» » Что случилось с дианой. Загадка гибели принцессы Дианы: Неожиданные подробности два десятилетия спустя

Что случилось с дианой. Загадка гибели принцессы Дианы: Неожиданные подробности два десятилетия спустя

Феномен ее огромной популярности до сих пор поражает, а то чувство уважения и любви, которое она вызывала в душах простых людей до сих пор вызывает зависть не только у монарших особ, но и любого политика высокого уровня. Диана родилась 1 июля 1961 года в семье древнего и известного английского рода Спенсер-Черчиллей, близко связанного с королевским домом. Несмотря на столь высокое происхождение, образование она получила весьма посредственное, в детстве это было домашнее воспитание с гувернанткой, позже обучение в частной школе. В возрасте 12 лет Диану приняли в привилегированную школу для девочек в Уэст-Хилл, что в графстве Кент. Но она оказалась плохой ученицей и не смогла закончить там свое обучение. В 1977 году будущая принцесса короткое время посещала школу в швейцарском городе Ружмон. Но и в Швейцарии ей быстро прискучило и Диана возвратилась в Англию раньше срока. В 1975 году отец Дианы унаследовал титул очередного графа Спенсера, а девушка получила титул учтивости «леди», который предназначается для дочерей высших пэров. Со своим будущим мужем- принцем Чарльзом,- Диана познакомилась зимой 1977 года, когда тот приезжал на охоту в древний родовой замок Спенсеров Олторп-Хаус в Ноттрогтонширре.

С 1978 года принцесса Диана живет в Лондоне, сначала в квартире матери, а после своего восемнадцатилетия — в собственной квартире в районе Эрлс Корт. В это время она работает в детском саду «Молодая Англия» в Пимилико помощницей воспитателя. 29 июля 1981 года состоялась великолепная свадьба Дианы Спенсер и принца Чарльза.

Вскоре родились сыновья — в 1982 первенец Уильям и в 1984 Гарри, — принцы Уэльские. Близко знавшие Диану люди говорят,что она обожала читать книги о красивых историях любви, увлекалась романами Барбары Картленд. Ей мечталось, что и ее жизнь будет такой же замечательной сказкой о Принцессе. Но судьба распорядилась иначе.

Принцесса Диана — противоположность королевскому дому

С самого начала принцесса Диана долго не могла вписаться в обычаи королевского дома, ей было неуютно в резиденции Балморале, которую окружали мрачные английские болота и по старинному замку которой гуляли сквозняки. Не по душе принцессе были и традиционные королевские развлечения, такие как поло и охота. В свою очередь и у королевской семьи проскальзывало недовольство поведением принцессы, которая подрывала его авторитет, создаваемый веками. Ведь Диана пыталась создать, и у нее это получилось, совершенно особый образ «народной» принцессы, который был начисто лишен традиционной холодности, сдержанности и даже чопорности, характерный для двора королевы Елизаветы. Диану обвиняли в излишнем стремлении выставить напоказ свое занятие благотворительностью, эту традиционную деятельность всех женщин в королевских семьях. Но те кто постоянно находился рядом, отмечали ее удивительную способность к сопереживанию, которая и обусловливала ее стремление к благотворительности, а отнюдь не желанием появиться в объективах телекамер.

Так в конце восьмидесятых, во время одного из мероприятий, она, ни на секунду не усомнившись, пожала руку больному спидом гомосексуалисту, тем самым повергнув в шок сопровождавших. Ни тени брезгливости нельзя было прочитать на ее лице и когда она во время посещения приютов Африки брала на руки больных детей, от вида которых слезы текли даже у видавших виды присутствующих журналистов. Дети называли Диану «ангелом». Но сказочная принцесса, каковой она казалась миллионам людей, на самом деле была не очень счастлива.

К началу 1990-х годов отношения между Чарльзом и Дианой сильно осложнились. Чарльз, вступив в брак, так и не смог прервать отношений со своей давней любовью — Камиллой Паркер Боулз, которая станет после гибели Дианы его второй женой. В 1992 году супруги разъехались и стали проживать отдельно, а в 1996 году по настоянию королевы Елизаветы II брак принца Чарльза и Дианы завершился разводом. После развода Диана попыталась наладить свое личное счастье. Одному из папарацци летом 1997 года удалось застать Диану в объятиях нового возлюбленного. Им оказался Доди аль-Файеда, сын египетского миллиардера. Сам Доди являлся успешным продюсером голливудских фильмов и был более чем состоятельным человеком. Влюбленные не скрывали своих явно серьезных чувств, а в августе распространился слух о скорой свадьбе Дианы и мусульманского ловеласа.

Принцесса Диана и Аль-Файед

Подобная связь Дианы шокировала британский высший свет и окончательно рассорила с королевской семьей. В лондонских клубах шептались, что хуже могло быть, только если бы Диана собралась замуж за негра. С конца июля 1997 года Диана отдыхала на яхте «Джоникал», принадлежащей Файедам. Потом они отправились в Монако… Диана уже хотела возвращаться в Лондон, но тут Доди Аль-Файед уговорил сопровождать его в срочной однодневной поездке в Париж, куда влюбленные и прилетели поздно вечером. Диана и Доди направились в отель «Риц», где был заказан Аль-Файедом ужин. Позже, проезжая по туннелю Альма, машина, где находились четыре человека: водитель, охранник и принцесса Диана вместе с Аль- Файедом, врезалась в опору. В этой страшной автомобильной катастрофе влюбленные погибли. Вот уже в течение многих лет отец покойного Доди аль-Файеда пытается разгадать загадку гибели сына и Дианы и найти новые объяснения тем страшным событиям.

Версии трагедии

По самой первой версии следствия аварию спровоцировало настойчивое преследование автомобиля несколькими мотороллерами, на которых находились вездесущие репортеры, увязавшиеся за знаменитостями еще в отеле. Предполагалось, что один из них мог помешать «Мерседесу» в движении и уходя от столкновения, автомобиль врезался в бетонную опору моста. Но показания очевидцев опровергли эту версию — мотороллеры въехали в туннель позже « Мерседеса» и не могли спровоцировать столкновение.

Версия вторая — в аварии участвовал автомобиль, к тому времени уже находившийся в туннеле. В пользу этой версии говорили найденные полицией в непосредственной близости от разбившегося «Мерседеса» осколки заднего фонаря «Фиата Уно» и свидетельства очевидцев о выехавшем якобы из туннеля зигзагами белом «Фиате». Но следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера, не смотря на то что были точно определены ее марка, цвет и год выпуска. А позже и свидетели начали путаться в показаниях — была ли машина и в какой именно период времени- до аварии или после…

К третьей версии- участию британских спецслужб,- подводят некоторые таинственные обстоятельства проишествия. По свидетельству очевидцев, как только в туннель въехал черный «Мерседес», внезапно полумрак разрезала необычайно яркая вспышка света, которая на несколько секунд абсолютно ослепила всех кто ее наблюдал. А через мгновение после вспышки раздался визг тормозов и звук удара. Свидетеля, предоставившего эти показания, некоего Франсуа Лависта, полиция почему то впоследствии признала ненадежным. Спустя несколько месяцев в британских и французских СМИ появилось сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, который был разработан британскими спецслужбами, и по которому предполагалось ослепить югославского президента в похожем туннеле мощной вспышкой. Возможно, со слов бывшего агента, и в туннеле Альма было использовано новейшее лазерное оружие, находящееся на вооружении спецслужб.

След британских спецслужб пресса увидела и в версии о таинственном «Фиате». Если машины не было на месте проишествия, а осколки нашли, значит их кто-то подбросил на место аварии, пытаясь представить ситуацию с банальным ДТП. Именно белым «Фиатом» пользовался один из известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон. Заинтересованные лица могли уверенно предполагать что в этот вечер репортер не пропустит случай заработать на снимках интересующей всех звездной пары и обязательно окажется где-то рядом … Но вмешался случай- репортер действительно был в тоннеле вместе со своими коллегами, но этой ночью он оказался без своей машины. Отлично разработанная кем-то версия о виновности журналиста Андансона в аварии лишилась основного стержня. Но с другой стороны, утверждать что Андансон не имел никакого отношения к аварии тоже нельзя.

Во-первых, есть сведения что у службы безопасности аль-Файеда были доказательства о том что Адансон был агентом британских спецслужб. Во- вторых есть целый перечень вопросов по нему. Вопрос первый: почему фотограф, который провел несколько часов у отеля «Ритц» ради сенсационного снимка, вдруг,не дождавшись звездной пары, покинул свой пост и отправился прямо к туннелю, где оказался одним из первых у разбитой машины. Вопрос второй: почему после аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, внезапно исчезает и сразу же в 4 часа утра улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику. Некоторое время спустя его труп был найден в сгоревшем автомобиле во Французских Пиренеях. Пока полицейские занимались установлением личности, в его парижском офисе неизвестными были похищены все материалы, связанные с гибелью Дианы и ее друга. Может это конечно и роковое совпадение, но гораздо больше похоже, что Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

В сентябре 1999-го в парижском госпитале скончался еще один репортер, который был в ту роковую ночь рядом с искореженным «Мерседесом» принцессы Дианы . Репортеру Джеймсу Киту должны были делать несложную операцию на колене, и после выписки из больницы он планировал опубликовать свои материалы расследования о причинах аварии в туннеле Альма. Во время операции журналист скончался и уже через несколько часов после его смерти и веб-страница Интернета с подробностями расследований и все материалы были уничтожены.

И еще одна тайна. Самое первое действие при ДТП- снять с дорожных камер наблюдения записи и посмотреть подробности произошедшего, а затем приобщить к делу. Полицейскими на место аварии были вызваны работники дорожной службы, ими были вскрыты боксы, куда вмонтированы камеры, но (!!!) система видеонаблюдения, которая исправно работала во всех остальных точках Парижа, по таинственному стечению обстоятельств именно в туннеле Альма вышла из строя. Остается только гадать что или кто был причиной этой странности.

Почти через два года после трагической аварии 5 июля 1999 года, СМИ всего мира публикуют сенсационную новость- следствие возлагает всю вину за проишествие на водителя « Мерседеса»- Анри Поля. Он возглавлял службу безопасности отеля «Ритц» , и в тот роковой вечер оказался в качестве водителя за рулем разбившегося автомобиля. Машина аль-Файеда, по данным следствия, оказалась неисправной и личный телохранитель Доди и одновременно водитель Кен Уингфилд остался в отеле, а Анри Поль предложил свои услуги. Хотя спустя восемь лет после аварии Кен Уингфилд уверял, что его машина была в полном порядке. Так вот — за рулем Анри Поль и экспертизы и следствие уверяют, что в ту ночь он был сильно пьян, это наличие алкоголя — 1,78 промилле в крови, что равноценно выпитым 10 бокалам вина. К тому же, оказывается, он длительное время принимал антидепрессанты. Но камеры наблюдения в отеле показывают абсолютно адекватного Анри Поля, журналисты,дежурившие в «Риц», тоже не свидетельствуют о нетрезвости шофера. А еще есть видеозапись, где Анри Поль разговаривает с Аль-Файедом и Дианой на близком расстоянии. Люди, знающие Доди и его придирчивость, уверяют что никогда бы Аль-Файед не сел в машину с нетрезвым водителем.

Длительное время следствие уверяло, что ошибки в проведенных анализах крови быть не может, что это действительно кровь Анри Поля. Но съемочная группа Российского канала РЕН ТВ провела собственное расследование. И им удалось доказать, что кровь, анализ которой был оглашен в СМИ и в которой обнаружили следы алкоголя и угарного газа, не принадлежит водителю принцессы Дианы. Группе удалось разговорить Жака Мюлеса, который был тогда начальником бригады сыскной полиции, и он признался что в тот день из-за сильной усталости (он работал двое суток подряд) действительно перепутал номера пробирок, отдав под именем Анри Поля пробирку с кровью совсем другого человека.

Еще в пользу абсурдности нетрезвости Анри Поля во время аварии говорит то, что он занимался в летном клубе — пилотировал легкие самолеты. Буквально накануне трагической аварии он проходил строгий медицинский осмотр для продления летной лицензии. За сутки до катастрофы врач его осматривал и брал кровь на анализы, ничего не показало ни следов скрытого алкоголизма, ни следов каких-либо медикаментов. Да, маловероятно что Анри Поль был пьян в ту ночь, но является ли это свидетельством его абсолютной непричастности к проишедшему? После смерти на его банковском счету обнаружилась огромная сумма денег — около 1,2 млн. франков, которые, по идее, он никак не мог заработать. Историк спецслужб Борис Громов допускает возможность причастности Анри Поля к разведке МИ-6. Высокий уровень отеля «Риц» позволяет посещать его высокопоставленными государственными деятелями различных стран. И пост руководителя службы безопасности чрезвычайно интересен для любой разведки…

Есть еще кое-что. После аварии на место проишествия прибыли скорые. Водитель и аль-Фаед были уже мертвы, а сидевший на переднем пассажирском месте охранник Дианы Тревор Рис-Джонс и сама Диана еще живы. Охранника тут же повезли в больницу, что в итоге и спасло ему жизнь, а принцессу Диану почему то пытались реанимировать в стоящем автомобиле скорой. Специалисты утверждают, что принцесса умерла из-за несвоевременной доставки в госпиталь. Кто принял решение – работать на месте а не ехать в больницу? Что это, ошибка? Или нервы врачей, которые как известно тоже люди?

После того как смерть Дианы была констатирована, принимается решение отправить тело специальным рейсом в Лондон. Перелет между Парижем и Лондоном длится не более часа, однако врачи британской клиники были шокированы, когда им доставили уже забальзамированное тело принцессы. Оказывается, пока спецсамолет, не выключая двигатели, ожидал тело для срочной транспортировки, в Париже проходило спешное бальзамирование! Майкл Коуэл, официальный спикер Аль-Файеда: «В нарушение французского законодательства это было выполнено по поручению британского посольства, которое, в свою очередь, признается, что получало поручения от некоего лица». Имя человека, отдавшего столь чудовищное распоряжение провести бальзамирование, установить так и не удалось. Мы говорим чудовищное, потому что используемые при бальзамировании препараты, не позволяют впоследствии проводить повторные необходимые экспертизы трупа и весьма затрудняют расследование. А у старшего Аль-Фаеда, отца Доди, есть своя версия для чего это было сделано,- он убежден что английская принцесса была беременна от его сына и бальзамирование помогло скрыть этот сенсационный факт заинтересованным людям.

Мы не можем утверждать, что смерть принцессы Дианы и ее друга была кем то спланирована, вполне может быть что Его Величество Случай так запутал нити этого проишествия, что оно стало выглядеть практически заговором. В трагической аварии уцелел только один человек — охранник Дианы Тревор Рис-Джонс, но он ничего не может сказать о том, что произошло в туннеле. Рис-Джонс потерял память и не может пролить хоть какой- нибудь свет на события той ночи. Остается только надеяться, что когда-нибудь Рис-Джонс вылечится и успеет сказать все, что вспомнит. Официальное же расследование завершилось. Его итоги уверяют публику что происшествие было цепью случайных событий, повлекших за собой аварию, а отнюдь не было заговором.

ЛОНДОН, 31 августа. /Корр. ТАСС Игорь Броварник/. 20 лет исполняется в четверг со дня гибели в автокатастрофе принцессы Уэльской Дианы (1961-1997). Как сообщил ТАСС представитель Букингемского дворца, члены британской королевской семьи, в том числе ее глава королева Елизавета II, не планируют принимать участия в каких-либо официальных памятных мероприятиях по случаю этой трагической годовщины.

"Никаких официальных мероприятий, связанных с годовщиной гибели принцессы, с участием членов королевской семьи не планируется. Королевская семья проведет этот день в частном порядке", - информировали в Букингемском дворце.

Тем не менее сыновья Дианы, принцы Уильям и Гарри, в среду почтили память своей матери в мемориальном Белом саду, разбитом близ Кенсингтонского дворца, который был официальной резиденцией Дианы вплоть до ее смерти. Принцы ознакомились с композицией сада, состоящей из белых цветов - тюльпанов, нарциссов и гиацинтов, а также пальм, высаженных по периметру прямоугольного пруда.

В то же время поклонники народной принцессы, именно такой Диана осталась в памяти миллионов британцев, несмотря на дождливую погоду в Лондоне начали приносить к воротам Кенсингтонского дворца фотографии с ее изображением и цветы, как это было 20 лет назад.

Тогда жители Соединенного Королевства проводили ее в последний путь как национального героя. Более 1 млн человек вышли на улицы Лондона, чтобы хотя бы взглядом сопроводить ее похоронный кортеж, в то время как половина населения страны - более 32 млн человек - следила за трансляцией похорон по телевидению.

Символ эпохи

Диана по праву считается одним из символов конца XX века. Филантроп, благотворитель и икона стиля - она очаровывала своей теплотой многих людей, при этом прямолинейность всегда была ее отличительной особенностью.

Принцесса была активным участником борьбы со СПИДом, посещала ВИЧ-инфицированных в больницах, убеждая общественность в том, что люди с таким диагнозом не должны быть изгоями.

Диана не боялась пожимать им руки, хотя в то время ходило много мифов об этом вирусе, также она не сторонилась и прокаженных. Она выступала против распространения противопехотных мин, от которых зачастую страдает мирное население.

"ТАСС/Reuters"

Народная принцесса успела в июне 1995 года побывать в России, посетив в Москве Тушинскую детскую больницу, которой она в рамках благотворительной помощи подарила медицинское оборудование. В ходе ее визита в посольстве Великобритании в российской столице ей была вручена Международная Леонардо-премия, которой с 1992 года награждают меценатов и организаторов деятельности в гуманитарной сфере.

Без сомнения, Диане удалось изменить старомодный облик британской монархии и стать "королевой людских сердец", как и по сей день называют ее на родине.

Как погибла принцесса

Принцесса Диана была женой принца Чарльза, наследника британского престола, с 1981 по 1996 год, однако жить раздельно супруги стали уже в 1992 году.

Диана погибла в автокатастрофе, происшедшей ночью 31 августа 1997 года в Париже, в туннеле под мостом Альма. Водитель автомобиля Анри Поль, в котором ехала принцесса, пытался оторваться от папарацци, и при въезде в туннель на скорости 105 км/ч потерял управление и столкнулся с колонной, разделявшую потоки движения.

Жертвами трагедии стали сама принцесса, ее возлюбленный Доди аль-Файед и водитель. В автокатастрофе выжил только телохранитель Тревор Рис-Джонс. Отец Доди, египетский миллиардер Мухаммед аль-Файед, утверждал, что авария была организована британскими спецслужбами по указанию королевской семьи. В 2008 году британский суд отверг эти обвинения.

Была ли это случайность

Британский специалист в области безопасности Алан Макгрегор ранее в интервью газете The Sun высказал предположение, что гибель принцессы Уэльской могла быть не трагической случайностью, а спланированным убийством, на подготовку которого могло уйти полгода.

Сотрудничавший со спецслужбами Саудовской Аравии Макгрегор, остался неудовлетворен мерами безопасности в парижском отеле Ritz, в котором незадолго до своей смерти находилась Диана с Доди аль-Файедом. "Я видел так много брешей в обеспечении ее безопасности в этом отеле и ряд других странных вещей, потому это должно было случиться рано или поздно", - сказал он.

"Можно сказать, что все составляющие, которые привели к ее смерти, были просто трагическим совпадением, но часть меня считает, что на процесс подготовки [убийства] могло уйти шесть месяцев", - поделился британский экс-сотрудник спецслужб.

Макгрегор задался вопросом, почему такую важную и статусную персону, как принцесса Диана, было доверено везти шоферу, работавшему в гостинице. "Это должен был быть специально обученный водитель или агент служб безопасности", - подчеркнул он, указав также, что Mercedes, на котором пара должна была уехать, в нарушение мер предосторожности был подан с общественной парковки при гостинице.

"Диана часто говорила, что опасается за свою жизнь, и никто даже не спросил почему", - напомнил Макгрегор.

Последние слова Дианы

Бывший сотрудник аварийно-спасательной службы Шавьер Гурмелон, который одним из первых прибыл на место ДТП, в своем первом интервью прессе рассказал, что Диана какое-то время была в сознании и могла говорить после автокатастрофы. "Мы были очень близко, и нам потребовалось меньше трех минут, чтобы добраться до места аварии", - вспомнил 50-летний Гурмелон.

"Она немного двигалась, и я мог видеть, что она жива. Я видел, что у нее был незначительный ушиб на правом плече, но в остальном, кроме этого, не было ничего существенного. Крови не было совсем", - сказал он в интервью The Sun.

Гурмелон поведал, что происходило после того, как Диану извлекли из искореженного Mercedes.

"Я держал ее руку и говорил ей, чтобы она сохраняла спокойствие и не двигалась. Она сказала: "Боже мой, что произошло?" Я дал ей немного кислорода, я и моя команда находились рядом с ней после того, как ее достали из машины. Это произошло очень быстро, поскольку нам не понадобилось разрезать деформированный корпус автомобиля", - отметил он.

Спустя некоторое время 36-летняя Диана перестала дышать. "Мы все обучены оказанию первой медицинской помощи, я увидел, что у нее произошла остановка сердца и она перестала дышать. Я делал ей массаж сердца и через несколько секунд она вновь задышала", - поделился воспоминаниями бывший спасатель..

"Честно признаться, я думал, что она будет жить, - сказал он.- Насколько я знаю, когда Диана была в машине скорой помощи, она была жива, и я надеялся, что она будет жить. Но позже я узнал, что она умерла в больнице".

"Теперь я знаю, что у нее были серьезные внутренние повреждения, но весь этот эпизод по-прежнему в моей голове. И воспоминания о той ночи останутся со мной навсегда. Тогда я понятия не имел, что это была принцесса Диана. Я об этом узнал, когда ее укладывали в карету скорой помощи, тогда один из фельдшеров сказал мне, что это она", - добавил Гурмелон, который в качестве свидетеля в 2007 году принимал участие в расследовании обстоятельств гибели принцессы.

Диана Френсис Спенсер, Её Высочество принцесса Уэльская, родилась 1 июля 1961 года в графстве Норфолк в английской аристократической семье. Её отец Джон Спенсер, носитель титула Виконта Элторпа, происходил из древнего рода Спенсер-Черчилей, носителей королевской крови, происходившей от Карла Второго, прославившегося как «весёлый король». У Карла было 14 признанных внебрачных сыновей, получивших титул, большое количество непризнанных детей и ни одного наследника, рождённого в официальном браке. Однако, благодаря этому королю, список аристократических семейств Англии заметно пополнился.

Династия, к которой принадлежала принцесса Диана, может гордиться такими именитыми сыновьями как сэр и герцог Мальборо. Родовым владением семьи Спенсеров является Спенсер-Хауз, расположенный в квартале Вестминстер в центре Лондона. Мать Дианы Фрэнсис Шанд Кайдд тоже происходит из аристократического рода. Бабушка Дианы по материнской линии была фрейлиной королевы Елизаветы Боуз-Лайон.

Биография будущей принцессы также была вне претензий. Начальное образование будущая принцесса Диана получила в Сандрингеме, где прошло её детство. Первой учительницей леди Ди стала Гертруда Аллен, гувернантка, ранее обучавшая мать девочки. Дальнейшее образование Диана получила в частной школе Силфилд, а позднее училась в Ридлсуорт-Холл. В детстве характер будущей принцессы не был трудным, но она всегда была достаточно упряма.

По воспоминаниям учителей, девочка хорошо читала и рисовала, посвящая свои рисунки маме и папе. Родители Дианы развелись, когда ей было 8 лет, что стало сильным потрясением для ребёнка. В результате бракоразводного процесса Диана осталась с отцом, а мать уехала в Шотландию, где жила со своим новым мужем.


Следующим местом учёбы будущей принцессы Уэльской становится привилегированная школа для девочек Уэст-Хилл в графстве Кент. Здесь Диана не проявила себя в качестве усердной ученицы, а её увлечением стали музыка и танцы, и, по слухам, в молодости леди Ди не давались точные науки, и она даже несколько раз провалила экзамены.

В 1977 году в Элторпе состоялось знакомство Дианы и принца Чарльза, однако в то время будущие супруги не обратили друг на друга серьёзного внимания. В этом же году Диана на протяжении короткого времени обучается в Швейцарии, но возвращается домой из-за сильной тоски по родине. После окончания обучения Диана начала работать няней и воспитательницей в детском саду в престижном районе Лондона Найтсбридже.

Принц Чарльз и свадьба

В 1980 году Диана вновь попадает в круг общения принца Чарльза. Холостая жизнь наследника престола на тот момент являлась серьёзным поводом для беспокойства его родителей. Королеву Елизавету особенно волновала связь сына с , знатной замужней дамой, отношения с которой принц даже не пытался скрывать. В сложившейся ситуации кандидатура Дианы Спенсер на роль принцессы была с радостью одобрена королевской семьёй, Чарльзом и, по некоторым слухам, даже Камиллой Паркер-Боулз.


Принц пригласил Диану вначале на королевскую яхту, после чего поступило приглашение в замок Балморал для знакомства с королевской семьёй. Чарльз сделал предложение в замке Виндзор, но факт помолвки некоторое время держался в секрете. Официальное оглашение состоялось 24 февраля 1981 года. Символом этого события стало знаменитое кольцо принцессы Дианы - драгоценный сапфир в окружении четырнадцати бриллиантов.

Леди Ди стала первой англичанкой за последние 300 лет, которая вышла замуж за наследника престола.

Свадьба принца Чарльза и Дианы Спенсер стала самой дорогой свадебной церемонией в истории Великобритании. Торжество состоялось в Соборе Св. Павла в Лондоне 29 июля 1981 года. Церемонии венчания предшествовал парадный проезд по улицам Лондона кареты с членами королевской семьи, марш полков содружества и «Стеклянная карета», в которой прибыли Диана и её отец.

Принц Чарльз был одет в парадную форму командира флота Её Величества. На Диане было платье с 8-метровым шлейфом стоимостью 9000 фунтов, разработанное молодыми английскими дизайнерами Элизабет и Дэвидом Эмануэль. Дизайн платья хранился в строжайшей тайне от публики и прессы, платье доставили во дворец в запечатанном конверте. Голову будущей принцессы украшала семейная реликвия - тиара.


Свадьба Дианы и Чарльза была названа «сказочной свадьбой» и «свадьбой века». По подсчётам специалистов, зрительская аудитория, следившая за трансляцией торжеств в прямом эфире по главным мировым телеканалам, составила более 750 миллионов человек. После торжественного обеда в Букингемском дворце пара отправилась на королевском поезде в поместье Броадлендс, а затем вылетела в Гибралтар, откуда Чарльз и принцесса Диана начали круиз по Средиземному морю. По окончании круиза был дан ещё один приём в Шотландии, где представители прессы получили разрешение сфотографировать новобрачных.

Свадебные торжества обошлись налогоплательщикам почти в три миллиона фунтов стерлингов.

Развод

Личная жизнь венценосной семьи была не настолько сказочной и вскоре привлекла внимание общественности несколькими скандалами, в которых, как утверждает пресса, постоянно фигурировали различные любовники и любовницы. По слухам, ещё на момент предложения руки от Чарльза Диане было известно о его отношениях с Камиллой Паркер-Боулз. Впоследствии принцессе стало всё труднее сдерживать ревность и беречь репутацию семьи, так как принц Чарльз не только не прервал внебрачную связь, но и открыто признавал её. Ситуация осложнялась тем, что в лице , принявшей в этом конфликте сторону сына, принцесса Диана получила влиятельного оппонента.


В 1990 году деликатное положение уже невозможно было скрывать, и эта ситуация получила широкую огласку. В этот период принцесса Диана тоже признаётся в своих связях с тренером по верховой езде Джеймсом Хьюиттом.

В 1995 году, по слухам, Диана встретила свою настоящую любовь. Навещая друга в больнице, принцесса случайно познакомилась с кардиохирургом Хаснатом Ханом. Чувства были взаимными, но постоянное внимание общественности, от которой пара даже сбежала на родину Хана, в Пакистан, и активное осуждение родителями Хана, как его роли фактически любовника принцессы, так и свободолюбивых взглядов самой женщины, не дали роману развиваться и, возможно, лишили шанса на счастье двух действительно влюбленных людей.


По настоянию королевы Елизаветы Чарльз и Диана официально развелись в 1996 году, спустя четыре года после фактического распада их семьи. В браке с принцем Чарльзом родились двое сыновей: Уэльский и Уэльский.


После развода Диана, как утверждают журналисты, начинает отношения с кинопродюсером, сыном египетского миллиардера Доди аль-Файедом. Официально эта связь не была подтверждена никем из близких друзей принцессы, а в книге, написанной дворецким Дианы, факт их отношений прямо отрицается.

Гибель

31 августа 1997 года принцесса Диана разбилась в автомобильной катастрофе. Во время визита Дианы в Париж автомобиль, в салоне которого кроме самой принцессы находились Доди аль-Файед, телохранитель Тревор Рис Джонс и водитель Анри Поль, проезжая в тоннеле под мостом Альма, столкнулся с бетонной опорой. Водитель и Доди аль-Файед скончались мгновенно на месте происшествия. Принцесса Диана умерла спустя два часа в больнице Сальпетриер. Телохранитель принцессы выжил, но получил тяжёлые травмы головы, в результате которых ничего не помнит о моменте самой аварии.


Разбитый автомобиль принцессы Дианы

Смерть принцессы Дианы стала потрясением не только для жителей Великобритании, но и для всего мира. Во Франции в стихийный мемориал Дианы скорбящие превратили парижскую копию факела Статуи Свободы. Похороны принцессы состоялись 6 сентября. Могила леди Ди находится на уединенном острове в поместье Элторп (семейное поместье Спенсеров) в Нортгемптоншире.

Среди причин автокатастрофы называют много факторов, начиная с версии, согласно которой автомобиль принцессы пытался оторваться от преследующего их автомобиля с папарацци, и заканчивая версией относительно . До сих пор существует множество слухов и теорий о причинах смерти любимой всеми принцессы.


Опубликованный через десять лет отчёт Скотланд-Ярда подтвердил факт обнаруженного в ходе расследования двукратного превышения скорости, допустимой для движения на участке дороги под мостом Альма, а также факт наличия алкоголя в крови водителя, превышавшего допустимую норму в три раза.

Память

Принцесса Диана пользовалась искренней любовью жителей Великобритании, ласково называвшей её леди Ди. Принцесса много занималась благотворительностью, жертвуя значительные средства в различные фонды, была активисткой движения, добивавшегося запрета противопехотных мин, оказывала людям материальную и моральную помощь.

Cэр посвятил её памяти песню «Свеча на ветру», а – песню «Privacy», в которой не только высказал скорбь по принцессе, но и рассуждал о бремени постоянного внимания и сплетен, которое, возможно, косвенно виновато в смерти леди Ди.

Через 10 лет после гибели был снят фильм, посвящённый последним часам жизни принцессы. Ей посвящают песни , «Depeche mode» и «Аквариум». В её честь выпускаются почтовые марки во многих странах мира.

Согласно опросу BBC, принцесса Диана является одним из самых популярных лиц в истории Британии, опережая в этом рейтинге прочих английских монархов.

Награды

  • Королевский семейный орден королевы Елизаветы II
  • Большой крест ордена Короны
  • Орден Добродетельности специального класса

ВСЕ ФОТО

Все это время врачи парижской больницы Pitie-Salpetriere Hospital, куда она была доставлена, боролись за ее жизнь, делая ей кардиомассаж в течение двух часов - сердце Дианы остановилось около 02:10 ночи, а окончательно объявлена мертвой она была через два

В Великобритании на слушаниях по делу о гибели принцессы Дианы Уэльской прозвучало мнение, что она могла бы выжить в автомобильной катастрофе, если бы французские медики не потеряли драгоценное время. Один из ведущих британских хирургов Томас Трежур перечислил пять главных ошибок медиков, которые, возможно, привели к гибели Дианы, пишет The Times .

Напомним, принцесса Диана и ее друг Доди аль-Файед погибли в автокатастрофе в Париже в ночь на 31 августа 1997 года. После аварии принцесса Уэльская прожила еще несколько часов. Все это время врачи парижской больницы Pitie-Salpetriere Hospital, куда она была доставлена, боролись за ее жизнь, делая ей кардиомассаж в течение двух часов - сердце Дианы остановилось около 02:10 ночи, а окончательно объявлена мертвой она была через два часа.

Между тем видный хирург Томас Трежур показал на слушаниях в понедельник, что, возможно, существовал шанс доставить принцессу в больницу на полчаса раньше, чем это произошло в действительности. Профессор Трежур, экс-президент Европейской ассоциации кардиоторакальной хирургии, сказал, что на начальном этапе после катастрофы врачи "во многом оказали весьма ценную помощь", но как только принцесса оказалась в "скорой", время "начало утекать сквозь пальцы".

Профессор, которого коронер лорд-судья Скотт Бейкер попросил ознакомиться с данными о лечении пациентки и дать свою оценку, признал: сочетание повреждений внутренних органов, полученных Дианой, было крайне редким и тяжелым. Однако, сказал он, теоретически ее можно было спасти.

В своих показаниях профессор коснулся того факта, что во Франции к пациентам с множественными травмами существует принципиально иной подход, чем в Великобритании: французские врачи предпочитают оказывать таким пациентам помощь на месте, а у британцев практикуется немедленная доставка в больницу, чтобы уже там приступить к лечению.

Как было заявлено на слушаниях, принцессу вытащили из ее "мерседеса" через 35 минут после аварии 31 августа 1997 года. По-видимому, у нее произошла остановка сердца, так что ей пришлось делать массаж сердца и принимать другие меры для стабилизации ее состояния прямо на шоссе; затем принцессу поместили в машину скорой помощи, где ее подключили к капельнице и аппарату искусственного дыхания и более тщательно осмотрели. (Полный текст на сайте Inopressa.ru .)

В определенный момент принцесса вскрикнула, вырвала капельницу и повела себя настолько беспокойно, что ее пришлось связать, было сообщено на слушаниях. Лишь в 01:40 ее состояние сочли достаточно стабильным для доставки пациентки в больницу.

Доктор Жан-Марк Мартино, специалист по реанимации в чрезвычайных ситуациях, велел шоферу "скорой" ехать медленно, чтобы не причинить принцессе дополнительного ущерба. Неподалеку от ворот больницы машину пришлось остановить почти на пять минут, когда кровяное давление пациентки опасно снизилось и понадобилось принимать меры.

Несколько ведущих врачей заявили на слушаниях, что если бы в дороге принцесса не подвергалась такой интенсивной терапии, она вообще не дожила бы до прибытия в больницу.

На слушаниях было сообщено, что у принцессы было сильное внутреннее кровотечение ввиду разрыва одной из легочных артерий, соединяющихся с сердцем, а также тканей, представляющих собой оболочку самого сердца. Уже в больнице в два часа ночи с несколькими минутами рентгеновское исследование показало, что в правой части ее грудной клетки наблюдается сильное внутреннее кровотечение.

Хирург вскрыл ее грудную клетку, чтобы найти источник кровотечения, первое время не мог обнаружить разрыв сосуда.

С этого момента работу возглавил профессор Ален Пави, один из ведущих французских хирургов, специализирующихся на кардиоторакальной хирургии. Пави вызвали из дома. Он расширил разрез и обнаружил, что разрыв произошел не в правой части, где происходило кровотечение, а в левой. Пави зашил сосуд, но, несмотря на продолжительные попытки реанимировать пациентку (применялись кислород, массаж сердца, электрошок, вводились крупные дозы адреналина), в четыре часа утра врачи капитулировали.

Профессор Андре Лианарт, рассматривавший историю болезни Дианы по поручению французских следователей, показал на вчерашних слушаниях, что в медицинской литературе не зафиксировано случаев, когда бы пациенты с тем же набором разрывов сосудов доставлялись в больницу живыми.

Профессор Трежур сказал: "Относительно быстро они во многом оказали весьма ценную помощь: стабилизировали состояние шеи, вытащили пациентку из машины и, хотя пульс ненадолго исчез, снова заставили сердце биться и вернули кровяное давление в норму".

Однако, говоря о помощи, которая в дальнейшем была оказана Диане на месте и по пути в больницу, он сказал: "Тогда-то время и начало утекать сквозь пальцы".

"Таковы мои выводы, – продолжал Трежур, – в первые полчаса они многого достигли, но в дальнейшем, чтобы внести значительный позитивный вклад, требовался хирург".

Адвокат Николас Хиллиард, участвующий в слушаниях, спросил: "Вы полагаете, что часть этого времени, жизненно важного периода, была потрачена впустую?" Профессор Трежур ответил: "Это суровое выражение, согласитесь. Но я действительно полагаю, что благоприятные возможности были упущены".

Трежур продолжал: "С того момента, когда она оказалась в "скорой", предварительный диагноз был поставлен довольно точно, и состояние шеи, а также кровообращение были стабилизированы... я не совсем уверен, что после этого произошло, почему они не доставили ее в больницу и известили профессора Пави намного быстрее".

Трежур также поставил под сомнение необходимость крупных доз адреналина, которые принцессе вкалывали в больнице. "У них иссяк запас ампул адреналина. Просто поразительно, – отметил он. – В недостаточном упорстве их не обвинишь, но отнюдь не факт, что это упорство было конструктивным".

Профессор Трежур, у которого на этой неделе выходит статья о наилучших способах медицинской помощи пациентам со множественными травмами, также оспорил решение сделать остановку немного не доезжая больницы, чтобы стабилизировать состояние принцессы, когда у нее упало давление.

Слушания продолжаются.

Напомним, начатые в январе 2004 года слушания были отложены на время и возобновились 2 октября в Королевском суде Лондона под председательством судьи Скотта Бейкера и продлятся, как ожидается, несколько месяцев. Вердикт будет выносить жюри из 11 присяжных, отобранных судом.

Пять ошибок парижских медиков

Профессор Трежур предположил, что:

1. Возможно, в пути можно было обойтись без дыхательной трубки;

2. Возможно, не следовало останавливаться немного не доезжая больницы – лучше было увеличить скорость; принцесса могла бы выжить, если бы ее доставили в больницу быстрее;

3. Следовало бы заранее держать наготове бригаду специалистов;

4. Шансов на спасение пациентки было бы больше, если бы хирург вскрыл ее грудную клетку во фронтальной части, а не сбоку;

5. Объем адреналина, который ей вводили во время операции, мог повлиять негативно, а не позитивно.

Трагедия произошла 31 августа 1997 года, когда автомобиль, в котором ехала принцесса Диана, при таинственных обстоятельствах врезался в 13-ю колонну туннеля под мостом Альма. Тогда всё списали на нетрезвое состояние водителя и неудачное стечение обстоятельств. Так ли это было на самом деле? Спустя несколько лет появляется перечень фактов, способных по другому взглянуть на «несчастный случай» в тот роковой день.

Неожиданностью для многих стало письмо самой принцессы Дианы, написанное ею за 10 месяцев до собственной смерти, которое в 2003 году опубликовала английская газета «Daily Mirror». Уже тогда, в 1996 году, принцессу беспокоило то, что жизнь её находится в «самой опасной фазе» и кто-то (имя скрыла редакция газеты) хочет устранить Диану, подстроив автомобильную аварию. Такой поворот событий открыл бы бывшему её мужу принцу Чарльзу дорогу для повторной женитьбы. По словам Дианы, в течение 15 лет её «загоняла, терроризировала и мучила в моральном плане британская система». «Я плакала все это время столько, сколько не плакал никто в мире, но моя внутренняя сила не позволила мне сдаться». Принцесса чувствовала неладное, как предчувствуют многие приближение беды, но действительно ли она знала о готовящемся покушении? Имел ли место заговор против леди Ди на самом деле?

Одним из первых такое развитие событий предположил миллиардер Мохаммед Аль-Файед, отец погибшего вместе с Дианой Доди Аль-Файеда. Впрочем, французские спецслужбы, расследовавшие обстоятельства автокатастрофы, сделали вывод, что «Мерседес» принцессы с водителем Анри Полем столкнулся в туннеле с «Фиатом» одного из папарацци при попытке обгона. Желая увернуться от столкновения, Поль направил автомобиль в сторону и врезался в злополучную 13-ю колонну. С того самого момента и начали возникать вопросы, на которые до сих пор нет внятных ответов.
По мнению Мохаммеда Аль-Файеда, в аварии действительно замешан водитель Анри Поль, но не совсем так, как говорит официальная версия. Миллиардер утверждает, что наличие большого количества алкоголя в крови шофёра — махинации врачей, также замешанных в этом деле. К тому же, если верить словам Мохаммеда, Поль был информатором британской спецслужбы М6. Странным выглядит и тот факт, что папарацци Джеймс Андансон, водитель «Фиата Уно», с которым столкнулся «Мерседес» Дианы, погиб в 2000 году при весьма странных обстоятельствах: его тело нашли в лесу в сгоревшей машине. Полиция посчитала это самоубийством, однако Аль-Файед считает по-другому.

Интересным является и тот факт, что через несколько недель после гибели фотографа на агентство, где он работал, было совершено нападение. Вооружённые люди захватили работников в заложники и скрылись лишь после того, как вынесли все фотоматериалы и оборудование. Позже стало известно, что на следующий день после аварии в туннеле остался без оборудования и материалов фотограф того же агентства Лионель Черролт. Полиция всеми способами старалась прикрыть это дело, что ей, в принципе, и удалось.

Странным выглядит и то, что камеры, круглосуточно контролирующие маршрут от гостиницы «Ритц», где проживали Диана и Доди Аль-Файед, до выезда из туннеля, во время проезда «Мерседеса» оказались почему-то выключенными.

Ричард Томлинсон, офицер британской спецслужбы М6, под присягой поделился любопытной информацией касаемо этого случая. Например, о том, что непосредственно перед гибелью принцессы в Париж прибыли два спецагента М6, а в самом отеле «Ритц» М6 имела своего информатора. Томлинсон уверен, что этим информатором был не кто иной, как водитель Анри Поль. Может быть, поэтому в кармане шофёра во время аварии находилось две тысячи фунтов стерлингов наличными и сто тысяч на банковском счёте при зарплате 23 тысячи в год.

Официальная же версия алкогольного опьянения водителя более чем шаткая, во многом опирающаяся на косвенные и неточные улики. К примеру, после катастрофы тело шофёра продолжительное время лежало на солнце в очень жаркую погоду вместо того, чтобы быть помещённым в холодильник. Кровь на жаре довольно быстро «забродила», после чего отличить выпитый алкоголь от выработанного в результате изменений в организме не представлялось возможным. Второе «неопровержимое свидетельство» алкоголизма водителя — то, что он принимал препарат тиаприд, который часто предписывается алкоголикам. Однако тиаприд используется и в качестве снотворного и успокоительного. Именно успокаивающего эффекта после разрыва с родными мог добиваться Анри Поль!

При вскрытии шофёра в его печени не было выявлено никаких признаков алкоголизма, а непосредственно перед катастрофой, Поль прошёл полное медицинское освидетельствование на предмет обновления своей лицензии пилота. Тем не менее, источники Мохаммеда Аль-Файеда утверждают, что перед аварией в крови Анри Поля обнаружили угарный газ, способный вывести человека из жизненного равновесия. Как он попал в организм водителя и, главное, кому это было выгодно? Наверняка что-то по этому вопросу знают французские спецслужбы, но пока не спешат делиться информацией.

Разыгравшейся трагедии мог помочь и яркий мигающий свет, описанный несколькими свидетелями. Об этом долгое время твердили Бренда Уиллс и Франсуаза Левистр, говоря о ярком стробоскопе в туннеле под мостом Альма. Слова двух женщин никто всерьёз не принял (или не захотел принять), несмотря на упоминие этих фактов в авторитетных периодических изданиях. Напротив, свидетельниц, в особенности француженку Левистр, советовали упрятать в психиатрическую лечебницу.

Упоминания мигающего света во время аварии поразило британского разведчика Ричарда Томлинсона, потому что он имел доступ к секретным документам службы М6, касающихся «дела Милошевича». В одном из таких документов излагался план покушения на югославского лидера: инсценировка несчастного случая в результате автокатастрофы с использованием яркого мигающего света. (О воздействии света при определённых условиях можно прочесть в статье «Меряченье».)

Почему в туннеле не функционировали видеокамеры наблюдения, хотя в самом отеле «Ритц» никаких неполадок замечено не было? Конечно же, это можно списать на случайность или недоразумение. Но что всё-таки произошло на самом деле? Может быть, полной картины событий мы так и не восстановим, хотя есть надежда на расследование французских спецслужб. Поделятся ли они информацией с простым народом?

Принцесса Диана. Последний день в Париже

Фильм о последних неделях жизни одной из самых известных женщин ХХ столетия - Дианы, принцессы Уэльской. Неожиданная и трагическая смерть Дианы в августе 1997 года, потрясла мир не меньше, чем убийство президента Кеннеди. Трагедия, случившаяся 31 августа 1997 года с самого начала была окружена множеством противоречивых слухов и самых невероятных предположений.

Кто убил принцессу Диану?

Десять лет назад произошла самая громкая автокатастрофа прошлого века. В парижском тоннеле погибла легендарная леди Ди, английская принцесса, женщина-символ (Смотрите фотогалерею «История жизни принцессы Дианы»). 27 и 28 августа на канале РЕН ТВ покажут документальный фильм «Чисто английское убийство». Авторы провели собственное расследование и попытались выяснить, была ли эта трагедия случайностью.

31 августа 1997 года, в 0 часов 27 минут автомобиль, в котором находились принцесса Диана, ее друг Доди аль-Файед, водитель Анри Поль и телохранитель Дианы Тревор Рис-Джонс врезается в 13-ю опору моста над туннелем Альма. Доди и водитель Анри Поль погибают на месте. Принцесса Диана умрет около 4 часов утра в госпитале.

Версия 1Папарацци-убийцы?

Первая версия, высказанная следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный «Мерседес» Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель «Мерседеса», пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.

Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после «Мерседеса» Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.

Адвокат Виржини Барде:

— На самом деле нет никаких доказательств в виновности фотографов. Судья сказал: «В действиях фотографов нет признаков непредумышленного преступления, которое привело к смерти Дианы, Доди аль-Файеда, Анри Поля и нетрудоспособности Тревора Рис-Джонса».

Версия 2Таинственный «Фиат Уно»

Следствие выдвигает новую версию: причина аварии — автомобиль, к тому времени уже находившийся в туннеле. В непосредственной близости от разбившегося «Мерседеса» сыскная полиция обнаружила осколки «Фиата Уно».

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Обнаруженные нами осколки заднего фонаря и частицы краски позволили в течение 48 часов вычислить все характеристики «Фиата Уно».

При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что «Фиат Уно» белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из туннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.

Сыскной полицией были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования: «Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый «Фиат Уно» как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый «Фиат» в злополучный момент на месте трагедии».

Интересно, что версия о белом «Фиате», ставшем якобы причиной аварии, как и информация о найденном на месте трагедии левом поворотнике, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.

Версия 3Британские спецслужбы

Лишь сегодня становятся известны подробности, о которых почему-то было принято не упоминать. Как только в туннель въехал черный «Мерседес», внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света. Она настолько сильна, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара. Франсуа Лавист в это время только выезжал из туннеля и находился всего в нескольких метрах от места трагедии. Сначала следствие приняло его показания, а затем признало единственного свидетеля ненадежным.

Версия получила распространение с подачи бывшего сотрудника МИ-6 Ричарда Томплисона. Бывший агент рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в туннеле мощной вспышкой.

Полицейские неохотно заносят упоминание о вспышке света в протоколы. Очевидцы нервничают и настаивают на правдивости своих показаний. А спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в туннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.

Вновь «на сцене» «Фиат Уно»

Но как могли появиться на месте происшествия осколки машины, которая так и не будет найдена? Версия СМИ — осколки «Фиата» подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивает на том, что это британские спецслужбы.

Спецслужбы знали, что белый «Фиат» обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом «Фиате» передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон. Он не мог пропустить такой случай заработать на снимках интересующей всех звездной пары…

СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля «Ритц», это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. И, возможно, поэтому разработанная кем-то версия о виновности Андансона в аварии лишилась центрального звена еще до того, как Доди и Диана вышли из отеля. С другой стороны, Андансон действительно мог быть причастен к аварии. Он неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андерсен является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф — агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.

Андансона видели в туннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.

А вот дальше начинаются вопросы, на которые ответа нет. Почему фотограф, который ради сенсационного снимка провел несколько часов у отеля «Ритц», вдруг не дождавшись Диану с Доди аль-Файедом, ни с того не с сего покинул свой пост и отправился прямо к туннелю. После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в туннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи — в 4 часа утра — улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.

Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.

Если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

В сентябре 1999-го в одном из госпиталей Парижа скончался еще один репортер, бывший в ту злополучную ночь рядом с искореженным черным «Мерседесом». Репортер Джеймс Кит готовился к легкой операции на колене, но заявил друзьям: «У меня предчувствие, что я не вернусь». После выписки из больницы репортер собирался опубликовать документы о причинах аварии на мосту Альма, но уже через несколько часов после его смерти и веб-страница Интернета с подробностями расследований, и все материалы были уничтожены.

Кто выключил камеры?

Работавшие на месте происшествия полицейские решают приобщить к делу записи дорожных камер видеонаблюдения. Именно по ним можно точно установить, как произошла авария и сколько было в туннеле автомобилей в момент столкновения. Вызванные работники дорожной службы не понимают, к чему такая спешка, и только удивляются, почему пленки нельзя отсмотреть завтра с утра. Но когда они вскрывают боксы, в которые вмонтированы видеокамеры, то удивляются еще больше. Система видеонаблюдения, исправно работающая во всех остальных точках Парижа, по странному стечению обстоятельств, именно в туннеле Альма вышла из строя. Кто или что явилось тому причиной, можно только гадать.

Версия 4Пьяный водитель

5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в туннеле Альма лежит на водителе «Мерседеса» Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля «Ритц» и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвиняют в том, что он сел за руль пьяным.

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Официально было объявлено, что он вел машину на скорости 180 км/час. Очень быстро. Теперь же в деле приписано мелким шрифтом: «Авария произошла на скорости 60 (!) километров в час». Не 180 км/час, а 60!»

Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Чтобы это доказать либо опровергнуть, необходимо всего лишь взять кровь погибшего на анализ. Однако именно эта простая операция обернется самым настоящим детективом.

Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян.

Жак Мюлес, начальника бригады сыскной полиции: «Перед отъездом из «Ритца» принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывает на несчастный случай, это наличие алкоголя — 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля. Вдобавок он принимал антидепрессанты, что тоже повлияло на манеру вождения».

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Съемка доказывает, что Анри Поль адекватно вел себя в отеле в тот вечер, он разговаривает с Доди вот на таком расстоянии, говорит с Дианой. Если бы обнаружились хоть малейшие признаки опьянения, Доди, а он был очень придирчивым в этом отношении, никуда бы не поехал. Он вообще бы его уволил».

Чтобы иметь в крови столько алкоголя, Анри Поль должен был выпить примерно 10 бокалов вина. Такое опьянение не могли не заметить находящиеся у отеля фотографы, но ни один из них не указал на это в своих показаниях.

Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия «Фиата Уно». А спустя два года вряд ли кто из видевших в тот вечер шефа службы безопасности отеля Анри Поля с уверенностью сможет сказать, был ли он абсолютно трезв.

Спустя сутки после аварии эксперты-токсикологи Жильбер Пепен и Доминик Лекомт только что закончили анализ крови Анри Поля. Пробирки помещают сначала в бокс, а затем в холодильник. Результаты заносят в протокол. Согласно написанному, водителя можно признать не просто чуть выпившим, а просто пьяным… Но цифры, написанные в графе ниже, вызывают еще большее удивление: уровень оксида углерода равен 20,7%. Если это на самом деле так, водитель просто не смог бы стоять на ногах, не говоря уже об управлении автомобилем. Лишь человек, покончивший с собой, надышавшись газами из выхлопной трубы автомобиля, мог иметь в крови такое количество оксида углерода, которое было обнаружено в крови Поля…

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «Более чем вероятно, что случайно или преднамеренно образцы крови были переставлены. Их так или иначе перепутали. В морге было много ошибок с бирками, что на сегодняшний день доказано…»

Спецслужбам Франции тоже есть что скрывать в этой истории. В связи тем, что остальные трупы все равно не найти, уже не столь важно — подменили пробирки случайно или это была специально подготовленная акция. Важно другое. Кому-то очень нужно было, чтобы следствие шло как можно дольше. Чтобы путаницы в нем было как можно больше. Пробирки с кровью Анри Поля вполне могли заменить на кровь другого человека, покончившего с собой.

В течение долгого времени органы следствия настаивали на том, что ошибки быть не может. Это действительно кровь Анри Поля. Однако съемочной группе канала РЕН ТВ в результате собственного расследования удалось доказать, что кровь, в которой обнаружили следы алкоголя и угарного газа, не принадлежит водителю принцессы Дианы.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции, признался нашей съемочной группе, что собственными руками забирал пробирки с кровью Анри Поля и действительно перепутал номера, отдав под именем водителя принцессы Дианы пробирку с кровью совсем другого человека.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции. «Это моя промашка. Дело в том, что я работал двое суток подряд, ночь не спал. Из-за усталости перепутал номера пробирок. Я сразу же известил об этом судью, но тот сказал, что это не существенно».

Несущественно в том случае, если ошибка тотчас была исправлена. А если нет? Если по простому недосмотру или — того хуже — преднамеренно результаты анализа так и остались сфальсифицированными? На этот вопрос ответа по-прежнему нет

Кто такой Анри Поль?

Анри Поль, глава службы безопасности отеля «Ритц», — единственный официальный виновник трагедии. В отчетах следствия он предстает законченным неврастеником и пьяницей. Эксперты-таксологи указывают на наличие в крови Анри Поля наряду с алкоголем еще и значительного количества антидепрессантов. Врач подтверждает, что выписала Полю препараты для лечения депрессии. И для снижения тяги к алкоголю, поскольку, со слов врача, пациент злоупотреблял спиртным.

Мы решили проверить, на самом ли деле глава службы безопасности элитного отеля был алкоголиком и наркоманом.

Кафе-ресторан «Ле гран Кольбер». Сюда Анри Поль на протяжении многих лет ходил ужинать.

Джоэль Флеури хозяина ресторана: «Я купил ресторан в 1992 году. Анри Поль был здесь уже завсегдатаем… Он бывал здесь каждую неделю. Нет, он не был алкоголиком. Выяснилось, что мы занимаемся в одном летном клубе — он летает на легких самолетах, я — на легких вертолетах».

Накануне трагедии Анри Поль, для того чтобы продлить летную лицензию, проходит строгий медицинский осмотр. Врач осматривает его и берет кровь на анализы за сутки до катастрофы.

Врачи не нашли у Анри ни следов скрытого алкоголизма, ни следов каких-либо медикаментов.

После смерти Анри Поля на его счету обнаружились очень большие суммы денег, которые, по идее, он не мог заработать. В общей сложности у него было 1,2 млн. франков.

Борис Громов, историк спецслужб: «Анри Поль, по утверждению некоторых британских разведчиков, являлся штатным агентом МИ-6. Его фамилия часто упоминалась в досье этой службы. Понятно, что здесь ничего нет случайного, и понятна его роль. Потому что в отеле «Ритц» часто останавливаются высокопоставленные государственные деятели различных стран… И служить там руководителем службы безопасности чрезвычайно выгодно для любой разведки…»

За 40 минут до трагедии принцесса Диана еще не знает, что за рулем их машины окажется не личный телохранитель Доди Кен Уингфилд, а начальник службы безопасности отеля Анри Поль.

По версии, которой располагало следствие изначально, его машина оказалась неисправной. И потому пара отправилась на автомобиле Анри Поля. Однако через восемь лет Уингфилд заявил, что его автомобиль был исправен. Просто Анри Поль, как руководитель службы безопасности отеля, приказал Уингфилду остаться и самостоятельно повез Диану и Доди на своей машине и по другому маршруту. Почему Уингфилд столько лет молчал? Чего он боялся?

Охранник Дианы Тревор Рис-Джонс, выезжая из отеля «Ритц», сел на свое обычное место — на сиденье рядом с шофером, которое называют «местом покойника». Из-за того, что во время аварии оно наиболее уязвимо. Но Рис-Джонс уцелел. А находящиеся на заднем сиденье Диана и Доди аль-Файед погибли. Сегодня единственный из выживших не может сказать ничего о том, что произошло в туннеле. Он потерял память и не помнит ничего, что пролило бы свет на события той ночи. Остается только надеяться, что со временем Рис-Джонс вылечится. Но вот успеет ли сказать все, что вспомнит, неизвестно…

Охранник Доди аль-Файеда уже давно был на операционном столе. И несмотря на более тяжелое ранение, врачи уже не сомневались: пациент будет жить. Принцессу Диану в это же время почему-то пытаются спасать в карете скорой помощи.

Машина стоит. В движении процедуры делать невозможно.

По сути, как утверждают специалисты, принцесса умерла потому, что кто-то решил, что в госпиталь ехать нет необходимости. Что это, ошибка? Нервы врачей? Ведь они тоже люди.

А может быть, кому-то было нужно, чтобы Диана обязательно умерла?

Когда все было кончено, принимается решение тело принцессы отправить специальным рейсом в Лондон.

Самолет от Парижа до Лондона летит не более часа. Казалось бы, нет никаких причин задерживаться в Париже, однако, когда тело принцессы Дианы было доставлено в британскую клинику, выяснилась невероятная вещь. Оказывается, не успел труп Дианы остыть, как его в нарушение всех правил спешно бальзамируют. И готовят к погребению. Все это происходит в Париже. Пока специальный самолет, не выключая двигателя, ждет свой печальный груз.

Майкл Коуэл, официальный спикер аль-Файеда: «В нарушение французского законодательства это было выполнено по поручению британского посольства, которое, в свою очередь, признается, что получало поручения от некоего лица».

Имя человека, который отдал распоряжение провести бальзамирование, установить так и не удалось. Препараты, которые используют при бальзамировании, впоследствии не позволяют проводить повторные экспертизы трупа. Если британские врачи и захотели бы повторно выяснить, в каком состоянии было, скажем, самочувствие принцессы за несколько секунд до катастрофы, они не смогли бы этого сделать.

Именно поэтому существуют версии о том, что, возможно, в машине был распылен какой-то газ, который заставил Анри Поля потерять ориентацию. Сегодня ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию невозможно.

Между тем аль-Файед-старший убежден в том, что тело Дианы было забальзамировано для того, чтобы скрыть сенсационный факт. По его мнению, английская принцесса была беременна от его сына.

Виржини Барде, адвокат фотографов: «Мы никогда не узнаем, была ли Диана беременна. Все документы засекречены, обнародована только причина смерти: внутренние кровотечение».

ЭПИЛОГ

Собранных улик хватает для многочисленных романов, но недостаточно для королевской прокуратуры. Неработающие камеры дорожного видеонаблюдения на месте трагедии, погибающие один за другим свидетели аварии, так и не найденный белый «Фиат Уно», непонятно откуда взявшийся в крови водителя углекислый газ, баснословные суммы на счетах водителя, преступная медлительность французских медиков и слишком явная поспешность забальзамировавших тело патологоанатомов… Версия заказного убийства никем не опровергнута. Но и не доказана.

Жак Мюлес, начальник бригады сыскной полиции: «Случилась банальная авария. Все проверялось и перепроверялось тысячу раз. А поиски заговора, высосанные из пальца подробности… Шпионские страсти — обычные плоды фантазии. В глазах Великобритании и даже всего Запада принцесса Диана была символом прекрасной мечты. Мечта не может погибнуть столь заурядным образом».

КСТАТИ

31 августа, в день смерти леди Ди Первый канал покажет новый фильм «Принцесса Диана. Последний день в Париже» (21.25). А сразу по его окончании в 23.10 — оскароносный фильм «Королева» с Хелен Мирен в главной роли. О реакции на трагедию королевской семьи.

— Мы не собирались ворошить грязное белье королевской семьи. Но после убийства Джона Кеннеди гибель принцессы Дианы, пожалуй, самая громкая история. На примере расследования гибели принцессы Дианы мы хотели понять, как на Западе расследуются такие дела. Вмешивается ли власть? Оказывает ли влияние политика на такие расследования?

Нам многое удалось узнать. И я бы настоятельно рекомендовал органам обратить внимание на роль американских спецслужб в этой истории. Ведь известно, что Диана была объектом слежки и контроля с их стороны, особенно в последние месяцы. Если бы они открыли свои материалы по Диане, я уверен, мы узнали бы очень много интересного. А может, даже узнали бы имя убийцы.

История Дианы необычна. Прояви она чуть-чуть лицемерия, а если говорить проще, простой житейской мудрости, и все у нее было бы в шоколаде! Но она престолу предпочла право любить, кого она хочет.

История же принца Чарльза, на мой взгляд, еще ждет своей оценки. Ведь смотрите, наперекор всему — воле матери, государственным интересам, общественному мнению — он любит свою Камиллу вот уже много лет.

Все остальное по сравнению с этим — мелочи…