» » Задания по зоологии. Тестовые и творческие контрольные задания по зоологии

Задания по зоологии. Тестовые и творческие контрольные задания по зоологии

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Кружок по биологии «Занимательная зоология» 7 класс, 30 часов Руководитель: учитель биологии Пузакова Ольга Ивановна

2 2014/2015 учебный год. Пояснительная записка Программа кружка «Занимательная зоология» адресована учащимся 7 класса. Она позволяет дать учащимся систему знаний о разнообразии животного мира, способствует проявлению у учащихся интереса к живой природе и бережного отношения к ней. Знакомство с многообразием животных способствует воспитанию ответственного отношения к природе родного края, дает возможность привлечь учащихся к исследовательской деятельности, что требует применение современных информационных технологий, обеспечивающих доступ к необходимым источникам информации по теме исследования, а так же использовать различные методы исследования: фенологические наблюдения, прогнозирование и др. Цель кружка: АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ; И РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕГО И БИОЛОГИЧЕСКОГО КРУГОЗОРА Основные задачи Образовательные 1.Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. Расширить знания о природе, животном мире Тульской области. 2.Способствовать популяризации биологических знаний у учащихся. Развивающие Приобщить учащихся к активному обучению, способствовать развитию учебнопознавательных умений и навыков. Способствовать проявлению творческой инициативы. Принимать участие в различных конкурсах, олимпиадах, природоохранных мероприятиях, акциях. Воспитательные 1.Воспитывать интерес к миру живых существ. 2.Воспитывать настойчивость, любознательность, находчивость и сообразительность. 3.Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе. Для активизации систематического и последовательного учебно-воспитательного процесса используются разнообразные формы и методы обучения, направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности, на развитие интереса к биологии и экологического воспитания детей. На занятиях кружка учащиеся познакомятся с методами изучения животных. Задания и упражнения нацелены на развитие познавательной деятельности, приводящей к убеждению о системности научных знаний, осознанному пониманию необходимости охраны природы, пользы зоологических знаний. Общая характеристика программы кружка. В основе программы лежит систематика животного мира. В содержание включены типы Беспозвоночных и Позвоночных животных. Рассматриваются наиболее интересные представители животного мира. Знание систематики животного мира облегчает изучение детьми животного мира и отражает поступательный характер развития животного организма от низших форм к наиболее высшим, что более доступно для детского восприятия. Практические работы помогут лучше узнать загадочный мир животных, усовершенствовать свои навыки в работе с микроскопом и приготовлении микропрепаратов. Теоретические данные обязательно подтверждаются практической деятельностью.

3 В программу включены творческие задания: биологические задачи, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины. Также учтены индивидуальные склонности детей, каждый учащийся, выбирая тему доклада, выступает в качестве ученого, первооткрывателя. Программа предусматривает последовательное расширение знаний, умений, навыков полученных детьми на уроках природоведения и биологии. В результате происходит развитие познавательной активности, творческих навыков, а так же закладывается формирование способностей для участия в научно-исследовательских проектах. Для активизации систематического и последовательного учебно-воспитательного процесса используются разнообразные формы и методы обучения, направленные на интенсификацию учебно-познавательной деятельности, на развитие интереса к биологии и экологического воспитания детей. На занятиях кружка учащиеся познакомятся с методами изучения животных. Задания и упражнения нацелены на развитие познавательной деятельности, приводящей к убеждению о системности научных знаний, осознанному пониманию необходимости охраны природы, пользы зоологических знаний. На занятиях широко используются следующие средства обучения: o Натуральные объекты (раздаточный, демонстрационный материал). o Технические средства (микроскопы, лупы, аудиовизуальные средства). o Изобразительные средства (таблицы, карты, модели, макеты). o Литература по биологии. o Материал, изложенный вербальным способом (рассказ, объяснение, беседа). К каждому изучаемому разделу подобраны занимательные задания- ребусы, кроссворды, загадки, биологические задачи, викторины. Интеллектуальные игры позволяют активизировать творческую деятельность детей. Занятия кружка проходят в следующей форме: Лекция, беседа (лектором может выступать как педагог, так и ученик). Творческие занятия (творческие задания: задачи, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины, рисунки). Практическая работа. Индивидуально-личностная основа деятельности кружка позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени, что позволяет каждому ребенку накапливать творческую энергию и осознавать возможности ее расходования на достижение жизненно важных целей. Место кружка в учебном плане Программа кружок «Занимательная зоология» для учащихся 7 класса рассчитана на 30 часов. Ожидаемые результаты обучения: Уметь: узнавать и определять наиболее распространенных животных в своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды) с использованием атласа-определителя; Сравнивать животных по характерным признакам; Приводить примеры приспособления животных к различным условиям окружающей среды; Следовать правилам безопасности при проведении практических работ; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

4 п/п Содержание программы Количество часов Общее Количест во часов Тема занятия теория практика 1. Введение Мир одноклеточных животных Мир беспозвоночных животных Мир позвоночных животных Холоднокровные животные Теплокровные животные Бережное отношение к животным. 2 2 КВН Занимательная зоология 1 1 Введение. 2ч Инструктаж по технике безопасности. Предмет и методы изучения зоологии. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Многообразие животного мира Тульской области. Мир одноклеточных животных. 3ч. Пресноводные простейшие. Амёба протей. Практическая работа 1 Выращивание культуры инфузории туфельки. Практическая работа 2 Приготовление микропрепаратов. Клетка животных. Что показал нам микроскоп. Морские простейшие. Ночесветки. Радиолярии. Мир беспозвоночных животных. 9ч Кишечнополостные самые «жгучие» из морских животных. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры. Черви. Морские черви пища для рыб. «Пиявководческие хозяйства». Моллюски. Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам. Устрицы. Мидии. Рапана. Жемчужница. Тридакна. Членистоногие. Насекомые. Парад армии жуков: жуки- светлячки, жужелицы, плавунцы, жук олень, щелкуны, божья коровка, жуки могильщики, жуки навозники, скарабей. Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница предсказатель погоды. Бабочки путешественницы (репейница, совка гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник). Бабочки вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовёртки, волнянки). В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки морские жёлуди и морские уточки. Практическая работа 3 Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

5 Мир позвоночных животных. 13ч. Холоднокровные животные. 7ч Рыбы. Окунь брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конёк. Электрический угорь. Гамбузия обитатель солёной и пресной воды. Викторина «В мире рыб». Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли. кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и головоломки «Составьте слова». Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. По следам ящеров. Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто лишний?» Теплокровные животные. 6ч Птицы. Удод. Щурка. Зимородок. чайнворда «Невероятный случай». Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах. Загадки о зимующих птицах. Охраняйте птиц. Кроссворд «Птичья столовая». Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка. Песец. Нутрия. Шиншилла. Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка. Головоломка «Чьи следы?». Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие». Бережное отношение к животным.2ч Животные красной книги Тульской области и меры по их охране. Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных). Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей». КВН Занимательная зоология. 1ч Календарно-тематическое планирование п/п Тема раздела. Тема занятия. дата примечание Введение 2ч Инструктаж по технике безопасности. 1 Предмет и методы изучения зоологии. Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. 2 Многообразие животного мира Тульской области. 3 Мир одноклеточных животных. (3ч) Пресноводные простейшие. Амёба протей. Практическая работа 1 Выращивание культуры инфузории туфельки. задачи 16 4 Практическая работа 2. Приготовление микропрепаратов. Клетка животных. Что показал нам микроскоп. 5 Морские простейшие. Ночесветки. Радиолярии. задач 12,17,19

6 6 Мир беспозвоночных животных. (9ч) Кишечнополостные самые «жгучие» из морских животных. Крепости, построенные кораллами. Морские «лилии». Медузы. Сифонофоры. 7 Черви. Морские черви пища для рыб. «Пиявководческие хозяйства». 8 Моллюски. «Необыкновенная прогулка по обыкновенным магазинам». Устрицы. Мидии. Рапана. Жемчужница. Тридакна. 9 Членистоногие. Насекомые. Парад армии жуков: жуки- светлячки, жужелицы, плавунцы, жук олень, щелкуны, божья коровка, жуки могильщики, жуки навозники, скарабей. 10 Летающие цветы (бабочки). Значение окраски в жизни бабочек. Бабочка Крапивница предсказатель погоды. 11 Бабочки путешественницы (репейница, совка гамма, желтушка, адмирал, вьюнковый бражник). 12 Бабочки вредители (капустница, боярышница, озимая совка, листовёртки, волнянки). 13 В гостях у Нептуна (Ракообразные). Рак отшельник. Дальневосточные крабы: дромия и дориппе. Ракушковые рачки. Усоногие раки морские жёлуди и морские уточки. 14 Практическая работа 3 Определение членистоногих по рисункам и коллекции. 15 Мир позвоночных животных. (13ч) Холоднокровные животные.7ч 1.Рыбы. Окунь брызгун. Иглобрюх. Морская игла и морской конёк. Электрический угорь. Гамбузия обитатель солёной и пресной воды Викторина «В мире рыб». задач 22,29 Сообщения учащихся задач 91,92 задачи Земноводные. Лягушки. Жабы. Аксолотли. задач 208, кроссворда «Знаете ли вы земноводных?», ребусов и головоломки «Составьте слова» Пресмыкающиеся, ныне существующие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. задач 212, По следам ящеров Викторина «Знаете ли вы пресмыкающиеся?». Игра «Кто лишний?» 22 Теплокровные животные. 6ч 8.Птицы. Удод. Щурка. Зимородок. чайнворда «Невероятный случай».

7 23 9.Птицы зимой. Перелетные птицы. Загадки о перелетных птицах. Загадки о зимующих птицах Охраняйте птиц. Кроссворд «Птичья столовая». задачи Пушистое золото (Пушные звери). Грызуны. Бобр. Белка. Песец. Нутрия. Шиншилла Хищные звери. Лисица. Соболь. Куница. Норка. Головоломка «Чьи следы?» Животный мир океана. Кроссворд «Морские млекопитающие» 28 Бережное отношение к животным.2ч 1.Животные красной книги Тульской области и меры по их охране. Стенд «Как прекрасен этот мир» (фотографии, рисунки редких животных) Рисунки, листовки «запрещающие знаки»: «Не ломать ветки», «Не рвать цветы», «Не разорять птичьи гнезда», «Не брать из леса диких животных и их детенышей». 30 КВН Занимательная зоология. задачи 280 Стр.200 (Алексеев В.А.) Контроль уровня обученности. Для проверки качества усвоения учебного материала применяются творческие задания: задачи, кроссворды, ребусы, головоломки, викторины. Также даются задания по выполнению сообщений - докладов. Материально - техническое обеспечение Средства обучения: -комплекс демонстрационного и лабораторного оборудования по зоологии -компьютер, телевизор, видеомагнитофон: -комплект видеофильмов по курсу «Зоология». Литература: 1. Биология. Экология. Животные. С.В. Суматохин. Сборник заданий и задач с ответами пособие для учащихся основной школы Москва; «Мнемозина» Жизнь животных в семи томах, под редакцией члена - корреспондента АН СССР Ю.И.Полянского, издание 2-ое переработанное Москва: «Просвещение» Занимательная биология. Акимушкин А. - Москва: Молодая гвардия, с Занимательная биология. 6-8 классы. Ю.Д. Дмитриев. Москва Издательский дом Дрофа Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей М.АСТ Пресс 1999 г.а.и. Рахманов «Птицы наши друзья» - М. Росагропромиздат 1 6. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные». И.И. Акимушкин «М. Мысль, 1998 г. 382 с вопросов и ответов о животных океана. В.А. Алексеев. Ярославль «Академия развития» 1997

8 8.Часы занимательной зоологии.- Москва: Просвещение, 1973


Рабочая программа по биологии 7 класс Учитель Асташкина Т.С. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы для общеобразовательных учреждений

Пояснительная записка Животные 8 класс Рабочая программа составлена на основе государственной программы под редакцией Воронковой В.В., (Сивоглазовым В.В) 2014 г., Москва, Владос и учебным планом МКС(К)ОУ

Пояснительная записка Рабочая программа, в дальнейшем Программа, составлена на основе государственного образовательного стандарта, Образовательной программы МОУ СОШ 6, авторской программы по биологии под

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 8 класс (8-й вид) Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету составлена на основе авторской программы Сивоглазова В.И. для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Рекомендовано: Методическим объединением учителей естественного цикла Протокол от «30» 08. 2016г. 1 Утверждено: приказом МБОУ «Гимназия»

Экзаменационные билеты по биологии по программе основного общего образования (7 класс) 2015-2016 учебный год Билет 1 1. Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической

1. Планируемые результаты освоения программы курса «Биология. Животные» в 7 классе. Предполагаемые результаты обучения структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,

Пояснительная записка Изучение учебного предмета «Биология» в 7 классе осуществляется на основание нормативно правовых документов: Федерального закона от 29 декабря 2012 273- ФЗ «Об образовании в Российской

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа 20» Утверждена приказом МБОУ «СОШ 20» от «31 августа» 2016 122 Рабочая программа по биологии для

Адаптированная рабочая программа для 7 класса VII вида по биологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа

Обучающиеся 7 класса должны уметь называть: -общие признаки живого организма; -основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы подцарств, типов и классов животных; -причины и результаты

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кутузовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Рабочая программа по биологии 8 «Б» класс (базовый уровень) Составитель:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Азбука содержания животных» во 2 классе на 2016-2017 учебный год Учитель: Паршикова Светлана Николаевна Пояснительная записка В основу программы «Азбука содержания животных» положен

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Живая природа как учебный предмет в коррекционной школе 8 вида включает в себя разделы: - значение животных и их охрана, - беспозвоночные животные, - позвоночные животные - земноводные,

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого педагогичскоймедико-социальной помощи «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии для 7 класса (базовый уровень) разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования с учетом примерной

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бекасовская средняя общеобразовательная школа РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Биология 7 класса Составитель Никитенко Н.А., учитель географии. 206 год ТРЕБОВАНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе программы

МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа 3» Утверждаю Согласовано Рассмотрено директор МБОУ ТСОШ 3 зам. директора по УВР на заседании Т.М протокол " " 20_ г. " " 20_ г. " " 20_ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по биологии «Занимательная биология» 5 класс на 2016-2017 учебный год учитель: Сенькина Марина Валерьевна (34 часа, занятия 1 час в неделю) «Природа единственная книга, каждая

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 2» Каширского муниципального района Московской области УТВЕРЖДАЮ Директор

Учебник А.И. Никишов, А.В.Теремов «Биология. Животные». Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М., «Просвещение»,2006. Тематическое планирование составлено

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета: Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов: 1) овладение принципами и правилами отношения

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ 7 КЛАСС Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, как базового документа, необходимого для создания базисных

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сведения о программе Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника «Биология. Животные. 7 класс» (Рабочие программы. Биология. 5 9 классы: учебнометодическое

Календарно тематическое планирование п/п Стандарт Название раздела, темы урока Колво часов Тип урока Форма урока Информационное сопровождение Тема. Введение. Общие сведения о мире животных (4 часа). По

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Ожидаемые результаты (знания, умения, навыки) 3. Учебно-тематический план 4. Календарно-тематическое планирование 5.Содержание учебного материала

Рабочая программа по биологии 7 класс Рабочую программу составила Постникова Л.А. Год разработки программы: 2015 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального

Творческое наследие Игоря Ивановича Акимушкина «Следы невиданных зверей», М.: Географгиз, 1961 2-е изд., М.: Мысль, 1964 «Тропою легенд», М.: Молодая гвардия, 1961 2-е изд., М.: Молодая гвардия, 1965 (Серия

1 СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Ожидаемые результаты (знания, умения, навыки) 3. Учебно-тематический план 4. Календарно-тематическое планирование 5.Содержание учебного материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основе Примерной программы по биологии Основного общего образования, приказ от 05.03. 2004г. Мин. Образования 1089, которая

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 299 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Рекомендовано» Председатель МО 29 августа 2017 «Принято» Педагогическим советом Протокол от 30.08.2017

Муниципальное общеобразовательное учреждение Проводниковская основная общеобразовательная школа имени Героя РФ А.С. Маслова «Утверждаю». Директор МОУ Проводниковской основной общеобразовательной школы

Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Программы для общеобразовательных программ по биологии для 7 класса «Животные»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы Н.А.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Черняховска» Принято на заседании педагогического совета МАОУ СОШ 3 Протокол от «27» 06 2017 г. Утверждено

Рабочая программа по биологии 8 класс 2015-2016 учебный год Учитель: М.А. Акопян Пояснительная записка по биологии Статус документа Рабочая программа по биологии для 8 класса разработана в соответствии

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по биологии для обучающихся 7 классов на 206-207 учебный год Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального

Рабочая программа по биологии для 8 «А. Б», класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида учитель: Мешкова Ольга Сергеевна Первая квалификационная категория Рабочая программа

Рассмотрено Одобрено Утверждаю на заседании М.О на заседании директор О У протокол 1 педагогического совета А.Н.Талалаев от Протокол Приказ Рабочая программа по биологии в 7 классе на 2013-2014 учебный

Элективный курс «Многообразие организмов. Организм человека. Решение проблемных задач ЕГЭ.» Программа составлена для учащихся 10 классов. Пояснительная записка Элективный курс «Многообразие организмов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 76» Ленинского района города Саратова «Рассмотрено» Руководитель МО /Коковина В.П._/ ФИО Протокол от 2012г. «Согласовано»

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Нововаршавская гимназия» р.п. Нововаршавка Омской области Согласовано Руководитель МО / М.А. Пфафенрод/ 2014г. Согласовано Зам.директора по УВР /О.В.Лесняк/

Пояснительная записка. Главным направлением деятельности кружка «Юный натуралист» является обогащение природоведческими знаниями учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес

Тематическое планирование 7кл. 2 часа в неделю. Авторы программы: В.М. Константинов, В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева М, : Вентана-Граф 2007 Авторы учебника: В.М. Константинов, В.Т. Бабенко, В.С. Кучменко

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ (БИОЛОГИЯ) 8 класс Пояснительная записка Основными задачами преподавания естествознания являются: 1) сообщение учащимся общих сведений о строении и жизни 2) проведение через весь курс экологического

Пояснительная записка Рабочая программа по биологии в 7 классе составлена на основании программы: Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: программы М.: Вентана-Граф, 2009,- авторы В.М. Константинов,

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «Утверждаю» Директор школы Н.А.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа 2г. Павлово «Согласовано» Зам. директора по УВР /Немировченко А.А./ 20 г. «Утверждено» Директор школы /Жирякина О.Л./ Приказ от 20 г. РАБОЧАЯ

I ступень Тема: ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ПОЛЬЗА, КОТОРУЮ ОНИ ПРИНОСЯТ Возраст: 1-3 класс Краткое описание: в ходе учебной деятельности ребята знакомятся с наиболее распространёнными в Эстонии домашними животными,

Требования к уровню подготовки учащихся (7 класс) В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать: - признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных,

Интегрированное обучение учащихся с задержкой психического развития по адаптированным основной образовательным программам в условиях общеобразовательного класса осуществляется по Учебному плану, составленному

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Биологии» для 7 класса на 2016/2017 учебный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии; Биология 5-11 классы: программы для общеобразовательных

Рабочая программа по биологии Пояснительная записка Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла протокол 1 от 29.08. 2016 г. СОГЛАСОВАНО НМС

: 7А 7 6 5 4 3 2 БИОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА И В ПРАКТИЧЕСКОЙ 83 79 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЖИВОТНЫХ 97 92 ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 100 86 МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ 57 68 КЛАССИФИКАЦИЯ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Новорождественская средняя общеобразовательная школа" "СОГЛАСОВАНО" Зам. директора по УВР Л. А. Сорогина " " 2015 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» Знать и понимать: основные систематические категории царства Животные; ведущие признаки изучаемых типов и классов животных; характер усложнения организации

Управление общего и профессионального образования Чайковского муниципального района

Летние задания по зоологии для

обучающихся 7 классов

Калмыкова Вера Викторовна,

учитель биологии МАОУ СОШ № 7,

ПДО МАОУ ДО СДЮТЭ,

г. Чайковский Пермского края

Чайковский, 2017

Введение

Животный мир Пермского края – удивителен и загадочен, его невозможно познать по школьным учебникам, с ним можно познакомиться только в живую.

Алексей Иванов

Огромная роль в накоплении зоологических знаний и формировании воспитания подрастающего поколения принадлежит зоологическим лабораторным работам. Каждая лабораторная работа с живым объектом предоставляет отличный материал для воспитания эстетических чувств и экологического мировоззрения. Только при работе с живыми зоологическими объектами у обучающихся развивается наблюдательность, умения и навыки определения, сравнения, выявления взаимосвязей и описания процессов жизнедеятельности организма.

Обоснованием разработки данного пособия являются следующие факты:

    школьные уроки идут в течение учебного года, когда:

    активность животных минимальна (сентябрь – февраль),

    неблагоприятные условия межсезонья (октябрь-ноябрь, апрель-март).

    пик клещевого энцефалита (май);

в этот период зоологические экскурсии не целесообразны;

    в курсе «Зоология» классы малощетинковых червей, двустворчатых моллюсков, насекомых изучаются поздней осенью и зимой; в это время невозможно предоставить обучающимся живые объекты для наблюдения и описания их процессов жизнедеятельности.

Новизна и актуальность :

    в основу пособия положено содержание регионального компонента (животный мир Чайковского района);

    осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода: освоение предметных знаний обучающимися идет через систему учебных задач (лабораторных заданий), который можно представить следующим алгоритмом: мотивация – целеполагание – планирование обучающимися своей деятельности – выполнение работы, самоконтроль – представление результатов – транслирование приобретенных способов деятельности и знаний;

    пособие содержит обязательное (отчет по лабораторной работе) и необязательное задания (творческие задачи), позволяя обучающемуся определять самому свой объем домашнего задания и степень освоения заявленного раздела (индивидуальную зону ближайшего развития).

Область применения методического материала

Методическое пособие "Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов " можно использовать в:

    учреждениях дополнительного образования детей краеведческой направленности педагогами дополнительного образования,

    общеобразовательных школах учителями, педагогами организаторами, педагогами дополнительного образования,

    педагогами клубов по месту жительства, реализующих краеведческие программы.

Возраст обучающихся, на который рассчитан материал : 7 класс (13-14 лет). Материал будет доступен и для увлекающихся зоологией ребят 9- 12 лет.

Цель – освоение обучающимися новых знаний о местных животных через организацию самостоятельного выполнения летнего задания по зоологии.

Задачи :

    пробудить у обучающихся интерес к познанию малой Родины;

    сформировать и развить у семиклассников умения самостоятельной организации наблюдений за животными;

    отработать у обучающихся приемы фиксации наблюдений.

Конкретные результаты:

    85 - 90% обучающихся 7 класса выполнят обязательную часть летнего задания (5 лабораторных работ; познакомятся с внешним строением, приспособлениями и некоторыми процессами жизнедеятельности 5 животных Чайковского района) ;

    3-5% обучающихся выполнят летнее задание целиком;

    более чем у 60 % обучающихся будет сформирована мотивация к урокам зоологии.

Теоретическая часть

Научно-педагогическое обоснование содержания пособия

До 2015 года автор данного пособия и не предполагал, что инструкторские карточки для лабораторных заданий на летний период по зоологии сложно отыскать в специализированной литературе и интернете. В работах российских авторов: И.В.Измайлова, В.Е. Михлина (2003) Б.Е. Райкова, М.Н. Римский-Корсакова (2014) прекрасно представлено описание биотопов и животных, но отсутствуют инструкторские карточки-задания.

В интернете в основном встречались работы:

    со скаченными инструкторскими карточками из учебников 1980 года, к тому же безграмотно оформленные (Трунова, 2001),

    без структурированного технического задания (Сонин, 2015): « Выберите любую интересную для вас тему о любых животных (домашних или диких, больших или маленьких: звери, птицы, насекомые, паукообразные, моллюски, черви и др.). Наблюдайте за выбранным животным! Далее оформите свои наблюдения в виде исследовательской работы, реферата, компьютерной презентации. »

Только в УМК «Сфера» авторского коллектива Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Е.А. Власовой (2015) были найдены хорошо разработанные 2 инструкторские карточки для летнего периода:

    2 Изучение строения, поведения и почвообразовательной деятельности дождевых червей;

    6 Муравейник как модель экологических связей.

На основании выше сказанного было решено разработать 5 лабораторных работ на летний период:

1. Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя.

2. Внешнее строение и жизнедеятельность моллюска.

3. Внешнее строение и жизнедеятельность насекомого.

4. Внешнее строение рыбы.

5. Внешнее строение птицы.

Тематический выбор лабораторных работ был не случаен:

    данные объекты доступны в летний период;

    за данной группой животных легко наблюдать в естественной среде обитания (даже за мальками рыбы в водоемах Чайковского района).

Эффективность методического пособия "Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов" значительна повышена путем включения в него необязательной части задания, направленной на решение творческих задач (табл. 1). Творческие задачи были взяты из сборника А.И. Никишова (1995). Под творческой задачей понимается проблема:

    с нечетко заданными условиями;

    содержащая некое противоречие;

    допускающая не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.

Решение нестандартных задач в биологии требует применения различных знаний в этой области и способствует формированию творческого потенциала личности.

Таблица 1.

Содержательные части летнего задания:

    обязательная, лабораторная работа , методы реализации: н аблюдение, описание, измерение;

    необязательная (по желанию обучающихся), решение творческих задач, методы реализации: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, классификация и систематизация

Предметность методического средства

При выполнении летнего задания обучающиеся получают и закрепляют знания о внешнем строении животного, его приспособлениях к среде обитания и процессах жизнедеятельности.

Метапредметность методического средства

При выполнении летнего задания обучающиеся приобретают умения и отрабатывают навыки:

    самостоятельной организации наблюдений за животными,

    поиск и отбор источников информации для решения поставленных задач,

    работы с инструкциями, справочной и художественной литературой,

    схематичное изображение живого объекта для выявления главных и второстепенных признаков строения животных по рисункам,

    свертывать и развертывать информацию при описании процессов жизнедеятельности,

    конкретизации информации, сравнения, обобщения и выявления причинно-следственных связей,

    создание собственных текстов-отчетов по лабораторным работам,

    анализа применения знаний в нестандартной ситуации.

С учетом требований ФГОС основного общего образования летние задания по зоологии способствуют развитию у обучающихся следующих личностных результатов:

    формированию у обучающихся навыков самостоятельной работы, как фундамента самообразования:

    установление сроков выполнения летнего задания,

    ответственный подход к определению объема летнего задания: выполнения обязательной и необязательной части;

    выбор и нахождение объекта для лабораторной работы,

    предъявление отчета выполненного летнего задания на оценку,

    развитию мыслительных процессов:

    сравнение фактов и изучаемых явлений,

    определение объекта, его структурных частей,

    выявление взаимосвязей наблюдаемых явлений,

    решение нестандартных задач,

    выявление умений, которые развивались при выполнении лабораторных работ.

Автор пособия надеется, что знания и умения, приобретённые обучающимися в ходе выполнения летнего задания по зоологии, станут достоянием их личного опыта, фундаментом понимания сложного и хрупкого животного мира.

Практическая часть

Методическое пособие "Летние задания по зоологии для обучающихся 7 классов" прошло апробацию в течение 2-х лет.

В 2015-2016 учебном году качество реализации данного пособия было очень низким, так как выполнение летних заданий не было в системе обучающихся (данной параллели обучающихся не задавали в 5 классе на лето изготовление гербария) и школьники посчитали их необязательными. Поэтому с 2015 года:

    каждый класс стал получать летние задания;

    классные руководители получали консультацию о формате летнего задания и важности его выполнения; им предоставлялся электронный вариант летнего задания для загрузки его в беседы и группы класса социальной сети «В контакте»;

    посещались родительские собрания 6 классов, где родителей информировали о предстоящем летнем задании.

Алгоритм реализации летнего задания можно представить в следующей последовательности:

    Подготовительный этап :

    март-апрель - педагог выстраивает сотрудничество с классными руководителями и посещает родительские собрания с целью информирования родителей обучающихся о летнем задании (далее ЛЗ);

    май – педагог проводит экскурсию «Растительные сообщества», в ходе которой мотивирует обучающихся к выполнению ЛЗ по зоологии; консультирует обучающихся по летнему заданию; школьники знакомятся с предстоящим ЛЗ, получают консультацию по его организации и выполнению.

    Основной этап:

    июнь-август – педагог консультирует обучающихся по ЛЗ через социальную сеть «В контакте» и при личной встрече; учащиеся 7-х классов планируют свою деятельность, устанавливают сроки и объем выполнения ЛЗ, выполняют ЛЗ: находят объекты для лабораторной работы, определяют источники информации для решения поставленных задач, контролируют свою деятельность, готовят отчет выполненного ЛЗ на оценку.

    Заключительный этап:

    сентябрь – педагог оценивает отчеты обучающихся по ЛЗ, проводит анализ работ, организует выставку творческих работ обучающихся, поощряет обучающихся, чьи работы выполнены на высоком уровне; учащиеся 7-х классов знакомятся с выставкой творческих работ, соотносят свой полученный образовательный продукт с представленными, радуются, если их работы отметили;

    октябрь-март – педагог знакомит обучающихся с ответами на творческие задачи в ходе изучения соответствующих тематических разделов; школьники анализируют свое решение задачи с представленным;

    ноябрь – педагог организует и проводит лабораторную работу «Внешнее и внутреннее строение креветки» (Тип Членистоногие, класс ракообразные) с целью выявления приобретенных способов обучающимися в ходе выполнения ЛЗ; учащиеся 7-х классов транслируют приобретенные способы: наблюдения за объектами, работы с инструкциями, схематичного изображения живого объекта

Оценивание летнего задания

Все лабораторные работы (обязательная часть летнего задания) оцениваются по пятибалльной системе.

Оценка "5" ставится, если ученик:

    выполнил работу без ошибок и недочетов;

    выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 75% работы или допустил:

    не более двух грубых ошибок;

    или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 50% работы или допустил:

    не более двух-трех негрубых ошибок;

    одной негрубой ошибки и трех недочетов.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Каждая задача (необязательная часть летнего задания) в зависимости от объема и глубины ее решения оценивается в баллах (от 0 до 10). Затем баллы переводятся в систему:

    оценка "5" - 10 баллов,

    оценка "4" - 8 баллов,

    оценка "3" - 6 баллов,

остальные баллы остаются бонусными и учитываются при выставлении отметок за следующие контрольные работы по зоологии.

По итогам проверки летнего задания определялось количество обучающихся:

    выполнивших обязательную часть летнего задания;

    выполнивших полностью летнее задание ;

    с сформированной мотивацией к урокам зоологии .

Наличие мотивации обучающихся к урокам зоологии определялось методом педагогического наблюдения в течение сентября по следующим критериям:

    проявляет активность в ходе урока: уточняет, интересуется живыми организмами из лабораторных работ, готов поддержать дискуссию;

    проявляет эмпатическое слушание (переживает во время рассказа или демонстрации объекта).

Полученные данные обрабатывались математически:

2015-2016 уч. год:

общий охват участников (А) – 62 чел.,

Выполнивших обязательную часть ЛЗ (В)

В / В х 100% / А) = 30 чел./ 48,3 %

количество обучающихся 7 класса, выполнивших полностью ЛЗ (С)

С / С х 100% / А = 0

урокам зоологии ( D )

D / D х 100% / А = 12 чел. / 19,35%

качество выполненных ЛЗ (на оценку «4» и «5») (F )

F / F х 100% / А) = 27 количество работ / 43,5%

2016-2017 уч. год:

общий охват участников (А) – 127 чел.,

количество обучающихся 7 класса, выполнивших обязательную часть ЛЗ

В / В х 100% / А) = 125 чел./ 98,4 %

количество обучающихся 7 класса, выполнивших полностью ЛЗ

С / С х 100% / А) = 5 чел. / 3,9%

количество обучающихся, с сформированной мотивацией к урокам зоологии

D / D х 100% / А) = 81 чел. / 63,7%

качество выполненных ЛЗ (на оценку «4» и «5»)

F / F х 100% / А) = 119 количество работ / 93,7%

Из представленных данных следует, что грамотно организованный подготовительный этап реализации летнего задания позволяет максимально приобщить обучающихся к форме летнего задания по зоологии:

    в 2 раза вырос показатель «количество обучающихся 7 класса, выполнивших обязательную часть летнего задания»,

    в 3 раза увеличился показатель «к оличество обучающихся, с сформированной мотивацией к урокам зоологии». Появились учащиеся, которые стали целиком выполнять летнее задание,

    в 2,16 раз повысилось качество выполнения отчетов по летним заданиям.

Дидактическая часть

Задание на лето.

Дорогие друзья, высылаю алгоритм лабораторных работ № 1-5. Внимание, эта часть задания обязательная! Зарисовки, фотографии, ваши наблюдения – повысят уровень вашей лабораторной работы и смогут помочь в сборе материала для переводного экзамена по зоологии в форме исследовательской работы, если вы заинтересуетесь этим предметом.

После каждой лабораторной работы есть творческие вопросы (необязательная часть задания). Она рассчитана на любознательных учеников и тех, кто желает развивать у себя мыслительные процессы.

Желаю вам удачи!

Лабораторная работа № 1.

Внешнее строение и жизнедеятельность дождевого червя.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение дождевого червя и познакомиться с его некоторыми процессами жизнедеятельности.

Ход работы

1.Рассмотрите дождевого червя. Определите его форму тела. С помощью линейки определите его размеры.

2. Зарисуйте дождевого червя. На рисунке обозначьте:

    кольца-членики,

    поясок (крупное утолщение),

    передний (более заостренный) конец тела с ротовым отверстием,

    задний (более тупой) конец тела с анальным отверстием, через которое из организма удаляются непереваренные части пищи,

    спинную (выпуклую) часть тела,

    брюшную (плоскую) часть тела.

3. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

4. Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она - сухая или влажная? Как вы думайте, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

5. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу и на шероховатой бумаге. Опишите этот процесс. Какую роль в этом выполняют щетинки?

6. Прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червяка. Как червь реагирует на прикосновение к его телу палочек?

7. Понаблюдайте и опишите, как передвигается дождевой червь в земле.

8. Понаблюдайте и опишите, как дождевой червь образует норки в земле.

9. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается дождевой червь.

10. Укажите самые интересные факты из жизни дождевого червя.

Вопросы для тех, у кого пробудился интерес к дождевым червям (данная часть задания необязательная).

    Почему дождевых червей очень много мы встречаем во время дождя?

    Что происходит с дождевыми червями, когда наступает засуха?

    Если полить водой на дождевого червя его активность повысится или нет? Почему?

    Какая реакция будет дождевого червя если рядом поставить половинку луковицы (внимание, чтобы не вызвать химического ожога луковица не должна соприкасаться с телом червя)?

    Какая реакция будет дождевого червя если рядом поставить крышечку, заполненную молоком (внимание, крышечка с молоком должны находиться на одном уровне с землей)?

Лабораторная работа № 2.

Внешнее строение и жизнедеятельность моллюска.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение моллюска и познакомиться с его некоторыми процессами жизнедеятельности.

В Чайковском районе часто встречаются следующие виды моллюсков:

БРЮХОНОГИЕ МОЛЛЮСКИ ( тело состоит из головы, туловища, ноги; имеют спиральнозакрученную раковину).

Катушка. Все обороты раковины моллюска располагаются в одной плоскости. Катушка - обитатель Завьяловского, Заринского водоемов и Зеленого озера г.Чайковский

Прудовик - обитатель Завьяловского, Заринского водоемов и Зеленого озера г.Чайковский

Слизень - моллюск без раковины , обитатель луга, огорода, леса, вредитель сельского хозяйства.

ДВУСТВОРЧАТЫЕ МОЛЛЮСКИ ( тело состоит из туловища, ноги; имеют раковину, состоящую из двух створок).

Дрейссена - обитатель реки Камы. Имеет биссусную железу, благодаря которой выделяют тонкие нити биссуса, за счет которых прочно прикрепляется к субстрату. Причиняет вред, затрудняя движение судов и мешает работе гидроэлектростанций. Фильтратор.

Ход работы

1.Рассмотрите моллюска. Определите его форму тела. С помощью линейки определите его размеры.

2. Зарисуйте моллюска, подпишите его название. На рисунке обозначьте:

    вершину (самая возвышенная часть) раковины,

    годичные кольца (темные изогнутые линии, ограничивающие годичные слои прироста раковины моллюска),

    ногу,

    тело,

    роговой слой раковины (наружный слой раковины),

Если у вас брюхоногий моллюск

    устье (отверстие, из которого моллюск выносит тело),

    завиток (один оборот раковины),

    голову,

    щупальце,

    глаза,

    мантию.

Если у вас двустворчатый моллюск

    • створки,

      передний конец (заостренный конец раковины),

      задний конец (тупой конец раковины),

      выводной сифон (располагается вблизи места скрепления раковин на переднем конце),

      вводный сифон (располагается около выводного сифона, но дальше от места скрепления раковин на переднем конце),

***если моллюск живой, то можно рассмотреть мантию и жабры и их обозначить и подписать на рисунке;

***если моллюск мертвый, то с внутренней стороны раковины в районе сгиба створок можно увидеть потертые пятна от мускулов-замыкателей, которые обеспечиваю закрытие раковины и перламутровый слой; зарисуйте отметьте:

места прикрепления мускулов-замыкателей, перламутровый слой.

3. По годичным кольцам определите возраст моллюска.

4. Понаблюдайте за перемещением моллюска. Опишите процесс передвижения данного животного.

5. Аккуратно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела моллюска: раковине, ноге. Как животное реагирует на прикосновение к его телу палочек?

6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается моллюск.

7. Напишите самые интересные факты из жизни данного моллюска.

Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)

Вопросы для тех, кто заинтересовался моллюсками и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).

    У слизня редуцирована раковина с годичными кольцами. Предложите варианты как можно у него установить возраст?

    Большой прудовик может подолгу находиться у поверхности водоема, держась подошвой за пленку поверхностного натяжения воды. Если моллюска слегка при этом толкнуть, чтобы он погрузился в воду, то будет видно, как животное снова всплывет на поверхность. Чем это можно объяснить?

    Слюнные железы некоторых хищных брюхоногих моллюсков, питающихся другими моллюсками, содержат свободную 2-4% серную кислоту, облегчающую им добывание пищи. Каким образом хищные моллюски используют кислоту?

    Некоторые виды растительноядных улиток, обитающие в засушливых степях и полупустынях, впадают в летную спячку. Моллюски прикрепляются устьем раковины к стеблям растений или предметам, заклеивая вход в раковину пленкой из застывшей слизи с известью. Какое значение имеет такое сезонное поведение улиток?

    Из бассейна, в котором выращивают съедобных устриц, время от времени спускают воду, вырабатывая у моллюсков защитную реакцию на осушение. Какое значение может иметь выработанная у моллюсков защитная реакция для их хозяйственного значения?

    В Голландии и Англии, употребляющих в год на душу населения до 12 кг. съедобных двустворчатых моллюсков, прекратили вылавливать для этих целей мидий и устриц, обитающих на ме6лководье у берегов. Мясо этих моллюсков, из прежде съедобного, стало ядовитым. Объясните, почему и как это произошло?

    В теле гигантской тридакны есть небольшие бугорки из совершенно прозрачных клеток, собирающихся и проводящих свет в глубину тканей животного. Под этими бугорками и в желудке тридакны встречаются зооксантеллы (микроскопические зеленые водоросли). Какое значение имеет сожительство зооксантелл и тридакны.

Лабораторная работа № 3.

Внешнее строение и жизнедеятельность насекомого.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение насекомого и познакомиться с его некоторыми процессами жизнедеятельности.

Ход работы

1.Рассмотрите насекомого. Укажите его место обитания.

2. Зарисуйте и подпишите название насекомого. На рисунке обозначьте:

    • голову,

      грудь,

      брюшко,

      крылья,

      усики,

      глаза,

      конечности.

3. Опираясь на рис. 1. определите тип ротового аппарата животного.

Рис. 1. Типы ротовых аппаратов насекомых.

4. Опираясь на рис. 2. определите вид усиков насекомого.

Рис. 2. Виды усиков насекомых.

5.Опираясь на рис. 3-4 . определите тип конечностей животного.

Рис. 3. Типы конечностей насекомых.

Рис. 4. Типы конечностей насекомых: а – ходильная, б – плавательная, в – прыгательная,

г – хватательная, д – присасывательная, е – собирательная, ж – бегательная,

з – копательная.

6. Понаблюдайте за передвижением насекомого. Опишите этот процесс.

7. Как насекомое формирует свое жилище?

6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается это животное.

7. Напишите самые интересные факты из жизни данного насекомого.

Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)

Вопросы для тех, кто заинтересовался насекомыми и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).

    Медоносную пчелу относят к домашним животным, а рыжего таракана или платяную моль – нет. Как можно объяснить это, ведь рыжий таракан и платяная моль живую в домах человека, а пчелы - на пасеках?

    Жук–плавунец дышит атмосферным воздухом и время от времени поднимается к поверхности воды – обновляет воздух. Как можно объяснить, что жук при этом держится на поверхности воды задним концом тела вверх, а головой вниз? Как он набирает воздух у поверхности воды?

    Водомерки быстро передвигаются по поверхностной пленке воды, ловят различных мелких насекомых, которыми они питаются. Почему ноги водомерок не прорывают поверхностную пленку воды даже тогда, когда эти животные подпрыгивают при ловле добычи?

    Почему бабочки, пчелы, жуки во взрослом состоянии не линяют?

    Бабочка тутового шелкопряда во взрослом состоянии не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живут эти насекомые, не питаясь?

    Гусеница бабочки-капустницы перед окукливанием переползает на заборы, стены надворных построек и превращается в куколок. Некоторые гусеницы в куколок не превращаются: около них появляются какие-то золотистые продолговатые коконы, а сами гусеницы погибают. Как можно объяснить такое явление?

Лабораторная работа № 4.

Внешнее строение рыбы.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение рыбы и установить ее приспособления к водной среде обитания.

Ход работы

1.Рассмотрите рыбу. Укажите ее место обитания.

2. Зарисуйте и подпишите название рыбы. На рисунке обозначьте:

    • голову,

      туловище,

      хвост,

      рот,

      глаза,

      ноздри,

      спинной плавник,грудные плавники,

      брюшные плавники,

      хвостовой плавник,

      жаберную крышку,

      чешую,

      боковую линию.

3. Какие функции выполняют плавники: спинной, грудной, брюшной, хвостовой?

4. Опишите характер передвижение рыбы в воде.

5. Какие особенности и механизмы позволяют рыбе плавать?

6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается рыба.

Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)

Вопросы для тех, кто заинтересовался рыбами и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).

    У некоторых океанских рыб суточная активность такова. Половину суток они проводят в верхних слоях воды, богатых кислородом, где они охотятся. На ночь они спускаются вниз. Но нижние слои воды бедны кислородом. Как же рыбы там дышат?

    Еж-рыба имеет маленький объем. Если угрожает опасность, то эта рыба увеличивает объем («надувается»), оттопыривает многочисленные шипы, которые до этого плотно прилегали к телу. Так выглядит ее угрожающая поза. Предложите гипотезы о том, как она это делает.

    У маленькой рыбки много врагов, а защищаться ей нечем. Единственное, что есть, - многочисленные стаи и маленькая острая мордочка. Предложите варианты защиты этой маленькой рыбки.

    Как без сетей и удочек в прибрежной полосе моря ловили рыбу люди каменного века?

    Предложите способ охоты на акулу, основываясь на известных вам ее физиологических особенностях.

    Оказываются пираньи нападают не на любых животных, попавших в их водоем. Почему же некоторых они атакуют, а других нет?

    Рыба губан, обитающая у Большого Барьерного рифа, живет стаями. Стая имеют жесткую иерархическую структуру: доминирует самец, у него есть несколько самок, которые тоже образуют иерархическую лестницу, и так далее. Самый настоящий гарем – султан и множество жен – от старшей до младшей. Других самцов в стае-гареме нет. Когда исчезает доминирующий самец, стая без управления может погибнуть. Но этого все же не происходит, стая не гибнет и не распадается. Почему?

Лабораторная работа № 5.

Внешнее строение птицы.

Цель: с помощью наблюдения изучить внешнее строение птицы и установить ее приспособления к воздушной среде обитания.

Ход работы

1.Рассмотрите птицу. Укажите ее место обитания.

2. Зарисуйте и подпишите название птицы. На рисунке обозначьте:

    голову,

    туловище,

    хвост,

    надклювье,

    подклювье,

    глаза,

    ноздри,ушное отверстие (рассмотреть могут только внимательные наблюдатели),

    крылья,

    ноги,

    цевку,

    когти,

    перья.

3. Какие функции выполняет перьевой покров птицы?

4. Опишите характер полета птицы.

5. Какие особенности и механизмы позволяют птице летать?

5. Как данное животное ведет себя во время опасности?

6. Понаблюдайте и опишите, как и чем питается птица. Склевывает ли она камни или

железные мелкие предметы?

7. Напишите самые интересные факты из жизни данного животного.

Вывод (какие умения вы развивали при выполнении данной лабораторной работы?)

Вопросы для тех, кто заинтересовался птицами и желает у себя развивать мыслительные процессы (данная часть задания необязательная).

    Некоторые крупные морские птицы могут «сопровождать» в морях теплоходы, подолгу преследуя их. Почему?

    Аравитяне не знали где растет корица. Но знали, что большие птицы приносят сухие полоски коры корицы в свои не очень крепкие гнезда, слепленные из глины. Эти гнезда располагаются на кучах гор, куда человек не в состоянии добраться. Какую уловку придумали аравитяне для добывания корицы из гнезд птиц?

    Предложите серию экспериментов, подтверждающих ориентирование птиц в полете по солнцу (звездам, магнитному полю Земли).

    Как кукушка подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

    Существует легенда о том, как к Долине алмазов около Голконды в IV веке до н.э. приблизились воины Александра Македонского. Но заветное место охраняли ядовитые змеи, и спуститься туда было невозможно. Тогда полководец приказал бросить вниз куски жирного мяса. Алмазы прилипали к ним, а прирученные орлы, спланировав вниз, схватили их и положили к ногам царя Македонии. Найдите в этой легенде биологическую ошибку.

    В минуту сильного потрясения у рябчика (например, если его атакует ястреб) обильно выпадают перья. Чем это можно объяснить?

    У африканского страуса длинная шея и длинные ноги, а у пингвина шея и ноги короткие. Как можно объяснить такие различия в строении страуса и пингвина?

    К местам гнездования стрижи прилетают последними, а улетают на зимовку первыми. Грачи весной прилетают первыми, а на места зимовок последними. Как можно объяснить различия в сроках прилета и отлета птиц?

Литература, используемая при составлении методического пособия

    Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 2003. с.217

    Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 2014. с. 375.

    Трунова Л. Б. Методические рекомендации к проведению лабораторно-практических занятий по зоологии. [Электронный ресурс] , / Электрон. методические рекомендации – Мичурин: 2001. - - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

    Сухоруков Л.Н. , Кучменко В.С. , Власова Е.А. Биология. Разнообразие живых организмов. // учеб. для 7 класс. - М.: Просвещение, 2015. – 302 с.: ил.

Литература для обучающихся

    с. 179.

    с.1 60.

    с. 342.

    Бровкина Е.Т, Сивоглазов В.И. Атлас родной природы. Животные водоемов и побережий.: Учебное пособие для школьников младших и средних классов. – М.: Эгмонт Россия, 2001. с. 6-31.

    Зиновьев Е. А., Овеснов С.А., Переведенцева Л.Г., Шепель А.И. Сокровища Пермского края: По страницам Красной книги Пермской области. - Пермь: Книжный мир, 2005. С.19-68.

    Зиновьев В.А., Юшков Р.А., Воронов Г.А., Литвинов Н.А. Животные Прикамья: Учебное пособие. - Книга II . - Пермь: Книжный мир, 2001. С.37-53.

    С. 79-222.

    Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. - М.: Просвещение, 1991. с. 5-31.

    Ласуков Р. Обитатели водоемов. - М.: Рольф, 1999. с. 22-100.

    С. 78-79.

    М.: Топикал.1994. с. 9-420.

    с. 3 75.

    Шураков А.И., Воронов Г.А., Каменский Ю. Н. Животный мир Прикамья. - Пермь, 1989. с. 10-58.

    Большая страна: Пермский край [Электронный ресурс] / Электрон. статья - Пермь: 2010. - Режим доступа: http://www.bigcountry.ru/page1.php?idm=83 , свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

Литература для педагогов

    Алексевнина М.С. , Воронин Ю.К., Гореликова Н.М. Животные прикамья. – В 3-х т. Т. 1. – Пермь.: Книжный мир, 2001. с. 179.

    Башарин В.Н., Башарина А.Г., Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. – Харьков.: Услуга, 2009. с.1 60.

    Брем А.Э. Жизнь животных. В 3-х т. Т. 3. – М.: Терра, 2008. с. 342.

    Измайлов И.В., Михлин В.Е. Биологические экскурсии. – М.: Просвещение, 2003. С. 79-222.

    Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года // Внешкольник, 2014, 93, №11, с. 4-7.

    Молис С.А. Книга для чтения по зоологии. – М.: Просвещение, 1981. С. 78-79.

    Никишов А.И. Дидактический материал по зоологии. Методическое пособие для учителей и учащихся. – М.: «РАУБ» «Цитадель», 1995. с.174

    Олигер И.М., Козлов М.А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. –М.: Просвещение, 1991. – с. 207.

    Панфилов Д.В. В мире насекомых. – М.: Лесная пром-сть, 1977.- с. 71-72.

    Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых: Краткий определитель наиболее распространенных насекомых европейской части России. М.: Топикал.1994. с. 9-420.

    Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 2014. с. 3 75.

    Хейсин Е.М. Краткий определитель пресноводной фауны. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство просвещения РСФСР, 1962. 148 с.

Тест для проверки по курсу «Зоология»

1. Выберите правильную последовательность систематических категорий :

А. Вид, подвид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

Б. Вид, род, семейство, отряд, класс, подтип, тип, подцарство, царство

В. Род, вид, семейство, класс, подтип, тип, подцарство, царство.

2.Из перечисленных признаков выпишите характерные для класса:

I Саркодовые

II Жгутиковые

А.Способность образовывать цитоплазматические выросты

Б.Наличие жгутиков

В. Передвижение за счёт жгутиков

Г.Захват пищи с помощью ложноножек.

Д.Захвату пищи способствуют жгутики

Е. Передвигаются с помощью псевдоподий

Ж.Тело заключено в раковину

З.Гетеротрофное питание

И. Питание автотрофное, гетеротрофное и миксотрофное (Смешанное)

К. Имеются колониальные формы.

3.Найдите соответствие (Тип кишечнополостные)

Напишите, какие клетки составляют:

I - Эктодерму, II – Энтодерму и какую функцию они выполняют.

Клетки: Функции:

А. Стрекательная 1. Дают начало другим клеткам

Б. Нервная 2. Пищеварение

В. Кожно – мускульная 3. Движение

Г. Чувствительная 4. Чувствительная

Д. Промежуточная 5. Защита и нападение

Е. Железистая 6. Защитная

Ж. Эпителиально - мускульная

Выберите правильный ответ

4.Раздражимостью называют:

А. Любое движение животного В. Защитную реакцию

Б. Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды своей деятельностью.

5. Гермафродиты – это организмы с признаками:

А. Мужского организма В. Мужского и женского организма

Б. Женского организма

А. Белая планария В. Бычий цепень Б. Печёночный сосальщик

7. Паренхима – это:

А. Рыхлая соединительная ткань В. Внутренний слой стенки тела

Б. Наружный слой стенки тела

8. Половой диморфизм – это:

А. Внешнее различие самцов и самок

Б. Присутствие мужской и женской половой системы у особи

В. Различие особей в зависимости от строения половой системы.

9. Найдите соответствие между системой органов кольчатых червей и органами, из которых она состоит:

I Пищеварительная

II Кровеносная

III Выделительная

IV Нервная

V Половая

А.Рот

Б. Окологлоточное кольцо

В. Глотка

Г. Сердце

Д. Брюшной кровеносный сосуд

Е. Желудок

Ж. Нефридии

З. Кишечник

И. Спинной сосуд

К. Брюшная нервная цепочка

Л.Пищевод

М. Семенники

Н. Яичники

10. Выпишите характерные признаки для классов моллюсков:

I класс – Брюхоногие А. Спирально – закрученная раковина

II класс – Двустворчатые Б. Гермафродиты

III класс – Головоногие В. Голова хорошо развита, имеет пару глаз и одну – две пары щупалец.

Г. Раздельнополые

Д. Голова отсутствует

Е. Для дыхания используют растворённый в воде кислород

Ж. Имеется перламутровый слой

З. Дыхание лёгочное

И. Нога превратилась в венец щупалец на голове

К. Хорошо развито осязание

Л. Сифон

Выберите правильный ответ

11.Линька – это: А. Смена наружных покровов

Б. Изменение цвета при варке В. Восстановление утраченных частей тела

12. Характерными чертами пауков являются : А. Паутинные бородавки

Б. Фасеточное зрение В. 5 пар ходильных ног

13. Из перечисленных насекомых к отряду чешуекрылых относят : А.Медоносную пчелу

Б. Тутового шелкопряда В. Комнатную муху.

14. К насекомым с неполным превращением относят : А.Бабочку

Б. Кузнечика В. Жука

15. Хорда относится к системе: А.Нервной

Б.Кровеносной В. Опорно – двигательной.

16. Тело ланцетника имеет симметрию : А.Двустороннюю

Б. Лучевую В. Не имеет постоянной формы

17. К костным рыбам относятся:

А.Карась

Б. Акула

В.Скат

18. Для хрящевых рыб характерны признаки : А. Жаберные крышки отсутствуют.

Б. Скелет состоит из хрящей и костей. В. Имеется плавательный пузырь

19. К признакам класса земноводных относят: А. Хитиновый покров

Б. Голую кожу В. Жабры

20.Тело рептилий: А.Имеет множество желёз

Б.Покрыто сухой кожей с роговыми щитками В. Имеет перьевой покров

21. В связи с полётом у птиц имеются : А. Полые кости, наполненные воздухом

Б. Двойное дыхание В. Перьевой покров

Г. Все перечисленные признаки.

22. Вибриссы – это : А. Кожные железы

Б. Название мышцы В. Жёсткие волосы, выполняющие функцию осязания

23.Терморегуляция млекопитающих создаётся : А. Шерстяным покровом

Б. Подкожным слоем жира В. Системой кровеносных сосудов

Г. Все утверждения верны.


Орлова Ольга Александровна

Использование
креативных заданий
на уроках биологии в 7 классе
как один из способов
развития
творческих способностей учащихся


Традиционные методы и формы обучения направлены прежде всего на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых: развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершенно другие методы и приёмы, одним из актуальных среди которых является использование креативных заданий - именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления, т.к. предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т.д., именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.
Цель данной работы: апробировать методику использования креативных заданий, которые подобраны автором по всем темам раздела «Животные»
Раздел животные изучается по УМК И. Н. Пономарёвой в 7 классе. В нашей школе 7 – ых классов – два:
7-а – класс с углублённым изучением английского языка, в нём 23 ученика, из них 13% с 3-им уровнем обучаемости, 57% - со 2-ым. Учащиеся этого класса с высокой мотивацией к учению, любознательные, активные, с удовольствием выполняют любые задания, в том числе и межпредметные, и творческие. Сформированность общеучебных умений у большинства учеников достаточно высокая. Подавляющее большинство школьников этого класса с интегрально-эмоциональным познавательным стилем. В этом классе творческие способности учащихся необходимо только продолжить развивать.
7-б – общий класс, в котором 20 учеников, из которых всего 24% со 2-ым уровнем обучаемости, остальные – с первым. Четверть класса с очень низкой мотивацией к учению, четверть – с высокой, сформированность общеучебных умений у большинства учащихся на низком уровне, почти у всех школьников этого класса интегрально - деятельностный познавательный стиль. По рейтингу предметов в этом классе на 1 месте урок физкультуры. Ученики любят выполнять небольшие конкретные задания, особенно пересказывать, поэтому над развитием их творческих способностей необходимо усиленно работать.

Изучение зоологии всегда вызывает интерес у учащихся, тем более, что
в кабинете биологии нашей школы очень много наглядных пособий: таблиц, картин, коллекций, моделей, раздаточного материала, микропрепаратов. У нас в школе есть прекрасная библиотека, видеоаппаратура (а в УМИПЦ при РУО очень много видеофильмов о животных), есть компьютерный класс. Учебник «Биология: животные» В. М. Константинова, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко красочный, интересный и доступный, но в нём нет творческих заданий для учеников. Поэтому актуальность данной работы очевидна.

Креативные задания по теме «Простейшие»:

Задания
Методы креативной
педагогики
1. Опишите амёбу обыкновенную, используя только прилагательные
метод образного видения

2. Представьте себе, что вы – эвглена зелёная. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)
3. Составьте вопросы про инфузорию туфельку, используя слова: кто? что? зачем? где? чем? когда? как?
Примеры ответов учащихся:
на вопрос №1 – «Одноклеточная, крошечная, кляксовидная, симпатичная»
на вопрос №2 – «Я одноклеточная - мне очень одиноко и скучно, а бывает и страшно, я очень маленькая – быстро устаю»

Креативные задания в биологической олимпиаде:

4. Зачем кактусу колючки? метод смыслового видения

5. Принято собирать в кучи и сжигать опавшие
листья. Хорошо это или плохо. Почему?
метод смыслового видения

6. На грядке с огурцами юннаты оборвали все
пустоцветы. Правильно ли они сделали?
Почему?
метод смыслового видения

7. Какие особенности характерны для
прикреплённых и малоподвижных
кишечнополостных? Как связаны эти
особенности с их образом жизни?
метод фактов

Креативные задания по теме «Черви»:

9. Что здесь лишнее? Дайте по 2 разных ответа.
Ответы обоснуйте.
печёночный сосальщик, свиной цепень, медицинская пиявка, белая планария
человеческая аскарида, свиной цепень, медицинская пиявка, нереис
пескожил, белая планария, ложноконская пиявка, дождевой червь
метод сравнения

Креативные задания по теме «Насекомые»:

10. Представьте себе, что вы – гусеница, превращающаяся в бабочку-капустницу. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)

11. Опишите пчелу медоносную, используя только прилагательные
метод образного видения

12. Придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни.
метод эвристических вопросов

13. Нарисуйте зоошутку – необычное насекомое, которого не существует в природе: органы возьмите от разных насекомых.

Метод фактов

14. Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все насекомые?
метод прогнозирования
15. Найдите биологическую неточность

А) в стихотворении А. А. Фета «Бабочка»:
Ты прав.
Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым
миганьем-
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась,
куда спешу?
Здесь на цветок я лёгкий опустилась
и вот - дышу.
Б) в басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»:
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.

«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?»-
Говорит ей Муравей.

Метод ошибок

Примеры ответов учащихся:
на вопрос №10 «Если я буду гусеницей, мне будет приятно есть сочные листья капусты, но будет и страшно: вдруг птица склюёт или, если я окажусь на земле, кто-нибудь наступит на меня. Когда я буду становиться бабочкой, я закутаюсь в красивый кокон, и мне будет тепло. У меня постепенно появятся крылья – я стану очень красивой и смогу летать, вырастет длинный хоботок – я буду есть сладкий нектар: как это здорово!»

На вопрос №11 «Работящая, прозрачно-перепончатокрылая, жалящая, умная, полезная, медоносная»

Креативные задания по теме
«Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся»:

16. Придумайте ребусы:
*один – о рыбах,
*второй – о земноводных,
*третий – о пресмыкающихся.
метод символического видения

17. Почему мы так говорим:
-как рыба в воде
-нем, как рыба
-как сельди в бочке?

18. Придумайте рекламу отряду Акулы.
метод образного видения

19. Представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше?
Почему?
метод эмпатии (вживания)
20. Составьте описание «особо опасного преступника» - змеи кобры.
метод фактов

Примеры ответов учащихся:
на вопрос № 18 «Акула лучшая из всех,
Хотя кусается.
Она красавица из тех,
Кто здесь не славится.
Самая серая,
Самая злючая,
Бывает и белая,
Бывает колючая»
на вопрос №20 «Внимание! Разыскивается опасный преступник! Его особые приметы: нет ног, длинный скользкий тип, вооружён до зубов, на рёбрах ходит, у него есть капюшон, на нём – татуировка»

Креативные задания по теме «Птицы»:

21. Напишите ответ на вопрос: кто такие птицы?
с помощью символов, которые придумайте сами. метод символического видения

22. Напишите мини-сочинение от имени кукушки. метод эмпатии (вживания)

23. Найдите в стихах биологические неточности:

А) С. Я. Маршак.
А эта весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.

Б) С. Есенин:
Выткался над озером
алый цвет зари,
На бору со звоном
плачут глухари.
Где-то плачет иволга,
схоронясь в дупло,
Только мне не плачется-
на душе светло.
В) А. Н. Плещеев:
Травка зеленеет.
солнышко блестит,
Ласточка с весною
в сени к нам летит.
Дам тебе я зёрен,
а ты песню спой,
Что из стран далёких
принесла с собой.
Г) В. А. Жуковский:
Где же ты, птаха?
Где ж ты, певичка?
В дальнем краю
Гнёздышко вьёшь ты,
Там и поёшь ты
Песню свою.

Метод ошибок

24. Почему мы так говорим
- как с гуся вода
- чёрный, как ворон
- лучше синица в руках, чем журавль в небе
- слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Верно ли это с биологической точки зрения?

Метод эвристического исследования

25. Представьте себя птенцом, который вот-вот вылупится из яйца. Опишите свои ощущения.
метод эмпатии (вживания)

Примеры ответов учащихся:
на вопрос №22 «Я – кукушка. Каждую весну я откладываю яйца и подкладываю их в гнёзда к другим птицам и не забочусь о своих детях, я их даже не знаю – у меня нет родственников: я всегда одна. Но всё-таки быть кукушкой мне очень нравится: я красиво выгляжу, моё «ку-ку» самое прелестное в лесу. А у какой ещё птицы, кроме меня, вы можете спросить: сколько мне жить осталось?

На вопрос №25 «Как же было тепло, но неуютно внутри яйца: была сплошная мгла, негде было развернуться. А теперь я готов к тому, чтобы выйти из своего домика на белый свет – я уже достаточно вырос, я слышу голос мамы, что уже пора. Страшновато, конечно, покидать это тёплое убежище, но надо…Ой!»

Креативные задания по теме «Млекопитающие»:

26. Опишите тигра уссурийского и слона индийского, используя одни прилагательные. метод образного видения

27. Составьте ребус, в котором зашифруйте главный признак млекопитающих животных Метод символического видения
28.Составьте вопросы о внутреннем строении млекопитающих, которые будут начинаться словами:
Почему?
Сравните…
Что случится, если..?
Какие условия нужны, чтобы..?
Докажите…
метод эвристических вопросов
29. Почему мы так говорим:
- здоров, как бык
- как белка в колесе
- пусти козла в огород
- медведь на ухо наступил
- как корова на льду?

Верно ли это с биологической точки зрения?
метод эвристического исследования
30.Знаете ли вы?

С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко.
Куда он его несёт?
К какому отряду относится ёж?
Чем же он питается?
Разве яблоки ему нужны?
Может, это он готовит себе на зиму?
Как зимует ёж?
Нужно ли ему зимой пропитание?
И почему из множества яблок ёж выбирает наиболее кислые дички?
Зачем же они ему? метод гипотез

Лето, ах лето! Мечта каждого школьника! Каникулы целых три месяца! Не надо рано вставать, а главное ходить в школу, учить уроки, к чему-то готовиться. Свобода!

Да, начались каникулы! И, как правило, за этот период снижается уровень учебных знаний, умений и навыков у школьников. Хотя учителя и задают летнее задание (в основном практического содержания), но годовая теоретическая подготовка за три месяца резко сокращается. Да и задание, как правило, делается и оформляется в последнюю неделю (если не в последний день!).

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» даёт возможность ученику приступить к непродолжительным занятиям в течение летнего периода (исключая выходные и праздники). Например, календарь занятий на 2014 год. Зеленым цветом выделены занятия по ботанике, оранжевым - по зоологии.

Мы постарались разработать и подобрать ранее изученные материалы так, чтобы повторение не превратилось в скучный процесс, и ученику было интересно. Для этого (не навязчиво) включены несложные задания в игровой форме, но побуждающие «порыться» в уголках своей памяти. Подборка материала включает в себя 17 занятий по курсу «Царство Растения» и 16 по курсу «Царство Животные». Это познавательные вопросы, биологические ребусы, биологические головоломки, небольшие кроссворды и тесты. Включены биологические настольные игры, направленные на повторение внешнего и внутреннего строения растительного и животного мира. Много внимания уделено основным представителям этих двух царств. Выполняя эти задания, ученик не только повторит пройденный учебный материал, но и познакомится с интересными фактами, что позволит значительно расширить кругозор по ранее изученной теме.

Занятия по разделу «Царство Растения»

Занятия по разделу «Царство Животные»

Биологический проект «Играя, вспоминаем!» по нашему мнению, имеет огромный теоретический и практический потенциал не только на период летних школьных каникул. Он также с успехом может быть использован и учителем в течение всего учебного года. Ценность проекта — в его мобильности. Творчески работающий учитель, используя свой наработанный опыт, имеет возможность создать свой собственный (уникальный) проект.

Как я полагаю, в летний период контроль за ребёнком ложится на родителей. Поэтому, прежде всего, сейчас я обращаюсь к Вам — родители! Чтобы работа доставляла не только удовольствие ребенку, но и вам, а так же давала ощутимый результат, позвольте предложить несколько советов.

  1. Работа должна быть системной, поэтому предлагаю сделать собственный удобный (конкретно для вас) график-календарь (его вариант прилагается). Так будет легче ориентироваться. Возможен вариант – вначале выполнить работы по ботанике, а затем по зоологии, или наоборот.
  2. Время работы не ограничено (как в течение дня, так и по продолжительности).
  3. Выполнение работы в любой последовательности (полная свобода действия ребёнка!)
  4. При выполнении задания ребёнок имеет право пользоваться любой учебной, дополнительной, справочной литературой (вплоть до тетради по биологии).
  5. Оценивание работы по договорённости с ребёнком: это могут быть оценочная, зачётная, балловая системы или другие формы поощрения.

И последнее. Проверку выполненного задания следует предложить выполняемому шаблон с ответами. Почему? Ребёнок ещё раз «пробежится» по работе и сам отметит свои неточности (не люблю слово «ошибки»). Но это опять на ваше усмотрение.

Очень надеемся, что наш проект «Играя, вспоминаем!» принесёт вашему ребёнку не только ощутимый результат, но и увеличит время общения с близкими ему людьми. Думаем, что для вас это тоже очень важно!

Все мы подзабыли всенародное изречение наших предков: «Повторение — мать учения!». Включение в рабочую программу уроков темы «Повторение пройденного», в настоящее время — мечта учителя, и не только биолога.