сочините свою быличку.
Спасибо за работу!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Портреты мальчиков из произведения И.С. Тургенева “Бежин луг” Презентацию выполнила ученица 6 класса Максаева Ольга Педагог: Прохорова Л.И.

2 слайд

Описание слайда:

История создания “записок охотника ” В 1845 году И.С. Тургенев решил полностью посвятить себя литературной деятельности. За два года до этого Иван Сергеевич знакомится с известным критиком В.Г. Белинским, который и явился идейным вдохновителем будущего сборника «Записки охотника». Летние месяцы И.С. Тургенев проводил в деревне, где всё свободное время отдавал охоте. Охотники в силу особой странствующей сущности своей профессии отличались от простых крепостных: они были более открытыми, чуткими к красотам природы, сохранили вольный и независимый ум. Встречаясь с разными охотниками из народа, слушая их рассказы, Тургенев постепенно погружался в стихию народной жизни, у писателя начинал формироваться замысел будущего литературного произведения. Так, в 1847 году в журнале «Современник» был опубликован первый рассказ И.С. Тургенева «Хорь и Капиныч», положивший начало сборнику, названному писателем «Записки охотника » . Произведение И.С. Тургенева «Бежим луг» является рассказом. Рассказ - небольшое по объему эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека.

3 слайд

Описание слайда:

Главные герои рассказа – крестьянские мальчишки из соседних деревень, которые стерегут табун. Их быт дан через восприятие рассказчика – охотника, случайно заблудившегося в один из июльских дней. Перед читателем разворачивается картина жизни крестьянских ребятишек летним вечером. Мальчишки потихоньку разговаривают у костра. Слушая истории мальчиков, наблюдая за их одеждой, манерой поведения, поступками, рассказчик составляет общее представление о крестьянской жизни. Ребята одеты просто: заплатанные порты, лапти и онучи, холщовые рубахи. Только один мальчик, Федя, который и выглядит постарше, по мнению автора, «принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы» . Как сыну богатого крестьянина, ему приходилось быть запевалой. Старший из парней – Федя. Этот парень из богатой семьи. Во время разговора он рассказал, что приехал в Бежин луг ради забавы ночью. Во время монолога с парнями он вел себя деловито. Крестьянские дети рассказывают друг другу страшные истории. И через их отношение к услышанному раскрывается автором все очарование их мира. Например, мальчик Илюша описывает домового, который водится в старой рольне на фабрике и пугает рабочих. Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит» . Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном» , которое всех напугало, даже барина. Ребята верят в нечистую силу, злых духов, ведьм и колдунов. И в этой их вере прослеживается стремление людей к таинственности, непознанным вещам, необъяснимым явлениям. Вера в чудо, призраков, добрых и злых духов сохранилась в народе еще с древних времен. Поэтому в рассказываемых мальчиками историях множество фольклорных образов: домовые, русалки, нечистая сила. Огромна сила сельских поверий. Мальчики говорят о людях, умерших не собственной смертью, эти рассказы одновременно завораживают и пугают детей. Жизнь крестьянских ребят лишена достатка, материального благополучия.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Федя. Самый старший из ребят - Федя. Происходил он из богатой семьи, а сторожевать табун выехал он ради забавы. В отличие от остальных мальчиков, он был одет в ситцевую рубаху с каемкой, новенький армячок, носил собственные сапоги, а также имел при себе гребешок - редкий атрибут у крестьянских детей. Федя был мальчиком стройным, "с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой". Федя по-барски лежал, опершись на локоть, всем видом показывая свое превосходство. Во время беседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает, покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительными рассказами. Он внимательно слушает друзей, но всем видом демонстрирует, что слабо верит в их истории. Чувствуется, что у него неплохое домашнее образование, а оттого ему не характерна наивность, присущая остальным детям.

6 слайд

Описание слайда:

Павлуша. Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Этот приземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой, всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом, стоял на коленях у костра и варил "картошки". И хотя он с виду был неказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его "смелой удалью и твердой решимостью", когда тот стремглав, без оружия помчал среди ночи один на волка и ничуть этим не похвастался, а вскоре один пошел к реке набрать воды, услышал голос покойника и не показал при этом признаков страха. "Что за славный мальчик!" - так оценил его охотник.

7 слайд

Описание слайда:

Илюша. Илюша - двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью, горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим "какую-то тупую, болезненную заботливость". Автор подчеркивает, насколько бедно выглядел этот крестьянский мальчик: "На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку". А свою низенькую войлочную шапочку, из-под которой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал на уши обеими руками. Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерством интересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведал друзьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и его товарищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гадании в родительскую субботу, об антихристе Тришке, о мужике и лешем, и о водяном.

8 слайд

Описание слайда:

Костя. В описании десятилетнего Кости рассказчик отмечает печальный и задумчивый взгляд, с которым он, понурившись, глядел куда-то вдаль. На его худом и покрытом веснушками лице выделялись только "его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов". Жуткие истории о нечистой силе производят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и он пересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе из бучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни.

9 слайд

Описание слайда:

Ваня. Для наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики, отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал под своей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишком мал, чтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо и восхищается похожими на пчел "божьими звездочками"

10 слайд

Описание слайда:

Вывод: В письмах Тургеневу современники сообщали, что «Бежин луг» усиленно обсуждается и «произвёл в Москве огромный эффект на публику»; отмечалась «бездна удивительных подробностей» , «которых нет даже у Гоголя».О. Миллер обращал внимание на детский крестьянский мир в «Бежином луге» не только со всей налёгшей на него с колыбели неприглядной тьмой суеверий, но и со всей бодростью и находчивостью существ, тоже почти с колыбели выведенных на открытое поле жизни и предоставленных почти совершенно самим себе.

Слайд 1

Иван Сергеевич Тургенев
(1818 - 1883)

Слайд 2

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду, мать, урожденная Лутовинова, - богатая помещица; в ее имении Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко чувствовать природу и ненавидеть крепостное право. В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.
Варвара Петровна
Сергей Николаевич
Родители Тургенева

Слайд 3

И.С. Тургенев в возрасте 12 лет.
И.С. Тургенев в возрасте 7 лет

Слайд 4

Спасское было в то время настоящим барским имением. Широкие, длинные аллеи из исполинских лип и берез вели с разных сторон к господской усадьбе... За домом тянулся обширный, роскошный сад, густые, темные аллеи которого шли уступами к прудам, окаймлявшим сад и всю усадьбу.

Слайд 5

Спасское - Лутовиново

Слайд 6

Усадьба Тургеневых

Слайд 7

«…Маленький Ваня бегал по аллеям прекрасного парка…»

Слайд 8

Слайд 9

«Не в одних стихах разлита поэзия: она везде. Взгляните на эти деревья, на это небо – отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота, там и жизнь…» (И.С.Тургенев)

Слайд 10

Охотничьими тропами
По Орловской, Тульской, Курской и Калужской губерниям пролегали охотничьи тропы Тургенева. Он был страстным «ружейным охотником». Бродя с ружьём за плечами, писатель изучал сердце России – её народ. В его «Записках охотника» - встречи с мужиками, бабами, крестьянскими ребятишками.

Слайд 11

Слайд 12

Уже в студенческие годы появились его первые переводы, небольшие поэмы, стихотворения, а в 1847 г. и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.

Слайд 13

«Записки охотника» - цикл рассказов и очерков о жизни русской деревни и русском крестьянине. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву. Открыв Россию и русского человека, положив начало «крестьянской теме» в отечественной словесности, «Записки охотника» стали смысловым фундаментом всего дальнейшего творчества Тургенева.

Слайд 14

В 1852 г. Вышла отдельная книга «Записок охотника», в сборник входит 20 рассказов. Основной темой являются взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика.

Слайд 15

История рассказа «Бежин луг»
Первая запись о замысле создания рассказа была сделана в августе 1850 г.: "Бежин луг. Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь» В 1851 г. Это произведение было напечатано в журнале «Современник».

Слайд 16

Места, упоминаемые в рассказе, реально существуют. Бежин луг находится в 13 км от Спасского-Лутовинова. Там же Парахинские кусты, деревня Варнавицы, село Шаламово и др.

Слайд 17

«Бежин луг» -
самый поэтический и волшебный ОЧЕРК «Записок охотника»

Слайд 18

Очерк -
разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего очерк посвящается современной автору жизни, фактам и людям. Художественный очерк сохраняет особенности образного изображения. И в этом очерк близок рассказу. ОЧЕРК: АВТОР = РАССКАЗЧИК

Слайд 19

Кто он – рассказчик?

Слайд 20

Повествование в рассказе «Бежин луг» ведётся от лица автора, который одновременно является персонажем - охотником, сбив­шимся с дороги и заблудившимся в июльскую ночь. Рас­сказчик впитывает в себя детский взгляд на мир, и благо­даря этому с большей непосредственностью им заявляется одна из главных тем рассказа
- природа и герой в их гармоничном единстве.

Слайд 21

Бежин луг
Обратимся к рассказу «Бежин луг». Он вошел в сборник «Записки охотника» и был опубликован в 1851г. Называться он стал так потому, что в каждом из 25 рассказов появляется охотник-рассказчик. Сам Тургенев страстно любил охоту, поэтому об охоте он пишет с таким увлечением: «…русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Да и где же охотиться, как не у нас: кажется, есть где и есть по чем. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Вообще охота свойственна русскому человеку…» и все же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте: скитаясь с ружьем, Тургенев накапливал наблюдения за окружающей жизнью. По определению Герцина, «ничто в природе не ускользает от его верного, поэтического и пытливого взгляда». Случай, который однажды произошел с Тургеневым, был положен в основу рассказа «Бежин луг». В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но возвращаясь домой он заблудился. Долго блуждал он по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное время пасти лошадей.

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Найдите в тексте Это были просто крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые стерегли табун... Я сказал мальчикам, что заблудился и подсел к ним... Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение… Тёмное чистое небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием…

Слайд 25

Герои рассказа – крестьянские ребятишки
Рассказчик

Слайд 26

ФЕДЯ
… лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы… Докажите текстом, что Федя из «богатой семьи»

Слайд 27

ПАВЛУША
У второго мальчика… Волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как гворится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее… А почему мальчик понравился автору?

Слайд 28

Ильюша
Лицо третьего было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, оно выражало какую-то тупую, болезненную заботливость, сжатые губы его не шевелились, сдвинутые брови не расходились – он словно всё щурился от огня. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши… Во что был одет мальчик?

Слайд 29

А кто это?

Слайд 30

Домашнее задание
1.Составить план рассказа 2.Рассказ об одном мальчике 3. посчитать, сколько всего «страшилок» рассказывают ребята. .

Слайд 31

Вопросы по прочитанному
Почему очерк называется «Бежин луг»? Кого вы можете назвать главными героями произведения? Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

Слайд 32

Примерный план
I «Прекрасный июльский день». II Охотник заблудился. III У костра в ночном. IV Рассказы мальчиков: 1.Рассказ Илюши о домовом. 2.Рассказ Кости о Гавриле и русалке. 3.Рассказ Илюши о псаре Ермиле. 4.Рассказ Илюши о покойниках. 5.Рассказ Илюши о «педиведенье», о Тришке-антихристе. 6.Рассказ Кости о водяном. 7.Рассказ Кости о Васе, утонувшем в реке. V Непонятные ночные звуки. VI Прощание с мальчиками. VII Эпилог. Смерть Павлуши.

Слайд 33

Композиция очерка
Прекрасный июльский день (погода установилась надолго): А) «Кроткая заря»; Б) знойный полдень; В) спокойный закат.

Слайд 34

Речь автора музыкальна, мелодична, насыщена яркими, запоминающимися эпитетами: «сверкающие обагренные кусты», «красные, золотые потоки молодого, горячего света». Тургенев часто употребляет и такие художественные средства, как сравнение, метафора и другие формы переноса значения слов: верхний край облачка «засверкает змейками», «хлынули играющие лучи», «тонкий язык света лизнет голые сучья лозняка».

Слайд 35

Композиция очерка
2. Скитания охотника: А) дорога потеряна («Я остановился в недоуменье»); Б) теперь путь найден («…нужно вправо взять…»); В) «заблудился совершенно» («пошел наудалую»).

Слайд 36

Композиция очерка
3. У костра в ночном: А) костер в ночи; Б) пять деревенских мальчиков; В) рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике; Г) рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»; Д) рассказы о псаре Ермиле и оборотне; Е) неожиданная тревога;

Слайд 37

Композиция очерка
Ж) рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне; З) рассказ Павлуши о «предвидении»; И) рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе); К) разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном; Л) рассказ Кости об утонувшем Васе; М) возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

Слайд 38

Композиция очерка
4. Наступило утро: А) рассвет; Б) мальчики возвращаются с табуном. Эпилог: смерть Павлуши

Слайд 39

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун. Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Слайд 40

Случай, история, предание, легенда, небылица, поверье, быличка…
«Так может быть» «так должно быть» «так было» совершившийся факт Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

Слайд 41

Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; это еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.
Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного.

Слайд 42

Беседа с классом
-Какие истории рассказывали мальчики? -Как сам Тургенев называл их рассказы? Он старательно искал слово, чтоб назвать. В журнальной публикации рассказа он назвал их россказнями, в издании 1852г. – преданиями, а позже – поверьями. Современная фольклористика нашла удачный термин – такие истории теперь называют «былички»

Слайд 43

О ком в страшилках рассказывают мальчики? Какова реакция слушателей на рассказы мальчиков? Как характеризуют героев рассказа эти истории?

Слайд 44

Какой мир открывают нам 11 быличек-поверий? Рассказы ребят открывают нам мир, который окружает их, таким, каким он жил в их представлении. Ребята искренне верят в поверья, так как ежедневно сталкиваются с неожиданными для них и необъяснимыми явлениями. Они слышат рассказы про домового и лешего, водяного и русалку, оборотней и вставших из гроба мертвецов, небесное предвидение и гадание о смерти, таинственные голоса погибших людей.

Слайд 45

Слайд 46

Водяной

Слайд 47

Русалка

Слайд 48

Домовой

Слайд 49

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Слайд 50

О чём свидетельствовало такое представление ребят об окружающем мире? Оно свидетельствовало о стремлении невежественного ума осмыслить окружающее, всё, что происходит с человеком. Крестьянские дети в те времена нигде не учились, были неграмотные, и все представления об окружающем мире черпали из поверий и легенд. -Как получилось, что сами Илюша, Павлуша и Костя стали участниками событий, которые подтверждают их верования? Крайняя впечатлительность и живость воображения помогают им принять желаемое за действительное4 а затем они упорно настаивают на том, что кажется им свершившимся фактом. -Что можно сказать о крестьянских ребятах, выступающих в роли рассказчиков? Каждый из рассказчиков умеет увлечь и заинтересовать слушающих.

Слайд 51

Их рассказы помогают понять характер и миропонимание рассказчиков. Об одном и том же событии ребята рассказывают по-разному. Историю о солнечном затмении Павлуша рассказывает неторопливо и весело. Единственный раз за всю ночь ребята смеются, слушая этот рассказ, включающий несколько забавных историй. Иное дело – Илюша, он сам врывается в рассказ Павлуши. Мы слышим легенду о Тришке, которая вызывает в нем страх и восхищение перед таинственной силой «удивительного человека». Рассказы ребят поэтичны и таинственны, в них используется народный юмор.