» » Восточные завоеватели. Самые великие полководцы всех времен Гай Юлий Цезарь

Восточные завоеватели. Самые великие полководцы всех времен Гай Юлий Цезарь

Люди воевали и будут воевать всегда. У каждой страны наступает период расцвета, когда к власти приходит великий завоеватель . Некоторым из них поклоняются, как богам, некоторых любят, но абсолютно всеми восхищаются .

Александр Македонский

Царь Македонии, царь Азии (356-323гг. до н.э.)

Завоёванные территории : современная Болгария, Северная Греция, Турция, Сирия, Иордания, Израиль, Египет, Ирак, Иран, Афганистан, Таджикистан, часть Узбекистана и часть Индии.

Александр остался в памяти человечества одновременно как самый удачливый завоеватель Древнего мира, так и неудачник. Он основал гигантскую империю, которая распалась сразу после его смерти. Пройдя немыслимое количество боёв, и получив 8 серьёзных ранений он умер от лихорадки, не дожив до 33-летия. Похоронили Македонского в Египте, где ему поклонялись как божеству.

Аттила, Бич Божий

Король гуннов на территории современной Венгрии (?-453г.)

Завоёванные территории : от Волги на востоке до Франции на западе, Балканы, Центральная Европа, Северная Италия.

Остался в памяти человечества как человек безжалостный и кровожадный, неуёмный в сражениях и плотских удовольствиях. Человек, разрушивший Римскую империю, дошедший до Рима, захвативший Константинополь умер во время секса с очередной женой… Есть две версии его смерти:1-он лежал на спине, когда открылось носовое кровотечение, и король варваров захлебнулся кровью;2-новая жена зарезала его на брачном ложе. Обе смерти бесчестны и позорны. В этом смысле его можно сравнить с Александром Македонским.

Чингис-Хан

Основатель Монгольской империи (1155-1227)

Завоёванные земли : Монголия, Китай, юг Сибири, Средняя Азия, Казахстан, Кавказ, Закавказье, дошёл до Руси и захватил её в битве на Калке.

Остался в памяти человечества как лютый и очень мудрый завоеватель. Стратегия Чингис-Хана основывалась не столько на прямых и масштабных сражениях, как на глубоких рейдах лёгкой конницы, которые перекрывали коммуникации. Перед вторжением он осуществлял экономическую и военную разведку. Использовал для штурма крепостей тараны и катапульты. В армии Чингис-Хана дисциплина поддерживалась страхом смерти. Казнили же без пролития крови- ломая позвоночник. Трусость считалась самым тяжёлым преступлением. Если воин бежал с поля боя, то убивали и его и весь десяток, в который он входил. Если же бежал десяток, то казнили сотню и т.д. По легенде Чингис-Хан умер от простуды…

Тамерлан

Основатель империи Тимуритов (1336-1405)

Завоёванные земли : Средняя Азия, Южный Казахстан, Ирак, Иран, Афганистан, Пакистан, Анкара, Дели, Ельца.

Тамерлан остался в памяти человечества как правитель, который провёл всю свою жизнь в сражениях и умер в походе на Китай. Несмотря на любовь к войне, он не был кровожаден или чрезмерно жесток. Благодаря нескольким удачным сражениям с Золотой Ордой, Тамерлан приблизил освобождение Руси от ордынского ига. Есть легенда, что если вскрыть гробницу Тамерлана, проснётся дух войны. Советские археологи открыли гроб Тамерлана утром 22 июня 1941 года, когда произошло нападение немецкой армии на СССР. 19 ноября 1942 года останки воителя положили на место, и именно в этот день началось сокрушительное контрнаступление Красной Армии под Сталинградом.

Наполеон Бонапарт

Император Франции (1769-1821)

Завоёванные земли : Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Германия, Швейцария, Австрия, Венгрия, Чехия, Польша, Египет, захватил Москву.

Остался в памяти человечества как маленький человек с огромными амбициями и огромными возможностями. Блистательный полководец, одержавший более сотни побед. Стал генералом всего в 24 года! Последнее сражение великий Наполеон проиграл из-за насморка!!! По одной из теорий смерти англичане боялись, что Наполеон сбежит с острова Святой Елены, где находился в ссылке, и отравили его мышьяком.

P.S.: Неужели почти у всех великих завоевателей судьба так никчёмно закончить жизнь?!

В мире Наруто незаметно пролетели два года. Бывшие новички пополнили ряды опытных синоби в ранге тюнин и дзёнин. Главные герои не сидели на месте – каждый стал учеником одного из легендарных Саннин – трех великих ниндзя Конохи. Парень в оранжевом продолжил обучение у мудрого, но эксцентричного Дзирайи, постепенно восходя на новую ступень боевого мастерства. Сакура выдвинулась в помощницы и доверенные лица целительницы Цунадэ – нового вождя Деревни Листвы. Ну а Саскэ, чья гордыня привела к изгнанию из Конохи, вступил во временный союз со зловещим Оротимару, причем каждый считает, что лишь использует другого до поры до времени.

Краткая передышка закончилась, и события в очередной раз понеслись с ураганной быстротой. В Конохе вновь прорастают семена старых раздоров, посеянные первыми Хокагэ. Таинственный лидер Акацуки привел в действие план обретения мирового господства. Неспокойно в Деревне Песка и соседних странах, везде всплывают старые тайны, и ясно, что когда-то придется платить по счетам. Долгожданное продолжение манги вдохнуло новую жизнь в сериал и новую надежду в сердца бесчисленных фанатов!

© Hollow, World Art

  • (51908)

    Мечник Тацуми, простой парнишка из сельской местности отправляется в Столицу чтобы заработать денег для своей голодающей деревни.
    А добравшись туда вскоре узнает, что великая и красивая Столица это лишь видимость. Город погряз в коррупции, жестокости и беззаконии которые идут от премьер министра, что правит страной из-за кулис.
    Но как всем известно - "Один в поле не воин" и ничего тут не поделаешь, особенно когда твой враг глава государства или точнее тот, кто им прикрывается.
    Найдет ли Тацуми себе единомышленников и сможет-ли что-то изменить? Смотрите и узнаете сами.

  • (51988)

    Фейри Тейл - знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами - взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (46553)

    18-летний Сора и 11-летняя Сиро – сводные брат и сестра, законченные затворники и игроманы. Когда встретились два одиночества, родился несокрушимый союз «Пустое место», наводящий ужас на всех восточных геймеров. Хотя на публике ребят трясет и корежит не по-детски, в Сети малышка Сиро – гений логики, а Сора – монстр психологии, которого нельзя провести. Увы, достойные противники вскоре кончились, потому Сиро так обрадовалась шахматной партии, где с первых ходов был виден почерк мастера. Выиграв на пределе сил, герои получили интересное предложение – переехать в иной мир, где их таланты поймут и оценят!

    А почему бы и нет? В нашем мире Сору и Сиро ничто не держит, а веселым миром Дисборд правят Десять заповедей, суть которых сводится к одному: никакого насилия и жестокости, все разногласия решаются в честной игре. В игровом мире живут 16 рас, из которых человеческая считается самой слабой и бесталантной. Но ведь чудо-ребята уже здесь, в их руках корона Элькии – единственной страны людей, и мы верим, что этим успехи Соры и Сиро не ограничатся. Посланцам Земли надо всего-то объединить все расы Дисборда – и тогда они смогут бросить вызов богу Тету – своему, кстати, старому знакомому. Только, если подумать, стоит ли это делать?

    © Hollow, World Art

  • (46399)

    Фейри Тейл – знаменитая на весь мир своими безбашенными выходками Гильдия волшебников по найму. Молодая волшебница Люси была уверена, что, став одним из её членов, попала в самую замечательную на свете Гильдию… до тех пор, пока не познакомилась со своими камрадами – взрывным огнедышащим и сметающим всё на своём пути Нацу, летающим говорящим котом Хэппи, эксгибиционистом Греем, занудой-берсерком Эльзой, гламурным и любвеобильным Локи… Вместе им предстоит одолеть немало врагов и пережить множество незабываемых приключений!

  • (62809)

    Студент университета Канеки Кен в результате несчастного случая попадает в больницу, где ему по ошибке пересаживают органы одного из гулей - чудовищ, питающихся человеческой плотью. Теперь он сам становится одним из них, а для людей превращается в изгоя, подлежащего уничтожению. Но сможет ли он стать своим для других гулей? Или теперь в мире для него больше нет места? Это аниме расскажет о судьбе Канеки и том, какое влияние он окажет на будущее Токио, где идет непрерывная война между двумя видами.

  • (35231)

    Континент что лежит в центре океана Игнола, это большой центральный и еще четыре - Южный, Северный, Восточный и Западный и сами боги приглядывают за ним, а зовется он Энтэ Исла.
    И есть имя, что ввергает в Ужас любого на Энтэ Исла - Владыка Тьмы Мао.
    Он хозяин потустороннего мира где живут все темные создания.
    Он есть воплощение страха и ужаса.
    Владыка Тьмы Мао объявил войну роду людскому и сеял смерть и разрушения по всему континенту Энтэ Исла.
    Владыке Тьмы служили 4 могущественных генерала.
    Адрамелех, Люцифер, Альсиэль и Малакода.
    Четверо Генералов демонов возглавили атаку на 4 части континента. Однако, явился герой что выступил против армии преисподней. Герой и его товарищи одолели войска Владыки тьмы на западе, далее Адрамелеха на севере и Малакоду на Юге. Герой возглавил объединенную армию рода людского и пошел приступом на центральный континент где стоял замок Владыки Тьмы...

  • (33667)

    Ято – бродячий японский бог в образе худощавого синеглазого юноши в спортивном костюме. В синтоизме сила божества определяется числом верующих, а у нашего героя - ни храма, ни жрецов, все пожертвования умещаются в бутылке из-под сакэ. Парень в шейном платке подрабатывает мастером на все руки, малюя объявления на стенах, но дела идут совсем худо. Даже языкастая Маю, много лет работающая синки – Священным оружием Ято – покинула хозяина. А без оружия младший бог не сильнее обычного смертного мага, приходится (вот позор!) от злых духов прятаться. И кому вообще такой небожитель нужен?

    Однажды симпатичная старшеклассница Хиёри Ики бросилась под грузовик, чтобы спасти какого-то парня в черном. Кончилось это плохо – девушка не погибла, но обрела способность «выходить» из тела и гулять на «той стороне». Встретив там Ято и узнав виновника своих бед, Хиёри убедила бездомного бога исцелить ее, ибо тот сам признал, что долго жить между мирами никто не может. Вот только, познакомившись поближе, Ики поняла, что у нынешнего Ято не хватает сил, чтобы решить ее проблему. Что ж, надо брать дело в свои руки и лично направить бродягу на путь истинный: сначала подыскать непутевому оружие, потом помочь заработать, а там, глядишь, что и получится. Не зря говорят: чего хочет женщина – хочет Бог!

    © Hollow, World Art

  • (33613)

    В старшей школе искусств университета Суймэй есть множество общежитий, а есть доходный дом «Сакура». Если в общежитиях действуют строгие правила, то в «Сакуре» можно все, недаром ее местное прозвище – «сумасшедший дом». Так как в искусстве гений и сумасшествие всегда где-то рядом, то обитатели «вишневого сада» - талантливые и интересные ребята, слишком уж выбивающиеся из «болота». Взять хотя бы шумную Мисаки, что продает мейджор-студиям собственное аниме, ее друга и сценариста плейбоя Дзина или программиста-затворника Рюносукэ, что общается с миром лишь по Сети и телефону. По сравнению с ними главный герой Сората Канда – простак, попавший в «психушку» всего лишь за… любовь к кошкам!

    Поэтому Тихиро-сэнсэй, глава общежития, поручила Сорате, как единственному вменяемому постояльцу, встретить свою двоюродную сестру Масиро, что переводится в их школу из далекой Британии. Хрупкая блондинка показалась Канде настоящим светлым ангелом. Правда, на вечеринке с новыми соседями гостья держалась скованно и говорила мало, но свежеиспеченный поклонник списал все на понятный стресс и усталость с дороги. Только настоящий стресс ждал Сорату утром, когда он пошел будить Масиро. Герой с ужасом понял, что его новая знакомая – великий художник абсолютно не от мира сего, то есть, самостоятельно даже одеться не способна! А коварная Тихиро тут как тут - отныне Канда будет вечно ухаживать за ее сестрой, ведь на кошках парень уже потренировался!

    © Hollow, World Art

  • (33872)

    в XXI мировому сообществу наконец удалось систематизировать искусство магии и поднять его на новый уровень. Способных использовать магию после окончания девяти классов в Японии ныне ждут в школах магии - но только если абитуриенты сдадут экзамен. Квота на поступление в Первую школу (Хатиодзи, Токио) - 200 учеников, сотню лучших зачисляют на первое отделение, остальных - в резерв, на второе, причём учителя положены только первой сотне, "Цветкам". Остальные же, "Сорняки", учатся самостоятельно. При этом в школе постоянно витает атмосфера дискриминации, ведь даже формы у обоих отделений разные.
    Сиба Тацуя и Миюки родились с разницей в 11 месяцев, что позволило им учиться на одном году. При поступлении в Первую школу сестра оказывается среди Цветков, а брат - среди Сорняков: несмотря на превосходные теоретические познания, практическая часть даётся ему нелегко.
    В общем, нас ждёт учёба посредственного брата и примерной сестры, а также их новых друзей - Тибы Эрики, Сайдзё Леонхарта (можно просто Лео) и Сибаты Мидзуки - в школе магии, квантовая физика, Турнир Девяти Школ и многое другое...

    © Sa4ko aka Kiyoso

  • (29858)

    "Семь Смертных Грехов", некогда великие воины, почитаемые Британцами. Но однажды, их обвиняют в попытке свергнуть монархов и убийстве воина из Святых Рыцарей. В дальнейшем Святые Рыцари устраивают государственный переворот, и захватывают власть в свои руки. А "Семь Смертных Грехов", теперь изгои, разбрелись по всему королевству, кто куда. Принцесса Элизабет, смогла сбежать из замка. Она решает отправиться на поиски Мелиодаса, предводителя семерки Грехов. Теперь вся семерка должна объединиться снова, что бы доказать свою невиновность и отомстить за изгнание.

  • (28651)

    2021 год. На землю попал неизвестный вирус "Гастрея" который за считанные дни уничтожил почти все человечество. Но это не просто вирус как какая-то Эбола или Чума. Он не убивает человека. Гастрея - разумная зараза, которая перестраивает ДНК превращая носителя в страшного монстра.
    Началась война и в итоге прошло 10 лет. Люди нашли способ отгородиться от заразы. Единственное, что не переносит Гастрея, это особый металл - Вараниум. Именно из него люди выстроили огромные монолиты и огородили ими Токио. Казалось, теперь немногие выжившие могут жить за монолитами в мире, но увы, угроза никуда не делась. Гастрея все еще ждет удобного момента чтобы проникнуть в Токио и уничтожить немногочисленные остатки человечества. Надежды нет. Истребление людей лишь вопрос времени. Но у страшного вируса оказался и другой эффект. Есть те, кто уже рождается с этим вирусом в крови. Эти дети, "Проклятые дети" (Исключительно девушки) обладают сверхчеловеческой силой и регенерацией. В их телах распространение вируса идет во много крат медленнее чем в теле обычного человека. Только они могут противостоять порождениям "Гастреи" и больше человечеству рассчитывать не на что. Смогут ли наши герои спасти остатки живых людей и найти лекарство от ужасающего вируса? Смотрите и узнаете сами.

  • (27719)

    История в «Steins,Gate» разворачивается спустя год после событий «Chaos,Head».
    Напряженный сюжет игры частью проходит в реалистично воссозданном районе Акахибара, в знаменитом месте шопинга отаку в Токио. Завязка сюжета такова: группа друзей монтируeт в Акихибаре некое устройство для посылки текстовых сообщений в прошлое. Экспериментами героев игры заинтересовывается таинственная организация под именем СЕРН, которая так же занимается собственными исследованиями в области путешествия по времени. И теперь друзьям приходится приложить гигантские усилия для того чтобы не быть захваченными СЕРН.

    © Hollow, World Art


    Добавлена серия 23β, которая является альтернативной концовкой и подведению к продолжению в SG0.
  • (26995)

    Тридцать тысяч игроков из Японии и куда больше со всего мира внезапно оказались заперты в многопользовательской ролевой онлайновой игре «Легенда Древних». С одной стороны, геймеры перенеслись в новый мир физически, иллюзия реальности оказалась почти безупречной. С другой стороны, «попаданцы» сохранили прежние аватары и обретенные навыки, пользовательский интерфейс и систему прокачки, да и смерть в игре вела всего лишь к воскрешению в соборе ближайшего крупного города. Поняв, что великой цели нет, и цену за выход никто не называл, игроки стали сбиваться вместе – одни, чтобы жить и править по закону джунглей, другие – чтобы противостоять беспределу.

    Сироэ и Наоцугу, в миру студент и клерк, в игре - хитроумный маг и могучий воин, давно знали друг друга еще по легендарной гильдии «Безумное чаепитие». Увы, те времена ушли навсегда, но и в новой реальности можно встретить старых знакомых и просто хороших ребят, с которыми не будет скучно. А главное – в мире «Легенды» появилось коренное население, считающее пришельцев великими и бессмертными героями. Поневоле захочется стать этаким рыцарем Круглого Стола, побивающим драконов и спасающим девушек. Что ж, девушек кругом хватает, монстров и разбойников тоже, а для отдыха есть города вроде гостеприимной Акибы. Главное – умирать в игре все же не стоит, гораздо правильней жить по-человечески!

    © Hollow, World Art

  • (27144)

    В мире Hunter x Hunter существует класс людей называемых Охотниками, которые, используя психические силы и обученные всевозможным видам борьбы, исследуют дикие уголки в основном цивилизованного мира. Главный герой, юноша по имени Гон (Гун), сын самого великого Охотника. Его отец таинственно исчез много лет назад, и теперь, повзрослев, Гон (Гун) решает пойти по его стопам. По пути он находит несколько компаньонов: Леорио, честолюбивый доктор медицинских наук, чья цель - обогащение. Курапика - единственный выживший из своего клана, чья цель - месть. Киллуа - наследник семьи наемных убийц, чья цель - тренировка. Вместе они добиваются цели и становятся Охотниками, но это только первая ступенька на их долгом пути… А впереди история Киллуа и его семьи, история мести Курапики и конечно же обучение, новые задания и приключения! Сериал был остановлен на мести Курапики…Что же ждет нас дальше спустя столько лет?

  • (27970)

    Раса гулей существует с незапамятных времен. Ее представители вовсе не против людей, они их даже любят – преимущественно в сыром виде. Любители человечины внешне неотличимы от нас, сильны, быстры и живучи – но их мало, потому гули выработали строгие правила охоты и маскировки, а нарушителей наказывают сами или по-тихому сдают борцам с нечистью. В век науки люди знают про гулей, но как говорится, привыкли. Власти не считают людоедов угрозой, более того, рассматривают их как идеальную основу для создания суперсолдат. Эксперименты идут уже давно…

    Главному герою Кэн Канэки предстоит мучительный поиск нового пути, ибо он понял, что люди и гули похожи: просто одни друг друга жрут в прямом смысле, другие – в переносном. Правда жизни жестока, переделать ее нельзя, и силен тот, кто не отворачивается. А дальше уж как-нибудь!

  • (26689)

    Действие происходит в альтернативной реальности, где давно признано существование демонов; в тихом океане есть даже остров - «Итогамидзима», где демоны являются полноценными гражданами и обладают равными с людьми правами. Однако существуют и люди-маги, которые ведут охоту на них, в частности, на вампиров. Обыкновенный японский школьник по имени Акацуки Кодзё по непонятной причине превратился в «чистокровного вампира», четвёртого по числу. За ним начинает следовать молодая девушка Химэраки Юкина, или «шаман клинка», которая должна следить за Акацуки и убить его в случае, если он выйдет из под контроля.

  • (25321)

    История повествует о юноше по имени Саитама, который живет в мире, иронично похожем на наш. Ему 25, он лыс и прекрасен, к тому же, силен настолько, что с одного удара аннигилирует все опасности для человечества. Он ищет себя на нелегком жизненном пути, попутно раздавая подзатыльники монстрам и злодеям.

  • (23034)

    Сейчас вам предстоит сыграть в игру. Что это будет за игра - решит рулетка. Ставкой в игре будет ваша жизнь. После смерти, люди, погибшие одновременно, попадают в Квин Деким, где им предстоит сыграть в игру. Но на самом деле, то, что с ними здесь происходит, это Суд Небесный.

  • В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы - загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

    О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

    По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

    Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над , когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.

    Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.

    История древней Персии

    Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок - всего за несколько десятилетий - полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

    Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

    Поход персов против начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.

    После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

    Преемники Кира - Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524-523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

    Хронология правителей династии Ахеменидов:

    • Ахемен, 600-е гг. до н.э.
    • Тейспес, 600-е гг до н.э.
    • Кир I, 640 - 580 гг. до н.э.
    • Камбис I, 580 - 559 гг. до н.э.
    • Кир II Великий, 559 - 530 гг. до н.э.
    • Камбис II, 530 - 522 гг до н.э.
    • Бардия, 522 г до н.э.
    • Дарий I, 522 - 486 гг до н.э.
    • Ксеркс I, 485 - 465 гг до н.э.
    • Артаксеркс I, 465 - 424 гг до н.э.
    • Ксеркс II, 424 г. до н.э.
    • Секудиан, 424 - 423 гг до н.э.
    • Дарий II, 423 - 404 гг до н.э.
    • Артаксеркс II, 404 - 358 гг до н.э.
    • Артаксеркс III, 358 - 338 гг до н.э.
    • Артаксеркс IV Арсес, 338 - 336 гг до н.э.
    • Дарий III, 336 - 330 гг до н.э.
    • Артаксеркс V Бессус, 330 - 329 гг до н.э.

    Карта Персидской империи

    Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - , саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки . Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

    «Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

    В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира . В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал . Сын Кира, Камбис, покорил , а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

    Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

    Сасанидское возрождение - Сасанидская держава

    В 331-330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

    Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам - грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

    В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи - державы Сасанидов , династии, к которой принадлежал победитель.

    Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

    При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн - знак божественного покровительства.

    Столицей Персии стал город Ктесифон , построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов - Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

    При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей - как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

    Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов - более четырёх веков . В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру - ислам. В 633-651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

    Персидская система управления

    Древние греки, познакомившиеся с организацией государственного управления в империи Ахеменидов, восторгались мудростью и дальновидностью персидских царей. По их мнению, эта организация была вершиной развития монархической формы правления.

    Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей - сатрапов (перс, «кшатра-паван» - «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности. Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

    Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.

    Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

    Такая система управления сложилась на Ближнем Востоке не сразу. Например первоначально на завоёванных территориях опиралась только на силу оружия и устрашение. Области, взятые «с боем», включались непосредственно в Дом Ашшура - центральную область . Сдавшиеся на милость победителя часто сохраняли свою местную династию. Но со временем эта система оказалась мало приспособленной для управления разрастающимся государством. Реорганизация управления, проведённая царём Тиглатпаласаром III в УНТ в. до н. э., помимо политики насильственных переселений изменила и систему управления областями империи. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Чтобы воспрепятствовать созданию наследственных владений и новых династий среди управителей областей, на важнейшие посты часто назначались евнухи . Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения, они не составляли единого массива, а были разбросаны по всей стране.

    Но всё же основной опорой ассирийского господства, как и вавилонского впоследствии, была армия. Военные гарнизоны буквально опоясывали всю страну. Учтя опыт своих предшественников, Ахемениды к силе оружия присоединили идею «царства стран», т. е. разумного сочетания местных особенностей с интересами центральной власти.

    Обширное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых для контроля центральной власти над местными чиновниками и правителями. Языком персидской канцелярии, на котором издавались даже царские указы, был арамейский. Это объясняется тем, что фактически он был общеупотребительным в Ассирии и Вавилонии ещё в ассирийские времена. Завоевания ассирийскими и вавилонскими царями западных областей, Сирии и Палестины, ещё более содействовали его распространению. Этот язык постепенно занял место древней аккадской клинописи в международных сношениях; он использовался даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя.

    Ещё одной восхищавшей греков особенностью персидской империи были прекрасные дороги , описанные Геродотом и Ксенофонтом в рассказах о походах царя Кира. Самыми известными были так называемая Царская, шедшая от Эфеса в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, на восток - в Сузы, одну из столиц персидской державы, через Евфрат, Армению и Ассирию вдоль реки Тигр; дорога, ведшая от Вавилонии через горы Загрос на восток к другой столице Персии - Экбатане, а отсюда к бактрийской и индийской границе; дорога от Исского залива Средиземного моря к Синопу на Чёрном море, пересекавшая Малую Азию, и пр.

    Эти дороги прокладывали не только персы. Большинство из них существовало в ассирийское и даже более раннее время. Начало строительства Царской дороги, которая была главной артерией персидской монархии, вероятно, относится к эпохе Хеттского царства, находившегося в Малой Азии на пути из Месопотамии и Сирии в Европу. Сарды, столица покорённой мидийцами Лидии, были соединены дорогой с другим большим городом - Птерией. От него дорога шла к Евфрату. Геродот, говоря о лидийцах, называет их первыми лавочниками, что было естественно для хозяев дороги между Европой и Вавилоном. Персы продолжили этот путь от Вавилонии далее на восток, к своим столицам, усовершенствовали его и приспособили не только для торговых целей, но и для государственных потребностей - почты.

    Персидское царство воспользовалось и другим изобретением лидийцев - монетой. До VII в. до н. э. на всём Востоке господствовало натуральное хозяйство, денежное обращение лишь начинало зарождаться: роль денег выполняли слитки металла определённого веса и формы. Это могли быть кольца, пластины, кружки без чеканки и изображений. Вес везде был различен, а потому вне места происхождения слиток просто терял значение монеты и должен был каждый раз вновь взвешиваться, т. е. делался обычным товаром. На границе между Европой и Азией лидийские цари первыми перешли к чеканке государственной монеты чётко определённого веса и достоинства. Отсюда употребление таких монет распространилось по всей Малой Азии, на Кипр и в Палестину. Древние торговые страны - , и - ещё очень долго сохраняли старую систему. Они начали чеканить монету уже после походов Александра Македонского, а до этого использовали монеты, изготовленные в Малой Азии.

    Устанавливая единую налоговую систему, персидские цари не могли обойтись без чеканки монет; кроме того, потребности государства, державшего наёмников, а также небывалый расцвет международной торговли вызвали необходимость в единой монете. И в царстве была введена золотая монета, причем право чеканить ее имело только правительство; местные правители, города и сатрапы для платежа наёмникам получили право чеканить только серебряную и медную монеты, которые вне их области оставались обыкновенным товаром.

    Итак, к середине I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке усилиями многих поколений и многих народов возникла цивилизация, которая даже свободолюбивыми греками считалась идеальной . Вот что писал древнегреческий историк Ксенофонт: «Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые парадисами, полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года... Некоторые говорят, что, когда царь даёт подарки, сначала вызываются отличившиеся на войне, ибо бесполезно много пахать, если некому защищать, а потом - наилучшим образом обрабатывающие землю, ибо не могли бы существовать и сильные, если бы не было обрабатывающих...».

    Неудивительно, что эта цивилизация сложилась именно в Западной Азии. Она не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее , имела наиболее выгодные условия для своего развития благодаря постоянным контактам с соседями и обмену нововведениями. Здесь чаще, чем в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, изготовление бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войны , различные формы письма от пиктограмм до алфавита - всё это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, откуда эти новшества распространялись по остальному миру, включая и иные очаги первичной цивилизации.


    В этой статье мы расскажем о гениальных завоевателях древности, сумевших достичь величия.
    Простые смертные, но вознесенные до уровня богов - они не были идеалом нравственности.
    Напротив, алчность и тщеславие находились во главе угла их безрассудных личностей.
    Знать истории этих бравых парней полезно как для общего развития, так и для трезвой оценки собственных сил в жизни.

    АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ.

    Происхождение: Великий завоеватель появился на свет в далеком 356 году до н.э. в македонской столице Пелла.
    Отцом юной легенды был царь Филипп, что обусловливало неплохие перспективы для карьерного роста наследника.

    Становление личности: Воспитывался матерью, на трон взошел после гибели отца.
    Кстати, находчивый сын не горевал, а тут же уничтожил ближайших родственников, которые могли бы претендовать на престол, и продолжил радоваться жизни.

    Особенности: Безумная храбрость и честолюбие - главные черты взбалмошного характера завоевателя, с самой юности гармонично дополнялись хроническим алкоголизмом.
    Александр обожал пирушки и мог кутить ночами напролет.
    Но, как показало время, подвиги и сражения он любил все-таки больше.

    Путь завоевателя: Повстречав в Дельфах прорицательницу по имени Пифия (ту самую, из фильма "Матрица"), Александр спросил у нее про свою судьбу.
    По преданиям, та воскликнула: "Ты не победим, сын мой!"
    Так и зародилась позитивная психология, а главное, началось время великих завоеваний!
    Собрав армию (что было не сложно осуществить в роли царя), Александр организовал поход на север и покорил Фивы.
    Следом под клинками его воинов рухнули армии Малой Азии, Сирии и Египта.
    Драгоценности и сокровища падали к ногам, но этого завоевателю было мало.
    С 331 по 330 гг. до н.э. полководец учинил разгром Персидской державы, а с 326 по 325 гг. до н.э. состоялся победоносный поход в Индию.

    Что в итоге: Благодаря военным успехам, Александр оказался самым удачливым завоевателем эпохи Древнего мира.
    Он не потерпел ни 1-го поражения и основал гигантскую империю, которая, по закону подлости, распалась почти сразу, после его смерти.

    АТТИЛА, БИЧ БОЖИЙ.


    Происхождение: Где и когда родился Аттила, по прозвищу Бич Божий, неизвестно.
    Зато историки прекрасно осведомлены, что завоеватель был из царского рода гуннов и обладал совершенно безобразной внешностью: впалыми маленькими глазами, плоским вдавленным носом и редкой седой бородой.
    В общем, он не был идеалом красоты даже по меркам 444 года.

    Становление личности: Аттила правил племенами гуннов вместе со своим братом Бледой.
    Особых завоевательских успехов это обстоятельство не приносило: локальный разгром одного из 1-ых германских государств да поход на Византию.
    Кардинальным образом все изменилось, когда Аттила решил умертвить собственного брата, получив контроль над всеми племенами гуннов.
    Такая вот древняя идея для стартапа получилась.

    Особенности: Коварный стратег и храбрый воин.
    История помнит его как воплощение ужаса, человека безжалостного и беспощадного.

    Путь завоевателя: На тропе войны, проложенной Аттилой, первой не поздоровилось армии Византии, которая пала под конницей объединенных сил гуннов, заставив собственного правителя идти на унизительные условия мира.
    Приключения продолжились: пройдя по Восточной Римской империи, Аттила решил отправиться в Галию.
    Тогда произошла известная битва на Каталаунских полях, где объединенные силы империи и Тулузского королевства вестготов временно остановили армию гуннов, заставив завоевателя отступить.
    Правда, всего через год Аттила собрался с силами, вернулся и напал на Рим.
    Терзания Римской империи продолжались до самой смерти полководца, который умер, если верить преданиям, во время секса с очередной женой после знатного пира.

    Что в итоге: Аттила завоевал пространство от Волги на востоке до Франции на западе, подчинил территорию Балкан, Центральной Европы и Северной Италии.
    После смерти великого завоевателя королевство распалось, а гуннов ассимилировали другие народы, в том числе славяне.

    ЧИНГИСХАН.


    Происхождение: Согласно преданию, завоеватель родился, "сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток крови".
    В младенчестве Чингисхана звали Темуджин, что совсем не легче выговаривать любому неподготовленному славянину.
    Основатель и первый великий хан Монгольской империи начинал свой путь с самых низов: жил в нищете, скитался в степях и питался кореньями.

    Становление личности: Как это ни странно, но жизнь Темуджина стала налаживаться после того, как он женился.
    Напитавшись совместной жизнью с женщиной, будущий завоеватель решил развеяться и направился к самому могущественному из тогдашних степных вождей - Тоорилу, поддержкой которого ему удалось заручиться.

    Особенности: Завоеватель обладал потенциально гуманистической чертой - стремлением сохранить в живых как можно больше человек из улуса противника, чтобы впоследствии те воевали за него.
    Такой хитрый менеджмент имел свои плоды: армия Чингисхана расширялась, а победы множились.

    Путь завоевателя: Победы полководца начались с покорения ближайших племен и установления над ними тотального контроля.
    Тем самым, Монголия была объединена, а Чингисхан получил титул великого хана.
    Будучи великим стратегом, перед любым вторжением Чингисхан осуществлял разведку, в том числе экономическую, что являлось гениальным новаторским методом тех времен.
    Неприятели терпели поражение не столько в сражениях, сколько по вине глубоких рейдов конницы, перекрывавших коммуникации.
    Дисциплина в армии держалась на страхе смерти: бежавшим с поля боя переламывали позвоночник в лучших традициях Древнего мира.
    Но убивали не только труса.
    Вместе с беженцем на тот свет отправлялся весь десяток воинов, в который входил дезертир.

    Что в итоге: Чингисхан завоевал Монголию, Китай, юг Сибири, Среднюю Азию, Казахстан, Кавказ, Закавказье, дошел до нашей родной Руси и нанес ей поражение в битве на Калке.
    Остался в памяти человечества как лютый и безжалостный завоеватель.

    ТАМЕРЛАН.


    Происхождение: Тимур родился в семье местного аристократа Монгольского происхождения рода Барлас.
    Полководец был правнуком Чингисхана и с самого детства вынашивал коварную мечту восстановить великую империю своего предка, раздробленную на тот момент на мелкие княжества.

    Становление личности: Как правоверный мусульманин Тамерлан имел 18 жен.
    Радость в жизни находил не только в плотских утехах и завоевательских походах, но и в искусстве, а также в увлечении наукой.
    Его столица Самарканд была самым красивым городом того времени, что характеризует правителя как благоразумного человека с хорошим эстетическим вкусом.

    Особенности: В юности в одном из сражений Тимур был ранен в колено, после чего хромал всю жизнь, поэтому его и прозвали "железный хромец" (тамер-ланг).
    Существует предание, гласящее: если будет вскрыта гробница Тамерлана и потревожат его останки, проснется "дух войны".
    Проклятье воплотилось в действительность утром 22 июня 1941 года, когда Советские археологи открыли гроб Тимура в Самарканде - началась Великая Отечественная война.
    Поразительные совпадения продолжились.
    После изучения останки завоевателя положили на место 19 ноября 1942 года.
    В этот день началось сокрушительное контрнаступление Красной Армии под Сталинградом - в войне наступил коренной перелом.

    Путь завоевателя: Главным противником Тамерлана было государство Золотая Орда, которой тогда Русь платила дань.
    Полководец нанес врагу ряд чувствительных поражений, заодно приблизив освобождение славян от ордынского ига.

    Что в итоге: Завоевал территорию Средней Азии, Южного Казахстана, Ирака, Ирана, Афганистана, Пакистана, дошел до Анкары, Дели и Ельца.
    Любил войну, но не отличался кровожадностью и чрезмерной жестокостью.
    Запомнился великим государственным деятелем и гениальным полководцем.

    Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах Ковалевский Николай Федорович

    ВОСТОЧНЫЕ ЗАВОЕВАТЕЛИ

    ВОСТОЧНЫЕ ЗАВОЕВАТЕЛИ

    Создание единого монгольского государства, а затем и монгольской феодальной империи было связано с именем Темучина, вошедшего в историю под именем Чингисхана (1161–1227). Он происходил из знатного, но обедневшего ханского рода и наследовал распавшийся улус. Ему удалось вернуть родовое владение, а затем привлечь на свою сторону большинство соседних племен. В 1206 г. Чингисхан встал во главе единого монгольского государства и повел завоевания. Первым в 1207 г. подверглось нашествию монгольских войск тибетское тунгутское царство, затем Чингисхан покорил племена уйгуров, бурят и киргизов. В 1211 г. он во главе основных сил своей армии вторгся в пределы государства Цзинь на территории Северного Китая, через четыре года был захвачен Дасин (Пекин) и свыше 90 других городов. В 1218 г. были завоеваны Восточный Туркестан и Семиречье. С 1219 г. Чингисхан повел в Средней Азии борьбу против правителя могущественного Хорезма Мухаммеда, позволившего разбить свои многочисленные войска по частям. Преследуя войска продолжавшего борьбу сына хорезмшаха Джелал-эд-Дина, монголы достигли реки Инд. Затем были опустошены Северный Иран, Грузия и Азербайджан. Через Северный Кавказ отряды Субедея и Джебе двинулись в южнорусские степи. В 1223 г. на реке Калке они добились трудной победы над русско-половецким войском и вскоре вернулись в Монголию.

    К началу XIII в. относится составление Чингисханом свода установлений, получивших название «Яса» («Ясак», «Джасак»). Они определяли основы государственного управления и организации монгольского войска, подчиненные идее жесткой централизации. Благодаря созданной Чингисханом системе государственного и военного управления после его смерти монгольская империя не только не распалась, но и продолжила свои завоевания. Его сын Угедей в 1231–1234 гг. завершил завоевание китайского государства Цзинь. Внук Чингисхана Батый, разгромив Русь, двинулся на запад, дойдя до границ Северной Италии. Завоевательные походы монголов продолжались до конца XIII в., когда монгольская империя распалась из-за внутренней экономической слабости и борьбы между наследниками Чингисхана.

    Основным родом монгольских войск служила конница, умевшая действовать как густыми массами, так и рассыпным строем. Она отличалась стремительностью, способностью совершать длительные переходы, чему способствовало отсутствие колесного обоза. Оружие монгольского всадника составляли лук, кривая сабля и длинные пики, тяжелая конница имела и защитное вооружение. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (тумены или тьмы). Монголы располагали метательными и осадными машинами, для борьбы против крепостей использовались также подкопы, фашины, огневые стрелы (с порохом, заимствованным у китайцев). Для стратегии и тактики монголов были характерны тщательная разведка, внезапность нападения, стремление расчленить силы противника и бить его по частям, применение засад, маневрирование крупными массами конницы, преследование противника до полного его уничтожения.

    Одним из улусов, доставшихся многочисленным наследникам Чингисхана и его сыновей, владел бек Тараган из тюркизированного (отуреченного) монгольского племени барлас. Его сын Тимур, получивший прозвище Тамерлан (Тимур-хромой), много усилий потратил, чтобы стать эмиром Мавараннахра (области между Амударьей и Сырдарьей). Опираясь на поддержку кочевой знати и мусульманского духовенства, он в 1370–1380 гг. осуществил завоевания в Туркестане, добившись объединения земель вокруг Самарканда. В 1388 г. Тамерлан овладел Хорезмом, затем в результате трех походов (1389, 1391, 1394–1395 гг.) разгромил монгольскую Золотую орду, объединив Среднюю Азию. Нашествию Тамерлана подверглись территории Ирана, Ирака, Афганистана, Закавказья. В 1398 г. он вторгся в Индию и захватил Дели. Война Тамерлана с турецким султанам Баязидом (Баязетом) I завершилась поражением султана и его пленением в битве при Ангоре (1402 г.). В это время Тамерлан имел под своими знаменами армию до 800 тысяч человек. Он готовился к походу против Китая, но в самый разгар приготовлений в 1405 г. умер.

    Многие историки считают завоевания Тамерлана продолжением «эры монголов», но фактически это были мусульманские завоевания, осуществлявшиеся под лозунгами ислама. Удары Тамерлана по монгольской Золотой орде способствовали дальнейшему ослаблению и крушению монгольского господства на Руси (предзнаменованием этого была Куликовская битва 1380 г.), в Поволжье и Западной Сибири. Но завоевания «железного хромого» фактически нанесли вред и мусульманскому миру, дезорганизованному вследствие отсутствия в политике Тамерлана продуманного государственного начала. Его огромные территориальные приобретения в значительной мере осуществлялись за счет мусульманских государств, на долгие годы впадавших в разруху.

    Заимствовав во многом военную организацию и военное искусство монголов, Тамерлан дополнил их более широким применением мер принуждения и поощрения, выплатой жалованья командирам и рядовым воинам, усиленной маскировкой замыслов военных действий, тщательной подготовкой походов, террором против побежденных войск и населения противника.

    Из книги Кратчайшая история Европы. Самый полный и самый краткий справочник автора Херст Джон

    Глава третья ЗАВОЕВАНИЯ И ЗАВОЕВАТЕЛИ Вторжение германцев в Римскую империю было первой из трех великих волн завоеваний. Вслед за германцами пришли арабы с юга, а затем викинги с севера. Через несколько беспокойных столетий обстановка в Европе стабилизировалась, после

    Из книги История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима автора Бауэр Сьюзен Уайс

    Из книги Гумилёв сын Гумилёва автора Беляков Сергей Станиславович

    МИРОЛЮБИВЫЕ ЗАВОЕВАТЕЛИ Русский историк Аполлон Кузьмин много лет начинал свою лекцию о татаро-монгольском иге с того, что доставал из портфеля старый, 1980-го года, журнал «Огонек» и, собрав весь отпущенный ему природой сарказм, зачитывал фразу: «В XIV веке на Руси

    Из книги По следам Всемогущих. Там, где наука бессильна автора фон Деникен Эрих

    ГЛАВА 9 КАК ЗАВОЕВАТЕЛИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В БОГОВ Христианские художники не были свидетелями - Первооткрыватели и боги - Культ «карго» - Город пирамид в джунглях - Непонятные технологии - Ода богу Солнца - «Пчелиные боги» Тулума - Монолит дракона - Они спустились с

    Из книги Испания. История страны автора Лалагуна Хуан

    ГЛАВА 2 Исламские завоеватели В начале лета 711 году Тарик с 7000 берберами, недавно принявшими ислам, высадился у скалы, которая до сих пор носит его имя - Джебель-Тарик (Гибралтар). Их послал Муса, правитель Ифрикии, североафриканской провинции Арабского халифата со

    Из книги История Древнего мира [От истоков Цивилизации до падения Рима] автора Бауэр Сьюзен Уайс

    Глава шестьдесят восьмая Македонские завоеватели Между 404 и 336 годами до н. э. десять тысяч греков бегут из Персии, а Македония принимает на себя задачу создания греческого единстваВойна между Афинами и Спартой была окончена. Афины остались в одиночестве, поверженные и

    Из книги Всемирная история в сплетнях автора Баганова Мария

    Гиксосы - завоеватели и фараоны Как древняя Нитокрис правила Египтом накануне падения Древнего царства, так и закат Среднего тоже лег на женские плечи. В XIX веке до н. э. на египетский престол взошла дочь Аменемхета III. Звали ее Нефрусобек - что в переводе означает

    автора

    Глава 1 Великие цари-завоеватели Говоря о военном искусстве нельзя не упомянуть государство Хеттов. О нем уже кратко упоминалось в разделе посвященном Древнему Египту, но стоит более подробно посмотреть на хеттскую армию и её организацию.При царе Мурсили хетты совершили

    Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

    Глава 2 Императоры - завоеватели Когда в 1440 году Ицкоатль умер власть перешла к его племяннику Монтесуме Первому (1440–1468 годы), прозванному Илуикамина (Небесный лучник). Этот человек правил уже не только ацтекской конфедерацией, но и всей Мексиканской долиной.Монтесума

    Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

    III. Завоеватели Что собственно представляли собой германские «народы» эпохи нашествий? Некоторые изначально выглядят очень сплоченными ячейками, но не слишком многочисленными; другие походят на большие конфедерации, каждое мгновение готовые расшириться, впитав в себя

    Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

    Глава 2 Императоры -завоеватели Когда в 1440 году Ицкоатль умер власть перешла к его племяннику Монтесуме Первому (1440-1468 годы), прозванному Илуикамина (Небесный лучник). Этот человек правил уже не только ацтекской конфедерацией, но и всей Мексиканской долиной.Монтесума

    Из книги Русский Царь Батый автора Пензев Константин Александрович

    Завоеватели и оккупанты «Если бы Моголы сделали у нас то же, что в Китае, в Индии или что Турки в Греции; если бы, оставив степь и кочевание, переселились в наши города, то могли бы существовать и доныне в виде Государства. К счастию, суровый климат России удалил от них сию

    Из книги Русские Украйны. Завоевания Великой Империи автора Черников Иван Иванович

    Глава 8 Турки-завоеватели Турки наравне с татарами занимали видное место в истории России, политике и фольклоре XVIII–XIX вв. Поэтому читателю полезно познакомиться с этим народом, также пришедшим в Европу из земель нашего отечества. Но если гунны продержались здесь 75 лет, а

    Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

    12. Монголы-завоеватели и татаро-монгольское иго Монголы в XII веке. Монголы были скотоводами-кочевниками. Жили они там, где теперь находится Монгольская Народная Республика.В XII веке монголы разделялись на большие воинственные племена во главе с ханами. У ханов было много

    Из книги Борьба за моря. Эпоха великих географических открытий автора Эрдёди Янош

    Завоеватели и бандиты по следам гения Не Колумбия, а Америка! Уделом последних лет жизни Колумба были лишения, презрение, несправедливость. Ему пришлось обивать пороги, сидеть в приемных, подавать бесчисленные прошения, чтобы добиться хоть части своих оговоренных в

    Из книги История военного искусства автора Дельбрюк Ганс

    Часть шестая. РИМЛЯНЕ - ЗАВОЕВАТЕЛИ МИРА.