» » Анна мария швейцер. Жан Поль Сартр (1905–1980)

Анна мария швейцер. Жан Поль Сартр (1905–1980)

Годы жизни: с 21.06.1905 по 15.04.1980

Французский философ, писатель, драматург, публицист, педагог. Один из центральных представителей философии экзистенциализма. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Основные темы художественных произведений: одиночество, поиск абсолютной свободы, абсурдность бытия.

Жан Поль Эмар Сартр родился в Париже и был единственным ребенком Жана Батиста Сартра, морского инженера, и его жены, урожденной Анн-Мари Швейцер, двоюродной сестры Альберта Швейцера. Отец мальчика умер в 1906 г. от тропической лихорадки, и мать увезла Жана Поля сначала к своим родителям, а затем, (1911 г.), в Париж, в дом деда, Шарля Швейцера, профессора, филолога-германиста и литератора. Швейцер забрал Сартра из школы, пригласил ему домашних учителей. Эти годы Сартр проводит в уединении, много читает. В 1917 г. его мать, вновь выйдя замуж, забирает Сартра в Ла-Рошель, на запад Франции.

Вернувшись в 1920 г. в Париж, Сартр учится в лицее Генриха IV и начинает печататься в столичной периодике. В 1924 г. он поступает в Эколь нормаль сюперьёр, где изучает философию. В 1929 г., Сартр получил диплом первой степени. В процессе подготовки к сдаче экзаменов Сартр знакомится с Симоной де Бовуар и с 1929 г. начинается история их взаимоотношений, продолжавшихся до самой смерти Сартра.

После непродолжительной военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 г. преподает философию в Гавре. В 1933-1934 гг. во время стажировки в Германии, Сартр изучает феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, под непосредственным влиянием которых сформировалась философская доктрина Сартра. Вернувшись в 1937 г. во Францию, он занимается в Париже преподавательской деятельностью.

В конце 30-х гг. Сартр написал свои первые крупные произведения, в т.ч. четыре философских труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, Сартр пишет «Тошноту» («La Nausee), свой первый и наиболее известный роман, опубликованный в 1938 г. «Тошнота» и «Стена» (новелла, напечатанная также в 1938 г.) становятся во Франции книгами года.

Когда началась вторая мировая война, Сартр из-за слабого зрения освобождается от призыва в армию и снова служит в метеорологическом корпусе; попадает в плен, в концлагерь для военнопленных под Триром, в 1941 г. возвращается в Париж, где продолжает преподавать и писать. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с , который ввел его в редакцию газеты «Комба». Основными произведениями Сартра этого времени были пьесы «Мухи» (1943), «За запертой дверью» (1944) и объемный философский труд «Бытие и ничто» (1943). К концу второй мировой войны философия экзистенциализма обретает большую популярность, а Сартр (наряду с Камю) становится признанным вождем экзистенциалистов.

В последующие десять лет Сартр (помимо рецензий и критических статей) пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу «Грязные руки» (1948), а также незавершенную тетралогию «Дороги свободы» (1945 - 1949). В эти же годы Сартр пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера (1947) и Жана Жене (1952).

В начале 50-х гг. Сартр отходит от литературы и театра и переходит к более открытой пропаганде марксизма (которым увлекается с конца войны). На фоне этого увлечения Сартра происходит разрыв между ним и Камю, который выступил с критикой экстремистских идеологий, в защиту умеренности, либерализма и демократии. Сам же Сартр неоднократно бывал в СССР, хотя его отношение к коммунизму несколько изменилось после событий 1956 г. в Венгрии.

В 60-х годах Сартр снова возвращается к философии и литературе. Главными произведением этого времени стали философская работа «Критика диалектического разума» (1960), в которой предпринимается попытка примирить марксизм и экзистенциализм, и автобиографический роман "Слова" (1964).

Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1964 г. «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». От премии писатель отказался, сославшись на то, что он «не желает, чтобы его превращали в общественный институт», и указав на политический подтекст Нобелевской премии.

В течение последних 20 лет жизни Сартр больше занимался политикой, чем литературой или философией, активно выступал против классового и национального угнетения, отстаивал права ультралевых групп. Боролся против французской колониальной политики в Алжире, и войны во Вьетнаме, поддержал китайскую и кубинскую революции. Сартр был председателем организованной Бертраном Расселом антивоенной комиссии, обвинившей США в военных преступлениях во Вьетнаме. В 1968 г. во время студенческих волнений в Париже Сартр становится кумиром бунтующей молодежи, а его взгляды – ее философским кредо. Также Сартр поддерживает сам (и призывает к тому же других интеллектуалов) революционные преобразования в странах «третьего мира».

В 70-е гг. здоровье Сартра ухудшается. У него начинается глаукома, из-за которой к концу жизни писатель практически ослеп. В это время Сартр почти ничего не пишет, но дает многочисленные интервью, обсуждая политические события. Умер Сартр 15 апреля 1980 г. от болезни легких.

Пьеса Сартра «Мухи» была запрещена немецкими властями за призывы к свободе.

Впервые знаменитую фразу Сартра «Ад – это другие» произнес со сцены А. Камю.

Во второй половине 50-х годов квартиру Сартра два раза взрывали, а редакция его журнала «Новые времена» несколько раз подвергалась нападению националистов. Такой была реакция на позицию Сартра в поддержку независимости Алжира.

В 1965 г. Сартр написал Председателю Президиума Верховного Совета СССР А. И. Микояну письмо в поддержку И. Бродского.

Когда во время студенческих волнений 1968 г. бунтовщики захватили здание Парижского университета, единственным человеком, которого они впустили внутрь, был Ж. П. Сартр.

Незадолго до смерти Сартр попросил не устраивать ему официальных похорон, поэтому похоронную процессию составили лишь близкие покойного. Однако по мере того как процессия двигалась по Парижу к ней стихийно присоединились около 50 тысяч человек.

Жан-Поль Сартр назвал Че Гевару "самым совершенным человеком нашего века".

Философские размышления Сартра очень тяжелы для не специалистов. Цитата: "Появление Ничто может иметь место не иначе, как на фоне бытия, которое не есть. Отсутствие, каковым является сознание, может быть отсутствием не иначе, как перед неким присутствием. Непротяженность возникает на фоне протяженности и как отрицание для себя самой этой протяженности. Вообще говоря, для-себя-бытие может возникнуть лишь в связи с целостностью в-себе-бытия, которое его в себе заключает. Для-себя-бытие удерживает перед собой и вокруг себя в-себе-бытие как то, что есть. Оно нуждается в Бытии, чтобы не быть".

Отношения Сартра с Симоной де Бовуар являются одной из самых обсуждаемых и противоречивых страниц биографии писателя. В самом начале этих отношений стороны договорились, что их союз основан исключительно на принципах свободы и добровольности. Они никогда не жили вместе. И Сартр и Бовуар неоднократно открыто заводили романы «на стороне» (если это выражение употребимо в данном случае). Существует точка зрения, что такие отношения впоследствии стали тяготить Симону, которая искренне любила Сартра и страдала от его увлечений. Есть свидетельства, что она даже специально «поставляла» Сартру любовниц, чтобы контролировать его связи. Сартр же неоднократно пренебрегал Симоной в пользу своих «подруг», одну из которых он даже удочерил (в ответ Симона также удочерила свою сожительницу). Бовуар хотела порвать с Сартром, когда в 1947 г. познакомилась с американским писателем Нельсоном Олгреном (их роман продолжался 14 лет). И все же именно Симона стала тем человеком, который ухаживал за Сартром, когда тот стал терять зрение, и именно она оставалась с ним до самой смерти философа. Пережив Сартра на 6 лет, Симона да Бовуар провела эти годы в одиночестве, в квартире, окна которой выходили на кладбище Монпарнас (Сартр был похоронен именно там).

Татьяна Халина

Сартр Жан-Поль (Jean-Paul Charles Aymard Sartre)

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=3353

Философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель и драматург

«Мы выдумываем ценности. Apriori жизнь не имеет смысла. Это мы создаём ей смысл». Жан-Поль Сартр.

«Мы являемся тем, что мы хотим». Жан-Поль Сартр.

Многие называют его философом и писателем, но такое определение не безупречно. Философ Хайдеггер считал его скорее писателем, чем философом, а писатель Набоков, напротив, скорее философом, нежели писателем. Но все, кто писал о нем, соглашались с емким определением «мыслитель». А всякий мыслитель - это обязательно еще и в той или иной мере психолог, причем, что касается Сартра, то его принадлежность к психологической науке была очевидна и бесспорна, но, к сожалению, не всегда принималась обществом. Отчасти в этом был виноват он сам - его труды трудно назвать доходчивыми. Впрочем, его идеи не так уж абстрактны и непостижимы. Было время, когда ими бредили миллионы. Но как человек, личность в обыденной своей жизни он был не менее интересен. Так давайте опробуем разобраться в причинах появления в его голове столь революционных и неординарных мыслей.

Жан-Поль Сартр родился 21 июня 1905 года в Париже. Он был единственным ребенком морского инженера Жана Батиста Сартра, умершего от тропической лихорадки, когда мальчику было чуть больше года, и Анн-Мари Сартр, урожденной Швейцер, происходившей из семьи известных эльзасских ученых. Она была двоюродной сестрой Альберта Швейцера. Дед мальчика, филолог-германист профессор Шарль Швейцер, основал в Париже институт современного языка. Когда Жан-Полю было всего пятнадцать месяцев, его отец скончался от тропической лихорадки. Похоронив мужа, Анн-Мари вернулась под родительский кров в Париж. Её отец Карл Швейцер, видный специалист по немецкой филологии, преподавал в университетах и был автором нескольких учебников. «Когда мне было семь или восемь лет, - вспоминал Сартр, - я жил с овдовевшей матерью у бабушки с дедушкой. Бабушка была католичка, а дедушка - протестант. За столом каждый из них подсмеивался над религией другого. Всё было беззлобно: семейная традиция. Но ребёнок судит простодушно: из этого я сделал вывод, что оба вероисповедания ничего не стоят».

У Сартра, тихого некрасивого ребенка, в детстве практически не было друзей. Он жил в мире своих фантазий, ставших особенно богатыми после того, как в 4-летнем возрасте он научился читать. Жан-Поль Сартр впоследствии сам рассказывал, с помощью какого метода он развивал свой навык чтения.

Жан-Поль рассказывал сам себе книжку, которую ранее читали ему его родители и он знал ее практически наизусть. Он имитировал процесс чтения, уже зная, что книга состоит из записанных слов. И он «узнавал» слова, которые, как ему было известно, должны быть на этом месте в тексте, используя так называемый метод целых слов.

Когда маленькому Сартру захотелось обладать собственными книгами, дедушка принес ему «Сказки» поэта Мориса Бушора. Однако, еще не умея читать, Жан-Поль лишь пытался играть с книгами, в конце концов отдав их матери, чтобы та почитала ему сказки. После нескольких таких чтений, Жан-Поль вошел во вкус строгой последовательности слов, которые повторялись при каждом новом прочтении, неизменные, в неизменном порядке.

В один из дней Жан-Поль взяв неоднократно читанную ему книжку «Злоключения китайца в Китае», укрылся с ней в кладовой, где сев на раскладушку, он стал представлять, будто самостоятельно читает ее — водил глазами по черным строчкам, не пропуская ни одной, и рассказывал себе вслух какую-то сказку, старательно выговаривая все слоги.

Родители застигли маленького Сартра врасплох - а может, он и сам подстроил так, чтобы его застигли. С этого времени было решено что пора учить его грамоте. Сартр сам себе давал частные уроки — взобравшись на раскладушку с романом Гектора Мало «Без семьи», который он знал практически наизусть, Сартр прочел его полностью, наполовину рассказывая, наполовину разбирая по складам - и когда он перевернул последнюю страницу, то признался сам себе, что действительно умеет читать.

Жан-Поль Сартр. 1906 год.

В характере Сартра выработались настойчивость и упорство. Жан-Поль рос в книжной атмосфере, что предопределило и его образованность, и решение стать писателем, принятое уже в восемь лет. Дед, души не чаявший во внуке, поддержал его намерения. Юный Сартр был кумиром семьи, воспринимавшей его как будущего гения, и уже в детстве он, по его признанию, охотно играл эту роль.

В двенадцать лет он навсегда простился с верой в Бога. В «Словах» он описывал этот разрыв почти легкомысленно: «Играя со спичками, я прожег маленький коврик. И вот, когда я пытался скрыть следы своего преступления, Господь Бог вдруг меня увидел - я ощутил его взгляд внутри своей черепной коробки и на руках; я заметался по ванной комнате, до ужаса на виду - ну просто живая мишень. Меня выручило негодование: я пришел в ярость от его наглой бесцеремонности и начал богохульствовать, бормоча, как мой дед: «Черт побери, будь ты проклят, черт треклятый!». С тех пор Бог ни разу на меня не смотрел».

В дальнейшем Сартр был сдержаннее, Бог для него стал гипотезой, в которой он не нуждался. Но, тем не менее, богоборчество навсегда осталось одним из направлений его деятельности: он боролся против «несуществующего» Бога он на редкость последовательно и даже агрессивно, - достаточно прочитать его пьесу «Дьявол и Господь Бог».

Жан-Поль Сартр получил прекрасное образование. Он учился в престижных парижских лицеях, затем в Высшей Нормальной школе, которую окончил в 1929 году. Параллельно с учебой начались первые литературные опыты Сартра, на первых этапах не слишком удачные. Однако литературы было недостаточно, чтобы выразить то, что ему хотелось, и, в результате, Сартр пришел к необходимости изучения философии.

В 1929 году во время учебы в Сорбонне Жан-Поль Сартр познакомился с Симоной де Бовуар. Со стороны казалось, что они никак не подходили друг другу: стройная, всегда элегантная Бовуар и Сартр - невысокий, с брюшком, к тому же слепой на один глаз. Но красавица Симона не обращала внимания на неказистость поклонника, она была очарована его умными речами, недюжинным интеллектом, остроумием и не в последнюю очередь тем, что у них было много общего во взглядах на жизнь и на любимую философию. Со студенческих лет за Симоной закрепилась слава опасного полемиста, легко улавливающего неуверенность или фальшь в аргументах собеседника. Судя по всему, она была единственным достойным противником Сартра, невероятно азартного в дискуссии, а разглядеть в темпераментном оппоненте страстную женщину ему, не менее азартному в покорении слабого пола, не составляло труда.

Вместо руки и сердца Жан-Поль предложил своей возлюбленной заключить «Манифест любви»: быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону, которая больше всего на свете дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала, она выдвинула лишь одно встречное условие: взаимная откровенность всегда и во всем - как в творчестве, так и в интимной жизни. Знать мысли и чувства Сартра представлялось ей более надежной гарантией их отношений, нежели законный брак.

После окончания университета жизнь преподнесла им первое испытание. Симона получила место преподавателя философии в Руане, Жан-Поль - в Гавре. В течение нескольких лет они общались только посредством переписки. Со временем эта вынужденная необходимость превратилась в неискоренимую привычку на всю жизнь. Позднее они писали друг другу письма, даже находясь в одном городе. Сартр никогда не скрывал, что в жизни боялся только одного: потерять Симону, которую называл своей сутью. Но вместе с тем уже после двух лет знакомства ему показалось, что их отношения слишком прочны, «безопасны», подконтрольны, а значит - несвободны.

История их взаимоотношений претерпевала взлеты и падения. Симона встречалась с женщинами и мужчинами, Сартр окружал себя юными любовницами, но, не смотря на особую философию и противоречивые взгляды, их «Семья» продолжала существовать, пополняясь новыми членами и испытывая человеческие отношения на прочность. Для Сартра любовь всегда стояла под знаком конфликта, была опасной иллюзией, сковывающей свободу человека. Сартр допускал лишь свободу «одинокого героя», который постоянно пребывает в поиске своей аутентичности.

Жан-Поль Сартр с Симоной де Бовуар.

Бовуар, не отрицая иллюзорности любви, основанной на общественных ограничениях и условностях, говорила, что человеческой свободе, тем не менее, должна быть придана «форма» путем сотрудничества с другими людьми. Они много путешествовали вместе, у них были общие сексуальные партнеры, они яростно спорили и ругались, но соединившись однажды, прошли всю жизнь рядом, создав вокруг себя ореол великолепнейшей пары своего столетия. Их обожали миллионы, им поклонялись, их обожествляли, их нелепо копировали, но никто так и не смог понять, почему эти двое людей были всегда вместе.

Жан-Поль Сартр с Симоной де Бовуар.

После военной службы в метеорологических войсках Сартр с 1931 по 1936 год преподавал философию в лицее в Гавре, а в 1933-1934 годах стажировался в Германии, работая в Институте Франции в Берлине, где изучал феноменологию Эдмунда Гуссерля и онтологию Мартина Хайдеггера, оказавших на Сартра большое влияние. Вернувшись в 1937 году во Францию, он занимался в Париже преподавательской деятельностью. В конце 1930-х годов Сартр написал свои первые крупные произведения, в том числе четыре философских труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, Сартр написал свой первый и наиболее удачный роман «Тошнота», опубликованный в 1938 году. В это же время в «Новом французском обозрении» была напечатана новелла Сартра «Стена». Оба произведения стали во Франции книгами года.

«Тошнота» представляла собой дневник Антуана Рокентена, который, работая над биографией деятеля XVIII века, проникся абсурдностью существования. Будучи не в состоянии обрести веру, и воздействовать на окружающую действительность, Рокентен испытывал чувство тошноты. В финале герой приходил к заключению, что если он хочет сделать свое существование осмысленным, то должен написать роман. Писательский труд и творчество были единственным занятием, имевшим тогда, по мнению Сартра, хоть какой-то смысл.

Когда началась Вторая мировая война, Сартр из-за слабого зрения был освобожден от призыва в армию и снова служил в метеорологическом корпусе. Он попал в плен и был помещен в концентрационный лагерь для военнопленных под Триром. В 1941 году он вернулся в Париж, где продолжал преподавать и писать.

В этот период политика играла в его жизни более важную роль, чем в 1930-е годы, когда, если не считать критики буржуазной рутины в романе «Тошнота», главными интересами писателя были философия, психология и литература. Хотя в военных действиях движения Сопротивления Сартр участия не принимал, он основал общество содействия движению Сопротивления, где и познакомился с Альбером Камю, который ввел его в редакцию газеты Combat. Основными произведениями Сартра этого времени были пьесы «Мухи» в 1943 году, «За запертой дверью» в 1944 году и объемный философский труд «Бытие и ничто» в 1943 году. Успех всех этих произведений позволил писателю в 1944 году уйти из лицея Кондорсэ, где он в это время преподавал.

Пьеса «Мухи» представляла собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор, на «бытие для себя». Орест отказывался покаяться перед Зевсом за убийство своей матери, Клитемнестры, а также ее любовника Эгисфа - убийц своего отца Агамемнона. В результате «свободного выбора», ответственности за свой поступок, Орест освобождал свой город от эриний. Когда немецкие власти поняли, что пьеса Сартра является, по сути, страстным призывом к свободе, они запретили ее постановку.

Пьеса «За запертой дверью» представляла собой беседу трех персонажей в преисподней. Смысл этой беседы сводился к тому, что, выражаясь языком экзистенциализма, существование предшествует сущности, что характер человека формируется посредством совершения определенных действий. И что человек-герой по сути своей окажется трусом, если в решающий, «экзистенциальный» момент смалодушничает. Большинство людей, считал Сартр, воспринимают себя такими, какими воспринимают их окружающие. Как заметил один из действующих лиц пьесы: «Ад - это другие люди».

В главном философском труде Сартар «Бытие и ничто», ставшем библией для молодых французских интеллектуалов, Сартр проводил мысль о том, что сознания, как такового, нет, ибо нет просто сознания, «чистого сознания». Есть лишь осознание внешнего мира, вещей вокруг нас. Люди отвечают за свои действия только перед самими собой, ибо каждое действие обладает определенной ценностью - вне зависимости от того, отдают себе в этом люди отчет или нет.

К концу Второй мировой войны Сартр стал признанным вождем экзистенциалистов, собиравшихся в «Кафе да Флёр» возле площади Сен-Жермен-де-Пре на левом берегу Сены - кафе, ставшем местом паломничества французских и иностранных туристов. Популярность экзистенциализма объяснялась тем, что эта философия придавала большое значение человеческой свободе и была связана с движением Сопротивления. Сотрудничество различных слоев французского общества в военное время, их противодействие общему врагу вселяли надежду на то, что экзистенциализм, философия действия, был способен объединить интеллектуалов, создать новую, революционную французскую культуру. Сартр пояснял, что его исследование направлено на то, чтобы описать человеческое существование. Его первоначальный интерес состоял не в том, чтобы сказать, на что должны быть похожи люди и на что они похожи в действительности. Например, он говорил не о том, что мы должны делать свободный выбор, а о том, что условия существования человека таковы, что мы не можем избежать такого выбора. Таким образом, Сартр утверждал, что каждый должен делать свой собственный выбор своего мира. Однако здесь возникала проблема - ведь каждый должен делать то же самое. Выбор индивидуален, даже если один выбирает за всех людей. Мы отказываемся от свободы, потому что в признании ее мы испытываем страдание, говорил Сартр. Страдание ощущается там, где не существует ничего, что определяет выбор, и где все возможно. Он писал, что «в тот самый момент, когда я постигаю свое бытие как ужас пропасти, я сознаю этот ужас как не определенный в отношении к моему возможному поведению. В одном смысле этот ужас требует благоразумного поведения, и он есть сам по себе предварительный набросок этого поведения. В другом смысле он закладывает окончательные моменты этого поведения только как возможные, именно потому, что я не постигаю его как причину этих конечных моментов». Понятие страдания, или страха, становится краеугольным камнем экзистенциализма. Однако страдание никоим образом не является единственным или даже необходимым следствием реализации свободы. Экзистенциальное мышление, несомненно, не может быть сконструировано как возникающее единственно из отчаяния перед лицом абсурдности. В защиту своих идей от обвинения в пессимизме Сартр говорил, что неправильно рассматривать в таком духе его философию, «ибо ни одна доктрина не является более оптимистичной, так как у нее судьба человека помещается в него самого».

Прошло десять лет, прежде чем Сартр уяснил, что никакой особой системы морали экзистенциализм не подразумевает, да и сама эта философская позиция - скорее «идеология», нежели философское постижение в собственном смысле слова. Этот акт индивидуального самопознания стал итогом появления целой серии его «интеллектуальных экспериментов»: прозаической трилогии «Дороги свободы», написанной в период с 1945-го по 1949 год, теоретического эссе «Что такое литература» в 1947 году, и в первую очередь пьес, из которых особенный резонанс вызвали «Грязные руки» в 1948 году и «Дьявол и Господь Бог» в 1951 году.

Жан-Поль Сартр в Париже. 1946 год.

Когда закончилась война с нацизмом, политическая ситуация необычайно усложнилась, и снова возникла проблема политического самоопределения и морального обоснования своей позиции. Исходные условия задачи четко формулировал один из персонажей пьесы «Дьявол и Господь Бог»: «Мир несправедлив; раз ты его приемлешь - значит, становишься сообщником, а захочешь изменить - станешь палачом». И тем не менее Сартр свой выбор сделал, - выбор в пользу изменения мира. В 1952 году в Открытом письме Альберу Камю он писал: «Наша свобода сегодня есть не что иное, как свободный выбор борьбы за то, чтобы стать свободными». Точка зрения «реальной политики» начала преобладать в его мышлении. Он был против капитализма с присущей ему эксплуатацией рабочего класса, против колониализма и американского империализма, поддерживающего колониализм. Он выступал в защиту военного моряка-коммуниста Анри Мартена, осужденного на пять лет тюрьмы за пропаганду против войны в Индокитае, и сблизился с коммунистами в рамках движения сторонников мира. Его тесные отношения с коммунистами продолжались вплоть до 1956 года, когда венгерские события заставили его выступить со статьей «Призрак Сталина». Но его волновал не только «призрак Сталина», но и призрак фашизма, возвращавшийся во Францию под лозунгом «Алжир - французский», с программой военного подавления освободительного движения народа. Это тема его самой знаменитой пьесы «Затворники Альтоны».

Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар и Эрнесто Че Гевара на Кубе. 1960 год.

Политическая деятельность Сартра принесла ему глубокое разочарование, и привела к попытке радикально реконструировать свою мысль. Он задумал работу «Критика диалектического разума» в двух томах: первый - как теоретическое и абстрактное исследование, второй - как трактовку истории. Однако «Критика диалектического разума» так и не была завершена. Сартр отказался от второго тома после написания лишь нескольких глав. Ее первый том был опубликован в 1960 году и оценен как «монстр нечитабельности». Сартр ошеломил публику признанием, что в настоящее время один лишь марксизм становится «почвой всякой индивидуальной мысли и горизонтом всей культуры». Сартр не просто присоединился к марксизму, но решил вдохнуть в него новую жизнь. Симона де Бовуар рассказывала, что Сартр работал над «Критикой диалектического разума» яростно, взбадривая себя не только табаком, но и таблетками, которые неблагоприятно влияли на его и без того слабое зрение, так что последние семь лет жизни он был почти полностью слепым. В «Критике диалектического разума» Сартр опровергал многие из своих ранних взглядов на свободу личности. Он писал: «Пусть никто не интерпретирует меня в том духе, что человек свободен во всех ситуациях... Я хочу сказать совершенно противоположное, а именно, что все люди рабы, поскольку их опыт жизни имеет место в области практико-инертности и в той степени, в какой эта область с самого начала обусловлена своими недостатками». Термин «рактико-инертный» был связан с той частью жизни, которая определяется более ранними свободными действиями и представляет собой взаимодействие или, точнее, диалектику индивидуальной практики и наследственного бремени исторического факта, что в «Критике диалектического разума» является преобладающим интересом Сартра.

Стоят: Жак Лакан, Цецилия Элюар, Пьер Реверди, Луи Лериш, Пабло Пикассо, Фани де Кампан, Валентина Гюго, Симона де Бовуар, Брассаи. Сидят: Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мишель Лериш, Жан Абье.

Существует общее мнение, что Сартр в этой работе не преуспел ни в социологии, ни в антропологии, ни в философии. Однако в ней, как и в других своих работах, Сартр поднимал вопросы, которые имели глубочайший интерес и представляли огромное значение.

1960-е годы стали апогеем популярности Сартра. В 1964 году Шведская академия присудила ему Нобелевскую премию по литературе. И снова Сартр изумил аудиторию: он отказался эту премию принять (сумма была довольно значительная - двадцать шесть миллионов франков), чем вызвал самые разноречивые отклики. А он объяснил все просто - не принял, потому что ее вручение имеет политический смысл и вполне определенный - включение в буржуазную элиту человека, который всегда выступал против буржуазии: «Если бы у нас было правительство народного фронта, я бы с удовольствием принял от него премию», - а так это означает возвращение «блудного сына» в ряды буржуазии.

Жан-Поль Сартр с Симоной де Бовуар.

В сентябре - октябре 1965 года Сартр выступал в Токио и Киото с циклом лекций «В защиту интеллектуалов», в которых противопоставил их «техникам практического знания». Подлинный же интеллектуал - «хранитель фундаментальных целей (эмансипации, универсализации, гуманизации человека). Он становится хранителем демократии... сохраняя функциональную истинность свободы... То, что Гегель называл несчастным сознанием, и есть характеристика интеллектуала». Это продолжение мысли, развернутой Сартром еще в работе «Что такое литература», где он писал, что назначение писателя - заражать общество «больной совестью».

С возрастом Сартр становился все непримиримей. Во второй половине 1960-х годов во Вьетнаме разгорелась война при самом активном участии США. Сартр стал председателем «общественного трибунала Рассела», целью которого было расследование фактов геноцида во Вьетнаме. Сартр считал: «В 1945 году в Нюрнберге впервые возникло понятие политического преступления. Наш трибунал не предлагает ничего иного, как применить к капиталистическому империализму его же собственные законы. Юридический арсенал не ограничивается только нюрнбергскими законами, есть еще пакт Бриана-Келлога, Женевская конвенция и другие международные отношения».

Жан-Поль Сартр в трибунале Стокгольма в качестве председателя открывает трибунал Бертрана Рассела. 8 мая 1967 года.

Наступил 1968 год, который наложил определяющий отпечаток на всю оставшуюся жизнь Сартра. В мае разразились серьезные студенческие волнения в Париже, и 63-летний философ решил, что настал час свержения «диктатуры буржуазии». Особенно его вдохновлял лозунг бунтующих студентов - «Воображение к власти!», ведь воображение, по Сартру, - самая характерная и самая драгоценная особенность человеческой реальности. Он начал свою философскую работу с феноменологии воображения, набросок которой был опубликован еще в 1936 году, и ею же закончил, исследуя мир воображения Флобеpa. Но звонкие лозунги делу не помогли, правительство де Голля довольно быстро восстановило порядок, а Сартр окончательно махнул рукой на коммунистов, обвинив их в том, что они «боятся революции».

Весной 1970 года Сартр стал главным редактором маоистской газеты «Народное дело» с целью, как он сам рассказывал, в какой-то мере обезопасить своим авторитетом это издание от полицейских преследований, для которых были все основания. Об этом можно судить даже по интервью, которое Сартр дал в 1972 году, - интервью, многозначительно озаглавленное «Я верю в нелегальность».

Жан-Поль Сартр и Симона де Бовуар распространяют запрещенную литературу.

«Культурную революцию» он рассматривал в контексте внутрипартийной борьбы в Китае и не питал иллюзий относительно внешней политики этой страны. Он был склонен считать культурную революцию делом серьезным и нужным, в частности, как лекарство от элитарной концепции интеллектуальной деятельности. Хотя все же было трудно понять причины обострения его политического экстремизма в последние десять лет жизни. Все это развертывалось на фоне угасания творческих сил. После создания «Бытия и Ничто» ему не удалось завершить ни одного из задуманных фундаментальных теоретических произведений. Остался в рукописи объявленный в самом конце онтологического трактата труд по этике, не получился второй том «Критики диалектического разума», наконец, так и не появился завершающий - четвертый - том исследования о Флобере, в котором должны были быть собраны все нити такого извилистого и почти патологически пространного анализа. Сартр увидел в группах экстремистской молодежи «свободу, равенство и братство» и «непосредственную прямую демократию» в противовес представительной, которую он ни в грош не ставил. К оборотной стороне экстремистских молодежных товариществ он был до странности нечувствителен, вплоть до того, что пытался взять под защиту руководящих подпольной «Красной Армией» террористов (правда, осуждая при этом их практику). Так он пытался принять участие в судьбе группы Баадер-Майнхоф, чем вызвал бурю негодования в ФРГ.

Жан-Поль Сартр едет в Штутгарт в тюрьму, чтобы встретиться с немецким анархистом Андреасом Баадером в сопровождении адвоката Клауса Круассана. 4 декабря 1974 года.

На президентских выборах в 1974 году он занял позицию «революционного неучастия». По этому поводу Симона де Бовуар заявила в интервью: «Тот факт, что Жан-Поль Сартр не голосует, для меня означает его стремление остаться вне институтов, которое заслуживает уважения».

Жан-Поль Сартр с Симоной де Бовуар.

Теперь главной формой философско-публицистической активности Сартра становились интервью и записываемые на магнитофон разговоры (чаще всего его собеседником был его личный секретарь, один из бывших руководителей «пролетарской левой» Бенни Леви). В день семидесятилетия М. Конти (один из главных исследователей творчества Сартра) спросил его, как он относится к «этикетке экзистенциалиста», и получил ответ: «Слово это идиотское. Как Вы знаете, я его не выбирал: его на меня наклеили, и я его принял. Теперь я его больше не принимаю». Тогда Конти поинтересовался, кем бы он все-таки предпочел называться - марксистом или экзистенциалистом. Сартр сказал: «Если уж вообще нельзя без этикетки, я бы предпочел именоваться экзистенциалистом».

В мае 1975 года американские философы взяли у Сартра интервью в связи с его семидесятилетием, и в этом интервью были зафиксированы некоторые итоги последнего этапа философской эволюции мыслителя. «Я считаю себя философом-картезианцем, по крайней мере, в «Бытии и Ничто»... Философия есть исследование бытия и существований... Вот в чем я действительно отличаюсь от марксистов... Я понимаю вопрос класса, социальный вопрос, отправляясь от бытия, которое шире, чем класс, в этом я вижу свое превосходство над марксистами».

В 1979 году Сартр принял участие в последней политической акции своей жизни. Это было требование к правительству принять беженцев из Вьетнама, когда десятки тысяч человек на небольших судах вышли в открытое море, чтобы найти пристанище в чужой стране, и немалое число их погибло. Так в последний раз Сартр продемонстрировал, что жизнь и свобода отдельного человека для него дороже идеологических догм. В его последней беседе со своим секретарем проскальзывал печальный оптимизм: «Видишь ли, мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел... Я думаю... будущее опровергнет много моих утверждений; надеюсь, некоторые из них выдержат испытание, но, во всяком случае, История не спеша движется к осознанию человека человеком... Вот что дает тому, что мы сделали и сделаем, некоторого рода бессмертие. Иначе говоря, надо верить в прогресс. И это, может быть, одна из моих последних наивностей».

Жан-Поль Сартр, Андре Глюксманн и Раймон Арон на государственной конференции в Palais de l`Elysee. Философы были членами комитета, который предоставил помощь для вьетнамских беженцев. Париж, Франция, 26 июля 1979 года.

В середине 1970-х годов Сартр практически ослеп и, хотя говорил: «Я мог бы писать и во мраке», - объявил о своем уходе из литературы. Он пристрастился к выпивке и транквилизаторам, которые заняли в его жизни место, прежде отводимое женщинам. Даже любительница эпатажа Симона негодовала по поводу интервью 70-летнего Сартра, в котором он весело признался, что с виски и таблетками он «соображает в три раза быстрее, чем без них».

Сартр умер 15 апреля 1980 года. Во время его похорон по пути следования траурного кортежа собралось более 50 тысяч человек. Для Симоны его кончина оказалась сильным испытанием: она была опустошена и потеряла всякий интерес к жизни. Остаток дней она провела в квартире с окнами, выходящими на кладбище Монпарнас, где покоился прах ее друга. Симона де Бовуар умерла через шесть лет после Сартра, почти день в день - 14 апреля 1986 года - и была похоронена рядом с ним.

О Жане-Поль Сартре и Симоне де Бовуар была снята телевизионная передача из цикла «Больше, чем любовь».

Также о Жане-Поль Сартре была подготовлена телевизионная передача из цикла «Великие философы».

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

Долгов К. М. Эстетика Жана-Поля Сартра.

Бердяев Н. Сартр и судьба экзистенциализма

Юровская Э. П. Жан-Поль Сартр. Жизнь — философия — творчество.

Мердок А. Сартр - романтический рационалист.

Материалы сайта www.novostiliteratury.ru

Цитаты из высказываний Жана-Поль Сартра.

Все сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно. …Бессмысленно то, что мы рождаемся, бессмысленно, что умираем.

Вот оно время в его наготе, оно осуществляется медленно, его приходится ждать, а когда оно наступает, становится тошно, потому что замечаешь, что оно давно уже здесь.

За любое счастье приходится расплачиваться, нет такой истории, которая не кончилась бы плохо. Пишу об этом не с какой-то патетичностью, а просто так, хладнокровно, потому что всегда так думаю и потому что надо было об этом здесь сказать. Это ничуть не мешает мне впутываться в истории, но у меня всегда было убеждение, что у них будет мрачный конец, никогда мне еще не приходилось испытать счастья без того, что бы я не подумал о том, что произойдет после.

Я думаю, что добрая половина всех человеческих деяний имеет своей целью реализовать нереализуемое. Думаю, что большинство наших самых мелких разочарований объясняется тем, что нечто нереализуемое представляется нам в будущем, а затем, какое-то время спустя, уже в прошлом - реализуемым, и тем, тогда-то мы и чувствуем это, что мы его не реализовали.

Я есть мое прошлое, и если меня нет, мое прошлое не будет существовать дольше меня или кого-то еще. Оно не будет больше иметь связей с настоящим. Это определенно не означает, что оно не будет существовать, но только то, что его бытие будет неоткрытым. Я единственный, в ком мое прошлое существует в этом мире.

Действительное будущее — есть возможность такого настоящего, которое я продолжаю в себе и которое есть продление действительного в себе. Мое будущее вовлекает как будущее сосуществование очертания будущего мира… будущее в-себе, которое обнаруживается моим будущим, существует в направлении прямо соединенном с реальностью, в которой я существую.

Диалектика как движение действительности невозможна, если не диалектично время, т. е. если отрицают определенную активность будущего как такового. Мы должны понять, что ни люди, ни их действия не находятся во времени: время, как конкретное свойство истории, созидается людьми на основе их изначального времяполагания.

Жизнь до того, как мы её проживём — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл.

Я собачонка, я зеваю, по щекам катятся слезы, я чувствую, как они текут. Я дерево, ветер шелестит в моих ветвях, легонько их колеблет. Я муха, я ползу по стеклу, соскальзываю, снова ползу вверх. Иногда я ощущаю, как ласку, движение времени, иногда — чаще всего — я чувствую, как время стоит на месте. Дрожащие минуты осыпаются, погребая меня, бесконечно долго агонизируют, они увяли, но еще живы, их выметают, на смену им приходят другие, более свежие, но такие же бесплодные; эта тоска зовется счастьем… О своем одиночестве я никогда не думаю — во-первых я не знаю, как это называется, во-вторых, я его не замечаю, я всегда на людях. Но это ткань моей жизни, основа моих мыслей, уток моих радостей.

Тот, кто в тревоге узнает, что обстоятельства его жизни — это заброшенность в такую ответственность, которая ведет к полному одиночеству, тот больше ничего не знает об угрызениях совести, о раскаянии, о самооправдании.

История любой человеческой жизни есть история поражения.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.

Но когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей.

Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.

Мне кажется, что у каждого из нас есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.

У каждого настоящего есть свое будущее, которое освещает его и которое исчезает вместе с ним, становясь прошлым-будущим.

Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.

Человек обречен на свободу.

У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может.

Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

Под экзистенциализмом мы понимаем такое учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность.

Смысла жизни не существует, мне придётся самому создавать его!

Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю.

Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.

Экзистенциализм — это гуманизм.

Я сам своя свобода.

Мы не можем вырвать ни одной страницы из нашей жизни, хотя легко можем бросить в огонь самую книгу.

Споры о том, как называть Сартра, длятся и сегодня. Мартин Хайдеггер уверял, что Жан-Поль литератор, а называл философом. Но все сходятся во мнении, что обозначение мыслитель и психолог ему подойдет.

У знаменитого француза хватает и почитателей, и критиков. Первые превозносят сочинения, через которые красной нитью проходят темы абсурдности бытия, свободы и одиночества.

Сартра называют идолом бесшабашного Парижа и отцом экзистенциализма, повлиявшим на время, за что и удостоился премии . Но объявившему, что «его свобода – выбор быть Богом!», премия ни к чему.

Детство и юность

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр – парижанин. Родился июньской ночью 1905 года в семье буржуа. Первенец не запомнил родителя – офицера военно-морского флота: Жан-Батист скончался от желтой лихорадки, когда мальчику исполнился год и 3 месяца. Позже сын своеобразно «поблагодарит» родителя, назвав преждевременную кончину Сартра-старшего единственной заслугой: отец не воспитывал его и не подавлял.

Анн-Мари баловала ребенка, жалея, что тот растет без отца. Еще одной причиной неуемной материнской нежности оказалась внешность мальчика: Жан-Поль родился с косящим левым глазом и бельмом на правом. Избалованный ребенок к 12 годам вырос нарциссом и эгоцентриком. Но в зрелом возрасте философ и эссеист признался, что в ранние годы ощущал себя «опешившей тлей, существом без смысла и цели».

Мама яркого представителя экзистенциализма происходила из рода эльзасских ученых. Шарль Швейцер – дедушка Сартра – филолог-германист, профессор, основавший в столице Франции лингвистический вуз. Дядя – Альберт Швейцер – нобелевский лауреат, теолог и христианский гуманист.

Вырос Жан-Поль Сартр в Медоне (коммуна на южном берегу Сены), в доме знаменитого деда, где родные окружили мальчика заботой и любовью. Но и они благодарности не дождались: в романе «Слова» писатель назвал жизнь в доме адом, в котором царило тлетворное лицемерие. Примечательно, что дядя, выросший в том же доме, описал семейную атмосферу как удивительно теплую.


Атеизм Сартра стал «продуктом» воспитания. Бабушка-католичка и дед-протестант беззлобно подначивали друг друга, посмеиваясь над религией «половинки», из чего Жан-Поль сделал вывод, что обе религии гроша ломаного не стоят.

Образование философ получил в лицее портового Ла-Рошель на западе Франции, затем в престижном парижском вузе Normale Sup (Высшая педагогическая школа), пройдя трудный конкурс. После защиты философской диссертации и работы преподавателем философии в Гаврском лицее Сартр в середине 1930-х отправился на стажировку в Берлин. После возвращения в Париж молодой ученый вернулся к работе преподавателя.

Философия и литература

Первые значительные сочинения в биографии Жана-Поля Сартра появились в конце 1930-х. Начальные страницы романа «Тошнота» написаны в Гавре. Публикация в 1938 году имела эффект разорвавшейся бомбы: автор говорит об абсурдности бытия, хаосе и отчаянии, об иррациональности жизни. Герой романа приходит к выводу, что осмысленным бытие делает творчество.

В следующем году Жан-Поль Сартр преподносит новый сюрприз – сборник из 5 новелл «Стена», название которому дал первый рассказ. Оба сочинения становятся для читающих французов яркими событиями.

Разразившаяся Вторая мировая война обошла Жана-Поля Сартра стороной: из-за слепоты глаза его отправили не на фронт, а в метеорологический корпус. После оккупации немцами Франции писатель проводит в концлагере для военнопленных полгода, но в 1941-м полуслепого метеоролога отпустили, Сартр вернулся к писательству.

В 1943-м до публикации дошла пьеса «Мухи». В основу положен древнегреческий миф, который используется французским экзистенциалистом для анализа проблем современности.


1943 год для Жан-Поля Сартра триумфальный: к нашумевшей пьесе «Мухи» добавилась вторая под названием «За закрытыми дверями» и труд «Бытие и ничто». Книгами зачитываются миллионы, о великом философе пишут газеты и журналы, его боготворит интеллигенция. Изданные книги позволяют Сартру оставить преподавательскую работу и сконцентрировать внимание на философии и литературе.

Для французской интеллектуальной элиты книга «Бытие и ничто» становится настольной. Красной нитью сквозь труд проходит мысль, что сознания нет – существует лишь осознание мира вокруг нас. Человек отвечает за совершенные поступки перед собой и никем иным.


Идеи Жан-Поля Сартра так популярны, что философ становится парижским кумиром, фанаты его учения, молодые экзистенциалисты, собираются в парижском «Кафе де Флер». Популярность экзистенциализма у молодого поколения французов объясняется духом свободолюбия, которым в те годы была пропитана атмосфера. Сартровское «человек обречен быть свободным» становится девизом, фетишем.

В 1946 году Жан-Поль Сартр подарил читателям и приверженцам идей одноактную пьесу «Добродетельная шлюха». Спустя 7 лет студия Artеs Films сняла фильм, в котором сыграл . А в 1955-м в Советском Союзе по пьесе поставлен спектакль «Лиззи Мак-Кей», главную роль в котором сыграла .


В своих сочинениях Жан-Поль Сартр отвергает популярную идею бессознательного от . Французский мыслитель утверждает, что человек всегда действует осознанно, а попытка списать поступки на нечто независящее, физиологическое – попытка избежать ответственности. По Сартру даже приступы истерики не бывают спонтанными, а закатываются сознательно.

В 1960-х Сартр в зените славы. Он критикует существующие социальные институты, обвиняя в посягательстве на права человека, правовые нормы называет нивелирующими личность, а законы – подавлением свободы. Кумир студентов убеждает, что оправданным является только спонтанный и разовый протест против социальных институтов: организованного движения с программой и уставом Сартр не признает.


В 1964-м философ отказался от Нобелевской премии, не желая, чтобы его превратили в «общественный институт», против которого он так рьяно выступает. Философ стал символом революции 1968 года. Он защищал евреев, протестовал против алжирской и вьетнамской войн, обвинял Америку за вторжение на Кубу, а СССР – в Чехословакию. Жилище лидера дважды взрывали, в редакцию врывались боевики.

Весной 1968 года во время студенческих бунтов внутрь захваченной Сорбонны революционеры пустили только 63-летнего Жан-Поля. Во время беспорядков, связанных с очередным протестом, мыслителя и кумира студентов задержали. , услышав об этом, произнес:

«Франция Вольтеров не сажает».

Философ вышел на свободу.

Личная жизнь

Будучи студентом, Жан-Поль встретился с Симоной де Бовуар. Внешность Сартра (косоглазие, прокуренные желтые зубы, рябое лицо, рост 1,58 м) не остановили стройную красавицу. Симона написала, что встретила своего двойника и божество. Неказистого внешне Жан-Поля окружала толпа восхищенных француженок, для которых тот едва ли не до самой смерти оставался кумиром.


Сартр и Бовуар стали гражданскими супругами, но в этом браке было слишком много странного и скандального даже для Франции с ее свободными нравами. Философ неоднократно и открыто изменял Симоне, она оставалась невозмутимой и тоже изменяла с мужчинами и женщинами. Брак не «осложняли» дети и быт – супруги жили в разных домах и встречались тогда, когда хотели.

Показательным для личной жизни пары стал роман с аристократкой из России Ольгой Козакевич. Француз увлекся красавицей, посвятил ей новеллу «Стена» и провел отпуск. Симона в долгу не осталась – соблазнила Козакевич и посвятила ей роман «Она пришла, чтобы остаться». Любовница стала членом семьи, а Сартр увлекся ее сестрой – Вандой.

Затем преподавательница Бовуар соблазнила 16-летнюю ученицу Натали Сорокину. Вскоре девушка стала любовницей Сартра. Мать Сорокиной пожаловалась в министерство образования, и Симону уволили.

Решение престарелого супруга передать права на литературное наследие юной любовнице – алжирке Арлетте Аль-каим – женщину возмутило, но не удивило. Обстоятельство, что Сартр удочерил Арлетту, пытаясь юридически защитить наследницу, тоже не привело к размолвке: Симона поступила зеркально – завещала труды и деньги молодой подружке. Но когда Жан-Поль слег, рядом оказалась верная – как бы странно это не звучало – Симона.

Смерть

Под конец жизни глаукома сделала Жан-Поля Сартра слепым. Он не писал, но раздавал интервью и устраивал диспуты с последователями. Перед кончиной философ попросил проводить его без пафоса и громких некрологов: неискренность и парадные эпитафии ему претили.


Умер знаменитый парижанин в середине апреля 1980 года от отека легких. Как и завещал, официальных похорон не объявили. Но когда скорбная процессия двигалась по левобережью Сены, к ней стихийно примкнуло 50 тысяч парижан.

Смерть мужа и кумира Бовуар приняла тяжело: от потрясения слегла с воспалением легких. Симона пережила мужа на 6 лет, которые провела в затворничестве и забытьи. Объект поклонения исчез, а смысла в дальнейшей жизни не осталось. Похоронили Бовуар в одной могиле с мужем на Монпарнасском кладбище.

Библиография

  • 1938 – «Тошнота»
  • 1939 – «Cтена»
  • 1943 – «Мухи»
  • 1943 – «Бытие и ничто»
  • 1943 – «За закрытыми дверями»
  • 1946 – «Добродетельная шлюха»
  • 1948 – «Грязными руками»
  • 1951 – «Дьявол и господь Бог»
  • 1964 – «Слова»

Цитаты

Ничего нового. Существовал.
Если тебе скучно наедине с собой, значит, ты в дурном обществе.
Ты всегда в ответе за то, чему не пытался помешать.
Для того чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но для того, чтобы сочувствовать чужой радости, нужно быть ангелом.
Гений – это не дар, а путь, избираемый в отчаянных обстоятельствах.

Жан-Поль Шарль Эмар Сартр - французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург, эссеист, педагог. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1964 (отказался от премии).

Жан-Поль Сартр родился в Париже и был единственным ребёнком в семье. Когда Жан-Полю было всего лишь 15 месяцев, у него умер отец. Семья перебралась в родительский дом в Мёдоне.

Образование Сартр получил в лицеях Ла-Рошели, окончил Высшую нормальную школу в Париже с диссертацией по философии, стажировался во Французском институте в Берлине (1934). Преподавал философию в различных лицеях Франции (1929-1939 и 1941-1944); с 1944 целиком посвятил себя литературной работе. Ещё в студенческие годы познакомился с Симоной де Бовуар, ставшей не просто спутницей его жизни, но ещё и автором-единомышленником.

Вместе с Симоной де Бовуар и Морисом Мерло-Понти он основал журнал «Новые времена». Выступал как сторонник мира на Венском конгрессе народов в защиту мира в 1952, в 1953 был избран членом Всемирного Совета Мира. После неоднократных угроз французских националистов ими была взорвана его квартира в центре Парижа.

В 1956 Сартр и редакция журнала дистанцировались, в отличие от Камю, от принятия идеи французского Алжира и поддержали стремление к независимости алжирского народа. Сартр выступал против пыток, утверждая свободу народов определять свою судьбу.

Отстаивание своей позиции проходило не в безопасности: квартира Сартра два раза взрывалась, а редакцию пять раз захватывали боевики-националисты.

Сартр активно оказывал поддержку кубинской революции 1959 как и многие представители интеллигенции стран Третьего мира. В июне 1960 он написал во Франции 16 статей, озаглавленных «Ураган на сахар». В это время он сотрудничал с кубинским новостным агентством «Пренса Латина». Но потом произошёл разрыв c Кастро в 1971 из-за «дела Падилья», когда кубинский поэт Падилья был заключён в тюрьму за критику режима Кастро.

Сартр принял активное участие в Трибунале Рассела по расследованию военных преступлений, совершенных во Вьетнаме. В 1967 Международный трибунал по расследованию военных преступлений провёл два своих заседания - в Стокгольме и в Роскилде, где Сартр произнёс свою нашумевшую речь о геноциде.

Сартр был участником революции во Франции 1968 (можно даже сказать, её символом: бунтующие студенты, захватив Сорбонну, впустили внутрь одного только Сартра), в послевоенные годы - многочисленных демократических, маоистских движений и организаций. Участвовал в протестах против Алжирской войны, подавления Венгерского восстания 1956, Вьетнамской войны, вторжения американских войск на Кубу, ввода советских войск в Прагу, подавления инакомыслия в СССР. В течение жизни его политические позиции достаточно сильно колебались, но всегда оставались левыми, и всегда Сартр отстаивал права обездоленного человека, того самого униженного «Самоучки», если цитировать роман «Тошнота».

Во время очередного протеста, переросшего в беспорядки, он был задержан, что вызвало негодование студенчества. Когда об этом узнал Шарль де Голль, он приказал выпустить Сартра: «Франция Вольтеров не сажает».

Жан-Поль Сартр родился в Париже, 21 июня 1905 г. всемье морского офицера. Когда мальчику исполнилось два года, его отец умер, а мать вернулась в Эльзас, в дом своих родителей. С 1924 по 1929 г. Сартр учился в элитарном французском университете, Высшей Нормальной школе, который окончил с блестящими результатами. Затем он служил в армии, преподавал (1931-1933) в гимназии, в течение года изучал феноменологию Гуссерля во Французском институте Берлина, а с 1934 по 1939 г., вновь был гимназическим преподавателем. В это время Сартр начал работу над собственными произведениями, которые стали выходить в свет с 1936 г. В 1937 появилась его работа «Трансцендентность Эго», которая, несмотря на небольшой размер, уже предвосхищала большинство идей дальнейшей сартровской философии

Философия Сартра за 9 минут

В 1940 г. Сартр попал в плен к немцам и пробыл там до 1941 г. Самые важные и значимые сочинения Сартра были опубликованы после войны. Именно тогда увидели свет такие произведения, как «Бытие и ничто», «Мухи», «Дороги свободы», «Экзистенциализм – это гуманизм» и др.

Произведения Сартра – ярчайший образец экзистенциалистской философии. Писатель великолепно описывает необычные, болезненные состояния психики, разум и чувства отчаявшегося человека, подвергая при этом сомнению многие общечеловеческие ценности.

Вместе со своей женой, писательницей Симоной де Бовуар , и видным философом Морисом Мерло-Понти Сартр издавал литературно-политический журнал «Новые времена», который был выразителем крайних левых идей.

Сартр проявлял живейший интерес к марксизму, хотя после внимательного изучения марксистской философии пришел к выводу, что это не подлинно научная теория, а лишь революционный миф. Сартр иногда критиковал советский режим. Как мыслителю-волюнтаристу ему была гораздо ближе маоистская версия коммунизма. Он восхищался китайской «культурной революцией », уповая на то, что она произведёт переворот в человеческом сознании.

Жан-Поль Сартр и его жена Симона де Бовуар в маоистском Пекине, 1955

В 1964 Жан Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Писатель отказался принять премию, объяснив это тем, что её присуждение имело политический смысл и включало его в буржуазную элиту, в то время как он всегда выступал против буржуазии. Его приверженность коммунизму была столь сильна, что Александр Солженицын во время приезда Сартра в СССР отказался от предложения встретиться с ним.

Во второй половине 1960-х гг., во время войны во Вьетнаме , Сартр стал председателем антивоенного «Общественного трибунала», созданного другим видным западным левым – Бертраном Расселом . В 1970 г. Сартр сделался главным редактором газеты «Народное дело».

В последние годы жизни он ослеп от глаукомы и уже не мог писать. Ему читала вслух жена, а он охотно давал многочисленные интервью.