» » Сезонные изменения в природе летом, осенью, зимой и весной. Сезонные изменения в лесу Сезонные изменения в лесу весна

Сезонные изменения в природе летом, осенью, зимой и весной. Сезонные изменения в лесу Сезонные изменения в лесу весна

Конспект открытого урока по окружающему миру в 3 классе

Тема: Лесная зона. Сезонные изменения в лесу.

Цели: систематизировать знания об осенних, зимних, весенних и летних изменениях в природе; формировать умения анализировать, обобщать; учить объяснять причины изменений в природе; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: пейзажи со временами года, животные для викторины, ветки деревьев, животные и растения для пищевой цепи, карточки с цифрами для уч-ся, карточка с домашней работой, запрещающие знаки о поведении в лесу.

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу. Желаю вам успешных ответов, высказывания своих мыслей.

2. Определение темы и постановка целей урока.

Рассмотрите репродукции с картин известных художников: И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.И. Левитана. Определите название каждой картины. Почему вы так решили?

Определите сами тему нашего урока. (Сегодня мы изучим сезонные изменения в лесу.)

Мы отправимся на лесную поляну. На чем лучше отправиться в путешествие, чтобы не помешать течению лесной жизни? (Пешком.)

Назовем и другие правила поведения в лесу (по карточкам с запрещающими знаками).

Какие правила мы еще не назвали?

3. Повторение и обобщение пройденного.

Как называется республика, в которой мы живем? (Башкортостан)

В каком климатическом поясе находится Башкортостан? (В умеренном поясе.)

А в какой природной зоне? (Лесной.)

Какие еще природные зоны вы знаете? (Пустыня, степь, тундра, ледяная пустыня, тайга.)

Чем эти зоны отличаются друг от друга? (Климатом, рельефом, растительным и животным миром, занятиями людей.)

Особенность климата лесной зоны в том, что в этой зоне четко выражены 4 сезона. Какие? (Зима, весна, лето, осень.)

4. Изучение новой темы.

Шли мы, шли, и вот, наконец, привал. В какое время года в лесу мы попали?

1) Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

О каком времени года строки? (Об осени.)

Какие изменения произошли в неживой природе?

На доске:

Долгота дня

Количество ясных дней

Температура воздуха

Осадки

Подслушаем разговор двух деревьев.

Расхвасталось одно дерево осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».

А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, - самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.

Угадайте, какие деревья вели этот спор. (Лиственное и хвойное.)

Какие изменения произошли в растительном мире? (Смена окраски листьев.) Почему изменилась окраска листьев?

Прочитаем научное объяснение этого явления. (Учебник, с.93)

Назовите хвойное дерево, которое осенью сбрасывает с себя всю листву, то есть ведет себя как лиственное. (Лиственница.)

- Осенью на растениях образуются плоды и семена. Отгадайте их.

Растут на ветке группкам, покрытые скорлупками. (Орехи.)

На балет дуб детей одевает без затей.

Все в его семейке носят тюбетейки. (Желуди.)

Каждой весною лапы еловые старые лампы меняют на новые. (Шишки.)

Осенью на растениях образуются семена, и природа придумала разные хитрости, чтобы распространить их.

Посмотрите на иллюстрацию учебника с.94. Сделайте вывод, как распространяются семена дикорастущих растений. (Очень многие семена разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, а также птицы, насекомые.)

Физкультминутка.

Елочки зеленые на ветру качаются. (Покачивания влево-вправо.)

Низко наклоняются, низко наклоняются. (Наклоны вперед.)

Сколько елочек зеленых? (Любое число.) Столько сделаем поклонов.

Сколько бабочек у нас? (Любое число.) Приседаем столько раз.

Сколько синеньких платочков? (Любое число.) Столько сделаем прыжочков.

Жизнь животных осенью тоже подчиняется сезонным изменениям. Насекомые забиваются в разные щели, под кору деревьев. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету. О некоторых из перелетных птиц ребята подготовили сообщения.

(Заслушиваются сообщения детей.)

Зимующие птицы стараются перебраться поближе к человеку. Близость к селениям, где всегда есть пищевые отходы, поможет им подкормиться. Школьники тоже могут помочь этим птицам. Как? (Сделать для них кормушки.)

Осенью у лесных обитателей много забот. Они серьезно готовятся к зиме – суровому, голодному времени года. Кто укладывается спать? (Медведь, сурок, еж, енот, бурундук) Кто делает запасы? (Белка, мышь.) Кто меняет шубу? (Заяц, белка.)

Белая дорога… Кружит белый пух:

То летят снежинки роем белых мух.

Белая дорога, белые дома…

Это наступила русская … (Зима.)

Какие изменения в неживой природе происходят с приходом зимы? (по плану)

Деревья зимой спят.

Как мы уже сказали, животные очень серьезно готовятся к зиме. Ведь от этого зависит их жизнь. Откройте учебник на с.96, рассмотрите иллюстрацию.

На какие группы можно разделить животных по способу зимовки? (1 – ищут корм, всю зиму активны: лисы, зайцы, лоси, кабаны, волки; 2 – спят – медведи, барсуки, ежи, еноты.)

Викторина о животных.

На доске: рисунки с изображениями зайца (1), медведя (2), лисы (3), волка (4), белки (5).

У уч-ся карточки. Они отвечают на вопрос учителя, подняв вверх карточку с цифрой, соответствующей какому-либо животному.

1. У кого зимой появляются детеныши? (2)

2. Этот зверь питается только ягодами, орехами, желудями, иногда яйцами и птенцами. (5)

3. Кто к зиме собирается в стаи? (4)

4. У какого зверя враги филины, вороны, лисы, волки, сороки? (1)

5. Про какого зверя говорят: «Быстро бегает, умеет ползать, плавать, очень любопытный»? (3)

6. Кому помогает выжить его удивительная выносливость: он может не есть по нескольку дней, не теряя силы и не выходя из формы? (4)

7. Их ловят и съедают волки, крупные хищные птицы похищают детенышей, а беркут нападает на взрослых. Что это за звери? (3)

8. Хвост служит ей рулем, а иногда и парашютом. (5)

9. Быстро бежит в гору, а с горы – кубарем. (1)

3) Где ты, солнышко, проснись! Где ты, скворушка, вернись!

Сыпать снег зима устала, кап-кап-кап – весна настала!

Какие изменения в неживой природе происходят весной и почему? (Солнце стало подниматься в небе выше, температура повышается, день становится длиннее.)

А какой снег быстрее тает – чистый или грязный? (грязный.)

Что вниз вершиной растет? (Сосулька.)

С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? (Почками.)

С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение, на деревьях набухают почки. Чтение учебника с.93 (со второго предложения).

На этой остановке выполним новое задание: определите, с какого дерева ветка? (показ карточек учителем)

4) – Наконец, добрались мы до следующего времени года. Какого? (Лета)

Лето – время лесных малышей. Вылетают из гнезд птенцы. У зверей подрастает смена. Старше всех лесных малышей медвежата, ведь они родились не как все детеныши – весной, а зимой, когда их мать спала в берлоге. Летом в лесу ты встретишь много лесных малышей. Не обижай их!

Задание на остановке «Лето»: из данных карточек составить цепи питания лесных жителей. (1 ученик у доски прикрепляет карточки, рисует стрелки)

5. Итог урока.

- Вот и закончилось наше лесное путешествие по временам года. Мы многое узнали о растениях и животных леса.

Еще раз обратим внимание на иллюстрации пейзажей разных времен года. Какое время года самое красивое? (Трудно выбрать самый красивый период, у каждого времени года своя красота.)

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же ее всегда беречь!

Оценки за урок.

Домашнее задание: задание по карточке. (Указать, в какое время года происходят изменения в природе.)

Задачи:

  • на основе личных наблюдений учить делать выводы о сезонных изменениях в жизни растений и животных в лесной зоне;
  • учить детей вести диалог, высказываться, отстаивать свою точку зрения;
  • развивать речь, логическое мышление, умение пользоваться индуктивным и дедуктивным методами поиска правильного ответа;
  • воспитывать бережливое отношение к природе, чувство коллективизма.

Оборудование:

  • иллюстрации картин природы,
  • картинки с животными,
  • карточки с заданиями,
  • карточка – художественное описание времён года.

I. Вступительная часть.

Жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Как не счесть звёзд на небе, так же многочисленны обитатели Земли. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воде и в воздухе. А мы на нашем необычном уроке поговорим о четырёх временах года, четырёх сезонных циклах, которые сменяются в лесу, ведь в каждом из них природа имеет свой облик, свою красоту.

Лес – не только для нашей забавы
В нём – деревья, ягоды, травы.
Птицы, звери
И прочие твари
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут.

Ребята, мы тоже сегодня будем маленькими учёными, понаблюдаем, расследуем, обсудим и поговорим о сезонных изменениях в лесу.

Работать мы будем в группах. Перед началом работы повторим правила:

- уважать позицию товарища;

- не обижать и не обижаться;

- быть внимательным;

- соблюдать тишину;

- слушать и слышать друг друга;

- участвовать всем.

II. Презентация каждой группы.

Следующий этап нашей работы презентация каждой группы. Готовясь к этому уроку, ребята захотели представить название своей группы стихами собственного сочинения.

По ходу урока каждая группа будет заполнять таблицу теми явлениями и объектами живой и неживой природы, которые соответствуют выбранному вами времени года

III. Актуализация знаний.

С чем связана смена времён года? У вас 2 варианта ответа.

Выберите правильный ответ, обсудив в группах.

  1. Наступление времён года связано с положением солнца на небосводе.
  2. Наступление времён года зависит от деятельности человека.

Если вы выбрали ответ под №1, то поднимаете карточку под №1, если под №2, то поднимите карточку под №2.

Обобщение: да, солнце по-разному обогревает Землю в течение года.

На таблице вы видите разные положения солнца. Покажите то положение солнца, которое соответствует вашему сезону.

Кто сможет сделать вывод. Как положение солнца влияет на смену времён года?

Вывод: смена времен года связана с положением солнца на небосводе. Чем выше солнце, тем теплее, чем оно ниже, тем холоднее, земля прогревается хуже.

IV. Художественный текст.

Лес в любое время года имеет свои особенности, свою прелесть и неповторимость. У вас на столах карточки с текстом. Ваша задача из художественного текста выбрать то описание леса, которое подходит вашей группе и доказать (во время чтения группами своего отрывка на таблицу вывешиваются иллюстрации с лесными пейзажами)

Запестрели деревья. Яшмовые клёны буквально светятся среди берёз и лип. Да и сами липы и березы будто в парчовых накидках: так ярки расцвеченные листья. Сказочным чертогом выглядит лес, расписанный волшебной кистью матушки – природы. Особенно красив он в ясный, яркий день, согретый тёплым солнышком. Казалось, без устали бродил бы этими стёжками, запорошенными листвой.

Природа настроилась на суровый лад. В морозы быстрые речки и те лубенеют, прячась под лёд. Снегу намело столько, что без лыж не пробиться полем или перелеском. А снежинки всё падают и падают, преображая лес в серебряные чертоги, одевая каждое деревце в бархат и парчу. Зайцы, волки и лисы кругом оставили столько следов, что только распознавать не забывай. И к тому ж празднично разубранные ёлочки, одна другой пригоже.

Деревья пробуждаются по мере схода снега и размерзания почвы. В лесу она глубоко не промерзала, особенно под слоем листвяной подстилки. Снега же в лесу нынче было много. Медленнее всего он тает в хвойниках и на северных склонах. Там нередко залёживается до дней тёплых и звонких. Набегут первые дождички и от старого сезона никаких следов не останется. “Первый дождик корешки обмоет”, наставляет старинная примета Тепло пригонит птиц издалеча. Крики возвратившихся птиц пронижут воздух. Эти-то крики и называют издавна “музыкой сфер”.

Только что дни росли и росли, и вот настал зенит света - пора солнцестояния. Как хорош лес! Дубравный покой и дубравный шум, беспрерывное жужжание мух, пчёл, шмелей и запах … этот травяно – лесной запах, насыщенный растительными испарениями, листом, а не цветами. Сейчас куда ни взгляни – везде увидишь обновы середины года с их яркими красками и пышным великолепием. Кажется, всё в лесной стороне предстало в своих лучших нарядах.

Физминутка.

Давайте перенесёмся на минутку в лес, послушаем музыку леса и отдохнём.

Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу
В стороны руки
Плавно помашем
Это к нам птицы летят
Как они сядут
Тоже покажем -
Крылья сложили назад.

V. Неживая природа.

Красив лес в любое время года. Как же сезонные изменения влияют на неживую природу, мы сейчас увидим. В конвертах для каждой группы задание: обсудите и выберите те явления неживой природы, характерные для вашего сезона и дополните ими таблицу. Таблица наша пополняется.

VI. Живая природа.

Изменяется погода, и растения и животные приспосабливаются к этим изменениям. Каким образом это происходит, мы можем пронаблюдать на отдельных примерах.

Животные в лесу оставляют следы (открыть следы и таблице). Вы, как настоящие следопыты, догадайтесь, какие животные оставили следы в лесу. Найдите под партой животного и проверьте, верно ли ваше предположение.

А теперь каждая группа расскажет о повадках, поведении и жизни вашего животного.

Как, в какие группы можно объединить этих животных?

VII. Птицы.

На карточках – названия птиц. Вычеркните тех птиц, которых не бывает в ваше время года в Хакасии. Обоснуйте ответ.

Проблемный вопрос: почему лес один, а птицы разные?

VIII. Блиц-турнир “Знайка”.

  • для осени: можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
  • для зимы: какие птицы выводят птенцов зимой?
  • для лета: у какой птицы летом птенцы беспризорные?
  • для весны: почему птицы чаще всего выводят птенцов весной, а не в другое время года?

IX. Экология.

Как человек не может прожить без леса, так в наши дни лес не может без человека. Какую пользу приносит человек лесу – все мы знаем, а вот зачем лесу человек? (охрана, защита)

Давайте все вместе вспомним и перечислим правила поведения в лесу (на столах в конверте лежат плакаты по охране природы, посоветуйтесь и расскажите, о чем предостерегают они нас, дайте название каждому плакату и подпишите его).

X. Заключение.

Вы хорошо поработали, подружились в группе, узнали много нового,

делились друг с другом своими знаниями. Возьмитесь за руки, передайте то тепло, тот импульс, тот заряд энергии, который вы получили во время урока, улыбнитесь друг другу. Если вам понравился урок – поднимите руки вверх. Наш урок закончен и хочется пожелать вам, чтобы наше творческое сотрудничество продолжалось.

Д.з: написать сочинение на тему “Лес будущего”.

«Золотая осень» - Я осень рисую. Рисуем осень. Вот что у нас получилось. И сад я рисую коричневым цветом, И персики всюду блестят, как планеты. Поможем взрослым выкопать картошку. Золотая осень. Мы возьмем ведерки, да и в путь дорожку. Игра «Не промочи ноги». Праздник. Рисую я осень. И желтые травы, и желтые листья, укрывшие землю, как шубкою лисьей.

«Природа осень» - Где-то листья опадают раньше, а где-то позже. Солнце подолгу сверкает на небосклоне. Начинают летать попрятавшиеся на зиму насекомые. Когда же в природе кончается лето и начинается осень? Тема урока. "В гости к осени". Тема урока "В гости к осени". Заморозками называются лёгкие утренние морозы.

«Осенние изменения в природе» - Скоро осень... Посмотри на деревья! Понимающим - ясно: Обольстительно, вкрадчиво осень вступает в права! Краски осени. Увидеть в обычном необычное. Радуга цвета. С наступлением осени, какие цвета доминируют? Осенние изменения в природе «Осень- погод восемь». Выставка. « Дары природы». Урок рисования.

«Природа осенью» - …А ночи длиннее. Всё чаще небо заволакивают тёмные тучи… Листья рябины, Постепенно начинается листопад. Желтеют листья клёна, берёзы, осины. Берёзовая аллея. Основное изменение в неживой природе –похолодание - влечёт за собой изменения в живой природе. В реках. С приходом осени листья растений меняют окраску.Деревья подготавливаются к зимним холодам.

«Листопад» - Воспитатель: Правильно. находится в завянувшем листе. Посмотрите – роща золотом одета! Дети: тополь; клён; берёза; черёмуха; липа; рябина; сосна; ель и др. Дети: Сосна, ель, пихта. Летом солнце светит долго. В листьях происходят удивительные превращения. Сегодня ребята на занятии мы разгадаем много загадок природы.

«Лес осенью» - 3. Опавшие листья перегнивают и превращаются в минеральные вещества, необходимые растениям. Зачем же листопад нужен дереву? Зелёный лист не так-то легко оторвать. Бывает ли листопад у хвойных деревьев? Сезонные изменения в лесу « Осень». Чтобы не засохнуть, растения сбрасывают листья. Ядовитые растения леса.

Всего в теме 16 презентаций

Слайд 2

В календаре три зимних месяца: декабрь – хмурень, январь – просинец, февраль – снежень. Плохо в лесу зимой – холодно, голодно. С наступлением холодов цепенеют насекомые, змеи, лягушки. Это особое состояние называется анабиозом. Летучие мыши, ежи, землеройки и другие грызуны впадают в спячку. Медведь и барсук погружаются не в спячку, а в зимний сон. Медведицы и барсучихи в это время даже приносят потомство. Зима

Слайд 3

Кабаны и лоси переходят зимой на стойбищный образ жизни. Лоси питаются молодыми веточками сосны, берёзы, рябины, ивы, осины. Кабаны разрывают снег в поисках желудей и орехов. Глухари, тетерева, рябчики кормятся почками и веточками черники, берёзы. Лакомством для птиц являются сладкие от мороза ягоды рябины. Белкам не страшен трескучий мороз. Они живут в тёплых гнёздах и обогащают скудный рацион запасённой с осени провизией. Хуже всего приходится хищникам: слишком уж мало осталось дичи в лесу. Лиса мышкует, гоняется за зайцами, охотится на спящих в снегу лесных кур. Волчьи стаи в поисках добычи совершают огромные переходы; в это голодное глухозимье они по-настоящему опасны. Зима

Слайд 4

В начале марта снег особенно глубок, по ночам бывает очень холодно, недаром говорят: «Март морозом на нос садится». Но яркое солнце прогоняет ночной мороз: снег на крышах подтаивает, повисают острые сосульки, начинается капель. Считается, что первая примета настоящей весны – возвращение грачей. Появляются первые проталинки. Деревья пока ещё спят, только верба спешит встретить весну: у её лопаются почки и появляются на свет серебристые пуховки. Весна

Слайд 5

Зелёная весна начинается как только распускается мать – и – мачеха, самый первый, ярко – жёлтый цветок. Лес тем временем почти освободился от снега. Деревья и кустарники стоят без листьев, но уже порхают бабочки – крапивницы и лимонницы. И вот наконец украсились серёжками ольха с орешником. Распускаются душистые розовые цветки ядовитого волчьего лыка. Кое – где можно встретить первые грибы – сморчки и строчки. Весна

Слайд 6

В последнюю неделю апреля в природе происходит невероятный взрыв жизни – деревья и кустарники словно наперегонки спешат зазелениться. Первой распускается черёмуха. За ней торопится бузина и волчье лыко, сирень и душистый тополь, калина и рябина. В последние дни апреля зацветает вяз. Едва успев зазеленеть, берёза уже пылит жёлтыми серёжками. В середине мая зацветает черёмуха. Весна

Слайд 7

Весной, как только развернутся листья, появляются личинки насекомых, просыпаются бабочки, жуки и начинают питаться свежей листвой. Растения и насекомые привлекают растительноядных и насекомоядных животных. Заяц меняет белую окраску шерсти на серую. Пробуждаются от спячки млекопитающие – ежи, летучие мыши, барсуки. Из дальних странствий возвращаются птицы. Первая забота всех птиц – построить гнездо, вывести и выкормить птенцов. Весной у разных животных появляется потомство. Весна

Слайд 8

За буйство цветов июнь наречён в народе разноцветом. Что за благодать царит в лесу! В воздухе стоит тонкий аромат цветущей рябины – верная примета того, что заморозки уже не страшны. В белом наряде красуются калина и малина, зацвели васильки, ромашки, фиалки. В июне у млекопитающих заканчивается линька. Летний наряд искусно маскирует зверей на пёстром летнем фоне. Почти все обитатели леса обзавелись потомством, и теперь у них хлопот полон рот. Лето

Слайд 9

Кончается пора цветения, начинается пора созревания. Земляника, черника, голубика разбросали везде свои разноцветные бусинки. Богатый урожай ягод на время делает вегетарианцами даже самых закоренелых хищников – куницу, лису, не говоря уж о медведе: этот мохнатый сладкоежка готов лакомиться всеми ягодами подряд. В начале июня начинают попадаться первые подберёзовики, подосиновики и белые. Лето

Слайд 10

Дары леса

Слайд 11

Приход осени в лиственном и смешанном лесу виден сразу. Сначала меняется окраска листьев на деревьях и кустарниках, а потом начинается листопад. Кто – же раскрасил листья на деревьях? Ответ прост: никто! Дело в том, что в листьях содержится не только зелёный хлорофилл. Там есть и жёлтый пигмент – каротиноид, и красно-фиолетовый – антоциан. Летом самым активным является хлорофилл. Осенью хлорофилл разрушается, появляются жёлтые и красные вещества, и начинает меняться окраска листьев. Потом они начинают опадать. Но в природе ничто не пропадает напрасно! Пройдёт совсем немного времени, опавшие листья превратятся в перегной и дадут жизнь новым зелёным побегам. Осень

Слайд 12

Осенью на растениях образуются плоды и семена. Природа придумала разные хитрости чтобы распространить их по земле. Созревшие семена осеннего клёна – крылатки разносятся ветром. Дуб с жёлудями расстаётся неохотно. Он роняет плоды в то время, когда все остальные деревья уже сбросили листву. Во влажном, прелом слое опавшей листвы, да ещё прикрытые толстым слоем снега, жёлуди надёжно защищены и от высыхания, и от мороза. Дрозды глотают ягоды рябины целиком Семена у них в желудке не перевариваются и выбрасываются вместе с помётом. Так эти птицы распространяют семена многих кустарников и деревьев. Осень

Слайд 13

Звери и птицы готовятся к зиме. Они неутомимо запасают пищу в своих кладовых. Звери накапливают жир. В другое время года животные так не толстеют. Особенно много жира накапливают на зиму залегающие в спячку барсуки, медведи и ежи. Провиант припасают белки, бурундуки, мышевидные грызуны. Белка собирает жёлуди и орехи, сушит на ветках грибы. Заготавливают семена птицы: сойки, синици. Бобры на зиму сооружают подводные склады из не толстых деревьев и ветвей, которые «законсервированы» под водой. Осень

Слайд 14

Список использованной литературы

В.Морозов «Рассказы о русском лесе». В.П.Герасимов «Животный мир нашей Родины». О.Молчан, Л.Щёкотова «Лес»

Посмотреть все слайды

Фрагмент урока в 3 классе по теме «Сезонные изменения в лесу».
Придворева Л.А., учитель начальных классов
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в лесу
Предметные результаты:
-продолжить формирование представлений о приспособлении животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе, о распространении семян и плодов.
- учить составлять таблицы, схемы, используя приведенные в учебнике текст и рисунки.
-проводить аналогии между изучаемыми объектами (сезонными изменениями в неживой и живой
природе, растениями и животными) лесной зоны и своего края.
Метапредметные результаты:
- развивать умение пользоваться учебной, справочной литературой;
- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с заданием;
- развивать коммуникативные навыки в процессе групповой работы и работы в парах;
- способствовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: учебник «Окружающий мир»,3 класс (авт. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков), мультимедийная презентация, энциклопедия у детей.

Ход урока
I.Работа по теме урока
1.Беседа.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите?
Ученики: На картинках изображена природа в разные времена года. На одной картинке летом заяц в серой шубке, зимой - в белой. Хвойные деревья стоят зелёные во все времена года, только лиственница сбросила хвою осенью. Летом много птиц, осенью они собираются в стаи и улетают, зимой птиц мало, весной птицы возвращаются. Летом много цветущих растений. Весной много раннецветущих.
Учитель: Попробуйте определить тему урока.
Ученики: Так как на всех картинках изображён лес в разные сезоны, то, наверное, об изменениях в жизни растений и животных в лесу в разное время года.
Учитель: Молодцы. Правильно, мы сегодня поговорим с вами о сезонных изменениях в лесу. Для этого отправимся в лес и попробуем представить, какие изменения происходят в лесу.
Ученики: Это напоминает сказку «Двенадцать месяцев». Перед глазами героини прошли все 4 времени года.
Учитель: А давайте отправимся в лес вместе с ней. Кто хочет побывать в роли принцессы?
Принцесса: Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь, покажитесь. Какие изменения в неживой природе происходят осенью?
Презентация с изображением картинок осеннего леса и погоды.
Ученики: Солнце скрыто за тучами. Моросящий дождь. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Ветер срывает листочки. Начинается листопад.
Учитель. Рассмотрите композицию «Краски осени»
- Расхвасталось одно дерево своим осенним нарядом: «Красивее моей одежды не придумаешь, тут и красные, и желтые, и розовые, и оранжевые краски».
- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева неприличен, - сказало другое дерево, самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я этому цвету никогда не изменяю.
Угадайте какие деревья вели этот спор? Почему, вы так считаете?
Ученики: Деревья, у которых меняется окраска листьев, это лиственные: берёза, дуб, липа, осина, клён. У хвойных деревьев листопад происходит постепенно в течение всей жизни дерева. Каждая хвоинка живет 3–5 лет. Одни хвоинки опадают, другие только выросли, и время опадать им еще не наступило. Вот и стоит дерево зеленым и никогда не бывает голым. Исключение составляет лиственница, которая сбрасывает хвою каждую осень.
Учитель: Какие изменения произошли в растительном мире? Почему изменилась окраска листьев? Прочитайте научное обоснование этого явления.
Желтая, красная краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он заглушается более сильным – зеленым, хлорофиллом. В живом листе хлорофилл разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. Наступает осень, удлиняются ночи, света меньше. Зеленый цвет убывает. Цвет зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. Например, вещество ксантофил, имеет желтую окраску. Каротин, придающий моркови свойственный ей рыжий оттенок, также присутствует в листе. Существует еще антоцианин, придающий яркие красные оттенки.
Учитель: Похолодание замедляет в растениях процесс сокодвижения, а от этого рост растений замедляется. Говорят, что деревья спят. Желтые листья - признак засухи. Как вы понимаете эти слова?
Ученики: Корни плохо всасывают холодную воду.
Учитель: Начинается листопад. Попробуйте объяснить определение листопада.
Ученики: Листопад – это приспособление растений к суровым условиям зимы.
Учитель: Почему животные не едят красивые разноцветные опавшие листья?
Ученики: В них накапливаются вредные вещества.
Учитель: Дерево сбросило листву, оно погибло? Когда почки появились на дереве?
Ученики: У дерева есть почки. Осенью растение одновременно и сбрасывает листья, и закладывает почки будущих листьев, побегов и цветков, которые весной обретут свою новую жизнь.
Учитель: Осенью на растениях образуются плоды и семена. Посмотрите на иллюстрации. Сделайте вывод, как распространяются семена культурных растений, а как дикорастущих растений.
Ученики: Семена культурных растений главным образом собирает человек и использует их для новых посадок. Семена дикорастущих растений разносятся ветром, люди и звери переносят прицепившиеся семена, птицы и звери делают запасы.
Учитель: При сборе семян и ягод будьте внимательны. Существует немало ядовитых растений. Откройте учебник, внимательно рассмотрите и назовите ядовитые растения.
Учитель: Запомните их. Это знание поможет вам избежать опасности.
2.Физкультминутка.
Принцесса: Я хочу поиграть с вами в игру на внимание. На стене развешаны картинки с изображением животных. Запомните их. Закройте глаза. Кого не стало?
Ученики: Исчезли все холоднокровные животные: лягушки, жабы, ящерицы и змеи, которые активны только в теплое время года. При понижении температуры окружающей среды они находят укромное место и впадают в зимнюю спячку. Лягушки и жабы закапываются в ил,ямы, под мох, прелые листья. Ящерицы забиваются под кору, в щели, под камни. Несколько змей образуют плотные клубки в своих подземных норах. Про этих животных мы изучали во 2 классе.
Учитель: Ребята, вы не заметили как сильно похолодало. Мне на голову сыпятся первые снежинки. Неужели наступает зима.
Ученики: Последние денёчки ноября. Зима не за горами. Заяц и лиса меняют шубки. Многие птицы улетели в тёплые края, так как нет корма, исчезли насекомые. Взрослое насекомое откладывает яйца, само погибает. Некоторые прячутся в щели, под кору.
Принцесса: Зимние месяцы: декабрь, январь, февраль, покажитесь. Ребятам интересно, какие изменения происходят зимой.
Зима начинается с первой снежинки.
И пусть ей растаять потом суждено
Зато ее, первую, встретят улыбкой
Любые глаза и любое окно.
Смотри, она кружится перышка легче.
Сама перед ней расступается мгла!
Без первой снежинки, без первой снежинки
На землю зима бы придти не смогла.
Учитель: Назовите признаки зимы.
Ученики: Зима самое холодное время года. Температура воздуха ниже нуля градусов. Солнце занимает самое низкое положение на небосклоне. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзает почва и водоемы. Земля покрывается снежным покровом.
Учитель: Давайте попробуем изобразить зиму с помощью приёма «Словесное рисование», разделившись на группы. Первая группа нам
·расскажет о растениях, вторая – о птицах, третья – о животных.
3.Работа в группах.
Ученики 1 группы: На смену осени пришла зима – холодная, морозная. Солнце низко. Все деревья в снегу. Это спасает их от мороза, потому что мороз может убить дерево. Рядом речка замёрзшая.
Ученики 2 группы: Птицы прилетели к нам зимовать с севера: снегири, синицы, поползень. Их называют кочевники, потому что они кочуют с северных широт в более южные. Кое-где на деревьях сидят птицы- осёдлые. Они не покинули своих мест и остались зимовать дома: вороны, воробьи. Мы развесили им на деревьях кормушки и разложили корм. Птички зимой не погибнут, мы им поможем выжить.
Ученики 3 группы: Наша группа подобрала загадки про животных и составила небольшую презентацию.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев. К зиме белочка делает съестные припасы. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Хитрая плутовка, рыжая головка,Хвост пушистый - краса!А зовут ее... лиса
Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом. Охотится в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами.
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Прежде, чем лечь в берлогу, медведь путает свои следы, петляет по бурелому, воде. Берлогу выстилает травой, сухим папоротником. Ложится головой к выходу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищу не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира. Если медведя разбудить. То он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь-шатун.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный. (волк)
Волки имеют очень острое обоняние, улавливающее запах на расстоянии 1,5 км. Волк активен ночью, питается любыми животными. Голодный волк, способен съесть до 10 кг мяса.Логово волки устраивают в расщелинах скал, в нишах, на склонах оврагов, под вывернутыми корнями деревьев. Иногда приспосабливают норы других зверей, реже роют их самостоятельно. Волки, как правило, живут в стаях, состоящих из 6-10 особей. Волки никогда не подстерегают добычу, они загоняют ее. Преследуя добычу, волки разделяются на небольшие группы.
Шапка бегает в бору
И стволов грызёт кору. (заяц)
Запасов на зиму не делает. Обгладывает кору молодых осинок, грызёт тоненькие веточки.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (лось)
Зимой им мешает двигаться снежный покров. В это время года стадо лосей нередко находится на одном участке, величиной несколько гектаров (охотники называют такие места стойбищем или двором лосей). Зимой лось нередко становится жертвой своего главного естественного врага волка, реже медведя.
4.Работа в группах.
Учитель: Разделите, представленных на рисунке «Лес зимой» животных на группы, по их образу жизни зимой.
Ученики: 1) продолжают вести активный образ жизни (заяц, лиса, лось, кабан, синица, сорока); 2) активны зимой, но осенью делают запасы (белка); 3) впадают в зимнюю спячку (медведь, барсук, еж, мышовка, гадюка)
Учитель: Дополните каждую группу своими вариантами.
Ученики: 1) волк, куница, хорек; 2) мышь, бобр, 3) летучая мышь.
Принцесса: Смотрите, солнышко тёплое показалось. Лес оживает после зимнего сна. Весенние месяцы: март, апрель, май, покажитесь.
5.Беседа.Разгадывание кроссворда.
Учитель: Как удалось марту справиться со снегом?
Ученики: Солнце светит ярче, становиться теплее.
Учитель: Какие изменения в неживой природе происходят в марте?
Ученики: Увеличивается высота солнца, повышается температура, тает снег, из осадков преобладает дождь.
Учитель: С мартовским теплом деревья сбрасывают с себя дремоту. Чем дышат деревья? Ученики: Почками.
Учитель: С наступлением весны просыпаются деревья, начинается сокодвижение. Что такое сокодвижение?
Ученики: Многие деревья и кустарники запасают с осени в стволе и почках полезные питательные вещества. Вода из почвы, попадая в растения, растворяет их, образуя сок, сок разносится по дереву -в растении началось сокодвижение.
Учитель: Кто даёт в природе команду зацветать?
Ученики: Солнце.
Учитель: Как это происходит?
Ученики: Весной талая вода проникает в почву и растворяет минеральные вещества, корни всасывают их и по стволу подают в ветви к почкам, листьям, цветам.
Учитель: Какие вы знаете цветы, которые не дожидаясь схода снега, начинают цвести?
Ученики: Подснежники: гусиный лук, хохлатки, пионы, тюльпаны.
Учитель: У нас в гостях месяц апрель. Давайте попросим его рассказать о себе.
Ученик-апрель: Прилетают птицы. Например, в средней полосе первыми возвращаются в лес грачи, зяблики – птицы, которые могут найти еду на первых проталинах. Стрижи и ласточки прилетают значительно позже, потому что насекомые, которыми питаются эти птицы, ловя их на лету высоко в воздухе, появляются лишь в конце весны – начале лета, когда воздух хорошо прогреется. Зимние же гости, наоборот, улетают потихоньку на север. Помогите мне разгадать кроссворд.

По горизонтали:
2. Небольшая птица, превосходный певец.
3. Дневная хищная птица.
5. Крупная промысловая птица.
6. Сравнительно крупный кулик с длинным прямым носом.

По вертикали:
1.Маленькая перелётная птица с тёмно-бурым оперением.
3.Птица, подкладывающая свои яйца в чужие гнёзда.
4.Крупная птица, гнездящаяся вблизи жилья человека.
7.Маленькая птица, живущая по берегам водоёмов, заросших камышом.

Ответы к кроссворду:


О
Р
Ш
У
Н



В
О
Р
О
Н
О
К


Е
Т
Е
Р
Е
В


А
Л
Ь
Д
Ш
Н
Е
П

Удлиняется день, уменьшается облачность. Иногда набегут тучи, и земля вновь покроется ослепительно белым снегом. Но как только затихнет северный ветер, опять припечёт солнце и вновь запорхают яркие бабочки – лимонницы, мушки, комары. В конце первой декады реки полностью освобождаются ото льда. На оголённых проталинках первой зацветает мать – и – мачеха, затем ольха и лесной орех.
Принцесса: Что-то мне стало жарко. Я так люблю май - «травень» и «песенник». Всё зеленеет, цветёт. Хочется петь и веселится. Ребята, я вам предлагаю составить схему взаимосвязи неживой и живой природы весной.
Ученики: Солнце выше больше тепла и света. Таяние снега образование в почве водных растворов минеральных веществ. Сокодвижение растений распускание почек. Появление листьев и цветение образование живого сока и нектара. Появление насекомых прилет птиц. Появление листьеввыход животных из спячки. Образование семей.
Учитель: Молодцы, ребята. Пора возвращаться в класс. Об изменениях в жизни растений и животных летом я вам предлагаю приготовить небольшие выступления дома.