» » Святитель василий рязанский, чудотворец. Мощи святых Храмы и иконы

Святитель василий рязанский, чудотворец. Мощи святых Храмы и иконы

Святитель Василий - четвёртый из епископов рязанских , упомянутый в Лаврентьевской летописи . Принял постриг в Муроме , там же впервые был хиротонисан в епископы.

По преданию, совершил чудо, будучи епископом муромским , после того, как толпа обвинила Василия в постыдном поведении («О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе ») и потребовала его смерти. Василий, после молитвы, вышел к Оке , распростёр по воде епископские одежды, встал на них с образом Богородицы в руках, и так в шесть часов был перенесён против течения до Старой Рязани . Кафедра была перенесена из Мурома в Старую Рязань, а после разрушения города - в новый город, Рязань современную.

Почитание и прославление

Канонизирован в числе муромских святых на Соборе 1547 года .

Ссылки

  • Святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский Сведения в Православном календаре
  • ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ, ЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО (память 3/16 июля)
  • Повесть о перенесении епископской кафедры из Мурома в Рязань
  • Образ XIX века, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Василий Рац
  • Василий Рыков

Смотреть что такое "Василий Рязанский" в других словарях:

    ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ - епископ (ск. 1295), занимал архиерейскую кафедру в одном из самых древних русских городов Муроме. Святитель много заботился о благочинии в своей епархии. Но по навету врага рода человеческого сатаны свт. Василий был заподозрен в нецеломудрии.… … Русская история

    Святитель Василий Рязанский

    Василий, епископ Рязанский - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий (архиепископ Рязанский и Муромский) - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий епископ Рязанский - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий, епископ - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий (епископ Рязанский) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Василий (значения). Василий Рязанский … Википедия

    Рязанский кремль - памятник архитектуры (федеральный) Рязанский кремль … Википедия

    Василий (значения) - Василий мужское личное имя. Содержание 1 Носители 1.1 Святые 1.2 Византия 1.3 Европа … Википедия

    Рязанский государственный университет - имени С. А. Есенина (РГУ) … Википедия

Книги

  • Святитель Василий Рязанский. Житие. Акафист , . В первой книге из серии`Собор Рязанских святых` представлено житие особенно почитаемого на Рязанской земле чудотворца, жившего во второй половине XIII века, святителя Василия. Прилагается…

Угодник Божий, святитель Василий, епископ Рязанский жил во второй половине тринадцатого века. О происхождении его, - от кого и где родился, - никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв на себя высокий сан архиерейства святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, - примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго - диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни Святителя Божия. Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях. Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома. Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам. Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром - Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери - кормилом. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновении ока». Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом. Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.

Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения - это нынешняя Рязань. Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.

Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы, сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского - одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим - дало пример веры и терпения.

Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года. По причине смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом свт. Василия, а в 1783 году украшена Преосвященным Симоном.

На месте обретения св. мощей свт. Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712 году вместо древней полотняной палатки была устроена каменная, а в 1834 году ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым - «по тайной внушению ему свыше» - воздвигнут чугунный памятник.

Василий Рязанский является епископом Русской церкви, а также он представляет собою епископа Рязанского и Муромского. В Русской церкви Василия почитают как святого, он находится в лике святых русский церкви уже очень давно.

Святитель Василий Рязанский является четвертым из четырех епископов Рязани. Его упоминают в летописании, которое называется Лаврентьевским. За приданием он принял постриг именно в городе Муром. После этого Василий Рязанский решил перебраться в другой город для проживания и служения Господу. В православной церкви святой Василий Рязанский имеет очень большое значение. Предшественником Василия считается Иосиф, а приемником его был викарий Андрей.

Годами Василия Рязанского считаются такие годы – 1286-1295. Таким образом, можно подсчитать, что епископом он был Василий в этом мире девять год. Умер он в 1295 году.

Днями памяти Василий Рязанского считается десятое июня и третье июня за юлианским календарем. Он находится в лике святителей. Имеет очень большое почтение в Русской церкви.

Василия Рязанского было канонизировано в лик святых после его смерти. Это случилось в 1547 году. Он был Муромским святым. Он был на позиции епископа два раза. С перерывами. Такое случается по определенным причинам.

Мощи святого Василия Рязанского были на крилосе. В это же время составили тропарь, а также кондак этому святому.

Святой Василий епископ Рязанский – молитва

В большинстве случаев к Святителю Василию обращаются с молитвой в тех случаях, когда им нужна уверенность в своей вере и религии. Молитва очень часто помогает. Святой Василий Рязанский всегда придет на помощь и облегчит человеческие мучения. В любом случае.

Святой Василий епископ Рязанский – икона

Существует, конечно же, икона Василию Рязанскому. На этой иконе Василий изображен в полный рост. Святитель Василий стоит на маленьком островке, вокруг вода. Он держит в левой руке посох, а в правой полотно. На голове у него черная ткань. Он изображен величественно и уважительно.

Имя святителя Василия Рязанского неразрывно связано с чудотворной Муромской иконой Божией Матери. Она была его моленным образом и сопровождала его повсюду. Теперь же чтимый список с Муромской иконы пребывает близ мощей святителя. .

Святитель Василий Рязанский - житие

Давным-давно, в 1284 году, епископом в Муроме был избран Василий, «муж праведен и благочестив». О происхождении святителя Василия Рязанского мы ничего не знаем. Но судя по тому, что монашеский постриг он принял в Муроме, можно предположить, что он являлся местным уроженцем.

Некоторое количество биографических фактов о Василии Рязанском содержится в «Повести о святителе Василии», созданной в XVI столетии известным писателем того времени Ермолаем Еразмом и включенной в «Житие князя Константина и чад его Михаила и Феодора». К слову, такое сопряжение двух источников не случайно. Святителя Василия с князем Константином, жившим за полтора века до него и скончавшимся в 1129 году, сближает та особая роль, которую сыграла в их судьбах чудотворная Муромская икона Божией Матери, принесенная св. блгв. князем Константином (Ярославом Святославичем) из Киева. Князя она спасла от, казалось бы, неминуемой смерти, когда муромские язычники явились к княжеским палатам и собирались убить его. О том же, что произошло со святителем Василием, мы расскажем ниже.

Чудеса святителя Василия Рязанского

«Повесть о святителе Василии» называет его «праведным и благочестивым», но далее сообщает, что муромляне усомнились в его благочестии, будучи обмануты диаволом. Неустанные пастырские труды святителя Василия были, по свидетельству «Повести», невыносимы для князя тьмы, и он стал смущать умы местных жителей, обернувшись женщиной, которая то и дело показывалась в архиерейских покоях.

Терпению их пришел конец, когда пришедшие вечером к святителю Василию люди увидели девицу, бегущую босиком вверх по лестнице в покои епископа. На того посыпались упреки, самые отчаянные головы призывали к убийству архиерея, но отступили, услышав от него кроткую просьбу оставить его до трех часов утра. Всю ночь он молился. Совершив в Борисо-Глебском соборе всенощное бдение, а наутро — Божественную литургию, отправился в Благовещенскую церковь и отпел молебен перед чудотворной Муромской иконой Божией Матери, после чего, взяв ее с собой, спустился к Оке.

Святителю Василию предложили лодку, но он снял с себя мантию, разостлал ее на воде и, вступив на мантию с иконой Пресвятой Богородицы в руках, «несе бысть духом бурным противу быстрин речных», то есть поплыл против течения. Вразумленные этим чудом муромляне кричали архипастырю, чтобы он вернулся, однако тот был взят от них «в мгновение ока».

Святитель оставил Муром в девятом часу утра, а в третьем часу того же дня — к вечерне — был перенесен на расстояние более 200 верст от Мурома — в Рязань (в 60 км ниже по реке от современного города). Тут чудеса продолжились. Как раз перед самым прибытием святителя рязанцы собрались в храм на богослужение, но вышедший диакон никак не мог провозгласить обычного «Благослови, Владыко». Он молчал до тех пор, пока, вразумленный Господом, не воскликнул:

«Владыка грядет, сретайте его!» И «князь Рязанстий... срете его со кресты и со всем освященным собором, и прият святаго праведнаго Василия епископа, радуяся со всеми православными христианы».

Смерть святителя Василия Рязанского и его нетленные мощи

В Рязани (старой), запустелой после татарского разорения, любимый народом архипастырь Василий Рязанский жил недолго. Отсюда он (на той же мантии и с той же Муромской иконой в руках) после очередного татарского разорения города в 1288 году уплыл в Переяславль Рязанский. Здесь в 1295 году он скончался и был погребен при Борисоглебской соборной церкви.

10 июня 1609 года святитель Феодорит Рязанский обрел нетленные мощи святителя Василия, Рязанского чудотворца, и перенес их в Успенский собор (имеется в виду, конечно же, старый Успенский собор, ныне Христорождественский). На Руси в ту пору бушевала Смута, всюду бродили шайки поляков и «вольных казаков», под Москвой стоял лагерем самозванец Лжедмитрий II, и поэтому святые мощи положили под спудом, а над местом погребения поместили чудотворную Муромскую икону Божией Матери. В описи 1638 года читаем:

«По стороне каменных дверей гробница каменная, а в ней почивает епископ Василий, над гробницею образ Пречистыя Богородицы Умиления, и тот образ моления епископа Василия Муромского и Рязанского».

Мощи святителя Василия Рязанского Чудотворца находятся на своем месте по сей день, а вот первообраз чудотворной иконы пропал. Имелось несколько списков с него, и один из них в 2002 году чудесным образом отыскался. Теперь в теплое время года он находится в Успенском соборе, близ раки с частицей мощей свт. Василия, а зимой его переносят в Христорождественский собор, к месту, где под спудом пребывают мощи святителя.

Рязань. Этот старинный русский город, в древности также известный как Переяславль-Рязанский, еще в домонгольские времена был главным центром Восточной Руси. В годы Батыева нашествия Рязань была полностью разорена. Однако возродилась практически из небытия молитвами своих Небесных покровителей, одним из которых был великий русский подвижник XIII века святитель Василий Рязанский.

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО

"Святитель Василий сначала был епископом Муромским. По наветам духа злобы горожане восстали против него, оклеветав. Тогда владыка, после продолжительной молитвы, вышел к реке Оке, распростер на воде свою епископскую мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресвятой Богородицы. Сильным ветром его понесло против течения, и через несколько часов он доплыл до Рязани, где был принят с почетом рязанским князем и народом. Задолго до того, как в начале XVII века были обретены его мощи, рязанцы уже чтили память святителя и называли его "присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником"..."

Святые мощи Василия Рязанского долгое время не были открыты для поклонения. Вплоть до 1609 года они почивали на месте изначального погребения, возле которого позднее возвели Борисоглебский собор. И именно отсюда в начале XVII века, в годы первой Русской смуты, его честные мощи перенесли в Рязанский кремль.

ИЗ ИСТОРИИ ПОЧИТАНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ РЯЗАНСКОГО

"В 1638 году над мощами святителя Василия была устроена каменная гробница, а над ней помещен муромский образ Пресвятой Богородицы - "Моление Василия". А спустя еще два столетия, в 1836 году, на месте первоначального пребывания мощей святителя был открыт величественный памятник этому Небесному покровителю Восточной Руси, воздвигнутый на пожертвования рязанских купцов, но, к сожалению, не сохранившийся до наших дней..."

(Памятник Василию Рязанскому)

Но и на территории Рязанского кремля эта святыня была погребена под спудом, из опасений, что в смутное время может быть подвергнута поруганию. Это же спасло мощи святителя Василия и в годы богоборческих гонений. И вот уже более четырех столетий место погребения этого святого у северной стены Христорождественского собора является особо чтимым для многих поколений православных христиан.

(место погребения Василия Рязанского)

Как рассказал +Царьграду+ протоиерей Григорий Булеков , старший священник кафедрального собора Рязанского кремля, указав место, к которому прибегали христиане для поклонения святителю Василию в годы, когда собор был закрыт:

"Это то место, куда приходили люди в годы советской власти, когда был сам собор закрыт, там находился архив, доступа туда не было, и люди шли сюда. Здесь тайно читались акафисты, совершались молитвословия, тогда еще не было такого места обустроенного, но народ православный, рязанцы православные сохранили это место в памяти и молитвенно почитали святителя и шли сюда поклоняться и просить, и благодарить..."

И сегодня, когда нам, русским людям, особенно нужны помощь и заступление наших Небесных покровителей, молитвенное обращение к таким великим духовным светильникам Руси, как святитель Василий, особенно важно и актуально. Ведь подвижники земли Рязанской во все времена стояли на страже нашего Отечества.

Так, митрополит Марк (Головков), глава Рязанской митрополии , в беседе с автором проекта "Святой дня" , заместителем главного редактора сайта +Царьград+ Михаилом Тюренковым подчеркнул:

"Рязанская земля дала наибольшее количество Героев Советского Союза за время Великой Отечественной войны, то есть самое большое количество героев из всех регионов нашей России. Но Рязанщина славна не только героями военными, воинами, но и героями духа. Один из главных наших святых - это святитель Василий Рязанский... И мы рады паломникам, приглашаем всех в Рязань, в нашу Рязанскую землю: приезжайте поклоняться святыням, приезжайте молиться в наши храмы, наши обители, Рязань гостеприимно вас всех ждет…"

И нет сомнений: единственная возможность возрождения идеала Святой Руси сегодня заключается в обращении к тем наставлениям и заветам, которые оставили нам наши духовные предки, в числе которых - великий святитель Земли Русской Василий Рязанский.