Коллекция стихов для детей русской поэтессы Елены Благининой. Начните знакомство со стихами Благининой с произведений «Посидим в тишине» и «Улетают, улетели…» - это самые известные детские стихи автора.
Стихи Благининой читать
Елена Александровна родилась в 1903 году в простой семье. Стихи с детства не писала и вообще не думала, что станет когда-либо поэтессой.
Однако учёба в Педагогическом Институте, до которого приходилось ходить пешком за много километров, трудности отношений со сверстниками повлияли на восприятие мира. Елена Благинина выразила в своих первых пробах пера настоящие чувства. Грустные произведения трогали до глубины души, читались на одном дыхании…
Со временем желание писать росло, ведь это хорошо получалось, и Елена задумалась о своем будущем. Вскоре девушка с легкостью поступила в Литературный Институт в Москве и с этого момента больше не прекращала писать.
Начало 30-х годов - расцвет творчества Благининой, стихи которой печатались даже в «Мурзилке». Почему даже? Так ведь её имя уже в то время находилось на тех же строчках, что и Агнии Барто, Маршака - признанных детских писателей. А ребятам полюбились скромные, спокойные стихи Благининой, она писала о том, что дорого детям, о том, что им понятно и знакомо.
За годы работы было написано множество стихов, составивших сборники, перепечатываемые до сих пор. Стихи Елены Благининой для детей учат наизусть в садиках и школах, мы же предлагаем вам сборник лучших на наш взгляд произведений автора.
Даты жизни
: 14 мая 1903 - 24 апреля 1989
Место рождения
: село Яковлево, Орловская губерния, Россия
Русская советская поэтесса и переводчица
Известные произведения
: «Сорока - белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга»
Уроженка Орловской губернии (Орловская область), Елена появилась на свет 14 мая 1903 года в семье железнодорожника. Образование начала получать в Мариинской гимназии (город Курск), при советской власти учебу уже заканчивала в средней школе.
С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь. Получение образования Елена продолжила в столичном Литературно-художественном институте, давшем ей мощный толчок для реализации себя на литературном поприще.
Любовь к рифмованным строкам проявилась в молодые годы и стала определяющим фактором в выборе жизненного призвания.
Ее первые пробы пера пронизаны настоящими глубокими чувствами и читаются на одном дыхании. Постепенно желание писать усилилось, ведь у Елены это стало хорошо получаться, к тому же в альманахе курских поэтов состоялись публикации ее произведений. В дальнейшем творчество талантливой поэтессы было обращено к детскому поколению - наивному и искреннему в своих попытках изучения окружающего мира.
1936 год стал для поэтессы удачным стартом: была написана поэма «Садко» и опубликована первая книга «Осень». Затем свет увидели такие сборники: «Сорока - белобока», «Посидим в тишине», «Вот какая мама», «Огонек», «Радуга».
Благинина Елена занималась не только написанием поэтических строк. Автор была талантливым переводчиком: у нее легко получалось знакомить отечественного читателя с творчеством Тараса Шевченко, Льва Квитко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима. Не забывала она и о любви к поэзии, и о взрослой аудитории, для которой было выпущено два сборника стихотворений: в 1960 г. - «Окно в сад», в 1973 г. – «Складень». Творческий вклад в детскую литературу.
В личной жизни Елена Благинина была замужем за русским поэтом Георгием Оболдуевым, оригинальное творчество которого на долгие годы скрыла от читателя советская цензура. О своем самобытном и ярком супруге поэтеса впоследствии написала книгу воспоминаний. Многие произведения Елены Благининой были переведены на другие языки, а лучшие вошли в отечественный фонд детской книги, став в один ряд со стихотворениями Самуила Маршака и Корнея Чуковского.
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА
Мама спит, она устала...
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
Это начало известного стихотворения Елены Благининой "Посидим в тишине". О чем оно? О любви девочки к маме. Просто и определенно выражена эта любовь: хочется девочке поиграть, пошуметь, но "мама спит, и я молчу".
Все стихи Благининой написаны от имени маленькой девочки. Ее глазами поэт видит мир - праздничный, разноцветный и счастливый. Героиня Благининой необычайно приветлива и доброжелательна, в ней угадывается будущая прекрасная женщина, терпеливая и предусмотрительная. С мягким юмором пишет об этом поэт:
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем калошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
Вот как хорошо!
Удивительно, что Благининой удалось сохранить светлое восприятие жизни - настолько трудная выпала ей судьба.
Наверное, многое было заложено в детстве: в семье любили устраивать праздники, на которых звучали стихи и песни. А сочинять сама девочка стала уже в 8 лет.
Она училась в Курском педагогическом институте, была членом курского Союза поэтов. Переехав в Москву, продолжила образование в Высшем литературно-художественном институте им. В.Я.Брюсова. Там и познакомилась со своим будущим мужем, поэтом Георгием Оболдуевым, который позже был репрессирован, много лет провел в тюрьмах, лагерях и ссылке, воевал, был ранен. Благининой пришлось очень нелегко, но писать стихи она не переставала. Творчество было для нее спасательным кругом.
С 1933 года началась, по словам писательницы, ее "настоящая литературная жизнь". Появились публикации в "Мурзилке", "Затейнике". В 1936 г. вышли первые книги: сборник стихов "Осень" и поэма "Садко". Истоки ее творчества надо искать в фольклоре - так похожи ее стихи на народные песенки, считалки, прибаутки.
После появления книжки "Вот какая мама!" (1939) Елена Благинина вошла в число самых известных советских поэтов.
Детская жизнь в ее стихах - как солнечный день, когда все кажется невероятно красивым, все вызывает восхищение.
Черемуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
- Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
Стихи Благининой о природе, о детских играх, заботах и забавах, о первых самостоятельных поэтических открытиях, о дружбе - все вместе создают огромное полотно. Название его - любовь к родине. При этом поэт не кричит о своем высоком чувстве, не выставляет его напоказ, но читатели разделяют эту любовь, впитывая с каждым словом. А слова она каждый раз находит свежие, не поблекшие от навязчиво частого употребления: как новенькие сияют они, бережной рукой вынутые из кладовых родного языка. Названия книг Благининой говорят о границах той страны, где живут её герои: "Чистюля", "Подарок", "Мишки-шалунишки", "На огороде", "На приволье", "Зайчики", "Радуга", "Огонек", "Аленушка", "Гори-гори ясно!", "Угадайте, где мы были", "Осень спросим".
Стихи Благининой часто учат к праздникам в детском саду и в школе. Многие считают, что это вообще не сочинения определенного автора, а народное творчество. Выше награды быть не может.
Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.14-15., ил.
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА
(1903-1989)
Первые уроки словесности Благинина получила от деда - учителя церковно-приходской школы, и матери - «великой книгочейки», как вспоминала о ней поэтесса. Отец выписывал для дочери детские журналы, в семье часто устраивали спектакли, пели. Еще школьницей Благинина начала писать свои первые стихи и пьесы для домашнего театра. Раннее знакомство с миром литературы и искусства помогло ей найти свое призвание. Решающей для нее стала работа в детских журналах «Мурзилка» и «Затейник». Стихи, которые Благинина сочиняла вначале просто для знакомых ребятишек, приобрели для нее особое значение.
В лирике Благининой изображаются детская жизнь, игры, общение детей и взрослых, говорится о чувстве любви к родине и родной природе. Поэтесса владеет всеми жанрами детской литературы - от сказки, дразнилки, считалки, скороговорки до песни, баллады (стихотворения на сказочную или легендарную тему), детской пейзажной и психологической лирики. В стихотворении «Посидим в тишине» Благинина тонко и трогательно описывает пробуждение у маленькой девочки желания позаботиться об уставшей маме. Героиня очень хочет поиграть, подвигаться, пошуметь, девочке грустно сидеть одной, но она сдерживается, чтобы не разбудить своими играми спящую маму. Любовь к дорогому человеку утешает девочку, она понимает, что поступила правильно.
Светлыми, добрыми чувствами наполнены стихи Благининой для младшего возраста («Вот какая мама!», «Осень» и другие). Маленькая поэма «Аленушка» рассказывает о дне из жизни ребенка. Стиль стихов меняется, когда поэтесса говорит о разных событиях: для пробуждения подходит пестушка: «Как у нашей дочки / Розовые щечки, / Как у нашей птички / Темные реснички!», а для сна - тихая колыбельная: «Баю-баю-баиньки, / Прискакали заиньки: / - Спит ли ваша девочка, / Девочка-припевочка?» Потом появляются и «цветные книжки, / Пусть читают ребятишки», и «...карандаши / Пусть рисуют малыши!». А дальше придет время полить огород, ведь он - «тоже хочет пить». Тема радости труда раскрывается Благининой в целом ряде стихотворений: «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и других.
Писала поэтесса и забавные игровые сценарии, в том числе для кукольного театра («Выше дружбы счастья нет», «Петрушка на крыше»). Любовь к сцене сохранилась у нее с детства. Воспоминания о любительских спектаклях, которые дома ставила вся семья, воплотились в стихотворении «Сказка».
Благинина известна также как переводчица с украинского, белорусского и идиша (еврейский язык) детских стихов Л. Квитко, Т. Шевченко, Леси Украинки, Я. Купалы и других.
Рисунок выполнен по фотографии Е.А. Благининой ок.1932 г.
Русские детские писатели: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.
См. также:
Гори, гори ясно
: информационный буклет к 115-летию Елены Благининой
Шеваров, Д. Календарь поэзии / Д. Шеваров // Российская Газета неделя.- 2020.- № 6.
Родом из детства
Мама спит, она устала...
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой,
И сказала я лучу:
-Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
-Ничего,-шепнул он будто, -
Посидим и в тишине!..
Елена Благинина
У ее мамы была фамилия - Солнышкина.
Отец Алены Благининой служил багажным кассиром на станции Московско-Курской железной дороге и успел очень многое дать своим двум дочерям и трем сыновьям: выписывал для них детские журналы, устраивал домашний театр. Летом детьми занимался дедушка по материнской линии дьякон Михаил Иванович Солнышкин. Алена с братьями и сестрой пела на клиросе, в детском церковном хоре, и всю жизнь хранила память о годовом круге православных праздников.
Второй дед Александр Михайлович Благинин жил в Орле и служил извозчичьим старостой. «Орел! Это само очарование жизни, которую так бы и пила взахлеб из ладоней... Орел моего детства населяли простодушные и чистые люди. Никому не приходило в голову отказать человеку в ночлеге или в куске хлеба...»
Когда Орел освободили от фашистов, Благинина сразу бросилась туда - взглянуть на родной город. Орла не узнала-так он был разрушен.
После окончания Мариинской гимназии Елена Благинина поступила в Курский институт народного образования. В середине 1930-х работала в журнале «Затейник». В 1941 году в Кирове, куда эвакуировали Детгиз, чудом вышло две ее книжки: «Подарок» и «Петрушка на крыше». Война отняла у нее брата Мишу, отца, муж был на фронте.
Вернувшись в Москву в 1944 году Благинина вела радиожурнал для детей, но его быстро закрыли за «политическую невыдержанность».
Я помню человека, который звал ее Леной. Точнее - Леночкой. Евгения Александровна Таратута (литературный критик и редактор) рассказывала мне: «В 1933 году я работала в библиотеке, и однажды редактор «Мурзилки» привез к нам Леночку Благинину. Она читала детям стихи про радугу. Мы сразу подружились. В тридцать седьмом нашу семью выслали в Сибирь. Спустя два года я не выдержала и сбежала в Москву. Наша квартира была занята и Леночка приютила меня, а потом и троих моих братьев, в своей комнате на Кузнецком Мосту. На Пасху 1940 года она подарила мне вербочки и стихи:
Расти,
Таратута,
Без лишних затей.
Эмблема уюта,
Эмблема детей!
В августе 1950-го меня арестовали и приговорили к 15 годам лагерей. Многие тогда отшатнулись от нашей семьи, а Леночка еще больше стала помогать. На Новый год принесла моей дочке подарки и книжку с многообещающим названием «На приволье». А сама она жила трудно. Муж, поэт Егор Оболдуев, отсидев в лагере, рано умер, так и не увидев своих стихов в печати. Первая книга для взрослых вышла у Лены, когда ей было уже шестьдесят три года. Она тяжело болела, но по четвергам собирала у себя друзей...»
После одной публикаций о Елене Александровне я получил письмо с Урала от Бориса Семеновича Вайсберга, который знал и Елену Благинину, и Евгению Таратуту.
«С огромным волнением читал и перечитывал «Календарь поэзии» о Благининой. Всё-то мне близко и дорого в Вашем очерке! Я бывал у Елены Александровны. «Я еще и рюмочку могу пропустить!» -задорно говорила она. И мы поднимали тосты-за ее здоровье, поминали ее друга Генриха Эйхлера. Генрих Леопольдович до войны был одним из руководителей Детиздата. Там они и познакомились: Благинина, Таратута и Эйхлер. В начале войны Генриха сослали в Казахстан, и так я оказался среди его учеников в карагандинской школе № 3 имени Крылова. Он преподавал у нас литературу. Пробыв двенадцать лет в ссылке, умер в Караганде в 1953 году. Когда много лет спустя я стал разбирать его архив, то увидел письма от Благининой. Я загорелся идеей их опубликовать и позвонил Елене Александровне. Подумав, она очень тихим голосом сказала: «Не сейчас, потом, мой дорогой...» Незадолго до своего ухода она разрешила публикацию, и сейчас я шлю вам новое издание этих писем...»
Из писем Г. Эйхлеру
10 февраля 1938
На мои плечи вместе с горем ложится светлая тяжесть дружбы, прекрасная, драгоценная наша тяжесть. Эта зима была чрезвычайно показательна. Какой поток высоких человеческих чувств выдержала моя убогая конура в переулке Александра Невского! Стены ее прокурены донельзя, приговорены, пропитаны стихами, поцелуями, крепкими пожатиями рук. Я плачу от радости сейчас, когда пишу эти строки, потому что я счастлива, что видела много такого, о чем другие только мечтают.
2 декабря 1938
Горе человеческое велико. Вы правы. И еще горше делается от нарастающего, совершенно катастрофического мирового коловращения. Но наше призвание – оставаться людьми в самом высоком чистом значении этого слова. И ничто нас тогда не устрашит.
19 сентября 1939
Я влюбилась в черного котенка, кормлю его и нежу. И он, полубеспризорный, так признателен, что вытягивает лапы от удовольствия... Генрих! Простите за пустяки... Уверяю Вас, что все, чем мы так горько живем, полно смысла.
Тетрадь Благининой
На ранней заре
Я любил проснуться
На ранней заре.
Чтоб скорей прикоснуться
К стволам и коре.
Чтобы нюхом и слухом,
Рукой и щекой
Ощутить их покой.
Насладиться их духом.
Чтобы в свежести, в шелесте.
В перелеске теней
Не забыть нам о прелести
Остающихся дней.
Не забыть нам о милости
Мира сего...
Чтобы дереву вырасти,
Нужно много всего:
Много соков земных.
Много теплых ночей,
И горячих лучей,
И дождей проливных.
***
Не обижайте стариков,
Не унижайте, не стращайте,
Их горький век не сокращайте
Из-за постыдных пустяков.
Не обижайте стариков!
Благинина Елена Александровна, родилась 14(27).5.1903, в селе Яковлево (ныне Свердловский район Орловской области). Отец Благининой работал багажным кассиром на станции Курск-1, зимовали в Ямской слободе под Курском, на лето приезжали к деду, в Яковлево. Здесь Елена получила первые уроки словесности от деда - сельского дьякона и учителя церковно-приходской школы, а также от матери - «великой книгочейки с феноменальной памятью». Отец тоже любил читать, он выписывал журналы «Светлячок», «Путеводный огонёк», «Нива» со всеми приложениями.
Детство
Жили Благинины не богато. Колбаса и конфеты бывали только на Пасху и на Рождество. Ели щи да кашу, по воскресениям - пироги с ливером. И вдоволь овощей и фруктов. Тем не менее отец, человек редкой доброты, регулярно устраивал «леденцовые праздники» для всей окрестной детворы, на гроши выписывал детские журналы, и где сама Благинина с 8 лет начала писать стихи.
Вскоре семья насовсем переехала в Ямскую слободу под Курском. В 1913 году Елена Благинина окончила железнодорожную школу и поступила в Мариинскую гимназию, где училась с большой охотой и продолжала писать стихи. Окончить гимназию Благининой ее не удалось: гром войны вскоре слился с громами революции, гимназию сперва слили с реальным училищем, а после, не сумев наладить занятия в новой школе, вручили всему выпуску справки и отпустили без экзаменов.
С детства Елена мечтала стать учителем и в 1921 году поступила в Курский педагогический институт. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в институт.
Однако желание писать оказалось сильнее, и вскоре Елена поняла, что её страсть к поэзии намного сильнее, нежели к преподаванию. Она была увлечена Блоком, Ахматовой, Гумилевым, Мандельштамом. В 1921 году в сборнике «Начало» было опубликовано первое стихотворение Благининой «Девочка с картинкой». Вскоре молодая Благинина уже была членом Курского союза поэтов. Стихи, с которыми она выступала на вечерах, публиковались в сборнике «Золотое зерно» (1921) и в «Альманахе первом» курского Союза поэтов (1922).
Узнав, что в Москве существует Литературно- художественный институт им. Валерия Брюсова (его называли просто - «Брюсовский институт»), Благинина решила в него поступить, и в 1922 году уезжает в Москву. Она поступила в институт и одновременно работала в багажном отделении газеты «Известия». Училась у Г. Шенгели, поэта и стиховеда.
Творчество
После окончания института по творческому и редакционно-издательскому циклу в 1925 году, Елена трудится в «Известиях», в университете радиовещания, Всесоюзном радиокомитете. Печатать свои творения у Елены Благининой не было возможности по идеологическим соображениям, потому как что они были достаточно серьезными и основывались на христианской вере и категорически не вписывалась в концепцию пролетарского искусства. С этим и был связан ее приход в детскую литературу.
В детскую литературу Елена Александровна пришла в начале 30-х годов, заявив о себе как даровитый литератор. Именно тогда на страницах, где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя - Е. Благинина. С 1933 года Благинина становится постоянным автором, а затем и редактором журнала «Мурзилка», затем - журнала «Затейник».
Благинина часто выступала перед юными читателями вживую. С помощью своих произведений она проникала в их душу и создавала поистине очаровательную сказку, куда мог уйти любой ребенок. «Ребята любили и её, и её прелестные стихи о том, что близко и дорого детям: про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и горести», - вспоминает литературовед Е. Таратута, работавшая тогда в библиотеке, где авторы «Мурзилки» выступали перед маленькими читателями.
За журнальными публикациями пошли и книги. Практически одновременно в 1936 году вышли поэма «Садко» и сборник «Осень», в который Благинина поместила свои лирические красивые стихотворения о золотой поре года.
Потом было много других книг. Появляется ряд сборников «Вот какая мама!» (1939), «Радуга» (1948), «Сорока-белобока», «Стихи», «Посидим в тишине», «Огонек», «Гори-гори ясно!», «Башмачки», «Осень спросим», «Трудные стихи», «Не мешайте мне трудиться», «Аленушка», «Травушка-муравушка», «Журавушка», «Улетают-улетели» и другие. С 1938 года Е. А. Благинина – член Союза писателей СССР.
Тема труда как радости с большей психологической глубиной и тактом утверждается Благининой в целом ряде ее стихотворений - «Научу одеваться я братца!», «Будут на зиму дрова», «Уморилась» и др.
В 1943 году Благинина побывала в Орле, освобождённом от немецко-фашистских захватчиков, помогала возрождать литературную жизнь старинного русского города. Именно в этот период ею написаны стихи «Орёл 43-го», «Окно», «Была и буду», маленькая поэма «Гармошка», посвящённая воспитаннику орловского Некрасовского детского дома партизану Мише Курбатову.
Книги Благининой, вышедшие в 50-60-е годы («Гори-гори ясно!», «Огонёк», «Осень – спросим», «Алёнушка», «Не мешайте мне трудиться» и другие), – книги уже зрелого мастера.
Уже во второй половине 1960-х Благинина издала два сборника «взрослых» стихов – «Окна в сад» (1966), и «Складень» (1973), ряд публикаций в периодической печати, в частности, в журнале «Новый мир» и «Знамя». Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и нравственной остроте творчества писательницы.
Именно с этого времени внимание издателей и критиков к Благининой все больше и больше уменьшается. Ей пришлось столкнуться с арестом отца и мужа. Она была подругой и женой талантливого поэта Георгия Николаевича Оболдуева (1898- 1954), представителя древнего дворянского рода, в годы сталинских репрессий пережившего тюрьму и ссылку, а затем тяжело контуженного на фронте. При жизни Г. Оболдуева было опубликовано только одно его стихотворение в 1929 году. Единственная книга стихов - «Устойчивое неравновесье» - вышла в 1979 году в Мюнхене, подготовленная усилиями западногерманского слависта Вольфганга Казака. Роман «Люблю мучителя своего все неистовее» опубликованный в 1997, посвящен горькой литературной судьбе ее мужа, поэта Георгия Оболдуева (1898-1954).
Благинина поддерживала гонимых Б.Пастернака и Л.Чуковскую. В ее доме собирались люди, способные к «самостоянию», объединенные честностью и преданностью искусству, умением достойно встречать горести и беды.
Благинина Елена Александровна родилась в 1903 году в Орловской губернии в семье железнодорожника. Детские стихи начала писать в тридцатые годы, хотя печататься как поэтесса стала с 18-ти лет. В своих стихах Благинина чаще писала об обычных, повседневных вещах, окружающих ребёнка. Однако есть у нее и произведения, в которых автор превращает обыденное в необыкновенное, и яркий пример этому .
Сборник лучших детских стихов Е. Благининой
КОТЁНОК
Я нашла в садy котёнка.
Он мяyкал тонко-тонко,
Он мяyкал и дpожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пyстить забыли,
Или сам он yбежал?
День с yтpа стоял ненастный,
Лyжи сеpые везде…
Так и быть, звеpёк несчастный,
Помогy твоей беде!
Я взяла его домой,
Hакоpмила досыта…
Скоpо стал котёнок мой
Загляденье пpосто!
Шеpсть — как баpхат,
Хвост — тpyбой…
До чего ж хоpош собой!
РАДУГА
Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!
Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.
Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.
Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.
Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу…
Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?
ОДУВАНЧИК
Как прохладно в чаще еловой!
Я цветы в охапке несу…
Одуванчик белоголовый,
Хорошо ли тебе в лесу?
Ты растёшь на самой опушке,
Ты стоишь на самой жаре.
Над тобой кукуют кукушки,
Соловьи поют на заре.
И гуляет ветер душистый
И роняет листья в траву…
Одуванчик, цветок пушистый,
Я тебя тихонько сорву.
Я сорву тебя, милый, можно?
И потом отнесу домой.
…Ветер дунул неосторожно -
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга какая
В середине жаркого дня!
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…
ПРО ХРУСТАЛЬНЫЙ БАШМАЧОК
Верещит в углу сверчок,
Дверь закрыта на крючок.
Я разглядываю книжку
Про хрустальный башмачок.
Во дворце весёлый бал,
Башмачок с ноги упал.
Очень Золушке обидно
Покидать высокий зал.
Но она домой ушла,
Платье пышное сняла
И опять в тряпьё оделась
И работать начала…
Стало тихо и темно,
Лунный луч упал в окно.
Слышу голос мамин милый:
«Спать тебе пора давно!»
Замолчал в углу сверчок.
Повернусь-ка на бочок —
Догляжу во сне я сказку
Про хрустальный башмачок.
ФОРТОЧКА
Форточку открыл я на минуту
И как зачарованный стою…
Точно в капитанскую каюту,
Рвётся ветер в комнату мою.
Полетев, затрепетали шторы
И надулись, будто паруса.
Вижу океанские просторы,
Яркие, чужие небеса.
Знаю, знаю — за окном не лето,
Стужа там крепчает под луной.
Почему ж квадратики паркета,
Дрогнув, закачались подо мной?
И вода, взревев, забушевала…
И уж не во сне, а наяву
Я стою на вахте у штурвала,
К берегам неведомым плыву.
Вот сирена бережно и низко
Понесла свой голос в высоту.
Где мы будем завтра?
В Сан-Франциско?
Иль в другом каком-нибудь порту?
Или поплывём без передышки
По лазурной этой глубине?
…Я очнулся. Ноги — как ледышки,
Руки — тоже. Голова — в огне.
Я захлопнул форточку. И стало
Всё на место. Я залез в кровать,
Поплотней зарылся в одеяло
И тихонько начал отплывать.
Звук разнёсся важный и протяжный —
Это полночь за стеною бьёт.
Весь наш дом — корабль многоэтажный —
Океаном тишины плывёт…
ПРО ФЛАЖОК
Поставила мама
В бутылку с водой
Вишнёвый пруточек,
Побег молодой.
Проходит неделя,
И месяц прошёл —
И прутик вишнёвый
Цветами зацвёл.
Я ночью тихонечко
Лампу зажёг
И в банку с водою
Поставил флажок:
Что, если кистями
Флажок зацветёт?
Вдруг вырастет знамя
На будущий год?
Но мама увидела
В комнате свет,
Пришла и сказала:
— Не вырастет! Нет! —
Она говорила: —
Ты, сын, не грусти!
Ты лучше-ка сам
Поскорее расти.
Вот станешь, как папа, —
Работать пойдёшь
И знамя большое
В руках понесёшь.
ОГОНЁК
Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
ЭХО
Я бегу у самого откоса
И смешную песенку пою.
Эхо звонко и разноголосо
Повторяет песенку мою.
Я спросила эхо: — Замолчишь ты? —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: «Ишь ты, ишь ты!»
Значит, понимает речь мою.
Я сказала: — Ты поёшь нескладно! —
А сама притихла и стою.
А оно в ответ мне: «Ладно, ладно!»
Значит, понимает речь мою.
Я смеюсь — и всё звенит от смеха,
Замолчу — и всюду тишина…
Иногда гуляю я одна,
А не скучно, потому что эхо…
УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ …
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел!
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрной
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи.
ВОТ КАКАЯ МАМА
Мама песню напевала,
Одевала дочку,
Одевала-надевала
Белую сорочку.
Белая сорочка –
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку,
По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках…
Вот как мама угодила.
К Маю дочку нарядила.
Вот какая мама –
Золотая прямо!
ПОСИДИМ В ТИШИНЕ
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!
ШИНЕЛЬ
— Почему ты шинель бережешь? —
Я у папы спросила. —
Почему не порвешь, не сожжешь? —
Я у папы спросила.
Ведь она и грязна, и стара,
Приглядись-ка получше,
На спине вон какая дыра,
Приглядись-ка получше!
— Потому я ее берегу, —
Отвечает мне папа, —
Потому не порву, не сожгу, —
Отвечает мне папа. —
Потому мне она дорога,
Что вот в этой шинели
Мы ходили, дружок, на врага
И его одолели!
Я УМЕЮ ОБУВАТЬСЯ
Я умею обуваться,
Если только захочу.
Я и маленького братца
Обуваться научу.
Вот они - сапожки.
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Если дождичек пойдёт,
Наденем галошки.
Эта - с правой ножки,
Эта - с левой ножки.
ПОЛЮБУЙТЕСЬ-КА,
ИГРУШКИ!
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.
На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!
УМОРИЛАСЬ
Солнце жёлтым косяком
Улеглось на лавке.
Я сегодня босиком
Бегала по травке.
Я видала, как растут
Острые травинки,
Я видала, как цветут
Синие барвинки.
Я слыхала, как в пруду
Квакала лягушка,
Я слыхала, как в саду
Плакала кукушка.
Я видала гусака
У цветочной грядки.
Он большого червяка
Расклевал у кадки.
Я слыхала соловья —
Вот певун хороший!
Я видала муравья
Под тяжёлой ношей.
Я такому силачу
Два часа дивилась…
А теперь я спать хочу,
Ну вас, уморилась…
ЧЕРЁМУХА
— Черёмуха, черемуха,
Ты что стоишь бела?
— Для праздника весеннего,
Для Мая расцвела.
— А ты, трава-муравушка,
Что стелешься мягка?
— Для праздника весеннего,
Для майского денька.
— А вы, берёзы тонкие,
Что нынче зелены?
— Для праздника, для праздника!
Для Мая! Для весны!
ОСЕННИЙ ДОЖДИК
Лейся, дождик, в колеи,
Землю чёрную пои.
Мы с тобою не скучаем,
Можешь, серенький, стучать.
Мы уроки отвечаем
И не думаем скучать.
Да и как соскучишься,
Если в школе учишься!
Разработка урока внеклассного чтения "В гостях у Е.Благининой" разработан учителями начальных классов коррекционной школы 8 вида СтупкинойТ.В. и Каревой О.П.
Разработка содержит сценарий, презентацию и раскраски. Данный материал в доступной, интересной и занимательной форме знакомит детей с биографией и творчеством Е.Благининой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Карева Ольга Петровна, учитель начальных классов ГБСКОУ (VIIIвида) №613 Московского района Санкт-Петербурга
Тема: урок внеклассного чтения по творчеству Е.А.Благининой для учащихся начальной школы.
План урока внеклассного чтения «В гостях у Е.А.Благининой»
- Учитель.
Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по волшебной стране, в которой живут стихи, сказки, считалки, загадки и песни. Кто же нас будет сопровождать в этом путешествии? Давайте узнаем, отгадав загадку. (Приложение 1, слайд 2)
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
Книги – это маяки в океане времени. Маяки указывают кораблям путь к родному берегу. А что дают человеку книги? Они вводят нас в мир литературы, в мир поэзии, сказок, приключений. Кому мы обязаны сказать слова благодарности? Конечно, авторам этих книг.
- Учитель.
Сегодня мы говорим «спасибо» замечательному писателю, поэтессе Елене Александровне Благининой. (Приложение 1, слайд 3).
Е.А.Благинина родилась в Орловской губернии в 1903 году. Выросла среди просторных лугов, лесов. И, когда в детстве слушала сказки, то верила, что сказочное случилось рядом. Первое стихотворение написала в восьмилетнем возрасте и продолжала писать, учась в гимназии в Курске, и в институте в Москве.
- Учитель.
Первую книжку для детей Благинина выпустила в 1936 году. Она называлась «Осень». (Приложение 1, слайд 4).
В неё вошли стихи про все времена года. Какие вы знаете времена года? Какое сейчас время года? Давайте послушаем стихотворение Е.Благининой «Весна». (Приложение 1, слайд 5)
(Подготовленное чтение детьми 4 класса в музыкальном сопровождении – П.И.Чайковский «Времена года»).
Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт,
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;
Ещё к сараю за дровами
Не проберёшься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлёт снеговик;
Ещё мы все тепло одеты -
В фуфайки, в ватные штаны...
А всё-таки весны приметы
Во всём, во всём уже видны
И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
А валенки водой полны...
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу.
- Учитель.
Перед вами обложка сборника «Посидим в тишине». (Приложение 1, слайд 6).
Так называется одно из стихотворений в этом сборнике. У Елены Александровны написано много стихов о маме, бабушке. Каждому читателю эти стихи становятся близкими, потому что они написаны о самых родных и дорогих нам людях. Давайте вместе прочитаем это стихотворение.
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
– Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
– Ничего, – шепнул он будто, –
Посидим и в тишине!..
- Учитель.
Елена Благинина писала стихи для детей и о детях. Дети, игры, игрушки занимают центральное место в её творчестве. (Приложение 1, слайд 7).
Давайте и мы почитаем эти добрые стихи. (Чтение стихотворения детьми).
Я, как мама, не люблю
В доме беспорядка.
Одеяло расстелю
Ровненько да гладко.
На пуховые подушки
Я накину кисею.
Полюбуйтесь-ка, игрушки,
На работу на мою!
- Учитель.
В творчестве Благининой нашлось место и азбуке. (Приложение 1, слайд 8).
На каждую букву алфавита она сочинила весёлое стихотворение. Давайте вспомним буквы русского алфавита, прочитав стихи Е.Благининой. («Научусь-ка я читать»).
- Учитель.
Елена Благинина являлась не только автором стихов, но и переводчиком. Благодаря Елене Александровне дети познакомились с поэзией Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. (Приложение 1 , слайд 9).
- Учитель.
Благинина выросла в рабочей семье, где детей с раннего возраста приучали к труду, самообслуживанию. Эта тема тоже отражена в поэзии Елены Александровны. (Приложение 1, слайд 10).
Как у нашей Ирки
На чулках по дырке!
Почему,
Почему
На чулках по дырке?
Потому что неохота
Штопать нашей Ирке.
Как у нашей Натки
Штопка на пятке!
Почему,
Почему
Штопка на пятке?
Потому что неохота
Быть неряхой Натке.
Учитель.
Давайте прочитаем стихотворения: «Не мешайте мне трудиться», «Новая одёжка», «Приходите, поглядите».
- Учитель.
Елена Благинина сочиняла не только стихи. Из-под её пера вышло большое количество загадок, считалок, песен. (Приложение 1, слайд 11).
На пригорке, на горе,
У сороки на дворе
Собралися гости:
Пташки-канарейки.
Кто лежал на травке,
Кто сидел на лавке,
А лягушка-попрыгушка
Грелась у канавки!
Учащиеся читают песенку «Сорока-белобока»
- Учитель.
Давайте прочитаем и отгадаем загадки, которые загадала нам Елена Благинина. (Приложение 1, слайд 12).
- Учитель.
Предлагаю вам поучаствовать в конкурсе «Шифровка». Вам нужно прочитать и отгадать названия произведений Елены Благининой. (Приложение 1, слайд 13)
«Весна», «Кукушка», «Тюлюлюй».
- Учитель.
Для чего нужны считалки? Вот и мы с вами сейчас посчитаемся. (Выходят несколько учащихся и учитель показывает, как нужно считаться. После этого предлагается посчитаться самим детям). (Приложение 1, слайд 14).
Паровоз, Паровоз,
Что в подарок нам привёз?
- Я привёз цветные книжки.
Пусть читают ребятишки!
Я привёз карандаши,
Пусть рисуют малыши!
- Учитель.
Последнее задание – оформление собственной книжки-малышки. Сейчас вы почувствуете себя художниками-оформителями детских книг. Ваша задача: при помощи карандашей, фломастеров или красок оформить иллюстрацию к прочитанным вами стихотворениям. (Детям выдаются раскраски в соответствии с прочитанными стихотворениями). (Приложение 2).
- Учитель.
Подведем итоги нашего путешествия по творчеству Е.А.Благининой. Давайте соберем все странички нашей книжки-малышки. (Дети один за другим приносят свои готовые раскраски, ведущий вкладывает каждую раскраску-страничку в общий альбом.)
Посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась! (Приложение 3)
- Учитель.
Пришла весна. Наступают весенние каникулы. Я желаю вам хорошего отдыха и приятного времяпрепровождения. (Приложение 1, слайд 15).
С крыши – кап,
С крыши – кап…
Стал морозец
Очень слаб,
А снега осели.
Солнце
В горенке живёт,
Солнце
Горенкой плывёт,
Как на карусели.
Список литературы.
- Благинина Е.А.:
«Травушка-муравушка», «Если встанешь на заре», «Тюлюлюй», «Огонёк», «Вот какая мама», «Чудесные часы», «Не мешайте мне трудиться», «Научусь-ка я читать», «Почему ты шинель бережёшь».
- Интернет-ресурсы:
«Осень» Если встанешь на заре - Крыши в сером серебре... Длинно тень ложится, Долго лист кружится.
Весна Ещё в домах пылают печки И поздно солнышко встаёт, Ещё у нас по нашей речке Спокойно ходят через лёд; Ещё к сараю за дровами Не проберёшься напрямик И в садике под деревами С метлою дремлёт снеговик; Ещё мы все тепло одеты - В фуфайки, в ватные штаны... А всё-таки весны приметы Во всём, во всём уже видны И в том, как крыши потеплели И как у солнца на виду Капели, падая, запели, Залопотали, как в бреду. И вдруг дорога стала влажной, А валенки водой полны... И ветер нежный и протяжный Повеял с южной стороны. А воробьи кричат друг дружке Про солнце, про его красу. И все весёлые веснушки Уселись на одном носу...
«Посидим в тишине» Мама спит, она устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: – Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. – Ничего, – шепнул он будто, – Посидим и в тишине!..
Дети, игры, игрушки… Я, как мама, не люблю В доме беспорядка. Одеяло расстелю Ровненько да гладко. На пуховые подушки Я накину кисею. Полюбуйтесь-ка, игрушки, На работу на мою!
Переводы
Стихи о труде Как у нашей Ирки На чулках по дырке! Почему, Почему На чулках по дырке? Потому что неохота Штопать нашей Ирке. Как у нашей Натки Штопка на пятке! Почему, Почему Штопка на пятке? Потому что неохота Быть неряхой Натке.
Песенки На пригорке, на горе, У сороки на дворе Собралися гости: Пташки-канарейки. Кто лежал на травке, Кто сидел на лавке, А лягушка-попрыгушка Грелась у канавки!
Загадки Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает, И бормочет, и поёт, Убаюкивает? Дождь За кудрявый хохолок Лису из норки поволок. На ощупь – очень гладкая, На вкус – как сахар сладкая! Морковка Как на стёжке на дорожке Вижу алые серёжки. За одною наклонилась, А на десять набрела! Я клонилась – не ленилась, Кружку с верхом набрала. Земляника
Шифровка С Н А В Е У К У К К А Ш Й Ю Л Ю Л Ю Т ВЕСНА КУКУШКА ТЮЛЮЛЮЙ
Считалки - Паровоз, Паровоз, Что в подарок нам привёз? - Я привёз цветные книжки. Пусть читают ребятишки! Я привёз карандаши, Пусть рисуют малыши!
С крыши – кап, С крыши – кап … Стал морозец Очень слаб, А снега осели. Солнце В горенке живёт, Солнце Горенкой плывёт, Как на карусели.