» » Про детскую библиотеку что там интересного. НОД «Расскажем малышам о библиотеке»

Про детскую библиотеку что там интересного. НОД «Расскажем малышам о библиотеке»

Детские библиотеки всегда выделялись на фоне коллег меньшей чопорностью и большей игривостью: здесь готовят новых писателей и принимают уже известных, учат работать с текстом - литературным и научным, образовывают по всем направлениям и развлекают
по-умному. Всего в Самаре 27 поинтов , которые дополняет Областная детская библиотека : она считается главной - и по техническому оснащению, и по богатству событий и фондов.

«Большая Деревня» побывала везде и обалдела от новых возможностей. Тысячу причин записаться в библиотеку назвали директор Централизованной системы детских библиотек города Татьяна Халитова и заместитель директора по развитию Самарской областной детской библиотеки Елена Кодейкина.

Новые издания и четкая структура

Вопреки стереотипам, в фондах библиотек по преимуществу свежак - полная антология литературы 2014 года с вкраплениями новинок, и классика в современном издании. Спецы из областной детской библиотеки чекают всё, что издается для детей на русском, пополняя собственный фонд и давая рекомендации городской сети. В итоге внутри детской библиотеки не хуже, чем в хорошем книжном: манящие обложки, безупречная выкладка и запах типографской краски. Только все бесплатно.

Елена Кодейкина

Родители водят детей в библиотеку не в целях экономии. Многие из наших читателей могут купить ребенку любую книжку. Но как понять, что покупать? Как выбрать из множества книг, которых вы еще не читали? Возьмёте красивое - а оно неинтересное или ненужное. А вся библиотечная литература отобрана и прочитана специалистами. Тут ребенку посоветуют книгу, исходя из его возраста, желаний и увлечений.

Библиотечная литература, как и положено, максимально разнообразна - художественная, научно-публицистическая, для учебы и для творчества, на любую тему и в любом формате - в том числе и на национальных языках. Любителям электронных изданий откроют двухнедельный доступ к базе «Литрес» и даже дадут погонять ридер, девочкам с плеером предложат аудиокниги, а малышам - книжки-игрушки.

Можно купить детскую книжку в магазине. Но откуда вы знаете,
что покупать?

Есть книги и для взрослых - о детях. Отдельную часть фонда занимают издания по психологии и педагогике, воспитанию малышей и детскому здоровью, методические пособия для школ и детских садов. В единой базе можно найти множество сценариев для детских праздников, а на абонементе - взять художественную литературу формата 12+, которую до двенадцати читать рано, но потом - никогда не поздно.

Кроме того, библиотеки традиционно выписывают периодические издания - журналы для детей, родителей и педагогов, которые - вплоть до свежих номеров - можно взять домой и прочитать в обход киоска «Роспечати».

Новые технологии и робот-помощник

Робот Вася

Сейчас в каждой детской библиотеке есть компьютерные залы с выходом в интернет и подборкой буктрейлеров , доступом к сетевым каталогам и электронным изданиям - не только книгам, но и обучающим программам, которые тоже можно взять домой на абонементе.

В Областной детской библиотеке уровень технических новшеств и вовсе обошел библиотеки для взрослых: вместо читательского билета гость получает пластиковую карту, а чтобы оформить выбранную книжку домой, нужно воспользоваться специальным терминалом. В один из считывателей вставляется карта, на другой последовательно помещаются книги, и появляется чек с полным списком выданной литературы и датами возврата. Продлить их можно в группе вконтакте .

У областной детской библиотеки также есть мобильное приложение на Android , которое позволяет отсканировать штрихкод любой книжки - и выяснить ее наличие в библиотеке.

И наконец, здесь же обитает робот Василий, похожий на дроида BB-8 из «Звездных войн», - не для развлечения, а для дела. Он помогает виртуально посетить библиотеку тем, кто не может оказаться в ней реально: детям с инвалидностью или тем, кто находится в сложной жизненной ситуации. Камера в голове Васи транслирует на экран всё, что происходит в библиотеке, а управлять роботом можно при помощи клавиш: поворачивать голову, передвигаться по залам. Так можно и выбрать книжки, и поучаствовать в мероприятиях.

Интеллектуальный досуг бесплатно

Детские библиотеки проводят примерно миллион мероприятий: уроки английского, арт-терапии, краеведения, прикладного творчества, лингвистики, информатики, журналистики, развития речи и мелкой моторики, театра (кукольного и теневого) - это лишь некоторые из направлений занятий, которые проходят регулярно в течение учебного года. Есть и единоразовые мероприятия, подробную афишу которых можно чекнуть на сайтах: анонсы городских библиотек доступны по ссылке , а мероприятия областной можно посмотреть на сайте .

Мероприятия детских библиотек бесплатны

Ивенты можно условно разделить на литературные, информационные и развлекательные. В числе первых - встречи с писателями (местными самарскими и известными российскими), литературные гостиные, поэтические вечера, обзоры новых книг, мастерские по работе с художественным текстом, где учат писать очерки, эссе и сочинения (неожиданно вернувшиеся в список школьных экзаменов).

Татьяна Халитова

Современные дети работают на свое портфолио - хотят много знать, быть умными. Они много читают, перерабатывают огромные объемы информации. Другой вопрос, что все эти тысячи знаков зачастую приходятся на учебники, интернет-сайты и соцсети, а хочется другого чтения - художественного и вдумчивого. Детские библиотеки сегодня -
это центры интеллектуального досуга, где можно научиться получать удовольствие от хороших книг.

Информационные и развлекательные события поднимают самые разные темы: профориентация, хобби, особенности национальных культур, история и достопримечательности родного края, рукоделие, творчество. Обо всем этом рассказывают носители знаний и традиций - семьи, мастера и представители профессиональных сообществ.

Современные дети много читают, но чаще - учебники и соцсети.

Много мероприятий и для взрослых. Им рассказывают о новых детских книгах, о том, в каком возрасте подсунуть чаду «Остров сокровищ», а в каком - «Волшебника Земноморья», как увлечь ребенка книжкой и какая от этого польза. Объясняют основы контроля безопасности детей в сети и дают ссылки на полезные сайты - интернет-версии детских журналов и передач, порталы с развивающими играми и головоломками, детские поисковые системы, страницы о детских правах и возможностях. Такие родительские собрания часто проходят в формате онлайн семинаров.

Татьяна Халитова

Наша задача - научить ребенка учиться. Люди сейчас учатся в течение всей жизни, осваивают по нескольку профессий, повышают квалификацию, занимаются самообразованием. Если уметь работать с информацией - искать ее, распознавать, анализировать и адекватно оценивать - можно получить сведения на любую тему, подготовится к любому экзамену и научиться чему угодно.

Сегодня маленькие дети много времени проводят у телевизора и за компьютером. А вот читают очень мало. Между тем, важность чтения доказывается следующими моментами:


Роль литературы в формировании личности


Дети сейчас больше проводят времени в интернете, чем за чтением книг Детские книги, сопровождая взросление ребёнка, знакомят его с народной мудростью, накопленной веками. Познание жизни начинается с чтения сказок, которые учат добру и злу, умению сопереживать за героев. Чтение расширяет рамки внешнего мира, учит жить с ним в гармонии.

Ещё не зная букв, малыш, слушая то, что читает ему мама, получает положительные эмоции от прочитанного. Он хочет быстрее выучить буквы, чтобы потом самостоятельно складывать их в слова. Обучение чтению на образах идёт быстрее, стимулирует развитие умственных процессов.

Книга для ребёнка – это возможность окунуться в мир фантазии, пройти вместе с героем через все приключения. Эту путь познания жизни.

О пользе чтения

Литература классическая и современная

Детская литература в библиотеке любого уровня представлена широко: много интересных и понятных для детей разного возраста книг, знакомые имена писателей и поэтов, любимые жанры. Любящий книги ребёнок всегда может без труда найти увлекательное и интересное издание.


В многообразии детской литературы малышу помогут разобраться родители и работники библиотек. Они посоветуют малышу и классическую, и современную литературу, ценную в плане формирования личности, такую, которая на примерах учит познавать жизнь. Библиотечный каталог содержит множество таких произведений.

Любой ребёнок с удовольствием почитает сам то, что ему читала на ночь мама: сказки Пушкина, стихи Некрасова и Есенина, рассказы Толстого и т.д. Произведения советских авторов, таких как Барто, Маршак, Носов и зарубежных авторов (Линдгрен, Алан Милн, Льюис Кэррол, и других) тоже стали классикой. Она вечна, и на этих образах и картинах будет воспитываться ещё не одно поколение детей.

Виды библиотек


Библиотечное просвещение за историю своего существования прошло несколько этапов:

  • начиналось всё с церковных и домашних собраний;
  • затем появились публичные библиотеки при учебных заведениях 19 века, куда был открыт доступ в основном дворянам;
  • 20 век ознаменовался основанием изб-читален, которые в начале прошлого века были единственным местом отдыха и учёбы крестьянства в деревнях;
  • позднее открывались школьные и городские библиотеки, клубы семейного чтения;
  • сегодня можно читать книги онлайн через Интернет.

Чтение книг на компьютере и планшете имеет свои преимущества. Скачанные таким образом книги можно читать в любом месте. Электронная библиотека удобна, обширна, доступна и легка в поиске нужного произведения.

Но ничто не заменит той таинственной атмосферы, которая царит в помещении, полном стеллажей с книгами. Эта особая тишина, этот неповторимый запах, это бережное обращение с пожелтевшими от времени страницами старых книг может быть только в настоящей библиотеке.

Чтение книг в любом формате принесёт немало пользы ребёнку.

10 фактов о чтении

Бесплатные онлайн-библиотеки

Сегодня эта услуга доступна в каждом доме, где есть Интернет. Процедура регистрации на сайте не займёт много времени. Получив доступ к электронным книгам, можно собрать свою виртуальную библиотеку, скачав самые нужные и интересные книги. Электронная библиотека детских книг будет полезна ребёнку, поможет ему познать мир, наблюдая за приключениями героев книг.

В такой коллекции найдётся место детским сказкам и загадкам, потешкам и считалкам, рассказам и т.д. Скачивание не займёт много времени и выполняется одним нажатием кнопки мыши. А нужные материалы можно легко найти по рубрикам, авторам, названию и т.д.

Формируя таким образом личное собрание книг, можно легко в нём ориентироваться, обращаться повторно, если это необходимо.

Сайты бесплатных онлайн-библиотек адаптируют свой дизайн под мобильные устройства, обеспечивая удобное пользование. Материалы постоянно пополняются.

Кроме того, здесь есть возможность комментировать и рецензировать материалы, можно делиться с друзьями прочитанным, отправляя свои комментарии в одну из соцсетей (ОК, вконтакте и др), работает услуга рассылок, для того, чтобы подписчики сразу видели, какие действия произошли на сайте.

Платные услуги

Крупные областные библиотеки, а также небольшие районные оказывают населению в основном бесплатные услуги. Это выдача книг на дом, работа читального зала, консультации библиотечных работников, организация выставок книг-новинок и подобные услуги.

Но также есть и платная область услуг. Сюда входят:


  • услуги по сканированию, копированию, распечатыванию документов;
  • организация платных студий и кружков;
  • библиотечно-информационные услуги;
  • издательская деятельность, переплётные работы;
  • организация массовых предприятий;
  • услуги межбиблиотечного абонемента;
  • электронная доставка документов.

Часть платных услуг относится непосредственно к организации досуга детей. И если ребёнок пришёл в библиотеку на занятие какого-то кружка, то, уходя домой, он обязательно возьмёт с собой книгу. Такие кружки проводятся обычно дважды в неделю, и значит, у ребёнка будет прекрасная возможность пристраститься к миру чтения.

И платные, и бесплатные услуги библиотек формируют в ребёнке грамотного читателя, который вырастет в образованного человека. Ребёнок с детства понимает важность образования, и с каждой прочитанной книгой становится умнее и образованнее.

Познавательные занятия в библиотеках


В любом областном центре обязательно работает детская библиотека. Там собрано богатейшее наследие классиков и современников. Это те книги, которые занимали особое место в жизни людей старшего поколения, книги, сформировавшие характеры многих известных людей.

Знакомство с русской литературой начинается с первых книжек, которые мама покупает ребёнку. Затем знакомые имена и названия произведений маленький читатель видит на библиотечных полках. Он ещё не умеет толком читать, но посещения библиотеки становятся традиционными. Там ребенок приобщается к миру книг.

Чтобы заинтересовать своих юных читателей, областная библиотека для детей проводит различные мероприятия, цель которых заинтересовать ребёнка чтением книг, показать ему массу возможностей, которые открываются перед читателем.

В число таких мероприятий входят:


Всемирный День ребенка можно отметить в районной библиотеки
  • выставки книг-юбиляров;
  • встречи с поэтами и писателями;
  • викторины по творчеству писателя;
  • выставки рисунков по прочитанным произведениям;
  • всемирный День ребёнка.

Последнее мероприятие традиционно отмечается с 1954 года 20 ноября. Библиотеки нашей страны в этот день проводят различные благотворительные акции, позволяющие детям через прикосновение к миру книг стать образованными людьми.

Видео: Детские библиотеки

18.11.2019

15.10.2019

07.10.2019

30.09.2019

23.09.2019

05.08.2019

24.07.2019

Все статьи 11.03.2015

В театральном зале библиотеки можно посмотреть кукольный спектакль и принять участие в сказочной игре

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Елена Шпаковская,
заведующая сектором маркетинга библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Зинаида Воронцова,
заведующая детской библиотекой «ГОРОД»

Современные родители хотят, чтобы дети читали

Родители сегодня очень изменились. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы дети читали. Мы наблюдаем эту тенденцию на протяжении последних трех лет. Если еще 10 лет назад им было интересно вместе с детьми посмотреть мультфильмы в библиотеке, то сейчас они наотрез от этого отказываются. Они говорят, мы здесь для того, чтобы привлечь ребенка к чтению.

Библиотека должна выйти за пределы книги

Игра — естественное и любимое занятие ребенка, поэтому мы используем игровые моменты в любом из наших мероприятий. Будь то мастер-класс, спектакль или выставка, мы обязательно подключаем к действию ребенка и таким образом каждое мероприятие превращается в игру. Наша цель — не открывать дидактические факты перед ребенком, а привлечь его, заинтересовать какой-то темой или историей, чтобы у него возник импульс самому что-то узнать и почитать.

Для этих целей перспективно подключать к сотрудничеству издательства. В дополнение ко многим детским книгам они пишут интерактивные программы, а также сами могут что-то провести. Например, издательство «Самокат» выпускает серию книг про Элмера, слона в клеточку. Можно пригласить представителя издательства, чтобы он рассказал о книге и научил ребят рисовать слона. По методичкам, которые сопровождают многие детские книжные новинки, любой библиотекарь может проводить интересные мастер-классы. Это замечательный инструмент, который библиотекам нужно брать на вооружение.

Также, сейчас в тренде раннее развитие, и многие детские издательства уделяют внимание различным отраслям знаний. Например, у издательства «Умная Маша» есть серия, где смешарики ставят разные опыты и рассказывают о научных явлениях ребенку. Мы решили развить направление детской научной книги и создать интересный научный день. Когда ребенок может и прочитать в книге, и посмотреть иллюстрацию, и по мотивам прочитанного сделать что-то руками, эффект получается совершенно удивительный. В каждой книге мы стараемся найти возможность выйти за ее пределы, и в каждом мероприятии найти ниточку, по которой можно к книге вернуться.

Мы учим родителей читать вместе с детьми

Увлечь чтением детей — мало, мы обучаем родителей, как нужно читать сказку с детьми. Этой цели посвящен один из наших проектов «Сказка за сказкой». Здесь мы учим родителей ребенка-дошкольника работать с книгой, преподносить ее. Мы хотим, чтобы родители не упустили важный момент встречи ребенка со сказкой. Потому что сказка — самая главная ступень вхождения ребенка в литературу, это фундамент. Именно волшебная сказка говорит с ребенком на самые серьезные темы и может рассказать ему о добре и зле, о любви и смерти своим понятным, универсальным языком, в котором запечатлен жизненный опыт многих поколений. Поэтому мы стремимся донести до родителей, что ни в коем случае ребенок не должен взрослеть без сказки.

В рамках этого проекта был создан театр Лукоморье: здесь мы инсценируем сказку, ставим кукольный спектакль прямо по тексту оригинала, а ведущие объясняют во время просмотра некоторые незнакомые слова. После спектакля дети часто вовлекаются в игру по мотивам сказки, могут выразить свое понимание через рисунок, взять книгу почитать домой. Клуб существует уже шесть лет и очень популярен, дети вырастают, уходят, приходят новые, и все члены клуба (и родители, и дети) наши самые активные читатели. И мы напоминаем, что вовремя прочитанная книга может изменить судьбу ребенка, ключевое слово «вовремя». Важно не пропустить нужные книги в нужное время, каждому возрасту своя книга.

Cориентировать родителей в книжном пространстве

Сейчас выходит море литературы, в котором родителям очень сложно ориентироваться, даже мы, библиотекари, не успеваем за всем следить. Поэтому так важно сотрудничать с издательствами, многие из которых возрождают формат книжных обзоров. Представители издательства приходят в библиотеку и рассказывают родителям и библиотекарям о книжных новинках. Ведь сотни книг никто не прочитает, а такой путеводитель по интересным изданиям, которые в данный момент выходят, помогает оставаться в курсе.

Стоит ли внимания новейшая детская литература или родителям лучше остановить свой выбор на проверенной классике — это сложный вопрос. Вокруг вкусов и предпочтений всегда много споров. Ведь когда-то Лидию Чарскую тоже не издавали, говорили, что это банальное дамское чтение, но ее книгами же можно зачитаться. Еще недавно мы ругали Гарри Поттера, а сейчас общепризнано, что это прекрасная литературная сказка, поскольку она говорит о созидающих элементах жизни. Поэтому мы придерживаемся мнения, что не столь важно, что именно читает ребенок, лишь бы он читал, лишь бы он взял в руки книгу.

В раннем возрасте родители руководят чтением ребенка и они, конечно, чаще выбирают классику, литературу народов мира. Когда дети подрастают, они уже сами решают, что читать. И ничего плохого нет в том, что они выбирают современную детскую литературу. Они обязательно научатся ориентироваться в литературном потоке, если с первых шагов рядом с ними были родители, которые им в этом помогали.

Мы рекламируем книги в социальных сетях

Чтобы заинтересовать детей чтением, мы выбираем разные инструменты. В социальных сетях у нас есть сказочный персонаж книговенок Филимон. Каждую пятницу он анонсирует книгу, которую сам прочитал: рассказывает о ней и приглашает ребят и родителей за ней прийти. Мы можем себе это позволить: фонды у нас большие, около 50 тысяч изданий, большинство книг в нескольких экземплярах, и даже если их будут брать читать домой, все равно книги в фонде есть.

Знаете, сейчас издают удивительно красивые, интерактивные детские книги, которые привлекают внимание ребенка, переиздания классики тоже замечательные. У библиотекарей есть абсолютная уверенность, что бумажная книга для младшего возраста не уйдет. Ведь тактильное восприятие мира в раннем возрасте очень важно. Да и если взрослые будут помнить, что в детстве они любили перелистывать книги и вдыхать их запах, им снова захочется взять книгу в руки.

Книга — первый этап на пути к информационной грамотности

Конечно, новые технологии в детской библиотеке тоже должны присутствовать. Электронные каталоги, множество дисков с познавательными играми — мы не уходим от того. Ребенок попросту может сесть за компьютер, сделать домашнее задание, войти в Интернет. Но встречаясь с педагогами, мы часто слышим мнение, что очень важно научить ребенка работать с книгой. Только после того, как он научится полноценно работать с книгой, он сможет работать с информацией на других носителях, потому что только при работе с печатным текстом у него вырабатывается умение делать оценку и анализ. Если он не научится работать с информацией на бумаге, ему очень сложно будет выбирать из электронного контента то, что наиболее ценно. Если он научится выбирать из бумажного, он эффективнее будет работать в Интернете. Поэтому мероприятия, где используется книга, считаются у педагогов наиболее ценными.

Библионяня объединила педагогические и библиотечные методики

Еще один из наших удачных проектов — Библионяня, в котором нам удалось в полной мере реализовать принцип edutainment, совместить образование и развлечение. Этот кружок был задуман для детей, которые не ходят в детский сад. Ребенок, который будет четыре года посещать Библионяню, полностью окончит курс подготовки к школе: научится читать, писать, решать логические задачи. Но родители могут и разово оставить малыша на час, чтобы за ним приглядели. Половина нашего коллектива имеет педагогическое образование, это очень важно. В Библионяне работает опытный педагог, владеющий современными методиками преподавания. Мы объединили педагогические знания и библиотечный опыт и, видимо, угадали потребности нашего окружения: Библионяней интересуется весь район.

Детский библиотекарь универсален

За последние десять лет профессия библиотекаря необычайно изменилась. Чтобы идти в ногу со временем, нужно иметь самые разносторонние знания и способности. Детский библиотекарь и вовсе становится универсальным: он должен овладевать современными технологиями и в то же время быть педагогом, артистом, экспертом детского чтения, все в одном лице. Поэтому те, кто остаются в профессии, очень интересные, по-своему уникальные личности. Образ библиотекаря как хранителя книжных сокровищ навсегда уходит в прошлое. Даже наименование должности видоизменяется: теперь у нас есть не только библиотекарь и библиограф, а специалист по библиотечно-досуговой и выставочной деятельности. Видите, в его ведении и досуг, и выставки, и всевозможные мероприятия, и контент. Сегодня работать в библиотеку приходят не только с библиотечным, но и с педагогическим, филологическим, культурологическим образованием. И мы этому рады, потому что это приносит новое восприятие. Посмотрите, какой потрясающий ролик сняли выпускники Института кино и телевидения о библиотеке им. Н. В. Гоголя! Интересные люди всегда привносят что-то свое.

Дети должны видеть, что мы есть

Библиотека должна быть в шаговой доступности, особенно на городских окраинах, где не так много культурных центров. Мы все понимаем, что процесс изменения очень небыстрый. В нашем районе более 10 библиотек и до некоторых из них ремонт дойдет через годы, но содержательно меняться надо уже сейчас. Работать по-новому нужно уже сейчас, потому что читатель уже другой. Библиотекам необходимо быть в курсе всех новшеств, которые появляются в городе и стране. Сейчас книжные магазины, торгово-развлекательные комплексы тоже берут на себя часть наших функций, проводят схожие литературные мероприятия. И мы стремимся быть интересными и заявлять о себе, чтобы дети видели, что мы есть, тогда они к нам придут. Ведь ребенок в определенное время должен прочитать определенные книги, поэтому мы должны быть рядом.

Самойлова Мария
Беседа с детьми «Что такое книга? Где живут книги?»

Беседа с детьми по теме :

Что такое книга ? Где живут книги ?

Описание : знакомство детей с миром книжной культуры и с правилами поведения в библиотеке.

Цель : воспитывать любовь, бережное отношение к книге , развивать интерес, потребность к чтению, бережное отношение к книге . Воспитывать грамотного читателя, знающего правила поведения в библиотеке.

Ребята, давайте поговорим о книге . Как вы думаете, что такое книга ? (ответы детей)

Книги встречают человека с раннего детства и сопровождают его на протяжении всей жизни. До того как изобрели бумагу, люди изготавливали книги из коры берёзы-бересты, потом из пергамента - это тонкая кожа животных. Поэтому раньше книги были большими и тяжелыми.

С ними бережно обращались. Чтобы изготовить одну книгу , надо было приложить много труда, сил, их передавали из поколение в поколения, украшали обложки книг драгоценными камнями, позолотой.

А расскажите, о чём же нам может рассказать книга ? (ответы детей)

Если читать книги , то можно о многом узнать. Она открывает огромный волшебный мир. Знакомит с историей, былиной, пословицами, поговоркой, радует своими сказками, учит задумываться над стихами, рассказами. Книга – это мудрость народа.

Ребята, а где вы дома храните свои книги ? (ответы детей) . Да, дома мы храним свои любимые, интересные книги на полках , в книжном шкафу. Но представьте, если книг очень , очень много. Где же нам их сохранить? (ответы детей) .

Для большого количества книг в каждом городе есть специальный дом, который называется библиотека. Ребята, а кто ни будь из вас был в библиотеке? Что же это такое библиотека ?

Библиотека это место где храниться очень много книг . Они аккуратно стоят на полках, но они не просто стоят на полках для красоты, но их ещё дают читать домой. Человек, который пришел в библиотеку называется читатель.

Как вы думаете, для чего заполняют формуляр? (ответы детей) Чтобы читатель не забывал когда надо вернуть книгу в библиотеку , что он взял её только на время почитать.

Скажите, а кто работает в библиотеке? Как называется эта профессия? (ответы детей)

Человек, который работает в библиотеке и помогает найти интересную книгу , называется библиотекарь.

В библиотеке есть два зала, в одном можно выбрать книгу забрав ее , домой на время. Этот зал называется абонемент. А другой читальный. Как вы думаете почему? (ответы детей) .

Библиотека это общественное место, где может находиться много любителей почитать - читателей. Поэтому в зале библиотеке надо соблюдать правила поведения. Как вы думаете, какие это правила? (ответы детей) Давайте я вас с ними познакомлю : в библиотеке нельзя кричать, бегать, мешать другим. Рвать, мять, рисовать, загибать, вырывать страницы книг . Книги любят бережное отношение.

В библиотеку приходят читать много разных людей и поэтому нужно стараться соблюдать правила, чтобы после чтения книга осталась аккуратной чистой, чтобы её было приятно брать в руки следующему читателю. Если к книге бережно относиться , то она может поведать свою историю многим любителям чтения. И основное правило в библиотеке, которое должен знать каждый читатель : прочитал книгу , сдай её обратно в библиотеку.

Ребята, а если случайно вы увидели книжку с порванной страницей, как вы думаете, как ей помочь? (ответы детей) .

В конце нашей беседы я хочу вам пожелать : больше любить книги , быть им верными друзьями, беречь их и книги откроют вам свои секреты, истории, тайны. И знайте, что двери библиотеки открыты для всех любителей книг .

Публикации по теме:

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: беседуя с детьми о плохом и хорошем, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи: Образовательные: добиться усвоения умения вступать.

Беседа в подготовительной группе «Что такое-фликер» Ребята вы знаете, что такое фликеры? (Нет) А что такое светоотражающие повязки? (Ответы детей). Фликеры – это и есть светоотражающие повязки.

Что такое книга для ребёнка? Как правильно начать работу с самыми маленькими детьми по знакомству с книгой Книга для взрослого – это скорее развлечение, если речь не идёт об учебной литературе, книга может нас пугать, вести по лабиринтам детективной.

Дом, где «живут» книги! (посещение детской библиотеки) «Дорога в библиотеку - путь к сердцу, душе, добру. И этот путь открыт каждому».

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.

Транскрипт

1 Управление культуры мэрии города Ярославля Муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек города Ярославля» Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого Организационно методический отдел «Работа детской библиотеки как досугового центра» Материалы семинара практикума Ярославль,

2 ББК 78.3 «Работа детской библиотеки как досугового центра» Материалы семинара практикума. Ярославль: ЦДБ, с. Составитель: Шарапова И. Б., главный библиотекарь организационно методического отдела Центральной детской библиотеки имени Ярослава Мудрого Редактор: Савельева Л. А., заведующий организационно методическим отделом Центральной детской библиотеки имени Ярослава Мудрого Ответственный за выпуск: Труфанова Т. А., директор МУК «Централизованная система детских библиотек города Ярославля» Управление культуры мэрии города Ярославля Муниципальное учреждение культуры «Централизованная система детских библиотек города Ярославля» 2

3 Содержание Вступление... 4 Шарапова И.Б. Спектр досуговых услуг, предоставляемых библиотеками Лизина О.Н. Игра как выразительное средство привлечения читателей в библиотеку. Методика организации библиографической игры Никитина А.Б. Проект «Все цвета радуги» или как привлечь детей в библиотеку» Лутковская В.А. Работа Досугового центра «Журавлик» МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детской библиотекифилиала Молоткова Е.В. Каникулы в библиотеке. Организация досуга в творческой мастерской «Читай и мастери» Савельева Л.А. Досуговые библиотечные центры сегодня Список литературы

4 Вступление Библиотеки как центры досуга это не новое направление работы, а скорее хорошо забытое старое. На протяжении всей истории библиотеки занимались организацией досуга наряду с просветительством. На Первом Всероссийском съезде по библиотечному делу в 1911 году подчеркивалось, что «библиотеки не должны ограничивать свою работу простой выдачей книг, но обязаны заниматься организацией курсов, клубов для взрослых, созданием музеев, чтением публичных лекций, курсов самообразования, кружков для лиц, интересующихся какой-либо отраслью знаний». Библиотеки начали выходить на улицы, площади, в скверы, парки еще в е годы, в годы войны прибавилась еще работа в госпиталях, на фронте, на предприятиях и т.д. «Книгу в массы!» - таков был лозунг тех лет. В 60-х годах значительно расширяется деятельность различных любительских объединений при массовых библиотеках - любителей поэзии, музыки, театра, туризма, авторской песни и пр. В 70-е годы создаются клубы книголюбов, создается Добровольное общество любителей книги. Постепенно шла централизация библиотек, массовая работа становилась все более камерной. А неформальные молодежные объединения х годов уже не рассматривали библиотеку в качестве проведения своего досуга. Нельзя говорить о том, что досуг постепенно исчезал из библиотек, просто меньше стало мероприятий без привлечения книги. Сегодня можно говорить о возрождении библиотек как досуговых центров, значительном обновлении традиций. Детские библиотеки Ярославля не переставали быть цен- 4

5 трами досуговой деятельности все годы своего существования, просто добавились новые современные формы работы. Мы осваиваем различные коммуникативные, игровые, креативные, развивающие технологии досуговой деятельности. Причин несколько. Падение интереса к чтению в обществе, в том числе и к детскому, заставило нас вплотную заняться с помощью досуговых мероприятий привлечением детей и их родителей в библиотеку для приобщения к чтению. 23 марта 2017 года в МУК «Централизованная система детских библиотек города Ярославля» прошел семинар практикум «Работа детской библиотеки как досугового центра» на базе библиотеки филиала 5. Библиотекари поделились своим видением организации досуговых мероприятий, как в стенах библиотеки, так и вне ее. В ходе семинара библиотекарями были представлены электронные презентации по теме выступлений, продемонстрированы игрушки, сделанные руками читателей, проведен мастер класс по изготовлению куклы оберега. Представляем Вашему вниманию выступления коллег на этом семинаре. Спектр досуговых услуг, предоставляемых библиотеками. Шарапова И.Б., главный библиотекарь организационно - методического отдела ЦДБ им. Ярослава Мудрого При проведении мероприятий для так называемых «неорганизованных» пользователей жителей района, взрослых и детей, тех, кто случайно зашел в библиотеку, увидев афишу - приглашение на стене или на сайте, всегда 5

6 есть риск получить маленькую или разновозрастную аудиторию. К этому надо быть готовым заранее и сделать так, чтобы интересно было всем. Но по опыту работы мы знаем, что если мероприятие удалось, то с каждым разом участников будет все больше. Главное мероприятие года для таких пользователей в детских библиотеках это Библиосумерки. Уже проведение первых «сумерек» в библиотеках показало, что мероприятия такого формата очень востребованы населением. И каждый год ребята и взрослые ждут этого праздника, готовятся к нему. Интересно, что когда библиотекари в ходе таких мероприятий не делят своих гостей на читателей и незаписанных в библиотеку, то, как правило, новых читателей прибавляется. Многие родители даже не подозревают, что рядом с ними есть место, куда они могут прийти с ребенком не только за книжкой, но и весело и познавательно провести время. Но такие мероприятия, как Библиосумерки, бывают нечасто, а проводить такие праздники хочется чаще. Тут на помощь приходит такая форма как клуб. Особенно популярны так называемые клубы выходного дня, которые есть почти во всех детских библиотеках города. Большое поле деятельности библиотек это каникулы, когда, зайдя в библиотеку за книгой по списку из школы, ребенок удивлен, что здесь можно «зависнуть» надолго. Вот где раздолье для библиотекаря! 6

7 Игра как выразительное средство привлечения читателей в библиотеку. Методика организации библиографической игры. Лизина О.Н., библиотекарь отдела обслуживания ЦДБ им. Ярослава Мудрого Всё активнее библиотекари в своей работе используют настольные игры, как средство привлечения «неорганизованных» детей в библиотеку, поддержания их интереса к чтению и организации досуга детей. Причем, на начальном этапе дети, как правило, приходят играть в настольные игры, не имеющие отношения к чтению, литературе, а приобретенные в магазинах. Привыкая к библиотеке, и вовлекая друг друга в процесс игры, ребята разных возрастов не только весело и интересно проводят время, но находят новых друзей. Процесс общения с библиотекарем в этом случае очень важен. Необходимо ненавязчиво и корректно контролировать процесс шумных игр в читальном зале или комнате сказок, постепенно приобщая ребят к литературным играм и чтению. Настольные игры существуют для разных возрастов, но все-таки большая их часть для среднего и даже старшего возраста. Игры по литературным произведениям в основном карточные или бродилки и рассчитаны на разное время (от получаса и больше) и на разное количество детей. И хотя в большинстве литературных игр сами произведения почти не используются, только название и имена и иногда карта местности, тем не менее это привлекает детей к книге, особенно когда эта книга лежит рядом с игрой и часто дополняет игру вопросами, придуманными библиотекарем. «Винни Пух» - игра для детей 3-5 лет подвижная игра, где с импровизированного дерева надо сбить предметы из сказки. 7

8 «Золушка» - для детей от 6 лет карточная игра. Задача собрать предметы и решать логические задачи. «Вокруг света за 80 дней» - игра от 8 лет и старше, простые бродилки по полю, мало напоминающие роман Жюля Верна, но добавить в игру занимательных задач и те, кто прочитает роман сможет включиться в дополнительную игру. Интересные игры «Хоббит» и «Три мушкетера» включают в себя путешествия именно по книгам и интересны этим. Рассчитаны на средний возраст. Для старшеклассников можно предложить сюжетную игру «Метро 2033», которая полностью создана по книге Дмитрия Глуховского. Подобные игры стимулируют интерес к книге. Ребятам приходится обращаться к справочной литературе, по ходу учиться новым навыкам понятий, имен, сюжетов произведений. Наконец, в отличие от компьютерных игр настольная игра занятие командное и ребята учатся общаться со сверстниками, со взрослыми библиотекарями. Настольные игры бывают: Развивающие эрудицию (Эрудит, Элиас, Активити, Бум, Поле чудес) Способствующие развитию фантазии и сочинительских способностей (Игросказ) Исторические (Бородинское сражение 2012; «Россия. Что вы знаете о ней?») Сложно ли библиотекарю создать свою настольную игру по литературному произведению? Да! Это требует определенных затрат, необходимо детально изучить материал, уметь использовать технические возможности. Но это и очень интересно. В читальном зале Центральной детской библиотеки имени Ярослава Мудрого ребята младшего и среднего школьного возраста с интересом играют в игру-квест 8

9 «Разыскивается книга и ее автор». Основа игры большая книга. Открываем ее на одной стороне портреты писателей-сказочников, на другой кармашки-мешочки с их фамилиями. Из мешочков берем карточку с вопросом, например: «Разыскивается мальчик. Глаза коричневые, волосы торчком, как будто корова его лизнула. Рост 1 метр 20». Вспоминаем героя, из какой он сказки, кто автор. И, наконец, находим портрет писателя. За правильный «розыск» получаем библиотечную денежную единицу «ум». Продолжаем играть. «Обыграй родителей» - самая популярная игра среди ребят от 10 лет. Когда родителей или взрослых пользователей поблизости нет,- ребята играют за себя и за родителя. Ребята получают умы каждый раз, когда побеждают в любой игре, в конце каникул (если это зимние, весенние или осенние каникулы) разыгрываются призы. В летние каникулы мелкие поощрительные призы даем за каждую игру или за весь день участия и побед за игровыми столами. Другие игры в читальном зале: «Словодел», «Остаться в живых. Последний герой»; «Тик так»; «Бум!»; «Ответь за 5 секунд» тоже не остаются невостребованными. Были случаи, когда дети приносили свои игры из дома. Исходя из 9

10 опыта, мы стали принимать игры только в дар, так как иногда ребята начинали предъявлять претензии, когда забирали их обратно. В каждой библиотеке системы свой набор настольных игр, организованной закупки не существует. А хотелось бы Это один из тех моментов, когда привлечение читателей в библиотеку очевидно. Тематические настольные игры в рамках библиотечных мероприятий становятся веселым интерактивным действием, которое способно развеселить детей и их родителей. Игротеки действительно привлекают читателей в библиотеку, которые теперь приходят не только за книгами по программе, но и просто весело провести в библиотеке время вместе со своими друзьями. Библиотека становится комфортной для ребенка территорией, где есть место не только учебе, книгам, но и игре. Проект «Все цвета радуги» или как привлечь детей в библиотеку». Никитина А.Б. заведующая детской библиотекой - филиалом 13, МУК «ЦСДБ» В рамках «Национальной программы поддержки и развития чтения» библиотека 13 "ЛИТ-HOUSE" способствует продвижению книжной культуры среди детей и подростков Ярославля, формирует устойчивый интерес к книге, привлекает нечитающих и неорганизованных детей и родителей в библиотеку, пропагандирует лучшие произведения мировой литературы. Существуют и работают авторские программы «ЛУЧИК» и «Библиокрошка». Количество участников и посещений мероприятий с каждым годом возрастает, что говорит об актуальности и востребованности этих программ. В 2016 году были разработаны новые программы «Заводной 10

11 апельсин» для ребят среднего и старшего школьного возраста и интеллект-студия «Удивительное рядом». В 2016 году была найдена на наш взгляд очень удачная форма работы с неорганизованными детьми. Началось все с летних каникул. С июня по август в библиотеке проходили различные по формам и тематике мероприятия: Праздник красок, Аква-день, День шоколада, Арбузник, выездные экскурсии и пр. Такие мероприятия отличались большой посещаемостью (40-50 человек). Библиотека получила много положительных отзывов и от детей, и от родителей. «ВечеGREENка» так назывался праздник, посвященный 15-летию выхода мультфильма "Шрек". На него пришел главный герой веселого и трогательного анимационного фильма - Шрек! Ребята вспомнили персонажей мультфильма, ответили на вопросы викторины, поиграли в игры "Дракоша", "Кошки-мышки", "Лопни шарик". В конце праздника ребята вместе со Шреком приняли участие в танцевальном баттле! Яркий Праздник красок стал новым форматом городского отдыха для школьников, семей с детьми и совсем взрослых людей. Все игры и конкурсы были связаны с цве- 11

12 том. В качестве разминки играли в игру "Найди цвет" - ребята отвечали на вопросы викторины и называли конкретный цвет, нужно было быстро оглядеться вокруг, найти цвет и дотронуться до него. Затем все поиграли в игры - "Собери радугу", "Цвета в песнях" и "Краски в литературе". Ну а потом все принялись танцевать и обсыпаться яркой краской. Розовые, зеленые, синие, желтые - такими яркими и веселыми уходили гости с нашего праздника. Самый веселый и самый вкусный праздник в библиотеке - День Шоколада! Ребята совершили путешествие на 4000 лет назад, в историю возникновения шоколада, раскрыли тайну вкуса лакомства и узнали, каким его пробовали вожди воинственных ацтеков и европейские вельможи. Потом мы отправились в виртуальное путешествие на кондитерскую фабрику и узнали, как готовят любимое лакомство современные шоколатье. Каждый смог стать маркетологом и придумать название и упаковку для нового шоколадного батончика. Названия были самые разные: "Вкусный Ням", "Пупырышка", "Шоколад с пожеланием", "Шоколад супер-дупер-мегавау", "Иванушка" и просто "Ням-ням". Поиграли в игры "Найди место", "Кошечки, козочки, коники", "Пьедестал". В конце праздника все желающие смогли сами изготовить бонбоньерки с шоколадным наполнением и шоколадные фигурки. Ну и, конечно, никто не ушел без сладкого по- 12

13 дарка! Яркий, сочный, сладкий - таким был "Веселый Арбузник", который прошел в августе в нашей библиотеке! Ребята узнали много интересного об арбузах, о том, как их выращивают, какие бывают сорта и формы, что такое карвинг. Мы играли в веселые игры "Садовод-бахчевод", "Собери семечки", "Танец с арбузом", "Чудо-дерево". А еще смастерили в технике оригами забавных пчелок. И, конечно же, самыми главными гостями на нашем празднике были арбузы и дыни! Дети и родители принялись дружно уплетать сочные лакомства. В конце праздника все желающие смогли на память сфотографироваться в фотозоне и сделать аквагрим. В июне 2016 мы совершили увлекательное путешествие в Ботанический сад ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. Извилистые тропинки уводили в глубь сада и знакомили ребят с различными растениями: цветами, кустарниками и деревьями, не только с хорошо знакомыми нам - яблоней, вишней, крыжовником, облепихой и грушей, но и с такими экзотическими растениями как туя, тис, грецкий орех, актинидии, белая акация, пробковое дерево и др. В саду собрана большая коллекция цветов: гортензии, маки, розы, бузульник, вернарии, сорики полевые и др. Больше всего ребятам и родителям понравился небольшой искусственный пруд с кувшинками и ярко-оранжевыми карпами Кои. После Ботанического сада мы отправились на прогулку в Парк 1000-летия Ярославля. Отдохнули у фонтана, посмотрели на выступления скейтбордистов, ну и, конечно, не забыли загадать желание и потереть нос бронзовому мишке. Дети и родители остались очень довольны нашей поездкой! В октябре в семейном кафе "АндерСон" состоялся необычный мастер-класс "Чтение с увлечением". Книги неотъемлемая часть гармоничного интеллектуального развития ребенка. Они развивают творческое мышление, фан- 13

14 тазию, усиливают воображение малыша, а также чтение книг приводит к возникновению интуитивной грамотности. Если десять лет назад все дети воспитывались на чтении книг, то сегодня, в эпоху электронных игр, телевидения и компьютеров, дети читают все меньше, не проявляя любви и охоты к чтению. Как же заинтересовать ребенка книгой? А самое главное, как показать ему, что чтение - это процесс увлекательный и интересный? В решении этих непростых вопросов на помощь пришла детская библиотека ЛИТ-HOUSE. Дети и родители познакомились с различными ноу-хау детской книжной индустрии. Для начала мы поговорили о том, что такое Lapbook. Это интерактивная книжка, и не просто книжка, а целое учебное пособие. Так как за окном осень, то и тема нашего lapbookа звучала так - "Золотая осень". Ребята с интересом рассматривали необычную книгу и выполняли различные задания: называли приметы осени, собирали грибное лукошко, "варили" душистые щи из даров осени, отгадывали зимующих и перелетных птиц, рассматривали опавшие листья и т.д. Далее ребята познакомились с книгами со звуковым модулем: мы отправились в путешествие во времени, побывали в различных странах, на ферме и даже в Арктике. Большой интерес 14

15 вызвали 3D книги с дополненной реальностью - сказка ожила и заговорила... Напоследок мы познакомились с детскими книжками "Маленький физик", "Маленький химик" и "Занимательная химия" - в этих книгах очень увлекательно и просто объясняются различные явления, превращения веществ. Ребятам были продемонстрировано несколько опытов: "Радуга в стакане", "Лавовая лампа", "Водородная перчатка". После таких тематических встреч все книги с выставок ребята разбирают. В апреле состоялось, пожалуй, самое главное событие весны - Библиосумерки-2016! Мероприятие было посвящено сразу трем известным фильмам - Гарри Поттер, Властелин колец (Хоббит), Звездные войны! На улице гостей встретили сам Гарри Поттер и джедай Квай-Гон Джинн. Участники сразились с имперскими штурмовиками, уничтожили "Звезду смерти" Дарта Вейдера, посоревновались в стрельбе из эльфийского лука, приняли участие в танцевальном батле. После активных развлечений ребятам было предложено немного отдохнуть и переместиться в библиотеку. В candy-баре все желающие могли на кусочках пергамента записать названия зелий или заклинаний из книг о Гарри Поттере и обменять их на сливочное пиво или сладкие бобы Бетти Боттс. Поклонникам книг Дж. Р. Р. Толкина была предложена литературная викторина - за правильные ответы участники получали сладости, а также любой желающий с помощью специального алфавита мог записать свое имя на эльфийском языке, узнать, как оно произносится и что означает, а еще проверить свои силы в разгадывании лунных рун. Девочки с удовольствием разместились в уголке рукоделия и мастерили ловцов снов и волшебные палочки. Для малышей была выделена зона рисования - ребята с удовольствием раскрашивали гномов, эльфов, драконов, волшебников, хоббитов и джедаев. На абонементе для гостей бы- 15

16 ла подготовлена фотозона "Star Wars" с различной фотобутафорией и предсказаниями от мудрого Йоды. А еще всех гостей праздника ждал небольшой музыкальный сюрприз - сам Гарри Поттер сыграл несколько мелодий из фильмов на трубе. Ну и, конечно, какие же Библиосумерки без фильма? В вечернем кинозале ребята посмотрели расширенную (режиссерскую) версию фильма "Гарри Поттер и Тайная комната". И взрослые, и дети остались очень довольны! 29 октября в детской библиотеке ЛИТ-HOUSE состоялась самая жуткая вечеринка - Хэллоуин! Гостей было очень много и кого среди них только не было: вампиры, ведьмы, пират, маньяк, Джейсон Вурхис, привидение, Дьявол и др. Мы вспомнили ужастики и мультики про нечисть, создали портреты Франкенштейна и Дракулы, заживо мумифицировали фараонов, в ателье мод изготовили наряды для мертвой невесты Эмели, сражались с привидениями, испробовали себя в качестве гримеров, посмотрели очень веселые мультики про неудачливую смерть по имени Джи и угостились сладостями! В связи с востребованностью филиала как досугового центра, в 2017 году начал реализовываться проект «Все цвета радости». Проект направлен на организацию досуга неорганизованных групп детей и предполагает проведение различных праздников, развлечений, познавательноигровых занятий, мастер-классов и т.д. 5 января 2017 года в библиотеке прошло веселое и вкусное развлечение "Безумное чаепитие у Шляпника". Мы с ребятами поиграли в чайный баскетбол, перекрашивали розы в красный цвет для Червонной королевы, собирали Гусеницу, искали улыбку Чеширского кота, играли в крокет и игру под названием "Сахарная ложка Мартовского зайца". В конце праздника гости расположились за столами и выпили по чашечке крем-соды со сладостями и карамельным поп-корном! 16

17 21 февраля развернулись веселые Масленичные гулянья! В течение дня для детей и взрослых проводились фольклорные праздники. Дети познакомились традициями и обычаями праздника, поиграли в игры "Зарязаряница", "Блинная эстафета", "Заплети косы", "Ручеек", "Лавата". После веселых игр гости отправились в читальный зал, где угостились горячим чаем с блинами и посмотрели мультики. 21 апреля взрослые и дети спешили в детскую библиотеку на вечернюю программу Библиосумерки-2017! Началась программа с демонстрации опытов: мы надували шарик с помощью уксуса и соды, делали домашний снег и хэнд-гам, наблюдали за "фараоновыми змеями", рисовали на молоке. Затем ребята поделились на команды и приняли участие в викторине "Своя игра: экология". Потом мы приступили к мастер-классу "Garbage: из ненужного нужное" - смастерили игрушек-петушков из одноразовых ложек и симпатичные сумочки из тарелок. На мастер-классе "Флорентийское саше" ребята сделали ароматные воско- 17

18 вые саше с кофейными наполнителями и эфирными маслами. Еще мы поиграли в Твистер и Дженгу, угостились ароматным чаем со сладостями, разыграли призы, обменялись книгами. И снова аншлаг! 29 марта на необычные мастер-классы по рисованию шоколадом и кофе пришло более 60 ребят! На первом мастер-классе каждый смог почувствовать себя кондитером и создать сладкий шедевр. На арт-часе по рисованию кофе гостям было предложено вместо обычных красок воспользоваться кофейными растворами. Так на свет появились замечательные и ароматные картины с тиграми и гепардами. Ведется работа по развитию странички ВКонтакте «ЛИТ -HOUSE» (количество постоянных подписчиков 320, посещений 12000). В 2017 году будет проводиться большая работа по модернизации сайта филиала. Новый сайт будет разработан на платформе WordPress. Работа Досугового центра «Журавлик» МУК «ЦСДБ г. Ярославля» детской библиотеки-филиала 5 Лутковская В.А., заведующая детской библиотекой филиалом 5 МУК «ЦСДБ» Идея организации Досугового центра возникла как способ привлечения и сохранения пользователей, на фоне понижения спроса населения на традиционные библиотечные услуги. В начале пути (гг.) были разработаны и реализовывались досуговые мероприятия для организованных групп посетителей, они объединились в программы читательского развития: «Почитаем, поиграем» для дошкольников, «Источник» для младших школьников, краеведческую программу «Исток» для социально незащи- 18

19 щенных категорий детей и подростков, в 2011 г. разработана программа для дошкольников и детей с ограниченными возможностями «Сказочная Россия». В гг. возникло и второе направление работа с «неорганизованными» посетителями, т.е. открытые мероприятия в рамках семейного читательского клуба «На пятерке». В ходе его работы всем желающим предлагалось посетить литературно-познавательные и творческие мероприятия. Такая работа проводилась до 2013 г. и была возобновлена в 2015 г. но в виде клубов по интересам «Мой маленький друг», «ОЧумелые ручки». С 2016 г. была разработана концепция Досугового центра «Журавлик», собравшая воедино все проекты и программы досуговой направленности, реализуемые в библиотеке. Кроме выше перечисленных программ читательского развития и проектов клубов в структуру Досугового центра «Журавлик» вошли проекты «Кино и книга», «Любительский театр», библиотечная образовательная программа «Необычное рисование». Таким образом, на 2017 г. Досуговый центр «Журавлик» реализует 4 программы читательского развития для организованных групп и три проекта и одну образовательную программу для «свободного посещения». Чуть подробнее о работе с неорганизованными» пользователями. Для клубов «Мой маленький друг», «Любительский театр», «ОЧумелые ручки» и кружка «Необычное рисование» были разработаны уставы, эмблемы, ведется электронная летопись событий (на сайте и в соцсети ВК), ведутся списки участников встреч (т.к. заявлена открытая форма, к мероприятиям могут присоединяться все желающие, посещение является свободным, не ограничивается одним клубом и необходимостью посещать все встречи). Деятельность каждого клуба и кружка оформлена в виде проекта, где указана тематика встреч. 19

20 Клуб «Мой маленький друг». Цель проекта: Создание модели юннатского библиотечного клуба. Расширение и углубление знаний пользователей библиотеки о домашних питомцах и особенностях их содержания. 26 сентября 2015 год в досуговом центре «Журавлик» впервые состоялась выставка домашних животных «Мой маленький друг!». Это мероприятие не оставило равнодушным ни взрослых, ни детей. Многие ребята пришли со своими питомцами и в сопровождении родителей. Всего выставку посетили 54 человека, из них 21 принес своего домашнего любимца. Подобные встречи происходили еще дважды. Состоялось четыре волонтерских поездки библиотекарей и читателей в приют для бездомных животных «Вита», предварительно библиотекарями была проведена благотворительная акция по сбору кормов, лекарств и вещей. Последующие встречи посвящались конкретным животным. Проведено по две встречи любителей птиц, собак, рептилий и улиток, грызунов, самыми активными посетителями стали любители кошек провели четыре мероприятия. Каждое мероприятие это не только живое общение с животными всех желающих, но и фото и видео отчеты, доклады хозяев о жизни любимца, викторины, игровые конкурсы, литературные конкурсы, обзоры книг и журналов. 20

21 Клуб «Любительский театр» Цель проекта: Создание модели библиотечного клуба «любительский театр». Привлечение читателей в библиотеку, создание модели открытого библиотечного творческого публичного клуба. В ходе репетиций и отчетных концертноразвлекательных праздничных программ все желающие могут развить свои творческие способности: кто - то готовит декламацию стихов, кто - то песенные номера, другие выбирают танцы или театральные сценки. Результатом работы становится праздничная программа для разновозрастной читательской аудитории. Материал для мероприятия подбирается библиотекарем-руководителем кружка и самими «артистами» в соответствии с темой предстоящего праздника, далее идет написание библиотекарем сценария, репетиционный процесс и собственно праздник. В октябре 2016 года состоялась первая отчетная концертно-развлекательная праздничная программа ко Дню пожилого человека, где кроме сценок, танцев, песен, декламаций были и дискотека для зрителей, и игровые конкурсы, и мастер-класс по мейкап и чаепитие. Подобным образом прошли мероприятия ко Дню матери, к 8 марта и 23 февраля. Особенным получился новогодний праздничный вечер «Цирк и не только», где кроме просмотра новогодней сказки и участия в игровых конкурсах, зрители ста- 21

22 ли активными участниками циркового действа: продемонстрировали номера с дрессированными собачками, силовые, фокусы. Клуб «ОчУмелые ручки». Цель проекта: Создание модели библиотечного творческого клуба. Способствовать творческому развитию пользователей библиотеки, формировать потребность в осмысленном чтении. В 2016 г. состоялись мастер-классы по следующей тематике: многослойная открытка- Tunnel book; мастер-класс "Съедобные краски"; «Кукольный сундучок» - тряпичная кукла; «Кукольный сундучок» - «козуля» из теста; «Поиграем в сказку» - кукольный театр своими руками; «Декорируем свечи»; «Подарок папе» - роспись по ткани; "Научная лаборатория для всех"- физические и химические опыты; "Аромат на память» - изготовление саше; "Лучшая снежинка" из клея ПВА. 22

23 В 2017 г. проведены мастер-классы по темам: «Живопись шерстью»; «Нетающий снег»; «Масленичная кукла»; «Любимый литературный герой» - лепка из соленого теста; «Квилт- декоративное панно» - декорирование бумаги. Большая сложность при организации мастер-классов отсутствие необходимых материалов и малая платежеспособность потребителей. В связи с этим работа клуба строится на основе запросов населения на освоение определенного вида рукоделия, готовность принести свои материалы. Наиболее востребована «Живопись шерстью», что позволяет сделать данный мастер-класс регулярным в работе клуба. Кружок «Необычное рисование». Работает на основе авторской программы занятий по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для детей 3-8 лет, которая была разработана заведующей филиалом 5 Лутковской В.А. 23

24 Темы занятий: «Реализм. Реалистичный натюрморт. Смываемая с восковой мятой поверхности акварель»; «Импрессионизм. Пейзаж. Принты с использованием пенопласта»; «Пуантилизм. Пейзаж или декоративная композиция. Рисование точками»; «Клуазонизм. Натюрморт. Контур тушью и акварель»; «Модерн. Костюм для игрушки. Орнамент на ткани»; «Примитивизм. Макет избушки. Рисунок»; «Экспрессионизм. Фовизм. Бумажные звери. Коллаж»; «Кубизм. Гуашь или аппликация из геометрических фигур»; «Лучизм. Декоративная композиция с использованием упаковочной пленки»; «Абстракция. Соня Делоне. Костюм бумажной куклы. Трафареты»; «Абстракция. Декоративная композиция. Оттиск»; «Супрематизм. Конструктивизм. Фигуры в пространстве. Декоративная композиция: аппликация, рисунок»; «Сюрреализм. Декоративная композиция. Ниткография. Ксилография»; «Сюрреализм. Спонтанное рисование»; «Поп-арт. Принт. Гуашь»; «Реди-мейд. Постмодернизм. Инсталляция из книг». Пока данные услуги в библиотеке востребованы, а значит, будут реализовываться с внесением изменений в тематику. Возможны и перемены в сложившейся структуре досугового центра в связи с нарастающей конкуренцией со стороны учреждений культуры, образования, малого бизнеса и меняющимися запросами населения. 24

25 Каникулы в библиотеке. Организация досуга в творческой мастерской «Читай и мастери». Молоткова Е.В. библиотекарь детской библиотеки филиала 2, МУК «ЦСДБ» Творческая мастерская форма работы с детьми, где ребёнок учится и постигает какое-либо дело под руководством человека знающего, умеющего и желающего научить ребенка какому-либо навыку. А применительно к детской библиотеке, это ещё и знакомство, привлечение к интересному досугу, а затем и к чтению литературы. Наша творческая мастерская «Читай и мастери» открылась в 2015 году на базе мини - музея «Умейка». А на 2016 и 2017 годы год уже составили программу занятий для читателей младшего и среднего школьного возраста (1-2 раза в месяц). Занятия проходят как для неорганизованных читателей, так и для ребят из групп продлённого дня в формате часов творчества. Цели: Формирование интереса к творческой и досуговой деятельности. Развитие индивидуальных творческих способностей. Задачи: Создать условия для творческой деятельности детей. Научить детей изготовлению поделок из разных видов материала. Применять творческие умения в коллективном творческом деле. Стимулировать родителей к совместной деятельности с детьми; приобщать к семейному чтению. Ожидаемый результат: Организация выставки детского декоративно- 25

26 прикладного творчества (индивидуальные и коллективные работы). А начиналось всё так Наступили весенние каникулы. Детей надо было чем-то занять. Сначала просто читали книги, листали журналы. И вдруг попалась книжка с красивым названием «Квиллинг». Стало любопытно. Необычная техника заинтересовала детей, захотелось что-то смастерить. В первый раз трудились все: и дети от дошкольников до 6 класса, и работники библиотеки не удержались, чтобы тоже не попробовать новую технику. В результате получилась «необычная овечка» в подарок библиотеке, а читателям красивые цветочки в технике «квиллинг». Так и началась наша мастерская. Была составлена программа занятий, определены цели и задачи. Основная идея мастерской отражена в названии: на первом месте - «читай», на втором - «мастери». «Волшебная летучая мышка» - результат мероприятия для первоклассников по книгам писателей-натуралистов. Вначале занятия дети узнали интересные сведения о летучих мышах. Например, что летучие мыши впадают в зимнюю спячку, что они уничтожают вредных насекомых и что это единственное млекопитающее, которое умеет летать. Ребятам очень понравились летучие мышки и они с удовольствием стали мастерить маленьких мышат в технике оригами. Нарисовали им глазки, носик и ротик. Всего было сделано 24 мышонка. 26

27 В цикл мероприятий по фольклору наряду с народными играми, песнями обязательно включаем мастер классы по народному творчеству. Это и куклы-веснянки, и «Масленицы» и т. д. Маслено-солнышко делали с дошкольниками и младшими школьниками. Мастерили «Маслено-солнышко» и в парке на Даманском острове, где наша библиотека проводила мастер класс. А те, кто постарше, могли научиться делать красивые поделки в других техниках. (В технике квиллинг - цветочек, объёмная аппликация разные зверюшки, книжная закладка змейка в технике бумажная пластика) Ко Дню семьи изготавливали «Семейное сердечко». Сначала шел разговор о том, что такое семья, вспоминали, есть ли в их семьях какие-то традиции, общие увлечения. Познакомились с семейными традициями наших предков, семейном быте, о том, как русские люди в старину чтили своих родителей. Затем на мастер-классе в технике объемная аппликация каждый из присутствующих изобразил свою семью в виде букетика из сердечек. У кого-то получился совсем маленький букетик: папа, мама, я. У когото букетик побольше: в семье еще бабушка или дедушка, братик или сестренка. А затем все букетики соединили в один красивый букет ко Дню семьи. Ну и пусть на улице холод и снег, а у нас в библиотеке в осенние каникулы царили дни оранжевого настроения и осенних забав. Дети приходили и одни и с родителями. Мастерили оранжевых тигров, ёжиков и осенний лес. «Книжная ёлочка» - это одновременно и творческая мастерская и квилт-опрос, подводящий итоги литературного года. Всем, кто приходил в библиотеку, предлагалось на цветной бумаге обвести свою ладонь карандашом, выстричь её и написать книгу, которая больше всего понравилась из прочитанных за год. Затем из этих ладоней собрали симпатичную новогоднюю ёлочку. Работа в мастерской ведется по плану, но все чаще ре- 27

28 бята просятся и вне расписания, стараемся никому не отказывать. Мы ставим своей целью, в том числе, стимулирование родителей к совместной деятельности с детьми: приветствуется приход на мастер-классы по субботам и в каникулы родителей с детьми. Чтобы стимулировать читателей к творчеству, периодически оформляем выставки творческих работ наших читателей (помимо постоянно действующей экспозиции в «Музейчике»). Для размещения творческих работ читателей используем не только стенды, но и книжные полки, и оконное пространство. Это способствует привлечению новых читателей в библиотеку. Сотрудники библиотеки, стараются после каждого занятия познакомить ребят с интересными книгами по теме или с произведениями новых детских авторов, заинтересовать детей чтением. Василий Александрович Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Сказка, фантазия, игра, неповторимое детское творчество верная дорога к сердцу ребёнка». А мы считаем, что дорога не только к сердцу ребенка, но и к приобщению его к чтению. 28

29 Досуговые библиотечные центры сегодня. Савельева Л.А. заведующая организационно - методическим отделом ЦДБ имени Ярослава Мудрого Задача библиотеки - создать зону обслуживания, где любой человек может стать читателем без правил и условностей; представить богатство и разнообразие книжно - журнального фонда; изменить в сознании жителей стереотипное восприятие библиотеки; привлечь новых читателей в стены библиотеки. Чтобы вызвать детские улыбки, неподдельную радость и море позитивных эмоций, нужны креативные идеи, работа в команде, четкий план действий. Предоставить как можно больше ВОСТРЕБОВАННЫХ услуг - это сверхзадача любой библиотеки сейчас, особенно детской. А организация культурно-досуговой деятельности - лучший способ сохранения высокого уровня востребованности в условиях жёсткой конкуренции в медиакультурной сфере. Среди форм внебиблиотечного обслуживания, прежде всего, акцент делается на приближение библиотечной услуги к месту учёбы, работы и месту отдыха населения в т. ч. путём проведения праздников, акций, фестивалей чтения на открытых площадках. Хорошо зарекомендовали себя проекты библиотек по организации летних читальных залов, расположенных в удобных людных местах или рядом с библиотекой, которые легко можно собрать, используя мобильные стеллажи и пластиковую мебель. Такие читальные залы могут работать по определенным дням недели и, конечно, в праздничные дни, когда наплыв жителей наибольший. За короткое время флешмобы завоевали прочное место 29

30 в арсенале инновационных форм работы библиотекарей. Библиотека таким способом пытается привлечь к себе внимание и показать свою готовность следовать модным веяниям сегодняшней общественной жизни. Кроме того, библиотекари надеются с помощью флешмоба пополнить ряды своих пользователей. А для участников флешмоба - это прекрасная возможность выйти за рамки обыденности, расслабиться, совершив незначительные "глупости", познакомиться с новыми интересными людьми, объединившись, сделать что-то интересное. Культурно-досуговая деятельность детских библиотек в современный период находится в состоянии постоянного развития и библиотекам, особенно детским, нужно осознать необходимость срочных преобразований в своей работе. Проведение эффективных рекламных компаний, интеграция с информационными технологиями, использование инноваций в работе - вот что сделает культурнодосуговую деятельность в библиотеках, обслуживающих детей и подростков реально эффективным инструментом для создания гармонично развитой творческой личности. Ярославские библиотекари находят разные формы работы с неорганизованными детьми и привлечением их в библиотеку. Надеемся, что эта интересная работа будет продолжена. Всем удачи! 30

31 Список литературы. Головина, Г. В. Библиографическое обеспечение досуговой деятельности: научно-практическое пособие / Г.В. Головина. - Москва: Либерея-Бибинформ, с. - (Библиотекарь и время. XXI век; 79). Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности библиотеки: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. - Москва: Либерея-Бибинформ, с. - (Библиотекарь и время. XXI век; 82). Культурно-досуговая деятельность библиотеки [Текст] : научно-практическое пособие / Е.В. Домаренко. - Москва: Либерея-Бибинформ, с. - (Библиотекарь и время. XXI век; 100 вып. 44). Плугина, Наталья Александровна. Культурно-досуговое пространство библиотеки как средство формирования ценностно-смысловых ориентаций подростков с девиантным поведением [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. А. Плугина, Г. В. Головина. - Москва: Литера, с. ; 20 см. - (Современная библиотека; вып. 94). - Библиогр.: с экз. - ISBN: р. Крутова Е., Бирская Л. «За одним столом с мисс Марпл и Наташей Ростовой. Мир творчества, фантазий и идей». // Библиотека с Некрасова С.В. «Играем на столе». // Современная библиотека, с Рикова О.Л. «Интересности, ассоциации и друзья». // Современная библиотека» , с Домаренко, Е. В. Талызина А. «Клуб настольных игр «Человек играющий». // Ваша библиотека,с

32 Компьютерная верстка: программист Джалабаева Е. В. Подписано в печать г. Тираж 10 экз. 32


Библиотеки и читатели отметили День библиотек г. Усть-Илимск Дни открытых дверей провели городские библиотеки накануне 27 мая - Общероссийского дня библиотек. Детская библиотека «Родничок» провела для

Управление культуры Белгородской области ГКУК «Белгородская государственная детская библиотека А.А. Лиханова» Приложение 10 Проект интерактивная детская библиотека «Солнце на страницах» Белгород, 2016

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874 дошкольное отделение «Аистёнок» Выступление на педагогическом совете «Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия

Утверждаю Директор МАУК «ЦБС» г. Пскова Г.Н. Большакова 2017 год Положение об организации летних чтений в библиотеках МАУК «ЦБС» г. Пскова «Летний книжный вояж» 1. Основание для разработки: «Национальная

НОВОГОДНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК г. Ярославля 23 декабря 8 января Дата Время Название Форма Место проведение 23.12.2016 11.00 «Новогодний Праздник ЛИТ-АРТ, детская библиотека-филиал переполох»

МБУК «ЦБС Меленковского района» центральная детская библиотека Программа семейного чтения «Ч и т а е м в м е с т е» Меленки, 2018 1. Паспорт программы 1. Наименование программы «Читаем вместе» 2. Основания

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ- 2015 Не изменяя прекрасной традиции, весна и в этот год принесла в нашу библиотеку яркий, шумный, веселый, многолюдный и радостный праздник КНИГИ и ЧТЕНИЯ! Замечательный праздник

МОУ 100 об итогах работы в период осенних каникул 2016 / 2017 учебного года Осенние каникулы в МОУ «Школа 100 г. Донецка» проводились с 29.10.2016 года по 06.11.2016 года. Каникулы для учащихся школы прошли

Модель организации образовательной деятельности 2младшей группы на 2018-2019 учебный год. Месяц Воспитанники Педагоги Родители Сентябрь «До свидания, лето». ПДД. «Я в детском саду! Играем, растем.» ПДД

Отчёт о работе летнего лагеря «Солнышко» 2017год Утро в лагере началось с зарядки. 2 июня День знакомств Затем старшая вожатая Шарипова Л.С. пригласила ребят в «Школу безопасности», где для ребят был проведён

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» дошкольное отделение «Аистёнок» Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия детского сада с библиотекой

«СЕМЕЙНАЯ ТЕМА» В ПРОСТРАНСТВЕ БИБЛИОТЕК РОССИИ ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА. ПРОЕКТ «ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ» 100 наименований книг для семейного чтения лучших образцов художественной

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 2017 У каждого есть свой любимый праздник. Кто-то любит Новый год, кто-то Масленицу, кто-то свой День рождения. У книг тоже есть праздники - это «Книжкины именины». Что же это за праздник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 9» ПРОГРАММА кружка «Книжкин дом» для учащихся 3-4 классов. Составила: Ельшина Ольга Юрьевна Учитель

Мастер-классы Песочный Мастер-класс, (старше 3-х лет), 30 мин. Продолжительность 30 минут, стоимость до 10 человек 2500 рублей, больше 10 (20+20 минут) 3500 рублей. Занимательный урок песочной аппликации.

Управление культуры Белгородской области ГКУК «Белгородская государственная детская библиотека А.А. Лиханова» Проект интерактивная детская библиотека «Солнце на страницах» - читальный зал на траве Белгород,

МКУК города Торжка «ЦБС» Детская библиотека программа мероприятий для летнего досуга 2015 год Паспорт программы: Название программы: «Мы хотим, чтобы ваше лето было книгами согрето»» Автор программы: Даулетбаева

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ чемпионат Juniorskills - 2018 презентационная компетенция «ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ» возрастная группа 14+ ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Досуг это одна их форм жизнедеятельности человека.

Перспективный план работы с родителями воспитанников группы раннего возраста 2 «Сказка» СЕНТЯБРЬ Форма работы Цель Ответственные 1. Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду». Дать родителям

Приложение 8 ГКУК «Белгородская государственная детская библиотека А. А. Лиханова» Отдел обслуживания читателей «Дошкольник» Проект «Подрастаю с книжкой я» (для детей 0-7лет) г. Белгород, 2016 г. Организация

8 марта - Международный женский день На улице лежит снег, а на календаре уже весна! Открывает это прекрасное время года первый весенний праздник Международный женский день. Этот праздник любят и ждут дети,

Проект «Книга - лучший друг ребят» Подготовила: Фендрикова Елена Лаврентьевна Воспитатель МБДОУ 1 «Солнышко» «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание - великое дело: им решается участь человека»

Управление культуры Белгородской области ГКУК «Белгородская государственная детская библиотека А.А. Лиханова» Приложение 9 Проект интерактивная детская библиотека «Солнце на страницах» - читальный зал

Отчёт о работе летней оздоровительной площадки «Золотой ключик» Работа летней площадки осуществлялась в школе-интернате и на территории г.армавира. Общая тематика летней площадки предполагала «Погружение

Музей «Забавушка» 21 октября первоклассники побывали в музее народной игрушки «Забавушка». Моя первая игрушка. Как тепло становится на душе, когда мы произносим эти слова. Потому, что игрушка - это детство

ГУ «Централизованная библиотечная система г. Витебска» Детская библиотека-филиал 12 им. Н. Островского К добру и пониманию открыта: опыт работы детской библиотеки им. Н. Островского по созданию социокультурной

Концепция детского летнего отдыха в загородном комплексе «Циолковский» Проект «Детский развлекательный тур» 7 дней 2018 год Дорогие друзья! Представляем вашему вниманию абсолютно новую концепцию детского

День защиты детей это светлый, солнечный праздник. Недаром он отмечается в самый первый день лета. Работа по проведению праздничных мероприятий к этому празднику проводилась в основном с клубными учреждениями.

Комплексно тематический план реализации основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ д/с 7 «Колосок». Младший дошкольный возраст Сроки реализа ции Сентябрь. Общая тема Подтемы Работа

Комплексно-целевая программа летнего чтения Организатор программы: Муниципальное автономное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система муниципального образования г. Новотроицк» Центральная

МКУК города Торжка «ЦБС» Детская библиотека Программа мероприятий для летнего досуга детей и подростков 2017 год Паспорт программы: Название программы: «С книгой на планете Лето!» Автор программы: Даулетбаева

План новогодних праздничных мероприятий учреждений культуры и молодежной политики Наименование и краткое Дата и время Место проведения описание проведения 1. МАУ «Культурно-деловой центр» 2. Детская Новогодняя

«Побег из курятника» Веселые эстафеты Проводятся шуточные спортивные соревнования с использованием инвентаря: пластмассовые мячи, кегли, клюшки, кольцеброс, мешки, канат, мини-лыжи и т.д. Отдыхающие смогут

Воспитатель: Средней группы 3: Озерец Мария Владимировна В настоящее время на смену книгам все чаще приходят электронные устройства. Даже маленькие дети предпочитают проводить время за компьютерами, планшетами,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» (дошкольное отделение «Аистёнок») План по инновационной работе Тема: «Формирование духовности и общечеловеческих ценностей

Методическая разработка внеклассного мероприятия по трудовому обучению «В гостях у журнала «Коллекция идей»». Классы: 5-10 Зал украшен цветами, обширной выставкой детских поделок кружков трудового цикла,