» » Рыцари - мир средневековья. Самые известные рыцари Как называется сообщество рыцарей

Рыцари - мир средневековья. Самые известные рыцари Как называется сообщество рыцарей

Уже выложив статью о двуручных мечах, я поняла, что, собственно, не с того бока к вопросу подошла. Что и доказала битва (ага, на фламбергах) в блоге. Прежде всего, стоило бы определиться, кто такое рыцарь. Не в смысле герой на коне, вместе с животиной закованный в латы, в промежутках между изничтожением драконов сражающийся на турнире. А кого вообще называли рыцарем.

Предлагаю с этим вопросом разобраться. Но предупреждаю сразу. Тема во многом скучная до зубовного скрежета и малоинтересная. Потому что придется копнуть еще и социально-юридическо-экономические вопросы, принципы устройства армий и т.д, и т.п.

А для тех, кто в дебри лезть не желает, сразу дам итог, к которому я подведу в конце поста. Под словом «рыцарь» можно понимать следующее:

1. Просто тяжеловооруженный всадник эпохи высокого средневековья. Воин. Не аристократ.
2. Тяжеловооруженный всадник, зарабатывающий себе на хлеб с маслом. Эпоха позднего средневековья. По сути - наемник. Может быть и дворянином (а может им и не быть).
3. Аристократ без всяких «но». Все рыцарство которого заключается в именование (несущем материальные привелегии) и, может быть, участии в турнирах.
4. Нетитулованный дворянин, имеющий звание рыцаря.

А теперь можно погрузиться в пучины нудятины.

Принцип вассальных отношений

Прежде чем начинать разбираться в рыцарстве, нужно определиться с несколькими терминами, без которых ничего непонятно будет.

Вассал (фр. vassalité, от лат. vassus — «слуга») и сюзерен, сеньор (фр. suzerain от старофр.: suserain)— система иерархических отношений между феодалами. Состоит в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров).

Прошу заметить, «иерархические отношения». А не то, что «все мы слуги государевы». То есть, получается такая лесенка (специалисты ее так и называют - «феодальная лестница»). На вершине стоит правитель. Для простоты назовем его королем.

На ступеньку ниже его находятся, скажем, герцоги и графы. Точность титулов сейчас неважна - в разные эпохи и в разных государствах они и назывались по-разному. Важна суть - это владельцы огромных участков земли. Действительно больших, не только с деревнями, но и с городами. И они именно владельцы. Это важно.

Итак, король сюзерен для графов и герцогов. Они его вассалы. На третьей ступени расположились бароны. Эти дворяне могли владеть собственными земельными наделами (не принадлежащими графу или герцогу). Могли и не владеть. А могли просто пользоваться ими. Но в данный момент это неважно. Важно то, что они были вассалами графа, он являлся их сюзереном. Но! Они не считались вассалами короля. В этом вся суть выражения: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

Ступенькой ниже дворянство помельче, но система все та же. Барон их сюзерен, они его вассалы, но не вассалы герцога, а, тем более, короля.

Почему это так важно? Потому что объясняет организацию войск, армии (и не только в Европе). Система вассалитета держалась на взаимной клятве (коммендации, омаже). Согласно ей вассал был обязан состоять в совете при своем господине, нести воинскую повинность в войске сюзерена (обычно, ограниченное время, например, 40 дней в году), защищать границы его владений, а также, в случае поражения, выкупать господина из плена. Сеньор был обязан защищать своего вассала от военного нападения.

Теперь посмотрим, как собиралась, например, королевская армия. Король кидал клич по графам и герцогам. Те созывали баронов. Бароны - дворянство. Никакой регулярной армии - ее и близко нет.
А что произойдет, если кто-то из графов решит послать правителя в лес белочек ловить? Подобное случалось нередко. Король просто лишался здорового куска своей армии. И такая ситуация распространяется по цепочке вниз. Только граф собрался с соседним герцогом разобраться. Глянул, а половина баронов прохлаждаются незнамо где. А вторая решила вообще сеньора сменить (это было возможно). И не граф с герцогом разобрался, а герцог графа «разъяснил».

Чем оплачивалось рыцарство

Теперь нужно разобраться, что такое лен, он же феод. Феод, фьеф (лат. feudum) или лен - это земли, пожалованные вассалу сеньором. А теперь, внимание! Пожалованные в пользование, с правом получать с них доход. И крайне редко с правом владения и наследования. То есть, пока ты мне служишь - пользуйся. Уйдешь со службы - все снова станет моим. Иногда сеньоры были добрыми и оставляли право пользоваться землями пожизненно.

Кстати, порой феодом называли просто фиксированный доход (зарплату, по сути) или право на получение дохода с земель (только дохода - ничего более). Но такая система сеньорам была не слишком выгодна.
При передаче сюзереном вассалу феода, сеньор не терял права владеть этим же леном. В результате один и тот же феод одновременно находился в собственности двух и более лиц. Оцените прелесть такого решения.

И еще один момент. Феодальная собственность носила условный и сословный характер. Условность феодальной собственности состояла в том, о чем я говорила выше. То есть, пока служишь - лен твой (ну, или право с него доход получать). Но на таких условиях землей мог управлять любой человек, вне зависимости от его социального положения.

А вот владеть землей, полностью и безоговорочно, с правом наследования, продажи, передачи и всеми остальными правами, могли только дворяне - аристократы, титулованные особы. Крестьяне и горожане, даже богатые, не могли стать владельцами феода, предварительно не получив дворянства.

Для дальнейшего понимания: людей, которые получали феод в пользование за несение военной службы, называли министериалами (лат. ministeriales, от лат. ministerium — служба, должность). А сам факт передачи лена в оплату службы называли бенефиций (от лат. beneficium — благодеяние).

Кстати, не всегда они были людьми бедными и несчастными. Широко разрекламированный в свое время факт. Вернер фон Боллэнд являлся вассалом 43 различных сюзеренов, от которых получил в общей сложности более 500 ленов, в том числе 15 графств, и сам, в свою очередь, имел более 100 ленников.

И последний термин, который стоит рассмотреть. Напомню, что понятие «рыцарство» возникло в те времена, когда рабов уже не было, а крепостных не было еще. А было явление, которое называлось «прекарий» (лат. precarium нечто данное во временное пользование, от лат. precarius временный, преходящий) - передача земли с условием выплаты оброка или отработки барщины.

Типов прекариев было несколько. Но наиболее повлиявшим на развитие общества специалисты называют предоставленный прекарий. Суть его состояла в том, что мелкий собственник земли под давлением неких, не всегда от него самого зависящих, обстоятельств передавал право собственности на свою землю (то есть дарил свой надел) крупному земельному владельцу. А затем получал эту же землю обратно, но уже в качестве прекария, т.е., обязан был выплачивать оброк. Вот так в Европе и зародилось крепостничество.

Откуда взялись рыцари

Теперь давайте определимся, кого мы дальше будем рыцарями называть. Любой словарь нам подскажет, что изначально это слово переводится как «всадник». Между прочим, точно также переводятся «кавалер», «кабальеро», «шевалье». Сейчас это создает множество проблем, т.к. зачастую приводит к путанице при переводе. Особенно если переводят источник, например, с немецкого на английский, а потом на русский. Что имеется ввиду? Тот самый рыцарь, который в доспехе и на турнире? Просто всадник? Дворянин?

Но это так, к слову. Предлагаю пока просто говорить о рыцаре, как о тяжеловооруженном всаднике. Про оружие тоже помолчим и давать определение «тяжеловооруженному» не будем.

Принято считать, что более-менее оформившийся фундамент рыцарства находится в 8 веке. А заложил его Карл Мартелл - майордом (старший сановник) франкийского двора. Франкийского, не французского. Франции тогда еще не было. Этот человек, вошедший в историю под прозвищем Спаситель Европы, прославился как полководец, стратег, экономист, хозяйственник. Вполне успешно отражал нападения и германских племен, и арабов. В битве при Пуатье вообще остановил арабскую экспансию.

Но нас интересует то, что именно он оценил преимущества тяжелой (по тем временам тяжелой, конечно) кавалерии. Но фактически все свое существования такой род войск сталкивался с одной и той же проблемой - слишком большая стоимость экипировки и содержания. Цена одного конника была высока, как бы он не вооружался - в кольчугу, панцирь или, прости Господи, максимилиановский доспех.

Господин Мартел нашел как обойти эту проблему. Он, а позже и его потомки, начали раздавать своим дружинникам коронные (принадлежащие короне) земли на условиях бенефиции. То есть, мы тебе землю, а ты нам - службу. Правда, скорее всего, львиная доля доходов, полученных с земель, шла на оплату существования временного владельца. Но нас главным образом интересует факт, что дружинники эти, которых сейчас называют почему-то итальянским словом «газинды», дворянами не были.

Легкая же кавалерия набиралась из «несвободных» людей (vavassores, caballarii). Еще не крепостных, но владеющих землей по принципу прекария (плативших оброк). Но из оброчного сословия можно было подняться в министериалы.

То есть, все происходило примерно следующим образом:

Шаг 1. Получив должность при дворе сеньора (или в его армии) - получи прекарий.
Шаг 2. Выслужись до статуса легковооружённого всадника, отличись уже на этом поприще, и получи бенефиций.
Шаг 3. Перейди в тяжёлую конницу и заработай еще больше привилегий и земель, которыми ты можешь пользоваться.

На этот момент уже появляется термин «рыцарь», но пока он обозначает только тяжеловооруженного всадника, которому - за его службу - выделили лен на условиях бенефиция. О титулах и дворянстве речь пока вообще не идет.

Далее я практически дословно приведу текст из Википедии, потому что сам он взят из замечательной книги Руа Ж.Ж. и Мишо Ж.Ф. «История рыцарства». Впервые в России она была переведена с французского и издана в 1898 г. и переиздана в 2007 г. издательством «Эксмо».

Авторы рассматривают развитие рыцарства на примере Германии. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно эта страна стала фактически «колыбелью» рыцарей. А, во-вторых, больше всего источников, дошедших до нашего времени, имеют именно немецкое происхождение.

Итак, в Германии министериалы с 11 в. составляли особое сословие динстманнов (Dienstmannen), стоявшее выше горожан и свободного сельского населения, тотчас позади свободных рыцарей (имеются в виду владельцы земель, принесшие вассальную клятву и служащие сеньору добровольно). Признаком их несвободного состояния являлась невозможность бросить службу по желанию.

То есть, тяжеловооруженные всадники, рыцари, уже формируют привилегированное сословие. Но это еще не знать, да, к тому же, они зависимы от своего сеньора.

В северной Германии, где князья раздавали лены преимущественно динстманнам, знать с половины 12 в. стала массово переходить в министериалы. То есть, только с 12 в. среди рыцарей появляются дворяне, титулованные особы.

Переводим на человеческий язык: знатные, титулованные люди, привлеченные возможностью получить земельные наделы и доход с них, тоже захотели побыть рыцарями. В это же время по всей Европе рыцарей одаривают и другими «льготами». И рыцарство, как сословие, становится все более и более привилегированным. Но это еще не значит, что простой человек не может стать рыцарем. Да, сделать карьеру на этом поприще становится все труднее. Но возможности еще есть.

Но уже в 14 в. их несвободное происхождение динстманнов забывается.

Рыцарями теперь могут становиться только аристократы, а само это звание принимает характер наследуемого. И в тоже время формируется близкое для нас понимание рыцарства: всадник в латах и с копьем, сражающийся за честь прекрасной дамы. И непременно, как минимум, граф.

Теперь рыцарство становится невозможно «заработать» - им одаривают. И, например, в Англии даже нетитулованное дворянское звание - рыцарь-бакалавр. Элтон Джон был произведен Елизаветой II в рыцари. Вы представляете его в доспехах?

И не стоит забывать, что тогда же (14-15 вв.) ценность рыцаря, как отдельной воинской единицы сходит на нет. Лены больше не раздаются, рыцарство становится синонимом аристократии и вообще принимает орнаментально-декоративный характер. Да, остаются еще рыцарские ордена и тайные общества (рыцарские братства). Но о них должен быть отдельный разговор. Да и в войнах они практически уже не участвуют.

А теперь можно выбирать, какого именно рыцаря мы имеем в виду, говоря о вооружении и экипировке.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема:

«Рыцарство в эпоху средневековья»

Введение

С редневековье… от этой эпохи нас отделяет более 500 лет, но дело не только во времени. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире всё. Для школьников 20-го столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в 16 веке. Однако, кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье!

В наших рациональных душах живёт ностальгия по давно ушедшим временам по великим людям и идеям, которых так не хватает в наши дни. Кроме того, средним векам удалось связать функции конкретного ума с сознанием священного, понять место человека в мировозздании и тем самым воссоздать ценности на основе наследия прошлых веков.

И, несомненно, одно из самых замечательных явлений средневековья – это система рыцарства, вобравшая в себя глубинную суть древних традиций и воскресавшая к жизни вечные ценности и высшие добродетели.

И главная цель моей курсовой работы – представление в «изначальной чистоте жемчужины» идеи рыцарства как модели существования в смутные времена. Заявленная цель моей работы обусловила выбор следующих задач. Во-первых, исследование рыцарского мировоззрения и мировосприятия, его традиции и быта. Именно через эту систему взглядов на мир, на мой взгляд, можно полнее понять сущность феномена рыцарства. А во-вторых, рассмотрение рыцарства в том виде, в каком оно должно было бы быть в идеале.

В качестве основного источника информации я использовал, прежде всего, книгу под названием «Рыцарская энциклопедия» А. Солдатенко, которая вобрала в себя, на мой взгляд, всё самое основное, что необходимо знать для понимания рыцарского быта и нравов. Вспомогательной литературой для меня послужили «Многоликое средневековье» К. Иванова и «История рыцарства» Ж. Руа, а также ряд других пособий по данной теме.

1. Характерные черты рыцарства

1.1 Рыцарское сословие

рыцарство феномен мировоззрение средневековье

Средневековое общество было четко разделено по ранжиру на сословия. Каждое из них выполняло свое предназначение. Духовенству надлежало обеспечивать всем общение с Богом. Крестьянам – работать на всех. Рыцарству – за всех воевать и править всеми.

И «однощитный» рыцарь, у которого не было ничего, кроме старого оружия и верного коня, и барон-землевладелец, и сам король все они принадлежали к этому почетному сословию. Но равны друг другу не были. Если расставить рыцарей по иерархической лестнице, то есть по их положению в сословии, важности титула, – получится такая картина…

На самом верху, конечно, король, первый рыцарь королевства. Ступенькой ниже – герцог, или князь. По знатности, древности рода они если и уступают королю, то совсем немногим – это потомки древних племенных вождей и старейшин. По наследству от предков им достались обширные впадения – герцогства.

Другое дело – графство. Изначально оно не от предков – от короля. Графом у франков назывался наместник короля в провинции. В пограничных провинциях – марках – правил маркграф, или маркиз. Порой он обладал даже большей властью, чем граф.

Во времена Франкского королевства графу полагался заместитель, который выполнял обязанности наместника в его отсутствие, – виконт.

Рангом ниже – барон. Он получал в управление и владение землю – бенефиций – от короля или другого, более титулованного, чем сам рыцаря. Баронами иногда называют всех рыцарей-землевладельцев.

Барон, в свою очередь, давал небольшие бенефиции другим рыцарям. Они ставили на этой земле замки и превращались в шатлэнов, то есть владельцев замка.

И в самом низу иерархии – простые рыцари, не имеющие ни замков, ни земли. Их удел – служить у баронов и шатлэнов за жалованье.

Получая от короля или землевладельца жалованье или землю, рыцарь становился его слугой – вассалом, а тот – сеньором, то есть господином.

Вассал давал клятву хранить верность сеньору, оказывать ему помощь в борьбе с врагами, являться во всеоружии по первому зову. Сеньор же обещал не обременять вассала службой более 40 дней в году, защищать от врагов, а если рыцарь погибнет в бою – заботиться о его семье. Он вручал стоящему на коленях рыцарю меч или символизирующую его палочку – как знак власти над отданной в бенефиций вассалу землей.

Каждый рыцарь был чьим-то вассалом или сеньором. Только король не имел сеньора в своей стране. Герцоги и графы считались вассалами короля, но он не мог вмешиваться в дела их впадений или требовать службу от их вассалов. Действовал нерушимый принцип: «Вассал моего вассала – не мой вассал». Единственным исключением была Англия, где каждый рыцарь одновременно являлся вассалом и барона, и короля.

Итак, рыцарь – человек, стоящий между «свободным» и «несвободным». Рыцарство стало подлинным феноменом Средневековья именно благодаря совершенно особому промежуточному общественному статусу. Рыцарь не является полностью свободным человеком, поскольку выполняет приказы своего господина – будь то король, командующий министериалом, или сеньор, отдающий приказ вассалу. Но рыцарь служит господину по доброй воле, самостоятельно принеся клятву вассальной верности. В силу своих обязанностей он носит оружие, и это отличает его не только от зависимых людей, но и от, многих свободных.

Но еще более интересно деление по другому признаку. «Воин – безусловно, не особа духовного звания, поскольку его профессия – военное дело. Но в средние века рыцарей не относили и к мирскому люду. При всем стремлении средневекового у сознания поделить весь мир на две части (Бог и Дьявол, мирское и небесное, церковь и миряне) воины выпадают из этой стройной и не лишенной внутренней логики системы». Как раз такое деление и помогает уяснить сущность рыцарства в Средние века.

1.2 Рыцарское воспитание

«Истинное рыцарство являлось путем мистического единения души с Богом, для которого было необходимо, по словам М. Экхарта, «отрешиться от самого себя», – то есть человек должен был отказаться от любой собственной воли, которая отделяла бы его от Бога, с тем, чтобы стать орудием истинности и справедливости. Путь рыцаря – это путь внутренней трансформации, основанный на служении «Богу, женщине и королю», проявлении сострадания и милосердия и руководстве во всех предприятиях долгом чести».

Так как же становились рыцарями? В раннее Средневековье рыцарем мог стать каждый, кто получал во владение землю, жил на доходы от нее и мог нести военную службу. Нередко выходили в рыцари и особо отличившиеся слуги крупных сеньоров. Большое количество простых воинов возвели в рыцарское достоинство после Первого Крестового похода. В боях с сарацинами погибло столь много рыцарей, что пришлось восполнить потери таким образом – иначе образованные после завоевания Ближнего Востока государства крестоносцев были бы населены сплошь министериалами и кнехтами.

Уцелевшим прирожденным сеньорам не очень дорого обходилось это снисходительное великодушие: с появлением новых государств они и сами повышали свой ранг, а наличие новых земель позволяло плодить даже баронов без ущерба для себя.

Но уже в XII веке в рыцарское сословие не допускали людей из низов. Так, во Франции в 1137 году король Людовик VI издал указ, по которому у всех посвященных в рыцари простолюдинов торжественно – на навозной куче – отбивали шпоры. С той поры рыцарского звания мог быть удостоен только сын рыцаря. Но прежде чем заслужить это, следовало пройти нелегкую школу рыцарского воспитания.

«Начиналась она, когда мальчику исполнялось семь лет: отец отдавал сына своему сеньору, и мальчик становился дамуазо– учеником рыцаря. Первые семь лет он нес службу пажа.Жил среди челяди сеньора, прислуживал ему за столом, чистил его коня и при этом набирался опыта, познавал премудрости рыцарской жизни. За годы обучения дамуазо должен был овладеть семью рыцарскими искусствами: верховой ездой, плаванием, стрельбой из пука, кулачным боем, соколиной охотой, сложением стихов и игрой в шахматы. Только преуспев в этих семи искусствах, можно было стать полноправным членом рыцарского общества».

Паж своего рода послушник, задачей которого было заставить «замолчать свои мысли и эмоциональные голоса, чтобы они не искажали реальной картины окружающего мира». При успешном прохождении этого этапа пажа посвящали в оруженосцы специальным символическим обрядом, в котором ему впервые вручался боевой меч – продолжение его самого, орудие его воли и высшего духа. Оруженосец вступал на путь борьбы, где он должен был, прежде всего, победить силы хаоса внутри самого себя и внутернне измениться, чтобы обрести целостность и чистоту.

И тут мне становиться непонятным тот факт, что вовсе не обязательным считалось умение читать и писать. «Зачем оно отважному воину? Многие рыцари даже гордились своей неграмотностью. Им вполне хватало прочих достоинств, присущих собственно рыцарю, а не какому-нибудь стряпчему или писцу, больше ни на что не способному»!

1.3 Обряд посвящения в рыцари

Знаком утверждения победы оруженосца над самим собой становился обряд посвящения в рыцари. Обряд посвящения в воины пришел в средневековую Европу от древних германцев. С давних времен у них был принят этот ритуал: юноше, достигшему зрелости, вручали оружие торжественно, в присутствии старейшин племени и воинов. Обычно обряд совершал вождь племени отец будущего воина или кто-то из старших родственников. Позже ритуал посвящения перешел к франкам. Известно, например, что в 791 году Карп Великий опоясал мечом своего сына Людовика. Впоследствии это событие обставлялось все более пышно. Посвящение происходило, когда дамуазо достигал совершеннолетия – 21 года. Само торжество приурочивали к церковным праздникам Пасхи-то есть весной – или пятидесятницы – в начале лета. К нему готовился как сам посвящаемый, так и вся его семья. Накануне юноша нес «ночную стражу» – проводил ночь в церкви алтаря в сосредоточении и молитве.

Этот поэтический обычай проводить целую ночь под сводами храма развился и господствовал во Франции и с древних времен имел место при судебных поединках, при единоборстве обидчика с обиженным. «Так, водной латинской хронике, оканчивающейся на 1029 г., рассказывается о подобном поединке. При этом сообщается, что победитель отправился пешком поблагодарить одного святого, именно в тот храм, в котором провёл всю ночь, предшествующую поединку. Потом обычай этот приурочился к обряду посвящения в рыцари».

Утром юноша стоял обедню. Перед церковной службой ему надлежало возложить меч на алтарь. Это означало, что будущий рыцарь отдает свое оружие на служение Богу. Священник освящал меч и давал юноше причастие. Затем посвящаемый принимал ванну, и его облачали в особые одежду из полотна и шелка.

Сначала надевали белую рубаху, а поверх нее – алое сюрко: длинную безрукавку. На ноги коричневые чулки. И сама одежда, и расцветка ее – все было обусловлено устойчивой символикой. Белый цвет олицетворял чистоту юноши, алый – цвет крови, которую рыцарь прольёт за веру и добро, коричневый – цвет земли, в которую возвращается каждый смертный, исполнив свой жизненный путь.

Главная часть посвящения – опоясывание рыцарским поясом и вручение меча. Обряд совершал сеньор будущего рыцаря либо его самый уважаемый родственник. Сыновей крупных баронов – вассалов короля – обычно посвящал сам король.

Старые рыцари подвязывали юноше золоченые шпоры, которые, так же как и меч, мог носить только рыцарь. Простолюдины за это просто карались.

В конце обряда новый рыцарь получал от сеньора алапу – удар по шее или по щеке. Алапа – единственный удар, который рыцарь мог оставить безответным. Иногда удар рукой заменялся ударом по плечу клинком меча – естественно, плашмя. По-разному трактовали этот обычай. Сначала – как символ того, что, посвящая своего слугу в воины, сеньор дает ему свободу. Потом – как испытание смирения рыцаря перед сеньором.

Ритуал завершался демонстрацией ловкости юного рыцаря. Чаще всего это был комплекс обычных турнирных упражнений. К примеру, следовало, не касаясь стремян, вскочить в седло и на скаку поразить копьем расставленные мишени. Празднество заканчивалось пиром.

В идеале такая система воспитания должна была стать «настоящим путём духовного поиска, где многочисленные испытания веры, преданности любви и мужества приводили к полному преображению человека».

В дальнейшем своем пути рыцарь должен был руководствоваться кодексом чести или рыцарским уставом, дававшим критерии Добра и зла, устанавливавшим иерархию ценностей и нормы поведения, которые рыцарь клялся соблюдать. «И не было бесчестья страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалы рыцарского братства. И не было почёта выше, чем слыть «рыцарем без страха и упрека», прославившим имя бессчетными подвигами и высокими достоинствами».

2. Рыцарские турниры

Образ жизни рыцаря – это образ жизни человека, полностью посвятившего себя воинскому делу. К концу XI – началу XII века среди рыцарей было сравнительно немного тех, кто сам работал на собственном поле: рыцари либо разорялись и пускались скитаться, либо богатели, приобретали крупные феоды, получали за службу в войске сеньора бенефиции и перепоручали хозяйственные дела своим зависимым людям. В военные обязанности рыцарей входило защищать честь и достоинство сюзерена, а главное – его землю от посягательств как со стороны соседних феодальных властителей в междоусобных войнах, так и войск других государств в случае внешнего нападения. В условиях междоусобицы грань между защитой собственных владений и захватом чужих земель была достаточно зыбкой, и поборник справедливости на словах нередко оказывался захватчиком на деле, не говоря уже об участия в завоевательных компаниях, организованных королевской властью, как например, многочисленные походы германских императоров в Италию, или самим папой римским, как крестовые походы.

В мирное время рыцарь, как правило, принимал участие в рыцарских турнирах, которые впервые стали устраиваться в IX веке.

В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы – за две-три недели (в особо торжественных случаях – за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку. Часто норманны и англичане объединялись против французов. Прочие одиночки, прибывшие на турнир, либо присоединялись к уже сложившимся группам, либо образовывали свою собственную.

Основной формой турнирных схваток в XII в. были групповые бои (меле).Схватка обычно начиналась конно-копейной сшибкой. Основные цели конно-копейной сшибки заключались в том, чтобы выбить противника из седла или «преломить» свое копье о его щит. В первом случае демонстрировались сила и ловкость, и выбиралась большая дистанция. Во втором случае рыцарь показывал свое умение выдержать удар копья, не упав с лошади.

Для того чтобы рыцари не использовали турниры для сведения собственных счетов, воины давали клятву, что будут участвовать в турнирах только для совершенствования воинского искусства.

«Участвуя в турнирах, рыцари преследовали две цели: продемонстрировать свою доблесть и подзаработать. Дело в том, что победитель получал доспехи и лошадь проигравшего. Их стоимость всегда была невероятно высокой – она составляла 30–50 голов скота. Более того, часто в плен брали и самого рыцаря в надежде получить за него выкуп. Уильям Маршалл, возглавивший впоследствии конную стражу короля, сколотил на турнирах целое состояние (за 10 месяцев 1177 г. он вместе с другим рыцарем пленил 103 соперников). Лишь в XIII в. этот обычай стал символическим: победитель получал только часть доспеха, например шпору или плюмаж со шлема».

«В конце XIII в. вводятся более безопасные турнирные правила – StatusArmarium. В середине этого столетия появляется и специальное притупленное турнирное оружие, получившее название оружие мира. Специальный список запретов определял последовательность применения разных видов оружия, а также части тела, по которым разрешалось (или запрещалось) наносить удары. Чаще всею запрещалось атаковать ноги противника и его правую руку, не прикрытую щитом. При попадании в какую-либо запретную зону рыцарю засчитывали штрафные очки, а если этот удар приводил к ране, то победа автоматически присуждалась раненому. Было также запрещено выступать группой против одного рыцаря (что нередко практиковалось раньше)».

Турниры становятся не только схватками рыцарей, но и приобретают черты театрализованных представлений. Один из противников Ульриха фон Лихтенштейна прибыл на турнир в черной одежде монаха и даже в парике с выбритой макушкой, надетом на шлем! Есть также упоминание о приключении этого рыцаря и его товарищей, когда они оделись в одежды короля Артура и его придворных. Турниры сопровождались танцами и другими играми. Заключительный поединок стали посвящать дамам.

В начале XIII в. покровительницами турниров становятся дамы. Связано это было, очевидно, с появлением идеалов романтической любви, воспетых в рыцарских романах XII в. (особенно популярны были романы о короле Артуре и его рыцарях, что, вероятно, и подало идею об организации круглого стола). С того времени среди рыцарства становится модным носить цвета своей дамы. В качестве особого расположения к рыцарям дамы вручали им аксессуары своего туалета.

«Одно из сражений Столетней войны – «Битва тридцати» – очень напоминало турнир. Оно состоялось в 1350 г. в Бретани. Небольшой французский гарнизон замка Джосселин оказался в окружении на английской территории. С французской и английской стороны в этом сражении участвовало по 30 человек: 25 пеших и 5 конных. Отслушав мессу, они начали сражение в открытом поле. Через некоторое время бойцы были уже столь истощены, что командиры отвели их для отдыха. Затем сражение снова возобновилось. Многие были убиты в этом сражении, а те, кто остался в живых, попали в плен к победителям, которыми оказались французы. Пленникам учтиво позволили залечить раны, а затем потребовали за них выкуп. Фруассар, который видел одного из участников сражения, сообщает, что его лицо было столь изрублено, что трудно было даже представить, сколь тяжелой была эта битва».

Самым важным нововведением XV в. был барьер, разделивший конных противников в копейной сшибке. Использование барьера сделало поединки намного безопаснее.

В XV в. особую популярность приобретает вид турнира под названием па д"арм.Такие турниры организовывались по мотивам какой-либо истории, а собственно схватка составляла лишь часть ее. Разрешались не только поединки с копьем (джаусты), но также групповые пешие и конные схватки (меле) с мечами или булавами. В этом виде турнира часто использовали искусственную насыпь или специально огороженное место (перрон), обычно с расположенным внутри или рядом деревом, получившим название «Рыцарского дерева». На перрон или на само дерево (если таковое было) тенаны вывешивали свои щиты, причем цвет щита соответствовал определенному типу боя.

Интересен тот факт, что именно на турнирах первой половины XV в. родилась традиция, существующая до сих пор, – рукопожатие, которым рыцари обменивались после боя в знак того, что они не держат друг на друга зла.

Копейные поединки были самым распространенным видом турнира, но далеко не единственным. Большую популярность в XV в. завоевали конный бой на булавах и тупых мечах, пеший бой (одиночный или групповой) без барьера или с барьером. При проведении так называемого полевого турнирарыцари делились на две группы и атаковали друг друга в линейном порядке, имитируя конную атаку, как на поле боя. Здесь все бойцы и их лошади были закованы в боевые доспехи, а оружием служило копье с острым наконечником. Обычно целью схватки было «преломить копье», и рыцари появлялись без мечей. Но иногда после копейной сшибки рыцари переходили к бою на мечах.

Итальянский поединок подразделялся на поединок мира и поединок войны. В первом случае использовалось специальное турнирное вооружение и копья с корнелем, а в последнем – боевые доспехи и острые копья. После использования копий противники снимали дополнительные пластины и брались за тупые мечи. Схватка меле была подобна этой, за исключением того, что в ней принимало участие много бойцов. Пеший турнир в XVI в. часто устраивали перед конными состязаниями. Бой проводился через деревянный барьер, а основным оружием стало копье, которое удерживали двумя руками. Целью было сломать копье противника, а каждому участнику разрешалось сломать в бою 5–6 копий.

«К XVII в. серьезные турниры практически уже не проводились. Только в некоторых уголках Западной Европы они проходили до начала XVIII в. Общий упадок интереса к турнирам был связан с появлением регулярных армий и усовершенствованием огнестрельного оружия. На первое место в подготовке воина вышли маневрирование на поле боя и оперативное владение мушкетом. Бронебойность последнего в XVII в. увеличилась настолько, что доспехи потеряли свое значение и от них постепенно отказались. Таранный удар копьем утратил свое значение еще раньше. Все это сделало турнир бесполезным с точки зрения подготовки воина, превратив лишь в театрализованное представление, не слишком опасную игру».

Типы турнирных боев

Тип боя Время распространения Виды оружия Задача участников
Копейный поединок XIV–XVI вв. (XII–XIII вв. – редкость) Копье (лэнс) Выбить противника из седла, «преломить» копье или привести в действие пружинный механизм
Групповая схватка (меле) XII–XVI вв. Копье, меч Выбить наибольшее количество противников из седла, «преломить» наибольшее количество копий и / или нанести большее количество ударов мечом
Бой на булавах XV в. – первая четверть XVI в. Булава и тупой меч Сбить нашлемник
Пеший бой XIII–XVI в. (наибольшая популярность в XV–XVI вв.). Мечи, булавы, альшписы, топоры и секиры, копья и кузы, кинжалы, дюсаки и боевые цепы Нанести определенное количество ударов или сломать копье противника
Потешная осада (шармютцель) XIV–XVI вв. Самое разное – начиная от мечей и копий и заканчивая цветами и пустотелыми ядрами Захватить крепость или удержать ее

3. Рыцарский этикет

Рыцарская честь, рыцарская любовь, рыцарское поведение – все эти понятия, сегодня уже нарицательные, изначально вовсе не были присущи рыцарству. Принципы, положенные в основу европейского этикета, действительно получили распространение от европейского благородного воинства. Однако оно, в свою очередь, переняло их у «неверных» – на «языческом» Востоке в ходе завоевательных крестовых походов.

Именно в это время – в XII веке – былая простота и даже грубость рыцарских нравов сменились строгими и утонченными нормами куртуазного поведения.

«Куртуазия – своеобразный свод правил рыцарского этикета – сложилась на юге Франции, в Провансе. Провансальские поэты-певцы трубадуры и труверы первыми стали применять в своих произведениях изысканные и образные приемы восточной поэзии, ранее не принятые в сумрачной Европе. Их героические и лирические песни прославляли рыцарские доблести, среди которых воинское искусство, мужество и сила были лишь дополнением к иным достоинствам – верности долгу, щедрости и бескорыстию, великодушию, жертвенности в любви». В Провансе существовало множество форм куртуазной поэзии, но к наиболее распространенным относились кансона, альба, баллада, пасторела, тенсона, плач, сирвентес.

Кансона («песня») в повествовательной форме излагала любовную тему. Альба («утренняя заря») посвящалась земной, разделенной любви. В ней рассказывалось о том, что после тайного свидания влюбленные расстаются на заре, и о приближении утренней зари их предупреждает слуга или друг, стоящий на страже. Баллада в то время обозначала плясовую песню. Пасторела – песня, в которой рассказывалось о встрече рыцаря и пастушки. Плач – песня, в которой поэт тоскует, оплакивает свою долю либо скорбит о смерти близкого человека. Тенсона – стихотворный спор, в котором принимают участие либо два поэта, либо поэт и Прекрасная Дама, поэт и Любовь. Сирвентес – песня, в которой поднимаются уже социальные вопросы, главный из которых: кто больше достоин любви – учтивый простолюдин или бесславный барон?

Произведения трубадуров пользовались такой популярностью, что созданные ими образы, проводимые в них идеи, постепенно сформировали некий свод качеств идеального рыцаря, кодекс рыцарской морали, нормы поведения.

Вслед за провансальскими трубадурами эти нормы популяризовались в произведениях певцов других французских областей, германских миннезингеров, в рыцарских романах более позднего времени, тоже, кстати, поначалу стихотворных.

Так постепенно сформировались легендарные ныне рыцарские манеры – по мере усвоения европейским рыцарством правил куртуазного поведения. Они предполагали изысканность и учтивость, умение вести себя в обществе. Особое внимание уделялось искусству служения даме.

Идеал куртуазной любви – возвышенный и недоступный. Не могло быть приличного рыцаря без дамы сердца, которой он посвящал свои подвиги, с именем которой выходил на поединок, прилюдно клялся в любви и верности, прославлять которую заставлял поверженного противника. Но не могло быть и речи о соединении с предметом своей страсти.

Цепь рыцарской любви – в служении, в страдании, а не обладании. Поэтому в дамы сердца избиралась, как правило, замужняя женщина – так обеспечивалась гарантия ее недоступности. Не случайно и Тристан, и Ланселот изнывают от любви к замужним женщинам – иное было бы недостойно романа.

Тем не менее, рыцарю было чего добиваться в любви. Он проходил несколько ступеней служения. На первой стадии – таящегося – рыцарю полагалось лишь вздыхать, не имея права открыться своей избраннице. Только когда сама дама замечала безутешного воздыхателя, он мог молить ее о внимании и снисхождении. Это уже следующая ступень – молящего. И лишь затем ему улыбалось счастье стать официально признанным влюбленным – поклонником. В этом статусе он имел право открыто заявлять о своей любви и преданности. А если прекрасная дама выделяла его среди всех добивавшихся ее благосклонности мужчин – одаривала всяческими знаками внимания вроде мелких памятных вещичек, – счастливый поклонник переходил в ранг возлюбленного. Порой он мог удостоиться даже поцелуя. О большем истинно куртуазный рыцарь не смел и мечтать.

Что, однако, вовсе не мешало ему вести себя куда более вольготно в отношениях с другими женщинами, особенно низших сословий, и не пренебрегать насилием во время набегов и войн.

Заключение

К сожалению, из-за узких рамок объема курсовой работы мне очень много, что касается рыцарства, не удалось ухватить. Но тем не менее, проанализировав хотя бы затронутые вопросы нетрудно понять, как сложна была структура рыцарства. Рыцарство составляла в эпоху Средневековья достаточно обширную прослойку общественного слоя, а также занимала достаточно значимое место сословной иерархии. Рыцарство также играет важную роль в истории человечества, кто из нас не знаком с историей Крестовых походов?

Романтика, сила и красота была присуща рыцарям на самом деле. И подобно тому, как в самой кромешной темноте ночи рождается новый день, так в недрах феодальной раздробленности и беззаконья зародилась система рыцарства.

Служение Богу, даме – носителю высшей мудрости и хранительнице добродетелей и государю – проводнику и гаранту «космического» порядка в обществе для рыцаря было высшим долгом, в идеале исполнявшимся на трех планах – духовном, психическом и физическом, что позволяло ему самому стать совершенным образом божества.

Кроме того, именно под влиянием рыцарской культуры, сформировалось несколько новых направлений западноевропейской литературы, – появляется куртуазная литература. Куртуазная культура и куртуазная литература составляли одно целое. Историки отмечают, что в XIV–XV веках такие важные элементы жизни феодалов, как рыцарские турниры, ориентируются на литературные образы, превращаются в искусную и изощренную игру.

Каноны рыцарской любви, служения даме оставили след в этикете светского и вообще культурного поведения, манерах ухаживания за дамой, принятых и в современном обществе. Впрочем, как и многие другие соблюдаемые сегодня правила хорошего тона.

И ныне мужчина сопровождает даму справа от себя – так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висящим слева мечом или шпагой. При встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, – так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия. Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, что перед ним свой, а противнику – чтобы тот знал, с кем имеет дело.

Дать четкое определение средневековому рыцарству довольно сложно. Рыцарство – феномен средневековья, один из наиболее ярких признаков той эпохи, было слишком многоплановым явлением, чтобы сводить его к обложке или к статуе в музее.

Список литературы

1) Кёнингсбергер Г. Средневековая Европа. 400–1500 годы. – М.: «Весь мир», 2001 г.

2) Иванов К.А. «Многоликое Средневековье». – М.: «Алтейа», 2001 г.

3) Носов К.С. «Рыцарские турниры». – СПб.: «Полигон»., 2002 г.

4) Руа Ж.Ж. «История рыцарства». – М.: «Алетейа», 2001 г.

5) Солдатенко А. «Рыцарская энциклопедия». – М.: АВС «МЕДИНВЕСТ». 1994 г.

От легенды о рыцарях Круглого Стола до фильма «Игра Престолов» в нашей культуре нет недостатка в сказках о подвигах рыцарей. Тем удивительней факт, как мало мы, на самом деле, знаем о них. Известно, что они носили доспехи и сражались в войнах и турнирах. . . но что еще они делали? Как они жили?

10. Арбалет.

Рыцари были самыми сильными воинами на поле боя, на протяжении веков и сложилось общепринятое мнение, что никто и никогда не может их победить. Как ни странно, но очень простое изобретение как арбалет поставило под угрозу их непоколебимое могущество.

Арбалет, изобретенный в 12-м веке, был своего рода супер луком. Он был сделан из стали, и мог выдержать большее напряжение, чем обычные луки и производить более сильный удар. Арбалет был ровно 300 метров в длину, относительно быстро его можно было перезарядить и манипулировать ним. Стрелы, выпущенные из этого арбалета, могли пробивать металлическую броню. Таким образом, могучий рыцарь, который владел только боевыми навыками и причудливыми доспехами, становился простой мишенью для воина с арбалетом. А научится стрелять из этого лука можно всего за несколько недель. Опытный стрелец может сразить двух рыцарей за минуту, оставаясь в безопасности.

Хотя рыцари не признавали арбалеты, было ясно, что их время, непобедимых воинов истекло, особенно когда вскоре было изобретено оружие с порохом.

9. Спиральная лестница.

Во многих средневековых замках есть винтовые лестницы между этажами. Они, как правило, примыкали к стене крепости (в башне лестница, как правило, проходила вдоль наружной стены и комнаты были построены в середине).

На первый взгляд такой план постройки мог объясняться желанием сэкономить место, но на самом деле винтовые лестницы были изобретены в защитных целях.. Если вражеская армия вторгалась в замок, их рыцарям было довольно таки трудно подниматься вверх по узкой изогнутой лестнице и в то же время сражаться.

Некоторые особенности архитектуры давали защитникам дополнительные преимущества. Средневековые винтовые лестницы были спроектированы так, чтобы они находились по часовой стрелке вверх. Это означало, что вражеские рыцари должны были защищаться с левой стороны, что было серьезной для них проблемой, поскольку почти все рыцари орудовали мечами правой рукой.

8. Денежные затраты.

Быть рыцарем было чрезвычайно дорого. Доспехи, оружие, лошади, и слуги, все стоило больших денег, по сравнению с обычными расходами на проживание. Как искусные воины на лошадях, рыцари были важной составляющей любой армии, так что правители вынуждены были обеспечивать им средства к существованию.

Решением этой проблемы стала система обслуживания рыцарей, в которой рыцарю выделяли участок земли, и в сущности, людей, живущих на этой земле, который назывался феодальным владением рыцаря. Рыцарь был арендатором земли у лорда, с правом властвовать над своей вотчиной, как он считал нужным. В обмен на это лорд мог призвать на помощь рыцаря и его людей для сражения в его армии.

7. Достоинства рыцаря.

Благородство был основой рыцарского поведения. Его границы были слабо определены и часто выходили за установленные рамки в повседневной жизни. Кодексы поведения и этикета были очень строгими, но суть их можно свести к основным рыцарским обетам. Рыцарь никогда не должен иметь дело с предателями. Он никогда не должен наносить вред женщине (независимо от ее семейного положения), он всегда должен относиться к ней с уважением и защищать ее от любой опасности. Более того, он должен поститься и воздерживаться от мирских соблазнов, ежедневно посещать церковные служения и делать пожертвования в пользу церкви.

Последний из этих обетов, очевидно, был вменен церковнослужителями. Когда они решили совершить первый крестовый поход 11-м веке, они придумали хитрый план, чтобы привлечь рыцарей к выполнении их миссии. Церковь ввела собственный кодекс поведения рыцарей, и все рыцари должны были следовать ему. Неудивительно, что в этом кодексе, прежде всего, были правила, направленные на поддержание церкви и христианства.

Хотя рыцарское поведение было общепринятым на светских мероприятиях, многие забывали про основные аспекты рыцарского достоинства на поле боя. Вместо этого, многие из них безжалостно убивали и грабили, сколько они хотели. Они были солдатами и, в конце концов, они предпочитали избежать риска быть убитыми, нежели быть благородными со своим противником.

6. Возникновение рыцарства.

Рыцари всегда ассоциируются с лошадьми. Сильные лошади в их бронированных доспехах, были специально натренированы для битвы. Поэтому считается, что понятие рыцарства происходит от древних войск на лошадях. Древние рыцари появились в период расцвета Римской империи. Древние римляне имели элитную кавалерию «Ordo Equestris».

Хотя все же «Ordo Equestris» нельзя назвать праотцами рыцарей они имели много общего с рыцарями Средневековья – они были менее знатными, но они сражались верхом и пользовались немалым уважением свих соотечественников. Когда Карл великий, император Франков, в девятом веке, наделил представителей дворянства концепцией феодализма, появилось рыцарство.

5. Оружие.

Ни один рыцарь не появлялся на поле битвы, без своих доспехов. Доспехи должны были быть сделаны на заказ (доспехи были сделаны из металла и других негибких материалов, и было важно, чтобы они сопоставлялись как можно лучше). Со временем облачение становилось прочнее и прочнее, первоначально доспехи состояли из обычной мягкой одежды и кольчуги. Со временем добавлялись бронированные элементы, и наконец, полностью бронированные доспехи (такие как представлены в большинстве фильмов). Доспехи был тяжелыми, и весили около 50 фунтов. Зато они защищали рыцаря от ударов любого оружия Средневековья.

Качество и мощь брони служило не только в защитных целях, но оно выступало символом статуса. Чем лучше броня, тем более важным был рыцарь.

4. Рыцарский поединок.

Рыцарские поединки были не просто занятием, которым занимались рыцари в период между войнами. На самом деле, во время, когда поединки стали видом спорта и популярным светским событием, было не так много войн.

Поединки стали своего рода тренировкой и подготовкой к бою. Однако, когда крестовые походы прекратились, и больше не было войн, поединки стали средневековым видом спорта. Популярные мероприятия включали pas d’Armes, в котором рыцарь должен был сражаться с группой оппонентов, а также вид состязаний, когда рыцари были разделены на две команды, которые боролись друг с другом без лошадей.

Удивительно, что рыцарские поединки на лошадях были не так популярны, как состязания команд рыцарей.

3. Тренировки.

Подготовка рыцаря начиналась с 7 лет и затем длилась до 14 лет. Будущий рыцарь сначала служил в качестве пажа. В этот момент он был всего лишь мальчиком-слугой, который был на побегушках у своего хозяина. Хотя в основном его обучение проходило в форме различных игр и видов спорта, это были очень серьезные тренировки. Вместо игрушек и фигурок, средневековый паж играл булавами и постигал искусство верховой езды.

В возрасте 14 лет он становился сквайром. Каждый сквайр обычно подчинялся какому-то рыцарю, помогал ему одеваться и ухаживал за его доспехами и оружием. Молодой сквайр был уже готов сражаться на поле боя. Его обучение становилось все более и более опасным. Травмы были обычным явлением, и такие традиционные рыцарские навыки, как рыцарские поединки и состязания на палках были частью тренировок.

В 21 год сквайр, наконец, посвящался в рыцари. Посвящение в рыцари был изначально очень простым и быстрым –дворянин, совершая обряд, просто дотрагивался до затылка сквайра и произносил несколько слов. В последствие, церковнослужители добавили еще слова, чтобы придать церемонии посвящения торжественности.

2. Крестовые походы.

Крестовые походы, были направлены на освобождение Святой Земли от мусульман. На протяжении веков походы были основной задачей рыцарей. Известно, что было всего несколько крестовых походов, но в действительности их было намного больше. Крестовые походы были постоянной религиозной войной, которая длилась в течение почти 200 лет. Было восемь основных крестовых походов и много, более мелких, между ними.

К сожалению, изначальная цель крестовых походов не была достигнута рыцарями, в конечном счете, Святая Земля перешла к сарацинам. Тем не менее, это не помешало церкви, в последующие несколько столетий, организовывать походы против своих политических противников в Европе.

1. Современные рыцари.

С 1560, рыцарство, по сути, перестало существовать как военное понятие. Есть еще несколько наследственных рыцарей, но большинству из них этот статус дали за заслуги их праотцев. Хотя существует еще много рыцарских орденов, большинство которых были созданы после Средневековья, и основной целью которых стала акцентуация определенных достоинств человека. Например, в наше время рыцарями стали такие известные люди, как Сэр Элтон Джон, Джуди Денч, и Сэр Пол Маккартни.

Образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой вооруженного рыцаря в доспехах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которой объединяли способ жизни, морально-этические ценности, личные идеалы…

Рыцарская культура складывается в феодальной среде. Сам стан феодалов был неоднородным. Немногочисленную элиту феодального класса создавали самые большие землевладельцы - носители громких титулов. Эти самые благородные, с самой большой родословной рыцари стояли во главе своих дружин, иногда настоящих армий.

Рыцари ниже по рангу служили в этих дружинах со своими отрядами, появляясь по первому зову хозяина. На нижних уровнях рыцарской иерархии стояли безземельные рыцари, все имущество которых содержалось в военной выучке и оружии. Много кто из них путешествовал, примыкая к отрядам тех или иных командиров, становясь наемником, а нередко и просто промышлял разбоем

Военное дело было прерогативой феодалов, и они делали все, чтобы максимально не допустить участия в битвах "грубых мужиков". Часто запрещалось ношение оружия и верховая езда "базарным торговцам, крестьянам, ремесленникам и чиновникам". Бывали случаи, когда рыцари отказывались брать участие в битвах вместе с простолюдинами и вообще с пехотой.

Согласно с распространением в рыцарской среде представлений, настоящий рыцарь должен был происходить из знатного рода. Уважающий себя рыцарь ссылался для подтверждения своего благородного происхождения на ветвистое генеалогическое древо, имел фамильный герб и родовой девиз.

Принадлежность к стану передавалась по наследству, в редких случаях в рыцари посвящали за особенные военные подвиги. Суровость правил стала нарушаться с развитием городов - эти привилегии стали все чаще покупаться.

В разных странах существовали похожие системы воспитания рыцарей. Мальчика учили верховой езде, владению оружием - прежде всего мечем и пикой, а так же борьбе и плаванию. Он становился пажом, потом оруженосцем при рыцаре. Только после этого юноша удостаивался чести пройти через обряд посвящения в рыцари.

Посвящение в рыцари (1322-1326). Симоне Мартини.

Существовала и специальная литература, посвященная рыцарским "искусствам". Будущего рыцаря учили, кроме другого, и приемам охоты. Охота считалась вторым после войны занятием, достойным рыцаря.

У рыцарей вырабатывался особенный тип психологии. Идеальный рыцарь обязывался иметь множество достоинств. Он должен быть внешне красивым и привлекательным. Поэтому специальное внимание уделялось одежде, украшению, телосложению.

Доспехи и конская сбруя, особенно парадные, были настоящими произведениями искусства. От рыцаря требовалась физическая сила, иначе он просто не смог бы носить доспехи, который весил до 60-80 кг. Доспехи начинаю терять свою роль только с изобретением огнестрельного оружия.

От рыцаря ожидалось, что он будет постоянно заботиться о своей славе. Свою доблесть нужно было все время подтверждать, и много рыцарей находились в постоянном поиске новых возможностей для этого.

"Если здесь война, я здесь остаюсь ", - говорил рыцарь в одной из баллад поэтессы Марии Французской. Ничего необычного не было в том, чтобы померяться силой с незнакомым соперником, если тот хоть чем-нибудь вызвал недовольство. Организовывались специальные рыцарские турниры. В 11-13 ст. выработались правила рыцарских дуэлей.


Так, их участники должны были пользоваться одинаковым оружием. Чаще всего сначала соперники мчались один на другого с копьем наперевес. Если копья ломались, брались за мечи, потом за булаву. Турнирное оружие было тупым, и рыцари старались только выбить соперника из седла.

При проведении турнира после множества индивидуальных поединков, которые могли продолжаться несколько дней, устраивали главное состязание - имитацию битвы двух отрядов.

Рыцарские поединки стали составляющей частью битв в бесконечных феодальных войнах. Такой поединок происходил перед боем, единоборство завершалось смертью одного из рыцарей. Если поединок не проводился, то считалось, что бой начат "не по правилам". Среди рыцарей была развита становая солидарность. История знает немало примеров истинно рыцарского поведения.

Во время войны между франками и сарацинами один из лучших рыцарей Карла Великого по имени Ожье вызвал на бой рыцаря сарацин. Когда же Ожье хитростью взяли в плен, его противник, не одобряя таких приемов, сам сдался франкам, чтобы те могли поменять его на Ожье.

Во время одной из битв в ходе крестовых походов Ричард Львиное Сердце оказался без коня. Его соперник Сайф-ад-Дин послал ему двух боевых коней. В том же году Ричард посвятил своего соперника в рыцари.

Высшим проявлением рыцарской любви к войне, агрессивного желания феодалов к захвату новых земель, поддержанным католической церковью, стали крестовые походы на Восток под флагом защиты христиан и христианских святынь от мусульман.

В 1096 году произошел первый из них, а в 1270 - последний. Во время их проведения возникают особенные военно-религиозные организации - рыцарские ордены. В 1113 году был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. В Иерусалиме, вблизи храма находился центр ордена тамплиеров, или храмовников. Управлял орденом великий магистр, покорявшийся лично Папе римскому.

Вступая в орден, рыцари давали клятвы послушания и смирения. Они носили монашеские плащи поверх рыцарских лат. В агрессии против славянских народов главную роль сыграл Тевтонский орден.

Рыцарский кодекс нашел отображение в рыцарской литературе. Её вершиной считается светская лирическая поэзия трубадуров на народном языке, возникшем на юге Франции. Они создают культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен придерживаться правил "куртуазии".

"Куртуазия", кроме военной доблести, требовала умения вести себя в светском обществе, поддерживать разговор, петь. Был разработан особенный ритуал женихания к девушкам. Даже в любовной лирике, в описании чувств рыцаря к госпоже чаще всего используется характерная становая терминология: присяга, служение, дар, сеньор, вассал.

Во всей Европе развивается и жанр рыцарского романа. Для его сюжета были обязательными идеальная "рыцарская" любовь, военные подвиги во имя личной славы, опасные приключения. Романы широко отображали быт и черты своего времени. В то же время в них уже заметен интерес к отдельной людской личности.

Наиболее популярные сюжеты - о рыцарях "Круглого стола", о легендарном короле бриттов Артуре, рыцаре Ланселоте, Тристане и Изольде. Много в чем благодаря литературе в нашем сознании до сих пор живет романтический образ благородного средневекового рыцаря.

Рыцарство как военное и землевладельческое сословие возникло у франков в связи с переходом в VIII веке от народного пешего войска к конному войску вассалов. Подвергшись воздействию церкви и поэзии, оно выработало нравственный и эстетический идеал воина, а в эпоху Крестовых походов, под влиянием возникших тогда духовно-рыцарских орденов, замкнулось в наследственную аристократию.

Усиление государственной власти, перевес пехоты над конницей, изобретение огнестрельного оружия и создание постоянного войска к концу средних веков превратили феодальное рыцарство в политическое сословие нетитулованной знати.

Лишение Рыцарского Достоинства

Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.

Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников.

В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства).

После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками.

Бывшего рыцаря под улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства).

После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».

Особенно страшным подобное наказание было для германских министреалисов, так как они даже будучи рыцарями (с приставкой фон) формально считались «крепостными», и лишение рыцарского достоинства превращало их потомков в настоящих крепостных.

Рыцарские доблести:

мужество (pronesse)
верность (loyaut)
щедрость (largesse)
благоразумие (le sens, в смысле умеренности)
утончённая общительность, куртуазность (courtoisie)
чувство чести (honneur)
вольность (franchisse)

Рыцарские заповеди — быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелие, защищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, блюсти чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро и т. п.

Позднее романы «Круглого Стола», труверы и миннезингеры поэтизируют утончённое придворное рыцарство XIII в. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживающих рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, мог возникнуть и культ дам.

Долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, превратился в поклонение идеалу женщины и служение даме сердца, в основном замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Столетняя война между Францией и Англией в XIV в. внесла идею «национальной чести» в среду рыцарей обеих враждебных стран.

Сочинение про рыцарей 6 класс может использовать при подготовке к уроку.

Кто такие рыцари? Кратко

Эпоха рыцарей приходится на 500 – 1500 годы, то есть на Средние века. Она ознаменовалась многочисленными войнами, болезнями и эпидемиями. Раньше в военных действиях брали участие солдаты-пехотинцы. Но с момента изобретения стремени и усовершенствовании седла, они стали воевать верхом на коне, используя в качестве оружия тяжелое копье. Тогда всадником или верховых воинов стали именовать рыцарями.

Рыцаря сложно представить без его верного коня. На нем он не только воевал, но и охотился, участвовал в турнирах. Такие кони стоили немалых денег: для военного дела отбирали животные только специальные породы с крепким сложением и выносливостью. Данные качества закреплялись постоянными тренировками.

Как правило, рыцари были состоятельными людьми и жили в замках со рвами и обнесенными толстыми стенами. Те, кто был беднее, обитали в каменных домах со рвами, заполненными водой.

Как можно было стать рыцарем?

Сословие рыцарей сформировалось из детей знати: в возрасте 7 лет сыновей готовили к службе пажа. Мальчиков обучали плаванию, верховой езде, кулачному бою и привычке носить тяжелые боевые доспехи. Когда им исполнялось 12-14 лет, то они становились оруженосцами и покидали семью, что служить и жить в замке рыцаря. Здесь он учился обращаться с мечом и копьем. В 21 год молодых людей торжественно принимали в рыцари.

Достоинства рыцаря

Ценность рыцаря – это его достоинство и честь. Поэтому он соблюдал определенные правила. Также рыцарь обязан быть щедрым. Они владели богатствами, которые получали с поборов крестьян, военных походов и грабежей соседних феодальных земель. Поэтому они раздавали свои богатства нуждающимся, «спонсировали» талантливых и изобретательных личностей. Расточительность для рыцаря того времени было привычным и престижным явлением. Считалось, что таким образом он искореняет в себе греховные пороки скупости, жадности, корысти и гордыни.

Также рыцари были проповедниками морали и христианской религии среди мусульман. Свою воинскую доблесть они демонстрировали не только во время походов, но и на рыцарских турнирах. На них он мог проявить еще одно свое достоинство – великодушие, пощадив побежденного соперника.

Как вооружались рыцари?

Вооружение рыцарей становили доспехи и различное оружие. Облачение весило до 25 кг, поэтому у господина всегда был свой оруженосец, который помогал одеваться, раздеваться и подавал оружие. Часто боевые кони также были облачены в тяжелые панцири.

Под доспехами рыцарь носил кольчугу, состоящую из 1000 колец. На нее крепились металлические штаны, перчатки, подбородник, нагрудник и детали, защищавшие лицо. Образ воина завершал шлем и обув со шпорами.

  • Рыцари были маленькими людьми – их рост не превышал 160 см.
  • Под шлемом рыцаря, в складках его одежды копошились блохи и вши. Они мылись не больше 3 раз в год.
  • Одевание и снятие доспехов занимало ни много, ни мало – 3 часа. Поэтому в военных походах они часто справляли нужду под себя.
  • Долгое время рыцари считались самыми сильными воинами на поле. Победит их не мог никто. Секрет крылся в эффективном метательном средстве, моментально поражавшее сердце врага – арбалете.
  • В 1560 году рыцарство перестало существовать как сословие населения.
  • В качестве оружия были копье и меч. Кроме того, рыцари владели луком.

Надеемся, что сообщение о рыцарях помогло Вам узнать много полезной информации. А дополнить рассказ о рыцарях Вы можете через форму комментариев ниже.