» » Жизнь марии магдалины. Марии Магдалина имела детей от Иисуса Христа

Жизнь марии магдалины. Марии Магдалина имела детей от Иисуса Христа

Основываясь на Библии, мы с первого прочтения действительно найдем мало мест, где упоминается Мария Магдалина.

Евангелие от Матфея

Евангелист Матфей повествуя о событиях, которые происходили во время распятия Христа, упоминает Марию среди прочих женщин, стоявших и наблюдавших издали за происходящим. Матфей отмечает, что эти женщины следовали за Иисусом и служили Ему (Матф. 27:55,56). Далее в этой же главе мы видим Марию сидящую у гроба Господня в пятницу вечером. В следующей главе мы читаем: «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». Матфей, описывая события воскресного утра, сообщает, что, придя ко гробу, женщины нашли его пустым. Ангел стоящий у гробницы, возвестил им, что Христос воскрес и повелел рассказать об этом ученикам. «Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня» Матф.28:9,10. Это последнее упоминание о Марии Магдалине в Евангелии от Матфея.

Евангелие от Марка

Евангелист Марк также упоминает про Марию Магдалину смотрящую издали с другими женщинами на сцену распятия Иисуса Христа, а также как полагали Его тело во гроб (Марк.15:40,47). В следующей главе Марк также сообщает, что Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его рано утром в первый день недели. Но придя, нашли гроб пустым и Ангела, сообщившего радостную весть, что Иисус воскрес, и повелевшего рассказать об этом ученикам. В трепете и ужасе женщины побежали от гроба и никому ничего не сказали, потому что боялись. Но Марк среди всех женщин особо выделил Марию Магдалину. И не случайно. «Воскреснув рано в первый [день] недели, [Иисус] явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» Марк.16:9. Из этого текста можно отметить два момента. Во-первых, первым человеком, кому является Христос по Своем воскресении, была именно Мария Магдалина. И она возвестила Его ученикам, но они не поверили, что Он жив и она видела Его. Во-вторых, Иисус изгнал из Марии ранее семь бесов. Согласно словаря Нюстрема слово «Бес» (от греч. Даймон или Даймоннон), обозначает злого духа, который служит своему главному начальнику-дьяволу, «князю бесовскому» (Матф. 9:34). Иоанн в первом послании пишет: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Итак, в Марии были семь бесов, которые управляли ее образом мысли, образом жизни. И этот образ был далек от Божьих принципов, изложенных в Его Слове, Его законе. Это говорит о том, что она была полна греха. Но Христос, имея власть над духами нечистыми (Марк. 1:27), может освободить и нас от этих духов и их начальника, подобно тому, как Он освободил Марию. Иисус хочет это сделать, но насильно, без нашей воли, без нашего выбора Он не может освободить нас от греха. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» 1 Ин. 1:9. «Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю» Ис. 1:18. Получив прощение, освобождение от многих грехов, Мария была полна особыми, трепетными чувствами к своему Освободителю. Ее ответная любовь побуждала ее следовать за Христом и служить Ему. Эта же любовь побуждала ее в час страдания на кресте Спасителя быть неподалеку. Все та же любовь вела ее к гробу и в пятницу при погребении, и в первый день недели (воскресение) рано утром. Мария олицетворяла собой образ женщины, первой несущей радостную весть ученикам, а в них и всему человечеству, о воскресении, о жизни. Эта радостная весть о новой жизни, которая теперь доступна каждому человеку, верой принимающему Христа, как своего Спасителя, звучит со страниц Слова Божьего всем.

Евангелие от Луки и от Иоанна

Евангелист Лука подобно Матфею описывает события связанные с Марией Магдалиной. Апостол Иоанн в своем Евангелии особо подчеркивает встречу и разговор между Марией и Христом по Его воскресении. Вначале Мария не узнала Иисуса, приняв Его за садовника, но услышав свое имя, произнесенное Христом, она поняла, что перед ней стоит воскресший Учитель. Он не позволил прикоснуться к Себе, сказав, что еще не восшел к Отцу Своему. И далее Он просит сообщить об этом ученикам Своим, называя их братьями.

Прямого упоминания о Марии Магдалине в Библии более мы не находим, но исходя из ряда фактов можно предположить, что Мария Магдалина и Мария, сестра Марфы и Лазаря, является одной и той же личностью.

Библия не конкретизирует многих личностей, упоминая о них под разными именами. Например, мы не можем с точностью идентифицировать, по крайней мере, двух учеников, которых разные евангелисты именуют по-разному: у Матфея в списке имеются "...Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит...", Марк упоминает "...Фаддея, Симона Кананита...", а Лука говорит про "...Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева..." При этом группировка учеников по двое представлена так, что создается впечатление, будто Симон Зилот - скорее Леввей Фаддей, а не Симон Кананит. А Симон Кананит должен быть Иудой Иаковлевым. Разные имена у одного человека - не редкость у народов Ближнего Востока библейских времен. И подчас только иудейская или христианская традиция помогает (а может быть мешает) нам определить, кто есть кто.

Говоря о Марии, мы можем обнаружить, что в Евангелиях упоминаются несколько женщин с этим именем. Интересно вначале проследить другую Марию, которую Марк называет по-разному: вначале у него появляется "Мария, мать Иакова меньшего и Иосии" (Марк. 15:40), затем идет "Мария Иосиева" (Марк. 15:47), и наконец она предстает нам как "Мария Иаковлева" (Марк. 16:1). Первый текст и окружение этой Марии позволяют нам понять, что это одна и та же женщина, причем названа не по отцу и не по мужу, а по своим сыновьям. И это все мы находим в одном повествовании, что показывает, как евангелисты относились к именованию своих героев.

Что мы знаем о Марии Магдалине, и что знаем о Марии, сестре Марфы и Лазаря? Во-первых, Магдала располагается на берегу Галиллейского озера, неподалеку от Капернаума и Вифсаиды, откуда были первые ученики Христа. Марфа и Лазарь жили в Вифании, которая располагалась вблизи Иерусалима, что весьма далеко от Магдалы. Кажется, это обстоятельство должно сразу же перечеркнуть общность этих двух имен - Марии Магдалины и Марии из Вифании. Однако не будем торопиться, потому что найти простое объяснение такому не сложно, если учесть два обстоятельства: (1) Господь изгнал семь бесов из Марии Магдалины (Марк. 16:9; Лк. 8:2), после чего она с другими исцеленными и очищенными следовала за Иисусом по городам и селениям. (2) Женщина из Вифании была грешницей, которая в доме у Симона вылила драгоценное миро на Иисуса (Лк. 7:37-50; Матф. 26:6,7; Мк.14:3). А в Ин. 11:2 и Ин. 12:1-3 прямо сказано, что Мария сестра Лазаря ”помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими”. Конечно, можно предположить, что было две женщины, совершившие такое благое деяние по отношению к Иисусу в разное время. Но вероятнее всего речь идет об одной женщине. Тогда, мы видим, что “обе” Марии – Мария Магдалина и Мария из Вифании сестра Лазаря имели незавидное греховное прошлое. Обе Марии получили великое прощение от Господа, потому и последовали за Ним. Не потому ли другая безымянная грешница, прощенная Христом, традиционно ассоциируется с Марией Магдалиной? (Ин. 8:11).

Женщина, взятая в прелюбодеянии и приведенная ко Христу, Мария, из которой изгнаны семь бесов, женщина, помазавшая Иисуса драгоценным миро, Мария, сестра Марфы и Лазаря, тоже помазавшая Иисуса миром - традиционно христиане видели во всех этих женщинах одно и то же лицо. «Проповедники, богословы, художники, поэты и певцы все эти события относили к Марии Магдалине, о которой, по словам Христа, должно быть возвещено везде (Матф. 26:13; Марк. 14:9). И хотя эти слова были сказаны о Марии из Вифании, но по всему миру даже среди не христиан именно Мария Магдалина известна как великая грешница, прощенная Господом» (В. Юнак).

«По человеческим понятиям, Мария была безнадежной грешницей, Христос же видел хорошие задатки в ее душе, ее добрые черты. План спасения открыл перед человечеством великие возможности. Эти возможности должны были осуществиться и в Марии. По Его благодати она стала причастницей Божественной природы. Падшая, одержимая некогда нечистыми духами, она ближе узнала Спасителя, общаясь с Ним и служа Ему. Это Мария сидела у Его ног и училась у Него. Это Мария изливала на Его голову драгоценное миро и омыла Его ноги своими слезами. Мария стояла у креста и сопровождала Его тело до гроба. Мария раньше всех пришла ко гробу после Его воскресения. Мария первая провозгласила о воскресении Спасителя.

Иисус знает состояние каждой души. Вы можете говорить: "Я грешник, великий грешник". Вполне возможно. Но чем вы хуже, тем больше нуждаетесь в Иисусе. Он никогда не отвернется ни от одной плачущей, сокрушающейся души. Он, конечно, не каждому раскрывает все, что может открыть, но всякому трепещущему человеку Он повелевает: "Мужайся!" Он охотно прощает всех, кто приходит к Нему получить прощение и избавление от греха.

Христос мог бы повелеть ангелам небесным вылить чаши Его гнева на наш мир, чтобы уничтожить всех, кто исполнен ненависти к Богу. Он мог бы стереть это темное пятно со Своей Вселенной. Но Он не делает этого. Он сегодня стоит в Небесном храме у жертвенника курений, вознося Богу молитвы всех, кто жаждет Его помощи.

Тех, кто ищет в Нем убежище, Иисус ограждает от обвинений и раздоров. Ни человек, ни ангел не могут осудить таких людей. Христос делает их причастниками Своего богочеловеческого естества. Эти люди стоят рядом с великим Искупителем греха в свете, исходящем от Божьего престола. "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос (Иисус) умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (Рим. 8:33, 34)» (Е.Уайт «Желание веков»).

Сегодня вокруг имени Марии Магдалины существует множество церковных легенд. Однако, нужно понимать, что нет документальных свидетельств, подтверждающих факт наличия в истории описываемых событий и тем более участие в них Марии Магадлины. Все эти предания возникли в христианстве спустя столетия после жизни самой Марии. Возможно, мы видим лишь своеобразную “эксплуатацию” ее известного имени.

Евгения, желаю, чтобы Вы, размышляя над тем, кем была Мария Магдалина, акцентировали внимание на том, что сделал Христос для нее (даровал великое прощение), какая у нее была реакция на это (любовь, следование за Ним, служение, готовность внимательно слушать). Также прошу обратить внимание на то, что какими бы мы грешниками не были, придя ко Христу мы можем получить прощение, спасение и новую жизнь!


Андрей Толстобоков



Здесь = > другие

Недавно во многих российских СМИ обсуждалась сенсация: в музее небольшого городка Ирбит Свердловской области зрителям представили подлинник картины П. Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина и сестра её Марфа» . Принадлежит ли картина XVII века кисти Рубенса или нет, решат специалисты, а вот название картины у верующих людей вызвало недоумение: на основании чего великий фламандец породнил Марию Магдалину и Марфу? Оказывается, на католическом Западе распространено мнение, что Мария Магдалина - это и есть раскаявшаяся грешница, которая помазала Иисусу ноги миром и оттёрла их своими волосами (Лк. 7, 37-38), и что была она не только блудницей, но и сестрой Лазаря Четверодневного. Так насколько персонаж, изображаемый на распространённых на Западе картинах под названием «Кающаяся Мария Магдалина», соответствуют прототипу?

Прежде чем начать свои рассуждения, уточним, что в строках Писания, рассказывающих о помазании Христа благовонным миром, повествуется только о блуднице и Марии из Вифании - Мария же Магдалина в этой ситуации нигде не упоминается.

То, что об этом поступке пишут все четыре евангелиста, свидетельствует о его необычности, но никак не об исключительности. Само же помазание Иисуса блудницей, надо полагать, широко обсуждался среди иудеев, и вызывало досужие разговоры не в пользу Христа. Может быть, поэтому благочестивая Мария из Вифании и повторила помазание, дабы пресечь слухи, что вокруг Учителя собираются только блудницы? А то, что сестра Лазаря была женщиной благочестивой можно предположить из следующего. Из евангельского текста следует, что брат Марии Лазарь был человеком строгих правил и весьма уважаемым в обществе. Представить уважаемым в иудейском обществе человека, чья сестра, проживающая с ним, была презираемой блудницей, весьма и весьма затруднительно.

Справедливости ради заметим, что всё вышеизложенное - лишь рассуждения, гораздо интереснее проанализировать евангельские строки, чтобы разделить блудницу и сестру Лазаря.

Сколько было помазаний?

В 11-й главе Евангелия от Иоанна говорится: «Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими». О женщине, оттёршей своими волосами ноги Спасителю, известно из Евангелия от Луки (Лк. 7, 37-38). И именно там сообщается, что женщина эта была блудницей, что даёт повод некоторым исследователям утверждать, что сестра Лазаря и есть та самая блудница. Несогласные с этим утверждением считают, что в 11-й главе апостол Иоанн упоминает о другом случае помазания, который он привёл чуть позже, в 12-й главе: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира» (Ин. 12, 3).

Но здесь возникает вопрос, почему евангелист Иоанн в 11-й главе сообщает о факте помазания миром ещё до его подробного описания в следующей главе? Можно предположить, что ко времени написания Евангелия от Иоанна рассказ о женщине, помазавшей Христа накануне Его погребения, был известен многим, и евангелист решил уточнить, что этой женщиной была сестра Лазаря Мария, а чуть позже описывает и сам факт помазания. Непоследовательность же в изложении у апостола Иоанна не является чем-то необычным для Священного Писания. Достаточно вспомнить книгу Бытия, где дважды упоминается о сотворении Богом человека, что является одним из основных мнимых аргументов для малокомпетентных критиков Библии.

Сторонники идентификации блудницы и сестры Лазаря в качестве доказательства своего утверждения часто приводят следующие строки песнопения Постной Триоди, которые поются на утрени в Страстную седмицу: «Блудница приступи к Тебе, миро со слезами изливающи на нозе Твои Человеколюбче, и смрада зол избавляется повелением твоим! Дыша же благодать Твою ученик неблагодарный, сию отлагает, и смрадом одевается, сребролюбием продая Тебе». По их мнению, если Мария из Вифании помазала Христа миром накануне Его погребения, а в песнопении чётко говорится, что помазавшая Его в тот день, когда сребролюбивый Иуда предал Христа, была блудницей, то получается, что этой блудницей и была сестра Лазаря.

Чтобы согласиться или опровергнуть это утверждение, прочитаем место из Евангелия от Матфея, где говорится о помазании Христа и предательстве Иуды: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению... Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 6-16). Если учесть, что Иуда предал Спасителя в среду, а сестра Лазаря Мария помазала Христа в другой день - за шесть дней до Пасхи (Ин. 12, 1), то можно сделать вывод, что речь в песнопении идёт совсем не о Марии из Вифании.

При сопоставлении вышеприведённого песнопения с текстом Евангелия от Матфея можно увидеть некоторое, на первый взгляд, противоречие: если в песнопении говорится о помазании ног Спасителя, то из Евангелия следует, что женщина помазала миром Его голову. Но противоречие ли это? Мы уже упоминали, что в Священном Писании изложение событий не всегда строго соответствовало хронологии, главной целью для богодухновенных авторов было донести до читателя факты, в той или иной степени определившие развитие мировой истории. Этим же принципам следовали и авторы Священного Предания, к которому, в частности, относятся и церковные песнопения. В данном случае авторы песнопения Страстной седмицы объединили два события в одно, уверенные в том, что женщина, помазавшая голову Спасителя накануне Его Крестных страданий, и есть та самая блудница, которая когда-то со слезами утёрла своими волосами Его ноги. То есть, раскаявшаяся бывшая блудница, когда-то в Галилее помазавшая Христа миром (Евангелие от Луки), следовала за Христом, и в Вифании в Страстную среду пришла в тамошнюю резиденцию фарисея Симона, бывшего прокажённого, где в то время пребывал очистивший его от проказы Господь. Женщина и здесь повторила помазание, но этот раз дерзнула вылить драгоценное миро на голову Спасителя, тем самым как бы приготовив Его к погребению.

Именно так раскрывают эти события составители «Толкования на Евангелие от Матфея», основанного на толкованиях Отцов Церкви (Троицкие листки, 1896-1899 гг.): «Святая Православная Церковь, следуя святителю Златоусту, блаженному Феофилакту и другим древним отцам, держится того предания, что Иисус Христос был трижды помазан, - усердием двух Евангельских жен: в первый раз среди общественного Его служения роду человеческому покаявшейся явно грешницей в Галилее, в доме Симона фарисея, как благовествует святой Лука; в другой - в Вифании, в доме Лазаря, Марией, сестрой Лазаря, за шесть дней до Пасхи, о чем благовествует святой Иоанн; и в третий раз в доме того же Симона фарисея, в Вифании же, и той же покаявшейся грешницей, которая помазала Его в первый раз, о чем благовествует святой Матфей и святой Марк».

Итак, анализируя евангельские тексты, можно с определённой степенью уверенности заключить, что Мария из Вифании, сестра Лазаря Четверодневного не была известной иудейскому обществу блудницей. Осталось выяснить, а причём тут Мария Магдалина?

Кем же была Мария Магдалина?

Как уже говорилось, на основании мнения некоторых святых Отцов Западной Церкви, в частности святителя Григория Великого, папы Римского, в католической Церкви сложилась традиция идентифицировать Марию Магдалину с евангельской блудницей. На тему раскаяния Марии Магдалины было написано немало картин, самая известная из которых полотно Тициана «Кающаяся Мария Магдалина». Это мнение настолько распространёно, что даже картину русского художника Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения», написанную в 1835 году, наши современники ничтоже сумняшеся называют «Кающаяся Мария Магдалина». Мало того, имя Магдалина стало крылатым словом, характеризующим раскаявшихся представительниц древнейшей профессии, и нередко применяется в художественных произведениях.

А между тем в Новом Завете нет сведений, что Мария Магдалина была известной блудницей. Говорится лишь, что Христос изгнал из неё семь бесов. Конечно, если предположить, что один из семи бесов был бесом блуда, то её можно назвать грешницей-блудницей, но эта натяжка слишком велика.

Известно, что Мария следовала за Христом при Его земной жизни, а после Его распятия и Воскресения смело проповедовала веру о явившемся в мир Спасителе. Вряд ли языческий мир, ещё не просвещённый христианским светом всепрощения и любви, мог адекватно воспринять слова от блудницы, хотя и бывшей. Вот что по этому поводу пишется в примечаниях к житию святой равноапостольной Марии Магдалины (память 22 июля по церковному календарю): «Но Православная Восточная Церковь не смешивает грешницу неизвестного имени, прощённую в доме Симона фарисея, с Мариею Магдалиною... А святитель Димитрий Ростовский пишет: "Аще бы Магдалина оною была блудницею, то вслед Христа и Его учеников явно грешнице, долгое время ходящей, что бы рекли ненавистницы Христовы жидове, ищуще на Него каковыя либо вины, да Его охулят и осудят. Аще ученицы Христовы единожды узревшие Господа с Самарянынею беседующа, чудяхуся, яко с женою глаголаше, кольми паче враждебницы не умолчали бы, егда бы видели явно грешницу по вся дни Ему последующую и служащую"».

По поводу же якобы идентичности Марии Магдалины с Марией из Вифании можно привести следующую выдержку из жития Марии Магдалины: «По происхождению из города Магдалы святую равноапостольную Марию и называют Магдалиною, для отличия её от прочих благочестивых жён, упоминаемых в Евангелии с именем Марии».

Остался вопрос, а куда же девалась сестра Лазаря Мария из Вифании во время Крестных страданиях Спасителя? Почему её не было рядом с любимым ею Учителем? Почему никто из евангелистов не упоминает о ней, когда говорит о женах-мироносицах? А собственно, почему она должна быть в это время в Иерусалиме? В текстах Нового Завета Мария вместе со своей сестрой Марфой появляется лишь тогда, когда Спаситель посещает в Вифании Своего друга Лазаря. Вполне допустимо, что и в момент Крестных страданий сёстры так и остались рядом с братом в родном городе. Хотя можно допустить, что евангелисты и Марию, и Марфу отметили в числе прочих жён-мироносиц, назвав их «другими» (Лк. 24, 10), недаром же в церковном календаре они называются женами-мироносицами. В любом случае предположение, что евангелисты с целью конспирации Марию из Вифании назвали Марией Магдалиной (из Магдалы), звучит как-то неубедительно.

Тот, кто раскаялся - безвинен

Хочется особо отметить: сам факт, что православная святая могла быть бывшей блудницей, ни в коем случае не является чем-то оскорбительным и недопустимым. Даже в родословной Иисуса Христа, изложенной евангелистом Матфеем, упомянута блудница Рахав (Раав) из Иерихона. В Православии немало примеров, когда люди, одержимые самыми страшными грехами, очистившись Таинством крещения, яко «банею пакибытия», стали почитаемыми святыми. И целью вышеизложенных рассуждений является не очистить святую Марию Магдалину от какого-то навета, а изложение сложившегося в Православии мнения об истории с миропомазанием Христа.

Что же касается самой Марии Магдалины, которую Христос очистил от порабощения семью бесами, то в заключение хочется привести стихи, которые были опубликованы несколько лет назад в газете «Вечерний Новосибирск», написанные новосибирской поэтессой Анной Вил.

Ты верою исцелена!

Вставай, Мария из Магдалы!

Болезнь твоя побеждена!

И Магдалина светом стала;

Внимая тонкой мудрой речи,

Вбирая чистоту очей,

Мария расправляет плечи,

И затихает боль ночей...

Коснувшись нежною рукою,

Учил Он не жалеть себя,

Он показал ей жизнь иною,

Все мы слышали о Марии Магдалины, кто-то в некоторой степени больше, кто-то меньше. В данной статье я представлю краткий образ Магдалины, яркие события из её жизни и запоминающие моменты.

Мария Магдалина (с латинского Maria Magdalena) – это преданная последовательница Иисуса Христа, рожденная в Палестине, в близи города Капернаум, её признали святой и мироносицей, которая по евангельскому завету следовала за Иисусом Христом. Мария была рядом в день распятия Христа, видела всё кощунство со стороны солдат, которые не ведали что творили, а так же была одной из первых свидетельниц его воскрешения в знаменитый день Пасхи. И именно она, бывшая грешница имела честь первой увидеть воскрешенного Иисуса, и была удостоена Христом оповестить его учеников о его воскрешение, так же Мария Магдалина первая в истории воскликнула “Христос Воскрес!” держа в руке те самые пасхальные яйца.

Марию прозвали Магдалиной, и её прозвище расшифровывается как “рожденная в городе Мигдал-Эль”. Буквальное значение слова “Магдалина” – “башня”. Башня являлась рыцарским, феодальным символов в Средние века, и этот благородный смысл в дальнейшем был перенесен на личность Магдалины, и за счет этого ей были приданы аристократические черты.

В своей молодости, Мария очень сильно вела развратную жизнь, и в итоге за свои дела была порабощенной аж семью бесами. Из рабства её спас Иисус Христос, после чего она и стала его верной ученицей. Она разделяла проповеднические труды апостолов вместе с остальными благочестивыми женщинами, и умела совмещать в себе лучшие качества сестер Лазаря – Марфы и Марии.

По приданию, Мария Магдалина разносила благие вести не только в городе Иерусалим, но и за его пределами. В то время когда апостолы разошлись из Иерусалима в разные концы всего мира, Мария пошла за ними. Где бы она ни была, она везде вещала людям о Иисусе Христе и о его учениях, каждое слово спасителя было у неё на устах, она гласила о том, как видела Воскрешение Господне, а когда его говорили о своих сомнениях, она повторяла то же, что и в то утро “ Я видела Господа! Он говорил со мной”. С этой исповедью Мария обошла всю Италию.

В одном из приданий рассказывается об одном странствии Марии по Италии, когда она виделась с императором Тиверием, и рассказала ему о жизни Христа, и о том, как она видела его Воскресение, император в свою очередь усомнился в чуде Воскресения и попросил Марию доказать это. Тогда она взяла яйцо, и, подавая его императору в руки, сказала: «Христос Воскрес!», при этих словах яйцо, былое белым, в руках императора стало ярко-красным.

В православной церкви Мария почитается как равноапостольная святая , с опорой лишь на перечисленные больше евангельские свидетельства. В византийских рукописях ведется рассказ о том, как спустя некоторое время как распяли Христа, Магдалина направилась в город Эфес совместно с девой Марией к Иоанну Богослову где и оказала помощь ему в его трудах.

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам. Не исключено, что в связи с этим её странствованием появлялась связанная с её именем пасхальная легенда, о которой было описано ранее. Мария Магдалина по христианским верованиям умерла в городе Эфес, от настигнувшей её болезни “Хворь”.

Н екоторые считают её подлинным мессией, совершавшим все чудеса и таинства, а Иисус её лишь сопровождал.

Что случилось с ней? Умерла ли она на Земле Обетованной или, как утверждают некоторые, перебралась во Францию и продолжила служение там.

Большинство христиан считают её блудницей, которая встретила Иисуса и преобразилась, но в апокрифических Евангелиях говорится, что они не просто были близки, но она имела над ним власть. Иисус был очарован ею.

Настоящая Мария Магдалина гораздо интересней, чем та, о которой написано в Библии.

У Марии Магдалины были особые способности: она умела врачевать, поэтому её так почитают, как жрицу, как богиню.

Она была особенной. Подлинным Иисусом Христом была женщина – Мария, чью роль заретушировали. Мария была подлинным духовным лидером в Иудее первого века нашей эры.

Реальная Мария Магдалина – блудница или тринадцатый апостол?

St Baume, South of France (Сент-Бом, юг Франции). Рассказчик: Jamie Theakston. Это версия событий, о которой вы не прочтёте в Библии, но многие считают, что с тогдашним римским губернатором Иерусалима Понтием Пилатом была заключена сделка. Иисуса тайно вывезли из города в день распятия, может, мёртвого, а может, и живого или погружённого в сон. Этим и объясняется отсутствие тела в пещере. Но правда ли это?

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

В Библии достаточно намёков на то, что Иисус не умер на кресте: ему не ломали ноги, он не пробыл на кресте достаточно долго, чтобы умереть. Распятие – это долгая и мучительная смерть. Его довольно быстро сняли и через некоторое время Иисус опять появляется. И если он и вправду Царь Иудейский, так это серьёзная угроза Риму, потому что он может поднять народ на бунт. Ему нужно было исчезнуть. И Мария, согласно житиям святых, покидает Святую землю и отправляется во Францию. Вопрос – был ли с ней Иисус или, может, его тело? Что произошло?

Когда римляне распяли Иисуса, Мария Магдалина была рядом и поддерживала его до самых последних минут, затем оплакивала его смерть. Она первая обнаружила пустую пещеру и была свидетелем Воскрешения.

В искусстве её часто изображают полуголой или отшельницей, кающейся в своих грехах в пустыне изгоем. Нам она известна как блудница. Этот образ, прочно устоявшийся в сознании учёных и историков, не имеет ничего общего с настоящей Марией Магдалиной.

Она упоминается во всех четырёх Евангелиях Нового Завета, но нигде не говорится, что она блудница или грешница.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Библейская Мария Магдалина – довольно пассивная фигура. Это женщина, которая спаслась. И если считать эту историю сказкой, то она в ней вроде прекрасной принцессы, которую нужно спасти. Она кающаяся грешница, которая в какой-то момент встретилась на пути Иисуса. Но некоторые историки верят в то, что настоящая Мария Магдалина разделяла убеждения Иисуса и поддерживала его. Возможно, она даже была тринадцатым апостолом! Многие верят в это.

Путаница с Мариями: объединили и оболгали

Ross Andrews

Author & Historian

Вероятно, она жила у Галилейского моря в маленькой рыбацкой деревне. Одни считают, что её корни в Эфиопии, в Сент-Мари-де-ла-Мер, другие – что в Египте. Довольно трудно выбрать одну версию и сказать, что вот эта – настоящая Мария Магдалина.

Похоже, что иногда Марию путают с двумя другими женскими персонажами Библии – с Марией, сестрой Марфы, и с безымянной грешницей из Евангелия от Луки. Они обе омыли ступни Иисуса своими волосами.

В VI веке папа Григорий сделал это ложное предположение, официально предположив, что эти три персонажа – один и тот же человек: Мария Магдалина.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

После появления христианства, когда новая вера стала распространяться, одной из особенностей было то, что роль Марии Магдалины стала принижаться, и к VI веку она стала ассоциироваться с женщиной, по Библии, совершившей прелюбодеяние. Именно тогда она стала той, какой мы её знаем, – падшей женщиной, грешной блудницей, отрицательным героем.

Richard Felix

Author & Historian

Образ подлинной Марии Магдалины был изменён церковью, так же, как и Библия, которая переписывалась, редактировалась множество раз. Посвящённую, мудрую, благородную женщину выставили блудницей, грешницей, каковыми тогда и считали женщин. В христианстве преобладают мужские образы, женщины – низшие существа.

Lynn Picknett

Когда раннехристианская церковь решила, что главные в этой религии – мужчины, Мария стала для женщин примером для подражания. Женщина должна была подчиняться мужчине, и, да, в этом они преуспели, во многом благодаря образу Марии Магдалины. Её имя настолько прочно связано с женским стыдом, что на протяжении веков падших женщин называли магдалинами. Это же ужасно, это последняя капля!

Линн Пикнетт написала три книги о Марии Магдалине и 30 лет своей жизни посвятила поискам правды о ней.

Jamie Theakston: Так кем же была Мария Магдалина?

Lynn Picknett: Церковная версия истории о ней базируется на новозаветных Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и в них она упоминается вскользь. Можно строить множество предположений относительно неё, но впервые она выходит на передний план в сцене распятия.

Она сидит у подножия креста, затем входит в пещеру и видит, что тело Иисуса исчезло!

Далее она, предположительно, встречается с ним в саду – с воскресшим Иисусом. Это её звёздный час: смерть Иисуса! Она была там, играла важную роль в этих событиях. Вот только в канонических Евангелиях её значимость подчёркивается только когда история подходит к концу.

Нечто великое ожидает нас, я знаю – мне было видение, настолько прекрасное, что не описать словами…

Кто изобразил её такой в Библии?

Ответственность лежит целиком на католической церкви. В Библии нигде не сказано, что она была блудницей. Лишь в VIII веке папа римский описал её как грешницу, не более того. Но раз она женщина, значит, блудница – с тех пор так и повелось. Но эта женщина была призвана вместе с Иисусом. Свою миссию они начали вместе, она была ему ровней. Были женщины, которые проповедовали, крестили, врачевали, даже причащали к таинствам. И когда церковь в ранние свои годы спрашивала об этом людей, те отвечали: «Разве вы не знали? Иисус действовал по наущению Марии Магдалины». И первые христиане знали это. Они знали, что Иисус наделял женщин силой и что Мария Магдалина была, как сказано в апокрифах, «первейшим из апостолов». Не Святой Пётр, а она была призвана.

Ищущий его да обрящет…

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Часто женские имена стирали из истории. Этой истории 2000 лет, и, если и была такая женщина, обладавшая силой и значимостью, её имя убрали, а её деяния приписали Иисусу. Вот что любопытно: для меня слова Иисуса звучат как речь хиппи – он ведь хотел всеобщего равенства и справедливости! Что ж, тогда и женщину он должен был считать равноправной, а её мнение значимым. То есть женщина могла проповедовать и нести библейскую мудрость людям.

Откройте сердца ваши, и разум ваш, и души ваши…

Andrew Gough

Надо помнить, что всё, что мы знаем об Иисусе и Марии Магдалине, было написано уже после того, как их не стало. А представьте, как группа теологов на Первом Никейском соборе говорит: «Ну, о чём будем писать, ребята?». Я полагаю, что они написали историю Иисуса для того, чтобы скрыть факт, что лидером духовной общины первого века нашей эры являлась женщина, а не мужчина.

Жизнь Марии Магдалины во Франции: вопросы, загадки

Наиболее невероятной является версия о том, что Мария Магдалина бежала из Святой земли во Францию, будучи беременной от Иисуса.

Richard Felix

Author & Historian

Мария прибыла во Францию и внезапно оказалась в центре местной христианской общины. Эти люди прожили 30 лет в пещерах, как отшельники, занимаясь целительством, совершая чудеса, величайшим из которых по легенде стало прибытие именно к ним Марии с ребёнком под сердцем.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Некоторые верят, что Мария Магдалина была женой Иисуса и они хотели жить семьёй. Вряд ли этому есть подтверждение, но мы знаем точно, что в те времена женщин вымарывали из истории и роль Марии в жизни Иисуса принизили. На самом деле её роль и в становлении христианства, и в отношениях с Иисусом была более значимой – её просто замалчивали. Я полагаю, это всё потому, что она была женщиной, всё дело в этом.

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Этот маленький городок на юге Франции находится близ Марселя и называется Сент-Мари-де-ла-Мер или «Святая Мария с моря». Считается, что здесь, в 45-м году, на берег сошли Мария Магдалина и сопровождавшие её люди.

По легенде, они прибыли сюда из Александрии, из Египта. Сопровождал её дядя Иисуса Иосиф Аримафейский и, возможно, они везли с собой тело Иисуса. Местная церковь празднует это событие, но слегка путая события, отмечая прибытие в этот день не одной, а сразу трёх Марий.

Ешьте! Это праздничная трапеза для всех нас во имя пути пройденного и пути, который ещё предстоит пройти. Я горжусь вами. Ешьте, пейте!

Первая церковь Святой Марии была построена здесь в IX веке, и моим проводником будет местный гид, много знающий о Марии, Мартина Гийо.

Jamie Theakston: Мартина, чем занялась Мария Магдалина по прибытии сюда?

Не только Мария Магдалина, но и все прибывшие с ней. Их миссия – рассказать о том, что Иисус жив и он воскрес. Сюда прибыла и Дева Мария, ей было около 60-ти, другие были моложе – как Мария Магдалина, которой было лет 30-35. Они прибыли с вестью об Иисусе и Евангелии.

Значит, Мария Магдалина проповедовала тут?

Да, я считаю, что они прибыли сюда именно за этим…

Andrew Gough

В Библии в сцене распятия, погребения и воскрешения Мария почти не упоминается, потом вообще исчезает. Но тут же она возникает в традициях Южной Франции, куда она, вероятно, отбыла, и тут есть связь – её изгнали из крупнейшей иудейской общины. Куда ей податься? Вторая по величине иудейская община тогда находилась в Галлии, во Франции.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Она не просто переехала и «залегла на дно», у неё была миссия. Если она была близкой сподвижницей Иисуса, значит, она разделяла его идеологию и образ его мыслей. Поверила в то же, во что верил он, и не собиралась оставаться в тени. Она стала миссионером, несущим его слово.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Она была богатой женщиной с целью в жизни. Она прибыла на юг Франции, проповедовала, врачевала, возможно даже и крестила людей. В Лангедоке есть реки с названиями Сурз Мадлен, река Магдалины, по легенде, она в них совершала крещение. Она – эпическая личность, возможно, первый апостол.

Святые мощи: Мария Магдалина существовала!

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). На самом верху церкви Святой Марии есть небольшая часовня, где хранятся мощи трёх Марий. Мартина получила для нас разрешение на её посещение.

Jamie Theakston: Что это? Частная молельня?

Martine Guillot. Local Guide: Это верхняя часовня. Она так и называется. Находится она в колокольне. Сначала она была посвящена Михаилу Архангелу, как все верхние часовни Франции, потом сюда перенесли мощи Святой Марии.

Значит, мы в церкви?

Там – реликварий. Там тоже хранится часть мощей Марии Саломеевой и Марии Иаковлевой. Там 11 фрагментов костей, обугленных, потому что мощи сожгли во время Французской революции.

Значит, там частицы мощей Марии?

Guy Walters

Author, “Hunting Evil”

Эта история повествует нам о том, что Мария Магдалина окончила свои дни во Франции, будучи фигурой, за которую мы всегда принимали Иисуса. Значит, она, являясь по сути бродягой, проповедовала слово божие и распространяла христианское учение. Что ж, это интересная мысль!

Jamie Theakston: Почему тут нет мощей Марии Магдалины?

Martine Guillot. Local Guide: Мария Магдалина не осталась здесь. Когда прибыло судно, на берег сошли Мария Иаковлева и Мария Саломеева. Мария Магдалина отправилась дальше.

А вы знаете куда?

Сент-Бом. Мощи Марии Магдалины находятся в Сент-Боме, в церкви Сен-Максимен (фр. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume).

Pilgrimage of the Gypsies, South of France. Каждый год в мае маленький городок отмечает прибытие трёх Марий большим фестивалем. Ларец с мощами аккуратно опускают с колокольни вниз. Процессия последует за ним и за священной лодкой к берегу моря. И епископ на пути процессии благословит тысячи собравшихся – все они чествуют прибытие трёх Марий.

Jamie Theakston: Эту лодку отнесут к морю?

Martine Guillot. Local Guide: Да, к морю. Её, конечно, будут держать над водой, и в этот момент епископ благословит море и святые мощи. Мощи из реликвария, потому что море принесло нам слово божие.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

Даже католическая церковь считает, что Мария прибыла во Францию. Её мощи хранятся в базилике Святого Петра. Т.е. католики признают старинную версию о том, что Мария прибыла во Францию. Тут есть местная интерпретация этой истории о том, что она продолжила дело Иисуса, и в апокрифических Евангелиях она участница таинств Иисусовых.

Dr. Linda Papadopoulos

Author & Psychologist

Именно её спрашивали другие апостолы, что сказал ей Иисус, потому что она знала больше, чем они. На юге Франции до сих пор возжигают свечи во славу Марии Магдалины, потому что она часть христианства и миссии Иисуса. Она исцеляла, пользовалась авторитетом и была сильной женщиной. То есть даже в католических странах есть люди, которые не принимают библейский образ этой женщины, и мы считаем, что она была более властной фигурой, чем это отражено в Писании.

St Maximin, South of France. В 1279 году во время раскопок в склепе французской церкви Сен-Максимен была обнаружена могила первого века. И в ней удивительная находка – мраморный саркофаг.

Карл II, граф Прованский, сказал, что вёл эти раскопки потому, что ему было видение, в котором явилась Мария Магдалина.

Когда саркофаг открыли, оттуда пошёл приятный сладкий запах, который посчитали символом того, что Мария .

Паломники и туристы ото всюду стремятся к мощам Магдалины. Меня сопровождает местный священник отец Флорьен Расин.

Father Florien Racine: Джеми, мы идём в склеп Марии Магдалины IV века. Тут хранятся её останки, мощи. Вот тут – старинная решётка. Тут холодновато, значит, церковь была построена над этим склепом.

Джеми, теперь мы в склепе, и тут видны саркофаги. И этот – Марии Магдалины. Он сделан из мрамора, прекрасного полупрозрачного мрамора. Если его подсветить, он будет просвечиваться. На саркофаге изображены сцены из жизни Марии Магдалины и Иисуса. Они сильно повреждены, потому что многие паломники стремились унести с собой кусочки этого мрамора. Поэтому он в плохом состоянии.

Andrew Gough

В церкви Сен-Максимен в Провансе хранится то, что они считают черепом Марии Магдалины. Выглядит он правдоподобно. Его используют в ритуалах, в церемониях и по сей день.

И в этом есть смысл, потому что важно знать, куда тебя поместят, если ты будешь значимым человеком. Где череп Иисуса? И не говорите мне, что он вознёсся! Такие вещи говорят нам: эти люди существовали и, вполне возможно, что это череп женщины, которая жила и проповедовала в то время.

Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймёт.

Father Florien Racine: Для христиан важно вернуться к традиции и вере в то, что Мария Магдалина существовала. Это не легенда. Многие паломники обрели здесь благодать, молясь Марии Магдалине.

Jamie Theakston: Откуда известно, что это череп настоящей Марии Магдалины?

Её похоронили здесь и в IV веке переложили её останки в саркофаг. В VII-VIII веке сюда добрались сарацины, и пришлось убрать все саркофаги под землю, и почитание Марии Магдалины стало местной традицией. Мы знаем, что здесь ничего не было, всё было разрушено, и лишь в 1279 году Карл II Анжуйский провёл здесь раскопки, нашёл эти саркофаги глубоко под землёй. Затем он взял череп Марии Магдалины, найденный здесь, и отправился в Ватикан к тогдашнему папе Бонифацию VIII. У папы к тому времени уже была челюсть Марии. И когда привезли череп, челюсть идеально к нему подошла. И тогда Бонифаций VIII признал, что мощи из Сен-Максимен принадлежат Марии Магдалине.

Любопытно, но череп Марии Магдалины был найден с остатками кожи в тех местах, где его якобы касался сам Иисус.

Когда Мария Магдалина узрела Воскресение Господне, она пыталась удержать Иисуса, припав к его ногам, и он сказал: «Не касайся меня!» и отстранил её, дотронувшись до её кожи (на лбу). По-латыни мы говорим Noli me tangere . Кусочки кожи были оторваны во время Французской революции и позже помещены в этот ковчежец, видите?

Это кожа Марии Магдалины, которой касался Иисус?

Именно! Это и есть символ Воскресения Господня.

Моей задачей, так сказать, было найти настоящую Марию Магдалину, и вот она!

Да, это она, вы нашли её.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Для местной католической церкви она очень важна, и, я думаю, что Марию Магдалину здесь чтут потому, что она жила с ними все эти годы. Они знают, какой она действительно была, и этот образ не соответствует каноническому. Они чтут лишь одну из версий её жития, они не считают её равноправным партнёром Иисуса на духовном уровне. Они почитают блудницу, раскаявшуюся и вновь обретшую веру.

Жена Иисуса?

Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Более 100 лет назад эта история получила интересное развитие. В 1896 году на каирском базаре один немецкий учёный нашёл любопытную папирусную книгу. Она была в кожаной обложке и написана на коптском языке. Это было Евангелие от Марии.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Если мы посмотрим на неканонические евангелия, отвергнутые Церковью в IV-V вв., на апокрифическое Евангелие от Филиппа, от Фомы, от Марии Магдалины – она там главная. Нет, главный, конечно, Иисус, но Мария равна ему, и мы получаем очень чёткую картину. Прежде всего, она энергичная, её нельзя заставить молчать, она ведёт себя не так, как иудейская женщина того времени, ей не скажешь «знай своё место!». Её волосы распущены. Тогда такую причёску делали только женщины определённой репутации. Но ей всё равно, ей важнее её отношения с Иисусом. Из апокрифов ясно, что их отношения – не просто близость, но близость физическая. И она имела власть над Иисусом – он был очарован ею.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

В неканонических Евангелиях, вроде Евангелия от Марии, Евангелия от Филиппа о ней говорится как о первейшем апостоле. О том, что у неё была интимная близость с Иисусом – он часто целовал её, любил её – об этом чётко говорит один из апостолов: «Почему ты не любишь нас, как любишь её?». Иисус отвечал: «Потому что я люблю её не так, как вас». То есть в апокрифах точно сказано, что она много значила для него, и была его спутницей. Её описывают как спутницу Иисуса, то есть она ему ровня.

Ross Andrews

Author & Historian

Отношения Марии и Иисуса очень противоречивы. Большинство библейских историков и богословов смотрят на них с библейской точки зрения. Но если вы хотите очистить их от мифов и легенд, чтобы найти факты, перед вами станет вопрос веры. И тут вам предстоит взглянуть на эту историю с другого ракурса. Весьма вероятно, что Иисус был женат, возможно, у него были дети; странно, если б у него их не было. И если мы предположим, что он женат, то на ком же? Разве не на женщине, которая всегда сопровождает его, говорит от его имени? В некоторых текстах они даже целуются и гуляют вместе, и даже он «разделяет жизнь свою с ней». Я бы сказал, что они были женаты.

Andrew Gough

Если посмотреть на жизнь Марии Магдалины, она пользовалась дорогими мазями, притираниями, целовала Иисуса в губы, появилась у креста, возможно, уже беременной. Она единственная узрела его воскресение! Такое поведение позволительно далеко не любому спутнику. Жене – да, лидеру духовной общины – тоже.

Когда у Марии Магдалины возникла интимная близость с Иисусом, возможно, от этой связи появился ребёнок. Но одно мы знаем точно – на юге Франции Мария почитается как важнейшая библейская фигура. Она с небольшой группой последователей стала проповедовать и распространять учение Евангелий. В этой местности во многих церквях есть реликвии, посвящённые Марии.

St Maximin, South of France. Отец Флорьен Расин покажет мне реликвии, обнаруженные в то же время, что и череп Марии.

Father Florien Racine: Мы идём в ризницу базилики. Я хочу показать тебе, Джеми, кое-что интересное… Здесь волос Марии Магдалины.

Jamie Theakston: Ух ты! Можно подержать?

Да, пожалуйста. У тебя в руках волос Марии Магдалины, который был на её черепе, когда его нашли в 1279 году. Небольшой фрагмент волоса.

Недавно мы провели его исследование и нашли следы красного пигмента. Теперь мы знаем, что Мария Магдалина была рыжая.

Рыжий волос! На многих картинах её так изображают? Рыжей, правда?

Да, это важно. Особенно потому, что в Евангелии Мария скорбит у ног Иисуса и вытирает свои слёзы волосами.

Затем выливает благовония на ступни Иисуса и протирает их опять же своими волосами. Поэтому волосы Марии так значимы и важны.

Robert Howells

Author, “The Last Pope”

Образ Марии важен потому, что она стояла у истоков христианства. Если вы христианин, то путь Марии должен быть вам близок, потому что остальные апостолы приняли её близость к Иисусу и её участие в проповедях. Духовное становление человека в Библии не показывается, но она вполне могла принести христианство во Францию.

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Многие считают, что Иисус в этом союзе играл доминирующую роль, так как он был мужчиной и тогдашний мир был мужским. Но почему он тогда позволил ей сидеть у подножия креста в Иудее? Думаю, что между ними существовала духовная связь, и тут мы явственно видим изменение его доктрины под её влиянием. И ещё – она не записывала его речи, не пыталась их сохранить. Видимо, она была автором многих из них, и когда Иисус сошёл со сцены, она подняла его знамя.

Отец Расин показал мне ещё один предмет. Плащаницу XIV века, которую носили во время процессий, посвящённых Марии.

Father Florien Racine: Развернём её, она старая и хрупкая.

Когда его сын стал епископом, он мог использовать плащаницу во время процессии в честь Марии Магдалины.

Jamie Theakston: То есть церковь считает, что Мария Магдалина существовала в самом деле? Это так? Вы верите в это?

Martine Guillot. Local Guide: Да.

В то, что она была блудницей, которая преобразилась?

Да, раскаявшаяся.

Раскаяние из блудницы сотворило апостола Христова? И в этом суть этой истории?

Да-да, именно так. Это её настоящий жизненный путь.

Апостольское служение: женщина, равная мужчине

Lynn Picknett

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Это особое место. Если смотреть на пещеру, то это церковь. Она походит на церковь, и не на самую бедную церковь.

Представьте, она прожила в этом гроте последние 30 лет своей жизни. Тут всё пропитано её необычной энергией. Возможно, она тут скрывалась, так говорит официальная история. Она бежала из Святой Земли – там её преследовали ранние христиане. Может, она и скрывалась, но ей нужна была и духовная подпитка. Сказано, что она пришла сюда и провела остаток своих дней в молениях об отпущении её грехов. И, конечно, она молилась Иисусу, посвящая свою жизнь апостольскому служению.

Author, “Christianity’s Hidden Goddess”

Эту часовню построили монахи Ордена доминиканцев, которым она до сих пор и принадлежит. Они сделали её очень красивой и посвятили её Марии от всей души и сердца. Паломники посещают её ради Марии Магдалины. Легенды и хроники говорят, что она обратила в истинную веру весь Прованс и лишь тогда удалилась в пещеру. Люди посещали её там, чтобы побеседовать и уверовать, но скорее всего, это подтасовка фактов, местные байки, не иначе.

Будучи здесь, вы поразитесь, насколько много паломников и туристов приезжает сюда, впечатлённые историей Марии Магдалины. Я уверен, что их манит её образ, настолько приниженный в Библии. Поразительно, но вплоть до 1969 года церковь считала её блудницей, а теперь почитает её, как врачевателя, священника и защитницу христианства, как бы странно это не звучало.

В любом случае, Мария Магдалина – один из самых противоречивых персонажей в Библии. Историки уверены, что если она и впрямь существовала, то в III-IV веке в Новом Завете на неё навесили клеймо блудницы. Зачем это было сделано – вопрос открытый.

Многие современные учёные и историки считают, что это было сделано для того, чтобы дискредитировать её любовника, который, небесспорно, считается мессией.

Jamie Theakston: Как вы думаете, в истории Марии Магдалины будет написана ещё одна глава?

Lynn Picknett. Со-Author, “The Templar Revelation”: Что до меня, то я не перестану исследовать эту историю, потому что в ней есть всё, что нужно для повествования. И для таких людей как я, интересующихся религией и её влиянием на культуру, этот поиск продолжится. Хотите почитать Марию Магдалину – начните сейчас.

Robert Howells

Author, “The Last Pope” Author & Historian

Я считаю, что последние 2000 лет мы смотрели на женщин, в частности, на Марию Магдалину, под другим ракурсом. И вот внезапно женщина уравнялась в правах с мужчиной. Наконец-то это свершилось. И в нынешнем контексте Марию Магдалину можно считать новым мессией.

Andrew Gough

Ирония заключается в том, что в последние годы церковь официально заявляет о том, что она не была блудницей. И именно это заявление делает её ещё более популярной. Мария – современная рок-звезда, икона феминистского движения и наиболее почитаемая женщина в истории. Так-то, католическая церковь!

Так была ли Мария Магдалина любовницей и женой Иисуса? Зачала ли она от него ребёнка или, может, нескольких? Была ли она подлинной мессией и главой новой христианской церкви, которую просто вычеркнули из истории через пару веков после её смерти, заклеймив как блудницу? Будет ли церковь поддерживать и дальше этот обман? Составьте своё мнение, до новых встреч!

Мария Магдалина остается наиболее загадочной и таинственной фигурой.

На протяжении всей церковной истории она являлась предметом множества различных теорий и мифов. Священного писания относительно этой женщины, о которой во всех четырех Евангелиях говорится, что она присутствовала как на распятии Христа, так и у пустого гроба на утро Воскресения, мы ничего больше о ней не знаем.

Библия нигде определенно не говорит, что Мария Магдалина была блудницей в какой-либо период своей жизни. Лука не упоминает ее имени в своем повествовании о "кающейся блуднице", отирающей стопы Христа своими волосами.

Не названа она и как женщина, которая была застигнута в акте прелюбодеяния и спасена Иисусом от забрасывания камнями. О ней говорится лишь однажды, как об одержимой демоном.

Однако, допущение, что ее греховное прошлое представляло, прежде всего, сексуальный грех, является предположением, которое обычно не делается в отношении ранее грешивших мужчин.


«Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня», и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.

В древнегреческом языке средневековых писателей «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.

Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей , из которой просто изгнали бесов.

В католической традиции Магдалина приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной церковью того, что она была той безымянной женщиной, омывшей ноги Иисуса миром.

И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром . (Лук. 7:37-38).


Множество позитивных вкладов, сделанных женщинами в развитие ранней церкви, были сведены к минимуму на протяжении всей истории.

Но женщины, особенно Мария Магдалина, были главными свидетелями воскресения Христа. Заметная роль женщин-учеников явилась ранней и крепко укоренившейся частью традиции, которая быстро стала помехой мужчинам - лидерам зарождающихся церковных институтов.

Иисус учил учеников на своем примере тому, как обращаться со всеми с равным достоинством и уважением, включая больных, бедных, угнетенных, изгоев и женщин. Иисус несомненно не возражал против мужчин и женщин, разделяющих власть и положение лидеров. Некоторые из его последователей были, однако, недостаточно храбры, чтобы быть столь радикальными. Так, в случае Евангелия от Иоанна, любимому ученику женского пола пришлось стать мужчиной.

Сегодня большинство ученых-библиологов, как католики, так и протестанты, утверждают, что Святой Иоанн Зеведеев не писал Евангелие, которое носит его имя. Они приписывают авторство анонимному "любимому ученику".

Нет никаких сомнений, что "любимый ученик", в канонической версии Четвертого Евангелия - это анонимный ученик мужского пола. Все же, как мы видели, писания неоднократно называющую Марию Магдалину учеником, которого любил Иисус.

Взаимоотношения между Петром и "любимым учеником" в Четвертом Евангелии очень похожи на отношения между Петром и Марией Магдалиной

Это предполагает, что редактор Четвертого Евангелия заменил Марию Магдалину на анонимного ученика-мужчину

Если Мария Магдалина была лидером и героем общины Четвертого Евангелия, то она была, вероятно, признана как Апостол внутри того сообщества. И действительно, с учетом того факта, что она была первой, кто возвестил о Воскресение Христа, римско-католическая церковь удостоила ее титула "apostola apostolorum", что означает "апостол над апостолами".


Почему Мария Магдалина известна как самая распутная в мире женщина, тогда как Библия нигде не говорит, что она когда-либо была проституткой

Свидетельство, поддерживающее точку зрения, что Мария Магдалина является автором Четвертого Евангелия, является намного более сильным, чем то, которое утвердило Иоанна Зеведеева как его автора в течение почти двух тысяч лет.

У церкви нет никакой проблемы с господствующим знанием, которое гласит, что человек, чье имя мы даже не знаем, написал один из наиболее священных христианских документов.

Представьте себе - даже безымянный человек предпочтительнее, чем женщина. Несмотря на гностические документы и структурные несоответствия, церковь, как сложившаяся к настоящему времени система, все же никогда, вероятно, не признает Марию Магдалину автором Нового Завета.

Легенда Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей.

Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы.

Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей.
Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах.

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.


Согласно житию, Таисия была дочерью блудницы, которая научила девочку, отличавшуюся красотой, своему ремеслу.

Таисия стала высокооплачиваемой куртинзанкой, разорявшей мужчин и игравшей с ними. Услыхав об этом, к ней пришёл преподобный Пафнутий Великий. После беседы с ним Таисия сожгла на городской площади все заработанные ею сокровища. Затем она отправилась вслед за Пафнутием в женский монастырь, где затворилась в келье на три года, вкушая пищу лишь раз в день.

Через три года Пафнутий отправился к Антонию Великому, узнать, простил Бог Таисию или нет. Антоний велел своим ученикам молиться, чтобы получить ответ, и одному из них, Павлу Препростому, явилось в видении на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняли три дивы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно, это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему: «Нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии».

Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.

Пафнутий вернулся в монастырь и решил вывести Таисию из кельи, чему она сопротивлялась. Но он все же сказал, что Господь её простил и вывел её наружу. Через 15 дней после этого Таисия заболела, и три дня спустя скончалась

Исследователи анализируют развитие культа Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария.

Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»).

матрьял из "Mary Magdalene: Author of the Fourth Gospel?" by Ramon K.Jusino, M.A.
вышл в журнале "Knowledge of Reality" в 1998г.

Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами
Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием».

Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней.
В XX веке католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы 1969 года в календаре Novus Ordo Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся».
Но несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.


Икона Собор святых, тезоименитых семье царя Александра III: Александр Невский, Мария Магдалина, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, княгиня Ольга, князь Михаил Черниговский, преподобная Ксения. 1888 г. По нижнему полю иконы надпись: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки». Происходит из церкви села Знаменка Ирбитского уезда. Ныне находится в в Свято-Троицкой церкови в Ирбите.





СМОТРИТЕ ЕЩЕ