» » Презентация на тему строение скелета человека. Осевой скелет человека

Презентация на тему строение скелета человека. Осевой скелет человека
краткое содержание других презентаций

«Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии» - Современная ситуация. Отношение учеников к состоявшемуся уроку. Составленные конспекты. Проблема сохранения и укрепления здоровья. Работа с терминами. Представление удивительных фактов. Здоровьесберегающий потенциал. Здоровьесберегающий урок. Здоровье и образование. Темы по гигиене кожи. Реализация здоровьесберегающего потенциала урока. Здоровьесберегающий потенциал урока. Проблемы современного урока.

«Анатомия пищеварительной системы» - Что бы это значило. Приятный незнакомец. Условия игры. Аскаридоз. Поле чудес. Игра. Конкурс. Медико-диагностический центр. Радиоэлектронный метод. Ответить на вопрос. Жюри для подведения итогов. Студенты мединститута. Пословицы к конкурсу. Химическая переработка. Печень. Пищеварение. Вступительное слово учителя. Сделать подписи к рисункам. Центр профилактики желудочно-кишечных заболеваний. Дизентерия.

«Заболевания пищеварения» - Кариес. Пищеварение в ротовой полости. Болезни пищеварительной системы. Поджелудочная железа. Правильный уход за полостью рта. Строение зубов и возможные заболевания. Язва желудка - хроническое заболевание. Строение органов пищеварения. Острый холецистит иногда называют «праздничной» болезнью. Пищеварение. Правильное питание. Цель урока. Гастрит - воспалительные или воспалительно-дистрофические изменения.

«Роль витаминов в жизни человека» - Социологическое исследование. Витамин К. Какие из фармакологических витаминов вы используете. Обед без овощей – праздник без музыки. Никотиновая кислота. Рекомендации на будущее. Витамин К (антигеморрагический) содержится в зеленых листьях. Где в нашей местности можно найти натуральные витамины. Витамин Е (антистерильный) был открыт в 1922 году. Витамины. Биологическая роль витаминов в жизни человека.

«Ферменты человека» - Строение фермента. Ферментативная активность при низких температурах. Биологические катализаторы. Строение клетки человека. Не соответствие формы продукта активному центру. Приобретение активным центром неопределенных очертаний. Теория ферментативного катализа. Ферментативная активность при температуре человеческого тела. Знакомство с ферментами. Свертываемость крови. После добавления кристаллов соды.

«Органы дыхательной системы» - Дыхательная система. Носовая часть. Нижний отдел глотки. Глотка. Разветвление бронхов. Гортань. Трахея. Ротовая часть. Гортанная часть. Характеристика дыхательной системы. Сегментарное строение легких.

Слайд 2

Слайд 3

Функции скелета

Скелет человека состоит из костей (их более 200) и их соединений. Кроме основных функций (опора, защита, движение) кости скелета участвуют в минеральном обмене, а также содержат красный костный мозг - орган кроветворения.

Слайд 4

Соединение костей

Соединение костей в скелете подразделяется на три типа: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Неподвижное соединение представлено костями черепа.

Слайд 5

Полуподвижное соединение костей – соединением позвонков или рёбер с грудиной, осуществляющимися с помощью хрящей и связок.

Слайд 6

Типы суставов

Наконец, подвижно соединяются суставы. Каждый сустав состоит из суставных поверхностей, сумки и жидкости, находящейся в суставной полости. Суставная жидкость уменьшает трение костей при движении. Суставы чаще всего укреплены связками, которые и ограничивают амплитуду движений.

Слайд 7

Строение сустава

  • Слайд 8

  • Слайд 9

    Заполнить таблицу

  • Слайд 10

    Скелет головы (череп)

    Скелет головы (череп) имеет полость, в которой располагается головной мозг. Кроме того имеются полости рта, носа и вместилища для органов зрения и слуха. Обычно выделяют мозговой и лицевой отделы черепа. У человека преобладает мозговой отдел. Все кости черепа, за исключением нижней челюсти, соединены швами.

    Слайд 11

    Мозговой отдел черепа составляют две парные кости - височная и теменная и четыре непарные - лобная, решетчатая, клиновидная и затылочная. Лицевой отдел представлен шестью парными костями - верхняя челюсть, носовая, слезная, скуловая, небная и нижняя носовая раковина и двумя непарными - нижняя челюсть и сошник. К костям лица относят и подъязычную кость.

    Развитие формы нижней челюсти с возрастом1 - челюсть новорожденного2 - челюсть четырехлетнего ребенка3 - челюсть 6-летнего ребенка4 - челюсть взрослого человека5 - челюсть старика (зубы выпали)

    Слайд 12

    Строение костей черепа

  • Слайд 13

    Позвоночник

    Позвоночник состоит из 33-34 позвонков и пяти отделов: шейного - 7 позвонков, грудного - 12, поясничного - 5, крестцового - 5 и копчикового - 4-5 позвонков.

    Слайд 14

    Позвоночный столб новорожденного почти прямой, а при дальнейшем развитии образуются изгибы позвоночника. Позвоночник имеет два изгиба вперед - лордозы (шейный и поясничный) и два изгиба назад - кифозы (грудной и крестцовый).

    Слайд 15

    Основное назначение изгибов - ослабление сотрясения головы и туловища при ходьбе, беге, прыжках.

    Слайд 16

    Встречается искривление позвоночника в сторону - сколиоз. Часто сколиоз является следствием болезненных изменений в позвоночнике.

    Слайд 17

    Слайд 18

    Позвонок состоит из тела и дуги, от которой отходит 7 отростков: остистый, 2 поперечных и 4 суставных. Тело позвонка обращено вперед, а остистый отросток - назад, в середине находится позвоночное отверстие; отверстия всех позвонков образуют канал, в котором находится спинной мозг.

    Слайд 19

    Позвонки соединены между собой посредством хрящей, суставов и связок. Позвоночник способен сгибаться и разгибаться, наклоняться в сторону и скручиваться. Наиболее подвижны поясничный и шейный отделы позвоночника.

    Слайд 20

    Грудная клетка

    Грудная клетка образована грудными позвонками, двенадцатью парами ребер и грудной костью – грудиной.

    Слайд 21

    Грудина - плоская кость, в которой выделяют три части: верхнюю - рукоятку, среднюю - тело и нижнюю - мечевидный отросток.

    Слайд 22

    Развитие грудной клетки

    1 - хрящевая грудная клетка 4-недельного зародыша.2 - грудная клетка 5-недельного зародыша.3 - грудная клетка 6-недельного зародыша.4 - грудная клетка новорожденного.

    Слайд 23

    Скелет пояса верхних конечностей

    Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и скелета свободных верхних конечностей. Плечевой пояс состоит из пары ключиц и лопаток.

    Слайд 24

    Верхние конечности

    Верхняя конечность (руки) слагается из плечевой кости, костей предплечья и костей кисти (кости запястья, пястья и фаланги пальцев).

    Слайд 25

    Кости кисти

    Суставы кисти значительно отличаются разнообразием движений и подвижностью, что связано с превращением передней конечности в процессе эволюции в орган труда.

    Разделы: Биология

    Цель: сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся

    Оборудование: модель скелета, презентация к уроку (Приложение 1), мультимедийное учебное пособие нового образца “БИОЛОГИЯ. Анатомия и физиология человека”, 9 класс - уроки “Скелет” и “Гигиена органов чувств”, интерактивная доска.

    ХОД УРОКА

    1. Опрос (комплексный).

    А) Работа с интерактивной доской:

    1. Двояковогнутые линзы применяются для коррекции:

    А) миопии (близорукости)

    Б) гиперметропии (дальнозоркости)

    В) астигматизма

    Г) косоглазия

    2. Закончите предложение: “Коррекция астигматизма проводится с помощью…”:

    А) двояковогнутых линз

    Б) двояковыпуклых линз

    В) цилиндрических линз

    Г) затемненных линз

    3. Впишите определения:

    А) гиперметропия

    Б) миопия

    4. Шум приводит к:

    А) снижению работоспособности

    Б) нарушению зрения

    В) появлению головной боли

    Г) повышению работоспособности

    5. Закончите предложение: “Боль в ушах начинается при…”:

    А) 70 децибел

    Б) 40 децибел

    В) 130 децибел

    Г) 85 децибел

    6. Выберите правильное положение при чтении.

    Б) Решение биологических задач:

    Видеофрагмент 1.

    Вопрос: Почему свет на рабочее место при письме должен падать слева?

    Видеофрагмент 2.

    Вопрос: Вы знаете, что при взлете самолета пассажирам рекомендуется сосать леденцы, либо жевать жевательную резинку. Чем это можно объяснить?

    Б) Работа с карточками (Приложение 2):

    2. Изучение нового материала.

    “Движение – это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

    Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает все это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости головы, конечностей и туловища образуют твердый остов тела, или скелет, о котором мы поговорим с вами на сегодняшнем уроке.

    Запишите тему сегодняшнего урока: “Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением”.

    Цели урока:

    1. Познакомиться с основными отделами скелета человека, их строением и функциями;
    2. Научиться доказывать сходство млекопитающих животных и человека;
    3. Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

    Скажите мне, пожалуйста, каково значение опорно-двигательного аппарата млекопитающих животных?

    (Данная система органов у млекопитающих животных выполняет опорную и защитную функции, обеспечивает движение тела)

    О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. “скелетон” - “высохший”, “высушенный”) выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями – хрящами, связками, сухожилиями – дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Кроме того, кости, мышцы и связки служат надежным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.

    Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Костной ткани в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше), т.е. составляет 1/5–1/7 массы тела человека. Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20 % людей есть отклонения в количестве позвонков. Один человек из каждых 20 имеет лишнее ребро, причем у мужчин это встречается примерно в три раза чаще, чем у женщин (вопреки библейской легенде о сотворении Евы из ребра Адама). Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются, образуя плотные швы. Поэтому современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300. каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами, которые приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.

    В скелете человека различают: осевой скелет и периферический скелет. (Звуковое сопровождение – осевой скелет состоит из черепа, позвоночника, грудной клетки).

    Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. Единственная подвижная кость черепа - нижняя челюсть. Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.

    В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой (висцеральный) отделы. Мозговой отдел образуют кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменные и височные.

    Наиболее крупные кости лицевого отдела – парные скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные и непарные – нижняя челюсть и расположенная на шее подъязычная кость.

    Запишем это с помощью схемы “Строение скелета человека”:

    Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

    Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

    Позвоночник имеет 4 изгиба, играющих роль амортизаторов: благодаря ним смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

    Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

    Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости. их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

    Продолжим заполнение схемы:

    (Звуковое сопровождение – периферический скелет состоит из верхних и нижних конечностей и их поясов)

    Скелет любой конечности состоит из двух отделов: скелета свободной конечности и пояса конечности. Кости пояса конечности соединяют свободные конечности со скелетом туловища. Благодаря тому, что конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки.

    У человека функции конечностей – рук и ног – четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество сложных движений, нижние – для опоры и передвижения.

    Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет верхней конечности с остоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья (лучевая и локтевая) и кисти (3 отдела – запястье, пясть, фаланги пальцев). Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение (плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения.

    Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) составляют три неподвижно соединенные между собой кости, сросшиеся с крестцом, что позволяет им выдерживать большие физические нагрузки и выполнять защитную функцию для внутренних органов. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка кости свободной нижней конечности.

    Скелет нижних конечностей состоит из бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовых) и стопы (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев). Бедренная и большая берцовая кости с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием – коленной чашечкой образуют очень подвижный коленный сустав.

    Завершим заполнение схемы:

    А теперь попытаемся ответить на вопрос “Каково сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных; каковы особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием мозга?”

    Беседа с выводом особенностей строения скелета человека

    А) связанные с прямохождением:

    1. Позвоночник имеет изгибы.
    2. Грудная клетка расширена в стороны.
    3. Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши.
    4. Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук.
    5. Стопа сводчатая.

    Б) связанные с трудовой деятельностью:

    1. Большой палец руки противопоставлен остальным
    2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

    3. Закрепление.

    Заполнение кроссворда (по С.И.Ожегову):

    1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка).

    2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.

    3. Часть ноги от колена до стопы.

    4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы.

    5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных.

    6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости. по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева.

    7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг.

    8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра.

    4. Задание на дом.

    1. С. 98–103.
    2. Вопросы с.104–105.
    3. Работа со словариком.
    4. Конкурс на лучший вопрос по данной теме.

    Используемая литература:

    1. Анатомия человека. Том 1. Под ред. академика М.Р.Сапина. Москва: “Медицина”, 1993. С.38–222.
    2. Биология. Человек. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Под ред. академика А.С.Батуева. Москва: “Дрофа”, 1998. С.143–148, 174–196.
    3. Бодрова Н.Ф. Изучение курса “Человек и его здоровье”. Поурочное планирование. Книга для учителя. 8 класс. Воронеж: “ВГПУ”, 2002. С.38–41, 143–152.
    4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва: “Русский язык”, 1989. 750 с.
    5. Панфилова Л.А. Анатомия, физиология и гигиена человека. Тетрадь с печатной основой для учащихся 9 класса, часть 1. Саратов: “Лицей”, 1997. С.23–35.
    6. Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина “Биология. Человек. 8 класс”. Москва: “Дрофа”, 2001. С.46–49.
    7. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Москва: “Дрофа”, 2006.
    8. Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Москва: “Просвещение”, 1994. С.43–55.
    9. Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. Часть1. Москва: “Аванта +”, 2001. С.115–124.
    10. Мультимедийное учебное пособие нового образца “БИОЛОГИЯ. Анатомия и физиология человека”. 9 класс. Москва: “Просвещение”, 2003.

    Департамент образования и науки Брянской области ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина» Открытый урок по возрастной анатомии, физиологии и гигиене Тема урока: Общий обзор скелета человека. для студентов 2 курса специальность 050146 Преподавание в начальных классах Подготовила Преподаватель химии, биологии Витюгова Наталья Николаевна Сураж,2013 Чтоб черпать полной чашей Труд, счастье, наслажденье, Залогом жизни нашей Является движенье! В.В. Розенблат ТЕМА: Общий обзор скелета человека?

    • особенности строения скелета человека;
    • строение и функции отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
    Скелет человека

    Скелет человека состоит из костей (их более 200) и их соединений. Кроме основных функций (опора, защита, движение) кости скелета участвуют в минеральном обмене, а также содержат красный костный мозг - орган кроветворения

    Схема строения скелета человека Скелет головы (черепа) Скелет головы (череп) имеет полость, в которой располагается головной мозг. Кроме того имеются полости рта, носа и вместилища для органов зрения и слуха. Обычно выделяют мозговой и лицевой отделы черепа. У человека преобладает мозговой отдел. Все кости черепа, за исключением нижней челюсти, соединены швами Скелет туловища Грудная клетка образована грудными позвонками, двенадцатью парами ребер и грудной костью – грудиной Позвоночник Позвоночник состоит из 33-34 позвонков и пяти отделов: шейного - 7 позвонков, грудного - 12, поясничного - 5, крестцового – 5; копчикового - 4-5 позвонков Позвоночник Позвоночный столб новорожденного почти прямой, а при дальнейшем развитии образуются изгибы позвоночника. Позвоночник имеет два изгиба вперед - лордозы (шейный и поясничный) и два изгиба назад - кифозы (грудной и крестцовый) Грудина и рёбра Скелет пояса верхней конечности

    Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и скелета свободных верхних конечностей. Плечевой пояс состоит из пары ключиц и лопаток

    Скелет свободной верхней конечности

    Верхняя конечность (руки) слагается из плечевой кости, костей предплечья и костей кисти (кости запястья, пястья и фаланги пальцев)

    Кости кисти

    • Суставы кисти значительно отличаются разнообразием движений и подвижностью, что связано с превращением передней конечности в процессе эволюции в орган труда
    Скелет нижней конечности Нижние конечности состоят из бедренной, надколенной чашечки (надколенник), костей голени (большеберцовая и малоберцовая), костей стопы. Большеберцовая кость располагается на голени с внутренней стороны и значительно толще малоберцовой Пояс нижней конечности Тазовый пояс, или таз, состоит из прочно соединенных трех костей: крестца, двух массивных тазовых костей (подвздошной и седалищной), между которыми располагается третья – лобковая. Свободная нижняя конечность Особенности строения скелета человека: А) Изменения связанные с прямохождением:
    • 1. Позвоночник имеет изгибы.
    • 2. Грудная клетка расширена в стороны.
    • 3. Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши.
    • 4. Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук.
    • 5. Стопа сводчатая.
    • Б) Изменения связанные с трудовой деятельностью:
    • 1. Большой палец руки противопоставлен остальным
    • 2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.
    Домашнее задание
    • Заполнить таблицу « Скелет человека»
    Кроссворд 1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка). 2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека. 3. Часть ноги от колена до стопы. 4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы. 5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных. 6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости. по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева. 7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг. 8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра. Литература Литература
    • Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека (атлас), - М.: Просвещение, 2010 г.
    • Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. «Возрастная анатомия и физиология», Академия, М. – 2010 г.
  •