» » Что такое описательный оборот в русском языке. Описательный оборот: примеры

Что такое описательный оборот в русском языке. Описательный оборот: примеры

Перифразы

Перифраза (от греч. periphrasis – окольная речь, иносказание) представляет собой описательный оборот, образуемый для замены какого-либо общепринятого наименования. Перифразы являются также одним из важнейших средств соотносительности способов языкового выражения.

На лексическом уровне перифразы относятся к синонимичным средствам выражения определённых значений, напр., голубой экран (телœевизор), белое золото (хлопок), слабый пол (женщины), желœезная леди (Маргарет Тэтчер), голубые каски (миротворцы ООН), чёрные береты (морская пехота), зелёный друг (лес), второй хлеб (картофель) и т.п. Считается, что перифраза - ϶ᴛᴏ один из важнейших способов отказаться от называния чего-либо обычным словом. Необычность перифразы состоит в том, что она, как правило, обладает яркой внутренней формой и сообщает важную информацию об объекте номинации.

Посредством перифразы можно обозначить предмет по одному, а иногда и по целому ряду характерных для него признаков. Так, напр., К.Батюшков в письме к Н.И. Гнедичу называл Украину отчизной галушек, вареников, волов, мазанок и чубов . Ср. также, как именует Америку с помощью перифразы Иосиф Бродский: …не ваш, но и ничей верный друг вас приветствует с одного из пяти континœентов, держащихся на ковбоях . Чем более характерен, чем более существен подмеченный признак, тем более удачна перифраза.

Термином «перифраза» в широком смысле объединяются разные по языковой природе явления – и описательные характеристики и оценки (голый – в костюме Адама ), и глагольные пары (вредить – приносить вред, советовать – давать советы ), и перифразы на уровне текста: Уж гаснет пламень мой, схожу я в хладную могилу – умираю (А.С. Пушкин). Существует мнение, что собственно перифразы следует отличать от описательных предикатов, ᴛ.ᴇ. от глагольно-именных словосочетаний, синонимичных глаголам (ср. подвергать критике и критиковать, производить ремонт и ремонтировать, принимать пищу и есть, питаться ). Описательный предикат, или расщепленное сказуемое, используется преимущественно в официальной речи, а соответствующий глагол, как правило, имеет межстилевой характер. Описательный предикат по сравнению с синонимичным ему глаголом обладает более широкими возможностями в плане лексической сочетаемости, ср. давать ценные (полезные) рекомендации – при невозможности *ценно (полезно) рекомендовать , подвергнуть резкой (нелицеприятной, уничтожающей ) критике, но нельзя *нелицеприятно, *уничтожающе критиковать . Основной функциональной особенностью перифрастических (описательных) предикатов, оправдывающей их наличие в лексико-фразеологической системе языка, является их способность уточнять и конкретизировать передаваемое значение с помощью определœений к существительным, что даёт говорящему большую свободу в их использовании.

По характеру номинации перифразы обычно классифицируют на образные и логические. Образные перифразы основаны на метафоре (солнце русской поэзии вместо А.С. Пушкин ) или метонимии (белые воротнички вместо служащие ). Логические или необразные перифразы состоят из слов, употреблённых в их точных лексических значениях: автор «Евгения Онегина, город на Неве, остров свободы . Перифразы поддаются развёртыванию. Возможность простой развертки образной перифразы говорит о том, что перед нами – метонимия: белые воротнички люди в белых воротничках – люди, которые носят одежду с белыми воротничками . Возможность пояснения перифразы через сравнение свидетельствует о том, что мы имеем дело с метафорой: царь зверей лев как царь среди зверей .

Тема урока

Лексические средства

связи предложений

в тексте. Описательный оборот

Добавить слайд


В небе тают облака,

И,лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века-

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.


  • 1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю.Казаков).

  • 2.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

  • 3.Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.(А.Пушкин).

антонимы

4.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.


родо-видовые слова

5.В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.(И.Соколов-Микитов)


Лексические средства связи предложений в тексте.

1. Лексический повтор.

2 . Синонимы.

3.Текстовые синонимы.

4.Антонимы.

5.Родо-видовые слова.

6.Описательный оборот.


ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

Описательный оборот-оборот речи, в котором описывается что-то, например: 1) солнце - светило небесное, 2) воздух - свежий аромат, 3) тучка - хмурый мешок ненастья


Укажите описательный оборот, употребленный вместо слова радуга.

Над чистым сияющим миром - огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко – далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры. (С.Шуртаков).

Выручай, охотник!

Помогите охотнику улучшить его рассказ -замените повторяющиеся слова заяц и зайчишка словами трусишка, серый, косой, зверёк. длинноухий, бедняжка. Это текстовые синонимы.(стр.67 «Русская речь» Никитина)


Укажите описательный оборот

Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов. Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды…(В.Песков).


. Выберите наиболее уместный описательный оборот .

А). Мальчик встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей …. побежали в разные стороны.

Б). Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. …обследовал больное дерево.

В). Мальчик стоял над обрывом и наблюдал за полётом стрижей. …то стремительно падали вниз, то легко и упруго взмывали в поднебесье.

Для выбора:1. большие голенастые птицы; длинноногие спокойные великаны;

2.небольшие птицы с длинными острыми крыльями; быстрые, как молнии птицы;

3.лесной санитар; очень полезная лесная птица; лесной доктор.


В.Песков «У зимы на пороге»

Звуки…их очень немного в осеннем лесу. Изредка слышишь перекличку синиц. На фоне серого неба их не сразу и разглядишь. Пушистые шарики с длинными, как у сороки, хвостами оживлённо снуют по веткам, окликают друг друга. Чтобы не потеряться в пасмурном дне. А вот ещё один звук, характерный для этой предзимней погоды,- меланхоличные тихие посвисты. Снегири?..красногрудые птицы сидят на покрытых каплями влаги ветках ольхи, необычным для леса цветом напоминают: не все краски природа порастеряла.


Музыкальная пьеса Сен-Санса « Слоны » .




Подскажи слова в рифму.

Дремлет пашня, дремлет сад,

Сонно яблоки ……

Великаны –сосны в ясный день

Заломили шапки ……


Восстановите последовательность предложений

1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо перед ней,

прижавшись к забору, сидел маленький,

взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно

лаяла, припадая на передние лапы.

4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.


«Рассыпались»загадки… соберите их в рифму.

  • В руке девочка облачко на стебельке держит
  • Висят от жары шары на ветвях посинели.

Какие сравнения и метафоры лежат в основе «собранных»вами загадок?



Сочинение

На арену цирка выходят слоны. Всего их три. Огромные умные животные выглядят сегодня нарядно: на головах у них - золотые блестящие наколки, а на спинах - яркие фиолетово- зеленые коврики.

Четвероногие артисты встают полукругом и начинают выполнять свои номера.

Первый слон передние ноги поставил на тумбу, а задние отрывает от пола и делает стойку, второй кружится беспрерывно на одном месте- танцует вальс. Да не какой-нибудь простой, а особенный, слоновий! Третий зверь- великан неуклюже, но послушно прыгает через скакалку, которую крутят артисты цирка. Все очень стараются, чтобы заслужить похвалу и получить любимое лакомство.

  • Под конец слоны опускаются на колени, кланяются зрителям, а потом вы страиваются в ряд и под громкие, дружные аплодисменты уходят с арены.

Использованная литература.

  • Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред. шк. / Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1997.
  • Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов,Т. А. Ладыженская и др. ; под ред. Н.М.Шанского - 33-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2009.

Разделы: Русский язык

Цели:

  • знакомство с лексическими средствами связи предложений в тексте, в частности – с текстовыми синонимами и их разновидностью – описательным оборотом;
  • знакомство с одним из памятников культуры Древней Руси – иконой Владимирской Богоматери;
  • воспитание интереса к художественным ценностям, гордости за богатство творческого наследия своего народа, своего государства;
  • формирование умения видеть прекрасное; учиться понимать произведения искусства, мысли и чувства автора, вложенные в его творения;
  • развитие навыков пользования выразительными средствами языка, в частности – синонимами, описательным оборотом;
  • развитие творческих и познавательных способностей школьников.

Методические приёмы: индивидуальные сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ художественного текста, подбор выразительных средств лексики, создание собственного текста.

Оборудование: выставка репродукций икон Богоматери; карточки с текстом стихотворения А.Блока “Тишина в лесу” с пропущенными эпитетами, карточки со стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь”; презентация: Богоматерь Владимирская, иконы Андрея Рублёва, Феофана Грека, Дионисия, основные иконописные приёмы, особенности иконографии Богоматери, примерный план сочинения на тему: “Мысли, навеянные иконой”.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию темы

Чтение учителем эпиграфа к уроку:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них покоится от века,
По воле Бога самого
Самостоянье человека –
Залог величия его.

А.С.Пушкин

1. Работа с эпиграфом

– О чём говорится в этом стихотворении?

– Какова его основная мысль?

– Какие ключевые слова подтверждают её? (Чувства, пища сердца, родное пепелище, отеческие гробы, по воле Бога, самостоянье, величие.)

– Как вы думаете, какой смысл вкладывает автор в словосочетания:

  • “родное пепелище” – ... (Наша история.)
  • “отеческие гробы” – ... (Память о своих предках.)

2. Проверка домашнего задания

– Смогли ли вы выписать из словаря определение слова САМОСТОЯНЬЕ? (В словарях – нет.)

– Как вы понимаете его значение? Подберите к нему синонимы. (Самостоятельность, уверенность, основательность, разумное существование.)

– Подберите синонимы к слову ВЕЛИЧИЕ. (Важность, значительность.)

– Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для эпиграфа к нашему уроку? О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

3. Определение целей

– Мы будем говорить о том, что должно быть важно для каждого человека – о памятниках искусства, которые создали наши предки, и поэтому мы должны их знать; а также будем работать с одним из средств познания и передачи мысли – со словом (основным предметом нашего изучения) и познакомимся с одним из способов связи предложе-ний в тексте – описательным оборотом и научимся его употреблять.

Запись темы в тетрадь.

II. Работа по теме урока

– Скажите, вам известно такое языковое явление, как синонимия? Что это за явление? Что оно нам даёт? Чего мы добиваемся, употребляя синонимы

1. Работа по подбору синонимов в стихотворении (карточки № 1) :

– Перед вами строфы из стихотворения А.Блока “Тишина в лесу”. В них пропущены авторские эпитеты. Сейчас мы с вами из ряда синонимов, данно-го в скобках, попробуем выбрать самое точное слово и определить, какой эпитет использовал автор для характеристики того или иного предмета или явления, о котором говорится в стихотворении.

Бушевали ………………метели (ночные, чёрные, тёмные)
Заметали ………………пути, (лесные, полевые, густые)
И у ангелов не было силы
……………… свет до земли донести. (звёздный, яркий, блестящий)
Но ……………… силы устали (полночные, тёмные, магические)
В небе ……………… тучи клубить, (чёрные, тёмные, хмурые)
И деревья ………………перестали, (стонать, выть, гудеть)
И у ангелов силы хватило
……………светом леса ……………. (звёздным, солнечным, ярким,
озарить, осветить)
И деревья ……………… строем (торжественным, ровным)
Перед …………… лицом тишины (ясным, ярким, сильным)
Убеляются ………………покоем, (снежным, белым, светлым)
Исполняются ………………силой (светлою, яркою, блёклою)
……………… и немой белизны. (ледяной, холодной, студёной)
Чьё там брезжит ………………око? (лазурное, голубое, светлое)
Как поляна из звёзд – небеса.
В тишине голубой и ………………… (глубокой, далёкой, бездонной)
С ………………ратью своей многокрылой (дивной, чудной, волшебной)
Бог идёт сквозь ………………леса. (ночные, тёмные, чёрные)

Чтение полученного стихотворения и его анализ:

– О чем это стихотворение? (О рождестве Христовом.)

– Какие художественно-выразительные средства использует автор для создания образов?

– А можно ли заменить повторяющееся слово не одним словом, а словосочетанием или целым оборотом речи?

2. Определение описательного оборота

– Если такой оборот характеризует внешние или содержательные стороны предметов, явлений, он называется описательным оборотом.

Запись определения в словарики.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

– Как будет называться оборот, имеющий переносное значение? (Метафора.)

3. Работа с эпиграфом

– Вернёмся к эпиграфу. Давайте попробуем найти описательные обороты в этом стихотворении. (Родное пепелище, отеческие гробы.)

III. Подготовка к описанию иконы Владимирской Богоматери

– Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением искусства, посвя-щённым библейской теме – иконой Владимирской Богоматери.

Репродукция иконы Владимирской Богоматери.

– Как вы думаете, случайно ли я выбрала именно этот жанр живописи (иконопись) для работы по развитию речи? (По литературе изучали летописи Древней Руси.)

1. Предварительная беседа об иконе

– Давайте посмотрим на иконы, которые есть у нас на выставке, и вспомним что вам уже известно об иконописи? (Психологические мотивы: чувство материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь, радость ликования; система условных приёмов: плоскостное изображение пространства, отвлечённый фон, выразительность линий и контуров, ритмическое построение композиции; канон, символика цвета, доски и олифа.)

2. Основные иконописные приёмы

– Для чего стали писать иконы?

– Как вы думаете, только ли культовое назначение имеют иконы? (Это эстетический опыт народа, средство художественного познания мира.)

– Кого из русских иконописцев вы знаете? (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и др.)

Презентация: несколько икон А.Рублёва, Ф.Грека и др.

– Как вы считаете, почему иконы имеют такое воздействие на человека? Что ещё этому способствует? (Эмоционально-образное воздействие – изображение чувств, близких каждому человеку и пережитых им.)

– Хотя мы с вами находимся не в православном храме, а в храме наук-школе, мы всё-таки попробуем проникнуть в тайну иконы, вдуматься в её содержание и увидеть не только линии и краски, но и определить, какие чувства вложил художник в своё произведение искусства.

Индивидуальное сообщение об истории создания иконы. Презентация: икона Владимирской Богоматери.

– Кто знает, какую роль сыграла икона Владимирской Богоматери в истории нашего государства? (XV в. – Аристотель Фиоравенти – Успенский собор, нач. ХХ в. – реставрация 1918 года – Третьяковская галерея.)

Индивидуальное сообщение о роли иконы в истории страны.

Релаксация. Музыка Вивальди.

– Всмотритесь ещё раз в лица святых, изображённые на иконе. Как ласково, нежно смотрит на своего сына Дева Мария… Как доверчиво прижимается к ней младенец… Ещё беззаботен его лик. Радуется он общению с мамой. Самые искренние, самые радостные мгновения изобразил неизвестный художник в своём произведении.

Беседа по содержанию иконы.

– Давайте подумаем, какие чувства отобразил художник?

– Какого цвета одежды Богоматери и Христа? (Христос – в светлом с золотым сиянием – знак Божественного; Мария – в тёмно-бордовом покрывале – мафории с тремя звёздами – символ царственного достоинства.)

– Давайте ещё раз посмотрим на лики святых. В чём их особенность? (ЛИК особый, иконописный: большие глаза, тонкий нос, нежные губы; они не похожи на лица людей, которых мы встречаем в жизни – это человек святой, т.е. уподобившийся Богу.)

Подбор эпитетов из ассоциативного ряда чувств и запись в тетрадь.

– Всмотритесь в черты лица, выразительность глаз, наклон головы, движение рук Матери. Из написанных на доске слов выберите те, которые вам помогут передать ваше впечатление и описать состояние души Матери, переданное иконой.

Презентация:

  • грусть радость
  • печаль нежность
  • кротость ласка
  • тревога умиление
  • страдание гордость
  • скорбь любовь

Презентация: слова акад. М.Алпатова.

– Искусствовед академик М.В.Алпатов так писал об иконе Владимирской Богоматери: “Растроганная лаской Младенца, Мария своими широко открытыми грустными глазами смотрит вдаль, точно предвидит грядущие страдания сына”.

IV. Работа над стихотворением М.Волошина “Владимирская Богоматерь” (карточки № 2)

Чтение стихотворения учителем. Анализ стихотворения.

– О чём это стихотворение?

– Найдите выразительные средства, с которыми мы познакомились сегодня.

Составление устного описания иконы.

Чтение отрывков из сочинений, написанных ранее.

“Огненный фон считается символом царского рода: Бога-Отца, Девы Марии и сына Иисуса, но мне вдруг показалось, что этот цвет предвещает беды и несчастья, коварство и зло, которое совершат люди. Грусть, печаль я вижу в глазах Богоматери и обречённость перед жестокостью людей”. (Сычевский Александр)

“Впервые увидев икону Владимирской Богоматери в Третьяковской галерее, я задумалась о том, как возвышенно можно на полотне изобразить единство матери и ребёнка. Вы не замечали, как по-особенному она держит своего сына, как будто предчувствуя разлуку с ним. Мария нежно и задумчиво смотрит на него. Так может смотреть только любящая мать. Её глаза, как два бездонных озера, глубоки, печальны и грустны. На ней траурные одежды, хотя должна радоваться общению с сыном…

Богоматерь Мария!
Вечно ты горем полна,
Горем своим ты покрыта,
Пред горем своим ты одна.
Твои тоскующие очи
Печалью все озарены –
Так расставаться ты не хочешь
С созданьем Бога и любви.

А малыш радостно смотрит на маму и ласково прижимается к ней. Образ матери проникнут лаской, печалью и скорбью. А лицо ребёнка озарено нежностью, уважением и восхищением”.

V. Итог урока

– Дома вы попробуете написать сочинение на тему “Мысли, навеянные иконой…”, включив в него элементы описания. Может быть, у кого-то получится работа в стихах.

Примерный план (презентация):

1) История иконы.
2) Описание.

а) предметный план,
б) колорит (символика цвета),
в) особенности ликов святых.

3) Значение иконы для потомков.
4) Чувства и мысли, возникающие у вас, когда вы всматриваетесь в это произведение искусства.

– А чтобы написать сочинение, вспомним, что мы узнали сегодня на уроке, чему научились?

Выставление оценок за урок.

Тема урока

Лексические средства

связи предложений

в тексте. Описательный оборот

Добавить слайд


В небе тают облака,

И,лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Час от часу жар сильней,

Тень ушла к немым дубравам,

И с белеющих полей

Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века-

Так же будут, в вечном строе,

Течь и искриться река

И поля дышать на зное.


  • 1.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели. (Ю.Казаков).

  • 2.В лесу мы видели лося. Сохатый шел вдоль опушки и никого не боялся.

  • 3.Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замёрзла, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом.(А.Пушкин).

антонимы

4.У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.


родо-видовые слова

5.В начале лета в лесу появилось много цветов. На березовых опушках зацвела иван-да-марья, показались лиловые колокольчики, высоко поднялся иван-чай.(И.Соколов-Микитов)


Лексические средства связи предложений в тексте.

1. Лексический повтор.

2 . Синонимы.

3.Текстовые синонимы.

4.Антонимы.

5.Родо-видовые слова.

6.Описательный оборот.


ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ – словосочетание или группа слов, характеризующая внешние или содержательные стороны предметов и явлений. Описательный оборот может иметь прямое или переносное значение.

Описательный оборот-оборот речи, в котором описывается что-то, например: 1) солнце - светило небесное, 2) воздух - свежий аромат, 3) тучка - хмурый мешок ненастья


Укажите описательный оборот, употребленный вместо слова радуга.

Над чистым сияющим миром - огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко – далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры. (С.Шуртаков).

Выручай, охотник!

Помогите охотнику улучшить его рассказ -замените повторяющиеся слова заяц и зайчишка словами трусишка, серый, косой, зверёк. длинноухий, бедняжка. Это текстовые синонимы.(стр.67 «Русская речь» Никитина)


Укажите описательный оборот

Из кустов я вижу пролётную стайку чибисов. Белобокие птицы сидят, вобрав голову, на лужке, отдыхают. Проносятся стаи скворцов. Суетливо кричат в нестройном полёте дрозды…(В.Песков).


. Выберите наиболее уместный описательный оборот .

А). Мальчик встал в полный рост, чтобы лучше рассмотреть танцующих на болоте журавлей …. побежали в разные стороны.

Б). Над самой головой раздавался громкий настойчивый стук дятла. …обследовал больное дерево.

В). Мальчик стоял над обрывом и наблюдал за полётом стрижей. …то стремительно падали вниз, то легко и упруго взмывали в поднебесье.

Для выбора:1. большие голенастые птицы; длинноногие спокойные великаны;

2.небольшие птицы с длинными острыми крыльями; быстрые, как молнии птицы;

3.лесной санитар; очень полезная лесная птица; лесной доктор.


В.Песков «У зимы на пороге»

Звуки…их очень немного в осеннем лесу. Изредка слышишь перекличку синиц. На фоне серого неба их не сразу и разглядишь. Пушистые шарики с длинными, как у сороки, хвостами оживлённо снуют по веткам, окликают друг друга. Чтобы не потеряться в пасмурном дне. А вот ещё один звук, характерный для этой предзимней погоды,- меланхоличные тихие посвисты. Снегири?..красногрудые птицы сидят на покрытых каплями влаги ветках ольхи, необычным для леса цветом напоминают: не все краски природа порастеряла.


Музыкальная пьеса Сен-Санса « Слоны » .




Подскажи слова в рифму.

Дремлет пашня, дремлет сад,

Сонно яблоки ……

Великаны –сосны в ясный день

Заломили шапки ……


Восстановите последовательность предложений

1.Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.2.Прямо перед ней,

прижавшись к забору, сидел маленький,

взъерошенный котёнок. 3.Собака яростно

лаяла, припадая на передние лапы.

4.Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.


«Рассыпались»загадки… соберите их в рифму.

  • В руке девочка облачко на стебельке держит
  • Висят от жары шары на ветвях посинели.

Какие сравнения и метафоры лежат в основе «собранных»вами загадок?



Сочинение

На арену цирка выходят слоны. Всего их три. Огромные умные животные выглядят сегодня нарядно: на головах у них - золотые блестящие наколки, а на спинах - яркие фиолетово- зеленые коврики.

Четвероногие артисты встают полукругом и начинают выполнять свои номера.

Первый слон передние ноги поставил на тумбу, а задние отрывает от пола и делает стойку, второй кружится беспрерывно на одном месте- танцует вальс. Да не какой-нибудь простой, а особенный, слоновий! Третий зверь- великан неуклюже, но послушно прыгает через скакалку, которую крутят артисты цирка. Все очень стараются, чтобы заслужить похвалу и получить любимое лакомство.

  • Под конец слоны опускаются на колени, кланяются зрителям, а потом вы страиваются в ряд и под громкие, дружные аплодисменты уходят с арены.

Использованная литература.

  • Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. сред. шк. / Науч. ред. В.В. Бабайцева. – М.: Просвещение, 1997.
  • Русский язык.7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов,Т. А. Ладыженская и др. ; под ред. Н.М.Шанского - 33-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2009.