» » Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи. Как писать личный дневник Жанр дневниковых записей

Дневниковые записи: многообразие стилей, типов и жанров речи. Как писать личный дневник Жанр дневниковых записей

Дневниковые записи.

По дневнику весьма удобно судить о самом себе.

Л.Н. Толстой

Цель: познакомить обучающихся с дневниковыми записями известных людей, научить выделять жанровые признаки дневниковых записей, вызвать у детей желание записывать свои мысли, анализировать свое поведение на страницах дневника.

Задачи: научить писать сочинения разных жанров.

Оборудование: интерактивная доска, презентация PowerPoint , раздаточный материал.

План урока.

    Организация начала урока-5 мин.

    Изучение нового материала-10 мин.

    Закрепление изученного материала-20 мин.

    Итог урока. Отметки. - 5 мин.

    Домашнее задание -5 мин.

Ход урока.

Психологическая подготовка.

Слово учителя.

Сегодня, ребята, мы поговорим о дневниках. Что такое дневник? Каковы его жанровые особенности? Познакомимся с дневниковыми записями известных людей. Узнаем, для чего ведутся дневники. И, может быть, после нашего урока у некоторых из вас появится желание завести свой дневник.

Что мы называем дневником?

Из словаря Сергея Ивановича Ожегова: ДНЕВНИК, -а, м. I. Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. Дневник экспедиции. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении.

Мы с вами сегодня познакомимся более подробно со первым значением слова.

Давайте прочитаем отрывок из повести Анатолия Георгиевича Алексина

« Необычайные похождения Севы Котлова»:

«Для начала я изрисовал всю обложку и края первой страницы человеческими головками, фигурками животных, хвостатыми росписями. Первую фразу я начинал три раза и три раза нарочно зачеркивал: я знал, что так именно поступают со своими рукописями знаменитые прозаики и поэты. Но что делать дальше, я не знал…»

Дневники привлекают больше своим содержанием, а не формой. Человек должен хорошо представлять, для чего он пишет дневник, что хочет в нем выразить.

Прежде чем мы с вами приступим к более детальному изучению жанровых особенностей дневников, давайте познакомимся с дневником некоего человека. Что мы узнаем об этом человеке из его дневниковых записей?

Май 197… года.

Больше всего на свете я люблю рисовать!

Мне иногда кажется, что и во сне я рисую: вожу волшебным карандашом по синему полотну неба, и возникают очертания…

Сегодня весь день гуляла по его (Пушкина) парку…

С аллеи проходила вглубь, потом по мягко шуршащей траве опять возвращалась на протоптанную траву. Рыже- жёлтые кучи листьев- как цветные фишки-ориентиры на травяном плате парка… После прогулки очень хочется рисовать!

Вчера закончила свой новый цикл «Последние дни поэта»…

Не хочу заканчивать на грустной ноте… Пусть будет больше солнечных дней, которые он (Пушкин) так любил. Мне хочется, чтобы все были здоровы и счастливы.

Что вы можете сказать об этом человеке?

Он любит рисовать, занимается этим серьёзно, увлекается поэзией Пушкина, любит людей и жизнь.

Презентация ученицы о Наде Рушевой.

Таким образом, можно сделать вывод, что по дневнику можно судить о внутреннем мире человека, его увлечениях и образе мыслей.

Но только ли?

Из дневника Л. Н. Толстого:

Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, я буду судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть определены мои будущие деяния…

Как понимаете эпиграф нашего урока?

Итак, для чего ведутся дневники?

Дневник помогает человеку раскрыться, особенно это важно в юном возрасте, когда человек порой не имеет друзей и страдает от одиночества.

Дневник помогает привести в порядок свои мысли, он дисциплинирует, по дневнику можно судить о духовном росте человека.

Дневник развивает творческие способности, позволяет посмотреть на себя со стороны спустя какое-то время.

Изучение нового материала.

Слово учителя.

Теперь давайте попробуем разобраться, какие черты характерны дневниковым записям.

Работа с интерактивной доской.

Определите и запишите жанровые признаки следующих фрагментов.

8 января 1817 г., Царское Село. «Я прочел мои «Воспоминания о Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминалось имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. Не помню, как кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел обнять меня.

Меня искали, но не нашли»

Из чьего дневника представлены строки?

Жанровые черты:

Указание на дату и место действия.

Повествование от 1- ого лица.

Записи на основе первичных впечатлений.

1815год, Царское Село.

Я счастлив был! ...нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием… Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,- сладкая минута!

Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной!

Жанровые черты:

Эмоциональность. Экспрессивная лексика.

Отрывочность записей.

Синтаксис: восклицательные предложения, односоставные предложения

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать. А спокойствие - душевная подлость!

Из дневника Л. Н. Толстого.

Жанровые черты:

Отражается внутренний мир, мысли и чувства человека.

Монологичность.

Отличительные особенности жанра дневниковых записей:

    Указание на число, год, иногда и время суток, соблюдается хронология.

    Называется место (город, учебное заведение, село, страна).

    Повествование ведется от 1- го лица.

    Записи на основе первичных впечатлений.

    Монологичность

    Отрывочность мыслей, краткость записей.

    В записях отражается внутренний мир, ярче проявляются личностные качества человека.

    Наличие односоставных, неполных, восклицательных предложений.

    Использование эмоционально-окрашенной лексики.

Закрепление изученного материала.

Задание. Зная жанровые особенности дневниковых записей, попытайтесь самостоятельно написать текст, отражающий ваше настроение. Представьте, что вы видите хмурое небо, дождь, запоздалый луч из-за тучи. И на бумаге появляется текст, передающий ваше состояние души или доброе, не испорченное погодой, или плаксивое, созвучное этой непогоде. Попробуйте передать в жанре дневниковой записи эти состояния души.

Ребята зачитывают получившиеся работы.

Слово учителя.

На уроках внеклассного чтения мы с вами немного познакомились с творчеством А.И. Солженицына, в частности с его р. « Молодняк». На уроке литературы мы выяснили, что действие в рассказе происходит не только в течение нескольких дней, но и лет, что позволило нам составить хронологическую таблицу. Рассказ потому и относится к двучастным, т. к. разорван неким промежутком времени.

Хронологическая таблица по рассказу А.И. Солженицына « Молодняк».

Часть 1

Время

Место

Действие

Весна 1926 года.

Утро.

Ростовский институт путей сообщения, мостостроительный факультет.

Доцент А.П. Воздвиженский принимает у студента Коноплева экзамен по сопромату.

Обед

Дома у А.П.Воздвиженского.

Беседа доцента с дочерью Лёлей за обеденным столом.

Вечер.

Дом культуры Ленрайсовета.

А. Коноплёв слушает лекцию « О задачах нашей молодёжи»

Девочки подготовили небольшие работы, позволяющие представить, как могли бы выглядеть дневниковые записи Анатолия Павловича Воздвиженского и Коноплева во время их первой встречи.

Часть 2

Время

Место

Действие

Январь 1931 года,

« кошмарный бред на много дней и ночей».

Подвал.

Воздвиженский в ужасе от увиденного, томительное ожидание.

Через несколько дней (сбился со счету).

Комната следователя.

Допрос. Встреча Воздвиженского с Коноплёвым.

Через три дня.

Комната следователя.

Коноплёв уговаривает Воздвиженского « во всем признаться», переводит в камеру получше, разрешает передачи из дома.

Через *** дней.

Комната следователя.

Коноплёв умоляет доцента признаться во вредительстве.

Через *** дней.

Комната следователя.

Коноплев предлагает Воздвиженскому давать нужные сведения о настроениях в инженерной среде.

Через неделю.

Воздвиженского освободили.

Пришло время домашнего задания. Оно будут также основано на рассказе А.И. Солженицына « Молодняк». Вы должны будете написать сочинение в форме дневниковых записей А. П. Воздвиженского, отражающих его вторую встречу с Коноваловым. Это может быть либо описание одного дня, либо череды дней, наиболее полно отражающих душевное состояние героя.

Составить дневниковые записи на основе второй части рассказа А.И. Солженицына «Молодняк» либо от лица доцента А.П. Воздвиженского, либо от лица А. Коноплёва.

Итог урока.

Давайте подведем итоги нашего урока.

    Для чего ведутся дневники?

    Каковы отличительные черты дневниковых записей?

    А из вас кто-нибудь сейчас ведет личные дневники? Почему?

    Знаете ли вы художественные произведения, авторы которых прибегали к форме дневников? (Д Дефо «Робинзон Крузо»)

Отметки за урок.

Cлайд 1

Cлайд 2

Тема: Сочинение в жанре дневниковых записей. Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дневника как литературного произведения, с особенностями жанра дневниковых записей; объяснить правила ведения дневника; предоставить избранные образцы дневниковых записей; подготовить к написанию домашнего сочинения в жанре дневника.

Cлайд 3

Хоть память крепкая – большое благо, но все ж надежней памяти – бумага. Юсуф Хас Хаджиб. По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Л.Н.Толстой.

Cлайд 4

Дневник, -а, м. 1. Записи, ведущиеся изо дня в день. Вести дневник. 2. Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка) Дневник. Отличается с Петровской эпохи. Словообразовательная калька с французского journal – «газета, журнал», суффикс производного от journee – «день». (Этимологический словарь) Дневник – поденные записи. (Толковый словарь В.И.Даля)

Cлайд 5

«Чтобы научиться писать, надо писать. Поэтому пишите письма друзьям, ведите дневник, пишите воспоминания, их можно и нужно писать как можно раньше – не худо еще в юные годы – о своем детстве, например». Д.С.Лихачёв.

Cлайд 6

Из истории возникновения дневника. 1-й этап – Древняя Русь. В этот период отсутствуют русские мемуары и имеются лишь записи иностранных путешественников, преимущественно восточных. 2-й этап – X–XVI вв. . Дневниковые литературные произведения разных жанров: “хождения”, путешествия, путевые очерки, автобиографические записи, появляются различного рода записки, сказания, принадлежащие русским людям. Эти произведения содержат в себе начала мемуарного (дневникового) жанра, но их еще трудно отделить от публицистики и летописного повествования, например, сочинение А.М. Курбского «История о великом князе Московском...». 3-й этап – XVII в. Дальнейшее развитие жанра, но эти записи содержат в себе в большей степени сведения, основанные либо на личных впечатлениях, либо на свидетельствах современников.

Cлайд 7

4-й этап – XVIII-начало XIX в. Сформировано понятие дневника, в России начинается издание записных книжек и дневников, дорожных заметок: Гильденштедт И. «Дневник путешествия по Слободско-Украинской губернии академика С.-Петербургской Академии наук Гильденштедта в августе и сентябре 1774 года»; «Записки князя Бориса Ивановича Куракина о пребывании в Англии, отъезде в Россию к армии, путешествии с царём Петром Алексеевичем в Карлсбад и о назначении своём на съезд в Утрехт. 1710–1711–1712»; Вяземский П. «Из старой записной книжки». Это период утверждения мемуарного жанра, только к концу XVIII века дневники приобретают четко очерченный вид.

Cлайд 8

5-й этап – XIX – начало XX в. Завершилась дифференциация всех элементов жанровой структуры дневника. Количество дневников возрастает (по сравнению с XVIII веком примерно в 10 раз). 6-й этап – XX–XXI века. Благодаря использованию писателями фрагментарной формы письма дневниковая форма повествования получает широкое распространение в современном литературном процессе. На развитие дневникового повествования оказали влияние новые технологии. Так, интернетовский «LiveJournal» («ЖЖ») в значительной мере опирается на жанровые структуры, существующие в литературе. Блоги состоят из “постов” (пост - сообщение в дневнике), каждый из которых содержит дату и время публикации, а также ссылки на страницы с фотографиями, комментариями и именем автора. Записи блогов разных пользователей возникают в ленте новостей и по прошествии времени замещаются другими; временные промежутки, в реальности существующие между ними, не могут быть отражены в режиме он-лайн. Главное отличие дневника «ЖЖ» от бытового дневника состоит в установке автора блога на поиск единомышленников, людей, разделяющих его жизненную позицию, - для общения с ними. Автор создаёт коммуникативно грамотный текст, на который потенциальный адресат захотел бы так или иначе отреагировать.

Cлайд 9

Дневник -– это ежедневные записи о событиях текущей жизни. Дневник – литературное произведение в форме ежедневных записей (чаще всего с указанием даты), современных описываемым событиям. Дневник изначально предполагает полную откровенность, искренность мыслей и чувств пишущего, создаёт впечатление достоверности, жизненной полноты. . Эти свойства придают дневнику интимность, лиричность, страстность интонации.

Cлайд 10

Разновидности использования дневника как жанра в литературе. Собственно дневник (дневники Анны Франк, Юры Рябинкина, Тани Савичевой). Сила впечатления, производимого дневником, в большой степени зависит от его контекста, исторического и литературного. Дневник писателя. Дневники писателей, учёных, артистов, не предназначавшиеся для опубликования, но тем не менее их художественная ценность часто соперничает с намеренно создаваемыми дневниками литературных героев (Л.Н. Толстой, М.М. Пришвин). Литературные произведения в форме дневника («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Демикотоновая книга» в «Соборянах» Н.С. Лескова, «Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Чапаев» Д.А. Фурманова, «Дневник лишнего человека» И.С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н.Огнева, «Деревенский дневник» Е.Я. Дороша, «Мой брат играет на кларнете» А.Г. Алексина).

Cлайд 11

Особенности жанра дневниковых записей. – Датированность (указывается число, год, время суток). – Место(город, село учебное заведение и т.д.). – Повествование ведётся от первого лица. – Монолог (внутренний диалог). – Мысли отрывочные, запись краткая. – Зашифрованность имён и фамилий. – Пишется для себя.

Cлайд 12

Заповедь ведущего дневник: 1. «Ни дня без строчки» (Ю.Олеша). 2. Каждую запись датируй. 3. Будь искренним и честным в записях. 4. Если пишешь путевой дневник – точно обозначай даты, широты, места нахождения. 5. Не читай чужого дневника без разрешения!

Cлайд 13

Литературный (читательский) дневник служит для накапливания знаний, является обязательной формой работы читателя. Он повышает культуру чтения. Его основные положения: – укажи автора и название книги; – выпиши выходные данные: место издания, издательство, год; – отметь время написания произведения, а также время, о котором идет речь в книге; – охарактеризуй тему произведения; – в общих чертах изложи содержание; – сформулируй для себя идею книги; – запиши общее впечатление от книги; – порассуждай об особенностях художественной формы (композиции, авторском стиле); – сравни данное произведение этого автора с другим его произведением, запиши это сравнение. Форма ведения дневника свободная. Читательский дневник ведется только для себя. Ведение его вырабатывает навык самостоятельного мышления.

Cлайд 14

Как писать сочинение в жанре дневниковых записей Познакомьтесь с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет вам выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра. Определите идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале. Составьте план, который поможет вам наметить, с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти. Имейте в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер. Помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Е.М. КРИВОЛАПОВА

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Курского государственного университета, докторант ИНИОН РАН E-mail: [email protected] Тел. 8 950 877 20 25

К ВОПРОСУ О ЖАНРООБРАЗУЮЩИХ ПРИЗНАКАХ ДНЕВНИКА

В статье поднимается проблема критериев дневниковости. Для сравнительного анализа привлекаются различные жанры автодокументальной литературы: мемуары, автобиография, исповедь. Автор статьи приходит к выводу, что главными жанрообразующими признаками дневника являются синхронность, автокоммуникативность, литературная необработанность текста, датировка записей.

Ключевые слова: дневник, жанровые критерии, мемуары, синхрония, диахрония, автокоммуникация.

Реконструкция истории появления дневника как самостоятельного жанрового образования представляется весьма затруднительной по ряду объективных причин. Во-первых, из-за исключительной широты самого понятия «жанр», относящегося «к числу таких категорий, которые каждым новым поколением ученых подвергается если не переосмыслению, то обновлению» . В свое время Ю. Тынянов подчеркивал зависимость жанра от особенностей той или иной исторической эпохи. Само стремление жанра «соответствовать» времени позволяет говорить о его непостоянстве, подвижности в рамках той или иной системы, что в свою очередь приводит к «смещению» жанровых доминант и как следствие - невозможности «давать статистическое определение жанра, которое покрывало бы все его проявления» . В большей степени это относится к литературе с доминирующим документальным началом, внутри которой выделяются свои собственные жанры, в том числе и дневник. Несмотря на то, что статус их «в большинстве своем закреплен в справочных и учебных изданиях», исследователи отмечают отсутствие единой системы в выделении жанровых дефиниций .

Согласно определению В.Е. Хализева, «литературные жанры - это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы. Каждый из них обладает определенным комплексом устойчивых свойств», кроме того, «жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы), упорно сопротивляются им» . Дневник относится к числу таких жанров, которые в большей степени испытывают подобное «сопротивление» при попытках исследователей вывести единообразное определение с учетом «комплекса устойчивых свойств», осуществить классификацию образцов этого жанра. Так, М. Михеев, проведя исследование жанра дневника

на примере более чем трехсот текстов, приходит к парадоксальному выводу: «.. .если подводить некий предварительный итог, нужно сказать, что формальных критериев “дневниковости” практически не существует. Дневником называют то, что таковым считает автор (или издатель) или же предпочитает называть читающая публика» .

Но поскольку «статус» жанра все же существует, обратимся к некоторым определениям дневника, закрепленным в современных справочных изданиях, с целью выделениях критериев, по которым производилась идентификация этого жанра.

Так, в Большой Российской Энциклопедии находим: «Дневник - литературно-бытовой жанр, совокупность последовательно датированных записей (обычно одного лица), фиксирующих внешние события, поступки, мысли, чувства и наблюдения автора» . Далее речь идет об истории возникновения жанра и его разновидностях. Литературный энциклопедический словарь также выделяет среди главных жанрообразующих признаков дневника форму ведения от первого лица, датировку записей, помимо этого обращается внимание на предельную искренность, откровенность высказываний, достоверность, монологичность; кроме этого, подчеркивается неретроспективный характер дневника: «это всегда - фиксация “только что” случившегося» .

«Литературная энциклопедии терминов и понятий» представляет следующее определение: «Дневник - периодически пополняемый текст, состоящий из фрагментов с указанной датой для каждой записи. Обычно то или иное произведение в форме дневниковых записей относится к какому-либо из известных жанров (роману, повести, репортажу), и “дневниковость” лишь придает ему дополнительную специфику». Далее речь идет собственно не о дневнике, а о «дневниковой форме

© Е.М. Криволапова

ФИЛОЛОГИЯ

записей», которая характеризуется рядом особенностей: «1) периодичность, регулярность ведения записей; 2) связь записей с текущими, а не с давно прошедшими событиями и настроениями; 3) спонтанный характер записей (времени между событиями и записью прошло слишком мало, последствия еще не проявили себя, и автор не в состоянии оценить степень значительности происшедшего; 4) литературная необработанность записей; 5) без-адресность или неопределенность адресата многих Д. (дневников - Е. К.); 6) интимный и поэтому искренний, частный и честный характер записей» . В статье оговаривается, что перечисленные особенности «могут быть реализованы в большей или меньшей степени в каждом дневнике». Закономерен вопрос: какие из приведенных особенностей являются основными, обязательными структурообразующими элементами жанра дневника, без которых он не может состояться, а какие факультативными? И тождественны ли понятия «дневник» и «дневниковая форма», которые постоянно перемежаются в приведенном определении жанра? Иными словами, перечисленные определения не предоставляют возможности говорить об автономности жанра, поскольку нейтрализуются критерии его разграничения с другими формами литературы non-fiction. Отсутствие таковых сформировало мнение о дневнике как о «диффузном» жанре и его контаминационной природе. Не случайно основной объем словарных статей о дневнике содержит материал о взаимодействии этого жанра с широким спектром самых разнообразных форм документалистики (мемуарами, автобиографиями, исповедями, письмами, литературой путешествий...), или посвящен выявлению признаков дневниковости в литературе в качестве «конструктивного элемента повествования».

Для установления критериев дневниковости сопоставим взгляды исследователей на природу жанра. Так, по мнению Т. Колядич, «мемуары и дневник выступают как равноправные разновидности мемуарного жанра. Кроме того, современное развитие дневника позволяет считать его значимой и в ряде случаев даже самостоятельной художественной формой». На основании того, что в «дневниковый текст вводятся записи мемуарного характера», «дневники можно также считать как бы своеобразными вариантами мемуаров» . М. Михеев считает, что к «дневниковым текстам» «нельзя не причислить и такие вполне традиционные, устоявшиеся литературные жанры, как - мемуары, афоризмы, исповеди». Основанием к этому он считает их ориентированность на реальный факт, а не на художественный вымысел .

А.В. Подгорский в своем исследовании отстаивает особое место “дневника” в системе литературных жанров: «он рассматривается не как первичная форма мемуарной литературы, “форма без формы”, а как жанр во многом отличный от мемуаров, ибо автор дневника занят прежде всего настоящим, а мера присутствия памяти, воспоминания в подлинном дневнике зависит от того, насколько настоящее заставляет даиэриста обращаться к своему прошлому (далекому или недавнему)» . Сопоставляя жанры дневника и мемуаров, исследователь «разводит» их по принципу синхронии/диахронии, выявляя при этом их специфические особенности: «”Мемуары” неразрывно связаны с процессом воспоминания, реконструкцией некогда бывшего, прошедшего, переписыванием и редактированием текста, чем и объясняется наличие в них фальсификаций и фактографических ошибок, отмечаемых и извиняемых комментаторами и исследователями», тогда как автор дневника всегда сосредоточен на настоящем. «Дневник - жанр не мемуарный; ставить его в один ряд с воспоминаниями, жизнеописанием, автобиографией, исповедью, зачастую использующими его элементы, не правомерно», - утверждает исследователь . Одним из доказательств полной самостоятельности жанра дневника он считает тот факт, что «“элементы дневника” могут быть и бывают составной частью едва ли не всякого прозаического жанра. При этом “дневник”, “отрывки из дневника”, “дневниковые записи” и даже “характер обыкновенного дневника” не удается ассимилировать ни одной структуре. Дневник также легко узнаваем, как, например, афоризм» .

Стоит еще раз упомянуть, что в современной науке проблема взаимосвязи мемуарной литературы и дневника является одной из дискуссионнных. Сопоставление мемуаров и дневника как жанров позволяет выявить основной критерий дневнико-вости. При сравнении характерных признаков двух жанров возникает неизбежная временная оппозиция: подневные записи», ведущиеся синхронно, в одном случае, и воспоминания с последующим их осмыслением - в другом. «Синхронность/диахрон-ность» является тем признаком, который позволяет перенести дневники и мемуары в две различные жанровые плоскости, имеющие соответственно и различные системы координат. Добавим, что в дневниках, в отличие от мемуаров, текст не воссоздается, а создается, что позволяет говорить о высокой степени достоверности фактического материала, представленного в документах этого жанра.

Чем значительнее временная дистанция, тем больше оснований усомниться в достоверности написанного, причем отнюдь не по вине автора с

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

его личными пристрастиями. В этом случае вполне естественна аберрация памяти, возникающая у пишущего мемуары по прошествии определенного периода времени. Дневник же, в котором временная дистанция сведена до минимума, предполагает в качестве основных жанровых признаков непосредственность, спонтанность, достоверность изложения. Самым существенным для автора является первичное, эмпирическое восприятие действительности. Текст создается «по горячим следам событий», поэтому стремление автора к объективному изложению событий не вызывает сомнений (если, конечно, автор не ставит своей целью мистификацию). Сведенная до минимума временная дистанция ставит автора дневника в положение объективного наблюдателя, разумеется, с учетом собственного «видения». Это качество, присущее всем документальным жанрам, нашло отражение в обобщенном их названии - «эго-текст или «эгодокумент». Субъективность в дневнике прежде всего проявляется на уровне отбора фактов, производимого автором, и оценке событий «по горячим следам». «Единственным критерием значимости факта, события <...> становится личная заинтересованность или причастность автора к ним, тогда как значимость истинная, объективная определяется временем. Каждодневное писание, фиксация происходящего “по горячим следам” оберегает или избавляет от ошибок, но не позволяет вынести бесстрастное суждение.» Тем не менее, даже с этой поправкой дневник является своеобразным первоисточником, аутентичным документом своего времени. На эту особенность в свое время обратила внимание М.В. Нечкина: «Дневник, как правило, является более ценным первоисточником, нежели позднейшие мемуары» .

Если говорить о последних, то «изначально жанр воспоминаний предполагал их публикацию спустя определенное время и после определенной подготовительной работы. <...> События воскрешаются спустя определенный промежуток времени, поэтому автору иногда необходимо провести необходимые уточнения» . В процессе работы над мемуарами, когда у пишущего невольно происходит «пересоздание» действительности и изменяется ракурс восприятия, реконструкция событий несомненно требует привлечения «подсобного» документального материала: дневников, записных книжек, писем, заметок. В этом случае для «позднейших» мемуаров все это будет являться хотя и необходимым, но все же «вторичным» материалом. В результате происходит то самое «смешение» понятий, какое имеется сейчас в современной науке о документалистике. В свою очередь, мемуары тоже

могут выступать в качестве «вторичного» материала, как, например, в дневнике Е. Шварца, когда особые жизненные обстоятельства драматурга способствовали появлению особой формы записей .

В контексте проблемы разграничения жанров достаточно значимым представляется еще один критерий «дневниковости» - литературная необработанность записей, их «первообразность», поскольку последующая обработка дает исследователям повод говорить о переходе дневникового жанра в мемуарный. В этом плане показательна история дневника З. Гиппиус «Синяя книга. Петербургский дневник», где записи ведутся с 1 августа 1914 года по 6 ноября 1917. Известно, что в 1927 году Гиппиус, готовя дневник к печати, произвела правку своих записей и переписала текст начисто. Предполагается, что и последующие дневники писательницы «Черные тетради» и «Серый блокнот» также были подвергнуты предварительному авторскому редактированию. Предоставляя доказательства «вторичности» текстов З. Гиппиус, А.М. Новожилова, однако, не сомневается в жанровой природе документов и однозначно рассматривает их как литературные дневники .

Иного мнения придерживается Н.Н. Кознова, анализируя книгу З. Гиппиус «Серое с красным» (Дневник. 1940 - 1941 гг.): «Стоит заметить, что многие мемуары писательницы изданы под общим названием “дневник”, но далеко не всегда представляют собой действительно ежедневные записи». Дело в том, что «значительная часть вышеназванной книги восстановлена, по свидетельству самого автора, по кратким записям, сделанным несколько месяцев назад» . На том же основании, хотя и с некоторой оговоркой, исследовательница относит к мемуарным жанрам и «Окаянные дни» И.А. Бунина: «.с позиции композиционного построения, дневник - ведущая форма в структуре «Окаянных дней», с точки зрения содержательной - он был бы неполным без авторских комментариев и включений мемуарного характера, поэтому дневниковый текст в бунинской книге находится в равных смысловых соотношениях с мемуарным. Дневники и воспоминания не только дополняют, но и заметно усиливают смысловое значение друг друга» .

В приведенном выше высказывании обращает на себя внимание обстоятельство, при котором авторские записи бесспорно можно назвать дневником. Это композиционное построение, которое обеспечивается с помощью структурообразующего элемента - датировки, или «обозначения дат». Эта «примета» жанра является еще одним критерием «дневниковости». Именно этот формальный признак в первую очередь заставляет взглянуть на

ФИЛОЛОГИЯ

любой текст с точки зрения дневниковости и дает повод причислять к этому жанру другие разновидности документальных автотекстов. «Реальный» дневник должен быть структурирован - по числам, дням недели, месяцам, в крайнем случае, по годам. Все эти внешние атрибуты, как правило, присутствуют во многих дневниках, но иногда авторы обходятся и без них: это зависит от условий ведения, авторской установки. К примеру, З. Гиппиус всегда точно датировала каждую запись, даже если события описывались несколько дней спустя, С. Каблуков заранее «расписывал» тетрадь, которой надлежало стать дневником, по числам, дням недели, праздникам, и лишь затем методично, день за днем, заносил туда события и впечатления. А в дневнике Е.П. Казанович записи не всегда датированы и часто представляют собой сплошной текст. Если дневник не структурирован, но велся регулярно, в большинстве случаев он открывает возможность хронологической реконструкции и по записям можно установить не только реальное историческое время, но и проследить эволюцию взглядов автора. Так обстояло дело с ранними дневниками М.М. Пришвина.

Наличие датированных записей, формальный показатель «дневниковости» - возможно, не самый очевидный критерий в определении жанра, но, с другой стороны, структурированность дневника обеспечивает ему устойчивый, постоянный облик и вместе с тем облегчает работу автору в создании текста. Именно этим обстоятельством объясняет Д. Кин популярность обращения к этому жанру японцев, которые «всегда испытывали затруднения, когда дело касалось композиции»: «.У дневников есть уже готовая композиционная структура - течение времени. Твердая последовательность дней и месяцев освобождает от любой другой композиционной основы» .

ствами вызвана потребность вести дневник и каковы исходные мотивы этой потребности.

Свою книгу «Дневник в России Х1Х-ХХ века - эго-текст, или пред-текст» М.Михеев начинает с прямого вопроса: «Для чего пишется большинство дневников?», оговариваясь, что под дневником он имеет в виду «не литературный дневник (то, что будет впоследствии почти обязательно опубликовано - как дневник писателя), <...> а прежде всего то, что в большинстве безымянных случаев пишется без расчета на аудиторию и не для потомков, но лишь для себя самого.» Вопрос этот первостепенен, так как ответ на него будет содержать указание на побудительные причины, вызвавшие к жизни дневник, а уж от них, в свою очередь, зависит и степень исповедальности.

Так, в первых дневниках С. Каблукова исповедальное начало полностью отсутствует, и это вполне согласуется с авторской задачей: запечатлеть и сохранить для потомков знаковые события своего времени, передать характеры уникальных личностей, предельно ясно выразить свое отношение к изображаемому. Дневники З. Гиппиус, А. Блока,

В. Брюсова, М. Кузмина создавались с иной установкой: основным мотивом, помимо прочих, было стремление воссоздать и запечатлеть символистское мироощущение. Степень исповедальности в этом случае варьировалась от самых интимных откровений до явно выраженной криптографии. Характер же «исповедания» М. Пришвина, дневники которого представляют сложное, многоструктурное по своим установкам и задачам образование, не поддается однозначному определению. Здесь необходимо учитывать все артефакты, сопутствующие процессу создания дневников писателя. Применительно ко всему вышеизложенному уместно вспомнить высказывание Л.Я. Гинзбург: «И дело тут даже, собственно, не в том, чего хочет человек; скорее в том, какого именно самовыражения требует от него среда, время, конкретная ситуация, его собственные способности и возможности» .

«Исповедальность» как один из главных жанрообразующих признаков дневника возвращает к другому, не менее важному, зафиксированному в справочных литературоведческих изданиях, - это форма ведения записей от первого лица, что, в свою очередь, неизбежно поднимает вопрос о дневнике как особой форме автокоммуникативного текста, где оппозиция автор/адресат имеет принципиальное значение. На это обратил внимание В.Н. Топоров, анализируя дневники Андрея Тургенева и Исикава Такубоку: дневник «не просто интимен (интимна и исповедь), но интимность его такова, что она не предполагает читателя: поначалу дневник был вне-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

литературным жанром и, естественно, не предполагал не только читателя, но и “исповедника”, того, к кому обращена исповедь, даже если она тайная» . Способ коммуникации важен и как жанровый разграничительный признак для всей сферы автобиографических текстов. Уместно вспомнить и определение М.М. Бахтина, где под жанром понимается: «. устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками» .

Лингвист А. Зализняк, выделяя основные признаки дневника, также опирается на положения М.М. Бахтина. Она исходит из того, «что категория жанра формируется конвенциями отношений с адресатом, которые принимает на себя пишущий в данном произведении» . Поэтому закономерно, что в качестве первого и главного признака дневника А. Зализняк выделяет тождество адресата и автора.

Рассматривая формы социальной коммуникации, ученые-социологи также считают способ коммуникации доминирующим жанрообразующим признаком: «.дневник сугубо личностен, инпро-визационен; он может быть насыщен фактами («записная книжка»), переживаниями, размышлениями («ауторефлексия»); может быть регулярным или эпизодическим, воспроизводящим последовательность событий («хроника») и отражающим движение чувств или хода мыслей («поток сознания»). Можно продолжать перечисление вариаций. Принципиальным для нас является то, что дневник в любом случае обращен главным образом к самому себе, в этом его смысл и «организующее начало» .

Если обратиться к самому дневниковому тексту, то здесь, помимо внутренне присущих ему признаков, таких, как достоверность, информативность, спонтанность, следует особо отметить его прин-

ципиальную незавершенность, которую, однако, в то же самое время можно рассматривать и как завершенность. Парадоксальность этого положения связана с особенностями строения дневникового текста: с его «бессюжетностью», отсутствием смысловой завершенности, расщеплением единого повествования, дискретностью чувств, исторических фактов, событий личной жизни. Автор дневника волен в любой момент прекратить свои записи по причинам как субъективным, так и объективным, в том числе из-за собственной смерти. Тем не менее, в какой бы точке не остановилось «дневниковое время», повествование всегда будет восприниматься как некая законченная текстовая структура. Такая особенность дневника как жанра исключает возможность его рассмотрения по «законам», применимым к художественному произведению, так как «художественной литературе и дневникам присущи разные типы обобщения и познания. <.> И если в литературе, по меткому наблюдению Л.Я. Гинзбург, “образ возникает в движении от идеи к выражаемому личному”, «то в дневниках - при движении от данного единичного к обобщающей мысли.»

Возвращаясь к проблеме критериев «днев-никовости», попытаемся выделить некоторые из них, расположив по принципу обязательной или возможной их реализации в тексте. Во-первых, это синхронность, которой определяется способ отражения действительности; во-вторых, автокоммуникативность, являющая тождество автора и адресата; в-третьих, необработанность материала, его «первообразность»; в-четвертых, датировка, выполняющая роль структурообразующего начала; в-пятых, интимность, искренность, правдивость записей. Что касается последнего критерия, то его наличие и реализация напрямую зависят от авторской интенции, которая в свою очередь определяется временем и личностью создателя дневника.

Библиографический список

1. Алексеев А.Н., Ленчовский Р.И. Профессия - социолог (Из опыта драматической социологии: События в СИ РАН 2008 / 2009 и не только). Документы, наблюдения, рефлексии. В.4.т. СПб.: Норма, 2010. Т. 3. 552 с.

Бахтин М.М. Проблема речевых жанров. Собр соч.: В 7 т. Т. 5. Работы 1940 1960 гг. М.: Русские словари,

Большая Российская Энциклопедия: В 30 т. М. 2007. Т. 9.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Сов. писатель, 1977. 464 с.

ЗализнякА.А. Дневник: к определению жанра. Новое литературное обозрение. 2010, № 106.

Кин Д. Странники в веках. Пер. с англ. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. 328 с. Кознова Н.Н. Дневники, письма, мемуары: к вопросу о взаимодействии жанров. Вестник МГОУ Серия «Русская филология». 2009, № 1.

8. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. М.: Мегатрон, 1998. 276 с.

9. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

10. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

ФИЛОЛОГИЯ

11. МихеевМ.Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX - XX). М.: Водолей Publishers, 2007. 264 с.

12. Местергази Е.Г. О «документальных» жанрах. Вестник МГОУ Серия «Русская филология». 2007, № 2.

13. НечкинаМ.В. Грибоедов и декабристы. М.: Худож. лит., 1977.. - 735 с.

14. Новожилова А.М. Петербургские дневники Зинаиды Гиппиус («Синяя книга», «Черные тетради», «Черная книжка», «Серый блокнот»): проблемы поэтики жанра: автореф. дис. .канд. филол. наук. СПб., 2004.

15. Подгорский А.В. Жанр дневника в английской литературе эпохи Реставрации: автореф. дис. .д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1998.

16. Рудзиевская С.В. Дневник писателя в контексте культуры XX века. Филологические науки. 2002, № 2.

17. Топоров В.Н. Два дневника (Андрей Тургенев и Исикава Такубоку). Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. Выпуск четвертый. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. 301 с.

18. Тынянов Ю.П. Литературный факт. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 576 с.

19. ХализевВ.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 2000. 398 с.

20. Шварц Е.Л. Живу беспокойно.: Из дневников. Л.: Советсткий писатель, 1990. 752 с.

The author of the article raises the problem of the diary criteria. The different genres of autodocumentary literature are involved in the comparative analysis: memoirs, autobiography, confession. The author comes to the conclusion that the main genre forming features are synchronism, authorcommunication, literary rawness of the material, dating ofpapers.

Key words: diary, genre criteria, memoirs, synchrony, diachrony, authorcommunication.

E.M. KRIVOLAPOVA

ON THE PROBLEM OF THE GENRE FORMING DIARY FEATURES

Сочинение в жанре дневниковых записей является нетрадиционным сочинением, к традиционным относятся сочинение-повествование, или . Сочинения в виде дневника иногда задают по русскому языку, однако чаще – по литературе.

В практике преподавания литературы накоплен большой опыт использования различных форм изложения от имени автора или от имени героя, именно эти практики легли в основу такого , как дневниковые записи.

Дневники, как и сочинения в этом жанре могут быть разными:

  • Дневник-собеседник –это такой дневник, которому доверяют тайны, приводят собственные рассуждения, сокровенные мысли.
  • Дневник альбом – в котором, помимо текста, много рисунков.
  • Дневник — копилка счастья – здесь записывают только хорошее, что случается в повседневной жизни
  • Путевой дневник – ведётся во время путешествия, рассказывается о впечатлениях от увиденного.

Особенности сочинения-дневниковой записи.

Если мы говорим о литературе, то здесь сочинения в жанре дневниковых записей могут быть нескольких видов:

  • дневник, написанный от лица очевидца событий (возможно, придуманных);
  • дневник, ведущийся от лица литературного героя;
  • дневниковые записи от лица ученика, который постепенно осваивает какое-либо произведение или изучает творчество писателя.

Для того, чтобы успешно написать сочинение в виде дневниковых записей по литературе

1) ученик должен хорошо знать текст: сюжет, причинно-следственные связи в произведении, понимать поступки героя, уметь их мотивировать;

2) от ученика требуется хорошее понимание психологии героя: ему необходимо вжиться в характер персонажа, понять его образ мыслей и суметь их передать, т. е. нужно овладеть стилем чужой речи (лексикой, особенностью построения предложений и т. д.).

Одним словом, при написании сочинения в виде дневниковых записей по литературе ВЫ ДОЛЖНЫ вжиться в образ, думать и действовать в соответствии с логикой героя в литературном произведении, логикой развития сюжета и композиции.

Если мы говорим о сочинении в жанре дневника, которые задают по языку, то тут есть множество вариантов. Чаще всего предлагается картина, к которой нужно написать сочинение. В таком случае вам нужно описать то, что происходит на картине от первого лица, можно придумать события, предшествующие данной истории или произошедшие после нее, и записать это в виде дневника.

Как написать сочинение в виде дневниковых записей?

Несколько простых советов:

  • Будьте искренними – это же дневник! Пишите от первого лица.
  • Используйте даты / указание времени.
  • Записи могут быть разными по характеру, по длине, по настроению.
  • Некоторые записи просто рассказывают о произошедших событиях, в других дается оценочное мнение.
  • Записи могут быть отрывочны
  • Написан в виде монолога

Дневник является эпистолярным жанром. В этом жанре написано множество известных произведений – к примеру, «Дракула» Брэма Стокера или Дневник анны Франк.

Прежде чем, написать сочинение, стоит задуматься: а зачем люди ведут дневники? Понимание этого поможет вам сделать сочинение в большей степени похожим на дневниковые записи.

Вот некоторые из наиболее распространенных причин, почему люди ведут дневник.

  • Чтобы осмыслить то, что произошло.
  • Порассуждать, почему вышло так, а не иначе.
  • Чтобы спланировать дальнейшие действия.
  • Чтобы привести в порядок мысли.

Дневниковые записи чаще описывают те события, которые уже произошли, но иногда высказываются мысли по поводу того, что еще предстоит.

В отличии от настоящего дневника, сочинение в виде дневника нужно писать грамотно. Предложения должны быть логически связаны.

Знакомство учащихся с особенностями жанра дневниковых записей;развитие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции;воспитание устойчивого интереса к чтению.

Урок развития речи в 7 классе

    Познакомить учащихся с особенностями жанра дневниковых записей;

    Развитие и совершенствование коммуникативной и культуроведческой компетенции;

    Воспитывать устойчивый интерес к чтению.

Ход урока

"По дневнику весьма удобно судить о самом себе".

Л. Н. Толстой

Погружение в тему урока

    А кто из вас, ребята, ведет днев-ник?

    Я веду, по совету учителя геогра-фии: дневник помогает мне вести наб-людения за природой.

    А я записываю в дневник свои впечатления о прочитанных книгах, записываю имена героев книг, выра-жения, которые мне нравятся.

    Помогают ли вам в чем-нибудь записи в дневниках?

    Конечно, помогают, особенно при устных ответах или при подготовке к сочинениям.

    Это очень хорошо, что некоторые из вас ведут дневники. Когда человек фиксирует увиденное или прочитанное, он лучше помнит людей и события, при необходимости может опереться на эти воспоминания. Только не ведите такой дневник, какой был у писателя Марка Твена в детстве. Помните, как он сам потом смеялся над ним: «Понедельник: встал, умылся, лег. спать. Пятница через месяц: встал, умылся, лег спать».

    Я и сейчас с гордостью думаю, — пишет М. Твен, — что даже в столь юном возрасте я, встав поутру, умывался.

    Слово дневник вам хорошо знакомо. Каково его лексическое значение?

    Малый толковый словарь под редакцией Лопатина дает такое определение:

Дневник -

    записи, ведущиеся изо дня в день;

    ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.

Словарь Даля толкует так: Дневник - поденные записи.

Литературовед: Дневник - литературно-бытовой жанр в художественной литературе - форма повествования от первого лица, которое ведется в виде повседневных, как правило, датированных записей.

Почему люди ведут дневники?

    Для самоанализа своих действий и поступков.

    Для записи наблюдений, для познания себя и окружающего мира.

    От одиночества.

Беседа об особенностях дневниковых записей

Учитель: Чем же отличаются дневниковые записи от каких-либо других записей?

    Каждая запись почти всегда приурочена к определенной дате.

    Предельная искренность, откровенность высказывания.

    Зашифрованность или полное сокрытие имен и фамилий.

    Фиксация «только что» случившегося или перечувствованного не только личного характера, но и общезначимого.

Учитель: Вы совершенно правы. Все эти элементы обеспечивают непринужденный выбор и расположение материала и позволяют создать иллюзию свободного выражения мыслей и впечатлений автора - повествователя. В этом отношении дневник ближе к письмам, чем к воспоминаниям. У вас на мониторах фрагмент дневниковых записей А.С. Пушкина.

«В 1821 году начал я свою автобиографию и несколько лет сряду занимался ею. В конце 1825 года, при открытии несчастного заговора, я принужден был сжечь записки. Они могли замешать многих и, может быть, умножить число жертв. Зато буду осмотрительнее в своих показаниях, и если записки будут менее живы, то более достоверны»

    Чем интересны дневниковые записи А.С. Пушкина?

    Поэт записал фразы, факты, которые могут быть использованы в работе над произведением.

    Дневник А.С. Пушкина по своей функции сближается с «записными книжками»

    Эти записи делаются для себя и не рассчитаны на публичное восприятие, что придает записям особую подлинность, достоверность.

Учитель: Сочинения в жанре дневниковых записей могут быть интересны своими развернутыми, вдумчивыми суждениями:

    об особенностях творчества какого-либо писателя;

    о каком-то прочитанном произведении;

    о волнующем воображение литературном герое.

Такие сочинения приближаются практически к рецензиям, носят оценочный характер. Но при этом их должно отличать особая откровенность пишущего, искренность его впечатлений и переживаний.

На мониторе вам представлены два текста. Определите, какой из текстов относится к жанру дневниковых записей.

    Гринев приехал в Белогорскую крепость. Он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрепанными волосами. Перед ней стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Увидев Гринева, Маша закричала. Петр Андреевич был не один.

    17 марта 1774 года. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту.

Ученик: Второй пример соответствует требованиям к сочинению в жанре дневниковых записей. А первый фрагмент дневником не является, так как в тексте имеются следующие неточности: нет даты, речь ведется от третьего лица, сообщается о тех фактах, свидетелем которых Мария Ивановна быть не могла

Учитель: Заполните таблицу «Отличительные особенности жанра дневниковых записей»

Учитель: Напишите миниатюру в жанре дневника. (Несколько работ зачитываются)

10.02.2007г. провел весь день дома. Взял с полки повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», начал читать. В который раз перечитываю это произведение, но все равно чувства переживаю те же самые. Это что-то необыкновенное. Захватывающее. До самой ночи не мог оторваться

Учитель: Молодцы! Вы сегодня были внимательны, любознательны и активны. А что нового для себя вы взяли на уроке? (ответы учащихся)

Домашнее задание: Напишите сочинение в жанре дневника на одну из тем «История моей школы», «Почему так названа моя деревня»

Литература

    В.И. Даль. Толковый словарь русского языка/ Москва: «Аст. Астрель», 2006г.

    Т.А. Калганова. Сочинения различных жанров/ Москва: «Просвещение», 2000г.

    А.М. Ежова. Обучение сочинению, Литература в школе//2002// №5.

    Н.И. Иванченко-Свиридова. Как написать хорошее сочинение/ Санкт - Петербург: «Абрис Д», 2006г

    Т.О. Скиргайло. Сочинения разных жанров/ Казань: ИПКРО РТ, 2001г