» » Солнце источник тепла на земле. Познание мира

Солнце источник тепла на земле. Познание мира

Солнце источник света и тепла на Земле

Тема :Солнце источник света и тепла на Земле.

Цель урока : формировать представления про солнце и солнечную систему, зависимость существования живой природы от солнечного света и тепла, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Ожидаемые результаты : ученики должны иметь представления про значения Солнца для живой природы, понимать, структуру солнечной системы.

Оборудование : предметные картинки по теме урока.

Тип урока : Изучение нового материала.

Ход урока:

І Организационный момент

ІІ Актуализация опорних знаний

Доклад синоптиков

Игра «Живое –неживое»

Цель игры: закрепить знаний про живую и неживую природу.

Учитель показывает картинки с изображением разных природных объектов, увидевши неживой объект на картинки учащийся хлопают в ладоши, живой объект сидят молча.

Что относиться к живой природе?

Что относиться к неживой природе?

ІІ Мотивация учебной деятельности

Отгад ывание загадки

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаєш,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …..(сонце)

А к какой природе относиться солнышко?

Дидактическое упражнение

Цель: определить значение солнца для всего живого на земле.

«Ассоциативный куст»

Составление схемы по ответам учеников на проблемный вопрос:

Как вы думаете, что даёт солнце живой природе?

Примерные ответы детей:

ІІІ Сообщение темы урока

Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы поговорим о Солнце как источнике света и тепла на Земле

І V Восприятие и осознание нового материала

Закройте глазки и попытайтесь вспомнить, всегда ли мы видим Солнце одинаковым?

    Представьте раннее утро, Солнце восходит на небе, какое оно?

    А теперь вечер, солнышко садится за горизонт, как оно выглядит в этот момент.

Фото «Восход-Закат Солнца».

Посмотрите на фото и определите, на какой картинке вы видите закат? А где восход? Полдень? Какое бывает Солнце? (разное)

А теперь узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого поработаем в группах. Каждая группа берёт свой бортовой журнал, находит рабочий лист №1, читает задание и выполняет его.

    Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.

    Солнце находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты. У каждой планеты своя орбита (путь движения). Планеты никогда не сталкиваются друг с другом. В Солнечную систему входят девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

Вопросы для групп:

    Солнце – это планета или звезда?

    Как выглядит Солнце?

    Каковы размеры Солнца?

    Где расположено Солнце в Солнечной системе?

    Какие планеты входят в Солнечную систему?

Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы. Все полученные знания обобщаются.

Фото«Солнце».

Солнце – большой огненный шар.

Солнце – звезда.

Солнце – глава Солнечной системы.

Еще с древнейших времён люди поклонялись Солнцу. Солнечными узорами украшали посуду, салфетки, одежду, сочиняли пословицы, загадки, заклички. В его честь устраивали праздники. Скоро мы будем отмечать масленицу (встречать весну и звать солнышко). Вот какую песенку - закличку предлагаю выучить вам

Физминутка

Солнышко-солнышко,

Выгляни в окошко!

Наши детки пляшут,

Солнышку машут,

Лепёшку валяют

Тебя поджидают.

Во двор зовут

Громко песни поют.

V Обобщение и систематизация знаний

Дидактическое упражнение

«Для чего мне нужно солнце»

Между детьми распределяются роли: змея, белка, дерево, цветок, человек.

Каждый из детей от имени своего персонажа рассказывает, какую пользу для них приносит солнце. Остальные ученики могут дополнять ответы.

Начни свой ответ так

Я дерево – благодаря солнечному свету из моих листочков выделяется кислород

Я человек – от солнца я получаю витамин Д.

Представьте, что мы люди разных профессий: врачи, хлеборобы, путешественники, поэты, художники. Мы должны рассказать окружающим, что без Солнца жизнь на Земле не возможна. Напишите на своих рабочих листиках, что может рассказать о Солнце представитель вашей профессии.

Тексты для обсуждения в группах:

1. Врач тому не нужен,

Кто со мною дружит.

Кожа потемнеет –

Сам поздоровеет. (Солнце лечит)

2. Зреет сочный сладкий плод,

Колосок растет, растет,

Солнце льет потоки света,

Это время года – лето. (Дает тепло и пищу)

3. Свети нам, солнышко, свети,

Легко с тобой живется,

И даже песенка в пути,

Сама собой поется. (Помогает в дороге ориентироваться, улучшает настроение)

4. Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить.

Чтобы горе исчезло, пропала беда,

Чтобы яркое солнце светило всегда. (Дает свет)

Когда группы готовы отвечать, выходят по одному представителю от группы и читают ответы на поставленные вопросы.

Вывод: Какие добрые дела делает солнышко?

Солнышко освещает, согревает, веселит, лечит, кормит. Солнце главный источник света и тепла, без него не было бы жизни на Земле.

VІ Итог урока

Выберите на столе то солнышко, которое соответствует вашему настроению:

    Если вы много нового узнали, урок интересен – веселое солнышко;

    Ничего нового не узнал – грустное солнышко.

Я хочу, чтобы это маленькое солнышко принесло вам в дом радость, тепло, уют, согрело вас в грустные дни, пусть солнышко оберегает вас и заботится (учитель дарит детям солнышки).

Для самых любопытных

Дополнительній дидактический матер иал

Расскрась времена года. Определи какое место занимает солнце в разные времена года.

«Солнце – источник света и тепла».

    Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение Солнца для всего живого на Земле; о древнем светиле – божестве и его образе в народном творчестве.

    Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.

    Развивать связную речь при защите проекта.

1. Организационно-подготовительный этап.

Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,

Все загадки разгадать – научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать качество – внимательность.

А поможет все узнать наша любознательность.

Только вместе, только дружно изучать природу нужно.

2. Постановка учебных целей.

Что такое природа?

Какая бывает природа?

Какие объекты относятся к неживой природе?

А какие объекты мы относим к живой природе?

Хотели бы вы отправиться в путешествие? Куда хотели бы отправиться в путешествие?

Отгадайте загадку: Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все…(солнце)

Можно совершить путешествие к Солнцу?

Я предлагаю выяснить к каким объектам природы относится Солнце? (Неживая природа. Оно находится на небе и видно только днём.). Докажите.

Слайд

Подводится вывод: Солнце – объект неживой природы.

Какое оно веселое и доброе! Солнышко желает нам хорошего дня и отличной работы!! Кто готов познакомиться с ним поближе?

А что такое солнце?

Солнце - монетка,- скупой проворчал.

Нет, сковородка! - обжора вскричал.

Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.

Компас, - сказал убеждённо матрос.

Солнце-звезда, астроном объяснил.

Доброе сердце,- мечтатель решил.

Итак, каждый отвечает по-своему. Мы тоже ответим на этот вопрос.

Как вы думаете, на какие вопросы вы должны найти ответы, чтобы узнать о Солнце побольше.

Что это?

Какая форма?

Какой размер?

Как далеко?

Какой вес?.

Зачем нужно?

Давайте обратимся к нашим экспертам.

Кто нашёл в словаре значение «Солнце»?

ЛЕРА «СОЛНЦЕ» - центральное тело Солнечной системы, раскалённый плазменный шар. Химический состав: водород – около 90 %, гелий – 10%, остальные элементы – менее 1%. Источник солнечной энергии – ядерные превращения водорода в гелий в центральной области солнца. Температура 15 млн. 0 С.»

Всё ли вам понятно в этом тексте? (нет )

В каком стиле написан текст? (В научном. Чтобы его понять, надо знать научные термины.)

Но можно выделить главное и понятное. (на слайде выделяется понятная для детей информация).

Форма солнца

Как выглядит Солнце?

На доске и на ваших карточках изображены рисунки предметов, форма которых сходна с Солнцем. Раскрасьте их.

Проверим. Какие предметы вы раскрасили? Какую же форму имеет солнце? (форму шара)

    Работа по учебнику

Ещё можно найти информацию и в странице учебника стр. 101 (чтение текста и ответы на вопросы по содержанию)

Давайте сделаем вывод по прочитанному. Почему Солнце имеет важное значение для Земли?

Слово эксперту…

СЕРЕЖА Солнце согревает и освещает Землю уже миллиарды лет. Благодаря его свету и теплу на земле возникла и продолжает развиваться жизнь.

ЖЕНЯ Для людей и всего живого на Земле Солнце – источник света и тепла, от него зависит урожай и жизнь на планете. Люди всегда почитали Солнце и это можно увидеть в устном народном творчестве.

Слайд 6 (дети делают физминутку)

Солнце в небе ярко светит, погулять выходят дети.

Очутились мы в лесу и присели на траву.

На полянке в лесу поднялись цветочки.

К солнцу потянулись, солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки повернут цветочки.

Развернут бутоны, в солнышке утонут.

А ещё много поэтов посвящали свои стихи Солнцу.

    Работа по учебнику: Давайте прочитаем стихотворение Якова Акима «Свет наш, солнышко!» (стр. 98).

Как вы думаете, долго ли нам лететь до солнца?

Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?

4. Формирование навыков научной организации труда.

Мы должны научно обосновать значение Солнца для жизни на Земле. Для этого нам кроме теоретических знаний, нужны и практические.

АРТУР РИСУНОК Я провёл наблюдение за появлением Солнца на Земле. Оно всходит с Востока и несёт свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времён года.

КАТЯ РИСУНОК Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещённом помещении, а второй поставила в тёмной комнате. Вывод был таким: только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, всё живое на Земле зависит от Солнца.

СЛАВА ЗЕРКАЛО Я взял для своего опыта зеркало и навёл его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит о том, что солнечный свет отражается в предметах.

Издревле люди украшали посуду, одежду, сочиняли загадки, пословицы о солнце. В его честь устраивали праздники.

НАСТЯ Б. Древние славяне почитали Солнце за божество. ЯРИЛО (Яр). Первый раз Ярилов день праздновали в апреле – как праздник возрождения к жизни. Второй раз ближе к середине лета. Молодёжь собиралась за селом, выбирали девушку, это была невеста Ярилы, одевали её во всё белое, голову украшали венком. Ставили её около берёзы, водили вокруг неё хоровод, пели песни, чествовали Ярилу и Ярилиху. С наступлением темноты зажигали многочисленные свечи – это знак возвращения Солнца.

Давайте вернемся к вопросу, который задали в начале урока.

Можем отправиться в путешествие на солнце?

6. Рефлексия.

Ребята, вот и подошёл к концу наш урок. Понравился он вам? Дорисуйте настроение солнышкам.

Солнце радует людей и согревает землю своим теплом. Оно дарит свои тёплые лучи каждому из нас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее, внимательнее. Солнце живёт в каждом из нас!

Дети! Будьте как Солнце! Наше сердце очень любит слова «Я люблю тебя!» – оно научится говорить эти слова и камушку, и сверкающей песчинке, и траве, и цветку… и всему миру.

У доброго человека лучистая, солнечная улыбка. Давайте ещё раз подарим свои улыбки друг другу.

7. Итог урока:

Подведём итог:

узнал

вспомнил

Я повторил

удивился

Оценивание детей учителем.

8. Домашнее задание:

Страница _____ задание ____

Сегодня вы были художниками мысли, слова, образа, чувств и создали чудесную словесную картину. Дома вы - художники кисти. Нарисуйте свою картину, дайте ей название, придумайте рассказ.

Как выдумаете, Солнце вредно или полезно?

1. Солнце – это...

o Спутник

o Планета

2. Звезда состоит из…

3. Солнце относится к …

o Живой природе

o Неживой природе

o Рукотворным предметам

4. Солнце имеет форму…

5. Солнце приносит…

o Вред и пользу

6. Ученые, изучающие звезды, называются…

o Астрономы

«Солнце - источник света и тепла!»

Идея проекта, его цели и задачи

С неба смотрит солнце

Миллионы лет.

Льет на землю солнце

И тепло и свет.

Но посветит солнце

И уходит прочь,

А живое сердце

Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого.

Никакие тучи

Не затмят его!

(Д. Гулиа. Перевод С. Маршака)

Стратегический партнёр – школьная библиотека, детская библиотека, родители .

Сроки реализации – 1 неделя .

Основные цели проекта

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца; показать значение Солнца для всего живого на Земле; о древнем светиле – божестве и его образе в народном творчестве.

Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.

Развивать связную речь при защите проекта.

Задачи проекта

Развивать у детей умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты.

Создать условия для развития речи и самостоятельной исследовательской деятельности.

Основополагающий вопрос

Почему без Солнца невозможна жизнь на Земле?

Проблемные вопросы

К каким объектам природы относится Солнце?

Какое значение имеет Солнце для жизни на планете Земля?

Какое значение имело солнце для людей в древности?

Учебный вопрос

Какое значение имеет ближайшая звезда Солнце для всего живого на Земле?

После завершения проекта учащиеся смогут:

  • Рассказать, какое значение имеет солнце для жизни на Земле.
  • Рассказать, как влияет солнце на жизнь человека.

Участники проекта

Участниками проекта могут стать учащиеся 3-4 классов

Участники проекта:

учащиеся 3 "Б" класса

Координаторы проекта

Этапы проекта

  • Формулирование темы проекта;
  • Формулирование целей и задач проекта;
  • Разбиение участников на группы;
  • Выбор темы исследования;
  • Поиск информации каждой группой;
  • Обсуждение возникающих вопросов;
  • Обработка материалов;
  • Отчет о выполненной работе;
  • Подведение итогов.
  • Выход проекта (стенгазета)

Около 4,5 миллиардов лет назад не существовало ни каких планет. Вокруг только что родившегося Солнца бурлило темное облако раскалённых газа и пыли. Постепенно облако охладилось, и газ сгустился в миллионы капелек. Эти капли медленно притягивались друг к другу под действием собственной гравитации - так постепенно сформировались планеты Солнечной системы. В солнечную систему входит 9 планет: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля, Венера и Меркурий.

Солнце - обыкновенная звезда, каких множество во Вселенной. Оно образовалось из газа, оставшегося после взрыва на этом месте более крупной звезды. Сейчас, в пору своей зрелости, Солнце излучает довольно ровный желтый свет и постоянно даёт Земле тепло. Но оно также испускает смертельно опасные гамма, рентгеновские, инфракрасные, ультрафиолетовые лучи, а также радиоволны. К счастью, атмосфера и магнитное поле Земли надёжно защищает людей от этих вредных излучений.

Солнце - среднего размера звезда диаметром 1 392 000 км. Оно весит немного меньше 2000 триллионов триллионов тонн. На поверхности Солнца температура достигает немыслимой величины в 6000гр., при которой плавится любое вещество. Но ядро Солнца в тысячи раз горячее - более 16 млн. градусов.

Солнечное тепло выделяется в результате ядерных реакций. Внутри Солнца огромное давление заставляет ядра атомов водорода соединяться, образуя атомы гелия. При этом высвобождаются гигантские количества ядерной энергии.

Сейчас Солнце находится в середине своей жизни. Предположительно оно образовалось около 5 млрд. лед назад. Очевидно, оно будет светиться ещё 5 млрд. лет, а затем взорвется так ярко, что сожжет Землю дотла.

Иногда в атмосфере Солнца возникают гигантские образования - эруптивные протуберанцы. Они похожи на арки, вздымающиеся из фотосферы на высоту до половины солнечного радиуса. Наблюдения ясно указывают, что форма протуберанцев определяется силовыми линиями магнитного поля. Еще одно интересное и чрезвычайно активное явление - это солнечные вспышки, мощные выбросы энергии и частиц продолжительностью до двух часов. Порожденный такой солнечной вспышкой поток фотонов достигает Земли со скоростью света за 8 мин, а поток электронов и протонов - за несколько суток. Солнечные вспышки происходят в местах резкого изменения направления магнитного поля, вызванного движением вещества в солнечных пятнах.

Максимум вспышечной активности Солнца обычно наступает за год до максимума пятнообразовательного цикла. Такая предсказуемость очень важна, ибо шквал заряженных частиц, рожденных мощной солнечной вспышкой, может повредить даже наземные средства связи и энергетические сети, не говоря уже о космонавтах и космической технике.

Из плазменной короны Солнца происходит постоянный отток заряженных частиц испускаемый Солнцем со скоростью сотни километров в секунду, называемый солнечным ветром. Магнитное поле Земли защищает людей от него, но у полюсов он взаимодействует с атмосферой, вызывая северное сияние и зарницы.

Солнечная система, система небесных тел (Солнце, планеты, спутники планет, кометы, метеорные тела, космическая пыль), двигающихся в области преобладающего гравитационного влияния Солнца. Наблюдаемые размеры Солнечная система определяются орбитой Плутона. Однако сфера, в пределах которой возможно устойчивое движение небесных тел вокруг Солнца, простирается почти до ближайших звёзд. Информацию о далёкой внешней области Солнечная система получают при наблюдениях приближающихся к Солнцу долгопериодических комет и при изучении космической пыли, заполняющей всю Солнечная система Общая структура Солнечная система была раскрыта Н. Коперником (середина 16 в.), который обосновал представление о движении Земли и др. планет вокруг Солнца. Гелиоцентрическая система Коперника впервые дала возможность определить относительные расстояния планет от Солнца, а следовательно, и от Земли. И. Кеплер открыл (начало 17 в.) законы движения планет, а И. Ньютон сформулировал (конец 17 в.) закон всемирного тяготения. Эти законы легли в основу небесной механики, исследующей движение тел Солнечная система Изучение физических характеристик космических тел, входящих в Солнечная система, стало возможным только после изобретения Г. Галилеем телескопа: в 1609 Галилей впервые направил изготовленный им маленький телескоп на Луну, Венеру, Юпитер и Сатурн и сделал ряд поразительных для его эпохи открытий. Наблюдая солнечные пятна, Галилей обнаружил вращение Солнца вокруг своей оси.

По физическим характеристикам большие планеты разделяются на внутренние (Меркурий, Венера, Земля, Марс) и внешние планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). Физические характеристики Плутона качественно отличны от характеристик планет-гигантов, и потому он не может быть отнесён к их числу. Обширная программа наблюдений, выполненная в 1963 американским астрономом К. Томбо для поиска планет, находящихся за пределами орбиты Плутона, не дала положительных результатов. В табл. приведены оскулирующие элементы больших планет (по Остервинтеру и Когену, США, 1972). Орбиты больших планет мало наклонены друг к другу и к фундаментальной плоскости Солнечная система (т. н. Лапласа неизменяемой плоскости).

На данный момент изучение Солнечной системы продолжается и неизвестно какие сюрпризы оно нам принесет в дальнейшем.

Коммунальное государственное учреждение:

«Школы-гимназии №1 имени М. Горького»

Проектная работа на тему:

«Солнце- источник света и тепла»

Выполнил ученик 4 «А» класса: Назаров Д.

Руководитель: Кенжебекова Л.Т.

2016-2017 учебный год

светлана калиновская
Познание мира. Конспект урока «Солнце-источник света и тепла»

Познание мира

Тема «»

Цели : дать понятие о Солнце как источнике света и тепла ;

определить, что Солнце является центром Солнечной системы ;

рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;

развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;

Тип урока : урок - исследование

Методы : проблемный, частично-поисковый, наглядный

I Организационный момент

Психологический настрой учащихся.

Когда-то давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек : «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос.

II Мобилизующий этап

Определение темы, цели

Постарайтесь по этой загадки определить тему нашего урока .

Отгадайте загадку :

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

И зовут тебя все …

(солнце )

Что даёт нам солнце ?

Тема нашего урока «Солнце –источник света и тепла »

Открываем тетради и записываем число, классную работу и тему урока .

Запись числа, темы

Определим задачи урока

Что должны понять?

Что должны узнать?

III Проверка домашнего задания

Повторим пройденный материал

Игра «Продолжи»

1. Звезда - это … (солнце )

2. Невооружённым глазом на небе видно (3000 звёзд)

3. Вокруг Солнца вращается … (9 планет)

4. Спутник Земли - это … (луна)

5. Солнце и планеты образуют … (Солнечную Систему )

6. Окружающий Землю мир - … (Вселенная)

7. Прибор для изучения звёзд (телескоп)

8. Что ближе к Земле : Солнце или Луна ? (Луна)

9. По какой звезде можно ориентироваться ночью (Полярная)

10. Одежда для космонавтов (скафандр)

Давайте приведём в порядок планеты Солнечной системы . (учащиеся прикрепляют таблички с надписями на модель Солнечной системы )

2. Планета, римская богиня любви? (Венера)

3. Планета, на которой мы живём? (Земля)

4. Красноватая планета,названная древними римлянами в честь бога войны? (Марс)

6. Планета, окруженная плоскими кольцами,составляющими как бы одно кольцо?9Сатурн)

7. Какая планета следует за Сатурном? (Уран)

8. Планета с именем морского царя? (Нептун)

Как называется наука изучающая космос?

Как называют людей, которые изучают космическое пространство?

Назовите первого космонавта, казахстанских космонавтов? (портреты)

Откуда производится старт космических ракет? (иллюстрации)

ФИЗМИНУТКА

Вот как солнышко встает ,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется .

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

IV Работа над новым материалом

Сегодня на уроке мы будем исследователями Солнца

Наш девиз :

Вот солнце бежит босиком по росе

Зовёт за собою нас в путь

Исследователи, такие же люди, как все

Но любопытней чуть-чуть.

А что мы знаем о Солнце ?

(зимой опускается ниже над горизонтом,

А летом поднимается выше)

Что умеем?

(определять стороны горизонта)

Какие изменения происходят с Солнцем ?

На что это влияет?

(дни длиннее

ночи короче)

Солнце – источник света и тепла . Без его живительных лучей не было бы ни растительного, ни животного мира , вечный мрак и вечный холод царили бы на земном шаре.

Солнце светит всем

Солнце греет всех .

Отгадывание загадки

В дверь, в окно стучать не будет

А взойдет и всех разбудит.

Сколько загадок существует о Солнце ! Возможно, все они частицы каких-то легенд. Мне очень нравится одна старинная легенда о Солнце .

Сначала Солнце было очень большим , но после того как появились люди, оно начало уменьшаться : ибо при рождении каждого человека от Солнца отрывается кусок и превращается в звезду, а когда человек умирает , то его звезда гаснет и падает.

Если умер праведный (добрый) человек, то его душа возвращается в Солнце , а из тех звёзд, которые гаснут, когда умирают неправедные люди , получается месяц.

Какой вывод вы сделали для себя?

(лучше быть добрым)

Итак, вы исследователи, перед вами стоит задача прочитать статью и найти ответ на вопрос и записать в тетрадь определение солнца :

Работа в группах (7-8мин)

1. Дать понятие о Солнце

Солнцем было больше 150 млн . км?

3. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ?

4. Как человек использует солнечную энергию ?

5. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию ?

Слово учителя (видеоролик)

Солнце – звезда , громаднейший раскалённый газовый шар. Самый огромный при всей Солнечной системе . Если представить, что солнце величиной с арбуз , то рядом с ним самая большая планета Юпитер будет выглядеть как небольшое яблоко, а наша Земля – как ягода смородины.

Солнце – самая тяжёлая звезда, тяжелее всех планет. Поэтому сила притяжения у него прегромадная. И только поэтому оно удерживает планеты на их орбитах, и не даёт им улететь в космическое пространство.

Солнце – это самосветящийся газовый шар по объёму более, чем в млн. раз больше Земли, температура в центре Солнца достигает 15 млн . градусов и под воздействием этой невообразимой высокой температуры в солнечном веществе происходят изменения в результате этого получается свет и тепло .

Солнечный свет и тепло обеспечивают существование жизни на Земле.

- Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле, так как выполняет оно не одну работу и имеет несколько профессий. Давайте их рассмотрим.

Работа по парам (взаимооценивание)

Объясните, каким образом работает Солнце , если оно … (карточки)

свет

тепло

свет – светит , видим окружающий мир

тепло - греет , лучи нагревают Землю, от Земли нагревается воздух

энергия – существуют солнечные электростанции

воздух – зелёные растения без помощи солнечных лучей не смогли бы очищать воздух – забирать углекислый газ, насыщать кислородом

Физкультминутка на внимание.

3 стихии. Воздух – машем руками. Вода – хлопки. Земля – приседаем. Дети показывают те движения, которые называются. Учитель старается их запутать.

Компетентностное задание (резерв)

Почему человек называет Солнце «солнышком » ? Наверное, потому что любит? Как вы думаете?

Учёные изучают поведение Солнца , иногда на нём появляются тёмные пятна, начинают бить огненные фонтаны (протуберанцы)

Все эти явления влияют на самочувствие человека.

А какие ассоциации возникают со словом «солнце » ?

(загар)

Дополнительный материал

К нам пожаловал доктор Айболит. Давайте его послушаем.

Слово Айболиту

(рассказ)

Солнечная света солнечного

солнце солнечной солнца .

Так полезен ли такой загар?

V Закрепление

С помощью следующего задания мы проверим, кто сегодня на уроке был внимательным . (5 мин)

Используя текст, впиши недостающие данные :

Солнце - ближайшая к Земле .. . (звезда) . Это огромное.. . (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму .. . (шара) . Расстояние от Земли до Солнца (150млн. км)

Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце .

Посмотрите на доску и выполните самостоятельно проверку задания. Выставите себе оценку.

VI Домашнее задание (с. 70-71 пересказ) Синквейн «Солнце »

VII Итог урок . Рефлексия

Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ?

Как люди используют солнечную энергию ?

«Сегодня на уроке я …

«Мне пригодится….»

«Мне было интересно….»

Самооценка (красный, жёлтый, зелёный)

А теперь я бы хотела увидеть самооценку каждого

Если урок понравился , я справился со всеми заданиями. Я доволен собой., то поднимите зелёный карандаш

Если настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился, то поднимите жёлтый карандаш

Если задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь, то поднимите красный карандаш

С каким фруктом можно сравнить солнышко ?

Солнышко дарит вам эти Солнышки , чтобы у вас настроение стало ещё лучше, и хочет пожелать трудиться так, как Солнышко изо дня в день

Ученик «Солнечная система »

А Солнце

И притяжением связаны все мы.

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце

Свет излучает , как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают ,

Солнце – светило , они обожают!

МО начальных классов

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по познанию мира в 4 классе

Подготовила : учитель начальных классов

Калиновская С. В.

ГУ «Каменская средняя школа»

В пространстве космическом воздуха нет.

И кружат там девять различных планет.

А Солнце – звезда в самом центре системы,

И притяжением связаны все мы.

Солнце – светило клокочет вулканом ,

Бурлит, как кипящий котёл, не престранно,

Протуберанцы взлетают фонтаном,

Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

Солнце – звезда при огромнейший шар.

Свет излучает , как будто пожар.

Ну а планеты тот свет отражают ,

Солнце – светило , они обожают!

Слово Айболиту

(рассказ)

Солнечная энергия является не просто источником света , а источником жизни. Без нее невозможен рост растений, развитие животных и жизнь человека. Польза и вред солнечного загара является предметом многочисленных споров. Некоторые считают загар полезным для здоровья, а другие убеждены во вреде ультрафиолета.

Ультрафиолетовые лучи проникают под кожу только на 1 мм, но этого расстояния достаточно для того, чтобы разрушались бактерии, понижался уровень холестерина, усиливалось тканевое дыхание, начинали нормализоваться обменные процессы.

Чрезмерное действие ультрафиолета и пренебрежение правилами пребывания на солнце может нанести непоправимый вред организму. Избыток солнечной энергии может стать причиной ослабления иммунитета, так как все силы расходуются на защиту от солнца .

Слово магистрам (ученики)

Мы говорим, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Но это не означает, что расстояние от Земли до Солнца маленькое , оно составляет 150 млн. км.

Вы, наверняка, не в состоянии представить насколько велико это расстояние.

И чтобы вам в этом помочь расскажу я вам такую историю.

Сказка про Солнце

Жил да был Звездочёт. Каждую ночь он наблюдал за далёкими звёздами, а днём изучал самую близкую к нам звезду –Солнце , пытаясь разгадать тайну её рождения. Но время шло, Звездочёт старел. А тайна оставалась неразгаданной. И тогда Звездочёт решил полететь к Солнцу , чтобы всё увидеть самому.

«Возьму свою карету, запрягу в неё пару сильных лошадей, да и помчусь!» - решил он.

«Что ты! Что ты! – заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия – я развалюсь на дороге! Ведь оно продлится не меньше 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!»

Послушался Звездочёт, выбрал самую быструю и красивую машину. Но едва взялся за руль, как зафырчал мотор.

«Фр- р! … Не буду включаться! 100 лет работать без отдыха! Не желаю!

«Не соглаш–шайся» , - прошуршала шина, - В космосе для машин нет дорог …

Пусть возьмёт самолёт, он по крайней мере умеет летать.»

Отправился Звездочёт к Самолёту : «Отнеси меня, пожалуйста, на Солнце . Я очень тороплюсь. Сколько времени понадобится тебе для этого?»

«10 лет! Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха, и моим крыльям не на что опираться. Иди к моей сестре, Красавице-ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве.»

«Ты правильно поступил, что обратился ко мне, человек!» - серебристым голосом пропела Ракета,- Не пройдёт и года, как мы будем у цели. Я самая выносливая, самая быстрая, только я одна знаю туда дорогу. Садись!»

Только было Звездочёт собрался, занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочёта и шепнул : «Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?»

Обрадовался Звездочёт, потянулся за солнечным лучом - и пропал из глаз…

1. Дать понятие о Солнце

2. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн . км?

3. Что случилось бы с нашей Землёй, если бы расстояние между Землёй и Солнцем было больше 150 млн . км?

4. Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле ?

5. Как человек использует солнечную энергию ?

6. Как планируется в будущем использовать солнечную энергию ?