» » Разница между индивидом и личностью. Чем отличается личность от индивида? В чем различие понятий человек

Разница между индивидом и личностью. Чем отличается личность от индивида? В чем различие понятий человек

Билеты для экзамена по обществознанию

Аверин Андрей

Билет № 1.


  1. В чем различие понятий «человек», «индивид», «личность»?

  2. Инфляция, ее виды. Как инфляция влияет на развитие экономики?

  3. Классификация прав и свобод граждан.
Вопрос 1.

«Человек» - понятие «человек» используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира.

«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт: разума, воли, интересов и т.д.

Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль.
«Личность» - человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Вне общества индивид не может стать личностью.
Вопрос 2.

Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.

Виды инфляции

По характеру протекания:


  • открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;

  • скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен

  • умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);

  • галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100-150% в год);

  • гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам

  • сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;

  • несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Последствия инфляции

Для сферы производства:


  • снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;

  • обесценение всего фонда накопления;

  • обесценение кредитов;

  • стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов:

  • перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);

  • отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;

  • обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;

  • определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;

  • снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений:

  • владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;

  • потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;

  • поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;

  • кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы:

  • деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.

Вопрос 3.


  1. ^ Гражданские (личные) права – принадлежат человеку как биосоциальному существу (ст. 19-25; 27-29; 45-54; 60; 62)
Право на жизнь; на свободу и личную неприкосновенность; на честь и достоинство; на гражданство; на равенство перед законом и судом; на свободу совести, на свободу слова; на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др.

2. ^ Политические права – обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны (ст. 30-33; 63)

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; мирных собраний; создавать союзы и объединения; направлять личные и коллективные обращения в органы власти и др.

3. ^ Экономические права – обеспечивают возможность свободного распоряжения средствами производства, рабочей силой, предметами потребления (ст. 34-37)

Право быть собственником; право наследования; право на труд; на свободный выбор профессии и рода занятий; на отдых; на защиту от безработицы и др.


  1. ^ Социальные права – обеспечивают благосостояние и достойный уровень жизни (ст. 38-43)
Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца; на жилище; на образование; на медицинскую помощь; на защиту материнства и детства; на благоприятную среду и др.

5. Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности (ст. 26; 44)

Право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям; на свободу творчества; на культурную самобытность (пользование родным языком, национальными обычаями, традициями т.д.)

Билет № 2.


  1. Расскажите о типологии обществ по способу производства.

  2. Что такое социальный конфликт и каковы его стадии?

  3. Президент РФ, его статус и деятельность.
Вопрос 1.

Типология обществ по способу производства:


  1. Общество охотников и собирателей.
Самый древний. Оно состояло из локальных родственных групп, отделенных друг от друга огромными пространствами. Существовало сотни тысяч лет.

  1. Общество огородников.
Огородничество – переходная форма от добывания из природы готовых продуктов (диких растений) к систематическому взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям.

  1. Общество скотоводства.
Основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы так же, как охотники и собиратели, вели кочевой образ жизни.

  1. Земледельческое общество.
Определяющий фактор развития – сельское хозяйство.

  1. Индустриальное общество.
Развитие промышленности (движущая пружина – развитие машинного производства с корпорацией и фирмой).

^ Социальный конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди участников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы.

Оппоненты - это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта - это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта. Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др.

Между субъектами конфликт различают агонистические (примиримые) антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сначала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

В объективном историческом процессе конфликт как социальное явление может быть положительным, продуктивным, и наоборот - деструктивным, тормозящим развитие.

Конфликты также по форме их развития делят на скрытые {латентные) и открытые.

Конфликты могут возникать как по горизонтали - внутри социальных и политических структур, так и по вертикали - между руководящими структурами и подчиненными, контролирующими органами и подотчетными им.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

¦ конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными
субъектами конфликта возникших противоречий;

¦ эскалация (нарастание) конфликта;

¦ исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;

¦ постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра
нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений
относительно завершившегося конфликта; постконфликтный синдром при обост
рении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились в виде

1) успеха,

2) компромисса,

3) выхода из конфликта,

4) поражения.

Президент Российской Федерации - глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму. Президент обладает неприкосновенностью.

Билет № 3.


  1. Понятие «антропогенез». Как протекал процесс антропогенеза?

  2. Охарактеризуйте главные факторы производства.

  3. Охарактеризуйте избирательный процесс в России. Превидите классификацию выборов.
Вопрос 1.

Теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития, получила название антропогенез .

Существует несколько теорий происхождения человека:


  1. Религиозная теория – божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.

  2. Теория палеовизита – человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

  3. Естественно-научные (материалистические) теории

  • Теория Ч.Дарвина – человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

  • Теория Ф.Энгельса – главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности.
Вопрос 2.

Факторы производства – ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг.


Фактор производства

Доход

с фактора производства


Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ).

Зарплата

Земля (все виды природных ресурсов)

Рента

Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства

Производства;

2) финансовый (денежный) – деньги для покупки факторов

Производства (инвестиции).


Процент

Предпринимательские способности

  • умение правильно соединить факторы производства и организовать производство;

  • умение принимать решения и брать ответственность на себя;

  • умение идти на риск;

  • быть восприимчивым к нововведениям

Прибыль

В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов - информацию .

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограничены.

1. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

2. Компоненты избирательной системы:

1. избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.


  • в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);

  • в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу
2. избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

  • подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

  • выдвижение и регистрация кандидатов;

  • предвыборная агитация и финансирование выборов;

  • голосование и подведение итогов выборов.
3. процедура отзыва депутатов .

3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть:


  • равным (один человек – один голос; равенство прав кандидатов) – неравное;

  • всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое;

  • тайное –открытое;

  • непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата);
Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов .
Выборы различаются:

  1. по объекту:

  • президентские

  • парламентские

  • местного самоуправления

  1. по масштабу:

  • федеральные

  • региональные

  • местные

  1. по срокам:

  • очередные

  • досрочные

  • повторные.

Билет № 4.


  1. Что такое брак? Каковы условия и порядок заключения брака?

  2. Чем отличаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

  3. Каковы признаки Конституции? В чем ее отличие от других нормативно-правовых актов?

Вопрос 1.

Семейный кодекс вступил в действие 1 марта 1996 года. Семьей является основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимопомощью и моральной ответственностью. Браком принято считать семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Брак заключается в органах ЗАГСа. Права и обязанности возникают со дня государственной регистрации брака в органах ЗАГСа. Основанием для регистрации брака является совместное заявление лиц, вступающих в брак. По истечении 1 месяца заключение брака производится в присутствие лиц, которые вступают в брак.

Условия заключения брака:


  1. Взаимное согласие

  2. Достижение брачного возраста (18 лет). Также, при наличии уважительных причин, разрешается заключать брак в 16 лет и не запрещается органам власти в субъектах РФ снижать этот возраст по своему усмотрению.
Ст. 14 семейного кодекса не допускает заключения брака в случаях:

  1. Если лицо уже состоит в браке

  2. Между близкими родственниками

  3. Между усыновителем и усыновленным

  4. Если лицо признают недееспособным

Вопрос 2.

Эволюция – постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходящие естественным образом.

Революция – относительно быстрые и глубокие качественные изменения, коренной переворот в жизни общества.

Конституция - (от лат. constitutio - установление, устройство) - это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина .

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

В психологической науке категории человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям. Проблема личности является центральной в современной психологии, и это не случайно, важнейшая теоретическая задача состоит в том, чтобы обнаружить объективные основания тех психологических свойств, которые характеризуют человека как индивида, как индивидуальность и как личность.

Личность - основная загадка человеческого мира, его тайна, завораживающая мысль и чувство размышляющего человека, с другой стороны, рабочее понятие, активно используемое в деловом языке практически всех профессий, в житейском общении. Все это настраивает нас на то, что и воспринимать данное явление, и работать с системой понятий, в которых оно отражено, необходимо уважительно и профессионально грамотно.

Рисунок 1 - Система личностных понятий

Человек рождается на свет уже человеком. Понятие человек является самым широким, это основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций.

Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Основные характеристики человека:

Особое строение организма;

Способность к трудовой деятельности;

Наличие сознания.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим (природным) и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основой и точкой отсчета обозначенного анализа выступает человек как социоприродный феномен.

Природный вектор развития человека: вид в биологической классификации эволюции жизни на земле; природное существо, относящееся к классу млекопитающих; вид - приматы; классификационная категоризация - Homo sapiens.

Человек как существо, принадлежащее социуму, человечеству, представляет в себе человечество, и в этом его сущность. Человечество (человеческий род, человеческий мир) - особая, исторически развивающаяся социальная, социально-психологическая и духовная общность, которая отличается от всех иных материальных систем на планете присущим ей способом жизнедеятельности.

Главная социально-психологическая характеристика этого способа жизнедеятельности - механизм «САМО…»: самоорганизация, самопознание, самосознание, саморегуляция, саморазвитие, самодвижение и т.д.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

Целостность психофизической организации организма;

Устойчивость по отношению к окружающей действительности;

Активность.

Индивид является биологическим организмом, носителем общих гипотетических наследственных свойств данного биологического вида. Процесс такого внутреннего «слаживания» хорошо известен, он отмечался Ч. Дарвином…

Индивид - это прежде всего генотипическое образование. Но индивид является не только образованием генотипическим, его формирование продолжается, как известно, и в онтогенезисе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят также свойства и их интеграции, складывающиеся онтогенетически. Речь идет о возникающих «сплавах» врожденных и приобретенных реакций, об изменении предметного содержания потребностей, о формирующихся доминантах поведения.

Наиболее общее правило состоит здесь в том, что чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организация, тем более выраженными становятся различия в их прирожденных и прижизненно приобретаемых особенностях, тем более что, если можно так выразиться, индивиды индивидуализируются.

В ряду этих понятий личность является понятием более узким и подчеркивает социальную сущность человека. Иначе, можно сказать, что индивид - это «конкретный человек» от рождения до смерти.

Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии. Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств.

Личность - это социальная сущность человека. Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Отсюда следует, что понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.

Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами.

Личностью не рождаются, личностью становятся.

Поэтому-то мы и не говорим о личности новорожденного или о личности младенца, хотя черты индивидуальности проявляются на ранних ступенях онтогенеза не менее ярко, чем на более поздних возрастных этапах.

Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека…

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность - одна из сторон личности, поэтому определить понятие «индивидуальность» сложнее, т.к. помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека.

Индивидуальность - сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей.

Можно дать следующее определение индивидуальности.

Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении.

Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности.

Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). С помощью понятия «индивидуальность» чаще всего подчеркивается неповторимость и уникальность каждого человека. С другой стороны, в индивидуальности мы встречает те качества личности и индивидные свойства, которые есть у всех, но имеют разную степень выраженности и образуют сочетания.

Все индивидуальные качества проявляются в различных способах поведения, деятельности, общения. Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его то любой другой личности, выделить ее среди прочих.

Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди имеют определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства, у каждого из нас есть различия в познавательной сфере личности, которые и будут определять нашу индивидуальность.

Психологическая структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида) (рис. 2).


Рисунок 2 - Человек - Индивид - Индивидуальность - Личность

Человек, как биосоциальное существо, многогранен: он может взаимодействовать с другими людьми и выполнять разные роли. В обществознании существует несколько понятий, относящихся к человеку. Узнаем кратко о человеке, индивиде, личности.

Человек, с одной стороны, биологический вид, обладающий признаками животного. С другой стороны, он – социальное существо и развивается только в обществе.

Маугли, герой произведения Р. Киплинга, жил среди волков. Такие случаи происходили и в жизни, но дети, прожившие среди животных, с трудом возвращались в человеческое общество, имели отставание в развитии, не умели разговаривать, их было уже невозможно обучить тому, что умели их сверстники.

Разберемся в понятиях и выявим соотношение понятий – человек, индивид, личность, индивидуальность.

  • Индивид – отдельно взятый человек. Это понятие обозначает человека как живое существо данного вида, не выделяя при этом его социальные качества;
  • Личность – человек, обладающий качествами, приобретенными им в процессе жизни, умеющий взаимодействовать с другими людьми;
  • Индивидуальность – человек, обладающий особыми качествами характера, уникальными, отличающими его от других людей.

Личность

Первое и самое главное качество, присущее личности – сознание, то есть понимание своей деятельности, умение ставить цели, мечтать, отражать свое отношение к окружающему миру.

Признаки, характеризующие личность:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • осознание себя в обществе, своего “я”;
  • способность заниматься различными видами деятельности (в зависимости от возраста – игра, учение, труд);
  • способность приобретать необходимые для успешной деятельности знания и навыки.

Все люди являются личностями, но есть такие, которые не соответствуют требованиям общества: преступная личность, неразвитая личность и так далее.

Уважение к личности. Общество одобряет или осуждает личность.
Отношение к ней зависит:

  • от труда человека;
  • от отношения к окружающему миру;
  • от оценки им самого себя.

Индивидуальность

Каждый человек является индивидуальностью. Он уникален по своей природе и отличается от других людей :

  • внешностью: телосложение, цвет глаз и волос, черты лица;
  • качествами характера: кто-то активен, много разговаривает, нуждается в общении и друзьях, а кто-то любит одиночество;
  • способности к той или иной деятельности: пение или музыка, рисование, спорт.

Сильная личность

Часто в обществе появляются люди, которых называют сильными личностями. Их характеризует умение отказаться от личных интересов в пользу других людей, своей Родины, преодолевать серьезные трудности.

Людвиг ван Бетховен, известный по всему миру композитор, рано потерял слух, а затем и зрение, но, несмотря на это, продолжал сочинять музыку и делиться ею с другими. Сейчас его произведения не теряют популярности, но мало кто знает, что их автор писал, буквально чувствуя музыку.

Что мы узнали?

Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность объединяет то, что все они характеризуют людей как биологических и социальных существ, обладающих природными свойствами и качествами, приобретаемыми в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Такая система понятий помогает упорядочить свойства человека и с разных сторон его рассмотреть. Индивид – биологическое существо, один из всех людей. Личность – обладающая рядом социальных качеств. Индивидуальность – имеющая уникальный по своей природе набор свойств и особенностей. Каждый человек является индивидом, личностью и индивидуальностью.

Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность

Понятие личности в психологии

Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук : философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек».

Наиболее общим является понятие «человек» биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т.д.), способностью создавать орудия производства, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. (Столяренко Л.Д.)

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся с ними, становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. (А.В. Петровский)

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека , определяя его значимые для людей поступки.

Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения?

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Их отличие от понятия «личность» состоит в следующем…(Р.С. Немов)

Соотношение понятий: индивид, личность, индивидуальность

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора .

Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» – как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Социология рассматривает личность как представителя определенной социальной «группы», как социальный тип, как продукт общественныхотношений . Но психология учитывает, что в то же время личность – не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные взаимодействия, но и преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества . … Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития .

Личность не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Объектом ее внимания и деятельности служит не только внешний мир , но и она сама , что проявляется в ее чувстве «Я» , которое включает в себя представление о себе и самооценку, программы самосовершенствования, привычные реакции на проявление некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу и саморегуляции. Что значит быть личностью? Быть личностью – это значит иметь активную жизненную позицию, о которой можно сказать так: на том стою и не могу иначе.

Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения и держать ответ за него перед собой и обществом, в котором живешь.Быть личностью – постоянно строить себя и других,владеть арсеналом приемов и средств, с помощью которых можно контролировать собственное поведение, подчинить его своей власти. Быть личностью – это значит обладать свободой выбора и нести ее бремя.

Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием «индивидуальность» . Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем.

Понятия «личность» и «индивид», широко используются людьми. Однако не все понимают, чем они отличаются друг от друга, поэтому часто путают их. Свойства личности и индивида изучает психология.

Отличие личности от индивида

Если вы хотите понять, чем личность отличается от индивида, вам необходимо узнать высказывание известного психолога А.Г. Асмолова: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают ». Это изречение как нельзя лучше говорит об отличиях понятий «личность» и «индивид».

Индивид характеризуется уникальностью, которую человек получает от рождения (цвет кожи, волос, глаз, черты лица, телосложение). Согласно этому все люди являются индивидами: и несмышленый новорожденный, и абориген первобытного племени, и психически больной человек, и даже однояйцевые близнецы, которые при всей схожести имеют свои уникальные (например, родинки).

Личность, в отличие от индивида, не биологическое, а социально-психологическое понятие. Личностью индивид становится в процессе взросления, обучения, развития, общения. Личностные отличия особенно заметны у однояйцевых близнецов, выросших вдали друг от друга.

Свойства личности:

Еще одно важное качество личности, отличное от индивида – необходимость признания обществом. Например, в племенах индейцев имя человеку давали только тогда, когда он совершал некое важное деяние.

Основной мотив, определяющий деятельность индивида - это интерес. Процесс познания в таком случае зависит от желания или нежелания человека узнать свойства предмета, понять его. Личность же чаще руководствуется убеждениями, которые являются основой принципов и мировоззрения человека.

Мыслители ещё с древних времён старались проникнуть в суть понятия «человек». Чтобы разобраться, они создавали различные концепции понимания его определения. В итоге пришли к общему выводу, что человек представляет собой биологическое, психологическое и социальное единство. Термин «человек» тесно взаимосвязано с понятиями – «индивид», «индивидуальность», «личность». Проведём некоторые разделения между этими терминами, чтобы понять их суть.

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек занимает высшую фазу в происхождении и развитии жизни. Теория эволюции человека имеет название антропогенез. Человек – это продукт природы, который тесно взаимосвязан с обществом.

Биологическая природа человека относится к высшим млекопитающим, которые появились на Земле примерно 550 тысяч лет назад. Как биологическое существо человек обладает анатомо-физиологическими задатками, то есть имеет мышечную, кровеносную и нервную систему, кроме того – половыми и возрастными особенностями. Но нервная система и процессы, отвечающие за существование, запрограммированы так, что человек может приспособиться к разным условиям существования.

К психологической природе относится наличие у человека воображения, мышления, чувств, характера, памяти.

Социальная сущность человека включает в себя моральные качества, мировоззрение, знания, ценностные установки, умения. Человек формируется социальной личностью только, тогда, когда входит в тесный контакт (общение, взаимоотношения с обществом) с другим социумом.

Отличия природы человека от животного:

  1. Человек изъясняется членораздельно и обладает мышлением. Из всех видов млекопитающих только человек умеет оценивать своё настоящее, думать о прошлом и будущем.

Правда, незначительной коммуникацией владеют и несколько видов обезьян, но они не могут передавать друг другу информацию об окружающих их предметах. Люди умеют в своей речи концентрироваться на главном.

  1. Человек может владеть творческой деятельностью, в частности:

Предвидеть развитие и характер некоторых природных процессов;

Выбирать роль в социуме, моделировать своё поведение в нём;

Проявлять ценностные отношения.

Поведение животных основано на инстинктах, изначально их природные действия запрограммированы.

  1. Человек оказывает влияние на окружающую среду – он способен преображать действительность и создавать культуру, то есть формировать духовные и материальные ценности.

У животных образ жизни устанавливается природой – они приспосабливаются к условиям окружающей среды.

  1. Человек самостоятельно умеет производить средства для материальных благ.

Некоторые животные способны владеть естественными орудиями, но изготовить средства труда не может ни один вид млекопитающих.

Итак, человек является уникальным, духовно незавершённым, универсальным и целостным существом.

Основные характеристики:

  • Наличие сознания.
  • Уникальное строение организма.
  • Восприимчивость к труду.

Индивид – это представитель человека в единичном роде. Он является носителем социальных и психофизических черт человека.

Другими словами, индивид – это «человек в единичном числе».

Основные качества индивида:

  • Активность.
  • Стойкость к реальности, которая окружает человека.
  • Единство психофизического состояния организма.

Олицетворением качеств индивида служит личность.

В древности личность обозначало какой-то социальный лик, который брал на себя человек, когда играл различные роли в театре, то есть некая «личина».

Личность – это определённый человек, склонный к переживаниям, пониманию мира вокруг, имеющий сознание и налаживающий определённые отношения с окружающим социумом.

Люди отличаются друг от друга персональными свойствами, то есть чертами присущими одному индивидууму. Определение «индивидуальные особенности» обозначает психологические и соматические (от латыни «тело») определения человека: рост и фигура, формирование скелета, окрас глаз, волос и так далее.

Индивидуальная особенность личности – это мимика лица человека. Лицо человека отображает не только анатомическую, но и психологическую специфику определённого человека. К примеру, когда выражаются: «у этого человека лукавые глаза», «у вас сознательное лицо», то имеют в виду именно особенность психологического характера, присущую конкретному индивиду.

Обобщим индивидуально - психологические особенности в четыре грани личности:

  1. Качества социального характера (моральная направленность, мировоззрение).
  2. Качества биологического характера (жизненно необходимые потребности, темперамент, задатки).
  3. Индивидуальные черты, имеющие разную психическую природу.
  4. Опыт (совокупность умений, повадок и навыков).

Индивид и личность: различия

Человек рождается индивидом, статус личности уже утверждается в процессе развития. Разграничение определение индивида и личности поможет дать оценку функционирования персоны.

Итак, чем отличается индивид от личности?

  • Взаимодействие с социумом. Индивидом человек остаётся от рождения и до смерти, а личностью он формируется только во взаимодействии либо противодействии с социумом.
  • Признание. Права у всех людей равные, то есть каждый человек изначально имеет свою индивидуальность. Однако, личность имеет некие социальные преимущества: признание, власть, авторитет.
  • Достаточность. Индивидом рождаются, а личностью становятся.
  • Осознанность. Путь к приобретению статуса личности является осознанным действием индивида.
  • Количество. Личностей в мире насчитывается десятки миллионов, а индивидов – примерно семь миллиардов.

Человек, который отстранён от социума, очень быстро теряет свои личностные черты – начинает плохо понимать других людей вплоть до забывания языка. При этом развитие генетического кода проходит по природе независимо от жизненных перемен человека. Стать личностью, человек может, даже имея ограниченные способности.

А вот термин индивидуальность обозначить уже сложнее, так как кроме личностных свойств она включает в себя физиологические и биологические качества человека.

Индивидуальность – это определённый человек, обладающий особым сочетанием, отличительным от других индивидов, социальных, физиологических и психических особенностей. Их отличие проявляется в общении, поступках и активности человека.

В истории бывали такие случаи, когда человек жил и воспитывался среди животных. Такие люди теряли своё социальное начало – умение выражаться членораздельно, теряли умственные способности. Возвращаясь обратно в общество людей, не могли уже прижиться в нём. Такие случаи лишний раз доказывают, что человек, имеющий только биологическое начало, не может стать полноценной индивидуальностью.

Преображению биологического индивида в полноценную личность способствует именно трудовая деятельность. Благодаря занятию каким-нибудь делом, важным для общества, человек может доказать свою уникальность.

Индивид, индивидуальность, личность

«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» эссе.

Данное изречение Асмолова Александра Григорьевича. Оно содержит в себе многозначительные и очень интересные понятия.

Другими словами это выражение можно сформулировать таким образом: от появления на свет человек считается индивидом, с каждым годом жизни он может приобрести статус личности, а вот индивидуальность ему необходимо отставать перед другими людьми. Действительно, соотношение понятий индивид – личность – индивидуальность в каждом социуме проявляются на разных ступенях его жизненного пути.

Как уже говорилось ранее, человек появляется на свет индивидом, то есть имеет свои врождённые генетические отличия. В процессе приобретения опыта, познания каких-либо умений, индивид формируется личностью. Получить статус индивидуальности можно только в соотношении социальных и биологических качеств.

Вот, к примеру, Наполеон Бонапарт от рождения был обычным представителем социума – не отличался физическими способностями и выразительностью во внешности. Однако, стал яркой личностью, так как основополагающей целью у него было именно борьба за свою индивидуальность.

Ещё можно привести пример жизненного пути популярного композитора – Людвига ван Бетховена. Бетховен был выходцем из обычной семьи и не имел особого отличия от своих сверстников. Правда, в детстве его стремились научить музыке, но особых надежд не было. Но все же он смог проявить свой уникальный талант в музыке. Помимо этого он активно участвовал в политике и социальной жизни. Он смог доказать обществу свои индивидуальные качества.

Таким образом, на основе этих фактов можно сделать вывод, что выражение: «индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» в человеческой жизни очень значимо. Только лишь развитию этих понятий последовательно можно доказать обществу свою неповторимость.

Психология индивидуальных различий

Люди друг от друга различаются по характеру. К примеру, человек с сильным темпераментом обычно имеет более привлекательный вид, чем человек с вялым темпераментом.

Характер – это утверждённое психическое свойство, которое оставляет след во всех поступках человека. Характер представляет подчинённую подструктуру личности. У взрослой личности характер зачастую уже устойчив. Что же относительно подросткового характера, то он ещё не имеет стержня.

На изменение характера влияют различные жизненные факторы.

Мифы, которые касаются характера человека:

  • Характер - это биологическое проявление у человека и его изменить невозможно.
  • Характер можно воспитать и сформировать при помощи организации особой системы влияния.
  • Национальный характер, то есть это уникальное психическое свойство зависит именно от национальности людей.

Однако, надо знать, что все мифы имеют долю правды. Основой характера биологического типа служит темперамент. Его мы получает уже от рождения.

Существуют некие стандарты, влияющие на формирование национального характера. Представители одной нации убеждены, что другим присущи определённые черты в характере. Проведя некий опрос в Германии об их отношении к французам, выяснилось: одна половина немцев убеждена, что немцам в манере поведения присуще легкомыслие, а другая считает, что – любезность и шарм.

Под чертой характера подразумевают различные специфики личности человека, изменение которых наблюдается в зависимости от действий индивида.

Разделим черты характера на некоторые группы:

Первая – черты, которые формируют психологический состав личности. Сюда можно определить – принципиальность, целеустремлённость, мужество, честность и так далее.

Вторая – черты, выражающие взаимоотношения двух личностей. В эту группу можно отнести: общительность и закрытость, которая может обозначать предубеждение к окружающему социуму или внутренней сосредоточенности человека; честность или непроницаемость; корректность, тонкость, вежливость и прямолинейность.

Третья группа – черты, определяющие расположение человека к себе. Это самоосуждение и амбициозность, самоуважение, беспритязательность или тщеславие, обидчивость, эгоизм, застенчивость.

Четвёртая группа – черты, выражающие расположение человека к трудовой деятельности. Эта группа состоит из – напористости, старательности или апатии, боязни препятствий или желание к их покорению, скрупулёзность, аккуратность, исполнительность.

И в заключении можно сказать, что последовательность развития такого сочетания: человек – индивид – личность зависит, в первую очередь, от социума и среды, в которой человек развивается и, конечно же, от его генетического кода.

Индивид, индивидуальность, личность was last modified: Декабрь 21st, 2015 by Елена Погодаева

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Каждый человек в социуме имеет определенный статус как социальный, так и психологический: человек, индивид и личность – это разные понятия.

В зависимости от ситуации, человек одновременно может являться личностью, индивидом, но, например, не иметь индивидуальности.

Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» — определения и характеристики

Начнем с того, что определение «человек» обозначает человека, как биологический вид, который олицетворяет собой пример эволюции и обладает сознанием. Человек, как социальный объект, имеет способ общения – язык, но стоит отметить, что не каждый человек – личность.

Характеристики человека, как биологического объекта:

  • анатомия организма;
  • способность создавать орудия или плоды своего труда;
  • присутствие сознания и осознанности.

Отсюда можно определить, что человек – это представитель своего вида и значит он индивид.

Индивид – это субъект, имеющий все социальные качества, которые присущи определенной группе.

Характеристики индивида, как объекта человеческой популяции:

  • активность в социальной среде;
  • психологическая устойчивость;
  • адаптивность психофизических характеристик.

Личность – это человек, наделенный некоторыми качествами, характером, которые сформировались при взаимодействии с социумом. Она способна испытывать чувства, осознавать происходящее и себя в мире, а также формировать отношения с обществом согласно своим убеждениям.

Как правило, личностью не рождаются – ею становятся. Огромную роль в этом аспекте играет человеческий фактор.

Различают следующие факторы, влияющие на становление личности:

  • наследственность;
  • круг общения;
  • характер;
  • воспитание;

Индивидуальность – это набор физиологических, психологических, социальных качеств человека, являющихся неповторимыми. Конечно, каждый из нас уникален, но стоит отметить, что у кого-то есть яркие индивидуальные черты, а у кого-то их вовсе нет.

Что характеризует человека как личность

Само слово «личность» имело негативный оттенок, так как еще с давних времен оно означало маску, под которой скрывается истинное лицо человека.

Обычно, слово «личина» применяли для характеристики социального образа человека, и чаще всего его применяли для оскорбления.

Но прошло много времени, и теперь слово «личность» широко используется как в бытовом обиходе обычных граждан, так и в учебной литературе.

Проявления личности могут носить как постоянный, так и временный характер: в один момент человек может проявить силу воли, а в другой ситуации он может просто промолчать.

Эта тема изучается в школе в 6 классе, на уроке обществознания, а уже в 8 классе эту тему раскрывают полностью.

Чем отличается индивид от личности

Для того чтобы понимать, что такое «личность», необходимо знать разницу между «индивидом», «индивидуальностью», «человеком».

Само определение «индивид» пришло от латинского слова «individ», что означает «кто-то в толпе», а вот индивидуум – это «кто-то» вне толпы.

Если сравнивать личность и индивида, то первая определяет социальный круг, в то время как второй, всего лишь его принадлежность к определенной группе.

В чем проявляется индивидуальность человека

Индивидуальность – это отличительные черты, и в то же время эти черты являются определяющими.

Проявления можно увидеть в манере разговора, смехе или наоборот, в гневе. В основном – в эмоциях, но бывают случаи, когда человек преподносит свою индивидуальность через творчество.

«Индивид» и «индивидуум» — в чем разница

Любой человек — индивид и индивидуум одновременно, только это проявляется в разных жизненных ситуациях. Человек, не включающий в себя личность – это существо примитивное, наравне с приматами.

Например, если вы пришли в банк и хотите получить кредит, то предоставляете паспорт – в этот момент, вы индивид.

А вот если вы хотите выделиться из толпы или быть вне толпы – тут вы уже индивидуум. Индивидуум определяется по характеру и социализации в обществе.

Что значит «выдающаяся личность» по обществознанию

Термин «выдающаяся личность» характеризует человека, как волевого и сильного, отличившегося от всех.

Признаки такого человека очевидны: сила воли, целеустремленность в достижении своих целей.

Чаще всего, люди воспринимают такого человека, как эталон: например, Юрий Гагарин. После его полета, огромное количество советских мальчишек хотели стать космонавтами. Это психология толпы – основная масса всегда ровняется на кого-то одного.

Конечно, человек не может быть яркой и выдающейся личностью без индивидуальности: эти понятия взаимосвязаны и взаимно компенсируют друг друга.

Заключение

Как правило, становление личности происходит на протяжении всей жизни человека. В зависимости от приобретенного опыта и навыков, личность может деградировать или наоборот, стать выдающейся. Все зависит от того, как человек себя позиционирует в жизни.

Часто в повседневном языке принято употреблять понятие личности относительно человека, который либо обладает какими-то талантами, выдающимися способностями, либо проявил себя в сфере своей деятельности настолько ярко, что тогда говорят: «Вот это человек! Вот это личность», «Какая сильная личность», «Известная личность». Звучит так, будто не каждый человек может стать личностью. Но так ли это? Пятилетний мальчик, который посещает детсад – уже личность? А повар, который уже десять лет варит в школьной столовой обеды ребятам – личность? Для развенчивания подобных заблуждений стоит разъяснить последующую цепочку понятий.

От человека к индивидуальности

Психология – наука, в определённом смысле, точная. И в ней тоже есть свои законы, принципы и структуры. Возможно, многие вопросы так и остаются спорными, но понятие личности имеет своё место и определение. Она не может идти абсолютно отдельно от таких понятий, как: человек, индивид, личность, индивидуальность . Она находится посередине между биологическим и социальным.

Вот, рождается человек, как вид млекопитающих homo sapiens, человек прямоходящий, обладающий высшей психической функцией – сознанием . Во всех здоровых людей одинаковое строение тела, одинаково работают системы организма, одинаково задана программа развития. Человек рождается индивидом с его биологическими и генетическими особенностями (отличающейся внешностью, параметрами роста, телосложения, особенностями развития мозговых функций и нервной системы). Индивид становится личностью. Здесь ключевое слово становление. Это не значит, что младенец всего лишь индивид. Его личность только формируется, и будет развиваться на протяжении всей дальнейшей жизни. Это будет процесс становления личности.

А наивысшая ступень её становления – это стать индивидуальностью (уникальность в отдельных свойствах, что делают её неповторимой, возможно, единичной). Например, способность одновременно читать стихи и решать математические примеры делают личность индивидуальностью.

Личность – социальный индивид

Индивид – субъект человеческого рода , биологическая составляющая личности. Это значит, что любой человек – индивид. Все остальные животные организмы нашего мира – особи. Каждый здоровый человеческий индивид, имея руки – будет овладевать трудом, писать, заниматься творчеством. Имея ноги – ходить, бегать, заниматься, спортом, танцевать. Владея языком, каждый индивид научится говорить, и петь. В индивиде – вся биологическая сущность, которая через влияние социума и историческую ситуацию, трансформируется и имеет влияние на личность.

А личность – это включённый в социальное взаимодействие , общение, деятельность, индивид. Существует не один десяток определений личности наших отечественных и западных психологов (С. Рубинштейна, В. Мясищева, А. Леонтьева, А. Маслоу, К. Роджерса, З. Фрейда, Фромма и др.). И все они по своей сути верны и не противоречат друг другу, стоит только полистать любой учебник по психологии и теориям личности.

Основу личности составляют: Я-концепция (я-образ) и самооценка, жизненные ценностные ориентации, сфера мотивации, социальные отношения и установки. Это, своего рода, ядро, которое определяет саму структуру личности (темперамент, характер, способности, эмоционально-волевая сфера). Личность также является носителем всех психических функций и производителем особой социальной активности – деятельности и творчества.

Единство биологического и социального в личности

Для наглядности: влияние биологической составляющей на социальное взаимодействие личности. Известно, что леворукость – это личностная особенность человека, обусловленная таким нейрофизиологическим фактором (по сути, биологическим, никак не социальным), как доминирование правого полушария. И так же известно, что левши имеют свои психические особенности восприятия, воспроизведения символов и пространственной ориентации. Из-за этого социальная адаптация усложняется, ведь все приборы и предметы бытового пользования рассчитаны на правшей. Это социальная сторона данного вопроса.

Все индивидные особенности, так или иначе, влияют и определяют формирование личности. А интенсивность и актуальность проявления биологического зависит от влияния социальной ситуации. Соотношение биологического и социального в личности определяет её структуру, наиболее детальную предложил К. Платонов:

  1. Биологический уровень, то, с чем человек рождается (особенности нервной системы, пол, конституция тела).
  2. Психический уровень восприятия и отражения мира (посредством восприятия, внимания, мышления, памяти, речи).
  3. Социальный уровень обретенного опыта (знания, умения, навыки, привычки).
  4. Уровень направленности личности (мировоззрение, убеждение, самооценка, мотивация, ценностные ориентации, характер).

По каким законам развивается личность: биологическим или социальным? Существует мнение о спонтанном развитии личности , где соотношение этих двух категорий не учитывается, ведь личность развивается из всего, что в неё закладывается природой или социальной ситуацией. Приверженцы биологического принципа развития личности сводят развитие всего психического к законам биологии, даже к тем, которые открывались, изучая животных.

Существует популярный биогенетической закон рекапитуляции, где развитие конкретного индивида в общих чертах повторяет эволюционное развитие человеческого вида. А социальные принципы развития личности делают акцент на доминирующем влиянии различных социальных институтов (от семьи и воспитания до влияния образовательных учреждений).

Среди всего разнообразия подходов, важно понимать, что человек рождается, как индивид (биологический вид) и, как социальное существо – он ещё не сформирован и не развит. Ясно, что влияние общества и исторической ситуации, в которой он родился, неизменно будет на него влиять и создавать личность уже с учётом этих влияний. Но биологическое развитие индивида на всех возрастных этапах будет фундаментом психического развития.