» » Воспитание личности в обществе. Роль воспитания в развитии человеческой личности Что значит воспитание в жизни человека

Воспитание личности в обществе. Роль воспитания в развитии человеческой личности Что значит воспитание в жизни человека

Воспитание предполагает целенаправленную деятельность общества по управлению процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Для осуществления такой деятельности общество использует все имеющиеся в его распоряжении средства – искусство, литературу, массовые средства распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации.

Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию.

Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.

Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.

Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека.

Важнейшие закономерности и факторы развития и формирования личности можно рассматривать как внешние и внутренние.

К внешним относятся совокупное влияние вышеназванных сред и воспитания.

К внутренним факторам – природные потребности и влечения, потребности в общении, альтруизме, доминировании, агрессивности и специфические социальные потребности – духовные, творческие потребности, нравственно–ценностные, потребности в самосовершенствовании, интересы, убеждения, чувства и переживания и так далее, возникающие под воздействием среды и воспитания. В результате комплексного взаимодействия этих факторов происходит развитие и формирование личности.

В процессе развития сложно найти период равномерного влияния всех факторов. Как правило, наблюдается поочередное или групповое их преобладание

Внешние факторы формирования личности, проявляясь через сильное биологическое начало (имеем в виду и изначальную духовную субстанцию), обеспечивают развитие, совершенствование. Не всегда в достаточной степени биологическое в человеке подчиняется внешним факторам развития. Видимо, некоторый генетический атавизм имеет место в биологическом развитии.

Педагогическая практика знает немало примеров, когда великолепные условия жизни и воспитания не давали положительных результатов, или, с другой стороны, в тяжелейших семейных, социальных, бытовых условиях, в условиях голода и лишений (годы войн), но при правильной организации воспитательной работы, создании воспитательной среды достигались высокие позитивные результаты развития и формирования личности.

Педагогический опыт А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Ф. Шаталова, Ш.А. Амонашвили показывает, что в первую очередь формирует личность система отношений, складывающаяся у личности со средой и окружающими ее людьми, создаваемая родителями и педагогами, взрослыми.

Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.

Развитие ребенка происходит в условиях многообразных отношений положительного и отрицательного характера. Система педагогически обоснованных воспитательных отношений формирует характер личности, ценностные ориентации, идеалы, представления, мировоззрение, чувственно-эмоциональную сферу. Однако не всегда ребенок удовлетворен правильно организованной системой отношений.

Системой отношений для него не актуализируется в жизненно необходимую. Формируя многообразие отношений к реальности, она иногда не учитывает внутреннее “Я” индивидуальности, психическое развитие и условия физического развития, скрытую внутреннюю позицию воспитуемого.

Высокий результат развития и формирования достигается, если воспитательная система в лице педагога обеспечивает тонкое психолого-педагогическое влияние в контексте единомыслия с ребенком, обеспечивает гармонию складывающихся многообразных отношений, уводит его в мир духовной деятельности и ценностей, инициирует его духовную энергию, обеспечивает развитие мотивов и потребностей.

Но, в то же время, анализируя закономерности воспитания как общепланетарного явления, хотелось бы отметить и то, что осознанное отношение к своему совершенствованию и предназначению на Земле - это, пожалуй, основное объективное условие продолжения и сохранения жизни. И в этом смысле воспитание - явление, взращенное и сохраненное в генетическом коде человечества.

Важным фактором в развитии выступает личность самого ученика (или человека вообще) как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитывающейся персоны.

Активность личности человека видится в двух аспектах: чисто физическая и психическая.

Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность и физическая и психологическая; низкая активность и физическая и психологическая и ому подобное.

Функция воспитания в данном случае будет сводиться к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития.

Во многом – человек творец самого себя. При том, что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.

Результатом процесса воспитания должно стать эффективная социальная адаптации человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению.

Иными словами, в ходе воспитания необходимо помочь человеку определить равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем.

Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации.

Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант).

Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач процесса воспитания.

Поэтому воспитание начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.

Не так давно приятно удивил наш президент. На международном дискуссионном форуме «Валдай» Владимиру Владимировичу задали очень интересный вопрос о нарастающем конфликте ценностей между США и Россией, о столкновении двух культур, и в чём же вообще состоит проблема? На что президент ответил, что отчасти эти проблемы происходят из-за разницы мировоззрений. Что в основе российского мировоззрения лежит представление о добре и зле, о Высших силах, о божественном начале. А в основе западного мышления лежит всё-таки «ИНТЕРЕС» и прагматичность. Под словом «интерес», президент, на мой взгляд, подразумевал слова «деньги» и «выгода».

Как сказал один из основателей прагматизма американский психолог и философ Джеймс Уильям:

«То, во что для нас лучше верить - истинно»

К сожалению и в России немало прагматиков, для которых «интерес» является движущим фактором развития личности.

Вся проблема заключается в том, что люди не имея представления о своём истинном происхождении и назначении стараются достичь каких-то вершин и статуса в обществе. Не понимая того, что в первую очередь мы выполняем божественное предназначение и несём ответственность за наши поступки, мысли и выбор перед Богом. А мы тут пытаемся друг другу что-то доказать.

Некоторые люди получают по нескольку ненужных образований лишь для того, чтобы доказать обществу, что они чего-то стоят, что они умнее многих. Некоторые люди просто зацикливаются на своей внешности и посвящают свою жизнь тому, чтобы выглядеть гораздо лучше других. Некоторые посвящают свою жизнь спортзалу и потом ходят летом полуголые показывают чего они добились за счёт своей узконаправленной силы воли. Конечно я сейчас говорю далеко не о всех поголовно людях, а только о «ярких» представителях общества, которые увидели смысл своей жизни в достижении ложных, навязанных социумом целей и идеалов. Безусловно, самоутверждение в обществе является движущим фактором развития человека, но без истинной, духовной составляющей это всё имеет очень мало смысла. Вы можете стать выдающимся деятелем и добиться высокого статуса в обществе, но быть человеком с бедным внутренним миром, прожившим никчёмную жизнь. По своим личным наблюдениям могу с уверенностью сказать: чем больше украшена внешность человека, тем беднее его внутренний мир.

Не так давно, в связи с развитием электроники и интернета человечество в очередной раз «прохватило». И на свет появилась напасть под названием «селфи», а отсюда и психическое расстройство под названием «селфимания». Я немного поразмышлял и позволил себе дать определение этому явлению:

«Селфимания – это психическая зависимость, возникающая из-за желания человека самоутвердится в обществе за максимально короткий промежуток времени».

То есть, подростки, желая добиться признания в обществе, но не прилагая к этому больших мозговых и физических усилий, нашли короткий, обходной, но, как всегда, неверный путь. Выбрали не то действие и не то общество для оценки своих действий. Зачем много лет учиться, писать диссертации, думать? Зачем много лет тренироваться и соревноваться с более сильными соперниками? Зачем помогать людям, заниматься альтруизмом, сострадать, работать на благо людей? Можно ведь просто и быстро щёлкнуть свою мордашку на вагоне электрички под проводами с напряжением 28000 Вольт, выложить в сеть фотку и ты герой для тысяч собратьев по разуму! «Честь», «хвала», «слава» и лайки! Так просто, а самое главное быстро! Но, к сожалению, смертельно опасно. Вот и гибнут несчастные дети, подвергнувшиеся внушению ложных идеалов и стандартов, бродящих в обществе, и отнимающих жизнь у наиболее внушаемой категории населения.

Огромную роль в этом играют недостатки в воспитании детей родителями и школой, переходящие в отрицательные качества характера, такие как: самовлюблённость, чрезмерная амбициозность, безрассудность, непреодолимое желание находиться в центре всеобщего внимания.

Так вот, задача родителей, по моему мнению, состоит в том, чтобы дать ребёнку верные (истинные) представления и знания о существовании человека, душе, Высших силах и смысле жизни. А чтобы родители могли дать эти знания ребёнку, они должны сами развиваться, сами искать эту информацию, слушая при этом своё внутреннее «Я». Такую информацию в школе и в институте не дадут.

Могут ли научить телевизор, интернет-игрушки, а школа и институт в лице государства альтруизму, семейной верности и преданности, отстаиванию чести и достоинства, а любить и сострадать? Думаю, что могут научить, но только обратному. Остаётся последняя надежда – родители, они могут воспитать в ребёнке положительные качества, привить ему нравственные и моральные принципы, которые со временем приведут ребёнка к осознанию духовных истин и познанию своего внутреннего «Я» (души). И возможно тогда исчезнут в нашем обществе такие понятия как «селфимания», «наркомания», «игромания», «алкоголизм» и т.д.

Воспитание с точки зрения воздействия на развитие и формирование личности человека всегда целенаправленно. Это в первую очередь целенаправленная деятельность общества, использующего для ее осуществления все имеющиеся в его распоряжении средства - искусство, литературу, массовые средстра распространения информации, учреждения культуры, учебные заведения, общественные организации. Воспитание предполагает вооружение человека определенной суммой общественно-необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм и правил поведения в этом обществе, общению с людьми, взаимодействию с его социальными институтами. Иными словами, воспитание должно обеспечивать такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Это, естественно, не исключает формирования индивидуальных черт и качеств личности, развитие которых обусловлено как индивидуальными задатками человека, так и теми условиями, которые может предоставить ему общество для развития этих задатков.
Воспитание может рассматриваться и как составная часть влияния социальной среды на человека, но оно является вместе с тем одним из факторов внешнего воздействия на развитие человека и формирование его личности. Отличительной особенностью воспитания является, кроме его целенаправленности, и то, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения этой его социальной функции.
Воспитание - это очень важный фактор, оказывающий большое влияние на развитие и формирование личности человека. Однако сила его воздействия зависит от целого ряда обстоятельств, и значение его по отношению к влиянию среды и наследственности бывает неодинаковым.
Марксистско-ленинская педагогика исходит из того основного положения, что воспитание может играть ведущую, определяющую и решающую роль в развитии и формировании личности человека лишь в условиях той социальной среды, где все общество заботится о создании наилучших условий для всестороннего развития задатков и способностей человека, где это является основной целью воспитания подрастающих поколений. В условиях социалистического общества роль воспитания усиливается еще и потому, что воспитательное воздействие, оказываемое обществом и его учреждениями, подкрепляется и всем социалистическим укладом, советским образом жизни, осуществлением принципов социализма во всех сферах хозяйственной, культурной и политической жизни общества. Наблюдается все большее совпадение интересов общества и каждого советского человека, что облегчает ему принятие и усвоение требований, предъявляемых к нему обществом.
В последнее время все чаще и больше в педагогике говорят о комплексе социальных влияний, получившем отражение в понятии «советский образ жизни», который представляет собой особую среду развития и формирования личности советского человека.
Однако благоприятная социальная среда действует положительно не сама по себе. Каким бы благоприятным ни было влияние социалистического общества, важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность людей и всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом.
Если в отношении учета влияния и воздействия социальной среды главной задачей воспитания является правильное отражение в целях и конкретных задачах учебно-воспитательной работы требований, предъявляемых обществом к человеку, то в отношении влияния семьи роль воспитания может быть и несколько иной. Воспитатель, конечно, всегда изучает условия домашнего окружения ребенка, чтобы учитывать их в организации работы с ним в школе. Знание этих условий дает возможность понять особенности его поведения, выявить их причины, которые зачастую кроются в условиях воспитания в семье. Вместе с тем в случае обнаружения неблагоприятных влияний, отражающихся на развитии, поведении и успеваемости ребенка, воспитатель может и должен активно вмешаться в условия семейного воспитания, стремясь оказать активное воздействие на родителей, семью, осуществляя индивидуальный подход к ребенку, воспитывающемуся в неблагоприятных домашних условиях, оказывая ему больше внимания, организуя необходимую помощь в занятиях, ставя вопрос о помещении его в школу-интернат или детский дом, если не удается изменить в лучшую сторону домашнюю обстановку.
Воспитатель должен также знать и ближайшее окружение ребенка вне школы, так как порой во дворе, на улице различные группировки оказывают отрицательное влияние на неустойчивую молодежь, особенно подростков. Поэтому сейчас и придается такое большое значение совместной работе школы и общественности по месту жительства учащихся, активизируется воспитательная работа через жэки, обращается особое внимание на воспитательную работу с подростками во внеурочное время, более широкое вовлечение их в спортивную и разнообразную кружковую творческую работу. Усиливается вся работа по организации культурного досуга учащихся.
Все это показывает, что воспитание находится в очень тесном взаимодействии со всеми видами влияний, идущими от среды, играя при этом ведущую роль в использовании благоприятных социальных условий, а также в устранении или ослаблении неблагоприятных влияний и воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.
Школа должна по-настоящему стать центром воспитательной работы в микрорайоне и пропаганды педагогических знаний среди родителей и общественности района, и в этом одно из проявлений воздействия общественного воспитания на микросреду, в которой находится учащийся за пределами школы.
Свои особенности имеет воздействие воспитателя на процесс развития естественных жизненных сил, заложенных в человеке от рождения.
Признавая за воспитанием ведущую и определяющую роль в благоприятных социальных условиях, советская педагогика тем не менее не преувеличивает возможностей целенаправленного воспитания, поскольку многое зависит и от природных задатков. Воспитание может обеспечить развитие человеческих черт и качеств, только опираясь на те задатки, которые свойственны человеку как представителю рода. Так, опыты по воспитанию детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показали, что детеныш обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее питание и уход, тем не менее не приобрел ни одного пси хического качества, свойственного человеку (исследования Н. И. Ладыгиной-Котс).
Что касается процесса физического развития, то воспитание охватывает, естественно, не весь этот процесс, а лишь те стороны развития детей, которые вовлекаются в специально организуемую деятельность. Например, занятия музыкой развивают слух, голосовые связки; занятия физической культурой содействуют укреплению организма, развитию мышц и подвижности суставов. Однако определяющими здесь все же остаются естественные биологические процессы, на которые сильное воздействие оказывает социальная среда, условия жизни, быта, питания, играющие существенную роль в обеспечении правильного физического развития человека.
Значительно большие возможности имеются у воспитателя в развитии умственных сил и познавательных способностей ребенка. Это особенно заметно в условиях развивающего обучения, осуществляемого в советской школе, нацеленного на «зону ближайшего развития» ребенка и строящегося по принципу опережающего развития психических процессов, развитие которых ускоряется именно благодаря такой ориентации обучения.
В развитии человека, его психических черт и качеств и в том числе в формировании его познавательных процессов, большую роль играют особенности его нервной системы. Советская психология и педагогика утверждают, что врожденный тип высшей нервной деятельности не остается абсолютно неизменным: под влиянием условий жизни, а особенно воспитания и самовоспитания у человека могут развиться и укрепиться тормозные процессы, повыситься сила и подвижность нервных процессов. Это в свою очередь может в какой-то мере замаскировать врожденный темперамент, сгладить видимые формы его проявления. Так что и в этом отношении воспитание может оказать определенное воздействие на развитие человека. Самое же главное и основное проявление воздействия воспитания - это формирование общей направленности личности, развитие ее духовных потребностей и интересов. Здесь многое определяется социальным строем и всем общественным укладом жизни. Воспитание призвано и усилить эффект этого социального воздействия среды, и сделать формирование личности более подчиненным целям и задачам строительства коммунизма.
В концепции воспитания, развиваемой советской педагогической наукой, немалая роль отводится и собственной активности человека, который является не только объектом, но и субъектом воспитания. В процессе воспитания огромную роль играет принятие и осознание человеком требований, предъявляемых ему воспитателем, т. е. формирования положительного к ним отношения, строящегося на понимании их разумности, справедливости, обоснованности, выливающегося в желание им следовать. Огромную роль играет и постановка человеком личных целей в жизни, стремление добиваться их выполнения, вырабатывать у себя качества, необходимые для их достижения. Наибольшая активность личности при этом наблюдается тогда, когда человек начинает серьезно задумываться над самовоспитанием, разрабатывая программу своего самосовершенствования, мобилизует свою волю и, затрачивая специальные усилия по выполнению этой программы, сам активно формирует свою личность.

Не так давно приятно удивил наш президент. На международном дискуссионном форуме «Валдай» Владимиру Владимировичу задали очень интересный вопрос о нарастающем конфликте ценностей между США и Россией, о столкновении двух культур, и в чём же вообще состоит проблема? На что президент ответил, что отчасти эти проблемы происходят из-за разницы мировоззрений. Что в основе российского мировоззрения лежит представление о добре и зле, о Высших силах, о божественном начале. А в основе западного мышления лежит всё-таки «ИНТЕРЕС» и прагматичность. Под словом «интерес», президент, на мой взгляд, подразумевал слова «деньги» и «выгода».

Как сказал один из основателей прагматизма американский психолог и философ Джеймс Уильям:

«То, во что для нас лучше верить - истинно»

К сожалению и в России немало прагматиков, для которых «интерес» является движущим фактором развития личности.

Вся проблема заключается в том, что люди не имея представления о своём истинном происхождении и назначении стараются достичь каких-то вершин и статуса в обществе. Не понимая того, что в первую очередь мы выполняем божественное предназначение и несём ответственность за наши поступки, мысли и выбор перед Богом. А мы тут пытаемся друг другу что-то доказать.

Некоторые люди получают по нескольку ненужных образований лишь для того, чтобы доказать обществу, что они чего-то стоят, что они умнее многих. Некоторые люди просто зацикливаются на своей внешности и посвящают свою жизнь тому, чтобы выглядеть гораздо лучше других. Некоторые посвящают свою жизнь спортзалу и потом ходят летом полуголые показывают чего они добились за счёт своей узконаправленной силы воли. Конечно я сейчас говорю далеко не о всех поголовно людях, а только о «ярких» представителях общества, которые увидели смысл своей жизни в достижении ложных, навязанных социумом целей и идеалов. Безусловно, самоутверждение в обществе является движущим фактором развития человека, но без истинной, духовной составляющей это всё имеет очень мало смысла. Вы можете стать выдающимся деятелем и добиться высокого статуса в обществе, но быть человеком с бедным внутренним миром, прожившим никчёмную жизнь. По своим личным наблюдениям могу с уверенностью сказать: чем больше украшена внешность человека, тем беднее его внутренний мир.

Не так давно, в связи с развитием электроники и интернета человечество в очередной раз «прохватило». И на свет появилась напасть под названием «селфи», а отсюда и психическое расстройство под названием «селфимания». Я немного поразмышлял и позволил себе дать определение этому явлению:

«Селфимания – это психическая зависимость, возникающая из-за желания человека самоутвердится в обществе за максимально короткий промежуток времени».

То есть, подростки, желая добиться признания в обществе, но не прилагая к этому больших мозговых и физических усилий, нашли короткий, обходной, но, как всегда, неверный путь. Выбрали не то действие и не то общество для оценки своих действий. Зачем много лет учиться, писать диссертации, думать? Зачем много лет тренироваться и соревноваться с более сильными соперниками? Зачем помогать людям, заниматься альтруизмом, сострадать, работать на благо людей? Можно ведь просто и быстро щёлкнуть свою мордашку на вагоне электрички под проводами с напряжением 28000 Вольт, выложить в сеть фотку и ты герой для тысяч собратьев по разуму! «Честь», «хвала», «слава» и лайки! Так просто, а самое главное быстро! Но, к сожалению, смертельно опасно. Вот и гибнут несчастные дети, подвергнувшиеся внушению ложных идеалов и стандартов, бродящих в обществе, и отнимающих жизнь у наиболее внушаемой категории населения.

Огромную роль в этом играют родителями и школой, переходящие в отрицательные качества характера, такие как: самовлюблённость, чрезмерная амбициозность, безрассудность, непреодолимое желание находиться в центре всеобщего внимания.

Так вот, задача родителей, по моему мнению, состоит в том, чтобы дать ребёнку верные (истинные) представления и знания о существовании человека, душе, Высших силах и смысле жизни. А чтобы родители могли дать эти знания ребёнку, они должны сами развиваться, сами искать эту информацию, слушая при этом своё внутреннее «Я». Такую информацию в школе и в институте не дадут.